Эстетика древнего востока. 20.Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция 2. Эстетические представления народов Древнего Востока. Эстетика древнего востока


Лекция 2. Эстетические представления народов Древнего Востока

Традиционализм древневосточных культур

Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческой формации привел к образованию ряда мощных цивилизаций Востока с высоким уровнем материальной и духовной культуры.

К специфике развития древневосточных культур относится такая черта, как глубокий традиционализм. Те или иные рано сложившиеся идеи и представления иногда жили в культурах Востока многие столетия и даже тысячелетия. На протяжении долгого времени существования древних культур Востока развитие касалось отдельных нюансов тех или иных представлений, а основа их оставалась неизменной.

Древний Египет

Египтяне добились больших успехов в области астрономии, математики, инженерно-строительных науках, медицине, истории, географии. Раннее изобретение письменности способствовало появлению оригинальных образцов высокохудожественной древнеегипетской словесности.   Развитие искусства и его почетное место в египетской культуре создавало  основу для появления первых эстетических суждений, зафиксированных в письменных источниках. Последние свидетельствуют, что у древних египтян было высоко развито чувство красоты, прекрасного (нефер). Слово “нефер“ вошло в официальный титул фараонов.

Древний Египет считается родиной световой религии и эстетики света. Обожествленный солнечный свет почитался высшим благом и высшей красотой у древних египтян. Свет и красота с древнейших времен отождествлялись в египетской культуре. Сущность божественной красоты нередко сводилась к сиянию.

Еще один аспект прекрасного, присущий практически всем древневосточным культурам – высокая эстетическая оценка драгоценных металлов. Золото, серебро, электр, лазурит в понимании египтян были прекраснейшими из материалов. На основе представлений древних египтян о красоте и прекрасном формировался цветовой канон египтян. Он включал простые цвета: белый, красный, зеленый. Но особо высоко ценили египтяне цвета золота и лазурита. “Золотое“ нередко выступало в качестве синонима “прекрасного“.

Художественное мышление египтян с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, иконографический канон. Здесь канон стал важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Канон играл важную роль в работе древнеегипетских мастеров, направлял их творческую энергию. Художественный эффект в каноническом искусстве достигался за счет незначительного варьирования форм внутри канонической схемы.

Египтяне ценили математику и применяли ее законы практически во всех областях своей деятельности. Для изобразительного искусства они разработали систему гармонического пропорционирования изображения. Модулем этой системы было числовое выражение “золотого сечения“ — число 1,618... Поскольку пропорциональные соотношения носили универсальный характер, распространяясь на многие области науки, философии и искусства, и воспринимались самими египтянами как отражение гармоничного строения мироздания, они считались священными.

Древний Китай

Китайская эстетическая мысль впервые ясно обозначилась у философов VI — III веков до н. э. Эстетические понятия и термины, как и основные положения эстетической теории, вырабатывались в древнем Китае на почве философского осмысления закономерностей природы и общества.

         Среди многочисленных школ и направлений особое место принадлежало даосизму и конфуцианству. Эти два учения и в древности играли ведущую роль и оказали определяющее влияние на все последующее развитие китайской культуры. Как даосизм, так и конфуцианство были озабочены поисками общественного идеала, однако направление их поисков было совершенно различно.

Центральной частью даосизма являлось учение о мире. Все остальное — учение об обществе и государстве, теория познания, теория искусства (в ее древнем виде) — исходили из учения о мире. В центре конфуцианской философии был человек в его общественных связях, человек как основа незыблемого спокойствия и порядка, идеальный член общества. Иными словами, в конфуцианстве, мы всегда имеем дело с этико-эстетическим идеалом, в то время как для даосизма нет ничего прекраснее космоса и природы, а общество и человек настолько прекрасны, насколько способны уподобиться красоте объективного мира.

         Эстетические воззрения Конфуция и его последователей складывались в русле их социально-политической теории.  Сам термин “прекрасное“ (мэй) у Конфуция выступает синонимом “доброе“ или же значит просто внешне красивое. В целом эстетический идеал Конфуция является синтетическим единством прекрасного, доброго и полезного.

studfiles.net

Этапы развития эстетической мысли. Восток.

Рассматривая  традиционную эстетику Востока наиболее значимыми  мы выделили культуры таких стран как Индия,  Китай, Япония.

Индия. Основой эстетических представлений Древней Индии послужила мифопоэтическая традиция, которая нашла выражение в образной системе брахманизма. Учение о Брахмане – универсальном идеале – разрабатывалось в Упанишадах, наиболее ранние из которых датируются 8–6 вв. до. н.э. «Познать» Брахмана можно лишь посредством сильнейшего переживания бытия (эстетического созерцания). Это сверхчувственное созерцание представляется высшим блаженством и имеет прямое отношение к эстетическому наслаждению. Эстетика и символика Упанишад оказала большое влияние на образность и эстетику индийских эпических поэм Махабхараты и Рамаяны и на все дальнейшее развитие эстетической мысли Индии.

Характерной чертой эстетической рефлексии средневековой Индии является отсутствие интереса к вопросам об эстетическом в природе и жизни. Предметом размышлений становится лишь искусство, в основном литература и театр. Главная цель произведения искусства – эмоция. Эстетическое выводится из эмоционального. Центральным понятием всех эстетических учений является понятие «раса» (буквально – «вкус»), обозначающее в искусствознании художественную эмоцию. Особенно это учение о расе разрабатывалось теоретиками кашмирской школы, среди которых наиболее известны Анандавардхана (9 в.), Шанкука (10 в.), Бхатта Наяка (10 в.) и Абхинавагупта (10–11 в.). Их интересовала специфика эстетической эмоции, которую нельзя смешивать с обычным чувством. Раса, не являясь конкретным чувством, представляет собой переживание, возникающее у воспринимающего субъекта и доступное лишь внутреннему познанию. Высшей стадией эстетического переживания является вкушение расы, или иначе – успокоение в ее сознавании, т.е эстетическое наслаждение. Китай. Развитие традиционной эстетической мысли Китая находилось под непосредственным влиянием двух основных течений китайской философии: конфуцианства и даосизма. Эстетическое учение Конфуция (552/551–479 до н.э.) и его последователей складывалось в рамках их социально-политической теории. 
Центральное место в ней занимали понятия «гуманность» и «ритуал», воплощенные в поведении «благородного человека». Целью этих моральных категорий являлось поддержание этических устоев в обществе и организация гармонического миропорядка. Большое значение придавалось искусству, которое рассматривалось как путь нравственного совершенствования и воспитания гармонии духа. Конфуцианство подчинило эстетические требования этическим. Само «прекрасное» у Конфуция является синонимом «доброго», а эстетический идеал рассматривался как единство прекрасного, доброго и полезного. Отсюда идет сильное дидактическое начало в традиционной эстетике Китая. Эта эстетическая традиция ратовала за достоверность и красочность искусства. Она рассматривала творчество как вершину профессионального мастерства, а художника – как творца искусства.
Другая линия связана с даосским учением. Его родоначальниками считаются Лао-цзы (6 в. до н.э.) и Чжуан-цзы (4–3 в. до н.э.). Если конфуцианцы главное внимание в своем учении уделяли этическому началу, то даосы – началу эстетическому. Центральное место в даосизме занимала теория «Дао» – пути, или вечной изменчивости мира. Одним из атрибутов Дао, имеющим эстетический смысл, было понятие «цзыжань» – естественность, спонтанность. Даосская традиция утверждала спонтанность художественного творчества, естественность художественной формы и ее соответствие природе. 
Отсюда идет неразделимость эстетического и природного в традиционной эстетике Китая. Творчество в даосизме рассматривалось как откровение и наитие, а художник – как инструмент, осуществляющий «самотворчество» искусства. Япония. Развитие традиционной эстетики Японии проходило под влиянием дзен-буддизма. Это вероучение придает большое значение медитации и другим способам психотренинга, служащим для достижения сатори – состояния внутреннего просветления, душевного спокойствия и равновесия. Для дзен-буддизма характерен взгляд на жизнь и материальный мир как на нечто недолговечное, изменчивое и печальное по своей природе.  Традиционная японская эстетика, сочетающая пришедшие из Китая конфуцианские веяния и японскую школу дзен-буддизма, выработала особые принципы, являющиеся основополагающими для японского искусства. Среди них наиболее важным является «ваби» – эстетический и моральный принцип наслаждения спокойной и неспешной жизнью, свободной от мирских забот. Он означает простую и чистую красоту и ясное, созерцательное состояние духа. На этом принципе основаны чайная церемония, искусство аранжировки цветов, садово-парковое искусство.
 К дзен-буддизму восходит еще один принцип японской эстетики – «саби», ассоциирующийся с экзистенциональным одиночеством человека в бесконечной вселенной. Согласно буддийской традиции состояние человеческого одиночества следует принимать с тихим смирением и находить в нем источник вдохновения. Понятие «югэн» (красота одинокой печали) в буддизме связано с глубоко скрытой истиной, которую невозможно понять интеллектуальным путем. Оно переосмысляется как эстетический принцип, означающий таинственную «потустороннюю» красоту, наполненную загадочностью, многозначностью, спокойствием и вдохновением. Фрагмент статьи Царьковой Л. «Эстетика».  Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия Кругосвет.

juliaetika.blogspot.com

20.Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока.

  • Традиционализм.

  • Символизация. Эта черта вызвана желанием остановить в символе идею, чтобы тем самым обнажить многомерность смысла. Каждый элемент китайской живописи символичен (сосна – символ долголетия, бамбук – стойкости, аист – одиночества). Символичность, следовательно, умение читать контекст произведения искусства, следовательно

  • Элитарность. Кроме того, что произведения искусства были дорогими, они были также рассчитаны на образованного зрителя, способного прочитать сложный контекст произведения.

  • Двойной план: акцент делается не на то, что явлено, а на то, чего нет, что пребывает в покое. Для этого в Восточной культуре происходит соединение вечного и мгновенного, но только лишь для того, чтобы через движение показать вечный покой.

  • Особый язык Восточной культуры, отвечающий идее постоянства: экономный графический знак, четкий контур, строгая, ясная линия.

  • Безымянность древневосточной культуры: художник не стремился выразить в своем творении личностного начала, его обязанность – реализация всеобщих смыслов.

21. Исламская культура: возникновение, особенности. Ислам составляет фундамент арабо-мусульманской культуры. Основателем ислама был Мухаммед, араб, живший в Мекке. Считалось, что он получил от бога ряд откровений, записанных в священной книге Коране и передал их людям. В момент возникновения ислам впитал в себя элементы верований и культа ряда религий, распространенных среди населения Аравийского полуострова. Ислам является одной из трех мировых религией. Религиозная традиция определяет все стороны жизни каждого мусульманина, являясь ценностным, мировоззренческим ядром культуры. Характерными чертами благородной мусульманской культуры являются ее неповторимое своеобразие и глубочайшее понимание того, что есть культурный человек, каким он должен быть и каким должен стать его внутренний мир. Идейными источниками ислама были арабские предания, иудаизм и христианство, в силу этого в исламе много схожих с ранними религиями идей. Основной источник вероучения в исламе – Коран. Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками. Под влиянием ислама сложилась самобытная художественная культура. Исламское искусство не знает культовых изображений. Одной из главных святынь были старинные рукописи. Это привело к развитию каллиграфии и книжной миниатюры. Искусство оформления книги достигло исключительной высоты, в том числе искусство орнамента, который стал применяться также для украшения мечетей, керамики, оружия, изделий из металла и стекла, тканей, ковров. Европа познакомилась с персидскими коврами в XVI в. С тех пор они стали олицетворять собой искусство арабского Востока. Высокой ценности книг способствовало наличие в них ярких красочных миниатюр. Главные центры искусства миниатюры находились в Сирии, Иране, Египте, Испании, Северной Африке. Важнейшее место в арабо-мусульманской художественной культуре занимает поэзия. Поэтическое творчество было строго канонизировано и поэтому развивалось в основном за счет усложнения поэтической техники. Огромное влияние на развитие литературного творчества оказал суфизм (мусульманский мистицизм), наполнивший поэзию особой символикой и метафоричностью. Среди образцов суфийской поэзии - рубай Омара Хайяма (1040 - 1123 гг.). В конце IX в. появились знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь», также испытавшие влияние суфизма. Утверждение и распространение ислама открыло новые пути в развитии архитектуры. Прежде всего, появляется феномен арабского средневекового города. В центре города на искусственном или естественном холме возводится цитадель правителя или наместника - арк. Это целый дворцовый комплекс с парками и зверинцами. Вокруг арка кольцом располагался второй город - шахристан, где располагались государственные учреждения, пятничная мечеть, медресе, базары, особняки знати. Шахристан так же, как и арк, окружался стеной. Вокруг шахристана находилось ремесленное предместье с глинобитными домами. Олицетворением наивысших достижений мусульманской архитектуры являются культовые сооружения: мечети, медресе и минареты, а также мавзолеи. Наиболее распространенными типами мечетей являются дворовая (Испания, Северная Африка) и айванная (Средняя Азия, Иран, Афганистан, Индия). С XIII - XIV вв. во многих городах мусульманского Востока возводятся «муссала» - комплексы из мечети, медресе (духовное училище) и мавзолея на центральных площадях. Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами особо почитаемых лиц. Шедевром мировой архитектуры считается мавзолей Тадж-Махал в Агре (XVII в., Индия). Кроме культовых сооружений и дворцов возводились также библиотеки, госпитали, бани, караван-сараи, акведуки, мосты, склады и бе-дестаны (крытые рынки). Все они несут в себе черты, ярко отражающие самобытность художественных традиций арабо-мусульманского мира.

22. Античная культура и её мировое значение. Искусство, лит-ра, философия Древней Греции стали отправной точкой для развития европейской культуры. Характерной чертой античности является рациональный подход к пониманию мира, а так же эмоционально-эстетическое восприятие мира+способность к логическому мышлению. У истоков Др.Греции находились Крит и Микены. Этой цивилизации характерно построение дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, которые были разделены на специальные помещения административного и культурного назначения. Помещения использовались по целевому назначению. Др.Греции подарила миру ученых и философов: Аристотель, Сократ и так далее, которые заложили начало для научных учений. Именно в Др.Греции появилось понятие «полис»-форма гос-ной жизни с характерным порядком свободы и справедливости. Появилось понятие «прав и свобод гражданина», то есть человек является образцом свободы, гуманизма и просвещения. Было важным понятие «слава» воспринимается, как важнейший ориентир в обществе. Она являлась условием общественного признания. Др.Греции заложила основы современного государственного устройства, а так же увековечила ценности, которые реальны и на сегодняшний день. Знания и открытия явились базисом для последующего развития науки. Античные философские учения были заложены в основу современных наук.

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.

studfiles.net

Эстетика Древнего Востока — курсовая работа

 

ВВЕДЕНИЕ

Одна из центральных проблем  понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних  культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное  целое, своим многообразием и  уникальностью в значительной степени  повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в  этой роли, своими достижениями, базой  для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

Восточная цивилизация берёт  своё начало в цивилизации Желтой реки (Хуанхэ). Она сформировалась в  даосско-конфуцианской цивилизации  и окончательно сложилась в современной  восточно-азиатской коллективистской цивилизации.

Часто метафорически называют западную цивилизацию "голубой цивилизацией", восточную - "желтой", срединную - "красной". Вместе они образуют "три изначальных цвета человеческой системы цивилизации". Государства  и империи, составлявшие эти цивилизации, определяли историю, политику, культурное развитие всего человечества.

Восточная цивилизация представляет собой "человеко-человеческую" цивилизационную  систему, модель поклонения добродетельной природе и учению о человеке.

Ее наивысшие достижения основываются на единстве природной  природы и человеческой природы  человека, она воплотила ценностные воззрения "единства человечества".

Восточная цивилизация - исторически  первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем  Востоке: в Древней Индии, Китае, Японии, Древнем Египте.

 Актуальность данного  исследования обусловлена тем,  что Восток - это загадочная и  величественная культура не похожая  на другие, существующая на земле.  Ведь в ней таится познание  мира через самосовершенствование  самого себя. Эта культура остается незыблемой даже в цивилизованном мире, сохраняя духовность и религию. И даже в наше время трудно сказать, стремиться ли он к прогрессу, скорее всего Восток сохраняет свои традиции и обряды, несмотря на всеобщую модернизацию мира.

Основной целью работы является, изучение эстетической мысли  Восточной цивилизации.

Данная цель, обуславливает  решение следующих задач:

1. Изучить характерные черты восточной цивилизации. 

2. Рассмотреть культура и её понимание на Востоке. 

3. Определить особенности культуры восточных цивилизаций.

4. Исследовать эстетическую мысль Китая.

5. Изучить эстетическую мысль Японии.

6.Рассмотреть культуру Арабского Востока.

Для написания реферата использовались  следующие монографии и статьи,  научная  литература, а также словари:

  1. Афанасьева В.К. Искусство Древнего Востока.
  2. Басин Е. Я.,  Искусство и коммуникация: очерки из истории философско-эстетической мысли. 
  3. Васильев Л.С.  Проблемы генезиса Китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса.
  4. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись
  5. Крамер С.Н. История начинается в Шумере / Пер. Ф. Л. Мельденсона; под ред. и с предисл. В. В. Струве.
  6. Новикова Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе // Вопр. философии, 1982. № 10. С. 56–60.
  7. Словарь.Под общ. ред. А. А. Беляева.

 

 

 

 

Глава I. ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ  КУЛЬТУРЫ ВОСТОЧНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

    1. . Характерные черты восточной цивилизации

Восточная цивилизация — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

  • Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
  • Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
  • В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
  • Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
  • Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
  • Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.
  • Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение [ 4, c. 157].

Пеструю картину представлял  собой Средневековый Восток и  в цивилизационном отношении, что  также отличало его от Европы. Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности; буддийская и  индусская – на полуострове Индостан, даосско-конфуцианская – в Китае. Другие родились в Средние века: мусульманская цивилизация на Ближнем и Среднем Востоке, индо-мусульманская - в Индии, индусская и мусульманская – в странах Юго-Восточной Азии, буддийская – в Японии и Юго-Восточной Азии, конфуцианская – в Японии и Корее.

Восточная цивилизация характеризуется  как традиционные общества, где преобладают  такие положения, как осторожное включение в природные процессы и соответствующие способы хозяйственной  деятельности, установка на адаптацию  индивида к социально-природной  среде, воспроизводство образа жизни  по опыту предков, коллективистский менталитет, религиозно-мифологические представления в составе мировоззрения. Данная характеристика и объясняет  такие традиции воспитания, как приучение  ребенка к строгому самоанализу  и умению самостоятельно принимать  решения, научить его осознавать интересы других в коллективе, их зависимость  от него и свою зависимость от них, воспитание внутренней дисциплины, ответственности  за любое поручение в ответ  на доверие и др [ 2, c.85].

В познании господствовал  не логический, а интуитивный метод, что предполагало ненужность строгого понятийного языка. Высшей целью  науки  считалась трактовка трудов древних мыслителей, при которой демонстрировались идейная привязанность к классическим авторитетам. На Востоке доминировал художественно-образный стиль мышления с его интуитивностью, эмоциональной окрашенностью. Это придавало большую значимость процедуре интерпретации, а не выработке механизмов обоснования накопленных знаний и опыта.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Культура и её понимание на Востоке

Если бы мы могли взглянуть  на карту Старого Света около 1 тысячелетия до н. э., то могли бы обнаружить три пояса культур: первый пояс образовали бы культуры цивилизаций  Древнего Востока. Они образовали полосу государств, протянувшихся с запада на восток от Древнего Египта до Китая. Как правило, начало их образования  относят к VI-IV тысячелетиям до н. э. Конец  падает на начало нашей эры. Второй пояс состоял бы из культур "варварских" обществ - народов, находящихся на родоплеменной  стадии развития, перешедших к земледелию или скотоводству, но не создавших  ещё своей государственности. Эти  культуры примыкали к поясу культур  цивилизаций с юга и с севера. Все они, кто раньше, кто позже, также переходят на цивилизационный  путь развития. Над вторым поясом, севернее и под ним, южнее, протянулся третий пояс - архаичных культур доземледельческих  общин, народов, которые использовали каменные орудия труда, занимались в  основном охотой, собирательством и  рыболовством. Это племена Сибири, Дальнего Востока, побережья Северного  Ледовитого океана, с одной стороны, и народы южных стран, островов Тихого, Индийского океана, племена Тропической  и Южной Африки. Большинство из них дожило до ХIХ и начала ХХ века, а некоторые из них, наверное, войдут и в ХХI век.

Культуры цивилизаций  Древнего Востока - наиболее древние  из известных нам цивилизаций. С. Н. Крамер выпустил в 1965 году книгу "История  начинается в Шумере" - и он был  близок к истине. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем  судить по письменным источникам, оставленным  нам шумерами. Но не меньший материал дают и данные археологии, филологии  и другие источники. Исследователей давно привлекает к себе культура Востока вообще, а древнего Востока - особенно. Здесь сложилась своеобразная культура, которая отличается от европейской. В ХХ веке мы привыкли смотреть на Восток "снисходительно", сверху вниз, считая, что это - догоняющий тип культуры, обречённый на отставание от культуры Запада и периодическую модернизацию. Но такое состояние - результат развития за последние 3-4 века - краткий миг в истории. Большую же часть исторического времени культура Востока опережала Запад. Восток - "давал", Европа - "брала". Недаром появилось изречение: "Свет с Востока". И не вернётся ли это положение вновь, в ХХI веке - кто знает? По крайней мере, роль восточной культуры сейчас, на рубеже 2000 года, явно возрастает, растёт и интерес к восточной культуре. Поэтому обойти вопрос об особенностях возникновения этой культуры было бы невозможно [7, c. 56].

Культуру Востока отличает от Запада многое. Даже понятие "культуры" на Западе и Востоке несёт в  себе разный смысл. Европейское понимание  культуры идёт от понятий "возделывание", изменение, превращение продукта природы  в человеческий продукт. Греческое  слово "пайдейя" (от слова "паис" - ребёнок), также означает "преобразование". А вот китайское слово (иероглиф) "вэнь", аналогичное понятию "культура", пиктографически восходит к начертанию символа "украшение" "украшенный человек". Отсюда основной смысл  этого понятия - украшение, цвет, изящество, литература. "Вэнь" противостоит "чжи" - нечто нетронутое, эстетически  грубое, духовно неутончённое [4, c.157].

Таким образом, если на Западе под культурой понимается совокупность и материальных, и духовных продуктов  человеческой деятельности, то на Востоке в культуру входят лишь те из продуктов, которые делают мир и человека "украшенными", "утончёнными" внутренне, "эстетически" украшенными.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Особенности культуры восточных цивилизаций

Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского  временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько  цивилизаций. В устойчивости Восточной  цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы  ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как  сплошная линия. Новые веяния здесь  не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются  в старое и растворяются в нем [1, c.31].

Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию  одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования. И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень  скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию. Кроме  того, в отличие от Европы, на Востоке  сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении  западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались не зыблемыми.

Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь не утеряло связи с природой.  Любимым доводом европейских  колонизаторов в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей Востока тем, что те были неспособны создать сами (машинами, новейшим оружием и т.д.). Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух цивилизаций. Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии и, познав основные ее законы, постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного [ 1, c.29].

Стили различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально  изучив окружающую среду, человек Востока  знал, как она воздействует на его  организм. Например, эффективность  ударов (в боевых искусствах) в раз  личные точки тела рассчитывалась в  зависимости от времени дня. Люди Востока были убеждены в том, что  лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования  обретет гармонию и цельность  в себе самом. Ибо ему полностью  чужды зло и стремление разрушать.

yaneuch.ru

Эстетические представления народов Древнего Востока

Древнейшие цивилизации, известные человечеству, - цивилизации. Ближнего. Востока, где сложилось развитое орошаемое земледелие, образовались первые государства, были построены города, имевшие символическое назначение, г развивались художественные ремесла, связанные с потребностями государственно-культового характера. Это территории. Нильской долины (Египет) и. Междуречье (Ближний. Восток). К древнейшим принадлежит также древнеиндийская цивилизация зация. Мы проследим эстетично художественные представления и особенности художественного формирования, характерные для ближневосточных цивилизаций, в частности египетской, а также обратимся к древнеиндийской, поскольку сам е в. Древней. Индии был составлен древнейший трактат по теории искусствтва.

Первые города в районах. Ближнего. Востока возникли в VI тыс. до н е (Ниневия,. Иерихон). В IV-III тыс. до н.э произошло сооружения грандиозных пирамид - чудо строительной техники, поражает даже с современного человека. Величайшие - пирамиды. Хеопса и. Хефрена. Внутри - это спланированная система помещений, предназначенных для"нужд"умершего фараона. Поражают мастерством вещи: мебель, посуда, украшения. ТОНК й художественной работы. Не менее впечатляющие строения III-II тыс. до н.э: подземные усыпальницы и величественные храмы, в частности. Карнакский и. Луксорский. Первый, посвященный богу. Амону, - огромный архитектурный комп лекс с гигантскими статуями фараонов и лесом мощных колонн. Появились и другие виды изобразительного: портретные изображения, в частности психологические портреты фараона. Эхна-тона и царицы. Нефертити, фресковая живопись в храмах и пирамидах. К тому времени сложилось музыкальное искусство (фараоны окружали себя музыкантами, певцами, актерами, танцорами), различные жанры литературы: миф, эпос, рассказ, сказка, повесьте во, дидактические произведения, философские диалоги, лирические произведения Достопримечательности, которые сохранились, дают представление о понимании красоты человеком ранних цивилизаций. Преимущественное их назначение - для прославления богов и правит элей, для культовых церемоний в их честь. Понимание красоты связывается со светом (солнечный свет, сияние золотых украшений), величием (ритуальные процессии в честь богов, величественные архитектурные сооружения, в атуи богов, фараонов). Боги древних египтян имели преимущественно животную подобие (влияние первоначального тотемизма): бык, корова, шакал, баран им поклонялись, приносили жертвы, но настоящим предметом поклонения была красота человека. Основное понятие, что отражало представление о приятном для зрения и слуха -"Нефер"(красивое, прекрасное). Эпитет"Нефер"становится постоянной характеристикой богов и богинь. Понимание женской к расы отражено в скульптурах: лицо с правильными чертами, стройная фигура, грациозная осанка. Бог. Сет в образе юноши характеризуется как"прекрасноликий"Бог. Осирис воспевается таким, что прекрасным ликом освещает подземный мир. Красота богов отождествляется зачастую со светом и благами (моральный фактор), которые они несут людяіше зі світлом і благами (моральний чинник), котрі вони несуть людям.

Образец женской красоты, воспетый в древней египетской поэзии, позволяет понять ее образ. Поэзия"Надпись на столбе (хвала царевне)", в переводе. Леси Украинская, воспевает:

Милая она перед всеми женщинами!

Ни с женщин, ни из девушек лучшем не будет ей ровная!

У нее зубы крепче зубцов кремневых в серпочка

рукою прислонени грудь - словно два цветастые венчики [7, с 291]

Красота у египтян, как свидетельствуют приведенные строки, связывалась с наслаждением. Богиню любви. Хатор называют"сладкой любовью","прекраснейшей из женщин"

Египтяне прославляли красоту природного мира и щедрость земли, которая дает людям плоды, фрукты, овощи. В представлениях о красоте формировался канон цветов, сочетая белый, красный, зеленый. Особенно ценились ко ольоры золота и лазурита (синий минерал со многими оттенками, обработанный, он служит украшением). Сформировался канон пропорций человеческой фигуры для скульптурных и живописных, в частности фресковых изображен ь [10, с 37-38]. Важно также, что у древних египтян возникло понятие образа (кедут), изображение. Свои умения они считали даром богов. Бог. Ра, скажем, ввел изображения. В гелиопольского мифе о сотворения мира говорится:"Я рассудил в своем сердце и создал все образы"[9, с 83]. Ра творит образы, способность людей делать изображения - его подарок. Художественность насыщала жизненное пространство. Древнего. Египта, а тогдашние художественные представления и творческие умения свидетельствуют высокое развитие чувственной культуры человека, высокий уровень художественного вкусай рівень художніх смаків.

Искусство. Индии относится к древнейшим. Уже в III тыс. до н.э мастера создали необычайно выразительные произведения разнообразной и сложной техники. В них органично сочетаются, с одной стороны, канонические приемы, а с другой - необычайное богатство образов, форм, сюжетов. Они полны глубокой символики, которая в видимых образах раскрывает представление тогдашней человека о строении мира, этические и религиозные нормы, представлена ния. Каноны и символика шлифовались на протяжении тысячи лет, пока не складывались каноны пропорций и становилась понятной система пропорциональных отношений, предоставляя изображением максимальной выразительности. Важно что в изображении природных форм отсутствует натурализм, зато представлена ??символическая образность (обычно ирреальная), призвана передать определенную идею. Особенно это характерно для изображения. Богиння богів.

Развитие искусства был обусловлен не только культовыми потребностями, но и художественным видением мира древними индейцами целом, так художественность проникала в самые широкие слои населения. Особенно развивались архит тектура (сложные храмовые комплексы, в частности, подземные), поэзия (ведическая литература), музыка (в. Древней. Индии музыка приобрела статус профессиональной), скульптура и живопись. В I тыс. до н е живопись считался ду же важным занятием, и каждый грамотный человек должен был иметь в своем доме краски, кисти и другие принадлежности, необходимое для рисования стенные росписи украшали дворцы и храмы, жилые дома расчет изнялися техника, тематика изображений, а также настроения (девять настроений): патетический, героический, неистовый, отталкивающая, застрашуючий, эротический, шутливый, странный, мирный. Приведенный ряд важ ный тем, что показывает развернутость нюансов передачи психических состояний человека. Кстати, в европейском искусстве жанры живописи сложатся только в XVI - начале XVII в. Особое значение живописи пояс изменяется мифологическими верованиями древних индийцев. Согласно им, нарисовать человека - значило создать ее (такие же представления характерны для других народов. Древнего мира: египтян, вавилонян, шумеров), хо ча корни этих представлений связано с ранним неолитическим период истории человечестварії людства.

Древнейшая известная достопримечательность по вопросам теории искусства принадлежит индийской культуре. Трактат"Читралакшана"("Характерные черты живописи") создан в очень древний период. Достаточно сказать - в добуддистськи и времена (буддизм сформировался как вид религии древних индийцев в VI - V века до н.э). Содержание памятника свидетельствует добуддистську традицию. Он повторяет сюжеты ранней индийской мифологии. Буддийский енциклопедич ный трактат"Махавьют-Патти"цитирует большие отрывки из этого трактата - авторитетное, каноническое источник изображений. Будды. Трактат состоит из трех частей и написан стихотворной формой. Третья его часть м истить эстетические установки о способах изображения людей, царей, богов и других существ. Удивление и восхищение вызывает точность пропорций в подробных элементах"Брахма нарисовал все формы всех тел как символы благополучия верующих во всех мирах и передал их мне первому. Для каких вещей, которые стоит употреблять пропорции, какие предметы и способы их изображения считаются красивыми - все эти сведения я отр имав от. Брахмы: прекрасными картинами обязан я милости святого повелителя, и благодаря ему я создал все произведения искусства"[8, с 29]. Обратим внимание на развитую понятийную систему художественной творчества. Здесь используют понятие"символ","пропорции","прекрасное","предметы и способы изображения","картина","искусство"Акцент на передаче психологии и психических состояний изображенных:"Когда изображают глаза богов, то из них на царей и на все живые существа восходит благо. Глаза богов блестящие, по цвету подобные молока, маслянистые, с прямыми ресницами; сиянием они напоминают лепестки лотоса п. Адма; голубая радужная оболочка переливается всеми цветами; глазное яблоко - черное и большое. Изображение подобных глаз приносит богатство и счастье"[8, с 31]. Приведенное цитирования свидетельствует уважительное ставят ения к искусству изображений как общественно ценной труда,"приносит богатство и счастье].. Наведене цитування засвідчує поважне ставлення до мистецтва зображень як суспільно цінної праці, що "приносить багатство та щастя".

Особого внимания заслуживает также древнеиндийская литература. Период ее зарождения - II тыс. до н е. Тексты написаны языком, названной"санскрит"(sanskrta - совершенный). Начала литературы - веды: гимн ни в честь богов в стихотворной форме, обращенные преимущественно к богам:. Агни,. Индра,. Савитар,. Варуне. Гимн. Агни, например, провозглашаетлад, проголошує:

Тебе,. Агни, установил. Ману, как свет бесконечного рода (человеческого). Ты сиял в канву, рожденный законом, окроплен (маслом),. Тот, кому поклоняются народы [11, с 48]

Б эпитеты к богам, в частности. Агни: волшебный (странный, чрезвычайный), сияющий, безупречный, чистый, ярко пламенный. Видом ведической литературы является упанишады, время возникновения которых - VIII-VI века до н.э. Это религиозно-философская литература. Основная ее проблематика - учение о. Брахмана. Древние поэты-мудрецы пели о"высшего. Брахмана"Многозначность понятия"брахман"(гимн восхваления, сила заклинания, священное знание, блаженное освобождение, целомудрие, богатство) давали. Упанишадам возможность провозглашать:. Брахман - все. Брахман - универсум, единое начало всего сущего, абсолют. Он - источник знания, к совершенства, высшей мудрости. Брахман - универсальный идеал совершенства. Представление о нем ассоциировалось со светом и солнцем, его живительными лучами и теплом, огнем костра, сиянием луны, блеском золота и драгоценных украшений"Свитлозорови ассоциации, подтверждены внутренне зрительными образами ярких созерцаний, занимали первое место в символике высших переживаний, поэтически описанных и философски о смислених в упанишадах"[2, с 121]. Понятие"сияющий"и"бессмертный"- самые распространенные характеристики. Брахмана. Эстетические характеристики имеет также познания. Брахмана. Слово"познания"(vid) в этом контекст и означало: рассматривать, испытывать, переживать. Здесь постичь основные аспекты знания-мудрости, знания тесно связывается с переживанием бытия. Эстетика и символика упанишад значительно повлияли на индийсь ки эпические поэмы"Махабхарата"и"Рамаяна"Время создания"Махабхараты"- V века до н.э. Стиль произведения характерен гиперболичность образов, сложной системой эпитетов и метафор, четкой метричнистю построения в иршив"Рамаяна"- поздний произведение (IV в до н э) - отличается большой художественной насыщенности, эстетической выразительностью художественной характеристики героев. Особое внимание уделено эстетике света, отождествлению сияющего и прекрасного. В описаниях женской красоты часто используется эпитет"луннолика", а мужской -"большое-блестящий"Прекрасный мир в эпических описаниях"Рамаяны"образует единство двух начал: божественно-небесного и внутренне духовного. В эстетическим характеристикам они предстают как свитлозарнисть (божественные силы) и вогнезарнисть (мир человека начал: божественно-небесного і внутрішньо-духовного.. В естетичних характеристиках вони постають як світлозарність (божественні сили) і вогнезарність (світ людини).

Красота в индийской эстетике - единство характеристик природного мира и человека, характеристика внешнего проявления жизненности (красота) и внутреннего мира (духовное начало)

Итак, в культурах. Древнего мира отражены творческие умения людей, закреплены в памятниках искусства. Они свидетельствуют, что опыт взаимодействия человека с природным миром и внутри сообществ приобретает определи ченисть в эстетических характеристиках. Осмысление закономерного в художественных изображениях предметов всеобщей неравнодушия утверждается в теории художественных форм - эстетические каноны изображений - призваны с акрипиты опыт видения ценностей и способы их формирования, опыт отношений к изображаемым объявленияищ.

uchebnikirus.com

Лекции по эстетике

66

Гаврилова

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1. Эстетика как философская наука

1. Предмет эстетики.

2. Сущность и специфика эстетического отношения к миру.

3. Проблемное поле и методологическая база эстетики.

4. Структура эстетической теории.

(Часть I. ИСТОРИЯ ЭСТЕТИКИ)

Тема 2. Эстетические представления народов Древнего Востока

1. Традиционализм древневосточных культур.

2. Древний Египет.

3. Шумер и Вавилон.

4. Древний Иран.

5. Древняя Палестина.

6. Древняя Индия.

7. Древний Китай.

Тема 3. Античная эстетическая мысль

1. Космологизм как основание античной эстетики.        

2. Доклассическая эстетика.

3. Эстетические идеи ранней классики.

4. Эстетика периода средней классики.

5. Высокая классика.

6. Переходный характер эстетики эллинизма.

7. Специальные эстетические учения античности: калокагатия, катарсис, мимесис.

Тема 4. Эстетика Средневековья

1. Основные принципы.

2. Византийская эстетика.

3. Раннее Средневековье.

4. Позднее Средневековье.

Тема 5. Эстетические учения эпохи Возрождения

1. Переходный характер эпохи, ее гуманистическая направленность и мировоззренческие новации.

2. Основные принципы ренессансной эстетики.

3. Основные эстетико-философские учения и теории искусств.

4. Кризис эстетических идеалов Возрождения и эстетические принципы маньеризма.

Тема 6. Эстетика Нового времени

1. Рационалистические основания культуры.

2. Эстетические принципы барокко.

3. Рационализм и нормативизм эстетики классицизма.

4. Эстетика европейского Просвещения.

5. Теоретическое оформление предмета эстетики.

6. Сущность и общественное назначение искусства в эпоху Просвещения.

Тема 7. Эстетические идеи немецкой классической  философии

1. Эстетика Канта.

2. Место эстетики в системе абсолютного идеализма Гегеля.

3. Эстетика Шеллинга.

Тема 8. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX в.

1. Эстетическая теория Шопенгауэра.

2. Дионисийское и аполлоновское начала как универсалии художественного сознания.

3. Эстетическая проблематика в творчестве Кьеркегора.

4. Искусство и идеология в эстетических взглядах Маркса.

5. Природа искусства и художественного творчества в эстетической теории Фрейда.

Тема 9. Модернизм и постмодернизм в искусстве и эстетической теории ХХ века

1. Эстетические основания художественной практики модернизма.

2. Кубизм.

3. Футуризм.

4. Теория «вчувствования» и экспрессионизм.

(Часть II. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ)

Тема 10. Эстетическое сознание и эстетическая деятельность

1. Происхождение эстетического сознания и эстетической деятельности.

2. Структура эстетического сознания.

3. Эстетическая деятельность и ее виды.

4. Эстетические явления и основные категории эстетики.

Тема 11. Природа искусства

1. Искусство как общественное явление.

2. Самобытное и профессиональное искусство.

3. Закономерности исторического развития искусства. Метод, направление и стиль.

Тема 12. Сущность и природа художественного творчества

Тема 13. Художественное произведение

Тема 14. Проблемы художественного восприятия

Тема 15. Морфология искусства

1. Классификация искусства и система его видов.

2. Живопись.

3. Скульптура.

4. Музыка.

5. Театральное искусство.

6. Киноискусство.

Тема 16. Пути эстетики и искусства конца ХХ века

ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА (Тема 1)

        

Эстетика – это система знаний о наиболее общих свойствах и законах развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности и особенностях их отражения в сознании человека. Эстетика есть философская наука, которая связана с решением основного вопроса философии. В эстетике он предстает как вопрос об отношении эстетического сознания к действительности.

1. Предмет эстетики. Он сложился в процессе многовекового развития эстетической мысли, на основе обобщения практики эстетического отношения людей к продуктам их деятельности,  к произведениям искусства, к природе, к самому человеку.         Многие вопросы, которые сегодня исследует эстетика, занимали человечество с давних пор; их ставили перед собой еще древние греки, а до греков над ними задумывались мыслители Египта, Вавилона, Индии, Китая.

Однако название науки — эстетика, — было введено в оборот лишь в середине XVIII века Баумгартеном. До него вопросы эстетики рассматривались в пределах общих философских концепций как их органическая часть. И только этот немецкий просветитель выделил эстетику в рамках философии как самостоятельную дисциплину, занимающую место рядом с другими философскими дисциплинами — логикой, этикой, гносеологией и так далее. Баумгартен производил термин “эстетика“ от древнегреческого слова, которое означает “касающийся чувственного“. Соответственно эстетика у него – наука о чувственном восприятии.     Предмет эстетики, а значит и содержание этого понятия, с тех пор постоянно менялись. Сегодня предметом этой науки являются: во-первых, природа эстетического, то есть наиболее общие характеристики, стороны, присущие различным эстетическим объектам действительности; во-вторых, природа отражения этих явлений в сознании человека, в эстетических потребностях, восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах и теориях; в-третьих, природа эстетической деятельности людей как процесс создания эстетических ценностей.

2. Сущность и специфика эстетического отношения к миру. Эстетическое отношение – это духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном стремлении к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним.

Эстетические объекты возникают в процессе общественно-исторической практики: первоначально стихийно, а затем в соответствии со складывающимися эстетическими чувствами, потребностями, представлениями, в целом эстетическим сознанием людей. Руководствуясь им, человек формирует «вещество» природы по законам эстетической деятельности. В результате созданные им предметы, например, орудия труда, предстают как единство природной и социальной сторон, -- единство, которое, будучи  эстетической ценностью, способно удовлетворять не только материальные, утилитарные, но и духовные потребности людей.

При этом один и  тот же объект в одном отношении может оказаться эстетически ценным, например, красивым, а в другом – эстетически антиценным. Например, человек как объект эстетического отношения может обладать красивым голосом и некрасивой внешностью. Кроме того, один и тот же эстетический объект может оказаться и ценным и антиценным в одном и том же отношении, но в разное время. То, что эстетический объект обладает относительной эстетической значимостью, свидетельствует и полярный характер основных эстетических категорий (прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического).

3. Проблемное поле и методологическая база эстетики. Один из современных подходов к рассмотрению предмета эстетики как науки состоит в том, что проблемное поле эстетики — это не особая сфера явлений, а весь мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, все явления, взятые в свете той задачи, которые решает данная наука.      Основные вопросы этой науки — это природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства. Эстетика как наука выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.

Характер и специфика проблемного поля всякой науки определяют и метод, который ведет к полноценному охвату сущности предмета. Из этого основного тезиса исходит и эстетика. Поскольку специфика явлений сознания заключается в том, что они носят субъектно-объектный характер, то и эстетика в своем методе не может не исходить именно из этой их основной особенности, из единства субъективной и объективной обусловленности данных явлений.

С утратой субъектно-объектного характера эстетических явлений эстетика утрачивает специфику как философская дисциплина,  овладевающая своим предметом именно в его субъектно-объектном аспекте. Из этого факта вытекают все остальные методологические принципы эстетики.

Прежде всего, это касается положения о том, что эстетические явления нужно рассматривать в их конечном качестве, целостно. Ведь именно в целостном, конечном качестве проявляется единство объективной и субъективной обусловленности эстетических явлений.

Реализация этого методологического принципа начинается со вскрытия генетических корней эстетических явлений. Генетическая точка зрения — исходный методологический принцип эстетики. Она объясняет, как эстетические явления (например, искусство) обусловливаются действительностью, а также и своеобразием авторской личности. Генетическая точка зрения — основной методологический принцип эстетики, благодаря которому учитывается субъектно-объектный характер эстетических явлений.        

4. Структура эстетической теории. Эстетические отношения человека к действительности весьма многообразны и разносторонни, но особенно ярко они проявляются в искусстве. Искусство является предметом и так называемых искусствоведческих наук (литературоведения, музыковедения, истории и теории изобразительного искусства, театроведения и тому подобное). Искусствоведение состоит из различных наук (история и теория отдельных видов искусства). Комплекс теорий отдельных видов искусства и теоретических знаний, относящихся к искусству, некоторые эстетики называют общей теорией искусства и отличают ее от собственно эстетики.

Искусствоведческие отрасли науки выполняют по отношению к эстетике функцию вспомогательных научных дисциплин. Однако вспомогательные дисциплины эстетики этим не исчерпываются. Такими же вспомогательными научными дисциплинами по отношению к ней являются, например, социология искусства, психология искусства, гносеология, семантика и так далее. Эстетика использует выводы множества научных дисциплин, не будучи им тождественна. Поэтому ввиду обобщающего характера эстетику называют философской наукой.

Конкретная взаимосвязь эстетики и искусства наглядно проявляется в художественной критике. Эстетика является теоретической опорой критики; помогает ей верно понимать проблематику творчества и выдвигать аспекты, согласующиеся со смыслом искусства для человека и общества. На основе своих выводов и принципов, на основе установленных закономерностей эстетика дает критике возможность создавать критерии оценки, оценивать творчество с точки зрения актуальных требований, связанных с развитием общественных и ценностных аспектов.

studfiles.net

Часть I

История эстетики

Эстетические представления народов

Древнего востока (Тема 2)

1. Традиционализм древневосточных культур. Переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческой формации привел к образованию ряда мощных цивилизаций Востока с высоким уровнем материальной и духовной культуры.

К специфике развития древневосточных культур относится такая черта, как глубокий традиционализм. Те или иные рано сложившиеся идеи и представления иногда жили в культурах Востока многие столетия и даже тысячелетия. На протяжении долгого времени существования древних культур Востока развитие касалось отдельных нюансов тех или иных представлений, а основа их оставалась неизменной.

2. Древний Египет. Египтяне добились больших успехов в области астрономии, математики, инженерно-строительных науках, медицине, истории, географии. Раннее изобретение письменности способствовало появлению оригинальных образцов высокохудожественной древнеегипетской словесности.   Развитие искусства и его почетное место в египетской культуре создавало  основу для появления первых эстетических суждений, зафиксированных в письменных источниках. Последние свидетельствуют, что у древних египтян было высоко развито чувство красоты, прекрасного (нефер). Слово “нефер“ вошло в официальный титул фараонов.

Древний Египет считается родиной световой религии и эстетики света. Обожествленный солнечный свет почитался высшим благом и высшей красотой у древних египтян. Свет и красота с древнейших времен отождествлялись в египетской культуре. Сущность божественной красоты нередко сводилась к сиянию.

Еще один аспект прекрасного, присущий практически всем древневосточным культурам – высокая эстетическая оценка драгоценных металлов. Золото, серебро, электр, лазурит в понимании египтян были прекраснейшими из материалов. На основе представлений древних египтян о красоте и прекрасном формировался цветовой канон египтян. Он включал простые цвета: белый, красный, зеленый. Но особо высоко ценили египтяне цвета золота и лазурита. “Золотое“ нередко выступало в качестве синонима “прекрасного“.

Художественное мышление египтян с древнейших времен в результате длительной практики выработало развитую систему канонов: канон пропорций, цветовой канон, иконографический канон. Здесь канон стал важнейшим эстетическим принципом, определяющим творческую деятельность художника. Канон играл важную роль в работе древнеегипетских мастеров, направлял их творческую энергию. Художественный эффект в каноническом искусстве достигался за счет незначительного варьирования форм внутри канонической схемы.

Египтяне ценили математику и применяли ее законы практически во всех областях своей деятельности. Для изобразительного искусства они разработали систему гармонического пропорционирования изображения. Модулем этой системы было числовое выражение “золотого сечения“ — число 1,618... Поскольку пропорциональные соотношения носили универсальный характер, распространяясь на многие области науки, философии и искусства, и воспринимались самими египтянами как отражение гармоничного строения мироздания, они считались священными.

3. Шумер и Вавилон. Представления шумеров о прекрасном были достаточно специфичны. Ко времени становления шумерской цивилизации в конце IV тысячелетия до н. э. шумерское мировосприятие четко различало две сферы: внутреннее и внешнее. Внутреннее — то, что внутри человека или бога, некое вместилище в человеке или боге, которое следует наполнять пищей, чтобы испытать удовлетворение, удовольствие, плотское благо. Внешнее — то, что вне человеческого тела, то, к чему направлена возвышенная духовная деятельность общественного человека.

Именно сфера внешнего — духовно-ритуальная деятельность человека — оценивалась шумерами как “прекрасное“. Это были боги и богини; службы в их честь; слово богов и слово о богах; храмы, устанавливающие связь правителей с богами, и компоненты этих храмов; музыка; избранники и избранницы любовной страсти богов, а также сама любовная страсть, даже возникающая у людей, так как она внушалась богами.

Признаком прекрасной формы считалось сверкающее, светлое, сияющее, как солнце. Неизменно уподоблялись солнцу шумерские боги, как  несущие свет дня, жизнь, тепло. Прекрасные предметы, как правило, должны сверкать.

Однако сверкание прекрасного таило в себе и другой смысл — оно должно было вызывать не восторг, а ужас, трепет и поклонение.  Прекрасное, таким образом, у шумеров нераздельно включало в себя представление возвышенного. По размерам прекрасное — это нечто огромное, возвышающееся над остальным. По производимому впечатлению — это нечто пугающее, вызывающее благоговение, священный ужас, поражающее.

Ко времени Вавилонской цивилизации (XVIII — XII вв. до н. э.) пафос шумерского времени ослабел. Отойдя вместе с богами на небо, прекрасное было в определенном смысле убрано из мира людей. Человек мог лишь отчасти приблизиться к прекрасному через служение богам. Немилость богов означала, что сфера прекрасного для человека оказывалась недоступной. Однако отчужденное в божественный мир прекрасное имело аналог в человеческом мире. Таким аналогом божественно прекрасного была царская власть, охраняемая богами.

Место красоты, приписываемой человеку ритуально, не оставалось пустым. Его заняла краса, которую человек получал в виде знака имущества (украшения), подобающего ему по его положению в обществе. Развивающиеся товарно-денежные отношения стали одной из земных детерминант прекрасного.

        

4. Древний Иран. Иранские племена и народности заселяли со II тысячелетия до н.э. обширные пространства Евразии. Единственно дошедшим до нас литературных памятников той эпохи является священная книга древнеиранской (зороастрийской) религии Авеста.

Слова “прекрасный“, “красивый“, “великолепный“ в авестийском языке неразрывно связаны со словами “хороший“, “добрый“, “благой“: прекрасно то, что хорошо, полезно для человека. От представления о единстве прекрасного и доброго, прекрасного и полезного, как это нередко было в истории эстетической мысли, начиналось развертывание собственно эстетических идей.

В формальном отношении исходным представлением о прекрасном является стройность и соразмерность – зародыш категории “гармония“. Важнейшим проявлением этой гармонической соразмерности была симметрия, выражавшаяся, например, в построении песнопений.       Симметрия играла важную роль и в архитектуре, способствуя возвеличению богов и царей, которым посвящались соответствующие памятники.

В зороастризме существовала абстракция “беспредельный свет“. Для эстетических представлений они имела решающее и определяющее значение. Вся вселенная, природа, вся жизнь была наполняема Светом, от него она исходила, ему она была подчинена. В сфере художественной культуры свет играл в древнем Иране роль важнейшей эстетической категории. Дворцовые залы иранских царей были залиты светом в отличие от полутемных египетских дворцов.

Культ огнязанимал ведущее место в зороастризме. Суть его заключалась в поддержании огня постоянно горящим, что способствовало победе над силами тьмы и зла, и приношении ему жертв от мира животных и растений. Вещественным воплощением этого культа стало строительство кирпичных платформ с прямоугольными углублениями, внутри которых постоянно горел огонь различной интенсивности согласно установкам ритуала.

5. Древняя Палестина. Палестина неоднократно подвергалась завоеванию различных народов. В III тысячелетии до н. э. ее заселяли хананеи, которые находясь в экономическом и культурном общении с народами Шумера, Египта и Вавилона, создали под их влиянием свою культуру. Во II тысячелетии юг Палестины захватили филистимляне (пелиштим), они и дали название этой стране. В XV — XIV веках до н. э. Палестину завоевали древнееврейские племена, которые переняли их культуру.

Одним из немногочисленных дошедших до нас письменных источников, запечатлевшими эстетические воззрения той эпохи, является Библия. Она непосредственно связывает нас с мифами и легендами Древнего Египта, Шумера, Вавилона. Соответственно и библейская эстетика — органическая, хотя и своеобразная часть древней ближневосточной эстетики.

Уже на первых библейских страницах бог, созерцая свои собственные творения, произносит слово “тоб“ — хорошо, прекрасно. “Тоб“ — эстетическая категория, отражающая материализацию духовности и одухотворенность тварного, или сотворенного.

Прекрасное идентифицируется в Библии со светом (“ор“). Свет сам по себе прекрасен, и вместе с тем он обнаруживает красоту, объективно содержащуюся в природе.         Кроме того, свет — это символ человеческого счастья и веселья. Свет сладок и приятен. Он олицетворяет жизнь. Стоит человеку украсить себя светом, и он выдержит состязание с богом. Красота (“йафе“), по Ветхому завету, сродни сиянию (“йефи“). 

В Библии соседствуют две концепции прекрасного: наивно-реалистическая и религиозная. Потому Библия различает два вида красоты: чувственную и разумную.         Чувственная красота — это красота видимого, осязаемого и вкушаемого мира. “Разумная красота“ — это красота божественного духа, его величие и слава, хвала и честь, блеск и великолепие, его украшение.

6. Древняя Индия. Среди многочисленных памятников индийской литературы огромной популярностью и авторитетом пользуются упанишады. В упанишадах, наиболее ранние из которых возникли в VIII — VI веках до н. э., с наибольшей полнотой отразились эстетические взгляды древних индийцев.

Для мудрецов, сложивших упанишады не было ничего прекраснее Брахмана — этого универсального идеала, представление о котором ассоциировалось с величием и великолепием самых важных и лучших вещей в жизни древних индийцев, прежде всего со светом и цветами солнца, с его животворными лучами и теплом, с разноцветным пламенем жертвенного огня и с жаром костра, с сиянием месяца и всех небесных и земных светочей, с блеском золота и видом драгоценных украшений, а также со звуками орошающего сухую землю дождя, с журчанием реки и тому подобное. Свето-зрительные ассоциации, подкрепленные внутризримыми образами ярких созерцаний, занимали первое место в символике высших переживаний, поэтически описанных и философски осмысленных в упанишадах.

“Доставляющее радость“ видение “высшего и чистого Брахмана“ переживается и описывается как видение сияющей истины, как достижение “высшего света“. Светоносными символами наполнены упанишады, авторы которых усмотрели в них лучший способ выразить созерцание того, “чей образ — свет“. Упанишады трактуют именно о свете, о высшем свете, свете светов, источнике света и красоты. Знание Брахмана выступает как непосредственное созерцание “света в человеке“, или “света внутри сердца“. И это прекраснейшее и блаженное созерцание. В упанишадах светом символизируется истина, благо и высшая красота.    Свет Брахмана, свет праны-дыхания (которое и “сияет во всех существах“, наполняя их изнутри жизнью и красотой) есть нечто гораздо большее, чем физический свет, хотя и отождествляется с ним как его манифестацией.

Эстетика и символика света упанишад оказали заметное влияние на образность и эстетику индийских эпических поэм “Махабхарата“ и “Рамаяна“.

7. Древний Китай. Китайская эстетическая мысль впервые ясно обозначилась у философов VI — III веков до н. э. Эстетические понятия и термины, как и основные положения эстетической теории, вырабатывались в древнем Китае на почве философского осмысления закономерностей природы и общества.

Среди многочисленных школ и направлений особое место принадлежало даосизму и конфуцианству. Эти два учения и в древности играли ведущую роль и оказали определяющее влияние на все последующее развитие китайской культуры. Как даосизм, так и конфуцианство были озабочены поисками общественного идеала, однако направление их поисков было совершенно различно.

Центральной частью даосизма являлось учение о мире. Все остальное — учение об обществе и государстве, теория познания, теория искусства (в ее древнем виде) — исходили из учения о мире. В центре конфуцианской философии был человек в его общественных связях, человек как основа незыблемого спокойствия и порядка, идеальный член общества. Иными словами, в конфуцианстве, мы всегда имеем дело с этико-эстетическим идеалом, в то время как для даосизма нет ничего прекраснее космоса и природы, а общество и человек настолько прекрасны, насколько способны уподобиться красоте объективного мира.

Эстетические воззрения Конфуция и его последователей складывались в русле их социально-политической теории.  Сам термин “прекрасное“ (мэй) у Конфуция выступает синонимом “доброе“ или же значит просто внешне красивое. В целом эстетический идеал Конфуция является синтетическим единством прекрасного, доброго и полезного.

studfiles.net


Смотрите также