Бронза в древнем египте. Всемирная история — это всемирный суд
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

• 4. Когда была изобретена бронза? Бронза в древнем египте


Бронза

Производство древнего Египта

Термин «бронза» в его современном употреблении имеет широкое значение и охватывает целый ряд различных сплавов, состоящих преимущественно из меди [341] и олова, иногда с небольшим добавлением других веществ, среди которых можно отметить цинк, фосфор и алюминий. Что касается древней бронзы, то она представляла собою более простой сплав, состоявший лишь из меди и олова со следами тех примесей, которые могли присутствовать в исходном сырье. Позднее, как уже упоминалось, к бронзе иногда добавлялся свинец, но эта примесь, хотя и укладывается в категорию бронзовых, не типична для нормальной бронзы. В наши дни обычная бронза содержит около 9-10 % олова, но древняя бронза менее устойчива по составу, и содержание олова в ней колеблется от 2 до 16 %. Если олова меньше 2 %, то в таких случаях присутствие его является обычно результатом содержания небольшого количества окиси олова в медной руде, и такую смесь вообще неправильно называть бронзой. Дело в том, что производство искусственного сплава меди с оловом знаменует собою определенную ступень в истории древней цивилизации, которую не следует смешивать с предыдущей более ранней ступенью, когда люди умели пользоваться только медью, даже если эта медь содержала иногда примеси, в том числе след олова.

Преимущества бронзы перед медью заключаются в следующем: а) Прибавка небольшого количества олова — до 4 % — делает медь более твердой и прочной, в особенности при ковке, хотя при пятипроцентном содержании олова сплав при ковке становится хрупким, если его не подвергать в это время частому отжигу[1190]. Когда была впервые обнаружена опасность слишком большого содержания олова в бронзе и найдено средство борьбы с этим путем отжига — не установлено. b) Прибавка олова понижает точку плавления меди (температура плавления меди — 1083o, сплава из 95 % меди и 5 % олова — 1050o, сплава из 90 % меди и 10 % олова — 1005o, сплава из 85 % меди и 15 % олова — 960o[1191]. с) «Олово увеличивает текучесть расплавленной [342] массы, облегчая процесс литья. В этом состоит главное преимущество превращения меди в бронзу. Медь плохо приспособлена для литья не только потому, что она сжимается при охлаждении... но и в силу своей тенденции поглощать газы, в результате чего она становится пористой. Присутствие олова препятствует поглощению кислорода и других газов»[1192].

Начало истории применения бронзы не ясно, но несомненно лишь одно — что она была открыта не в Египте. Хотя в настоящее время в Египте известны месторождения оловянной руды, нет никаких свидетельств и очень мало оснований предполагать, что они были известны и разрабатывались в древности. Кроме того, мы знаем, что бронза была известна и употреблялась в западной Азии задолго до того, как она достигла Египта. Имеются сторонники и европейского и африканского происхождения бронзы, но нет никакого сомнения в том, что она была открыта в Азии[1193]. В Уре была найдена бронза, относящаяся ко времени между 3500 и 3200 годами до н. э.[1194], и знакомство с бронзой, по всей вероятности, распространилось из Азии в Египет, а позднее в Европу. Несмотря на столь раннее употребление бронзы в Уре, она не могла быть открыта и в южной Месопотамии, ибо в этой стране не имеется никаких металлических руд.

Проще всего предположить, что открытие бронзы было делом случая. Для такого случая могло существовать лишь четыре возможности: во-первых, сплавление

Металлической меди с металлическим оловом; во-вторых, плавка смеси медной руды с металлическим оловом; в-третьих, плавка естественного соединения меди и олова — станнита и, в-четвертых, плавка либо естественного соединения, либо искусственной смеси двух руд: медной и оловянной. Две первые возможности отпадают, так как они требуют предположения, что олово [343] было известно раньше бронзы, между тем как все известные нам факты свидетельствуют о противном. Третья возможность очень маловероятна, поскольку естественное соединение меди с оловом — станнит — встречается лишь в небольших количествах и в очень немногих местах. Кроме того, если бы бронзу с самого начала производили именно этим путем, люди никогда бы не пришли к использованию основной и единственно важной оловянной руды — касситерита, между тем как мы имеем в более поздние эпохи множество доказательств применения этой руды и производства металлического олова. Наконец, если бы сырьем для выплавки бронзы служил станнит, то процент олова и серы в древней бронзе был бы значительно выше. В настоящее время в одной из областей Китая разрабатывается месторождение станнита. «Выплавленный

157 158

Металл содержит... 42,57 % олова, 49,7 % меди, 1,3 % серы и 1,8 % свинца» . Деш пишет :

«Анализы древних бронз противоречат теории случайной выплавки из минералов, содержащих медь и олово. Такого рода минералы всегда имеют сложный состав, и из них не может получиться таких чистых сплавов, какие представляют собою древние бронзы. Поэтому мы считаем, что эти бронзы были выплавлены из смесей окисленных руд меди и олова и что эти смеси приготовлялись намеренно». Однако в более поздней работе Деш говорит[1195]: «Естественно предположить, что древние сплавы являются результатом смешения медной и оловянной руд, так что первая бронза могла быть получена случайно».

Исключив, таким образом, встречающиеся в естественном состоянии минералы, содержащие одновременно соединения меди и олова, мы должны обратиться к четвертой возможности — к искусственному смешиванию двух руд. Заметим, что вначале такое смешивание могло быть и не намеренным, а могло произойти в результате того, что обе руды залегали в непосредственной близости друг от друга, как это иногда случается. Но это могло произойти только в районе такого [344] месторождения руд, так как до открытия бронзы не было никакого смысла возить олово с места на место[1196].

Поскольку бронза не была продуктом местного происхождения, первоначально ее в Египте было немного, и прошло немало времени, пока новый сплав не получил широкого распространения. Обычно считается, что хотя бронзу вначале и доставляли в Египет в готовом виде, в конце концов ее стали изготовлять на месте из привозной меди и олова, но прямых доказательств этого нет. Поскольку, однако, другие страны восточного Средиземноморья (например, Греция) производили бронзу (иначе на что бы шло привозившееся с запада олово, о котором рассказывают Геродот и другие античные авторы), то можно предполагать, что и Египет не являлся в этом отношении исключением.

Ввиду недостаточного количества химических анализов древнеегипетских металлических изделий до сих пор не ясно, когда в Египте впервые стали пользоваться бронзой. Нередко в археологических отчетах предметы называют медными или бронзовыми наугад или даже один и тот же предмет называют то медным, то бронзовым, как будто эти термины являются синонимами. Если исключить все случаи таких небрежных описаний, остается несколько безусловно бронзовых изделий, относящихся к ранним периодам. Рассмотрим их. Первым в хронологическом порядке является небольшой брусок квадратного сечения длиной около 4 см, найденный Петри в Медуме[1197]. Если он относится к тому же времени, что и весь комплекс сопровождающих находок, «он должен датироваться эпохой царствования Хуфу»[1198] (IV династия, около 2900 года до н. э.). Петри называет его

163

«странным предметом» и, хотя относит его именно к этой эпохе, тем не менее делает оговорку: «К сожалению, он был найден не самим мною, и единственное, что внушает мне опасение, это мысль о том, что он мог [345] упасть сверху во время работы»[1199]. На следующем месте стоит кольцо, которое де Морган относит ко времени несколько

165 166

Позднее конца III династии ; по словам же Вертело, оно неопределенной даты. Следующий в хронологическом порядке предмет — это тонкая бритва, которую Монд относит к IV династии; согласно анализу, произведенному профессором Дешем, она сделана из бронзы и содержит 8,5 % олова[1200]. Далее следует ваза, согласно описанию — VI династии, но никаких подробностей относительно нее не приводится[1201]. От XI династии до нас сохранились чаша[1202] (в описании говорится только, что она из Луксора, без всяких подробностей, а потому датировка ее может быть ошибочной) и статуэтка (найдена в Меире и считается древнейшей известной нам бронзовой статуэткой)[1203]. Две чаши найденные

171

Гарстангом в Бени-Хасане, не могут относиться ко времени позднее XII династии, и поскольку химик, производивший анализ, просто отмечает наличие олова, не указывая процентного содержания, то вполне возможно, что они сделаны не из бронзы, а из меди с небольшой естественной примесью олова. От этой же династии до нас сохранилось несколько вполне достоверных образцов бронзовых изделий, в том числе орудия[1204]; поэтому мы можем считать эпоху Среднего царства началом бронзового века в Египте. Начиная с XVIII династии172 бронза уже хорошо известна, и в последующие периоды она широко употребляется для отливки маленьких статуэток. Однако употребление бронзы не [346] положило конец применению меди; например, в гробнице Тутанхамона меди оказалось больше, чем бронзы. Среди медных предметов из этой гробницы можно назвать целый ряд миниатюрных орудий, принадлежащих фигуркам ушебти. Я подверг их химическому анализу и определил, что они преимущественно состояли целиком из меди без всякой примеси олова или только со следами его; в нескольких случаях содержание олова было заметно, но не превышало 2 %[1205]. Исследован был также один из больших металлических накладных запоров на ковчегах, в которых был заключен саркофаг; он был сделан из меди, как, вероятно, и все остальные запоры. Д-р А. Скотт определил, что металлическая полоса, стягивающая основание наружного ковчега, была медной с содержанием 2,5 % олова[1206].

В связи с этим следует заметить, что хотя иногда и можно отличить древнее медное изделие от бронзового путем одного лишь наружного осмотра, как, например, тонкие изделия из кованой меди, тем не менее такое определение на глаз всегда вызывает сомнение, и внушить полную уверенность может лишь химический анализ.

Уэйнрайт датирует начало производства бронзы в Египте приблизительно 1500 годом

175

До н. э.

Период Династия Приблизительные даты Каменный век Палеолит Не датирован Неолит Конец неолитического периода датируется приблизительно 5000 г. до н. э. Додинастический Бадарийская культура 5000-3400 до н. э. Ранний додинастический Средний …

Для более полного понимания вопроса о ремесленных производствах Древнего Египта и применявшемся в них сырье необходимо хотя бы общее знакомство с историей этой страны. Нужно отчетливо представлять себе и глубокую …

msd.com.ua

ЕГИПЕТ | АРТконсервация

Достаточно хрестоматийным является определение Египта наряду с Месопотамией как родины одной из ранних цивилизаций на Земле. Хотя металлы стали известны египтянам еще в архаическую (додинастическую) эпоху, а природные и экономические условия страны благоприятствовали появлению металлургии, развитие ее шло крайне медленно. Причин этому несколько: во-первых, руда в основном была привозной; во-вторых, основным естественным богатством Египта являлся камень, и древние египтяне достигли в его обработке величайшего мастерства. Так что очень долго, даже после появления металла, каменные инструменты использовались наравне с металлическими, тем более, что последние были гораздо дороже. Кроме того, ведущей областью искусства в Египте, определяющей все остальные виды, была архитектура, где в первую очередь требовался опять-таки камень. В результате художественные металлические изделия не имели широкого спроса. А чтобы подчеркнуть богатство, величие и божественность фараонов и храмов, вполне подходили драгоценные камни и золото, в ювелирной обработке которых египтяне были непревзойденными мастерами.

Тем не менее, металлургия уже в додинастическую эпоху считалась важным искусством, о чем свидетельствует создание при царском дворце металлургических мастерских, во главе которых стоял особый чиновник «начальник литейщиков металла царского дворца» (этот титул встречается на оттисках печати того периода). Известна древнеегипетская стела, изготовленная по заказу мастера-литейщика, с изображением жертвоприношения этого мастера богам, и надписью, начинающейся словами: «Я, делатель небесной меди...» (т.е. железа — прим. авт.).Такой заказ мог себе позволить только очень богатый человек, да и изображенный мастер — упитанного вида человек — украшен богатым ожерельем, что свидетельствует о высоком положении его в обществе.

Древнейшими металлами, известными египтянам, были свинец, медь, золото и метеоритное железо. Золото добывали в Восточной Пустыне и доставляли из Нубии, и оно было легко доступным. А вот серебро являлось сравнительно редким металлом, ценилось очень высоко и стало дешевле золота только в конце эпохи Среднего Царства в связи с увеличившимся ввозом его из Западной Азии. Метеоритное железо и техника его обработки были известны еще в эпоху архаики, но железные изделия были редкой роскошью до XXVI династии, а для изготовления оружия и орудий этот металл не использовали вплоть до эпохи Птолемеев.

Свинец добывали на побережье Красного моря и около Ассуана. Это, пожалуй, был единственный металл, которым был богат Египет (в одной египетской надписи свинец по распространенности сравнивался с песком). И, по-видимому, именно из него первоначально изготавливали отливки. Способствовали этому низкая температура плавления свинца и цвет серебра, вместо которого его и использовали в культовых целях при погребальных ритуалах. В доисторических погребениях найдено много изделий из свинца, в том числе вотивные (культовые) женские фигурки — символы плодородия, отливавшиеся в односторонних каменных формах.

Широкое распространение в Египте получила и медь. Уже в додинастический период наряду с техникой ковки меди была известна техника ее литья, а в Древнем Царстве невиданные до того масштабы строительства из камня стали возможны, как полагают историки, лишь благодаря широкому применению медных орудий и инструментов. Однако изготовление крупных художественных изделий считалось настолько важным событием, что об этом сообщалось даже в государственной летописи [8]. Так, в летописи Древнего Царства под годами правления фараона II династии (ок. 2600 г. до н.э.) упоминается об изготовлении из меди царской статуи. Правда, не указывается техника ее изготовления. Ко времени VI династии (ок. 2250 г. до н.э.) относится медная статуя богини Пепит, отлитая способом по выплавляемой модели. Возможно, это одна из первых литых статуй, выполненных таким способом, и Египет по праву может считаться одним из государств, где зачиналось статуарное литье.

В период Среднего Царства металлургия продолжает развиваться, ремесленники-кузнецы производят разнообразные оружие, орудия труда (особенно для каменщиков и строителей), туалетные принадлежности и сосуды преимущественно из листового металла. И очень редко использовали металл для статуарного литья, хотя небольшие изделия металлической пластики этого периода в музеях мира, в том числе в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ), имеются. К этому времени относится появление бронзы.

По-видимому, нельзя считать простым совпадением тот факт, что именно тогда фараоны Среднею Царства начинают экспансию в Нубию [12]. Вероятно, бронза в Египет поступала оттуда. Раскопки последнего времени открыли древнюю самобытную культуру на территории Нубии. Ее жители еще до появления там египтян умели выплавлять бронзу и даже отливать зеркала. Подтверждением такого предположения можно считать широкое распространение бронзы в начале Нового Царства и особенно в эпоху XVIII династии (около 1500 г. до н.э.), когда фараон Тутмос III окончательно покоряет Нубию. Египтяне получают технику выплавки бронзы, которая постепенно вытесняет медь и медные изделия.

В период XVIII династии были усовершенствованы старые способы металлургической технологии, методы литья непрерывно развивались, становясь более разнообразными. Об этом свидетельствует изображение на стенах гробницы в Фивах (XVI-XI вв. до н.э.) литейной мастерской, в которой работают 12 мастеров.

Из меди и бронзы в этот период изготовляли самые разные предметы: орудия труда и инструменты, оружие, бытовые и ритуальные сосуды. Особенно выделяются непревзойденным мастерством владения материалом и гибкой пластикой изображения бронзовые ремесленные и художественные изделия малых форм.

Следует учитывать, что для древних египтян не существовало различия между изобразительным и прикладным искусством, просто было одно понятие — художественное ремесло [13]. На рис. 10 представлена прорезная бронзовая подставка высотой около 17 см. Она относится к периоду XVIII династии и является одним из первых ажурных изделий, хотя качество отливки несколько грубоватое, и потребовалась доводка тонких деталей гравировкой. На рис. 11 приведено одно из многочисленных бронзовых зеркал, которые стали образцом для подобных изделий в Передней Азии и античном Средиземноморье. Производство бронзовых зеркал, известных с III тысячелетия до н.э., постепенно развилось в самостоятельную ветвь художественного литья. Зеркала изготовляли разной формы и размеров, особенно тщательно отливали рабочую поверхность, которую затем полировали до блеска. Для зеркал Египта характерной была форма овала, а художественная ценность заключалась в скульптурной ручке [14].

Рис. 10. Подставка. Бронза, высота 16,6 см. Египет, Новое Царство, XVIII династия [15] Рис. 11. Зеркало с фигурной ручкой. Бронза, высота 25 см. Египет, Новое Царство, XVIII династия [15]

В работе [15] сообщается о множестве сохранившихся до нашего времени древнеегипетских художественных изделий (жертвенные винные сосуды, статуэтки богов Осириса, Тотаибиса и Бастет-кошки), которые в древности тысячами распространялись по стране. В 1200 г. до н.э. Рамзес III приказал отправить в храмы 18 т литых изделий из меди. В работе же [13] указывается, что металл очень редко использовался для статуарного литья вплоть до Позднего периода (1070—333 гг. до н.э.). Возможно, такое несовпадение сведений о масштабах производства объясняется расхождением в датировках египетских периодов в разных научных школах. Как бы то пи было, в Поздний период, особенно в течение VII—VI вв. до н.э., в большом количестве создаются высокохудожественные бронзовые статуэтки богов, фараонов, священных животных и символов. О большом мастерстве египетских художников и литейщиков можно судить по великолепной изящной цельнолитой бронзовой статуэтке священного быка, инкрустированной золотыми и серебряными нитями (рис. 12), относящейся к XXVI династии (664—525 гг. до н.э.). Но огромное количество серийно производившихся отливок отрицательно сказывалось на качестве работ — мастера зачастую не успевали даже выполнять полировку и гравировку. И наряду с такими великолепно отлитыми и тщательно отделанными статуэтками, как фигура бога Пта или архитектора Имхотепа (рис. 13), сохранились грубоватые, схематичные, застывшие скульптурки типа божественной триады (ГМИИ).

Рис. 12. Священный бык Апис. Цельнолитая бронза с золотой и серебряной нитями, высота 13,7 см. Египет, XXVI династия (664—525 гг. до н.э.) [13] Рис. 13. Статуэтка Имхотепа. Высота 15,5 см. Египет, Саисский период, ок. VII в. до н.э. [13]

В изображении человеческих фигур в Египте использовались строгие каноны для передачи поз, хотя в Поздний период делаются попытки передавать возраст и индивидуальные черты, а также объемность и пластичность фигур. Изображения животных, па которые не распространялся художественный канон, отличались предельным реализмом и естественностью, что стало характерным и для бронзовых отливок.

На рис. 14 представлена фигурка сидящей обезьяны-бабуина — священного животного, содержавшегося в храмах Луны. Статуэтка круглая, полая, отлита по восковой модели вместе с подставкой; полость, где располагался стержень во время заливки формы, проходит снизу от подставки через туловище [16]. Это — одна из изумительнейших бронзовых скульптур такого типа, сохранившихся с Саисского периода (VII в. до н.э.).

Рис. 14. Бдящий бабуин. Бронза, пустотелая отливка, высота 8,3 см. Египет, Саисский период. [13]

Фараоны Саисской XXVI династии, открывшие грекам Египет, открыли ворота Египта и греческой культуре: греческие художники и ремесленники наводнили страну произведениями своего искусства и изделиями своего ремесла. Благодаря этому в Египте художественный реализм в искусстве VI в. до н.э. получил завершенную форму.

Первоисточник: 

МИР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ. ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИИ. Бех Н.И., Васильев В.А., Гини Э.Ч., Петриченко А.М. УРСС. М., 1997

art-con.ru

Древний Египет: cultprosvet_mag

(предыдущая часть)

Древний Египет одно из наиболее стабильных государственных образований бронзового века. Возникнув еще в энеолите, он пусть и с существенными потерями смог пережить катастрофу бронзового века, сохранив и государственность, и преемственность культуры, правда, навсегда утратив, ведущую роль в регионе. Особенности развития государственности в Египте во многом были определены географическими факторами. Для успешного ведения сельского хозяйства в долине реки Нил необходимо было сначала создать, а потом поддерживать сложную единую ирригационную систему, что в свою очередь требовало сильного единого централизованного государства [2, 36].

Эдвард Джон Пойнтер. Евреи в Египте 1867

Географическое положение Египта с одной стороны изолировало его от остального мира и способствовало созданию замкнутой экономической системы, а с другой — из–за скудности минеральными и некоторыми иными ресурсами, заставляло искать способы получать необходимо из вне.

Каменоломни Гебель эс-Сильсила. XIII век до н.э. ( Stephen Biesty)

Металлургия в Египте была уже достаточно развита при первых династиях [3, 88-100]. Но из–за бедности ресурсами, металл так до конца и не вытеснил камень, и на протяжении всего бронзового века каменные орудия труда соседствовали с бронзовыми и медными [4, 111-112]. Металл использовался в основном в оружии, украшениях и для сложных инструментов, тогда как сельское хозяйство и строительство массово продолжало использовать неолитические технологии.

Процесс изготовления золотой отливки в Древнем Египте (VI династия Древнего царства, 2315–2190 гг. до н.э.)

Египту на протяжении почти всей свой истории приходилось развиваться в условиях дефицита ресурсов. С одной стороны это было стимулом к технологическому, научному и прочему развитию, а с другой — ограничивало возможности этого развития. Проблему дефицита можно проиллюстрировать на примере сельского хозяйства. Обладая примерно постоянным объемом пахотных земель, на протяжении всего бронзового века Египет, из–за нехватки металла, и как следствие, неолитических технологий в сельском хозяйстве, с трудом прокармливал себя, тогда как позже, во времена Рима, за счет перехода на более совершенные технологии земледелия стал «житницей» для огромной империи.

Деревня работников комплекса гробниц в районе Долины Царей. XIII век до н.э. ( Stephen Biesty)

За свою историю Египет проходил через ряд системных кризисов, в истории принятых именоваться сменой царств: Ранее–Древнее–Среднее–Новое, но каждый раз государственность возрождалась. Катастрофа бронзового века пришлась на Новое царство, во время которого Египет достиг расцвета государственности, стал ведущей мировой державой и контролировал громадные территории.

Хатшепсут принимает подношения от покоренных народов

Вся экономика эпохи Нового царства теснейшим образом связана с завоевательной политикой фараонов XVIII—XIX династий, с ограблением захваченных территорий и стран [1, 273-274]. Военная экспансия Египта продолжалась, до тех пор, пока она не натолкнулась на экспансию других «великих» держава: Хеттской империей и государств Междуречья (Ассирия и Вавилон). Возникло стратегическое равновесие, которое длилось около века и символом которого стала битва при Кадеше и в результате которой был заключен первый международный мирный договор.

Битва при Кадеше — сражение между войсками Египетского и Хеттского царств, сильнейших держав Ближнего Востока. На стратегическом уровне оно привело к «технической ничьей»с заметными стратегическими преимуществами для хеттов, так как положило конец вторжению Рамсеса II. Это сражение стало первым в истории, отображённым в источниках обеихвоюющих сторон. Битва при Кадеше стала последним крупным сражением эпохи бронзового века.

В результате агрессивной внешней политики в Египет в огромных масштабах хлынули не только ресурсы — сырье, зерно и скот, но рабы. Экономика становилась все более и более зависимой от невольничьего труд, в результате чего общая производительность падала, и требовалось все больше и больше новых рабов. Охота за рабами стала одной из основных забот египетского войска во время его почти ежегодных рейдов за пределы страны.

Рамзес II во время набега за рабами

С одной стороны, устранение хронического «дефицита» в экономике дало стимул к развитию, а с другой бесплатный «импорт» всего необходимого привел к тому, что развитие стало останавливаться, а производительные силы — деградировать. Зачем повышать производительность сельского хозяйства, если можно ограбить соседей? Экономика стремительно начинала терять самодостаточность и государство все больше и больше начинало зависеть от внешних обстоятельств, что и сыграло негативную роль позже.

Стела Рехмира — иноземцы (из страны Пунт, нубийцы, народы моря и сирийцы), приносящие дары, дань и рабов в Египет. XV век до н.э.

Но еще больше проблемой стало быстрое развращение элиты. Стремительно хлынувшие в страну богатства создавали центры силы, сопоставимые с центральной властью экономически. Кроме того, зависимость от ограбления соседей повышала роль и значимость армии, которая становилась все более значимым политическим фактором. Кроме того, армия была «социальным лифтом», позволяющим как быстро обогатиться, так и поднять свой общественный статус. В итоге начала формироваться «новая» элита, у которой возник неизбежный конфликт со «старой», а центральная власть стала «играть» на противоречиях.

Храм Го́ра (Хо́ра) в Эдфу

Третью проблему также породило хлынувшее в страну богатство. Власть начала решать сложные политические проблемы “простым” способом: просто покупая лояльность элит и населения. Что с одной стороны требовало все больших и больших затрат, все глубже и глубже развращая элиты, а с другой откупаясь от “оппозиции”, власть, тем самым, делала ее все сильнее и сильнее экономически [1, 280-281].

Ну и последнее, государство все больше и больше вынуждено привлекать на службу варваров. Особенно для службы в армии, но и в гос.аппарате, так как собственная элита не имеет ни стимулов, не желания «служить», население же остается в основной массе на уровне технологий энеолита. В итоге рабы и варвары, становятся все более существенными экономическими и политическими факторами.

Рамзес II принимает иностранное посольство. Охрана фараона состоит из “Народов моря”

Такое положение дел создало ситуацию, при которой центральная власть становится все более неустойчивой и зависимой от внешних факторов. И как только возник системный кризис, запаса прочности хватило только на отражение внешней агрессии, после чего страна ввергается в политический и экономический кризис, после которого она уже не оправится, хотя и сохранит преемственность государственности и культуры [1, 289-291].

Битва с “Народами моря” времен Рамзеса III

Литература
  1. История древнего мира. Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989. Т1 {!?01}
  2. Черноусов П.И., Мапельман В.М., Голубев О.В. Металлургия железа в истории цивилизации. – М.: МИСиС, 2005г. — с. 413 {!?25}
  3. Дьяконова И.М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. Изд. 2-е, испр. М.: КомКнига, 2007. - 384 с. {!?02}
  4. Рузанова С.А.. Металлургия древнего Египта в раннем бронзовом веке. Журнал "Краткие сообщения Института Археологии" No 223 (2009) {!?03}
(к оглавлению)

cultprosvet-mag.livejournal.com

• 4. Когда была изобретена бронза?. Бог войны

• 4. Когда была изобретена бронза?

Сегодня считается, что бронза (сплав меди с оловом) была известна с древнейших времен. А медный век историки часто называют «бронзовым веком». Если верить скалигеровским датировкам, то в «античности» якобы было изготовлено огромное количество бронзовых предметов. Античные залы современных музеев буквально завалены якобы «очень древними» бронзовыми изделиями, которые, однако, по своему качеству ничуть не уступают изделиям XV–XVI веков. См., например, рис. 54, рис. 55, рис. 56.

Специалисты по химии и металлургии уже давно обратили внимание на одно крайне любопытное обстоятельство. Дело в том, что в древнем «бронзовом веке» БРОНЗЫ, ПО СУТИ ДЕЛА, БЫТЬ НЕ МОГЛО, ПОСКОЛЬКУ ЛЮДИ ЕЩЕ НЕ ЗНАЛИ ОЛОВА. Профессор Микеле Джуа, «крупный и разносторонний исследователь в области органического синтеза, химии взрывчатых веществ и пластических масс» ([245], из аннотации на обложке), автор известной книги «История химии», пишет следующее.

Рис. 54. Якобы «древнейшая» этрусская бронзовая статуэтка. По качеству своего исполнения они ничем не отличается от изделий XV–XVI веков. Археологический музей Флоренции. Фотография 2007 года.

Рис. 55. Еще одна «древнейшая» этрусская бронзовая статуя. И опять она подозрительно напоминает изделия эпохи Возрождения. Археологический музей Флоренции. Фотография 2007 года.

Рис. 56. «Древнейшие» этрусские бронзовые дверные ручки. Скорее всего это изделия XV–XVI веков, когда после открытия олова люди действительно научились делать бронзу. Археологический музей Флоренции. Фотография 2007 года.

«Медь… была известна с доисторических времен не только в свободном состоянии… но и в виде бронзы – сплава с оловом. В доисторическую эпоху, названную бронзовым веком, бронза, как мы знаем, применялась для изготовления различной домашней утвари, предметов украшения, оружия и т. д. НЕ СОВСЕМ ЯСЕН, ОДНАКО, ВОПРОС О МЕТАЛЛУРГИИ ОЛОВА У ДРЕВНИХ. В БРОНЗОВЫЙ ВЕК МЕТАЛЛИЧЕСКОЕ ОЛОВО НЕ ПРИМЕНЯЛОСЬ, И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ОНО БЫЛО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БРОНЗЫ ПУТЕМ СПЛАВЛЕНИЯ С МЕДЬЮ. Поэтому остается только предположить, что в доисторическую эпоху удавалось случайно получить металл более легкоплавкий… путем сплавления меди с минералами, содержащими олово. Таким образом, МЕДЬ БЫЛА ИЗВЕСТНА РАНЕЕ ОЛОВА, МЕТАЛЛУРГИЯ КОТОРОГО БОЛЕЕ СЛОЖНА. Тот вывод, что БРОНЗА БЫЛА ИЗВЕСТНА РАНЬШЕ, ЧЕМ ОЛОВО, не проясняет, однако, многие другие проблемы, связанные с античностью» [245], с. 17–18.

Итак, древние не могли добывать олово, потому что, в отличие от меди, металлургия олова весьма сложна и, кроме того, «оловянные руды сравнительно мало распространены в природе» [988:00], статья «Олово». Ясно также, что бронза, как сплав меди с оловом, не могла производиться в сколь-нибудь значительных количествах ДО открытия олова. Казалось бы, все ясно – но только не для историков. В их версии картина обратная. Сначала, дескать, люди открыли бронзу и положили начало бронзовому веку. И лишь потом, НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ ЛЕТ СПУСТЯ началось производство олова. Но это очевидная бессмыслица!

Это яркое противоречие в скалигеровской версии истории появилось потому, что ее создатели в XVI–XVII веках не были ни химиками, ни металлургами. Откуда им было знать, что нужно было сначала разместить на временной шкале открытие олова, а уж потом – бронзы. Конечно, можно было обратиться за помощью к специалистам. Но создателей скалигеровской хронологии интересовала в первую очередь политика, а не истина или наука. В результате, на страницах скалигеровской версии истории «древне»-греческие герои лихо рубят друг друга бронзовыми мечами, для производства которых необходимо было олово, еще не открытое в те времена. Современные химики, конечно, удивляются подобным скалигеровским картинкам и начинают искренне гадать о том, как же такое могло быть.

А объяснение очень простое. На самом деле, бронзовый век начался уже ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ ОЛОВА в Средние века. Поэтому все якобы «очень древние» бронзовые изделия, извлекаемые из земли археологами, на самом деле были совсем не такие древние. Они были изготовлены в XII–XVII веках.

Таким образом, согласно нашей реконструкции, бронзовый век начинается примерно одновременно (в историческом масштабе) с железным – в эпоху X–XII веков н. э. То есть, приблизительно в эпоху Христа. Другими словами, бронза, как и железо появились накануне «римской» эпохи XIII–XIV веков н. э., согласно Новой хронологии. Недаром историки пишут: «Бронзовый век сменился – местами постепенно, а местами, по-видимому, сразу, вследствие прихода новых племен – железным… Они сменяются уже непосредственно римской эпохой, т. е. исторической» [988:00], статья «Доисторическая эпоха».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Бронзовый век (3500–1200 гг. до н.э.). История — Путеводитель по Израилю

Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку.

В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н.э., но у различных культур они отличаются.

Общая периодизация

Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века.

В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8—10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40—43 млн км².

На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.

Ранний бронзовый век

Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина 4 тыс.) и формирование ок. 35/33 вв.

Циркумпонтийской металлургической провинции. В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов.

  • Охотники
  • Скотоводы-кочевники
  • Земледельцы
  • Земледельцы/Ранние цивилизации
  • Ранние цивилизации

* Розовая граница — бронзовый век на 2000 до н.э.

К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.

Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах.

Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом 4 тысячелетия до н. э. Но есть свидетельства и более раннего появления бронзы в Таиланде в 5-ом. тысячелетии д.н. э.

Содержащие примеси мышьяка изделия из бронзы производились в Анатолии и по обе стороны Кавказа в раннем 3-ем. тысячелетии до н. э. А некоторые бронзовые изделия майкопской культуры датируются ещё серединой 4-го тысячелетия д.н. э.

Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине 3-го тысячелетия д.н. э.

С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии.

Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай — Памир и Тянь-шань — Кавказ — Карпаты — Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства.

Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.

Средний бронзовый век

В среднем бронзовом веке (26/25 −20/19 вв. д.н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами.

Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.

Поздний бронзовый век

Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже 3 и 2 тыс. и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.

Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн кв.км.), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции.

К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция.

От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции.

Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах.

С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий.

В 13/12 вв. до н. э. происходит катастрофа бронзового века: распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий — до 10/8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход к раннему железному веку. Дольше всего рецидивы бронзового века сохранялись на кельтской территории (Атлантическая Европа).

Бронзовый век в степной полосе

Курганная гипотеза относит к периоду поздней бронзы раскол прежде единой протоиндоевропейской общности, населявшей причерноморские степи. Обозначения бронзы в различных индоевропейских языках происходят от одного корня. Мария Гимбутас и её последователи связывают с протоиндоевропейцами такие культуры раннего бронзового века, как катакомбная и ямная.

К началу II тыс. до н. э. начинается распространение индоевропейских племён на восток и запад.

Андроновская культура, связываемая с индоиранцами, занимает обширные пространства Центральной Евразии (см. Синташта, Аркаим). Залогом успеха распространения индоевропейцев стало наличие у них таких новаторских технологий, как колесница и меч.

Влиянием европеоидных пришельцев с запада отмечены культуры бронзового века в Южной Сибири — в первую очередь, карасукская и тагарская. Находки идентичного оружия на территории в тысячи километров (т. н. сейминско-турбинский феномен) позволяют археологам предположить, что над туземными народами лесной полосы Евразии с XVI в. до н. э. господствовала некая подвижная дружинная элита

Бронзовый век на Ближнем Востоке

На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):

  • РБВ — Ранний бронзовый век (3500—2000 до н. э.)
  • СБВ — Средний бронзовый век (2000—1600 до н. э.)
  • ПБВ — Поздний бронзовый век (1600—1200 до н. э.)

Каждый главный период может быть разделён на более короткие подкатегории: как пример РБВ I, РБВ II, СБВ IIa и т. д.

Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция).Горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Иране и вокруг Персидского залива.

Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Месопотамию.

Ранний бронзовый век характеризован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, IV тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амориты, хетты, хурриты, гиксосы и возможно израильтяне).

Поздний бронзовый век характеризован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы).

Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль.

Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс. Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.

Железо появилось на Ближнем востоке, а также в Анатолии, уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии.

Подразделения Бронзового века

Древний ближневосточный Бронзовый век может быть разделён следующим образом:

Архитектура бронзового века

В эпоху бронзы преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, то есть с духовными представлениями общества.

Мегалитические сооружения возводились усилиями всей первобытной общины и были выражением единства рода.

guide-israel.ru

Бронзовый век – фальшивка «академической» истории.

«Не следует беззастенчиво лгать, но иногда необходима уклончивость». 

(Маргарет Тэтчер)

Представляю, какой вой сейчас поднимется. Сколько обвинений в невежестве, в поддержке «антинаучной новой хронологией Фоменко» и пр. Но давайте ещё раз взглянем на то, чему нас учит официальная история, и на конкретные неопровержимые факты. Итак, сегодня моя жертва – «бронзовый век».

Со школьных лет мы привыкли доверять учебникам и тем кто их пишет. Мы не задумываясь, принимаем как аксиому, что Олово – один из первых металлов, освоенных человеком. Применение его в сплавах с медью определило целую эпоху в развитии человечества, получившую название «бронзовый век» со второй половины IV тысячелетия до IX-VIII в. до н. э. Документально подтверждено, что художественное литьё было развито много тысяч лет назад. В Египте найдены скульптуры, отлитые из бронзы, датирующиеся 3-им тысячелетием до нашей эры, в Китае — 2-м тысячелетием до нашей эры. Также художественное литьё широко использовалось в Древней Греции и в Древнем Риме. Пик художественного литья из бронзы пришёлся на 17-XVIII век в Западной Европе, когда любой более-менее богатый человек желал увековечить себя в статуях и эпических композициях. Всё так. Даже семиклассник – двоечник в курсе, что бронза состоит как минимум из меди и олова. И тут обнаруживаем удивительное… Если это такой «древний» сплав, что им тысячи лет назад древние египтяне обрабатывали гранитоиды и даже сверхтвёрдый диорит, значит олово широко было известно по всему миру. И тут легко выползает первая змея лжи. По признанию всё тех же «историков» единственное известное месторождение руды, содержащей олово - где??? Ответ: - «Римляне называли его касситеридес и добывали из месторождения Корнуэлл в Англии. Для справки:

Касситери́т (от  κασσίτερος — олово) — минерал состава SnO2. Устаревшие синонимы: оловянный камень, жильное олово, речное олово, аллювиальное олово, деревянистое олово. Главный рудный минерал для получения олова. Теоретически касситерит содержит 78,62 % Sn. Образует отдельные, часто хорошо образованные кристаллы, зёрна, прожилки и сплошные массивные агрегаты, в которых зёрна минерала достигают в размере 3—4 мм и более. Химическая устойчивость Sn, нетоксичность его солей и сплавов обусловили широкое применение его в виде белой жести в консервной отрасли промышленности (32% добычи). Кроме того, олово используется для получения бронз, латуни, баббитов (22%), припоев (29%), типографских шрифтов и химической промышленности (15%), в производстве красителей, в стекольной и текстильной отраслях промышленности.А теперь вопрос «историкам»: Каким образом касситерит попадал с Британских островов в «древние Египет, Шумер и Китай?» Что, сухогрузами развозили по всему миру, и всю Русь им заполонили, что все язычники скифы – пеласги дрались бронзовыми мечами?Ну напрягите мозги, товарищи! Римляне вооружали всех своих врагов по всему миру? Ну не бред ли? А что нам говорят об истории бронзы на Руси?

На Руси художественное литьё было развито с 11 века, когда отлив колоколов стал искусством. В 16-17 веках в России появились замечательные мастера-литейщики ( Чохов, Дубинин, Моторины...), которые специализировались не только на колоколах, но и на отливе пушек.Моторины в начале 18 века. Как вам нравится? А отчего не Самолётовы или Мобильниковы?Идём дальше. Может кроме Анлии, всё - таки есть где-то на территории Росии месторожденя оловянной руды? Читаем мою любимую Горную Энциклопедию: 

[Карта месторождений здесь]http://www.mining-enc.ru/images/o/4/olovjannye_rudy_1.jpg

"Почти 95% всех российских запасов находится в Верхояно-Чукотской, Сихоте-Алинской и Монголо-Охотской провинциях. Основной недостаток минерально-сырьевой базы России – большая удаленность оловодобывающих предприятий от центров переработки".Ну и как вам это? Даже ребёнку станет ясно, что вплоть до 20 века на Руси бронзы просто не могло быть! А как же быть с мечами, предметами обихода, украшениями из бронзы? А колокола? Из чего были вечевые колокола в Пскове и Новгороде? Посмотрим на самый знаменитый:

Колокол Царь-колокол. XIX век. Фото Шерер, Набгольц & Ко.В 1730 году императрица Анна Иоанновна поручила отлить его. Высота колокола с ушками составляет 6,24 м,диаметр  — 6,6 м, масса около 200 тонн!!!! Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди — 84,51 %, олова — 13,21 %, серы — 1,25 %, золота — 0,036 % (72 кг), серебра — 0,25 % (525 кг). У них то... были такие!?

Грузоподъемные характеристики автокрана Liebherr LTM 1200

И тут мы выявляем ещё одну порцию лжи: По легенде, колокол раскололся при пожаре, когда его поливали водой, чтоб он не расплавился. Ну не смешите вы мои тапочки господа историки! Температура плавления бронзы около  1140 °C. Вы в таком пекле сможете бегать с вёдрами и кадками? Да и температура горения древесины не может никак быть выше 1090°C. Зачем врать? Да и вообще, зачем тратить на какую-то хрень, аж 26240кг. безценного олова!? 

Какие же мы можем сделать выводы? Думаю, вы уже не станете отрицать того, что производство бронзы не могло быть налажено по всему миру раньше 19-20 века, если верить самим же «историкам» которые не смогли договориться с геологами. Чтоб те понасыпали оловянную руду на каждом километре. Значит, либо вся древняя бронза и весь бронзовый век – фикция. Либо бронза была известна, но тогда её распространение могло произойти только по одной причине – не существовало никаких границ, государств, княжеств, а была единая мощная централизованная страна, с отлично действующими транспортной системой и высокотехнологичными предприятиями. Откуда же сказки о средневековом варварстве, невежестве, мракобесии? Всё больше склоняюсь к мнению, что мы потомки завоевателей-дикарей, которые построили свою цивилизацию на обломках побеждённой или уничтоженной цивилизации. Мы просто не знаем, что делать с артефактами, доставшимися нам в наследство от исчезнувших. Это как подарить людоеду в дебрях амазонки микроволновку. Он ей будет гордиться, но применить может лишь как хранилище скальпов.

chipstone.livejournal.com

Металообработка в Древнем Египте - Древний Египет - Каталог статей

Металообработка в Древнем Египте

Период расцвета Среднего царства прежде всего характеризуется прорывом на металлургическом фронте. От времен XII династии сохранилось немало предметов, в которых зафиксирован определенный результат попыток придания меди диктуемых потребителем того времени качеств: твердости, износостойкости, прочности. В Переходный период добавки к меди встречаются разнообразные, однако магистральный путь улучшения свойств медных сплавов нащупан не был. А вот после того, как на престоле воцаряются потомки Аменемхета I, стали появляться изделия где сплав меди с оловом настолько близок в процентном отношении к бронзе, что появление необходимых добавок в незначительных объемах становится просто вопросом времени. Причем весьма важно, что из нового сплава выполнены некоторые орудия производства (скребки, сверла, резцы), что свидетельствуют об осознанном применении найденного рецепта улучшения характеристик изделий из меди.

Ибо (если быть совершенно точным) с оловом медь начинают сплавлять в конце Переходного периода: существуют несколько статуэток, датируемых годами Х—ХI династий и выполненных из подобного сплава. Но отсутствие прикладного значения сделанного открытая говорит скорее о его случайности, чем о результативности планомерного поиска решения поставленной задачи. Несмотря на то, что процентное соотношение между чисто медными изделиями и их бронзовыми аналогами (употребляя обозначение «бронза» для сплавов меди с оловом, необходимо учитывать, что в Древнем Египте значение термина «бронза» несколько отличалось от современного, и, скорее всего, подразумевало руду, из которой выплавлялась медь: «бронзу» (а точнее, слово, которое принято переводить подобным образом) в Египте «добывали в рудниках», за ней отправлялись в экспедиции в горные районы) менялось год от года в пользу последних, все же новая масса вещей изготовлялась по-прежнему из меди без дополнительного приплава. Районы, где попадаются изделия из бронзы, достаточно обширны, но все же можно выделить несколько очагов металлургического промысла, где была освоена технология изготовления сплава - По периметру районов попадание изделий из бронзы, видимо, случайное, связанное с естественным распространением инструментов торговцами и артелями мастеров.

Очаги «бронзового» производства практически все расположены достаточно близко к месторождениям, олова, и следует, видимо, сделать вывод о закономерной случайности открытия нужного состава сплава, Вызванной географической соотнесенностью ареалов обработки меди и олова. Кроме изменений в структуре металла, из которого приготовлялись орудия труда, происходит обогащение номенклатуры изделий. В Среднем царстве значительно усложнилось устройство металлических инструментов, многое свидетельствует о комплектности использования одной и той же основы для проведения различных работ в быту производстве. Появляются съемно-накладные приставки изделию, и, сменяя насадки, можно было теперь, к примеру, скрести, сверлить и зачищать отверстия.

Можно отметить улучшение конструктивных свойств известных издревле и, казалось бы, практически не поддающихся усовершенствованию предметов. Например, топор в период Среднего царства за счет появления особого шипа на основании металлической части, позволившего плотнее захватить топорище, стал более надежным. Это дало возможность сделать более массивным острие, улучшить рычаговые качества инструмента и одновременно за счет искривления рукоятки облегчить труд работника. Хотя уже само по себе обладание орудиями труда из металла облегчало работу тому, кто имел возможность приобрести достаточно дорогой и малодоступный инструмент.

В период Среднего царства продолжают бытовать и встречаться достаточно широко каменные изделия. В городских развалинах времен XII династии в нескольких десятках километров от столицы близ царской пирамиды были найдены кремниевые топоры, тесла, ножи, мелкие скребки или ножички, лезвия серпов. Там же была обнаружена кожаная сумка, в которой лежали бок о бок остатки медных орудий и фрагменты инструментов из кремния. Как и встарь, мастер, очевидно, предпочитал поберечь дорогой инструмент из меди для доводки изделия, и черновые работы проводил каменными резцами и теслами. И это близ столицы!

В провинции, где уровень жизни был на порядок ниже, нередким было почти полное отсутствие в арсенале ремесленника изделий из металла. Вынужденно вся работа производилась кремниевыми орудиями, производство которых, естественно, сохранялось и расширялось. Изготовление кремниевых ножей запечатлено на нескольких рисунках периода XI—XII династий, причем художник явно не понаслышке был знаком с деталями процесса обработки кремня. Возможно, в подобном сосуществовании бронзовых и каменных изделий — авангарда и арьергарда технического прогресса — или опережавших основную массу медных изделий, или архаично выглядевших на их фоне, следует видеть последствия временного превращения меди на внутреннем рынке в эквивалент торгового обмена, приобретения этим металлом двойственного значения.

В одних случаях его ценность определялась по одним критериям, в других - по вторым. Однако постепенно медь в качестве I общего эквивалента вытеснялась в период Среднего царства золотом и серебром. Соответственно уменьшается и употребление каменных орудий в строительстве и на производстве. Способствовало снижению спроса на медные изделия использование новых пород камня в Египте периода Среднего царства. Объединение страны сделало возможным варьирование материала, поиск наиболее подходящего для нужд строительства. Чаще всего по-прежнему используют известняк, особенно при возведении храмов и гробниц, но вместе с тем растет применение красного гранита, добывавшегося в каменоломнях Асуана, алебастра и песчаника.

В период Среднего царства произошел еще один технологический прорыв египетской цивилизации. В долине Нила было освоено стеклоделие. Потенциальная важность этого открытия весьма велика. Этим самым обогащались возможности ювелиров, людей занимавшихся изготовлением посуды и врачеванием. В Египте Среднего царства продолжала совершенствоваться деревообработка (несмотря на то, что леса в связи с переменой климата исчезают практически полностью) Свидетельством искусности резчиков по дереву служат изображения и хорошо сохранившиеся предметы, изготовленные в большинстве случаев из привозного дерева, в частности, из ливанского кедра или киликийской сосны.

Для обработки дерева существовал достаточно большой набор различных инструментов, в том числе топоров, пил, тесел, резцов, сверл и колотушек. Широкого распространения достигло ткацкое дело. Из льна умели изготовлять несколько видов тканей: плотную, грубую парусину, мешковину, платьевую ткань различной толщины вплоть до тончайшей, шедшей на изготовление одеяний жрецов. Научились делать ткани плиссированные. Работа велась обычно на низких горизонтальных станках изображения и модели которых попадались не раз археологам. В Египте Среднего царства развивается также плетение корзин и циновок из тростника, камыша и папируса, обработка кожи. Однако основным занятием египтян по-прежнему остается земледелие.

Появление медных орудий способствовало выработки новых способов обработки камня, кости и дерева, а следовательно, значительному повышению производительности труда и уровня мастерства. Особенно увеличилось количество и качество орудий земледельческого труда, которые позволили населению осушить болота и создать систему бассейнового орошения, что значительно расширило площадь пахотных земель. Развитие земледелия, основанного на ирригации, и скотоводства привело к излишку продуктов сельского хозяйства, который население смогло употребить на содержание ремесленников, жрецов и представителей власти. Таким образом, появление медных орудий труда вызвало значительный прогресс в развитии производительных сил и создало условия для отделения ремесла от сельского хозяйства и возникновения раннеклассового города как его центра.

Металургия

Несмотря на то, что медь, добываемая на Синае, была мягкой, поскольку имела незначительное количество примесей марганца и мышьяка, Древние кузнецы умели ее закаливать при помощи холодной ковки и получать достаточно твердый металл. Еще в додинастические времена медь для улучшения качества стали переплавлять. Для этой цели употреблялись открытые керамические и каменные формы. После отливки изготовляемое из меди изделие подвергали холодной ковке. Впоследствии, когда появились специальные щипцы для металла, стали ковать медь в горячем состоянии. При изготовлении какого-либо орудия или оружия, например долота или кинжала, его режущий край отковывали для отточки и придания нужной формы.

Процесс ковки вызывал изменение кристаллического состояния металла, при котором медь становилась тверже. Кроме наборов инструментов в гробницах знати медные орудия труда были найдены археологами на местах работы - в каменоломнях и копях. На каменных блоках, из которых были сложены пирамиды, видны следы только каменных и медных орудий. Бронза, т. е. сплав меди с оловом, тогда еще не была известна, из меди во времена Древнего царства изготовляли орудия для обработки не только дерева и мягких сортов камня, но также и твердого камня - гранита и базальта, о чем свидетельствуют следы медных инструментов, оставшиеся на них. Только ковкой и перековкой орудий древние кузнецы достигали их поразительной твердости. Химический анализ медных орудий показал, что со временем металл терял свойства, приобретенные ковкой.

Со времен Раннего царства для покрытия деревянных изделий употребляли тонкую листовую медь — ее прикрепляли медными гвоздиками. Водосточные желоба в пирамидных и храмовых сооружениях были выложены медными листами без следов припоя. Химический анализ медных изделии показал, что медь никогда не была чистой — из руды в нее попадали такие примеси, как сурьма, мышь¬як, висмут, марганец, железо, никель и олово, Обычно процент примесей был невелик, но когда он увеличивался, медь становилась более твердой. Учитывая это, со времен Среднего царства при плавке в медь стали до¬бавлять олово, чтобы получить более твердый и прочный металл — бронзу. Более низкая точка плавления бронзы и большая текучесть облегчали процесс ее литья. Производство искусственного сплава меди с оловом означало прогресс в развитии производительных сил — вступление общества да более высокую ступень цивилизации, в бронзовый век.

В позднюю эпоху из бронзы отливали статуэтки - сплошными или полыми внутри. Для этого применяли способ литья по восковой модели: из пчелиного воска изготовляли модель фигуры, которую собирались отлить, покрывали ее глиной и нагревали - воск вытекал через отверстия, оставленные для заливки металла, а на его место в затвердевшую форму вливали раскаленный металл. Когда металл застывал, форму разбивали и поверхность статуи отделывали зубилом. Так же отливали полые фигуры, но воском покрывали формовочную шишку из кварцевого песка. Этим способом экономили воск и бронзу. Несмотря на широкое распространение бронзы во времена Нового царства - из нее изготовляли не только орудия, но и оружие (кинжалы, копья, наконечники стрел и т. п.), - из более дешевой меди тоже продолжали делать орудия и различные предметы. В гробнице Тутанхамона медных предметов оказалось больше, чем бронзовых.

Искусство и архитектура древнего Египта

Судостроение в Египте

Аланы

istoriya-ru.ucoz.ru