Храмы москвы древние. Самые старые храмы Москвы и Подмосковья 
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Самые посещаемые храмы Москвы: Топ-10. Храмы москвы древние


Пять самых древних храмов Москвы

4 августа 1326 года в Москве был заложен первый каменный храм Москвы - Успенский собор на территории Кремля. Здание не сохранилось — его разобрали уже через полтора века за ветхостью. Мы собрали для вас информацию о пяти древнейших храмах столицы, которые дошли до нас полностью или частично.

1. Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря) — древнейший из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Она расположена в Московском кремле и входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца. Церковь возвели в 1393 — 1394 годах по заказу вдовы Дмитрия Донского — княгини Евдокии. Она была домовым храмом великой княгини. Здание сохранилось до половины высоты стен (до хор) с главным порталом и частью окон. Это была четырехстолпная трехапсидная церковь, построенная из белого камня. Ее архитектура сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской (килевидные завершения портала и ниш, окна-розетки) архитектурных школ. В росписи участвовали Феофан Грек и Даниил Черный с учениками.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

2. Одним из самых древних храмов столицы является Спасский собор Андроникова монастыря. Время его постройки — 1420-25 годы. По свидетельству летописей, сам монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был выстроен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций. Между 1420 и 1425 годами Спасский собор был вновь перестроен, и как раз этот белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. В росписи собора участвовали Андрей Рублев и Даниил Черный (от этих фресок сохранились фрагменты растительного орнамента на откосах окон). Спасский собор многократно перестраивался, его нынешний облик — результат реставрации 1959-61 годов.

Спасский собор Андроникова монастыря

Спасский собор Андроникова монастыря

3. Успенский собор Московского Кремля. Его возвели в в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храмРусского государства. Это старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. В петербургский период он был местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернен и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.

Сейчас он открыт как музей. Однако иногда, по благословению патриарха, там совершают богослужения.

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля

4. Еще одним из старейших храмов является Благовещенский собор. Существующий девятиглавый собор был построен в конце XV — начале XVI столетий, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет — древнейший архитектурный памятник Москвы.

В храме частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.

Благовещенский собор

Благовещенский собор

5. Церковь Ризоположения Московского Кремля возведена в 1484—1485 годах на месте одноименной церкви 1451 года постройки псковскими мастерами. Долгое время она была домовым храмом московскихмитрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Небольшая церковь, украшенная тонким белокаменным и терракотовым декором, замечательно оттеняет противостоящую громаду Успенского собора, точно как и 530 лет назад. В ее стенах открыта выставка древнерусской деревянной скульптуры.

Церковь Ризоположения Московского Кремля

Церковь Ризоположения Московского Кремля

www.kp.ru

Самые посещаемые храмы Москвы: Топ-10

Самые посещаемые храмы Москвы: Топ-10

11.4k (204 за неделю) / 19.05.2017 09:25

Два московских архитектора – Даниил Макаров и Филипп Якубчук – решили исследовать, какие православные церкви являются наиболее популярными в Москве в рамках проекта «Urban Sacred/Городское Сакральное». Для этого они проверили частоту поисковых запросов в Яндексе о каждом московском храме, находящемся в пределах кольцевой автодороги. Выяснилось, что у пользователей интернета наибольшей популярностью пользуются храмы, которые находятся в историческом центре столицы. В значительной степени это объясняется элементарной известностью московских храмов, находящихся в самом центре. Также естественно и то, что эти храмы популярны не только у соотечественников, но и у иностранных туристов, которые приезжают в нашу страну, чтобы полюбоваться на уникальные памятники древнерусской архитектуры. По мере удаления от центра столицы уменьшается и популярность храмов, хотя на самых окраинах Москвы она вновь начинает расти. Представляем вам десятку самых популярных в Москве храмов, определённую по числу поисковых запросов:

1. Храм Христа Спасителя (27 200 запросов)

Этот кафедральный соборный храм был заложен в 1839 году в качестве памятника воинам русской армии, сражавшимся и погибшим в сражениях с армией Наполеона. Он строился на собранные средства довольно долго – до 1883 года. Во время сталинской реконструкции Москвы храм, как не соответствующий коммунистическим идеалам, был взорван, а на его месте был сделан открытый плавательный бассейн «Москва». Но после падения Советского Союза государство взяло на себя задачу восстановления храма, с чем удалось справиться очень быстро – с 1994 года по 1997 год. Затем храм был передан РПЦ и стал действующим. Внутри храма роскошные интерьеры с расписными стенами, на которых изображены русские князья и исторические персонажи, боровшиеся за единство России и православие. Храму был присвоен статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.

Самые солнечные города в России: Топ-10

Россия уникальна тем, что благодаря своей огромной территории оказалась сразу в четырёх климатических поясах. Понятно, что в разных её уголках климат ...

2. Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове (1 949 запросов)

Первое упоминание о только что построенном Елоховском соборе есть в указе от 1694 года, изданном патриархом Адрианом. Первые десятилетия эта церковь была деревянной, но позднее по указу Петра I её перестроили из камня. Пожертвование на реконструкцию дала царевна Прасковья Ивановна – дочь Иоанна V. В советский период история храма была полна смут и гонений, но в 90-е годы жизнь в Елоховской церкви нормализовалась. Здесь хранятся многие православные святыни: фрагменты руки апостола Андрея Первозванного, рака с кусочками дерева от креста, на котором был распят Иисус, мощи святителя Иоанна Златоуста, икона Божьей матери «Всех скорбящих радость» и прочие.

3. Церковь Петра и Павла в Ясенево (1 837 запросов)

Село Ясенево было впервые упомянуто в XIV веке. Согласно источникам, на месте современного храма в разное время находился ряд деревянных церквей. Наконец, в 1751 году здесь начали возведение храма в честь первых апостолов Петра и Павла. Строительство закончилось через 2 года. Вместо невзрачных деревянных церквушек, теперь там стоял красивый каменный храм, возле которого появилась усадьба с ухоженными парками и садами, аллеями и прудами.

4. Церковь Всех Святых во Всесвятском на Соколе (1 511 запросов)

Проживавшая в Москве грузинская царевна Дарья Арчиловна в 1733 году распорядилась построить в своей вотчине – подмосковном селе Всехсвятском церковь, посвящённую всем святым. Строительство завершилось через 3 года, после чего церковь освятили. Ещё полвека после этого службы здесь велись на грузинском языке, а при церкви был погост для грузинской знати. К началу XIX века в церкви появился иконостас. Сейчас вокруг церкви находится московский район «Сокол».

10 мест, которые стоит посетить в Сочи

Российский город Сочи стал одним из привлекательнейших туристических направлений. В нём и вокруг него есть очень много интересных мест, достопримечате...

5. Церковь Ильи Пророка в Обыденском переулке (1 452 запросов)

Эта деревянная церковь – «обыдень» появилась здесь в 1582 году за один день, во время засухи. Позднее, в 1702-1706 году по проекту И. Зарудного появилось барочное здание, сохранившееся до наших дней. Храм действовал и в советский период, поэтому смог сохранить множество святынь, которые попадали в него на хранение из других закрытых или разрушенных храмов и монастырей. Здесь можно увидеть чудотворную икону Божией Матери «Нечаянная Радость», икону «Огненное восхождение Ильи Пророка», частичку пояса Пресвятой Богородицы.

6. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево (1 440 запросов)

Строительство этого нового храма началось совсем недавно – в 2008 году, а в 2015 году патриарх Кирилл освятил здание нового храма и отслужил там божественную литургию. Архитектура здания храма была позаимствована у византийского храмового зодчества XII века, также по византийским канонам было оформлено и внутреннее пространство храма. Его стены украшают многочисленные мозаики, копирующие лучшие образцы византийской школы. В церкви есть цокольный этаж, в центре которого находится крестильная купель в честь архангела Михаила.

7. Собор Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади (1 424 запросов)

Первый собор на этом месте появился в 1625 году, после чего он неоднократно подвергался разрушениям и последующим реконструкциям, при каждой из которых его облик существенно менялся. Последняя «реинкарнация» собора произошла в 1990 году. Согласно легенде, чудесное обретение иконы Казанской Божьей Матери произошло после сильного пожара 1579 года, превратившего Казань и её кремль в руины. Начавший немедленно отстраивать свой сгоревший дом стрелец обнаружил под слоем песка икону Божьей Матери. По всему городу вскоре поползли слухи о чудесных исцелениях, виновницей которых считали икону. Долгое время эта икона служила покровительницей и защитницей русских воинов. Во время войны с Польшей русская армия брала копии этой иконы, а когда война завершилась победой, то воины обещали построить в центре Москвы храм в честь этой иконы.

8. Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках (1 289 запросов)

Во всей Москве эта церковь является одним из наиболее посещаемых и красивых православных храмов. Архитектура этого памятника XVII века известна далеко за пределами России. Изначально церковь Николая Чудотворца была из дерева, а первое упоминание о ней датируется 1625 годом. На смену ей в 1657 году пришло каменное строение, а вместо простого, строгого стиля появился более вычурный, нарядный – так называемое «дивное узорочье». Этот стиль широко использовал цветные изразцы, яркие краски, множество декоративных элементов. Здание церкви было возведено из кирпича, который был отделан белым камнем, а фасады украшают красно-зелёные изразцы. С момента постройки каменный храм неоднократно реставрировался, однако, богослужения в нём при этом не прекращались – он всегда был открыт для верующих.

9. Церковь Михаила Архангела в Тропарёво (1 185 запросов)

Также несколько раз возводилась церковь архистратига Михаила в Тропарёво. Первое, ещё деревянное здание, было поглощено пожаром. В конце XVII столетия решили возвести в честь Михаила каменный храм, который и был построен в 1694 году. Средства на строительство церкви дал женский Новодевичий монастырь, поскольку село Тропарёво принадлежало его приходу. Война с Наполеоном, а позднее и разрушительные первые десятилетия правления большевиков сильно изуродовали храм. Однако в 1964-1970 годах специалисты «Мособлреставрации» много усилий вложили в реставрацию церкви как снаружи, так и внутри. Храм в Тропарёво считается сейчас большой святыней, поскольку в нём хранятся многие очень ценимые христианами реликвии: иконы Божьей Матери «Достойно есть», «Неупиваемая Чаша», икона Святой княгини Анны Кашинской, Великомученика Георгия, Николая Чудотворца, Блаженной Московской Матроны.

Топ-10 самых высоких памятников России

Обычай устанавливать в городах монументы, скульптуры и обелиски, увековечивающие какие-либо события или исторических персонажей почти так же стар, как...

10. Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1 130 запросов)

Эта церковь появилась в 1704-1713 годах во время правления Петра I. Церковь Иоанна Воина – прекрасный образец русского барокко, он уже свыше трёх веков стоит на Большой Якиманке. Планировка у здания исконно русская (якобы её начертал сам император), использующая принцип «восьмерик на четверике». У здания неожиданно яркий фасад, украшенный жёлтой, зелёной и красной мозаикой. За всю свою длинную историю эта церковь никогда не прекращала работу, даже в суровые для неё 20-30 годы прошлого века. Верующие особенно чтят этот храм и за то, что в нём находится много особо почитаемых реликвий: икона и кусочек мощей с перстнем от великомученицы Варвары, икона Владимирской Божьей Матери, другие иконы и ковчеги, содержащие прах свыше 150 угодников.

Распечатать Оценить!

Оцените статью!.

9.4

10152

www.rukivnogi.com

Самые старые храмы Москвы и Подмосковья — Рамблер/развлечения

Если говорить про самый старый древнерусский храм на территории России, ответ ясен и однозначен: Софийский собор в Великом Новгороде точно датирован 1045-1050 годами. А что можно сказать о Москве и окрестностях? Какие храмы из сохранившихся здесь самые древние? Дать точный ответ будет непросто: практически о каждом из сохранившихся памятников историки архитектуры спорят не первое столетие.

Тем не менее восемь памятников Москвы и области можно условно выделить в категорию древнейших. Среди них нет памятников домонгольского периода, но по 600-700 лет своей истории каждый храм уже отсчитал. Indicator.Ru собрал все эти постройки в одном материале.

Никольская церковь в селе Каменское

Эта постройка, выполненная в грубой технике из белого камня в селе Каменском Наро-Фоминского района, сейчас считается одной из двух древнейших храмов на территории Московской области: раньше ее относили к 1370 годам, но сейчас полагают, что храм возведен в начале 1300-х годов. Это делает постройку не только древнейшим из сохранившихся храмов окрестностей Москвы, но и одним из первых построенных храмов Московского княжества.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище в Коломне

С Никольской церковью в Каменском борется за звание древнейшего храма Московской области самый старый храм Коломны — Иоанно-Предтеченская церковь на Городище. Храм, выстроенный в бывшем епископском селе Городище, сохранился в нижней своей части. Датируется он также первыми десятилетиями XIV века.

Рождества Богородицы «на сенях»

Храм Богородицы «на сенях» (или церковь Воскрешения Лазаря) — древнейший храм Москвы. Он был построен в 1394-1394 годах по заказу вдовы Дмитрия Донского Евдокиеи и посвящен победе в Куликовской битвы. Увы, этот храм еще и один из самых недоступных. Он включен в состав Кремлевского дворца, и о нем напоминает лишь одинокая главка, «торчащая» над Кремлевской стеной.

Благовещенский собор в Кремле (подклет)

Сам Благовещенский собор Московского Кремля в наш рейтинг не попадает: он создан псковскими зодчими лишь в 1489 году. Зато он стоит на подклете (первый, полуподвальный этаж), построенном в конце XIV-начале XV веков. Именно это здание расписывал Андрей Рублев с Феофаном Греком, но, увы, и роспись, и здание погибли в пожаре.

Собор Спасо-Андроникова монастыря

Следующие четыре храма построены примерно в одно время и историки до сих пор спорят, какой памятник построен первым. В Москве из этих построек расположена только одна — Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, монахом которого был Андрей Рублев. О нем мы уже писали в рубрике «Российские древности». Датировка храма широкая — от 1399 до 1420-х годов.

Храм Успения «на Городке» в Звенигороде

Этот городской собор Звенигорода тоже связывают с именем Андрея Рублева, там сохранились приписываемые ему с Даниилом Черным фрески. Определяя время его постройки, историки чаще всего сходятся на дате 1399 год.

Собор Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода

Как и храм «на городке», храм был построен по заказу князя Юрия Звенигородского. Традиционная дата постройки — 1405 год — бурно дискутируется в научной литературе.

Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры

Единственный точно датированный храм из этой четверки — первый каменный храм Троице-Сергиевой лавры. Троицкий собор сейчас выглядит крошечным на фоне большого Успенского храма XVI века. Этот собор выстроен игуменом Никоном в 1422 году, и именно там покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского.

afisha.rambler.ru

Самые старые и древние храмы Москвы

Самые первые храмы в Москве строили из дерева поэтому, естественно, ни один из них сохранился до нашего времени.

Самый первый каменный храм – это УСПЕНСКИЙ СОБОР в московском Кремле, он был построен аж в 1326 году.

94679816

Успенский собор был четырехстолпным, трёхапсидным и вдобавок — трехпритворным. Пока некоторые пытаются вдуматься в значение этих слов пойдем дальше.

В этом храме венчался на царство Иван IV.

Здесь же избрали царем Михаила Федоровича, первого русского царя из Романовых. Так что Успенский собор видел много чего.

В Успенском соборе хранится святыня: Гвоздь Господень (один из четырех Гвоздей Распятия). Судьба трех остальных гвоздей неизвестна.

Почему Гвоздь сейчас именно в Москве? Он принадлежал грузинскому царю Мириаму и когда тот приехал в Москву на ПМЖ (кто бы сомневался что именно сюда) то он забрал его с собой. Потом грузины втихаря решили вернуть реликвию обратно, но по дороге в Казань их задержали и по приказу Петра Первого Гвоздь отвезли в Москву и поместили в Успенский собор.

В конце 15 века Успенский собор разобрали и построили новый. В таком виде мы можем видеть его сейчас.

Еще один самый старый и древний храм — ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ на Сенях. Думают, что построили его в 1394 году. Сейчас в него доступ закрыт. Куда делись экспонаты из него — никто не знает, может сейчас они на даче у Патриарха.

gallery_promo21006781

И еще один самый старый храм — СПАССКИЙ СОБОР Андроникова монастыря (1420-1425). Но в 20 веке его полностью переделывали и возможно сейчас мы имеем лишь современную копию храма.

91053

Рейтинг этого места

[Голосов: 23 Рейтинг: 3.4]

andrive.ru

Самые старые здания Москвы. Часть 2

Мы уже давали первую часть этого поста, но тогда не удалось сходу найти первоисточник, а там всё было, оказывается, гораздо полнее и интересней!Плюс добавлена вторая часть!

Москва – город древний, и иногда, прогуливаясь по старым улицам, осматривая старинные церкви и палаты XVII века мы задаёмся вопросом: «А какой дом самый старый в Москве? Ну то есть абсолютно самый старый?» Ответить на этот вопрос не так то и просто, ведь многие древние дома веками перестраивались, да и установить точное время постройки даже реставраторам не всегда легко. Но, тем не менее попытаемся систематизировать подборку самых старых зданий Москвы по разным параметрам. Список можно разделить на две части: первая – древние здания (самые старые палаты, самая старая церковь, и т д), а вторая – самые старые здания по другим параметрам, допустим первая бензоколонка, вокзал и т д. Они-то сами по себе уже относительно современные здания. Также, не обделим вниманием и утраченные постройки. Итак, самые старые дома и сооружения Москвы —

>

Самое древнее здание Москвы (и самый древний храм) – Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Годы постройки: 1420-1425.

Считается самым древним храмом Москвы, хоть сохранился и не полностью. И, соответственно, самым старым зданием Москвы, ибо каменных гражданских зданий тогда почти не строили, по-крайней мере до нашего времени ничего с начала XV века не дошло. А старейшие фортификационные сооружения – это кремлевская стена, уже конец XV века. По свидетельству летописей, сам монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был выстроен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. Между 1420 и 1425 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублев и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон). В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году. В 1846-1850 гг., по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания. И, ХХ век храм встретил вот в таком виде: В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П.Н. Максимовым и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора. В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л.А. Давида и С.С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц. По сравнению старой фотографии с видом после реконструкции можно судить, что осталось от подлинного храма XV века:

В завершение стоит сказать, что сам Спасо-Андроников монастырь отнюдь не самый старый в Москве. Самым древним считается Свято-Данилов, основанный московским князем Даниилом Александровичем (Даниилом Московским), младшим сыном князя Александра Невского в конце XIII века. Но, таких древних построек там не сохранилось.

Самое древнее гражданское здание Москвы – грановитая палата в кремле. Годы постройки: 1487 — 1491.Фотография взята отсюда: http://ru.wikipedia.org/wiki/Грановитая_палата

Построена в 1487 — 1491 году по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название взято по восточному фасаду, отделанному гранёным каменным рустом (бриллиантовым рустом), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Иногда ошибочно считается, что название идёт от главного зала палаты, расположенного на втором этаже. Зал перекрыт опирающимися на центральный столб крестовыми сводами, которые придают перекрытию своеобразную “огранку”. Изначально называлась Большая палата. Построена на месте древней гридни (столовой). Большая палата была передним приёмным покоем дворца. Рядом с Большой палатой была выстроена Средняя палата. Перед Средней палатой было построено Верхнее крыльцо (Передние переходы). Между лестницей у Большой палаты и средней лестницей находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. Средняя лестница вела в сени Средней палаты. Средняя палата с 1517 года называлась Средней Золотой палатой, или просто Золотой палатой. За средней палатой находилась Столовая изба. За Столовой избой располагались терема. В 1681 году Столовая изба и Средняя Золотая палата были разобраны. В XVI веке стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В 1668 году роспись возобновил Симон Ушаков, составив подробную опись сюжетов. Современная нам живопись выполнена палехскими иконописцами в 1881 году в соответствии с описью Ушакова. Грановитая палата была переделана в 1684 году архитектором Осипом Старцевым. Сдвоенные стрельчатые окна были растёсаны и украшены нарядными белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой. При строительстве в 1838—1849 годах Большого Кремлевского дворца здание было интегрировано в комплекс с Теремным дворцом и Большим Кремлёвским дворцом. Через Святые сени соединилось с Владимирским залом. Грановитая Палата — главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Для царицы и детей царя в Грановитой палате была устроена тайная смотрильная палатка. Смотрильная палатка находилась на западной стороне палаты, над Святыми сенями, напротив царского места (трона). В окне была вставлена смотрильная решётка. Решётка завешивалась занавеской. В смотрильной палатке царица и дети наблюдали различные пышные церемонии, включая приёмы послов. На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. Последняя процессия прошла при короновании Николая II в 1896 году. В 1930 году лестница была убрана по приказу И. В. Сталина и в 1994 году снова восстановлена. Красным крыльцом называлась площадка перед входом в Грановитую палату. Все челобитчики, приносившие челобитные на имя царя, должны были стоять у Красного крыльца. Челобитные собирали думные дьяки. У Красного крыльца и в подклетах Грановитой палаты располагался стрелецкий караул. В настоящее время Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

Самое древнее гражданское здание за пределами кремля – Английский двор в Зарядье. Годы постройки: конец XV – начало XVI века.

Эти белокаменные жилые палаты появились в XV веке и принадлежали постельничему Ивану Бобрищеву, известному также под прозвищем «Юшка». Поскольку последний, видимо, не оставил после себя наследников, в следующем веке здание стало казённым и было несколько перестроено. В 1553 году сэр Ричард Чанселлор открыл северный морской путь, соединяющий Англию с Россией. В 1556 году царь Иван Грозный, заинтересованный в налаживании торговых связей с Европой, «англичан на Москве двором пожаловал», предоставив им право свободной и беспошлинной торговли во всех русских городах, серьёзные таможенные льготы а также ряд других торговых привилегий. Такое положение вещей послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году торговой Московской компании. Англичане поставляли в Россию оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно. Взамен они вывозили древесину, пеньку, канаты, воск, кожи, ворвань, меха. В качестве помещения для московской конторы британским купцам был выделен дом в Зарядье. Как и многие купеческие дома той эпохи, здание сочетало парадные покои с обширными складскими и хозяйственными помещениями (товары с помощью простого блока поднимались вдоль стены к окну склада). На свое содержание английское посольство ежедневно получало четверть быка, 4 барана, 12 кур, 2 гуся, одного зайца или тетерева, 62 хлебных каравая, 50 яиц, четверть ведра средиземноморского вина, 3/4 ведра пива, полведра водки и 2 ведра меда. Торговые отношения с Англией были разорваны в 1649 году, когда казнь в Великобритании короля Карла I спровоцировала глубокий дипломатический кризис между Россией и Англией. По указу царя Алексея Михайловича британские торговые и дипломатические представители были выдворены из страны, а имущество Московской компании — конфисковано. После англичан палатами в течение 20 лет владел родственник царя боярин И.А. Милославский. После смерти Милославского палаты снова перешли в собственность государства и были отписаны в Посольский приказ, а в конце XVII века были выделены под подворье Нижегородского митрополита. В начале XVIII века царь Пётр I организовал здесь одну из первых в России Арифметических школ. В середине XVIII века палаты перешли в частное владение, и на протяжении XVIII—XX веков зданием владели представители различных купеческих фамилий (Солодовниковых, Милас и др.). Различные владельцы постоянно перестраивали здание, и к середине XX века палаты Старого английского двора на Варварке окончательно потеряли свой изначальный вид и считались безвозвратно утраченными. В советское время дом использовался под жилые квартиры и различные учреждения. С 1949 по 1966 год здесь размещалась Библиотека иностранной литературы. Так перестроенный и надстроенный Английский двор выглядел до реставрации 1960-х годов:

В середине 1960-х, когда Зарядье уже было снесено, реставратор Пётр Барановский обнаружил за поздними наслоениями этот памятник истории и культуры. Барановский настоял на сохранении памятника, так как на его месте предполагалось строительство автомобильного пандуса. В ходе проведённого им в 1968—1969 годах исследования была выявлена историческая основа памятника, скрытая конструкциями поздних пристроек, и проведено её всестороннее изучение. Затем на основе собранной информации в 1970—1972 годах палатам был возвращён (с определённой долей приближения) облик, который они имели в конце XVI века. По сохранившимся в самой кладке стен данным были восстановлены растёсанные в более позднее время оконные и дверные проемы, а также утраченные элементы декора. Там, где свидетельства наиболее древних форм не сохранились вообще, были оставлены поздние перестройки. К примеру, на восточном фасаде здания были оставлены широкие оконные проёмы конца XVIII века.

Самое древнее гражданское здание за пределами Земляного города – путевой дворец Василия III. Годы постройки: конец XVI века.

Путевой дворец великого князя Московского Василия III (отца Ивана Грозного) обнаружен на Старой Басманной улице (дом 15). Находка стала настоящим научным открытием, ведь ранее считалось, что это красивая легенда, и от прежнего дворца ничего не осталось. Скромный на вид особнячок оказался двойным памятником. Как выяснилось при реставрации, здание послужило основой для возведения Голицынской усадьбы. Сейчас сверху размещается дом Голицынской усадьбы XVIII века. Внутри – путевой дворец, как предполагают историки, отца Ивана Грозного Василия III. Белокаменную кладку конца XVI века обнаружили, когда началась реставрация более поздней – Голицынской части. Планировка дворца сохранилась практически полностью. Историки выяснили, что построили эту своего рода царскую гостиницу на особом месте. Здесь встречали знаменитую икону Владимирской Божьей матери в 1395 году, которая, по преданию, спасла Русь от нашествия Тамерлана. К сожалению, исторические памятники пострадали от нашествия непрофессиональных реставраторов. Над обликом дома на Старой Басманной сначала потрудилось время, а потом штукатуры и маляры из ближнего зарубежья. Так здание выглядело до недавней неудачной реставрации:

Внутрь здания попасть невозможно: новые арендаторы царевых палат предпочитают держать двери на замке. Пока бесценные белокаменные своды запечатали гипсокартоном. Реставраторы не теряют оптимизма: владельцы меняются, а здание остается. Есть надежда, что в будущем появится возможность провести еще какие-то работы.

Самое древнее из ныне жилых зданий – палаты Голицыных. Годы постройки – вторая половина XVII века.

Палаты Голицыных (Кривоколенный переулок, 10) – старейшее из зданий, которые и в настоящее время остаются жилыми. Три каменных здания (главный корпус и два длинных боковых флигеля) с фрагментами построек конца XVII — начала XVIII вв составляли городскую усадьбу, с 1760-х гг. принадлежавшую П.Ф. Голицыну и уже тогда имевшую симметричную планировку, что делает её ранним примером строительства по упорядоченной планировочной схеме. Флигеля торцами вынесены на красную линию, главный корпус отодвинут в глубь двора. Ранее считалось, что палата XVII века сохранилась лишь на первом этаже главного дома, но несколько лет назад реставраторы обнаружили, что второй, и даже третий этажи тоже были построены тогда же, в XVII веке! Во флигелях обнаружены сводчатые палаты с 2-сторонним освещением, фрагменты карнизов из профилированного кирпича. В 1859 здания были расширены пристройками и получили свой современный вид. Дом жилой и по сей день. Со стороны внутреннего двора к дому примыкает весьма живописный палисадник с гамаком и столиками:

Конкурентом этому зданию до недавнего времени являлись надстроенные палаты Гурьевых, стоявшие в соседнем Потаповском переулке. Тоже жилой дом, но в связи с пожаром 2009 года он был выселен.

Самая древняя пятиэтажка – солодёжня в Симоновом монастыре. Годы постройки : XVI – вторая половина XVII вв.Фотография взята отсюда: http://fotki.yandex.ru/users/alex-raduga/view/33947/?page=0

Высота этого здания действительно впечатляет – мы видим пятиэтажный дом XVI-XVII веков! Четыре этажа, и ещё высокий чердак, который по сути является пятым этажом. Согласно сохранившимся документам, это здание предназначалось для хранения монастырских продовольственных запасов. При всей скромности его архитектуры и здесь видна рука опытного зодчего, умело использовавшего расстановку оконных проемов для ритмического членения фасада и соорудившего некогда существовавшую эффектную галерею на столбах с широкой лестницей. С востока к торцевой стене здания, в свое время богато украшенной, фигурным фронтоном, поднималась вторая лестница, ведшая на третий этаж, что было обусловлено неписанным правилом иметь наружные, а не внутренние лестницы. Первый этаж сушила, состоявший из двух палат по сторонам сеней свидетельствует о влиянии планировки жилых построек. Зальную помещения второго и третьего этажей (своды второго сейчас выломаны), поражающие обилием света, говорят о воздействии новых планировочных форм общественных и промышленных зданий того времени. Конкурентом этому зданию является теремной дворец в Кремле, который по сути тоже 5-этажный, но там всё не так явно, верхние этажи построены в XVII веке на более ранних палатах, и объём его получился ступенчатым, не таким вертикальным, как солодежня.

Часть 2.Вторая часть представлена относительно новыми зданиями, но тем не менее по определённым параметрам они самые старые – это самый первый вокзал, самые старые мечеть и католический костёл , самая старая бензоколонка из ныне сохранившихся.

Самый старый вокзал – Ленинградский (Николаевский). Годы постройки – 1844-1849.

Здание вокзала построено в 1844—1849 годах по единому проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Желязевича. Строительство проводило Правление IV-го округа путей сообщения и публичных зданий, единоличным подрядчиком был купец 1 гильдии А. Л. Торлецкий. Построено для Петербургского (позднее Николаевского) вокзала в Москве и Московского вокзала в Санкт-Петербурге Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851 году. В 1934 году Октябрьский вокзал был переоборудован: расширились билетные кассы, появились справочное бюро, почта, телеграф, сберкасса, комната для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях была организована комната матери и ребёнка. В 1948—1950 годы были обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры. Очередная крупная перестройка пришлась на 1977 год — вокзал был реконструирован, были выстроены новые здания. Рядом с вокзалом со стороны Ярославского вокзала расположен наземный павильон станции метро «Комсомольская».

Так выглядел Николаевский вокзал в середине XIX века. Ленинградский вокзал имеет 10 путей, 5 из которых обслуживают поезда дальнего следования, 5 — пригородные поезда. Первоначально вокзал имел дебаркадер, куда заходили поезда. Однако в середине 70-х годов дебаркадер был ликвидирован, а в 1977 году на его месте был выстроен Большой зал Ленинградского вокзала.

Самая старая автозаправочная станция. Годы постройки – 1930-е.

Самая старая из ныне действующих автозаправочных станций в Москве, единственная в пределах Бульварного кольца АЗС расположена на Волхонке, напротив храма Христа Спасителя, в двух шагах от Кремля. Существует версия, что ее проект создал знаменитый архитектор Алексей Душкин. Еще несколько лет назад на ней стояли почти антикварные колонки — как в старых советских фильмах. Теперь вместо них современные аппараты, но все остальное — крыша, колонны, будка с кассой — осталось нетронутым. Заправка действует до сих пор, но бензин на ней, как и раньше, отпускают только для машин из кремлевского гаража, так что простому человеку заправиться здесь не удастся. Ещё есть такая же заправка в районе Часовой улицы, но она сейчас стоит во дворе и заброшена…

Самый старый католический храм. Годы постройки: 1833-1835.

Это – самый старый из ныне сохранившихся католических костелов. Расположен по адресу: Малая Лубянка, 12/7С8. В 1789 году проживающие в Москве французы подали прошение о разрешении им строительства католического храма. После получения разрешения от московских властей и его одобрения императрицей Екатериной II был построен небольшой деревянный храм на участке между Малой Лубянкой и Милютинским переулком. Освящение церкви во имя французского короля Людовика IX Святого состоялось 30 марта 1791 года. В XIX веке было осуществлено строительство современного здания храма на месте прежнего. Строительство было начато в 1833 году, а закончено двумя годами позже. Храм был сооружён по проекту известного архитектора А. О. Жилярди. Освящение состоялось, однако, лишь 17 июня 1849 года, о чём напоминает мраморная доска в алтарной части церкви. При храме св. Людовика существовали две гимназии — мужская гимназия св. Филиппа Нери и женская гимназия св. Екатерины; а также благотворительный приют св. Доротеи. Надо отметить, что костёл Святого Людовика не был закрыт после Октябрьской революции, и служба в нём (правда, с весьма значительными перерывами) продолжалась. В 1992 году костёлу был передан весь комплекс зданий, принадлежавших ему до 1917 года, в том числе и здание лицея. Стоит сказать, что первым римско-католическим храмом в Москве была церковь (костёл) Петра и Павла, открытая в 1705 году в Немецкой слободе по указанию Петра I. Но церковь эта просуществовала лишь до 1838 года.

Самая старая мечеть – «историческая» в Татарской слободе. Годы постройки – 1823, перестроена в 1880-е.

Московская историческая мечеть — старейшая мечеть в Москве, основанная в 1823, хотя мечеть до пожара 1812 года существовала на этом месте и ранее, по-крайней мере в XVIII веке. Расположена по адресу: Большая Татарская улица, 28 (внутри квартала), в историческом центре татарской общины Замоскворечья. Мечеть, существовавшая в Москве на рубеже XVIII—XIX веков во дворе переводчика Иностранной коллегии князя Суламита-мурзы Симинея, после эпидемии чумы, когда большинство прихожан мечети, в том числе и сам князь, умерли, была продана его наследниками купцу Щукину и уничтожена пожаром 1812 года. В августе 1816 купцы-мусульмане подали прошение разрешить устройство новой мечети, но получили отказ. Только в конце 1823 община получила разрешение устроить молитвенный дом во владении замоскворецкого купца Назарбая Хашалова, при условии, чтобы он «не назывался бы мечетью…» и «… будучи обыкновенного с прочими домами, не имел снаружи ни малейшего признака мечети». Мечеть действовала под видом обычного одноэтажного дома до 1880, когда было получено разрешение на её перестройку с устройством минарета и купола. Имам-хатыбами мечети были Рафик Агеев, Хайретдин Агеев и Абдулла Шамсутдинов. В 1939 историческая мечеть была закрыта, минарет — снесён, ещё раньше в 1936 последний имам мечети — Абдулла Шамсутдинов репрессирован и расстрелян. В здании мечети размещались военкомат и мастерские. Мечеть вновь действует с 1993.

Так мечеть выглядела в начале ХХ века. Вид со стороны Большой Татарской улицы (сейчас мечеть и улицу разделяет советская пятиэтажка).

Часть 3. Утраченное.Множество древних зданий, как храмов, так и палат, так и городских стен, построенных в XIV-XV веках, утрачены, причем утрачены уже довольно давно. Все они в XV-XVII веках заменялись на новые. Но есть пример одной древней церкви, которая достояла до 1930-х годов…

Самое древнее здание Москвы (уничтоженное) – собор Спаса на Бору. Годы постройки: 1328-30.

Собор Спаса Преображения на Бору — монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. По некоторым сведениям, деревянный храм на Боровицком холме («на Бору») был построен в 1272, небольшой каменный собор — в 1328—30. Великий князь Иван I Калита учредил при нём Спасоборский монастырь, переведя в него монахов из Данилова монастыря. В 1490 монастырь под именем Новоспасского был переведён на новое место. Первоначально одноглавый трёхапсидный собор неоднократно дополнялся новыми частями и перестраивался: в 1350 появились западный притвор и северо-западный придел, в 1478 — новая трапезная, в середине XVI в. — приделы Трёх святителей (северный) и Гурия, Самона и Авива (южные). В конце XVIII в. собор реставрировал М.Ф. Казаков. Некоторые исследователи считают, что он разобрал храм и вновь возвёл его из кирпича в формах XVI—XVII вв. Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года, несмотря на протесты таких видных реставраторов, как П. Д. Барановский. Старинные колокола со звонничек поступили в фонды Московского кремля. На месте собора был выстроен 5-этажный служебный корпус. Начиная с книги «Сорок сороков» в популярной литературе распространилось утверждение, что на месте храма воздвигли туалеты для номенклатуры. Планы восстановления одного из древнейших храмов Москвы пока не рассматриваются. Существует городская легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли.

Все старые фотографии взяты с сайта http://oldmos.ru/Новые сделаны нами, если не подписано иное.

visualhistory.livejournal.com

Пять самых древних храмов Москвы

Цитата сообщения Оксана_ЛютоваПять самых древних храмов Москвы

«Комсомолка» сделала подборку самых старых храмов, дошедших до наших времен

4 августа 1326 года в Москве был заложен первый каменный храм Москвы - Успенский собор на территории Кремля. Здание не сохранилось — его разобрали уже через полтора века за ветхостью. Мы собрали для вас информацию о пяти древнейших храмах столицы, которые дошли до нас полностью или частично.

1. Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря) — древнейший из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы. Она расположена в Московском кремле и входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца. Церковь возвели в 1393 — 1394 годах по заказу вдовы Дмитрия Донского — княгини Евдокии. Она была домовым храмом великой княгини. Здание сохранилось до половины высоты стен (до хор) с главным порталом и частью окон. Это была четырехстолпная трехапсидная церковь, построенная из белого камня. Ее архитектура сочетает в себе черты владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской (килевидные завершения портала и ниш, окна-розетки) архитектурных школ. В росписи участвовали Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. Церковь Рождества Богородицы на СеняхФото: sobory.ru

2. Одним из самых древних храмов столицы является Спасский собор Андроникова монастыря. Время его постройки — 1420-25 годы. По свидетельству летописей, сам монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был выстроен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций. Между 1420 и 1425 годами Спасский собор был вновь перестроен, и как раз этот белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. В росписи собора участвовали Андрей Рублев и Даниил Черный (от этих фресок сохранились фрагменты растительного орнамента на откосах окон). Спасский собор многократно перестраивался, его нынешний облик — результат реставрации 1959-61 годов. Спасский собор Андроникова монастыряФото: Википедия

3. Успенский собор Московского Кремля. Его возвели в в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храмРусского государства. Это старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. В петербургский период он был местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернен и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду. В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея России.

Сейчас он открыт как музей. Однако иногда, по благословению патриарха, там совершают богослужения. Успенский собор Московского КремляФото: Википедия

4. Еще одним из старейших храмов является Благовещенский собор. Существующий девятиглавый собор был построен в конце XV — начале XVI столетий, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет — древнейший архитектурный памятник Москвы.

В храме частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. Благовещенский соборФото: Википедия

5. Церковь Ризоположения Московского Кремля возведена в 1484—1485 годах на месте одноименной церкви 1451 года постройки псковскими мастерами. Долгое время она была домовым храмом московскихмитрополитов, а затем патриархов. В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому дворцу. Небольшая церковь, украшенная тонким белокаменным и терракотовым декором, замечательно оттеняет противостоящую громаду Успенского собора, точно как и 530 лет назад. В ее стенах открыта выставка древнерусской деревянной скульптуры. Церковь Ризоположения Московского КремляФото: Википедия

источник

hist-etnol.livejournal.com

ДОНИКОНОВСКИЕ ХРАМЫ МОСКВЫ (XIV - XVI вв.)

          Это рассказ, иллюстрированный моими фотографиями, о древнейших, сохранившихся до наших времён, храмах Москвы. Хронологически рассказ закончится на патриархе Никоне, который при поддержке царя Алексея Михайловича начал религиозную реформу. То есть, речь пойдёт о тех Московских храмах, под сводами которых во время служб дважды звучала «аллилуйя», крестные ходы были «по солнцу», и времени, когда повсюду на Руси люди безбоязненно освящали себя двоеперстием.

          Первые церкви в Москве появились, вероятно, в XII веке, когда это была ещё вотчина боярина Кучки, и когда это был небольшой приграничный пункт Суздальского княжества. Известно, что Москва появилась на месте сел, расположенных вдоль Москвы-реки. В этих поселениях были и боярские хоромы Кучковичей, и церкви, но не было еще самой Москвы, поэтому отсчет первых московских церквей будем брать с момента, когда Юрий Долгорукий в 1147 году положил начало будущей столице России.          Известный строительством храмов в других городах, Юрий Долгорукий и в Москве построил церковь Спаса на Бору и храм Иоанна Предтечи под Бором – древнейшие московские храмы. Первые церкви в Москве, были деревянными, которые были недолговечны. Лишь спустя два века, в 1330 году в Москве появились каменные церкви, хотя эти сведения могут не отвечать исторической действительности, так как речь идет о каменных храмах, известных из документальных источников.          В Москве в XVI веке было 400 действующих церквей. Учитывая достаточно скромные размеры города, это число было достаточно внушительным.          Первый каменный храм Москвы, Успенский собор на территории Кремля, был заложен в 1326 году. Строили его по образу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, но, в отличие от «провинциального» собрата, первый каменный храм столицы не сохранился: он обрушился незавершенным в 1474 году. Следующий каменный храм тоже не сохранился, но есть его фотографии, потому что разрушили его уже в ХХ веке.

Собор Преображения Господня, что на БоруСобор Спаса на Бору, или собор Спас-Преображения «что на Бору», построенный к 1330 году, к тысячелетию Константинополя. Здесь были погребены московские князья и княгини, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору и Вознесенскому монастырю (также разрушенному). Разобрали по распоряжению Сталина к 1 мая 1933 года. Есть легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. "Безобразие, убрать!" - буркнул он. Поскольку, никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли. Позднее на месте «кремлевского патриарха» построили флигель с туалетами, буфетами и курилками.

Церковь Лазаря Праведного Воскрешения в КремлеПостроена в 1393-94 годах на месте деревянной Лазаревской церкви, как церковь Рождества Богородицы (с сохранением Лазаревского придела). Заложенный вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией Московской, предположительно, в память Куликовской битвы: дата сражения совпадает с посвящением храма. В 1514 году итальянский зодчий Алевиз разобрал верхнюю часть церкви, чтобы возвести новый кирпичный храм, а древняя белокаменная постройка, ставшая подклетом, получила название церкви св. Лазаря. Церковь Рождества, «что на Сенях», стала домовым храмом Теремного дворца, в XVII веке при ней в особой палате жили поощряемые царем Алексеем Михайловичем богомольцы. В дальнейшем нижняя церковь была забыта, о ней вспомнили лишь при реставрации дворца в середине XIX века. Закрыта вскоре после революции, доступа нет. Древнейшее сохранившееся сооружение Москвы. Находится на закрытой территории. Все, что может увидеть обычный посетитель — одинокий позолоченный купол со стороны Оружейной палаты.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в КремлеВероятно, первая деревянная церковь построена в конце XIII - начале XIV в. Каменный храм второй половины XIV века заменен более обширным в 1416 году. Ныне существующее девятиглавое здание построено в 1484-1489 годах, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. Подклет играл роль княжеской сокровищницы, впоследствии выросшей до габаритов Казенного двора. Благовещенский Собор с древних времен домовый храм великих князей и царей. Закрыт в 1918 г. С 1955 года доступен вновь как музей. Новообрядческие богослужения на престольный праздник проводятся с 1995 года.

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Андрониковом монастыреВ соборе сохранились фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым.Летописи не сохранили точной даты строительства этого удивительного храма, а исследователи называли разные даты — от конца XIV века до 1427 года. Петр Барановский говорил: «этот стройный и замечательный памятник разительно отличается от всего, что мы знаем пока из архитектуры ранней Москвы». «Разительность» может означать, что храм либо опередил свою эпоху, либо был итогом предшествующих исканий. Современные мудрецы сходятся на втором варианте и отодвигают датировку храма к концу первой четверти XV века. Спасский собор многократно перестраивался, его нынешний облик — результат реставрации 1959-61 годов. Критики полагают, что восстановленная глава могла быть шире, а следовательно, облик собора был бы более «мужественным», что характерно для памятников той эпохи. Но, помня о причастности к созданию храма Андрея Рублева, можно предполагать, что уникальным могло быть не только конструктивное решение памятника, но и его образ. На откосах заложенных алтарных окон реставраторы обнаружили орнаментальные росписи — все, что осталось от рублевского интерьера. Сам преподобный Андрей был похоронен рядом с собором в 1428 году, но точное место погребения неизвестно.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в КремлеПервый каменный храм датируется концом XIII в. Следующий, возведенный Иваном Калитой в 1326-1327 годах, просуществовал до 1472 г. Строившийся с этого времени новый собор обрушился незавершенным в 1474 г. Существующее здание Успенского собора построено знаменитым итальянцем Аристотелем Фиораванти в 1475-79 годах. Эта стройка стала началом эпохального проекта князя Ивана III по превращению княжеской столицы во всероссийскую, и далее — в Третий Рим. Недаром Фиораванти прибыл в Москву следом за Софьей Палеолог, наследницей Византийского престола. Консервативный по сути замысел, ориентированный заказчиком на Владимирский Успенский собор XII века, Аристотель сумел превратить в одно из самых ярких событий в истории русской архитектуры. Изначально храм выглядел еще более просторным, поскольку место иконостаса занимала низкая алтарная преграда. В остальном собор дошел до нас почти без изменений. На протяжении столетий Успенский собор оставался главным храмом России и служил местом коронации государей и погребения патриархов. С 1990 г. новообрядческие богослужения в праздники.

Церковь Трифона Мученика, что в Напрудной слободеСело Напрудное известно с XIV века - в 1331г. оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Князь завещал это село своему старшему сыну Семену. Судя по наименованию «село», уже тогда здесь был храм. Напрудным село назвали неспроста: у речки, на которой оно стояло, был большой пруд, где князья охотились с соколами на водоплавающую птицу. С церковью Трифона Мученика связана легенда об охоте Ивана Грозного и о том, как один из ее участников, боярин Патрикеев, чудом избежал царского гнева. Боярин упустил на охоте любимого царского сокола, но при помощи святого Трифона нашел его на том месте, где после этого и поставил церковь. На самом деле церковь, судя по всему, была построена здесь до Ивана Грозного, вероятно, при его отце. Церковь Трифона Мученика в Напрудной слободе значится как каменная в описании 1646г., но при натурных исследованиях было установлено, что она была построена значительно раньше – в первой половине XVI века или даже в конце XV-го. Это стало ясно при обнаружении фрагмента надгробной надписи, сделанной из точно такого же камня, что и вся церковь. Небольшая церковка была выстроена из белого камня (своды и подкупольный барабан – из кирпича), с одной главой и одной большой апсидой. Изначально ее покрытие было позакомарным, как у всех древних каменных храмов, но, как и большинство их, она была перестроена и покрыта гораздо менее красивой, но более практичной четырехскатной кровлей. На этом изменения внешнего вида церкви не прекратились. В XIX веке к ней была пристроена двухъярусная колокольня, в 1860г. ее, по возмущенному выражению А.К.Толстого, «облепили отвратительными пристройками» – приделами. В 1930-х гг. были снесены все позднейшие пристройки: и трапезная, и приделы, и обе колокольни. Осталась только маленькая древняя церковка, которую каким-то чудом удалось отстоять. После Великой Отечественной войны церковь еще почти 50 лет пустовала, несмотря на то, что в конце 1940-х гг. она была отреставрирована под руководством Л.А.Давида.

Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне в КремлеПостроена в 1484-86 годах на месте одноименной сгоревшей деревянной церкви 1451 г. Этот храм строился как домовая церковь митрополитов. Недавние исследования подтвердили, что каменные палаты митрополичьего двора с середины XV века стояли немногим севернее церкви. Но в середине XVII столетия государь пожаловал патриарху тому самому Никону новый двор (прежде принадлежавший Годунову), а старый вместе с Ризоположенской церковью отошел к женской половине царского дворца. Известно, что храм строили псковские мастера, но в декоре церкви есть лишь отдельные элементы, распространенные на их малой родине. В целом, в Пскове нет ничего подобного Ризоположенской церкви по изяществу. Очевидно, что приезжим русским мастерам (равно как и итальянским) приходилось играть по московским правилам. Небольшая церковь, украшенная тонким белокаменным и терракотовым декором, замечательно оттеняет противостоящую громаду Успенского собора, точно как и 530 лет назад. Закрыта в 1918 г. В ее стенах открыта выставка древнерусской деревянной скульптуры. Раз в году, на престол, РПЦ проводит службы.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественском монастыреКаменный собор возведен в 1501-05 гг. на месте более ранней белокаменной постройки во время восстановления монастыря после пожара, бывшего в 1500 году. Южный Никольский придел пристроен, вероятно, после пожара 1547 (позже, в 1792 году, престол перенесен в Златоустовскую церковь). К концу XVIII века фасады собора были закрыты пристройками. Приделы: Сошествия Святого Духа (1814, перенесен из домовой церкви А. Ф. Салтыковой) и Димитрия Ростовского (1820). Западная часть собора в духе XVII в. выстроена арх. Ф. О. Шехтелем в нач. XX в. Четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Частичная реставрация проведена в 1960-65 гг. Богослужения РПЦ возобновились в 1989 году.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (справа)

Собор Михаила Архангела в КремлеОстатки первой каменной постройки датируются кон. XII - XIII в. Следующий храм возведен Иваном Калитой в 1333 г., а ныне существующий - выстроен повелением Ивана III в 1505-1508 Алевизом Новым. Великокняжеская и царская усыпальница. Приделы: Покрова Пресвятой Богородицы, Уара мученика, Третьего обретения Главы Иоанна Предтечи. Закрыт в 1918; с 1955 - общедоступный музей. Богослужения РПЦ редки. С 1929 года в подземных палатах собора находятся саркофаги с останками Великих княгинь, цариц и др. женщин царского рода, перенесенные сюда из разрушенного собора Вознесенского монастыря в Кремле.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом СимоновеСуществующая церковь построена, возможно, итальянским зодчим Алевизом Фрязиным Новым в 1509 — 1510 гг., сменив деревянную церковь, сооруженную при основании Симонова монастыря в 1370 г. После Куликовской битвы в 1380 г., в нем были похоронены герои битвы — монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя. В 1379 г., когда монастырь перенесли на 500 м. севернее, церковь была обращена в приходскую. В 1785 — 1787 гг. с западной стороны церкви возвели трапезную и колокольню, которые были полностью перестроены в 1849 — 1855 гг. Церковь закрывалась с 1928 по 1989 гг., реставрировалась в 1980 — 1988 гг. Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г.

Церковь Владимира равноапостольного, что в Старых СадехПостроена в 1514-16 году зодчим Алевизом Новым на месте одноименного старого храма. В середине XVII в. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Квадратный в плане, пятиглавый бесстолпный кирпичный храм с колокольней нач. XIX в. Закрыт в 1933 году, позже обезглавлен. Внешне отреставрирован. Богослужения РПЦ возобновлены в 1991 года.

Собор Петра, митрополита Московского, в Высокопетровском монастыреДревнейший храм обители. Возведен Алевизом Новым в 1514-17 гг. на месте прежнего деревянного. Перестроен при обновлении монастыря в кон. XVII века и освящен 8 мая 1690 г. Восстановлен в древнем виде при реставрации в начале 1980-х. Архитектурные формы не имеют в настоящее время аналогов. Восьмигранная башня со шлемовидной главой, возвышающаяся над 8-лепестковым нижним ярусом. Передан РПЦ в сер. 1990-х годов, освящен 3 янв. 1998 г.

Церковь Илии Пророка в Теплых рядахПостроена в 1518-1520 гг., вероятно как главный храм Ильинского монастыря. С XVII века - при Новгородском подворье. В середине XIX века встроена в здание Теплых рядов. Одноглавый трехапсидный храм на подклете с подвалом. Сохранились три яруса поздней колокольни. Закрыт в 1923 г., службы РПЦ возобновлены в 1995 году.

Собор Иконы Божией Матери Смоленская в Новодевичьем монастыреСмоленский Собор – старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525гг. в царствование великого князя Василия III в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», в благодарность за овладение Смоленском. Строительство собора приписывается работе либо Алевиза Нового (ум. около 1531г.), либо зодчего Нестора (погиб при строительстве собора). Собор велик. Высота его от уровня пола (т.е. не считая подклета) до замкового камня центрального подкупольного барабана – 33,7 м, а от уровня пола подклета до креста – 42,5 м. Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526-1530гг. Собор известен тем, что именно в нем в 1598 году Борис Годунов принял избрание на царство. В соборе пребывает чтимая икона Смоленской Божией Матери (список середины XV века). Собор до сих пор находится в ведении музея ГИМ.

Церковь Анны праведной Зачатия, что в УглуВпервые упоминается под 1493 годом. Вероятно, построен храм был раньше. Историки полагают, что есть все основания утверждать - постройка появилась еще во времена правления князя Василия II, а возвести Зачатьевский храм пожелала его супруга. В летописи же церковь упоминается в связи с пожаром, захлестнувшим тогда всю Москву. Уничтожила стихия и деревянную святыню. После пожара храм восстановили, однако в 1547 году его постигла та же участь. По указу Ивана Грозного церкви частично вернули первоначальный облик. В начале XVI века храм Зачатия Праведной Анны перестраивают (именно это здание мы можем наблюдать сегодня). Колокольня середины XVIII века разобрана при реставрации в 1955-58 гг. Закрыта не ранее 1929 г. Вновь освящена РПЦ в 1994 году.

Церковь Вознесения Господня в КоломенскомХрам - один из шедевров зодчества мирового значения. С 1994 года включен в список объектов Всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО. Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь, такое церковное здание было крайне необычным, оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (по преимущество крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало новому стилю церковной архитектуры — шатровому, в последствии запрещённому Никоном во время церковных реформ второй половины XVII века. Есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола, будущего Ивана IV Грозного. Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались. В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в ДьяковоХрам сооружен в 1547 г. по указу царя Ивана Грозного в связи с венчанием его на царство, а также как моление о даровании наследника. Многие древние рукописи указывают, что зодчими были Барма и Постник, создатели уникального храма Василия Блаженного на Красной площади.Дьяковская церковь в некоторых своих чертах предвосхищает собор Василия Блаженного и по убеждению историков зодчие смотрели на нее как на идею, которую они развили и усложнили в своем будущем проекте.

Церковь Антипия, епископа Пергамского, что на Колымажном двореДревний каменный одноглавый бесстолпный кубический храм с редкой двухапсидной алтарной частью. Значительно искажен позднейшими пристройками. Южный, Никольский, приделы конца XVII в. (перестроены в 1739-1741 годах), под ним престол мц. Екатерины. Двухъярусная колокольня и северный придел Рождества Предтечи – 1798 года. Храм закрыт в 1929 г., реставрировался в 1970-е. Богослужения РПЦ возобновлены.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного)Выдающийся памятник русского зодчества. Построен царем Иваном Грозным в 1555-1561 гг. в память покорения Казани (1552) на месте временной деревянной церкви. Верхние престолы: Покрова Богородицы (центр), Св. Троицы (восток), Входа в Иерусалим (запад), Григория Армянского (северо-запад), Александра Свирского (юго-восток), Варлаама Хутынского (юго-запад), Иоанна Милостивого (бывшие Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток), Николая Чудотворца Великорецкого (южный), Адриана и Наталии (бывшие Киприана и Иустины) (север). Внизу - церковь Василия Блаженного (1588) с приделом Иоанна Блаженного (бывшем Риз Положения, затем Рождества Богородицы, нынешнее имя с 1916 г.). Собор закрыт в 1929 году. Филиал Исторического музея. Редкие богослужения РПЦ с 1990 г.

Церковь Космы и Дамиана Римских, что в Старых ПанехХрам выстроен на месте сгоревшей в 1564 г. одноименной деревянной церкви. В 1640 году с севера пристроена Успенская церковь, интересная шатровым завершением. Был также придел Иоанна Златоуста, упразднённый в 1878 году. Трапезная и колокольня, возведённые в 1803-м, разобраны при реставрации 1926-1927 годов. Храм закрыт в 1929 г., сильно перестроен, богослужения возобновлены в 1995-м, освящён во имя Космы и Дамиана Римских, хотя до революции, вероятнее, был посвящён Ассийским свв. братьям. К настоящему времени полностью отреставрирован северный придел.

Церковь Амвросия, епископа Медиоланского, в Новодевичьем монастыреЦерковь из белого камня была сооружена предположительно в 1560-х гг. и первоначально была посвящена Иоанну Предтече. Храм, примыкающий к Ирининым палатам, был домовой церковью. Расположенное рядом с церковью двухэтажное здание служило трапезной до постройки новой с Успенской церковью. Третье здание, входящее в ансамбль церкви, предположительно сооружено в конце XVI в. и скорее всего, использовалось царицей Ириной Годуновой. За годы своего существования церковь неоднократно перестраивалась, в частности в XVII в. были переделаны своды. Позже в конце XVIII века церковь была переосвящена в честь Амвросия Медиоланского. После событий 1917 года, монастырь был упразднен. Церковь закрыта в конце 20-х годов прошлого столетия. Помещение храма использовалась, как жилое и как хранилище Государственного Исторического музея. С 1994 года здание церкви находилось в совместном пользовании РПЦ и ГИМом. 22 марта 2010 Новодевичий монастрь возвращен РПЦ. В церкви Святого Амвросия епископа Медиоланского (Миланского) проводятся богослужения.

Собор Иконы Божией Матери Донская в Донском монастыре (старый)Располагающийся посреди южной части территории Донского монастыря, ныне именуемый Малым или старым собором, Собор Иконы Божией Матери Донская был построен в 1591-1593 гг. Есть предположение, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. По одним свидетельствам, заказчиком собора был царь Федор Иоаннович, по другим – Борис Годунов. Так или иначе, Годунов в своей вотчине Хорошево вскоре строит Троицкий храм по образцу Донского. Первоначально храм состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением. Главный престол церкви был устроен в честь Похвалы Богородицы, и изначально сам храм звался Похвалынским, но вскоре за ним закрепилось название, данное прихожанами по особо чтимой иконе – Донской Божией Матери. На такое название повлияло и то, что на месте этого собора в 1591 году, во время нашествия на Москву крымского хана Казы-Гирея находилась походная церковь преподобного Сергия в главном стане русских. Из-за этого, сразу после основания, монастырь называли монастырем Пресвятой Богородицы Донской «что в Обозе». В 1679 г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная «о 12 окнах». В 1748 г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную. В советское время, когда в конце 1920-х гг. храм был закрыт, в нем был музейный зал. После Великой Отечественной войны, в 1946 г., он снова открылся как храм, и до 1960-х гг. в нем проводились регулярные службы. В 1948-1950 гг. проводилась реставрация древнего собора; при реставрации были восстановлены многие части храма. В основном службы проводятся в новом, Большом соборе Донского монастыря, и теперь попасть внутрь старого собора не так просто – для этого нужно дожидаться больших церковных или храмовых праздников.

Церковь Николая Чудотворца в СабуровоЦерковь Николая Чудотворца, расположенная в селе Сабурово на реке Москве в приселке села Коломенского, была построена в 1595г. Село это принадлежало небезызвестному боярскому роду, давшему название местности у Москвы-реки. В начале XVIII века село было пожаловано Нарышкиным и принадлежало им около ста лет, после чего еще дважды сменило владельцев. О строительстве в селе каменной маленькой церкви сохранилось очень мало свидетельств: собственно дата постройки и то, что при ней не было трапезной и колокольни. Сильная перестройка храма была в 1693-1695 гг., в XIX веке была пристроена широкая новая трапезная и трехъярусная шатровая колокольня. Церковь, уцелевшая во время войны 1812 года, действовала до 1939 г. Советские власти ее закрыли и устроили в ней гараж. Во время войны была разрушена колокольня. В 1960-х гг. в храме была открыта механическая мастерская, для чего к нему пристроили подсобные помещения, окончательно обезобразившие маленькое здание. В 1980-х гг. в районе Москворечье-Сабурово собрались строить новый большой микрорайон, и заодно было решено отреставрировать единственный уцелевший здесь памятник старины. Церковь возвратили верующим в 1990 г., а с 1991 г. она уже была открыта для богослужений.

Церковь Троицы Живоначальной в ХорошевоЦерковь Троицы Живоначальной была построена в селе Хорошево – вотчине Бориса Годунова – в 1598 г. (по другим источникам - в 1596 г.). Образцом для постройки этого храма стал построенный незадолго до того (в 1591-1593 гг.) собор Донского монастыря, о котором рассказано выше. Оба эти храма приписываются зодчему Федору Коню. В селе находился и один из многочисленных дворцов Бориса Годунова, позднее разобранный. До Годунова селом владел Иван Грозный, здесь, по-видимому, устраивались его охотничьи «потехи». От Грозного село перешло к его сыну Федору, который и подарил эти земли Годунову. Храм в селе Хорошево был поставлен на высоком месте – на берегу Москвы-реки. До него здесь, скорее всего, находилась деревянная церковь. В советское время, в 1930-х гг. церковь была закрыта и отдана под колхозный клуб, потом – под детскую консультацию. Наконец в 1963-1964 гг. под руководством архитектора Б.Л.Альтшуллера ее исследовали и отреставрировали, вернув хотя бы частично первоначальный облик, за некоторыми исключениями, такими, как стесанные при перестройках перспективные порталы, восстановить в прежнем виде которые не оказалось возможным. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась. В них располагался цех фабрики офсетной печати. Только в 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.

ТУТ ПРОДОЛЖЕНИЕ – Московские храмы XVII века

Предыдущие мои рассказы о Московских и Подмосковных храмах:Часть 1. Старообрядчество: Москва - Рогожская слободаЧасть 2. Старообрядчество: Московские храмы (белокриницкие)Часть 3. Старообрядчество: Московские храмы (Преображенка и другие)Старообрядчество: Подмосковные действующие храмы (часть 1)Старообрядчество: Подмосковные действующие храмы (часть 2)Старообрядчество: Подмосковные моленные дома и недействующие храмы

shurov-oleg.livejournal.com


Смотрите также