Древняя христианская символика. Раннехристианские символы: рыбка, лилия, якорь, пеликан, etc.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин
Молитва от страха, тревоги и боязниВ мире нет людей, которые никогда в жизни не чувствовали страх, тревогу, боязнь, волнение или иные подобные чувства. Что заложено в понятии страх? Тут мы увидим, что в этом понятие заложено много ложных чувств и для него совершенно нет никаких причин.Перед страхом все люди ра... Читайте далее

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь. Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

Крест знак христианской веры, а якорь латентный образ креста. Разновидностей крестов существует несколько. Это латинский, греческий, перевернутый крест, крест голгофы. Это удивительно, но первые православные не поклонялись перед крестом. Со временем он стал главным атрибутом церквей и человека.

Самые первые изображения распятия Христа включали одежду и корону, более поздние терновый венец, гвозди и кровь. Терновый венец символизирует страдания Христа.

Агнец символизирует жертву Христа для спасения грешных людей. В период зарождения христианства знак был удобен, он изображал безобидного ягненка. Этот символ можно было носить открыто и не скрывать. Но в 680 году в Константинополе его упразднили. С этого времени начинается эпоха иконописи Христа.

Когда к деве Марии пришел архангел Гавриил новостью о ее предначертании, то руки держали белую лилию. Лилия знак целомудрия святой Девы. Это стало основанием изображать на иконах святых с лилией в руках.

Христианские православные символы

В оформлении церкви можно встретить разнообразную символику:

  • Знак чаши, который изменил ход истории. Чешский священник Ян Гус поделился вином из одной чаши с прихожанами. Вино разрешалось делить только со священниками. Этим он нарушил каноны римской церкви и умер мученической смертью на костре.
  • Треугольник — пентаграмма Святой Торицы Отца, Сына и Святого Духа, икона Троица в доме есть у каждого верующего.
  • Голубь символ православного христианства, вестник хороших новостей с оливковой веткой в клюве. При всемирном потопе голубь вернулся к Ною и дал знать, что вода ушла. Другое его значение — эмблема мира и благоденствия жизни.
  • Орел знак вознесения, символизирует душу, которая в поисках Бога.
  • Можно в храмах наблюдать серафимов, это ближайшие ангелы к Богу. Серафимов изображают с огненными мечами, шестью крыльями и шестнадцатью обликами.
  • Восьмиконечная звезда знак рождения Христа.
  • Ангел знак человеческого воплощения Иисуса.
  • Хлеб символизирует притчу о том, как 5 тысяч людей наелись пятью буханками хлебами.
  • Стрелы, пронизывающие сердце, знак пророчества Сименона.
  • Виноградная лоза — знак обряда причастия в церкви.
  • Всевидящее око понятие благоразумия и всеведения святой Троицы.
  • Несгораемая купина терновый горящий куст, который не сгорает. Символ Божьей Матери, которую коснулся Святой Дух.
  • Девяти конечная звезда это дары Святого Духа.

Самые распространенные символы православных храмов это нимб и крест.

Господь всегда с Вами!

  • Интересное в православии
  • Это необходимо знать каждому

ikona-i-molitva.info

Христианские символы и знаки

Посещая храмы и открывая церковные книги, мы сталкиваемся с большим количеством всевозможной религиозной символики, значение которой порой бывает не вполне понятно. Особенно это ощутимо, когда приходится рассматривать иконы, а также фрески, картины или гравюры, созданные на библейские сюжеты много веков назад. Чтобы понять их тайный язык, познакомимся с некоторыми наиболее часто используемыми в них символами и поговорим об их происхождении.

Христианские символы

Тайные знаки первых христиан

Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения. Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов. Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.

Христиане первых веков не знали икон в том виде, в котором они существуют сегодня, и на стенах катакомб изображали не Самого Спасителя, а лишь символы, выражающие те или иные стороны его сущности. При внимательном их изучении раскрывается вся глубина богословия ранней Церкви. Среди наиболее часто встречающихся образов можно увидеть Доброго пастыря, Агнца, корзины с хлебами, виноградные лозы и многие другие символы. Несколько позже, уже в V-VI веках, когда христианство из гонимой властями секты превратилось в государственную религию, к ним прибавился Крест.

Христианские символы и их значения, малопонятные оглашенным, то есть людям, ещё не посвящённым в смысл учения и не принявшим Святое Крещение, являлись своего рода наглядной проповедью для членов Церкви. Они становились продолжением притчей Иисуса Христа, произносимых им перед толпами слушателей, но смысл которых он раскрывал лишь близкому кругу своих учеников.

Первые символические изображения Спасителя

Одним из наиболее ранних символических сюжетов катакомбной живописи является сцена «Поклонения волхвов». Исследователями было обнаружено двенадцать таких фресок, датируемых II веком, то есть выполненных примерно через столетие после событий, описанных в Евангелии. В них заложен глубокий богословский смысл. Восточные мудрецы, пришедшие поклониться Рождеству Спасителя, как бы свидетельствуют о предсказанности его появления древними пророками и символизируют собой неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветом.

Символ христианской веры

Примерно в тот же период на стенах катакомб появляется надпись, выполненная греческими буквами ΙΧΘΥΣ (в переводе – "рыба"). В русском прочтении она звучит как «Ихтис». Это акроним, то есть устойчивый вид аббревиатуры, получившей самостоятельное значение. Он образован из начальных букв греческих слов, составляющих выражение «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», и в нём заключён основной символ христианской веры, подробно изложенный затем в документах Никейского Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Малой Азии. Добрый Пастырь, а также Ихтис считаются первыми изображениями Иисуса Христа в искусстве раннехристианского периода.

Любопытно заметить, что в раннехристианской символике этому акрониму, обозначавшему Сына Божьего, сошедшего в мир, действительно соответствовало изображение рыбы. Учёные находят этому несколько объяснений. Обычно указывают на учеников Христа, многие из которых изначально были рыбаками. Кроме того, вспоминают слова Спасителя о том, что Царство Небесное подобно закинутому в море неводу, в котором оказываются рыбы разного рода. Сюда же относят и многочисленные Евангельские эпизоды, связанные с ловом рыбы и насыщением ею алчущих (голодных).

Что такое Хризма?

Символы христианского учения включают в себя и такой весьма распространённый знак, как «Хризма». Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий. Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего.

Изображения этого знака часто встречается на монетах, в мозаичных композициях, а также на рельефах, украшавших саркофаги. Фото одного из них приводится в статье. В российском православии Хризма приобрела несколько иной смысл. Буквы Х и Р расшифровывают как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы.

Крест – символ Христовой веры

Как это ни странно, но первые христиане не поклонялись Кресту. Основной символ христианской веры получил распространение лишь в V веке. Первые христиане его изображений не делали. Однако после своего появления он в течение короткого времени стал обязательной принадлежностью каждого храма, а затем и нательной символикой верующего человека.

Христианские символы и их значения

Нужно заметить, что на древнейших распятиях Христос изображался живым, облачённым в одежды, а зачастую и увенчанным царской короной. Более того, Ему, как правило, придавался торжествующий облик. Терновый венец, гвозди, а также раны и кровь Спасителя появились лишь в изображениях, датируемых IX веком, то есть в период позднего Средневековья.

Агнец, ставший искупительной жертвой

Многие христианские символы берут начало от своих ветхозаветных прообразов. Среди них ещё одно изображение Спасителя, выполненное в виде Агнца. В нём заключён один из основополагающих догматов религии о жертве, принесённой Христом во искупление грехов людских. Как в давние времена агнец отдавался на заклание во умилостивление Бога, так теперь сам Господь возложил на жертвенник Своего единородного Сына для избавления людей от тяжести первородного греха.

В раннехристианские времена, когда последователи новой веры были вынуждены соблюдать конспирацию, этот символ был весьма удобен тем, что его смысл могли понять лишь посвящённые. Для всех прочих он оставался безобидным изображением ягнёнка, которое можно было, не скрываясь, наносить где угодно.

Однако на Шестом Вселенском Соборе, состоявшемся в 680 году в Константинополе, этот символ был запрещён. Вместо него предписывалось на всех изображениях придавать Христу исключительно человеческий облик. В пояснении говорилось, что таким образом будет достигаться большее соответствие исторической правде, а также создаваться простота в его восприятии верующими. С этого дня началась история иконографии Спасителя.

Этот же собор издал ещё одно постановление, не утратившее силу до настоящего времени. На основании этого документа запрещалось делать любые изображения Животворящего Креста на земле. В пояснении вполне логично и здраво указывалось, что недопустимо попирать ногами то, благодаря чему все мы были избавлены от проклятия, тяготевшего над человечеством после первородного грехопадения.

Символы христианской религии

Лилия и якорь

Существуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы.

Это стало причиной того, что в средневековой иконописи вошло в традицию изображать с лилией в руках святых, прославившихся чистотой своей жизни. Тот же символ восходит и к дохристианским временам. В одной из ветхозаветных книг, носящей название «Песнь Песней», говорится, что храм великого царя Соломона украшался лилиями, что связало этот цветок с образом мудрого правителя.

Рассматривая христианские символы и их значения, необходимо также вспомнить изображение якоря. Оно вошло в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям». В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение Божьего обетования безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным. Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики.

Изображение голубя в христианской символике

Как уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование. В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала. В данном контексте голубь сделался символом мира и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики.

Символы христианского учения

На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога – Святой Троицы.

Образы, символизирующие четырёх евангелистов

К Ветхому Завету, а точнее, к Псалтири, составляющей одну из его книг, относится образ орла, символизирующего собой юность и силу. Основанием для этого стали слова, приписываемые царю Давиду и заключённые в сто втором псалме: «Обновится яко орля (как орёл) юность твоя». Неслучайно именно орёл стал символом апостола Иоанна – самого молодого из евангелистов.

Уместно будет также упомянуть христианские символы, обозначающие авторов остальных трёх канонический Евангелий. Первому из них – евангелисту Матфею – соответствует изображение ангела, воплощающего собой образ мессианского предназначения Сына Божия, посланного в мир для его спасения. Следом за ним идёт евангелист Марк. Рядом с ним принято изображать льва, символизирующего царское достоинство Спасителя и Его могущество. Третьим благовестником (слово «Евангелие» в переводе означает «благая весть») является евангелист Лука. Ему сопутствует жертвенный агнец или телец, подчёркивающий искупительное значение земного служения Сына Божьего.

Эти символы христианской религии неизменно встречаются в росписи православных храмов. Обычно их можно видеть помещёнными с четырёх сторон свода, поддерживающего купол, в центре которого, как правило, изображается Спаситель. Кроме того, они же вместе с образом Благовещения по традиции украшают Царские врата.

Символы, значение которых не всегда понятно

Нередко у посетителей православных храмов вызывает удивление встречающееся в них изображение шестиконечной звезды – такой же, как на государственном флаге Израиля. Казалось бы, какую связь могут иметь православные христианские символы с этим сугубо иудейским знаком? На самом деле удивляться тут нечему – шестиконечная звезда в данном случае лишь подчёркивает связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей, и к политике не имеет никакого отношения.

Православные христианские символы

Кстати, попутно вспомним и восьмиконечную звезду, также являющую собой элемент христианской символики. В последние годы ею часто украшают верхушки рождественских и новогодних ёлок. Она призвана изображать ту вифлеемскую звезду, которая в Рождественскую ночь указывала волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель.

И ещё один символ, вызывающий вопросы. В основании крестов, венчающих купола православных храмов, часто можно видеть полумесяц, помещённый в горизонтальном положении. Поскольку сам по себе он принадлежит к мусульманской религиозной атрибутике, то нередко такую композицию истолковывают неправильно, придавая ей выражение торжества христианства над исламом. В действительности это не так.

Лежащий горизонтально полумесяц в данном случае является символическим изображением христианской церкви, которой придан образ корабля или челна, перевозящего верующих через бурные воды житейского моря. Кстати, этот символ также относится к числу наиболее ранних, и его можно увидеть в том или ином варианте на стенах римских катакомб.

Христианский символ Троицы

Прежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности.

В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб. Они были обнаружены на стенах римских катакомб. Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше.

Содержание христианских символов

Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом. Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только триединство Бога, но и Его бесконечность. Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ.

История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды. Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов. Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов - как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства.

fb.ru

25 главных православных символов - Правми

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.

1. Крест восьмиконечный

Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос. Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

2. Корабль

Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего. Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

3. Голгофский крест

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа. Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

4. Виноградная лозаВиноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

5. Ихтис

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

6. Голубь

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

7. Агнец

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

8. Якорь

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

9. Хризма

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

10. Терновый венец Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

11. IHS

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

12. Треугольник

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

13. Cтрелы

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

14. Череп

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

15. Орёл

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

16. Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

19. Девятиконечная звезда Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах. Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

Лев — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

24. Телец

Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

25. Ангел

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

Источник

Рекомендуем: православные иконы.

Читайте также:Рассказ пономаря о пережитом опыте клинической смертиПравославные храмы ПольшиКак православие относится к технике визуализации?10 интересных фактов о христианстве

pravzhizn.ru


Как и откуда появилась христианская символика (часть 3). Древняя христианская символика


Раннехристианские символы: рыбка, лилия, якорь, пеликан, etc.

Как известно, первые три века христианской истории прошли под знаком периодически повторяющихся гонений. В таких условиях необходимо было выработать целую […]

Как известно, первые три века христианской истории прошли под знаком периодически повторяющихся гонений. В таких условиях необходимо было выработать целую систему тайных знаков, с помощью которых можно было опознать братьев по вере.

Кроме того, развивалось и богословие образа. Христиане искали символы, с помощью которых могли бы аллегорически передать оглашаемым истины веры, содержащиеся в Евангелии, оформить помещения для богослужений, чтобы сама обстановка напоминала им о Боге и настраивала на молитву.

Так появился ряд оригинальных раннехристианских символов, о которых и будет дальнейший небольшой рассказ.

1. Рыбка

1

Самым распространенным символом первых веков была рыбка (греч. «ихфис»). Рыбка являлась акронимом (монограммой) имени Иисуса Христа и, вместе с тем, христианским исповеданием веры:Иисус Христос Феу Иос Сотир — Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Рыбку христиане изображали на своих домах — в виде небольшого рисунка или в качестве элемента мозаики. Некоторые носили рыбку на шее. В катакомбах, приспособленных под храмы, данный символ тоже очень часто присутствовал.

2. Пеликан

pelican

С этой птицей связана красивая легенда, существующая в десятках несколько отличных друг от друга вариантов, но очень похожая по смыслу на идеи Евангелия: самопожертвование, обожение через причащение Тела и Крови Христовых.

Пеликаны живут в прибрежных камышах у теплого Средиземного моря и часто подвергаются укусам змей. Взрослые птицы питаются ими и иммунны к их яду, а птенцы еще нет. Согласно легенде, если птенцов пеликана укусит ядовитая змея, то он расклевывает собственную грудь, чтобы причастить их кровью с необходимыми антителами и тем спасти их жизнь.

Поэтому, пеликана часто изображали на священных сосудах или в местах совершения христианских богослужений.

3. Якорь

2

Церковь — это прежде всего твердое основание человеческой жизни. Благодаря ему человек обретает способность отличать добро от зла, понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. А что может быть тверже и надежнее чем якорь, удерживающий на месте огромный корабль жизни в бурном море человеческих страстей?

Также — символ надежды а будущее воскресение из мертвых.

Кстати, на куполах многих древних храмов изображается именно крест в виде древнехристианского якоря, а никакой не «крест, побеждающий мусульманский полумесяц».

4. Орёл над городом

3

Символ высоты истин христианской веры, объединяющих все население Земли. Дожил до наших дней в виде архиерейских орлецов, использующихся на торжественных богослужениях. Также указывает на небесное происхождение власти и достоинства епископского сана.

5. Хризма

4

Монограмма, составленная из первых букв греческого слова «Христос» — «Помазанник». Некоторые исследователи ошибочно отождествляют этот христианский символ с двулезвийной секирой Зевса — «Лабарумом».  По краям монограммы иногда помещают греческие буквы «а» и «ω».

Хризму изображали на саркофагах мучеников, в мозаиках баптистериев (крестилен), на щитах воинов и даже на римских монетах — уже после эпохи гонений.

6. Лилия

5

Символ христианской чистоты, непорочности и красоты. Первые изображения лилий, судя по Песни Песней, служили украшением еще храма Соломона.

По преданию, Архангел Гавриил в день Благовещения пришел к Деве Марии с белой лилией, которая с тех пор стала символом Ее чистоты, невинности и преданности Богу. С этим же цветком христиане изображали святых, прославленных чистотой своей жизни, мучеников и мучениц.

7. Виноградная лоза

6

Символ связан с образом, к которому в своих притчах часто обращался сам Господь. Обозначает Церковь, её жизненную силу, изобилие благодати, евхаристическую жертву: «Я есмь виноградная лоза, а отец мой — виноградарь…».

Изображалась на предметах церковной утвари и, конечно, в храмовых орнаментах.

8. Феникс

7

Образ Воскресения, связанный с древней легендой о вечной птице. Феникс жил несколько веков и, когда ему приходило время умирать, прилетал в Египет и там сгорал. От птицы оставалась только кучка питательного пепла в котором, спустя некоторое время зарождалась новая жизнь. Вскоре из него восставал новый омолодившийся Феникс и улетал на поиски приключений.

9. Агнец

8

Всем понятный символ добровольной жертвы непорочного Спасителя за грехи мира. В раннем христианстве часто изображался с человеческим лицом или с нимбом (иногда встречался и совмещенный вариант). Позже был запрещен к изображению при иконописании.

10. Петух

1

Символ всеобщего воскресения которое ожидает всех по Втором пришествии Христовом. Подобно тому, как крик петуха пробуждает людей ото сна, трубы ангелов пробудят людей в конце времен для встречи Господа, Страшного суда и наследования новой жизни.

Существуют и другие раннехристианские символы, которые не вошли в данную подборку: крест, голубь, павлин, чаша и корзины с хлебом, лев, пастух, оливковая ветвь, солнце, добрый пастырь, альфа и омега, колосья хлеба, корабль, дом или кирпичная стена, источник вод.

Андрей Сегеда

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Похожие статьи

pravoslavie.fm

Христианские православные символы, их значение

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день, нас уже больше 50 000 человек. Еще одно, что бы не происходило в вашей жизни: беда, болезнь, унынье, злоба, гнев, неблагоприятные обстоятельства, ПОМНИТЕ, вы не одиноки, с вами Бог и он вас любит такими, какие вы есть! Молитесь Богу. Господь все устроит. Ангела Хранителя Вам!

При посещении храмов обычный человек не совсем понимает значение православных символов и знаков. Это вполне понятно. Чтобы понять назначение символов надо обратиться к истории христианства.

0856

Изображение Христа Спасителя

Православные символы и знаки, и их значение берут свое начало еще с катакомб Италии, где ученики Христа совершали богослужение в условиях жесткого гонения властей. Раннее христианство не знало иконописи, и выражало на стенках не самого Христа, а его сущность. Можно увидеть Агнца, лозы винограда, хлеб, Доброго пастыря.

Ранней символикой можно считать «Поклонение Волхов». Исследователи обнаружили 12 фресок с датой 2 –го века, после событий изложенных в Евангелии. Это свидетельство предсказания воскрешения и символ связи Ветхого и Нового завета. В это же время появляется написание греческими иероглифами, которое по-русски звучит как «Ихтис», что означает рыба. Добрый пастырь и «Ихтис» первые образы Христа периода начального христианства. Символику «Ихтис» использовали моряки для изображения близкого им бога.

Хризма является вензелем имени Христа, состоит из букв Х и Р, по бокам иероглифы. В оформлении храмов он встречается часто, как и другие знаки.

Полезные статьи:

Христианские символы и их значение

Христианские символы и их значение
chi-rho.jpg (1134 bytes) Хи Ро – один из самых ранних крестообразных символов христиан. Он образован наложением двух первых букв греческого варианта слова Христос: Хи=Х и Ро=Р. Хотя технически Хи Ро не является крестом, он ассоциируется с распятием Христа и символизирует его статус Господа. Считается, что первым использовал Хи Ро в начале IV в. н.э. император Константин, украсив им лабарум, военный штандарт. Как отмечает христианский апологет IV века Лактанций, в канун битвы у Мильвийского моста в 312 г. н.э. Константину явился Господь и приказал нанести изображение Хи Ро на щиты воинов. После победы Константина в битве у Мильвийского моста Хи Ро стал официальной эмблемой империи. Археологи нашли доказательство того, что Хи Ро был изображен на шлеме и щите Константина, равно как и его солдат. На монетах и медальонах, которые чеканили в эпоху правления Константина, также был высечен Хи Ро. К 350 г. н.э. изображения стали появляться на христианских саркофагах и фресках. [A.E.M.] flaming-chalice.jpg (2740 bytes)Философ А.Н. Уайтхед говорил, что настоящие символы способны менять ход истории. Символ чаши является очень значимым. В XV веке произошло событие, после которого чаша стала олицетворением мужества чешского священника Яна Гуса. Он принял мученическую смерть за то, что поделился своим питьем с прихожанами в обход правил римской церкви, разрешающих делить вино только со священниками. За свой поступок он был сожжен на костре. Другая подобная история произошла со сторонниками унитарианства, которые тоже подвергались преследованиям за попытку демократизации религиозных институтов.

Украшения с христианской символикой

Созданы художником Давидом Вайсманом и Ka Gold Jewelry Кликните фото, чтобы перейти к подробному описанию товара
ichthus.jpg (2229 bytes)Ихтус (их-тус) или ихтис по-гречески значит «рыба». Греческие буквы, которыми писалось слово: йота, хи, тета, ипсилон и сигма. В английском переводе это IXOYE. Пять названных греческих букв – это первые буквы слов Iesous Christos, Theou Uios, Soter, что значит «Иисус Христос, сын божий, Спаситель». Этот символ использовался преимущественно среди ранних христиан в I-II вв. н.э. Символ был завезен из Александрии (Египет), которая в то время была многолюдным морским портом. Товары шли из этого порта по всей Европе. Вот почему символ ихтис первыми стали использовать моряки для обозначения близкого им бога. taucross.jpg (872 bytes) После видения у распятия Сан-Дамиано Святой Франциск выбрал в качестве своей эмблемы более древний символ искупления: Тау-крест.

В комментариях к писаниям Израиля ранние христианские авторы использовали греческий перевод этого символа – Септуагинта, в котором последняя буква еврейского алфавита, тау, читалась по-гречески как «т». Стилизованное воплощение последней буквы еврейского алфавита крест Тау стал символизировать отмену непослушания старого Адама и превращение Христа в нашего Спасителя, нового Адама.

latin-cross.gif (1018 bytes)Латинский крест, также известный как протестантский крест и западный крест. Латинский крест (crux ordinaria) служит символом христианства, несмотря на то, что он задолго до основания христианской церкви он являлся символов язычников. Он был создан в Китае и Африке. Его изображения встречаются на скандинавских изваяниях Бронзового века, воплощающих образ бога войны и грома Тора. Крест считается магическим символом. Он приносит удачу и отгоняет зло. Одни ученые интерпретируют наскальные изображения креста как символ солнца или символ Земли, лучи которого обозначают север, юг, восток и запад. Другие указывают на его схожесть с человеческой фигурой. lamb-of-god.gif (4924 bytes)Агнец: символ Христа как пасхального жертвенного агнца, а также символ для христиан, напоминавший им о том, что Христос – наш пастырь, и Петр велел кормить его овцу. Агнец также служит знаком Святой Агнессы (ее день отмечается 21 января), мученицы раннего христианства.
dove1.gif (5479 bytes)Голубь: символ Святого Духа, часть культа Крещения Господня и Пятидесятницы. Он также символизирует освобождение души после смерти, используется для вызова голубя Ноя, предвестник надежды. rose49.jpg (6237 bytes)Роза:Святая Дева, Матерь божья, символ мученичества, тайны исповеди. Пять роз, объединенных вместе, обозначают пять ран Христа.
anchor1.gif (2927 bytes)Якорь: Изображения этого символа на кладбище Святой Домитиллы относят к I веку, они также встречаются в катакомбах в эпитафиях II и III веков, но особенно много их на кладбище Святой Присциллы (только здесь около 70 образцов), Святого Каликста, Coemetarium majus.Смотрите Послание к евреям 6:19. jerusalemcross2.jpg (2984 bytes)Иерусалимский крест: также известен как Крест крестоносцев, он состоит из пяти греческих крестов, которые символизируют: a) пять ран Христа; б) 4 Евангелие и 4 стороны света (4 креста поменьше) и самого Христа (большой крест). Крест был общим символом во время войн с исламскими агрессорами.
baptism1.gif (2218 bytes) Крестильный крест: состоит из греческого креста с греческой буквой «Х» - начальной буквой слова Христос, символизирующего возрождение, и поэтому он ассоциируется с обрядом Крещения. peterscross.gif (984 bytes)Крест Петра: когда Петр был приговорен к мученической смерти, он попросил распять его вниз головой из уважения к Христу. Так, перевернутый латинский крест стал его символом. Кроме того, он служит символом папства. К сожалению, этот крест используется также сатанистами, цель которых – «переворот» христианства (см., например, их «Черную мессу»), в том числе латинского креста.
Share the Symbols you Like Most:

www.ancient-symbols.com

25 главных православных символов (26 фото)

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.

1. Крест восьмиконечный

Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста - путь в Небесное царство, который показал Христос.Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

2. Корабль

Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего.Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

3. Голгофский крест

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа.

Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

4. Виноградная лоза

Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди - символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

5. Ихтис

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

6. Голубь

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также - символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

7. Агнец

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

8. Якорь

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

9. Хризма

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

10. Терновый венец

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

11. IHS

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

12. Треугольник

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

13. Cтрелы

Ymyagchenie_zlix_serdec

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

14. Череп

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

15. Орёл

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто - символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

16. Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

19. Девятиконечная звезда

Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах.Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

Лес - символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

24. Телец

Телец (бык или вол) - символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

25. Ангел

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

Интересные материалы:

Епископ Митрофан: «Матерящийся человек притягивает чёрную энергию» (3 фото) Феномен религии

nlo-mir.ru

Как и откуда появилась христианская символика (часть 3): a_kudryavets

Это - продолжение работы, выложенной здесь, ч.1 и здесь, ч.2

И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус (Лк.1:31)

Иисус Христос - Суперстар!

Ранее нам удалось выяснить происхождение символики, традиционно относимой к христианству. Перечислю и зафиксирую основные результаты:

1. Иконография цветочных гирлянды и венка заимствована из соответствующей древнеегипетской иконографии, иллюстрирующей ритуал дарения венка Осириса (венка оправдания).

2. Прообразом двух птичек (голубей), повязывающих венок Осириса, послужили два аспекта Хора Бехдетского в виде соколиных фигур, персонифицирующих восток и запад.

3. Символы ω, ошибочно принятые за ничего не значащие греческие буквы Альфа и Омега, означают, соответственно, Аменти (лигатура названия загробного мира) и имя Хора Бехдетского, записанное в виде ωρος. Откровение Иоанна Богослова, в котором неоднократно повторяется "аз есмь альфа и омега...", имеет признаки поздней вставки и написано с целью наполнения указанных символов новой семантикой взамен утраченной.

4. Равносторонний крест, названный греческим, происходит от аналогичного по виду египетского иероглифа imy, отражающего космологическое понятие сущий.

5. Монограмма "хризма" (Лабарум) появилась вследствие намеренного искажения греческого креста (иероглифа imy) с целью прочтения в номограмме диалектного, но наиболее распространённого имени Χορος.

6. Символика христианского распятия восходит к древнеегипетскому символу жизни Анкху, модифицированного в антропоморфный вид.

Персонификация Анкха, а также трудности с восприятием ребусической символики и ω ни в коей мере не могли повлиять на монотеистический солярный культ, под который подстраивалась иконография и символика.

В первых веках египтяне искали способ унификации символики, но с непременных сохранением семантики:

Лен, ткачество, аппликация, III в.

Этот вариант позволял читать имя Χορος, но исключал возможность визуализации Анкха-человека и символа сущий (иероглифа imy). Как показало дальнейшее развитие символизма, христограмма оказалась в этом смысле не очень практичной, что предопределило ослабление её популярности. В римских катакомбах был обнаружен пример иного подхода:

Christ_with_beard

Если не считать живописного портрета бородатого кумира, имя которого раскрывает ω (ωρος), то в целом символика имеет консервативные черты. Кресчатый фон, очевидно, подразумевает сущий, а "западная" часть иконы обозначена лигатурой Аменти (), о зашифрованном значении которой, видимо, мало кто догадывался.

Вместе с тем, в первых веках широко использовалась античная иконография, ныне выдаваемая за христианскую:

Мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, Vв.

На мозаике изображен Аполлон в образе "бога пастбищ". Орфическая иконография почти не отличается от "аполлоновской":

Добрый Пастырь Орфей-Христос (Археологический музей Палермо, Сицилия), ставящий в тупик исследователей, не могущих отличить христианское изображение от языческого.

В случае с Аполлоном, как и во всех подобных, признаком христианства считается крест, который есть ни что иное, как сочетание иероглифа imy и жезла. Примеры подобного комбинирования известны задолго до Р.Х. в древнеегипетской иконографии:

skeptrРельеф в храме Сети I. Абидос, XIII в до н.э. Жезл Анубиса увенчан Анкхом ("египетским" крестом).

Поэтому крест Аполлона следует отнести к древнеегипетской традиции, но не к раннехристианской. Нимб также заимствован в античной живописи:

Нереиды. Дом Эона. Середина IV в. н.э., Кипр.

Аполлона изображали юным, безбородым, златокудрым и с красивыми чертами лица. Отличительным же признаком нового кумира стала борода, следовательно, популярная иконография, носящая условное название Добрый Пастырь, может считаться христианской лишь в том случае, если на ней присутствует имя Христа и его бородатый лик. Проблема, однако, в том, что древнейшие тексты Библии не называют имя Иисуса Христа! Оно зашифровано парами букв с титлами: IS XS, вариант ΙY XY. Подобная ситуация имеет место практически во всех текстах, во множестве обнаруживаемых в Египте. Для примера - фрагмент оксиринхского папируса:Примечательно, что в оксиринхских папирусах произведения античных авторов перемешаны с теологическими документами. Очевидно, их владелец не видел между ними большой разницы. Пара букв XS с титлом допускает несколько вариантов прочтения:

Χορος - Хор Бехдетский (Аполлон).

χρηστός - добрый (хрестос).

χρις - действующее лицо Илиады Гомера, жрец "царя Аполлона".

χρύσεος - золотой, сияющий как золото, золотистый (златокудрый Аполлон).

χριστός - намазанный.

С одной стороны, XS обладает универсальностью и может удовлетворить последователей самых разных религий, включая египетский монотеизм. Но одновременно вносит большую путаницу, о которой пишет Д.Мережковский:

"Во-вторых, древние последователи Иисуса именовали себя «хрестиане», а вовсе не «помазанники» («христиане»). Так, римский историк Светоний Транквилл (ок. 70-140 гг.н.э.) писал: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он (Клавдий, 10 г. до н.э. – 54 г. н.э.) изгнал из Рима». По этому поводу Б.Г.Деревенский замечает: «То, что Светоний пишет "Chrestus" вместо "Christus" вроде бы свидетельствует о том, что речь идет о каком-то другом лице, не основателе христианства... В свое время Орозий (V в.), цитируя это место, просто исправил "Chrestus" на "Christus"». И.М.Тронский также отмечает: «Имя "Chrestus", являющееся переводом еврейского слова со значением помазанник, могло быть в принципе применимо к любому еврейскому претенденту на роль Мессии». Но совершенно очевидно, что у Светония речь идет не человеке-Хресте, а о последователях Христа, называющих себя «хрестианами»!"

"...знаем также, по св. Юстину, Афинагору и Тертуллиану, что христиан тогда называли Chrestiani, и, следовательно, "Хрестос" у Светония не может быть никем иным, как Христом."

Большой учёный И.М.Тронский оказался настолько ослеплённым верой в историчность еврея И-Х, что допустил невежественный комментарий. Эпитет χρηστός, как и χριστός - греческие слова, не имеющие к еврейскому языку никакого отношения. Считается, что эпитет "мессия" якобы происходит от ивритского משׁיח (Маши́ах), Получается, что Моисей - тоже помазанник! На самом деле, Моисей и "мессия" этимологизируются из древнеегипетского слова мес (рожать) в варианте месес (рождённый). Так, например, имя известного античного бога Гермеса переводится как рождённый Хором (Гор + мес). Не может не изумлять и логика Альберта Хока: если героя называют Хрестос, следовательно он Христос.

Споры относительно правильного имени И-Х нашли отражение в старейшей Библии - Синайском кодексе. В тексте Библии три раза встречается слово "христиане", которое подразумевает, что это последователи Христа. В действительности ситуация выглядит несколько иначе:

Деяния, 11:26

Деяния, 26:28

1-Петра, 4:16

Во всех трёх случаях написано слово хрестиане, которое в греческом пишется через букву H (эта). Позднее её правую часть подтёрли и она стала выглядеть как I, превратив тем самым хрестиан в христиан.

"Античное хрестианство", основанное на образе Доброго Пастыря (от χρηστός - добрый), нашло отражение и в русском языке - в словах крест, крещение, крестьяне, воскрешение. В древнерусских летописях также писали хрестиане - по образу и подобию Синайского кодекса:

Фрагмент Радзивиловской летописи. XIII в.

О культе Хреста в них пишется прямым текстом ("Повесть временных лет"):

«Число же летомъ зде не писахомъ, в задняя впишемь по антиохиискым събором, алоумъпиадамъ; грьцкыми же численицами, римьскы же висикостомь, якоже Евьсевии и Памьфилово, и инии хронографи списаша от Адама до Хрестоса; вся же лета спишемь, рощетьше во задьняа».

«Се слышавше Жидове Козарьстии придоша, рекуще: слышакомъ, яко приходиша Болгаре и хрестеяне, учаще тя ктоже (къждо) вере своей; хрестеяне бо веруют, егоже мы распяхомъ, а мы веруем единому Богу Аврамову, Исакову, Яковлю.»

В этом смысле греческие богословы поступили проще - они сделали имена Χρίστος (Христос) и Χρήστος (Хрестос) синонимами: Χρίστος και Χρήστος: πρόκειται για δύο ομόηχες λέξεις, οι οποίες, συχνά, συγχέονται. Перевод: Христос и Хрестос - это два одноимённых слова, которые часто путают. Путают с первых дней появления хрестианства, постепенно перелицованного в христианство!

Тайнопись посредством XS хороша тем, что аккумулирует несколько аспектов Хора (Χορος), включая и само имя Хор, и в этом контексте эпитет χριστός (намазанный) смотрится нелепо, т.к. это вообще не имя, требующее к тому же немалых богословских камланий для прояснения "намазанности" божества. Но веление времени - начало эры Рыб, повлекшее начало новой веры, - требовало пришествия нового кумира, не связанного со своими предшественниками. Очевидно, эпитет Христос - результат консенсуса богословов, призванного минимизировать контаминацию образа Христа языческими культами. Шли подвижки и в иконографии распятия. Если первые изображения ещё наследуют жизнеутверждающий символизм Анкха, то в VI в. "тело" Анкха приобрело мученический изгиб, и лишь начиная с X в. на иконах стали изображать мертвеца:

osirisАмулет с изображением распятого Орфея Вакхического (ΟΡΦΕΟΣ ΒΑΚΚΙΚΟΣ).

Последний пример с распятием приведён с целью показать, что этот амулет не мог появиться ранее VI в. Более того, предположение о его аутентичности должно базироваться на единственном допущении о заимствовании стойкими последователями орфических культов новой христианской символики. Если судить по истории возникновения самой христианской символики - ничего невозможного здесь нет. На основании мученического изгиба тела можно заключить, что распятие, как вид казни, до определённого времени не практиковалось. И в самом деле, столь трудозатратное умерщвление человека ничем не оправдано. Обычное повешенье обеспечивает без лишних хлопот и казнь, и назидательное устрашение. Очевидно, ближе к VI в. из чистого любопытства кое-где стали применять казнь через распятие, что повлекло изменение в иконографии, когда увидели процесс в реальном исполнении.

Имя И-Х в виде двух пар букв IS XS появилось на иконах не ранее VII в. (по другим данным не ранее IX в.):

Мозаика, Византия, конец XI века.

Случайно или нет, но XS, допускающее чтение Χορος, оказалось в восточном разделе креста, где ранее находился символ имени ωρος, а в западном - имя IS. Его традиционно и с очень большими натяжками этимологизируют из иврита, складывая обрывок имени Иехова и слово шуа - спасение, получая таким образом имя Йехошуа со значением "спасение Йеховы". Оно ставит в затруднительное положение, т.к. не ясно, нуждается ли в защите сам Яхве (Йехова) или он посылает от собственного имени защитника. Попутно возникает ещё ряд вопросов. Почему нет защитников от имени Саваофа, Эллохима и Адоная? Чем И-Х отличается от множества других Иисусов, присутствующих в Ветхом завете? Ответ на последний вопрос напрашивается следующий: И-Х выделяется из сонма Иисусов тем, что он намазан (χριστός), а остальных защитников Яхве помазать не удосужились... Однако, главное возражение заключается в том, что имя Йехошуа озвучивает тетраграмматон, энигматическая запись которого подразумевает Непроизносимое Имя Господа, поэтому от еврейской этимологии имени Иисуса следует отказаться как неприемлемой!

Единственный выход - искать этимологию в греческом языке. Но сначала совершим экскурс в древнеегипетское прошлое - Новое царство, в котором стали набирать огромную популярность народные магические культы, применявшиеся в медицинских целях. Их "теоретической" основой послужил фольклор на тему исцеления Исидой своего маленького сына Хора. Появление этого культа и распространённость его в массах было обусловлено высокой детской смертностью, вследствие отсутствия медицинских знаний и соответствующей помощи. Роль медицины выполняла особая магия, сохранившаяся до наших дней. В Древнем Египте, разумеется, медицина была на высочайшем для своего времени уровне, но она развивалась, главным образом, в направлении травматологии, хирургии, стоматологии, в то время когда основная смертность приходилась на инфекционные заболевания, укусы змей и скорпионов. Невидимый враг, убивавший близкого человека, неизбежно порождал мысли о происках тифонических сил, с которыми следует бороться, беря пример с Исиды. В качестве основного атрибута народной медицины использовались специально сконструированные стелы - так называемые циппи Хора:

стела Меттерниха, IV в. до н.э.

Циппи были исписаны текстами - в основном, заклинаниями, многие из которых не имеют смысла и расчитаны на создание ритмического шумового эффекта наподобие АБРАКАДАБРА (которой продолжали лечить и после Р.Х., что не помешало А.Т.Фоменко и Г.В.Носовскому обнаружить на стеле гороскопы и решить их!), чтобы изгнать болезнь. Кроме того, стелы поливали водой, "впитывавшей" силу заклятий, после чего вода использовалась как лекарство. Наиболее ценные заклятия и абракадабры разбирали на цитаты и делали циппи Хора в виде амулетов, которые вешали детям на грудь наподобие современного крестика:

Амулет циппи Хора.

Рассмотрим иконографию циппи Хора более детально:

В центре изображён младенец Хор - сын Исиды (Харпократ), справа - бог мудрости Тот (будущий Гермес Трисмегист), крайняя слева - Хатхор (материнский аспект Исиды). Слева от Харпокарата изображён солярный Хор-Ра, за его спиной - штандарт с сидящим на нём Монту - воинственным аспектом Хора. Справа от Харпократа стоит ещё один штандарт в виде цветка лотоса, увенчанного короной Амона - шути. Харпократ попирает двух крокодилов, олицетворяющих тифонического Сета (от него - Сатана, шут ). Газель в руке Харпократа - ещё один "дух" Сета; змеи, скорпионы и лев воплощают тифонические силы, над которыми одержал победу торжествующий (=исцелившийся) Харпократ. Все главные действующие лица также участвуют в попрании тифонических напастей. Над головой Харпократа изображен лик Беса - хранителя домашнего очага, что подчёркивает народный характер магической медицины.

Похожим "целебным" действием обладали бытовые стелы богини Хатхор, получившей в народе прозвище Кадеш (от имени Хатхор), которую египтологи по странному недоразумению считают чужеземной богиней. Египетская медицинская магия была столь популярна, что соответствующая атрибутика покрыла все территории, прилегающие к Египту:

Медицинская стела Кадеш*.

Можем ли мы предполагать, что с приходом новой веры столь значимая для Древнего мира отрасль бесследно исчезла вместе с иконографией? Обратимся вновь к искусству первых веков от Р.Х.

Баптистерий Неона, Равенна, V в.

Как было сказано выше, безбородый молодой человек - канонический образ Аполлона, попирающего в данном случае тифонических животных: льва и змея. Эта иконография предполагает, что Аполлон был целителем, вобрав в свой образ качества народного Харпократа. Известные эпитеты Аполлона не оставляют в этом сомнения: "Спасающий от бед", Пэон (греч. Paian — "Целитель") и "Медикус" (лат. Medicus — "Исцеляющий").

На следующей мозаике VI в. картина повторяется:

c4Мозаика, Архиепископская капелла, Равенна, VIв.Два исключения: кресчатый нимб, известный задолго до Р.Х., и воинственный образ (римский легионер), соответствующий воинственному аспекту Хора - Монту. Но если мы знаем, с кем и с чем "воевал" Харпократ, то в отношении этого изображения обычно пишут, что оно соответствует библейскому тексту: "На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона" (Пс.90:13). Из четырёх существ два - василиск и дракон - сказочные. Однако, остаётся неясным, с какой целью следуют попирать божьих тварей и на какую войну собрался герой сюжета картины? Предшествующий текст раскрывает причину:

"...говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь - упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею"(Пс.90:2-12).

Комментаторы явно не понимают, в чём тут дело, ибо текст представляет собой заклятия от язв, заразы и травм, наследуя таким образом содержание медицинских циппи Хора!

Логично предположить, что новый бородатый кумир последует примеру предшественника и станет востребованным эскулапом. Так и есть:

Мозаика, собор Святого Юста, Триест, IX-XIвв.

Фрагмент мозаики, собор Святого Юста, Триест, IX-XIвв.

Таким образом, законченный образ кумира новой веры сложился лишь в Средневековье. Хотя надо признать, что сцена попирания Василиска и Дракона в соборе Святого Юста смотрится не очень эффектно, и вряд ли кто-то обращал на неё внимание, поэтому для удовлетворения нужд прихожан этого явно недостаточно. Библия как бы помогает и акцентирует внимание читателя на профессионализме И-Х медика (Мф.4:23-25):

"23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

24 И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана."

Но кто и где мог читать эти тексты - Библия была недоступной для читательских масс вплоть до XIX века!

Перенесёмся снова в Древний Египет, в котором врач именовался следующим образом:

т.е. было несколько диалектных вариантов: суну, зин, сину**... А в форме "я - врач" к ним добавится начальное (и), что даст соответственно исуну, изин, исину. В них отчётливо проглядывается имя Ясон - персонаж античной мифологии, - обладавший искусством врачевания. Если обратиться к словарю древнегреческого языка, то выясняется, что имя Ясон - словоформа имени Иисус: Ἰησοῦς (gen., dat., voc. Ἰησοῦ, acc. Ἰησοῦν). Хотя, зная предысторию появления имени Ясон, более верным было бы обратное утверждение: Иисус - это словоформа имени Ясон. Во всяком случае, Иисус и Ясон означают одно и тоже - Целитель.

И-Х обладал ещё одним эпитетом - Назарянин, который в Библии обыгрывается как "родом из Назарета, города Галилейского". И в этом видится ошибка евангелистов, т.к. выходцы и жители Назарета называются назаретянами, чего в Библии нет. В действительности, "Назарет" и "назарянин" имеют прямое отношение к И-Х, если учитывать Аполлона (Хора Бехдетского), предтечу И-Х. Слово nsr в языке древних египтян означало сияющее пламя, а производное от него nsrt - огнедышащие кобры-уреи на челе Хора Бехдетского: . Уреи-назарет благополучно сохранились на иконах Целителя в виде неизменного символа ω, а сам Целитель - в виде сияющей звезды:

Воистину Суперстар!

Нередко исследователи и просто интересующиеся теологией задаются вопросом: чем занимался И-Х 30 лет с момента своего рождения? Источником вопроса служит убеждение в историчности И-Х - одного из самых знаменитых персонажей новой эры, - и странно, что ни историки, ни биографы, ни евангелисты не позаботились осветить практически всю жизнь И-Х.

Явление Миру 30-летнего спасителя - отголосок архаичного древнеегипетского ритуала, непосредственно связанного с эрой Тельца, когда фараон уподоблялся быку, астральным воплощением которого была планета Сатурн. Исходной точкой летоисчисления в Древнем Египте служило воцарение нового фараона. С этого момента начиналось отслеживание движения Сатурна по эклиптике, - фараон-бык таким образом обходил царство своего "отца" - бога солнца. Через 30 лет цикл заканчивался - Сатурн совершал полный оборот, что интерпретировалось как вхождение в Мир и семью бога солнца. Своеобразное крещение заканчивалось грандиозным праздником Хеб-Сед, в ходе которого фараон совершал ритуальный забег по кругу вместе с быком. Тут же напрашивается следующий вопрос: тогда зачем "убивать" И-Х в 33 года - пусть бы ходил и врачевал на радость евреям. Здесь мы снова сталкиваемся с особенностью древнеегипетского летоисчисления. Точнее, с ней столкнулись древние историки, пытавшиеся "склеить" годы правления фараонов в непрерывную шкалу, беря за основу царские списки... в большинстве которых отсутствовали годы правления фараонов. В результате ничего не склеивалось - получались шкалы с огромным разбросом реперных дат, что вынуждало ветхозаветных патриархов жить вплоть до 900 лет. Выходом из положения послужил метод деления каждого столетия на три правления фараонов - по 33 года. Поэтому в псевдоисторических мифах фараон Александр Великий тоже правил 33 года, после чего умер и воскрес. В итоге Целителю Намазанному ничего не оставалось, как явиться в 30 лет и "самоликвидироваться" в 33 года.

Заключение

1. Имя Иисус происходит от древнеегипетского названия врача - swnw (суну), полностью сохранив семантику, означая Целитель. Своему появлению оно обязано магической медицине, получившей широчайшее распространение во всей Ойкумене. С приходом христианства процедура лечения, сопровождавшаяся проговариванием заклятий и абракадабр, трансформировалась в молитвенное обращение к Целителю или Богородице, прообразом которой была богиня Хатхор (Кадеш - в диалектном варианте).

2. Имя в виде пары букв XS задумывалось в качестве универсального имени, подразумевавшего прочтение как самого имени бога, так и его основных эпитетов: Хорос (Аполлон), Хрестос (Добрый Пастырь) и Хрисеос (сияющий золотом). Возникшая неразбериха вынудила остановиться на наименее благозвучном варианте с туманной семантикой - Христос (намазанный).

3. Эпитет И-Х Назарянин происходит от древнеегипетского слова nsr - сияющее пламя. Слово nsrt (огнедышащие уреи), производное от nsr, сохранилось в Библии практически без изменения в виде названия города Назарет. Оба слова - Назарянин и Назарет - реминисценция древнеегипетского монотеистического солярного культа.

Примечания

* Впервые женщину со змеями обнаружили на Крите, не имея понятия, об источнике происхождения культа и его характере. С тех пор по трудам историков пошла гулять Богиня со змеями, хотя её символика сохранилась в жезле кадуцей (от Кадес) и символе медицины. От имени Кадеш этимологизируются слова: кудесник, чудеса, Кидуш, Кудеш, Кадес, Хадис, Гадес (Ад), Кафис, Кудс (Эль-Кудс - культовый центр поклонения Хатхор и будущий Иерусалим), кудес, etc. Исида, Хатхор и Кадеш стали прообразами Богородицы и Софии Премудрости Божии.

** Очевидно, от названия древнеегипетского доктора сину произошло имя Ибн Сина и, соответственно, слово "медицина" (medeor + сина), что даёт основание утверждать о фантомном характере исторического персонажа по имени Ибн-Сина (Авиценна). Ибн Сина - это своеобразная медицинская энциклопедия Древности, составленная многими поколениями врачей.

a-kudryavets.livejournal.com


Смотрите также