Наиболее многочисленными и сильными из германских племён были франки. До переселений. они жили на берегу реки Рейна. Во главе каждого племени стоял военный вождь. В конце V века среди вождей выдвинулся хитрый, расчётливый и жестокий Хлодвиг.
Знатных франков давно манили плодородные равнины соседней Галлии. Они мечтали захватить там земли и скот, дорогое оружие и боевых коней. Вступив в союз с вождями других племён, Хлодвиг повёл франков в поход на Галлию. После падения Западной Римской империи в Галлии сохранил власть прежний римский наместник.
Полудикие воины огромного роста и свирепой наружности наводили ужас на римлян. В 486 году франки разбили римское войско и захватили римские владения в Галлии.
2. Франки делят захваченные земли.
В завоёванной стране франки расселились соседскими общинами. Они поделили часть земель римских рабовладельцев, а также расчистили и распахали пустующие земли. Простым воинам достались небольшие участки. Зато Хлодвиг захватил огромные земельные владения. Он щедро раздавал земли своим дружинникам и приближённым. Знатные франки становились крупными землевладельцами.
Многие римские рабовладельцы поспешили признать власть Хлодвига и поэтому сохранили свои земли. Они помогали Хлодвигу управлять завоёванной страной и постепенно слились с франкской знатью.
Чтобы охранять свои богатства и земли, знатным франкам нужно было государство. С его помощью они могли держать в подчинении свободных общинников, рабов и колонов, а также покорённое население Галлии. Поэтому знать поддерживала и укрепляла власть самого сильного из военных вождей - Хлодвига.
Современник рассказывает, как усилилась власть Хлодвига во время завоевания Галлии. Однажды после жестокого боя франки среди другой военной добычи захватили драгоценную чашу. По древнему обычаю, вся военная добыча делилась по жребию между воинами. Но Хлодвиг попросил отдать ему эту чашу сверх его доли. «Делай всё, что тебе угодно,- ответили дружинники. - Никто не может противиться твоей власти!» Но один из воинов выступил вперёд и, разрубив чашу боевым топором, заявил: «Ничего ты не получишь, кроме того, что тебе достанется по жребию!» Хлодвиг смолчал, но решил отомстить воину. Через год на военном смотре он обвинил непокорного воина в том, что его оружие содержится в беспорядке, и разрубил ему голову боевым топором. «Так и ты поступил с чашей!» - воскликнул он при этом. После смотра воины в страхе разошлись. Так, опираясь на преданную ему дружину, Хлодвиг силой принуждал франков к подчинению.
Франкский воин - одет в длинную кожаную рубаху, на голове кожаный шлем. Вооружён копьём, боевым топором и щитом, сплетённым из прутьев и обтянутым кожей.
С помощью предательства Хлодвиг истребил других военных вождей, которые вместе с ним завоёвывали Галлию, и один начал управлять обширной страной. Хлодвиг стал королём - правителем всех франков. В отличие от военного вождя король мог передавать власть по наследству своим детям.
Дружина Хлодвига очень возросла. В неё вступали богатые и знатные франки. На службу к Хлодвигу перешли и многие дружинники погибших вождей.
С помощью дружины король держал в подчинении население Галлии и общинников-франков.
После завоевания Галлии Хлодвиг перестал созывать народное собрание. Важные решения он принимал, советуясь только со знатными людьми. Простым франкам лишь сообщали о распоряжениях короля на военных смотрах, проводившихся весной каждого года.
В старину споры между родичами и проступки франков разбирало народное собрание. Оно судило по древним обычаям, которые передавались от отцов к детям. Теперь высшим судьёй стал король, в деревнях общинников судили знатные и богатые франки.
Крупные землевладельцы хотели ввести строгие наказания для тех, кто покушался на их земли и богатства. По приказу Хлодвига были записаны старинные обычаи франков и новые распоряжения короля.
Так у фраков возник первый сборник законов.
Законы грозили высокими штрафами; за похищение рабов и кражу скота, за поджог амбаров и скотных дворов. Законы закрепляли неравенство среди франков (смотрите документ в конце параграфа).
Франкская знать не могла использовать прежнюю религию германцев для того, чтобы держать в покорности трудовой народ. Эта религия возникла при родовом строе, когда все были равными. После завоевания Галлии король со своими дружинниками перешёл в христианскую веру, а затем заставил принять её и всех франков.
Хлодвиг и знатные франки понимали, что христианская религия будет им очень полезна.
Церковь укрепляла власть Хлодвига. Она утверждала, что «бог предаёт в руки короля Хлодвига врагов его». Хлодвиг сохранил церкви все её богатства и щедро награждал новыми землями.
С появлением неравенства у франков стало образовываться государство.
ДОКУМЕНТ - Статьи из сборника законов франков.
Если кто украдёт годовалую свинью и будет уличён, присуждается к уплате 3 солидов (солид - римская золотая монета).
Если кто украдёт быка или корову с телёнком, присуждается к уплате 35 солидов.
Если кто сожжёт дом с пристройками, присуждается к уплате 63 солидов.
Если кто сожжёт амбар с хлебом, присуждается к уплате 63 солидов.
Если кто проникнет в чужой сад с целью покражи, присуждается к уплате 15 солидов.
Если кто лишит жизни свободного франка и будет уличён, присуждается к уплате 200 солидов.
Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, присуждается к уплате 600 солидов.
< Германцы после падения Западной Римской империи
-> Рост крупных земельных владений и закрепощение крестьян >
hist-world.com
Франки - это... Что такое Франки?
Франки (лат. Franci, фр. Francs, нем. Franken) — союз западногерманских племён, впервые упоминающийся в хрониках в 242 году. По свидетельству современника, в этот год один из отрядов вторгся в Галлию у нижнего Рейна и был разбит трибуном VI легиона Аврелианом, будущим императором.
В современном немецком языке «Franken» означает как древних франков, так и современных жителей Франконии.
Этимология
Термин «франки» до сих пор вызывает дискуссии среди историков и филологов.
Корень слова «франк» одни производят от слов: «бродячий», «блуждающий», другие — «храбрый», «отважный», «неустрашимый», третьи трактуют как «гордый», «благородный», четвёртые как «дикий», «свирепый».[источник не указан 826 дней]
Подразделяются на две большие группы. Первая — салические франки (от лат. salis — «морское побережье»), называемые также северными, или верхними, расселились в IV веке в низовьях Рейна и Шельды. Вторая группа — так называемые «береговые», или нижние, или рипуарские франки (от лат. ripa — «берег реки»), жили в среднем течении Рейна и Майны.
Термин «франки» в III — начале IV веках прилагался к германским племенам: хаттам, хамавам, тенктерам, бруктерам, сигамбрам и др. В этот период у германцев происходит распад старых родовых отношений, идет быстрое имущественное расслоение. Старые племена консолидируются в большие объединения — племенные союзы. Ещё раньше образовался готский союз, возникли свевский, маркоманнский и аламаннский союзы.
Экспансия франков
История
Франки в то время, когда у них вождями были Генобавд, Маркомер и Суннон, устремились в Германию (здесь имеется в виду римская провинция Германия на левом берегу Рейна) и, перейдя границу, перебили многих жителей, опустошили плодороднейшие области, а также навели страх на жителей Кёльна. Когда об этом стало известно в городе Трире, военачальники Наннин и Квинтин, которым Максим поручил малолетнего сына и защиту Галлии, набрав войско, пришли в Кёльн[1].
Многие историки передают, что те же самые франки пришли из Паннонии и прежде всего заселили берега Рейна. Затем отсюда они перешли Рейн, прошли Тюрингию и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов (там же). В 242 году один из отрядов франков вторгся на территорию Римской империи (в Галлию у нижнего Рейна) и был разбит трибуном VI легиона Аврелианом, будущим императором. В 261 году франки вновь перешли Рейн. Правитель сепаратного государства Галлия (259—274) Постум отбросил их обратно за Рейн.
К середине V века франки делились на две группы: «рейнские» (или рипуарские франки) объединились в рамках единого королевства с центром в Кёльне, с резиденцией в преторском дворце имперских легатов. И северные франки, которые с IV века получили название «салические франки» (возможно, потому, что среди них господствовала семейная группа выходцев из местности Салланд), в V веке были раздроблены по многочисленным мелким княжествам.
Франки были привержены язычеству; делали изображения лесов и вод, птиц и животных, и других стихий природы и поклонялись им как богу и приносили жертву.
Салические франки в IV веке были разбиты римлянами, но в V веке под руководством своего вождя Хлодвига франки завоевали основную часть Галлии и образовали королевство франков. Законы и принципы общественного строя франков зафиксированы в Салической правде. Салические франки стали основой для голландской, но в первую очередь для фламандской наций, в то время как ассимилированная галлами и римлянами и потерявшая свой язык их часть вошла в состав французской и особенно валлонской наций. Рипуарские франки, сохранившие свой язык, составили основу населения Франконии и других немецких земель, в меньшей степени Нидерландов.
Государство у франков
Возникновение Франкского государства отсчитывают с правления князя или короля Хлодвига (481—511). Среди его предшественников первым князем салических франков источники упоминают Хлойо (или Клодион), разбитого в 431 году римским полководцем Аэцием. Оправившись от поражения, Хлойо захватил город Камбре и всё побережье до реки Соммы, после чего сделал своей столицей Турне.
Его преемником стал легендарный Меровей, бывший, согласно легенде, плодом противоестественного союза женщины и морского чудовища. Возможно, это была попытка объяснить его имя «Меровей», что значит «рождённый морем».
Сын Меровея Хильдерик I был князем Турне и отцом Хлодвига I — личность реальная. В XVII веке обнаружено его богатое погребение.
В 496 году Хлодвиг I принимает христианство. Переход в христианское вероисповедание позволил Хлодвигу получить влияние и власть над галло-римским населением. Тем более, что теперь у него была могущественная поддержка — духовенство.
Хозяйство
Основную роль в хозяйстве франков, согласно данным «Салической правды», играло земледелие. Помимо зерновых культур, франки сеяли лён и разводили огороды, сажая бобы, горох, чечевицу и репу.
Религия
Преимущественно исповедовали христианство, но также встречались языческие общины. Они не приветствовались королём и были немногочисленны.
Культура
Примечания
Литература
dic.academic.ru
Образование Франкского королевства | Народы мира
Франки — это был большой племенной союз, сложившийся из нескольких более древних германских племен (сигамбров, хамавов, бруктеров, тенктеров и др.). Они жили к востоку от низовьев Рейна и разделялись, словно стеной, Шарбоньерскими лесами на две группы: салиев и рипуариев. Во второй половине IV в. франки заняли Токсандрию (область между Маасом и Шельдой), поселившись здесь в качестве федератов империи.
Оранжевым цветом показана территория обитания рипуарских франков во второй половине 5-го века.
Во время великого переселения народов главенствующее положение среди салиев заняла династия Меровингов. В конце V века один из ее представителей Хлодвиг (466— 511) встал во главе салических франков. Этот хитрый и предприимчивый конунг положил начало могущественной Франкской монархии.
Реймский собор — там, где присягают короли
Первым королем, короновавшимся в Реймсе, стал вождь франков Хлодвиг. Это произошло в 481 году. Предание рассказывает, что накануне коронации случилось чудо: посланный с неба голубь принес в клюве фиал, полный елея, необходимого для помазания короля на царство.
Холдвиг I сын короля Хильдерика
Последним римским владением в Галлии был Суассон с прилегающими территориями. Холдвиг, знавший по опыту своего отца о нетронутых богатствах городов и сел Парижского бассейна, и о шаткости властей, оставшихся наследниками Римской империи, в 486г. в битве при г. Суассон разгромил войска римского наместника в Галлии Сиагрия и захватил власть в этом регионе бывшей империи.
Чтобы расширить свои владения до низовьев Рейна, он направляется с армией в район Кёльна на алеманнов, которые потеснили рипуарских франков. Битва при Толбиаке произошла на поле Воллерхеймской пустоши близ немецкого городка Цюльпих. Это сражение чрезвычайно важно по своим последствиям. Жена Хлодвига, бургундская принцесса Клотильда, была христианка и давно убеждала мужа оставить язычество. Но Хлодвиг медлил.
Жена Хлодвига, бургундская принцесса Клотильда
Рассказывают, что в битве с алеманнами, когда неприятель начал брать верх, Хлодвиг громким голосом дал обет креститься, если одержит победу. В его войске было много галло-римских христиан, услышав обет, они воодушевились и помогли выиграть битву. Король алеманнов пал в сражении, его воины, чтобы прекратить смертоубийство обращаются к Хлодвигу со словами: “Пощади, мы подчиняемся тебе” (Григорий Турский).
«Битва при Толбиаке в 496 году», кисти Ари Шеффера (1795—1858).
Эта победа, ставит алеманнов в зависимость от франков. Территория по левому берегу Рейна, область реки Неккара (правый приток Рейна) и земли до низовья Майна переходят к Хлодвигу...
25 декабря 496г. Хлодвиг был торжественно окрещен епископом Ремигием Реймсским.
Франсуа-Луи Арди Дежюинь — Крещение Хлодвига в Реймсе в 496 году
Холдвиг пожертвовал церкви немало богатств и сменил на своем знамени белое полотнище, на котором были изображены три золотые жабы, на синее, позднее, с изображением геральдической лилии, являвшейся символом святого Мартина, покровителя Франции. Хлодвиг будто бы выбрал этот цветок в качестве символа очищения после крещения.
Вместе с королем крестилась и значительная часть его дружины. Народ, после речи короля, воскликнул: «Милостивый король, мы отказываемся от смертных богов и готовы следовать за бессмертным Богом, которого проповедует Ремигий». Франки приняли крещение от католического духовенства; таким образом, они сделались единоверны галло — римскому населению, могли слиться с ним в один народ. Этот ловкий политический шаг обеспечил Хлодвигу возможность под знаменем борьбы с ересью выступить против соседнего племени вестготов и других варварских племен.
В 506 году Хлодвиг создает коалицию против вестготского короля Алариха II, владеющего четвертой частью юга-запада Галлии. В 507 году он разбивает армию Алариха в Вуйе, около Пуатье, оттеснив вестготов за Пиренеи. За эту победу византийский император Анастасий I пожаловал его почетным званием римского консула, прислав ему знаки этого сана: венец и пурпурную мантию и этим самым в глазах галльского населения как бы подтвердил власть Хлодвига во вновь завоеванных областях. Он пользуется поддержкой епископов, видящих в Хлодвиге победителя в борьбе с арианством, которое они считают ересью.
Многие из римской и галльской знати поспешили признать власть Хлодвига, благодаря чему сохранили свои земли и зависимых людей. Они также помогали Хлодвигу управлять страной. Богатые римляне роднились с франкскими вождями и постепенно стали составлять единый правящий слой населения. При этом Восточная империя прежде всего ориентировалась на собственные выгоды, в первую очередь – во внешнеполитическом плане.
Усилия имперской дипломатии вокруг Франкского «королевства» Хлодвига были направлены как на достижение благоприятного равновесия сил на Западе, так и на создание здесь оплота против других германцев, в частности – готов. В этом отношении византийская дипломатия продолжала традиционную политику Римской империи: предпочтительнее расправляться с варварами их же собственными руками.
По приказу Хлодвига была проведена кодификация права, были записаны старинные судебные обычаи франков и новые указы короля. Хлодвиг стал единственным верховным правителем государства. Ему подчинились теперь не только все франкские племена, а и население всей страны. Власть короля была намного сильнее, чем власть военного вождя. Король передавал ее по наследству своим сыновьям. Действия против короля карались смертью. В каждую область обширной страны Хлодвиг назначал правителей из близких ему людей — графов. Они собирали с населения налоги, командовали отрядами воинов, руководили судом. Высшим судьей был король.
Чтобы завоевать и, главное, сохранить за собой новые земли, военачальник должен опираться на испытанную верность военной свиты, везде сопровождающей и защищающей его. Только полная казна способна дать ему такую возможность и только захват средств, содержащихся в казне соперников, может сделать его способным приобрести верность новых воинов, а это необходимо, если территориальные притязания распространяются на всю Галлию. Хлодвиг и его приемники, укрепляя свою власть и обеспечивая себе возможность контроля над приобретенными территориями, щедро раздаривали земли своим приближённым и дружинникам в награду за службу. Итогом таких дарений явилось резкое усиление закономерного процесса «оседания дружины на землю». Наделение дружинников имениями, превращение их в феодалов-землевладельцев имело место почти во всех странах феодальной Европы. Очень скоро знатные люди превращались в крупных землевладельцев.
В это же время Хлодвиг постарался объединить под своей властью франкские племена, подчиненные другим Меровингам. Он достиг этой цели коварством и злодеяниями, уничтожая франский вождей, которые были его союзниками при завоевании Галлии, выказывая при этом много хитрости и жестокости. Меровингов называли «длинноволосыми королями», оттого, что согласно преданию они не имели права стричь волосы, ибо это могло принести несчастья для королевства и каралось немедленным лишением трона. Поэтому вначале правители франков своих соперников не убивали, а просто остригали им волосы. Но волосы быстро отрастали… и вскоре их стали отрезать вместе с головой. Начало этой «традиции» положил сын Хильдерика и внук Меровея – Хлодвиг, истребив почти всех родственников – вождей салических франков: Сиагрея, Харариха, Рагнахара и их детей, своих братьев Рахара и Ригномера и их детей.
Короля рипуарских франков Сигеберта он устранил, подговорив его собственного сына убить отца, а затем подослал к сыну убийц. После убийства Сигеберта и его сына Хлодвиг провозгласил себя также королём рипуарских франков. В конце V века племена германцев, называющие себя франками, образовывают новое государство (будущую Францию), которое при Меровингах охватывало территорию нынешних Франции, Бельгии, Нидерландов, части Германии.
Наступил долгожданный момент для Хлодвига – он стал единоличным правителем франков, но ненадолго, в этом же году он умер. Его погребли в Париже в церкви святых апостолов, которую он сам построил вместе с женой (ныне церковь святой Женевьевы).
Рассматривая королевство как свою собственность, он оставил его своим четырем сыновьям. Тьерри, Хлодомир, Хильдебер и Хлотар приняли в наследство королевство и разделили между собой на равноценные части, лишь иногда объединяясь для совместно — завоевательных походов. Королей стало несколько, королевство по-прежнему было одно, хоть и разделенное на несколько частей, которым немецкие историки дали название “Долевое королевство”. Власть франкских королей претерпела изменения в период с конца V до середины VI века. Будучи вначале лишь властью над одним народом или народностью, объединяющей людей для войны, она стала властью над определенной территорией, и в силу этого — постоянной властью над неcкoлькими народами.
Раздробленность королевства не помешала франкам объединить свои усилия для совместных действий против бургундов, государство которых было покорено после затяжной войны в 520—530 гг. Ко времени сыновей Хлодвига относится и присоединение области будущего Прованса, оказавшееся бескровным. Меровингам удалось добиться передачи этих земель от остготов, втянутых в длительную войну против Византии. В 536 остготский король Витигис отказался от Прованса в пользу франков. В 30-е гг. VI века были также завоёваны приальпийские владения алеманнов и земли тюрингов между Везером и Эльбой, а в 50-е гг. — земли баваров на Дунае.
Но кажущееся единство уже не могло скрыть признаков грядущих раздоров. Неизбежным следствием раздела были междоусобия в семье Меровингов. Междоусобия эти сопровождались жестокостям и вероломными убийствами.
Жан-Луи Безар — Хильдеберт I, третий сын короля Хлодвига I и Клотильды Бургундской
В 523-524 гг. вместе с братьями он принял участие в двух походах против Бургундии. После гибели Хлодомера во время второго похода произошел кровавый сговор Хильдебера и Хлотара, замысливших убить своих племянников и разделить между собой их наследство. Так Хильдеберт стал королем Орлеана, признав своим наследником Хлотара.
В 542 г. Хильдеберт вместе с Хлотаром организовали поход в Испанию против вестготов. Они захватили Памплону и осадили Сарагосу, но были вынуждены отступить.
Из этого похода Хильдеберт привез в Париж христианскую реликвию — тунику Святого Винсента, в честь которого основал в Париже монастырь, позднее известный как аббатство Сен-Жермен-де-Пре. В 555 г. вместе с племянником Храмом Хильдеберт поднял мятеж против Хлотара I и разграбил часть его земель. После смерти Хильдеберта, Хлотар завладел его королевством.
В 558 г. вся Галлия объединилась под властью Хлотаря I. У него также было четыре наследника, что привело к новому дроблению государства на три части — Бургундию, Австразию и Нейстрию На юге-востоке располагалась Аквитания, которая считалась общей территорией всех трех франкских королей. Держава Меровингов представляла эфемерное политическое образование. В ней не было не только экономической и этнической общности, но и политического и судебно-административного единства. Не был одинаковым и социальный строй разных частей Франкского государства. В начале VII века, при короле Хлотаре II, земельная знать от него добилась крупных уступок, перечисленных в эдикте 614 года, и тем ограничила его власть.
Последним значительным королем из дома Меровингов был Дагоберт (сын Хлотаря II). Следующие затем Меровинги были ничтожнее один другого. При них решение государственных дел переходит в руки майордомов, назначавшихся королём в каждом королевстве из представителей наиболее знатных родов. Среди этого беспорядка и смут одна должность особенно выделилась и достигла наивысшей власти: это была должность управляющего дворцом. Управляющий дворцом, палатный мэр, или майордом (major domus), в VI веке ничем еще не выделялся из ряда многих других должностей; в VII же веке он стал занимать первое после короля место.
Государство франков распадалось на две главные части: восточную, Австразию, или собственно немецкие земли, и западную, Нейстрию, или Галлию.
Карта провинций франков в начале-середине VIII века. Кружком выделено место битвы при Пуатье.
Один австразийский майордом, Пишш Геристальский, был уже так могуществен, что заставил себя признать майордомом и в Нейстрии. В результате завоевательных походов он расширил территорию государства и племена саксов и баваров платили ему дань. Сын его Карл, от побочной жены Альпаиды, также удержал под своим правлением обе половины.
В 725 и 728 Карл Пипин предпринял два похода в Баварию, в результате которых та была подчинена его королевству, хотя и продолжала управляться своим герцогом. В начале 730-х завоевал Алеманию, входившую, в прошлом, в состав Франкского государства.
Карл значительно укрепил военную мощь Франкского королевства. При нем военное искусство франков получило дальнейшее развитие. Это было связано с появлением тяжеловооруженной конницы франкской знати — ставшей в недалеком будущем рыцарской.
Самовооружение франков
Карл придумал оригинальный ход. Он начал выдавать государственные земли не в полную, а в условную собственность. Так, во Франкском государстве получил развитие особый вид землевладения — бенефиций. Условие заключалось в полном «самовооружении» и несении конной воинской службы. Если хозяин земли отказывался, по каким бы то ни было причинам, его надел конфисковывали обратно в пользу государства.
Карл провел широкую раздачу бенефициев. Фондом для этих пожалований служили сначала земли, конфискуемые у мятежных магнатов, а когда эти земли иссякли, он провел частичную секуляризацию (изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому), за счет чего наделил большое количество бенефициариев. Используя часть церковных земель для укрепления бенефициальной системы, Карл вместе с тем деятельно содействовал распространению христианства и обогащению церковников в покоренных им землях, видел в церкви средство укрепления своей власти. Известно его покровительство миссионерской деятельности св. Бонифация — «апостола Германии».
Арабы, покорив Испанию, вторглись в Галлию. При городе Пуатье в 732 году войска франкского майордома Карла разбили армию андалусского эмира Абдеррахмана аль-Гафаки, решившего покарать герцога Аквитании Эда.
Битва при Пуатье в 732 г
Произошла битва, в которой отчаянная храбрость мусульман сокрушилась о крепость франков. Сражение оказалось во многом поворотным моментом в истории средневековой Европы. Битва при Пуатье спасла её от арабского завоевания, и в то же время продемонстрировала всю мощь свежесозданной рыцарской конницы. Арабы вернулись в Испанию и прекратили продвижение к северу от Пиренеев. В руках арабов теперь осталась лишь небольшая часть Южной Галлии — Септимания. Считается, что именно после этой битвы Карл получил прозвище «Мартелл» - Молот.
В 733 и 734 он покорил земли фризов, сопровождая завоевание активным насаждением христианства среди них. Неоднократно (в 718, 720, 724, 738 годах) Карл Мартелл совершал походы за Рейн против саксов, облагал их данью.
Однако он стоял только на пороге подлинного исторического величия государства франков. Перед смертью он разделил Франкское королевство между двумя своими сыновьями, Карломаном и Пипином Коротким, первый из них получил майордомство в Австразии, Швабии и Тюрингии, второй — в Нейстрии, Бургундии и Провансе.
Карлу Мартеллу наследовал его сын Питш Короткий, прозванный так за свой малый рост, что не мешало ему обладать большой физической силой. В 751 году майордом Пипин Короткий, заключил в монастырь последнего Меровинга (Хильдерика III) и обратился к папе римскому с вопросом: “Кого следует называть, королем — того ли, у кого есть только титул, или того, кто имеет настоящую власть?”, а понятливый папа ответил именно так, как хотелось вопрошателю. Этим, как будто простым вопросом был брошен вызов воплощенной в Меровингах родовой сакральности франков.
Франсуа Дюбуа — Помазание на царство Пипина Короткого в аббатстве Сен-Дени
Святой епископ Бонифаций совершил помазание Пипина в короли, а потом римский папа Стефан II, прибывший просить помощи против лангобардов, сам повторил этот обряд помазания. В 751 г. на собрании франкской знати и своих вассалов в Суассоне Пипин был официально провозглашен королем франков. Пипин умел быть благодарным: силой оружия он принудил лангобардского короля отдать папе захваченные им ранее города Римской области и земли Равеннского экзархата. На этих землях в Средней Италии в 756 г. возникло Папское государство. Так Пипин стал монархом, а санкционировавший переворот папа получил неоценимый дар, огромной важности прецедент на будущее: право отрешать от власти королей и целые династии.
Карл Мартелл и Пипин Короткий понимали, что распространение христианства и устроение церковного управления в германских странах теснее сблизят последние с франкским государством. Еще раньше отдельные проповедники (миссионеры), особенно из Ирландии и Шотландии, приходили к германцам и распространяли среди них христианство.
После смерти Пипина Короткого в 768 г. Корона перешла к его сыну Карлу, названному впоследствии Великим. Майордомы Австразии из дома Пипинидов (потомки Пипина Геристальского), став правителями объединенного Франкского государства, положили начало новой династии франкских королей. По имени Карла династия Пипинидов получила название Каролингов.
Карл Великий
В правление Каролингов во франкском обществе заложились основы феодального строя. Ускорился рост крупной земельной собственности за счет социального расслоения внутри общины там, где она сохранилась, разорения массы свободных крестьян, которые, теряя свои аллоды, постепенно превращались в поземельно, а затем и лично зависимых людей. Процесс этот, начавшийся еще при Меровингах, в VIII—IX вв. принял бурный характер.
Продолжая завоевательную политику своих предшественников, Карл в 774 г. совершил поход в Италию, сверг последнего лангобардского короля Дезидерия и присоединил к Франкскому государству Лангобардское королевство. В июне 774 года после очередной осады Карл взял Павию, провозгласив её столицей Итальянского королевства.
Альфред Ретель Въезд Карла Великого в Павию. Фреска ратуши в Аахене
Карл Великий перешел от обороны к наступлению и против арабов в Испании. Первый поход туда он предпринял в 778 г., однако смог дойти только до Сарагоссы и, не взяв ее, вынужден был вернуться за Пиренеи. События этого похода послужили сюжетной основой для знаменитого средневекового французского эпоса «Песни о Роланде». Ее героем стал один из военачальников Карла — Роланд, погибший в стычке с басками вместе с арьергардом франкских войск, прикрывая отход франков в Ронсевальском ущелье. Несмотря на первую неудачу, Карл продолжал попытки продвинуться к югу от Пиренеев. В 801 г. ему удалось захватить Барселону и основать на северо-востоке Испании пограничную территорию — Испанскую марку.
Наиболее длительные и кровопролитные войны Карл вел в Саксонии (с 772 по 802 г.), расположенной между реками Эмсом и Нижним Рейном на западе, Эльбой на востоке и Эйдером на севере. Чтобы сломить непокорных, Карл заключил временный союз с их восточными соседями, полабскими славянами-ободритами, издавна враждовавшими с саксами. В ходе войны и после ее завершения в 804 г. Карл практиковал массовые переселения саксов во внутренние области Франкского королевства, а франков и ободритов — в Саксонию.
Завоевания Карла были направлены и на юго-восток. В 788 г. он окончательно присоединил Баварию, ликвидировав там герцогскую власть. Благодаря этому влияние франков распространилось и на соседнюю с ней Каринтию (Хорутанию), населенную славянами — словенцами. На юго-восточных границах разросшегося Франкского государства Карл столкнулся с Аварским каганатом в Паннонии. Кочевники-авары совершали постоянные грабительские набеги на соседние земледельческие племена. В 788 г. они напали и на Франкское государство, положив начало франкско-аварским войнам, которые продолжались с перерывами до 803 г. Решительный удар аварам был нанесен взятием системы кольцеобразных укреплений, называвшихся «хрингами», окруженных каменными стенами и частоколом из толстейших бревен; среди этих укреплений было расположено много поселений. Взяв штурмом укрепления, франки обогатились несметными сокровищами. Главный из хрингов был защищен девятью следовавшими друг за другом стенами. Война с аварами длилась много лет, и только союз франков с южными славянами позволил им при участии хорутанского князя Войномира, который возглавил этот поход, разгромить в 796 г. центральную крепость аваров. В результате Аварская держава распалась, а Паннония временно оказалась в руках славян.
Карл Великий является первым правителем, решившим объединить Европу. Франкское государство охватывало теперь огромную территорию. Оно простиралось от среднего течения реки Эбро и Барселоны на юго-западе до Эльбы, Салы, Богемских гор и Венского леса на востоке, от границы Ютландии на севере до Средней Италии на юге. Эта территория была населена множеством племен и народностей, различных по уровню развития. Административная организация новой империи франков с момента своего возникновения направлена на всеобщее образование, развитие искусства, религии и культуры. При нем издавались капитулярии — акты каролингского законодательства, были проведены земельные реформы, способствовавшие феодализации франкского общества. Образовав пограничные области — так называемые марки, — он усилил обороноспособность государства. Эпоха Карла вошла в историю как эпоха «каролингского Возрождения». Именно в это время империя франков стала связующим звеном между античностью и средневековой Европой. При его дворе собирались ученые и поэты, он способствовал распространению культуры и грамотности через монастырские школы и через деятельность монахов-просветителей.
Под руководством великого англо-саксонского ученого Алкуина, и при участии таких известных деятелей, как Теодульф, Павел Диакон, Эйнгард и многих других активно возрождалась система образования, получившая наименование каролингского Ренессанса. Он возглавил борьбу церкви против иконоборцев и настоял на том, чтобы папа включил filioque (положение об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына) в Символ Веры.
Большой подъем переживает архитектурное искусство, строятся многочисленные дворцы и храмы, монументальный облик которых был характерен для раннего романского стиля. Следует отметить, однако, что термин «Возрождение» можно применять здесь только условно, поскольку деятельность Карла протекала в эпоху распространения религиозно-аскетических догм, ставших на несколько веков препятствием развитию гуманистических идей и подлинному возрождению культурных ценностей, созданных в античную эпоху.
Своими обширными завоеваниями Карл Великий продемонстрировал стремление к имперской универсальности, которая находила религиозное соответствие в универсальности христианской Церкви. Этот религиозно-политический синтез, кроме символического, имел и большое практическое значение для организации внутренней жизни государства, обеспечения единства его разнородных частей. Светская власть, когда это было необходимо, использовала авторитет церкви для утверждения своего престижа. Однако это был неустойчивый союз: церковь, видя в государстве свою опору, претендовала на политическое лидерство. С другой стороны, светская власть, сила которой постепенно нарастала, стремилась подчинить себе папство. Поэтому взаимоотношения церкви и государства в Западной Европе включали в себя противоборство и неизбежные конфликтные ситуации.
Палатинская капелла в Аахене — дворцовая часовня Карла Великого IX век. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды.
Карл уже не мог править многочисленными странами и народами продолжая носить титул короля франков. Чтобы примирить и слить воедино все разношерстные элементы в своем царстве — германские племена франков, саксов, фризов, лангобардов, баваров, аламаннов с романскими, славянскими и иными составными частями государства, — Карлу необходимо было принять новый, так сказать, нейтральный титул, который мог бы придать ему неоспоримый авторитет и значение в глазах всех подданных. Таким титулом мог быть только титул римского императора, и вопрос был только в том, каким образом его добыть. Провозглашение Карла императором могло произойти только в Риме, и вскоре этому представился случай. Воспользовавшись тем, что папа Лев III, спасаясь от враждебной ему римской знати, укрылся при дворе франкского короля, Карл предпринял поход в Рим в защиту папы. Благодарный папа, не без давления Карла, в 800 г. венчал его императорской короной в соборе Святого Петра в Риме, торжественно возложив на него императорскую корону с титулом «Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император».
Коронование Карла Великого
Новая Римская империя Карла Великого была вполовину меньше прежней, Карл Великий был германцем, а не римлянином, предпочитая управлять государством из Аахена или вести войны. Священная Римская империя немецкой нации, просуществовала тысячу лет, пока не была уничтожена другим великим завоевателем – Наполеоном, который именовал себя преемником Карла Великого.
Слова король до Карла Великого не существовало. Оно произошло от его имени. В анаграмме Карла Великого зашифровано его имя — Karolus.
Этой монограммой, Карл Великий подписывался под важными документами
Несмотря на усилия Карла Великого, государство франков так и не обрело политического единства, а ослабление в результате внешней угрозы ускорило его распад. С этого времени в Европе сохранялось только церковное единство, а культура на долгое время нашла прибежище в монастырях.
Умер Карл Великий в Ахене 28 января 814г.
Ахенский собор, в котором погребён Карл Великий. В 1165г., по настоянию Фридриха Барбароссы, антипапа Пасхалий III причислил его к лику святых
Саркофаг с останками Карла Великого
Дробление империи внуками Карла Великого в 843 г. означало конец политического единства франкского государства. Империя Карла Великого расспалась из-за феодализации. При немощных государях, которыми оказались его сын и внуки, центробежные силы феодализма разорвали ее на части.
Согласно Верденскому договору 843 г. она была поделена между потомками Карла Великого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-Франкское королевства и империю, включавшую Италию и земли вдоль Рейна (империя Лотаря, одного из внуков Карла). Раздел положил начало истории трех современных европейских государств — Франции, Германии и Италии.
Образование «королевства» франков являюется своеобразным итогом большого исторического пути, пройденного западногерманским племенным миром за сотни лет. Из всех образованных германцами «государств» дольше всех просуществовало и сыграло наиболее важную роль государство франков. Может быть, это объясняется тем обстоятедльством, что франки селились сплошными массами, полностью вытесняя «римское» население с определенных террриторий.
На месте рабовладельческих территорий Древнего Рима образовались свободные крестьянские общины, начинается формирование крупных феодальных владений — начинается эпоха феодализма, или эпоха средних веков. И начинается формирование французской цивилизации, как части цивилизации европейской.
В современной Европе Карл Великий считается одним из предтеч европейской интеграции. С 1950 года в Ахене, столице империи Карла, проводится ежегодное присуждение премии имени Карла Великого за вклад в единение Европы
narodworld.ru
Франки и саксы — Язычество
В середине III в. племена, жившие в долине Рейна, образовали единую общность и стали называть себя франки — смелые , вдохновленные . На юге часть свевов-алеманов начала совершать набеги на Италию и Южную Галлию. Центральные же племена к концу столетия объединились в союз саксов и стали расширять сферу своего влияния. Они оттеснили франков на запад и, как мы видели в гл. 6, грабили побережье Южной Британии и Северной Галлии. Саксы оставались язычниками еще на протяжении полтысячелетия. В Британии их нашествие рассматривали как столкновение двух вер и битву цивилизации с варварством. Победили в ней варвары. Описания кровавых сражений сохранились в трудах только одного историка — Гилдаса, жившего столетия спустя после вторжения. Британия превратилась в конфедерацию язычников-германцев, возводивших своих божественных предков не к Бели и Анне, а к Вотану.
Новая христианизация Британии имела место уже в VII в., причем происходила она не путем массового истребления язычников и разрушения храмов, а путем убеждения и установления незначительных юридических ограничений. Христианская миссия под руководством Августина, посланная из Рима в Британию в 597 г., прибыла ко двору короля Кента, который, справедливо рассудив, что очень неплохо иметь политических союзников на континенте, принял христианство. Римские церковные власти решили, что Британия должна быть обращена в христианство (проигнорировав тот факт, что в несаксонских частях страны продолжали существовать секты кельтов-христиан, в свою очередь не пожелавших обратить в свою веру пришельцев).Следуя римской практике, миссионеры поделили Британию на две области: южную, со столицей в Лондоне, и северную, со столицей в Йорке. Меллит, один из сподвижников Августина, в 603 г. посетил Лондон и убедил короля Эссекса Себерта принять христианство, что уже сделал его северный сосед и потенциальный противник король Кента. На месте языческого храма в Лондоне был построен собор Св. Павла. Однако, после того, как в 614 г. Себерт умер, трое его сыновей — Саксред, Сигеберт I и Сьюард, остававшиеся язычниками, изгнали христиан, которые бежали в Кентербери и даже хотели покинуть Британию. Собор Св. Павла вновь стал языческим храмом, и религия предков процветала в Лондоне еще в течение 41 года. За это время церковь укрепила позиции в своем временном пристанище, так что центром новой религии стал не Лондон, а Кентербери.
Религиозные войны в Европе в трудах христианских авторов предстают великой и героической битвой добра со злом, хотя на самом деле религия и политика были тесно взаимосвязаны. Например, король Уэльса, кельт-христианин Кэдвалл II, сражался на стороне Пенды, языческого правителя Мерсии, против короля Нортумбрии Эдвина, крещеного римской церковью, и убил его в битве при Хатфилде 12 октября 633 г. Когда Кэдвалл II умер, его похоронили в языческом Лондоне на том месте, где теперь находится церковь Св. Мартина в Лутгейте. После крушения римско-кельтского общества, никакого столкновения добра (христианства) со злом (язычеством), о котором так много говорили христианские апологеты, не было. Короли принимали того бога, который приносил им победу и богатства, и многим Бог христиан принес удачу. В Англии так называемая борьба добра со злом начинается со времени англосаксонских войн против датчан в VIII-IX вв.
В самой Саксонии, в отличие от Британии, местных язычников истребляли их давние враги — франки, к тому времени уже фанатичные христиане. В очередной раз исконная ненависть прикрывалась религией. В конце VIII в. король франков Шарлеман предпринял крестовый поход против саксов, преследуя, разумеется, не только религиозные, но и территориальные интересы. В 782 г. по его приказу в роще, давшей название современному городу Заксенхайн-бей-Верден, было убито 4500 пленных язычников, отказавшихся принять новую веру. Воины франков срубили святыню саксов — Ирминсул, небесный столб. Наконец, в 785 г. вождь саксов Видукинд крестился. Шарлеман ввел смертную казнь за отказ от обращения в христианство и отправление языческих обрядов (276; т.3, 112). Что касается деревьев, камней, источников, где некоторые недалекие люди зажигают факелы и предаются прочим суевериям, настоящим мы повелеваем, что эти, наиболее ненавистные Богу обычаи, должны, где бы их ни обнаружили, уничтожаться . Несмотря на жестокие репрессии, в 793 г. саксы восстали. Итогом стала массовая депортация: по приказу Шарлемана из Саксонии был выслан каждый третий ее житель (276;. т.3, 114). Второе восстание началось в 870 г. Оно оказалось более успешным — язычество на какое-то время вернуло утраченные позиции.
Несмотря на то, что саксы очень долго сохраняли приверженность старой религии, мы знаем о ней очень немного. Нам известно, что часть саксов, вторгшихся в Британию, поклонялась божественному предку Сеаксноту, тотемическому богу меча, получившему имя по названию классического однолезвийного меча саксов. Другие же возводили свое происхождение к богу грома Вотану. Можно предположить, что Ирмин был у континентальных саксов божеством неба, а имя свое он получил от мифического предка Герминона, жившего в I в. Вождя германцев, в 9 г. н.э. победившего римлян, также звали Германном (на латинском — Арминий). Быть может, он и был тем самым мифическим предком, а может сам был назван в честь последнего (как Инглингская династия в Скандинавии в честь бога Ингви).
У. Чейни выдвинул предположение, что англосаксонские короли считались посредниками между небом и землей, дарующими удачу своим народам (52). Если удача покидала царство, король должен был быть низложен или убит. Интересно, что при такой системе было бы чрезвычайно трудно нанести оскорбление королевской власти, что напоминает слова Тацита об искренности и непосредственности германцев (Germania 22.4). У англосаксонских королей считалось обычным при восхождении на престол брать в жены вдову своего предшественника. Так же поступил и христианский король Канут в 1018 г. Поскольку англы и фризы, колонизировавшие будущую Англию, поклонялись богине Нертус, было высказано предположение, что подобные браки свидетельствуют о матрилинейности. Вступая в брак с женой предыдущего правителя, новый король отождествлял себя с женщиной-обладательницей власти, олицетворявшей независимость страны, подобно богиням Ирландии (52; 25-28).
Франки изначально обитали на территории современных Нидерландов и в долине Рейна. В I в. до н.э. они соприкоснулись с римско-галльской цивилизацией и со временем заняли пограничные, весьма неудобные земли, на которых, однако, находилась столица всех галльских провинций — Трир. Их национальная история начинается в 446 г., когда они (возможно, под руководством полулегендарного и полубожественного Меровея, букв. морского пирата ) захватили Турне. От него произошло название династии Меровингов, длинноволосых королей , которые, как и императоры поздней Римской империи, в конце концов стали лишь номинальными монархами, а реальная власть находилась в руках первого министра, хранителя дворца . Длинные волосы и борода прежде отличали языческих священнослужителей. Изображение одного из них хранится в Вюттембергском краеведческом музее в Штуттгарте. Это — статуя швабского языческого жреца, на его одежде еще сохранились следы красной краски, а его волосы заплетены в десять косичек, доходящих до талии. Она была найдена в стене дома в Вилдберге (около Калва, Баден-Вюттемберг) в 1698 г. и датируется, на основании стилистических особенностей, XIII в. Похожая фигура, каменная баба из Екатеринослава, южная Россия, есть и в музее Питт-Риверс в Оксфорде. Волосы у нее также заплетены в косички, но борода отсутствует, поэтому считается, что она изображает женщину, хотя у нее нет груди.
В 487 г. короли-Меровинги были подлинными вождями франков. В этот год Хлодвиг разгромил под Суассоном Сиагрия, последнего римского наместника в Галлии, и овладел севером страны. Какое то время спустя, по традиции в 496 г., но возможно и в 503 г., Хлодвиг принял христианство и тем самым получил в лице Римской Католической церкви поддержку своим амбициозным планам. В 496 г. на западной окраине своих земель он разбил алеманов и перенес столицу в Париж. Затем, с благословения церкви, он принялся за ариан-готов. В 507 г. в битве при Вуилле Хлодвиг нанес поражение Алариху II и вытеснил готов во французские Пиренеи и Испанию. Борьба Хлодвига с бургундами, жившими в долине реки Роны, закончилась в 534 г., когда Бургундия вошла в состав империи франков. За сто лет до того балтийские племена, мигрировавшие на запад, дошли до города Вормса, где в 446 г. на них напали гунны. Переселенцы были вынуждены пойти дальше. Они добрались до реки Роны и дали новым землям свое имя. Но после поражения, нанесенного им Хлодвигом, они исчезли как нация. Сохранились только их песни. Легенда о битве бургундского короля Гундиоха с вождем гуннов Аттилой и другими историческими персонажами, например, с королевой Брюнхильдой, запечатлена в эпосе, превратившемся в Nibelungenlied, и ставшем основой оперного цикла Вагнера Кольцо Нибелунгов . Германские песни, так удручавшие одного римско-галльского поэта жившего в Тулузе, что он жаловался на невозможность сочинять гекзаметры из-за непрерывных пиршеств своих посетителей, сохранились и даже оказали, через восхитительные chansons de geste, влияние на формирование нового французского языка (354; 210).
Германское поклонение божественному предку, воплощающемуся в лице его живого наместника на земле — короля, на протяжении VIII в., когда реальная власть перешла от Меровингов к их главным министрам, постепенно трансформировалось в повиновение помазанникам Божиим . Министры — Арнулфинги, а затем и Каролинги, передавали власть по наследству, а при восшествии на престол были помазаны на царство епископами. При коронации Шарлемана в 800 г. этому обстоятельству придали особое значение. Как константинопольский патриарх восточной церкви освящал нового императора при его восшествии на престол, так и Шарлемана благословил в Риме сам Папа. Во время Рождественской мессы Папа возложил корону на голову Шарлемана, встал перед ним на колени и провозгласил его императором и августом — так величали некогда победоносных римских императоров. Отныне армия Шарлемана стала правой рукой римской Церкви, незаменимым средством в ее территориальных спорах с Восточной Римской империей. Кроме того, это означало, что Шарлеман был теперь уже не просто правителем народа или определенных земель, как короли англосаксов. Он превратился в лидера западного христианского мира и получил право вести крестовые походы. Миф о Римской империи, сражающейся за цивилизацию против варваров, дополнился мифом о Единственной Истинной вере, достойной этой империи. В дальнейшем именно этим принципом оправдывали любые территориальные завоевания. Так, покорение Англии норманнами в 1066 г. отчасти объясняли расширением сферы влияния Римской церкви на землях полунезависимой церкви английской. Вторжение норманнов в Ирландию столетие спустя было представлено как дарование христианской цивилизации людям, которые только называют себя христианами, а на самом деле являются язычниками (15; 22). А на крестовые походы франков против язычников Восточной Европы, о которых мы будем говорить в гл. 9, смотрели как на нечто само собой разумеющееся, как на оправданную колонизацию народов, религия которых не позволяла считать их людьми. Тем не менее, крестовый поход Шарлемана явился лишь прелюдией к будущим событиям, отправной точкой которых стали восшествие на престол в 936 г. Оттона I и создание Священной Римской империи.
В Британии уже более столетия миновало с так называемой эпохи двух учений , когда король Восточной Англии Рэдвальд (ум. 625) мог позволить себе иметь один алтарь для поклонения Христу, а другой — для поклонения демонам . Он был похоронен (если это был действительно он) в великолепной языческой усыпальнице в Саттон-ху. Собор в Уитби в 663 г. реформировал британскую церковную иерархию по римской модели, отказавшись от сложившейся за шестое и седьмое столетия ирландской системы — от отшельников, странствующих проповедников, независимых аббатств и монашеских общин. Британия вновь влилась в международное сообщество, в котором короли и епископы играли каждый свою политическую роль. В 677 г. епископ Йоркский Уилфрид отправился в Рим, чтобы пожаловаться на действия короля Нортумбрии Экгфрита, но потерпел кораблекрушение у побережья Фризии и стал проповедовать христианство местным жителям. Ему оказал помощь первый министр франков Пипин Арнулфинг. Еще раз политические и религиозные амбиции воплотились в крестовом походе против язычников. По иронии судьбы, именно язычники Фризии были среди тех саксов , которые в V в. вторглись в Британию. Они оставались язычниками, и никак не хотели принимать новую веру. Население Фризии отчаянно сопротивлялось — они отбили у франков город Утрехт, откуда изгнали местного епископа. В 716 г. король Рэдбод возглавил языческое сопротивление, но преемник Уилфрида Бонифаций в 719 г. вернулся и начал разрушать языческие святилища и подавлять языческие культы. В 722 г. вожди фризов Детдик и Диролф, исповедуя христианство, на самом деле поклонялись идолам (276; т.3, 64), а в Гессии и Тюрингии вера и практики обращенных (в христианство) по-прежнему оставались смешанными с языческими . В письме к Папе Захарию Бонифаций писал, что даже пресвитеры поклоняются двум богам — они молятся не только Христу, но и варварским божествам. (там же, с.66).
Церковные соборы, проводившиеся в Германии, тоже призывали покончить со все еще процветавшими обрядами в честь языческих божеств и святых, а именно — гаданием, ношением амулетов, разжиганием костров и совершением жертвоприношений (там же, с.72). Но запреты имели куда меньший эффект, чем того желала бы церковь — сопротивление язычников продолжалось. Так, например, в 732 г. Папе Стефану доложили, что на землях франков язычниками сожжено и осквернено тридцать церквей (там же, с.80).
Бонифаций в 731 г. оказал Пипину ответную услугу — он благословил его на царствование над франками, покончив тем самым с династией Меровингов с ее странными и непонятными языческими табу. Но вспыхнувшее на следующий год восстание, во время которого и были уничтожены тридцать церквей, ознаменовало лишь начало войны. 5 июня 754 г. Бонифаций и пятьдесят его сподвижников были убиты в западной Фризии язычниками, противившимися принятию христианства. Тем временем франки преследовали язычников в Саксонии. В 785 г. христиане разрушили святилища бога Фозита, в том числе и то, что находилось на священном острове Гельголанд. Казалось, что эпоха религиозных войн в Западной Европе закончилась, но тут на историческую сцену выступила новая сила. Начиналась эра викингов.
pagandom.ru
ФРАНКИ | Энциклопедия Кругосвет
ФРАНКИ, группа германских племен (хамавы, бруктеры, усибеты, тенктеры, сугамбры и др.), основавших в эпоху раннего Средневековья Францию и Германию. Первоначально населяли низовья Рейна. Подразделялись на две группы: салические, которые обитали вблизи моря, и рипуарские, жившие выше по берегам Рейна. В середине 4 в. франки стали федератами римлян: салическим франкам была отведена территория в междуречье Мааса и Шельды, а рипуарским – между Маасом и Рейном.
В отличие от прочих германских племен, франки не покидали насиженных мест, а стали расширять свои владения – как на запад, на территорию Галлии, так и на восток, в глубь Германии. Начало их завоевательным походам положил король салических франков Хлодвиг I (правил в 481–511), который сплотил франков в единое королевство и распространил границы своей державы до Пиренеев, уничтожив остатки римской империи в Галлии и оттеснив бургундов и вестготов. Около 498 Хлодвиг вместе с 3 тысячами своих дружинников принял правоверное христианство, что обеспечило ему поддержку духовенства и галло-римского населения в борьбе против других германских племен, которые в своем большинстве исповедовали арианство. Постепенно власть франков распространилась на долину Роны и центральную Германию.
Хлодвиг принадлежал к династии Меровингов, восходящей к легендарному королю Меровеху. К середине 8 в. эта династия выродилась и уступила трон Каролингам, ранее наследственным майордомам. Самый известный представитель династии Каролингов Карл Великий (правил в 768–814) превратил франкское государство в обширную империю. Он завоевал Лангобардское королевство и многие другие территории Италии, в Испании оттеснил мавров от Пиренеев на юг до реки Эбро, присоединил к своим владениям Баварию, в длительных и ожесточенных войнах разгромил саксов и аваров. При внуках Карла его империя распалась на три королевства: Западнофранкское, Восточнофранкское и недолго просуществовавшее Среднефранкское. В Западнофранкском франки полностью растворились в галло-римском населении, однако название страны – Франция – сохранилось. Восточнофранкское королевство со временем стало называться Германией, где о франках напоминает распространенное имя Франц.
Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Короли»
Как звали первого царя из династии Романовых?
www.krugosvet.ru
Франки Википедия
Франки (лат. Franci, фр. Francs, нем. Franken) — союз древнегерманских племён, впервые упоминающийся в хрониках в 242 г. н. э.
По свидетельству современника, в этот год один из отрядов франков вторгся в Галлию у нижнего Рейна и был разбит трибуном VI легиона Аврелианом, будущим императором.
В современном немецком языке «Franken» означает как древних франков, так и современных жителей Франконии.
Этимология[ | код]
Племена франков в III веке н. э. Оранжевым обозначена Римская империя, зелёным — франкские племена
Термин «франки» до сих пор вызывает дискуссии среди историков и филологов. Впервые встречается в форме лат. francus. Дифенбах полагал, что корень имеет кельтское происхождение. Гримм возводил его к старогерманск. franco — «свободный человек». Некоторые другие исследователи возводят к др.-англ. franca — «дротик», «небольшое копьё»[1]. Во французском языке имеет значение «честный», «открытый»[2].
Подразделяются на две большие группы. Первая — салические франки (от лат. salis — «морское побережье»[3]), называемые также северными, или верхними, расселились в IV веке в низовьях Рейна и Шельды. Вторая группа — так называемые «береговые», или нижние, или рипуарские франки (от лат. ripa — «берег реки»), жили в среднем течении Рейна и Майны.
Термин «франки» в III — начале IV вв. н. э. использовался применительно к следующим германским племенам: хаттам, хамавам, тенктерам, бруктерам, сигамбрам. В этот период у германцев происходил распад старых родоплеменных отношений, шло быстрое имущественное расслоение. Прежние племена консолидировались в большие объединения — племенные союзы. Ещё раньше образовался готский союз, возникли свевский, маркоманнский и аламаннский союзы.
История[ | код]
Экспансия франков
Франки в то время, когда у них вождями были Геннобавд, Маркомир и Суннон, устремились в Германию (здесь имеется в виду римская провинция Германия на левом берегу Рейна) и, перейдя границу, перебили многих жителей, опустошили плодороднейшие области, а также навели страх на жителей Кёльна. Когда об этом стало известно в городе Трире, военачальники Наннин и Квинтин, которым Максим поручил малолетнего сына и защиту Галлии, набрав войско, пришли в Кёльн[4].
Многие историки передают, что те же самые франки пришли из Паннонии и прежде всего заселили берега Рейна. Затем отсюда они перешли Рейн, прошли Тюрингию и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов (там же). В 242 году один из отрядов франков вторгся на территорию Римской империи (в Галлию у нижнего Рейна) и был разбит трибуном VI легиона Аврелианом, будущим императором. В 261 году франки вновь перешли Рейн. Правитель сепаратного государства Галлия (259—274) Постум отбросил их обратно за Рейн.
К середине V века франки делились на две группы: «рейнские» (или
ru-wiki.ru
Франки. Малькольм Тодд.Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура. История древней Евразии
Тактические методы франков были самыми простыми, как показывает византийский писатель VI в. Агафий:
«Лошадьми не пользуются, за исключением весьма немногих; зато они хорошо обучены искусству пешего боя, которое для них привычно и передается по наследству. Меч у них висит на бедре, а щит с левой стороны. Они воюют не луками, стрелами и другими метательными орудиями, а обоюдоострыми секирами и ангонами, которые особенно часто употребляют. Ангоны – это копья не очень маленькие, но и не очень большие, которые можно метать, если понадобится, а также применять в рукопашном бою, начиная наступление. У них большая часть обложена железом со всех сторон, так что внизу видна только ничтожная часть дерева, из железа почти весь наконечник копья. Выше же оконечности копья выдвигаются с каждой стороны кривые острия, как крючки удочки, загнутые вниз. В сражении франкский воин бросает этот ангон, и если попадает в тело, то острие, естественно, проникает внутрь; тогда ни сам раненый и никто другой не может легко вытащить копье. Мешают острия, застрявшие внутри тела и причиняющие жестокую боль, так что если неприятель получает даже не смертельную рану, то он все же погибает от нее. Если же попадает в щит, то повисает на нем и болтается, нижней своей частью тащась по земле, и пораженный не может ни вытащить копье из-за засевших в щите остриев, ни отрубить мечом, так как ему не достать дерева из-за прикрывающих его железных полос. Когда же франк это увидит, то он выдвигает ногу и наступает на конец копья и оттягивает щит вниз так, что утомляется рука несущего щит и обнажается его голова и грудь. Когда же увидит его незащищенным, то легко убивает, или поражая секирой голову, или пронзая гортань».
Франкский ango из Крефельд-Геллепа (Германия) и ango из Перхтольсдорфа (близ Вены)
Наиболее характерным для франков оружием по рассказу Агафия являлись копье с зазубренным наконечником (ango) и метательный топор-франциска (franciska). И то и другое было в употреблении у аламаннов, однако именно франкам удалось достичь наиболее совершенного использования этих вооружений. Ango, очевидно, был отдаленным потомком римского копья-пилума (pilum), метательного оружия легионеров, которое могло уничтожать противника за много метров.
Франциска из Крефельд-Геллепа
Франциска была в употреблении у аламаннов уже в IV в., однако до этого о ней ничего не известно: топоры на поле боя использовались редко. Это было оружие с одним лезвием; искусным образом утяжеленное топорище было изогнуто с внешней стороны и имело глубокую выемку с внутренней. Умелое пользование франциской, которую метали в ближнем бою с противником, внушало почтение к франкским пехотинцам, и на протяжении двухсот лет франциска оставалась национальным оружием франков. Великая победа франков над визиготами при Вуйе в 507 г. была победой метательного оружия над боевыми копьями.
Примерно после 600 г., как показывают датированные находки из погребений, оружие франков пережило значительные изменения. Франциску и обоюдоострый меч-спату заметил короткий односторонний меч – сакс. Это было универсальное оружие примерно 45 сантиметров в длину, которым можно было резать и колоть или даже метать его в противника. Щит был обычно широким и овальным или прямоугольным и был снабжен железным умбоном и железной оковкой.