Философия древнего китая тест. Философия Древней Индии; Философия Древнего Китая; Античная философия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Философия Древней Индии; Философия Древнего Китая; Античная философия. Философия древнего китая тест


Философия Древней Индии; Философия Древнего Китая; Античная философия — тест

по дисциплине  « Философия»

( в помощь студентам  при подготовке к ПГК)

 

МОДУЛЬ 1 (основной вариант).

Философия Древней Индии и Китая. Античная  философия.

 

1. Древнеиндийский литературный памятник:

  1. Книга истории
  1. +Веды

  1. Книга перемен
  2. Книга обрядов
  3. Книга песен

2. Какая из частей вед наиболее древняя?

  1. Яджурведа
  1. Самаведа
  1. +Ригведа
  1. Атхарваведа

  1. Упанишады

3. Какие философские школы Древней  Индии относятся к ортодоксальным?

  1. +Признающие авторитет Вед: веданта, вайшешика, йога, миманса, ньяя, санкхья
  2. Признающие авторитет учения Будды: хинаяма, махаяна, вирдаяна
  3. Не признающие авторитета Вед: локоята(чарвака),буддизм, джайнизм
  4. Признающие авторитет сунны: сунниты,
  1. Признающие авторитет учения Конфуция

4. Какие философские школы Древней  Индии относят к «неортодоксальным»?

  1. Признающие авторитет Вед: веданта, вайшешика, йога, миманса, ньяя,санкхья
  2. +Не признающие авторитета Вед: локоята (чарвака),буддизм, джайнизм
  3. Признающие авторитет учения Будды: хинаяна, махаяна, вирдаяна
  4. только буддизм хинаяны
  5. только буддизм вирдаяна

5. Что такое «брахман»  в древнеиндийской философии?

  1. +высшая объективная Реальность, безличное Абсолютное начало Бытия
  2. высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека
  3. круговорот жизни
  4. закон воздаяния
  5. путь богов

6. Что такое «атман»  в древнеиндийской философии?

  1. высшая объективная Реальность, безличное Абсолютное начало Бытия
  2. +высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека
  3. круговорот жизни
  4. закон воздаяния
  5. путь богов

7. Четыре благородные  истины являются центром какого  учения Древней Индии?

  1. джайнизма          
  1. брахманизма
  2. +буддизма             
  3. индуизма
  4. веданты

8. Сиддхартха Гаутама  основатель религиозно-философского  учения:

  1. даосизма
  1. кинизма
  1. +буддизма
  2. конфуцианства
  3. джайнизма

9. В каком произведении  впервые был систематизирован  буддизм?

  1. «Махабхарата»
  1. «Рамаяна»
  2. «Веды»
  1. +«Типитака» («Три корзины учений»)
  1. «Благавад-Гита»

10. В каком  учений  одна из главных истин гласит: «Жизнь – это страдание»?

  1. в даосизме
  2. в конфуцианстве
  3. в джайнизме
  4. +в буддизме
  5. в индуизме

11. Какова цель познания с  точки зрения буддизма?

  1. Пробуждение к высшим духовным  ценностям
  1. +Освобождение от страданий
  2. Доказательство существования бога
  3. Исследование законов природы
  1. Поиск первопричины

12. Закон человеческого  существования в индийской философии   выражен в понятиях:

  1. +карма, сансара
  2. нирвана
  3. креационизм
  1. дао и мокша
  1. атман и брахман

13. В древнеиндийской  философии концепция,  означающая  «колесо перерождений»:

  1. +сансара        
  1. познание
  1. истина             
  2. красота
  3. вера

14. В древнеиндийской  философии закон действия и  нравственного воздаяния:

  1. нирвана         
  1. познание
  2. +карма             
  3. атман
  4. вера

15. Каким понятием в  древнеиндийской философии определялось  освобождение от сансары и  земной кармы?

  1. нирвана
  2. жень
  3. дао
  4. брахман
  5. +мокша

16. Какой термин означает конечную  цель всех человеческих усилий, освобождение в философии   буддизма:

  1. +нирвана          
  1. познание
  2. красота             
  3. атман
  4. вера

17. Целью «Восьмеричного  Благого Пути»  в буддизме  является:

  1. +нирвана          
  1. познание
  2. карма             
  1. атман
  1. сансара

18. Основоположником джайнизма  являлся:

  1. Сидхартха Гаутама
  2. Мо-цзы
  3. Джаймини
  4. +Джина Махавира
  5. Шан Ян

19. Какое философское  учение Древней Индии считается  материалистическим?

  1. Индуизм
  2. Джайнизм
  3. Буддизм
  4. +Локоята (чарвака)
  5. Веданта

20. Какие первоначала  утверждала  школа локаята(чарвака)?

  1. апейрон
  2. +земля, вода, огонь, воздух
  3. дерево, металл
  1. монада

  1. единое

21. Учение, какого философа  заложило с древности идеологический  фундамент китайского общества:

  1. Лао-цзы
  2. Мо-цзы
  1. +Кун  Фу-цзы

  1. Мао-цзе-дун
  2. Ден-сяо-пин

22. Кто из древних китайских  мыслителей является автором  книги «Люнь Юй» («Беседы и суждения»)?

  1. Сюнь Дзы
  2. Мэн Цзы
  3. Лао Цзы
  4. +Конфуций
  5. Ван Чун

23. Какие вопросы находились в центре внимания конфуцианства?

  1. развитие  мира
  2. вопросы диалектики
  3. +проблемы воспитания, образования, социальной стабильности
  4. проблемы бытия и  становления
  5. гносеология

24. Суть этико-политических  взглядов Конфуция   в теории  управления с помощью:

  1. +добродетели
  2. государства
  1. законности

  1. насилия
  2. общества

25. Центральный принцип  добродетели  философии Конфуция:

  1. +путь «золотой середины»
  2. путь приобщения к божественным сущностям
  1. избавление от страдания

  1. удовлетворение потребностей
  1. эгоизм

26. Укажите категории учения Конфуция:

  1. порядок, добродетель, бытие
  2. +порядок, добродетель, человечность
  3. диалектика, мера, истина
  4. разум, мужество, истина
  5. номинализм, реализм, схоластика

27. Основное понятие этики Конфуция:

  1. «Инь» и» янь» – мужское и женское начало
  2. «Тянь» – небо
  3. «Чень» – истина
  4. +«Жэнь» - человеколюбие, гуманизм
  5. «Дао»- путь

28. Краеугольным камнем социальной организации древнего Китая является понятие "ли", что оно означает:

  1. культ предков
  1. +правило, церемониал

  1. путь
  2. почитание  родителей
  3. почитание старшего брата

29. Что означает «сяо» в конфуцианстве?

  1. верность долгу
  2. стремление к образованности
  3. человечность
  4. +сыновняя почтительность
  5. любовь к миру

30. «Жэнь» - человеколюбие,  «шу» - взаимность,«чжун юн»-золотая  середина, - составляют основу учения:

 А.     даосизма

 В.     легизма

 С.     моизма

 D.   + конфуцианства

 Е.     натурфилософии

31. Что означает «исправление  имен» в философии Конфуция?

  1. переименование

  1. +исправление действительности
  2. воспитание отдельного человека
  3. праведная вера
  4. медитационная практика

 

32. «Естественный путь» вещей  в древнекитайской философии:

  1. инь
  2. янь
  3. жень
  4. сяо
  5. +дао

33. Учение о пути в  древнекитайской философии:

  1. +Даосизм
  2. Конфуцианство
  3. Джайнизм
  4. Буддизм
  5. Индуизм

34. Кто был основателем  даосизма?

  1. Конфуций
  2. +Лао-Цзы
  3. Мэн-Цзы
  1. Гуан Чжу

Е.        Ян Чжу

35. Кто автор трактата  «Дао–дэ-цзин»   («Каноническая  книга о дао и дэ»)?

  1. +Лао-цзы
  2. Будда      
  3. Хань-Фей
  4. Лю-цзы           
  5. Сюнь-цзы

36. Чем  является «дао» в  даосизме: «Путь, который проходят  все вещи»,есть?

  1. Воля Творца
  2. +Принцип, закономерность
  3. Человеческое знание
  4. Названия предметов природы
  5. «Церемония, ритуал»

37. Определите философскую  традицию, к которой относится  принцип «у-вэй» (не-деяние)?

  1. Буддизм
  1. Джайнизм
  2. Конфуцианство
  3. +Даосизм
  4. Христианство

38. Заслуга детальной  разработки теории закона в  Древнем Китае принадлежит видному  государственному деятелю, автору  «Книги правителя области Шан»:

  1. +Гуньсунь Яну (Шан Яну)
  2. Мо-цзы
  3. Кун Фу-цзы
  4. Мэн-цзы
  5. Дун Чжуншу

39. Видный мыслитель и  политик,  один из выдающихся  представителей школы закоников  «Фацзя»(легизм), создавший модель  деспотического государства, автор  теории «искусства управления»:

  1. +Хань-Фэй-цзы

  1. Кун фу-цзы
  2. Сократ
  3. Лао-цзы
  4. Гераклит

40. Как назывались школа  законников «Фацзя» в Китае:

  1. ваны
  2. даосы
  3. +легисты                               
  4. натурфилософы
  5. номиналисты

student.zoomru.ru

Философия Древней Индии; Философия Древнего Китая; Античная философия — тест

Д)  утопический социализм

Е) переход от теоцентризма к антропоцентризму

22. Автор философского труда «Опыты»:

+М. Монтень

Т. Мор

        S) Ф. Петрарка

        Д) Т. Компанелла

        Е) Н.Кузанский

23. Укажите философов эпохи Возрождения:

+ Кузанский, Макиавелли 

Бэкон, Декарт

   S) Кант, Гегель

   Д) Ясперс, Хайдеггер

   Е) Сократ, Аристотель

24.Учение античного философа, являвшееся наиболее популярным у

гуманистов Возрождения:

        А) Порфирия 

        В) +Эпикура

        S) Анаксагора 

        Д) Парменида

        Е) Платон

25. Ренессансом называется  процесс возрождения ценностей  и идеалов:

        А)  Древнего  Египта

        В)  Мусульмаского   Востока

        S)  +Античности

        Д)  Древнего Китая

        Е)  Византии

26. Пантеизм Джордано  Бруно является:

        А)  Атеистическим

        В)  Реалистическим 

        S)  Монистическим

        Д)  Политеистическим

        Е)  Натуралистическим

27. Кто из философов  Эпохи Возрождения считал целью  разума проникновение в глубину  явлений и закономерностей природы,  познание ее божественности?

        А)  +Кузанский

        В)  Бруно

        S)  Кеплер

        Д)  Галилей

        Е)  Коперник

28.  Основатель гелиоцентрической  системы мира, мыслитель эпохи  возрождения:

        А)  Птолемей

        В) +Коперник

        S)  Галилей

        Д)  Лаплас

        Е) Архиму

 

 

МОДУЛЬ III (дополнение)

 

Темы: Философия Нового времени и Просвещения; Немецкая классическая философия; Английская идеалистическая философия XVІІІ в.; Французский материализм

 

І Философия Нового времени и «Просвещения»

 

1. Философия Нового времени  опиралась на авторитет:

государства

+науки

     S) церкви

     Д) общества

     Е) человека

2. В какой философии  проблема научного метода выступила  главной?

A) эпохи Возрождения.

B) средневековой.

S) +нового времени.

Д) восточной.

      E) древнегреческой.

3. В философии Нового  времени эмпиризм признает наиболее  истинным знание:

A) +опытное

B) абстрактное 

S) интуитивное 

Д) религиозное

      E) художественное

4. Декарт – великий…

философ, лауреат Нобелевской премии

философ и биолог

     S) социолог и историк

     Д) +философ и математик

     Е) философ средневековья

5. Какие субстанции выделяет  Декарт?

душа и тело

Бог и ангелы

     S) человеческий разум и сознание вообще

     Д) материю

     Е) +мыслящую и протяженную

6. Интеллектуальная интуиция  по Р.Декарту начинается с…

A) отрицания Бога

B) +сомнения

S) опыта

Д) обращения к природе

      E) наблюдения

7. Дедуктивный метод  познания Декарта означает логическое  умозаключение от:

A) +общего к единичному

B) единичного к общему

S) чувств к разуму

Д) опыта к теории

      E) конкретного к  абстрактному

8. Философ – автор  учения о множественности субстанций:

Фихте

Фейербах

     S) Спиноза

     Д) Кант

     Е) +Лейбниц

9. Философ, характеризовавший  «Человек – всего лишь тростинка,  самая слабая в природе, но  это тростинка мыслящая…»:

Спиноза     

Локк

   S) Платон

  Д) +Паскаль   

   Е)  Юм

      10. Точка  зрения, что цивилизация ведет  к моральной деградации общества, принадлежит:

A) +Руссо

B) Конту

S) Фихте

Д) Ламетри

    E) Гегелю

11 . Идейным вдохновителем  Великой Французской революции  1789 года считают:

Д. Дидро

+Ж.Ж. Руссо

  S) Монтескье

  Д) Вольтера

  Е) Гольбаха

12. Автор лозунга «назад  к природе»:

Вольтер

Гельвеций

  S) Дидро

  Д) +Руссо

  Е) Гольбах

13. В нравственном отношении «воспитание всемогуще» - утверждал:

Гельвеций

Вольтер

  S) Гольбах

  Д) +Руссо

 Е) Ламетри

14. Французский просветитель  – автор идеи: «Если бы не  было идеи Бога, ее следовало  бы измыслить»:

Гольбах

Дидро

   S) Гельвеций

   Д) +Вольтер

   Е) Руссо

15. Понятие «культуры»  ввел в оборот философско-исторических  концепций...:

Вико

Дидро

   S) +Вольтер

   Д) Руссо

   Е) Кондильяк

16. Философ эпохи «Просвещения»  – поэт, драматург, романист, автор  философского словаря:

Гольбах

Ламетри

   S) Гельвеций

   Д) Руссо

   Е) +Вольтер

17. Форма религиозной  веры, сложившаяся в эпоху «Просвещения»:

томизм

фетишизм

   S) эсхатология

   Д) +деизм

   Е) Пантеизм

18. Энгельс упрекал материалистическую философию Нового времени за ее…

рационализм

волюнтаризм

S) +механистичность

Д) гилозоизм

     Е) диалектичность

19. Автор идеи научного  метода, получившего название аналитического  или

рационалистического в  Новое время:

А) Г.Лейбниц 

В) Ф.Бэкон 

S) Б.Спиноза 

Д) Дж.Локк

Е) + Р.Декарт

20. «Bellun omneum contra omnes-война всех против всех», - знаменитый принцип философии политики и права…

Макиавелли 

Гроция

S) Цицерон

Д) Руссо

Е) +Гобсса

21. Характерная черта  философии истории эпохи Просвещения  –отсутствие идеи…

критичности

+апокалиптичности

S) прогресизма

Д) свободомыслия

Е) веры в человека

 

ІІ  «Немецкая классическая философия»

 

1. Один из наиболее  примечательных философских трудов, созданных в духе традиций  и идей Прсвещения, под названием  «К вечному миру» был написан:

Вольтером

+Кантом

   S)   Гердером

  Д)   Руссо

  Е)   Дидро

2. Моральное правило  И. Канта: « Поступай так,  чтобы человечество и в твоем  лице, и в лице всякого другого  всегда рассматривалось тобою  как цель и никогда лишь  как средство» есть императив:

экономический

юридический

  S) +категорический

  Д) свободный

  Е) политический

3. В требованиях: «Всегда  поступай так…», «Никогда не  делай…» раскрывается особенность  морали именуемой:

A) +императивность (повелительность)

B) бесстрастность

S) нейтральность

Д) необязательность

E) беспечность 

4. Антиномии Канта –  это:

понятия

+неразрешимые противоречия

S) суждения

Д) аксиомы

Е) гипотезы

5. Априорные формы, по  Канту, это:

A) продукты разума.

B) чувственные восприятия.

S) силлогизмы.

Д) +доопытное знание.

E) врожденные идеи

6. «Апостериорное» знание  по Канту:

внеопытное

+послеопытное

S)    откровение

  Д)   опытное

  Е)   чувственное

7. Представитель немецкой  классической философии, считавший,  что личность, в отличие от  индивида, начинается с осознания  человеком себя как существа  «бесконечного, всеобщего и свободного»:

+Кант

Фихте

   S)   Шеллинг

  Д)   Гегель

  Е)   Фейербах

8.В тезисе: «Все действительное  разумно, все разумное действительно», - Гегель утверждал принцип:

человеческого поступка

совершенствования действительности

  S)   оправдания любой действительности

  Д) непреходящей ценности  высшего

   Е) +приоритета разума и  разумного

9. Философ, выразивший  суть своей философии утверждением  «философия есть современная  эпоха, постигнутая в мышлении»: 

Кант 

Декарт

S) Беркли

Д) +Гегель

Е) Спиноза

10. Термину «диалектика» предпочитал термин «антитетика»:

+ Кант 

Руссо

     S) Толанд

     Д) Дидро

     Е) Маркс

11.  Один из наиболее  примечательных философских трудов, созданных в духе традиций  и идей Прсвещения, под названием  «К вечному миру» был написан:

А) +Кантом

В) Вольтером

     S) Гердером

     Д) Руссо

     Е) Дидро

12. У И. Канта формальное внутреннее повеление, требование, основанное на

том, что всякая личность является самоцелью, самодостаточна, поэтому

не должна рассматриваться  как средство:

А) Категорический императив.

В) Чистый разум

S) + Гипотетический императив

Д) Долг

Е) Практический разум

13.  «Категорический императив»- формулировка И.Кантом 

основного…

естественно - научного закона

закона движения тел в теории И.Ньютона

  S) закона политической жизни

  Д) +закона высшего нравственного  требования 

  Е) закона категориального  строя человеческой мысли

14. Самое яркое сочинение  Иммануила Канта о морали называется  «Критика...:

       A)  чистого разума

  В) + практического разума

       S) способности суждения

       Д) отвлеченных  начал

  Е) наших критиков

15.  У Канта есть 4 вопроса,  являющихся предметом подлинной  философии. Какой из указанных–лишний?

  А) что такое человек?

  В) на что я могу надеятся?

        S) где начало мира?

        Д) что я  могу знать?

  Е) что я должен делать?

16.  Представитель немецкой  классической философии, считавший,  что личность, в отличие от  индивида, начинается с осознания  человеком себя как существа  «бесконечного, всеобщего и свободного»:

  А) + Кант

  В) Фихте

  S) Шеллинг

  Д) Гегель 

       Е) Фейербах

17. Исходным принципом  философии Гегеля является тождество:

A) +бытия и мышления

B) материи и сознания

      S) природы и человека

      Д) природы и  общества

E) человека и Бога

18. Кто в истории философии  первым обосновал систему категорий,  принципов и законов диалектической  логики?

Руссо

+Гегель

     S) Лейбниц

     Д) Р. Декарт

     Е) Аристотель

19. Для Гегеля триада  основана на:

A) Законе всемирного тяготения

B) Законе сохранения энергии

S) Законе взаимного перехода  количественных и качественных  изменений.

Д) Законе единства и борьбы противоположностей.

     E) +Законе отрицания  отрицания

20.  Термин отчуждения  был разработан Гегелем в работе:

+ «Феноменология духа»

«Философия религии»

S) «Философия права»

Д) «Наука логика»

Е) «Философия природы»

21.  Кто в истории  философии первым обосновал систему  категорий, принципов и законов  диалектической логики?

А) Руссо

В) +Гегель

S) Лейбниц

Д) Р. Декарт

Е) Аристотель

22.  Истину, как соответствие  знаний действительности, из числа  приведенных мыслителей понимал:

+ Гегель

Августин

S) Фома Аквинский

Д) Вл. Соловьев

Е) Будда

23.   Исходным принципом  философии Гегеля является тождество:

A) +бытия и мышления

B) материи и сознания

      S) природы и человека

      Д) природы и  общества

E)  человека и Бога

24.   «Человек как  таковой есть сознание…, которое  в своем дальнейшем определении  есть познание», - так писал:

Паскаль

Спиноза

S) Декарт

Д) + Гегель

Е) Виндельбанд

25.  Смыслом и целью  исторического движения народов,  по Гегелю, является…

божественное начало

достижение абсолюта

S) национальная государственность и суверенитет

Д) +свобода

Е) достижение счастья для всех людей

26.  В чьем понимании“бытие  есть первое и чистое полагание  абсолютной идеи”?

Канта

В) Фихте

S) +Гегеля

Д)  Декарта

Е) Спинозы

27.  «Отрицание отрицания»  у Гегеля есть…

суть диалектики

+ снятие противоположностей

S) простая логическая форма

Д) математическая метафора

Е) название философской книги

28. По Л. Фейербаху  человек есть существо:

мыслящее

социальное

S) космическое

Д) политическое

Е) +природное

29. Центральное понятие  философии И. Г. Фихте:

A) вещь в себе

B) +Я

S) абсолютный дух

Д) тезис

      E) императив

30.  Одно из популярных, часто повторяемых определений  общества звучит как от…

+ природной среды (бытия природы)

животного царства

      S) политико-правовых отношений

     Д) духовной эманации  божества

     Е) древнейших обитателей  Земли 

31. Философская система  Фихте есть:

А) критика способности суждения

В) натурфилософия

S) антропоцентризм 

Д) феноменология 

Е) +наукоучение

32.  Шеллинг одним из  первых разработал понятие… 

А) отношение 

      В) отрицание

S) освобождения

Д) онтологии

Е) +отчуждения

33.  В тезисе: «Все действительное  разумно, все разумное действительно», - Гегель утверждал принцип:

человеческого поступка

совершенствования действительности

     S) оправдания любой действительности

     Д) непреходящей ценности  высшего

     Е) +приоритета разума  и разумного

34.  Представитель немецкой  классической философии, известный  своим

лозунгом «человек человеку Бог»:

А) Кант

В) Фихте 

S) Шеллинг 

Д) Гегель

Е) +Фейербах

35.  По Л. Фейербаху  человек есть существо:

мыслящее

социальное

S) космическое

Д) политическое

Е) +природное

 

 

ІІІ Английская идеалистическая философия

 

1.  Представителем какого  философского учения был Дж. Беркли?

A) объективного идеализма

B) +субъективного идеализма

S) диалектического материализма

Д) позитивизма

E) номинализма

2. Кто из философов  XVІІІ в. на вопрос о существовании внешнего мира отвечал «Не знаю»?

+Дж. Беркли

Д. Юм

   S) Г. Лейбниц

   Д) Т. Гоббс

   Е) Б. Спиноза

ІV Французский материализм

 

1. Ламетри, Гельвеция  и Дидро объединяет:

+механистический материализм

student.zoomru.ru

Ответы на вопрос "6.Философия Древнего Китая."

Одним из самых ранних литературных памятников Древнего Китая, в котором изложены философские идеи, является “И цзин” (“Книга перемен”). В название этого источника вложен глубокий смысл, суть которого - это попытка отразить процессы, происходящие в природе, включая ее небесную сферу с естественной системой звезд. Небесная природа (мир), вместе с Солнцем и Луной, в процессе своих ежесуточных орбит, то поднимаясь, то опускаясь, творит все многообразие постоянно изменяющегося поднебесного мира. Отсюда и название литературного памятника - “Книга перемен”.Строго говоря, “Книга перемен” - это еще не философское произведение, а своеобразная литературно-поэтическая лаборатория, в которой осуществляется переход от дофилософских и в какой то степени мифологических представлений к собственно философскому мышлению, а коллективистское родовое сознание перерастает в личностные философские взгляды совершенно мудрых людей.“Книга перемен” занимает особое место в истории древнекитайской философской мысли. На протяжении столетий все или почти все древнекитайские мыслители пытались толковать и комментировать ее содержание. Эта длительная по времени комментаторско-исследовательская деятельность заложила основы философии в Древнем Китае и послужила источником дальнейшего ее развития.Виднейшими философами Древнего Китая, во многом определившими ее проблематику и развитие на столетия вперед, являются Лаоцзы (вторая половина VI - первая половина V в. до н.э.) и Конфуций (Кун Фу-цзы, 551-479 до н. э.). Хотя в Древнем Китае творили и другие мыслители, все же в первую очередь философское наследие Лаоцзы и Конфуция дает достаточно объективное представление о философских исканиях древнекитайских мыслителей.Своеобразная закономерность прослеживается в том, что о первых философах, независимо от региона и времени деятельности, сохранились только приблизительные автобиографические данные. Лаоцзы не составляет в этом плане исключения. Его идеи изложены в книге “Дао дэ цзин”, которая была подготовлена к печати его последователями и появилась на рубеже IV-III в до н.э. Трудно переоценить ее значение в истории древнекитайской мысли. Достаточно сказать, что Лаоцзы и его сочинения заложили основы даосизма, первой философской системы Древнего Китая, получившей долгую жизнь и не потерявшей значения в наши дни.Философские взгляды Лаоцзы противоречивы. Удивляться этому не следует, иными они и не могли быть. В ту эпоху шел процесс становления китайской философии, и каждый великий мыслитель, а Лаоцзы был таковым, не мог не отразить в своем учении противоречивость окружавшего его мира. Центральное значение в даосистском учении принадлежит понятию “дао”, которое постоянно, а не единожды, появляется, рождается в любой точке Вселенной. Однако трактовка его содержания неоднозначна. С одной стороны, “дао” означает естественный путь всех вещей, не зависящий ни от бога, ни от людей, и являющийся выражением всеобщего закона движения и изменения мира. В соответствии с этим подходом все явления и вещи, пребывая в состоянии развития и изменения, достигают определенного уровня, после которого они постепенно превращаются в свою противоположность. При этом развитие трактуется своеобразно: оно идет не по восходящей линии, а осуществляется по кругу. С другой стороны, “дао” - вечное, неизменное, не имеющее каких-либо форм непознаваемое начало, невоспринимаемое органами человеческих чувств. “Дао” выступает как нематериальная духовная основа всех вещей и явлений природы, в том числе и человека. Приведем некоторые высказывания о сущности “дао” и формах его проявления, содержащиеся в “Дао дэ цзин”. По существу, речь идет о понимании древнекитайским мыслителем сущности бытия. Вот пример высказывания, определяющего естественное происхождение “дао”, а в определенной степени и его телесность: “Дао, могущее быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, могущее быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли. Обладающее именем есть мать всех вещей”. И далее.

“Дао бестелесно. Оно столь туманно и неопределенно! Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно столь туманно и неопределенно, однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно столь глубоко и темно, однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью”. Лаоцзы и его последователи убеждены в необходимости знаний и отмечают их огромную роль в человеческой жизни. Однако их идеал знания, их понимание знания отличаются своеобразием. Это, как правило, созерцательное знание, то есть констатация, фиксация вещей, явлений и процессов, происходящих в мире. В частности, это находит свое подтверждение в признании того, что “Поскольку все сущее изменяется само собой, нам остается лишь созерцать его возвращение (к корню). Хотя вещи (в мире) сложны и разнообразны, но все они расцветают и возвращаются к своему корню. Возвращение к прежнему корню называю покоем, а покой называю возвращением к сущности. Возвращение к сущности называю постоянством. Знание постоянства называется достижением ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядочности и бедам. Знающий постоянство становится совершенным”. Лаоцзы делает попытку структурировать различные уровни знания: “Знающий людей - мудр, знающий себя - просвещен”. Далее предлагается своеобразная методология познания, суть которой сводится к тому, что по себе можно познать других; по одной семье можно познать остальные; по одному царству можно познать другие; по одной стране можно познать Вселенную. Каким образом я знаю, что Поднебесная такая? Благодаря этому.А вот какие идеи высказываются о социальном устройстве общества и его управлении. Так, характеризируя стиль управления государством, а косвенно это предполагает формы государственного устройства, древнекитайский мыслитель считает лучшим правителем того, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. О методе, стиле государственного управления говорится, что когда правительство спокойно, люди становятся простодушными. Когда правительство деятельно, люди становятся несчастными. И в качестве своеобразной рекомендации и совета правителям предлагается не теснить жилища людей, не презирать их жизнь. Кто не презирает простолюдинов, тот не будет презираем ими. Поэтому совершенно мудрый, зная себя, не проникается гордыней. Он любит себя, но сам себя не возвышает.Дальнейшее становление и развитие древнекитайской философии связывается с деятельностью Конфуция, пожалуй, самого выдающегося китайского мыслителя, чье ученье и сейчас имеет миллионы почитателей и не только на территории Китая. Становлению Конфуция как мыслителя во многом способствовало его знакомство с древнекитайскими рукописями: “Книга песен” (“Шиц-зин”), “Книги исторических преданий” (“Шуцзин”). Он привел их в надлежащий порядок, отредактировал и сделал доступными для широкого ознакомления. Большую популярность Конфуцию на многие века вперед принесли содержательные и многочисленные комментарии, сделанные им к “Книге перемен”. Собственные взгляды Конфуция были изложены в книге “Беседы и суждения” (“Лунь юй”), которая была опубликована учениками и последователями на основании его высказываний и поучений. Конфуций является создателем оригинального этико-политического учения, некоторые положения которого не утеряли своего значения и в наши дни.

Основными понятиями конфуцианства, составляющими фундамент этого учения, являются “жэнь” (человеколюбие, гуманность) и “ли”. “Жэнь” выступает и как фундамент этико-политического учения и как его конечная цель. Основной принцип “жэнь”: “Чего не желаешь себе, того не делай людям”. “Ли” (почтительность, нормы общежития, церемониал, социальный регламент) включает в себя широкий круг правил, регламентирующих, по существу, все сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные отношения, а также отношения внутри общества - между отдельными людьми и различными социальными группами. Нравственные принципы, социальные отношения, проблемы государственного управления - главные темы в учении Конфуция.В том, что касается осмысления и познания окружающего мира, Конфуций в основном повторяет идеи, высказанные его предшественниками, и в частности, Лаоцзы, в чем-то даже уступая ему. Так, окружающий мир, природу Конфуций, по существу, суживает и ограничивает лишь небесной сферой. Существенным элементом природы у него выступает судьба, как нечто врожденно предопределяющее сущность и будущее человека. Так он говорит: “Что можно сказать о небе? Смена четырех времен года, рождение всего сущего”. О судьбе говорится: “Все первоначально предопределено судьбой, и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить. Бедность и богатство, награда и наказание, счастье и несчастье имеют свой корень, создать который сила человеческой мудрости не может”. Анализируя природу человеческого знания и возможности познания, Конфуций считает, что по своей природе люди сходны между собой. Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменны. Люди начинают различаться друг от друга благодаря привычкам и воспитанию. Что же касается уровней знания, то он проводит следующую градацию: “Высшее знание - это врожденное знание. Ниже - знания, приобретенные учением. Еще ниже - знания, приобретенные в итоге одоления трудностей. Наиболее ничтожен тот, кто не желает извлекать поучительные уроки из трудностей”.Итак, можно с полным основанием утверждать, что Лаоцзы и Конфуций своим философским творчеством заложили прочный фундамент для развития китайской философии на многие века вперед.

www.konspektov.net