#37223930 - BROOKLYN, NEW YORK - MARCH 1, 2015: Snow plow truck in Brooklyn,..
Редакционное
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35482728 - Truck with plow snowplowing road after snowstorm
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#32002942 - A snowplow truck removing snow from a winding rural road on bright..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48477461 - snowplow removing snow on the street after blizzard
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35968852 - Snowplow is cleaning a road and snow flying around it
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
ru.123rf.com
назначение устройства, схема, советы по использованию
Для получения хорошего урожая необходимо создавать растениям и почве благоприятные условия. В земле обязательно должны содержаться питательные вещества и кислород. Для этого проводят обработку почвы при помощи плуга. В статье мы расскажем, что такое плуг и какие его виды используются чаще всего.
ПоказатьСкрыть
Описание устройства
Плуг представляет собой сельскохозяйственную машину, которую используют для вспашки земли. Принцип работы устройства заключается в измельчении пластов почвы и дальнейшего ее сваливания на дно образованного углубления в земле.
Важно! Для вспашки каменистой почвы стоит выбирать агрегат, имеющий рычажной механизм. В случае его отсутствия механизм будет работать вхолостую.
В процессе обработки почвы сорняки и устаревшие остатки посевов попадают глубоко в землю. Перед началом вспашки необходимо установить глубину от 18 до 35 см. Этот показатель зависит от агротехнических сроков.
К основным деталям агрегата относят:
рабочие органы и механизмы;
опорные колеса;
прицепное устройство.
В работе основное воздействие приходится на каркас, предплужник и ножевую пластину.
Виды
В зависимости от назначения агрегата выделяют различные виды плугов для тракторов. Очень важно правильно подбирать механизм для осуществления вспашки — при использовании неподходящего устройства может нарушиться технология посева и выращивания растений.
По назначению
Перед выбором инструмента для обработки важно определиться, для чего именно он необходим. Исходя из преследуемых целей, выделяют следующие виды механизмов:
инструмент общего назначения. Как правило, такое устройство имеет рабочие органы со стандартной шириной захвата, размер которого составляет 35 см. С помощью него обрабатывают старопахотные почвы, на которые в дальнейшем высевают технические, овощные и зерновые культуры.
инструмент специального назначения. К этой категории относятся плантажные и садовые агрегаты, механизмы, с помощью которых обрабатываются каменистые, кустарнико-болотные почвы, выполняется вспашка земли под виноградники. Агрегатами ярусного типа обрабатывают каштановые и сланцевые почвы.
Разные виды механизмов имеют определенные особенности в управлении и использовании, поэтому важно точно знать, какой тип агрегата необходим в конкретном случае.
По роду применяемой тяги
В зависимости от рода применяемой тяги выделяют следующие устройства:
конный распашник. Такие механизмы чаще всего используют на небольших территориях из-за отсутствия возможности транспортировать на участок тракторный агрегат;
тракторный распашник. Используется в большинстве случаев обработки почвы, является современным орудием для вспашки;
распашник канатной тяги. Подобные агрегаты применяются для обработки заболоченных территорий, в горной местности из-за отсутствия технической возможности у тракторного устройства функционировать в подобных условиях.
Неправильное использование механизма непременно приводит к его поломкам, поэтому важно максимально верно подобрать устройство для определенной местности.
По принципу сцепки
В зависимости от типа соединения с трактором выделяют следующие виды устройств:
навесной плуг. Отличается простым строением и относительно небольшой массой. Для нормального функционирования механизма обязательно использование поворотной полосы, имеющей небольшую ширину. Находясь в транспортном положении, устройства этого типа передают на трактор небольшой опрокидывающий момент;
Важно! Чтобы в подшипники плуга как можно реже попадала пыль, необходимо запрессовать в колпак сальник, изготовленный из кусочка войлока и резиновой манжеты.
полунавесной плуг. Имеет небольшое удельное сопротивление и большой радиус поворота. Находясь в транспортном положении, некоторая часть массы агрегата приходится на его заднее колесо;
прицепной плуг. Включает в себя 3 колеса и прицеп, которые необходимы для обеспечения устойчивости движения и высокого качества вспашки. Как правило, к прицепным агрегатам относят садовые, ярусные агрегаты, а также устройства, предназначенные для обработки кустарниково-болотных почв.
Чаще все в сельском хозяйстве используются навесные механизмы.
По конструкции плужного корпуса
Классификация плугов в зависимости от корпуса включает в себя механизмы таких типов:
лемешные. Самый распространенный вид агрегата, который применяется еще с давних времен;
дисковые. С помощью такого орудия вспахивают тяжелые, пересохшие и переувлажненные почвы на поливных территориях;
комбинированные и ротационные. Специализированные агрегаты, применяемые в редких случаях для обработки разных видов почвы. Перед использованием обязательно должна проводиться производственная проверка этих устройств.
Знаете ли вы? Первый плуг, выпущенный для продажи, был разработан в 1730 году в Англии.
чизельные. Используются довольно редко по причине отсутствия главного признака вспашки — оборота пласта.
Наиболее часто используемый тип — лемешной. Его применяют практически на всех видах почв, предназначенных для выращивания посевных культур.
Плуг: советы и рекомендации по использованию устройства
Независимо от того, плуг какого типа вы собираетесь использовать, перед началом работы в обязательном порядке должна проводиться настройка и регулировка механизма. Она заключается в следующих моментах:
Важно убедиться в целостности конструкции, если какие-то компоненты расшатались, необходимо их подтянуть. Обязательно проводится смазка всех трущихся деталей и подшипников.
Знаете ли вы? В древние времена плуг был предметом уважения. Его кражу расценивали как тяжкое преступление и вор нес серьезное наказание.
Осуществляется регулировка глубины обработки земли. Процедура проводится с использованием регулировочного болта. При недостаточном затяжении лемех будет слишком глубоко входить в землю.
Выполняется проверка высоты стоек рамы. Обязательным считается расположение штанг в одной плоскости.
На заключительном этапе необходимо выставить ширину охвата. Для этого изменяют длину тяги. Чем больше показатель длины, тем больше ширина захвата оборудования.
Выбирая механизм для обработки почвы, лучше всего обратиться к опытным знакомым или в специализированный магазин. Вам помогут определиться с выбором и дадут советы по эксплуатации плуга.
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Напишите в комментариях, на какие вопросы Вы не получили ответа, мы обязательно отреагируем!
Вы можете посоветовать статью своим друзьям!
Вы можете посоветовать статью своим друзьям!
Да
Нет
6 раз ужепомогла
agronomu.com
Плуг в России [1974 Халанский В.М.
Плуг в России
В России у земледельцев южных губерний издавна применялся тяжелый деревянный плуг, получивший в истории название украинского.
Корпус украинского плуга так же, как и сохи, имел вид треугольника. Одной стороной треугольника служил грядиль (дышло), другой - чапыги (рукоятки) вместе с полозом, соответствующим сошной рассохе, и третьей стороной - стойка, заменяющая сошные подвои.
Лемех плуга изготовляли в виде прямоугольного треугольника с раструбом и надевали на полоз. За лемехом наклонно крепили отвал. Его обычно делали в виде большой четырехугольной продолговатой доски с плоской поверхностью. Один конец доски крепили веревками или гвоздями к стойке плуга, а другой - к правой чапыге. Впереди к корпусу было приделано чересло, выполнявшее функцию ножа современного плуга.
Во время работы плуга чересло вертикально отрезало пласт почвы от целины, лемех горизонтально его подрезал и несколько приподнимал, отвальная доска отодвигала пласт в сторону и переворачивала. Передний конец грядиля корпуса устанавливался на деревянной подушке, закрепленной на оси с двумя колесами: правым колесом, идущим по борозде, большего диаметра и левым колесом, идущим по целине, меньшего. С осью передка было скреплено дышло для запряжки животных.
По словам очевидца, украинский плуг, "выворачивающий землю большими глыбами, земли вязкой и столь твердой, что простая борона никак не в состоянии их раздробить", поражал своими огромными размерами и массой. Тащили плуг обыкновенно шесть-семь волов.
Время появления совершенного плуга с череслом, отвалом и колесным передком окончательно еще не установлено. Имеются косвенные археологические данные, свидетельствующие, что у восточных славян еще в IX в. мог существовать такой плуг.
Украинский плуг только опрокидывал верхний пласт земли, но не разрыхлял его. Для окончательной подготовки почвы к посеву необходимы были еще рыхлящие орудия.
Поэтому земледельцы Киевской Руси применяли еще рало, перешедшее к ним от скифских пахарей. Этим орудием они разделывали обернутые плугом пласты земли. Окончательное поверхностное рыхление проводили с помощью деревянных борон.
Украинский плуг
Простых орудий у крестьян было больше, чем плугов. На один плуг приходилось по три-четыре рала и несколько борон.
Применение отвального плуга в сочетании с рыхлящими орудиями улучшило качество обработки почвы и повысило урожайность полей. Увеличилась производительность труда земледельца. С помощью плуга ускорился процесс обработки почвы. Ширина захвата плуга достигла 20 см и в два раза превысила ширину борозды, проделываемой орудиями, ранее применявшимися в Приднепровье.
Изготовляли плуги мастеровые люди почти в каждом селе кустарно, по вдохновению, так как никаких определенных правил у них не было. Поэтому случалось, что во время пахоты появлялись непредвиденные поломки или плуг совсем оказывался неработоспособным. Дивились тогда мужики такому чуду и долго не могли решить, что такое приключилось с плугом. А "вдохновленный" нектаром шинкарни создатель этого творения бойко уверял, что все от бога и что, должно быть, дядя Никита заказал плуг в нехороший день.
Лишь в царствование Петра I появляются несколько мастерских по изготовлению плугов. В это же время впервые в Россию были завезены английский и немецкий плуги. Петр I посылал своего приближенного В. Н. Татищева в Швецию специально для изучения технических изобретений, чтобы обратить их на пользу отечества.
В петровское время вышло много инструкций об улучшении земледелия. В инструкции управителю дворцового села Коломенского предписывалось наказывать "батогами нещадно" за оставление огрехов. В мелкой пахоте и огрехах авторы инструкций видели причину неурожаев: "понеж которой земледелец всякую пашню пашет мелко, то на тех местах всякий хлеб высокого достойного возрасту иметь не будет и колосом будет мелок, а где целина пропустица, на том месте, кроме травы, ничего не родитца". В мелкой вспашке авторы винили крепостного крестьянина.
Самым распространенным орудием была соха. В. Н. Татищев, вернувшись из Швеции, твердо высказался за переход от сохи к плугу: "Пахать лучше на волах плугом, а не сохою на лошади". Этот призыв у большинства земледельцев не встретил поддержки. В защиту сохи выступили многие писатели и помещики. Князь Растопчин даже издал в 1806 г. книгу "Плуг и соха", где писал: "Сколь английское обрабатывание земли - может быть выгодно в окрестностях больше городов, столь бесполезно, или лучше сказать невозможно всеместно для России в теперешнем ее положении... Не быв совсем неприятелем плуга, останусь другом сохи не от упрямства и не от невежества, а от того, что привык с малолетства любить и почитать старинное Русское, и нашел опытом, что Российское хорошее хозяйство обогащает".
В это же время появились стихи неизвестного автора:
"Божественной сохой, во древни времена,
Герои и цари со славой управляли".
В России до уничтожения крепостного права обилие дарового труда делало применение усовершенствованных машин экономически абсолютно бесполезным. Даже экстенсивное хозяйство Поволжья и Сибири не предъявляло спроса на сберегающие труд машины и орудия, ибо отсутствие хороших путей сообщения исключало возможность сбыта урожая и делало невыгодным расширение распашки. Правда, местные хлеборобы землю пахали татарским сабаном, который близко стоял по устройству к украинскому плугу.
Отличали их в основном размеры, некоторые незначительные детали в устройстве передка и лемеха, который у сабана имел форму разностороннего треугольника. Сабан, как и украинский плуг, - тяжелое и громоздкое орудие, требовал большую запряжку лошадей. Поэтому применяли это орудие только в крупных кулацких хозяйствах.
Основная же масса крестьян была не в состоянии приобрести хороший инвентарь.
Большое влияние на распространение плугов в России оказало Вольное экономическое общество, которое организовало показ и пропаганду новых орудий, созданных или усовершенствованных в России. Это помогало русским ремесленникам и заводчикам выяснить запросы сельских хозяев и наметить пути развития отечественного производства сельскохозяйственных машин.
Особенно велика потребность в хороших плугах для расширения запашки и освоения целинных земель была на юге России. В 1773 г., а затем повторно в 1791 г. Вольное экономическое общество объявило "задачу и награждение единственно для российских жителей за изобретение способнейшего плуга".
В условиях конкурса говорилось: "Тому, кто истинное содержание всех частей обыкновенного нашего плуга, не сделав оный однако тяжелый, изъяснит, опишет и исправит, чтобы он семена как возможно ровнее покрывал, и кто способнейший плуг для российских пахатей предложит, тому будет выдана малая золотая медаль в 12,5 червонных".
В 1805 г. были организованы первые конкурсные испытания различных пахотных орудий: сох, косуль малороссийских, английских, немецких и других плугов. Премия осталась без хозяина. Жюри не выявило пахотных орудий, удовлетворявших условиям конкурса. Только конкурс 1840 г., проведенный под Одессой, дал первые результаты. Лучшими были признаны русские передковые плуги конструкции одесского мастерового Лукьяна Рудницкого и колониста Кондрата Бехтальда. Плуг последнего имел цельнометаллический корпус.
На повторно проведенном в 1842 г. конкурсе первую премию в 100 рублей получил одесский мастеровой Трофим Петренко за плуг, который "превосходил все прочие легкостью управления и удобством починки". Вторую премию в 50 рублей получил также одесский мастеровой Иван Курган за свой беспередковый плуг, отличавшийся... "запашкой во всех отношениях превосходной, как на новой, так и на обработанной уже земле", и прочностью.
Успешная работа русских мастеров завершилась созданием специфического южнорусского плуга, известного под названием колонистского.
Колонистский плуг послужил образцом для создания английской плугостроительной фирмой братьев Говард англо-болгарского плуга. Много заимствовала от нашего плуга и другая английская фирма - "Рансомс и Сакс".
Следует подчеркнуть, что южнорусские плуги имели особый, оригинальный "русский передок" со специальным седлом, на которое опирался грядиль. Передок соединялся с плугом цепью. У русских плугов грядиль изготовлялся из стали специального профиля и имел характерный изгиб. Это исключало забивание стойки плужного корпуса при вспашке сильно задернелой почвы.
Особенность колонистского плуга заключалась в том, что лемех, выполненный за одно целое с подошвой плуга, был поставлен к дну борозды полого и имел увеличенную ширину захвата (от 22 до 27 см). Другая особенность плуга - широкие полувинтовые и комбинированные отвалы особой формы. Эти конструктивные отличия способствовали успешной работе при распашке залежных, сильно задернелых и высохших земель, характерных для юга России. Колонистский плуг применяли при заселении Сибири. Глубину пахоты (до 18 см) регулировали изменением наклона грядиля с помощью гайки-барашка, навинчиваемой на прикрепленный к стойке винт. Для пахоты новороссийским плугом требовалось две-три лошади или две пары волов.
Для вспашки старопахотных земель в России использовали в основном плуги с высоким передком культурного типа (самоходы) немецкой фирмы Р. Сакка. Правда, в России тоже начали выполнять передковые плуги по образцу плугов Р. Сакка, но с некоторыми изменениями применительно к местным условиям. На этих плугах были установлены отвалы культурного или полувинтового типа.
В середине 50-х годов XIX в. впервые в России появились плуги с предплужниками. Последние нашли применение в свеклосеющих районах.
В 50-х годах создал свой глубокопашущий плуг А. А. Бобринский; этот плуг при испытании на целине в 1858 г. показал хорошее качество вспашки. В 40 - 50 годах стали изготовлять к плугам различного рода почвоуглубители. Роман Циховский в 40-х годах XIX в. изготовлял двухъярусные плуги. На конкурсных испытаниях в 1870 г. они были признаны лучше двухъярусных плугов Р. Сакка и Эккерта.
Колонистский плуг
Рязанский плуг
Для замены сох и косуль в центральной и северозападной части России начинают распространять легкие, беспередковые (висячие) плуги. Первоначально это были плуги из Шотландии и Швеции, но постепенно русские мастера сами изобретают оригинальные конструкции таких плугов. Еще в конце XVIII в. в селе Авчурино Калужской губернии русские кузнецы изготовили первый висячий плуг, получивший название "плуг Полторацкого" по имени помещика, владельца кузнечной мастерской. Этот плуг не уступал по своим качествам плугу английского изобретателя Дж. Смолла. Висячий плуг получил широкое распространение во многих областях Центральной России. Его покупали не только помещики, но и некоторые зажиточные крестьяне.
Позднее этот плуг был значительно усовершенствован, его стали изготовлять целиком из металла и назвали "рязанский плуг". Благодаря высокой стойке им можно было хорошо запахивать навоз. Отвал и лемех отливали из стали, а пятку - из закаленного чугуна.
В конце XIX в. для лучшей запашки навоза на легкие одноконные висячие плуги устанавливают "скимкольтеры", выполнявшие роль предплужников. По виду скимкольтер напоминал небольшой особого вида отвальный корпус. Его укрепляли на грядиле вместо черенкового ножа или между ножом и корпусом. Скимкольтер отрезал с полевой стороны пласта трехгранную ленту земли, которая затем плужным корпусом сбрасывалась на дно борозды.
Пахать висячим плугом было нелегко. Плуг в борозде шел неустойчиво. Качество пахоты зависело от умения и старания пахаря. Со временем к висячим плугам приделали два колеса. Так появились рамные полупередковые плуги. Роль грядиля в этих плугах выполняла рама, опирающаяся на колеса. Одно колесо шло по борозде, другое - по невспаханному полю. Управлять таким плугом стало легче.
Предшественником современных многокорпусных тракторных плугов несомненно был многокорпусный плуг с деревянной рамой, применявшийся на юге России еще в первой половине XIX в.
Особое место среди них занимает пятикорпусный плуг Василия Христофорова, с плоской дубовой рамой, созданный им в 1866 г. Его назвали землеобработником. Он имел пять корпусов. Два из них были съемные. Ширина захвата корпуса составляла 30 см, расстояние между корпусами по ходу плуга - 50 см, а высота стоек плуга - 40 см. Подъем и опускание корпусов регулировались рычажным подъемным механизмом. Отвалы имели полувинтовую поверхность. Три продольных бруса рамы для крепления корпусов Христофоров заменил одним, расположив его по диагонали. Созданный Христофоровым плуг явился, по существу, прообразом тракторных многокорпусных плугов с плоской рамой, появившихся только в 20-х годах нашего века. Плуг получил широкую известность. О нем много писали. Это было одно из немногих русских изобретений, признанных и по достоинству оцененных за границей.
Специальная комиссия по испытанию плуга в 1869 г. сообщала: "...Агрономы и механики Англии, Франции и Германии отдали должную дань г. Христофорову за его изобретение. В Англии нашли "землеобработник" выше парового плуга Фаулера; во Франции от известного общества промышленности и искусств после тщательных опытов наш соотечественник получил самую высокую награду - звание почетного члена и Золотую медаль. Лучшие знатоки дела оценили это орудие и нашли его превосходным, особливо в приложении к южнорусским степям, так нуждающимся в рабочих руках. Все присутствовавшие на пробе эксперты и хозяева единогласно признали, что работы, произведенные этим орудием, верх совершенства и оно может найти самое разнообразное приложение в южнорусском хозяйстве" и далее... "В последний день опытов присутствовавшие хозяева и эксперты выразили желание почтить благородного, честного труженика на пользу общую поднесением ему серебряной вазы с изображением на ней его портрета и его превосходного изобретения. Пусть почтившие нашего соотечественника иностранцы знают, что нам еще дороже, чем им, всякое проявление светлой, честной мысли, и пусть потомки наши знают, что мы умеем ценить истинно благородное стремление хозяина принести свой труд и капитал на пользу юга России". Какими пустыми и насмешливыми выглядят эти слова сейчас. Изобретение В. Христофорова скоро было забыто.
Общая экономическая отсталость России тормозила производство плугов.
Только с ростом капитализма в России начинает развиваться и сельскохозяйственное машиностроение. Правда, в значительной своей массе открываемые заводы принадлежали иностранным фирмам или были их филиалами по сборке ввозимых из-за границы отдельных частей машин. Но среди их числа появляются заводы, принадлежащие русским промышленникам.
В России производство плугов в отдельных мастерских было начато еще в XVIII в. Промышленное же производство плугов началось с 1802 г. на предприятии X. Вильсона в Москве. Позднее появился еще ряд предприятий полукустарного типа, производивших плуги различных конструкций.
Первые плугостроительные заводы строятся на юге России. Среди них особое место по значимости и заслугам в окончательной выработке улучшенной конструкции южнорусского передкового плуга, названного позднее "колонистским", занимают предприятия Г. Гена в Одессе и братьев Донских в Николаеве.
Георгий Ген был создателем колонистского плуга. Начиная с 1844 г. он организовал производство этих плугов в своих мастерских и внес много усовершенствований в конструкцию плуга. Дело продолжил его сын - Иван Георгиевич Ген, основавший в 1854 г. в Одессе первый плугостроительный завод.
Молодым русским заводам было трудно конкурировать с лучшими фирмами Англии, Франции, Германии и Америки, продукция которых была дешевле. Зато русские заводчики, лучше знавшие запросы и условия сельского хозяйства России, выпускали более усовершенствованное орудие.
Отсутствие единой таможенной государственной политики тормозило отечественное производство сельскохозяйственных машин и орудий, в том числе и плугов, потому что ввоз сельскохозяйственных машин оставался беспошлинным. В 1885 г. вошло в силу обложение пошлиной ввозимых в Россию иностранных машин. Ввоз сельскохозяйственных машин сразу же сократился на 60%, а русские заводы стали усиленно развивать свою деятельность. Однако то, что было выгодно русским заводчикам, оказалось разорением для русского крестьянства: вместе с ростом пошлины на машины возросли и цены. Мог ли, например, даже средний крестьянин купить плуг за 20 руб., если его годовой доход не превышал 20 руб.? При этом еще для запряжки требовалось минимум две лошади. Поэтому крестьяне большинства губерний России, особенно центральных, вынуждены были, как писал Янка Купала, "читать грустную книгу помещичьей пашни и писать печальную повесть своего горя сохой да косой".
Многие передовые и прогрессивные деятели того времени отрицательно встретили решение правительства о введении пошлины на ввозимые в Россию иностранные машины.
Противником высоких пошлин на сельскохозяйственные машины выступил Д.И.Менделеев. В 1891 г. в записи комиссии по пересмотру цен он писал, что для такой сельскохозяйственной страны, как Россия, обложение иностранных машин, без развитого отечественного производства, при высокой стоимости металла не выдерживает ни малейшей критики и требовал уменьшения стоимости металла. Царское правительство пошло на уступки иностранным фирмам. В августе 1893 г. основная 70-копеечная пошлина была понижена по договору с Францией до 50 коп., а с марта 1894 г. эта ставка сделалась общей для всех стран. Требовались научные основы для проектирования машин.
Человек обрабатывает почву более 10 тысяч лет. Земледелие уже было в то время, когда еще не приходилось говорить о каких-либо почвообрабатывающих орудиях. Зерна сеяли в землю без всякой обработки, протыкая лунки для них простой заостренной палкой. По сути дела это и была нулевая обработка почвы, только на более низком, примитивном уровне. Борьба с сорняками и удобрение почвы проводились самым простым способом: поджигали лес, росший на месте будущего поля. Сорняки сгорали, а древесная зола была прекрасным удобрением. Количество людей на Земле увеличивалось, продуктов нужно было все больше. Следующий шаг в земледелии - изобретение сохи, которую тянули люди или животные. Применение сохи позволило поднять производительность обработки почвы, но технология возделывания зерновых при этом мало изменилась. Просто вместо лунок зерна сажали в узкую борозду, образуемую лезвием сохи. Борозду заделывали вручную или таская по полю суковатую ветку - прообраз современной бороны. Борьба с сорняками и удобрение почвы не претерпели изменений, благо лесов еще хватало.
Древние почвообрабатывающие орудия: борона-суковатка.
Древние почвообрабатывающие орудия: соха.
Соха была эффективным орудием, пока можно было сжигать леса, расчищая и удобряя новые поля. Но так не могло продолжаться бесконечно… а на старых полях плодородие почвы падало. И тогда для повышения урожайности нашли новый способ - обеспечить хорошее разрыхление и борьбу с сорняками.Уже древние греки пользовались отвальным плугом, который запахивал сорняки на глубину, где они не могли прорасти. Классическая технология того времени - вспашка отвальным плугом, посев зерна вручную и боронование для заделки зерна в почву.Старинный деревянный плуг
Плуг - сельскохозяйственное орудие для основной обработки почвы. Плуг имеет несколько преимуществ. Основная его задача - перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, делает почву более мягкой и рыхлой, облегчает дальнейший посев.Когда появилось сельское хозяйство, земля обрабатывалась вручную, либо с помощью мотыг на мягких плодородных почвах вроде берегов Нила, где ежегодные приливы омолаживали почву и облегчали её обработку. Чтобы регулярно выращивать зерновые культуры в менее плодородных областях, более низкий слой почвы с питательными веществами требовалось поднять на поверхность.
Распашка с использованием плуга и волов. Миниатюра начала XVI века. Миниатюра поэмы «God Spede ye Plough» Британский музей.
Приручение волов в Месопотамии, возможно уже в VI тысячелетии до н.э, дало человечеству достаточную тяговую силу, необходимую для развития орудий для вспашки. Самые первые плуги имели очень простое строение и представляли собой раму (дышло), держащую в себе вертикально закреплённый кусок дерева (лемех), который волочили сквозь верхний слой почвы. Как лемех, так и дышло выделывались из одного куска дерева, о чём свидетельствует, например, сиракузская бронзовая монета. Древние формы плуга известны нам по вавилонским и древнеегипетским изображениям, наскальным рисункам в Северной Италии и Южной Швеции (относящимся ко 2-му тысячелетию до н. э.), а также по находкам древних плугов в торфяниках на территории Польши. Ранее I тыс. до н. э. плуг был известен в Китае.
Плуг на лошадиной тяге.
Древними римлянами был изобретён отвал, который отбрасывал землю в сторону, погребая сорняки и остатки предыдущего урожая под слой земли, в то же время вытаскивая питательные вещества на поверхность. Такой плуг мог также быть использован на сырой земле, вода стекала по бороздам, оставленным плугом. Кроме этого, римляне поставили передок на колёсах, позволявший регулировать глубину хода плуга; и применили нож, размещаемый перед лемехом для разрезания почвы.В самом начале отвалы делались из дерева в виде продолговатого четырёхугольника. Спереди их прикрепляли к стойке, а позади к подошве и к одной из рукояток плуга посредством деревянной или железной связи. Так как к дереву земля налипает сильнее, нежели к металлу, то впоследствии стали делать отвалы из чугуна или железа и давать им форму местами вогнутую, местами выпуклую, так что отвал представлял собой изогнутую винтообразную поверхность.Первым коммерчески успешным плугом с использованием железных частей следует считать «Роттердамский плуг», разработанный Джозефом Фольямбе (Joseph Foljambe) в 1730 году в Роттердаме, Англия. Он был прочным, лёгким, и созданным по математическим расчётам шотландского конструктора Джеймса Смола (James Small). Плуг позволял срезать, поднимать и переворачивать слой земли. Британский крестьянин за плугом.
Различные плуги конца XI- начала XX века.
Стальные плуги появились во времена промышленной революции. Они были легче и прочнее тех, что изготовлялись из железа или дерева. Первый стальной плуг изобрёл американский кузнец Джон Дир (John Deere) в 1830-х годах. К тому времени дышло, крепившееся к упряжи животных, было приспособлено так, что колесо в передней части плуга катилось по земле. Первые стальные плуги управлялись пешим человеком. Управляющий шёл вслед за плугом, держась за две рукоятки, и регулировал направление и глубину борозды. Он также часто руководил движением животных, тянущих за собой плуг. Позже появились плуги, где управляющий уже сидел на специальном сидение на колёсах, а плуг имел несколько лемехов.С появлением парового трактора стало возможно использовать его для вспашки. В Европе уравновешенные плуги на колёсах тянулись проволочными канатами (в качестве средства передачи), управляемых парой паровых двигателей английского инженера Джона Фоулера (John Fowler). В Америке твёрдая почва равнин позволила прямое использование больших паровых двигателей в качестве тяговой силы. Часто бывало, что до десяти паровых машин тянули один большой плуг, что позволяло вспахать сотни акров земли за день. Только паровые машины могли двигать такие большие плуги. Когда появились бензиновые двигатели, они не имели достаточной мощности сравнимой с паровой тягой.В Австралии в 1870-е годы был изобретён специальный плуг для распашки земель под виноградники, названный «Стамп Джамп». Его устройство позволяло плужному лемеху самому перепрыгивать через шишковатые и очень длинные, выступающие на поверхность корни эвкалиптов. С помощью такого плуга первые поселенцы в долине МакЛарен обрабатывали все самые старые виноградники в регионе.Более простая система, созданная позже, использует вогнутый диск (или два), установленный под большим углом к направлению движения. Вогнутая поверхность удерживает диск в земле, если под него не попадает что-либо твёрдое. Когда плуг натыкается на корень дерева или камень, лемех плуга подпрыгивает, что позволяло избежать поломки плуга и продолжить вспашку.Традиционные плуги могут переворачивать землю только в одном направлении, указываемым отвалом лемеха. В результате действия плуга образуются гребни вспаханной земли между бороздами, похожие на грядки. Этот эффект наблюдается и на некоторых полях, обрабатывавшихся в древние времена.Современные оборотные плуги имеют двойные переворачивающиеся лемеха: пока один работает на земле, второй переворачивает её в воздухе(ошибочное суждение - в текущий момент времени работает один комплект - так же, как у обычного плуга). Доходя до края поля, плуг под действием гидравлики переворачивается, и при втором обратном проходе новые борозды отваливаются в ту же сторону, что и в первый раз, что позволяет избежать гребней. Оборотный плуг не производит никаких дополнительных операций с пластом. Его использование позволяет пахать "челночным" методом - каждый последующий проход вплотную к предыдущему. Для этого необходимы два комплекта лемехов "зеркальной" конструкции на одной раме. При проходе один комплект работает, второй "смотрит в небо". После прохода и разворота агрегата "зеркальные" лемеха с помощью гидравлики меняются местами. Такая схема вспашки позволяет получить однородную вспаханную поверхность с гребнями, ориентированными в одну сторону (гладкая вспашка). Кроме того, экономится время и топливо на переездах между загонами. При вспашке же обычным плугом половина загона имеет гребни справа от борозды, половина - гребни слева. При этом в центре загона образуется либо двойной гребень (при вспашке "в свал", когда агрегат начинает движение с середины загона и ходит по расширяющейся спирали), либо двойная борозда (при вспашке "вразвал", когда агрегат начинает движение у края загона и ходит по сужающейся спирали).Оборотный плуг подсоединяется к трактору с помощью трехточечной навески. Обычные плуги имеют от 2 до 5 отвалов, но полузакрепленные плуги, поднятие которых поддерживается колесом с диаметром в половину длины плуга, могут иметь до 18 отвалов. Гидравлическая система трактора используется для поднятия и переворота плуга, а также для регулирования ширины и глубины борозды. Тракторист всё ещё должен регулировать сцепление плуга, так чтобы он шёл под нужным углом. На современных тракторах глубина и угол вспашки устанавливаются автоматически.Современные производители почвообрабатывающих машин LEMKEN, Gregoire Besson, KUNH и др. в большинстве своих разработок делают упор на усовершенствование конструкций современных орудий для обработки почвы с оборотом пласта.Плужная обработка оказывает длительное влияние на строение обрабатываемого слоя. Все типы почв подвержены влиянию внешней среды и атмосферным осадкам. Почвы сохраняют созданное пахотой строение короткое время. Сказывается тяжелый механический состав (содержание физической глины до 70%) большое количество осадков в межсезонье. Также большое влияние влияет давление движителей машин. Они уплотняют почву тем сильнее, чем выше влажность пахотного слоя и тяжелее механический состав почв. На почвах нашего края уплотнение почв резко возрастает при влажности до 25%. В южно-предгорной зоне края преобладают глинистые почвы с содержанием физической глины до 70% особенно велико уплотнение в весенний период. В такой почве под неглубоким подсохшим слоем сохраняется переувлажненная почва, которая легко поддается уплотнению на глубину до 60 см. и это уплотнение сохраняется на весь вегетационный период растения. Таким образом, сегодня появилась возможность обоснования системы обработки почвы в зависимости от распределения содержания гумуса по глубине в пахотном и подпахотном горизонтах, дающей основания для разработки не только энергосберегающих приемов обработки почвы, но и поддержания устойчивости климата на земном шаре, так как ископаемый гумус в результате потерь при выращивании сельскохозяйственных культур пополняет атмосферу углекислым газом.Освоение энергосберегающих технологий на наших типах почв обеспечивает не только экономию ресурсов, но главное, способствует оздоровлению почв и восстановлению природного равновесия.