Зарождение китайской цивилизации. Древний китай зарождение
Древний Китай | Зарождение китайской цивилизации
Археологические находки
Территория современного Китая была заселена еще в доисторические времена. Здесь 750 - 300 тысяч лет назад обитал подвид Человека Прямоходящего - синантроп: рост 1,55-1,6 метра, объём головного мозга: 850-1220 куб. см (у Человека Разумного 1350-1500, а у шимпанзе 350-550). Они питались как растительной пищей, так и мясом животных, изготавливали орудия из камня и кости, одевались в шкуры, возможно, умели добывать огонь. Другие подвиды Человека прямоходящего были найдены в Юаньмоу и Ляньтяне, их возраст может доходить до 1,7 миллионов лет.
Останки синантропов были обнаружены в 1923 году в пещере Чжоукоудянь, неподалеку от Пекина. Раскопки проводили американские и немецкие археологи в 1923-1927 и 1929-1937 годах. В 1941 было решено эти ценные находки вывезти в США, однако каким-то образом останки потерялись, но сохранились многочисленные слепки и описания, составленные группами Дэвидсона Блэка и Франца Вайденрайха во время изучения на месте. Раскопки возобновились после войны. Часть ещё одного черепа была найдена в 1966 году. В 1987 году пещеры Чжоукоудянь были включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2009 году началось новое обследование.
Неолитические культуры на территории Китая прослеживаются с 10-12 тыс. лет до н. э. в долинах рек Хуанхэ и Янцзы.
Группа культур Яншао существовала в среднем течении реки Хуанхэ и её притока Вэйхэ 7-3 тыс. лет до н. э. Люди Яншао выращивали просо, иногда пшеницу и рис, а также овощи: репу, капусту и ямс, разводили кур, свиней, коз, овец и коров, хотя большую часть мяса получали охотой. Изготавливались изделия из камня и кости, керамика. Керамика изготавливалась без применения гончарного круга, была белого, красного и чёрного цветов, украшалась орнаментами с изображением людей, животных или геометрических фигур. К культуре Яншао относится первое приручение Тутового шелкопряда и изготовление шёлка. Помимо шёлка, одежда изготавливалась из конопли. В качестве домов строились круглые землянки из смеси глины и соломы. На кладбище хоронили только взрослых членов общины, детей хоронили в больших глиняных сосудах рядом с домом. Наиболее известными послениями являются Банпо и Цзянчжай, оба они окружены рвами.
Зарождение китайской цивилизации
Около 3 000 лет до н. э. культуры Яншао сменились культурами группы Луншань. Культуры Луншань возникли на базе Яншао, но под влиянием переселенцев из Средней Азии. Из Ближнего Востока привезли новые сорта пшеницы и новые породы скота. Крестьяне занимались мотыжным земледелием, раз в несколько десятилетий приходилось переселяться из-за истощения земли. Помимо крестьян выделился класс ремесленников. Жители Луншаня добились большего мастерства в изготовлении керамики, был изобретён гончарный круг. Керамика была чёрная, без рисунков, появились треногие сосуды “Ли” в виде вымени. Разводился шелкопряд и исготавливался шёлк. Практиковалось гадание на костях. Луншаньцы начали строить города, и окружать их стенами из утрамбованной земли.
Собственно говоря, их и считают китайские историки началом китайской цивилизации. Согласно их утверждениям китайская цивилизация существует около пяти тысяч лет. Письменные источники охватывают период не менее 3500 лет. Однако говоря о письменных источниках неолита нужно помнить, что фактически найдено их очень мало: лишь несколько неразборчивых знаков на черепках Луншаньской культуры.
Согласно китайской мифологии в те времена правили три властителя и пять императоров. Три властителя были полубогами, использующими свои магические способности на благо людей. Хуан-ди, Жёлтый император, по легенде, объединил разрозненные племена китайцев в единое государство. Пять императоров правили последовательно, передавая власть самому способному и добродетельному подданному. Три властителя и пять императоров считаются полумифическими личностями, их существование не подтвержено письменными источниками того времени. Согласно традиционной ханьской историографии история Китая делится на три периода: Доимперский Китай, Имперский Китай, Новый Китай.
Вернуться к содержанию рубрики Древний Китай
www.mysterylife.ru
Древний Китай - Зарождение логики Древнего Китая
Древний Китай. В Древнем Китае большое внимание уделялось этическим, философским и политическим вопросам, которые закреплялись в большом количестве трактатов. Так развивалась наука об именах (теория имен), выявлялись законы мышления и специфика рассуждений и высказываний.
Зарождение логики Древнего Китая, по данным современных ученых-историков, происходило в периоды Чуньцу и Чжаньго, которые известны благодаря возникновению нового понятия «философская дискуссия». Также этот период (722–221 г г. до н. э.) характерен появлением и развитием процесса, получившего название «соперничество ста школ». Среди известных представителей философских учений, также развивающих идеи логики, можно назвать имена Конфуция и Моцзы.
К философским школам, существовавшим в Китае на тот момент, можно отнести минцзя (школа имен), фацзя (школа законов), жуцзя (развивающая конфуцианские идеи) и моцзя (школа моистов). В результате деятельности этих школ постепенно стала складываться более-менее стройная система логики. Однако поскольку логические знания были разобщены, закреплены не в одном источнике, а во многих трактатах, они требовали систематизации. Необходима была школа, которая бы объединила все знания о логике в едином акте, что значительно бы упростило использование логических достижений. Такой школой стала школа моцзя. Поздние моисты, используя философию Моцзы, создали первый в Китае трактат по логике под названием «Мобянь».
Логика в Древнем Китае рассматривала ряд проблем, характерных для китайского общества того периода. Среди них можно выделить теории имен, высказываний, рассуждений и споров. Как видно, логическая наука Древнего Китая была тесно связана с письменностью и особенно разговорным языком и как бы тормозилась им. Так, основные усилия философов концентрировались вокруг понятий «мин» и «цы», т. е. теории имен и высказываний, однако различий в значении этих понятий не делалось.
Китай всегда был очень самобытной страной с богатой культурой, развитым общественным строем и жестким чувством подчинения. Младший по возрасту должен подчиняться старшему, последний подчинялся старшему по положению и т. д. Мудрецы, старейшины всегда пользовались известными привилегиями. Такое положение не могло не отразиться на логике Древнего Китая. Сильное влияние на логические теории здесь оказывали политические и этические доктрины, а сама логика носила характер прикладной и использовалась для достижения риторических целей. Поэтому практически не было выведено четкой системы знаний об умозаключениях. Предпочтение перед формой отдавалось содержанию мышления. В результате, хотя логика в Древнем Китае и возникла по времени раньше, чем древнегреческая, ее структура так и не была выстроена и осталась в зачаточном состоянии.
otnos.ru
Древний Китай Живопись Зарождение Китайской Живописи Относительно
Древний Китай. Живопись
Зарождение Китайской Живописи Относительно времени зарождения этого искусства существуют разночтения. Сама традиция приписывает создания китайской живописи четырём отцам основателям: Гу Кайчжи (344— 406 гг. ), Лу Таньвэй (сер. V века), Чжан Сэнъяо (500 — 550 гг. ) и У Даоцзы (680 — 740 гг. ), живших с V-го по VIII века нашей эры. Однако в результате археологических исследований, сегодняшние учёные отодвигают рождение китайской живописи на 1000 лет раньше, в эпоху сражающихся царств Чжань Го.
Второй известный представитель «живописи интеллектуалов» , известный пейзажист Го Си в своём трактате «О живописи» , считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия — это лишенная формы живопись; живопись — это обретшая форму поэзия» . Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью, над цветами, считая что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца» .
Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи: • • • Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун. Живопись Цветов и птиц. Горные пейзажи ( «горы и воды» ). Анималистический жанр ( «пернатые и пушистые» ). Жанр портрета.
Шесть законов Начиная со времён зарождения китайской живописи на шёлке и бумаге в V веке н. э. множество авторов предпринимают попытки теоретизации живописи. Первым среди всех, пожалуй, был Гу Кайчжи, с подачи которого были сформулированы шесть законов — «люфа» : • Шэньцы — одухотворённость, • Тяньцюй — естественность, • Гоуту — композиция живописного произведения, • Гусян — постоянная основа, то есть структура произведения, • Мосе — следование традиции, памятникам древности, • Юнби — высокая техника письма тушью и кистью. Они составят идейный костяк, вокруг которого китайская живопись будет развиваться последующие столетия.
Китайская живопись после эпохи Сун Чжао Мэнфу (1254— 1322) Периоды правлений династий Тан и Сун считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры. Это же можно сказать и о китайской живописи. На протяжении последующих династий Юань, Мин и Цин художники ориентировались на образцы именно Сунского периода. В отличие от художников Тан и Сун, живописцы последующих эпох не стремились к созданию новых стилей, а наоборот, всячески подражали стилям ушедших эпох. И часто делали это на очень хорошем уровне, как художники времён монгольской династии Юань, последовавшей за эпохой Сун. Ни Цзань (1301— 1374) Жэньфа (1255— 1327)
Китайская живопись XVIII—XX веков. Эпоха перемен С началом колониальной эры Китай начинает всё сильнее подвергаться культурному влиянию европейцев. Кастильоне продемонстрировал особенности европейской техники рисования, требовавшей соблюдения законов перспективы и светотени, он ознакомил китайцев с таким жанрами европейского изобразительного искусства как масляная живопись и медная гравюра, благодаря ему во дворце китайского императора получили распространение плафонная живопись и натюрморт. Начиная со времён Кастильоне и вплоть до наших дней живопись маслом, а так западный стиль живописи, приобретают в Китае всё большую популярность.
Самой яркой личностью в Китайской живописи XX века был, безусловно Ци Байши (1864— 1957), совместивший 2 несовместимые ранее для китайского художника черты биографии, он был приверженец «живописи интеллектуалов» и одновременно — выходец из бедной крестьянской семьи. Ци Байши также получил широкое признание на западе, в 1955 году он был удостоен международной премии Мира. Внешне его картины продолжали традиции художников -интеллектуалов, так, например, в них сочетались живопись, каллиграфия, поэзия и граверное мастерство, однако в то же время в них явно чувствуется самобытность и оригинальность автора, жизнь которого сложилась так не похоже на жизнь обычного интеллигента.