Древние скотоводы. Котоко - древние кочевники-скотоводы, которые живут на воде (8 фото)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние африканские скотоводы могли управлять окружающей средой. Древние скотоводы


3. Древние оседлые скотоводы (геты). Золото скифов: тайны степных курганов

3. Древние оседлые скотоводы (геты)

Создание зверинцев было важным этапом в жизни первобытных охотников, сделало ее более надежной, в меньшей степени зависящей от внешних обстоятельств, способствовало увеличению народонаселения. Следующим, еще более значительным этапом в жизни древних охотников, стало превращение зверинцев в вольеры-пастбища с водопоем, где животные могли содержаться неограниченное время, и даже размножаться.

Длительное содержание животных в неволе должно было привести к их приручению, одомашниванию и к переходу от охоты к скотоводству, особенно, если в первую очередь убивали агрессивных и строптивых самцов. Кроткие самки оставались в вольере надолго, приносили потомство, которое привыкало к людям с рождения. Для одомашнивания диких животных имело значение и их подкармливание людьми, что было особенно важным зимой.

Хотовское городище, занимающее большую площадь с источником воды, могло быть таким вольером-пастбищем либо с самого начала, либо стать им со временем. В Киевском зверинце также имеется выход к водопою в его нижней части, подходящей к Выдубецкому озеру. Вероятно, выход был проделан позже.

Геродот называл жителей Среднего Поднепровья скифами-георгиями. Его было принято переводить как скифы-земледельцы. Но известно, что скифы были в первую очередь скотоводами. По этой причине и на основании изучения их поселений в последнее время пришли к выводу, что правильнее считать их оседлыми скотоводами. И действительно, в Среднем Поднепровье, в отличие от степных районов, обнаружены скифские и сарматские городища, с примыкавшими к ним большими огражденными пространствами. На территории Украины обнаружено множество подобных комплексов — от больших до гигантских, охватывающих площади в тысячи гектаров. Под Киевом — это Хотовское и Ходосовское городища площадью в 200 и 2000 гектаров соответственно. К северу от Полтавы находится еще большее Вельское городище, площадью 4000 гектаров. А под Переславом Хмельницким расположено гигантское городище, протяженность валов которого составляет 70 км. Названия городищ им дали археологи, приняв их поначалу за укрепленные поселения. Но теперь твердо установлено, что никаких построек внутри их не было. Поселения обычно примыкали к этим огражденным пастбищам и занимали намного меньшую площадь, что вполне естественно.

Среди древнейших народов Евразии, упоминаемых «отцом истории» Геродотом, множество различных «гетов». Это и родичи скифов — среднеазиатские массагеты, которые, по сообщению Геродота, занимают большую часть огромной равнины к востоку от Каспийского моря и от которых в VII в. до н. э. потерпел сокрушительное поражение персидский царь Кир. Это и тиссагеты, обитавшие в лесах бассейна реки Оки, и тиррагеты — жители Поднестровья, и просто геты, обитавшие в низовьях Дуная.

Именем «геты» историк VI в. Иордан называл германские племена, которых позднее стали называть готами. А Феофилакт Симокатта (первая половина VII в.) утверждает, что в древности славяне были известны под именем геты «… так в старину называли этих варваров» — говорит он. В. П. Кобычев добавляет, что «Славян и антов, кажется, следует видеть и в гетах Аммиана Марцелина (вторая половина IV века)» [25, 142].

По-видимому, к многочисленным гетам могут быть отнесены и древние переднеазиатские хетты. Но, что означает это слово, вошедшее в названия многих народов? Сейчас изолированную, отгороженную часть города, обозначают словом гетто. Зловещую окраску получило оно из-за фашистов. Древние же скотоводы словом гето (или гетто) могли называть примыкавшие к поселениям вольеры-пастбища, огражденные валами и рвами для предотвращения разбегания скота и его защиты от хищников.

Древнее индоевропейское называние скота — гед близко к гет. Скотские кровососы — оводы по-украински называются гедзь, а по-английски — гедфлай. Учитывая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что геты — это древнее название оседлых скотоводов, содержавших скот в огражденных вольерах. Возможно, множество славянских поселений с названиями Хотов, Хатынь и т. п. того же корня. Во всяком случае, в Хотове, который под Киевом, был огражденный вольер для содержания скота, о чем говорилось выше. Этого же корня, возможно, слова: гать — запруда, насыпь, удерживающая воду в пруду и гетры — одежда, охватывающая голени, защищающая их от повреждений. Название гет в смысле охранитель, защитник, или предводитель перешло и на людей. В Польше и Украине военного предводителя называли гетман. Солнечного бога Аполлона, покровителя муз, иногда называли Муссагет, что означает — пастырь муз.

В отличие от зверинцев гето пополнялись не за счет загонного лова диких животных, а за счет размножения животных, содержавшихся в них. Размеры гето определялись экономической целесообразностью. Количество скота, которое могло в нем содержаться, было пропорционально огражденной площади, а объем работы по сооружению гето — протяженности ограждения. Поскольку с увеличением протяженности ограждения охватываемая им площадь возрастает квадратично, людям было выгодно объединяться и сооружать максимально большие гето (например, для ограждения 10 отдельных пастбищ по 1 гектару нужно выполнить столько же земляных работ, сколько для ограждения 1 пастбища в 100 гектаров). Вельское городище служит тому примером. К огражденному пространству примыкало три поселения. Но по этой логике площадь гето выгодно увеличивать до бесконечности. Что же ставило этому предел?

Иногда бывает выгодно использовать даже небольшие пространства, если они ограждены самой природой (например, холм с плоской вершиной и крутыми склонами, как в случае того же Вельского городища). Кроме того, объединить людей бывает нелегко, даже когда это им выгодно. И все же, на земле Украины мы можем наблюдать поразительные по масштабам примеры подобных объединений — колоссальные пространства, охваченные так называемыми «Змиевыми валами». Правда, археологи принимают их за оборонительные сооружения. Вот что сообщает Советский энциклопедический словарь издания 1987 г.: «Змиевы валы — народное название древних оборонительных валов по берегам притоков Днепра, южнее Киева. Время сооружения предположительно I тыс. до н. э. или I тыс. н. э.» [51,465].

Системное исследование топографии Змиевых валов провел известный киевский краевед Аркадий Сильвестрович Бугай. В одном из докладов он сообщил, что радиоуглеродный анализ остатков угля, обнаруженного в различных насыпях, показал даты от 1920 ±50 до н. э. до середины I тысячелетия н. э. Последние из них строились во времена Зарубинецкой культуры (II в. до н. э. — IV в. н. э.). Составленная А. С. Бугаем карта-схема Змиевых валов приведена в 4-м томе 2-го издания УРЕ. Они охватывают почти всю Киевскую область, разделяя ее на несколько участков. Их общая протяженность только в Киевской области достигает 800 км, а на Украине — 2000 км.

Но являются ли эти валы оборонительными сооружениями? Многое говорит против этого. Во-первых, они, в основном, не настолько высоки, чтобы служить серьезным препятствием для нападающих. Во-вторых, Змиевы валы настолько протяженны, что не могли бы обеспечиваться достаточным количеством не то что защитников — даже дозорных для обнаружения врага, особенно в ночное время и на лесных участках, что делало бы их совершенно неэффективными в качестве оборонительных сооружений. Протяженность валов оборонительных сооружений времен Киевской Руси в сотни раз меньше, чем протяженность Змиевых валов, при намного большей высоте. Ни в одной летописи времен Киевской Руси не говорится о строительстве Змиевых валов, но имеются упоминания о них в качестве ориентиров. Что говорит об их большой древности.

С какой же целью могли возводить эти трудоемкие сооружения наши далекие предки? Вероятнее всего, их строили для защиты скота от лютых хищников наших краев — волков. Ров в пару метров глубиной и вал такой же высоты были для них непреодолимой преградой и обеспечивал спокойную жизнь скоту и прочей домашней живности на огражденной территории.

Сооружение столь протяженных Змиевых валов знаменовало переход от содержания скота в примыкающих к поселениям гето к отгонному скотоводству, применяющемуся оседлыми народами до настоящего времени, при котором для выпаса скота используется намного большие пространства, практически вся свободная земля. Возможно, наименования народов волыняне и валлийцы произошло от их обычая ограждать области своего обитания для защиты скота земляными валами. На их родство намекают и почти одинаковые названия скотских кровососов — оводов: гедзь (укр.) и гедфляй (англ.). На Британских островах со временем уничтожили всех волков, и необходимость защиты от них отпала. Трудно сказать, принадлежали ли все геты к одному этносу или их название отражало только род занятия, но, судя по замечанию Клавдия Клавдиана, что «амазонки победили белокурых гетов», по крайней мере, часть из них была северного происхождения.

Отгонное скотоводство невозможно при полудиком скоте, для него скот должен быть одомашнен в такой степени, чтобы подчиняться командам пастухов. Когда животные были в достаточной степени одомашнены, стало возможным вьпасать их на открытых пространствах. Тогда появились кочевые скотоводы, которых Геродот называл номадами. Постоянной заботой как оседлых, так и кочевых скотоводов была защита стада от разбегания и от нападения хищников. Оседлым в этом деле помогали земляные валы и рвы, кочевникам — конь и пес (не случайно в слове пес тот же корень, что и в словах пестовать, пасти).

Рис.?17. Человек в змеином рву. Резьба на погребальной повозке.

Теперь о происхождении народного названия Змиевы валы. Отбросим сразу сказочные объяснения, будто они были вырыты Змеем Горынычем, которого кто-то из былинных героев запряг в огромный плуг, и обратимся к реальным. Существует мнение, что название Змиевы валы связано с их извилистым характером. Однако это не соответствует действительности. Поражает как раз противоположное — их прямолинейность, корректирующая изгибы природного рельефа. Тем не менее, как говорится, — нет дыма без огня. По мнению автора, название Змиевы валы действительно связано со змеями, но более прозаическим образом: в прилегающих к валам рвах по естественным причинам скапливались змеи. Змеи, падая в ров с отвесными стенками, не могли оттуда выбраться. Но могли оставаться там как угодно долго и даже плодиться, поскольку их любимая пища — лягушки и мыши — попадала к ним в изобилии тем же путем. Рвы, кишащие змеями, делали защиту территории от хищников еще более надежной, а их вид должен был производить сильное впечатление на людей, и это отразилось в названии. Упасть в него было равносильно смерти. Возможно, сбрасывание в такой ров было одним из видов казни. Резьба на погребальной повозке из Осенборгского захоронения (рис. 17) изображает человека в змеином рву [82, 291].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Скотоводство древних людей

Политика Скотоводство древних людей

Количество просмотров публикации Скотоводство древних людей - 187

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Скотоводство древних людей
Рубрика (тематическая категория) Политика

Оседлая жизнь облегчила человеку переход к скотоводству. Охотники давно уже одомашнили некоторых животных. Первой была одомашнена собака. Она сопровождала человека на охоте, охраняла стоянку. Удалось приручить и других животных — свинœей, коз, быков. Покидая стоянку, охотники убивали животных. С того времени, как племена перешли к осœедлости, люди пере­стали убивать пойманных детенышей животных. Οʜᴎ научились использовать не только мясо животных, но и их молоко.

Одомашнение животных дало человеку лучшую пищу и одеж­ду. Люди получили шерсть и пух. При помощи веретена они су­чили из шерсти и пуха нитки, затем ткали из них шерстяные ткани. Олени, быки, а позднее и лошади стали употребляться для перевозки тяжестей.

В беспредельных степях Центральной Азии, Юго-Восточной Европы и Северной Африки появились кочевые пастушеские пле­мена. Οʜᴎ разводили скот и выменивали мясо, шерсть и шкуры на хлеб у земледельцев, ведших осœедлую жизнь. Возникает обмен — торговля. Появляются особые места͵ куда в известное Время собирались люди специально для обмена.

Отношения между кочевниками-скотоводами и осœедлыми зем­ледельцами часто были враждебными. Кочевники нападали на осœедлое населœение и грабили его. Земледельцы угоняли у кочев­ников скот. Скотоводство развивается из охоты и в связи с этим, как и охота͵ является главным занятием мужчины. Скот принадлежит мужчинœе, так же как и всœе, что удается получить в обмен на скот. Значение женского труда у племен, перешедших к скотоводству, отступает на задний план по сравнению с трудом мужчины. Гос­подство в роде и племени переходит к мужчинœе. Материнский род сменяется отцовским родом. Сыновья, раньше остававшиеся в роде матери, теперь входят в род отца, становятся его соро­дичами и могут наследовать его имущество.

Скотоводство древних людей - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Скотоводство древних людей" 2014, 2015.

Читайте также

  • - Скотоводство древних людей

    Оседлая жизнь облегчила человеку переход к скотоводству. Охотники давно уже одомашнили некоторых животных. Первой была одомашнена собака. Она сопровождала человека на охоте, охраняла стоянку. Удалось приручить и других животных — свиней, коз, быков. Покидая стоянку,... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    древние кочевники-скотоводы, которые живут на воде (8 фото)

    Дома котоко на плавучих островах ¦ Фото: repin.info

    Дома котоко на плавучих островах

    В Африке на озере Чад живет уникальное племя Котоко, чье название на местном наречии звучит как «вышедшие из воды». Хотя по натуре они кочевники, их основная деятельность — скотоводство. В сезон дождей воды реки Шари пребывают, заполняя котловину, где живет племя Котоко. В силу этих обстоятельств местные жители перебираются на плавучие острова, с зыбкой почвой, состоящей из переплетенных корней папируса.

    Вся жизнь котоко проходит на воде | Фото: repin.info

    Вся жизнь котоко проходит на воде

    Папирус – основа жизни Котоко. Из него строят жилища и лодки, он идет на корм буйволам, домашнему скоту. Местные жители ценят буйволов за то, что эти животные могут проплыть десятки километров по воде. Так их, собственно, и перегоняют от пастбища к пастбищу. Гигантские рога выполняют роль поплавков, которые дают возможность животным не захлебнуться. Племя до сих пор поклоняется духам воды, живой и неживой природе.

    Котоко издавна разводят буйволов | Фото: repin.info

    Котоко издавна разводят буйволов

    Котоко живут под руководством вождя, которого называют «тем, кто следует за тем, кто был раньше, и предшествует тому, кто будет потом». Вождь самостоятельно принимает решения о том, как жить его соплеменникам, он выступает верховным жрецом и судьей. Только ему позволено жить на суше, для него построен дворец из белой глины. По поведению вождя жители племени узнают, когда нужно делать запасы мяса (если вождь верхней столовой предпочел нижнюю), или рубить папирус для изготовления лодок (когда вождь просит родниковую воду вместо озерной).

    Вождь племени котоко | Фото: afroforum.ru

    Вождь племени котоко

    Власть вождя не передается по наследству и не распространяется до смерти. Правление вождя ограничивается обрядами и запретами. Старейшины пристально следят за своим предводителем. Если он допустит малейшую ошибку, один из них сразу идет ко дворцу, чтобы бросить к его ногам сандалии, изготовленные из папируса, и обращается к вождю со словами: «Народ не доволен тобой». После этого вождь низвергнут, он готов вернуться в племя.

    Женщины племени котоко | Фото: repin.info

    Женщины племени котоко

    Котоко - древние кочевники-скотоводы | Фото: repin.info

    Котоко - древние кочевники-скотоводы

    Культура котоко самобытна и уникальна, эти африканские жители до сих пор не контактируют с цивилизованным миром, но, судя по всему, они в этом и не нуждаются.

    Дети племени котоко | Фото: afroforum.ru

    Дети племени котоко

    Живописные пейзажи озера Чад | Фото: repin.info

    Живописные пейзажи озера Чад

    Интересные материалы:

    Исследователи хотят пробурить скважину до дна кратера Чиксулуб (2 фото) Сокушинбутсу, или 10 любопытных фактов о самомумификации (11 фото)

    nlo-mir.ru

    Древнее скотоводство

    древнее скотоводствоКрупный рогатый скот начали разводить начали еще в период неолита, и древнее скотоводство вместе с земледелием постепенно вытеснили собирательство и охоту.

    Скотоводство в Древнем мире было второй (средней) ступенью варварства.Первый скот начали одомашнивать на Ближнем востоке, примерно десять тысяч лет назад.

    Скотоводство берет свое начало, скорее всего, в Иране и регионе Плодородного полумесяца, так как там были обнаружены следы древнего скотоводства, датированные раньше чем в других местах. Основную цель, которую преследовали древние люди, это было получение мяса и использование скота в работах.

    Изначально древнее скотоводство представляло выпас скота на пастбищах. Пасли скот пастухи, иногда используя собак.Затем постепенно началось развитие скотоводства в Древнем мире, благодаря чему мы можем сейчас употреблять в пищу молочные продукты. По определению Э. Шер-рета это была «революцию вторичных продуктов». Но на данный момент наука не может сказать конкретно, в какое время и в каком месте первый раз начали доить скот. Основываясь на археологических данных (наличию специальной посуды для изготовления молочных продуктов и их хранения, а также хранения и молока) можно сказать, что молочное животноводство активно распространялось в Северной Африке, Европе, Западной Азии,  еще 5000 лет назад до нашей эры. Возможно, что в Западной Азии раньше чем в других местах начали доить овец и коз. Также в этот период жителями Северного Кавказа, семитами и индоевропейцами также доился крупный рогатый скот.Но развитие древнего скотоводства вначале местный характер. Некоторые народы, которые занимались скотоводством, не употребляли молочные продукты в древности и не употребляют до сих пор.

    Позже древние люди вывели специальную породу овец, дававшую шерсть, которую использовали для технологической обработки. Таким образом, в Западной Азии, Египте и Южной Европе около пяти, четырых тысячи лет назад до нашей эры появилось ткачество из шерсти овец. В начале бронзового века ткачество получило широко распространение. А индейцами Перу использовалась шерсть полудикой викуньи. Ее стригли в специальных заграждениях, куда она загонялась на время стрижки. Из этой шерсти получалась ткань высшего качества.

    Постепенно развивалась экономика, чему способствовало развитие торговли (можно сказать по современному «малый бизнес»), и перед древними людьми встала транспортная проблема. Поэтому древние народы начали использовать овец и коз для перемещения грузов, что осталось и до сих пор у некоторых современных азиатских народов. Позже уже начали использовать с этой целью и быков. Известны рисунки времен неолита с изображенными навьюченными быками и даже быками с всадниками.Затем инки Южной Америке приучили альпака и лам и применяли их как вьючных животных для транспортировки грузов.

    В период трипольской культуры волов начали запрягать в глиняные модели санок. Возможно, древние жители Месопотамии и Балкан также запрягали волов.Развитие скотоводства способствовало развитию права собственности, в связи с тем, что изначально скот стал находиться в личной собственности человека. Так, можно сделать вывод, что древнее скотоводство сыграло значительную роль в развитии всего человечества.

    О состоянии скотоводства далее напишу.

    <<Состояние скотоводства Земледелие и скотоводство>>
     

    biznestoday.ru

    древние кочевники-скотоводы, которые живут на воде ≪ Scisne?

    Дома котоко на плавучих островах

    Дома котоко на плавучих островах

    В Африке на озере Чад живет уникальное племя Котоко, чье название на местном наречии звучит как «вышедшие из воды». Хотя по натуре они кочевники, их основная деятельность — скотоводство. В сезон дождей воды реки Шари пребывают, заполняя котловину, где живет племя Котоко. В силу этих обстоятельств местные жители перебираются на плавучие острова, с зыбкой почвой, состоящей из переплетенных корней папируса.
    Вся жизнь котоко проходит на воде

    Вся жизнь котоко проходит на воде

    Папирус – основа жизни Котоко. Из него строят жилища и лодки, он идет на корм буйволам, домашнему скоту. Местные жители ценят буйволов за то, что эти животные могут проплыть десятки километров по воде. Так их, собственно, и перегоняют от пастбища к пастбищу. Гигантские рога выполняют роль поплавков, которые дают возможность животным не захлебнуться. Племя до сих пор поклоняется духам воды, живой и неживой природе.
    Котоко издавна разводят буйволов

    Котоко издавна разводят буйволов

    Котоко живут под руководством вождя, которого называют «тем, кто следует за тем, кто был раньше, и предшествует тому, кто будет потом». Вождь самостоятельно принимает решения о том, как жить его соплеменникам, он выступает верховным жрецом и судьей. Только ему позволено жить на суше, для него построен дворец из белой глины. По поведению вождя жители племени узнают, когда нужно делать запасы мяса (если вождь верхней столовой предпочел нижнюю), или рубить папирус для изготовления лодок (когда вождь просит родниковую воду вместо озерной).
    Вождь племени котоко

    Вождь племени котоко

    Власть вождя не передается по наследству и не распространяется до смерти. Правление вождя ограничивается обрядами и запретами. Старейшины пристально следят за своим предводителем. Если он допустит малейшую ошибку, один из них сразу идет ко дворцу, чтобы бросить к его ногам сандалии, изготовленные из папируса, и обращается к вождю со словами: «Народ не доволен тобой». После этого вождь низвергнут, он готов вернуться в племя.
    Женщины племени котоко

    Женщины племени котоко

    Котоко - древние кочевники-скотоводы

    Котоко - древние кочевники-скотоводы

    Дети племени котоко

    Дети племени котоко

    Живописные пейзажи озера Чад

    Живописные пейзажи озера Чад

    Культура котоко самобытна и уникальна, эти африканские жители до сих пор не контактируют с цивилизованным миром, но, судя по всему, они в этом и не нуждаются.

    scisne.net

    Древние африканские скотоводы могли управлять окружающей средой

    Исследование, опубликованное в журнале PNAS предполагает, что древние скотоводы создавали искусственные «травяные коридоры» для миграций на юг Африки

    Рацион диких и домашних травоядных животных 1600–1900 лет назад состоял в основном из травянистой растительности открытых саванн, а не кустарника, населенного мухой цеце, гласит исследование, проведенное Кендрой Шриц (Kendra L. Chritz), специалистом по геоизотопному анализу и палеоэкологом из университета Юты (США), Фионой Маршалл (Fiona Marshall), профессором антропологии из университета Вашингтона в Сент-Луисе, и их коллегами. По мнению авторов, древние саванны к востоку от озера Виктория могли быть важным «миграционным коридором» для древних скотоводов, частью пути на юг Африки. Результаты исследования опубликованы в PNAS.

    5500 лет назад, когда на месте зеленых саванн Северной Африки в результате стремительной аридизации стала возникать будущая пустыня Сахара, обитавшие там древние скотоводы, были вынуждены «следовать за дождем», мигрируя в прерии на юго-восток континента. Однако около 2000 лет назад на их пути на юг встало непреодолимое препятствие — массивы диких зарослей буша, кишащих мухой цеце, чей укус смертелен. Согласно общепринятой теории, крошечные мухи цеце изменили ход истории, остановив распространение одомашнивания пастбищного скота, вызывая своими укусами сонную болезнь у людей и болезнь нагана у животных.

    Доктор Шриц с коллегами провели анализ стабильных изотопов в образцах эмали зубов, взятых из древних останков животных, извлеченных археологом Питером Робертшоу (Peter Robertshaw) во время раскопок в 1983 году в районе поселения Gogo Falls в Южной Кении. Растительность открытых пастбищ и леса оставляют разные изотопные следы на эмали зубов травоядных животных, которые питаются этим кормом. Согласно этим исследованиям, древнее поселение Gogo Falls в те времена окружали не лесные заросли, а обширные травянистые луга.

    Неолитические племена пастухов и скотоводов обитали в этих землях от 1600 до 1900 лет назад. По данным археологов, от укусов мухи цеце в то время погибали в основном домашние животные. Это заставляло древних скотоводов прибегать к сезонной охоте, чтобы компенсировать потери, однако, судя по всему, это было все же скорее выбором чем необходимостью. Жители поселения Gogo Falls, по данным раскопок, питались очень разнообразно: в их рацион входили как продукты скотоводства — разведения крупного рогатого скота, коз и овец, так и охотничья добыча, т.е. травоядные обитатели саванны, птица и рыба.

    «Изотопные исследования косвенно свидетельствуют о том, что древние скотоводы могли перенимать и использовать опыт охотников-собирателей, живших по соседству, адаптируя его к своим пищевым обычаям. Это говорит о том, что в период распространения скотоводства в Восточной Африке социальные факторы играли большую роль, чем считалось ранее», — сказала доктор Маршалл.

    Авторы исследования считают, что налицо все признаки тесного и долгосрочного взаимодействия между соседствовавшими племенами скотоводов и охотников. Эти данные поднимают много интересных вопросов о том, в чем именно выражалось это взаимодействие, и как эти племена совместно использовали благоприятные природные условия.

    Без дополнительных исследований сейчас трудно сказать, было ли богатство пастбищных угодий этого региона обусловлено только лишь благоприятным климатом с обильными дождями, или еще какими-либо факторами, например, вытаптывание стадами одомашненных копытных или крупных травоядных животных — жирафов и слонов. Возможно, положительную роль в обновлении травяного покрова играли поджоги травы, практиковавшиеся древними скотоводами, так же как и в современной Восточной Африке. Возможно, именно в то время здесь были созданы своего рода основы нынешних традиционных методов «управления окружающей средой», чтобы сделать ее благоприятной для человека. Вопрос в том, могли ли древние скотоводы специально формировать новые угодья для пастбищ, выжигая заросли буша, или же они возникали в результате климатических или иных экологических факторов.

    Одна из наиболее интригующих возможностей, согласно выводам Фионы Маршалл, состоит в том, что в бассейне озера Виктория этими племенами могли создаваться искусственные «травяные коридоры», через которые и осуществлялась дальнейшая миграция скотоводческих племен в еще более южные области Африки.

    В то время как археологи продолжали искать доказательства миграций древних скотоводов, последние генетические исследования потомков южноафриканских племен демонстрируют доказательства древних мутаций гена устойчивости фермента лактазы. Эта мутация — своего рода «мутация скотоводов» — развилась в некоторых популяциях человека в процессе адаптации к потреблению молока домашних животных и продуктов из него взрослыми людьми. Без нее их организм не смог бы усваивать лактозу.

    «Генетические доказательства мутации, произошедшей тысячи лет назад у народов Южной Африки, еще раз доказывает, что скотоводы оказались в этих областях гораздо раньше, чем предполагалось ранее, и исследование, опубликованное в PNAS, это подтверждает, — считает доктор Маршалл. — Это говорит о том, что скотоводство было самой ранней из форм хозяйства в Африке, изменившей жизнь как человека, так и животных». Интересно обнаружить, что, возможно, уже тысячи лет назад человек был способен на масштабное и целенаправленное приспособление окружающей среды к своим нуждам.

    scientificrussia.ru

    древние кочевники-скотоводы, которые живут на воде » Самый интересный сайт в городе Боярка

    Котоко - древние кочевники-скотоводы, которые живут на водеДома котоко на плавучих островахВ Африке на озере Чад живет уникальное племя Котоко, чье название на местном наречии звучит как «вышедшие из воды». Хотя по натуре они кочевники, их основная деятельность — скотоводство. В сезон дождей воды реки Шари пребывают, заполняя котловину, где живет племя Котоко. В силу этих обстоятельств местные жители перебираются на плавучие острова, с зыбкой почвой, состоящей из переплетенных корней папируса.Папирус – основа жизни Котоко. Из него строят жилища и лодки, он идет на корм буйволам, домашнему скоту. Местные жители ценят буйволов за то, что эти животные могут проплыть десятки километров по воде. Так их, собственно, и перегоняют от пастбища к пастбищу. Гигантские рога выполняют роль поплавков, которые дают возможность животным не захлебнуться. Племя до сих пор поклоняется духам воды, живой и неживой природе.Котоко живут под руководством вождя, которого называют «тем, кто следует за тем, кто был раньше, и предшествует тому, кто будет потом». Вождь самостоятельно принимает решения о том, как жить его соплеменникам, он выступает верховным жрецом и судьей. Только ему позволено жить на суше, для него построен дворец из белой глины. По поведению вождя жители племени узнают, когда нужно делать запасы мяса (если вождь верхней столовой предпочел нижнюю), или рубить папирус для изготовления лодок (когда вождь просит родниковую воду вместо озерной).Власть вождя не передается по наследству и не распространяется до смерти. Правление вождя ограничивается обрядами и запретами. Старейшины пристально следят за своим предводителем. Если он допустит малейшую ошибку, один из них сразу идет ко дворцу, чтобы бросить к его ногам сандалии, изготовленные из папируса, и обращается к вождю со словами: «Народ не доволен тобой». После этого вождь низвергнут, он готов вернуться в племя.Культура котоко самобытна и уникальна, эти африканские жители до сих пор не контактируют с цивилизованным миром, но, судя по всему, они в этом и не нуждаются.

    Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого мы запустили на сайте удобную клавишу для исправления ляпов. Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и как можно скорее исправим.

    news.boyarka.name


    Смотрите также