Природа и население Древней Греции
II фаза – осмысление 1. Получение новой информации по теме и осмысление. 2. Соотнесение новой информации с собственными знаниями | 1. Получение новой информации по теме и осмысление ее. Соотнесение новой информации с собственными знаниями. Фронтальная работа с настенной картой, с картой со слайда и с атласом. Практическая работа в контурной карте. Местоположение Древней Греции. Используется прием «Помоги соседу» Учитель показывает на карте Европы, просит описать географическое положение Древней Греции: - В какой части света находится Греция? Покажите на карте. Не забывайте помочь соседу ориентироваться в атласе. Древняя Греция – страна на юге Европы, расположена на Балканском полуострове. - Почему это полуостров? - Покажите на карте Древнюю Грецию? С чем граничит по сторонам горизонта? Подпишите в контурной карте моря, омывающие Древнюю Грецию. Помогите соседу.
Учитель рассказывает и показывает на карте. - Страна разделена на три части. Северная и Средняя Греции отделены горами, есть соединяющий их проход – Фермопильский. Средняя Греция соединена с Южной частью (Пелопоннес) Коринфским перешейком. Покажите на карте основные части Греции. В контурной карте линиями отделите части страны и подпишите их названия. Найдите и подпишите самую высокую гору в Греции -Олимп, Фермопильский проход и Коринфский перешеек. 2. Население Древней Греции. Рассказ учителя. В I тысячелетии до н.э. на территорию Греции пришли новые греки-переселенцы – эллины. Страну назвали Элладой. - Какие народы населяли Древнюю Грецию? - Как греки называли свою страну? Почему? 3. Климат Древней Греции. Самостоятельная работа. Используется приём «Верю - не верю» для активизации деятельности учащихся. - Я предлагаю вам несколько утверждений по теме «Климат в Греции», а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы. 1. Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями. 2. В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки 3. Два месяца в году в Греции льют дожди и реки выходят из берегов. 4. В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима. 5. В Греции нет полноводных рек. - Ребята, я сейчас посмотрела на ваши ответы, они у всех разные. Как вы думаете почему? - Попытаемся добыть эти знания. заполните самостоятельно вторую колонку таблицы. Оцените себя сами. И сделайте вывод: какой климат в Греции? - Кто не сделал ни одной ошибки… Какой вывод вы сделали о климате Греции? -Климат субтропический (средиземноморский) с мягкой дождливой зимой и жарким летом. 4. Природные особенности страны и занятия населения. Работа в группах. - Сейчас поработаем в группах. Для этого разобьёмся на 5 группы. У каждой группы на листочках свое задание. - Перед вами таблица стр. 41, зад№1, нужно ее заполнить: в 1-м столбике природные особенности, во 2-м – назвать основные занятия греков. Вам для выполнения задания 2-3 минут, затем каждая из групп выступит со своим заданием. Не забудьте правила работы в группах: Уважай мнение товарища. Терпеливо выслушай каждого. Любое мнение ценно. В каждой мысли есть доля истины. Проверяем задание. Выступают группы по очереди, заполняем столбики в таблице. Вопросы к группам: - В чем главная мысль вашего текста? Выразите одной фразой.
Вывод: природа Греции иная, чем природа стран древнего Востока. Греция - страна горная и морская, поэтому издревле здесь получили развитие ремёсла, мореплавание, рыболовство, добыча соли из морской воды, морская торговля. Из-за скудных почв в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, вот почему в стране преобладал мелкий рогатый скот и разводили свиней. 5. Использование приёма «Письмо с дырками» для определения уровня усвоения полученных знаний. Фронтальная работа Впишите недостающие слова в тест слайда Греция расположена на юге _______. Северной границей служит самая высокая гора _______. Берега Греции омывают моря: с запада- __________ , с востока -_________и с юга- ____________. Главными занятиями греков были _____________ , ____________ и _______. Греки называют свою страну _________. (Пропущенные слова: Европы, Олимп, Ионическое, Эгейское, Средиземное, мореплавание, садоводство, скотоводство, Эллада). Похвалить тех, кто активно и правильно поработал. | Ученики работают с атласом и контурной картой. По желанию выходят к демонстрационной карте, помогая друг другу найти нужную информацию Учащиеся работают устно. Зачитывают утверждение и отмечают в первой колонке знаком «+», если согласны с утверждением, знаком «-», если не согласны. Учащиеся работают самостоятельно, проверяют себя, соотносят новую информацию с собственными знаниями и делают выводы собственных знаний и по тексту. Учащиеся работают в группах. Выступление группы. Письменное заполнение учащимися таблицы. Учащиеся работают самостоятельно, проверяем вместе. | Приложение Цифровая карта Древняя Греция Контурная карта Слайд 4 Дидактический материал Слайд 5 учебник Слайд 6 Тексты с заданиями группам в папке с дидактическими материалами Слайд 7 Слайд 8 | III фаза – рефлексия (размышление) 1.Целостное осмысление, присвоение и обобщение темы.
2.Обмен мнениями о новой информации. 3. Оценка собственного отношения к изучаемому материалу. 4. Мотивация к дальнейшему изучению темы «новый вызов» | 1.Целостное осмысление, присвоение и обобщение новой информации. Обмен мнениями о новой информации Наш урок подходит к концу. Давайте снова вернемся мы к нашей таблице З-У-Х и ответим на вопрос: - Что вы узнали сегодня на уроке о Древней Греции? -Что показалось интересным? Какие остались вопросы? (Учитель или ученик по ходу ответов заполняет третий столбик «Узнал» таблицы З-У-Х, из-за нехватки времени можно провести эту работу устно). -На интересующие вас вопросы, ответы можете найти в Интернете, энциклопедиях. 2. Мотивация к дальнейшему изучению темы «новый вызов». Домашнее задание. Названия морей, омывающих Грецию, имеют свои истории. Дома я предлагаю вам найти материал об Эгейском море. Откуда произошло это название? Прочитайте параграф 24. 3. Оценка собственного отношения к изучаемому материалу. Прикрепите к выбранному смайлику нужную эмоцию, которая увас осталась при окончании урока. | | Слайд 3 |
4. Изучение нового материала.
Задание. На основании текста параграфа и рассказа учителя заполните вторую колонку таблицы:
Земледелие развито только в отдельных областях; развитие садоводства, виноградарства
Итак, мы уже знаем, что именно природно-климатические условия влияют на занятия людей. Посмотрим, как это происходило в Древней Греции.
Задание: вспомните, что представляли собой почвы в Египте? Как они образовывались? Какими ценными свойствами обладали?
Тема: Древнейшая Греция. Урок 1. Территория,природа, население Древней ГрецииКонспект урока.показать обучающимся зависимость хозяйственной деятельности людей древности отЦель: природноклиматических условийЗадачи: познакомить обучающихся с территорией, природноклиматическими условиями,населением Древнейшей Грециипродолжить формирование умений анализировать карту, определять географическоеположение страны, работать с текстом учебника, сравнивать, выявлять общее и различное.1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.2. Мотивационноцелевой момент.Слайд 1. Учитель знакомит с темой урока. С чего бы вы начали знакомство с новой страной? Выслушивает ответы учащихся. Обобщает ответыучащихся: как правило, знакомство с новой страной начинается с определения местоположения,природноклиматических условий с населением страны, их основными занятиями.Вспомним Древний Египет. Жители этой страны, считали, что Египет – дар Нила. Почему?Предположите, какую задачу нам предстоит решить на уроке? (Выслушивает ответы учеников)Слайд 2. Знакомит с главной целью урока: Как географическое местоположение и природноклиматические условия Древнейшей Греции повлияли на занятия населения.Слайд 3. План урока:1.Местоположение Древней Греции.2.Особенности природы и климата.3. Население, основные занятия древних греков.3. Изучение нового материала:Слайд 4. Древняя легенда гласит, что Бог при сотворении мира, случайно уронил в море горстькамней. А эти камни чудесным образом превратились в цветущие острова и каменистые атоллы.Так появилась на свет Греция, тысячелетия назад называвшаяся Элладой. Её жители – эллины –всему миру поведали о красоте Афродиты и могуществе Зевса, о кровавых загадках критскоголабиринта и 12 подвигах Геракла. Название Греция и греки дали стране и населению римляне.Слайд 5. Местоположение Древней Греции.Откройте карту на стр. 20 ваших атласов. Древняя Греция занимала юг Балканского пва, полуостров Пелопоннес, множество островов всеверовосточной части Средиземного моря, а также восточное побережье Малой Азии.Определите, какие моря омывают Балканский полуостров с востока и запада? Показ учеником покарте на слайде. (С востока – Эгейское море. с запада – Ионическое море).Побережье древней Греции изрезано морскими заливами, удобными для стоянки кораблей.Слайд 6. Особенности природы и климата. Продолжаем работать с атласом, следим за показом покарте на слайде.По своим природным условиям материковая древняя Греция делится на три части: Севернуюдревнюю Грецию, Среднюю и Южную. История 5 класс. Гудзишевская Н.В.МБОУ СШ№1 г.Вилючинск