Древнее письмо. Узелковое письмо древних славян
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Виды письма на Руси. Древнее письмо


Древнее письмо

Письмо — это физическое проявление разговорного языка. Считается, что люди развивают язык c. 35 000 до н.э., о чем свидетельствуют картины пещер с периода кроманьонского человека (примерно 50 000-30 000 лет до н.э.), которые, как представляется, выражают понятия о повседневной жизни. Эти изображения предлагают язык, потому что в некоторых случаях они, кажется, рассказывают историю (например, о охотничьей экспедиции, в которой происходят определенные события), а не просто фотографии животных и людей. Письменный язык, однако, не возникает до его изобретения в Шумере, южной Месопотамии, c. 3500-3000 гг. До н. Это раннее письмо было названо клинописью и состояло из создания определенных меток в мокрой глине с использованием тростникового орудия. Система письма египтян уже использовалась до начала раннего династического периода (приблизительно 3150 г. до н. Э.) И, как считается, развилась из месопотамской клинописи (хотя эта теория оспаривается) и стала известна как эйроглифы.

Фенотические системы письменности греков, а позднее римлян, пришли из Финикии (отсюда и название). Финикийская система письма, хотя и совершенно отличная от системы Месопотамии, все еще обязана своим развитием шумерам и их достижениям в письменном слове. Независимо от Ближнего Востока или Европы письменность была разработана в Мезоамерике майя c. 250 CE (хотя некоторые данные свидетельствуют о дате уже в 500 г. до н.э.).

Письмо в Китае развивалось из гадательных обрядов с использованием оракульных костей c. 1200 г. до н. Э. И, похоже, также возникли независимо, поскольку в настоящее время между Китаем и Месопотамией нет никаких свидетельств культурного переноса. Древняя китайская практика гадания включала следы травления на костях или раковинах, которые затем нагревались до тех пор, пока они не треснули. Трещины тогда будут интерпретироваться Diviner. Если бы этот Diviner вытравил «В следующий вторник будет дождь», и «В следующий вторник не будет дождя» образец трещин на кости или скорлупе скажет ему, что будет так. Со временем эти офорты превратились в китайский сценарий.

ПИСЬМО И ИСТОРИЯИстория невозможна без письменного слова, поскольку человеку не хватало контекста, в котором можно было бы интерпретировать вещественные доказательства из древнего прошлого. Запись записывает жизнь людей, и поэтому это первый необходимый шаг в письменной истории культуры или цивилизации. Ярким примером этой проблемы являются трудности, с которыми сталкивались ученые конца XIX — начала XX века в понимании цивилизации майя, поскольку они не могли прочитать глифы майя и поэтому неправильно интерпретировали значительную часть физических доказательств, которые они раскопали. Ранние исследователи сайтов майя, такие как Стивенс и Кэтервуд, считали, что нашли доказательства древней египетской цивилизации в Центральной Америке.

Эта же проблема очевидна в понимании древнего Королевства Мероэ (в современном Суданском суде), чей Мероитовый сценарий еще предстоит расшифровать, а также так называемый линейный сценарий древней минойской культуры на Крите, который еще должен быть понят.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ПИСЬМАШумеры впервые изобрели письменность как средство междугородной связи, которое было вызвано торговлей. С ростом городов в Месопотамии и нехваткой ресурсов в регионе развивалась междугородняя торговля и, вместе с тем, необходимость иметь возможность общаться на разных пространствах между городами или регионами.

Самая ранняя форма написания — это пиктограммы — символы, которые представляли объекты, — и помогали им запоминать такие вещи, какие попадались зерна зерна в место назначения или сколько овец было необходимо для таких событий, как жертвоприношения в храмах. Эти пиктограммы были впечатлены влажной глиной, которая затем была высушена, и они стали официальными отчетами о торговле. Поскольку пиво было очень популярным напитком в древней Месопотамии, многие из самых ранних сохранившихся записей касались продажи пива. С пиктограммами можно было сказать, сколько кувшинов или чашек пива было вовлечено в сделку, но не обязательно, что означала эта транзакция. Как отмечает историк Кривачек,

Все, что было разработано до сих пор, было методом для обозначения предметов, предметов и предметов, а не системы письма. Запись о «Двукратном храме бога Инанны» ничего не говорит нам о том, доставляются ли овцы в храм или получаются ли они от них, будь то туши, звери на копыте или что-то еще о них (63).

Для того чтобы выразить понятия более сложные, чем финансовые транзакции или списки предметов, требовалась более сложная система письма, и это было разработано в шумерском городе Урук. 3200 г. до н. Пиктограммы, хотя и все еще используемые, уступили место фонограммам — символам, которые представляли звуки, — и эти звуки были разговорным языком людей Шумера. С фонограммами легче было бы передать точный смысл, и поэтому, на примере двух овец и храма Инанны, теперь можно было понять, собирались ли овцы или пришли из храма, были ли они живыми или мертвыми, и какую роль они сыграли в жизни храма. Раньше на пиктограммах были только статические изображения, показывающие объекты, такие как овцы и храмы. С развитием фонограмм имелось динамическое средство передачи движения в или из местоположения.

Далее, в то время как в более раннем письме (известном как прото-клинопись), он был ограничен списками вещей, писатель мог теперь указать, каково значение этих вещей. Ученый Ира Спар пишет:

Этот новый способ интерпретации знаков называется принципом ребуса. Только несколько примеров его использования существуют на самых ранних стадиях клинописи от 3200 до 3000 B.C. Последовательное использование этого типа фонетического письма становится очевидным только после 2600 г. до Р.Х. Он представляет собой начало подлинной системы письма, характеризующейся сложным сочетанием словесных знаков и фонограмм — знаков для гласных и слогов, что позволило писецу выражать идеи. К середине Третьего тысячелетия B.C., клинопись, написанная главным образом на глиняных табличках, использовалась для широкого круга экономических, религиозных, политических, литературных и научных документов.

ПИСЬМО И ЛИТЕРАТУРАЭто новое средство коммуникации позволило книжникам записывать события своего времени, а также их религиозные убеждения и со временем создавать художественную форму, которая была невозможна перед письменным словом: литература. Первым писателем в истории, известным по имени, является Месопотамская жрица Енедуанна (2285-2250 гг. До н. Э.), Дочь Саргона Аккада, которая написала свои гимны богине Инанне и подписала их с ее именем и печатью. Так называемая Материя Аратты, четыре стихотворения, касающиеся короля Энмеркара Урука и его сына Лугалбанды, были, вероятно, составлены между 2112-2004 гг. До н. Э. (Хотя они были записаны только между 2017-1763 гг. До н. Э.). В первом из них, Энмеркар и Господь Аратты, объясняется, что письмо развивалось, потому что посланник короля Энмеркара, идущий туда и обратно между ним и королем города Аратты, в конце концов слишком много помнил, и поэтому Энмеркар была идея написать свои сообщения; и поэтому писательство родилось.

Эпик Гильгамеша, считающийся первой эпической сказкой в ​​мире и среди самой старой сохранившейся литературы, был составлен в какой-то момент раньше, чем в. 2150 г. до н. Э., Когда он был записан и имел дело с великим королем Урука (и потомком Энмеркара и Лугалбанды) Гильгамешем и его поисками смысла жизни. Мифы о народах Месопотамии, истории их богов и героев, их история, методы их постройки, погребение их мертвых, празднование праздничных дней, теперь могут быть записаны для потомков.

Так важно было писать месопотамцам, что под ассирийским королем Ашурбанипалом (685-627 гг. До н. Э.) В библиотеке его столицы в Ниневии было собрано более 30 000 книг о таблетках глины. Ашурбанипал надеялся сохранить наследие, культуру и историю региона и ясно понял важность письменного слова в достижении этой цели. Среди многих книг в его библиотеке Ашурбанипал включал литературные произведения, такие как рассказ о Гильгамеше или рассказ о Этане, потому что он понял, что литература излагает не только историю некоторых людей, но и всех людей. Историк Дюрант пишет:

Литература — это первые слова, а не буквы, несмотря на свое название; он возникает как канцелярские песнопения или магические заклинания, обычно повторяемые священниками и передаваемые перорально из памяти в память. Кармина, как римляне называли поэзию, означала как стихи, так и прелести; ода, среди греков, означала первоначально магическое заклинание; так и английская руна и лежала, и немецкая Лжи. Ритм и метр, предложенные, возможно, ритмами природы и телесной жизни, по-видимому, были разработаны магами или шаманами для сохранения, передачи и улучшения магических заклинаний их стихов. Из этих священных истоков поэт, оратор и историк были дифференцированы и секуляризованы: оратор как официальный лаудер короля или солиситора божества; историк как диктофон королевских дел; поэт как певец изначальных священных песнопений, составитель и хранитель героических легенд, и музыкант, который поместил свои рассказы в музыку для обучения людей и царей.

АЛФАВИТРоль поэта в сохранении героических легенд станет важной в культурах во всем древнем мире. Месопотамский писарь Син-Леги-Уннинни (написал 1300-1000 гг. До н. Э.) Поможет сохранить и передать «Эпический образ Гильгамеша». Гомер (около 800 г. до н. Э.) Сделал бы то же самое для греков и Вергилий (70-19 до н. Э.) Для римлян. Индийский эпос «Махабхарата» (записанный около 400 г. до н. Э.) Сохраняет оральные легенды этого региона так же, как и сказки и легенды Шотландии и Ирландии. Все эти работы, и те, которые шли после них, были сделаны только благодаря появлению письма.

Ранние клинописные писатели создали систему, которая полностью изменила бы природу мира, в котором они жили. Прошлое и истории людей теперь можно было бы сохранить в письменной форме. Вклад финикийцев в алфавит сделал работу легче и доступнее для других культур, но основная система размещения символов на бумаге для представления слов и понятий началась гораздо раньше. Дюрант отмечает:

Финикийцы не создали алфавит, они продавали его; очевидно, из Египта и Крита, они импортировали его по частям Тиру, Сидону и Библосу и экспортировали его в каждый город Средиземноморья; они были посредниками, а не продюсерами, алфавита. К моменту Гомера греки захватили этот финикийский или союзнический арамейский алфавит и назвали его семитскими именами первых двух букв: Альфа, Бета; Иврит Алеф, Бет.

Ранние системы письменности, импортированные в другие культуры, превратились в письменный язык этих культур, так что греческий и латинский будут служить основой для европейского сценария таким же образом, что семитский арамейский шрифт послужит основой для иврита, арабского и возможно, санскрит. Материалы писателей также эволюционировали: из вырезанных тростников, с которыми ранние месопотамские книжники отмечали глиняные таблички клинописи к камышом и папирусом египтян, пергамент свитков греков и римлян, каллиграфия китайцев , на протяжении веков до настоящего времени компьютеризированного состава и использования обработанной бумаги.

В любом возрасте, с момента его создания, письменность служила для общения с мыслями и чувствами индивида и культуры этого человека, их коллективной истории и их опыта с человеческим состоянием и для сохранения этого опыта для будущих поколений.

demon-angel.ru

Самые первые письма | sebulfin.com

Клинопись

Самые первые письма были написаны на глиняных табличках. Их обнаружили  на месте нахождения Ниневии – столицы древней могущественной Ассирийской державы. В давние времена жестокий пожар разрушил старинный город, но письма устояли против огня и разрушительной силы времени.

Длительное время само существование Ниневии подвергалось сомнению. Во втором столетии римский писатель Лукиан так писал об этом: «и следов от неё не осталось, да и не сказать тебе, где она была…». В начале XIX века Лукиан был опровергнут молодым английским служащим Ост-индийской компании Клавдием Джеймсом Ричом. Он нашёл следы легендарной Ниневии. Раскопки древней столицы – это тема для другой увлекательной беседы. Мы же с Вами, мой дорогой читатель, обратимся лишь к вопросу древних писем.

 

Итак, руины Ниневии были обнаружены. При исследовании  развалин дворца ассирийского царя Ашурбанипала, англичанин Ляйярд обнаружил толстый слой глиняных черепков, на некоторых из них были видны  рисунки, а на осколках других виднелись письмена, которые по-научному называются клинописью. Учёные установили сам механизм письма: писали заострённой тростинкой на мягкой глине, т.е. выдавливали клинышки.

Груды черепков оказались большой и хорошо организованной царской  библиотекой. В ней имелись и каталоги, и даже архивный отдел. В архиве были обнаружены письма царю и царской семье.

Письма были упакованы в глиняный конверт, перед чтением письма его разбивали. Для подтверждения подлинности письма вельможи прикладывали к глиняной табличке личные печати.

Клинопись - 2Какую информацию содержали эти письма? Да вполне обычную для царей. Ашурбанипал везде имел своих тайных агентов , вёл переписку о заключении тайных союзов, постройке крепостей, собирал сведения о восстаниях и заговорах. Вообщем, ничего  особенного, мой дорогой читатель.

Важно другое. Такая корреспонденция весила очень много. Один гонец  за одну ходку мог взять с собой очень ограниченное количество писем, а писем для пересылки было много. Это обстоятельство побудило искать другой материал для написания писем.

В этом плане больше повезло древним египтянам, чем ассирийцам. В долине Нила рос скромный тростник – папирус. Именно он стал сырьём для производства бумаги древности. К сожалению, история папируса не сохранила имя первого изобретателя бумаги древности, но техника производства известна доподлинно. Она была достаточно проста.

Стебель разрезали на полосы, уложенные рядом друг с другом, эти полосы затем смачивались водой и клеем. Затем на них поперёк первого слоя накладывался второй слой. Такая конструкция напоминала тонкую фанеру, слои накладывались до нужной толщины. Потом была сушка и готовые листы папируса склеивали в свиток.

Папирус

Производство папируса было важной статьёй дохода у фараонов. Попытки римлян наладить изготовление папируса на острове Сицилия не увенчались успехом. Их продукция была похожа лишь на самые грубые образцы египетских изделий, в них египтяне только завёртывали свои товары. Подданные фараонов знали свои тонкие хитрости производства.

ПергаменНе менее интересна история появления пергамена. Однажды, сирийский царь Евмен II решил организовать в своём городе Пергамен большую библиотеку, наподобие знаменитейшей библиотеке Древнего Египта – Александрийской. Фараону Птоломею эта идея пришлась не по вкусу, и он запретил продажу папируса сирийцам. Тогда город Пергам организовал производство собственной бумаги для письма. Её начали выделывать особым образом из кожи телят, овец и оленей. Так появился пергамен.

Рукописи на пергамене, подобно рукописям на папирусе, сохранились до наших дней. Некоторым из них более пяти тысяч лет. Вот так качественно изготавливали бумагу для письма древние мастера.

Пергамен и папирус были средством написания посланий для фараонов и высшей знати. А вот обнаруженные в 1951 году при раскопках в Новгороде берестяные грамоты были уже народным способом переписки. Об этом подробнее можно прочитать в следующей статье.

Дешёвые авиабилеты в отпуск!

Вконтакте

Facebook

Pinterest

Одноклассники

Мой мир

LiveJournal

Google+

sebulfin.com

Узелковое письмо древних славян

В одном из номеров "Наука и религия" за 90-е года напечатана статья "Узелковое письмо древних славян", за авторством некоего А.Барашкова, он же - Александр Асов. Кроме собственно статьи приводится её критика от двух авторитетов - Д.С.Лихачёва и Б.А.Рыбакова.

Волхв достаёт из тайника расписной берестяной короб. На коробе потускневшими от времени красками нарисована полуптица-получеловек с дивным именем – Гамаюн.

Волхв тихо напевает над коробом:

- Прилети, Гамаюн, прица вещаяЧерез море разольное, через горы высокие,Через тёмный лес, через чисто поле.Ты воспой, Гамаюн, птица вещая,На белой заре, на крутой горе,На ракитовом кусточке, на малиновом пруточке.

Открывается короб, вынимается из короба клубок. Затем Волхв устанавливает рамку и начинает осторожно навешивать на неё странно переплетённые нити с узлами.

То не просто узлы, это знаки слов, складывающихся в строки древних славянских песен. Разматывает Волхв клубок и поет песни, и не прерываются нити, и легко разрешает он самые сложные узлы, ибо знает он тайну священного узелкового письма...

Предшественник азбуки.

"Пръжде убо словене неймъаху письменъ, ну чертами и ръзанми гадааху погани сущи". Обычно, основываясь на этих словах, написанных в IX веке болгарским монахом-черноризцем Храбром, и делают вывод о том, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности.

Но достоверно ли это свидетельство?

Православие стало вытеснять древнюю веру славян на Руси в XI – XII веках – позднее, чем у многих других европейских народов. До этого древняя религия славян эволюционировала тысячи лет. Эта вера восходит к верованиям скифов-сколотов – высококультурного земледельческого народа, жившего в Приднепровье в VI – IV веках до нашей эры, достигшего, по выражению Б. А. Рыбакова, "высшего уровня первобытности". (Скифов-сколотов не следует путать с их южными соседями – ираноязычными скифами-кочевниками Крыма и предгорий Кавказа). А если заглянуть еще дальше в прошлое – то к верованиям языковых предков славян, живших в Восточной Европе со времен неолита.

В упадок культура праславян-сколотов пришла во время сарматского нашествия в III веке до нашей эры. Затем последовали "зарубинецкий" (III в. до н.э.) и "черняховский" (II в. до н. э. – IV в. н. э.) периоды в истории праславян. Дальнейшее культурное развитие их было прервано вторжением гуннов во время Великого переселения народов в IV – V веках нашей эры. Но тем не менее от легендарного славянско-антского князя Буса (о котором есть упоминания в "Слове о полку Игореве" и у готского историка Иордана) до Владимира Святого (при котором началась христианизация Руси) славянская вера в условиях рождающегося, а потом и расцветающего феодализма развивалась почти пятьсот лет. "Повесть временных лет" относит возникновение первоначального Киевского государства к VI веку нашей эры.

Но (если верить Храбру) неужели за всю эту сложную историю славяне так и не научились письменности и лишь гадали по каким-то чертам и резам? Это кажется маловероятным.

Есть основании полагать, что задолго до Кирилла и Мефодия (которых Храбр называет изобретателями славянской письменности) славяне уже имели некий прообраз письменности. Кирилл и Мефодий, по мнению ряда современных лингвистов и историков, были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки, основанной на греческом алфавите. (Примером использования до кирилловской азбуки может служить так называемая Велесова книга – книга новгородских жрецов IX века. Впоследствии мы еще вернемся к обсуждению этого памятника дохристианской культуры.).

Имеются также свидетельства, что кроме греческой славяне имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки этой "письменности" не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки-книги. Возможно, эти узлы условно изображали на керамике, металле или бересте. Память о древнем узелковом письме осталась в языке, в фольклоре.

Мы до сих пор завязываем "узелки на память", говорим: "связать мысль", "связывать слово со словом", "говорить путанно", "спутать смысл", – а также: "клубок песен", "нить повествования", "узел проблем", "хитросплетение сюжета", "завязка" и "развязка" о начале и конце художественного произведения, "неувязка" – о бессмыслице в тексте, и пр. Сохранилась и пословица, напоминающая нам о бытовании в древности узелкового письма: "Что знала, то сказала, на нитку нанизала".

В сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает клубок от бабы Яги. В фольклорных сказках, как известно, сохранились отголоски языческой эпохи. И как знать, может быть это не простой клубок, а своеобразный древний путеводитель? Разматывая его, Иван-царевич читал узелковые записи и таким образом узнавал, как добраться до нужного его места.

Возможно, древние славяне имели клубки с узелковыми письменами, содержащие географические сведения, клубки мифов и религиозных языческих гимнов, заклинаний. Хранились эти клубки в специальных берестяных коробах (не отсюда ли выражение: "наврать три короба", которое могло возникнуть в то время, когда мифы, хранящиеся в клубках в таких коробах, воспринимались как языческая ересь?). При чтении нити с узелками скорее всего "наматывались на усы" – очень может быть, что это приспособления для чтения.

Узелковое письмо древних славянПериод письменной, жреческой культуры, видимо, начался у славян задолго до принятия христианства. Например, сказка о клубке бабы Яги уводит нас во времена матриархата. Баба Яга, по мнению известного ученого В. Я. Проппа, – это типичная языческая жрица. Возможно, она также и хранительница "библиотеки клубков".

Узелковая письменность – один из древнейших видов письменности. Узелковым письмом "кипу" и "вампум" пользовались древние инки и ирокезы. Узелковое письмо "цзе-шен" было известно в древнем Китае. Популярным было это письмо и у карел и финнов, где до сих пор находят клубки с письменами. О священном узелковом письме есть упоминание и. в карело-финском эпосе"Калевала":

Наносил мне песен дождик.Мне навеял песен ветер.Принесли морские волны...Я в один клубок смотал их,И в одну связал я связку...И в амбаре под стропилаВ медном ларчике их спрятал.

В фольклорной записи Элиаса Леннрота, собирателя "Калевалы", есть еще более интересные строки, записанные им от знаменитого рунопевца Архиппа Иванова-Пертунена (1769 –1841). Рунопевцы пели их в качестве зачина перед исполнением рун:

Вот развязываю узел.Вот клубочек распускаю.Запою я песнь из лучших,Из прекраснейших исполню...

В древности узелковая письменность была распространена довольно широко. Это подтверждают археологические находки. На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, видны несимметричные изображения узлов, служившие, на мой взгляд, не только для украшения (см., например, рис. 2). Сложность этих изображений, напоминающих иероглифическую письменность восточных народов, делает обоснованным вывод о том, что они могли применяться и для передачи слов.

Каждому узлу-иероглифу соответствовало свое слово. С помощью дополнительных узелков сообщали дополнительные сведения о нем, например его число, часть речи и пр. Разумеется, это лишь предположение, но если даже наши соседи, карелы и финны, имели узелковую письменность, то почему ее не могло быть у славян? Не будем забывать и то, что финны, угры и славяне издревле совместно проживали в северных районах России.

Следы письменности.

Остались ли какие-либо следы узелковой письменности? Часто в сочинениях христианского времени встречаются иллюстрации с изображениями сложных переплетений, вероятно, перерисованных с предметов языческой эпохи. Художник, изображавший эти узоры, по мнению историка Н. К. Голейзовского, следовал существовавшему в то время правилу наряду с христианской символикой использовать и языческую (с той же целью, как на иконах изображают поверженных змеев, чертей и пр.).

Узелковое письмо древних славян 

Следы узелковой письменности можно найти и на стенах храмов, построенных в эпоху "двоеверия", когда христианские храмы украшались не только ликами святых, но и языческими узорами. Несмотря на то что с тех пор изменился язык, можно предпринять попытку (конечно, лишь с некоторой долей уверенности) расшифровать некоторые из этих знаков.

Например, часто встречающееся изображение простой петли – окружности (рис.1а) предположительно расшифровывается как знак верховного славянского бога – Рода, родившего Вселенную, природу, богов, по той причине, что ей соответствует окружность рисуночного, т. е. пиктографического, письма (того, что Храбр назвал чертами и резами). В пиктографическом письме этот знак трактуется в более широком смысле; Род – как племя, группа, женщина, орган рождения, глагол родить и т. п. Символ Рода - окружность является основой для многих других узлов-иероглифов. Он способен придать словам сакральное значение.

Окружность с крестом (рис.1б) – это солярный символ, знак Солнца и бога солнечного диска – Хорса. Такое прочтение этого символа можно найти у многих историков.

Каков был символ у солнечного бога – Дажьбога? Знак его должен быть более сложным, так как он бог не только солнечного диска, но и всей Вселенной, он – податель благ, прародитель русского народа (в "Слове о полку Игореве"русских называют внуками Дажьбога).

После исследований Б. А. Рыбакова стало ясно, что Дажьбог (подобно его индоевропейскому "родственнику" – солнечному богу Аполлону) ездил по небу на колеснице, в которую были впряжены лебеди или иные мифические птицы (иногда крылатые кони), и возил Солнце. А теперь сравним скульптуру солнечного бога западных праславян из Дуплян (рис.2б) и рисунок на заставке из Симоновской псалтыри XIII века (рис.2а). Не изображен ли на ней символ Дажьбога в виде петли-круга с решеткой (рис.1в)?

Решеткой обычно со времен первых энеолитических пиктографических записей обозначалось вспаханное поле, пахарь, а также богатство, благодать. Наши предки были пахарями, они также поклонялись Роду – этим и могло быть вызвано совмещение символов поля и Рода в едином символе Дажьбога.

Солнечных зверей и птиц – Льва, Грифона, Алконоста и др. – изображали с солярными символами (рис. 2в-д). На рисунке 2д видно изображение мифической птицы с солярными символами. Два солярных символа по аналогии с колесами повозки могли означать солнечную колесницу. Так и рисуночным, т. е. пиктографическим, письмом многие народы изображали колесницу. Эта колесница каталась по твердому небесному своду, за которым хранились небесные воды. Символ воды – волнистая линия – также имеется на этом рисунке: это нарочито удлиненный хохолок птицы и продолжение нити с узлами.

Обратите внимание на изображенное между райскими птицами (рис. 2е) некое символическое дерево, либо с петлей, либо без нее. Если считать, что петля является символом Рода – Родителя Вселенной, тогда иероглиф дерева вместе с этим символом приобретает более глубокий смысл мирового древа (рис. 1г-д).

Чуть усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, по мнению Б. А. Рыбакова, приобретал значение "громового колеса", знака бога грозы Перуна (рис. 2ж). Видимо, славяне считали, что гром происходит от грохота, производимого колесницей с такими "громовыми колесами", на которой Перун ездит по небу.

Узелковая запись из "Пролога".

Попробуем расшифровать более сложные узелковые письмена. Например, в рукописи 1400 года "Пролог" сохранился рисунок, происхождение которого, очевидно, более древнее, языческое (рис. За).

Но до сего времени этот рисунок принимали за обыкновенный орнамент. Стиль подобных рисунков известным ученым прошлого века Ф. И. Буслаевым был назван тератологическим (от греческого слова teras –чудовище). Рисунки такого рода изображали переплетенных змей, чудовищ, людей. Тератологические орнаменты сравнивали с оформлением буквиц в византийских рукописях, пытались различным образом интерпретировать их символику. Историк Н. К. Голейзовский [в книге "Древний Новгород" (М., 1983,-С. 197)] нашел нечто общее между рисунками из "Пролога" и изображением мирового древа.

Мне кажется более вероятным искать истоки композиции рисунка (но не смыслового значения отдельных узлов) не в Византии, а на Западе. Сравним рисунок из новгородской рукописи "Пролога" и изображение на рунических камнях древних викингов IX–X века (рис. Зв). Сама руническая надпись на этом камне значения не имеет, это обычная надгробная надпись. Зато под соседним подобным камнем похоронен некто "добрый воин Смид", брат которого (видимо, известный в то время человек, раз его упомянули в надгробной надписи) – Хальфинд "живет в Гардарике", т. е. на Руси. В Новгороде, как известно, жило большое количество переселенцев из западных земель: потомки ободритов, а также потомки норманнов-викингов. Не потомок ли викинга Хальфинда рисовал впоследствии заставку "Пролога"?

Узелковое письмо древних славянВпрочем, композицию рисунка из "Пролога" древние новгородцы могли заимствовать и не у норманнов. Изображения переплетенных змей, людей, животных можно найти, например, и в заставках древних ирландских рукописей (рис. Зг). Возможно, все эти орнаменты имеют гораздо более древнее происхождение. Были ли они заимствованы у кельтов, к культуре которых восходит культура многих северных европейских народов, или подобные изображения были известны раньше, во время индоевропейского единства? Этого мы не знаем.

Западное влияние в новгородских орнаментах очевидно. Но поскольку они создавались на славянской земле, в них, возможно, сохранились и следы древней славянской узелковой письменности. Проанализируем орнаменты с этой точки зрения.

Что мы видим на рисунке? Во-первых, основную нить (она обозначена стрелкой), на которую как бы навешаны узлы-иероглифы. Во-вторых, некий персонаж, который ухватил за шею двух змеев, или драконов. Над ним и по бокам его расположены три сложных узла. Выделяются и навязанные между сложными узлами простые узлы-восьмерки, которые могут интерпретироваться как разделители иероглифов.

Легче всего прочитать верхний узел-иероглиф, расположенный между двумя разделителями-восьмерками. Если убрать с рисунка змееборца, то верхний узел должен просто повиснуть на его месте. Видимо, смысл этого узла тождествен изображенному под ним богу-змееборцу.

Какого бога изображает рисунок? Того, кто сражался со змеями. Известные ученые В. В. Иванов и В. Н. Топоров [авторы книги "Исследования в области славянских древностей" (М., 1974)] показали, что Перун, подобно его "родственникам"-громовержцам Зевсу и Индре, был змееборцем. Образ Дажьбога, по мнению Б. А. Рыбакова, близок к образу змееборца Аполлона. А образ Сварожича Огня, очевидно, близок к образу победителя ракшасов и змей индийского бога – олицетворения огня Агни. У других славянских богов, видимо, нет "родственников"-змееборцев. Следовательно, выбор следует делать между Перуном, Дажьбогом и Сварожичем Огнем.

Но мы не видим на рисунке ни уже рассмотренного нами громового знака, ни солнечного символа (значит, ни Перун, ни Дажьбог не подходят). Зато мы видим по углам рамки символически изображенные трезубцы. Этот знак напоминает хорошо известный племенной знак русских князей Рюриковичей (рис. 3б). Как показали исследования археологов и историков, трезубец есть стилизованное изображение сокола Рарога, сложившего крылья. Даже имя легендарного основателя династии русских князей Рюрика происходит от имени птицы-тотема западных славян-ободритов Рарога. Подробно о происхождении герба Рюриковичей рассказано в статье А. Никитина. Птица Рарог в легендах западных славян выступает как огненная птица. В сущности, эта птица есть олицетворение пламени, трезубец – символ Рарога-Огня, а значит, и бога огня – Сварожича.

Итак, с большой долей уверенности можно предполагать, что на заставке из "Пролога" изображены символы огня и сам бог огня Сварожич – сын небесного бога Сварога, бывший посредником между людьми и богами. Сварожичу люди доверяли свои просьбы во время огненных жертвоприношений. Сварожич был персонификацией Огня и, конечно, сражался с водяными змеями, подобно индийскому богу огня Агни. Ведический бог Агни родствен Сварожичу Огню, так как исток верований древних индийцев-ариев и славян един.

Верхний узел-иероглиф означает огонь, а также бога огня Сварожича (рис. 1е).

Группы узлов справа и слева от Сварожича расшифровываются лишь приблизительно. Левый иероглиф напоминает перевязанный слева символ Рода, а правый – символ Рода, перевязанный справа (рис. 1 ж – и). Изменения могли быть вызваны неточной передачей начального изображения. Эти узлы почти симметричны. Вполне возможно, что так ранее изображались иероглифы земли и неба. Ведь Сварожич является посредником между землей – людьми, и богами – небом.

Узелково-иероглифическая письменность древних славян, видимо, была очень сложна. Мы рассмотрели лишь простейшие примеры иероглифов-узлов. В прошлом она была доступна лишь избранным: жрецам и высшей знати,– была священным письмом. Основная же масса людей оставалась неграмотной. Этим и объясняется забвение узелковой письменности по мере распространения христианства и угасания язычества. Вместе с языческими жрецами погибали и знания, накопленные за тысячелетия, записанные – "завязанные" – узелковым письмом. Узелковая письменность в ту эпоху не могла соперничать с более простой системой письма, основанной на кириллице.

И все же существовала или не существовала узелковая письменность! Прокомментировать статью мы попросили крупнейших специалистов по древней Руси – академиков Д. С. ЛИХАЧЕВА и Б. А. РЫБАКОВА.

Статья "Узелковое письмо древних славян" является полной фантазией автора. В этой статье дается совершенно произвольное толкование так называемого тератологического орнамента, имеющегося не только в русских, славянских, но и в западноевропейских и в скандинавских рукописях. Если даже некоторые символы, рассматриваемые в этой статье, и имеют значение языческих богов, то все-таки это не письмо. Ведь обыкновенные, "человеческие" вещи выразить подобным "письмом" невозможно. Попробуйте таким письмом написать, например, то, что было написано в одной берестяной грамоте: "Верните мне сорочицу, сорочицу забыл".

Единственное, что могло быть в "узелковом письме",– это подсчеты, числа. Ну, например, так, как, скажемстароста, неграмотный староста в старой деревне, оставлял зарубки на дощечках, кто и сколько ему заплатил оброка. И только.

Например, "Псалтырь" – это великолепный памятник организованного письма, которым можно выражать сложнейшие мысли… И вдрдуг рядом – "узелковое письмо". Это ведь и не письмо вовсе, а просто какие-то языческие обозначения. Почему они появились? Что означают? То что это узелковая письменность, абсолютно не доказано.

Черноризец Храбр правильно пишет, что у славян были "черты и резы", но не узелковое письмо. На горшках, на керамических изделиях, на дереве ставились зарубки. Храбр говорит о письме без устроения, т. е. без грамматической системы. Кирилл и Мефодий были изобретателями устроения в письме. Они заглянули далеко в будущее – создали литературный язык, на котором можно было передавать сложные философские и богословские мысли. Говорить, что у Кирилла и Мефодия были предшественники, это все равно, что говорить, будто у Эдиссона был предшественник крестьянин, который жег лучину.

Нитью и узелками что можно выразить? Кроме, может быть, короткой молитвы, ничего. Как можно узлы – читать? "Узелковое письмо" можно сравнивать только с чертами и резами без устроения и даже ниже. Узелками можно было выразить скорее всего только числа. Во всяком случае "узелковое письмо" – это не буквенное письмо, не звуковое, а письмо символов.

Можно ли "узелковым письмом" написать "Слово о полку Игореве"? Нет! Это же ясно!

И главное, не нужно гнаться за тем, что мы старше всех. Мы – молодой народ. И в этом нет позора, как нет позора в том, что ребенок есть ребенок, а не сразу старик. Каждый народ имеет свой возраст. Мы не происходим от сколотов и скифов Мы молоды, а, например, итальянцы, потомки римлян старше нас. Нам чрезвычайно повезло – мы оказались в родстве с болгарами, у которых появились Кирилл и Мефодий, создавшие сложнейшую письменность, не уступающую греческой.

Д. С. ЛИХАЧЕВ

 Я думаю, что статья интересная, тема, затронутая в нем, новая и, я бы сказал, безграничная. Это только приступ к большой теме, которая может стать предметом докторской диссертации. Естественно, что при таком приступе только обрисовывается более-менее дальнейший путь исследования, обозначен материал, над которым предстоит работать. Но для первичного ознакомления с темой и направлением такой статьи достаточно.

Что касается узелковой письменности, то это письменность заклинательная, пиктографическая (рисуночная). С давних пор и вплоть до средневековья не гравировке, на серебре, на различных предметах изображались узлы – самые разные. Эти узлы как следует не классифицированы, но, разумеется, они имеют смысл.

Изучение узелков, которые являются как бы прототипом какого-то пиктографического письма, – очень важная область исследований. Только лучше его начинать не с предполагаемых клубков. Еще ни одного клубка не было найдено. А клубок в сказке об Иване-царевиче и бабе Яге скорее аналог клубка Ариадны (помните – "нить Ариадны""?). Впрочем, нельзя исключать и того, что клубок бабы Яги связан и с этим кругом понятий – с гипотетической узелковой письменностью. Лучше начать исследования с анализа того, что вошло в орнамент, особенно в орнамент серебряных украшений, служивших обязательной принадлежностью языческого праздничного наряда. На этих украшениях не было ничего христианского, на серебряных браслетах изображались русалии, языческие празднества. Именно на этой части древнерусских украшений видно большое количество узлов, которые служили для каких-то магических заклинательных целей.

Вопрос о зарождении письменности сложный. Безусловно, появление развитых форм письменности связано с возникновением государства. Но прообразы письменности могли существовать задолго до этого, особенно во время расцвета первобытности (например, в сколотско-праславянские времена), когда уже выделялся слой жречества.

Жрецы придумывали, совершенствовали узлы-символы, создавали замысловатые сочетания форм, композиции Но потом эти символы становились народными. Тан что это было народное письмо, которое, может быть, и не могло передать, скажем, весть о событии, но передавало заклинания, просьбы, обращенные к силам природы.

Тут интересная область исследования – нетронутый еще кусок древней культуры во всем ее многообразии.

Б. А. РЫБАКОВ

 Как видим, тема эта настолько нова, что учеными были высказаны далеко не однозначные суждения.

 

http://www.etheroneph.com/antireligiya/121-uzelkovoe-pismo-d...

                                                                                                  ***

И ещё отрывок...

- Послушай, а можно вопрос задать вообще из «другой оперы»? Вот мы говорим «связь времен», «эти люди связаны между собой», «развязать войну», завязать узы дружбы». А мне всегда было интересно: при чем тут «связь»? 

- О! Это очень и очень интересный вопрос! Ты что-нибудь слышал про индейское узелковое письмо? 

- Конечно, слышал! А при чем тут это?

- А как ты думаешь, как это узелковое письмо появилось? Кто им его передал? Или они сами его создали? Но, учитывая тот факт, что большинство индейских родов и племен пришли в Америку из Алтая и Сибири – да, да, знаменитые алтайцы,  а так же кеты, нивхи, если мне не изменяет память – они родственники индейцам, более того – они их старшие братья, потому что именно их предки ушли от нас на территорию Америки… Так вот, учитывая этот факт, можно сделать вначале предположение, что именно в нашей Сибири кроются истоки узелкового письма.

- Что-то я не понимаю ход рассуждений…

- А ты не спеши… Ты играл когда-нибудь в карты?

- А карты-то при чем? Ну… Играл… очень давно, в детстве в дурака…

- Помнишь изображения карточных королей? Что у них в руках? 

- Скипетр и держава…

- Ха-ха! Скипетр! Это Петруша-царь придумал байку про скипетр и державу… Древние короли и цари на Руси Великой, изображались с прообразом того самого узелкового письма, точнее – с клубком, в который готовое «письмо» сматывалось. А во второй руке у них – не скипетр, а так называемое Устье, Остье, Ось, Ус – специальная вязательная палочка, с помощью которой вывязывались слова и послания на нити. Для знающих людей король, сидящий на троне с клубком и осью, означал то, что его туда посадили ВЕДАющие люди, что он там находится с их ВЕДОМА и согласия. То есть, говоря современным языком, такой король – легитимный. Он настоящий. Потому что искусством узелкового письма владели на самом деле Ведуньи и Ведуны, - последователи ВЕДИЧЕСКОГО знания и хранители Ведической Традиции. Не веришь? А давай обратимся к единственному правдивому свидетелю – нашим народным сказкам и выражениям.Помнишь, Ивану даёт бабушка-ведунья клубочек? И он катится перед героем, постепенно разматываясь, и приводит его к конечной цели. Странный образ, не находишь?Затем вспомни еще более странное выражение: «наговорить с три короба»? Или «три короба вестей»! А выражение «мотай на ус»? А «нить повествования»? Не менее странное выражение «вымотать душу». А еще говорят «завязать боль, болезнь». Ну и, конечно, те выражения, которые ты сам привел в своём вопросе… Везде один и тот же образ. Что он обозначает? Неужели это обычная литературная метафора? Давай-ка покумекаем как это могло выглядеть на самом деле, в повседневной реальности…Связанные с помощью Уса послания (вот она, твоя «нить повествования») сматывались в клубок и вручалось гонцу-почтальону, который шёл в другие края-веси, где жили «получатели корреспонденции».И вот идет этот гонец из города в город, из селения в селение. И в каждом нужный адресат отматывает свою, адресованную только ему, часть послания. А куда отматывал? На Устье-Ус, конечно! «Мотал на Ус». И клубочек понемногу разматывается, уменьшаясь в размерах… Когда же новостей было очень много, и адресованы они были разным людям, живущим в разных городах, то мотальщику приходилось наматывать много разных клубков – вот тебе и «с три короба новостей»!Рассказывали, что в древние времена существовала целая система передачи информации посредством этого «узелкового вязаного письма», владели ею исключительно женщины-ведуньи. Кстати, очень может быть, что именно поэтому к ним, этим колдуньям и ведьмам, был такой пристальный и, прямо скажем, нездоровый интерес со стороны церковников; ведь грамота, да еще такая, которой владеют далеко не все, тайнопись, - источник угрозы. Известны были два типа письма. Для оперативной короткой информации использовались толстые нити из шерсти, льна, конопли, крапивы. А для фундаментальных, «академических» трудов - летописаний, поучений и наставлений, особым образом ткалось полотно, и на нем делалась вышивка. На всех старых рушниках, покрывалах, скатертях размещался просто огромный пласт сокровенной информации! И это неудивительно, ведь тогда ведическая культура настолько глубоко пронизывала жизнь и быт, что любое действо, даже такое простое, как приготовление и приём пищи несло в себе глубочайший сакральный смысл. Наши с тобой предки были чрезвычайно мудры и практичны. Во всем!Не забывай, что эти мудрые, толковые, практичные полотенца, скатерти, платки дарились друг другу, и продолжали служить другим людям не только с утилитарными целями, но и как обереги, несущие в себе смыслы и знаки Ведического Мировоззрения. Кстати, я слышал, что наша письменность произошла от отпечатков узлового письма на твердых предметах. То есть, брали самые важные узлы древней вязи, обмакивали в краску и потом прижимали к липовым дощечкам или той же бересте. Отпечатывались узоры. И они действительно очень похожи на тот древний алфавит, от которого пошла потом глаголица. Её буквы на самом деле весьма витиеваты, словно бы переплетаются меж собой различные колечки, петельки,  вязы, подвязы, привязи. Все они очень сильно похожи на этакие объемные иероглифы.  Есть подозрение, что иероглифическое письмо тоже было образовано в результате трансформации письма узелкового, вязанного. А почему бы и нет? Такое вполне могло быть…Во всяком случае, такая история звучит куда более правдоподобней, чем церковные байки о том, как Кирилла и Мефодий взяли, да и придумали для славян алфавит! Помнишь, как в летописях пишется название народа: словене! В корне именования «словен» уже заложено СЛОВО!

http://kadykchanskiy.livejournal.com/?skip=10

myhistori.ru

Виды письма на Руси

На Руси в средние века знали несколько видов письма. Древнейшим из них был «устав» — с буквами без наклона, строго геометрической формы, напоминающими современный печатный шрифт. В XIV в., с распространением делового письма, медленный «устав» сменил «полуустав» с буквами помельче, более простыми в написании, с легким наклоном. Полуустав отдаленно напоминает современный курсив. Еще сто лет спустя, в XV в., начали писать «скорописью» — плавно соединяя соседние буквы. В ХV-ХVII вв. скоропись постепенно вытеснила другие виды письма.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом — вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название — вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях «под старину».

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, не которые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком «титло» — горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых, например Бог, Богоматерь, Евангелие и т. п. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения — «силу».

Долгое время не существовало, нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской, письменности. Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В ХV-ХVI вв. письменность усложнилась. В книгах появились, например, запятые — для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку — небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте — «инициал» — писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят — «писать с красной строки». Завершался раздел «концовкой» — небольшим рисунком, на пример, изображением двух птиц, похожих на павлинов.

Самым сложным видом иллюстрирования книги были миниатюры. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красный. Чаще всего это были портреты заказчиков или автора книги (например, евангелистов), иллюстрации к тексту. Большое влияние на искусство миниатюры оказала иконопись. Лучшие мастера иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев писали книжные миниатюры. Меньшие размеры, по сравнению с иконами, требовали большей тонкости художественного исполнения.

Переписка книжного текста была делом долгим и трудным. На пергаменте писали медленно, тщательно вырисовывая каждую букву. Если переписчик делал ошибку, то подчищал рукопись специальным ножичком с широким закругленным лезвием.

Древнейший вид письма - устав. Он отличается тем, что все буквы написаны прямо, ровно, с правильными линиями и округлениями. Высота буквы равна ее ширине. Форма и начертание букв меняются очень мало.

Текст выглядел красиво и даже несколько торжественно. Вот почему уставом переписывались, как правило, богослужебные книги.

Уставное письмо было очень медленным. Каждую букву нужно было тщательно вырисовывать, следить за ее положением в строке. Поэтому постепенно устав сменился более быстрым письмом — полууставом.

Буквы постепенно потеряли свою прямоту, начали отстоять друг от друга довольно далеко. Строка получилась более свободной, размашистой. Появилось больше сокращений, буквы не такие крупные, нередко над словом ставится знак ударения или придыхания для чтеца. Постепенно у некоторых букв появляются даже украшения: длинные ножки, завитушки, мачты.

По мере распространения грамотности на смену полууставу приходит скоропись.

Буквы стали еще меньше по размеру, завитки стали еще больше и затейливее. Летя по бумаге, перо переписчика лихо закручивало хвостики у буквы Р или завитушки у С. А некоторые буквы и целые слова оказывались даже над строкой.

Начертание букв упрощается и становится более многообразным. Поэтому современный человек вряд ли разберет текст, написанный скорописью. Только специалист легко читает тексты, написанные в XVI или XVII веке.

  1. Русское письмо возникло до Кирилла, использовалось в международных договорах и существовало вне связи с христианизацией Руси.
  2. Население Новгорода к 11-му веку было практически стопроцентно грамотным.
  3. Носителем письма в русский народ являлось не духовенство.
  4. Кирилл создал на основе русского письма тюркоидное церковно-славянское письмо для нужд кочевых славянских племён (каганатов) болгарского региона.

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно.

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано УгорушнаФ (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

Виды письменности:

1. Х'арийская Каруна (союз рун) - жреческое письмо, сборник тайных рунических образов. Упрощенные формы Каруны: а) санскрит(samckrit) - самостоятельный скрытный жреческий язык; б) футарк; в) славянские руны, руны Боянова гимна; г) сибирская (хакаская) рунница и т.д.2. Да'арийские Тьраги (утвержденный сияющий путь) - иероглифическое (идеограммное) начертание передаваемых образов.3. Рассенское образно-зеркальное письмо (молвицы). Данную письменность ныне называют этрусскими (тирренскими) письменами, которые легли в основу древнефиникийского алфавита, на базе которого было создано позднее упрощенное греческое письмо и латынь.4. Святорусская Буквица. Самое распространенное письмо среди славянских народов древности («пракириллица» или «руны Рода» по В.Чудинову). Оно использовалось и жрецами, и при заключении важных межродовых и междержавных договоров. Одной из форм святорусской Буквицы являлось известное нам полуруническое письмо, которым была написана «Велесова книга».5. Глаголица - торговые письмена, а впоследствии они стали использоваться для записи сказаний и христианских книг.6. Словенское народное письмо (черты и резы) - для передачи кратких сообщений на бытовом уровне.7. Воеводское (воинское) письмо - тайные шифры.8. Княжеское письмо - у каждого правителя свое.9. Узелковое письмо . Память о древнем узелковом письме осталась в фольклоре. Мы до сих пор завязываем "узелки на память", говорим "связать мысль", "связывать слово со словом", "говорить путано", "спутать мысль", а также: "клубок песен", "нить повествования", "хитросплетение сюжета", "завязки" и "развязки" – о начале и конце художественного произведения, "неувязки" – о бессмыслице в тексте, и пр. Сохранилась и пословица, напоминающая о бытовании в древности узелкового письма: "Что знала – то сказала, на нитку нанизала".В сказках Иван-царевич, прежде чем отправиться в путешествие, получает от бабы Яги клубок. Теперь мы знаем ЧТО это был за клыбок и ПОЧЕМУ он показывал дорогу.

www.ukoha.ru


Смотрите также