10 шокирующих фактов о туалетах в Древнем Риме. Туалет в древнем риме
История: Наука и техника: Lenta.ru
В древнем мире туалет был чем-то вроде джакузи: далеко не каждый мог позволить себе удобство, которое для подавляющего большинства современных людей уже стало обыденным. Останки античных общественных уборных и следы их содержимого оказались богатейшим источником знаний об укладе жизни давно умерших людей, однако наука лишь недавно обратила на них серьезное внимание. Статья, вышедшая в журнале Nature, рассказывает, о чем поведали археологам древнеримские туалеты.
Примерно две тысячи лет назад под одним из самых великолепных дворцов Древнего Рима располагалось помещение с высокими потолками. В нем вдоль стены протянулась длинная скамья, в сиденье которой были прорезаны 50 отверстий размером с обеденную тарелку. В комнате всегда была повышенная влажность, специфический запах и множество людей низшего сословия. А сегодня это помещение недоступно для обычных людей, ведь место, которое раньше было общественным туалетом, теперь является достоянием ученых — историков и археологов.
Уборная располагается на холме Палатин, который когда-то был одним из самых густонаселенных районов Рима. Энн Колоски-Остров (Ann Koloski-Ostrow) и Джемма Янсен (Gemma Jansen) изучали ее в 2014 году: измеряли высоту каменной основы скамьи (43 сантиметра, что было удобно для большинства людей), расстояние между отверстиями (около полуметра, что обеспечивало личное пространство сидящему) и глубину канализации (до четырех метров). Ученые также предположили, что источником воды, которая вымывала из канализации нечистоты, были банные комнаты, находившиеся поблизости. Граффити на стенах неподалеку от входа намекали на длинные очереди, где у людей было достаточно времени, чтобы написать или вырезать какое-нибудь сообщение, прежде чем занять свое место на скамье. Подземное расположение туалета в сочетании с красно-белой окраской стен говорило о том, что его посетителями были люди низшего класса — возможно, рабы.
Комнату обнаружил в 1913 году итальянский археолог Джакомо Бони (Giacomo Boni). Нормы приличия того времени не позволили ученому признать, что он нашел туалет, поэтому в своем докладе он предположил, что дырявая скамейка могла быть частью сложного механизма, предназначенного для снабжения водой верхних помещений дворца.
Спустя век древние туалеты перестали быть столь деликатной темой, поэтому ученые открыто исследуют их для того, чтобы понять образ жизни людей прошлого. Общественные уборные позволяют узнать о рационе питания, болезнях и привычках жителей Древнего Рима, особенно тех, кто относился к низшим слоям населения. Археологи сумели выяснить, что люди с некоторым трепетом относились к туалетам, отчасти из-за суеверий, отчасти из-за реальных опасностей, исходивших от крыс и других паразитов, скрывающихся в коллекторах. Древний Рим славился своими сложными водопроводными и канализационными системами, но исследования отходов жизнедеятельности позволили выяснить, что санитарные условия оставляли желать лучшего.
Римская богиня Фортуна, по мнению древних римлян, охраняла посетителей туалета от опасности
Первые простые туалеты, как считается, изобрели в Месопотамии в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. Они представляли собой ямы глубиной четыре метра, облицованные полыми керамическими цилиндрами около метра в диаметре. Древние люди не проявляли особого рвения к усовершенствованию технологий канализации. Туалеты были удобными, их установка — дешевой и простой, тем не менее они оставались редкостью. Домов с уборными было очень немного, большинство людей пользовались ночными горшками или ходили «в поле».
Из-за неширокого распространения туалеты не могли сыграть большую роль в улучшении здоровья населения. Основная функция любой хорошей системы канализации — отделять отходы от людей, предотвращая тем самым фекально-оральный механизм передачи инфекций. Отхожие ямы Месопотамии справлялись с этой задачей, но, чтобы действительно улучшить эпидемиологическую обстановку, необходимо было обеспечить доступом к ним хотя бы 75 процентов городских жителей.
Современных людей античная эпоха поражает темпами развития технологий. Только спустя тысячу лет минойцы на острове Крит догадались усовершенствовать туалет, добавив емкости для промывания. Технологический прорыв, однако, был доступен только элите. Первыми известными археологам уборными «нового поколения» был оснащен дворец в городе Кноссе: вода, использующаяся в туалете, смывала отходы в канализационную систему дворца.
Изобретение возымело спрос. В первом тысячелетии до нашей эры древние греки классического периода (V-IV веков до н.э.), а затем и эллинистического периода пользовались масштабными общественными туалетами. Уборные представляли собой большие комнаты со скамьями, снабженные дренажными системами. Кроме того, туалеты появились в домохозяйствах среднего класса. Повсеместность отхожих мест стала признаком процветания общества, представители которого стали жить с большим комфортом.
Общественный туалет Древнего Рима
Римляне, однако, превратили туалеты чуть ли не в национальное достояние. По словам Колоски-Остров, около I века нашей эры общественные уборные, как и бани, стали неотъемлемой частью римской инфраструктуры, почти все жители Рима имели частные туалеты. Тем не менее археологи очень мало знают о том, как функционировали отхожие места и какую роль в культурной жизни людей они играли. Во времена Римской империи мало кто писал о туалетах, а немногие сохранившиеся записи имели сатирическую направленность, которую трудно интерпретировать.
Энн Колоски-Остров, которую коллеги-археологи шутливо называют «королевой уборных», показала, что к этой теме следует относиться серьезно. Вместе с Янсен и другими учеными она исследовала 60 древних туалетов Рима, которые ранее не привлекали внимания специалистов.
Римские общественные уборные выглядели так же, как и их греческие предшественники: деревянная или облицованная камнем скамья, расположенная над канализацией. В сиденьях были прорезаны круглые отверстия, а спереди — щели в форме замочной скважины. Последние, по мнению ученых, были предназначены для чистки унитаза с помощью аналога современного ершика — палки с наконечником в виде губки. Вдоль скамьи протянулись небольшие водостоки, в которых можно было промывать губку. Между унитазами не было стен, поэтому об интимной обстановке не могло быть и речи.
Один из первых известных туалетов, который промывался водой, находится во дворце в Кноссе на острове Крит.
Частные туалеты имели другое устройство. Они располагались внутри или рядом с кухней, что было очень практично, поскольку позволяло утилизировать пищевые отходы. Для промывки уборной использовались ведра с водой, туалеты не были соединены с городской канализацией, поэтому их приходилось очищать вручную, а содержимое утилизировать либо в саду, либо за пределами города.
Канализация — несмотря на расхожее мнение, что она была венцом римской цивилизации — получила не столь широкое распространение и не была эффективной. Колоски-Остров проверила, использовались ли в них какие-либо современные принципы санитарных технологий, в том числе регулярные продувки воздухом или контроль за осаждением твердых отходов, уменьшающий зловоние и засорение. Оказалось, что канализация абсолютно не соответствовала современным стандартам: некоторые каналы полностью блокировались илом меньше чем за год, поэтому требовали периодической уборки — крайне грязной и опасной работы.
Помимо прочего, древние туалеты поведали о кулинарных привычках римлян. Жители античных городов, как и современные люди, страдали от негигиеничной привычки бросать мусор в унитаз, зато пищевые отходы стали богатым источником информации для ученых. Оказалось, что даже беднейшие горожане питались инжиром, яйцами, оливками, виноградом и моллюсками, использовали в качестве приправ укроп, мяту, кориандр и горчицу.
Большое количество отходов показало, что римляне предпочитали готовить дома. Обилие рыбьих костей позволило сделать вывод о развитости рыботорговли.
Туалеты являются своеобразным окном в жизнь людей той эпохи, о которой археологам прежде было мало известно. Большинство ученых сосредотачивали свое внимание на дворцах и монументальных сооружениях, принадлежащих элите. То, что историческая наука наконец обратила внимание на уборные, является, по мнению Колоски-Остров, во всех отношениях положительной тенденцией.
lenta.ru
10 шокирующих фактов о туалетах в Древнем Риме
Сложно найти человека, который ничего не слышал о совершенной канализации в Риме, конструкция которой значительно превзошла свое время. А сегодня мы решили приоткрыть завесу на деликатную, но занимательную тему — римские туалеты.
Как оказалось, общественные туалеты в Древнем Риме больше смахивали на современную курилку. Они выполняли не только свое непосредственное предназначение, но и были местом, где можно обсудить последние новости и познакомиться с нужными людьми.
В туалете находились длинные каменные скамейки с отверстиями сверху и на переднем фасаде. Там не было перегородок, поэтому не удивительно, что посетители так любили поболтать о жизни в сортире.
Если с верхними отверстиями всё ясно, так для чего же были нужны вертикальные? Так как тогда еще не было туалетной бумаги, с помощью этой дырки римляне приводили себя в порядок.
Они брали губку, нанизывали ее на палочку и смачивали в желобе, который находился напротив лавки. После того, как процедура была сделана, губки выкидывались, а палочки оставлялись для следующего посетителя.
К слову, римский туалет не был унылым местом. На стенах была лепнина, а сама комната была украшена статуями. За вход брали определенную плату, поэтому бедные практически не посещали это место.
Кстати говоря, когда император Веспасиан ввел налог на мочу, чтобы пополнить казну, его многие не понимали. Но предложение оказалось действенным, а высказывание о том, что деньги не пахнут, стало крылатым.
Некоторые туалеты даже имели специальную отопительную систему — гипокауст.
Во многоэтажках туалеты обустраивались по-иному. В комнате оставляли горшок на ночь, содержимое которого выливалось в специальную амфору на первом этаже.
Некоторые выливали его прямо с окна, за что полагался штраф. Тем не менее хитрецы постоянно пользовались этой возможностью, скидывая всю вину на других.
В IV веке, в период правления Диоклетиана, в Риме было 144 общественных туалета. Если пересчитать это в расчете на количество жителей, современные города никак не дотянут до такого уровня!
Ты не поверишь, но этой теме посвящены многие академические труды, ведь историки очень заинтересовались данным вопросом.
interesno.cc
Интересные факты об общественных туалетах Древнего Рима (4 фото)
Собравшиеся вели беседы, делились новостями, часто можно было услышать и политические остроты или язвительные стихи современников. Плита с отверстиями, на которой, собственно и сидел каждый посетитель римского с позволения сказать отхожего места, проходила над керамическими желобами, по каждому из которых струились воды из акведуков, уносящие нечистоты.
К слову сказать туалетов в одном только Риме при, например, императоре Диоклетиане (IV век н.э.) было не меньше 144 – это больше, чем в большинстве современных городов, если пересчитать на количество жителей.
Если проводить параллели, то общественный туалет для римлян был примерно тем же, чем кухня для всякого советского человека: местом самых задушенных, а иногда и политически опасных бесед. Между прочим, мягких сидений не предусматривалось, а мрамор то холодный и чтобы как-то избавиться от такого неудобства, рабы прогревали каждое место перед важной встречей. В качестве туалетной бумаги использовался специальный валик, который смачивали проточной водой. Удобно не удобно, мягко не мягко, да только вот валики были не персональными, а как и сами туалеты, общественными.
Возможность посещать общественный туалет была доступна далеко не всем гражданам Древнего Рима, поскольку удовольствие это было далеко не дешевое. Поэтому посетителями первых общественных туалетов Рима были люди исключительно обеспеченные, а остальным жителям приходилось справлять нужду в специальные сосуды, которые для этих целей были установлены на улицах городов. Чистили такие сосуды работники, которые получали за это очень неплохую плату.
Кстати, вопреки распространенному мнению, будто римский император Веспасиан обложил налогом общественные туалеты, он сделал вовсе не это. На столь смелый шаг не отважился даже такой решительный человек как Веспасиан (9-79 годы). На самом деле император обложил налогом продажу урины из общественных туалетов кожевникам и сукновалам – они использовали содержащиеся в моче кислоты в своем деле. И именно за этот налог упрекал Веспасиана его сын Тит, когда получил от отца всем известный ответ: «Деньги не пахнут!» («Pecunia non olet»).
mainfun.ru
Утро и туалет. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме
Итак, начнем наш день вместе с римской матроной. Чаще всего она спала в одной комнате с мужем, но хорошим тоном считалось иметь отдельную спальню, как молоденькая жена Плиния Младшего Кальпурния — впрочем, тут скорее для его удобства. В спальне (cubicula{334}) почти не было мебели: кровать (часто в алькове) с подножием, иногда сундук, стул и ночной горшок Матрона, как и ее муж, спала в нижнем белье: набедренной повязке (subligare), нагрудной повязке или лифчике, рубашке. Вместе со всем городом она поднималась на рассвете, чтобы не терять светлого времени — к тому же при шуме на улице и в самом доме, где его поднимали убиравшиеся и выпекавшие хлеб рабы, спать было очень трудно. Но в богатых домах хозяйка все реже и реже сама наблюдала за этими работами, а только отдавала распоряжения — как в Риме, так и в деревне.
Дама быстро съедала легкий завтрак и до послеполуденной бани в термах или собственной купальне (lavatio) занималась продолжительным туалетом, пользуясь горшочками (matella) и зеркалами (specula). Она чистила зубы, чтобы сделать их белыми и крепкими, а также освежить дыхание — собственно, натирала их различными, подчас агрессивными веществами; делать это на людях не рекомендовалось. Если не было другого выхода, она вставляла искусственную челюсть, как Лекания, над которой смеялся Марциал: ведь над старухой с желтыми шатающимися зубами смеялись все. Зубной боли боялись и мужчины, и женщины; для борьбы с ней было множество средств. В некоторые из них входила белая или черная белена; содержащиеся в ней алкалоиды — гиоскамин и гиосцин — действительно обладали анальгетическими свойствами. Жевали корни белены, вымоченные в уксусе, полоскали рот теплым настоем ее побегов, вдыхали дым от обжаренных зерен, поливали больной зуб теплым соком, клали в рот мешочек с корнями или семенами и т. п.
Прическа — целое дело. Ее нельзя было сделать без помощницы (ornatrix){335} — парикмахерши, выросшей в семействе или обученной у мастера (apud magistrum), живущей в доме как рабыня или приходящей из цирюльни. Прическа должна следовать моде, а моды сменялись очень быстро. Часто прически были чрезвычайно сложными, требовали больших усилий и порождали между красавицей и ее мучительницей особые садомазохистские отношения — поживу для сатирических поэтов. У Марциала Лалага, недовольная тем, как уложены ее кудри, убивает девочку-цирюльницу{336}.
Иногда женщина желала окрасить волосы: кому-то могла прийти в голову безумная мысль перекрасить себя в британку, но бельгийский, батавский и германский цвет волос (светлый, более или менее рыжеватый) был позором для римлянки: она могла от этого заболеть, как Цинция{337}. Гален, когда к нему обращались в таких случаях, бывал весьма недоволен, потому что многие краски были по-настоящему вредны, и к тому же это было, собственно, не дело врача. Но он уступал, если клиентка убеждала его, что хочет высветлить волосы ради престижа супруга, помогая ему продвигаться по службе. Чаще же всего волосы просто завивали щипцами, причем нередко пережигали.
Настоящие волосы мог заменять или дополнять парик, часто из натуральных волос{338}. Накладные волосы крепили булавками, иногда очень искусными, как, например, хранящаяся в Коммунальном музее древностей в Риме с головкой в виде женщины с изысканной прической. Иногда ornatrix, одна или вместе с массажисткой (unctrix), дома или в цирюльне делала даме эпиляцию, массаж, уход за кожей и макияж.
Приличный внешний вид был гражданским долгом как для мужчин, так и для женщин, но означало это не одно и то же. Мужчина должен был умываться, соблюдать чистоту, причесываться, стричь или брить, смотря по моде времени, бороду и не пахнуть дурно; он носил одежду, указывавшую на его положение и возраст. Женщине этого было мало: она хотела быть красивой и обворожительной. Поэтому ей нужны были косметические средства — «медикаменты для лица» (medicamina faciei), как их называет Овидий в своей эротической поэме.
Прежде всего она накладывала маску из хлебного мякиша, помады, яиц, потом умывалась чистой водой. Затем она делала лицо белым и розовым — белым, как молоко, как лилия, как цвет боярышника, как лебедь, как снег, как слоновая кость или серебро, но никак не бледным — бледность указывала на болезнь и прежде всего болезнь от любви; розовым, как цветок шиповника, но не кирпичным или алым — это считалось мужиковатым. Если подобные прелести не были даны женщине от природы, их должна была создать цирюльница при помощи роскошных или относительно дешевых баночек и скляночек, купленных матроной или подаренных ее поклонниками. Еще на заре римской истории, в VI в. до н. э., друг подарил некоей красавице сосуд для румян с тремя чашечками, на котором прежде обжига выцарапал любовную надпись из трех строчек (CIL, I2, 4). Основой всему служили свинцовые белила, но кроме того применяли мел, толченый рог, белые бычьи бабки, костный мозг животных, нарциссовые луковицы, ячмень, пемзу для зубов, румяна и губную помаду (их называли fucus, purpurisium или minium), тушь для глаз. После бани приходилось начинать все заново, тщательно следя при этом, чтобы мужские глаза не увидели неаппетитных приготовлений, когда винный осадок смешивают с овечьим жиром или козьим костным мозгом.
Ценились духи — экзотические и местного приготовления, особенно из Кампании. В Геркулесовом саду в Помпеях{339} цветы для венков и для парфюмерии разводили на продажу на хорошо политых клумбах, разделенных канавками с водой. Под пеплом сохранились пыльца, остатки корней, глиняные горшки с четырьмя отверстиями для молодых ростков, садовые инструменты, амфоры и бочки, осколки стеклянных флакончиков для духов и черепки глиняных баночек для кремов. В саду росли большая тенистая олива, лимоны, вишни, папоротники, дикий виноград, а из цветов — анютины глазки, розы, туберозы, жимолость, лилии, крокусы, ирисы, нарциссы, гвоздики и другие. Садовник вовсе не давал цветов в кредит или давал до завтра; он так и выложил мозаикой на пороге дома: eras credo. Один из папирусов Оксиринха в Египте (XLVI, 3313) содержит запись о большой оптовой закупке цветов для украшения дома по случаю свадьбы: Дионисия желала купить для сына две тысячи нарциссов и столько же роз, поставщик мог послать ей всего тысячу розовых бутонов, но, если она пожелает, четыре тысячи нарциссов.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Туалеты в древности | Обои и картинки
Самый древний сидячий туалет появился в 2600 г. до н. э. у царицы Шумера. Пользовалась им, разумеется, только хозяйка. Но за особо выдающиеся заслуги царица разрешала воспользоваться туалетом некоторым приближенным, что считалось величайшей честью и одной из самых больших наград.
Современные деревенские уборные с библейских времен не претерпели больших изменений. Выгребная яма, над ней деревянная будка, в полу — отверстие, в общем, никаких новаций. Большинство наших предков ходили по нужде в ближайшие кустики.
Общественные туалеты изобрели в Древней Месопотамии. Во дворце города Эшнунна на реке Дияла, основанного в XXIV в. до н. э., археологи обнаружили расположенные в ряд шесть унитазов с приподнятыми сиденьями из обожженного кирпича. Они сообщались с битумированными водостоками, ведущими к кирпичному канализационному колодцу глубиной около метра. Возле каждого унитаза имелся большой сосуд с водой и глиняный черпак для слива нечистот.
Наиболее ранние сохранившиеся египетские уборные находятся в гробницах, где имелись ванные и туалетные комнаты, предназначенные для использования в загробной жизни. Египетские уборные по устройству были проще, нежели в других странах. Они редко соединялись с канализационными системами, поэтому их приходилось периодически очищать вручную. В Эль-Амарне, столице фараона-вероотступника Эхнатона, в середине XIV в. до н. э. в одном из туалетов имелось жутковатое на вид сиденье из известняка с отверстием в виде замочной скважины, под которым, скорее всего, стоял большой сосуд для нечистот. Иногда на кирпичные подставки клали толстую деревянную доску с углублением в средней части, заполненным песком, который потом выбрасывали. Египетским изобретением был и портативный туалет: деревянный стульчак с большой щелью посередине, под которую ставили глиняный сосуд. Такое приспособление, обнаруженное в гробнице старшего чиновника рабочей общины в Фивах, датируется серединой XIV в. до н. э.
Некоторые из очень гигиеничных древних уборных, созданных в период минойской цивилизации на острове Крит, были обнаружены английским археологом Артуром Эвансом вначале прошлого века. Лучшим образцом является туалет дворца в Кноссе (середина II тыс. до н. э.). Снаружи у одного из основных апартаментов Эванс нашел маленькую уборную,соединявшуюся с главным канализационным стоком, который проходил под дворцом. Ее стены были облицованы легко моющимися гипсовыми плитами, а по отверстиям в стене под стоком Эванс определил положение деревянного сиденья. Сточное отверстие смещено относительно центра сиденья, так что сбоку оставалось место для большого кувшина с водой, предназначенной для слива нечистот. Ниже сточного отверстия на задней стене имелся выступ, который, по предположению Эванса, мог использоваться для крепления откидного клапана, препятствующего выходу газов из сточной системы. Эванс описал свои впечатления следующим образом: «Будучи предшественницей современных систем санитарии, это устройство представляет собой достижение практической мысли, доступное лишь немногим народам в наше время».
Римляне, очевидно, переняли идею туалетов у древних греков, но они превратили индивидуальные уборные в места общего пользования.
В Вечном городе имелась полноценная канализация-клоака — клоака максима (от лат. cluo— «чистить», «очистительный канал»,maxim— «большой»). Закрытый сточный канал в Риме провели ок. 300 г. до н. э. по этрусским образцам от форума в Тибр между Капитолийским и Палатинским холмами. Другие каналы, на строительство которых в 184 г. до н. э. была затрачена огромная сумма в 24 млн сестерциев, также служили для отвода сточных вод.
Диаметр туннелей, отводящих от Рима дождевую воду и нечистоты, составлял около семи метров. Специальные смотрители передвигались по этим туннелям на лодках. Естественно, что в клоаке околачивался и криминальный контингент того времени.
Римляне нисколько не стеснялись тем, посвященных туалету. У них был даже бог, отвечающий за отходы, — Стертиций. Был и специальный бог туалетов — Крепит. Богиня Кло- акина («очистительница» — эпитет Венеры) являлась прародительницей подземной канализации, легендарной «большой клоаки», благодаря которой функционировали и водопровод, и туалеты. Небольшие, но многочисленные храмы в честь Клоакины так и назывались — «клоаки». Это слово звучит до сих пор, но уже гораздо менее уважительно. Кстати, как ни издевались позже над этими богами христиане, но достичь инженерного уровня римской канализации они смогли лишь в XIX в.
Римские городские уборные обычно имели отдельные помещения для мужчин и женщин. Они были гораздо более «общественными», нежели их современный эквивалент, поскольку не разделялись на кабинки. Уборные считались подходящим местом для встреч. Римляне не чувствовали ни малейшего смущения, когда беседовали там со своими знакомыми и даже обменивались приглашениями на обед. Вдоль трех стен помещения могли удобно расположиться от 10 до 20 человек. Нечистоты попадали в сток под сиденьями, откуда смывались проточной водой. Иногда сиденья в туалетах делали из резного мрамора (холодно сидеть, зато удобно мыть), а рядом ставили сосуды для ополаскивания рук и декоративные статуи. В одном из мужских туалетов в Остии, морском порту Древнего Рима, был даже алтарь Фортуны, богини удачи. В туалетах для патрициев, т. н. фриках, имелись персональные именные стульчаки. Специальные рабы раскуривали благовония, все чисти
ли, мыли и даже... грели своими ягодицами холодную мраморную поверхность стульчаков для важных персон. Все места во фриках располагались по кругу, и патриции имели возможность одновременно очищать кишечник и вести важную беседу.
К 315 г. до н. э. в Вечном городе насчитывалось 144 общественных туалета. Вначале посещение общественных уборных было бесплатным. Император Веспасиан (9-79) обложил туалеты налогом. Когда же его сынок Тит начал укорять папашу в жадности, Веспасиан, потрясая «туалетными» динариями, произнес историческую фразу: «Деньги не пахнут!»
Уже в туалетах Древнего мира появились граффити. Археологи удивились, когда нашли надписи явно непристойного характера на стенах раскопанных туалетов знаменитой Помпеи. Во время извержения вулкана Этна в 78 г. н. э. были захоронены огненной лавой послания, которые в переводе с латинского звучат вроде как «Если хотите потрахаться, то зайдите к Аттике, номер 16» или «Здесь я перетрахал много девушек».
С падением Рима рухнула и языческая санитария вместе с гигиеной. В период мрачного Средневековья об излишних удобствах не думали, запах нечистот в помещениях никого не шокировал. В раннем Средневековье выгребные ямы зачастую делали под домом или под замком, что иногда приводило к трагикомическим ситуациям. В 1183 г. император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса («Краснобородый») пировал со своими приближенными в Эрфуртском замке. Внезапно пол главного зала провалился, как позже лед на Чудском озере под тевтонскими рыцарями. Император вместе со своими рыцарями рухнул прямо в нечистоты. Фридриха все-таки еле-еле вытащили, а вот многие графы и бароны спьяну утонули в дерьме. Смеху и шуму было много — на всю Европу! После этого несчастного случая в замках стали делать систему сливных желобов, выходящих в крепостной ров.
Романтизм штурма подобного крепостного рва перебивался густым амбре. Говоря попроще — воняло и сильно воняло!
В европейских городах в то время туалетов тоже не наблюдалось. Сохранилось письмо некоего Луи де Жагре, который жаловался своей невесте: «Я снова вызван к королю, это большая для меня честь, но в то же время и нелегкое испытание: мерзкий запах нечистот пронизал весь дворец».
Коль подобное творилось во дворце короля, то можно себе представить, что происходило в бедных кварталах Парижа! Пользовались тогда для справления нужды горшками. Они были, разумеется, разными. Горшок, украшенный золотом и драгоценными камнями, считался достойным подарком и принимался с благодарностью. В районах, заселенных ремесленниками, горшки выливались прямо из окон на улицу. Во Франции необходимо было, прежде чем произвести это действие,трижды крикнуть: «Осторожно! Выливаю!» В немецких городах требовалось также троекратно громогласно заявить: «Будь внимателен, опорожняю горшок!» Обнаружено постановление суда города Аугсбурга, в котором говорится, что некий кузнец, обвиненный одним почтенным гражданином в том, что облил его из окна нечистотами, признан виновным, ибо не смог представить двух свидетелей, которые подтвердили бы, что он трижды предупредил прохожего об опасности. Думаете, широкополые шляпы в те времена носили от хорошей жизни?! Ведь в любой момент на голову могло обрушиться ведро нечистот. Широкие поля служили хоть какой-то защитой!
Некоторые монархи ввели даже приемы своих подданных во время восседания на горшке. Законодателем подобного вида моды стал король Франции Франсуа I. Зал, в котором это происходило, придворные, в отличие от тронного, в насмешку прозвали горшковым.
oboiky.mirtesen.ru
10 шокирующих фактов о туалетах в Древнем Риме
Поделиться в Facebook
Сложно найти человека, который ничего не слышал о совершенной канализации в Риме, конструкция которой значительно превзошла свое время. А сегодня мы решили приоткрыть завесу на деликатную, но занимательную тему — римские туалеты.
Как оказалось, общественные туалеты в Древнем Риме больше смахивали на современную курилку. Они выполняли не только свое непосредственное предназначение, но и были местом, где можно обсудить последние новости и познакомиться с нужными людьми.
В туалете находились длинные каменные скамейки с отверстиями сверху и на переднем фасаде. Там не было перегородок, поэтому не удивительно, что посетители так любили поболтать о жизни в сортире.
Если с верхними отверстиями всё ясно, так для чего же были нужны вертикальные? Так как тогда еще не было туалетной бумаги, с помощью этой дырки римляне приводили себя в порядок.
Они брали губку, нанизывали ее на палочку и смачивали в желобе, который находился напротив лавки. После того, как процедура была сделана, губки выкидывались, а палочки оставлялись для следующего посетителя.
К слову, римский туалет не был унылым местом. На стенах была лепнина, а сама комната была украшена статуями. За вход брали определенную плату, поэтому бедные практически не посещали это место.
Кстати говоря, когда император Веспасиан ввел налог на мочу, чтобы пополнить казну, его многие не понимали. Но предложение оказалось действенным, а высказывание о том, что деньги не пахнут, стало крылатым.
Некоторые туалеты даже имели специальную отопительную систему — гипокауст.
Во многоэтажках туалеты обустраивались по-иному. В комнате оставляли горшок на ночь, содержимое которого выливалось в специальную амфору на первом этаже.
Некоторые выливали его прямо с окна, за что полагался штраф. Тем не менее хитрецы постоянно пользовались этой возможностью, скидывая всю вину на других.
В IV веке, в период правления Диоклетиана, в Риме было 144 общественных туалета. Если пересчитать это в расчете на количество жителей, современные города никак не дотянут до такого уровня!
Ты не поверишь, но этой теме посвящены многие академические труды, ведь историки очень заинтересовались данным вопросом.
Источник: interesno.cc
Поделиться в Facebook
Это тоже очень интересно:
cleverstory.ru
Эволюция туалета
Всем известно, что деньги не пахнут. Гораздо меньше народу знает, кто сказал эту знаменитую фразу, и откуда вдруг выплыла тема запахов.
Всем известно, что деньги не пахнут. Гораздо меньше народу знает, кто сказал эту знаменитую фразу и откуда вдруг выплыла тема запахов. А выплыла она прямо из туалета.
1. Афоризму почти двадцать веков: согласно римскому историку Гаю Светонию Транквиллу, это ответ римского же императора Веспасиана на упрек его сына Тита. Отпрыск упрекнул Веспасиана в том, что он ввел налог на общественные уборные. Веспасиан поднес к носу сына деньги, полученные по этому налогу и спросил, пахнут ли они. Тит ответил отрицательно. «И все-таки они из мочи», – сказал Веспасиан.
2. Впрочем, древнейшие туалеты возникли задолго до Веспасиана. Возможно, самая древняя уборная находится на территории Мохенджо-Даро, города цивилизации долины Инд. Ему примерно 4500 лет. Туалеты из кирпича с деревянными сиденьями были встроены в наружные стены домов. Через вертикальный лоток отходы жизнедеятельности попадали в систему – представьте себе! – уличной канализации. Известный британский археолог сэр Мортимер Уилер утверждал, что высокому качеству санузлов Индской цивилизации вполне может позавидовать население многих стран современного мира.
3. Подобные туалеты, но несколько более поздних времен, обнаружены в Китае, Египте и Древнем Риме.
4. Древнеримские общественные туалеты вполне могли поразить воображение современного человека: мраморные сиденья, благовония, звуки оркестра, заглушающие прочие неблагозвучные шумы. Повсюду суетились рабы, которые чистили, мыли, вытирали и даже грели мраморные сиденья собственными телами. Так выглядели туалеты для патрициев.
5. Для плебеев тоже строили общественные уборные, но они больше напоминали наши дачные или деревенские туалеты: домик с дырой в полу.
6. Платными древнеримские туалеты были не везде. Археологи выяснили, что на рынке кожевников в древних Помпеях висело объявление: «У нас бесплатно». Возможно, что и в других городах Римской империи кожевники предоставляли эту услугу даром – ведь кожевники использовали мочу в технологическом процессе выделки кож.
7. С упадком античных империй ушли в небытие и их технические достижения. Средневековые замки опознавались по специфическому запаху за два километра. Отхожие места располагались в эркерах – выступающих частях стен и представляли собой каменную плиту с отверстием. Эркеры нависали над рвом, куда и лились нечистоты. Редкие замки, вроде Олавинлинна в финском городе Савонлинна, славились отсутствием запахов. И только потому что стояли на озерах, куда, собственно, и сливались отходы.
8. Гальюны на парусных кораблях тоже располагались на весу и сливали результаты человеческой жизнедеятельности в воду. Кстати сказать, «гальюн» в переводе с голландского это просто «нос корабля». Так называли свес в носу парусного судна, на котором устанавливали носовую фигуру. А заодно и отхожие места для экипажа.
9. По улицам средневековых городов ходили люди в просторных плащах и за небольшую плату предлагали желающим укрыть их во время отправления естественных надобностей. Дома средневековые жители пользовались горшками и опорожняли их прямо на улицу, что санитарного состояния тоже не улучшало.
10. В 1596 году английский поэт и мастер на все руки Джон Харрингтон построил для королевы Елизаветы I «ночную вазу» со сливным бачком под красивым названием «Аякс». Но в отсутствие канализации под унитазом опять же находилась специальная емкость. Изобретение Харрингтона современники не оценили, и двести лет о нем не вспоминали. Королеве «Аякс», кстати сказать, тоже не понравился, она нашла его слишком шумным.
11. Уверяют, что впервые слово «туалет» в значении «место для отправления естественных надобностей» употребили в 1681 году. До этого оно означало процедуру приведения в порядок: причесывания, умывания, облачения в одежду, в которой можно показаться на людях.
12. Слово «сортир», которое нынче числят просторечным, тоже пришло от французов, причем еще в галантный век. В конце XVIII – начале XIX века на языке галлов говорил, как известно, российский правящий класс. И чтобы не раскрывать истинных намерений, в известной ситуации они стыдливо говорили, что им нужно выйти. А «выйти» по-французски и будет «sortir». По другой версии слово подхватили русские мужики от французских пленных в войну 1812 года. Пленные тоже просились выйти.
13. Настоящий прорыв в туалетном деле совершил в 1775 году лондонский, как ни странно, часовщик Александр Каммингс. Он оторвался от приборов измерения времени и изобрел вечную вещь. Водяной затвор (по-английски water closet) решил проблему неприятных запахов и используется в туалетах по сей день. Дальше изобретения посыпались горохом: смывные бачки, устройства дозированного слива воды и так далее.
14. 2 февраля 1852 года в самый первый раз зажурчала вода в самом первом в ту пору в мире общественном туалете. Справить самые неотложные нужды могли пока только мужчины и в одном только месте: на Флит-Стрит в Лондоне. Дамам пришлось в полном смысле слова потерпеть еще немного: место общего пользования для них открыли 11 февраля 1852 года. Целый месяц эти туалеты рекламировались в «Таймс», и это не считая листовок, которые раздавали на улицах. В рекламе особо упирали на удобства и низкую плату – два пенса за основную услугу и еще два-три за мытье рук, пользование одежной щеткой и так далее. Чудо сантехники произвело на лондонцев такое впечатление, что и поныне англичане говорят «истратить пенни», что означает пойти в туалет.
15. Кстати сказать, эвфемизмы для столь интимного и деликатного дела, придумывали с незапамятных времен. Крестоносцы в этом случае говорили: «Пообщаемся с Римским папой», римляне ходили на форум, инки шли встречать солнце, а Вольтер в этих случаях говорил: «Пойду пообщаюсь с мировым разумом».
16. Одну из первых моделей, очень похожих на современный унитаз с бачком, начала продавать в Лондоне в начале 1860-х годов компания Thomas Crapper & Co. Реклама гласила: «Одно нажатие – и надежный спуск».
17. Ранние модели сливных бачков носили образные названия: «Потоп», «Каскад», «Ниагара».
18. Слово «унитаз» появилось позже. Устройство под названием «UNITAS» впервые было представлено публике в 1884 году на Лондонской международной выставке, посвященной здравоохранению. Его автор, Томас Твайфорд усовершенствовал конструкцию, созданную предшественниками, изготовил чашу из фаянса и оснастил ее деревянным сидением. Название – в переводе с латыни «единство» – должно было символизировать единство устремлений и исполнений. Единство оценили – золотой медалью выставки.
19. Трудолюбивые специалисты по этимологии обнаружили второй возможный источник русского слова «унитаз». Это название испанской фирмы «Unitas», которая занималась электрификацией страны, а заодно выпускала унитазы, которые экспортировала в разные страны, в том числе и в Россию.
20. Отечественные производители фаянса тоже не дремали. Они приобрели лицензию и уже в 1912 году изготовили 40 000 унитазов.
21. В первом пятилетнем плане выпуск унитазов прописали отдельной строкой: 280 000 унитазов в год. Многие помнят те советские устройства: чугунный бачок над головой, ручка на металлической цепочке. Кое-где в старых «сталинках» без ремонта они и нынче исправно несут свою гигиеническую службу.
22. В пресловутых «хрущевках» в целях экономии места туалет совместили с ванной в одном – и довольно тесном – помещении. Совмещенный с ванной туалет немедленно обсмеял фольклор: это помещение назвали «гаваной».
23. Общественные туалеты угодили не только в фольклор, но и в настоящую большую литературу. Чешский писатель Павел Когоут называет свою пьесу «Нули» аналогом горьковской «На дне». Ее герои живут в центре Праги в общественном туалете.
24. Вот уж о каком туалете можно сказать, что он на высоте, так это об уборной на Международной космической станции. Туалета там целых два – в российском и американском секторах. Оба туалета российского производства, на вид – вполне обычные, но снабжены фиксаторами для ног и держателями бедер, а уникальные системы вентилирования и утилизации делают сложную систему чрезвычайно дорогостоящей: каждый прибор стоит 19 000 000 долларов. Однажды временные неполадки вывели из строя оба туалета станции, но космонавты и астронавты воспользовались санузлом пристыкованного «Союза».
25. Бельгийские ученые подсчитали, что человек проводит в интимном общении с этим прибором на протяжении своей жизни в общей сложности 200 дней. Поэтому были разработаны новые требования к дизайну унитаза, его эргономике и так далее. В так называемом «умном унитазе» есть аудиоколонки, инфракрасные источники, система дезодорации, автоматика открывания и закрывания, а также система автоматической регулировки света в помещении, где он находится. Поговаривают о создании унитаза, который сам диагностирует заболевания и отправляет анализы врачу.
26. В 2001 году в Сингапуре, в городе, известном безукоризненной чистотой отхожих мест, собрали Международную конференцию, посвященную санитарии и туалетам. В ее ходе была основана Всемирная туалетная организация (ВТО), которая ежегодно проводит Всемирные туалетные саммиты. А дату учреждения ВТО – 19 ноября – теперь отмечают как Всемирный день туалета.