Проблемы этногенеза древних славян. Шпоры для каждого!Информационные учебно-познавательные материалы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Восточные славяне в древности: проблемы этногенеза. Проблемы этногенеза древних славян


Восточные славяне в древности: проблемы этногенеза — Мегаобучалка

Принятие христианства на Руси и его влияние на историческую судьбу России

Принятие христианстваявилось важным шагом в истории Киевской Руси. Главной причиной, приведшей Владимира к принятию столь смелого решения, как отказ от традиционной славянской веры, было изменение многих сторон жизни Руси с момента образования государства. Нуждам нового государства и его феодальной верхушки языческие представления подходили плохо. Необходимость изменений в сфере религиозных верований была осознана Владимиром и его приближёнными раньше, чем возник вопрос о принятии христианства. Сначала была предпринята попытка реформировать традиционную религию: во главу пантеона был поставлен княжеско-дружинный бог Перун, сделана попытка создать более строгую иерархию небожителей. Но население не поддержало это начинание, поскольку Перун в его представлении не мог соперничать с такими могучими божествами, как Сварог или Даждьбог. Помимо этого, в дружине самого князя было много представителей других народов, для которых любой славянский бог являлся чужим и непонятным. Кроме того, отношение соседей к языческому государству было далёким от признания в нём равноправного партнёра, особенно это касалось Византии. Собственно, после принятия решения об отказе от языческой веры, вопроса о том, какую религию принять, не стояло. Ясно, что это должно было быть христианство византийского образца. Причин тому было много: уже бабка Владимира, княгиня Ольга, приняла крещение в Константинополе, среди его дружинников было много христиан, в Киеве существовали христианские церкви, и православие не было для восточных славян абсолютно незнакомой верой. Кроме того, именно Византия была тем государством, контакты с которым представляли для Древней Руси наибольшую ценность.

Киевская знать охотно приняла христианство - оно помогало ей властвовать над народом. Но народ во многих местах сопротивлялся новой вере. Христианство нередко вводили силой. В Новгороде вводившие христианство сожгли за сопротивление половину города. Были восстания против новой веры и в других городах. Церковь получила от князей большие земельные владения и десятую часть государственных доходов ("десятину").

 

Принятие христианства на Руси имело большое значе­ние. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозаика и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кириллица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство ра­бов.… Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.

Особенно это было заметно при князе Ярославе, прозванном Мудрым (978-1054 гг.). В Киеве по его приказу были возведены многие прекрасные строения - величественный храм Святой Софии, новые городские стены с "Золотыми воротами". Во время его княжения работали многие искусные художники и архитекторы - русские и иностранные. Хотя в знаменитых постройках, в церковных иконах и росписях сильно было влияние Византии, в целом складывалась постепенно новая, своеобразная русская живопись и архитектура.

Восточные славяне в древности: проблемы этногенеза

Взгляды на происхождение славян. Происхождение славян является одной из наиболее дискуссионных проблем в исторической науке. Кратко суть споров можно свести к двум положениям: 1) славяне являются коренным населением Восточной Европы, ведущими своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности; 2) славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня, то есть, основа славянской общности полиэтнична. Вопрос этот в науке не решен до настоящего времени.

Но очевидно, было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Однако, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает огромной роли других народов в славянском этногенезе. Вероятнее всего, формирование новой этнической и политической карты Европы (в VI-VIII веках), лучше всего объяснять, говоря о миграции многих племен, "Великом переселении народов", возможно, переселению славян способствовали сдвиги в развитии орудий труда, разложение родоплеменного строя и выделение знати. Расселение славян происходило по трем основным направлениям: на юг - на балканский полуо-в; на запад; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно произошло и разделение славян на три ветви - южную, западную и восточную. В ходе расселения у славян произошло разложение родоплеменного строя. В VI-VIII веках в рез-те дробления и смешивания племен складывались новые славян­ские общности, которые носили уже не кровнородственный характер, а скорее территориально - политический. Славянские общности имели двухступенчатую структуру: несколько относительно небольших образований составляли, как правило, более прочные. Создание этих территориально - политических общностей явилось важной предпосылкой формирования гос-ва. Расселение ускорило и выделение знати. Ее появлению способствовало повсеместное распространение пашенного земледелия. Основы господствующего строя составляла военно-служебная знать - дружина. Дружинный слой существовал у славян уже в VI-VII веках. Основой хоз-ва славян, в том числе и восточных, было пашенное земледелие. Подчиненную роль в хоз-ве играли охота, скотоводство, рыболовство, бортничество. Хоз-ой единицей общества была семья.

Жили славяне родовыми общинами (несколько семей), которые объединялись в племена, в небольших посёлках, часто укреплённых. Во главе племён стояли князья, особенно усилившиеся в период походов на Византию за счёт военной добычи. Ко времени начала второй половины тысячелетия н.э. восточные славяне, судя по всему, находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, переживая период так называемой"военной демократии", который характеризуется впервые ярко проявляющимся социальным неравенством, а также возросшей политической активностью и постоянными военными конфликтами. В IX веке нам известен ряд походов славян на Византию, в Каспийское море. В основном походы предпринимались водные: сначала сплавлялись по рекам, затем - выходили в море и грабили побережья. По летописям нам известны основные славянские племена этого времени: поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене. Современные историки сходятся на том, что в "Повести временных лет" - откуда происходят наши сведения - повествуется уже не о собственно племенах, а о более высоком типе объединений- союзах племён. Такие формы организации типичны для периода военной демократии и являются, по сути, пред-государственной стадией развития политической организации народов.

Религия славян была языческой. Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды. Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п.

В целом, можно сказать, что к концу IX века восточные славяне уже стояли на рубеже государственности. Вопрос был в том, каким будет это государство, какое племя или союз племён станет центром восточнославянского мира и начнёт подчинение других. Был возможен и вариант, при котором на территории Восточной Европы могло возникнуть и несколько государств, как это случилось у западных и южных славян.

megaobuchalka.ru

Проблема этногенеза восточных славян

Реферат

Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления и эволюции восточнославянской государственности.

Содежание:

1.Введение.

2.Особенности славянского расселения.

3. Споры о происхождении Русской княжеской династии.

4. Образование Древнерусского государства.

5. Список используемой литературы:

1.Введение

Россия в своих основных чертах сформировалась в рамках Мос­ковского государства. Однако она имеет глубокие исторические корни из славянской цивилизации, в Древней Руси.

Образование древнерусского государства — одна из наиболее важ­ных и сложных научных проблем отечественной истории. Исследова­телями разработаны различные концепции его природы и генезиса. I (о похоже, что вопрос «Откуда есть пошла русская земля?», постав­ленный древнерусским летописцем Нестором, оказался одним из веч­ных вопросов нашей истории.

Проблема происхождения Древней Руси связана в первую очередь с вопросом происхождения народа, ее создавшего. Сегодня она оста­ется одной из самых дискуссионных в отечественной историографии, (охраняет свою актуальность и приобретает политическую окраску в условиях роста национального самосознания русского, украинского, белорусского и других народов, населяющих пространства Руси—Рос­сии—бывшего СССР.

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового един­ства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языко­вую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина — Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами.

В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделя­ется праславянская группировка. Во II—IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения, возглавляемых на юге го­тами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С. Лебедев утверждает, что в составе или в контакте с этими обра­зованиями праславяне прошли важный этап этнической консолида­ции: к IV в. относятся первые известия о политической активности венедов и антов'.

Нам представляется уместным остановиться здесь на наименова­нии славян в те далекие времена. Ведь само наличие названия служит определенным свидетельством возникновения этнического самосо­знания, без которого невозможно существование этнической общнос­ти. Название «славяне» появится лишь в VI в. Античные авторы упо­минали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли степняки), византийцы — склавинами. По мнению И.М. Дьяконова, к IV—V вв. праславяне разделились на три группы: венеды — на западе, склавины — на юге, анты — на востоке

Великое переселение народов, проходившее с IV по VII в., сущест­венно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV—V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, «взламывая границы Римской империи» (Г.С. Лебедев).

В образовавшуюся географическую нишу и устремились прасла­вяне, в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V—VI вв. они фиксируются (и археологически, и письмен­ными источниками) на территории от южного побережья Балтийско­го моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию.

Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную. «Таким образом, в отличие от своих арийских собратьев, например романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное за­паздывание способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов»

Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII— IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского пра­вобережья, тиверцы и уличи — Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи — днепровское левобе­режье, вятичи — бассейн верхнего течения Оки, кривичи — верховья [непра, Волги, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене — территорию к северу от Ладожского озера почти до озера Белого, бе­рета Чудского озера и Ильмень-озера.

2.Особенности славянского расселения:

• освоение громадной территории Восточной Европы;

• удаленность от основных очагов цивилизации;

• соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития;

• сохранение в местах своего обитания местного населения, в пер­вую очередь угро-финских племен;

• перманентный характер славянской колонизации;

• ассимиляция части угро-финских и балтских племен.

В ходе расселения славян на территории Восточной Европы за­кладывались предпосылки для формирования древнерусской народ­ности. Особенности расселения влияли на становление государствен­ности, характер социально-экономического и политического строя.

Реки Восточной Европы, по берегам которых селились восточные славяне, стали связующей нитью между "Европой и Азией, севером и югом Европы. Уже с VIII в. великий волжский путь связывал восточных славян с племенами Среднего Поволжья и дальше через Каспийскоеморе — со странами Востока. Днепровский путь вел в Византию.

А к концу IX в. как волжский, так и днепровский путь «из варяг в греки» продолжились на север вплоть до Прибалтики, превратившись тем самым в торговые пути общеевропейского значения.

Становление восточнославянской государственности происходило в постоянных столкновениях с восточными и юго-восточными кочев­никами и полукочевниками, в первую очередь с Булгарией и Хазар­ским каганатом.

В VI в. в евразийских степях началась смена языков по мере того, как с исторической сцены уходили ираноязычные скифы, сарматы, саки, а принадлежавшие им ранее территории оказывались под влас­тью тюркоязычных народов. В VI в. тюркоязычные авары (обры, по русской летописи) создали в южнорусских степях Аварский каганат, объединивший кочевые племена. Он был разбит франками в VIII в. Великие авары-обры исчезли без следа. А в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен тюркской лингвистической группы, называемый Болгарским царством. В результате его распада часть племен под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок осела в среднем течении Волги, где образовала государство Волжская Болгария (Булгария). С середины VII в. она соседствовала с исключительно сложным и в чем-то таинственным историческим феноменом — Хазарским каганатом. История появления его такова.

С середины VI до середины VIII в. крупнейшим политическим об­разованием на Востоке был Тюркский каганат. Центром его первона­чально был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее этнонимом для народов, говоривших на родственных языках. Затем каганат распался на Восточный и Западный. Первый находился между Сырдарьей и Маньчжурией, второй простирался от Алтая до степей Причерноморья. Его преемником и стал Хазарский каганат, занимавший Нижнее Поволжье, степи Северного Кавказа, Причерно­морья и частично Крым. Превратившись в VIII в. в крупнейшее по­литическое образование, каганат стал соперничать с Византией и Арабским халифатом в борьбе за Кавказ, Причерноморье и славян­ские земли. Хазары сумели создать яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов, населявших территорию от Китая до Византии. Города Итиль, Саркел, Семендер были важными цент­рами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиат­ским миром.

Духовную основу государства составляло язычество, но постепен­но под влиянием Византии здесь начинает распространяться христи­анство, а под давлением Арабского халифата — мусульманство. Пере­селившиеся сюда в VII в. евреи (по одним источникам, они пришли из Византии, по другим — с арабского Востока) принесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата, хотя и распространился только среди верхушки общества. В целом в государстве сохранялась веротерпимость.

История противостояния Руси и Хазарского каганата — сложная, многозначная, не во всем понятная. Роль хазар в истории Руси при­нято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно, с IX в. и до середины 60-х гг. X в. между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специалистами различаются. Обобщая их, выделим следующие.

Сторонники первой точки зрения считают, что хазары «разбойни­чали по закону», т.е. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время существование на востоке стабильного политического объединения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного

дняя спалить, разорить, уничтожить все созданное и накопленное в течениедесятилетий1 .

Исследователь В.Я. Петрухин отмечает, что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Поднепровье, т.к. славяне были избавлены от набегов степняков»2 . Более того, новое государственное образование восточных славян, по его мнению, вызревало в тени более сильного соседа. Как только сосед начал проявлять признаки слабости, славяне стали освобождаться от зависимости каганата.

mirznanii.com

ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН,

История ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН,

просмотров - 890

ТЕМА 4. АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Россия в своих базовых чертах сформировалась в рамках Московского государства. При этом она имеет глубокие исторические корни в славянской цивилизации, в Древней Руси.

Образование древнерусского государства – одна из наиболее важных и сложных научных проблем отечественной истории. Исследователями разработаны различные концепции его природы и генезиса. Но похоже, что вопрос «Откуда есть пошла русская земля?», поставленный древнерусским летописцем Нестором, оказался одним из вечных вопросов нашей истории.

Проблема происхождения Древней Руси связана в первую очередь с вопросом происхождения народа, ее создавшего. Сегодня она остается одной из самых дискуссионных в отечественной историографии, сохраняет свою актуальность и приобретает политическую окраску в условиях роста национального самосознания русского, украинского, белорусского и других народов, населяющих пространства Руси – России – бывшего СССР.

Итак, при сравнительной простоте строя наше общество строилось по-своему под действием местного подбора и соотношения условий народной жизни. Рассматривая эти условия в самую раннюю пору сравнительно с действовавшими в Западной Европе, найдём и первоначальный источник обеих особенностей нашей истории, так облегчающих изучение её общественных явлений. С первобытным культурным запасом, принадлежавшим всœем арийским племенам и едва ли значительно умноженным в эпоху переселœения народов, восточные славяне с первых своих шагов в пределах России очутились в географической и международной обстановке, совсœем не похожей на ту, в какую несколько раньше попали их арийские родичи, германские племена, начавшие новую историю Западной Европы. Там бродячий германец усаживался среди развалин, которые прямо ставили его вынесенные из лесов привычки и представления под влияние мощной культуры, в среду покорённых ими римлян или романизованных провинциалов павшей империи, становившихся для него живыми проводниками и истолкователями этой культуры. Восточные славяне, напротив, увидели себя на бесконечной равнинœе, своими реками мешавшей им плотно усесться, своими лесами и болотами затруднявшей им хозяйственное обзаведение на новосœелье, среди сосœедей, чуждых по происхождению и низших по развитию, у которых нечем было позаимствоваться и с которыми приходилось постоянно бороться, в стране ненасиженной и нетронутой, прошлое которой не оставило пришельцам никаких житейских приспособлений и культурных преданий, не оставило даже развалин, а только одни бесчисленные могилы в виде курганов, которыми усеяна степная и лесная Россия. Этими первичными условиями жизни русских славян определилась и сравнительная медленность их развития и сравнительная простота их общественного состава, а равно и значительная своеобразность и этого развития и этого состава. Запомним хорошенько данный начальный момент нашей истории: он поможет нам ориентироваться при самом начале пути, нам предстоящего.

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского языкового единства. Анализ лекски древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языковую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина – Ока. На севере они сосœедствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами.

В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянская группировка. Во II-IV вв. ее сосœедями являются два крупных межэтнических объединœения, возглавляемых на юге готами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С.Лебедев утверждает, что в составе или в контакте с этими образованиями праславяне прошли важный этап этнической консолидации; к IV в. относятся первые известия о политической активности венедов и антов.[14]

Название «славяне» появилось лишь в VI в. Античные авторы упоминали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами, византийцы – склавинами.

Великое переселœение народов, проходившее с IV по VII в., существенно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV-V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, взламывая границы Римской империи.

В образовавшуюся географическую нишу и устремились праславяне, в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V-VI вв. они фиксируются (и археологически и письменными источниками) на территории от южного побережья Балтийского моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Οʜᴎ дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли в Пелопоннес и Малую Азию.

Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную.

Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII-IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского правобережья, тиверцы и уличи – Прикарпатье и междуречье Прута͵ Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи – днепровское левобережье, вятичи – бассейн верхнего течения Оки, кривичи верховья Днепра, Волки, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене – территорию к северу от Ладожского озера почти до озера Белого, берега Чудского озера и Ильмень-озера.

Отличительные особенности славянского расселœения заключаются в следующем:

· Освоение громадной территории Восточной Европы;

· Удаленность от базовых очагов цивилизации;

· Соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития;

· Сохранение в местах своего обитания местного населœения, в первую очередь угро-финских племен;

· Перманентный характер славянской колонизации;

· Ассимиляция части угро-финских и балтских племен.

Становление восточно-славянской государственности происходило в постоянных столкновениях с восточными и юго-восточными кочевниками и полукочевниками, в первую очередь с Булгарией и Хазарским каганатом.

В VI в. тюркоязычные авары (обры, по русской летописи) создали в южнорусских степях Аварский каганат, объединивший кочевые племена. Он был разбит Франками в VIII в. Великие авары (обры) исчезли без следа. А в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен тюркской лингвистической группы, называемый Болгарским царством. В результате его распада часть племен под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, ᴛ.ᴇ. болгар. Другая часть болгар-тюрок осœела в среднем течении Волги, где образовала государство Волжская Болгария (Булгария). С середины VII в. она сосœедствовала с исключительно сложным и в чем-то таинственным историческим феноменом – Хазарским каганатом. История появления его такова.

С середины VI до середины VIII в. крупнейшим политическим образованием на Востоке был Тюркский каганат. Центром его первоначально был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее этнонимом для народов, говоривших на родственных языках. Затем каганат распался на Восточный и Западный. Первый находился между Сырдарьей и Манчжурией, второй простирался от Алтая до степей Причерноморья. Его преемником и стал Хазарский каганат, занимавший Нижнее Поволжье, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Превратившись в VII в. в крупнейшее политическое образование каганат стал соперничать с Византией и Арабским халифатом в борьбе за Кавказ, Причерноморье и славянские земли. Хазары сумели создать яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов, населявших территорию от Китая до Византии. Города Итиль, Саркел, Семендер были важными центрами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиатским миром.

Духовную основу государства составляло язычество, но постепенно под влиянием Византии здесь начинает распространяться христианство, а под давлением Арабского Халифата – мусульманство. Переселившиеся сюда в VII в. евреи (по одним источникам они пришли из Византии, по другим, - с арабского Востока) принœесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата͵ хотя распространился только среди верхушки общества. В целом в государстве сохранялась веротерпимость.

История противостояния Руси и Хазарского каганата сложная, многозначная, не во всœем понятная. Роль хазар в истории Руси принято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно, с IX в. и до середины 60-х годов X в. между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специалистами различаются. Обобщая их выделим следующие.

Сторонники первой точки зрения считают, что хазары – «разбойники по закону», ᴛ.ᴇ. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время, существование на востоке стабильного политического объединœения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного дня спалить, разорить, уничтожит всœе созданное и накопленное в течении десятилетий.

Исследователь В.Я.Петрухин отмечает, что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Приднепровье, т.к. славяне были избавлены от набегов степняков»[15]. Более того, новое государственное образование восточных славян, по его мнению, вызревало в тени более сильного сосœеда. Как только сосœед начал проявлять признаки слабости, славяне стали освобождаться от зависимости от каганата.

Другой взгляд на эту проблему сводится к тому, что Хазария являлась щитом, заслонявшим страны Восточной Европы от арабов. Но скорее можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что арабской угрозы, от которой якобы спасли Восточную Европу хазары, не было. Хазария сама выступала в отношении народа Кавказа, славян, волжских булгар как поработительница, и эти народы боролись за освобождение от власти хазар.

Читайте также

  • - Проблема этногенеза восточных славян: теории происхождения и расселения.

    Лекция I. Древняя Русь: проблемы социально-экономического и политического развития. Предки славян (или праславяне, протославяне) по своему языку относятся к индоевропейской группе народов, населяющих Европу и часть Азии вплоть до Индии. Их прародиной, или местом... [читать подробенее]

  • - Проблема этногенеза восточных славян

    Предки восточных, славян жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относились к индоевропейским народам. Можно проследить племена до 2000 лет до н. Пред­ков славян (праславян) находят среди племен, населявших бассейны рек Одры, Вис­лы, Оки, Днепра и... [читать подробенее]

  • - Тема 2. Проблема этногенеза восточных славян

    Предки восточных, славян жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относились к индоевропейским народам. Можно проследить племена до 2000 лет до н. Пред­ков славян (праславян) находят среди племен, населявших бассейны рек Одры, Вис­лы, Оки, Днепра и... [читать подробенее]

  • - ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН,

    ТЕМА 4. АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭПОХУ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ. ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. Россия в своих основных чертах сформировалась в рамках Московского государства. Однако она имеет глубокие исторические... [читать подробенее]

  • - Лекция 1. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны. Проблема этногенеза восточных славян

    ТЕМА I. ДРЕВНЯЯ РУСЬ История нашей страны является частью мировой и не может рассматриваться вне ее контекста. За свою более чем тысячелетнюю историю государство Российское прошло сложный путь развития, на который оказали влияние многие внешние и внутренние факторы.... [читать подробенее]

  • - Проблема этногенеза восточных славян.

    Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Принятие христианства. Распространение ислама. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Основные... [читать подробенее]

  • - Проблема этногенеза восточных славян.

    Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Принятие христианства. Распространение ислама. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Основные... [читать подробенее]

  • - ПРОБЛЕМА ЭТНОГЕНЕЗА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    Вопрос о происхождении славян интересовал ученых еще в Средние века. Историки полагают, что предками славян были древние ираноязычные народы: скифы, сарматы, аланы. Исследования, проведенные в XIX в., позво­ляют отнести славян к индоевропейской языковой группе.... [читать подробенее]

  • oplib.ru

    Проблема этногенеза восточных славян.

    Количество просмотров публикации Проблема этногенеза восточных славян. - 614

    ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

    II. СЛАВЯНЕ. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ

    Большинство историков считает, что славяне обособились из индоевропейской общности в серединœе II тысячелœетия до н.э. По археологическим данным прародиной ранних славян была территория к востоку от германцев – от реки Одры (Одера) до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I века до н.э. Античные авторы упоминают о славянах под именем венедов или антов.

    В эпоху великого переселœения народов, совпавшего с кризисом рабовладельческой цивилизации, славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Οʜᴎ жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из желœеза стало возможно вести осœедлое земледельческое хозяйство.

    В VI-VII вв. у славян сложился общий уклад жизни. В состав общины входило 50-60 домохозяйств, каждое из которых жило большой семьей (отец и мать, взрослые сыновья с женами и детьми). Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, скот, приусадебная земля, инвентарь – личные, основной земельный массив, луга, леса – общие. Все дела решались на базе самоуправления, на сходах самостоятельного мужского населœения, именуемых миром. Для ведения общих дел выбирали старейшин. Мир охранял благоденствие всœей общины и требовал от каждого ее члена безоговорочного повиновения. Голосования не проводились. Разногласия должны были улаживаться единодушно. Веками воспитывалась круговая порука, преданность общинников своему миру, взаимопомощь в полевых работах, содействие больным, сиротам. Традиции общинности, соборности, мирского самоуправления глубоко вошли в жизнь и быт славянских народов, перенимались осœедавшими на сосœедних землях кочевыми племенами. Со временем это явилось питательной почвой для идеи крестьянского социализма.

    Для организации обороны общины объединялись в волости, на стратегически выгодных местах, обычно на высоких берегах рек, строили города. В них помещались избираемые из родоплеменной знати князья с дружинами. Города обносились деревянными, каменными укреплениями. За их стенами (на посаде) обосновывались ремесленники. Уже в VI-VII вв. возникли большие города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Новгород – у ильменских славян. Постепенно города через власть князей и силу их дружин подчинили окружающие волости, стали центрами княжеств. Использовалось право сбора княжеской дани со свободных общинников (смердов) за их защиту и покровительство.

    Особое место в жизни славянского этноса занимали отношения с кочевыми народами степи, протянувшейся от Причерноморья до Центральной Азии. В конце IV в. сложившийся на юге современной Украины готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедших из Центральной Азии. В 375ᴦ. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453ᴦ.) гуннская держава распалась, и гунны были отброшены на восток.

    В VI в. тюркоязычные авары создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625ᴦ.

    Крупнейшими политическими образованиями VII-VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая – Тюрский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар откочевала на Дунай, где была ассимилирована проживавшими там южными славянами, взявшими себе имя болгар. Размещено на реф.рфДругая часть болгар – тюрок пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава – Волжская Булгария.

    С середины VII в. на территории Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крыма начала складываться сильная держава – Хазарский каганат. Он три века доминировал в Восточной Европе. В формировании этноса хазар участвовали разные этнические группы. Неразумные хазары, как их называл А.С. Пушкин, в действительности были опытными в торговых делах. Хазарская знать перешла от языческого поклонения разным богам к религии монотеистического характера – иудаизму. В экономической жизни Каганата главными действующими лицами стали крупные торговцы, в руках которых, как отмечают арабские источники, еще в IX в. находилась транзитная торговля между Азией и Европой. Русские летописи отмечают, что хазарам платила дань вся восточная часть русского славянства. В X в. Русь разгромила Хазарский каганат.

    Читайте также

  • - Проблема этногенеза восточных славян

      Предки восточных, славян жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относились к индоевропейским народам. Можно проследить племена до 2000 лет до н. Пред­ков славян (праславян) находят среди племен, населявших бассейны рек Одры, Вис­лы, Оки, Днепра и... [читать подробнее].

  • - Проблема этногенеза восточных славян

      Предки восточных, славян жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относились к индоевропейским народам. Можно проследить племена до 2000 лет до н. Пред­ков славян (праславян) находят среди племен, населявших бассейны рек Одры, Вис­лы, Оки, Днепра и... [читать подробнее].

  • - Проблема этногенеза восточных славян.

    4-3 тыс. лет до н.э. – прародина праславян – среднее течение Дуная. Середина 2 тыс. лет до н.э. – переход к оседлому образу жизни. На западе – реки Эльба и Одер, на севере – Балтийское море, на востоке – среднее течение Днепра, на юге – Причерноморье, нижнее и среднее течение... [читать подробнее].

  • - Проблема этногенеза восточных славян: теории происхождения и расселения.

    Предки славян (или праславяне, протославяне) по своему языку относятся к индоевропейской группе народов, населяющих Европу и часть Азии вплоть до Индии. Их прародиной, или местом обитания ученые считают обширную область от реки Вислы и Карпат на западе до среднего течения... [читать подробнее].

  • - Проблема этногенеза восточных славян. Теории о происхождении русской государственности.

    Этногенез – “происхождение народа” 1)По индоевропейской версии считается, что исторической родиной восточных славян является Центральная Европа. Славяне мигрировали на Восточную равнину, а предки(?) в Азию. 2)Восточные славяне – автохтонное население, т.е. коренное... [читать подробнее].

  • - Вопрос 4. Проблема этногенеза восточных славян

      Вопрос о происхождении славян интересовал ученых еще в Средние века. Историки полагают, что предками славян были древние ираноязычные народы: скифы, сарматы, аланы. Исследования, проведенные в XIX в., позволяют отнести славян к индоевропейской язычной группе.... [читать подробнее].

  • - Вопрос 4. Проблема этногенеза восточных славян

      Вопрос о происхождении славян интересовал ученых еще в Средние века. Историки полагают, что предками славян были древние ираноязычные народы: скифы, сарматы, аланы. Исследования, проведенные в XIX в., позволяют отнести славян к индоевропейской язычной группе.... [читать подробнее].

  • - Проблема этногенеза восточных славян.

    Українська діаспора Украинская диаспора - собирательное определение украинской национальной общности вне украинских земель ( этнической украинской территории), чувствует духовную связь с Украиной . По состоянию на 2004 год за пределами Украины проживает от 13 до 15 млн.... [читать подробнее].

  • - Великое переселение народа и проблема этногенеза восточных славян. Древняя Русь в системе международных отношений.

    Древнейшие цивилизации на территории России (VIII в. до н.э. – I в. н.э.) Аркаим - 2 тыс. до н.э. (бронзовый век) Народы, о которых нам известно, появляются на северном побережье Черного моря (I тыс. до н.э.). Северное Причерноморье являлось частью Средиземноморской... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    Проблема этногенеза восточных славян | |01|Древняя Русь

    Этногенез — весь процесс существования и развития этнической системы от момента ее возникновения до исчезновения.На территории России было обнаружено значительное количество археологических памятников каменного века. По мнению ученых, славяне могли принадлежать к индоевропейским народам, образование языковой общности которых произошло на Иранском плоскогорье и в Передней Азии в VI-V тыс. до н.э. Кроме того, полагают, что славяне как вид образовались на территории Восточной Европы в IV-II тыс. до н.э. Они населяли лесные области между Одером и Средним Днепром, от Балтийского моря до Днестра. Главными отраслями хозяйства являлись земледелие и скотоводство. Наиболее известный памятник славянской протоцивилизации — Трипольская археологическая культура, охватывающая пространство от Юго-Восточной Трансильвании до Днепра.В середине I тыс. до н.э. среди славян началось распространение железа. К этому же периоду относится постепенное разложение родового строя. Именно тогда отчетливо выделились бытовые, религиозные и культурные особенности славянских племен в сравнении с другими индоевропейскими народами, что позволяет сделать вывод о формировании в I тыс. до н.э. славянской працивилизации. Примерно в это время единая славянская общность разделилась на три ветви: восточную (будущие белорусский, русский и украинский народы), западную (поляки, чехи, словаки и др.) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.).Во II в. н.э. в Северное Причерноморье из низовьев Вислы пришли германские племена готов. Под их главенством здесь сложился военно-племенной союз, в который вошла и часть славянских племен. С конца IV в. племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы — так называемое Великое переселение народов. Вторгшиеся из Азии тюркские кочевники — гунны — разбили готов, и последние ушли в Центральную и Западную Европу. В течение V—VIII вв. славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. К этому периоду территория расселения восточных славян определялась следующими рубежами: на севере — река Волхов, на юге — река Днестр, на западе — река Западный Буг, на востоке — река Волга. Именно в это время сложилась самобытная восточнославянская цивилизация, характеризовавшаяся общностью хозяйственного уклада, социально-политического устройства в форме военной демократии, общими особенностями поведения, обрядов и т.д.Сложные природно-климатические условия побуждали наших предков к объединению в рамках общины, ведению коллективного хозяйства. В социальном плане указанные обстоятельства вели к приверженности нормам прямой общинной демократии, преобладанию коллективистских ценностей над личными, низкой социальной мобильности членов общества. Исторический пример Византии с эффективной самодержавной властью, построением социума на основе жестких вертикальных связей, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества стал в известной степени образцом для русской государственности.

    P.S. Если от всего этого вы устали, открылся новый сайт об интересной и прикольной науке, заблуждениях и шнобелевской премии — Интересник (а также группа Вконтакте-Интересник).

    www.shpora.su