Фото древняя русь. Ностальгический клуб любителей кино .
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

LJ Magazine. Фото древняя русь


История Древней Руси (35 фото с описаниями)

История Древней Руси (35 фото с описаниями)reinhardt_f

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"В городе РУСского РОДа"

Много тысячелетий минуло с тех пор, как арии обосновались в Сибири. Пережив мощные катаклизмы и войны, могучий этнос создавал очаги культуры во многих уголках Евразии.

На картине изображена часть города, примыкающая к оборонительной стене. Могучие прирученные Индрик-звери (мамонты) ещё больше подчеркивают силу обитателей города.

Бог Индра был спутником бога Перуна. Он покровительствовал воинам. Символика Рода видна на небе. Климат в Сибири в те далёкие тысячелетия не был суровым.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Пленённый губитель русских. Удачная охота"

По улицам легендарного города Словенска движется толпа людей. Народ в ликовании: охотникам удалось все-таки пленить Змея Горыныча. Долго чудище издевалось и причиняло всяческие напасти русичам. Наконец змей устал и как утомлённый разбойник заснул в пещере.

Воспользовавшись удобным моментом, словяне сумели "добыть" страшного зверя. Они заковали змея в колодки и железа и в клетке повезли его на княжеское подворье. Теперь Горыныч из лютого врага превратится в забавное посмешище по праздникам.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Падение небесного камня"

Охотники медленно двигались вдоль озерного берега. Вдруг их внимание привлекло невиданное зрелище. Они увидели летящий раскаленный шар, который врезался в покрытую тонким льдом гладь озера. И тут гул от падения небесного камня ударил русичам в уши. Взметнулся водяной вал, смешанный с мелкими осколками льда. Раскалённый небесный посланец еще светится подо льдом, но дух месяца Студич вскоре остудит пылкую ярость небес.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Анастасия"

Морозный Сечень (февраль) царит в природе. Из-за сильных морозов его часто называют "Лютым". Правда, день, изображённый на картине, выдался солнечным, пригожим. Заметны следы недавней оттепели – сосульки. В низине, за покрытыми инеем деревьями и кустами протекает речка. Деревянная лестница на возвышенности переходит в мост. На нём стоит девушка в нарядном зимнем одеянии. Ещё несколько мгновений – и красавица пойдёт дальше. За её спиной остаётся многолюдный город с церквями и теремами.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Изгнание или Вторгшийся во владения"

Снежный человек выбежал из своей пеще"ры, чтобы напугать слишком назойливого дровосека. Крестьянин осмелился рубить лес у самой пещеры, нарушив тем самым жизненные интересы его обитателей. Великан схватил несколько еловых веток, чтобы отхлестать наглого смельчака. Но крестьянин так погоняет своего коня, что устраивать "крутую" погоню великан не будет. Достаточно того, что смельчак напуган. В следующий раз он будет заготавливать дрова в другом месте.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Полёт. Йогиня-Матушка"

Так уж случилось, но самые древние образы русских ведических божеств наиболее искажены. Богиня-Йога — одна из них. Автор представил "злую бабу-ягу, костяную ногу" в её истинном обличье — молодой светловолосой женщиной. Она летит на конструкции, которую впоследствии назовут ступой. Струя реактивного пламени говорит о технических возможностях этого летательного аппарата — наследия технологии допотопного мира. В руках у Йогини балансир в виде двух метелок-вееров.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Арии-русы ушли, волки пришли"

Много тысячелетий назад существовала Сибирская Русь. Множество городов красовалось среди лесов и степей. Так проходили века и тысячелетия. Но однажды наступило внезапное похолодание.

Показан момент, когда жители этого города, как и большинства других соседних городов и весей покинули обжитые очаги. Жизнь в таком климате стала просто невыносима. Все силы и время уходили на то, чтобы просто выжить. Лютые зимние морозы и короткое лето окончательно решили вопрос о переселений в более тёплые края.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Волкодлак"

В славянской мифологии оборотень — человек, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Оборотням помогает чудодейная тирлич-трава. А ещё, чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей, воткнутых в осиновый пень. Когда захочешь снова стать человеком — перекинуться через них справа налево. Но беда, если кто-то уберёт хоть один нож: никогда уже волкодлак потом не сможет обернуться человеком!

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"День морской Богини"

В далёком прошлом южное побережье Балтийского моря принадлежало славянским племенам. Их иногда называли "Ругами" или "Руянами". На острове Руяне (Рюгене) было множество поселений и святилищ. Город Аркона был священным в славянском мире.

Среди больших строений на площади высился храм Бога Свентовида. Но руяне были еще и морским народом. Богиня Ран олицетворяла силу и тайну моря. На картине виден вдающийся в море мыс, на котором высится каменный кумир, изображающий богиню. Жрецы несут священную ладью.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Просич (Ноябрь)"

Два зодиакальных знака господствуют в ноябре – Скорпион и Стрелец. Они сменяют друг друга в последней трети месяца. Изображена та пора года, когда все признаки лета исчезли, но зима еще не пришла.

Фигура Китавраса, (Полкана) олицетворяющего образ стрельца, застыла посреди леса у дуплистого дерева, наросты на коре у которого явно напоминают облик скорпиона. В правой стороне картины выделяется дерево, в которое вселился Дух Просич. На стволе дерева изображены два ведических знака — символы Скорпиона и Стрельца.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Заброшенный волок"

Большая ладья варягов одиноко стоит среди деревьев. В носовой части зияет пробоина. Полусгнившие брёвна-катки валяются рядом. Природа постепенно овладевает судном. Как могла эта ладья оказаться здесь? Видимо, некогда по этому волоку варяги шли походом в неизведанные земли. Возможно, произошла ссора с местными жителями. Завязался бой. Варяги бежали. Нападающая сторона успела повредить ладью, сделав её непригодной к плаванию. Починка судна в столь неспокойной местности потребовала бы много времени.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Подношение духам реки"

На берегу реки стоит храм Велеса.  По ступеням вниз к реке медленно спускается волхв. Он держит в руках обрядовый сосуд для подношений духам реки.Наши далёкие Предки умели ладить с Природой. Они ощущали себя её частью, а не хозяевами. И Природа давала им всё, в чём они нуждались. Люди тех времён были связаны с Природой множеством тончайших нитей. Посредством тайных обрядов они взаимодействовали с духами рек, озёр, лесов.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Священное озеро Сиверских гор"

На картине изображено озеро среди гор. Сиверскими горами в древней Руси иногда называли Урал. По берегам озера высятся храмы и памятные столпы. Вдали виден город-крепость. На дальнем скальном останце выбит огромный знак.

Близится зима. Озеро покрывается корочкой льда. Лодки Русов, славящих своих Богов, пока ещё видны на озере у скального святилища. В левой части картины, высится пещерный храм, лицевая сторона которого высечена из камня. Он имеет облик сказочного грифона.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Прибытие русов-волхвов"

На берегу большой сибирской реки стоит древний храм. Он был построен много тысячелетий назад, ещё во времена Даарийцев (Гипербореев). Этот храм пережил Всемирный потоп, многие части храма разрушились, украшения осыпались, хотя местами сохранились изваяния из глины и Ведические знаки.

Давно уже Арии-Русы живут в этих местах. Их северную родину поглотили воды Студёного (Ледовитого) океана. На картине изображено очередное посещение храма волхвами.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Святилище Числобога"

К храму Числобога движутся процессии местного рода русичей. Ограду частокола украшают столбы с изображениями зодиакальных знаков. На вершине башни жрец божества держит в правой руке священный диск с письменами. Левая рука крепко сжимает рукоять меча. Позолоченный диск-календарь укреплён на вершине конструкции башни.

Числобог у древних русов ведал ходом времени, которое делилось на множество различных отрезков: как огромных эр и эпох, так и месяцев и дней.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Белояр (март)"

Белояр – древнее название месяца марта – в честь великого владыки Руси Древнейшей Буса Белояра. Месяц Белояр знаменовал начало года, время пробуждения природы от цепких объятий зимы. Позже, когда образ Буса Белояра стёрся из народной памяти, этот месяц звучал в устах русичей как «березень» или «березозол».На картине отражено время, близкое к смене Небесных Чертогов. На реке появились проталины. Справа высится храм, посвящённый Бусу Белояру.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Долгожданная встреча"

Вечернее настроение царит в природе. Закатное солнце греет лучами осеннюю листву деревьев, мягко ложится на тёплые брёвна терема. В нижней части картины мы видим вернувшегося из дозора или похода воина, ведущего беседу с суженой. В правом нижнем углу изображено изваяние Бога, освещённое лучами солнца. Где и когда это могло произойти? Возможно, это древняя Артания или Русколань. А, может, это Валдайский край времён такого же древнего, былинного города Словенска.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Цветень (апрель)"

Этот месяц находится под покровительством Лады, божественного пастуха и избранника Лады — Леля. В апреле главенствуют два знака. Во второй половине месяца Телец сменяет Овна.

На картине изображён поздний апрель, когда деревья покрыты ранней зеленью. На небе изображены два зодиакальных знака: Z — Овен, У – Телец. 3нак на крыше ворот означает символ входа в Правь – олицетворение развития и будущего. В узоре деревьев и листвы можно прочитать лики Овна и Тельца.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Звёздные врата"

Наступило время ночи. Полная луна взошла над окрестными лесами, и её свет отражается на водной глади реки. Молодой русич идёт вдоль берега. Его спутник — ручной медведь. До ближайшей веси осталось идти совсем недалеко.

Но вдруг ночное небо озарилось, и перед взором очевидцев предстало воистину чудесное зрелище. Открылись космические врата и на Землю явились существа из далекой Вселенной. Они напоминают волшебных птиц и излучают яркий золотистый свет.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Князь Рус прилетел по весне"

Легендарный, но от этого не менее исторический образ князя Руса известен по многим русским сказаниям и летописям. Брат такого-же  легендарного Словена, он основал древнейший русский град недалеко от места, где сейчас стоит райцентр Старая Русса.

Из преданий известно и то, что в распоряжении князя была "небесная колесница", на которой Рус совершал полёты. Вполне вероятно, что диковинный воздухоплан был создан во времена высоких технологий гиперборейского допотопья. Через вереницу тысячелетий он достался князю Pycy.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Явление хвостатой звезды"

В вечернем небе появилась хвостатая звезда (комета). Появление хвостатой звезды – необычное событие для жителей древнего города Словенска. Они идут торжественным ходом и наблюдают за небосводом. Солнце на излёте, но круг его уже не виден. Его заслоняет храм, изображённый в правой нижней части картины. Однако лучи заката, как стрелы, пробивают вечернее марево. Что предвещает хвостатое диво? Об этом говорят друг с другом горожане, а волхвы дадут точный ответ.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Храм Свентовида в Арконе"

…в начале второго тысячелетия многие земли Балтийской Руси были завоёваны германцами. Так Липецк, Дроздяны, Берлога, Переславль, Бранный Бор и т.д. стали городами Лейпцигом, Дрезденом, Берлином, Бреслау (Вроцлав), Бранденбургом.

Оставался последний клочок славянской земли – город Аркона. На площади Арконы стоял большой деревянный храм, посвящённый Свентовиту. На картине изображён один из многочисленных праздничных обрядов в честь Великого Бога.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"В городе князя Ящера"

Закатное солнце освещает оранжево-золотистым светом таинственный Русский город. Кумиръ Рода, покрытый тонкими золотыми пластинами, сверкает в лучах заходящего солнца. В средоточии (центре) кумира Рода установлен трёхлепестковый самогранник (кристалл), сделанный из горного хрусталя.

Огромная жизненная сила заключена в этом камне. Он обладает способностью менять цветовые оттенки в ответ на изменение погоды и мысли находящихся вблизи него людей.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Святилище Бога Правосудия"

Изображено святилище Бога Правосудия. Жрец храма ведёт незримую беседу с кумиром божества западных славян. Чуть поодаль стоят вожди и старейшины. Вдали наблюдают за церемонией остальные члены сильного племени. Видимо решается какой-то важный вопрос, раз обратились за советом к главному жрецу святилища. Возможно, это вопрос войны и мира. Или спора между сородичами, который необходимо, как всегда, решать мирным путём.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Прилёт Перуна на Землю"

"Четыре тысячи лет назад космическая колесница Бога Перуна стремительно прокатилась по небесному куполу Земли". Так гласят древние сказания. Русичи радостно приветствуют прилет своего божества. Родовые союзы свято чтут и выполняют все заветы Перуна, в которых заключена сила и мудрость Великого Космоса.

Возможно, поляна со святилищем Бога находится в Словенской земле, близ Ильмень-озера… Великий Перун вскоре покинет Землю на следующие четыре тысячи лет.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Тревожные времена"

В IX и X веках персидским и арабским путешественникам и учёным были известны три русские цивилизации – Киевская, Новгородская и Артания.Столица Артании находилась на месте нынешнего города Томска, на берегах реки Тёмной (Томи).

Русичи зорко охраняли границы своих земель. Существовало много способов завести незваных "гостей" в гиблые и непроходимые леса и болота.На картине изображён сигнальный пост. Два воина, зорко вглядываются в сторону дальнего перевала, где показались враги.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Следы былого"

Когда-то на этом месте у побережья Варяжского моря была священная роща Славян. Идол одного из Ведических Богов был воздвигнут прямо на берегу, служа маяком для проходящих кораблей.

Шло время. В XI–XII веках враги захватили этот край. Роща была вырублена, идол низвергнут. Постепенно он покрылся слоем земли и порос мхом, скрывшись под зелёным покрывалом от сторонних глаз. Высоко в небесах сияют руны – скрытый знак покинутого Бога.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Чернобог"

Этот бог славян был противоположностью Белому богу – Белбогу. Чернобога почитали злым божеством. Как ночь противостоит дню, как холод — теплу, так и зло имеет своим противником добро. Так поддерживается равновесие в нашем мире. Но абсолютное торжество Чернобога на Земле невозможно, как и полное господство Белбога.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Белбог и Чернобог"

Два всадника едут, каждый по своей тропе. то два бога – Белбог и Чернобог. Первого Бога изображали мудрым седобородым старцем, второго – олицетворением зла. Однако русские почитали их в равной мере.

Они неотделимы друг от друга, как день от ночи, свет от тьмы и т.д. Эти боги вечно следят за человеком и записывают его дела в особые книги. Добрые "регистрирует" Белбог, злые – Чернобог. Однако у человека есть свободный выбор, по какой тропе пойти.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Застава Кащея"

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"В чертоге Кащея"

Безсмертный служитель Нави внимательно смотрит на золотую иголку, видимую сквозь скорлупу утиного яйца. В сундуке среди драгоценностей – золотая утка. В иголке заключена вечная жизнь Кащея.

На стене мощного бревенчатого сруба висит карта допотопного мира. Отчётливо виден остров Посейдон, где Кащей был один из главных служителей Чернобога. Теперь служитель Нави обитает где-то в глубинах сибирской тайги.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"Хозяин озера. Тайна озера Бросно"

На западе Тверской области расположено глубокое озеро Бросно. Старинное предание рассказывает о варяжском вожде, который, переплывая на лодке водную гладь Бросно, был убит огромным чудовищем.

В 30-х годах двадцатого века окрестным жителям удалось поймать бросненское чудовище. Невиданная шкура долго красовалась во дворе одного из домов, но так и не заинтересовала учёные круги. Судя по известным данным – это было огромное пресмыкающееся, похожее на плезиозавра или плиозавра.

Художник Всеволод Иванов - подлинная история Древней (Ведической) Руси

"День почитания небес"

Когда-то небесная колесница, объятая пламенем, совершила аварийную посадку на Земле. Прошло много тысяч лет. Сверхпрочный остов когда-то летавшего чуда не смогла разрушить бездна прошедших столетий.

Однако для наших пращуров праславян, звездолёт вовсе не чудо. Их цивилизация ещё далека от великих достижений древнейших эпох, но эти люди живут счастливой жизнью, являясь частью окружающего их мира.

Глядя, на загадочного небесного пришельца, они понимают, что для развития духа путь к безудержному развитию техники не всегда приемлем.(С)

pilotpole.livejournal.com

Неожиданные факты о Киевской Руси

0de4cc944bc68061de144962c5a20c01

Сегодня наши знания о Древней Руси похожи на мифологию. Свободные люди, отважные князья и богатыри, молочные реки с кисельными берегами. Настоящая история менее поэтична, но от этого не менее интересна…

«Киевской Руси» не было

Название «Киевская Русь» появилось в XIX веке в трудах Михаила Максимовича и других историков в память о главенстве Киева. Уже в самые первые века Руси государство представляло собой несколько обособленных княжеств, живших своей жизнью и вполне независимо.

k26

При номинальном подчинении земель Киеву Русь не была единой. Такая система была обычной для  ранних феодальных государств Европы, где каждый феодал обладал правом собственности на земли и всех находящихся на них людей.

«Из варяг» куда угодно

Путь «Из варяг в греки» по Днепру не был самостоятельной торговой артерией. Скорее это собирательное название сухопутных, речных и морских путей  между Балтикой и Византией. Об этом говорит малое количество византийских монет и крупные клады арабских. 

Nicholas_Roerich,_Guests_from_Overseas

На важном  отрезке пути вообще не найдено кладов монет. Трудностями пути по Днепру были сложность волоков и порожистость (летом и осенью пороги были непроходимы).

Хотя Днепр и играл важную роль, такие реки как Припять, Неман и Западная Двина ничуть не меньше служили связью с Европой и Скандинавией.  Таким же разветвленным был и путь «из немец в хозары».

Стены древних храмов скрывали органы

В Киевской Руси можно было увидеть органы и не увидеть колоколов в храмах. Хотя в крупных соборах колокола существовали, в мелких церквях их часто заменяли плоские «била».

clip_image002

После монгольских завоеваний органы были утрачены и забыты, а первые колокольные мастера пришли заново из Западной Европы. Об органах в древнерусскую эпоху пишет исследователь музыкальной культуры Татьяна Владышевская. На одной из фресок Софийского собора в Киеве «Скоморохи» изображена сцена с игрой на органе.

Полчане – «родственники» поляков

Язык древнерусского населения считают восточнославянским. Однако археологи и лингвисты с этим не совсем согласны. Предки новгородских словен и части кривичей (полочане) прибыли отнюдь не с южных просторов от Карпат до правобережья Днепра, а с Запада.

Исследователи видят западнославянский «след» в находках керамики и берестяных записях. К этой версии склоняется и крупный историк-исследователь Владимир Седов. Предметы быта и особенности обрядов схожи у ильменских и балтийских славян.

Князья имели восточную внешность

Внешность киевских князей была не всегда подлинно «славянской» как это принято представлять. Все дело в тонкой киевской дипломатии, сопровождавшейся династическими браками, как с европейскими династиями, так и с кочевниками – аланами, ясами, половцами.

clip_image003

Известны половецкие жены русских князей Святополка Изяславича и Всеволода Владимировича. На некоторых реконструкциях русские князья имеют монголоидные черты.

Не по-русски, а по-псковски

Новгородские и псковские говоры отличались от других наречий Древней Руси. В них были черты, присущие языкам полабов и поляков, и даже совсем архаичные, праславянские.

Известные параллели: кьркы- «церковь»,  хѣде - «седой».  Остальные говоры были весьма схожи между собой, хотя и не были таким единым языком как современный русский.

Несмотря на различия, простые новгородцы и киевляне могли неплохо понимать друг друга: слова отражали общий для всех славян быт.

«Ненародные» вече были нормой

Вече не всегда были подлинно народными сходами, как красиво гласят летописи. Множество несвободных людей не обладали никакими правами. Часто вече собирало лишь самых влиятельных и богатых людей.

clip_image004

В то же время любое многолюдное собрание свободных людей могло называться вече, вот только понятие «свободы» в IX-X вв. было еще довольно туманным: люди полностью зависели от феодалов. Поэтому даже вечевые площади вмещали только ограниченное количество «лучших» людей.

Русины никогда не жили на Руси

Судьба восточнославянского народа русинов сложилась очень странно. Русинами в старых договорах и летописях обычно называли жителей Руси. Но карпатский народ русин никогда живет куда западнее границ Руси, если можно было говорить о границах в ту далекую эпоху.

По одной версии русинами прозвали этих людей из-за схожего с русскими наречиями языка  венгры, румыны или поляки; по другой же название принесли мигрировавшие на запад тиверцы и уличи,  побывав под властью Киева.

«Белые пятна» на самом видном месте

Мы почти ничего не знаем о первых  Рюриковичах. События, описываемые в  «Повести временных лет» уже на момент написания были легендарны, а свидетельства археологов  и поздних летописей скудны и неоднозначны.

clip_image005

Письменные договоры упоминают неких Хельга, Ингера, Сфендослава, но даты событий в разных источниках расходятся. Не очень ясна и роль в складывании русской государственности киевского "варяга" Аскольда . И это не говоря уже о вечных спорах вокруг личности Рюрика.

«Столица» была пограничной крепостью

Киев находился далеко не в центре русских земель, а был южной пограничной крепостью Руси, при этом размещаясь на самом севере современной Украины.

Города южнее Киева и его окрестностей как правило служили центрами кочевых племен: торков, аланов, половцев, либо носили преимущественно оборонительное значение (например, Переяславль).

Русь – государство работорговли

Важной статьей богатства Древней Руси была работорговля. Торговали не только пленными чужеземцами, но и славянами. Последние пользовались большим спросом на восточных рынках.

clip_image006

Арабские источники X-XI веков в красках описывают путь невольников из Руси в страны Халифата и Средиземноморье. Торговля рабами была выгодна князьям, крупные города на Волге и Днепре были центрами работорговли.

Огромное количество людей на Руси были несвободны, за долги их могли продать в рабство иностранным купцам. Одними из главных работорговцев были евреи-радониты.

В Киеве «наследили» хазары

Во времена власти хазар (IX-X вв.)  помимо тюрок-сборщиков дани в Киеве находилась большая диаспора евреев. Памятники той эпохи до сих пор отражены в «Киевском письме», содержащем переписку на иврите киевских евреев с другими еврейскими общинами.

Рускопись хранится в Кембриджской библиотеке. Одни из трех главных киевских ворот назывались Жидовские. В одном из ранних византийских документов Киев называется Самбатас, что по одной из версий можно перевести с хазарского как «верхняя крепость».

Киев – Третий Рим

Древний Киев  до монгольского ига занимал площадь около 300 га в период своего расцвета, счет церквей шел на сотни,  впервые в истории Руси в нем была применена планировка кварталов, делавших улицы стройными.

clip_image007

Городом восхищались европейцы, арабы, византийцы и называли соперником Константинополя. Однако от всего изобилия того времени не осталось почти ни одного строения, не считая Софийского собора, пары-тройки перестроенных церквей и воссозданных Золотых ворот.

Первая белокаменная церковь (Десятинная), на которой киевляне спасались от набега монголов, была разрушена уже в XIII веке

Русские крепости старше Руси

Одной из первых каменных крепостей Руси была каменно-земляная крепость в Ладоге (Любшанская, VII в.), основанная словенами. Стоявшая на другом берегу Волхова скандинавская крепость была еще деревянной.

Построенная в эпоху Вещего Олега новая каменная крепость уже ничем не уступала аналогичным крепостям Европы. Именно она называлась в скандинавских сагах Альдегьюборг. Одной из первых твердынь на южной границе была крепость в Переяславле-Южном.

16354

Изборская крепость в наши дни.

Среди русских городов лишь единицы могли похвастаться каменным оборонительным зодчеством. Это Изборск (XI век), Псков (XII век) и позднее Копорье (XIII век). Киев в древнерусское время был почти полностью деревянным.

Старейшей каменной крепостью был замок Андрея Боголюбского близ Владимира, хотя он знаменит больше своей декоративной частью.

Кириллицу почти не использовали

Глаголица, первая письменная азбука славян, не прижилась на Руси, хотя её знали и могли переводить. Глаголические буквы использовались лишь в некоторых документах. Именно она в первые века Руси связывалась с проповедником Кириллом и называлась «кириллицей».

clip_image008

Глаголица часто использовалась в качестве тайнописи. Первой надписью на собственно кириллице оказалась странная надпись «гороухща» или «горушна» на глинянном сосуде из гнёздовского кургана.

Надпись появилась незадолго до крещения киевлян. Происхождение и точное толкование этого слова до сих пор вызывает споры.

Древнерусская вселенная

Ладожское озеро называлось «озеро великое Нево» по реке Неве. Окончание "-о" встречалось часто (например: Онего, Неро, Волго). Балтийское море называлось Варяжским, Черное море – Русским, Каспийское – Хвалисским, Азовское – Сурожским, а Белое – Студёным.

clip_image009

Эгейское море балканские славяне наоборот называли Белым (Бяло море). Великим Доном назывался не Дон, а его правый приток Северский Донец. Уральские горы в старину называли Большой Камень.

Наследник Великой Моравии

С упадком Великой Моравии, крупнейшей для своего времени славянской державы, начинается возвышение Киева и постепенная христианизация Руси. Так, летописные белые хорваты вышли из-под влияния терпящей крах Моравии, и попали под притяжение Руси.

Их соседи, волыняне и бужане издавна участвовали в византийской торговле по Бугу, из-за чего во время походов Олега были известны как переводчики.

Неизвестна роль моравских книжников, которых с распадом государства стали притеснять латиняне, однако самое большое количество переводов великоморавских христианских книг (около 39) находилось в Киевской Руси.

Без алкоголя и сахара

Алкоголизма как явления на Руси не было. Винный спирт пришел в страну уже после татаро-монгольского ига, даже пивоварение в классическом виде не сложилось. Крепость напитков обычно не была выше 1-2%. Пили мёд питный, а также хмельной или ставленый (слабоалкогольные), перевары, квасы.

clip_image010

Простые люди в  Древней Руси не ели масла, не знали пряностей вроде горчицы и лаврового листа, а также сахара. Варили репу, стол изобиловал кашами, блюдами из ягод и грибов. Вместо чая пили отвары из кипрея, который позднее станет известен как «копорский чай» или иван-чай.

Кисели были несладкими и делались из злаков. Ели также много дичи: голубей, зайцев, оленей, вепрей. Традиционными молочными яствами были сметана и творог.

Две «Болгарии» на службе у Руси

Эти два могущественнейших соседа Руси оказали на неё огромное влияние. После заката Моравии обе страны, возникшие на осколках Великой Болгарии, переживают расцвет.

Первая страна попрощалась с "булгарским" прошлым, растворившись в славянском большинстве, перешла в православие и восприняла византийскую культуру. Вторая вслед за арабским миром стала исламской, но сохранила булгарский язык в качестве государственного.

В Болгарию переместился центр славянской книжности, на тот момент территория её расширилась настолько, что включала часть будущей Руси. Вариант староболгарского языка стал языком Церкви. Он использовался в многочисленных житиях и поучениях.  Булгария в свою очередь стремилась навести порядок в торговле по Волге, пресекая атаки чужеземных бандитов и грабителей.  

Нормализация волжской торговли обеспечила княжеские владения изобилием восточных товаров. Болгария повлияла на Русь культурой и книжностью, а Булгария способствовала её богатству и процветанию.

Забытые «мегаполисы» Руси

Киев и Новгород были не единственными крупными  городами Руси, не зря в Скандинавии её прозвали «Гардарикой» (страна городов). До возвышения Киева одним из самых крупных поселений во всей Восточной и Северной Европе было Гнёздово – город-предок Смоленска.

clip_image011

Название условное, так как сам Смоленск находится в стороне. Но, возможно, мы знаем его имя по сагам – Сюрнес. Самыми населёнными также были Ладога, символически считающаяся «первой столицей», и Тимерёвское городище близ Ярославля, что был построен напротив пользующегося славой города-соседа.

Русь крестили к XII веку

Летописное крещение Руси в 988 году (а согласно данным некоторых историков в 990 году) затронуло лишь малую часть людей, в основном ограничившись киевлянами и населением самых крупных городов.

Полоцк был крещен только в начале XI века, а в конце века - Ростов и Муром, где оставалось еще много финно-угров. Подтверждением того, что большáя часть простого населения оставалась язычниками, были регулярные восстания волхвов, поддерживаемые смердами (Суздальское в 1024 году, Ростовское и Новгородское в 1071).

Двоеверие возникает позже, когда христианство становится истинно довлеющей религией.

Тюрки тоже имели города на Руси

В Киевской Руси были и совсем "неславянские" города. Таким был Торческ, куда князь Владимир разрешил поселиться кочевникам торкам, а также Саков, Берендичев (назван по берендеям), Белая Вежа, где проживали хазары и аланы, Тмутаракань, населенная греками, армянами, хазарами и черкесами.

clip_image012

Печенеги к XI-XII векам уже не были типично кочевым и языческим народом, часть из них крестилась и поселилась в городах союза «черных клобуков», подчиненного Руси.

В старых городах на месте или в окрестностях Ростова, Мурома, Белоозера, Ярославля жили в основном финно-угры. В Муроме – мурома, в Ростове и близ Ярославля - меря, в Белоозере – весь, в Юрьеве – чудь.

Названия многих важных городов нам неизвестны – в IX–X веках в них почти не было славян.

«Русь», «Роксолания», «Гардарика» и не только

Балты называли страну «Кревия» по соседним кривичам, в Европе прижилось латинское «Рутения», реже «Роксолания», скандинавские саги называли Русь «Гардарика» (страна городов), чудь и финны «Венемаа» или «Венайа» (от венедов), арабы называли основное население страны «Ас-Сакалиба» (славяне, склавины)

Славяне вне границ

Следы славян можно было отыскать и за пределами государства Рюриковичей. Многие города по средней Волге и в Крыму были многонациональны и заселены в том числе и славянами. До половецкого нашествия много славянских городков существовало на Дону.

clip_image013

Известны славянские названия многих Византийских черноморских городов – Корчев, Корсунь, Сурож, Гуслиев. Это говорит о постоянном присутствии русских торговцев. Чудские города Эстландии (совр. Эстонии) – Колывань, Юрьев, Медвежья голова, Клин – с переменным успехом переходили в руки то славян, то германцев, то местных племен.  

По Западной Двине вперемежку с балтами селились кривичи. В зоне влияния русских торговцев был Невгин (Даугавпилс), в Латгалии – Режица и Очела. Летописи постоянно упоминают походы русских князей на Дунай и взятие местных городов.

Так, например, галицкий князь Ярослав Осмомысл «запер дверь Дуная на ключ».

И пираты, и кочевники

Беглые люди различных волостей Руси составляли независимые объединения задолго до казачества. Были известны берладники, населявшие южные степи, главным городом которых были Берлады в Прикарпатье.  Они часто нападали на русские города, но в это же время участвовали в совместных походах с русскими князьями.

Летописи также знакомят нас с бродниками, смешанным населением непонятного происхождения, имевшим много общего с берладниками.

Морскими пиратами от Руси были ушкуйники. Первоначально это были новгородцы, занимавшиеся набегами и торговым промыслом на Волге, Каме, в Булгарии и на Балтике. Ими предпринимались походы даже в Предуралье – на Югру.

Позднее они отделились от Новгорода и даже обрели собственную столицу в городе Хлынов на Вятке. Возможно, именно ушкуйники вместе с карелами разорили древнюю столицу Швеции – Сигтуну в 1187 году.

 

Михаил Кононов.  Иллюстрации - Иван Билибин.

 

 

 

 

link

storyfiles.blogspot.com

Языческие мотивы Древней Руси .

  Языческие мотивы Древней Руси .

Славянские древности. Языческие мотивы.

Языческие мотивы Древней Руси .

Волк-оборотень. Бронза. VI—VII века. Велестинская коллекция. Фигурки найдены в районе населённого пункта Велестино в Фессалии (Греция).Хранятся в музее Принстона, США.

Большинство исследователей склонны считать, что фигурки использовались для отправления языческого культа и иллюстрировали славянскую мифологию. Некоторые считают, что набор принадлежал славянским волхвам.

Языческие мотивы Древней Руси .

Лютый-зверь. Фигурка из Велестино. Бронза. VI—VII века.

Языческие мотивы Древней Руси .

Фигурка из Велестино. Бронза. VI—VII века.

Языческие мотивы Древней Руси .

Железо, художественная ковка. Древняя Русь, Новгород. 11 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Фигурка из Волина. Бронза. 9 век.Балтийские славяне.

Языческие мотивы Древней Руси .

Фигурка из Волина. Бронза. 9 век.Балтийские славяне.

Языческие мотивы Древней Руси .

Подвеска. Амулет-топорик.Древняя Русь. X - XI века. Медный сплав, литьё.

Подвески-топорики принадлежат к числу наиболее выразительных материальных памятников, связанных с древнерусским язычеством. Эти предметы чаще других амулетов используются для реконструкции дохристианских верований восточных славян. Подобные подвески изображали оружие славянского бога Перуна.

Языческие мотивы Древней Руси .

Древний славянский оберег-амулет Топорик или Секирка Перуна

Языческие мотивы Древней Руси .

Привеска в виде мужской фигурки.Вероятно, изображение языческого бога Перуна. Бронза. Древняя Русь, Новгород. 12 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Изображения IX в., найденные в Микульчице. Великая Моравия.

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряная лунница со сканью и зернью.Древняя Русь. X–XI века.

Языческие мотивы Древней Руси .

Лунница. Оберег.Серебро. Южная Русь. 10 - 11 века.

Языческие мотивы Древней Руси .

Оберег. Древняя Русь. 12 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Оковка турьего рога. Серебро. 10 век. Найден в кургане Чёрная могила. Местное предание приписывало его князю Чёрному, легендарному основателю Чернигова.

Языческие мотивы Древней Руси .

Смоленская гривна. Змеевик. XII век.Золото. Найден в 1886 году в деревне Ковшич бывшего Краснинского уезда Смоленской губернии.

Языческие мотивы Древней Руси .

Амулет-змеевик. Зелёная яшма. Суздаль. 12 - 13 век.Государственный исторический музей. Москва.

Языческие мотивы Древней Руси .

Подвеска-змеевик. 12 - 13 вв.

Находка 2011 года. Псков, Лужский раскоп.

Языческие мотивы Древней Руси .

Подвеска. Древняя Русь. 10 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряные подвески, гнездовский клад

Языческие мотивы Древней Руси .

Вознесение неизвестного на грифонах:Даждьбог или Александр Македонский?Медный медальон, найденный на раскопках в Старой Рязани.

  Языческие мотивы Древней Руси .

Арка напрестольного киота из Вщижа работы мастера Константина. Бронза. 12 век. Государственный исторический музей. Москва.

"Арка символизирует небесный свод; снизу к краям неба подступают морды двух ящеров; уровень земного горизонта, где небо с землей сходится, обозначен двумя симарглами, священными языческими псами, покровителями земной растительности. Образ неба дан не только полукружием арки, опирающейся своими концами на землю, но и тремя солнечными кругами, в которые вписаны птицы. Восходящее и заходящее солнце помещено у самых симарглов; птицы внутри кругов не летают, а мирно клюют растение. Полуденное солнце помещено в самой вершине арки, и птица там показана в полете, с распахнутыми во всю ширь крыльями. Задача мастера Константина была более сложной, чем мастеров гальштатской эпохи. Он стремился показать всю картину мира с его тремя ярусами: миром ящеров, землей, поросшей растениями, и небом с движущимся по нему солнцем..."

Б. А. Рыбаков. Язычество Древних Славян.

Языческие мотивы Древней Руси .

Древо Жизни и Сирины. Колт. Древняя Русь. IX век (или XI - XII века). Золото, эмаль.США. Вашингтон. Коллекция Думбартон-Окс.

Языческие мотивы Древней Руси .

 

Колты с парными птицами и узорами, лицевые стороны. 12 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный колт. Древняя Русь. 

Из новейших открытий археологов: 7 июля 2013 года на городище Старая Рязань был открыт очередной, 17-й по счету, клад ювелирных изделий... Подобные клады сокрывались, как правило, в момент военной опасности, в данном случае – в связи с нашествием Батыя в декабре 1237 года. Ранее в этой части Старой Рязани такие находки не встречались. Тем не менее, происходящие с данного участка городища материалы свидетельствуют о том, что здесь находились усадьбы и мастерские ремесленников-ювелиров... Источник: Институт археологии Российской академии наук.

 Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный браслет-наруч. XII - XIII века. Старая Рязань.

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный браслет-наруч. XII век. Старая Рязань.

Языческие мотивы Древней Руси .

Браслет с изображением русального празднества, найденный в Тверском кладе 1906 года. Серебро. Гравировка, чернь, 12 век

Языческие мотивы Древней Руси .

Браслет. Древняя Русь. XII век. Серебро; гравировка, ковка, чернь.Местонахождение: Англия. Лондон. Британский музей.

Языческие мотивы Древней Руси .

 

Браслет. 13 век.Серебро; гравировка, чернь.Найден в 1896 году во Владимире.

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный чернёный браслет-наруч с изображением фантастических зверей и птиц. XII — XIII века. Клад Михайловского Златоверхого монастыря.

Языческие мотивы Древней Руси .

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный браслет. XII - XIII века. Старая Рязань.

Языческие мотивы Древней Руси .

Браслет обруч с русальными сценами. 11 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный браслет-наруч. Древняя Русь. 13 век.Старая Рязань, раскопки 1966.

Языческие мотивы Древней Руси .

 

Языческие мотивы Древней Руси .

Серебряный, позолоченный браслет-наруч с изображением зайца, птицы, плясуньи и музыканта. XII век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Створки серебряного браслета.Древняя Русь. 12 век.

Языческие мотивы Древней Руси .

Браслет-наруч. 12 - 13 века.Владимирский клад. Найден в 1896.

Языческие мотивы Древней Руси .

Киевская форма для отливки створок к браслетам. 11 век

Языческие мотивы Древней Руси .

Керамическая ваза из Лепесовки.Высота 35,5 см. Черняховская культура, III-IV в.Поселение на реке Горынь. Западная Украина.

Два сосуда, найденных в 1957 году у деревни Лепесовка, были обнаружены в жертвеннике языческого святилища в виде разбитых осколков. Их первоначальный облик был восстановлен реставраторами.

Плоский венчик одной из чаш был разделен на 12 различных прямоугольных секций, которые символизировали 12 месяцев, образующих годовой цикл. Содержание изображений и их последовательность совпадают, с точки зрения Б. А. Рыбакова, с помесячной последовательностью языческих праздников древних славян и с календарными сроками сельскохозяйственных работ.

Б. А. Рыбаков отождествляет Черняховскую культуру со славянской. Однако, большинство исследователей на основании анализа археологического материала считает, что Черняховская культура объединила в себе несколько племенных и этнических группировок, которые могли существовать достаточно обособленно.

Языческие мотивы Древней Руси .

В 1957 году при раскопках в селе Лепесовке археолог М. Тиханова открыла сооружение III-IV веков с жертвенником посередине. Это было святилище - место, где древние славяне, оторвавшись от повседневных забот, «общались» с богами. Внутри жертвенника находились ритуальные чаши. С них все и началось.

На широком венчике одной из чаш были изображены двенадцать различных прямоугольных секций, и ни одного одинакового рисунка. Но ведь это число, заметил Б. Рыбаков, «широчайшим образом распространено во всем мировом фольклоре прежде всего как число 12 лунных месяцев в году». То, что рисунки лепесовской чаши - знаки двенадцати месяцев, нужно было доказать. И прежде всего доказать, какой именно месяц обозначены тем или иным рисунком.

Начался интереснейший путь ученого к дешифровке так называемого орнамента. Для удобства в работе рисунки были пронумерованы по часовой стрелке, начиная от прямоугольника, внутри которого прочерчен косой крест и угол наверху.

На трех рисунках (1, 3, 6) - четкие косые кресты. Их называют «поганскими крыжами». Это символы огня; или солнца. В шестом рисунке косой крест повторен дважды и дополнен волнистой линией - обычным символом воды. И тут на помощь ученому пришла его огромная эрудиция. Академик Б. Рыбаков вспомнил, что священный «живой» огонь, добываемый трением, возжигался славянами три раза в год. Первый раз - в связи с зимним солнцестоянием. Огонь горел до 6 января, до конца зимних «святок» (кстати, на народных деревянных календарях XVII - XIX веков знаком солнца обозначался январь, месяц «разгорания солнца»).

Второй - в связи с весенним равноденствием в конце марта (позднее христианство отодвинуло праздник масленицы на февраль - март).

Третий - у всех славянских и соседних с ними народов отмечается живым огнем праздник Ивана Купалы 24 июня, в день летнего солнцестояния, когда явственно выступают два элемента языческого культа - огонь и вода. Осеннее равноденствие у славян не праздновалось.

Таким образом Б. Рыбаков сопоставил три рисунка огневых знаков со славянскими месяцами... (Дорогами тысячелетий)

Языческие мотивы Древней Руси .

Семаргл, а может быть, Грифон...Накладка или нашивка. Бронза, золочение. Древняя Русь

Симаргл (Семаргл) — древнерусское языческое божество. Ни функции этого бога, ни значение самого слова Симаргл до сих пор до конца не выяснены. Неизвестно даже, одно это божество или два, так как в многочисленных древнерусских рукописях его имя пишется по-разному: «Симарьгл», «Семарьгл», а иногда разделяется на два имени «Сима» и «Регла». По Б. А. Рыбакову — покровитель семян и корней, охранитель растительности. По мнению большинства учёных — полубожественный персонаж, возможно — вестник между небесным и земным мирами...

Языческие мотивы Древней Руси .

Грифон, а может быть, Семаргл... Накладка. Древняя Русь. Находка из Житомирской области.

Языческие мотивы Древней Руси .

Накладная бляха с изображением дракона.Кость, резьба. Новгород. 13 век.

В "Сказании о Словене и Русе" есть сказочный сюжет о крокодиле-оборотне, в которого превращался старший сын князя Словена — Волхов. Крокодил обитал в устье Волхова возле Перынского языческого капища и пожирал всех, кто ему не покорялся: "Старший же сын этого князя Словена Волхов, бесоугодник и чародей, ненавидящий людей, с помощью бесовских ухищрений стал колдовать и принял тогда облик лютого зверя, крокодила, и залег он в той реке Волхов, перегородив путь водный, и непокорных себе стал пожирать..." (Новгородские легенды)

 

"В лето 7090. Поставиша город Земляной в Новгороде. Того же лета изыдоша коркодили лютые звери из реки и путь затвориша, людей много поядоша, и ужасошася людие и молиша Бога по всей земле; и паки спряташася, а иных избиша..." (Псковская летопись)

 

historicaldis.ru


Смотрите также