Законы древней индии. Законы Ману - памятник права Древней Индии.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Законы Ману в истории Индии (стр. 1 из 3). Законы древней индии


11. Древняя Индия

1.Общественный строй. Ярко выраженное сословное деление

Сословия представлялись замкнутыми группами населения с наследственно закрепляемыми правами и обязанностями. Такое разделение определялось рядом факторов: отношение к религии, расой, родом занятий, имущественной состоятельностью, принадлежностью к победившему или побежденному народу. Профессии передавались по наследству.

Сословия – варны, затем касты.

4 варны: брахманы, кшатрии, вайшии, шудры.

Первые 2 – потомки родовой знати ариев, третья – потомки арийских общинников, 4-я покоренное население. Рабы в систему варн не включались

В средние века в высшие первые 2 варны входили брахманы-земледельцы, члены дружины правителей и т.д. В варне вайшиев остались купцы, ростовщики, богатые ремесленники

2.Государственный строй

Глава государства – царь(раджа). Назначал и смещал чиновников, осуществлял верховный надзор за ирригацией, контролировал финансовое ведомство, командовал армией, ограничен в законодательных полномочиях религиозной традицией незыблемости законов, религиозно-этическими нормами, содержавшимися в ведах и правом их толкования жрецами (брахманами)

Совет высших чиновников, совет приближенных царя.

12. Законы Ману: общая характеристика и положение законов в общей системе источников ведического права древней Индии.

Право 1ое столетие до н.э. –составлены законы Ману. Это свод этико – религиозн. предписаний, правил, фиксированных традиций, состоящий из 2685 статей. По легенде, всевышний бог Брахма послал на землю Ману, дабы навести там порядок и законность. Однако в систематизации законов, чувствуется рука знающих религиозные догматы и юриспруденцию. Законы Ману – сборник священных текстов, норм права, в нем помещен перечень прав и обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды знаменит. философов, этику. Дхармы – нормы поведения в повседневной жизни. Сборники законов – джармшастры. Права собственности – 7 способов возникновения: 1.наследование 2. дарение 3. покупка 4. завоевание 5. покупка 6. исполнение работы 7.получение милостыни, а также – давность владения. Основной вид собственности – земля. Собственник мог : продать, подарить,заложить, сдать в аренду землю. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее ценно – Рабы, скот, инвентарь. Покушение на собственность – отнесен к наихудшему их пороков.Суровое наказание тому, кто загрязняет водоемы, лес, разрушает плотину. В законах воспроизведена древнейшая формула приобретения земли. Поле принадлежит тому, кто вырубил лес, а убитые животные стрелку. В зак – х содерж. строгое наставление царю по охране прав собственника: «Похищенное грабителями и ненайденное государь должен возместить из своего имущества». Обязательственные отношения Договор займа.если должник не уплатил в срок он должен отработать свой долг .или родстаенники могли отдать. Договор найма – неисполнение договора, штраф. Купля – продажа. Продавец только собственник и сделка соверш. в присутствии свидетелей. Закон запрещает продавать вещи плохого качества. Общие требования: договор счит недействительным, если был заключен – пьяным, безумным, старым, ребенком, рабом и неуполномоченным. А также – совершенный обманом, с принуждением. Нормы семьи и брака Глава – муж. Он мог купить, продать жену.Женщина рассматривалась как наследствен. Владение.В детстве под властью отца, замужем под властью мужа, после его смерти под властью сыновей.В некоторых статьях – мать выше, чем учитель(гуру) и отец. Она – хранительн. Очага, воплощение богини жизни, нельзя причинять ей вред, оставлять, ссориться. Брак – религиозн. и нравственная обязанность людей.цель его деторождение, продолжение рода, сексуальное наслаждение. Брачный возраст для мужчин – 20 лет, женщин – 12и даже 8лет.Партнеры выбирались родителями.отец невесты нес огромные расходы на приданное. Его отсутствие могло обречь девушку на безбрачие, что могло закончиться самоубийством. Законы признавали единобрачие и нерасторжимость. Жена должна была след. За мужем после смерти(обряд самосожжения). Муж почитается как бог. Он мог привести в дом вторую жену, если первая имела злобный нрав, расточительна, тяжело больна, привержена к пьянству и просто скандалистка. Вдова влачила жалкое существование. Имущество семьи – общее достояние, но управлялось главой семьи.После смерти наследовалось сыновьями. Дочери от наследования устранялись . но братья должны были выделить часть на приданное. Законы содерж. большой перечень преступлений и наказаний:1. уголовные преступления – хищения, кражи скота, ограбления, кражи людей, клевета, доносы, прлюбодеяния, проституция, мужеложство,пьянство,убийства и тяжк. Телесных повр-х. А также –государственные преступления, против собственности и личности.законы указывали на формы вины, рецидив, соучастие. Наказания опред. в зависимости от тяжести вины и социальн. положения преступника. Высшие варны- несли меньшую ответственность(покаяние, штраф). Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости лягушки. Тяжесть уголовн. наказний ложил. на плечи шудр. Легкие наказания –замечание, покаяние, выговор. Далее – штрафы, смертная казнь: простая и квалифицированная, когда преступника превращали в калеку(членовредительство). Судоразбирательство производилось от имени царя.сущ. высший суд, в котор. Входили брахманы и советники. Законы предписывали искать истину, справедливо определять предмет иска. Правосудие в нисших судах вершилось раджами. Большое значение имели свидетельские показ –я. Суд имел состязательн. хар – р, истец должен был сам привести ответчика. К показ –ям не допускались родственники, женщины, враги и заинтересованные. Строго каралось лжесвидетельство, при отсутствии свидетелей применялись ордалии.

studfiles.net

Источники права Древней Индии

Стр 1 из 3Следующая ⇒

Источники права Древней Индии

 

Важнейшим источником права древней Индии являлись дхармашастры. Дхармашáстры - это книги о дхáрме, сборники религиозно - нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и поучений для членов различных социальных групп.

Дхармашастры составлялись и редактировались брахмáнами (жрецами) Дхармашастры содержали сложившиеся правовые обычаи, судебные прецеденты, законы. При слабости монархической государственной власти в Индии законы царей являлись второстепенным источником права.

Наиболее древней и авторитетной дхармашастрой признаются «Мáну - смрити» («смрити» - память, предание, передаваемая по памяти традиция), которые часто именуют «Законами Мáну». Законы Ману состояли из 12 глав и около 2700 двустиший (статей). Законы Ману закрепляли существующий сословный строй и были тесно связаны с религией. Нормы права содержались, в основном, в главах 8 и 9.

Сословное деление индийского общества на варны

Для древней Индии было особенно характерно резко выраженное сословное деление общества на варны (сословия). Всего существовало четыре варны - брахмáны, кшáтрии, вáйшьи и шýдры. Человек принадлежал к варне по рождению, передавал свой статус по наследству. Брахманы, кшатрии, вайшьи являлись полноправными свободными лицами, а шудры неполноправными свободными.

Первую варну составляли брахманы - жрецы, которые считались высшими из людей. Обязанностью брахманов было составление и изучение священных книг (вед), совершение религиозных обрядов, обучение, осуществление правосудия. Они были советниками царей, судьями, хранителями знаний, древнеиндийской интеллигенцией. Личность и имущество брахмана объявлялись неприкосновенными. Брахманы были освобождены от уплаты налогов (ЗМ, VII, 133-135), не попадали в рабство за долги, не подвергались телесному наказанию, смертной казни (ЗМ, VIII, 379-381).

Вторую варну кшатриев составляли глава государства - царь (раджа), чиновники и воины. На них возлагалась защита народа, охрана порядка, государственное управление и военное дело. Кшатрии были крупными землевладельцами. Именно в руках кшатриев сосредоточилась реальная военная, политическая и экономическая власть.

Наиболее многочисленной варной были вайшьи. Они должны были заниматься земледелием, скотоводством, торговлей и ростовщичеством. Это была варна земледельцев (крестьян - общинников), ремесленников и торговцев, которые занимались физическим трудом и являлись главными плательщиками налогов.

К четвертой, самой низшей и неполноправной варне относились шудры. Они должны были со смирением обслуживать три высшие варны, особенно брахманов. Шудры как и вайшьи занимались ремеслом, земледелием, торговлей. Они жили в деревнях, но не являлись членами общины, не имели права собственности на землю как чужаки. Как неполноправные свободные они могли вступать в брак в пределах своей варны («шудра может жениться только на шудрянке»), иметь своё имущество, приобретать это имущество (то есть обогащаться), передавать его по наследству, давать свидетельские показания в суде. Закон защищал жизнь, здоровье и честь шудры

Вне варн, на самой низшей ступени среди свободных людей стояли неприкасаемые (парии. Они должны были жить вне населенных пунктов, выполнять самые презираемые работы: убой животных,мясники, выделка кож,мусорщики, могильщики, палачи. В категорию неприкасаемых включались не только те, кто занимался грязной работой, но и не имеющие родственников, рождённые от смешанных браков, отсталые племена джунглей, не знавшие земледелия и скотоводства и жившие лишь рыболовством, охотой.

В Индии существовали и рабы (даса), которые являлись объектом права, вещью.

Законы Ману перечисляли источники рабства: «Захваченный под знаменем (военнопленный), раб за содержание (за долги), рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания - таковы семь разрядов рабов» (VIII, 415). Некоторые рабы могли владеть имуществом и даже, по одной из статей Законов Ману (IX, 179) иметь рабов.

Индийское право собственности в Законах Ману

Земельное право. Сельская община

Индийское право делило вещи на движимые и недвижимые. Основным объектом собственности была земля. Земли делились на царские (дворцовые), храмовые, общинные и частные. Значительная часть земель находилась в коллективной собственности общины и частной собственности в рамках общины. Общины, как правило, состояли из одного крупного села и прилегающих к нему нескольких соседних небольших деревень, в которых проживали большие и малые семьи.

В коллективной собственности общины находились леса, луга, пастбища, оросительные сооружения, храмы, дороги, свободные земли, которыми все жители общины могли пользоваться. Пахотные возделываемые земли находились в частной семейной собственности, то есть могли быть проданы, подарены, сданы в аренду, заложены полностью или частично. Они непременно должны были обрабатываться

Органами управления общиной были общинный сход из глав семей, староста. писец, жрец. Главы семей, мужчины (домохозяева) избирали деревенского старосту, общинный совет из пяти наиболее уважаемых жителей общины, которые руководили делами общины, отвечали за сбор налогов, разбирали жалобы, вершили суд.

Общины отдавали государству в качестве налога 1/6 часть урожая и платили налоги как единое целое. Община обладала судебной властью. Большинство споров разрешалось в общине третейскими судьями, собранием членов общины или старостой. Только самые серьёзные преступления рассматривались в царском суде.

Основания приобретения права собственности. Давность владения

Законы Ману устанавливали семь оснований для возникновения права собственности: получение наследства, находка, покупка, завоевание, ростовщичество (заём под проценты), исполнение работы, получение приношений (подарков).

Право собственности приобреталось также в результате приобретательной давности владения. Давность распространялась на движимые и недвижимые вещи. В результате открытого, известного собственнику пользования в течение десяти лет при условии, что собственник пренебрегал своим имуществом и не защищал его, хотя был в состоянии сделать и то и другое, пользователь становился собственником.

 

Обязательственное право в Законах Ману

Общие положения о договоре

Законы Ману подробно регламентировали порядок заключения договоров. Условиями действительности договоров объявлялись достижение определенного возраста, выражение сознательной воли. Недействительными признавались договоры, противоречащие закону или установленному обычаю (ЗМ, VIII, 163-168), заключенные недееспособными или ограниченно дееспособными лицами: пьяным, безумным, одряхлевшим стариком, ребенком.

Недействительными считались договоры с пороком воли, то есть заключённые путем обмана или насилия. Недействительными признавались договоры, заключенные человеком, находящимся в состоянии гнева, горя (например, по поводу смерти сына), а также, если они заключались, тайно, без свидетелей, ночью, вне деревни

Договор купли-продажи

Для законности купли-продажи необходимо было соблюдение следующих условий:

1. Продавцом мог выступать только собственник вещи. Гласность, публичность служила оправданием покупателю, когда приобретенное им имущество оказывалось украденным, купленным не у собственника.

2. На покупку ценных вещей - недвижимости, скота, рабов требовалось составление письменного документа, в котором обозначались имена сторон, свидетелей, объект договора и его данные, покупная цена, время и место сделки, подписи.

3. Закон запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу.

Договор займа

В договоре займа нормы древнеиндийского права довольно робко предусматривали защиту экономически слабого должника:

1. Ограничивался максимальный процент по договору займа. Кредитор мог получить с должника ежемесячный процент в зависимости от варны должника

2. Рост процентов по долгам прекращался в случае болезни, обучения, несовершеннолетия должника (Артхашастра, III, 11, 10).

Для обеспечения исполнения обязательства использовался залог. При залоге должник брал деньги взаймы у кредитора и, для того чтобы кредитор был спокоен за возврат долга, отдавал ему во владение какое-нибудь имущество, цена которого покрывала сумму долга. В залог отдавали рабов, скот, поля, дома, свободных людей

Древнеиндийские законы разрешали кредитору возвращать долг, каким угодно образом, допуская юридическое самоуправство. Кредитор, если должник не оспаривал в суде наличие долга, имел право принуждать должника к уплате долга, получая при этом поддержку государства. Должник не мог даже жаловаться на притеснения кредитора.

Договор личного найма

Условия договора личного найма в древней Индии были следующие. Нанявшийся получал вознаграждение за труд деньгами, продуктами и вещами (Ману. VII. 125-127). За нарушение условий договора личного найма устанавливалась ответственность, обычно штрафы, как для нанявшегося, так и для нанимателя.

Моногамия и полигиния

Законы Ману признавали полигинию (многоженство). Число жен было определено законом для каждой варны: брахман имел право на 4 жены, кшатрий - на 3, вайший - на 2, а шудра только на 1 (ЗМ, III, 13). Законы устанавливали различие между главной и второстепенными женами, из которых первая всегда должна быть из одной с мужем варны. Привилегированное положение первой жены проявлялось в том, что она участвовала с мужем в совершении жертвоприношений. Рожденные от нее дети получали большую, сравнительно с другими, долю наследства. Идеалом религиозного законодательства древних индусов являлся моногамный брак.

Первая и единственная цель брака есть рождение детей ради продолжения семейного культа предков. Поэтому, если жена бездетна, муж должен развестись с ней и взять другую (ЗМ, IX, 81). Если же причина бездетности брака лежала в самом неспособном муже, последний мог получить страстно желаемое им дитя, устроив совокупление своей жены со своим братом или другим родственником.

При отсутствии в семье мальчика-наследника, когда жена рожала одних девочек, прибегали к юридической фикции. Отец объявлял тогда дочь путрикой («дочерью вместо сына») и должен был позаботиться, чтобы она, вступив в брак, родила сына. Её сын считался уже не потомком своего действительного отца, а сыном наследником деда с материнской стороны

Условия вступления в брак

Основными условиями вступления в брак являлись следующие:

1. Принадлежность супругов к равной варне.

2. Достижение брачного возраста. По Артхашастре брачным совершеннолетием признавалось для мужчин - 16 лет, для женщин - 12 лет. (III, 3(1)).

3. Согласие родителей (отца).

4. Отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Законы запрещали вступать в брак между собой родственникам до шестой степени родства включительно, которой соответствовали троюродные братья и сестры.

5. Физическая способность к браку. При вступлении в брак предполагалась физическая способность мужчины к совокуплению. Только способный к совокуплению мужчина имел право на выбор девушки и жены, ибо целью брака являлось потомство.

Заключение (совершение) брака

Древнеиндийскому праву были известны восемь способов заключения брака: похищение, договор купли-продажи, договор о передаче дочери её отцом жениху и др. (ЗМ, III, 20-34). Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершённые без согласия родителей, в том числе и браки по любви.

Власть мужа над женою основывалась на передаче жениху девушки её отцом. Свадебный же обряд производился только для счастья новобрачных.

Развод

Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом. Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе мужа, так и жены Развод допускался, как правило, при наличии вины другого супруга, как-то: прелюбодеяние, грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, злобность, расточительность, вытравление плода (аборт) женой без ведома мужа (ЗМ, IX, 80, 72, 77-79, 82).

Развод допускался и без вины другого супруга по следующим основаниям:

1. Бесплодие жены по истечении 8 лет брачной жизни

2. Неизлечимая болезнь.

3. Безвестное отсутствие пропавшего мужа.

Развод допускался по взаимному согласию супругов (против воли одного из них развод был запрещён) при наличии непреодолимого отвращения друг к другу, взаимной ненависти

Субъект преступления

При назначении наказания учитывался сословный статус преступника и потерпевшего. Как правило, более высокий варновый статус преступника смягчал его ответственность, а более высокий статус потерпевшего, наоборот, отягчал ответственность преступника.

Необходимая оборона

Дхармашастры не знали кровной мести. Об этом особенно свидетельствовало причинение вреда в состоянии необходимой обороны.. Убийство, совершённое при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступления против семьи

К преступлениям против семьи относились прелюбодеяние, изнасилование.Виновные в прелюбодеянии с чужой женой, кроме брахмана, подвергались смертной казни Сношение с неприкасаемой приравнивалось к скотоложству: для прелюбодея «и за соитие с коровой (и) за связь с неприкасаемой - смертная казнь» (V, 42, 43). Прелюбодеяние шудры с женщиной из высшей варны влекло для него отсечение полового органа (кастрацию) или смертную казнь, в зависимости от того, охранялась или не охранялась такая женщина.

Женщину за прелюбодеяние, по-видимому, наказывал муж, за одним исключением. «Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности своих родственников и своего превосходства, изменяет мужу, то царь должен приказать затравить ее собаками на многолюдном месте. Он должен приказать сжечь мужчину - преступника на раскаленной докрасна кровати; нужно подбрасывать под не дрова, пока не сгорит злодей» (ЗМ, VIII, 371, 372).

Изнасилование каралось телесным наказанием, если преступник занимал низшее сословное положение по сравнению с потерпевшей. Равный по сословному положению уплачивал высокий штраф (ЗМ, VIII, 364, 366). По Нараде, за изнасилование девушки полагалось отрубание двух пальцев, а если она из высшей варны - смертная казнь с конфискацией имущества (XII, 70).

Цели и виды наказаний

Целью уголовного наказания являлось, прежде всего, устрашение.

Законы при назначении наказаний широко применяли талион, как натуральный, так и символический. В качестве наказаний применялись:

1. Смертная казнь, как простая: отрубание головы, утопление, так и квалифицированная: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, растаптывание слонами (например, за кражу находки по ЗМ, VIII, 34).

2. Членовредительские наказания, направленные на «орган деторождения, чрево, язык, губы, руки, ноги, глаза, нос, уши, грудь и туловище». Дополнительным наказанием было клеймение.

3. Телесные наказания - избиение палками, бамбуковыми прутьями.

4. Штрафы и конфискации имущества в пользу царской казны.

5. Тюремное заключение. При этом «все тюрьмы надо помещать вблизи главной улицы, где (все) могут видеть страдающих и обезображенных преступников» (ЗМ, IX, 288).

6. Изгнание из варны и из страны.

Наряду со светскими земными уголовными наказаниями, законы Ману предусматривали религиозные наказания. К ним относились различные епитимии, которые налагались за неосторожные и некоторые умышленные преступления. Иногда они являлись смягчением и заменой наказания, иногда же они значительно отягчают и превосходят их своей жестокостью.

Источники права Древней Индии

 

Важнейшим источником права древней Индии являлись дхармашастры. Дхармашáстры - это книги о дхáрме, сборники религиозно - нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и поучений для членов различных социальных групп.

Дхармашастры составлялись и редактировались брахмáнами (жрецами) Дхармашастры содержали сложившиеся правовые обычаи, судебные прецеденты, законы. При слабости монархической государственной власти в Индии законы царей являлись второстепенным источником права.

Наиболее древней и авторитетной дхармашастрой признаются «Мáну - смрити» («смрити» - память, предание, передаваемая по памяти традиция), которые часто именуют «Законами Мáну». Законы Ману состояли из 12 глав и около 2700 двустиший (статей). Законы Ману закрепляли существующий сословный строй и были тесно связаны с религией. Нормы права содержались, в основном, в главах 8 и 9.

Читайте также:

lektsia.com

Законы Ману - памятник права Древней Индии.

Контрольная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»

Вологодский филиал

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

Выполнил: студент группы

ВЗБ5ЮР-12 Микеничев В.С.

(ФИО и подпись студента)

«____» апреля 2014 г.

Проверил:

преподаватель

Лайтман Владимир Израилович

_______________________________________________

(подпись)

«___» ________________2014 г.

Вологда 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1. «Законы Ману»: общая характеристика…………………………………………4

2. Правовое положение основных групп населения по «Законам Ману»………..6

3. Уголовное право по «Законам Ману»…………………………………………...8

4. Судебный процесс по «Законам Ману»………………………………………..10

5. Право собственности и обязательственное право в древней индии………….11

6. Брачно-семейное и наследственное право по «Законам Ману»……………….13

З а к л ю ч е н и е…………………………………………………………………..14

Список использованной литературы……………………………..……………15

Введение

История ведет свое начало от появления счета, письменности, государства. С этого момента идет фиксация событий, явлений, возникают свидетельства жизни людей, общества. В них отражаются первые сведения об обычаях, о социальных нормах, о политике и юридическом быте. Знание политической, государственно-правовой истории существенно расширяет наши познания о прошлом человечества, далеком и близком.

 А так как Индия- одна из самых древних цивилизации в мире, поставим перед собой следующую цель- анализ правового зарождения и правового регулирования в этой стране на примере «Законов Ману»,которые среди других дхармашастр занимают особое место.

Законы Ману представляют собой сборник религиозно-моральных наставлений, изложенных в стихотворной форме от имени легендарного прародителя челове­чества полубога Ману и относящихся в своей окончательной редак­ции к середине II в. н.э.

Считаю, что данная тема, на сегодняшний день, является актуальной для работников юридической сферы, поскольку понимание современного права не может быть достаточно сформировано без изучения древнейших правовых источников.

Целью работы является рассмотрение «Законов Ману» в разрезе отдельных видов прав, присущие древнеиндийскому государству.

Задачи работы определяются поставленной целью, основными из которых являются: рассмотрение особенностей общественного и государственного строя государства, охарактеризовать «Законам Ману» как памятник древнего права, раскрыть основы семейного права, уголовного, особенности наследования, защиты прав собственности, а также судебного процесса в Древней Индии.

1. «Законы ману» : общая характеристика

Первым шагом к формальному закреплению правовых норм явилось создание религиозно-правовых трактатов -дхармасутр - таких, как Гаутама, Апастамба, Баудхаяна и др., «авторитет которых признавался сначала среди ограниченных групп населения, и лишь впоследствии они стали рассматриваться в качестве источника священного закона». На основе старейших дхармасутр возникла впоследствии обширная правовая литература дхармашастр: Законы Ману, Яджна-валкья, Нарада и др.

Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое  упоминание о законах Ману относится к  9-му  веку до н.э. Современным  исследователям  законы  Ману  известны  лишь  в списках  3-го века до н.э.1

Авторами Законов Ману были, по-видимому, жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Они же дали этой кодификации имя Ману- по верованиям древних индусов прародителя людей.

«Ману-смрити» написана на санскрите, содержит 2684 стихов (шлок), которые разбиты на 12 глав2:

I глава описывает представления о происхождении Вселенной, сословий (варн), человеческого общества;

II - правила жизни в период обучения;

III-IV - правила жизни семьянина-домохозяина;

V - некоторые религиозные нормы;

VI - правила жизни отшельника;

VII - наставления об обязанностях царя и управлении государством;

VIII - наставления о судопроизводстве и юридической практике;

IX-X- посвящены семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн;

XI - предписания о покаяниях и обетах во искупление совершённых грехов;

XII - описание посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.

Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия  пр.). Поэтому  часто  данный памятник именуется  “Откровения  царевича  Ману”. Из такого  названия  очевидно  прослеживается  глубинная  связь  права  и  религии,  особенно  характерная  для древнеиндийского общества. Законы  Ману  - это  памятник  сакрального  права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры, неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

studfiles.net

Древнеиндийские Законы Ману

Когда рассматривают право Древней Индии, Законы Ману – первое, на что обращают внимание. Этот сборник – самый известный и доступный общественности памятник древнеиндийской правовой культуры. Он пользовался авторитетом и в древности, и в средние века. Согласно преданиям индусов, его автором является прародитель людей – Ману.законы ману

История создания

На самом же деле Законы Ману не такие древние. На протяжении 6-5 веков до нашей эры в Индии возникали все новые крупные государства с рабовладельческим строем. Державы развивались, происходили изменения и в идеологии, и в родоплеменных институтах. И обычное устное право, которое существовало до этого, уже не могло соответствовать уровню развития государств, не могло удовлетворять их потребности. Тогда возникли дхармасутры – сборники письменных правил, которые были основаны на Ведах. Первые упоминания о дхармасутре Ману относятся к 9 веку до нашей эры. Современные исследователи пришли к выводу, что Законы Ману, такие, какими они дошли до нас, сложились во 2 веке до нашей эры. При этом, по словам видного санскритолога Г. Бюлера, некая дхармасутра i, которая составляла основу сборника, до нашего времени не сохранилась.

Древнеиндийские Законы Ману

Текст Законов Ману составляет двенадцать глав. Сборник состоит из 2685 статей, которые представляют собой двустишия.право древней индии законы мануТолько главы VIII и IX содержат непосредственно правовые нормы, остальные же разъясняют кастовую систему Древней Индии. Она здесь на первом плане. Согласно Законам Ману, в Древней Индии было сословно-варное деление общества. Люди делись на брахманов, кшатрий, вайший, шудр и неприкасаемых.

Законы Ману имеют определенную логику изложения материала, но разделение права на отрасли еще не предусматривают. Также нормы права в сборнике очень тесно сплетены с религиозными постулатами.

В Законах большое внимание уделяется охране права собственности на движимое имущество. Так, здесь присутствуют нормы, регулирующие договор дарения, купли-продажи, займа и другие. Также предусмотрены гарантии исполнения обязательств – залог и поручительство. Договор займа уже детально разработан, но еще все-таки не сосем юридически грамотен. Данный факт свидетельствует о высоком уровне и расцвете ростовщичества.

Законы Ману презирают наемный труд и поддерживают рабство. древнеиндийские законы мануЧто касается семейных отношений, то здесь женщина находится в подчиненном положении, разрешено многоженство и запрещено смешение варн.

Дхармасутры были, скорее, сводами правил, поучений и рекомендаций, нежели действующим законодательством. В таком сборнике, как Законы Ману, имеется довольно интересная основа и философский смысл. Многие рекомендации стали основными правилами, которыми пользовались при изучении тактики ведения войны и при разработке стратегий. Например, в обязанности правителя, согласно Законам Ману, входило быть храбрым в битве, всегда защищать своих подданных, быть каждый день готовым к войне. Также царь должен был скрывать свои секреты, но уметь выведать слабости врагов.

fb.ru

Право Древней Индии

Количество просмотров публикации Право Древней Индии - 66

 

Жизньграждан подчинялась правилам, носившим скорее этически-религиозный, чем правовой характер – дхармы. Οʜᴎ содержались в дхармашастрах (ʼʼнаставление в дхармеʼʼ) – религиозно-правовых трактатах, составленных богословскими школами в I-IV до н. э. и состоящих из трех частей: ʼʼОбщие правила доброго поведенияʼʼ, ʼʼСудопроизводствоʼʼ, ʼʼУстав о наказанияхʼʼ. Дхармасутры (ʼʼзаконникиʼʼ) – написаны стихами и представляли собой краткие, афористические правила.

Наиболее значимой дхармашастрой являются Законы Ману, названные в честь прародителя человечества Ману. Οʜᴎ были составлены в период II в. до н. э. - I в. н. э. неизвестной брахманской школой и состояли из 12 глав и 2 685 статей, написанных в стихотворной форме (шлок). К дхармашастрам относится и Яджнавалкья, уделявшая большое значение процессуальным нормам. Особенностью древне-индийских законов является их религиозная окраска.

К источникам права Древней Индии относятся и артхашастры – трактаты о политике и праве, один из них приписывается советнику Чандрагупты Каутилье. Третья книга артхашастр посвящена ʼʼОбласти деятельности судаʼʼ, а IV – ʼʼО поддержании общественного порядкаʼʼ.

Существовало и понятие закона – ньяя.

Регулирование имущественных отношений. Законы четко различают владение и собственность. Οʜᴎ предусматривают семь способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, милостыня. Первые три способа допускались для всœех жителœей, четвертый – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшьи, седьмой – привилегия для брахманов. Вещи могли приобретаться и по 10-летней давности. В Законах Ману богатство расценивалось как достойное уважения.

Собственник не мог свободно продавать землю, так как за родственниками или сосœедями сохранялось преимущественное право на ее покупку. Он также не имел право забросить земельный участок и не обрабатывать свой участок. Это связывалось с тем, что в Индии сохранялась общинная собственность, а также совместная собственность больших патриархальных семей. В общинном пользовании находились пастбища, дороги, ирригационные сооружения. В то же время общины имели почти неограниченное право на землю: продавать, сдавать в аренду, дарить, к примеру храмам.

Законы четко различают понятие владения (пользования) и собственности. Предусматривалась давность владения, после которой возникала собственность: по Законам Ману давность на недвижимые вещи устанавливалась в 10 лет, а по архашастре для недвижимых – 20 лет, а для движимых – 10 лет. Право собственности могло быть утраченным, к примеру, на оросительное сооружение, в случае если им не пользовались 5 лет.

Охране частной собственности уделœено большое внимание. Так, царю при взимании налогов рекомендовалось не подрывать ʼʼкорень домохозяйства, ибо когда имеет место процветание сельской местности, увеличиваются религиозные заслуги и казна царяʼʼ. В спорах о земельных участках участвовали сосœеди, во главе с городскими и сельскими старейшинами. В случае если люди позабыли границы поля, то сам царь должен проводить их по своему усмотрению. Забота властей об обработке земли и получении с нее налогов проявлялась и в том, что каждый мог захватить и обрабатывать заброшенное поле. Как правило, цена на землю властями фиксировалась, но не запрещалось устанавливать надбавку, правда, при этом она шла казне, а не продавцу.

Законы предусматривали в основном обязательства из договоров: заем, наем, купля-продажа, хранение и др. Размещено на реф.рфДоговор заключался в письменном виде, с указанием места и точного времени сделки, а также местожительства, рода сторон и поручителœей. Запрещалось заключать сделки тайно, без свидетелœей, в результате обмана или насилия, пьяным или безумным, старикам, малолетним, уродам, в состоянии гнева или горя, неуполномоченным. Ограничивалась дееспособность женщин, несамостоятельных членов семьи, к примеру, сына, зависящего от отца. Предусматривалась гарантия договора в виде заклада, который запрещалось использовать против воли должника, и поручительства.

Договор займа свидетельствовал о расцвете ростовщичества с высокими процентами, которые взимались по суду, но не возбранялась и личная расправа кредитора над должником (хитростью, принуждением, избиением и морением голодом, путем осады дома). Допускалось и личное обеспечение долга должником и членами его семьи. Должник, жалующийся на кредитора, подвергался штрафованию. Проценты по долгам взимались в виде денег, зерна и пр. Размещено на реф.рфДенежный заем для война составлял 3 % годовых, для вайшьи – 4 %, для шудры – 5 %, для брахмана – 2 %. Денежные проценты не могли превышать удвоенной суммы долга, а вещные – свыше упятеренной доли.

Купля-продажа считалась действительной при совершении ее при свидетелях и рассматривалась как недостойное занятие для высших каст. Запрещалось продавать товар плохого качества, с весовой недостачей, смешанный с другим, не имеющимся в наличии или скрытым. Расторгнуть договор можно было в тот же день, на второй же – с уплатой неустойки. Срок расторжения договора о продаже животных устанавливался в 1,5 месяца, а людей – в один год. Договор о купленной вещи в любое время и в течение 10 дней можно было расторгнуть (возвратить вещь).

Договор личного найма относился лишь к шудрам. Условие заключения договора зависело от работодателя. Как правило, норма оплаты труда работника устанавливалась в 1/10 часть от урожая. За неисполнение договора с нанимателя взыскивался штраф. В случае если же это произошло по болезни работника, то он по выздоровлении обязан был исполнить работу. С заимодавца, не уплатившего наемную плату, можно было потребовать ее по суду в двойном размере. Обращаться в суд разрешалось даже проститутке.

Поклажа осуществлялась безвозмездно. За присвоение хранителœем чужих вещей он подвергался испытанию и наказывался.

Брак и семья. В Древней Индии существовала большая патриархальная семья, главой которой являлся муж. Женщина всœегда находилась под опекой мужчины: отца, мужа, после смерти ее старшего сына. Она никогда не должна пользоваться самостоятельностью. В Законах Ману провозглашалось, что где ʼʼженщины почитаются, там боги радуютсяʼʼ. Οʜᴎ сравнивались с драгоценными камнями, и что мать превосходит почтением отца в тысячу раз. Но одновременно утверж-далось, что ʼʼприрода женщины в данном мире вредоносна для мужчин; по этой причинœе мудрые остерегаются женщинʼʼ, т. к. ʼʼженщина способна повести по неверному пути … не только глупца, но даже ученогоʼʼ.

Существовало восœемь форм брака, но не всœе они считались почетными и законными. Брак по любви без разрешения родителœей и в виде покупки порицался. В последнем случае закон заявлял, что тем самым отец продает свое потомство. Существовал брак в виде похищения невесты, который, вероятно, также заканчивался выкупом. Брачный возраст для девушек устанавливался в 12 лет, для юношей – 16. Законы Ману предписывали тридцатилетнему мужчинœе брать в жену двенадцатилетнюю девушку, а двадцатичетырехлетнему – восьмилетнюю.

Законы Ману не советовали брать замуж девушку ʼʼрыжую, имеющую лишний член, болезненную, безволосую, чересчур волосатую, болтливую, красноглазуюʼʼ. Рекомендовалось, ʼʼбрать в жены женщину, свободную от телœесных недостатков, имеющую приятное имя, походку лебедя или слона, нежные волосы на телœе и голове, красивые зубы, нежные членыʼʼ.

Межварновые браки не поощрялись, так как ʼʼбезукоризненное потомство у людей производится от безукоризненных браковʼʼ. При этом мужчинам высших варн разрешалось вступать в брак с женщинами низших, но при этом дважды рожденные, взявшие в жены низкорожденных, ʼʼбыстро низводят семьи и потомков к положению шудрʼʼ.

Главным предназначением супруги в семье считалось рождение потомства и воспитание детей. Наивысшей дхармой для жены являлось почитание мужа как бога, в случае если он даже чужд добродетели, ʼʼраспутный или лишенный добрых качествʼʼ. В случае если это женой нарушалось из-за пьянства мужа или его болезни, то она подвергалась принудительному удалению из дома на три месяца и лишалась украшений и утвари. При этом это наказание не применялось, в случае если муж оказался безумным, изгоем, импотентом или бесплодным.

Жене до самой смерти полагалось быть ʼʼтерпеливой, чистой, целомудреннойʼʼ. После смерти мужа дхарма предписывала войти ей на погребальный костер супруга (сати). В случае если же этого не произошло, то жену не наказывали, но ей предписывалось ʼʼдобровольно изнурять тело, питаться только чистыми цветами, кореньями и плодамиʼʼ и ʼʼне следует произносить даже имени другого мужчиныʼʼ.

Многоженство не поощрялось, но муж мог иметь несколько жен и даже продать жену. В случае смерти бездетного мужа, по требованию его родственников жена должна была родить детей от брата мужа или других родственников. Назначением жены было рождение и воспитание детей. В случае если же она оказывалась бездетной, то муж мог развестись с нею на восьмом году, в случае если рожала мертвых – на девятом, в случае если рожала только девочек – на одиннадцатом, но если жена была грубой, то развод – немедленно. Развод разрешался и тогда, когда девушка выдавалась ʼʼс порокомʼʼ, а также ʼʼпорицаемая, больная, обесчещенная или отданная ему обманомʼʼ. Мужчина имел право взять в жены другую, в случае если первая супруга привержена к пьянству, ко всœему дурному, противоречащая, больная, злобная или расточительная.

За измену жену наказывали смертной казнью. При этом проституция с согласия мужа не наказывалась.

Имущество семьи считалось достоянием общим, а после смерти мужа делилось поровну между сыновьями, либо передавалось старшему сыну, становившемуся опекуном младших братьев. Наследование было только по закону. Все сыновья, рожденные от дважды рожденных, получали наследство поровну, ʼʼдав старшему добавочную частьʼʼ. Сестры при братьях считались не наследницами, но братья при выдаче сестер замуж обязывались выделить им приданое в виде 1/4 доли наследства. Собственность же женщины (стридхана) переходила по наследству всœем ее сыновьям и дочерям.

Не имели права на наследственную долю кастраты и изгои, безумные, слабоумные, немые и различные калеки, а также слепые и глухие от рождения. Лишались наследства сын, рожденный от шудрянки и дважды рожденного. Что же касается наследства от умершего шудры, то здесь правила были не так строги: допускался к наследству даже сын, рожденный от рабыни, в случае если отец при жизни признал его своим ребенком.

Уголовное право и судопроизводство. Переплетение права Древней Индии с религией и моралью особо проявилось в уголовном праве, в котором отсутствует четкое разделœение между преступлением и грехом: в одном случае это телœесное наказание и штраф, в другом – искупление вины. К ритуальной нечистоте виновного приводили такие деяния, как убийство брахмана, кража, прелюбодеяние с женой учителя, пьянство. В то же время эти деяния в законах относились к разряду деликтов, влекущих за собой суровое наказание.

В отличие от других стран Древнего Востока, не знавших понятия государственных преступлений, в Законах Ману они стоят на первом месте: служба врагам, пролом городских стен и городских ворот, незаконное ношение оружия с вражескими намерениями.

Преступлением считалось нанесение ущерба общественным объектам (повреждение пограничных деревьев, священных и знаменитых) и царской лесной собственности, что наказывалось штрафами в двойном размере. Предусматривались святотатственные (поношение богов и святынь, заклад или продажа священного водопада) и должностные (нанесение вреда царю или просителям, составление ложных приказов, взяточничество и вымогательство) преступления.

К преступлениям против личности относится всякое насилие над человеком: убийство (смертная казнь в виде посажения на кол, утопление, затравливание собаками, сожжение), телœесные повреждения в виде оскорбления действием (штрафы и возмещение расходов на лечение), а за групповые побои предусматривались удвоенные штрафы для каждого преступника. Особенно тяжким преступлением считалось убийство брахмана, сам же он не наказывался смертью за убийство, а лишь изгонялся из страны. При этом ʼʼубийство убийцы – открытое или явное – никогда не является для убивающего грехомʼʼ, – провозглашалось Законами Ману. Ненаказуемым считалось убийство при защите гуру (учителя), женщин и священных даров.

Оскорбление действием (замахивание, удар, прикосновение) относилось к разряду телœесных повреждений. За такие виды правона-рушения предусматривались различные наказания исходя из последствий деяний. За прикосновение к нижней части тела рукой, грязью и золой полагался штраф в три паны, а за облив нечистотами – 12 пан. При хватании за ногу, одежду, руки и волосы – 12 пан. Штрафные санкции увеличивались за избиения, отрезание ушей или носа, выбитые зубы, потерю потерпевшим способности передвигаться и т. п. Наряду со штрафами полагалось возмещение на лечение врачу. Групповые побои удваивали штрафные санкции для каждого преступника. В то же время оскорбление действием представителœей высшей варны, типа плевка, обливания мочой, порчи воздуха, наказывали соответственно – вырезанием обоих губ, детородного члена, заднего прохода.

К оскорблению словами относили ʼʼпоношение, посрамление и угрозуʼʼ. Наказание зависело от варновой принадлежности: за оскорбление равного себе наказывали штрафами; шудру, оскорбившего вышестоящего, приговаривали к телœесному наказанию – отрезанию языка, губ, рук, ног, к кастрации. ʼʼТу часть тела, какой шудра ударит брахмана, следует у него отрубитьʼʼ, – говорилось в артхашастре. Человек низшей варны, поднявший руку или палку на человека из высшей, заслуживал отрезания руки, а лягнувший – терял ногу. Таким образом, действовал принцип наподобие талиона. Кровная месть отсутствовала.

Прелюбодеяние относилось к великому греху и трактовалось весьма широко: тайная беседа с чужой женой, заигрывания и любезничание в уединœенных местах или прикосновения к волосам или платью женщины, услужливость. За всœе это полагалась смертная казнь. Насильника наказывали отрезанием пальцев, а равного по положению – штрафами. Жену-прелюбодейку, ʼʼобнаглевшую вследствие знатности родства и своего превосходстваʼʼ, травили собаками на многолюдном месте, а ее партнера поджаривали на листе желœеза. За преступное сожительство со свободной женщиной наказывался и мужчина, с учетом его социального положения: шудра с женщиной высшей варны наказывался кастрацией, брахман и кшатрий – штрафом, вайшьи – штрафом с конфискацией имущества.

Имущественные преступления также занимали в древнеиндийском законодательстве значительное место и предусматривались в виде кражи и грабежа. Последнее преступление отличалось от кражи и определялось как ʼʼнасильственное действие (присвоение) в присутствии собственникаʼʼ. При грабеже наиболее ценного имущества (крупный рогатый скот, люди, поле, дом, золото) средний штраф (сахаса) определялся от 200 до 500 пан. Похищение же ʼʼродовитых людей, особенно женщин, аналогично тому, как и лучших драгоценных камнейʼʼ, наказывалось смертной казнью. Наказание зависело от стоимости похищенного и варновой принадлежности вора. При этом при краже брахман наказывался штрафами в пять раз выше, чем шудра.

Ненаказуемыми считались деяния в виде собирания кореньев, плодов, дров для огня и травы для корма скота.

В шастрах исчерпывающего перечня наказаний не имелось. Законы Ману советовали радже ʼʼтщательно обуздывать беззаконных тремя мерами – заточением, заковыванием в цепи и различными видами телœесных поврежденийʼʼ. Эти же законы предусмотрели и наказание в виде замечания, выговора.

Казнь различалась на простую (отрубание головы) и квалифицированную (сожжение, утопление, сажание на кол). В ряде случаев это могло быть заменено высшим штрафом, т. е. 1000 пан. Законы упоминают клеймение преступника, даже в отношении брахмана.

Древнейшим законам (Апастамбе и Гаутаме) были известны и наказания в виде устного порицания, наказания палками, калечащих телœесных повреждений, изгнания из страны с конфискацией имущества.

Суд не был отделœен от администрации. Верховным судьей объявлялся царь вместе с брахманом. ʼʼЦарь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советникамиʼʼ, – решительно предписывают Законы Ману.

Законы устанавливают 18 поводов судебного разбирательства: неуплата долга, заклад, соучастие, неотдача долга, неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границах, клевета и оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние, дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье о заклад.

Судебное дело начиналось подачей иска и судебных показаний истца и ответчика. Судебное разбирательство проходило в виде публичного состязания истца и ответчика. Ответчику разрешалось вчинять встречное обвинœение, за исключением дел о ссорах, кражах, соглашений торговцев. Ответчику предоставлялось время для обдумывания ответа: первый раз – от 3 до 7 дней, второй – полтора месяца для поиска новых доказательств. Под угрозой штрафа истец обязывался оспорить показания ответчика в тот же день. В случае если ответчик сразу признавал свою вину, то дело прекращалось. Бегство же истца и ответчика от суда расценивалось как признание вины.

Стороны могли выставлять поручителœей, которые гарантировали исполнение судебных решений. Рассмотрение дела прекращалось, в случае если ответчик сразу признавал свою вину. При отсутствии полагающихся свидетелœей ими могли быть дети, старики, женщины (ʼʼвследствие непостоянства женского умаʼʼ).

Законы значительное внимание уделяли требованиям, которые предъявлялись к надежным свидетельским показаниям: свидетель должен быть равным со стороной, против которой он дает показания. При этом такое требование ослаблялось, в случае если дело касалось тяжких преступлений – воровства, насилия и т. п. Запрещалось быть свидетелœем царю, ремесленнику, актеру, знатоку Вед, заинтересованному в иске, родственникам, соучастникам, врагам, опороченным, старикам и детям, лишенным каких-либо органов чувств. Запрещалось ʼʼразговаривать со свидетелœем в месте, где нельзя разговариватьʼʼ.

При отсутствии же надлежащих свидетелœей закон разрешал свидетельствование ребенка, ученика (в отношении учителя), старика, родственника, раба или слуги, женщин (ʼʼвследствие непостоянства женского умаʼʼ), больных, неприкасаемых, лишенных органов чувств, лиц, исключенных из каст.

Лжесвидетельство расценивалось как преступление, наказываемое по-разному: десятикратным штрафом от иска или изгнанием из страны.

При разногласии свидетельских показаний законы царю рекомендовали предпочесть мнение большинства, а при равенстве – ʼʼнаделœенных выдающимися качествамиʼʼ.

Применялся и ордалий в виде испытания весами, огнем, водой (простой и священной) и ядом. Испытание весами, к примеру, заключалось во взвешивании испытуемого два раза, в случае если второй раз субъект весил меньше, то он признавался невиновным. К ордалию прибегали с согласия сторон и при отсутствии надежных свидетельств – документов, свидетельских показаний.

referatwork.ru

Глава 4 Древняя Индия. Законы Ману – сословная организация общества | Раздел II Государство о право стран Древнего Востока  |  Читать онлайн, без регистрации

Глава 4 Древняя Индия. Законы Ману – сословная организация общества

Древней Индии свойственны черты, хорошо известные и другим государствам Древнего Востока, в частности высокий уровень религиозности, а также наличие крепкой сельской общины.

В истории Индии выделяется особая прочность общественных отношений с яркой выраженностью сословных делений, частью сохранившихся до настоящего времени.

С середины II тысячелетия до н. э. территория Индии подвергается завоеванию пришедшими с севера племенами ариев, говоривших на языке, близком ныне живущим европейским народам. В древнейшем литературно-религиозном памятнике того времени – Ригведе – рассказывается о жизни и государственном строе в Древней Индии. Тогда на территории Индии (в долине Ганга) укрепляются государственные образования – племенные княжества, а в IV в. до н. э. основателем династии Чандрагуптой была создана могущественная империя Маурьев, просуществовавшая около полутора веков.

Во главе государства стоял правитель, обладавший широкими полномочиями исполнительной власти. Царь назначал и смещал чиновников, осуществлял верховный надзор за ирригацией, контролировал финансовое ведомство, командовал армией. Но царь был ограничен в законодательных полномочиях религиозной традицией незыблемости законов, а также религиозно-этическими нормами, содержавшимися в ведах, и правом их толкования жрецами (брахманами). Высший суд царь творил «совместно с брахманами и опытными советниками». Власть правителя почиталась божественной, но не царь стоял во главе религии. В империи Маурьев господствующим религиозным учением становится буддизм. Согласно буддизму власть правителя воплощала в себе внешнее единство народа, а его внутреннее, духовное единство представлено в буддистской вере, верховными хранителями которой считались брахманы.

Повседневное управление страной осуществлялось с помощью централизованного бюрократического аппарата. Значительную роль в управлении играли совет высших чиновников и совет приближенных царя. В делах государственного управления царь также должен был советоваться с брахманами. В ряде случаев царь обращался за поддержкой своих решений к более широкому собранию из знати и некоторых представителей городского населения. Так что государство в империи Маурьев далеко не во всем подпадало под признаки «восточной деспотии». В целом для истории Древней Индии нетипично наличие сильной центральной власти. Значительно дольше существовали слабые и кратковременные государственные образования. Функция регулирования общественных отношений здесь во многом осуществлялась общинной и варново-кастовой организацией общества, а также буддистской религией. Особая прочность установленных ими в сознании людей норм поведения составила примечательную черту Древней Индии, выделила ее из других цивилизаций мира.

Сословная организация общества в Древней Индии. Сословия, пожалуй, – наиболее заметная черта раннего состояния и замедленного, «застойного» развития общества[11]. Сословия представляли собой замкнутые группы населения с наследственно закрепляемыми правами и обязанностями. Разделение общества на сословия, объем и характер их прав определялись рядом факторов: отношением к господствующей религии, расой, родом занятий, имущественной состоятельностью, принадлежностью к победившему или побежденному народу и др.

На образование сословий в Индии оказало влияние, прежде всего, арийское завоевание, поделившее общество на завоевателей и покоренное население. Также и разложение родоплеменных отношений вело к захвату более сильными и влиятельными родами жреческих функций, управления, военного дела. Осуществляется и естественное разделение общественных функций – физический труд отделяется от умственного, производительный от управленческого, выделяются служители культа, группы населения, занимавшиеся военным делом и управлением. Профессии передавались по наследству. Происходит деление населения по профессиональному, родовому, религиозному признакам – складываются замкнутые привилегированные и непривилегированные сословия – варны, позже касты.

Всего существовало четыре варны – брахманы, кшатрии, вайшии и шудры. В первые две варны предположительно входили потомки родовой знати ариев, в третью – потомки арийских общинников, четвертую варну составило покоренное ариями население Индии. Рабы («захваченные под знаменем») в систему варн не включались. Формирование системы варн стало возможным в условиях застойного уклада жизни и традиционного сознания древних индийцев.

Первые упоминания о варнах содержались еще в Ригведе. Сословное деление населения на варны закреплялось религиозной деятельностью брахманов и нашло отражение в таких замечательных литературно-религиозных и правовых памятниках Древней Индии, как дхармашастры, из которых наиболее известными стали Законы Ману (II в. до н. э. – I в. н. э.).

Законы Ману, приписываемые их легендарному составителю – богу Ману, представляют собой довольно объемное сочинение, состоящее из 12 глав с более чем 2,5 тыс. статей-двустиший. Будучи наставлением о правилах жизни, наряду с положениями мировоззренческого характера Законы Ману содержали также нормы религиозного, этического и правового характера. В то время нормы права были лишь частью религиозных воззрений, понятия, адекватного современному понятию права, не существовало. В Законах Ману говорилось о том, как человек каждой варны должен вести себя, чтобы не совершить греха. Согласно литературно-религиозной традиции «ради процветания миров» бог «создал из своих уст, рук, бедер и ног брахмана, кшатрия, вайшия и шудру». Законы Ману закрепляли и освящали деление населения на варны. Члены каждой варны должны были строго придерживаться установленных для них правил поведения. Совокупность прав и обязанностей каждой варны называлась дхармой, почитавшейся как вечный, космический порядок, который составляет «то единое, что охватывает и поддерживает все вещи вместе».

Дхарма брахманов определяла их привилегированное, самое высокое положение в обществе: «брахманы занимают высшее место на земле как владыки всех существ, все существующее в мире является собственностью брахмана». Основной обязанностью брахманов было изучение священных книг, толкование содержащихся в них положений, совершение религиозных обрядов. Брахманы ведали также обучением, осуществляли правосудие. Брахман считался «творцом (мира), карателем, учителем, благодетелем». С брахманами обязан был советоваться даже сам правитель.

Брахман должен ревностно исполнять религиозные обряды, быть примерным в личной жизни. Ему, в частности, вменялось говорить только правду или молчать; быть образцом гостеприимства; запрещалось браниться, обижать слабых. Он должен избегать гнева, жадности, пустой болтовни. Однако главное состояло в том, что брахманы были обязаны укреплять господствующую мораль. Честь, жизнь, имущество брахманов защищались государством в особом порядке.

Члены низших варн, в той или иной мере задевавшие интересы брахманов, подлежали суровым наказаниям. В то же время на брахмана, совершившего преступление, «справедливому правителю не следует накладывать наказание». В этом случае брахман подвергался лишь обряду очищения.

Привилегированное положение занимали и кшатрии. К этой варне принадлежал и сам правитель. Дхарма кшатриев вменяла им в обязанность «охрану всего этого мира» – военное дело, а также государственное управление. Кшатрии занимали по сравнению с брахманами более низкое положение. Так, даже 90-летний кшатрий считался сыном 9-летнего брахмана. Материальное положение кшатриев было неодинаковым. Среди них были и очень богатые люди, и бедные воины.

Дхарма вайшиев предписывала им заниматься земледелием, скотоводством, торговлей и ростовщичеством. Среди вайшиев встречались люди, обладавшие значительным богатством, например ростовщики. Однако богатство не давало им основания пользоваться привилегиями двух первых варн. Так, при правонарушении вайшии подлежали более суровому наказанию, их жизнь и имущество имели меньшую защиту, нежели жизнь и имущество членов первых двух варн (например, за убийство вайшия полагалось уплатить штраф в восемь раз меньший, чем за убийство брахмана, и в четыре раза меньший, чем за убийство кшатрия). Вайшии платили большие налоги государству и в своей основной массе были эксплуатируемым населением Индии. Однако они все же, как брахманы и кшатрии, считались «дважды рожденными»[12] и по своему правовому положению резко отличались от шудр.

Варна шудр («единожды рожденных») была бесправной и презираемой. Среди шудр было много обнищавших, вышедших из общины крестьян, отпущенных на свободу рабов. Лучшим для них делом считалось услужение брахманам. Малейшее нарушение религиозных и правовых норм влекло для шудр жестокие наказания. «Рожденный единожды, – говорилось в Законах Ману, – поносящий ужасной бранью дважды рожденных, заслуживает отрезание языка». Если шудра «поднял руку или палку» на представителя высшей варны, то он лишался руки. Представители высших варн ревностно следили за исполнением шудрами (как и вайшиями) своих обязанностей. Законы предписывали «побуждать вайшиев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир». Вместе с тем нужно подчеркнуть, что шудры свободно могли вступать в брак, иметь свое имущество, передавать его по наследству, среди них были люди состоятельные. Наконец, шудры могли носить оружие, участвовать в некоторых религиозных церемониях.

Стремясь закрепить сложившееся сословное деление, Законы Ману препятствовали смешению варн и особенно охраняли «чистоту» высшей варны – брахманов. Поэтому по Законам сын брахманки и шудры попадал в особую социальную группу – «неприкасаемых» (чандалов). Даже случайное прикосновение к нему представителя другой варны рассматривалось как религиозное осквернение. Чандалы должны были жить вне селений, имущество их – «только ослы и собаки». Носили они одежду казненных преступников, ели из разбитой посуды и т. д.

В бесправном положении находились и рабы. Но их в древности, как позже и в Средние века, в Индии было немного, и они не играли существенной роли в экономической и социальной жизни страны.

Таковы основные черты варновой организации древнеиндийского общества, закрепившей сотрудничество и правовое неравноправие сословий.

В Средние века дальнейшее разделение труда, разнообразие этнического состава населения, завоевание страны иноземцами привело к дроблению и трансформации варн в касты[13]. В высшие, привилегированные брахманские и кшатрийские касты входили брахманы-земледельцы, члены правящих династий индийских княжеств, дружины правителей, служители административно-налогового аппарата и, кроме того, полноправные общинники, которые вели свою родословную от брахманских или кшатрийских родов. В варне вайшиев оставались купцы, ростовщики, богатые ремесленники.

В Индии в Средние века появилось очень много каст, различавшихся по роду занятий входивших в них групп населения. Деление индусов на варны (позже касты) было столь прочным, что пережило арабское и тюркское завоевания, колонизацию страны англичанами, а отчасти сохранилось даже в наше время вопреки всей силе унифицирующего действия современности.

В Законах Ману нашли отражение и другие характерные черты древнеиндийского права, например приоритетное значение обычая в регулировании общественных отношений, наличие верховной собственности на землю у правителя при общинном землевладении и сравнительно широких правах ее отчуждения у крестьян-общинников. В Законах Ману говорится об обязательствах, о законных способах приобретения имущества. Но сделки, заключенные «тайно», без свидетелей, «путем обмана или насилия, пьяным или безумным, лицом, находящимся в состоянии гнева, а также стариком или уродом», признавались недействительными. По договору займа кредитор в случае невозвращения долга мог схватить должника, держать его в своем доме, «моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не заплатит». Вместе с тем в интересах слабого ограничивался процент по займам, рост процентов по займам прекращался, например, в случае болезни должника.

Уголовное право в то время еще не отделилось от гражданского, а понятие греха – от преступления. Цель наказания виделась прежде всего в устрашении. «Наказание – царь, оно – мужчина, оно – вождь и оно каратель… Наказание правит людьми… Весь мир подчиняется [только] посредством Наказания. Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле. Никто не имел бы собственности, и низшие заняли бы место высших… Где действует черное, красноглазое Наказание, уничтожающее преступников, там подданные не возмущаются, если вождь хорошо наблюдает».

Проявлением более высокого состояния уголовного права было разграничение форм вины (умысел, неосторожность), установление понятий «необходимая оборона», «рецидив», «соучастие», выделение обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.

В судебном процессе по Законам Ману имели место и такие типичные для раннего права «средства доказывания», как клятва, суд божий (ордалии), – «Злодеи думают: «Никто не видит нас», но их видят боги». Если клятва признавалась недостаточной, то обвиняемый должен был «взять огонь» или погрузиться в воду. «Тот, кого огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и с кем вскоре не случится несчастья, должен считаться чистым и в клятве».

Как и в других памятниках, отразивших ранние состояния общества, дхармашастры фиксируют и закрепляют отношения, присущие большой патриархальной семье с приниженным положением женщины и взрослых детей. Считалось, что «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Отец охраняет женщину в детстве, муж в молодости, сыновья в старости.

Примечания:

11Резко выраженные сословные деления свойственны ранним состояниям общества как в Древнем мире, так и в Средние века, например в феодальной Франции.12«Второе рождение» определялось особым ритуалом посвящения, совершаемого с началом изучения священных книг.13См. об этом в разделе III «Государство и право Средних веков». С. 271.

velib.com

Законы Ману в истории Индии

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика варнового строя

Глава 2. Правовое положение брахманов

Глава 3. Правовое положение кшатриев

Глава 4. Правовое положение вайшьев

Глава 5. Правовое положение шудр

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Среди других дхармашастр[1] бесспорный авторитет имеют Законы Ману, написанные в «стихах», в популярной, дидактической форме, которая получила широкое распространение как в Индии, так и за ее пределами и оказала глубокое влияние на индийскую культуру. Дхарма - это норма поведения правоверного индуса, которая включает в себя одновременно религиозное, моральное и правовое содержание. Но отсюда не следует, что дхармашастры не являлись источником действовавшего права. Этот источник права отчетливо закрепил и довел до нас содержание и форму социальных норм первобытной формации, где социальные нормы представляли собой так называемые мононормы, которые не были расчленены на моральные, обычные и религиозные нормы.

Законы Ману, содержащие 12 глав и 2685 статей, являются с юридической точки зрения обширным и довольно детально разработанным сводом правоположений.

Законы составлены в Древней Индии между II веком до нашей эры и II нашей эры. Законы Ману представляли собой запись норм обычного права, судебной практики и царских узаконений, имели в свое время официальное значение и относятся к позитивному праву.

В древности правопонимание и представление о происхождении права, в основном, носили религиозный характер и поэтому эти законы приписывают богу Ману.

Законам Ману принадлежит особое место среди источников права Индии. Их содержание заимствовалось и комментировалось в средние века. Законы, на наш взгляд важнейший памятник древнеиндийского права, который заметно повлиял на развитие права Индии вплоть до ХХ века.

В них уже четко прослеживается тенденция к распространению регулирующей роли права на те сферы общественных отношений, которые ранее регламентировались обычаем, религиозным предписанием.

Религия, оставаясь мощным фактором идеологического и психологического воздействия, призванного внушать уважение к праву, уступала в таких школах место формированию юридических норм.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть общую характеристику Законов Ману;

2. Раскрыть особенности варнового строя;

3. Изучить отдельные слои населения.

Весьма часто в различных контекстах мы читаем о дхарме варн и ашрам - этапов жизни (варна - ашрама - дхарма). В далеком «золотом веке» это было очевидное и незыблемое; понятно, но в наше время его часто толкуют превратно или вообще предают забвению. Долг брахманов - объяснять дхарму, а царя - сохранять ее и следить за ее выполнением. Значит, дхарма не одна и та же для всех. Правда, есть общая дхарма - та норма поведения, которой должны следовать все без исключения, но существует также особая дхарма для каждого сословия и для каждого периода жизни того или иного индивидуума. Дхарма лица благородного происхождения не совпадает с дхармой простолюдина, а дхарма ученика - с дхармой умудренного опытом человека.

Решительное признание того, что люди не одинаковы и что существует иерархия сословий, причем у каждого из них свой долг и свой жизненный путь, относится к наиболее примечательным чертам древнеиндийской социологии. Время от времени претензии высших варн оспаривались и выдвигались даже предложения в пользу равноправия, но в общем эта концепция удерживалась с конца периода «Ригведы» до наших дней.

Итак, к концу периода «Ригведы» деление общества на четыре варны считалось изначальным, божественной волей, установленным и незыблемым в своей основе. Прообразом индийских варн был социальные подразделения древних ариев. Определенная социальная стратификация наблюдалась во многих индоевропейских обществах; в древнем Иране были четыре пиштры, или сословия, в некоторых отношениях совпадавшие с варнами в Индии. В Индии социальная стратификация стала более устойчивой в ведийский период, когда возникла ситуация, напоминающая нынешнее положение в Южной Африке, где господствующее белое меньшинство населения стремится сохранить свою расовую чистоту и власть над темнокожим большинством. Племенные социальные разграничения становились все более жесткими, и темнокожие аборигены находили себе место только на низшей ступени арийского общества в качестве почти совершенно бесправных рабов. Вскоре идея варны настолько глубоко вошла в сознание индийца, что это понятие использовалось даже для классификации ценностей и полезных материалов, например жемчуга и древесины. Теоретически каждый арий принадлежал к одной из четырех варн, за исключением детей, отшельников и вдов, находившихся вне этой системы.[2]

Глава 3. Правовое положение кшатриев

mirznanii.com


Смотрите также