Город иерихон древний. Древнейший город Иерихон, Израиль: что посмотреть, о чем знать до приезда
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

САМЫЙ ПЕРВЫЙ ГОРОД. ИЕРИХОН И ЧАТАЛ-ГУЮК. Город иерихон древний


Иерихон - библейский город в Палестине

Чем известен этот город? В русский язык вошло словосочетание «трубы Иерихонские». Оно означает громкий клич, предзнаменующий катастрофу. Еще мы знаем, что Иерихон – древнейший город в Палестине, да и, вероятно, на всей планете. Археологи открыли, что на этом месте люди беспрерывно жили десять тисяч лет! Интересен Иерихон и в плане географического расположения: он находится на 250 м ниже уровня моря. Это самый глубинный город на Земле. И, конечно же, стоит нам раскрыть Библию, как мы вскоре натыкаемся на упоминание об Иерихоне.Библейский город в палестине

В Ветхом Завете о нем говорится в книгах: Второзаконие, Судей, 2 Паралипоменон, Иисуса Навина. Но и в Евангелии библейский город в Палестине также не обойден вниманием. Приближаясь к нему, Господь наш исцелил слепого от рождения. Войдя в городские стены по пути в Иерусалим, Иисус Христос встретил Закхея, который был мал ростом, и потому забрался на смоковницу, чтобы видеть Мессию из-за окружавшего народа. Кстати, это дерево до сих пор живо, и его показывают желающим.

"Все это легенды", - скажет человек, не верящий Библии. Что говорят о «Городе Пальм» (по одной из версий, отсюда пошло название города Йёрихо) факты, то есть материальные доказательства? Ведь в конце XIX века, когда в библейский город прибыла первая археологическая экспедиция британцев, он представлял собою тихую провинциальную деревеньку. Английские ученые в 1868 году накопали довольно мало. Через 40 лет в деревню приехала другая экспедиция, на этот раз состоящая из немцев. Эта миссия, которой руководил археолог Э. Зеллин, сразу же стала копать глубоко. В результате в 1908 году ученые открыли древнюю городскую стену.Библейский город

На сегодняшний день стараниями археологов библейский город в Палестине явил 23 пласта ушедших цивилизаций. Первое поселение к западу от базарной площади современного Иерихона относится к 8-му тыс. до н. э. Но важно не это: поселение было не стойбищем диких кочевников, а именно городом. Об этом свидетельствует мощная восьмиметровая башня, датируемая эпохой докерамического неолита. Поселение бронзового века (7300 до н. э.) поразило ученых масштабностью городских укреплений. Почти не верится, что такие мощные стены могли воздвигнуть люди, не знающие железа.

Город в палестинеНемало в Иерихоне артефактов более поздних эпох: некрополь периода халколита, руины зимней резиденции царя Ирода, дворец периода арабской культуры 7 века. Но что же позволяет нам говорить, что Иерихон – именно библейский город в Палестине? Во-первых, это источник у холма Тель-ас-Султан, называемый ключом Елисея. В Четвертой Книге Царств (2:19-22) мы читаем, что всем хорош был город, только вот вода в нем была нехороша. Пророк Елисей бросил туда соль, отчего источник стал пригодным для питья. А недалеко от города возвышается гора, на которой Иисус Христос постился в течение 40 дней и был искушаем Дьяволом.

Но что значит «трубы Иерихонские»? Книга Иисуса Навина рассказывает, что древние евреи решили захватить это весьма удачное место в оазисе, поскольку им обещал оказать поддержку Яхве. Армия окружила библейский город в Палестине и стала громко трубить и издавать боевые кличи. В результате мощные фортификационные укрепления рухнули, а израильтяне перебили всех жителей за исключением одного дома колаборционистки и блудницы Раав. Имеет ли эта мистическая история хоть какое-то материальное подтверждение? Действительно, крепостная стена огромного города (17 гектаров, что неслыханно для античности) рухнула сразу в нескольких местах. Но причиной этому явился не трубный глас, а землетрясение.

fb.ru

Иерихон (город) - это... Что такое Иерихон (город)?

Координаты: 31°51′22″ с. ш. 35°27′47″ в. д. / 31.856111° с. ш. 35.463056° в. д. (G)31.856111, 35.463056

Иерихо́н (ивр. יְרִיחוֹ‎, Иерихо́; греч. Ίεριχώ; араб. أريحا‎‎‎‎, Ариха) — один из древнейших городов мира (первые следы жизни людей здесь относятся к 8-му тыс.

до н. э.), расположен на севере Иудейской пустыни, приблизительно в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и к северо-востоку от Иерусалима. Руины древнего Иерихона лежат к западу от современного города.

В Библии именуется также Ир ха-Тмарим («город пальм»).[1]

Здесь открыты мощная башня (8 метров) эпохи докерамического неолита (период А, 8400—7300 до н. э.), захоронения периода халколита, городские стены бронзового века, возможно, те самые, что, по преданию, пали от громких труб израильских воинов (знаменитые «иерихонские трубы»), руины дворца Ирода с банями, бассейнами и пышно украшенными залами, а также мозаичный пол синагоги (V—VI века). У подножия холма Тель-ас-Султан находится источник пророка Элиши (Елисея), который, согласно Библии, очистил его «горькие воды». В 3 километрах севернее современного города расположены руины византийского города и роскошного дворца омейядского халифа Хишама ибн Абд-эль-Малика (VIII—IX века). К западу от Иерихона возвышается Сорокадневная гора (гора Искушения), где, по преданию, Иисус постился сорок дней, искушаемый дьяволом. Учёные предполагают, что в окрестных холмах скрываются археологические ценности, сравнимые с «долиной царей» в Египте.

История

В позднем бронзовом веке Иерихон был процветающим городом, обнесённым стеной из кирпича-сырца. По одной из версий, город был разрушен древними евреями, вторгшимися в Ханаан, около 1550 г. до н. э. Согласно Библии, захватив город, евреи уничтожили всех его жителей и их скот, оставив в живых лишь блудницу Раав, которая пустила переночевать еврейских разведчиков. Сам же город был выжжен дотла.

Раскопки древнего города

Тоблер и Робинсон в середине XIX века вели раскопки холма среди равнины, неподалеку от Иордана, но ничего не нашли. В 1868 году Уоррен тоже копал на холме, и тоже ничего не обнаружил. В 1894 году на тот же холм обратил внимание ученых Блайз, полагая, что под ним все-таки скрывается Иерихон. А немец-археолог Зеллин в 1899-м изучил поверхность холма и обнаружил несколько черепков ханаанейской посуды. Он пришел к выводу, что его предшественники были все же правы: вероятнее всего, под наслоением скрывается древний город. Тем более что здесь сохранилась деревня под названием Эриха…

В 1904 году немцы Тирш и Гельшер побывали здесь и собрали новые данные, указывающие на правильность выводов тех, кто пытался обнаружить Иерихон именно в окресностях Эрихи. Но честь первооткрывателя все же принадлежит Зеллину. В 1907 году раскопки Зеллина добыли материалы, подтвердившие всё, о чём мечтала археология: он обнаружил дома и часть городской стены с башней (пять рядов каменной кладки и сырцовая кладка высотой 3 метра). Наконец, в 1908 году были организованы серьезные раскопки (Восточное общество Германии), руководителями работ которых были Зеллин, Ланген-Эггер и Ватцингер. В 1909-и к ним присоединились Нельдеке и Шульце.

Несмотря на значительные недостатки, с которыми были произведены раскопки, даже на то обстоятельство, что учёные непременно желали «подогнать под Библию» многие открытия, главный вклад Зеллина и его коллег в науку тот, что история Иерихона перестала быть исчисляемой с Иисуса Навина и ученый мир получил один из древнейших городов Ханаана, уходящий своим началом в 3—4 тыс. до н. э.

Наиболее значительные раскопки памятника были проведены британскими экспедициями под руководством Джона Гарстанга в 1930—1936 годах и Кетлин Кеньон в 1952—1958.

Современная история

В 1967 г. в ходе Шестидневной войны занят израильскими войсками. В 1993 г. передан Палестинской автономии.

Примечания

  1. ↑ Втор. 34:3; Суд. 3:13; II Хр. 28:15

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

САМЫЙ ПЕРВЫЙ ГОРОД. ИЕРИХОН И ЧАТАЛ-ГУЮК. Тайны древнего мира

САМЫЙ ПЕРВЫЙ ГОРОД. ИЕРИХОН И ЧАТАЛ-ГУЮК

Среди вопросов, которые задавали себе историки и археологи, весьма важным был такой: когда люди поняли, что им выгоднее и удобнее жить в городе, под защитой каменных стен, в безопасности от врагов?

В общем и целом на этот вопрос можно ответить так.

Это случилось, когда люди перешли от каменных орудий к металлическим. С одной стороны, новые орудия труда позволили им получить урожай, которого не только было достаточно для того, чтобы прокормить себя и свою семью, но еще и оставалось вдоволь, чтобы обменять на одежду, посуду, кинжал или корову.

Но как только появилась возможность произвести больше, чем нужно самому себе, то нашлись другие умники, которые подумали: зачем нам трудиться, если можно отнять у соседа?

Такие умники называются военными. Во все времена и у всех народов военные или отнимали добро у тружеников, или не давали чужим военным это сделать.

Военных постепенно развелось немало. Выгодно – вот и развелись.

Как защититься от этих бандитов в отдельно стоящем доме или в деревушке, состоящей из нескольких домов? Невозможно.

Поэтому люди сговорились защищать свое добро вместе. И начали возводить вокруг своих жилищ стену – причем постепенно внутри этих стен селилось все больше ремесленников, торговцев, жрецов, то есть народа, не связанного с полевыми работами.

И, конечно же, в городе стал жить и вождь племени или нескольких племен. Он строил себе башню и обещал защищать город, если ему за это как следует заплатят.

Вот и еще один бездельник на шее у племени.

А куда денешься? Лучше отдать часть, чем расстаться со всем добром, а может, и самой жизнью.

Так образовались первые города.

Но где и когда это случилось?

Раньше все думали, что первые города возникли или в Древнем Египте, или в Двуречье, в низовьях Тигра и Евфрата. Ведь именно там вскоре расцвели величайшие государства древности.

Но уже давно ученые задавали себе вопрос: почему и в Египте и в Двуречье мы сразу сталкиваемся с развитой цивилизацией? Даже в самых первых слоях египетских и шумерских раскопок встречаются грамотно построенные дома и храмы, посуда там обожженная, разнообразная...

Но где же египтяне и шумеры этому научились?

А раз ответа на этот вопрос не было, то ученые стали искать первые крупные поселения – не деревушки охотников, не общие дома племени, а те поселения, из которых потом выросли города.

Итак, десять тысяч лет назад отступил последний ледник, и мир стал почти таким же, как сегодня, – правда, Сахара и Двуречье были более влажными и плодородными, чем сейчас.

Первые фараоны начали править Египтом примерно за три тысячи лет до нашей эры, то есть пять тысяч лет назад. Есть гипотеза о том, что египтяне – потомки обитателей Сахары, плодородной страны, в которой водились слоны и бегемоты, где было немало поселений каменного века, и следы их остались в безводной пустыне.

Но мир Ближнего Востока невелик. Только если очень постараться, можно сорок лет бродить по Синайской пустыне, как это вроде бы сделал народ Моисея, отыскивая Палестину. На самом деле идеи и товары, люди и слухи обегают этот мир – от Нила до Босфора – за несколько дней. И если где-то построен город, то можно ждать, что вскоре этот пример будет подхвачен соседями.

Правда, первыми в списке на древность стояли города несколько иного района – они располагались в долине Инда, то есть в Индии, и их обнаружили англичане еще в XIX веке. Эти города были покорены и разрушены воинственными ариями, ворвавшимися в Индию в середине II тысячелетия до нашей эры. Но, судя по всему, их построили за много столетий до нашествия ариев.

А ближе к Двуречью и Египту?

Везение долго ускользало от археологов, хотя все время казалось – вот-вот будет найден первый город мира! Загадку решить никак не удавалось.

И вдруг случилось! В 1955 году английский археолог Барбара Кеньон отыскала следы города Иерихона.

Давайте вспомним, что это за город.

О нем немало говорится в Библии. Там его еще называют «городом пальм», лежащим на берегу реки Иордан.

Израильтяне решили его завоевать, для чего сначала послали лазутчиков. Царь Иерихона прознал, что в городе появились вражеские шпионы, и велел Рааве-блуднице, то есть женщине легкого поведения, у которой остановились эти злодеи, немедленно выдать их ему для допроса.

Представляете, как в том городе все уважали Рааву-блудницу и права человека в целом, если царь не мог вот так, запросто послать к ней в дом полицейских и арестовать вражеских агентов!

Получив требование царя, Раава велела лазутчикам бежать – спустила их на веревке с крепостной стены, и они, проплутав три дня по горам, вернулись к израильскому вождю Иисусу Навину и выложили ему все секреты Иерихона.

Дальше начинаются сплошные загадки.

Навин узнал о крепостных укреплениях Иерихона что-то такое, что заставило его отказаться от штурма или осады, а вместо этого приказать оркестру израильских инструментов шагать вокруг города, громко гудеть в трубы и бить в барабаны.

После седьмого круга стены Иерихона вдруг упали – буквально рассыпались в прах.

После этого израильские войска беспрепятственно вошли в беззащитный город, и «все в нем было предано мечу и истреблению».

Больше того, Навин был так сердит на несчастный Иерихон, что проклял любого, кто посмеет этот город восстановить.

Почему так случилось – не представляю, и Библия молчит.

Правда, потом, по истечении веков, как утверждает эта книга, Иерихон все же был восстановлен, но уже не имел самостоятельности, и в нем располагалось уникальное в мировой истории учебное заведение – училище пророков. Каким-то образом с этим училищем был связан знаменитый пророк Илия.

Но скажите на милость, что можно преподавать пророкам? Чему мы, простые смертные, можем их научить? Они же общаются напрямую с богом. Эта загадка для меня неразрешима.

Насколько я понимаю, библейский, а затем и античный Иерихон никогда никуда не пропадал. Только, как писал сто лет назад один уважаемый русский паломник по святым местам, «дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон через так называемую пустыню Иерихонскую, в настоящее время небезопасна по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений».

Но мы сейчас говорим о первоначальном Иерихоне, легендарном, стены которого якобы рухнули от звука труб войска Иисуса Навина.

Именно его откопала в 1955 году английская археологиня.

По мере того, как археологи углублялись в культурные слои Иерихона, обнаружилось, что они уходят вглубь по крайней мере на восемь тысяч лет.

Иерихон оказался значительно старше, чем самые древние постройки в Египте и Двуречье.

До этих раскопок ученые полагали, что восемь тысяч лет назад люди еще жили в хижинах и землянках, а то и в пещерах и помыслить не могли о том, чтобы построить город и обнести его каменной стеной.

А в Иерихоне, причем в его древнейших слоях, были обнаружены толстые крепостные стены и даже массивная крепостная башня. Площадь Иерихона превышала десять гектаров, и в нем в тесноте, но безопасности обитало до пяти тысяч человек. Это и по нынешним меркам город, а по тогдашним – просто гигант!

Причем дома внутри города были обнесены стенами, образующими дворы. В центре города стояли дома побольше, в которых жили вожди или жрецы.

Древность Иерихона, подтвержденная современными способами измерения возраста материалов, была так велика, что в нее трудно было поверить, и многие не верили.

Но если был Иерихон, рассуждали ученые, то, вернее всего, он был не одинок. Ведь законы развития общества едины для всех людей.

Вскоре очередная находка подтвердила древность городских культур. В Турции, в местности Анатолия, в 1961 году археологи отыскали город Чатал-Гуюк.

Уже после первого сезона раскопок стало ясно, что найден город не менее древний, чем Иерихон. А когда археологи сняли с холма, где стоял когда-то город, десять метров культурных напластований, то обнаружили еще более старые следы седьмого тысячелетия до нашей эры.

Чатал-Гуюк достался археологам в лучшем состоянии, чем Иерихон, и о его строениях и обитателях известно куда больше, чем о иерихонцах.

В самых древних слоях города обнаружили немало зерна, костей коз, свиней и овец, а также собак. Кроме того, там были кости диких зверей, на которых охотились жители Чатал-Гуюка, рыболовные крючки, рыбьи кости и чешуя, что говорит о рыболовстве, а также сосуды со следами меда.

Город постепенно, шаг за шагом отделялся от сельской местности. В его жителях числились и землепашцы, и охотники, и пчеловоды, но в то же время там жили ремесленники разного толка, торговцы, жрецы и племенная знать.

В Чатал-Гуюке культурные слои остались не тронутыми позднейшими застройками или пахотой. Снимая слой за слоем, археологи могли медленно уходить вглубь времен.

И вскоре в Турции было сделано очень важное открытие: ученые нашли первые известные нам хорошо вылепленные глиняные сосуды, обожженные на огне. А это была настоящая революция в истории человечества.

Эти сосуды стали покрывать глазурью и даже орнаментом. Но гончарного круга жители первого города еще не знали.

Почему это так важно?

Потому что глиняные сосуды, найденные в Египте, даже самые древние, сделаны уже очень тщательно, на гончарном круге. Явно за ними стоит древняя традиция, школа и умение. Но первые классы этой школы человечество прошло в Иерихоне и Чатал-Гуюке.

Каким же был самый первый город?

Кирпичная стена высотой четыре метра окружала несколько дворов, в которых насчитывалось примерно сорок домов.

У домов не было обыкновенных дверей и окон.

Хозяева попадали в них, поднявшись по приставной деревянной лестнице на плоскую крышу, а затем пройдя по крыше до дыры – дымохода. Под этой дырой на полу находился домашний очаг, то есть костер, окруженный камнями.

Спустившись, житель дома попадал в общее помещение – это была и гостиная, и кухня. Оттуда он мог пробраться к себе в спальню – от «гостиной» в эти клетушки вели узкие лазы, сквозь которые пролезали только на четвереньках.

Не очень удобно, зато довольно безопасно.

На полу центральных комнат обнаружились следы шерстяных ковров, а стены были расписаны узорами, которые очень напоминают орнамент на современных восточных коврах.

Но самое удивительное заключалось в том, что в этом небольшом городе исследователи отыскали по крайней мере три храма. В нашем понимании они не очень похожи на храмы, но это явно шаг вперед по сравнению с каменным алтарем на холме или кольцом камней. Эти храмы затерялись между домиков, и снаружи их трудно отличить от жилых помещений. Но внутри храмов находилась довольно большая комната, в которой могло собраться много людей, стены ее были расписаны грубым орнаментом и даже картинками, в которых можно угадать богинь, быков, баранов, лучников. Но еще интереснее оказались находки, сделанные в этих храмах. В углу одного из них стоял каменный ящик, набитый человеческими костями, и там же нашлись четыре кинжала из кремня. Ученые сходятся во мнении, что здесь приносили человеческие жертвы.

И наконец, в этих первых храмах найдены многочисленные фигурки из глины и мрамора – в основном это бородатые боги, толстые богини и даже один мальчик с леопардом.

Но что совсем удивительно – на стене одного из храмов красной краской намазан крест. Пока краска еще не высохла, в нее добавили истолченного в порошок хрусталя. И когда в храме горели костер или глиняные светильники, крест начинал сверкать и переливаться.

В последние годы отыскались и другие древние города. Впрочем, так бывает почти всегда – стоит археологам найти первый предмет или город, как подобные находки происходят и в других местах. А это значит, что история человечества становится длиннее и богаче.

И тут я подумал: а зачем все-таки Иисус Навин подсылал лазутчиков в Иерихон? Что они там такого узнали от блудницы Раавы? И почему вместо того, чтобы идти на штурм, израильтяне принялись ходить под стенами под музыку военного оркестра?

И вот что я придумал. А что, если Раава сказала лазутчикам, что стены Иерихона насчитывают уже много тысячелетий и стали такими ветхими, что в городе приказано громко не разговаривать и не петь песен – из опасения, что стены рухнут?

Недаром Иерихон – самый старый город на Земле. Вот Иисус Навин и воспользовался подсказкой...

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

какие велись раскопки, достопримечательности города

иерихон гоород

Иерихон – один из самых старых городов на планете, его возраст 10 000 лет. История этого израильского населенного пункта достаточно интересная и непрерывная – ни на один день Иерихон не оставался без жителей, а только строился и развивался.

Учитывая уникальность и особенность города, его упоминание в Ветхом и Новом Заветах, а также географическое расположение, не удивительно, что власть в нем переходила из рук в руки регулярно. Но и сейчас поселение остается одним из самых посещаемых мест Израиля туристами.

Читайте в этой статье

История города

Свое начало история города берет в 10000 году до н. э., когда здесь начали появляться стоянки натуфийцев. Этот народ занимался собирательством и охотой, что предполагало их кочевую жизнь. И они действительно сначала ставили на месте современного Иерихона свои временные дома и только в 9600 году до н. э. обосновались тут на постоянное место жительства.

Во времена докерамического неолита здесь строились дома и другие здания из самана – кирпича, изготовленного из глины и соломы. Они имели круглую форму с обязательными очагами и внутри, и снаружи. При раскопках была обнаружена древняя стена высотой почти 4 метра и шириной 2 м.

По мнению археологов, ученых и историков, она предназначалась для защиты поселения от наводнения. Имеются и остатки круглой, высокой постройки внутри города – скорее всего, это было сооружение для проведения каких-то религиозных обрядов.

иерихонИерихон был процветающим городом с массивными стенами из кирпича-сырца

В 1550 году до н. э. Иерихон считался процветающим городом, его обнесли стеной по всему периметру, но это не остановило древних евреев, которые вторглись и разрушили его. И только через несколько десятков лет город был восстановлен и начал свое развитие просто с невероятной скоростью.

Вплоть до 17 века Иерихон пережил правление нескольких десятков царей и императоров, при Константине Великом в нем даже активно работала христианская церковь с епископом.

После 17 века и вплоть до 19 этот населенный пункт постоянно подвергался нападениям – в нем жили евреи, которых мусульмане изгнали с Аравийского полуострова, поэтому война между крестоносцами и мусульманами была регулярной и разрушительной.

иерихон палистина

Современная история Иерихона тоже не скучная: в 1949 году город был занят Трансиорданией, а через 20 лет перешел под власть израильских войск. В результате всех перипетий в 1993 году Иерихон отошел к Палестинской автономии, а в 2000 году был принят закон, по которому приезжать сюда израильтянам строго запрещено.

Мнение эксперта

Анна Лебедева

Эксперт по туризму в Израиле

Важно знать, что в Иерихон можно приезжать только в сопровождении экскурсовода, гида и специализированной охраны. Город находится на границе спорных территорий, Палестина и Израиль постоянно за них борются, и во время обострения вооруженного конфликта в нем протекают самые настоящие бои. Тем не менее туристы сюда приезжают регулярно, а их безопасность обеспечивает израильская служба безопасности.

Упоминание Иерихона в Библии

Считается, что самым важным историческим событием для города является битва при Иерихоне, которая подробно описана в Библии (Ветхий Завет). Есть две версии паденя стены, окружающей населенный пункт. Первая гласит, что стена рухнула по причине слишком громких восклицаний воинов и игры в трубы армии, а вторая говорит о том, что евреи штурмом взяли город, разрушив стену «по кирпичику».

Подробно в Библии описано и пребывание в Иерихоне Иисуса Навина, который приказал уничтожить всех его жителей и пощадил только блудницу с ее детьми. Именно Иисус наложил проклятие на все богатство города, запретив пользоваться медью и золотом, серебром – начался период упадка населенного пункта.

Иерихон

В Библии описываются случаи, когда цари пытались брать штурмом город, отстраивать его заново и сразу же испытывали на себе заклятье – их армия была разбита более слабыми противниками, их одолевали страшные болезни. И только отдельные евреи отказались подчиниться Иисусу Навину, отвергли его попытки выселения народа из Иерихона и остались в нем, начав новую историю населенного пункта.

Раскопки в городе Израиля

Первые раскопки велись в середине 19 века. Тоблер и Робинсон активно изучали холм неподалеку от Иордана, полагая, что именно в нем скрывается город Иерихон, упоминающийся в Библии. Но все труды были напрасными, никаких остатков не было обнаружено.

древний город иерихон и холмВдалеке виднеется монастырь Каранталь

Вторая попытка провести раскопки на холме состоялась в 1894 году, и ученые нашли осколки посуды, относящейся к древнееврейской культуре. Это был настоящий успех, но исследование местности было приостановлено и возобновилось только в 1904 году немцами Гельшер и Тирш. Они вновь побывали на холме и подтвердили догадки своих предшественников о том, что под холмом скрыт древний город.

Но «первооткрывателем» стал совсем другой человек – Зеллин, который в 1907 году нашел материальные подтверждения гипотез и предположений.

иерихон постройкиДом, обитатели которого жили примерно за 3 тысячи лет до нашей эры

В ходе активных раскопок были отрыты и жилые дома, и защитная стена города, и места для ритуальных обрядов. Благодаря деятельности археологов был уточнен «возраст» города.

Особое внимание ученых привлекла защитная стена – было точно установлено, что она реально развалилась на две стороны (тут сразу же вспомнились библейские предания). Встал вопрос, как вообще можно было разрушить подобное сооружение точно на две стороны – внутреннюю и наружную? Споры по этому поводу ведутся до сих пор, потому что вручную создать такие разрушения просто невозможно.

раскопки в иерихонеПлетеный византийский орнамент с места раскопок в Иерихонераскопки иерихонаФрагменты широкогорлых амфор из раскопок в Иерихоне

Последние результативные раскопки проводились на месте древнейшего города в 1958 году. Сейчас ведется подготовка к продолжению подобных работ, в которых будет принимать участие и Россия.

Достопримечательности города

Первые признаки проживания древних людей в городе обнаружены с западной стороны современного поселения и относятся к восьмому тысячелетию до н. э. Туристы, посещающие Иерихон, могут прогуляться по древним улицам и увидеть:

  • восьмиметровую башню, построенную в докерамическом периоде;
  • главные стены города (развалины) – говорят, что это те самые, которые описываются в Библии;
  • синагогу, построенную в 5 веке – ее пол украшен мозаикой, которая частично сохранилась до наших дней;
  • дворец Ирода Великого.

Смотрите на видео о Храме Ирода в Иерихоне:

Гостям открыты к осмотру дворы больших домов, в которых расположены фонтаны и зоны отдыха, специальные комнаты для прислуги и мощеные булыгой дорожки. Рядом с основным холмом находится природный источник воды, названный в честь пророка Елисея. О нем имеются упоминания в Библии – вода из него всегда была непригодна для пития, но после посещения пророком стала вкусной и полезной, «живой».

Туристам обязательно предложат подняться на Сорокадневную гору. По преданию, именно на ней находился Иисус, когда держал пост 40 суток и постоянно проходил испытания/искушения дьяволом. Ученые небезосновательно предполагают, что в окрестностях этого места расположены хранилища различных археологических ценностей, поэтому собирается новая экспедиция, чтобы начать здесь раскопки.

сорокодневная гораНа склоне Сорокадневной горы, или горы Искушения, стоит одноименный греческий мужской православный монастырь

Главной достопримечательностью Иерихона является библейская смоковница – дерево, расположенное в центральной части города. Это дерево имеет высоту более 15 метров, его крона в диаметре 25 метров. Считается, что это дерево «видело» живого Иисуса Христа.

В 1995 году участок в 1 гектар был передан во владение России – как раз на нем и располагается это древо. В 2005 году, согласно новому законодательству Палестины, этот участок был переоформлен, но остался в ведении правительства РФ. Библейская смоковница – место поклонения паломников христианской религии.

туристуРекомендуем прочитать статью о том, что нужно знать туристу об Израиле. Из нее вы узнаете о валюте, политике, таможенных и визовых режимах, климате, истории и достопримечательностях солнечной страны.

А здесь подробнее об озере Кинерет.

Иерихон имеет противоречивую и богатую историю. Город удивителен и своим внешним видом – в абсолютной пустыне этот оазис с зелеными растениями и жизнью людей кажется миражом. Но это реальность, которая стала возможной благодаря сотням подземных речек и ручьев, источников – они питают землю города. Поселение даже в современном мире живет размеренно, ведь по преданию сюда снова вернется Иисус Христос. Его просто все ждут, несмотря на периодические военные конфликты.

Полезное видео

Смотрите на видео о древнем городе Иерихон:

Похожие статьи

  • Акко

    Город Акко в Израиле

    Город Акко, как его ещё называют древняя Птолемаида, расположен в Западной Галилее, на севере Израиля. Его возраст превышает 5000 лет.
  • Храмовая гора в Иерусалиме

    Храмовая гора в Иерусалиме

    Этот мусульманский храм возносит Израиль к одним из самых важных мест зарождения ислама. Именно здесь Мухаммед, привязав своего скакуна...

yofi-tofi.ru

Иерихон: самый древний город земли

11 тысяч лет назад в 30 километрах к северо-востоку от современного Иерусалима произошло событие, ознаменовавшее собой новую эпоху в развитии человечества. Одно из местных племен, названных позже натуфийцами, неожиданно для всех прекратило бродить по древнему Леванту и осело в живописном оазисе в долине реки Иордан. Еще не открыв для себя сельское хозяйство, не умея делать керамику и орудия труда из металла, натуфийцы, тем не менее, основали постоянное поселение, ставшее одним из первых городов на планете. Удивительнее всего тот факт, что оно, несмотря на все прошедшие многие тысячелетия, продолжает существовать все на том же месте. Onliner.by рассказывает об Иерихоне, древнейшем городе земли.

До окончания последнего ледникового периода человечеству, влачившему во время него достаточно жалкое существование, трудно было организовать более-менее крупный населенный пункт. Неблагоприятный климат и его регулярные изменения вынуждали представителей вида homo sapiens постоянно кочевать с места на место в попытках найти себе пропитание и, если повезет, продолжить род. Во время ледникового максимума (около 22—26 тысяч лет назад) вся северная Европа лежала подо льдами, включая даже фрагмент территории современной Витебской области Беларуси.

Жертвами этого оледенения стали, например, и несчастные неандертальцы, представители альтернативной современной ветки развития людей. К счастью же для всех нас, за любым похолоданием, каким бы вечным оно ни казалось, неизбежно наступает теплый период, что в очередной раз и случилось примерно в 10 000 году до нашей эры. В развитии человечества наступает новая, важнейшая эпоха — неолит, когда наши далекие предки наконец-то перешли от присваивания даров природы (охоты и собирательства) к их самостоятельному производству. Благодаря улучшению климатических условий люди открыли для себя сельское хозяйство, научившись обеспечивать собственную продовольственную безопасность возделыванием полезных для организма культур, например злаков. Главным центром этого цивилизационного скачка стал Ближний Восток вообще и Левант (нынешние Израиль, Палестина, Ливан, Сирия) в частности — территория, получившая у потомков название «Плодородный полумесяц».

Ведение сельского хозяйства естественным следствием имело и переход к оседлому образу жизни. Жители Ближнего Востока получили возможность организовывать более-менее постоянные поселения, но лишь немногие из тех протогородов раннего неолита по-прежнему обитаемы сейчас. Один из таких населенных пунктов возник неподалеку от Мертвого моря в оазисе, расположенном в долине реки Иордан в современной Палестине.

Необходимо сразу отметить, что возраст многих древних городов, особенно появившихся задолго до начала письменной истории человечества, — вопрос дискуссионный и лежащий в плоскости в первую очередь археологии. Разумеется, о какой-либо точной датировке их возникновения речи при этом идти не может — ученые в таком случае вынужденно оперируют столетиями и даже тысячелетиями. На статус самого древнего более-менее непрерывно обитаемого города планеты претендуют сразу несколько населенных пунктов (например, сирийский Дамаск или ливанский Джебейль), но даже при наличии серьезных конкурентов палестинский Иерихон среди них выделяется.

«И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город».

Это известная история о взятии Иерихона войсками направлявшихся в Землю обетованную евреев под руководством Иисуса Навина — первое значимое событие, где этот населенный пункт упоминается в Библии. Стены процветавшего к тому времени города были разрушены благодаря тем самым Иерихоновым трубам (и громкому народному голосу), и эта известная легенда обычно датировалась 1400 годом до нашей эры.

Сенсационное открытие, сделанное в 1950-е выдающимся британским археологом Кэтлин Кеньон, ошеломило научную и религиозную общественность. Работая в местности Тель-эс-Султан («Холм султана») на окраине современного Иерихона, Кеньон сперва раскопала остатки библейского города. После проведения соответствующего анализа находок выяснилось, что к 1400 году до нашей эры Иерихон, которому будто бы предстояло вот-вот пасть от трубного гласа, уже как минимум 150 лет лежал в руинах. Но даже не это развенчание очередного мифа шокировало больше всего.

Продолжив работу, Кеньон открыла планете город, восходящий к самому началу неолита, периоду, когда и речь еще, казалось бы, не может идти о человеческих поселениях современного типа.

Совсем недавно (в археологическом, конечно, смысле) завершилась очередная ледниковая эпоха. Абсолютное большинство населения планеты еще не успели оценить преимущества этого и начать жить по-новому, а в песках будущей Иудейской пустыни возник населенный пункт площадью 2,5 гектара, жило в котором около 2—3 тысяч человек. Поразительнее всего был факт, что этот протогород, из которого впоследствии вырос Иерихон, уже 10 тысяч лет назад, когда предки современных белорусов еще добывали пищу с помощью палок-копалок, был обнесен крепостной стеной.

Неолитическая революция (переход к одомашниванию животных и растений) не успела пока свершиться, жители этого поселения еще не знали керамики, но живописная природа, благоприятный климат и наличие сразу нескольких источников пресной воды позволили им создать устойчивую на протяжении многих поколений общину, жившую к тому же в условиях, которые можно (при некоторой, конечно, натяжке) назвать городскими.

Населенный пункт окружала стена высотой от 3,7 до 5,2 метра и толщиной до полутора метров. Перед стеной шел ров глубиной 2,7 метра. Внутри периметра находилось несколько десятков круглых кирпичных зданий на основании из известняка, каждое из которых насчитывало несколько комнат. Уличной сети еще не было, застройка была хаотичной, но археологические данные свидетельствовали о беспрецедентных для эпохи (8500—8000 годы до нашей эры) уровне организации труда и социальной структуре.

Жители Иерихона впоследствии достаточно быстро перешли от собирания диких злаков к возделыванию пшеницы и ячменя, от охоты к скотоводству, одомашнили собак (их захоронения найдены прямо внутри зданий). При этом жизнь их была на удивление мирной: даже та самая стена, вероятно, самое раннее сохранившееся сооружение такого типа на земле, носила не оборонительные функции, а служила защитой от наводнений. По крайней мере, археологических свидетельств военных действий в этот период обнаружено не было.

Самой удивительной находкой при этом стала встроенная в стену круглая башня диаметром в 9 метров и высотой в 8,5 метра с внутренней лестницей, насчитывавшей 22 ступени. Она также строилась не для обороны, а имела, судя по всему, исключительно церемониальные функции. По мнению исследователей из университета Тель-Авива, во время дня солнечного солнцестояния (20 или 21 июня) тень от ближайшей горы падала первой именно на эту башню, после чего накрывала остальной город. Таким образом, это сооружение, вероятно, символизировало собой начало удлинения ночей, было своеобразным астрономическим инструментом и, скорее всего, центральным элементом некого обряда наподобие славянского Купалья.

Стены иерихонского Тель-эс-Султана и в особенности его башня, сложнейшая для человека эпохи неолита инженерная конструкция, — возможно, древнейшие на планете здания, сохранившиеся в по-прежнему обитаемом городе. Десять тысяч лет назад, когда они появились на свет, до строительства, например, Великих египетских пирамид в Гизе оставалось еще долгих пять с половиной тысячелетий.

Протогород в Иерихоне, ставший одной из колыбелей человеческой цивилизации современного типа, продолжал достаточно успешно существовать с небольшими перерывами на протяжении многих веков. Это процветающее поселение, жители которого от натурального сельского хозяйства со временем перешли к добыче соли в бассейне Мертвого моря, было разрушено около 1550 года до нашей эры, что обычно связывают с упоминавшейся выше ветхозаветной легендой об Иисусе Навине, семи израильских священниках, ковчеге завета и иерихонских трубах. К тому времени поселение разрослось, место неолитических укреплений заняла новая двойная система стен. Так выглядел Иерихон середины бронзового века, павший жертвой переселения евреев из Египта.

Возникший на его руинах иудейский город был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в начале VI века до нашей эры, но плодородный иорданский оазис был слишком лакомым местом, чтобы оказаться полностью заброшенным. Несмотря на многочисленные волны завоеваний, Иерихон вновь и вновь возрождался, пока уже во времена античности перед самым наступлением новой эры не стал резиденцией Ирода Великого.

Остатки дворца иудейского царя, предпочитавшего переезжать сюда на зиму из Иерусалима, — сейчас это вторая основная достопримечательность Иерихона после неолитического города в Тель-эс-Султане. При Ироде тут появился ипподром, при нем же построили и систему акведуков, частично уцелевшую до наших дней.

Здесь же находятся и развалины одной из древнейших известных синагог на планете (70—50 годы до нашей эры).

Важное место занимает Иерихон и в Новом Завете. На северо-западной окраине города находится небольшая (380 метров) гора Каранталь, гора Искушения или Сорокадневная гора. Именно здесь в одной из пещер, где, согласно евангелиям, 40 дней после крещения постился Иисус Христос, его трижды попытался искусить дьявол.

Сейчас в этом знаковом для всех христиан месте устроен греческий православный монастырь. Главным же объектом поклонения собственно в пещере, где и происходили описанные в евангелиях события, является камень, на котором будто бы сидел лично Иисус во время своего искушения.

Паломники, прибывающие к горе Искушения, могут покорить вершину пешком либо воспользоваться построенной относительно недавно (и почему-то японцами) канатной дорогой, с которой открываются панорамные виды на современный Иерихон и окрестности.

Туристы-христиане по-прежнему остаются одним из главных источников дохода в городе. Являясь сейчас частью Палестинской национальной администрации, он по объективным причинам их вниманием не избалован, находясь в некоторой тени того же Вифлеема. Тем не менее Иерихон популярен как «город выходного дня» и среди самих палестинцев — в немалой степени благодаря одному из знаковых инвестиционных проектов времен Ясира Арафата. В 1998 году здесь открылся крупный развлекательный комплекс из гостиницы и казино, вложено в который было около $150 млн.

В самом центре Иерихона с конца XIX века находится подворье Русской православной церкви. На его территории глаз и душу паломников радуют так называемая смоковница Закхея — дерево, на которое, по преданию, влез местный житель (и сборщик налогов по совместительству) Закхей перед встречей с Иисусом Христом и последовавшим за ней раскаянием.

С января 2012 года и русское подворье, и библейская смоковница (оказавшаяся на поверку другим фикусом — сикомором) расположены на улице имени Дмитрия Медведева. Такое имя было торжественно присвоено ей во время визита тогдашнего российского президента в город в знак крепнущей дружбы братских русского и палестинского народов.

Обладая уникальным комплексом археологических памятников и рядом христианских святынь, в остальном с точки зрения архитектуры Иерихон не слишком интересен. После турецкого завоевания XII—XIII веков город деградировал в небольшой поселок, в XIX—XX веках превратился в типичный ближневосточный город, на который сейчас накладывает своеобразный отпечаток палестинское окружение.

Тем не менее люди практически непрерывно живут здесь уже 10 тысяч лет. Древнейший город земли, город финиковых пальм, Иерихон является свидетелем всей истории человеческой цивилизации.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

realt.onliner.by

Древний город Иерихон

ДРЕВНИЙ ГОРОД ИЕРИХОН

   Тот, кто знаком с археологией главным образом по фильмам о докторе Индиане Джонсе, наверняка представляет эту науку на редкость увлекательным и романтичным занятием. Ведь у Джонса поиск древностей неизменно сопровождается захватывающими приключениями и дальними путешествиями.   о древнем городе Иерихоне 1В одном фильме Индиана Джонс, например, ищет таинственный и чудесный Грааль, одну из главных христианских святынь. Но им хотят завладеть в корыстных целях люди, далёкие от науки, и доктору археологии Индиане Джонсу приходится сочетать свои энциклопедические познания с отменным умением владеть оружием и великолепной спортивной подготовкой. Но приключенческий фильм создаётся по особым законам своего жанра, и представления о подлинном труде учёного-археолога он, конечно, не даёт.     На самом деле труд этот однообразен и утомителен. Попросту говоря, одно из основных занятий археолога — копаться в земле. И растягиваются археологические экспедиции порой на многие годы, несмотря на то что раскопки ведутся практически на одном и том же месте. Другое занятие археолога — кропотливая кабинетная работа: изучение находок, сопоставление их с другими археологическими материалами.    Тем не менее, авторы фильмов об Индиане Джонсе правы: археология — романтичная наука. Только романтика здесь связывается не с путешествиями и приключениями, а с находками и открытиями.     Если учёный-историк имеет дело с письменными источниками, то археолог — с вещественными: сохранившимися под землёй или в иных укромных местах предметами быта, украшениями, посудой, оружием, скульптурами, другими памятниками древности. Каждая из находок, так и кажется, таит в себе какую-то тайну, и учёный переживает ни с чем не сравнимое волнение, когда впервые берёт в руки только что обнаруженный «вещественный источник».     А что, если бронзовый меч, найденный на каком-то из греческих островов, принадлежал воину, вернувшемуся домой после взятия Трои? А в маленьком изящном зеркальце из потускневшего серебра, обнаруженном на раскопках где-нибудь в дельте Нила, когда-то рассматривала своё отражение одна из молодых египтянок, входивших в ближайшее окружение самой царицы Нефертити? И не ждёт ли в следующих культурных слоях какое-то поистине великое археологическое открытие из тех, что переворачивают все прежние научные представления?    Одним из таких великих открытий и стала в прошлом, XX веке находка древнейшего города Земли. Но чтобы сделать такое открытие, археологам пришлось работать целые десятилетия. Называется этот город Иерихон. Он и прежде считался весьма древним, раз упоминается в Библии, но удивительные находки археологов «отодвинули» его возрастные границы сразу на несколько тысячелетий. Словом, Иерихон можно считать первым городом в истории человечества.     Библия рассказывает о том, как к Иерихону, принадлежащему тогда стране Ханаан, подошёл с востока израильский народ, до этого сорок лет скитавшийся по пустыне. Город был неприступным, но Иисус Навин, новый вождь израильского народа, сменивший Моисея, велел воинам шесть дней подряд по разу обходить Иерихон, неся ковчег, где лежали каменные плиты с заповедями, полученными Моисеем на горе Синай от самого Господа.       На седьмой день ковчег обнесли вокруг Иерихона семь раз, а потом воины громко затрубили в трубы, издали страшный крик, и крепкие стены с башнями рухнули сами собой. Так Иисус Навин вместе со своим народом вошёл в город.     Эта легенда известна даже тем, кто никогда не читал саму Библию. Прошли тысячелетия, и на месте древнего города остался огромный холм. А в небольшом селении по соседству и теперь бьёт мощный источник, который с незапамятных времён дал жизнь этому оазису в пустыне.     Холм, находящийся в двух десятках километров к северо-востоку от Иерусалима и в пятнадцати километрах севернее Мёртвого моря, привлёк внимание археологов ещё в первом десятилетии XX века: в 1907 — 1911 годах здесь работала немецкая археологическая экспедиция. Исследователи обнаружили две мощные крепостные стены из высушенного на солнце кирпича, идущие параллельно друг другу. Стены достигали в высоту 10 метров, в толщину около трёх. Как установили ученые, время их возведения относилось к последней трети II тысячелетия до нашей эры — как раз к тому времени, когда Иерихон, стоящий на Ханаанской земле, был завоёван войсками израильтян.о древнем городе Иерихоне 2     Немецкие исследователи планировали в дальнейшем продолжить исследования, но этому помешала Первая мировая война. Археологи вернулись в Иерихон только в 1930 году, теперь это была английская экспедиция под руководством доктора Джона Гарстанга.       Английские археологи последовательно прошли следы нескольких городов, разрушенных и возрождавшихся в разные эпохи. Самым «молодым» из них был иудейский город, разрушенный в середине IV века до нашей эры персидским царём Артаксерксом III. До этого, в конце VI века до нашей эры, более ранний Иерихон разрушил вавилонский царь Навуходоносор II. Ещё двумя веками раньше город опустошили и разрушили ассирийские войска.      Но и до того ханаанского Иерихона, стены которого по библейскому рассказу пали от звуков труб, на его месте существовали ещё два древнейших города Ханаанской земли — один относился к III, другой к IV тысячелетию до нашей эры. Наконец, уже в 1935 — 1936 годах археологи дошли до культурного слоя, относившегося к V тысячелетию до нашей эры. В это время на месте Иерихона уже существовало поселение.   Вскоре археологам пришлось вновь прервать работы. Политическая обстановка на Ближнем Востоке осложнилась, а потом началась Вторая мировая война. Но в 1955 — 1957 годах новой английской экспедиции, которой руководила доктор Кэтлин Кеньон, суждено было сделать поистине выдающееся открытие. Археологи обнаружили каменные постройки того времени, когда в соответствии с прежними представлениями люди вели лишь кочевой образ жизни, не зная земледелия и занимаясь только охотой и сбором растительной пищи.       Оказалось, древнейшее поселение занимало площадь около сорока тысяч квадратных метров и было обнесено мощной оборонительной стеной. Обнаружилась и большая круглая башня из камня. Внутри её была лестница, сложенная из каменных плит. В башне были устроены хранилища для зерна. Возраст башни, как установили учёные, составлял... почти десять тысяч лет. Но ещё древнее оказалось обнаруженное археологами святилище, сооружённое в середине X тысячелетия до нашей эры.       Теперь уже можно представить, как маленькое первобытное селение с примитивными шалашами превращалось в настоящий город — первый город на Земле.      Люди научились земледелию — выращиванию ячменя и пшеницы. Произошло это, конечно, не в один момент, такой революционный шаг занял на самом деле не один век. Сначала поселение не было укреплённым, возведение стен потребовалось тогда, когда в Иерихоне оказались собранными ценности, представляющие большой интерес для воинственных соседних племён, по-прежнему живущих кочевой жизнью. Такими ценностями были обнаруженные в древнейшем Иерихоне раковины с Красного моря и красивые камни из Малой Азии. Они явно были собраны в результате меновой торговли. Ведь Иерихон находился близ Мёртвого моря, где можно было добывать соль и серу, которые служили товарами для обмена.       Дома в этом городе, окружённом каменными стенами, складывали из комков глины, крышу сооружали из переплетённых прутьев. Внутрь дома вели «настоящие» дверные проёмы с деревянными косяками. Обычно внутри было лишь круглое единственное помещение диаметром до пяти метров. Потолок, стены и пол были обмазаны глиной.     Десять тысяч лет назад жители Иерихона ещё не знали керамики, примитивную посуду и сосуды вырезали из известняка. Орудия труда были каменными или костяными. Однако глина уже привлекала внимание древнейших художников — из неё лепили фигурки. Поначалу это были грубые изображения животных, но в дальнейшем первые скульпторы Иерихона обратились к образу человека и создали свой собственный неповторимый «художественный стиль».      Творения их представляли изображения мужчин, женщин и детей в натуральную величину, но... плоские, подобно наскальным рисункам первобытного человека. Для прочности глиной обмазывался заранее приготовленный каркас из тростника. Подобных творений археологи никогда и нигде прежде не находили.      Впрочем, и сам Иерихон, древнейший город Земли, тоже один-единственный, все остальные древние города, например, Чатал-Хююк на территории современной Турции или Намазга-Тепе в Средней Азии, появлялись много позже. Но кто знает, не придётся ли ещё Иерихону уступить своё звание древнейшего города...       

Игорев, В. Какой город на земле самый древний? (о древнем городе Иерихоне) /В. Игорев //А почему? – 2008. - № 7. – С. 24-26.

kids.azovlib.ru

САМЫЙ ДРЕВНИЙ ГОРОД ЗЕМЛИ: prajt

11 тысяч лет назад в 30 километрах к северо-востоку от современного Иерусалима произошло событие, ознаменовавшее собой новую эпоху в развитии человечества. Одно из местных племен, названных позже натуфийцами, неожиданно для всех прекратило бродить по древнему Леванту и осело в живописном оазисе в долине реки Иордан. Еще не открыв для себя сельское хозяйство, не умея делать керамику и орудия труда из металла, натуфийцы, тем не менее, основали постоянное поселение, ставшее одним из первых городов на планете. Удивительнее всего тот факт, что оно, несмотря на все прошедшие многие тысячелетия, продолжает существовать все на том же месте.

[Дальше...]До окончания последнего ледникового периода человечеству, влачившему во время него достаточно жалкое существование, трудно было организовать более-менее крупный населенный пункт. Неблагоприятный климат и его регулярные изменения вынуждали представителей вида homo sapiens постоянно кочевать с места на место в попытках найти себе пропитание и, если повезет, продолжить род. Во время ледникового максимума (около 22—26 тысяч лет назад) вся северная Европа лежала подо льдами, включая даже фрагмент территории современной Витебской области Беларуси.

Жертвами этого оледенения стали, например, и несчастные неандертальцы, представители альтернативной современной ветки развития людей. К счастью же для всех нас, за любым похолоданием, каким бы вечным оно ни казалось, неизбежно наступает теплый период, что в очередной раз и случилось примерно в 10 000 году до нашей эры.

В развитии человечества наступает новая, важнейшая эпоха — неолит, когда наши далекие предки наконец-то перешли от присваивания даров природы (охоты и собирательства) к их самостоятельному производству. Благодаря улучшению климатических условий люди открыли для себя сельское хозяйство, научившись обеспечивать собственную продовольственную безопасность возделыванием полезных для организма культур, например злаков. Главным центром этого цивилизационного скачка стал Ближний Восток вообще и Левант (нынешние Израиль, Палестина, Ливан, Сирия) в частности — территория, получившая у потомков название «Плодородный полумесяц».

Ведение сельского хозяйства естественным следствием имело и переход к оседлому образу жизни. Жители Ближнего Востока получили возможность организовывать более-менее постоянные поселения, но лишь немногие из тех протогородов раннего неолита по-прежнему обитаемы сейчас. Один из таких населенных пунктов возник неподалеку от Мертвого моря в оазисе, расположенном в долине реки Иордан в современной Палестине.

Необходимо сразу отметить, что возраст многих древних городов, особенно появившихся задолго до начала письменной истории человечества, — вопрос дискуссионный и лежащий в плоскости в первую очередь археологии. Разумеется, о какой-либо точной датировке их возникновения речи при этом идти не может — ученые в таком случае вынужденно оперируют столетиями и даже тысячелетиями. На статус самого древнего более-менее непрерывно обитаемого города планеты претендуют сразу несколько населенных пунктов (например, сирийский Дамаск или ливанский Джебейль), но даже при наличии серьезных конкурентов палестинский Иерихон среди них выделяется.

«И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город».

Это известная история о взятии Иерихона войсками направлявшихся в Землю обетованную евреев под руководством Иисуса Навина — первое значимое событие, где этот населенный пункт упоминается в Библии. Стены процветавшего к тому времени города были разрушены благодаря тем самым Иерихоновым трубам (и громкому народному голосу), и эта известная легенда обычно датировалась 1400 годом до нашей эры.

• “пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней;• и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами;• когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдёт [в город, устремившись] каждый с своей стороны” (Нав. 6, 1-4).• "И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним.• И сказал [им, чтоб они сказали] народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооружённые же пусть идут пред ковчегом Господним.• Как скоро Иисус сказал народу, семь священников, несших семь труб юбилейных пред Господом, пошли и затрубили [громогласно] трубами, и ковчег завета Господня шёл за ними;• вооружённые же шли впереди священников, которые трубили трубами; а идущие позади следовали за ковчегом [завета Господня], во время шествия трубя трубами.• Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до того дня, доколе я не скажу вам: “воскликните!” и тогда воскликните.• Таким образом ковчег [завета] Господня пошёл вокруг города и обошёл однажды; и пришли в стан и ночевали в стане.• [На другой день] Иисус встал рано поутру, и священники понесли ковчег [завета] Господня;• и семь священников, несших семь труб юбилейных пред ковчегом Господним, шли и трубили трубами; вооруженные же шли впереди их, а идущие позади следовали за ковчегом [завета] Господня и идучи трубили трубами.• Таким образом и на другой день обошли вокруг города однажды и возвратились в стан. И делали это шесть дней.• В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз.• Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!• ….• Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом, и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания, и [весь] народ пошел в город, каждый с своей стороны,• и взяли город" (Нав. 6, 5-19).

Множество открытий было сделано работавшей в этих местах британской экспедицией (1930–1936) под руководством профессора Джона Гарстанга. Перед археологами встал из небытия древний город, развалины которого весьма ярко рассказали о его истории.

Во время раскопок Иерихона Гарстанг сделал такое поразительное открытие, что счел нужным засвидетельствовать его специальным документом, подписанным им самим и еще двумя членами экспедиции. Он пишет об этом открытии следующее: «Что же до главного факта, то в нем, таким образом, не остается никаких сомнений:стены города упали в направлении наружу, причем полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город». Garstang, John. Jericho and the Biblical Story // Wonders of the Past /Под ред. J. A. Hammerton. New York: Wise, 1937. С. 1222.

То, что стены города рухнули наружу, казалось бы, противоречило здравому смыслу, однако это было именно так. Этот факт необычен ввиду того, что стены городов не падают наружу, они падают внутрь. И тем не менее, в книге Иисуса Навина написано: «…и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны и взяли город» (И. Нав. 6:19). Стены Иерихона упали именно наружу. Стена города обрушилась до основания, открыв нападавшим путь в город. При дальнейших раскопках были найдены следы страшных пожаров, истребивших город. Глазам археологов открылись огромные горы золы и угля.

Иерихонская труба (шофар)

Шофар — еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Имеет очень древнюю историю и традицию употребления, восходящую к Моисею.В него трубят во время синагогального богослужения на религиозные праздники и в ряде других случаев.

Малый шофар

Шофар изготавливался в глубокой древности и сейчас изготавливается только из натурального рога.

Использовались и используются полые внутри рога баранов, козлов, антилоп, газелей, никогда или почти никогда (из-за аллюзий на золотого тельца) бычьи или коровьи рога. Поэтому формы и длины шофаров могут быть самыми разными.

Шофар может быть коротким, с простым изгибом (как принято у ашкеназов), или он может быть длинным, витым. Последняя разновидность возникла в еврейской общине Йемена.

Йеменский шофар из рога антилопы куду

В одних странах и общинах принято сильно обрабатывать рог, разогревать его паром для придания нужной формы, в других, напротив, принято сводить обработку к минимуму и формы не менять.

Кончик рога у шофара срезается или просверливается, трубящий в шофар использует для извлечения звука это простое отверстие. Известны случаи, когда кончику рога придавали форму простейшего трубного мундштука.

Еще одно знаменательное свидетельство заключалось в том, что археологи обнаружили целые амбары и кладовые, заполненные пшеницей, финиками, чечевицей и многими другими припасами, вещами и предметами, датировка которых также показала, что город был разрушен около 1400 года до Р. Х.14 С давних времен было принято собирать все ценное и съестное из покоренного города, тем более если он подвергался затем уничтожению. Однако данные археологические находки прекрасно находят объяснение в свете все той же книги Иисуса Навина, где говорится, что Иисус Навин не позволил своим воинам разграбить сокровища Иерихона, посвятив их Богу.

По результатам исследований Гарстанг опубликовал предварительные отчеты, а после второй мировой войны вместе со своим сыном издал популярную книгу, в которой датировал насильственное разрушение поселения, названного им «город IV», примерно 1400 г. до Р.Х. (окончанием периода поздней бронзы I).

После войны в 1953 году раскопки Иерихона продолжила другой археолог, Кэтлин Кеньон. Ее исследования ознаменовали новую эру в палестинской археологии, поскольку она первой прибегла к стратиграфическому методу – определению относительного геологического возраста осадочных пород на основании расположения культурных слоев почвы16. Именно тогда об Иерихоне заговорили как о древнейшем городе мира.

Как и Гарстанг, Кеньон обнаружила в Иерихоне метровый слой пепла, разрушенные стены, множество наполненных зерном сосудов в жилых домах – свидетельство того, что пожар и разрушения имели место вскоре после жатвы25. Очень многие детали в описании Иерихона в книге Иисуса Навина, вплоть до пристроенных к северному участку оборонительной стены жилых домов, действительно подтверждаются археологическими данными – они явно записаны «со слов очевидца».

Многие современные ученые считают, что археологические факты целиком согласуются с библейским повествованием. Более того, имеется важнейшее археологическое свидетельство, которое долгие годы не было адекватно интерпретировано, но ныне является ключевым фактором в решении вопроса хронологии с точки зрения археологии. Иерихон был разрушен так, как это описывает Библия, после чего последовал долгий период отсутствия поселения на этом месте. Понятно, что библейская традиция связывает данное разрушение с событиями еврейского завоевания.

Совсем недавно (в археологическом, конечно, смысле) завершилась очередная ледниковая эпоха. Абсолютное большинство населения планеты еще не успели оценить преимущества этого и начать жить по-новому, а в песках будущей Иудейской пустыни возник населенный пункт площадью 2,5 гектара, жило в котором около 2—3 тысяч человек. Поразительнее всего был факт, что этот протогород, из которого впоследствии вырос Иерихон, уже 10 тысяч лет назад, когда предки современных белорусов еще добывали пищу с помощью палок-копалок, был обнесен крепостной стеной.

Неолитическая революция (переход к одомашниванию животных и растений) не успела пока свершиться, жители этого поселения еще не знали керамики, но живописная природа, благоприятный климат и наличие сразу нескольких источников пресной воды позволили им создать устойчивую на протяжении многих поколений общину, жившую к тому же в условиях, которые можно (при некоторой, конечно, натяжке) назвать городскими.

Населенный пункт окружала стена высотой от 3,7 до 5,2 метра и толщиной до полутора метров. Перед стеной шел ров глубиной 2,7 метра. Внутри периметра находилось несколько десятков круглых кирпичных зданий на основании из известняка, каждое из которых насчитывало несколько комнат. Уличной сети еще не было, застройка была хаотичной, но археологические данные свидетельствовали о беспрецедентных для эпохи (8500—8000 годы до нашей эры) уровне организации труда и социальной структуре.

Жители Иерихона впоследствии достаточно быстро перешли от собирания диких злаков к возделыванию пшеницы и ячменя, от охоты к скотоводству, одомашнили собак (их захоронения найдены прямо внутри зданий). При этом жизнь их была на удивление мирной: даже та самая стена, вероятно, самое раннее сохранившееся сооружение такого типа на земле, носила не оборонительные функции, а служила защитой от наводнений. По крайней мере, археологических свидетельств военных действий в этот период обнаружено не было.

Самой удивительной находкой при этом стала встроенная в стену круглая башня диаметром в 9 метров и высотой в 8,5 метра с внутренней лестницей, насчитывавшей 22 ступени. Она также строилась не для обороны, а имела, судя по всему, исключительно церемониальные функции. По мнению исследователей из университета Тель-Авива, во время дня солнечного солнцестояния (20 или 21 июня) тень от ближайшей горы падала первой именно на эту башню, после чего накрывала остальной город. Таким образом, это сооружение, вероятно, символизировало собой начало удлинения ночей, было своеобразным астрономическим инструментом и, скорее всего, центральным элементом некого обряда наподобие славянского Купалья.

Стены иерихонского Тель-эс-Султана и в особенности его башня, сложнейшая для человека эпохи неолита инженерная конструкция, — возможно, древнейшие на планете здания, сохранившиеся в по-прежнему обитаемом городе. Десять тысяч лет назад, когда они появились на свет, до строительства, например, Великих египетских пирамид в Гизе оставалось еще долгих пять с половиной тысячелетий.

Протогород в Иерихоне, ставший одной из колыбелей человеческой цивилизации современного типа, продолжал достаточно успешно существовать с небольшими перерывами на протяжении многих веков. Это процветающее поселение, жители которого от натурального сельского хозяйства со временем перешли к добыче соли в бассейне Мертвого моря, было разрушено около 1550 года до нашей эры, что обычно связывают с упоминавшейся выше ветхозаветной легендой об Иисусе Навине, семи израильских священниках, ковчеге завета и иерихонских трубах. К тому времени поселение разрослось, место неолитических укреплений заняла новая двойная система стен. Так выглядел Иерихон середины бронзового века, павший жертвой переселения евреев из Египта.

Возникший на его руинах иудейский город был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в начале VI века до нашей эры, но плодородный иорданский оазис был слишком лакомым местом, чтобы оказаться полностью заброшенным. Несмотря на многочисленные волны завоеваний, Иерихон вновь и вновь возрождался, пока уже во времена античности перед самым наступлением новой эры не стал резиденцией Ирода Великого.

Остатки дворца иудейского царя, предпочитавшего переезжать сюда на зиму из Иерусалима, — сейчас это вторая основная достопримечательность Иерихона после неолитического города в Тель-эс-Султане. При Ироде тут появился ипподром, при нем же построили и систему акведуков, частично уцелевшую до наших дней.

Здесь же находятся и развалины одной из древнейших известных синагог на планете (70—50 годы до нашей эры).

Важное место занимает Иерихон и в Новом Завете. На северо-западной окраине города находится небольшая (380 метров) гора Каранталь, гора Искушения или Сорокадневная гора. Именно здесь в одной из пещер, где, согласно евангелиям, 40 дней после крещения постился Иисус Христос, его трижды попытался искусить дьявол.

Сейчас в этом знаковом для всех христиан месте устроен греческий православный монастырь. Главным же объектом поклонения собственно в пещере, где и происходили описанные в евангелиях события, является камень, на котором будто бы сидел лично Иисус во время своего искушения.

Паломники, прибывающие к горе Искушения, могут покорить вершину пешком либо воспользоваться построенной относительно недавно (и почему-то японцами) канатной дорогой, с которой открываются панорамные виды на современный Иерихон и окрестности.

Туристы-христиане по-прежнему остаются одним из главных источников дохода в городе. Являясь сейчас частью Палестинской национальной администрации, он по объективным причинам их вниманием не избалован, находясь в некоторой тени того же Вифлеема. Тем не менее Иерихон популярен как «город выходного дня» и среди самих палестинцев — в немалой степени благодаря одному из знаковых инвестиционных проектов времен Ясира Арафата. В 1998 году здесь открылся крупный развлекательный комплекс из гостиницы и казино, вложено в который было около $150 млн.

В самом центре Иерихона с конца XIX века находится подворье Русской православной церкви. На его территории глаз и душу паломников радуют так называемая смоковница Закхея — дерево, на которое, по преданию, влез местный житель (и сборщик налогов по совместительству) Закхей перед встречей с Иисусом Христом и последовавшим за ней раскаянием.

Закхеева смоковница

С января 2012 года и русское подворье, и библейская смоковница (оказавшаяся на поверку другим фикусом — сикомором) расположены на улице имени Дмитрия Медведева. Такое имя было торжественно присвоено ей во время визита тогдашнего российского президента в город в знак крепнущей дружбы братских русского и палестинского народов.

Обладая уникальным комплексом археологических памятников и рядом христианских святынь, в остальном с точки зрения архитектуры Иерихон не слишком интересен. После турецкого завоевания XII—XIII веков город деградировал в небольшой поселок, в XIX—XX веках превратился в типичный ближневосточный город, на который сейчас накладывает своеобразный отпечаток палестинское окружение.

Тем не менее люди практически непрерывно живут здесь уже 10 тысяч лет. Древнейший город земли, город финиковых пальм, Иерихон является свидетелем всей истории человеческой цивилизации.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Одиннадцатая глава Послания к евреям, называемая главой героев веры, повествуя о проявлениях веры в разные века, рассказывает и о примере веры во время взятия Иерихона

Послание к евреям [Евр.11:30]: «Верою пали стены Иерихонские по семидневном обхождении».

История этого города всегда служила, с одной стороны, утверждением веры христиан, а с другой – мишенью критиков, насмехавшихся над библейским повествованием. Последнее было вызвано тем, что случай с Иерихоном являл собой пример особо яркого Божьего вмешательства в ход истории. Споры вокруг этого города вспыхивали часто, а атаки ряда ученых были так велики, что даже некоторые верующие стали считать историю взятия Иерихона просто легендой, не имеющей под собой исторической основы. Но, как и во многих других случаях, археологические раскопки подтверждают верность Библии, заставляя со стыдом замолчать ученых-материалистов. Для истинно верующих эти находки стали радостью, ибо весь мир увидел факты, подтверждающие слова Священного Писания.

prajt.livejournal.com


Смотрите также