Гербы древние. Русская геральдика: почему у городов в России такие странные гербы?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Герб - это... Значение слова, виды и история происхождения гербов. Гербы древние


Рыцарские гербы и их символика.

Рыцарские гербы и их символика

Происхождение гербов

Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.

Символика гербов

Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов - это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка - взятый или обороняемый мост; башня - взятый приступом замок; шлем - вооружение грозного и смелого врага; звезда - ночное сражение при свете луны и звезд; меч - обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом - взятые и разрушенные преграды; лев или тигр - неустрашимую доблесть; орел - высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.

Для гербов на щитах употребляли два металла (золото - цвет желтый - и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый - яшма, красный - огонь и черный - земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото - это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.

Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.

Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры - знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.

Гербы Пруссии и Мекленбурга

В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга

Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть - подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее - от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.

Arma Carlo Alberto

Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы - это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.

1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.

3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.

4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.

5)Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.

6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.

7) Гербы по преемству (armoiries de succession). Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.

8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь - непоколебимую надежду, шар или хлебы - благотворительность, соты - церковные праздники и гостеприимство.

Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.

Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.liveinternet.ru/users/elena_karlovskaya/post228970019/

Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц - белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.

Всё и обо всём Обзор. 21 век ...Есть что почитать Новости, обзоры, факты...

banallex.livejournal.com

Разоблачаем ! Герб древней Украины ?

Вот такая фотография бродит с недавнего времени по интернету.

Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …

 

Древнерусская народность или древнерусский этнос — единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X—XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы — возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

 

Большой Серебрянник Ярослава Мудрого, в период княжения в Новгороде, новгородской чеканки

Древнерусское государство возникло как раз с 882 года (Киевская Русь)

 

Личные знаки князей дома Рюриковичей. источник

 

Зна́ки Рю́риковичей — геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

 

Оттиск с плинфы с руин Десятинной церкви в Киеве

 

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

 

Пикирующей сокол — символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

 

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век—VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти – они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII – IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями

 

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).

 

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

 

 

Версия такая:  на гербе Украины, как и на гербе Владимира изображена хазарская тамга,  которая была в широком использовании в Хазарском каганате.

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

 

Хазарская подвеска со стилизованным трезубцем

Хазарская подвеска со стилизованным трезубцем

 

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах — в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя — Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских монетах можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

 

 

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

 

Вот такая монетка ….

 

…кстати, была продана за 181000 грн

 

Есть  вот  есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:

 

 

Больше того, это фуфел. Даже не чеканка, а литье галимое. Вот эти маленькие углубления являются порами, при не качественном литье такое случается. (Я бы дал больше пруфов на у фотки маленькое разрешение).  У меня кстати вольфрамовые негативы этой монеты есть, могу начеканить кому надо.

 

Ну и конечно же не будем забывать про версию :

 

 

Виктор Федорович Янукович. … Ну шутка, шутка …

 

А вообще у кого что есть еще добавить по этому вопросу ?

 

А про ИСТОРИЮ ГЕРБА РОССИЙСКОГО я вам уже подробно рассказывал. Давайте уж тогда вспомним и Венцы и короны Российских правителей Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=47100

masterok.livejournal.com

Значки Древней Руси с гербами городов

Гербы в Древней Руси

Геральдика в нашей стране возникла намного позже, чем в европейских государствах и из-за отсутствия класса рыцарей, и в силу других причин, вызвавших отставание Древней Руси в развитии от западных Герб Рюриковичей фотососедей. В том числе и по причине монголо-татарского ига. Существует большое количество версий, откуда берут свои истоки княжеские гербы и символика городов, этот вопрос также является предметом многих псевдоисторических фальсификаций.

Древнерусскими князьями использовались так называемые знаки Рюриковичей, которые являлись фамильными знаками и обозначали право собственности на какие-либо предметы. Изображение данных знаков наносились на монеты, печати и клейма этой семьи. У каждого князя имелся свой личный герб, разновидность знака Рюриковичей. Упоминание о подобных знаках встречаются еще в «Повести временных лет» и даже раньше. Кроме того, о княжеских эмблемах есть свидетельства в «Русской Правде». К сожалению, в письменных источниках тех лет есть только упоминания, подробных или кратких описаний этих эмблем нигде нет. Можно делать выводы по сохранившихся с тех времен печатям, монетам, перстням, клеймам на оружии и украшениям с княжеской символикой.

К 13 веку княжеская личная символика практически вышла из употребления из-за того, что изображения на этих гербах со временем сильно упростились, и стало сложно порой выделять у них индивидуальные особенности. Упрощение привело к созданию родовых (семейных) гербов, а уже из них и берут свою историю гербы древнерусских городов.

Серии значков с древнерусскими гербами

Предметом интереса многих современных фалеристов являются значки Древняя Русь. Существуют целые серии, выпущенные по данной тематике. Например, экспериментальным творческо-производственным комбинатом «Русский сувенир» была выпущена серия, состоящая из сувенирных нагрудных знаков под названием «Гербы древних городов». Как говорится в выпущенной к этой серии брошюре, на Руси городская гербовая символика начала складываться в очень давние времена, и на начало 20 века известными были более полутысячи гербов древних русских городов. На них имеется гербовая эмблема — геральдический рисунок, который раскрываетЗначки Древней Руси фото много информации о городе: его характерные особенности, историческое и экономическое значение на Руси.

В этой серии находятся 50 более распространенных значков с гербами древнерусских городов и 76 с более редкими изображениями. Выполнены эти нагрудные знаки как древние значки, имеют круглую форму, но нарочито неидеальную, как будто эти изделия состарены временем. Основа из белого или желтого металла, в центре располагается изображение гербовой символики с использованием цветной эмали, все линии выполнены рельефно металлом в цвет основы. Над изображением городской геральдической символики находится название города, под ним — надпись «Древний герб». Разделены эти надписи друг с другом выпуклыми точками.

Среди наиболее распространенных значков из этой серии можно назвать следующие:

  • Ачинск;значки древний герб фото
  • Белев;
  • Алексин;
  • Балашов;
  • Борисоглебск;
  • Благовещенск;
  • Буй;
  • Ельня;
  • Воронеж;
  • Великие Луки;
  • Дорогобуж;
  • Вязьма;
  • Данилов;
  • Кронштадт;
  • Камышин;
  • Кологрив;
  • Моршанск;
  • Лебедянь;
  • Малоярославец;
  • Сургут;
  • Ряжск;
  • Саранск;
  • Стародуб;
  • Тула;
  • Таганрог;
  • Усмань;
  • Хабаровск и другие.

Чаще всего у тех, кто интересуется вопросами геральдики в значках, эти распространенные нагрудные знаки собираются в полную коллекцию. Значки Древний герб, редко встречающиеся, опубликованы списком в журнале «Гербовед» от 1998 года.

Информация

Контакты

АЯ Компания ООО "Интер Трейд" ИНН 2721221539 КПП 272101001 ОГРН 1162724050642 Адрес: г. Москва, ул. Орджоникидзе, д.11 стр.11, офис 517 Телефон: +7 (499) 650-50-27 Телефон: +7 (495) 502-94-65 Email: [email protected] © 2018 АЯ Компания – бизнес сувениры, подарки, нагрудные знаки.

Схема проезда

Рейтинг@Mail.ru

Команда FreshOffice

www.ay-company.ru

это... Значение слова, виды и история происхождения гербов

Герб – это главный отличительный знак различных структур, стран и даже людей. Как толкуется это слово? Как появились гербы? Какие их виды существуют?

Герб – это… Определение слова

Гербы появились очень давно и обычно использовались в качестве идентификационного знака. Сейчас они вместе с флагом и гимном составляют основу национальной символики любой современной страны мира. Слово "герб" означает отличительный знак или эмблему, который передается по наследству. Он отображает главные черты, предметы, цвета, свойственные владельцу, и может относиться к человеку, роду, региону, сословию, стране и т. д.

герб это

Герб – это композиционное изображение, которое может включать в себя несколько фигур, имеющих символическое значение для его владельца. Употребление, статус и изображение герба определяются в соответствии исторически сложившимся порядком. Историю и значение гербов изучает специальная наука геральдика.

Откуда пришел термин "герб"? Значение слова с немецкого языка переводится как «наследство», там оно звучит как Erbe. В восточнославянские страны (Беларусь, Украина, Россия) слово, скорее всего, пришло из польского языка (herb), уже в видоизмененном виде.

История происхождения

Людям всегда было свойственно окружать себя различными символами. Привычка использовать изображения животных, растений, оружия в качестве родового знака глубоко уходит своими корнями. Так, прообразами гербов были индейские тотемы, азиатские тамги.

Многие древние императоры и завоеватели также выбирали для личных доспехов и оружия различные изображения. Например, символом Александра Македонского был морской конь. Все эти знаки были произвольными и часто изменялись.

Первые гербы возникают примерно в X веке в эпоху темного Средневековья. Фамильные эмблемы королевских особ помещались на печати, служили росписью на важных документах. Развитию геральдической традиции способствует появление Крестовых походов и рыцарских турниров.

герб это определение

Для рыцарей герб – это главный опознавательный знак, который размещался на доспехах, щитах, плащах, на попонах коней. В конце XII века гербы стали широко распространенными. Появились геральдические каноны и специалисты, разбирающиеся в этом. Каждый знатный род имел свой герб, который передавался по наследству, в основном по мужской линии.

Виды гербов

Широкое распространение и развитие геральдического искусства способствовало появлению множества разновидностей гербов. Их различают по юридическому статусу, стилям, рангам, принадлежности и т. д. Существуют государственные и муниципальные гербы. Они считаются официальными символами, которые закреплены за странами, их городами и регионами на законном уровне. Их описание и значение, как правило, занесено в государственные своды законов.

В Средневековье возникли фамильные гербы, которые до сих пор существуют в некоторых знатных семьях. Они делятся на дворянские, гражданские, мещанские и крестьянские. До появления родовых гербов существовали персональные, которые относились к конкретному человеку.

Корпоративные гербы относятся к отдельным предприятиям, орденам, цехам, клубам, училищам. Они заявляют об истории и значении, о прошлых достижениях и современной позиции организации, которую представляют. Свои гербы имеют, например, старинные университеты, такие как Гарвард, Кембридж и другие.

герб значение слова

Составные части герба

Поскольку появление гербов связано с рыцарством, то и терминология в геральдике напрямую связана со средневековыми военными доспехами. Детали, составляющие герб, – это щит, корона, шлем, нашлемник, щитодержатели, намет, мантия, бурлет, основание и девиз. Могут присутствовать также флаги, вымпелы, знамя, штандарт и флажок.

Основная композиция герба размещается на щите, он может иметь византийскую, французскую, немецкую, итальянскую, польскую, ромбическую, круглую и другие формы. По бокам обычно размещаются щитодержатели. Это могут быть различные животные, мифические создания, ангелы, люди. Сам щит может находиться на основании или небольшой платформе, под которой обычно находится девиз владельца, написанный на ленте.

Над щитом находится корона или шлем с нашлемником, которые различаются согласно статусу владельца. На шлеме иногда размещаются бурлет (тканевый жгут), намет (плащ с неровными краями). Гербы монархов и суверенов шатром окутывает королевская мантия.

Символизм

Основное правило герба – это символизм. Каждая фигура, изображение и цвет должны иметь прямую связь с владельцем эмблемы и отображать его характер, черты, устремления. За фигурами и цветами в геральдике закреплены определенные значения.

Символами правящих династий часто становились орел, означающий власть, прозорливость, мудрость, лев, означающий силу и отвагу. Символом империи был двуглавый орел. На многих государственных и муниципальных гербах изображались ценные местные животные или эндемики. Для Ботсваны это зебры, для Австралии – кенгуру и страус, Ботсвана выбрала рыбу-меч и фламинго.

слово герб означает

Цвета на гербах также неслучайны. Золотой обычно является символом империй и королевств, означает великодушие, богатство и справедливость. Серебряный цвет приравнивается к белому и означает чистоту. Голубой или лазурный является символом чистоты и красоты, зеленый – знак надежды, черный – смирения. Красный цвет в геральдике означает перенесенные страдания, а также силу, храбрость и отвагу.

fb.ru

Введение в историю - Геральдика

Введение

Человечество устроено так,  что разного рода символы и знаки занимают важное место в жизни общества.  Есть среди них те, что служат оригинальными отличительными знаками конкретного человека, семьи, организации, города или государства. О них мы и поговорим на следующих занятиях, познакомимся с историческими дисциплинами, изучающими эти знаки и символы, при этом особое внимание уделим государственной символике.

Гербы (слева направо): журналиста А.А. Симонова (рис. Е.А. Комаровского), г. Лилль (Франция), Бельгии.

 

Государственные флаги (слева направо): Чехии, Японии, Бразилии.

 

Обычай избрания для своего рода и племени особого знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных. Самыми важными государственными символами являются гимн, герб и флаг.  Они нужны  для воплощения истории государства и отражения его настоящего, выражение патриотизма граждан, обозначения на международной арене.

Государственные герб, флаг и гимн РФ.

 

У каждой страны есть своя история появления государственных символов, в том числе и у России (историю государственных символов нашей страны мы рассмотрим на отдельных занятиях). 

 

1. Геральдика

 

Геральдика (от ср .-век. лат. heraldus - глашатай) - гербоведение.

 

Геральдика в 13 веке - первой половине 19 века - составление дворянских, цеховых и земельных гербов. Со второй половины 19 века, кроме того, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы.

 

Герб (польск. herb, от нем. Erbe – наследство) - эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца, государства.

 

 

2. Как появились гербы?

 

Первобытные люди считали, что каждый род произошел от какого-то животного или растения, предмета или явления природы - орла, бора, медведя, дуба, змеи и так далее. Их изображения становились отличительным знаком рода, указывающим на его происхождение – тотемом. Это слово – «тотем» – на языке североамериканских индейцев племени Оджебве означает «его род».

Зубр. Рисунок из пещеры Нио в Пиренеях.

 

В центре поселения обычно стоял столб с изображением тотема. Изображениями тотема украшали предметы, принадлежавшие роду; члены рода наносили его на тело красками или в виде татуировки. Видя этот знак на теле и на вещах человека, можно было сразу сказать, какого он рода: черепахи, волка, сокола или какого ещё.

Тотем.

 

Позже тотемы родов, соединявшихся в племена, становились покровителями племени и племенных союзов. Изображение тотема воины рода и племени часто наносили на щит, поскольку там можно сделать большой, хорошо видный как чужим, так и своим воинам рисунок. Такие рисунки на щитах были прообразами будущих гербов.

 

Первыми гербами можно считать и изображения, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира. Уже в 3-м тыс. до н. э. символом у шумерских государств был орёл с львиной головой.

Птица Анзуд. Шумер

 

Известны также: змея Египта, орёл в Персии и Риме, коронованный лев Армении. В Древней Греции – сова Афин, крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др.

Монета с изображением совы. Афины

 

Около тысячи лет назад, в Средние века, на полях боёв и на специальных воинских соревнованиях – турнирах – в Европе сражались профессиональные конные воины, которые считались людьми благородного происхождения. Их называли рыцарями (от немецкого слова, обозначающего «всадник»).

Они имели тяжёлое вооружение, закрывавшее металлическим доспехом всё тело, а голову у них защищал шлем, который часто скрывал лицо воина.

Рыцари.

 

В боях и на турнирах рыцари придерживались определённых правил: сражаться только с другим рыцарем, а не с простолюдином, нападать только после вызова на бой, оказывать уважение противнику; победитель получает в качестве трофея оружие и коня побеждённого.

Поединок рыцарей.

 

Чтобы выбрать на поле боя или на турнире достойного противника, нужно было узнать, принадлежит ли он к благородному сословию, достойному роду, совершил ли он уже какие подвиги. Даже если шлем был открытый, рыцарь не всегда мог узнать другого рыцаря в лицо. Рыцари стали использовать специальные отличительные изображения – гербы.

Рыцарские гербы на щитах.

 

Они наносились на щиты и на знамёна рыцарей, изображались на шлемах, вышивались на одежде владельцев и попонах лошадей. Ими украшали ворота замков и домов, посуду и мебель, вырезали на печатях. Гербы имели такое же значение, как и имя их владельца, только имя можно было услышать или прочитать, а герб – увидеть издалека.

Облачение английского рыцаря.

 

 

3. Герольды

 

Гербов постепенно становилось всё больше, они делались всё сложнее и сложнее. Каждый рыцарь уже не мог запомнить все гербы и понять их содержание.

Гербовник XV столетия, представляющий щиты рыцарей Нормандии.

 

Поэтому появились люди, которые специально изучали гербы и историю родов, ими обладавших, читали и истолковывали гербовые изображения. Таких людей называли герольдами (от латинского Heraldus – глашатай), а их занятие – геральдикой.

Герольды.

 

Часто они выступали как глашатаи на турнирах, к их помощи прибегали рыцари, когда у них возникали затруднения при истолковании герба противника. Постепенно правила составления герба стали одинаковыми для всех государств. Герольды тщательно следили за их соблюдением.

Облачение герольдов разных стран.

 

 

4. Элементы герба

 

Герб состоит из целого ряда элементов, одни из них встречаются во всех гербах, другие - могут отсутствовать. Основными элементами являются:

 

 

В геральдике существуют строго определенные типы щитов. В каждой стране приживался тот, или иной тип. В Германии не придерживались строгих правил, поэтому немецкие щиты имели причудливую (вырезную) форму.

 

Особую форму имели женские гербы. В их основе лежали или овал, или ромб. Если положение женщины менялось, изменялся и ее герб. У замужней женщины разрешалось использование формы и изображений щита мужа. Если женщина становилась вдовой, то щит вновь становился овалом, или ромбом.

 

Гербовые фигуры в древних гербах обозначали какую-либо доблесть (шеврон - ранение). В XIX веке от этого правила отказались и в гербах фигуры стали использовать для деления щита на области, а в них стали помещать различные изображения, зверей, птиц, людей растений

Различные способы деления щитов.

 

Наиболее распространенными среди этого типа фигур были фантастические существа - единорог, грифон, тур, орел (двуглавый), пифия и дракон. Очень часто в гербах используются изображения, ангелов, святых, монахов и воинов.

 

Гербы было принято украшать шлемами, которые соответствовали, боевым шлемам их владельцев, но в гербе, шлем принято украшать навершием (нашлемником) и наметом исполняемом в виде лент.

Шлемы отсутствуют в гербах священников, городов, ремесленных цехов и женщин.

Изображение шлемов на гербах

 

 

Огромное значение в геральдике придается цвету.

Цвета, используемые в гербах.

(Об их значении вы можете узнать, нажав на значок «Книжка».)

 

Клейноды - личные, не наследственные внешние украшения. Это были знаки отличия и различия, вносимые в герб. Это могли быть изображения орденов, кавалером которых был гербовладелец, регалии его должностей (булава, бунчук, знамя, маршальский жезл и т.п.).

Герб французского императора Наполеона I с символами императорской власти.

 

В ряде гербов употреблялась мантия - стилизованное изображение палатки, ниспадающей из-под короны, поднятой над гербом. В российских гербах ее использование  допускалось только в гербах князей и родов, ведущих свое происхождение от древнерусских князей. На государственных гербах над мантией размещался шатер – сен.

Герб принцессы Липпе (конец XIII столетия).

 

 

В гербах территорий и государств было принято украшать мантию короной. В геральдике разработана целая система определения корон. Человек, имевший определенный титул мог иметь на гербе корону строго определенного типа.

Слева направо: вариант герба Римского Папы Иоанна Павла II, герб потомков ацтекского императора Монтесумы II, герб венгерских герцогов Баттьяни

 

 

Щит обычно поддерживается фигурами животных и людей - щитодержателями. Очень часто эти фигуры тоже имеют смысл - в гербах государств изображаются святые, их покровители, характерные для этих мест животные. В гербах людей щитодержатели символизируют определенные качества.

Щитодержатели на гербе Австралии.

 

Герб часто включает в себя слово или короткое предложение - девиз.

Гордый девиз испанской семьи Манрике де Лара, который убеждает, что «семья не посещает королей - короли приезжают к ним сами».

 

 

5. Значение гербов

 

Так же как и генеалогии, гербы рассказывают историю дворянских родов, но не в словах или схемах, а в изображениях. Иногда их рассказ правдив, а иногда содержит и вымыслы, включённые чтобы добавить роду древности и заслуг, чтобы было основание требовать для себя большего почёта и уважения.

Герб князей Багратионов, которые заявляли о своем происхождении от еврейского царя Давида (на щите – арфа Давида; праща и камень, убивший Голиафа).

 

По гербу можно многое сказать и о человеке, его носящем – род, титул, пол, брачные узы, рожден ли он в браке, принадлежность к рыцарскому ордену и др. Иногда важны даже мелкие различия.

Слева: корона на гербе шведского принца — старшего сына; справа: корона на гербе наследника трона.

 

Чуть позднее возникли также гербы у городов и у живших в них групп ремесленников одной профессии – цехов.

Слева: средневековая гербовая грамота свечников Лондона, 1463 год; справа: гербы студенческих братств из университета в Гелдельберге

 

Постепенно появились национальные гербы у государств как символ их независимости. Старейшими из них, вероятно, являются датский и английский гербы.

Слева направо: герб Дании и герб Великобритании (современный вид).

 

Как правило, это были изображения из гербов королей, великих князей, царей возглавлявших эти государства. Каждый такой герб имеет свою историю.

Гербы основных европейских монархий в начале XX столетия (слева направо сверху вниз): Пруссия, Австрия, Венгрия, Бавария, Россия, Германия, Великобритания, Саксония, Италия, Испания, Вюртемберг.

 

О том, как появился герб нашего государства, мы поговорим на следующем занятии.

 

 

Попробуйте нарисовать и описать герб вашей семьи или ваш личный герб?

 

wwedenie.ucoz.com

Гербы древних русских городов - Золотое кольцо -

Profile

Name: Предметы советской жизни

Entry Tags

"полезные советы", "сделай сам", 1 мая, 1940-е годы, 1950-е годы, 20-годы, 20-е годы, 23 февраля, 30-годы, 30-е годы, 40-годы, 40-е годы, 50-годы, 50-е годы, 60-е годы, 70-е годы, 70-е-годы, 8-е марта, 80-е годы, 90-е годы, \"полезные советы\", \"сделай сам\", БАМ, Баку, Брежнев, ВДНХ, ВИА, ВУЗ, Великая Отечественная, Великая отечественная, Военная форма, Волго-Донской канал, Дети, ЖД, КГБ, КПСС, Киев, Лениград, Ленин, Ленинград, Москва, Московские картинки, Новый год, Одесса, Олимпиада-80, Подмосковье, Пхеньян, СССР, Советская архитектура, Сталин, Сталинская архитектура, Сумгаит, Туркестан, Фотографы, Чернобыль, ЭВМ, Эстония, авиация, автобус, автомобили, автомобиль, азартные игры, аптека, армия, архитектура, аудиозапись, бабушка, белье, бельё, билеты, брелок, бублик, буфет, бухгалтерия, быт, бытовые приборы, велосипеды, внешняя политика, военная техника, воздухоплавание, воспоминания, выборы, газеты, газировка, география, гигиена, гимн, гипсовые статуи, головные уборы, город, городской транспорт, гражданская война, грамота, графический редактор, дата, дача, двор, день Победы, деньги, дети, детсад, детская коляска, детская одежда, детские игрушки, детские игры, детские книжки, детское питание, дефицит, диафильмы, дирижабль, документы, доска почета, дуршлаг, еда, елочные игрушки, железнодорожник, живопись, жилье, журналы, за границу, зима, знаки различия, значки, зонтик, игольница, игра в бутылочку, игрушки, идеология, иностранцы, интерьер, искусство, календарь, калькулятор, канализация, карандаши, карикатуры, карточки, картошка, карусель, качели, квартплата, керосин, килька в томате, кино, кинофильмы, книги, книжная графика, книжная иллюстрация,

soviet-life.livejournal.com

Русская геральдика: почему у городов в России такие странные гербы?

Что Нептун делает на гербе Великого Устюга? Как Павлин оказался на эмблеме Серпухова? «Россия - это загадка, завернутая или окутанная мистикой, внутри головоломки». Когда смотришь на наши гербы, понимаешь, что Черчилль был прав.

Нептун в условиях Русского Севера

У государственной символики России сложное, запутанное прошлое. Мы до сих пор не знаем «откуда есть пошел» двуглавый орел, почему в качестве «геральдического покровителя» был избран именно Георгий Победоносец, а не Андрей Первозванный или Николай Угодник, почитание на Руси которых было куда более широким. Но еще более запутанная генеалогия у гербов русских городов, логику символизма которых порой просто невозможно постичь.

С точки зрения геральдической науки герб призван представлять главную идею символизируемого, его формулу, его ДНК. Но когда вы посмотрите, скажем, на эмблему Великого Устюга (Нептун держит в руках два кувшина с изливающейся водой), то расшифровать геральдический код сего сюжета вы вряд ли сможете. Официально герб с римским морским божеством город получил в 1780 году. Фактически же Нептун перекочевал из «Знаменного гербовника» графа Миниха, изданном в 1730 году и был призван, согласно мысли его создателей, символизировать выгодное географическое положение Великого Устюга. Интересно, что изображение подкреплялось легендой: якобы на Землю спускался некий водолей-богатырь, чтобы слить воды двух рек, Юга и Сухоны, в одну – Северную Двину. Большая вероятность, что эта легенда была создана в том же XVIII веке, чтобы как-то объяснить явление Нептуна на Русском Севере.

Бестиарий Иоанна Грозного

В Россию городская геральдика пришла довольно поздно – при Петре I. До этого роль гербов выполняли печати, украшенные эмблемами. В 1570-ых годах появилась печать Иоанна IV, на которой можно увидеть 24 эмблемы - по 12 с каждой стороны -княжеств, земель, городов, составляющих Московское царство. Интересно, что львиную долю символов составляет изображения животных, птиц, рыб. Другую часть – оружие: луки, мечи, сабли. Ученые утверждают, что большая часть эмблем не содержала никакого идентификационного кода мест, земель, которые они символизировали, а была плодом воображения придворных изографов. Те же руководствовались ни столько «гениями мест», сколько Псалтырью и популярными тогда на Руси «Физиологом». Таким образом Нижний Новгород стал символизировать олень, Псков – барс (или рысь), Казань – василиск (дракон), Тверь – медведь, Ростов – птица, Ярославль – рыбы, Астрахань – собака, Вятские земли – лук и т.д.

Едва ли тогда кто-то всерьез задумывался о глубинном символизме городов. Главную символическую нагрузку на печати Иоанна IV несли расположенные в центре двуглавый орел со святым Георгием – с одной стороны, и Единорог (личная эмблема Грозного) – с другой. Вся же окружность, периферия, играла на печати государя роль этакой массовки, в задачи которой входило ни столько правильная идентификация места, сколько показать могущество царя.

По трагическому стечению обстоятельств печать Грозного стала своего рода программой на будущее – Москва все, периферия – ничто.

Это совсем не значит, что у территорий, представленных на печати, не было своих родовых, аутентичных, символов. Были, и некоторые из этих символов насчитывали столетия. Однако в системе координат Иоанна они, конечно, не могли найти своего места. Так, Грозный самолично придумал печать Великого Новгорода, которая легла в основу его будущего «медвежьего» герба, проигнорировав существовании на протяжении столетий аутентичных новгородских символов на печатях (Спаса Вседержителя, Андрея Первозванного, всадника, льва). Главная причина заключалась в том, что поместная аутентичность противоречила политике централизации Московского царства.

Первый русский брендбук

Спустя столетие, в 1672 году на свет появилась «Большая государственная книга», или « Царский титулярник», которая явило новую геральдическую версию русских земель. В книге мы видим уже 33 герба. Эмблемы некоторых земель, которые присутствовали на печати Грозного, кардинально эволюционировали.

Так, Ростов Великий поменял птицу на оленя, Ярославль – рыбу на медведя, вооруженного секирой, а Рязань сменила лошадь на пешего князя. Однако вряд ли этим изменениях предшествовала какая-то серьезная проработка темы: скорее всего, в основе ребрендинга лежало все тоже свободное творчество изографов, а не исконные символы этих земель. При этом «Титулярник» лег в основу будущих геральдических экспериментов, что окончательно привело к потере первичных символических кодов древних русских территорий.

«Хотим павлина!»

Петр I решил систематизировать русский брендбук и ввести в оборот настоящие гербы, созданные по всем правилам европейской геральдики. Интересно, что в основе решения находились армейские цели. Для облегчения снабжения продовольствием армия должна была размещаться по городам и губерниям России. Полки получали названия городов и местностей прописки, а на полковые знамена должны были быть помещены гербы этих территорий.

В 1722 году царь учредил особую герольдмейстерскую контору, которой было поручено сочинение гербов, в том числе и городских. На роль творческого директора был приглашен граф Франциск Санти. Итальянец взялся за дело с неистовым энтузиазмом: во-первых, он «довел до ума» эмблемы из «Титулярника» Алексея Михайловича, а, во-вторых, создал несколько десятков гербов для русских городов «с нуля». Перед началом творческого процесса Санти отправил местным городским чиновникам анкеты, в которых те должны были рассказать о ключевых особенностях своих городов. Надо отметить, что местные канцелярии отнеслись к «техническому заданию» итальянца без должного энтузиазма: ответы чиновников были весьма локаничны и бессодержательны. Правда, были и города, которые со всей серьезностью отнеслись к заданию. Например, чиновники Серпухова отрапортавали, что город их славится павлинами, которые живут в одном из местных монастырей. Вскоре заморская птица заняла свое почетное место на гербе города.

Несмотря на всю инертность городских канцелярий Санти все же умудрился нарисовать реестр из 97 гербов (другой вопрос, насколько аутентичны были эти символы?). Вероятно, он мог бы сделать и больше, однако уже в 1727 году Екатерина I, правившая после смерти Петра, отправила графа в Сибирь с обвинением в заговоре.

Геральдическая лихорадка

Следующий геральдический бум в России пришелся на время правления Екатерины II. Это было связано с реформой местного управления 1775 года. За десятилетие было создано несколько сотен гербов русских городов. Многие из них, если не большинство, имели абсолютно надуманный характер, являясь плодом вкусовщины провинциальных городских чиновников и плохого знания герольдами истории городов. Так, на свет появились гербы городов Великие Луки (три лука), Сумы (три сумки) и т.д.

На этот момент приходится и рождение многих «геральдических» мифов: местные чиновники вовлекаются в творческий процесс и начинают сочинять легенды о происхождении гербов. Например, сановники Коломны рассказывали историю, что их город был построен в 1147 году представителем древнего патрицианского римского рода Колонна, поэтому и город так называется, а на гербе его изображен столп.

Но дальше всех пошли ярославцы, которые утверждали, что герб в виде медведя с секирой был придуман самым великим князем Ярославом: «по той причине, что он, шествуя в Ростов по проливу из Которосли в Волгу, нашел на медведя, и онаго с помощью людей своей свиты убил».

В XIX веке власти попытались как-то систематизировать геральдическую лихорадку, поскольку – в порыве творчества - у некоторых городов оказалось аж несколько утвержденных гербов. Пришлось от лишнего отказаться.

После революции отечественную городскую геральдику ждал новый бум гербового творчества, но «клейма территорий», созданные советскими художниками годились разве что для сигнификации кругов ада, нежели для городов, населенных живыми людьми.

После распада СССР начался геральдический ренессанс, который выразился в массовому возвращению городов к «екатерининскому брендингу».

Несколько столетий экспериментов в геральдике русских городов закончилась ничем. Так, древние русские города, имеющие многовековые традиции, с легкой руки центральной власти обзавелись пустыми бессодержательными символами и погрузились в депрессию. Герб, призванный объединять горожан в единую общность, отражать сущность, характер города, так и остался в мечтах.

Нужно признать, что вся многовековая работа в области геральдики русских городов делалась на коленке. Все истинные символы древнерусских земель были проигнорированы еще при создании печати Иоанна IV. А в «Царском Титулярнике» московское надуманное герботворчество, когда столичные дьяки придумывали красивые эмблемы для «остальное мира», было введено в систему. Роковую роль сыграло увлечение московской элиты «последними западными трендами».

Так, «Титулярник» был создан по приказу главы Посольского приказа боярином Артамоном Матвеевым, который, как известно, был одним из первых западников в русской истории. Важно знать, что книга создавалась не как официальный гербовник, а как сувенирное издание, которое показывали высоким заморским гостям. Дескать, смотрите, мы не хуже вас, мы тоже продвинутые, в тренде. Беда в том, что последующие герботворцы стали использовать этот сувенир в качестве основного источника по русской геральдике, коим он ни на секунду не являлся, как, впрочем, и печать Иоанна IV.

При последующих государях положение только усугубилось, знаки все дальше уходили от означаемого, исконные символы потеряли всякую надежду быть обнаруженными придворными герольдмейстерами. Настоящим роком стало и то, что ключевые роли в создание гербов русских сыграли иностранцы.

Символ города играет чрезвычайно важную роль в установлении прочной связи между городом и горожаниным. Городская эмблема является связующим компонентом между личностью жителя и городской общностью, и чем сильнее и содержательнее символ, тем связь человека с городом прочнее.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru


Смотрите также