Древняя столица монголии. Каракорум — забытая столица Монгольской Империи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Каракорум — забытая столица Монгольской Империи. Древняя столица монголии


Каракорум — забытая столица Монгольской Империи

В городах засилье гибридных «Приусов», которые в Улан-Баторе снуют буквально на каждом шагу. Они не требовательны к качеству бензина и сравнительно экономичны. Плюс на них в Монголии распространяются налоговые льготы.

Улан-Батор похож на обычный российский или казахстанский город. Архитектура, нормы и правила дорожной инфраструктуры заимствованы у северного соседа, благодаря чему современная столица Монголии показалась намного краше городов в Китае. Есть здесь размах и простор.

Правда, пробок побольше, чем в Москве. Массовая автомобилизация началась лет 20 назад и пошла такими темпами, что дорожники не поспевают за ростом числа автомобилей. Нередко в семьях по 2-3 машины. В этом году введены правила, по которым ездить на личном транспорте можно только через день. Если номерной знак оканчивается на чётную цифру, то за руль садись по чётным числам календаря. Но эта мера подстегнула покупать ещё больше машин. Город стоит всегда. Лишь дорожное строительство способно вывести его из коллапса.

Но если выехать из Улан-Батора, проблемы с пробками пропадают. Раскрывается широкая ровная степь, где можно гнать на внедорожнике до горизонта под 100 км/ч. Именно так многие и поступают, чтобы сократить расстояния. Так поступили и мы, чтобы достичь древней столицы Монголии: Каракорума.

Volkswagen Amarok оказались хорошо приспособлены к скачкам по пересечённой местности. Непробиваемая подвеска и длинная база помогали держать хороший темп. Дорога пролегала не где-нибудь, а через краешек знаменитой пустыни Гоби, одной из самых загадочных и красивейших на планете.

Прошлое и настоящее

Неизменным атрибутом полупустынь и степей являются юртовые посёлки. Они сворачиваются и развёртываются за несколько часов и перемещаются с места на место вслед за стадами скота. Монголы умудряются совмещать быт средних веков с технологиями современных лет.

Рядом с юртами высятся мачты с солнечными батареями и спутниковыми тарелками. Кое-где видны вышки сотовой связи. Во дворах стоят новенькие китайские мотоциклы, суровые УАЗы для повседневной работы и щеголеватые японские внедорожники для визитов в город. Однако юрты всё так же отапливаются кизяком, разложенным сушиться на глиняных оградах.

«Юрта проста и удобна, — рассказывает наш сопровождающий по имени Евгений. — Её можно быстро разобрать и погрузить на старенький „ЗИЛ“, чтобы уже через сутки водрузить где-то снова. Но посёлки могут стоять на одном месте по несколько десятилетий. Юрты уже делают на каменных основаниях».

К слову, подобные юрты встречаются и во дворах крупных многоэтажек в городах, и даже на окраинах Улан-Батора, словно наши сараи. Старики, получившие квартиры, время от времени спускаются вниз и живут в юртах, чтобы не отрываться от природы.

Монголы привыкли жить родами и кланами, поэтому до сих пор помнят мифы и легенды, уходящие корнями в глубины тысячелетий. Старики при желании расскажут байки о том, как и кем их предки служили в войсках Чингисхана.

Старейшин узнать легко. За просаленной одеждой они носят табакерки с нюхательным табаком ценой в несколько десятков тысяч долларов. Вытащить её из-за пазухи и эффектно угостить товарища считается достойным. В крупных городах ювелиры делают неплохую кассу на этих атрибутах местной власти и статуса.

Священные реликвии

Наши Volkswagen Amarok колонной прошли по степи. По сторонам попадались пасущиеся табуны. Конь в Монголии до сих пор священен, хотя некоторые пастухи обленились и гоняют за табунами на китайских мопедах.

Каждый крупный скотовладелец участвует в скачках и хвастается реликвиями. В этом ключе примечателен город Арвайхээр, названный в честь побед на скачках двухсотлетней давности. В переводе это значит «быстрый конь», а на подъездах к городу в степи выстроен целый мемориал в честь победителей прошлых десятилетий. К слову, в качестве наездников выступают дети и подростки от 5 до 15 лет. Они мало весят, отчего конь на бегу устаёт меньше.

И вот он заветный Каракорум. Когда-то это был огромный город. Сюда свозились оружейники, пленённые в окрестных странах. В городе выковывалось оружие для кочующих армий. Жилые кварталы раскинулись до горизонта. Но во время упадка монгольского государства китайцы разрушили Каракорум. Империя распалась на мелкие части. Затем в XV веке сюда вернулись буддийские монахи и основали монастырь Эрдэни-Дзу, существующий и поныне.

asiarussia.ru

Ховд (Кобдо). Старейший город Монголии.: varandej

На территории Монголии было немало столиц древних великих империй, в том числе Каракорум, где во дворце Чингисхана стояло серебряное дерево с золотыми листьями. Но к середине тысячелетия их почти без следа поглотила степная пыль, а в роли оседлых поселений остались разве что хийды и хурэ - буддийские монастыри. Даже Улан-Батор начинался с кочевой ставки ("Урга"), осевшей на нынешнем месте лишь в конце 18 века. И скромный Ховд (29 тыс. жителей), центр обширного пустынного аймака на западе страны, выходит старейший монгольским городом - джунгарский хан Галдан-Бошогту основал его в 1685 году как центр земледельческого района. Многонациональный Ховд самобытнее казахского Улгия, из которого мы не без приключений добирались сюда в прошлой части, и здесь есть вполне самодостаточные достопримечательности вроде китайской Казначейской крепости или неожиданных памятников сталинской архитектуры.

Чуть раньше джунгар, в самом начале 17 века, на большую сцену Мировой истории вышли другие кочевники - чжурчжэни, или маньчжуры из тех краёв, где ныне стоит Владивосток. Не потомки Чингисхана, а дальняя родня эвенков и нанайцев, они сориентировались куда быстрее и в 1636 году начали покорять Китай, положив начало последней в его истории императорской династии Цин. Первым, хотя и не надёжным и не добровольным союзником маньчжуров стали монголы, от которых те получили печать императора Северной Юани, то есть правопреемственность Монгольской империи. Но единства среди монголов не было, союзы с маньчжурами создавались и рушились, а князья и ханы убивали друг друга завоевателям на радость. Монгольская степь раскололась на Внутренню Монголию (к югу от Гоби) под властью Цин, колеблющуюся Халху (Внешнюю Монголию) и независимую Джунгарию, и конечно же джунгарский хан не мог не примерить на себя роль объединителя монголов. Галдан-Бошогту, тот самый, что разрушил в междоусобной войне крепость Аблайкит под будущим Усть-Каменогорском, с 1680-х годов начал экспансию на восток. Маньчжуры имели перед джунгарами такое преимущество, как грандиозная тыловая база Китая, поэтому Галдан, покорив оазисы Кашгарии, пытался развивать в своём ханстве земледелие. Как крепость, прикрывавшая земледельческую колонию приглашённых таранчи (уйгуров) на берегах реки Кобдо и был основан в 1685 году одноимённый город (Ховд и Кобдо - одно и то же слово). Успешная экспансия ойратов в халха-монголию обернулась чередой джунгаро-маньчжурских войн, и на первый раз маньчжуры одержали верх, на второй джунгары взяли реванш, ну а третья война 1750-х годах кончилась гибелью Джунгарского ханства.

1а.

Ховд был взят цинским врйском в 1757 году в одном из ключевых сражений, а пять лет спустя восстановлен уже маньчжурскими властями километрах в 20 от своего первоначального места, теперь на реке Буянт. И хотя долина Кобдо исторически принадлежала Джунгарскому ханству, Цины включили её в состав Внешней Монголии, делившейся на 4 аймака (феодальных ханства), как не входивший ни в одно из них пограничный округ ("лигу") Кобдо, включавший весь запад нынешней Монголии от Алтая до Гоби. В Китае монгольскими делами заведовала "варварская палата" Лифаньюань, назначаемый из неё цзяньцзинь (генерал-губернатор) Внешней Монголии сидел в Улясутае, а два его помощника (амбань) - в Урге и Кобдо. Эти три города и составляли костяк Внешней Монголии, и в составе империи Цин она с одной стороны располагала значительной автономией, а с другой - была максимально изолирована от внешнего мира, в первую очередь от цепкого капитала России. На рубеже 19-20 веков эту автономию пекинские власти начали активно сворачивать, а необходимость пополнить казну после чудовищных восстаний, прокатившихся в 1860-90-х годах по всей Поднебесной, толкнула их на необдуманный шаг: собирать налоги с монголов не скотом, как раньше, а серебром. Монголия, конечно, очень богата серебряными рудами, но тогда об этом никто не знал, и серебро на дань монголы получали, лишь продавая скот китайским купцам. Те, разумеется быстро сориентировались в ситуации и занизили цены, от чего поголовие скота в Монголии начало таять на глазах, и как неизбежное следствие - монгольскую степь с 1900-х годов начали сотрясать восстания.

1б.

В 1911 году Монголия отделилась от Китая, став независимой теократической монархией под протекторатом России, и самое активное сопротивление Национальной революции оказал как раз-таки амбань Кобдо, лишь в 1912 году изгнанный беспощадным калмыком Джа-ламой. Война в Кобдо прекратилась лишь в 1913 году с вводом туда русских войск. Но ещё на десятилетия Монголия, лишь в 1961 году принятая в ООН, осталась чем-то вроде Абхазии или ЛДНР - непризнанным государством, "серой зоной" на границе России, без воли которой здесь не решалось ничего. Поэтому Монголию не миновала и русская Гражданская война: китайцев, вернувшихся в Кобдо под шумок в 1919 году и устроивших погромы русских купцов, в 1921 выгнали бе(г)лые казаки из "алтайской сечи" Александра Кайгородова. В тот же год и их разбили красные во главе с Карлом Байкаловым и монгольские коммунисты - следом за СССР возникла Монгольская Народная Республика, в 1921 году ограничившая, а в 1924 и полностью упразднившая монархию Богдо-гэгэна. И когда не было ещё ни шахт Дархана, ни металлургии Эрдэнэта, старинный Кобдо оставался вторым по значению городом Монголии, "воротами в СССР", где в 1942-44 годах формировались верблюжье караваны с мясом и шерстяной одеждой на помощь Красной Армии, а с 1930-х годов до самой Перестройки - гурты скотоимпорта на мясокомбинаты Семипалатинска и Бийска.

2.

Добравшись до Ховда поздно вечером, мы остановились в первой попавшейся гостинице "Ховд" на главной площади. У неё был пафосный холл с аквариумом, и вежливые очаровательные администраторши, уже не казашки, а явные ойратки или монголки. Одна свободно владела английским, другая - русским, вот только работали они посменно. За, кажется, 60 тысяч тугриков (1500 рублей) мы сняли небольшой номер с удобствами, а на утро, оставив Олю выспаться и собраться, я пошёл гулять. Снаружи гостиница оказалась такой же, что мы видели в Улгие - фасад в духе сталинского барокко, как где-нибудь в Чернигове, и даже те же каменные часы на нём. На кадре выше он на заднем плане, а меня с первого же взгляда впечатлило роскошное здание театра, судя по пережиткам конструктивизма - как бы и не 1930-х годов постройки:

3.

Хотя "сталинская архитектура" в изрядной степени миф, и подобие наших сталинок  я видел в бывших землях Польши, Финляндии, Чехословакии, не говоря уж о странах Прибалтики. Но монгольские сталинки - это именно сталинки в узком смысле слова, равно как и местные пятиэтажные дома - именно родные нам пятиэтажки. И этот театр без вывесок и с запертой дверью фасада - шедевр "монгольского сталианса", более яркие памятники которого стоит искать разве что в столице.

4.

Другая сторона площади Аюша. Неотъемлемая часть её ансамбля - довлеющая над Ховдом гора Хотын-Урд (2028м) с каким-то немного готическим абрисом:

5.

На кадре выше, на одном ряду с нашей гостиницей - политехнический колледж и детский сад. Типовые проекты послевоенного СССР, отличающиеся лишь декором:

6.

Напротив театра - Ховдинский западный региональный центр, то есть видимо администрация аймака, которую здесь уже никак не назвать акиматом, и суд, вывеска которого отмечена парой орденов МНР (ближе см. здесь).

7.

При виде памятников на площади я сразу обрадовалс: "О! Чингисхан!", но нет - как заметил mimohodec, несмотря на весь культ личности, именно памятников Потрясателю Вселенной на всю Монголию три штуки. А здесь в середине площади в 1959 году увековечен давший ей название Арат Аюш (1858-1939), предводитель аратских восстаний в Кобдинском округе, а у здания суда - основатель города Галдан-Бошогту (2004).

8.

Домик с граффити на углу площади:

9.

В сквере по соседству - не знаю точно, что за заведение и каких лет постройки, но надпись на нём гласит примерно "Дети приносят радость!".

10.

А детям радость приносит обилие зооморфных скульптур, в том числе вот такие вот мимимишнейшие лавочки:

10а.

С площади улицы расходятся по трём сторонам - на север к Казначейской крепости, историческому недо-центру и дороге в Улгий; направо, если идти с севера - к парку и буддийскому монастырю, налево или прямо - к базару, автовокзалу и дороге в Улан-Батор. В облике ховдинского центра переплетаются как очень знакомое, так и совсем не знакомое. Вот этот вид - почти что Элиста, и сходство совсем не случайно. Ховд - пожалуй самый многонациональный аймак Монголии: четверть жителей тут халха-монголы (то есть монголы "по умолчанию"), 10% - казахи, а большинство населения - ойраты: осколки Джунгарии, по нашему говоря - калмыки. Сама Калмыкия с согласия русских властей образовалась почти одновременно с Джунгарией, с крахом последней многие ойраты ушли на Волгу, а несколько десятилетий спустя, не поладив с царскими властями, уже калмыки пустились в Пыльный поход через казахские степи назад к империи Цин. То есть, как у многих российских калмыков родословная уходит в Синьцзян, так и у многих монгольских и синьцзянских ойратов были дальние предки на Волге. Консолидировать ойратские племена в единый народ по советскому образцу монгольские власти не стали (так, чего доброго, и национальную автономию им пришлось бы создавать!), но суммарно их около 200 тысяч человек - чуть больше, чем волжских калмыков. Самые многочисленные ойраты - дербеты и баяты, населяющие в основном в Убсунурский аймак, и именно с дербетов начиналась алтайская торговля по Чуйскому тракту. В Ховде живут захчины (ещё четверть населения аймака) и малочисленные торгуты (9%), олёты (7%), мянгаты (5%), немного дербетов (4%) и баятов, совсем уж редкие узумчины, а также знакомые по прошлой части урянхайцы (7% населения) и чанту - монгольские узбеки и уйгуры, потомки земледельцев Галдана-Бошогту, нишу которых на полях долины Кобдо в последние полтора века заняли казахи. Население Ховда-города в целом похоже на население Ховда-аймака, разве что казахов побольше, поскольку Ховд-река совсем рядом.

11.

Местами Ховд похож не на Элисту, и вообще не на бывший СССР, а на старый голодный Китай, знакомый мне лишь по фотографиям и фильмам. Одноэтажные дома с очень частыми окнами, а за ними робкие новостройки - наверное, такой была китайская глубинка в эпоху Сяопина.

12.

Добавляют маоизма толстые кирпичные трубы дворовых котельных, зимой наверное густо дымящие углём:

13.

Южнее площади Аюши - целый квартал деревянных бараков с юртами во дворах:

14.

Здесь же и явные сталинки с характерной лепниной:

15.

В том числе здоровенная жёлтая школа:

16.

Задний двор которой также не обошёлся без юрты:

17.

Среди всего этого попадаются одноэтажные домики, которые вполне могли принадлежать каким-нибудь русским купцам или например русскому консульству, основанному в Кобдо ещё при маньчжурах.

18.

Если это правда русское зодчество - то одни из самых малоизвестных его образцов:

19.

Думаю, вы заметили и очень странный марафет Ховда. Город явно некоторое время назад привели в порядок, может быть не без помощи Цахиагийна Элбегдоржа, президента Монголии в 2009-17 годах, при котором "шестнадцатая республика" вновь сильно сблизилась с Россией: он родом из Ховдинского аймака, и по происхождению - захчин. Но марафет явно был разовой акцией, и "монгольским Белгородом" Ховд так и не стал - тротуары из плитки и булыги, симпатичные бордюрочки и фонарные столбы неумолимо заносятся песком и сором.

20.

Одна из "фишек" Ховда - памятники его региональным символам. Например, кобдинскому арбузу - на грузовичке с такими мы ехали в прошлой части. Как уже говорилось, выращивают их здесь в основном казахи: оказавшись не столь true-скотоводами, как монголы и ойраты, многие из них променяли плеть на соху.

21.

На перекрёстке за театром - Сапоги, гордость национального костюма захчинов:

22.

Но самый впечатляющий из этих памятников - на улице, от Площади ведущей вправо. Музыкальный инструмент моринхур в виде стелы высотой с пятиэтажку потрясает даже не звуча:

23.

Обчных памятников тут гораздо меньше, чем в Улгие, бюстов я и не припомню, а вот мемориальные доски ещё попадаются. Верхняя - у здания полиции, нижняя - явно памятник кому-то конкретному:

24.

Оба они стоят на главной улице, ведущей с площади Аюши на север. Во дворах у площади - ещё какая-то сталинка с лоджией, судя по чужим фотографиям до недавнего времени служившая буддийским храмом:

25.

Парой кварталов дальше по улице - аймачный музей в унылом здании. Как ни странно, о нём довольно много информации по-русски, в том числе что он был основан в 1950 году. Судя по фотографиям - обычный районный краеведческий, а здание кажется очень запущенным.

26.

У входа - стелы из какой-нибудь культуры плиточных могил (предки монголов, жившие в последнем тысячелетии до нашей эры) и огромный расписной казан, может быть и эпохи Джунгарии. Вот как раз об уличных предметах-то никакой информации и не найти:

26а.

За музеем - старые домики и необычный тротуар в виде двух колей через песок:

27.

Напротив - бывшая автобаза, от которой осталась вычурная сталинская арка как символ того, что фактически именно Ховд, а не Ташанта, был конечным пунктом Чуйского тракта.

28.

И казахская мечеть. В Ховде, в отличие от Улгия, она одна, но как бы и не на историческом месте:

29.

Ещё чуть-чуть - и улица сворачивает под прямым углом, упираясь в глиняную стену. Это Сангийн-хэрэм, или Казначейская крепость, резиденция маньчжурских чиновников и военных в округе Кобдо. Они и перенесли город на нынешнее место: Ховд Галдана-Бошогту стоят прямо на реке Кобдо, и его руины сохранились близ Чингисхановых валов (это как Змиевы или Траяновы валы, только в Монголии - были задолго до Чингисхана) в олётском сомоне Эрдэни-Бурэн. Тот город маньчжуры разрушили в 1757 году, а заново основали Ховд в 1762-м на Буянте... но даже так он выходит на полтора десятилетия старше Урги (Улан-Батора), осевшего на своём нынешнем месте в 1778 году.

30.

За остатками валов - заросший грязный пустырь, над которым с клёкотом носились коршуны. В воздухе стоял омерзительный запах, и взобравшись на вал, мы увидели за ним самую настоящую падаль. В огромной и опустевшей крепости мрачно до смутного иррационального страха:

31.

Кобдинский амбань, в отличие от ургинского, пытался сопротивляться Монгольской революции силой, и в 1912 году его крепость разрушил Джа-лама - пожалуй, самый яркий персонаж Монголии начала ХХ века. Лама из него был как из Сталина священник: калмык племени дербетов Амур Санаев родился в 1860-м году близ Астрахани, в пятилетнем возрасте был увезён родителями в буддийский монастырь Долон-нур в Монголии, и действительно с детства учился в дацанах. Показав себя отличным учеником, он отправился в Тибет, в запретную Лхасу, но вскоре покинул её после ссоры, в ходе которой убил другого монаха. Теперь Дамбиджалцана (такое имя он получил в монашестве) вела кровь, и в 1890-х годах, когда в Монголии сделалось неспокойно, он объявился в западных аймаках, называя себя воплощением Амурсаны - последнего джунгарского хана, сначала призвавшего на помощь в междоусобной войне армию Цин, а затем отчаянно пытавшегося разжать её железные тиски. Пару раз китайцы арестовывали Джа-ламу и высылали в Кяхту, но из России он сбегал, и в начале ХХ века, на фоне бесконечных аратских бунтов, начал собирать вокруг себя тех, кто готов был бороться против Китая с оружием в руках.

31а.

В августе 1912 года он взял Казначейскую крепость и выгнал китайского амбаня, но присоединившись к Монголии, Кобдинский округ фактически был "государством в государстве", личным княжеством Джа-ламы, где он был влиятельнее, чем Богдо-гэгэн. При всём том он оставался калмыком и подданым Российской империи, на которую и ориентировался, пытаясь проводить модернизацию. Жителям Кобдо он велел носить русскую одежду, строить дома по русскому образцу (и не они ли на кадрах №18-19?), на зиму заготовлять сено, и даже выписывал из России сельскохозяйственные машины для интенсивного земледелия. Богдо-гэгэна своеволие Джа-ламы, конечно, не устраивало, и поводов низвергнуть амбициозного калмыка было вдосталь: был он хоть и модернизатор, а тот ещё людоед. Помимо репрессий, которых местная знать боялась так, что монгольские князья прислуживали ему словно холопы, "лама" придерживался не столько буддизма, сколько шаманской "чёрной веры" и устраивал даже человеческие жертвоприношения на обрядах за исход войны. Не пощадил он и монахов из Улан-Гома, отказавшихся ему повиноваться, и нескольких лично забил до смерти, а окормлявшую монастырь дербетскую знать обложил огромной данью. Риск восстания дербетов вынудил Богдо-гэгэна арестовать Джа-ламу, и указом Николая II бывший Амур Санаев отправился в ссылку в Якутскую область. В революцию, однако, он бежал оттуда и продолжил войну, построив замок в песках Гоби, где и был убит в 1921 году монгольскими "красными".

32а.

Ну а последним хозяином разрушенной Казначейской крепости были и вовсе казаки Кайгородова. Китайцы в 1919 году заняли Кобдо наполовину русским городом, где хозяевами были русские купцы, а вокруг располагалось множество опять же русских заимок. Китайским купцам это, конечно, не нравилось, и в марте 1921 года здесь случился погром, и бежали от него люди конечно же в Оралго - Алтайскую сечь Кайгородова. Белая колония разраслась настолько, что для пропитания казаки и беженцы стали грабить караваны, а когда китайская власть послала по этому поводу возмущённой письмо, Кайгородов пригрозил взять Кобдо, и китайцы, не дожидаясь драки, предпочил бежать. Затем и казаки ушли в безнадёжный "поход на Русь", и больше в истории Кобдо войн не было. От крепости остались лишь голые стены, лучше всего сохранившиеся на тихой улочке с западной стороны:

32.

А с этих стен открываются вот такие виды - на заднем плане мосты через Буянт и тот самый пост полиции, перед которым нас высадили из автобуса вечером. В лугах у речки - юртоград, "трущоба по-монгольски", причём возможно значительная часть этих юрт населена сезонными работниками:

33.

У тех, что подальше - уже есть участки и заборы, но юрта по-прежнему основной дом:

34.

Вся жизнь юртограда - на виду, и ноль внимания на двух туристов:

35.

А люди на улицах Ховда попадаются интересные - ойраты и халха-монголы, в отличие от казахов, ещё хотя бы иногда носят традиционный костюм. Опытный глаз, наверное, отличил бы монгола от захчина, а дербета от торгута, ну а для меня это всё пока что просто красиво и чуждо.

36.

На ком-то шапка:

36а.

На ком-то - сапоги, совсем как тот памятник за театром:

37а.

На базаре продавали запчасти для гэров - монгольских юрт. Про тюркскую юрту я подробно рассказывал здесь (в контексте Киргизии), и разница была мне понятна сразу. У гэра вертикальные стены называются "хан", жерди - "уни", потолочное окно - "тоно". Уни, в отличие от тюркских уков - не изогнутые, а прямые, поэтому крыша юрты - не купол, а пологий конус. Если в гэре более 4 "хан", то её тоно поддерживает пара столбов. Из-за них гэр тяжелее тюркской юрты почти вдвое, но зато он компактнее по высоте, что крайне важно в лютую монгольскую зиму. В эту поездку я несколько раз заходил в казах-уй, и ни разу в гэр, но обязательно наверстаю это, когда приеду в Монголию снова.

37.

Базар в Ховде предусмотрителено соседствует с автовокзалом, но найти "коллективное такси" нам и здесь так и не удалось. С машин торгуют дарами кобдинских оазисов, и всё же жаль, что я не видел здешних полей.

38.

Вообще же мне не раз доводилось слышать, что в Ховде живут лучшие люди Монголии, более честные и культурные. Может, сказывается многонациональность, когда обидеть кого-то - значит, получить проблем с его соплеменниками, может - старая по монгольским меркам городская культура, а может, это и не так - мне сравнить пока не с чем. Лицом Ховда для меня стала молодая и очень худощавая казашка-таксистка, неплохо говорившая по-русски (вообще Ховд показался мне даже более русскоязычным городо, чем Улгий). Отвезя нас вечером в гостиницу и узнав, что мне нужно поменять валюту, утром она обещала мне помочь. Узнав у администраторши, что все банки в выходные закрыты, а обменных пунктов нет, и "sory, i can't help you", я вызвал такси по оставленному вечером номеру. Судя по запинкам и усилившемуся акценту, казашку я разбудил, но она приехала через полчаса, и повезла меня в единственный в городе банк, работавший в выходные. Обменника при нём не оказалось, и поспрашивав людей на базаре, она нашла мне мужика-менялу, к которому ходят сами местные, и чуть поторговавшись, я купил тугров по тому же курсу, что и в Красной Юрте на границе. Пока ездили, казашка рассказывала мне, что русскому языку её научил отец, очень любивший и уважавший Россию, а потому и ей за честь помочь русскому гостю. Денег она с меня взяла за все эти разъезды столько, сколько условились изначально до первого банка.А вот, на автовокзале - явно не казахи, а монголы, и может быть из каких-нибудь более "центральных" аймаков. За колоритом национальной одежды в Ховде надо ходить именно на автовокзал.

39.

...Впрочем, тут я слегка забежал вперёд. Казашка везла нас в гостиницу от буддийского монастыря, а шли мы к нему пешком, в основном по невзрачным кварталам частного сектора меж высоких заборов. По дороге - глинобитное здание с башенкой, не знаю, что это и каких времён.

40.

Ближе к монастырю нам навстречу прошла индийка с красным камнем "третьего глаза" во лбу. За частным сектором - опять многоэтажки, и мрачный, несмотря на популярность, парк аттракционов, стоящих на голом песке:

41.

Монгольская Народная Республика в западной прессе именовалась порой "красной колонией": окрепнув к 1930-м годам, она старалась походить на СССР во всём, в чём можно, и не стали исключением репрессии. Главным их объектом стало буддийское духовенство: Монголия так малолюдна не только из-за сурового климата, но и потому, что и при Цинах, и при Богдо-гэгэгах всё её мужское население делили межу собой монастыри и армия, что никак не способствовало высокой рождаемости. Хурээ (монашеские поселения) и хийды (обители вокруг буддийских святынь) играли тут роль и оседлых населённых пунктов, и всего к началу ХХ века их насчитывалось по монгольским степям более 700. Даже у озера Толбо стоял буддийский монастырь, за который бились Бакич и Байкалов. Большинство из них в 1930-х годах было разрушено до основания, и как и в случае с русскими церквями, восстановление буддийских храмов Монголии неспешно идёт до сих пор. Буддийский монастырь в Ховде построили в 2005-10 годах:

42.

Два его названия написаны на воротах, и основное... эммм... попробуйте его вслух выговорить! Но оно (слово "хийд") говорит, что в основе этой обители была келья отшельника или чудотворца. Более простой вариант - Ховд-Суврага, что значит Пирамида Ховда.

43.

Внутри монастырь не блистает красотой построек, зато удивляет странной запущенностью - облезлые стены, вытоптанная земля. Даже многие хурдэ, барабанчики с текстами молитв, которые надо крутить - и то поломаны: одни заклинены, другие вскрыты. Монашеские кельи - в стенах, а большая часть территории - грядки, единственный увиденный мной в Монголии пример земледелия:

44.

Буддизм, как всегда, поражает количеством глубокомысленных, но мне не знакомых образов:

45.

В центральном дугане пахло плесенью и упадком. Но лама в красном одеянии принимал монгольскую семью, о чём-то ведя беседы. Там я фотографировать не решился, да и было слишком уж темно, поэтому вот крыша дугана:

46.

Над кельями - галерея, вдоль которой стоит 108 субурганов, то есть маленьких буддийских часовен. Скульптуры в их нишах повторяются по разу на каждой стене.

47.

А на самих стенах - надписи явно не религиозного содержания. Монгольский пофигизм и буддийский фатализм здесь образуют странный резонанс...

48.

Отсюда виден край города - ещё одна ступа, не в меру героический памятник и одинокая гора Баатар-Хайрхан (Милостивый Богатырь) с соёмбо:

49.

На юг Ховд тянентся двумя "штанинами", и за монастырём почти тупик - дальше лишь сомоны. Вот как та же гора выглядит со второй южной дороги, переходящей в трассу на Улан-Батор:

50.

Дальше по ней, как и в Улгие, есть гора со смотровой площадкой, причём беседка на площадке также увенчана субурганом:

51.

А на въезде в Ховд стоял ветеринарный контроль, и каждую машину проверял на предмет тарбаганов - сурки по осени жирные, и местные их с удовольствием едят, однако как раз в эти дни по аймаку была объявлена чумная тревога. Именно из Монголии чума распространилась в своё время по свету, и её очаги здесь и в наши дни просыпаются нередко, как правило обходясь без летальных исходов. Монголия - чумовая страна.

52.

В следубщей части проедем по этой дороге в Манхан к древней пещере Гурван-Цэнхэрийн... и крайней на этот раз точке погружения в Монголию.

АЛТАЙ-2017Алтай Триединый. Обзор поездки и ОГЛАВЛЕНИЕ серии.Алтай в общемАлтай в общем. Регионы и народы.Алтай в общем. Край шести религий.Алтай в общем. У истоков тюркского мира.Казахский Алтай - см. ОГЛАВЛЕНИЕ!Монгольский Алтай - посты будут!Земля Кобдо. Первые впечатления о Монголии.Земля Кобдо. Про кочевых казахов.Улгий. Город монгольских казахов.Монгольская дорога. Из Улгия в Ховд.Ховд (Кобдо). Старейший город Монголии.Манхан. Земля захчинов и петроглифы каменного века.Монгольский Алтай. Дорога на Хурган-Нур.Монгольский Алтай. Кобдинские озёра.Монгольский Алтай. Назад через Цэнгэл.Неалтайский Казахстан - см. ОГЛАВЛЕНИЕ!Степной Алтай - см. ОГЛАВЛЕНИЕ!

varandej.livejournal.com

Хархорин - древняя столица Монголии

Сентябрь 11th, 2013 Ginger DSC_0741

Город Хархорин — это тот самый Каракорум, столица монгольской империи XIII века. Считается, что город был основан в 1220 году, когда Чингис-хан перенес сюда свою ставку, но основное развитие и расцвет пришлись на время правления его сына Удегея. Столицей Каракоруму суждено было быть недолго — в 1264 году хан Хубилай перенес ее в Пекин (в те времена — Ханбалык).

Хархорин расположен в 380 км юго-западнее Улан-Батора в долине реки Орхон. Дорога туда ведет ужасная — особенно последняя треть пути. Мы первый раз видели, чтобы машины объезжали асфальт по обочине icon smile Хархорин древняя столица Монголии

В настоящее время город выглядит как обычный поселок — ничто с первого взгляд не выдает в нем былого величия. Застройка из частного сектора, пыльные дороги, тишина и спокойствие.

Мы приехали сюда на несколько дней, поэтому не стали сразу идти изучать достопримечательности, а отправились искать хорошее место для кемпинга. Нашли его на берегу реки, рядом с несколькими гестхаусами.

Простояли там день, постирали и просушили все вещи, а на следующее утро пошли смотреть монумент с изображением карт Монгольской империи в разные периоды ее существования. Расположен монумент на небольшом холме и состоит из трех стен, на которых мозаикой выложены карты.

DSC 0692 Хархорин древняя столица Монголии  DSC 0694 Хархорин древняя столица Монголии DSC 0698 Хархорин древняя столица Монголии

DSC 0703 Хархорин древняя столица Монголии

Оттуда открывается хорошие панорамные виды на все стороны.

Далее идем в монастырь Эрдене-Дзу – главный монастырь страны, если верить путеводителю :) Основанный в XVI веке, он был первым буддийским монастырем страны, правда и выглядел он тогда более впечатляюще чем сейчас. Сегодня же то, что он него осталось, переведено в статус музея и находится под покровительством ЮНЕСКО.

DSC 0722 Хархорин древняя столица Монголии

DSC 0710 Хархорин древняя столица Монголии

DSC 0733 Хархорин древняя столица Монголии

Двери – маленькие icon smile Хархорин древняя столица Монголии

DSC 0746 Хархорин древняя столица Монголии

DSC 0761 Хархорин древняя столица Монголии

За территорией монастыря стоит памятник, изображающий каменную черепаху. Предания говорят, что по углам древнего Каракорума были расположены четыре черепахи. Судьба остальных трех нам не известна, но одна действительно стоит, похоже что даже улыбается:

DSC 0742 Хархорин древняя столица Монголии

Побродив в окрестностях монастыря до вечера, мы попрощались с Каракорумом и поехали в сторону Монгол Элс.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

we-go-together.ru

Каракорум- древняя столица Монголии

  • Published on27-Jul-2015

  • View165

  • Download0

DESCRIPTION

1. СКАЗОЧНАЯ СТОЛИЦА МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ КАРАКОРУМ-как объект туристической деятельности Группа…

Transcript

1. СКАЗОЧНАЯ СТОЛИЦА МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ КАРАКОРУМ-как объект туристической деятельности Группа 1511Б10 Цэвэгмэд Гантуяа Пурэв Мунхгэрэл 1 2. План История строительства История исследования Каракорума Сегодняшнее cостояние Туры в Каракорум Далнейшие преспективы 2 3. КАРАКОРУМ • Каракорум — столица Монгольской империи в 1220—1260 годах. В настоящее время — город, центр сомона Хархорин Увэр-Хангайского аймака. Название восходит к тюркскому топониму окрестных гор Каракорум. Легендарная столица империи Чингисхана лежала в 380 километрах юго-западнее современного Улан-Батора 3 4. История строительства Основана в 1220 Чингисханом, просуществовала до 16 века. В начале ХХ века ученые определили местонахождение столицы Чингисхана в верховьях реки Орхон в центре Монголии.. 4 5. • В Каракорум непрерывно, в течение нескольких десятилетий, шли караваны с богатыми военными трофеями, доставлялись с захваченных земель лучшие ремесленники для ведения строительных работ в городе. 5 6. • Сам город был разделенным на два квартала: «Один квартал сарацинов, в нем бывает базар, и купцы стекаются туда, другой квартал китайев, тут все ремесленники. Вне кварталов стоят большие дворцы, которые принадлежат придворным секретарям. Там имеются две мечети, двенадцать кумирен различных народов и одна христианская церковь. Город имеет четверо ворот и окружен глиняной стеною». 6 7. В 1263 г. Монгольская столица была перенесена из Каракорума в Пекин. Вторжение китайских войск в 1380 г. и междоусобные войны монгольских феодалов сильно разрушили город. От былого величия до наших дней сохранились только каменные черепахи. 7 8. 8 На протяжении последующих 200 лет город неоднократно грабили и жгли, в результате, от древней столицы почти ничего не осталось: ни развалин зданий, ни камней от них. Территория его в форме четырехугольника размерами примерно 2,5 на 1,5 км была обнесена невысокой глинобитной крепостной стеной. 9. Дворец Тумэн-Амгалан • У большой башни в крепости стоял красивый дворец Угэдэй-хана – Тумэнамгалан (Десять тысяч благоденствий или десяти тысячекратное спокойствие). • Дворец Туммэн-Амгалан был возведен Угэдэй-ханом в 1235 г. Храм располагался в юго-западной части города на насыпной платформе высотой 1,5 метра, со стенами длиной на расстояние дальности полета стрелы. 9 10. Чудесный фонтан • Парижский ювелир Вильгельм Буше создал необыкновенное сооружение, которое перед ханским дворцом. Это было «большое дерево из серебра, у корней находились четыре серебряных льва, внутри которых была труба. Они изрыгали белое кобылье молоко. 10 11. 11 •Внутри дерева были четыре трубы до верхушки, края труб, сделанные в виде пасти позолоченной змеи были направлены вниз. Хвост такой змеи обвивал ствол дерева. •Из одной трубы лилось кобылье молоко, из другой — вино, из третьей — рисовое пиво, из четвертой — бал, медовый напиток. Ветки на дереве, листья и груши были cеребряные . 12. 12 13. История исследования Каракорума • В 1948 и 1949 годах здесь работала советско-монгольская археологическая экспедиция. Во время археологических исследований, проведенных в большом масштабе , был окончательно решен вопрос о местонахождении города. 13 14. 14 В 1995-1996 гг. Здесь работали монгольские и японские ученые. Были проведены исследовании геофизики и археологии, построен забор вокруг города. 15. • В 1999–2004 гг. небольшая группа немецких ученых из института археологии Боннского университета совместно с монгольскими археологами вели раскопки. Были полностью откопаны помещение для строителей ханского дворца и четыре огромных печи для обжига кирпича. 15 16. • Среди найденных вещей при раскопках храма: браслет, китайское зеркало – толи, золотая пряжка, множество китайских монет, самой сенсационной находкой стала печать, найденная в марте 2002 г. 16 17. Монастырь Эрдэни Дзу •Эрдэни-Дзу переводится как «Храм Сокровища». •Эрдэни-Дзу — действующий ламаистский монастырь в Монголии. •Расположен на правом берегу р. Орхон. •Первый стационарный буддийский монастырь. •Крупнейший религиозный, культурный и политический центр средневековой Монголии. 17 В XIII веке хан Угэдэй (сын Чингисхана) привез статую Будды в столицу Монгольской империи – город Хархорин. Для статуи был построен красивый величественный храм. Этот храм называется Монастырь Эрдэни Дзу. 18. •Был построен в 1585 по приказу Абатай-хана в южной части древней монгольской столицы Каракорума. •Для строительства использовались камни, взятые из развалин зданий древнего города. •Монастырь был возведен по образцу тибетских храмов. •Вокруг монастыря было 108 субурганов. 18 19. •Центральное место в Эрдэни-Дзу занимали три храма Гурбан- Дзу — «Три сокровища», символизирующие три этапа жизни Будды. •В 1799 г. в Эрдени-Дзу соорудили Священный субурган. 19 20. Лавран, единственный сохранившийся в Монголии храм чисто тибетского типа. 20 21. •Были заложены 150 000 бурханов и прах основателя монастыря Абатай-хана. •В центре территории монастыря находится круглая площадка,которую называется площадью Счастья и Благоденствия. •К северу от территории находится знаменитая каменная скульптура — огромная черепаха — памятник древнего Каракорума. 21 22. В 1930-е годы монастырь был закрыт, его ламы были репрессированы, храмы разграблены и частично разрушены. В 1940-х годах был отреставрирован. До наших дней дошли монастырские стены, несколько храмов, фрагменты росписей, скульптура. 22 23. 23 В 2004 году монастырь вместе с обширной территорией, был объявлен ЮНЕСКО Объектом Всемирного наследия. . 24. Туры в Монголию, Каракорум Сезон туризма в Монголии начинается весной, но туристы едут туда круглый год. Любимые посещения туристов - бывшая столица Монголии- Каракорум . В связи с тем, что столица имеет богатую историю , она включается во многие туристические маршруты: •Каракорум — столица великого хана. Посещение фестиваля национальной культуры Наадам ; •Каракорум — столица великого хана ; •Каракорум, Монголия ; •Хустай - национальный парк - БаяанГоби – Каракорум -Улаанбаатар 25. Перспективы проведения работ по реконструкции города Каракорума • 3 основных этапа реконструкции города • Ассоциация «Каракорум» - организатор реконструкции 1. 2000-2002 гг. подготовка массового сознания общества к пониманию необходимости реставрации 2. 2002-2006гг. Решение правовых проблем на государственной уровне 3. 2006-2020гг. Реконструкция города. 25 26. Основные объекты восстановительных работ • Реконструировать монастырь Эрдени Дзу • Реконструировать Дворец Абатай Хана • Строить заново Дворец Тумэн-Амгалана Хана 27. Вывод Историческое наследие предков помогает сегодня развивать экономику и культуру Монголии, знакомить с культурой туристов из других стран.

documents.tips

Каракорум — забытая столица Монгольской Империи

В городах засилье гибридных «Приусов», которые в Улан-Баторе снуют буквально на каждом шагу. Они не требовательны к качеству бензина и сравнительно экономичны. Плюс на них в Монголии распространяются налоговые льготы.

Улан-Батор похож на обычный российский или казахстанский город. Архитектура, нормы и правила дорожной инфраструктуры заимствованы у северного соседа, благодаря чему современная столица Монголии показалась намного краше городов в Китае. Есть здесь размах и простор.

Правда, пробок побольше, чем в Москве. Массовая автомобилизация началась лет 20 назад и пошла такими темпами, что дорожники не поспевают за ростом числа автомобилей. Нередко в семьях по 2-3 машины. В этом году введены правила, по которым ездить на личном транспорте можно только через день. Если номерной знак оканчивается на чётную цифру, то за руль садись по чётным числам календаря. Но эта мера подстегнула покупать ещё больше машин. Город стоит всегда. Лишь дорожное строительство способно вывести его из коллапса.

Но если выехать из Улан-Батора, проблемы с пробками пропадают. Раскрывается широкая ровная степь, где можно гнать на внедорожнике до горизонта под 100 км/ч. Именно так многие и поступают, чтобы сократить расстояния. Так поступили и мы, чтобы достичь древней столицы Монголии: Каракорума.

Volkswagen Amarok оказались хорошо приспособлены к скачкам по пересечённой местности. Непробиваемая подвеска и длинная база помогали держать хороший темп. Дорога пролегала не где-нибудь, а через краешек знаменитой пустыни Гоби, одной из самых загадочных и красивейших на планете.

 

Прошлое и настоящее

Неизменным атрибутом полупустынь и степей являются юртовые посёлки. Они сворачиваются и развёртываются за несколько часов и перемещаются с места на место вслед за стадами скота. Монголы умудряются совмещать быт средних веков с технологиями современных лет.

Рядом с юртами высятся мачты с солнечными батареями и спутниковыми тарелками. Кое-где видны вышки сотовой связи. Во дворах стоят новенькие китайские мотоциклы, суровые УАЗы для повседневной работы и щеголеватые японские внедорожники для визитов в город. Однако юрты всё так же отапливаются кизяком, разложенным сушиться на глиняных оградах.

«Юрта проста и удобна, — рассказывает наш сопровождающий по имени Евгений. — Её можно быстро разобрать и погрузить на старенький „ЗИЛ“, чтобы уже через сутки водрузить где-то снова. Но посёлки могут стоять на одном месте по несколько десятилетий. Юрты уже делают на каменных основаниях».

К слову, подобные юрты встречаются и во дворах крупных многоэтажек в городах, и даже на окраинах Улан-Батора, словно наши сараи. Старики, получившие квартиры, время от времени спускаются вниз и живут в юртах, чтобы не отрываться от природы.

Монголы привыкли жить родами и кланами, поэтому до сих пор помнят мифы и легенды, уходящие корнями в глубины тысячелетий. Старики при желании расскажут байки о том, как и кем их предки служили в войсках Чингисхана.

Старейшин узнать легко. За просаленной одеждой они носят табакерки с нюхательным табаком ценой в несколько десятков тысяч долларов. Вытащить её из-за пазухи и эффектно угостить товарища считается достойным. В крупных городах ювелиры делают неплохую кассу на этих атрибутах местной власти и статуса.

 

Священные реликвии

Наши Volkswagen Amarok колонной прошли по степи. По сторонам попадались пасущиеся табуны. Конь в Монголии до сих пор священен, хотя некоторые пастухи обленились и гоняют за табунами на китайских мопедах.

Каждый крупный скотовладелец участвует в скачках и хвастается реликвиями. В этом ключе примечателен город Арвайхээр, названный в честь побед на скачках двухсотлетней давности. В переводе это значит «быстрый конь», а на подъездах к городу в степи выстроен целый мемориал в честь победителей прошлых десятилетий. К слову, в качестве наездников выступают дети и подростки от 5 до 15 лет. Они мало весят, отчего конь на бегу устаёт меньше.

И вот он заветный Каракорум. Когда-то это был огромный город. Сюда свозились оружейники, пленённые в окрестных странах. В городе выковывалось оружие для кочующих армий. Жилые кварталы раскинулись до горизонта. Но во время упадка монгольского государства китайцы разрушили Каракорум. Империя распалась на мелкие части. Затем в XV веке сюда вернулись буддийские монахи и основали монастырь Эрдэни-Дзу, существующий и поныне.

 

zagopod.com

Каракорум (город) — Монголия — Планета Земля

Каракорум (город)

Древний город Монголии

Каракорум — бывшая столица монгольского государства, сегодня — провинциальный монгольский город. В монгольском произношении его название звучит как Харахорин, Хархорум или Хархорин, в глубокой древности он именовался Карахорум. Все эти названия — производные, от монгольского же наименования окружающих гор.Место строительства столицы Монгольской империи было выбрано в плодородном месте: верховья реки Орхон считаются одним из старейших земледельческих районов страны.В 1218-1219 гг. Чингисхан (около 1155/1162-1227 гг.) — основатель и первый великий хан Монгольской империи — завершил поход против государства Хорезмшахов, разрушив десятки больших городов, истребив и продав в рабство миллионы горожан. Удачное завершение похода вождь всех монголов решил отметить основанием столицы империи: до этого главного города как такового не было, и столица фактически кочевала вместе с самим Чингисханом.Некоторые сведения о Каракоруме содержатся в китайских летописях и дневниках европейских путешественников XIII в.: итальянцев Плано Карпини (ок. 1182-1252 гг.) и Марко Поло (1254-1324 гг.), а также фламандца Гильома де Рубрука (ок. 1220 — ок. 1293 гг.).Исходя из этих записей и археологических раскопок, датой основания города считается 1220 г., когда ставка Чингисхана была перенесена на берега реки Орхон, к подножию горы Малахита: место удобное, здесь еще в XII в. находилась ставка хана монголоязычных племен кереитов.Каракорум оставался столицей Монгольской империи с 1220 по 1260-е г. Впрочем, до 1235 г. это был не город, а огромное скопище юрт. Лишь после того, как к 1234 г. Угэдэй (ок. 1186-1241 гг.) — наследник Чингисхана — завершил завоевание Цзиньской империи и монголы захватили весь Северный Китай, началось строительство крепостных стен и постоянного жилья. В необходимости этого Угэдэя убедили его советники: в ставку хана постоянно приезжали послы и делегации из покоренных стран, и их требовалось поразить величием императора.Сам же Каракорум превратился в центр монгольского государства. Здесь был построен ханский дворец «Десять тысяч лет благоденствия» (Тумэн Амгалант), ближайшие родственники хана также были обязаны построить здесь по дворцу.Но даже в стационарной столице сохранились порядки кочевья: дворцы соседствовали с кварталами оружейников, каменные дома — с юртами. Все вместе были обнесены крепостной стеной. Фактически столица представляла собой гигантский военный лагерь, откуда шло управление империей и снабжение войск вооружением.Во времена ханов Угэдэя и последовательно сменивших его Гуюке и Мункэ в Каракорум приезжали, чтобы выразить свою покорность, правители захваченных монголами стран. Здесь принимались решения, определявшие судьбы миллионов людей и целых стран.Путешественники отмечают, что монголы были терпимы к разным религиям: в Каракоруме были воздвигнуты христианские и буддийские храмы и мусульманские мечети.В 1260 г. закончилась столичная жизнь Каракорума: хан Хубилай перенес столицу Монгольской империи из Каракорума ближе к бывшей столице чжурчжэней — Чжунду. Она получила название Ханбалык, и позднее была переименована в Пекин.Утративший свое значение город был бы разрушен кочевниками, если бы в 1585 г. здесь не построили первый в Северной Монголии постоянный буддийский монастырь Эрдэнидзу, благодаря которому люди остались в городе.Каракорум — столица монгольского государства, у восточного подножия Хангайских гор, в верхнем течении реки Орхон. Сохранились остатки дворца хана Угэдэя, ремесленных кварталов и культовых построек.Послы сопредельных стран и посланцы покоренных монголами народов назвали город Каракорум не иначе, как «само великолепие». От него мало что сохранилось, но и эти останки впечатляют размахом строительства.Долгое время считалось, что Каракорум исчез безвозвратно, а руины на его месте к нему не имеют никакого отношения. Планомерные исследования Каракорума начались в концеXIX в.: русский ученый Николай Ядринцев (1842-1894 гг.) обследовал развалины Каракорума. Точно подтвердил то, что это именно Каракорум, востоковед Алексей Позднеев (1851-1920 гг.).В середине XX в. здесь работала советско-монгольская археологическая экспедиция. В юго-западной части города были обнаружены остатки дворца Угэдэя: оказалось, что он построен не прямо на земле, а на земляной платформе с гранитным цоколем. Кровля дворца была сложена из поливной черепицы, а крыша опиралась на 72 деревянные колонны, стоявшие на гранитных блоках.Самое удивительное открытие оказалось под дворцом: здесь были обнаружены остатки буддийского святилища кон. XII — нач. XIII в. со стенной росписью.Сохранились остатки планировки города, и оказалось, что в центральной его части находились торгово-ремесленные кварталы, гончарные печи и остатки кузниц. Было здесь налажено еще и простое чугунолитейное производство, которым занимались главным образом ремесленники-рабы. Они же занимались обработкой меди, золота, серебра, железа, изготавливали стекло, керамику и ювелирные изделия. Кирпичи для дворцовых стен изготавливались тут же, в четырех больших круглых печах, чьи основания сохранились до наших дней.Каракорум оказался весьма благоустроенным для того времени и этого места. Дороги в нем были вымощены булыжником, в домах было установлено подобие центрального отопления под полом.Были найдены также пашни, орошавшиеся каналами, отведенными от реки Орхон.Одни из самых любопытных находок — большие каменные черепахи, что были установлены буддийскими монахами на границах города.Они были призваны оберегать город так же, как Будда, который однажды явился миру в виде черепахи, чтобы спасти людей. У черепах было и более практическое применение: они служили постаментами для каменных стел, на которых вывешивались ханские указы.Во время одной из попыток возродить город, в XVI в., рядом с развалинами из камней прежнего Каракорума был возведен монастырь Эрдэнидзу, или «Храм Сокровища». Главное место в нем занимают храмы Гурбандзу (Три Сокровища), олицетворяющие три этапа жизни Будды.В 2004 г. ЮНЕСКО дало Каракоруму вместе с обширной территорией название «Культурный ландшафт долины реки Орхон» и внесло в список объектов Всемирного наследия.На месте бывшей столицы открыт историко-археологический музей «Хархорум», целью которого объявлено не только собирание и систематизация уникальных памятных предметов, но и «пропаганда истории и культуры, связанных с всемирным наследием долины реки Орхон». Центральное место в экспозиции занимает миниатюрный макет города.В настоящее время Каракорум (Хархорин) — город, центр сомона (волости) Хархорин. Дома нынешних горожан вплотную примыкают к развалинам древней столицы монголов.Главные источники доходов местного населения — обслуживание туристов и занятие сельским хозяйством. Здесь выращивают зерновые, орошая поля, что расположены к востоку от города, водами реки Орхон.

Город Каракорум на карте

Общая информация

Местонахождение: Центральная Азия.

Административное положение: город, сомон Хархорин, аймак Уверхангай, Монголия.Дата основания: 1220 г.

Язык: монгольский.

Этнический состав: монголы.Религии: буддизм, ислам.

Денежная единица: монгольский тугрик.

Река: Орхон.

Население: 8977 чел. (2003 г.).Плотность населения: 437,9 чел/км2.

Дворец Угэдэя: длина — 55 м, ширина — 45 м.

Удаленность: 370 км на юго-запад от Улан-Батора.

Климат и погода

Резко континентальный.

Суровая зима, сухое жаркое лето.Средняя температура января: -20°С.

Средняя температура июля: +18,5°С.

Среднегодовое количество осадков: 250 мм.

Относительная влажность воздуха: 50-60%.

Экономика

Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

■ Исторические: развалины дворца Угэдэя (XIII в.), остатки мастерских и печей для обжига и сушки кирпичей (XIII в.), каменные изваяния черепах (XIII в.), буддийский монастырь Эрдэнидзу (1585 г.).■ Культурные: музей «Хархорум» (2007 г.).

Любопытные факты

■ Согласно воспоминаниям путешественников, побывавших в Каракоруме, одной из главных его достопримечательностей было механическое серебряное дерево, сконструированное парижским мастером Гийомом Буше. Устройство действительно представляло собой дерево из серебра и других драгоценных металлов, стоявшее посреди двора во дворце Угэдэя. С ветвей дерева свисали серебряные плоды, а его ствол обвивали четыре золотые змеи. На вершине дерева стояла фигура с трубой. Когда хан желал угостить гостей напитками, механическая фигура подносила трубу к губам и выдувала мелодию, после чего из пастей золотых змей начинали извергаться напитки — кумыс, мед, рисовое пиво и вино — прямо в фонтан у корней дерева.■ К городу Каракорум ведет хорошая асфальтированная дорога, что в Монголии нечастое явление. Одно это уже указывает на высокую степень важности Каракорума для национального самосознания монголов.■ В 80 км к юго-востоку от Каракорума (Хар-хорина) находится географический центр Монголии.■ В записках путешественников утверждается, что ежедневно в Каракорум приходило до 500 верблюдов, груженных продуктами и товарами.■ При раскопках древней столицы монголов в 1950 г. обнаружено чугунолитейное производство, на котором для нужд армии изготавливались втулки (цуны) телег и повозок внешним диаметром до 9 см.■ Периодически власти Монголии выдвигают проекты воссоздания столицы монголов в Каракоруме как «вечного символа» народа. Однако, ни один проект не был осуществлен как по политическим, так и по финансовым причинам.■ Экспедиция в Каракорум, осуществленная Н.М. Ядринцевым, осталась в науке как самая результативная и одновременно кратковременная за всю историю исследований в Центральной Азии. Путешествие общей протяженностью около 2 тыс. км на лошадях от Кяхты до верховьев Орхона и обратно заняло 50 дней и обошлось в мизерную (по тем временам) сумму — одна тысяча рублей: 400 выделило Российское Географическое общество, 600 — вложили сами участники экспедиции.

geosfera.org

Карокорум древняя столица Монголии - Туристическая фирма ЖАССО-ТУР

   Легендарный Каракорум находится в 380 км от столицы Монголии. Дорога к ставке Чингис Хана была заасфальтирована, что конечно же говорит о важности Каракорума для местного населения. На сегодня асфальт во многих местах поистрепался, но не очень комфортное передвижение на автотранспорте забывается, как только подъезжаешь к Каракоруму.

     В 1220 г. в этом месте разбил ставку сам Чингисхан. Где-то здесь он принимал подношения иноземных купцов. Если кто-нибудь из них пытался торговаться, то Владыка мира отбирал весь товар. Но если ему делались богатые подарки, то растроганный хан платил купцам столько, что те уезжали домой обеспеченными на всю жизнь.

  Монахи, превозносившие Хана до небес, установили на границах города каменные черепахи. Большие строительные работы в Каракоруме развернул брат Чингисхана, Угэдэй. Каждый его родственник должен был построить здесь по дворцу. А родственников Угэдэй имел много. По свидетельству Гильома де Рубрука, францисканца, побывавшего в Каракоруме, город производил незабываемое впечатление. Тут стояло "…12 кумирен различных народов, две мечети, одна христианская церковь…"Перед ханским дворцом находилось знаменитое серебряное дерево, сооруженное мастером Вильгельмом Парижским, плененным в Венгрии. Внутри него проходили 4 трубы, по которым вытекал кумыс, мед, рисовое пиво и вино. Эти напитки употреблялись во время дворцовых попоек. Несметные богатства, стекавшиеся в столицу, не могли не интересовать советских археологов. Много лет здесь работала группа из СССР, которая определила точное местоположение дворца Угэдэя. Однако ни сокровищ, ни серебряного дерева найти не удалось, как не удалось обнаружить и трон Чингисхана, сработанный пленным русским мастером Космой. 

    Каракорум просуществовал 300 лет, из которых 32 года был столицей монгольской империи. В 1368 г. его разрушили китайские войска. Попытки возродить город предпринимались неоднократно. В XVI веке по приказу Абатай-хана рядом с развалинами из камней прежнего Каракорума был возведен монастырь Эрденэ Хуу- "Храм Сокровища". Весь комплекс окружили стенами, образующими прямоугольник. На середине каждой стороны - городские ворота. Роль башен выполняли мемориальные сооружения - субурганы. Всего их 108.

   Традиции возведения подобных пирамид уходят в глубокую древность. Они служили вместилищем праха святых и напоминали верующим о выдающихся событиях буддистской истории. При сооружении пьедестала, дарохранилища, шпилья и венчающей эмблемы использовали дерево, глину и камни. В 1799 г. в Каракоруме соорудили Священный субурган. В него заложили 150 000 бурханов (изображений различных божеств) и прах Абатай-хана, построившего монастырь.

   Центральное место в Эрденэ Зуу занимают храмы Гурбан Зуу - "Три сокровища". Они символизируют три этапа жизни Будды. Войти в храм без стука - значит застать богов врасплох и навлечь на себя страшный гнев. Только услышав звук гонга, они готовы встретить и выслушать вас.

   Буддистские храмы всегда украшали живописными изображениями и скульптурами многочисленных будд, бодхисатв, исторических и мифических деятелей буддизма. Стены храмов украшали иконами-свитками, представлявшими несколько десятков, а то и сотен божеств. Перед тем как приступить к рисованию или ваянию, художник, как правило, монах, читал соответствующие мантры. Благодаря особому сочетанию звуков заклинание достигало божества и возвращалось из эфира обратно к художнику. Тот творил уже, как говорится, с божьей помощью. Отступать от канона было крайне опасно, ибо автор рисковал сильно испортить свою карму. Божества требовали портретного сходства и не прощали ошибок. Когда-то монастырь был культурным центром всей Азии. В его хранилищах находились редкие книги и старинные рукописи. Паломники шли сюда, чтобы полюбоваться на древние реликвии. Некоторые из них были недоступны для посторонних. Их везли из Индии, Китая и Тибета тайными тропами. За реликвиями охотились, ибо те приносили счастье владельцу. Наиболее ценные экспонаты открывались только высоким ламам, владеющим тайными знаниями.

   В праздничные дни перед соборным храмом Цокчин собирались тысячи верующих. Всем хотелось приобщиться к мистерии Цам, исполнением которой славился монастырь. Цам - это религиозный обряд, призванный усмирять демонов и злых духов. Он пришел в Монголию из Тибета 200 лет назад и впервые был поставлен именно в Каракоруме. Во время танца исполнитель сосредотачивался в медитации на определенное божество, которое входило в танцора. Сила медитации была настолько огромной, что очищала энергетику окружающего пространства, души танцоров и зрителей. Вот что сказано о Цаме в трактате одного из далай-лам: "Телу необходимо придавать различные позы, руки следует трясти и делать ими другие наполненные мудростью жесты. Языком следует читать молитвы, а в мыслях твердо держать то или иное божество. Все это не должно быть превращено просто в игру. Надо быть бдительным и подбирать одежду и украшения сообразно смыслу..."     Действо завершалось жертвоприношением, иногда человеческим. В былые времена живое существо назначалось ответственным за все мировое зло. Его закалывали, а союз верующих скреплялся кровью. Раньше в Цаме участвовало до 100 исполнителей. Сегодня это редкое явление религиозной жизни страны. Нечто похожее на мистерию нам посчастливилось увидеть во время фольклорного фестиваля… В течение всего представления появляется Белый Старец - это хранитель того места, где происходит Цам. Роль старика - одна из самых важных. Он исполняет веселые импровизации, отвлекает на себя внимание в самых опасных местах представления. Он радует глаз и сердце собравшихся, ибо зрителям трудно все время удерживать в сердце суровую атмосферу танца.

   Можно сказать, что монастырь в Каракоруме жил от Цама до Цама. Но раз в сто лет в этих местах появлялся белый всадник - владыка заповедной Шамбалы, страны великих мудрецов. Он нес весть о скором прибытии Майтрейи, Будды грядущего времени.

     В 30-е годы монастырь закрыли, лам уничтожили, храмы разграбили. Старинные реликвии разошлись по юртам. Монастырь, никем не охраняемый, разрушался. Весь двор был усеян осколками статуй и субурганов. Кажется, что Владыка Шамбалы навсегда забыл дорогу в Каракорум. Но затмение человеческого разума рано или поздно проходит. Люди начинают вспоминать о своей культуре и традициях. Они тоскуют о бессмысленной утрате чего-то ценного.

     В 1941 году монастырь объявлен историческим памятником архитектуры. В настоящее время здесь находятся музей древней культуры и действующий буддийский храм Лабран единственный в Монголии сохранившийся памятник зодчества тибетского стиля. В музее собраны ценнейшие искусные творения монгольских мастеров-ваятелей, художников, народных умельцев , широко представлены бронзовые статуи божеств и литые изваяния, образцы национального орнамента, резьбы, литья, изделия из драгоценных металлов, маски и костюмы, в которых исполнялись религиозные мистерии.

jassotour.ru