Медицина древних. Теургическая медицина древних народов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Медицина древнего Египта. Медицина древних


Теургическая медицина древних народов

Тысячелетняя практика исполь­зования наиболее рациональных приемов врачевания и самых эффективных лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, возникших в эпоху первобытнообщинного строя и передававшихся устно из поколения в поколение, называют народной медициной.

В народной медицине встречаются элементы теургического (гр. theos — бог и ergon — деятельность) врачевания, которое объ­ясняло возникновение болезни влиянием злых духов или по­тусторонней силы, а лечение заключалось в изгнании злого духа путем заклинаний, заговоров и тому подобных методов, сопро­вождавшихся использованием рациональных лекарственных средств растительного, животного или минерального происхо­ждения, а также оправдавших себя на практике приемов лечения.

Частными проявлениями теургической медицины были медицина храмовая, жреческая, шаманская, колдовская, магическая. Хотя маги вроде бы опирались не столько на богов, сколько на дьяволов, но по сути своей тоже относились к теургии.

Среди народов, живших под покровительством зверей-тотемов, талисманами служили изображения этих зверей. Эти же изображения или части тела тотемного животного могли быть и лекарством. Существовали всякие ритуалы, заклинания, жертвоприношения, которые должны были умилостивить богов и изгнать болезнь из тела заболевшего. Принцип терапии оставался все тем же.

  1. Развитие медицины и фармации в Древней Греции. Гиппократ, его вклад в развитие медицины и фармации.

Основой научной медицины в Древней Греции была первоначальная, эмпирическая медицина, возникшая гораздо ранее жреческой медицины. Врачи того времени причислялись к классу людей, ремесло которых приносило пользу народу. Их называли «врачами болезней».

Для лечения ран (поверхностных, проникающих, ушибленных) употреблялись порошковатые вещества в виде присыпок для остановки кровотечения и для устранения боли. Внутрь при этом давали укрепляющий напиток из вина с луком, медом, козьим сыром и белой мукой. Серные окуривания назначались в качестве гигиенического средства. Капуста считалась верным средством для лечения болезней половых органов, против укусов бешеных собак и др. Уже тогда знали, что некоторые грибы обладают ядовитым действием.

Считалось, что хороший древнегреческий врач, тот врач, кто вовремя умеет применить соответствующие лекарство, а дурной тот, который, перед серьезной болезнью теряет присутствие духа и не в состоянии назначить никакого лечения.

В VII в. до н.э. в Древней Греции возник культ бога врачевания Асклепия, по преданию жившего в Фессалии в северной Греции. Великий и беспорочный врач, так называл его Гомер в «Иллиаде», славился искусством исцелять больных. Лечил он хирургические болезни втираниями и разрезами, внутренние болезни – освежающими напитками.

У Асклепия было две дочери: покровительница гигиенический знаний Гигиея (отсюда термин «гигиена») и покровительница лекарственной терапии Панацея (отсюда термин «панацея» - лекарственное средство от всех болезней).

В честь Асклепия по всей Греции были построены храмы - асклейпионы. Они были расположены большей частью вне городов, в живописных местностях, вблизи рек и целебных минеральных источниках. Большое внимание в этих лечебницах уделялось водолечению, массажу, физическим упражнениям, закаливанию, личной гигиене. В общественных лечебницах работали не только врачи, но и вспомогательный медицинский персонал. В круг его обязанностей входило собирание лекарственных материалов и приготовление лекарств; они ставили компрессы, банки, втирали мази, готовили ванны.

Одно из помещений лечебницы отводилось для хранения лекарственных средств и называлось apotheke ( от греческого «apo» - от и «theke» - ящик). Так в Древней Греции называли хранилища редких и ценных вещей. Термин «аптека» впоследствии распространился во многие страны мира и стал означать специализированные предприятия по изготовлению и продаже лекарственных средств.

В XVIII в Падие на домах, где принимали врачи, появилась и быстро стала популярной, эмблема – чаша с обвитой вокруг нее змеей; сама чаша, по одним данным, это сосуд для воды, по другим - сосуд для лекарственного яда (противоядия), по третьим – сосуд с жертвенным (медовым) напитком. В настоящее время трактовка данной эмблемы такова: врач должен быть мудр, как змея, а мудрость черпать из чаши познания.

Знаменитый древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) внес большой вклад в лекарствоведение. Медицинское образование он получил под руководством своего отца Гераклида. Обучение его состояло в наблюдении болезней, собирании лекарственных растений и приготовлении лекарств. По мнению Гиппократа, каждое лекарство должно действовать на одну из жидкость организма (кровь, слизь, желтую и черную желчь), то есть в зависимости от соразмерности смешения четырех качеств лекарство должно согревать, охлаждать или высушивать организм. Поэтому все лекарственные вещества делились на холодные, влажные, теплые и сухие.

Гиппократ утверждал, что в природе лекарства даны в готовом виде, в оптимальном состоянии и сочетании. Лекарственные средства применялись им без смешения. Особое внимание уделял лечению травами, четко определив способы и условия их хранения, придавая последнему большое значение. Среди лекарственных средств растительного происхождения, которые он использовал, встречаются: белена, бузина, гранат, дыня, зверобой, золототысячник, ирис, клещевина, чемерица, чилибуха, чеснок, шалфей и т. д. (всего 230 растений). Из животных лекарственных средств применяли жир барана, быка, гуся, утки, рыбий жир. Для наружного применения использовали металлы и драгоценные камни.

Но Гиппократ занимался не только травами и лечением. Он разработал нормы поведения врачей отношении больного и выдвинул четыре принципа лечения: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогая природе и соблюдая осторожность, щадить больного. Эти принципы легли в основу хорошо всем известную клятву Гиппократа.

В медицине Древней Греции того времени произошло разделение на три главных отдела: диэтеку, фармацевтику и хирургию. Каждый врач отдавал предпочтение занятием одной из этих отраслей, содействуя ее усовершенствованию.

studfiles.net

Медицина древнего Египта - Библиотека

Авторы: Цветкова А. А.

Древний Египет – это "терра инкогнита" для исследователей. Чем больше ученые расшифровывают древнеегипетские тексты и раскапывают архитектурные памятники, тем больше загадок приходится разгадывать.

                                                                                                     Эдгар Кейс: "Хроники Акаши"

Древний Египет — страна удивительная и загадочная. Испещренные надписями стены храмов, колонны, стелы, предметы домашнего обихода и папирусы сохранили память о египетской цивилизации. Благодаря расшифровке всех этих надписей перед миром предстала одна из наиболее ярких страниц древней истории человечества. Пытливому взору ученых открылся необычайно высокий уровень знаний древних египтян во многих областях и особенно в медицине.

медицина древнего Египта

Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей "немыми".медицина древнего Египта

Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.медицина древнего ЕгиптаДревнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.Египетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.

медицина древнего ЕгиптаДревние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или "двойник", обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения - набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба.

мумииСледует сразу оговориться, что мумификацию В. И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного сходства с живым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского бальзамирования не преследовала перспективы оживления покойника и возврата его к земной жизни.Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным источником знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название "химия" произошло от древнего названия Египта - "Кемет". Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали.Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с "кипящей медью". Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы. Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: "Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену..." Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому "желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами". Египтянам приписывают и изобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности организма и методов очистки от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей.Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных. Во время изгнания злых духов звучали заклинания: "О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!" Многие целители нашего времени "снимают сглаз и порчу", произнося тексты, близкие по сути к древнеегипетским, хотя в те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики.

древний ЕгипетПередача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли "знающий вещи". Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать "знающего по знанию его".Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Геродот приводит такое свидетельство: "Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему "лучшего в целом Египте" глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни".Геродот пишет о Египте V в. до н. э. К тому времени его древняя культура насчитывала не менее трех тысячелетий своей истории. Страна пережила нашествия многих завоевателей, и былое великолепие клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе. Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте ирали военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: "Это болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это болезнь, которую я не смогу вылечить".В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: "Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: "Это болезнь, которую я буду лечить". После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится".При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

уринотерапия в древнем ЕгиптеВ Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства. У Геродота есть описание не совсем ординарного случая уринотерапии: "По смерти Сезостриса царскую власть наследовал сын его Ферон, который ослеп... заболев глазами. Десять лет он был слепым; на одиннадцатом году царь услышал слово оракула в городе Буто, что время наказания его истекло, что он прозреет, если промоет глаза мочой женщины, которая имеет сношения только с мужем и никакого другого мужчину не имеет. Он прежде всего испытал мочу собственной жены и, когда не прозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока наконец не прозрел. Тогда он собрал всех женщин, которых испытывал, кроме той, от мочи которой он прозрел, в одно место, именуемое теперь Красным полем, и всех их там сжег; на той женщине, от мочи которой прозрел, царь сам женился". Так в Древнем Египте одновременно был получен лечебный эффект и проведена экспертиза супружеской верности.В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также "женщины, могущей и не могущей родить". Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница - родится девочка, если ячмень - мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет.

Стоматология в древнем ЕгиптеИсключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.Стоит отметить, что во время строительства гигантских сооружений - пирамид, храмов - почти не было массовых заболеваний, невзирая на большое скопление людей. Врачи на строительстве строго следили за тем, чтобы рабочие мылись после работы, меняли бедренные повязки, из которых состояла вся одежда. Больных немедленно изолировали, а бараки, где жили рабочие, ежегодно сжигали и строили новые на других местах.

Пирамиды

 

 Список литературы

Материалы сайтов:

http://history.rin.ru

http://lechebnik.info

http://egypt4russians.com

опубликовано 24/09/2011 19:51обновлено 30/01/2017— История медицины

lib.komarovskiy.net

Древняя египетская медицина • ru.knowledgr.com

Медицина древних египтян - некоторые зарегистрированные самые старые. С начала цивилизации в c. 33-й век до н.э до персидского вторжения в 525 до н.э, египетская медицинская практика пошла в основном неизменная, но была высоко продвинута в течение ее времени, включая простую неразрушающую хирургию, урегулирование костей и обширный набор фармакопеи. Египетская медицинская мысль влияла на более поздние традиции, включая греков.

Источники информации

рак: пересчет «опухоли против бога Ксенуса», это рекомендует, «делает Вас ничто там против»]]

До 19-го века главные источники информации о древней египетской медицине были письмами от позже в старине. Гомер, c. 800 до н.э, отмеченный в Одиссее: «В Египте мужчины более квалифицированы в медицине, чем любой человеческий род» и «египтяне был квалифицирован в медицине больше, чем какое-либо другое искусство». Греческий историк Геродот посетил Египет приблизительно 440 до н.э и написал экстенсивно его наблюдений за их лекарственными методами. Плини Старший также написал благоприятно их в историческом обзоре. Гиппократ («отец медицины»), Herophilos, Erasistratus и позже Гален учился в храме Аменхотепа и признал вклад древней египетской медицины к греческой медицине.

В 1822 перевод Розеттского камня наконец позволил перевод древних египетских иероглифических надписей и папирусов, включая многих связанных с медицинскими вопросами (египетские медицинские папирусы). Проистекающий интерес к египтологии в 19-м веке привел к открытию нескольких наборов обширных древних медицинских документов, включая папирус Ebers, Папирус Эдвина Смита, Папирус Херста, лондонский Медицинский Папирус и других, датирующихся до 2900 до н.э, Папирус Эдвина Смита - учебник по хирургии и детализирует анатомические наблюдения и «экспертизу, диагноз, лечение и прогноз» многочисленных болезней. Это было, вероятно, написано приблизительно в 1600 до н.э, но расценено как копия нескольких более ранних текстов. Медицинская информация в нем даты уже от 3000 до н.э. Imhotep в 3-й династии признают оригинальным автором текста папируса и основателем древней египетской медицины. Самая ранняя известная операция была проведена в Египте приблизительно 2 750 до н.э

Папирус Ebers c. 1550 до н.э полон заклинаний, и грязные заявления означали отклонять вызывающих болезнь демонов, и также включают 877 предписаний. Это может также содержать самое раннее зарегистрированное осознание опухолей, если плохо понятая древняя медицинская терминология правильно интерпретировалась. Другая информация прибывает из изображений, которые часто украшают стены египетских могил и перевод сопровождающих надписей. Достижения в современной медицинской технологии также способствовали пониманию древней египетской медицины. Палеопатологи смогли использовать рентген и более поздние компьютерные томографии, чтобы рассмотреть кости и органы мумий. Электронные микроскопы, масс-спектрометрия и различные судебные методы позволили ученым уникальные проблески состояния здоровья в Египте 4000 лет назад.

Другие документы как папирус Эдвина Смита (1550 до н.э), папирус Херста (1450 до н.э) и Берлинский Папирус (1200 до н.э) также обеспечивают ценное понимание древней египетской медицины. Папирус Эдвина Смита, например, упомянул методы исследования, создание из диагноза пациента и урегулирование лечения. Это таким образом рассматривается как руководство изучения. Лечение состояло из болезней, сделанных из животного, овоща или фруктовых веществ или полезных ископаемых.

Пища

Существенно, когда рассмотрение здоровья любой пищи культуры должно быть обсуждено. Древние египтяне, по крайней мере, частично знали о важности диеты, и в балансе и в замедлении. Вследствие большого дара Египта плодородной земли производство продуктов питания никогда не было главной проблемой, хотя, конечно, независимо от того, как щедрый земля, нищие и голодание все еще существуют. Главные зерновые культуры для большей части древней египетской истории были emmer пшеницей и ячменем. Потребляемый в форме батонов, которые были произведены во множестве типов посредством выпекания и брожения с дрожжами, значительно обогащающими пищевую ценность продукта, урожай одного фермера мог поддержать приблизительно двадцать взрослых. Ячмень также использовался в пиве. Овощи и плоды многих типов были широко выращены. Нефть была произведена из льняного завода и было ограниченными выборами специй и трав. Мясо (овцы, козы, свиньи, дикая игра) было регулярно доступно, по крайней мере, высшим сословиям, и рыбы были широко поглощены, хотя есть доказательства запретов во время определенных периодов против определенных типов продуктов животного происхождения; Геродот написал свиньи, как являющейся 'грязным'. Предложения королю Унасу (c. 2494–2345 до н.э), были зарегистрированы как

“... молоко, три вида пива, пять видов вина, десять батонов, четыре из хлеба, десять из пирогов четыре мяса, различные сокращения, суставы, жареные, селезенка, конечность, грудь, перепел, гусь, голубь, фиги, десять других фруктов, три вида зерна, ячменя, записанного, пять видов нефти и новые заводы... ”\

Ясно, что египетской диете не недоставало высших сословий и что даже у низших классов, возможно, был некоторый выбор (Нунн, 2002).

Методы

У

медицинских знаний в древнем Египте была превосходная репутация, и правители других империй попросят, чтобы египетский фараон послал им их лучшего врача, чтобы рассматривать их любимых. У египтян было некоторое знание человеческой анатомии. Например, в классическом процессе мумификации, mummifiers знал, как вставить длинное крючковатое орудие через ноздрю, ломая тонкую кость черепа и удалить мозг. У них также, должно быть, было общее представление о местоположении в полости тела внутренних органов, которые они удалили через маленький разрез в левом паху. Но ли это знание было передано практикам медицины, неизвестно и, кажется, не оказал влияния на их медицинские теории.

Египетские врачи знали о существовании пульса и связи между пульсом и сердцем. У автора Папируса Смита даже было смутное представление о сердечной системе, хотя не кровообращения и он был неспособен, или считал его неважным, чтобы различить кровеносные сосуды, сухожилия и нервы. Они развили свою теорию «каналов», которые несли воздух, воду и кровь к телу по аналогиям с рекой Нилом; если это стало заблокированным, зерновые культуры стали вредными для здоровья, и они применили этот принцип к телу: Если бы человек был нездоров, то они использовали бы слабительные, чтобы открыть «каналы».

Довольно много медицинской практики были эффективными, такими как многие операции, данные в папирусе Эдвина Смита. Главным образом совет врачей для пребывания здорового состоял в том, чтобы вымыть и побрить тело, включая под руками, и это, возможно, предотвратило инфекции. Они также советовали пациентам заботиться о своей диете и избегать продуктов, таких как сырая рыба или другие животные, которые, как полагают, были грязны.

Много методов были неэффективны или вредны. Майкл Д. Паркинс говорит, что у 72% из 260 медицинских предписаний в Папирусе Херста не было известных лечебных элементов, и многие содержали экскременты животных, которые содержат продукты брожения и форм, некоторые из них имеющий лечебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьезную угрозу инфекции.

Хирургия

Самый старый металл (Бронза или медь) хирургические инструменты в мире был обнаружен в могиле Qar.

Хирургия была обычной практикой среди врачей как лечение телесных повреждений. Египетские врачи признали три категории ран; излечимые, спорные, и неизлечимые болезни. Излечимые болезни хирурги быстро установили бы, чтобы исправиться. Спорные болезни были теми, где жертва могла по-видимому выжить без лечения, таким образом, пациенты, которые, как предполагают, были в этой категории, наблюдались и если бы они выжили тогда, то хирургические попытки могли бы быть предприняты, чтобы решить проблему с ними. Они использовали ножи, крюки, тренировки, щипцы, щипцы, весы, ложки, saws и вазу с горящим ладаном.

Обрезание мужчин было нормой, как заявлено Геродотом в его Историях. Хотя ее представление в качестве процедуры редко упоминалось, необрезанная природа других культур часто отмечалась, на необрезанную природу либерийцев часто ссылались, и военные кампании возвратили необрезанные фаллосы как трофеи, который предлагает новинку. Однако другие отчеты описывают, приобщает к религиозным орденам как вовлечение обрезания, которое подразумевало бы, что практика была особенной и не широко распространенной. Единственное известное описание процедуры, в Могиле Врача, месте погребения Анка-Mahor в Saqquarra, показывает подросткам или взрослым, не младенцам. Женское обрезание, возможно, было осуществлено, хотя единственная ссылка на него в древних текстах может быть неправильным переводом.

Prosthetics, такие как искусственные пальцы ног и глазные яблоки, также использовались; как правило, они служили немного больше, чем декоративные цели. В подготовке к похоронам недостающие части тела были бы заменены (но они не появляются, как будто они были бы полезными, или даже присоединяемыми) перед смертью.

Широкое применение хирургии, методов мумификации и вскрытия как религиозное осуществление дало египтянам обширное знание морфологии тела, и даже значительное понимание функций органа. Функция большинства главных органов правильно предполагалась — например, кровь правильно предполагалась, чтобы быть средой испарения для живучести и отходов, которые не слишком далеки от его фактической роли в перевозке кислорода и удалении углекислого газа — за исключением сердца и мозга, функции которого были переключены.

Стоматология

Стоматология была важной областью, как независимая профессия она датировалась с раннего 3-го тысячелетия до н.э, хотя она никогда не не может видный. Египетская диета была высока в абразивах (таких как песок, перенесенный от размола зерна и частей скал, в которых путь хлеб был подготовлен), и таким образом, заболевание их зубов было довольно бедно, хотя археологи отметили устойчивое уменьшение в серьезности и уровне потертых зубов повсюду 4000 до н.э к 1 000 н. э., вероятно из-за улучшенных методов размола зерна. Весь египтянин остается, имеют зубные ряды в довольно плохих состояниях. Зубная болезнь могла даже быть смертельной, такой что касается Djedmaatesankh, музыканта из Фив, который умер вокруг возраста тридцать пять от обширной зубной болезни и большой зараженной кисты. Если зубы человека избежали быть стертым, впадины были редки, из-за редкости подслащивающих веществ. Зубное лечение было инфекционным, и лучшие страдальцы могли надеяться на, была быстрая потеря зараженного зуба. Инструкция Ankhsheshonq содержит принцип «Нет никакого зуба, который гниет, все же остается в месте». Никакие отчеты не документируют ускорение этого процесса, и никакие инструменты, которым удовлетворяют для извлечения зубов, не были найдены, хотя некоторые остаются выставочным признаком принудительного зубного удаления. Зубы замены были найдены, хотя не ясно, являются ли они просто посмертной косметикой. Чрезвычайную боль, возможно, лечили лекарствами с опиумом.

Волшебство и религия

Волшебство и религия были неотъемлемой частью повседневной жизни в древнем Египте. Злые боги и демоны, как думали, были ответственны за многие болезни, так же часто лечение включало сверхъестественный элемент, такой как начинающееся лечение с обращением к божеству. Там, кажется, не существовал ясное различие между тем, что в наше время можно было бы рассмотреть очень отличным callings священника и врача. Целители, многие из них священники Sekhmet, часто использовали заклинания и волшебство как часть лечения.

Широко распространенное мнение в волшебство и религию, возможно, привело к сильному эффекту плацебо; то есть, воспринятая законность лечения, возможно, способствовала его эффективности. Воздействие акцента на волшебство замечено в выборе средств или компонентов для них. Компоненты иногда отбирались по-видимому, потому что они были получены из вещества, завода или животного, у которого были особенности, которые в некотором роде соответствовали признакам пациента. Это известно как принцип сравнения similibus («похожий с подобным») и найдено всюду по истории медицины до современной практики гомеопатии. Таким образом страусовое яйцо включено в лечение сломанного черепа, и амулет, изображающий ежа, мог бы использоваться против плешивости.

Амулеты в целом, были очень популярны. Их носили во многих волшебных целях. Здоровье имело отношение, амулеты классифицированы как homeopoetic, phylactic и theophoric. Амулеты Homeopoetic изображают животное или часть животного, от которого владелец надеется получить положительные признаки как сила или скорость. Амулеты Phylactic, защищенные от вредных богов и демонов. Известный Глаз Horus часто использовался на phylactic амулете. Амулеты Theophoric представляли египетских богов; каждый представлял пояс Isis и был предназначен, чтобы остановить поток крови в ошибке. Они часто делались из кости, свисающей с кожаного ремня.

Врачи и другие целители

Древнее египетское слово для доктора - «swnw». У этого названия есть долгая история. Самый ранний зарегистрированный врач в мире, Hesy-Ра, практиковал в древнем Египте. Он был “Руководителем Дантистов и Врачей” королю Дджозеру, который управлял в 27-м веке до н.э. Леди Пезешет (2400 до н.э) может быть первой зарегистрированной женщиной-врачом: она была возможно матерью Akhethotep, и на стеле, посвященной ей в его могиле, как которая она упоминается как imy-r swnwt, который был переведен как “Надзиратель леди Врачей Леди” (swnwt, женский из swnw).

Было много разрядов и специализаций в области медицины. Лицензионный платеж использовал их собственный swnw, даже их собственные специалисты. Были инспекторы врачей, надзирателей и главных врачей. Известные древние египетские специалисты - офтальмолог, гастроэнтеролог, проктолог, дантист, «доктор, который контролирует мясников» и неуказанного «инспектора жидкостей». Древний египетский термин для проктолога, neru phuyt, буквально переводит как «пастух заднего прохода». Последнее название уже засвидетельствовано приблизительно 2 200 до н.э Irynachet.

Учреждения, так называемые Здания Жизни, как известно, были основаны в древнем Египте начиная с 1-й Династии и, возможно, имели медицинские функции, время от времени связываемые в надписях с врачами, такими как Peftauawyneit и Wedjahorresnet, живущий в середине 1-го тысячелетия до н.э. Ко времени 19-й Династии их сотрудники пользовались такими преимуществами как медицинская страховка, пенсии и отпуск по болезни.

Стол древних египетских врачей

Стол Древних египетских медицинских папирусов

См. также

  • Древнегреческая медицина
  • Медицина в древнем Риме
  • Медицина в средневековом исламе

Дополнительные материалы для чтения

Английский

  • Древняя египетская медицина, Джон Ф. Нунн, 1 996
  • Самая большая Льгота для Человечества: история болезни Человечества, Роя Портера, 1 997
  • История медицины, Лоис Н. Мане, 1 992
  • Медицина в эпоху фараонов, Бруно Хэлайоуы, Бернарда Зискинда, М. Б. Дебевоиза (переводчик), 200
  • Фармакологические методы древнего Египта, Майкл Д. Паркинс, 10-е Ежегодные Слушания Истории Дней Медицины, 2 001
  • Боль, Стефани. (2007). «Фармацевты фараонов». Новый Ученый. 15 декабря 2007, стр 40-43

Французский

  • Анже Пьер Лека, La Médecine égyptienne au temps des Pharaons, éd. Dacosta, Париж, 1992 (ISBN 2-851-28-029-5)
  • Тьери Бардине, папирус Les médicaux de l'Égypte pharaonique, éd. Fayard, Париж, 1995 (ISBN 2-213-59280-2)
  • Histoire de la médecine en Egypte ancienne, Париж, 2013-(http://medecineegypte .canalblog.com/)
  • Ришар-Ален Жан, À propos des objets égyptiens conservés du musée d’Histoire de la Médecine, éd. Юниверсите Рене Декарт – Paris V, колледж. Мюзе д'Истуар де ла Медекин де Пари, Пари, 1999 (ISBN 2 9508470 3 X)
  • Ришар-Ален Жан, La chirurgie en Égypte ancienne. À propos des instruments médico-chirurgicaux métalliques égyptiens conservés au musée du Louvre, Кибела Выпусков, Париж, 2012 (ISBN 978-2-915840-29-2)
  • Ришар-Ален Жан, Анн-Мари Луаретт, À propos des textes médicaux des Papyrus du Ramesseum nos III et IV, я: воспроизводство la, в С.Х. Офрере (Вd)., Encyclopédie religieuse de l’Univers végétal (ERUV – II), Монпелье, 2001, стр 537-564 (ISBN 2-84269-502-6)
  • Ришар-Ален Жан, Анн-Мари Луаретт, À propos des textes médicaux des Papyrus du Ramesseum nos III et IV, я: контрацепция la, в С.Х. Офрере (Вd)., Encyclopédie religieuse de l’Univers végétal (ERUV – II), Монпелье, 2001, стр 564-592 (ISBN 2-84269-502-6)
  • Бруно Хэлайоуа, La médecine au temps des Pharaons, éd. Лиана Леви, колледж. Место Histoire, Париж, 2002 (ISBN 2-867-46-306-8)
  • Ришар-Ален Жан, Анн-Мари Луаретт, À propos des textes médicaux des Papyrus du Ramesseum nos III et IV, я: la gynécologie (1), в С.Х. Офрере (Вd)., Encyclopédie religieuse de l’Univers végétal (ERUV – III), Монпелье, 2005, стр 351-487 (ISBN 2-84269-695-6)
  • Ришар-Ален Жан, Анн-Мари Луаретт, La mère, l’enfant et le lait en Égypte Ancienne. Традиции médico-religieuses. Une étude de sénologie égyptienne, С.Х. Офрер (Вd)., éd. L’Harmattan, колледж. Kubaba – Série Antiquité – Université de Paris 1, Сорбонна Panthéon, Париж, 2010 (ISBN 978-2-296-13096-8)

Немецкий

  • Wolfhart Вестендорф, Handburch der altägyptischen Medizin, éd. Камбала-ромб, колледж. HdO, Лейден, 1999 (Группа 1: ISBN 90-04-11320-7, Группа II: ISBN 90-04-11321-5)

Внешние ссылки

  • Древняя египетская медицина – Aldokkan
  • Брайан Браун (редактор). (1923) мудрость египтян. Нью-Йорк: Брентано
  • Тексты с возраста пирамиды Найджелом К. Страдвиком, Рональдом Дж. Лепрохоном, 2005, камбала-ромб академические издатели
  • Древняя египетская наука: исходная книга Маршалла Клэджетта, 1 989
  • Site sur la médecine et la chirurgie dans l'Antiquité Egyptienne.
  • Древний веб-сайт медицины

ru.knowledgr.com

Медицина Древнего Рима

Медицинские знания Древнего Рима в большинстве своем были основаны на учении греческого врача – Гиппократа. Римляне активно пользовались всеми методами диагностики и лечения, известными в Древней Греции. На высоком уровне была развита травология, которая легла в основу многих современных представлений о лекарственных растениях. 

Медицинские школы Древнего Рима

Основой медицинского учения Древнего Рима служили знания, полученные из греческой медицины. В первую очередь пользовались трудами Гиппократа, содержащими описания многих заболеваний и способов их лечения.

 

Медицинские школы в Древнем Риме появились в эпоху республики. Считалось, что врач должен владеть знаниями из области различных дисциплин. Некоторые лекари обучались в военных госпиталях. Помогая раненым, они приобретали новые знания в области анатомии и физиологии.

Методы лечения и лекарственные средства

Применяемые методы лечения сочетали в себе лекарственную терапию, а также различные магические и религиозные ритуалы. Врачи знали о пользе здорового питания, физических упражнений, режима дня и свежего воздуха. 

 

Большое распространение в Древнем Риме получила травология. Считается, что именно она стала основой современных знаний о лекарственных растениях. Из медикаментозных средств использовались травы, минеральные вещества и снадобья из нескольких различных ингредиентов.

 

До нашего времени дошел каталог, написанный военным врачом Диоскоридом. В нем описано около 600 видов лекарственных растений и почти 1000 снадобий, которые он использовал для лечения своих пациентов. Другим источником исчерпывающих сведений о лекарственных растениях были книги Плиния.

 

Изначально целебные травы собирались и сушились дома, так как аптек в Риме не было. Снадобья из них также готовили самостоятельно. Позже появились бродячие торговцы – фармакополы, которые предлагали лекарственные растения и готовили из них настойки и порошки. Однако они считались отъявленными шарлатанами. 

 

В I веке н.э. в Древнем Риме появился ботанический сад, в котором разводились многие известные целебные травы, а принадлежал он Антонию Кастору.

Учение Галена

Если в Древней Греции наиболее известным врачом был Гиппократ, то в Риме особо почитали Клавдия Галена. Он занимался медициной и наукой, а также оставил большое количество трудов, посвященных фармакологии и методам терапии. Им описано 304 целебных растения, 80 лекарств животного и 60 минерального происхождения. Он применял их в виде отваров, настоев, порошков и других форм.

 

В отличие от Гиппократа, Гален считал, что лекарственные растения наряду с полезными эффектами могут оказывать вредное действие. Именно целебные свойства он старался «извлечь» из них. Некоторые медикаментозные препараты, впервые описанные им, используются и по настоящее время.

 

www.letopis.info


Смотрите также