Государство и общины, функции и формы древнейших государств. Функции древнего государства
Возникновение, функции и формы государств Древнего Востока. Типология и этапы развития древневосточных государств.
Понятие «Древний Восток». Хронологические рамки и основные этапы исторического развития древнего Востока.
Понятие. Египтяне называли его «Абет», по-семитски: «Кедеш». Латинский вариант – «Orient». Понятие «Древний Восток» возникло еще в античной Греции.
Хронология. Рамки: от 4 тыс. до македонского завоевания (334-327) или до 5 в. н.э. (Средняя Азия, Индия, Дальний Восток). Ранняя древность 3-2 тыс. Поздняя древность 1 тыс. Перелом 1 тыс. Дьяконов – периодизация по развитию общины. Еще есть периодизация по развитию государств (номовые, территориальные, мировые).
Территория. Грубо говоря – это азиатские и североафриканские страны. От 10* восточной долготы (Карфаген) до океана, и от 42* северной широты до экватора. Для греков запад – это они сами, а восток – это Персидская империя. Отсюда – соответствующий деспотический имидж востока в противопоставлении с демократическим западом. Запад + Восток в древнегреческом понимании этого слова – это то, что мы называем Древним миром.
2. Природные условия в странах древнего Востока. Экологические проблемы региона и опыт их решения в древности.
1. Природные условия.
a. Страны долин великих рек. Реки, их сезонные разливы. Берега нужны – низкие, течение – тихое. Вокруг – пустыня. Необходимость централизованной ирригации, так как без нее посевы либо будут затоплены, либо сгорят. Ирригация это осушение, орошение и мелиорация. Чем больше территория, тем государство прочнее.
Там, где реки магистральные (Египет) – больше предпосылок к обр. единого гос-ва, иначе все передерутся. Там, где у реки много рукавов (Шумер) – больше предпосылок к сепаратизму отдельных номов.
b.«Неречные» страны. Обычно в предгорьях, где разливы вполне предсказуемы и растет все, что ни воткни. К тому же, там нет пустынь. Нет необходимости в массовой организованной работе. Главенство общины.
2. Природные ископаемые. Там, где они есть – ранний железный век. Там, где их нет – стимул ко внешней политике или к приспособлению к тому, что есть.
3. Связь с религией. Природа обожествляется, а потому религия не очень-то дружелюбная, боги – ребята не самые приятные (смертоносные насекомые, жара, пустынные ветры и др.). Своеобразие религии (обожествление Нила и глиняные мотивы в шумерской космогонии).
4. Экологические проблемы. Засоление почв, наступление морских вод, потопы, пустынные ветры.
Расы, языки и народности древнего Востока. Некоторые проблемы этно- и лингвогенеза в современной науке.
Расы. Процессы метисации. Никакой ксенофобии. Экваториальная, Евразийская, Монголоидная расы.
Языки и народности. К 4 тыс. формируются этноязыковые группы.
1. Афроазийская (семито-хамитская) яз. семья. (прародина – в Сахаре): аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы.
2. Индоевропейская яз. семья (11 век; центр неизвестен, но теории: Балканская, где-то между малой Азией, Восточно-Средиземноморским побережьем и Двуречьем – Гамкрелидзе, Иванов): хетты, лидийцы, карийцы, персы, мидийцы, парфяне, скифы.
a. Хетто-лувийская ветвь (Хетты, Лувийцы).
b.Индо-иранская ветвь (Иранское нагорье, Мидия, Арии Индии, Филистимляне).
c. Фрако-фригийская ветвь (Фригийцы, Фракийцы).
d.Анатолийская ветвь (Лидийцы, Хетты, Лувийцы)
e. Народы моря. Видимо, объединение нескольких народов. Шарданы с Сицилии погубили хеттов.
3. Северо-кавказская яз. семья:
a. Хуррито-урартская ветвь (Хурриты)
b.Хатты (Каски, Хатты)
4. Дравидийская яз. семья.
Вся Индия (между индской и ведийской цивилизациями) Затем – только на юге (потеснены индоеврорпейцами). Сюде же, вилимо, Элам. Но не ясно.
5. Сино-Тибетская яз. семья.
Китай, Корея, Вьетнам.
6. Никуда не относится шумерский.
Проблемы. Непонятно происхождение шумеров (скифо-тюркская теория Раулинсона, кавказская, суданская, малайско-полинезийская и др., мундийская теория (Дьяконов)). Непонятно происхождение касситов. Индоевропейская проблема: где прародина? Возможно, в области Балкан. Афроазийская проблема: где прародина? Дьяконов: м.б. у о. Чад.
Механизм этногенеза. Марков: есть несколько локальных групп, одна из них возвышается, транслирует остальным свой язык => образуется этнос. Марков – еретик и колдун, за что его не любят на кафедре этнологии.
Механизм лингвогенеза. Есть язык-основа, из него путем изменений (эволюцией или заимствованием) - ветви родственных (только по происхождению!) языков. Их совокупность – языковая семья. Существует гипотеза о восхождении самих языковых семей к еще более
древним языкам-основам (не подтверждена).
Рабство и община на древнем Востоке.
Рабство
1. Историография.
a. Струве. Рабство господствует на ДВ, и из него растут все ноги. Формационный подход.
b.Дьяконов и Якобсон – оппозиция Струве. Считают, что рабство не может определять хозяйство в принципе. Рабский труд не эффективен (нет стимула, огромные ресурсы для удержания рабов), определяющий всегда труд свободных. Однако, это не опровергает идею формационного подхода.
2. Возникновение рабства. Ирригация в долинах крупных рек => огромные урожаи => есть излишки => врагов-мужчин теперь не умервщляют, а обращают в рабство, как и женщин. Теперь это возможно еще и потому, что бронза => более совершенны средства умервщления (Дьяконов, вслед за ним – Емельянов). Эти военнопленные в общинах – на правах младших родственников.
3. Источники рабства.
a. Военное. Пока не было металла – только женщин и детей, затем и мужчин (Емельянов). Последних, впрочем, сажали исключительно на государственную землю (Якобсон).
b.За долги. Патриархальное, на правах младшего члена семьи.
c. За провинности (в Египте – за нарушение ирригации).
4. Социальный аспект. Рабы не осознавали себя как единый класс. Имели статус живых трупов и не были против, т.е. отноислись к этому статусу вполне серьезно. Долговое рабство не могло длиться более 3 (Хаммурапи) или 6 лет (Семиты). Освобождение – редкость.
5. Внеэкономическое принуждение, его значение и формы. Вся древность – эпоха господства внеэкономических средств принуждения, т.к. производительность человеч. труда слишком низка, чтобы окупать наем. Продукты ремесла намного дороже по сравн. с современностью, т.к. нет промышленности, любой товар – штучный. Формы внеэкономического принуждения:
a. Рабство (у клиента отбирают все продукты его труда, взамен дают минимум для того, чтобы выжить).
b.Рентная эксплуатация (клиента сажают на землю, большую часть продукта он отдает дяде, нек. часть оставляет себе).
6. Виды рабства. Рабство бывает классическое и патриархальное. На востоке классическое невозможно, т.к.:
· несовершенство орудий уничтожения (Дьяконов)
· нужно слишком много надсмотрщиков (потому 3 дин. Ура и загнулась в 100 лет - Ладынин)
· родственные и культурные связи не позволяют одному общиннику плохо обращаться с другим;
а потому два варианта:
a. Рабство патриархальное. Два-три раба – «члены» (только в кавычках!) общины, почти наравне с младшими родственниками. Параллельно с простыми рабами существовали «крепостные» (на Западе - serfs) – прикреплены к земле, оторваны от общины, но могут быть субъектами права (хеттские «рабы», мушкенумы). Они – государственный сектор, в то время как собственно рабы - частные. Положение собственно рабов лучше.
b.Гос-земля делится на мелкие хозяйства, в каждом – хозяин и рабы, с хозяина – рента. Но у этого хозяина все равно нет собственности на землю.
Община
1. Историография.
a. Струве и вся советская историография за ним полагает общину в древности пережитком первобытки. Разложение общины – прогресс.
b.Дьяконов и Якобсон полагают общину единственно возможной ячейкой производства на ДВ. Община возникает сама собой, в любых условиях (так, «вторичные» общины ремесленников на великих стройках в Египте). Даже там, где, казалось бы община задавлена (Египет) можно по документам установить общину «идеологическую» (весь Египет как одна община вокруг фараона). Разложение общины – не показатель. В чём согласны со Струве: община – это явление ещё из животного мира. Историю общины (в т. ч. соотношение общины и государства) выдвигают как основу для периодизации истории древнего мира (статья 97 года в ВДИ).
2. Эволюция общины от родовой к соседской. Усиление обмена => сложность сохранения общности только по родовому признаку => соседская община.
3. Функции общины. Коллективные землевладение, землепользование и защита равноправных общинников. Существует два сектора в экономике: государственный и частный (общинный). Внутри общины дела раздела земли и её обработки. Также мелкое строительство. Члены общины равноправны и отвечают друг за друга. Отсюда её выгодность для гос-ва: круговая порука. Авторитетность общины: изгнание – серьезное наказание.
4. Власть в общине. Военная демократия (Якобсон): совет старейшин решает вопросы, на сходке решения утверждаются, на ней же выбирают одного или двух вождей, который общаются со внешним (в т.ч. и с божественным) миром. Эти вожди не работают, а получают еду от других. В этом – основа эксплуатации и имущественного расслоения. Государство возникает как аппарат насилия для сбора средств, на которые живет этот вождь. Налоги, войско. Иногда налоги прямые (т.е. деньгами или продуктами), иногда – косвенные (ср. в Шумере – в виде участка земли, отдаваемого в храмовое пользование; на этом участке – гос-рабы; или в виде отработки на ирригации).
5. Община и гос-во. Либо сосуществуют с политической автономией общины или даже поглощением ею государственных функций («ранняя древность». Номы, полисы). Либо государство полностью подчиняет общину («поздняя древность»). Человек имеет долг как перед государством, так и перед общиной. Хорошо, если они совпадают. А если нет? Тогда попытки со стороны государства подавить общину. Для понимания важности общины ср. Египет и Месопотамию в начале 2 тыс: и там и там глобальные потрясения, но в Египте общины нет, а в Месопотамии есть. Результат: в Египте все думают, что все, здецпи, в Месопотамии же – ничего, сносно.
Возникновение, функции и формы государств Древнего Востока. Типология и этапы развития древневосточных государств.
1. Функции государства зависят от природных условий:
a. В гидравлических цивилизациях (Египет, Шумер, Элам) государство становится организатором сельскохозяйственных работ. Общество выделяет особую прослойку и отдаёт ей часть излишка (прибавочного продукта). Такая прослойка – не только организаторы мирские, но и жрецы (именно на них держится весь миропорядок). Изначально должности совмещаются, отдельные ветви не конфликтуют.
b.В цивилизациях предгорий (Урарту), где организатор не нужен, всё и без того хорошо, государство возникает для обороны (там это нужней – всегда кто-то ломится с гор), а главная – община.
2. Типология. Возникновение государства вызывает выделение двух секторов хозяйства – государственного и общинного. Отсюда – три пути. Магистральная река, многорукавная река, предгорья (см. 6).
3. Этапы развития.
a. Первый этап – номовый. Ном – локальное государственное образование на территории, ограниченной естественными рубежами с центром в храме божества нома (Дьяконов и Якобсон). Вокруг – забор. Внутри его – администрация и склады. Функция – перераспределение и реализация прибавочного продукта.
b.При усложнении функций (что неизбежно) государство стоит дороже, нужно больше излишков. Путь внутренний (интенсификация) после «городской революции» исчерпал себя. Внешний: грабёж, захват рабочей силы, контроль над торговыми путями и торговля. Внешний путь ведёт к возникновению территориальных царств (первые – в Египте, где номы соприкасаются друг с другом). Цель войны – именно грабеж и дань, а не захват территорий.
c. Во II-I тыс. до появляется ещё развилка: античный путь (не рассматриваем) и азиатский. Для увеличения производства, эффективности и устойчивости государства как механизма нужно включение в его состав областей с разными типами и особенностями производства (Дьяконов выделяет два типа – производство средств потребления (земледельцы) и средств производства (городские цив-и и (!) кочевники-скотоводы). Они нужны друг другу). Так возникают «империи». Признаки: Устойчивость империи определяется сочетаемостью составных частей. Создатели империй всегда государства с упором на войну (Ассирия и Персия). Механизм устойчивости империи – автономные города (им - привилегии). Отсюда – возникновение центров, напоминавших античный полис. Также империю характеризует расширенная бюрократия. Цель войны – захват территорий.
megalektsii.ru
Государство и общины, функции и формы древнейших государств — КиберПедия
Древний Египет. Древнеегипетский вариант политогенеза. Раннее царство. Экономическая и политическая история. Эпоха Древнего царства. Правление III и IV династий. Экономический подъем. Политическая структура. Внешняя политика египетских фараонов в эпоху Древнего царства. Египет в эпоху Среднего царства. Исторические события первого переходного периода. Военная политика фараонов.
Великая египетская держава эпохи Нового царства. Борьба египтян против гиксосского владычества. Внешняя политика фараонов XVIII династии и ее результаты. Организация государственного управления Нового царства. Религиозно-политическая реформа Эхнатона и ее последствия. Правление XIX и XX династий. Ослабление Египта в конце Нового царства. Ливийско-Саисский Египет. Завоевание Египта ливийцами. Египет под властью эфиопов. Проникновение в Египет ассирийцев, возвышение Саиса и объединение Египта под властью XXVI династии. Завоевание Египта персами.
Месопотамия. Экономическая и политическая жизнь Шумера в первой половине III тыс. до н. э. Политическая история шумерских городов-государств. Периодизация истории Шумера. Ур в период правления I династии. Возвышение и упадок Лагаша. Реформы Уруинимгины.
Образование Аккадского государства. Внутренняя и внешняя политика Саргона и его приемников. Упадок Аккадского государства. Шумеро-Аккадское государство в период правления III династии Ура. Крушение Шумеро-Аккадского царства.
Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонского царства. Социально-экономический и политический строй Вавилона. Законы Хаммурапи.
Периодизация истории Ассирии. Ассирия в Староассирийский период. Особенности ее экономического развития. Усиление Ассирии в Среднеассирийсский период. Политический строй. Ассирия в Новоассирийский период. Активизация завоевательной политики. Временный упадок Ассирии. Создание «мировой» Ассирийской державы. Реформы Тиглатпаласара III. Правление Саргонидов. Ассирия в период правления Ашшурбанапала. Упадок Ассирии.
Вавилония в середине II – первой половине I тыс. до н. э. Касситское завоевание. Борьба за независимость. Создание Нововавилонской державы. Внешняя политика Навуходоносора II. Экономическое развитие Вавилонии в первой половине I тыс. до н. э.
Хеттское царство. Периодизация хеттской истории. Образование Древнехеттского царства. Особенности экономического развития. Характерные черты политической организации. Хеттское царство в Новохеттский период. Внешняя политика хеттских правителей. Упадок Хеттской державы.
Восточное Средиземноморье. Ранние государственные образования III – II тыс. до н. э. в Восточном Средиземноморье: Библ, Алалах, Эбла и др. Города-государства Восточного средиземноморья во второй половине II тыс. до н. э. Угарит как типичный образец города-государства. Нашествие «народов моря». Расцвет Финикии и Сирии в I тыс. до н. э. Развитие экономики. Финикийская торговля. Образование Тиро-Сидонского царства. Дамасское царство.
Палестина в I тыс. до н. э. Израильско-Иудейское царство и его распад. Социально-экономические отношения в Палестине в I тыс. до н. э. Пророческое движение. Восточное Средиземноморье под властью Ассирийской, Нововавилонской и Персидской держав.
Древний Иран. Возвышение Персидского царства. Кир II и его завоевательная политика. Внешняя политика Камбиза. Народные восстания в Персидской державе в последней четверти VI в. до н. э. «Бехистунская надпись». Приход к власти Дария I и его реформы. Внешняя политика Дария I.
Древняя Индия. Индская цивилизация: экономика и политические отношения. Упадок Индской цивилизации и ее историческое значение.
«Ведийский период». Освоение долины Ганга. Причины подъема сельского хозяйства и ремесла. Политические образования. Государства в долине Ганга и борьба между ними за политическое преобладание. Образование державы Нандов.
Поход Александра Македонского в Индию. Борьба индийцев против иноземных захватчиков. Основание династии Маурья. Внешняя, внутренняя и религиозная политика Ашоки. Ослабление общеиндийской империи.
Древний Китай. Политика в эпоху Шан. Возникновение государства Чжоу. Период «Восточного Чжоу». Рост политической раздробленности в чжоусском государстве. Вторжения кочевников. Борьба за гегемонию между царствами древнего Китая. Дальнейшее усиление политической раздробленности Китая.
Период Чжаньго. Экономические сдвиги в эпоху Чжаньго. Изменение системы землевладения и землепользования. Реформы Шан Яна в царстве Цинь и их историческое значение.
Идеологическая борьба в Китае в VI – III вв. до н. э. Конфуцианство и легизм.
Империя Цинь. Предпосылки объединения древнекитайских царств. Провозглашение империи. Цинь Шихуанди и его реформы. Внешняя политика Цинь Шихуанди. Свержение циньской династии.
Империя Хань в III в. до н. э. – III в. н. э. Преодоление политической раздробленности. Основание империи Хань. Правление Старшей династии Хань. Направленность внутренней и внешней политики ханьских императоров. Реформы Ван Мана и движение «краснобровых». Возникновение Младшей Хань. Ее внутренняя политика. Внешняя политика империи. Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань.
cyberpedia.su
Государство — WiKi
Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство»[1]. «Страна» является близким, но не тождественным государству термином, как правило понимаемым более широко, чем «государство». На 2015 год не существует единого юридического определения термина «государство», всецело признанного наукой и всеми странами мира. Крупнейшая международная организация, Организация Объединённых Наций, не имеет полномочий определять, является ли то или иное образование государством или нет, это вопрос международно-правового признания другими государствами и правительствами[1]. Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году только несколькими американскими государствами.
Этимология
Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя на древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).
Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь»[2]. Точная же этимология слова «господь» неизвестна.
Можно предположить, однако, что, поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя».
«Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»).
Признаки
Государство есть социальный институт, обеспечивающий поддержание порядка в отношениях между его членами, опирающегося на законы и традиции. Оно имеет ряд признаков, отличающих его от прочих социальных институтов[1].
Разделение и организация населения по территориальному принципу.
Суверенитет, то есть наличие на территории государства единой власти, независимой от других государств. Суверенитет определяет публичный характер власти.
Наличие группы людей, специализирующихся на управлении государством, а также органов и учреждений государственной власти, которые обеспечивают принуждение к исполнению её решений. Здесь решающую роль играют специальные учреждения, например армия, полиция, тюрьмы.
Налоги, пошлины и прочие сборы, получаемые от которых средства идут на исполнение государством его функций, включая обеспечение работы государственного аппарата.
Исключительное право принимать законы и другие нормативные правовые акты, обязательные к исполнению для всего населения на всей территории.
Функции государства
Обобщённое предназначение государства заключается в поддержании верховенства закона, охране прав и свобод человека, поиска путей к смягчению и преодолению имеющихся противоречий между всевозможными общественными силами, к социальному компромиссу между различными слоями общества. Основное предназначение определяет функции государства, а именно главные направления его деятельности. К внутренним относятся экономико-организационная и социальная функции, функции охраны общественного порядка и обеспечения безопасности как человека, так и государства[1].
Экономико-организационная функция осуществляется путём определения задач экономической стратегии, средствами реализации которой поддержание и развитии базовых отраслей экономики; создание условий для существования единого экономического пространства, для уравнивании развития различных территорий; регулирование хозяйственной деятельности, обеспечение заинтересованности в ней населения, создание наиболее благоприятных условий для экономического развития[1].
Социальная функция состоит в создании условий, в которых люди имели бы возможность обеспечить себе нормальное для данного уровня развития общества существование. Она охватывает такие сферы, как образование, наука, здравоохранение, демографическая политика и т. п. Государство обеспечивает смягчение социальных противоречий, социальную защиту лиц, реально нуждающихся в материальной помощи[1].
Функция охраны общественного порядка и обеспечения безопасности человека и государства заключается в защите законности, правопорядка, суверенитета, прав и законных интересов граждан, их собственности, а также обеспечении собственной территориальной целостности. Государство обеспечивает сохранение существующего политического строя и правовой системы, борется с преступностью, способствует разрешению различных конфликтов[1].
Внешняя функция состоит в защите собственных интересов на международной арене, включает в себя экономические, политические и военные аспекты[1].
Цели и задачи государства, в отличие от функций, относятся к конкретному государству, отражают основные направления его стратегии в данный период. Они выбираются тем или иным правительством, определяя режимом политической стратегии и средства её реализации.
Классификация функций
Функции государства подразделяются:
по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
по значению: на основные и дополнительные,
по видимости: на явные и латентные,
по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
Внешние функции государства:
Также проводится разделение между:
Типы государств
Тип государства определяется уровнем исторического развития его цивилизации, зависит и культурно-исторических традиций. В научной литературе преобладают два главных методологических подхода к типологизации государств[1]:
Формационный рассматривает тип государства в зависимости общественно-экономических отношений (рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое)
Цивилизационный считает основным уровень развития технологий (аграрное, индустриальное, постиндустриальное и т. д.).
В последнее время появилась тенденция к сближению этих подходов[1].
Формы государства
Происхождение государства
Формы институтов власти и общеобязательные нормы поведения впервые сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.
Наиболее древними известными государствами в современном смысле понятия являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая). Единого мнения о причинах возникновения государств нет: существуют несколько теорий, таких как теория общественного договора и материалистическая теория, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной.
Стадии развития государства
Выделяют три основных стадии развития государства[4][5][6]:
раннее государство — организационно и социально неполное. Примерами ранних государств могут служить государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы. Концепция раннего государства разработана нидерландским политантропологом Х. Й. М. Классеном и его соавторами[7];
развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае;
зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом, является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис; отличительной чертой зрелых государств является их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первыми развитыми государствами признаются Англия и Франция на рубеже XVII—XVIII и Китай в несколько более поздний период.
Современные государства мира
Международно-признанными государствами, как правило, считаются те, которые либо являются членами Организации Объединённых Наций, либо имеют реальную возможность стать таковыми, но добровольно от неё отказываются. В настоящее время (февраль 2018 года) таких государств насчитывается 195[8]. Все они, кроме Ватикана и Палестины, являются членами ООН.
Помимо признанных государств существуют территории, которые согласно резолюциям ООН имеют право на самоопределение, но не имеют возможности его осуществить вследствие оккупации. К таким территориям относится Палестина (точнее, её арабская часть — Западный берег реки Иордан и Сектор Газа) и Западная Сахара.
Республика Косово, признанное большинством государств-членов ООН, но не признанное Россией и Китаем — постоянными членами Совбеза ООН, что делает невозможным вхождение Косово в эту организацию, хотя оставляет возможность для получения статуса государства-наблюдателя (голосование о вхождении в состав ЮНЕСКО в 2015 году закончилось неудачно для республики[9]).
Существуют и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, Сомалиленд.
Статус некоторых образований не может быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.
Государства, имеющие малую территорию или численность населения, именуют карликовыми государствами.
Развитие понимания государства
У истоков продуманной классификации форм государств стоят античные мыслители Аристотель и Платон, которые впервые описали основные формы государств. На их концепциях государства долгое время основывалась политическая и правоведческая мысль Европы. Хотя понимание выработанных ими категорий и понятий изменилось, их разработки до сих пор не потеряли своего значения[1].
В ходе буржуазных революций в Европе XVII—XVIII вв., разрушавших абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах, в эпоху Просвещения (наболее заметный вклад внесли Дж. Локк и Ш. Л. Монтескьё) появились понятия о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась теоретическая и политическая основа для формирования представлений о правовом государстве[1].
В результате перехода к индустриальному обществу были разрушены существовавшие на протяжении многих веков традиционные отношения между людьми, обострились социальные противоречия, что вызвало необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века широко используется понятие социальное государство — то есть государство, активно перераспределяющее материальные и иные блага в соответствии с принципом социальной справедливости. Оно используется в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и др., присутствует в конституциях некоторых стран[1].
В связи с процессами глобализации в современном мире происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три основополагающие реалии[1]:
«государство-нация» («Etat-Nation») — исторически сложившееся традиционное государство;
регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
формирующееся глобальное сообщество.
См. также
Примечания
↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Государство / А. С. Автономов, В. А. Попов // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
↑ Например, Словарь Фасмера, 1996, Т. 1. — С.446, 448
↑ Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А. С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 42.
↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: общий контекст социальной эволюции при образовании государства. — М.: Комкнига, 2007. — 272 с.
↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. — М.: Комкнига, 2007. — 368 с.
↑ Гринин, Л. Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. — М.: Комкнига, 2007. — 240 с.
↑ Claessen, H. J. M., Hagesteijn, R. R., and van de Velde, P. 2008. The Early State Today. Social Evolution & History 7(1)
↑ Список государств
↑ Попытка принять Косово в ЮНЕСКО закончилась провалом
Литература
П. Д. Баренбойм, А. В. Захаров Пакт Рериха как этап внедрения в жизнь эстетической концепции правового государства Николая Рериха // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2010. — № 2.
Власов В. И. Теория государства и права: учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — С. 70-75. — ISBN 5-222-02434-2.
Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. — М.: КомКнига, 2007.
Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. — М.: Издательство МГУ, 1997. — 384 с. — (Теоретическая политология, мир России и Россия в мире). — ISBN 5-211-03762-6.
Крадин Н. Н. Политическая антропология. — М.: Ладомир, 2001.
Малков С. Ю. Логика эволюции политической организации государства. — М.: КомКнига, 2007. — С. 142—152.
Мартин ван Кревельд. Расцвет и упадок государства.
Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Саидов А. Х. Теория государства и права: учебник под редакцией А. С. Пиголкина. — Москва: Юрайт-Издат, 2005. — С. 61-63. — ISBN 5-94879-145-9.философский клуб. — М.: Летний сад, 2010. ISBN 978-5-98856-119-4
Роберт Нозик. Анархия, государство и утопия.
Энтони де Ясаи. Государство.
Ссылки
ru-wiki.org
Государственный строй древнерусского государства - функции великого князя
По форме правления древнерусское государство - раннефеодальное монархия. По форме гос. устройства - единое гос-во, основанное на тимократической основе (власть военных). Государство делилось на княжества. Во главе стоял князь (Сюзерен), остальные вассалы Великого князя. Система сюзеренитета-вассалитета - отличительная черта раннефеодальной монархии.
Князь - государственный орган. Происхождение княжеской Власти по наследству и по избранию.
5) управление делами церкви (церковь подчинена гос-ву). Церковь содержалась за счет церковной десятины (Церковный Устав Владимира)
6) Управление своей вотчиной (Особенная система управления - дворцово-вотчинная, существовала до приказной системы (конец XV - нач. XVI в.)). Центр управления - княж. двор, не сущ. деления на высшие и местные органы управления.
7) Поддержание государственного единства страны.
Функции совета при князе
Совет при Князе (свидетельствует о неустойчивости статуса Великого Князя) - эпизодический созыв, не имеющий постоянного состава, собирается по мере необходимости. Здесь решались вопросы мира и войны, принятие законодательства.
Функции древнерусского вече
Вече - народное собрание (слабость верховной власти, отсутствие аппарата принуждения в стране - не было регулярной армии). Прокопий (VI В): «Славяне жили в народоправстве». В гос. период летопись упоминает о Белгородском вече. В вече участвовали свободные жители. Оно проходило в старших городах. Вопросы, решаемые на вече, дублировали Совет при князе.
1) Вопросы войны и мира. «Единение всех на вече означало мнение большинства, кот. Заставляло молчать меньшинство».1147 г. - Киевское вече отказывает князю идти против Юрия Долгорукого. Иногда созывалось 2 вече (в зависимости от вопросов).
2) Призвание и смещение князей (1068 г. - был изгнана Изяслав).
3) Судебная
4) управленческая (назначение, смещение чиновников). 1146 г. - потребовали от князя отстранить тиунов киевских и назначить новых.
Функции феодальных съездов
Феодальные съезды (с сер. XI в. в период обнаружения тенденции к распаду гос-ва)
- общеземские (все князья)
- смесные съезды (региональные).
Вопросы:
1) Охрана торговых путей
2) война и мир
3) принятие законодательства
Местные органы гос. власти и управления были созданы в городах и волостях. Представители: волостели и наместники. Основная функция - сбор дани, судебные ф-ции, наблюдали за порядком, борьба с разбоями. Достаточно обширные полномочия. Содержались за счет кормов (до 1555г.) 1497 г. - Судебник ограничивает подсудность кормленщиков.
Судебной системы не было в Др. государстве. Впервые суды появились в 1864 г. (Независимые суды). Отсутствовала регулярная армия. Были: дружина и ополчение.
< Предыдущая
Следующая >
Предыдущие статьи:
Следующие статьи:
allstatepravo.ru
Формы государства в Древнем мире
Количество просмотров публикации Формы государства в Древнем мире - 261
Возникновение государства в Древнем мире представляет собой сложный и еще недостаточно изученный процесс. Государство в древности возникает при наличии некоторых условий, первым из которых выступает благоприятная природная среда. Больше всего этому соответствовали природные условия в долинах великих рек, расположенных в зонах с мягким климатом и плодородными почвами, созданными разливами рек. Здесь был рано достигнут уровень производства, позволяющий получать избыточный продукт, а это давало возможность общине содержать людей, освобождавшихся от производительного труда и выполняющих функции управления и культовые обязанности. Это второе условие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ крайне важно для возникновения государства. Наконец, третьим условием является достижение определенной плотности населения, при которой усложняется общественная жизнь, убыстряется темп общественного развития.
В учебниках мы встречаем утверждение, что государство возникло в результате разделения общества на антагонистические классы. В этом случае государство возникает как аппарат власти господствующего в обществе класса. При этом в истории Древнего мира мы не можем найти ни одного примера, когда в обществе сначала произошло бы разделение на классы, а потом на этой базе стало бы развиваться государство. Развитие классового деления и развитие государства происходит параллельно воздействуя друг на друга.
Этот процесс можно представить и несколько иначе. В первобытном обществе действуют органы самоуправления: народное собрание, совет старейшин и вожди. Каждый член общины имеет доступ к управлению общими делами. Развитие общественных отношений в древности вело к выделению привилегированного слоя населения - знати, которая закрепляла за собой право выполнять функции управления, а основная масса общинников - крестьяне, а позднее и ремесленники оказались устраненными от управления. Органы общинного самоуправления оказываются отделенными от народа и превращаются в органы государственной власти.
Только на более позднем этапе общественного развития можно говорить о формировании общественных классов.
Государство в Древнем мире прошло долгий путь развития, постепенно сложились различные его формы. Самые древние государственные образования появились в конце IY - III тыс.до н.э. в долине Нила и Месопотамии. первоначально это были общины - государства, небольшие по территории. Впоследствии здесь развились монархии с неограниченной властью царя, большим государственным аппаратом, состоявшим из чиновников и воинов. Одной из важнейших функций государства здесь всегда была забота о расширении и содержании в порядке оросительной системы. Для этого требовалась сильная централизованная власть. Государства такого типа называют деспотиями.
Там, где не было условий для создания больших оросительных систем, хозяйственная роль государства была менее значительной, а на первый план выступала его военная функция. Военные монархии были наиболее распространенной формой государства на Древнем Востоке. Наиболее характерными примерами военной монархии могут служить Хеттское и Среднеассирийское царства.
Третья форма - город-государство сохранилась там, где не было условий для создания крупных монархий. Обычно города - государства располагались в приморских районах и были связаны с морской торговлей. Это города Восточного Средиземноморья - Тир, Сидон, Угарит.
Четвертая форма - военно-административные объединения (мировые державы древности) Новоассирийская, Нововавилонская и Персидская державы. Οʜᴎ отличались от военных монархий тем, что не только эксплуатировали завоеванные страны путем взимания дани, сохраняя прежнюю систему управления, но создавали общую для всей державы систему административного управления.