Естествознание в древнем мире. Возникновение и развитие естествознания в государствах Древнего Востока и в Античном мире
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Развитие естественнонаучных представлений в Древнем мире. Естествознание в древнем мире


Возникновение и развитие естествознания в государствах Древнего Востока и в Античном мире

Накопление первых естественнонаучных представлений и знаний об ок­ружающем мире начинается в цивилизациях Древнего мира - в Египте, в Вави­лоне, Индии, Китае. Хотя эти цивилизации и не создали науку в современном смысле слова, они накопили огромный опыт навыков и технологий, использо­вавшихся в сельском хозяйстве, строительстве, ремесле и управлении государ­ством. Этот опыт предполагал разработку обширной системы знаний о законах окружающего мира.

Древнейшая цивилизация в истории человечества - египетская оставила нам величественные памятники культуры - пирамиды. Они свидетельствуют о том, что уже в III-м тысячелетии до нашей эры египтяне могли проводить сложные математические расчеты, необходимые для проектирования таких со­оружений, для учета строительных материалов и организации труда многочис­ленных рабов. В древних папирусах (папирус Ринда, Московский математиче­ский папирус) зафиксированы важнейшие математические достижения египтян, ориентированные в основном на решение практических задач, таких, как, на­пример, вычисление площадей и объёмов геометрических фигур. Для определения площади круга они возводили в квадрат 8/9 его диаметра, что давало для числа я приближённое значение 3,16. Исходя опять же из практических нужд - из нужд земледелия, египтяне тщательно проводили астрономические наблюдения, и на их основе разработали свой календарь. Год они делили на 12 месяцев, состоявших из 30 дней и, дополнительно к этим месяцам, добавляли ещё 5 дней. Каждый месяц был разделен на 3 декады, сутки - на 24 часа. Этот календарь позволял им весьма точно определять время начала разлива Нила.

В древнем Вавилоне (Месопотамии) математика достигла ещё более вы­сокого уровня. Это касается, прежде всего, алгебры. Вавилоняне умели вычис­лять квадратные и кубичные корни, решали квадратные уравнения и системы уравнений, знали теорему Пифагора. Проводя астрономические расчеты, они могли точно предсказывать время наступления лунных и солнечных затмений. В официальных документах регистрировали наблюдения над планетами, метеоритами, звёздами и планетами.

Значительное развитие получили в Египте и Вавилоне медицина. Не от­казываясь от магии, древние врачи на основе тщательных эмпирических на­блюдений разработали целый ряд методов (в том числе и хирургических) лече­ния различных болезней. До нас дошли лечебники по хирургии, гинекологии, глазным болезням.

Все перечисленные выше достижения древней науки впоследствии широко заимствуются авторами античного мира. Значение этого начального периода в истории науки очень велико, ибо в данную эпоху закладывались основы научного способа мышления. Во-первых, возникла письменность, без которой развитие культуры и науки было бы вообще невозможным. Во-вторых, возникли: фундаментальная идея числа и понятие об основных математических операциях, положивших начало методу математизации в естествознании.

Если Древний Египет и Вавилон оказали прямое влияние на возникновение и развитие науки, то цивилизации Древней Индии и Китая в этом отношении проявили себя в меньшей степени в силу целого ряда причин, прежде всего из-за географической отдалённости этих регионов от Европы. Но невозможно не отметить, что именно индийской математике мы обязаны позиционной системой счисления, а Китаю - использованием таких изобретений как компас, порох, бумага, книгопечатание.

Родиной научного метода постижения окружающего мира по праву мож­но считать Древнюю Грецию. Хронологический период возникновения научно­го метода можно определить VI - V вв. до н.э. Согласно общепринятому мнению, это так называемый доклассический этап развития науки, который продлится вплоть до ХУ1-ХУП веков. Несмотря на развитие достижения естествознания Др. Востока, его нельзя считать родиной научного метода. И вот почему. Вся совокупность научных достижений сводилась к сумме практических рецептов, описывающих, как шаг за шагом добиться конкретного результата (например, вычисления площади какой-либо фигуры, или излечения той или иной болезни). Древневосточный ученый не был серьезно озабочен доказательствами или широкомасштабными обоснованиями того или иного научного положения, ему было достаточно того, что данная методика работает и дает конкретный устойчивый повторяющийся результат. Он не спрашивал "почему?", его интересовало "как?".

По- видимому подлинный научный метод возник в Др. Греции потому, что именно там впервые задались вопросом "почему" именно там потребовали доказательств логического обоснования. Сознание древнегреческих ученых впервые возвысилось над потребностями практики они ощутили "радость познания" и ее самоценность. Так появились философы - "любители мудрости", которые, как правило, одновременно занимались и отвлеченными философскими размышлениями и наблюдением природных явлений - звездного неба, погоды, строения живых организмов и т.д. В совокупности вся эта система знаний (и отвлеченных и конкретных) оформилась в виде натурфилософии - первой исторической форме науки, весьма сильно отличающейся от науки современ­ной. В объяснении природных явлений натурфилософы, в силу отрывочности и неполноты знания фактов, часто прибегали к мифологическим объяснениям, придумывали новые сущности, движущие силы. Однако, несмотря на эти бо­лезни роста, натурфилософия имела главное - стремление понять глубинную сущность явлений природы, и из этого стремления, в конце концов, выросла классическая наука.

Античная натурфилософия развивалась на фоне господствовавшего тогда космоцентрического мировоззрения. Центральное понятие в мировоззрении древних греков - "космос". Его смысл тогда существенно отличался от совре­менного. "Космос" древних греков это вовсе не околоземное и межзвездное пространство. Под космосом первоначально понимали мировой порядок и гармонию, присущую всей природе, всему миру, окружающему человека Противоположным по смыслу понятием был «хаос» - «беспорядок». Космос представлялся древним грекам как проекция живого организма (обычно человече­ского) или же человеческого общества. Космос часто уподобляли телу гигант­ского человека, гармоническая взаимосвязь органов и частей тела которого бы­ла своего рода прообразом вселенской гармонии. То есть в человеке древние греки видели Вселенную, a во Вселенной обнаруживали человека. Человек, та­ким образом, не представлялся каким-то выделенным существом во Вселенной, противостоящим ей к исследующим се, - он неотъемлемый элемент мировой гармонии.

В развитии античной натурфилософии выделяется четыре этапа:

  1. Ионийский (VI-V вв. до н.э.).
  2. Афинский (V-IV вв. до н.э.).
  3. Эллинистический (1V-I вв. до н.э ).
  4. Древнеримский (1 в. до н.э. -Ш в. н.э ).Большую роль в развигии античной натурфилософии сыграл Пифагор (582-500 до н.э ), внесший значительный вклад в развитие математики и астро­номии. Философской основой его достижений в науке является учение о чис­лах. Пифагор приписывал числам мистические свойства и интерпретировал от­дельные числа как совершенные символы - носители идей Единица - это все­общее первоначало, два - источник противоположности, три - символ природы и т.д. Вместе с тем, Шфш ор учил, что мир состоит из пяти стихий или элемен­тов (земли, огня, воздуха, воды и эфира) Каждому элементу соответствует осо­бая геометрическая фигура: земле - куб, огню - тетраэдр, воздуху - октаэдр (фигура из восьмигранников), воде - икосаэдр (фигура из двадцатигранников), эфиру - додекаэдр (фигура из двенадцатигранников),
  5. Рассмотрим развитие естественнонаучных представлений античных уче­ных на этих этапах. Натурфилософия впервые начинает формироваться в VI-V вв. до нашей эры в иотшческих городах в Милсте и Эфесе. Данный этап является первым в развитии древнегреческой натурфилософии. Наибольший вклад внесли фило­софы так называемой милетской школы натурфилософии, занимавшиеся поис­ком первоначал мира - природных стихли, порождающих все многообразие ве­щей и природных явлений - это Фалес Милетский (ок 625-547 до н.э.), и его ученики - Анаксимен (ок 585-524 до н.э.) и Анаксимандр (610-546 до н.э.). Мы не будем останавливаться на содержании их учений, гак как подробно они бы­ли рассмотрены в Теме № 3 курса философии. В попытках найти первоначала мира к философам Милетской школы примыкает Гераклит Эфесский (544-483 до н.э.) В качестве первоначала он выдвигает огонь и говорит: «этот космос единый из всего, не создан никем из богов и не создан никем из людей, но он всегда был и есть и будет вечно живым огнём в полную меру воспламеняю­щимся и в полную меру погасающим» (цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии -М., 1981. -С. 135).

Несмотря на то, что в учении Пифагора было много мистического, рациональное зерно заключалось в том, что взаимосвязь природных явлений он пытался выразить в виде числовых отношений. Например, загадка гармоничного звучания звуков музыки была раскрыта, когда Пифагор обнаружил, что длины струн музыкального инструмента, звучания которых дают гармонические интервалы, относятся как целые числа (3/2, 4/3 и т.д.). Это ни что иное, как первая попытка, как начало внедрения метода математизации в естествознание.

К важным научным достижениям Пифагора можно отнести, помимо из­вестной всем нам со школы «теорема Пифагора», учение о шарообразности Земли и вращении её вокруг собственной оси. Пифагор впервые ввел в математику понятие иррациональности, когда обнаружил, что отношение диагонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом или дробью целых чисел.

Второй - афинский этап (V -VI вв. до н.э.) в развитии древнегреческой на­турфилософии связан с атомистическим учением и научной деятельностью Аристотеля.

В этот период на смену учениям о стихиях (о первоначалах мира) прихо­дят атомистические концепции устройства природы. Одной из первых среди них являются учение Демокрита (ок. 460 -370 до н.э.), согласно которому при­рода состоит из атомов и пустоты, в которой эти атомы движутся. Атомы - это абсолютно неделимые и непроницаемые частицы, находящиеся в постоянном движении. Они имеют различную форму и размеры. Самые мелкие и круглые атомы составляют души животных и людей. Движущиеся самопроизвольно в пространстве атомы, сталкиваясь, образуют предметы, планеты, звёзды и целые миры. Атомистическая теория строения мира Демокрита занимала в науке ли­дирующее положение на протяжении столетий, и была в XIX веке подтвер­ждена экспериментально.

Среди философов афинского этапа выделяется Аристотель - крупнейший философ и ученый, оказавший глубокое и длительное влияние на развитие нау­ки. Его научные взгляды фактически были канонизированы и в течение столе­тий принимались за истину, впрочем, авторитет этот был вполне заслуженным, > но для своей эпохи.

Систематизируя научные знания, накопленные в древнем мире и научные достижения своих непосредственных предшественников, Аристотель создаёт классификацию наук. Круг интересов и научное наследие Аристотеля были весьма обширны. Его по праву можно считать ученым-энциклопедистом своего   времени. Аристотель создал новую науку - формальную логику, которая по сей день преподается в практически неизменном виде. Его можно считать крёст­ным отцом физики, поскольку название одной из его книг — «Физика» стало на­званием будущей науки. Однако метод исследования природных явлений, предложенный в этой книге был еще далек от подлинно научного, так как Аристотель отвергал понятие эксперимента н математическое описание природных явлений. Он предпочитал общие умозрительные рассуждения о понятиях мате­рии и движении, пространства и времени, о бесконечности и т.д., полагаясь ис­ключительно на силу логического анализа.

Большое влияние на развитие научных представлений о строении Все­ленной оказало космологическое учение Аристотеля. Он утверждал, что Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной, а вокруг Земли вращаются Солнце, Луна и планеты. Эта космологическая модель, мате­матически обоснованная впоследствии Птолемеем, займёт господствующее по­ложение в науке вплоть до XVI века.

Третий этап развития античной натурфилософии - эллинистический на­чинается примерно с 330 года до н.э. и заканчивается в 30 году н.э., то есть длится с момента завоевания Александром Македонским Древней Греции до возвышения Древнего Рима.

Выдающимся ученым-математиком того времени был Евклид (жил в III в. до н.э.), который систематизировал все математические достижения своих предшественников. Евклид известен своей знаменитой книгой «Начала», по­свящённой, наряду с прочим, изложению системы геометрии, по сей день но­сящей название евклидовой. Впервые в качестве основы геометрических по­строений была выдвинута система аксиом, отправляясь от которых можно было доказать или опровергнуть любую теорему. Аксиомы принимались без доказа­тельств, так как были очевидны. Евклидова геометрия явилась тем фундамен­том, на котором было воздвигнуто здание классической физики. Заслугой Евк­лида является также и то, что он заложил основы геометрической оптики в сво­их сочинениях «Оптика» и «Катоптрика».

Наряду с Евклидом имя другого ученого - Архимеда (287-212 до н.э.), также всем известно из школьной программы. Будучи крупным математиком (он определил значение числа  решил ряд задач по вычислению площадей и объемов тел), наибольшую известность он получил как механик и инженер. Во-первых, он разработал теорию рычага и ввёл понятие центра тяжести, которые изложил в сочинении «О равновесии плоских фигур». Написав этот труд, Ар­химед любил повторять: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Во-вторых, он разработал известный закон о плавучести тел.

Занимаясь оптикой, Архимед обнаружил фокусирующие свойства вогну­тых зеркал. До нас дошла легенда о том, что в борьбе с римским флотом Ар­химед при помощи таких зеркал поджигал вражеские корабли. В области воен­ного дела его инженерный талант раскрылся в максимальной степени. Родной город Архимеда Сиракузы был лакомым куском для Рима, и поэтому, стремясь сохранить независимость, правители Сиракуз уделяли большое внимание обо­ронительным планам. Главным военным инженером выступил Архимед. Под его руководством было создано множество оборонительных орудий и приспо­соблений, не позволивших римлянам взять город приступом. И только после длительной осады город пал, а Архимед был убит римским солдатом. Труды Архимеда были забыты на долгие столетия, и только в эпоху Возрождения к ним вернулись и оценили по достоинству.

Завершающий, четвёртый этап развития античной натурфилософии носит название древнеримского и охватывает период с Т в. до н.э. по III в. н э. Если сравнить этот этап с предшествующим, то обнаруживается, что новых ориги­нальных идей было выдвинуто немного, а естественнонаучные труды в основ­ном носили компилятивный характер.

Наиболее известным мыслителем-натурфилософом этой эпохи был Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.). В своей книге «О природе вещей» он излагает в поэтической форме свои взгляды на устройство природы. Вслед за Эпикуром и Демокритом он развивает идею об атомистическом строении материи, отвер­гая устаревшие мифологические воззрения. Лукреций утверждает, что материя вечна, поскольку вечны неделимые, неуничтожимые атомы, из которых она со­стоит.

Не менее известной, а в научном плане, быть может, более значительной фигурой был Клавдий Птолемей (ок. 90-168 н.э.) - географ, математик и астро­ном, прославившийся созданием математически строго обоснованной геоцен­трической системы мира. Его книга «Математическая система» не дошла до нас в греческом оригинале, так как была утеряна, но сохранился арабский перевод, который в ХП веке в Европе был переведён на латинский язык под арабским названием «Альмагест». Птолемей провел огромную работу по обобщению ас­трономических наблюдений движения планет по звёздному небу и настолько точно вывел математические формулы, что его система считалась истинной бо­лее тысячи лет.

magref.ru

Развитие естествознания с античных времён

Естественнонаучные знания Древнего Востока проникли в Древнюю Грецию в VI в. до н.э. и обрели статус науки как определенной системы знаний. Эта наука называлась натурфилософией (от лат. natura — природа). Натурфилософы были одновременно и философами, и учеными. Они воспринимали природу во всей ее полноте и были исследователями в различных областях знания. Эта стадия развития науки характеризуется концептуальным хаосом, проявлением которого и стала конкуренция различных воззрений на природу. Во всех трудах древнегреческих ученых естественнонаучные идеи тонко вплетены в философскую нить их мысли.

В VI в. до н.э. в древнегреческом городе Милете возникла первая научная школа, известная, прежде всего, не своими достижениями, а своими исканиями. Основной проблемой этой школы была проблема первоначала всех вещей: из чего состоят все вещи и окружающий мир? Предлагались разные варианты того, что считать первоосновой всех вещей: огонь (Гераклит), вода (Фалес), воздух (Анаксимен), алейрон (Анаксимандр).

Другое научное сообщество рассматриваемого периода, пифагорейцы, в качестве первоначала мира — взамен воды, воздуха или огня — ввели понятие числа. Они также отмечали связь между законами музыки и числами. Согласно их учению, "элементы чисел должны быть элементами вещей". Пифагор (582—500 гг. до н.э.) был не только известным математиком и астрономом, но и духовным лидером своих учеников и многих ученых того времени. Пифагорейцы проповедовали тип жизни в поисках истины, научное познание, которое, как они считали, и есть высшее очищение - очищение души от тела.

Следует отметить, что пифагорейские числа не соответствуют современным абстрактным представлениям о них. Пифагорейское число тянуло за собой длинный "шлейф" физических, геометрических и даже мистических понятий.

АнтичностьФото: rvaphotodude

Исследование первоосновы вещей вслед за учеными милетской школы были продолжены Демокритом (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учителем Левкиппом, которые ввели понятие атома. Новое учение, атомистика, утверждало, что все в мире состоит из атомов — неделимых, неизменных, неразрушимых, движущихся, невозникающих, вечных, мельчайших частиц.

Самой яркой фигурой античной науки того периода был величайший ученый и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), авторитет которого был незыблемым более полутора тысяч лет. Аристотель в совершенстве освоил учение своего учителя Платона, но не повторил его путь, а пошел дальше, выбрав свое собственное направление в научном поиске. Если для Платона было характерно состояние вечного поиска без конкретной окончательной позиции, то научный дух Аристотеля вел его к синтезу и систематизации, к постановке проблем и дифференциации методов. Он наметил магистральные пути развития метафизики, физики, психологии, логики, а также этики, эстетики, политики.

Аристотель разделял все науки на три больших раздела: науки теоретические и практические, добывающие знания ради достижения морального совершенствования, а также науки продуктивные, цель которых – производство определенных объектов. Формальная логика, созданная Аристотелем, просуществовала в предложенной им форме вплоть до конца XIX в.

Зарождение медицины как самостоятельного научного знания связано с именем Гиппократа (460—370 гг. до н.э.), который придал ей статус науки и создал эффективно действующий метод, преемственно связанный с ионийской философией природы. За этим методом стояли усилия древних философов дать естественное объяснение каждому явлению, найти его причину и цепочку следствий, веру в возможность понять все тайны мира. Медицинские труды Гиппократа многочисленны и разнообразны. Основной его тезис: медицина должна развиваться на основе точного метода, систематического и организованного описания различных заболеваний.

В 30-х гг. до н.э. новым научным центром становится Рим со своими интересами и своим духовным климатом, ориентированным на практичность и результативность.

Птолемей жил, возможно, в 100-170 гг. н.э. Особое место среди его работ занимает "Великое построение" (в арабском переводе — "Альмагест"), которая является итогом всех астрономических знаний того времени. Эта работа посвящена математическому описанию картины мира (полученной от Аристотеля), в которой Солнце, Луна и 5 планет, известных к тому времени, вращаются вокруг Земли. Из всех наук Птолемей отдает предпочтение математике ввиду ее строгости и доказательности. Мастерское владение математическими расчетами в области астрономии совмещалось у Птолемея с убеждением, что звезды влияют на жизнь человека. Геоцентрическая картина мира, обоснованная им математически, служила основой мировоззрения ученых вплоть до опубликования труда Н.Коперника "Об обращении небесных сфер".

Наука античного мира обязана Галену (130-200 гг.?) систематизацией знания в области медицины. Он обобщил анатомические исследования, полученные медиками александрийского Музея; осмыслил элементы зоологии и биологии, воспринятые от Аристотеля; теорию элементов, качеств и жидкостей системы Гиппократа. К этому можно добавить его телеологическую концепцию.

Естествознание развивалось и в средневековой Европе, причем его развитие шло по самым разным путям. Особо необходимо упомянуть поиски алхимиков и влияние университетов, которые были чисто европейским порождением. Огромное число открытий в алхимии было сделано косвенно. Недостижимая цель (философский камень, человеческое бессмертие) требовала конкретных шагов, и, благодаря глубоким знаниям и скрупулезности в исследованиях, алхимики открыли новые законы, вещества, химические элементы.

С XIII в. в Европе начинают появляться университеты. Самыми первыми были университеты в Болонье и Париже. Благодаря университетам возникло сословие ученых и преподавателей христианской религии, которое можно считать фундаментом сословия интеллектуалов.

В истории естествознания процесс накопления знаний сменялся периодами научных революций, когда происходила ломка старых представлений и взамен их возникали новые теории.

Крупные научные революции связаны с такими достижениями человеческой мысли, как:

- учение о гелиоцентрической системе мира Н. Коперника;

- создание классической механики И. Ньютоном;

- ряд фундаментальных открытий в биологии, геологии, химии и физике в первой половине XIX столетия, подтвердившие процесс эволюционного развития природы и установившие тесную взаимосвязь многих явлений природы;

- крупные открытия в начале XX столетия в области микромира, создание квантовой механики и теории относительности.

Рассмотрим эти основные достижения.

Земля, по Копернику, — не центр Вселенной, созданной Богом, а небесное тело, как и другие. Но если Земля — обычное небесное тело, то не может ли быть так, что люди обитают и на других планетах?

Наука становится не привилегией отдельного мага или просвещенного астролога, не комментарием к мыслям авторитета (Аристотеля), который все сказал. Теперь наука — исследование и раскрытие мира природы, ее основу теперь составляет эксперимент. Появилась необходимость в специальном строгом языке. Наиболее характерная черта возникшей науки — ее метод. Он допускает общественный контроль, и именно поэтому наука становится социальной. Научная революция порождает современного ученого-экспериментатора, сила которого — в эксперименте, становящемся все более и более точным, строгим благодаря новым измерительным приборам. Новое знание опирается на союз теории и практики, который часто получает развитие в кооперации ученых, с одной стороны, и техников и мастеров высшего разряда - с другой.

Сравнимые по приведенному масштабу перемены в теоретической физике произошли в XVII в. Был осуществлен переход от аристотелевой физики к ньютоновой, которая господствовала в западной науке в течение трех столетий. Используя эту модель, физика достигла прогресса и выгодно отличалась от других дисциплин.

Говоря о создании механики Ньютоном, нельзя не упомянуть имя Галилео, который стоял у ее истоков. Его принцип инерции был крупнейшим достижением человеческой мысли: предложив его миру, он решил фундаментальную проблему — проблему движения. Уже одного этого открытия было бы достаточно для того, чтобы Галилей стал выдающимся ученым Нового времени.

Первый закон механики Ньютона — это принцип инерции, сформулированный Галилеем. Во втором законе механики Ньютон утверждает, что ускорение, приобретаемое телом, прямо пропорционально приложенной силе и обратно пропорционально массе этого тела. И третий закон механики Ньютона есть закон действия и противодействия: действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и противоположны по направлению. И еще один закон, предложенный Ньютоном, закон всемирного тяготения  звучит так: все тела взаимно притягиваются прямо пропорционально их массам и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Это — универсальный закон природы, на основе которого была построена теория Солнечной системы.

Развитие биологии в XIX веке также не обходилось без революционных открытий в то время и шло своим путем:

- Г. Мендель (1822-1884) открыл законы наследственности;

- Исследуя бактерии, Л. Пастер показал, что они присутствуют в атмосфере, распространяются капельным путем и их можно разрушить высокотемпературным нагреванием.

Итогом развития эволюционной концепции стала работа Ч. Дарвина (1809— 1882) "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859). Эта теория имела такое же влияние на умы людей, какое в свое время имела теория Коперника. Это была научная революция в области биологии.

Следующая научная революция, после которой резко изменилась система взглядов и подходов,  была также связана с физикой. Это произошло в конце XIX — начале XX столетия. Толчком к построению новой физической картины мира послужил ряд новых экспериментальных фактов, которые не могли быть описаны в рамках старых теорий, как это обычно бывает в науке. К таким фактам относятся, прежде всего:

- исследования Фарадея по электрическим явлениям;

-  работы Максвелла и Герца по электродинамике;

- изучение явления радиоактивности Беккерелем;

- открытие первой элементарной частицы (электрона) Томсоном и т.д.

Поэтапно, благодаря работам ряда физиков и главным образом Бора, Гейзенберга, Шредингера, Планка, де Бройля и других, была построена физическая теория микромира, создана квантовая механика. Согласно этой теории, движение микрочастиц в пространстве и времени не имеет ничего общего с механическим движением макрообъектов и подчиняется соотношению неопределенностей: если известно положение микрочастицы в пространстве, то остается неизвестным ее импульс и наоборот.

В 1905 г. А. Эйнштейн создал специальную теорию относительности, в которой свойства пространства и времени связаны с материей и вне материи теряют смысл. Эта теория дает преобразование пространственных и временных координат тел, которые двигаются со скоростями, сравнимыми со скоростью света. Вторая часть теории, которая называется общей теорией относительности, связывает присутствие больших гравитационных полей (или массы) с искривлением пространства. Эта часть теории используется в космологических моделях.



biofile.ru

Глава 2. Основные этапы развития естествознания

2.1. Естествознание основных исторических периодов

Основные ступени развития научного знания соответствовали крупномасштабным циклам мировой истории. Выделяются следующие этапы эволюции науки:

1. Преднаука (4000 – 500 гг. до н.э.) – ключевые достижения: письменность, начала математики, хронометрии, технологии ремесел.

2. Античность (500 г. до н.э. – 500 г.) – рациональные основы мышления, в рамках философии.

3. Средние века (500-1200 гг.) схоластика, теоцентризм, развитие технического знания.

4. Возрождение (1200 – 1600 гг.) – возникновение университетов, гуманизм, революция Коперника, «Вселенная» Гуттенберга.

5. Новое время (1600-1800 гг.) - секуляризация науки, механика Ньютона, возникновение опытного естествознания, дифференциальное и интегральное исчисления, механистическая картина мира, научно-промышленная революция.

6. Новейшее время (1800-1900 гг.) - дифференциация научных дисциплин, завершение систем классического естествознания, неэвклидовы геометрии, эволюционизм.

7. Современность (1900-1960 гг.) - формирование научных сообществ, неклассическая рациональность, релятивизм, революции в физике, биологии, кризис оснований математики.

Трудно доступным и малоизученным является период древнейшей истории. Но анализ источников и археологических данных позволяет прийти к некоторым выводам о состоянии науки в первобытный период.

2.2. Естествознание первобытного мира

В первобытной культуре преобладает синкретичность. Здесь тесно переплетаются познавательная, эстетическая, предметно-практическая и другие виды деятельности. В зависимости от развития того или иного типа знаний в естествознании первобытного мира выделяются основные этапы:

1. Древнейший период сопровождается развитием отдельных отраслей научного познания, но в рамках мифологического и религиозного мировоззрений. На данном этапе идет зарождение научного познания. Наряду с гениальными догадками о реальном устройстве мира существуют совершенно фантастические предположения. В результате представления о природе носят несколько неопределенный характер. Данный период характеризуется в науке как донаучный этап развития естествознания. На данном этапе происходит формирование способности отражать и выражать количественные характеристики действительности. Выработка понятия о счете связана с ситуациями, когда человек вынужден соотносить элементы одного множества однотипных вещей с элементами другого качественно иного множества. Цель такого соотношения – констатация равенства или неравенства этих множеств (групп) предметов. Необходимость таких процедур возникла при необходимости распределения благ.

2. Второй этап появления счета связан с сопоставлением различных явлений с некими явлениями третьего порядка, например, время обработки почвы связывалось с природными ритмами. Развитие качественных понятий связано с заменой естественных посредников искусственными. В качестве них выступали зарубки, нарезки, насечки на костях и т.п.

3. Завершение систем счета связано с разработкой понятия числа.

Таким образом, в период первобытного общества был накоплен значительный массив первых знаний о мире, сложились исходные абстракции (среди них – абстракция количества), разработаны системы счета, календари, зафиксированы простейшие биологические, астрономические, медицинские и другие закономерности. Рациональное знание первобытной родовой общины, было тем пьедесталом, на котором надстраивалась и развивалась протонаука первобытного мира.

Но в X-IX веке до н. э. наметился переход к неолиту. В данный период жизнь родовой общины стала более обеспеченной и стабильной. Люди стали меньше зависеть от природной среды, значительно повысилось общественное благосостояние. Неолитическая революция стала первым звеном цепи последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых возникла цивилизация, а вместе с ней и наука. Свое развитие в форме важнейших достижений цивилизации естествознание получает в древневосточный период.

studfiles.net

История развития естествознания

Содержание

Введение

Глава 1: История естествознания

1.1 Зарождение научного мышления в Древней Греции

1.2 Классическая эпоха в естествознании

1.3 Особенности неклассического естествознания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Естествознание область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятая как целое. Наука – это не только совокупность знаний. Науке можно учить, как увлекательнейшей части человеческой истории – как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой.

Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники — развитие физики, химии.

Начиная с эпохи Коперника история естествознания рассматривается в свете научных революций, связанных с выявлением фундаментальных принципов природы. Этапов выделяют иногда три-четыре, иногда более десяти.

Формирование наук осуществлялось очень медленно. «Принято считать, что к середине XVIII в. сформировались только четыре науки: механика, физика, математика и астрономия. Великие системы биологии, как и первые основные законы химии, пришлись на конец XVIII — начало XIX в., основные идеи геологии находились в то время в стадии формирования»

«История естествознания» - актуальная тема в современном мире, поскольку, изучение современной науки необходимо начинать с изучения истоков, потому что именно там закладывались ее основы. Цель работы - ознакомиться с историей развития естествознания, в соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть каким образом происходило зарождение научного мышления в Древней Греции, выделить особенности неклассического естествознания. Кроме того, необходимо рассмотреть классическую эпоху в естествознании.

1. История естествознания

1.1 Зарождение научного мышления в Древней Греции

Еще на заре цивилизации люди задумывались о том как устроен Мир, какова природа окружающих их вещей, почему день сменяется ночью, как устроено “живое”. Из опыта и наблюдений были получены первые единичные сведения, которые были разрозненны и между ними человек не видел никакой связи. Поэтому для объяснения существующих явлений появились мифы и легенды. Они передавались из поколения в поколение и достаточно логично, по тем временам, объясняли устройство мира. Исходя из мифов, вначале был неорганизованный, неупорядоченный хаос. Далее появился весь видимый, упорядоченный Мир (или космос) за порядком в котором следили боги.

Нельзя сказать, что начало эпохи познания началось с древней Греции, как принято считать. Наблюдение и обобщение, изобретение имели место и в более древних цивилизациях - китайской, египетской, цивилизации майя. Древние были искусными строителями, механиками (вспомним строительство пирамид) и астрономами.

Но местом рождения современной западной науки принято считать Древнюю Грецию (рис. 1). Именно на этой земле буйно расцвела культура и философия, именно эта земля подарила миру огромное количество талантливых философов. Знания древних носили общий, философский характер (философия и наука о природе рассматривались как единое целое). Расцвету культуры в древней Греции немало способствовало развитие общественных и производственных отношений. Развивалась торговля, ремесло; появились денежные отношения. Еще одним видом деятельности стало так называемое философствование. Весь спектр знаний об окружающем мире, первые попытки сформировать целостную картину естествознания выразились в натурфилософии (лат. natura - природа) или философия природы. Так и называется первый этап в развитии естествознания. этап, в отличие от периода, более продолжительный отрезок времени, характеризующийся более общими, основополагающими идеями об устройстве мира.

Рис. 1 Особенности развития естествознания

Резкое изменение характера общественной жизни в европейском очаге культуры к началу I тысячелетия до н. э. было обусловлено процессами колонизации, мореплаванием, торговлей. Это изменение сопровождалось появлением большого числа нестандартных социально-значимых ситуаций, для которых бесконечная повторяемость, репродукция поведенческого стереотипа была либо вообще невозможна, либо опасна. Это способствовало тому, что греки совершили важнейший шаг в развитии общественных отношений - переход от регуляции общественной жизни обычаями, запретами, религиозными предписаниями к правовым и гражданским нормам (законам), обязательным для всех членов общества. Такой переход сопровождался рационализацией религиозно-мифологических построений и, как следствие, рационализацией мышления. Скачок греческой мысли к теоретизации объектов, отказ от рецептуальных схем знания восточных цивилизаций выразился, прежде всего, в глобальном представлении о Вселенной как упорядоченной, статичной, законосообразной системе, подчиненной вечному объективному порядку («логосу»). Найти первопричину этого порядка, аналитически выявить общие принципы, лежащие в основе всего сущего считалось главной целью ученых-философов. Многие из них искали эту первопричину в окружающем мире (вода у Фалеса, огонь у Гераклита, воздух у Анаксимена, все четыре стихии - вода, воздух, земля и огонь - у Эмпедокла), другие постулировали существование «невидимых», недоступных чувственному восприятию объектов (апейрон у Анаксимандра, эфир у Пифагора). Большое значение для развития естествознания имело атомистическое учение, возникновение которого связывают с именами Левкиппа и Демокрита. Считая все в природе состоящим из атомов и пустоты, философы-атомисты пытались таким образом преодолеть логические противоречия, связанные с бесконечной делимостью материи, с пониманием феномена движения. О том, насколько сложными были эти вопросы, говорит тот факт, что атомизм был принят далеко не всеми. Аристотель, например, отрицал существование пустоты, считая, что материя целиком заполняет пространство.

Несмотря на наивный характер естественнонаучной картины мира, древнегреческими философами были сделаны многие важнейшие интеллектуальные открытия, такие как мысль о доказуемости отношений между формальными структурами, принцип дедуктивного умозаключения и другие. Непревзойденным образцом логически выводного знания для последующих столетий развития науки служила аксиоматическая геометрия Евклида.

В то же время теоретическое знание древних греков развертывалось как чисто умозрительное, спекулятивное. Любое истолкование первопричины и первоначала было пронизано эстетическими оценками (например, первое по времени совпадало с понятием лучшего, совершенного). Созерцательно-логический стиль мышления практически полностью игнорировал эмпирическую сторону жизни. Можно сказать, что факт не является формой мышления греков, в то время как теория, закон таковыми являются. Даже известные достижения в прикладных областях знаний (Архимед) не позволяют говорить о развитой экспериментальной традиции греков.

Следует отметить, что, развивая спекулятивно-умозрительные космологические идеи, древние греки отнюдь не покушались на божественный фундамент бытия, а учение Аристотеля, где Бог являлся «перводвигателем» Вселенной, было даже канонизировано христианской церковью в 1277 г. Это на многие столетия послужило тормозом развития естествознания.

Таким образом, созерцательность, недостаточность эмпирических знаний, восполняемая силой воображения, синкретизм истины, добра и красоты не позволяют считать Древнюю Грецию точкой отсчета науки в современном смысле этого слова. Можно говорить лишь о формировании протонаучного стиля мышления и о зарождении элементов научной деятельности.

1.2 Классическая эпоха в естествознании

Процесс становления науки, начавшийся в Древней Греции, оказался весьма длительным и продолжался вплоть до XVI - XVII веков, когда наука окончательно сформировалась как самостоятельная духовная деятельность и как социальный институт. Эпоха средневековья оставила заметный след в этом процессе, прежде всего, благодаря укреплению традиций христианства. Потому что в христианском учении Бог концентрирует в себе все, что является трансцендентным, сверхъестественным. При этом природа считается познаваемой, доступной объективному анализу. В других религиозных учениях божественное неотделимо от природы, а значит, природа является принципиально непознаваемой. Кроме того, христианство является монотеистической религией, которая только и может позволить вере превратиться в систему постоянных природных законов, так как в политеистических религиях подобное истолкование природы невозможно из-за «вмешательства» со стороны враждующих друг с другом богов. Наконец, в мире нет другой монотеистической религии, догматика которой с такой решительностью отдавала бы человеку центральное место, «разрешая» ему познавать окружающий мир, заключая его в рамки эмпирических и теоретических законов, т.е. как бы заново «творить» природу. Можно сказать, что в познавательном аспекте произошла подмена Бога человеком.

Следует, однако, отметить, что такой взгляд на природу, который сложился к началу XVII века, во многом объясняет ее бедственное положение в настоящее время. В частности, считалось, что внечеловеческая природа совершенно лишена субъективности: растения и животные суть «машины», не имеющие внутреннего мира, души. Отсутствие во внечеловеческой природе остатков душевной жизни сделало возможным подчинение качества количеству, долгое время являвшееся основным признаком науки. Другими словами, научный статус признавался только за выводами, выраженными в числовой, количественной форме. Считалось, что все изменения в природе, даже связанные с резкими переходами между состояниями объектов, на самом деле сводятся к непрерывным количественным изменениям каких-то параметров. В природе невозможно рождение нового качества.

mirznanii.com

История естесвознания от древнего мира до наших дней — реферат

НОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ИСЛАМСКИЙ ИНСТИТУТ»

ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Направление: ГОС 033400.62 – Теология

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

История естествознания от древнего мира

до наших дней

 

 

 

Работу выполнил:                                                 «___» ____________ 2015 г.

Студент 3 курса группы 5121

заочной формы обучения

                                                                                   ______________________

                                                                                подпись студента

Работу проверил:                                                  «___» ____________ 2015 г.

Научный руководитель

преподаватель Султангареевна А.Х.                   ______________________

                                                                                Подпись руководителя

 

 

 

 

 

Дата защиты ___________________    Оценка защиты _______________   

 

 

 

Казань 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение_____________________________3

2. Природа – наш учитель и  дом____________4

3. Эпоха античности______________________6

4. Эпоха средневековья___________________ 9

5. Эпоха возрождения____________________11

6. Естественные науки____________________15

7. Заключение___________________________18

8. Список литературы____________________ 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Естествознание область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятая как целое. Наука – этоне только совокупность знаний. Науке можно учить, как увлекательнейшей части человеческой истории – как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой.

Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники — развитие физики, химии.

Начиная с эпохи Коперника история естествознания рассматривается в свете научных революций, связанных с выявлением фундаментальных принципов природы. Этапов выделяют иногда три-четыре, иногда более десяти.

Формирование наук осуществлялось очень медленно. «Принято считать, что к середине XVIII в. Сформировались только четыре науки: механика, физика, математика и астрономия. Великие системы биологии, как и первые основные законы химии, пришлись на конец XVIII — начало XIX в., основные идеи геологии находились в то время в стадии формирования»

«История естествознания»- актуальная тема в современном мире, поскольку, изучение современной науки необходимо начинать с изучения истоков, потому что именно там закладывались ее основы. Цель работы — ознакомиться с историей развития естествознания, в соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть каким образом происходило зарождение научного мышления в Древней Греции, выделить особенности неклассического естествознания. Кроме того, необходимо рассмотреть классическую эпоху в естествознании.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Природа – наш учитель и наш дом.

С древнейших времен человек находился в прочной взаимосвязи с окружающим миром. Он и был частью окружающего мира, природы в целом. Он являлся ее созданием, ее учеником, обитателем ее угодий. И с древнейших времен человек задавался вопросом, как же утроен окружающий его мир. Постепенно, с течением времени, медленно накапливались знания человека, зарождались первые науки о живой природе и окружающем мире, постепенно вошедшие в состав одной объединяющей их все науки – естествознания.

Первые предпосылки этой науки зарождаются на самой заре человечества, когда существо, некогда бывшее обезьяной, приобретает опыт и медленно превращается в человека. В этот период развития естествознания идет очень медленным путем, так как сознание человека находится еще на очень ранней стадии развития. Древний человек не может объяснить еще сложных природных явлений, не обладая достаточным количеством знаний. Он списывает все эти явления на божественную волю – кто-то более сильный и мудрый, чем он сам, решает все в этом мире за человека, он управляет природой и ее явлениями. Человек в этот период своего развития постепенно накапливает знания о природе, еще не имея возможности объяснить их с научной точки зрения, но уже объясняя с божественной.

Именно тогда процесс освоения мира, постижения реальности человеком разделяется на два потока: агрессивный путь освоения и путь гармонии.

Самые первые и древнейшие религии зарождаются в Египте и Междуречье. Жители этих мест поклоняются целому сонму божеств, каждое из которых отвечает за свои природные явления или просто занимает какую-то часть в жизни каждого человека. Но лишь несколькие избранные могут разговаривать с божествами и исполнять их волю. Это сословие получает название – жрецы. Именно они в дар от Богов получают определенные знания, они имеют право либо сохранить эти знания для будущих поколений, либо уничтожить. Они ведут летопись, проводят обряды, назначают правителей и занимают руководящие должности в государстве. В этот период времени знание является священным и божественным – следовательно, владеть им не могут простые смертные, лишь жрецы сосредотачивают в своих руках знания. Здесь господствует агрессивный путь освоения реальности – человек завоевывает окружающий мир и заставляет его служить себе. Мир существует как мастерская человека, в которой он творит ради своего блага и довольствия.

Гармоничный путь развития характерен для стран Востока, в которых главным и основным критерием познания окружающего мира было созерцание без какого-либо изменения. Люди не имели права вторгаться в обитель божию – окружающим мир, не должны были притрагиваться к нему и изменять то, что однажды было создано высшим разумом и не подлежало более изменению.

Поэтому цивилизации Запада развивались быстрее, так как полученные знания находили четкое практическое применение в повседневной жизни человека.

Постепенно происходит отмирание великих цивилизаций древности, и им на смену приходят новые. Начинается постепенное падение Египта и расцвет более молодого государства, несущего уже совершенно иной взгляд на культуру и знания – расцвет Античной Греции.

Для того чтобы понять ход развития науки и культуры в этом государстве нужно, прежде всего, понять общественный строй и уклад жизни самой Греции. Греция – торговая цивилизация, строй которой – это полисовая система, то есть каждый город и небольшая прилежащая к нему область земли является отдельным государством со своим укладом жизни и своими законами. Общий политический строй для всей Греции – демократия, а государством управляют философы – носители научной мысли. Это государство основано на зависимости одних людей от других, то есть Греция – рабовладельческое государство, которое зарождается на стыке нескольких величайших древних культур – культуры острова Крит и Египетской культуры. Греки перенимают множество обычаев и религиозных обрядов, постепенно накапливая чужие божественные культы, смешивают их со своими. И рождается новая цивилизация, в которой знание является высшим благом человека, призванным приблизить этого человека к Богу. Религия Древней Греции и последующей античности учит человека жить в гармонии с природой и прислушиваться к ее законам, к ее проявлениям. Человек считает себя лишь обитателем прекрасной школы – Природы, ее учеником, который получает знания и эти знания накапливает. Но при этом он к этим знаниям стремиться, он пытается понять и принять эти знания, каким-то образом с их помощью улучшить свою жизнь.

Человек античности жесток, рабство считается обычным и нормальным явлением, уважаются лишь те люди, которые имею рабов. Войны, постоянные конфликты с пограничными государствами характерны для Античной Греции. Именно с помощью освоения и присвоения себе других земель, культур, народов происходит накопление знания. Мысль о великом свободном эллине – человеке просвещенном и возвышающемся над всеми другими, - дает людям того времени стимул к быстрому развитию культуры и научного знания.

В это время господствуют натурфилософские представления о природе и знании в целом. Но, тем не менее, как и у любой рабовладельческой цивилизации у античности есть свои специфические черты. Например, разделение теоретического знания и практики. Знание доступно лишь привилегированному сословию, но не всему народу, большинство из которого составляют рабы и простые люди, вынужденные трудиться и просто не имеющие возможности и времени получать какие-либо знания. У привилегированного сословия практика считается трудом, а люди трудящиеся приравниваются к скоту, не уважаются и всячески отрицаются. Свободные греки пропагандируют философию и познание божественной воли, оставляя земной труд простым людям.

3. Эпоха античности

Присутствует отделение знания от мнения, ибо настоящим, истинным знанием обладает лишь природа, а человек может иметь свое мнение на окружающий мир как творение более низкого уровня, чем природа в целом. Высшая ценность античной цивилизации – знание ради знания, человек, обладающий знанием и мудростью, становится ближе к Богам.

Именно в это время и в этой стране зарождается такая наука, как философия. Это происходит в VI веке до нашей эры. Философская мысль античности разделяется на два потока – стихийный материализм и идеализм.

Первые философы начинают создавать свои собственные картины окружающего мира и теории происхождения сущего. Так философ Анаксимандр из города Милены, стихийный материалист, в VII-VI веках до нашей эры создает первую механическую модель Космоса. Центром он представляет Землю, имеющую форму цилиндра, вокруг которого вращаются колеса с ободами – Солнце и Луна, причем Солнце больше земли в 28 раз, Луна больше земли в 16 раз. Сама Земля представляет собой круглый диск, сверху над ним полусферой располагается небо, где обитают боги, а под поверхностью диска Земли в такой же полусфере лежит Тартар.

Многие философы античности занимаются созданием собственных моделей мира. Так с VII по III века до нашей эры происходит постепенная выработка научного знания и концепции мироустройства. Свои теории представляют миру такие яркие ученые, как Фалес, Анаксимандр, Ксенофонт, Парменид, Зенон, Гераклит, Анаксагор, Эмпедоктрум, Геродот, Пифагор, Филофай, Гиппократ, Архип, Протагор, Евдокс, Сократ, Платон, Аристотель и др. Наука создается по определенным направлениям, некоторые из которых, это: создание целостных картин мира с геоцентрическим строением Вселенной, развитие математики и других дисциплин. Постепенно развивается теоретическое сознание, натурфилософская идеология.

Античность и философская мысль этого периода истории дает будущим поколениям огромное количество зародышей новых наук. Практически все известные ныне науки присутствует в очень слабо развитом состоянии в античности. Таким образом, можно сделать вывод, что этот период истории оказал огромное влияние на все последующие эпохи развития научной мысли.

Практически все античные философы занимались такой наукой, как математика. Она являлась важнейшей наукой и точкой опоры в учениях большинства философов. До наших дней дошло огромное количество разделов математики, разработанные именно античными авторами. Так это Евклидова геометрия, математика Пифагора, Фалеса и других ученых. Именно эта наука получила в античности наибольшее развитие.

Одним из виднейших философов античности является Демокрит, положивший начало таких наук, как физика, химия материальная биология своим важнейшим теоретическим предположением о том, что вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты.

Демокрит жил в 460-370 гг. до нашей эры. Его учение состоит из нескольких теорий, многие из которых были очень важны для развития науки в целом. Так, например, он предположил, что атомы, из которых состоит Вселенная, неуничтожимы, вечны, а, следовательно, и сама Вселенная тоже вечна. Атомы – это неизменные, неделимые, непроницаемые кирпичики мироздания, находящиеся в постоянном движении и изменяющие свое положение в пространстве. Они также различны по форме и величине, самые малые из них по форме сферические, составляют вещество души и человеческой мысли. Все предметы образуются из комбинаций атомов разных форм. К тому же существует огромное количество миров, каждый из которых находится на своей ступени развития. Атомы не могут превышать известной величины. Число базовых форм ограниченно, причем атомы содержат в себе источник жизни.

Эти предположения позже сыграют огромную историческую роль и не все, но будут подтверждены позже исследованиями в области молекулярного строения вещества уже в конце XIX начале XX века нашей эры.

Представителем идеалистической философии является такой масштабный ученый античности как Платон. Главной основой его учения является разделения мира на мир Идей и мир Вещей, не связанные друг с другом. Идеи, как их понимает Платон, совершенно запредельны, невыразимы ни в каких образах чувственного опыта, ни в каких понятиях и категориях числа, пространства и времени. Реально существует, согласно Платону, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность, но в то же время идея существует сама по себе, независимо от обнимаемых ею многочисленных одноименных чувственных предметов, существует как общее для всех этих предметов. Платон утверждает, что стремление к счастью вложено в людей самим богом. Бог — истинное бытие, он необходимо полагает себя в ином бытии, которое уже не истинно. С другой стороны, неистинное бытие, стремится утвердить себя в истинном бытие. Поэтому человек влечется к божеству. Желая познать благо, он стремится познать бога: желая обладать благами, он стремится стать причастным к сущности бога.

Чувственный мир есть нечто среднее между сферами истинно-сущего и не-сущего. И это срединное положение чувственных вещей между миром бытия и небытия не следует понимать так, будто над миром чувственных вещей непосредственно возвышается мир идей. Между областью идей и областью вещей у Платона находится еще «душа мира». Чувственный мир — порождение мира идей и мира материи. Каждая вещь чувственного мира имеет отношение и к идее, и к материи. Идее, она обязана всем, что в ней относится к бытию, — всем, что в ней вечно, неизменно. Поскольку чувственная вещь относится к своей идее, она есть ее несовершенное, искаженное отображение. Поскольку же чувственная вещь имеет отношение к матери», она причастна к небытию, в ней нет ничего истинно существующего.

yaneuch.ru

Развитие естественнонаучных представлений в Древнем мире.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Естествознание древнего мира, «натурфилософия», (VI – IV в.в. до нашей эры (н.э.) – до XIII – XV в.в. н.э.) – на этой стадии сформировались общие представления об окружающем мире, как о чем-то целом. Отличительной чертой этой стадии являлось господство методов наблюдения, а не эксперимента, догадок, а не точно воспроизводимых выводов. Тем не менее ее роль в познании Природы очень велика, т.к. основывалась она на представлении о мире, как из чего-то происшедшем, развивающемся, эволюционирующим, то есть появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал («стихий»), к которым чаще всего относили огонь, воздух, воду и землю. При этом утвердилась точка зрения, что существует лишь одно – единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит. Для этого периода характерно возникновение и становление геоцентрической системы мира (Аристотель и Птолемей). На обоснование этой системы особенно много сил потратил Птолемей и она просуществовала после его смерти чрезвычайно долго – целых 1375 лет, вплоть до опубликования знаменитого труда Н.Коперника, заменившего эту систему на гелиоцентрическую. Одним из величайших ученых и философов античности был Аристотель, основоположник Аристотелевской научной революции, в результате которой появились на свет отдельные естественные науки. Заданные Аристотелем нормы научных знаний, образцы объяснения пользовались в науке непререкаемым авторитетом более 1000 лет, а некоторые, например, законы формальной логики, действуют и в настоящее время. Считается, что наука зародилась в Древней Греции на основе работ Аристотеля. Тем не менее, начало естествознания как точной науки исторически относят к XV-XVI в.в. н.э., когда исследование природы вступило во вторую стадию, получившую название «аналитической» или стадии «классического естествознания». Для нее характерно глубокое исследование отдельных явлений, активное использование эксперимента. Возникла огромная армия исследователей - путешественников, мореплавателей, астрономов, алхимиков и др., накопивших большой экспериментальный материал и положивших начало основной массе достижений в изучении Природы. На этой стадии произошло выделение (дифференциация) отдельных точных наук - физика, химия, биология, география, геология и др. К отличительным особенностям аналитической стадии относятся:

1. Тенденция к непрерывной дифференциации наук;

2. Преобладание эмпирических знаний над теоретическими;

3. Опережающее, преимущественное исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов;

4. Классическое естествознание заговорило языком математики;

5. Однако, Природа рассматривалась неизменной, вне эволюции.

У истоков современной науки стояли классики естествознания - Н.Коперник, Г.Галилей, И.Кеплер, Г.Декарт, И.Ньютон. К периоду становления классического естествознания относят вторую революцию. Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической (это самый заметный признак смены научной картины мира перед Аристотелевской и Птолемеевской геоцентрической системой мира). Доминирующей наукой этого периода стала классическая механика, утвердившая механическую картину мира; И. Ньютона сформулировал три основных закона движения, которые легли в основу механики как науки. Эта система законов движения была дополнена открытым Ньютоном законом всемирного тяготения, являющимся универсальным законом Природы, которому подчиняется всё – малое и большое, земное и небесное. Идеи И.Ньютона, опиравшиеся на математику, физику и эксперимент, определили направление развития естествознания на многие десятилетия вперед; поэтому вторая научная революция получила название «ньютоновской революции».

students-library.com

Естествознание в античности

Очень трудно выделить точку зарождения естествознания. Уже в далекой древности люди пытались понять и объяснить себе природный мир. Знание его закономерностей было необходимо им прежде всего в практическом плане (подготовка к смене времен года, к сезонам засухи, дождей и разлива рек, знание признаков плодородности почв, климатических особенностей и так далее). Так, «необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелия» [1, стр. 522]. Египетские пирамиды (с XXVII в. до н.э.), британское языческое капище Стоунхендж, (1900 до н.э.) были воплощением замечательных знаний в математике, астрономии, геодезии, механике, строительном деле. Уже семь тысячелетий известен гномон (солнечные часы), пять тысяч лет назад в Египте появился учебник хирургии, примерно к тому же времени относятся месопотамские географические карты.

Были накоплены значительные знания в механике, медицине, ботанике, зоологии. Особое же место среди наук о природе занимала астрономия, удовлетворявшая в одинаковой степени как практические потребности, так и мировоззренческие запросы пытливого разума. Уже 1800 г. до н.э., при правителе Хаммурапи, в Вавилоне существовал обширный каталог звезд, а в VIII в. до н.э. была создана регулярная астрономическая служба. Астрономия давала постоянные импульсы математическим исследованиям, и именно наблюдения неба привели к тому, что в Вавилоне была принята не привычная для нас теперь система чисел, а числовая цепь, соответствующая угловому делению (1–60, 61-3600). Первые числовые символы обнаруживаются в письменных памятниках царства Урук (Междуречье), в минойской культуре о. Крит, в Мохенджо-Даро и Хараппе (III тысячелетие до н.э.). К началу III тысячелетия относятся геометрическое решение квадратных уравнений (Месопотамия, Греция), вычисления объемов геометрических фигур.

В ранней древнегреческой натурфилософии господствовала идея о некоторых исходных первоначалах, лежащих в основе мироздания. К таким первоначалам, из которых якобы создается весь окружающий мир, относили либо так называемые четыре "стихии" (воду, воздух, огонь, землю), либо какое-то мифическое первовещество. Подобное первовещество, придуманное древнегреческим натурфилософом Анаксимандром и названное им "апейрон" (в переводе "беспредельное", "неопределенное"), первоначально представляло собой неопределенную туманную массу, находившуюся в постоянном круговом вращении, из которой, в конце концов, произошло все многообразие мира.

Но уже в этот период на смену подобным представлениям о мире приходит стройное по тому времени атомистическое учение о природе. Выдающимся представителем новой натурфилософской идеологии атомизма был Демокрит. Основные принципы его атомистического учения можно свести к следующим положениям.

1. Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц — атомов и незаполненного пространства — пустоты. Наличие последней является обязательным условием для осуществления перемещения атомов в пространстве. Атомы неуничтожимы, вечны, а потому и вся Вселенная, из них состоящая, существует вечно.

2. Атомы представляют собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы — последние, образно говоря, "кирпичики мироздания".

3. Атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве.

4. Различаются атомы по форме и величине. Но все они настолько малы, что недоступны для восприятия органами чувств человека. Форма их может быть весьма разнообразной. Самые малые атомы имеют, например, сферическую форму. Это, по выражению Демокрита, "атомы души и человеческой мысли".

5. Все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний (подобно тому, как слова образуются из букв).

Представляет интерес учение Демокрита о строении Вселенной. Из атомов, считал он, образуются не только окружающие нас предметы, но и целые миры, которых во Вселенной бесчисленное множество. При этом одни миры еще только формируются, другие — находятся в расцвете, а третьи уже разрушаются. Новые тела и миры возникают от сложения атомов. Уничтожаются они от разложения на атомы. Идеи атомистики получили свое развитие в учении Эпикура (341— 270 гг. до н.э.). Эпикур разделял точку зрения Демокрита, согласно которой мир состоит из атомов и пустоты, а все существующее во Вселенной возникает в результате соединения атомов в различных комбинациях. Вместе с тем Эпикур внес в описание атомов, сделанное Демокритом, некоторые поправки: атомы не могут превышать известной величины, число их форм ограничено, атомы обладают тяжестью и т. д. Но самое главное в атомистическом учении Эпикура — это попытка найти какие-то внутренние источники жизни атомов. Он высказал мысль, что изменение направления их движения может быть обусловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов. Это был шаг вперед по сравнению с Демокритом, в учении которого атом непроницаем, не имеет внутри себя никакого движения, никакой жизни. Одним из наиболее известных натурфилософов-атомистов Древнего Рима был Тит Лукреций Кар (Лукреций), живший в I веке до н. э. Его философская поэма "О природе вещей" является важным источником, содержащим много интересных сведений об атомистических воззрениях Демокрита и Эпикура (поскольку из сочинений последних до нас дошли лишь немногие отрывки). Лукреций высказал мысль о вечности материи. Вещи временны, они возникают и исчезают, распадаясь на атомы — свои первичные составные части. Атомы же вечны, и их количество во Вселенной всегда остается одним и тем же. Отсюда вытекал вывод о вечности материи, которую Лукреций отождествлял с атомами.

Одним из величайших ученых и философов античности, чья деятельность совпала с афинским периодом развития древнегреческой натурфилософии, был Аристотель.

Особое место астрономии было обусловлено тем, что в ее задачи входили также астрологические прорицания, имевшие соответствующую «идейную базу». Для мышления древних народов характерны представления о единосущности всех элементов окружающего мира – людей, растений, животных, небесных тел. С этой точки зрения для понимания природных явлений подходили мерки человеческого поведения – то, что известно наилучшим образом. Это и было причиной антропоморфности картины мира в древние (и не только в древние) времена (от греч. антропос – человек, морфос – форма, т. е. по образу и подобию человека). Понятно тогда, почему то или иное расположение светил, направление ветров и так далее могли определять судьбу человека.

Не в меньшей степени, чем практическим потребностям, происхождение и развитие науки обязано и мировоззренческим стимулам. Будучи не менее, если не более любознательными, чем сейчас, люди далекой древности пытались возместить недостаток знаний полетом воображения, смелыми домыслами, нашедшими воплощение в красивых мифологиях Египта, Вавилона и Шумера, Китая, Индии, античной Греции. В сознании той эпохи имело место причудливое переплетение научных наблюдений, мифологии и религии; вместилищем знания служили мифы, сказки, эпос, многие компоненты которых теряются в попытках «перевода» содержащегося в них знания «на наш язык».

В поисках сил, управляющих миропорядком и обеспечивающих их устойчивость, у египтян, вавилонян, греков складывается «драматическая концепция природы» (Ф. Вензинк), в которой упорядоченность достигается ценой постоянного конфликта, столкновения множества сил, когда даже верховная сила вынуждена находиться в постоянной активности. Так, Солнце, верховное светило, неизменно появляется каждое утро, всякий раз преодолевая сопротивления мрака и хаоса, побеждая их и отвоевывая положенное ему место.

И в египетской, и в вавилонской мифоноэтике мир рождается из хаоса, благодаря действию упорядочивающих хаос сил. И опять же в древнеегипетской картине сотворения мира из хаоса, возникновения жизни из первобытной бездны Нун поступают аналогии, почерпнутые из наблюдений за Нилом. Для вавилонской же мифокосмогонии столь же характерен мотив периодического возвращения «первобытного» моря, хаоса, навеянный, мощными разливами Тигра и Евфрата, породившими и миф о всемирном потопе.

Условия аристократической Греции, с относительно мягким и гуманным рабовладельческим строем, были уникальными для создания натурфилософских систем, осмысливающих и описывающих мир как единое целое. Конечно, в них недостаток научных данных восполнялся полетом воображения. Этот путь породил не только «трех китов», на которых держится Земля, но и такие догадки, как представление об атомах.

В античных представлениях о природе отчетливо прослеживается путь «от мифа к логосу» (Ф. Кессиди), к поискам внутренних закономерностей и механизмов природных явлений, логики их взаимосвязей. Так если у Гомера и Гесиода многие природные явления происходят по капризам и прихотям мстительных богов, то уже у философа Анаксимандра присутствует мотив «господства в мире космической справедливости, умеряющей борьбу противоположностей». Перенесение на космос особенностей античного полиса происходило еще и вследствие характерного для греков взгляда на мир как на своего рода дом, дающий всем тварям прибежище и безопасность. Не случайно в центре этого космического дома помещалось Солнце как очаг, занимавший центральное место в любом греческом доме. Античный космос, хотя и огромный, ограничен в размерах. При этом он обладает чертами живого существа. Первые шаги представлений о природном мире сказываются в трактовке хаоса, который выступает не как бесформенное состояние, а как исходное условие существования всех вещей, их вместилище. В таком разверзающемся пространстве хаос имеет смысл природного первоначала. Античная культура, начавшаяся как «прекрасный май, который цветет лишь однажды, и никогда более» (И. Гете), исчерпала себя и была смещена христианским Средневековьем [2, стр.39].

1. Сидоренко А. В. Социально-философские проблемы биосферы и рационального природопользования. – В кн.: Диалектика в науках о природе и человеке. Т. 4. Человек, общество и природа в век НТР. – М.: Наука, 1983.– 45-51 с. 2. Торосян В. Г. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2002. – 208 с.



biofile.ru