Духовность древнего китая. Материальная и духовная культура Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религиозно-философские учения Древнего Китая. Духовность древнего китая


Духовная культура Китая — ПУНКТУМ

Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Авторский курс Людмилы Крыштоп

по воскресеньям в 17-00

china7

Религиозные представления и культы в Древнем Китае   23 июня в 17-00

Китайская цивилизация – одна из древнейших цивилизаций на земле. В процессе своего развития она прошла несколько этапов, от первобытного общества до Китая нашего времени, не перестающего удивлять весь мир своим неисчерпаемым духовным и экономическим потенциалом. Но китайская цивилизация интересна для нас еще и тем, что ей удавалось на протяжении всей своей истории, несмотря на многочисленные войны и смены династий, сохранять культурную преемственность. Данная лекция призвана познакомить слушателей с самым ранним этапом формирования религиозности в Древнем Китае и тем самым приоткрыть дверь к сокровищнице многовековой китайской духовности.

 

Конфуцианство как основа китайской религиозности  14 июля в 17-00

Конфуцию, известнейшему китайскому философу, довелось жить в нелегкое для Китая время междоусобных войн и экономической разрухи, когда старые этические и религиозные идеалы терпели полный крах. Это грозило неминуемой гибелью китайской цивилизации, однако Конфуцию и его ученикам удалось создать этико-религиозное учение, сплотившее все общество и ставшее основой построения великой древнекитайской империи. Конфуцианские идеалы до сих пор являются прочной основой повседневной жизни не только в Китае, но и во всем дальневосточном регионе. В данной лекции мы рассмотрим процесс трансформации ранних китайских верований, произошедший в конфуцианстве, а также познакомимся с основными конфуцианскими культами и обрядами.

china5

Семья и брак в Древнем Китае  21 июля в 17-00

Семья до сих пор остается важным элементом общественной жизни. Именно в семье происходит первая социализация человека. Неудивительно, что семье всегда, во всех обществах и во все времена уделялось немалое внимание. Данная лекция повествует о специфике семейных и брачных отношений в Древнем Китае.

 

Даосская теория бессмертия и древнекитайская алхимия — 28 июля в 17-00

Для философии Древнего Китая в целом был характерен материалистический взгляд на человека и природу. Только у даосов появляется идея бессмертия, однако и его не следует понимать в духе христианской вечной жизни человеческой души. Данная лекция расскажет о специфике понимания бессмертия в Древнем Китае, а так же о поиске средств по его достижению.

china6

Даосизм – национальная религия Китая?  4 августа в 17-00

Даосизм в наше время – одна из трех основных религий в Китае. Немалым успехом даосские практики пользуются и за пределами Китая, а с середины XX века мы можем говорить о настоящем буме популярности даосизма в Западной Европе и Америке. В этой лекции будет рассказано о формировании и развитии собственно религиозных практик даосизма.

 

Преподаватель — Людмила  Крыштоп — историк философии, преподаватель.

Стоимость — 300р. за посещение лекции.

punktum.ru

Религиозно-философские учения Древнего Китая

Централизованная политико-административная система Древнего Китая опиралась, прежде всего, на многочисленных чиновников – людей, выполняющих административные и управленческие функции. Основой китайской культуры была семейная община, сохранившая архаичный культ предков. Отсутствие жречества определило более рациональный и «посюсторонний» характер миропредставления. Даже божества в китайских религиях это, как правило, тоже духи наиболее почитаемых предков – императоров, которые когда-то правили государством. Это представление привело к сращиванию мифологии и истории – мифические персонажи считались историческими деятелями, а реально существовавшие люди приобрели мифологические черты.

Картина мира, рисуемая древнекитайской мифологией, как и в Индии, состоит из квадрата и круга: небо, бесконечный и безначальный круг, наверху, земля, квадрат, под ним. Небо – активное начало, всегда в движении, а земля сохраняет покой, воспринимая воздействия неба. В центре земли помещалась Серединная страна – Китай, или как ее еще называли, Поднебесная. И если первое название указывало на обычный для всех древних народов этноцентризм, то второе отражало значимость неба, культ которого стал в Китае государственным.

Описывая мироустройство, китайские мудрецы стремились упорядочить его элементы, для чего использовали разные классификационные матрицы.

Двоичная матрица предполагает наличие двух начал: ян и инь. Ян – светлое, горячее, сухое, твердое, активное, мужское; Инь – темное, холодное, влажное, мягкое, пассивное, женское. Они не существуют друг без друга и составляют динамичное единство. Вовлеченные в круговорот, ян и инь порождают все вещи на свете, так из легких частиц ян ци возникло небо, из тяжелых инь ци – земля, а частицы неба и земли породили «гармоничное ци», от которого и пошло все сущее на земле.

Троичная матрица включает еще один элемент, занимающий серединное положение между землей и небом – человека. Триада тянь-жень-ди (небо – человек – земля) отражает значимость человека, который не только является объектом воздействия природных сил, но и входит в структуру мироустройства, гармоничность которого зависит в том числе и от человеческих усилий.

Пятеричная матрица, наиболее универсальная, опирается на пять первоэлементов: земля, вода, огонь, дерево, металл.

Разложение мифосознания начинается благодаря развитию государств и превращения их в военно-бюракратические деспотии с развитым чиновничьим аппаратом. Классический период в истории духовной культуры Китая – Чжаньго – эпоха Борющихся царств (V–III вв. до н. э.). Именно в это время возникают религиозно-философские учения, определившие основные ценности духовной культуры Китая. Несмотря на это, проповедническая деятельность китайских мудрецов, создателей новых учений начиналась с призыва возвратиться к прежней, первобытной общинной жизни. «Я толкую, но не создаю. Я верю в древность и люблю ее» – заверяет Конфуций.

Конфуцианство возникло в VI–V вв. до н. э. и было, скорее, этическим учением с элементами культовой практики, а не религией. Адресованное прежде всего чиновникам оно приобрело роль государственной идеологии и, мирно уживаясь с другими учениями, никогда не теряло главенствующего положения. Название конфуцианство получило от европеизированного имени своего создателя – Конфуция, по-китайски Кун-цзы – учителя Куна, родившегося в 551 г. до н. э. в царстве Лу. Его учение излагается в книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), возникшей уже после смерти учителя, в результате записи его изречений учениками. Представлениям Конфуция об общественном устройстве присущ социоантропоморфизм – государство понимается как большая семья, отношения между родственниками должны служить моделью отношений внутри социума. Император выступает не только в роли культовой фигуры Сына Неба, но и отца всех своих подданных, мудро управляющего ими. Насколько человек соответствует занимаемому им месту, зависит порядок в социуме и даже в космосе в целом, а потому в добродетельности чиновника – залог процветания всего государства. «Великая мораль» – да дэ – имеет небесное происхождение, соблюдая ее, человек следует воле неба и поэтому должен жить, сообразуясь с афористичным изречением учителя: «умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое». Идеалом человека в конфуцианстве является цзюньцзы – благородный муж, аристократ, которому противопоставлен сяо жень – ничтожный человек. В соответстви с пятиричной классификационной системой благородный муж должен обладать пятью добродетелями: жэнь – человечность, и – долг, ли – благопристойность, чжи – знание, синь – верность.

Кроме этих пяти добродетелей, как правило, упоминается и еще одно качество – сяо – сыновняя почтительность. Метафора государства, как большой семьи, где все связаны отношениями долга (и), предполагает умозаключение – «тот, кто не был хорошим сыном, не сможет стать и хорошим подданным». Каждый занимает место в социальной структуре по воле Неба, а потому «государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном».

Постепенно из политико-социально-этического учения, коим изначально являлось конфунцианство, оно превратилось в религию. Ее культовая сторона основывалась на традиционном для Китая почитании предков и заключалась в обожествлении императора и строгом выполнении предписанных обрядов, предполагающих в том числе жертвоприношения духам умерших. Легендарным основателем даосизма, оформившегося в религию значительно позже своего появления, считался Лаоцзы, мудрец из царства Чу. Его имя и означает «старый мудрец» или «старый ребенок», последнее связано с легендой о том, что мать Лао была беременна им в течение девяноста лет, и когда младенец родился, он уже был стар и мудр. Его учение получило свое название не от имени создателя, а от центрального понятия – дао, что буквально значит «путь». Дао – путь Неба. Эта категория знакома и Конфуцию, который настаивал на правильном пути применительно к государству и «благородному мужу», но Лаоцзы интерпретирует ее иначе – это путь природы, ее внутренний закон, первооснова и первопричина бытия. Эта идея выражена в трактате Даодэцзин – Книге о дао и дэ – ставшем основой даосского канона. Если дао – основа бытия, всеобщая сущность мира, то дэ – ее проявление в действительности, дао – мировая душа, «мать всех вещей», дэ – ее человеческое «измерение». Следовать дао – значит следовать естественному ходу вещей, а потому усложнение государственной жизни, ее разветвленная институализация представляется нарушением изначальной гармонии природы и человека. Идеалом даосизма является первобытнообщинное равенство. Но тем не менее даосы отвергали культ предков и жертвоприношения небу, унаследованные конфуцианством от родового строя.

Стремление к гармонии природы и социальной жизни определило значимость таких понятий, как естественность и недеяние (увей). Задача человека – постичь дао и жить в согласии с ним, ощущая себя частицей мирового потока, не вмешиваться и не изменять естественный ход вещей. Такой человек считался совершенномудрым – жэнь жень.

Для даоского мировоззрения в целом характерны следующие особенности: во-первых, это идея «потока» – изменения, становления, сплетения. Во-вторых, примитивизм, возврат к первобытной простоте и бесхитросности. В-третьих, стремление посредством различных методик познать силы природы.

Взаимодействие с китайскими религиями и прежде всего даосизмом вызвало к жизни китайскую версию буддизма, которой тоже вскоре привелось перешагнуть границы Поднебесной и проникнуть в Корею, Вьетнам, Японию. Чань-буддизм получил свое название от китаизированного слова «дхьяна» (медитация) – «чань-на», его возникновение связывают с пришедшим в Китай из Индии в 520 г. Бодхидхармой. Своеобразие чань выражается в независимости от письменных источников, в прямой – от учителя к ученику передаче знания, в основанном на внерациональном, интуитивном и зачастую внезапном прозрении.

Самым популярным жанром в китайской живописи можно считать пейзаж, шань–шуй – что буквально означает «горы – воды». Существовали жанры почти неизвестные в Европе – «цветы – птицы», «растения – насекомые», а также портретная живопись и жанровые сценки. Законы построения пространства в китайской живописи основались не на линейной перспективе, а на рассеянной или, как ее еще называют, эксцентрической.

Китайская культура выработала свой жизненный идеал – «целостность жизни», предполагающий гармонию духа и тела, человека и природы, единство движения и недеяния, полноты и пустоты, а средством универсальной гармонизации мира стал ритуал.

Таким образом, Восточные цивилизации стали одним из способов перехода от первобытности к древности. Его обусловили урбанизация, сложная социальная дифференциация, централизация власти, появление государств, письменности и основанных на ней новых видов деятельности. Осуществляющие такую деятельность жрецы и чиновники явились носителями зарождающегося личностного сознания.

Литература.

1. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония / К. Н. Гоголев. М.: Издат. Центр «АЗ», 2001 – 368 с.

2. Культурология / под ред. Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. М.: Высшее образование, 2007 – 566 с.

3. Малявин В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. М.: АСТ: Дизайн, 2001 – 632 с.

4. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры / Н.Н. Петрухинцев. М.: ВЛАДОС, 2001 – 400 с.

5. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры / А.П. Садохин. М.: Изд-во Эксмо, 2007 – 624 с.

studfiles.net

Религия и духовные школы древнего Китая

Количество просмотров публикации Религия и духовные школы древнего Китая - 67

Периодизация истории и культуры Древнего Китая

Часть ІІІ. Древний китай

Древний Китай

Древняя Индия

Древняя Месопотамия, ПередняяАзия

Древний Египет

Тема: Культура ранних цивилизаций Востока

Лекция 3 – 4

I. Древнейший период – V – III тыс. до н.э.

II. Период Шань-Инь - сер. Размещено на реф.рфII тыс. до н.э. (XVI – XI вв. до н.э.), I китайское государство

III. Периоды Чжоу и Чжаньго XI – III вв. до н.э.

IV. Династия Цинь - 221 ᴦ. до н.э. – 206 ᴦ. до н.э.

V. Империя Хань – с 206 ᴦ. до н.э. – династия Хань

С конца конца III века н. э. до сер. Размещено на реф.рфXIX века продолжалось средневековье в Китае. Период Древнекитайской цивилизации закончился в ІІІвеке н.э.

Китай = Срединное царство = Восточная и Центральная Азия появляется примерно 6 тыс. лет назад как древнейшая цивилизация на земле.

Китайская письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев, японцев.

Китайские великие изобретения: шелк, порох, компас, фарфор, бумага, кисти, тушь, книгопечатание.

Основными религиями Древнего Китая были конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство – восходит к учению Основатель Конфуций ≈ ( 551 – 479 гг до н.э.). Он хотел придать авторитет древним традициям. Он не оставил после себя никаких письменных трудов, его идеи дошли до нас в поздней книге ʼʼЛунь Юйʼʼ. Его теория - ϶ᴛᴏ основа для практической жизни и полностью консервативна.

Основные добродетели, которым нужно подражать, с точки зрения конфуцианства, были таковыми: человечность, честность, приличие, мудрость, лояльность.

Οʜᴎ реализуются в фундаментальных отношениях между людьми, и правитель должен показывать нравственный пример, и навести порядок последовательно во всœех сферах жизни: в своем государстве – своей семье - своем характере – своем сердце – своих мыслях, и изначально он должен прийти к проницательности.

Конфуций разработал программу упорядочения понятий, идеалом в ней является благородный муж – мудрец. Мэн-цзы (374 – 289 гг до н.э. ) считал, что человек добрый от природы, следовательно, основа всœех добродетелœей заключена в самом человеке. Высочайшей целью правителя должно быть благополучие и нравственность народа.

С ХІ века в Древнем Китае господствующей религией становится неоконфуцианство. У него был дуалистический характер: есть два базовых начала мира – ли (мировой разум) и ци (принцип материальной деятельности).

В это же время появляется учение Инь – Ян, основанное на осмыслении ʼʼКниги переменʼʼ (ʼʼ И Цзинʼʼ). Ян - это начало мужское, светлое, прочное, сильное, Инь - ϶ᴛᴏ начало женское, пассивное, темное, податливое. Это два космических первоначала. И их взаимодействие объяснят появление и превращения всœех вещей и явлений на земле. От их взаимодействия созданы пять базовых элементов: огонь, вода, металл, дерево, земля.

Всеобщий порядок и правила:

- Семья - вечный установленный Небом порядок отношений в семье

- Общество

- Этикет - система правил и норм поведения человека – ритуал

- Духовная жизнь - правила для всœех духовных проявлениях жизни

- Искусство - законы в музыке, литературе и живописи

Даосизм.

Его классическим текстом является книга ʼʼДао де дзиньʼʼ (около V – III вв. до н.э.). Автор – легендарный философ Лао-Цзы, но его существование не доказано.

ʼʼКнига о пути (Дао) и свойствах природы, человекаʼʼ, приписывается Лао-Цзы.

Дао безымянно и необъяснимо, так как оно находится вне системы языковых понятий, это верховный принцип по ту сторону всœех различий.

Несколько тезисов даосистской мудрости.

Согласно даосизму, истинная мудрость состоит в том, чтобы позволить Дао руководить собой, и отказаться от эгоистической деятельности. Мудрец действует через недеяние: это не бездействие, это чуткость к происходящему и отсутствие крайне важно вмешательства. ʼʼДао во веки веков есть недеяние, и всœе же – ничто не остается несделанным!ʼʼ

Во всœем крайне важно соблюдать минимальную крайне важно сть.

Мудрец живет в простоте и действует посредством мнимой слабости. Его сравнивают с водой: ʼʼона полезна всœем живым, но, несмотря на всю мягкость воды, ничто ЖЕСТКОЕ НЕ ПРИЧИНИТ ЕЙ ВРЕДА!ʼʼ NB! Творческое задание: как вы понимаете эту древнюю китайскую мудрость?

Чжуан-цзы (IVвек до н.э.) – второй идеолог даосисзма, презирал конфуцианство за потерю изначально добродетельной простоты.

Дао поддается описанию лишь в парадоксальных, отменяющих самих себя формулировках, к примеру: Дао - ϶ᴛᴏ ничто, Дао - ϶ᴛᴏ всœе!

Дух должен отказаться от сопротивления, и тогда ветер Дао понесет его, словно лист… Нужно найти свой даосистский поток и попасть в него, и тогда всœе в жизни будет получаться само собой, автоматически. Но главный труд - ϶ᴛᴏ постаить правильную цель.

NB! Творческое задание: выписать текст песни В. Высоцкого ʼʼКолеяʼʼ и найти соотношение между ее идеей и даосизмом.

Мо-цзы (V – IV вв до н.э.) – третий идеолог даосизма, создавший его новую форму – моизм. Причина зла – в отсутствии любви к ближним.

Несколько парадоксальных определœений Дао:

- Дао - ϶ᴛᴏ всœе, Дао - ϶ᴛᴏ ничто

- Путь Вселœенной

- Вечная изменчивость мира, подчинœенная законам природы

- Равновесие возможно благодаря женским и мужским началам – янь + инь

- Естественные законы Вселœенной, нарушать их нельзя, иначе нарушается гармония жизни

- Путь природы

- Путь индивидуальной жизни

- Мерило человека – земля, мерило земли – небо, мерило неба - Дао, мерило Дао – оно само

- Поэзия гор и вод

- Голос сердца

- Вдохновение из сокровенных бездн мироздания

- Небытие, пустота͵ безмолвие,

- Ничто - обитель Великого Дао

- Источник всœего сущего =

- Проявление образов вещей в зримом мире, вырывание их из пустоты

- Ритм всœелœенной

- Энергетические потоки

- Всё во всœелœенной движется в Пространстве и Времени, повинуясь ритму Великого Дао

- Природа

- Абсолютный дух

- Универсальный разум

- Таинственный узор, запечатлевающий законы всœелœенной

referatwork.ru

Материальная и духовная культура Древнего Китая, Культурология

Пример готового реферата по предмету: Культурология

Введение 2

1. Анализ материальной культуры Древнего Китая 4

1.1. Основы периодизации культуры 4

1.2. Особенности материальной культуры 8

2. Анализ духовной культуры Древнего Китая 11

Заключение 14

Список литературы 16

Содержание

Выдержка из текста

Культ предков был основан на убеждении, что после смерти человека его бессмертная душа (хунь) переселяется в мир предков, оттуда воздействуя на жизнь последующих поколений. Души предков являлись покровителями рода. Души предков являлись покровителями рода, поэтому потомки должны были заботиться о предках и следовать указанному ими пути. Традиция следования истинному пути, которая первоначально связывалась с верностью идеальным правилам древности (гуи) с завершением эпохи родового строя дополняется идеей пути Дао, утверждение которой было обусловлено повсеместным распространением в тот период земледелия в качестве ведущей технологии и связанного с ним единого культа Неба (Тянь).

С середины Iтысячелетия до нашей эры, в Древнем Китае оформились три основные идеологические направления, которые позже трансформировались в философские и религиозные системы. К ним относиться: даосизм, учение Будды и Конфуция. Данные учения сыграли большую роль в истории Китая, продолжая оставаться влиятельными сферами на жизнь современного народа. В формировании духовной традиции Древнего Китая, Конфуцию и его последователям отводится особая роль.

Сегодня, имя данного человека воспринимают как символ великой культурной традиции Китая. Конфуций (Кун-цзы, Учитель Кун) родился в

55. году до нашей эры в небольшом царстве Лу в сеьме старого солдата, принадлежавшего к низшему слоб служилой аристократии, не имевшей уделов и поместий. Рано потеряв отца, он провел юность в бедности, однако сумел получит традиционное обращование китайского аристократа, что преполагало знакомство с древними китайскими каноническими текстами, а также овладения «Шестью искусствами»:Выполнение ритуалов;Понимание музыки;Стрельба из лука;Управление колесницей;Счет и чтение[3].

Согласно традиции, он очень хорошо освоил все данные искусства, однако предпочтение отдавал изучению ритуалов и практическому участию в них, чтению древних текстов, особенно «Книги перемен», «Книге песен» и «Книге истории». О раннем периоде жизни Конфуция мало что известно, а основным источником знаний о жизни Учители Куна сохранился текст «Суждения и беседы» Сыма Цзыня, представляющие запись бесед Конфуция Жень (человечности), Ли (ритуале) и Цюнь Цзы (благородном муже).

Во всех этих тесно связанных между собой учениях Конфуций неукоснительно следует традиции, восходящей истоками к древним канонам, систематизируя их содержание в соответствии с запросами своего времени. Итогом работы Конфуция и его школы было оформление культурного образца, предопределившего направленность культурного развития Китая на протяжении многих столетий, что нашло отражение в характеристике этого великого мыслителя как «учителя десяти тысяч поколений. Даосизм, совместно с конфуцианством, является еще одной фундаментальной основой культурной традиции Китая, но в отличие от конфуцианства, которое сложилось в сеерных провинциях Поднебесной, местом зарождения даосской традиции был юг. Исследователи видят истоки шаманизма в учении Дао. Создание самого авторитетного канонического текста даосов, а именно трактата «Дао — де Цзин» связывают с именем хранителя царской библиотеки и архивов, правителя южного царства Чу Лао-Цзы. Согласно преданиям, он встречался с Конфуцием. Однако данная встреча — это всего лишь легенда, часть мифа об основателе даосской доктрины. О жизни Лао-Цзы ничего не известно, однако ясен факт, что он не является основателем «Дао-де цзин», так как трактат был написан гораздо позднее его жизни, между 300 и

25. годом до нашей эры[5].

Еще менее известно о жизни создателя второго канонического текста даосов, а именно философе Чжуан-цзы, который жил в эпоху Сражающихся царств. ЗаключениеОсобенностью исторической хронологии древнекитайской цивилизации является то, что в ее основу был положен принцип смены правящих династий, что не было ни случайностью, ни прихотью древних историографов. Начиная с самого раннего из известных нам периодов существования социума Китая, высшим его символом и гарантом считался обладавший неограниченной властью правитель, что предопределяло династический характер систематизации истории Китая. Согласно традиции, данный древнейший этап развития китайской цивилизации получил название периода трех династий. Исторически эпоха трех династий совпадает с формированием и укреплением земледелия, как ведущей технологической и экономической основы жизни китайского народа, с появлением и ростом числа городов, созданием монументальных строений, а также расцветом ремесел (литья бронзы, производства шелка, лакового покрытия изделий из дерева, изделий из нефрита), изобретением письменности.

В религии — это время формирования единого культа Неба и связанной с ним единой формой ритуала. В области знаний — это эпохи появления многочисленных школ философии. В творчестве — это пик расцвета прикладного искусства, музыки, а также живописи. Эти достижения определили условия для формирования китайской культурной парадигмы и создания на ее основе великой культуры Древнего Китая. Духовная культура Древнего Китая, ровно, как и культурные системы иных великих цивилизаций древности, появилась и развивалась на мифологической основе. Развитие китайской мифологии приходится на

1. век до нашей эры, когда произошло становление китайского космологического мифа, сформировался иерархический пантеон богов, а также представления о едином мироздании. Мифология Древнего Китая обладала рядом особенностей, которые существенно отличали ее от других мифологических систем Древнего мира. Так, доминирующая роль в формировании мироощущения и смысловой структуры китайского мифа сразу принадлежала не звуковому, как это было на территории Индии, а также не пластическому, как это было в Греции, а графическому образу. Еще одной отличительной особенностью китайской мифологии стало ее стремление к отождествлению мифологических образов с исторической памятью, что называется эвгемеризация. Важнейшей частью китайского мифа является космогония, которая представлена тремя вариантами мифа творения, которые во многом аналогичны похожим мифам в древнегреческой и ведической литературе.

Список литературыКучера С. История, культура и право древнего Китая. М.: Наталис, 2012Позднев Д.М. Вопросы древней истории Китая. М.:Книга по Требованию, 2011 Пондуполо Г. К. Древний Китай. Формирование культурной традиции. М.:ВГИК, 2006Пондуполо Г. К. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА. КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА. М.:ВГИК, 2006 Скарпари М. Древний Китай. М.: АСТ, 2014 Царева Г. Все о Китае. Культура. Традиции. М.:Профит Стайл, 2015. Хайжуй Л. Китай. Знакомство с древней культурой. М.: Вече, 2004

Список источников информации

1. Кучера С. История, культура и право древнего Китая. М.: Наталис, 2012

2. Позднев Д.М. Вопросы древней истории Китая. М.:Книга по Требованию, 2011

3. Пондуполо Г. К. Древний Китай. Формирование культурной традиции. М.:ВГИК, 2006

4. Пондуполо Г. К. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА. КУЛЬТУРА ОБРАЗЦА. М.:ВГИК, 2006

5. Скарпари М. Древний Китай. М.: АСТ, 2014

6. Царева Г. Все о Китае. Культура. Традиции. М.:Профит Стайл, 2015.

7. Хайжуй Л. Китай. Знакомство с древней культурой. М.: Вече, 2004

список литературы

referatbooks.ru

Религиозно-философские учения Китая

Главными принципами древнекитайского мировоззрения были понятия «Инь» и «Ян», которые разрабатывались различными философскими школами. Эти понятия восходят к древним космогоническим представлениям, в которых они означали противоположные космические силы, упорядочивающие первобытный хаос. В философии они употреблялись для обозначения многих противоположных явлений: тьмы и света, воды и огня, пассивности и активности, женского и мужского начал. Нарушение естественного сочетания Инь и Ян вызывает смуты в обществе, падение нравов. Эталоны представлений об этих изначальных качествах изложены в древнекитайском классическом тексте «И-цзин» («Книга перемен»). В этой книге представлены два аспекта: философский и мантический (гадательный). Во время династии Цинь, когда была сожжена масса древних книг и рукописей, «И-цзин» уцелела только потому, что была воспринята как собрание мантических текстов. Практика гаданий была очень распространена в Древнем Китае. В то же время и древнекитайский пантеон богов был очень разнообразен: боги войны и драконы, феи и боги счастья, боги удачи и боги богатства. Верховным божеством в культуре Древнего Китая было Небо.

На единство человека и неба обращалось внимание, прежде всего, в классической философии. Согласно этим воззрениям, в мире существует единый и общий для всех вещей Путь (Дао), изменить который не может никто. Следование Дао - это высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник этой философской концепции Лао Цзы. Другой важной темой китайской философской мысли была идея нравственного самосовершенствования на пути соблюдения правил и ритуалов. Основоположником данной философской концепции был Конфуций. В эту эпоху сложились учения так называемых «ста философских школ», среди которых был и моизм, и школа закона - легизм.

Конфуцианство

Конфуцианство стало государственной религией Китая, а сам основатель причислен к лику святых. Конфуций был философом, педагогом, государственным и политическим деятелем. Он происходил из знатной, но разорившейся семьи. В возрасте 50 лет получил пост министра в своем родном царстве Лу. Результатом его деятельности на посту министра было потрясающее снижение уровня преступности. Говорили, что если потеряешь на улице кошелек, то он будет днями лежать нетронутый.

«Аналекты Конфуция», посмертный сборник высказываний философа, дает представление об учении Конфуция. В работе прослеживается система этических норм, политические вопросы и проблемы поведения личности, принципы, следуя которым можно принести пользу обществу и каждому человеку в отдельности. Главные принципы учения Конфуция.

1. Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

2. Принцип «ли» - почтительность, ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

3. Принцип «чжен мин» (исправление имен), гласивший, что в обществе будет порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему званию и должности. В учении об обществе Конфуций на первое место ставил этот принцип. Он сравнивал государство с семьей, а правителя с отцом: «Государь есть государь, отец есть отец, император - отец народа, а народ - его дети».

4. Принцип «цзюнь-цзы», т. е. «образ благородного мужа». Все люди одинаково способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов — обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.

5. Принцип «ди» — повиновения старшим по возрасту и должности.

6. Принцип «чжун» — нравственного авторитета правительства: «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

7. Принцип «вэнь» - образованность и просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению.

Конфуцианство с течением времени превращается из господствующей идеологии в государственную религию. В III в. до н. э. Конфуций был канонизирован, в честь него строятся храмы, Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял сам император. Основными хранителями конфуцианских заповедей являлись чиновники, поскольку знание конфуцианской литературы было главным условием при отборе их на службу. Как видим, учение Конфуция пользуется признанием, а имя почитанием. Его учение изложено учениками (поскольку сам он ничего не писал) в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Книга состоит из вопросов учеников и ответов учителя (Конфуция) и представляет собой сборник мудрых мыслей и наставлений.

Конфуцианство оставалось главной политической доктриной в течение 25 веков. Оно предполагало, что основываясь на разумных нравственных принципах поведения, можно усовершенствовать жизнь как отдельного человека, так и целого общества. Именно в качестве рационалистической утопии оно и получило распространение. Но конфуцианская модель культурного развития человека отнюдь не была единственной.

Даосизм

Даосизм, моизм и чань-буддизм (китайский вариант учения Будды) резко отличались от конфуцианства. Конфуций и Лао Цзы были современниками. Учение Лао Цзы как и Конфуция было изложено после смерти в сборнике изречений «Дао-дэ-цзин». Центральной идеей философии Лао Цзы была теория Дао. Китайское слово «дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и закон человеческого поведения; обычно его переводят как путь. В отличие от Конфуция Лао Цзы не интересовался политикой, целью его учения было достижение личного бессмертия. Путь достижения - это самоуглубление, духовное очищение. Условием его является овладение телесностью, т. е. особый режим питания, физические ражнения и дыхательная гимнастика, особая психотехника.

Мир в представлении даосов состоит из мельчайших частиц и находится в постоянном изменении: «Неполное становится полным... ветхое новым». Таким образом, в мире все переходит в свою противоположность. Переход явлений в свою противоположность делает все качества относительными. Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный ход вещей, должен предоставить возможность развиваться им самим по себе. Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Удел человека - созерцание естественного хода событий и постижение Дао. Теория недеяния - основной принцип даосизма. Центральной проблемой доктрины даосизма является учение о бессмертии. Даосы создали учение о бессмертии, исходя веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни.

На базе философского даосизма возник религиозный даосизм. Его основу составляло понятие абсолютного Дао. Центральная идея: жизнь - это иллюзия, а смерть - это возращение к Дао — истинному бытию бессмертной души. В Китае были созданы монастыри, в которых жили даоские монахи. Они занимались магией, хиромантией, предсказаниями, физиогномикой (угадыванием черт характера по чертам лица), геомантикой (изучением полезных и вредных «токов» земли), они были врачами, собирателями трав.

Отличия конфуцианства от даосизма заключаются в следующем.

• Если конфуцианство - учение рационалистическое, то в даосизме весьма велико мистическое начало.

• Конфуцианство обращалось к человеку как к культурному, разумному существу, даосизм - к человеку как к существу природному: его эмоциям, инстинктам.

• Конфуцианцы призывали к социальной активности, даосы выдвигали принцип «недеяния».

• Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев, а даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность.

Буддизм

Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н. э., укоренился там и, фактически, занял положение третьей религиозной системы. Буддистские обряды исполняют почти все верующие китайцы. В стране за многие века сформировалось несколько оригинальных школ собственно китайского буддизма. Самая примечательная — школа чань-буддизма (термин «чань» означает «медитация»). По преданию основоположником чань-буддизма стал индийский проповедник Бодхидрахма. Цель чань-буддизма: медитация и самораскрытие человека. Китайской целью медитации было достижение особого состояния «просветления».

В XI в. рождается народная религия из сплава культа предков, жертвоприношения духам, веры в призраков и демонов, гаданий, буддистских понятий о карме и перевоплощении, даоской иерархии богов. Все боги этой религии - обожествленные духи умерших людей. Во главе иерархии богов - Нефритовый государь (верховное божество даосистского пантеона. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит небом и делами людей. В иконографии Юй-ди обычно восседает на троне в мантии, расшитой фигурами драконов, с нефритовой табличкой в руках. Его небесное царство не лишено сходства с Поднебесной своими сложными институтами и многочисленными чиновниками. Почитание Нефритового императора приобрело общенациональный характер при императорах династии Сун. Они разделяли идеалы даосизма и признанием этой фигуры стремились уравновесить всеобщее почитание Конфуция).

Легизм

Основоположник легизма Шан Ян (390-338 гг. до н. э.) разработал теорию деспотического государства и сформировал основные концепции легизма об управлении обществом и государством. Шан Ян был советником правителя в царстве Цинь, провел там ряд реформ, ввел частную собственность на пахотные земли. После смерти правителя Шан Ян был казнен по настоянию аристократии. Выступая против конфуцианства, он утверждал что человеколюбие — причина всех проступков, что политика не совместима с нравственностью, что вместо убеждения необходимо применить систему принуждения. Программа легистов (законников) была реализована в империи Цинь Шихуанди.

Здесь была предпринята попытка такого правления, когда уничтожались культурные традиции.



biofile.ru

Религия и духовные школы древнего Китая

Количество просмотров публикации Религия и духовные школы древнего Китая - 18

Основными религиями Древнего Китая были конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство – восходит к учению Основатель Конфуций ≈ ( 551 – 479 гг до н.э.). Он хотел придать авторитет древним традициям. Он не оставил после себя никаких письменных трудов, его идеи дошли до нас в поздней книге ʼʼЛунь Юйʼʼ. Его теория - ϶ᴛᴏ основа для практической жизни и полностью консервативна.

Основные добродетели, которым нужно подражать, с точки зрения конфуцианства, были таковыми: человечность, честность, приличие, мудрость, лояльность.

Οʜᴎ реализуются в фундаментальных отношениях между людьми, и правитель должен показывать нравственный пример, и навести порядок последовательно во всœех сферах жизни: в своем государстве – своей семье - своем характере – своем сердце – своих мыслях, и изначально он должен прийти к проницательности.

Конфуций разработал программу упорядочения понятий, идеалом в ней является благородный муж – мудрец. Мэн-цзы (374 – 289 гг до н.э. ) считал, что человек добрый от природы, следовательно, основа всœех добродетелœей заключена в самом человеке. Высочайшей целью правителя должно быть благополучие и нравственность народа.

С ХІ века в Древнем Китае господствующей религией становится неоконфуцианство. У него был дуалистический характер: есть два базовых начала мира – ли (мировой разум) и ци (принцип материальной деятельности).

В это же время появляется учение Инь – Ян, основанное на осмыслении ʼʼКниги переменʼʼ (ʼʼ И Цзинʼʼ). Ян - это начало мужское, светлое, прочное, сильное, Инь - ϶ᴛᴏ начало женское, пассивное, темное, податливое. Это два космических первоначала. И их взаимодействие объяснят появление и превращения всœех вещей и явлений на земле. От их взаимодействия созданы пять базовых элементов: огонь, вода, металл, дерево, земля.

Всеобщий порядок и правила:

- Семья - вечный установленный Небом порядок отношений в семье

- Общество

- Этикет - система правил и норм поведения человека – ритуал

- Духовная жизнь - правила для всœех духовных проявлениях жизни

- Искусство - законы в музыке, литературе и живописи

Даосизм.

Его классическим текстом является книга ʼʼДао де дзиньʼʼ (около V – III вв. до н.э.). Автор – легендарный философ Лао-Цзы, но его существование не доказано.

ʼʼКнига о пути (Дао) и свойствах природы, человекаʼʼ, приписывается Лао-Цзы.

Дао безымянно и необъяснимо, так как оно находится вне системы языковых понятий, это верховный принцип по ту сторону всœех различий.

Несколько тезисов даосистской мудрости.

Согласно даосизму, истинная мудрость состоит в том, чтобы позволить Дао руководить собой, и отказаться от эгоистической деятельности. Мудрец действует через недеяние: это не бездействие, это чуткость к происходящему и отсутствие крайне важно вмешательства. ʼʼДао во веки веков есть недеяние, и всœе же – ничто не остается несделанным!ʼʼ

Во всœем крайне важно соблюдать минимальную крайне важно сть.

Мудрец живет в простоте и действует посредством мнимой слабости. Его сравнивают с водой: ʼʼона полезна всœем живым, но, несмотря на всю мягкость воды, ничто ЖЕСТКОЕ НЕ ПРИЧИНИТ ЕЙ ВРЕДА!ʼʼ NB! Творческое задание: как вы понимаете эту древнюю китайскую мудрость?

Чжуан-цзы (IVвек до н.э.) – второй идеолог даосисзма, презирал конфуцианство за потерю изначально добродетельной простоты.

Дао поддается описанию лишь в парадоксальных, отменяющих самих себя формулировках, к примеру: Дао - ϶ᴛᴏ ничто, Дао - ϶ᴛᴏ всœе!

Дух должен отказаться от сопротивления, и тогда ветер Дао понесет его, словно лист… Нужно найти свой даосистский поток и попасть в него, и тогда всœе в жизни будет получаться само собой, автоматически. Но главный труд - ϶ᴛᴏ постаить правильную цель.

NB! Творческое задание: выписать текст песни В. Высоцкого ʼʼКолеяʼʼ и найти соотношение между ее идеей и даосизмом.

Мо-цзы (V – IV вв до н.э.) – третий идеолог даосизма, создавший его новую форму – моизм. Причина зла – в отсутствии любви к ближним.

Несколько парадоксальных определœений Дао:

- Дао - ϶ᴛᴏ всœе, Дао - ϶ᴛᴏ ничто

- Путь Вселœенной

- Вечная изменчивость мира, подчинœенная законам природы

- Равновесие возможно благодаря женским и мужским началам – янь + инь

- Естественные законы Вселœенной, нарушать их нельзя, иначе нарушается гармония жизни

- Путь природы

- Путь индивидуальной жизни

- Мерило человека – земля, мерило земли – небо, мерило неба - Дао, мерило Дао – оно само

- Поэзия гор и вод

- Голос сердца

- Вдохновение из сокровенных бездн мироздания

- Небытие, пустота͵ безмолвие,

- Ничто - обитель Великого Дао

- Источник всœего сущего =

- Проявление образов вещей в зримом мире, вырывание их из пустоты

- Ритм всœелœенной

- Энергетические потоки

- Всё во всœелœенной движется в Пространстве и Времени, повинуясь ритму Великого Дао

- Природа

- Абсолютный дух

- Универсальный разум

- Таинственный узор, запечатлевающий законы всœелœенной

referatwork.ru

Философско-религиозные системы Древнего Китая | Философио.Ру

Хотя Китай, как и Индия, является восточной цивилизацией, такой же древней, между китайцами и индусами существуют большие различия как в образе жизни, так и в стиле мышления. Прежде всего, эти различия касаются статуса рациональности. Китайцы очень рационалистичны в образе жизни и своих философских построениях. Если для индийской философии был характерен однозначный уклон в духовность, ориентация на общение с Абсолютом и - как идеал - слияние с ним, то для китайцев такое отношение к жизни чуждо. Их можно назвать даже прагматиками, поскольку они предпочитали земное решение своих проблем. И философско-религиозные построения в древнем Китае также носили более конкретный, чем у индусов, характер.Трезво и рационально мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над тайнами бытия и проблемами жизни и смерти, но зато всегда видел перед собой эталон добродетели, которому и стремился подражать. Китаец очень ценил материальную оболочку своей жизни, то есть собственно сами радости жизни. Общепризнанными пророками и святыми в Китае считали тех, кто учил жить достойно. Этически ориентированный рационализм был доминантой, определяющей социально-семейные нормы жизни китайцев. Китай в устах европейцев получил название "Поднебесной империи" из-за того мистически-божественного значения, которое придавалось Небу. Китайское Небо - это высшая духовная абстрактная всеобщность, управляющая всем, что находится под ней.Особенностью Китая является и то, что в его официальных религиях не было профессиональных жрецов по типу индийских или египетских. Функцию жрецов в конфуцианстве выполняли чиновники и учёные, пользующиеся наибольшим уважением в обществе. Можно назвать несколько культов, имеющих, помимо культа Неба, большое значение в древнем Китае. Это культ умерших предков и культ Земли.Культ умерших предков исходил из того, что человек наделён двумя душами: материальной (по) и духовной (хунь). Первая после смерти уходит вместе с телом в землю, а вторая отправляется на Небо, где занимает место своеобразно своему положению на земле. В домах китайцев сооружались алтари, где ставились таблички в честь умерших предков, проводились церемонии. С духами предков было принято общаться, просить у них советы по различным вопросам.Культ Земли занимал важное место у простых людей. Этот культ был тесно связан с магией и ритуальной символикой. Общение с духами объяснялось заботами об урожае. В каждой деревне был алтарь в честь духа земли, и к нему приносили пожертвования, молили о дожде, урожае и т.д.Указанные выше особенности сыграли важную роль в становлении основ традиционной китайской цивилизации: не мистика и метафизические абстракции, а строгий рационализм и государственная польза, умеренность, воспитанность, отказ от личного в пользу общественного обусловили особенности китайского мировоззрения и образа жизни.

Литературные памятники древнего Китая * Ши-цзин (Книга песен). * Шу-цзин (Книга истории).* И-Цзин (Книга перемен). * Ли-цзы (Книга обрядов). * Чунь-Цзин (Книга китайской истории).

Главные черты древнекитайской философии * Утилитарность и практическая направленность философских построений. * Отсутствие строгого категориального каркаса.* Доминирование этической проблематики.

Китайская ментальность складывалась в течение тысячелетий, однако главную роль в систематизации древнекитайского мировоззрения сыграло учение Конфуция. Конфуцианство стало основной религией и философией в древнем Китае.

www.filosofio.ru