Древняя японская медицина. Скачать большую энциклопедию Японии от А до Я с мультимедиа:
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Икра ежа с аспирином, или Как лечатся в Японии. Древняя японская медицина


Икра ежа с аспирином, или Как лечатся в Японии

Потомки самураев легко смешивают древние рецепты с современными. Не это ли помогает жителям Страны восходящего солнца жить дольше всех на Земле?

Даже в снег и холод на севере японского острова Хоккайдо десятки водолазов нелегально ловят морского ежа. Считается, чем холоднее вода, где он добыт, тем лучше. Икра этого ежа — одно из самых дорогих и действенных средств в древней японской медицине: полагают, что она выводит из организма радионуклиды. Говорят, что, если есть ее в течение недели, кровь полностью обновляется. В Хиросиме многие выжившие при атомной бомбардировке в 1945 году уверяют: они не умерли от рака крови только потому, что лечились икрой морского ежа. Так это или нет, уже не проверишь, однако теперь икрой торгуют в основном на «черном рынке».

Желудочных заболеваний в то время не было совсем

— Так уж получилось, что Япония столетиями была изолирована от всего остального мира, — объясняет мне профессор медицины из Саппоро Хиро Мисима. — Поэтому все было просто — лекарства веками извлекали из подручных средств: например, в морской капусте было много йода, и ее использовали для лечения ран. Выработалась система специального массажа — его делали раненому человеку, чтобы боль полностью исчезла. Такие массажисты еще в XVIII веке сопровождали боевые отряды: нажатием на особые точки избавляли от любой боли. Между прочим, рецептов лечения желудочных заболеваний в то время не существовало, потому что… никто ими не болел. Японцы на протяжении тысяч лет питались морепродуктами, но как только они начали есть мясо, к ним пришли «прелести» цивилизации в виде гастрита и язвы желудка. Когда Японию стали после «революции Мейдзи» реформировать по западному образцу, восточную медицину начали преследовать. Сейчас старояпонская медицина куда дороже обычной, потому что специалистов сохранилось немного, а препараты не так легко изготовить, если вообще возможно. Например, секрет «зелья семи трав», варившегося в седьмой день первой луны и укреплявшего иммунитет человека на весь год, утерян безвозвратно.

Хотя в целом японская медицина вышла из Китая, в аптеках Токио не найдешь толченых лягушек и оленьих рогов на спирту, которых навалом в любой аптеке Пекина. В основном на прилавках «европеизированные» химические лекарства, которые употребляем и мы. А всего 150 лет назад Императорский институт медицины в Токио вел обучение врачей по следующим пунктам: травы, исцеляющий массаж, «жизненные точки», магические заклинания. Сейчас уже даже не верится, что в начале прошлого века сотни японцев умерли от «аспириновых отравлений» — организм, привыкший к натуральным лекарствам, не воспринимал «химию», реагируя на нее, как на яд. Традиции живучи до сих пор — больше трети японцев современной медицине не особенно доверяют. Например, для улучшения зрения многие японские пенсионеры не употребляют глазные капли, а ежедневно постукивают деревянной трубкой по основаниям второго и третьего пальцев ноги в течение 10 минут, ибо считается, что пальцы ног (кстати, как и печень) связаны с глазами: один орган тела зависит от другого. Ввиду недостатка травяных и «животных» снадобий японская медицина четыреста лет назад сделала упор на иглоукалывание и массаж — он, если верить японцам, помогает во всех случаях. Особое внимание японцы уделяют и улучшению кровообращения — множество пожилых людей в провинции носят с собой особые палочки, чтобы стучать ими по венам на ногах, а также… гуляют задом наперед. Может быть, именно поэтому в Японии редко встретишь человека в инвалидном кресле, а глубокие старики совершают ежедневные прогулки по 10 километров.

— Роль лекарств в здоровье должна быть минимальной, — говорит пресс-секретарь Токийской школы старояпонской медицины Масако Сигэмицу. — Главное — как ты проводишь свою жизнь и относишься к ней. В Японии вы не найдете человека, которому было бы наплевать на состояние своего здоровья. Одна из причин — употребление обезжиренных продуктов (рис, морепродукты, соевый творог), а официальная программа «Здоровье Японии», на которую власти не жалеют миллионов долларов, через ТВ уже много лет пропагандирует идею отказа от соленых и маринованных овощей. Также по телевидению звучат напоминания о том, что старикам нужно ежедневно заниматься зарядкой, чтобы мышцы не атрофировались.

Японские медики за полвека увеличили жизнь пациентов вдвое

Японскую страховую медицину многие считают хуже, скажем, американской. С одной стороны — все чудесно: блистающие чистотой клиники, четкая организация, вежливые доктора, доступная медстраховка (есть и отличные бесплатные больницы), «скорые», оборудованные электроникой, как космический корабль. С другой — как считают некоторые пациенты из Европы и США, японцы лечат чересчур «поверхностно». Видимо, для того чтобы оценить местную медицинскую систему, надо быть… японцем. Смысл подобного отношения, возможно, таков: тебя же предупреждали, чтобы не ел того, этого и вел здоровый образ жизни? Ну так теперь сам виноват — вот и будем лечить, как получится. Спорить тут трудно. Ведь, сотворив гремучую смесь из современных медицинских технологий, древних врачебных традиций и активной телевизионной пропаганды (причем по всем телеканалам) здорового образа жизни, японская медицина сделала немыслимое — всего за полвека увеличила продолжительность жизни своих пациентов в два раза! Сейчас японские мужчины в среднем живут 78 лет, а женщины — 85, что является абсолютным рекордом. И хотя смертельные врачебные ошибки в Японии нередки до сих пор, с врачами никто не судится. Технологии японцы применяют даже в тех областях, которые кажутся нам вообще идиотскими.

— Примерно 30 лет назад министр здравоохранения выступил с заявлением: дескать, человек в течение жизни в среднем проводит в туалете несколько лет, и, если при этом испытывает дискомфорт от холодного сиденья, жизнь его пусть ненадолго, но сокращается, — говорит профессор Хиро Мисима. — После этого компании тут же разработали электронный унитаз с подогревом, и сейчас такие — в каждой японской семье.

Японец XXI века ест икру ежа, пьет аспирин, слушает подробные ежедневные инструкции ТВ о здоровом образе жизни и сидит на напичканном электронными новинками унитазе. Жители Японии не стали полагаться почти во всем на природную медицину, как в Китае, не увлекаются химическими препаратами, как в Европе и США: они просто взяли отовсюду лучшее и добавили свои собственные технические усовершенствования. Судя по продолжительности жизни в стране — получилось неплохо.

85 лет живут японские женщины, что является абсолютным рекордом на планете.

Древнеяпонский рецепт снятия боли в горле

Согрейте ладони в горячей воде (можно сильно растереть их в течение нескольких минут). Затем плотно приложите к шее (но не давите) — на 10 минут.

От кашля должно избавлять погружение рук в горячую воду на 20 минут. Также при кашле принято (опять-таки нагретыми руками) массировать точку «хэгу», в японской медицине известную как «точка ста болезней» (расположена в выемке между большим и указательным пальцами с тыльной стороны), и точку «тяньту» (в центре ямки над сонной артерией). © Виктор Мартов, gazeta.aif.ru

Магазинчик MIUKIMIKADO.COM

Статьи по народной медицине (и не только) можно найти на медицинском форуме MEDCANAL — http://medcanal.ru/forum11.html

Похожие записи на сайте miuki.info:

miuki.info

Медицина традиционная | Энциклопедия Японии от А до Я

МЕДИЦИНА ТРАДИЦИОННАЯ (Кампо). До Реставрации Мэйдзи (1868) вся медицина в Японии строилась исключительно на принципах кампо. Умение врачевать людей с помощью настоев и отваров трав, ягод, плодов, корней, коры растений, размельченных животных органов и минеральных добавок пришло в Японию из Китая. Некоторые рецепты кампо имеют четырехтысячелетнюю историю. Китайцы в своих древних рукописях упоминали 5700 трав, пригодных для изготовления лекарств.

Открытие Японии для внешнего мира в эпоху Мэйдзи принесло с собой и чрезмерное увлечение всем западным. Вековые принципы восточной медицины были отброшены как устаревшие и не соответствующие научному прогрессу. С 1875 г. по указу императора экзамены на получение докторской лицензии должны были проходить исключительно по западной медицине. Восточные методы врачевания в Японии стали быстро увядать, и к 1920 г. в стране насчитывалось не более сотни врачей, практиковавших кампо.

Впрочем, восточная медицина в Японии все-таки сумела сохраниться. Помимо кампо ее адепты прибегали к иглоукалыванию, лечебному прижиганию, различным видам массажа. Новую жизнь в традиционную восточную медицину вдохнули трагические события 1962 г. Тогда страну буквально потрясли сообщения о рождении детей-уродцев у матерей, принимавших во время беременности талидомид. Мгновенно у огромного числа японцев образовалась «аллергия» на западные лекарства, люди опять потянулись к кампо.

Теперь врачей, практикующих кампо, в стране насчитывается более 9 тысяч. Но жесткой границы между кампо и западной медициной не образовалось. Японские медики сумели найти разумное сочетание того и другого. До 70% современных врачей прописывают больным сочетания лекарств по западным технологиям и кампояку (лечебных средств на основе кампо, при приготовлении которых японские доктора ныне используют около 200 различных растений, в том числе и привозимых из Китая).

Особенно эффективна восточная медицина для лечения хронических заболеваний, старческих недугов. В списке рекомендаций кампо — бронхиальная астма, хронический гепатит, ревматоидный артрит, гипертония, климактерические нарушения, то есть те болезни, против которых обычная медицина чаще всего бывает бессильна. Немалые надежды возлагаются японскими врачами на кампояку в борьбе против СПИДа и рака. Дело в том, что, если химические препараты, разрабатываемые на Западе, нацелены на конкретную причину заболевания — вирус или бактерию, действие кампояку более многослойно. Кампо помогает пациенту справиться с болезнью, пробуждая внутренние резервы организма. В то же время специалисты кампо более детально подходят к диагностике. Свои рекомендации они дают с учетом стадии заболевания (каждое из них по методике кампо подразделяется на 6 стадий и требует совершенно различных методов лечения). Сейчас в аптеках кампо можно приобрести 210 официально апробированных и признанных кампояку в готовой форме или на заказ по рецепту. Количество этих лекарств увеличивается с каждым годом примерно на 15%. И рынок кампояку исчисляется ныне в 161 млрд. иен (1,5 млрд. долларов).

 

www.japantoday.ru

ПОЯВЛЕНИЕ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ В ЯПОНИИ

Культурные контакты между Китаем и Японией существовали с древних времён. Распространена китайская легенда о том, что первый император (время правления: 221-210 до н.э.) послал корабельную экспедицию через Восточное море, чтобы ему привезли траву бессмертия. По некоторым предположениям, члены экспедиции вернулись назад с ганодермой (линчжи, яп. рэйши). Некоторые китайские медицинские труды появились в Японии уже в IV-V веке н.э. Они пришли из Кореи, поскольку там к тому времени китайская медицина уже была распространена. В летописях указывается, что в Японию в 459 году н.э. приезжал корейский врач Те Лай и что китайский буддист по имени Чжи Цун в 562 году н.э. привёз в Японию через Корею медицинские тексты. В этот же период в Японии была принята китайская письменность. Таким образом, японцы смогли обучаться у китайцев буддизму, конфуцианству, государственному устройству и искусству прорицания. Путь к изучению китайской медицине также был открыт.

Говорят, что первые официальные занятия по китайской медицине в Японии проводил корейский врач в 602 году н.э. по приказу императрицы Суико (период правления: 592-628 гг. н.э.). Во время её правления японский императорский двор начал отправлять послов в Китай. Некоторые японцы, посещавшие Китай, главным образом, с дипломатическими миссиями, привозили классическую китайскую литературу по медицине. В 701 году был составлен Кодекс Тайхо Рицюро (серия указов, устанавливавших определённую политическую и образовательную систему). Помимо прочего, благодаря Кодексу появилось министерство здравоохранения (Тэнъякурё, что также можно перевести как «институт медицины»). Кодекс Тайхо, созданный под влиянием двух посещений императорского двора Тан послом Энити, включал в себя раздел, посвящённый китайской концепции инь-ян, одной из основ китайской медицинской теории и других аспектов китайской культуры. Услуги министерства здравоохранения оказывались исключительно членам королевского двора и аристократам, в то время как бедняков лечили в буддийских храмах, в том числе с помощью китайских лекарственных средств. Императрица Комё (701-760 гг. н.э.) в 730 году н.э. основала фонд для поддержки бесплатной медицины для нуждающихся. Этот фонд предоставлял нуждающимся местные, японские травы, но метод их применения уже подвергся влиянию принципов китайской медицины.

Эти ранние контакты и взаимодействия с Кореей и Китаем не слишком сильно повлияли на медицину в Японии. До этого времени основными течениями в японской медицинской деятельности были шаманизм, экзорцизм и ритуальные очищения. Травы использовались мало, в основном, в символических целях. Более широкий интерес к китайской медицине, по-видимому, возник после визита китайского буддийского священника Цзянь Чжэня (яп. Гандзин), прибывшего в Японию в 753 году н.э. (в период расцвета китайской династии Тан). Цзянь Чжэнь накопил массу знаний о медицине и травах. В течение 12 лет он предпринял пять неудачных попыток добраться до Японии по бурному морю. В конце концов, ему это удалось. К моменту приезда он был уже слеп, но благодаря величию души он сумел многое сделать. Он приехал в Японию с медицинскими текстами, набором трав и желанием учить людей своему искусству. Говорят, что он развил своё обоняние до того, что мог различать нужные травы и их поддельные заменители, несмотря на слабость зрения. Важнее всего то, что он лечил людей бесплатно. Это добавило уважения как к буддизму, так и к китайской медицине и, вместе с благотворительным указом императрицы Комё, изданным несколькими годами раньше, явилось началом социальной медицины в Японии.

Набор трав, привезённый в Японию Цзянь Чжэнем и другими врачами, приехавшими позже, сохранился до наших дней. В комплексе зданий, известном под названием Сёсоин (иногда называемом Сэйсоинь), хранится набор трав, выставлявшийся перед статуей Будды в храме Тодаидзи в императорском дворце (см. рис.1). Этот набор был отдан в храм спустя 49 дней после смерти императора Сёму (Сэйму Тэнно) в 756 г. н.э. Согласно буддийским верованиям, будущее перерождение определяется и душа вселяется в нерождённый плод спустя 49 дней после смерти. Сёсоин служил хранилищем и музеем этих трав и чудом избежал как природных катастроф, так и несчастий, созданных рукой человека. Сейчас это один из самых древних сохранившихся архитектурно-исторических комплексов в Японии. Сёсоин был построен таким образом, чтобы не дать травам испортиться. Каждый год в архитектурном комплексе проходит церемония проветривания (aired out), длящаяся неделю. Согласно списку, прилагавшемуся к коллекции, изначально в неё входили 60 различных лекарственных средств. Поскольку медикаменты выдавались пациентам, запасы 20 средств были исчерпаны, и из первоначальных образцов осталось 40. Кроме того, после составления списка были добавлены ещё 16 трав. Учёные провели анализ представленного материала, чтобы подтвердить его подлинность. Этот анализ показал, что многие действующие вещества остались неизменными спустя более чем 13 веков.

После введения китайской медицины Цзянь Чжэнем некоторое количество японцев захотели изучать эту традицию и распространять её в Японии. Для этого они привезли из Китая многочисленные медицинские труды. Синьсю Бэньцао (исправленный и дополненный справочник по медицине), также известное под названием Бэньцао Тан, созданное по заказу императорского двора династии Тан в 659 году н.э., в 787 году н.э. было включено в перечень обязательной литературы для изучения медицины в японском министерстве здравоохранения. К сожалению, многие из 844 лекарственных веществ, описанных в руководстве по медицине, в то время в Японии были недоступны.

В конце VIII века японский врач Илура Ямануэ поехал в Китай изучать китайскую медицину и написал стихотворение, где упоминал знаменитых китайских врачей, таких как Бянь Цуэ, Хуа То и Чжан Чжунцзин. Это стихотворение было издано в антологии поэтов IX века. Некоторые медицинские труды японских авторов, такие как Датун Лэйци Фан («Сводный список древних традиционных сочетаний трав», 808 г. н.э.) и Цзинь Лан Фан («Драгоценные сочетания», 868 г. н.э.), также были написаны в IX веке. Список китайских медицинских трудов, составленный около 895 г. н.э., включал в себя 166 текстов. Около 918 г. н.э. был создан японский медицинский словарь (Хондзо-вамё), ссылавшийся на 60 разных китайских медицинских трудов.

Постоянно пополняющаяся подборка китайских трудов послужила основой для первостепенного японского труда по китайской медицине – Исинпо («Суть медицины и терапевтических методов»; китайское название – И Синь Фан). Этот текст, состоящий из тридцати отдельно озаглавленных свитков, был написан Ясуёри Тамбой в 984 году н.э. Это самая древняя японская книга на эту тему, дожившая до наших дней. Исинпо – сборник медицинских знаний и теорий, распространённых в период правления династии Суй (589-618 гг. н. э.) и династии Тан (618-907 гг. н.э.). В сборнике цитируются более ста китайских источников. Существенное влияние на этот период истории китайской медицины оказали два знаменитых врача более ранних эпох: Чжан Чжунцзин (около 150-220 гг. н.э.) и Сунь Симяо (581-682 гг. н.э.) Чжан написал труд, впоследствии разделённый на Шанхань Лунь и Цзиньгуй Яолюэ. Сунь Симяо получил в Китае славу «короля врачей» или «бога медицины»; его труды по лечению травами назывались Цяньцзинь Яофан и Цяньцзинь Ифан (вместе их называют Цяньцзинь Фан). Сунь Симяо, в свою очередь, испытал влияние знаменитого алхимика Ге Хона (281-341 гг. н.э.), особенно с учётом даосских практик. Гэ Хон описал некоторые сочетания трав в своей книге Чжоухоу Бэйцзи Фан (около 340 г. н.э.) В то время наиболее распространёнными справочниками по медицине были Шэньнун Бэньцао Цзинь (около 100 г. н.э.) в исправленной и дополненной форме, Миньгуй Белу, написанный Тао Хунцзином, и уже упоминавшийся Синьсю Бэньцао.

Тао Хунцзин разделил травы, упомянутые в первоначальном справочнике по медицине, на три категории: высшие, средние и низшие травы. Это разделение коренным образом повлияло на представления о медицинской практике той эры. Считалось, что высшие травы подходят для длительного приёма с целью сохранить здоровье и достичь долголетия. В эту категорию входило много растительных средств, но важнейшим из них считалась киноварь (сульфид ртути), чаще всего применявшаяся даосскими искателями бессмертия. Лекарственные средства, содержащие большие количества киновари, часто в сочетании с реальгаром, получили распространение под влиянием Гэ Хона и Сунь Симяо, изучавших даосские практики. Конечно, эти средства, считавшиеся такими полезными при регулярном приёме, на самом деле были ядовиты, и как китайские, так и японские искатели долголетия страдали от последствий их приёма. Средние и низшие травы использовались для лечения конкретных болезней, принимались в течение относительно короткого времени и считались умеренно токсичными. На самом деле, многие из них были менее токсичными, чем киноварь, однако такая классификация подтверждалась тем, что к этой категории принадлежало некоторое количество сильнейших наркотических средств, например, генква и дурман.

Сочетания, приведённые в Шанхань Лунь и Цзиньгуй Яолюэ, в большинстве своём состояли из растительных субстанций, в основном низко токсичных. Эти растительные субстанции дополнялись минералами или минерализованными смесями, большинство из которых были вполне безопасны: к примеру, раковина устрицы, кость дракона, гипс и тальк – все эти материалы, содержащие кальций и использовавшиеся в некоторых сочетаниях. Эти древние формулы вскоре стали одной из основ медицинской традиции Кампо. Многие практики Кампо до наших дней изучают и превозносят Шанхань Лунь и Цзиньгуй Яолюэ и прописывают характерные для них препараты, такие как младшая формула володушки (Сяо Чай Ху Тан), сочетание корицы и пахимы (Гуй Чжи Фу Лин Сан), формула пахима-пять (Ву Лин Сан), комбинация пуэрарии (Гэ Гэн Тан) или сочетание Тан-куэй и пиона (Дан Гуй Шао Яо Сан). Это относительно небольшие сочетания, состоящие, как правило, из пяти-девяти элементов, опирающиеся в основном на небольшое количество трав, которые в современных текстах классифицируются как приносящие облегчение, чистящие жар, изгоняющие сырость и тонизирующие.

Вскоре после издания Исинпо Япония вступила в период изоляции. Последние послы вернулось из Китая в 894 году н.э. Несмотря на то, что отдельные японские учёные посещали Китай по личной инициативе, связи существенно ослабли. Формулы Чжан Чжунцзин и Сунь Симяо, а также медицинские теории и практики их времени, оставались ведущими в практике Кампо до конца XV века.

 

byshen.ru

Медицина


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Медицина

Медицина (на материале средневековой Японии)

Японская медицина в период Средневековья и начала Нового времени являлась объектом многочисленных и спорных представлений о человеческом теле, его заболеваниях и лечении. Эти различные представления — буддийские, китайские и западные — ни в коей мере не являются отражением неизбежного продвижения от азов медицинской науки до более глубокого ее толкования. Напротив, они, скорее, являются примером сосуществования в начале Нового времени различных медицинских воззрений. Даже сегодня в Японии сосуществуют традиционная китайская и западная медицина. И если современные жители стран Запада рассматривают китайскую медицину как «альтернативную» западному биологическо-медицинскому контексту, в Японии Средних веков и начала Нового времени никакой альтернативы китайской медицинской теории и практике не существовало. Именно она представляла собой костяк медицинских сведений.

На протяжении всего рассматриваемого нами периода японская медицина формировалась под различными влияниями. Национальные источники считали причинами болезней нарушения обрядности, такие как контакт с нечистотой или гнев божеств. Об этом свидетельствуют самые ранние из сохранившихся японских текстов, такие как Кодзики (712) и Нихон Секи (720), а также более поздние труды, как художественные, так и научные.

Соответственно, ранние японские методы лечения болезней включали применение религиозных обрядов и лекарств из трав. Буддийские идеи также оказали свое воздействие на японские представления о происхождении болезней и возможностях их лечения.

 

Какую бы сферу жизни мы ни взяли для примера, всюду и любые полезные знания о том или ином предмете необходимо продвигать. Вот, те же методы лечения при помощи целебных растений - они еще в глубокой древности использовались в отдалённых уголках земли. И вот наконец-то (!) некоторые из этих методов начинают применятся массово. Медленно? Ещё как! Несколько тысяч лет внедрялись эти методы! Но такие темпы не для двадцать первого века. Ускорить процесс способна реклама. Но какая? Тизерная реклама - как раз то, что соответсвтует уровню двадцать первого века. Это умная реклама, что ее выгодно отличает от всей остальной. В ней рекламодатель проявляет лояльность к пользователю/читателю. Она ненавязчивая, но при этом эффективная.

 

Самым важным на протяжении средневекового и ранне-современного периодов являлось влияние китайской, а вскоре и западной медицины. Например, старейший сохранившийся японский трактат по медицине Исимпо («Методы сердечной медицины»), составленный в 982 году Тамба Ясуёри (912—995), свидетельствует о влиянии китайской медицины и медицинских трудов на японское понимание этой науки. Такое влияние продолжалось в период Средневековья и начала Нового времени. Контакты с Западом, начавшиеся в середине XVI века, постепенно подточили авторитет китайской медицинской практики, предоставляя новые западные методы диагностики и лечения болезней.

Поскольку японцы заимствовали различные медицинские традиции, для лечения ряда распространенных болезней использовались как китайская, так и западная медицинские процедуры. Помимо ран, полученных в результате несчастных случаев и военных действий, японские врачи имели дело и со многими другими заболеваниями. Тем не менее, точно определить их в настоящее время не представляется возможным отчасти из-за тех методов, с помощью которых китайская и западная медицина описывали, диагностировали и лечили эти заболевания. Известно, что японцы болели проказой, оспой, сифилисом, малярией, туберкулезом, гриппом и корью.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 301-302.

Далее читайте:

Буддийская медицина

Китайская медицина

 

www.hrono.info

Китайская медицина


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Медицина

Медицина (на материале средневековой Японии)

КИТАЙСКАЯ МЕДИЦИНА

Китайская медицинская теория и практика (по-японски кампо) составляла основу медицинских воззрений в стране большую часть рассматриваемого нами периода. Она послужила образцом трактовки таких понятий, как равновесие жизненной силы (по-китайски ци; по-японски ки) в человеческом организме, причины болезней и целебные свойства растений и других природных веществ. Китайская медицина впервые пришла в Японию в VI в. и быстро повлияла на представления японцев. Она практиковалась с небольшими изменениями до конца средневекового периода. В период Хэйан придворный врач и аристократ Гамба Ясуёри (912—995) опубликовал трактат Исимпо («Методы сердечной медицины», 982), старейший из сохранившихся японских медицинских текстов, содержащий 30 томов выдержек из китайских врачебных трак-татов. Исимпо, в частности, содержит описания различных заболеваний, их происхождения и методов лечения.

В период Муромати внимание японских врачей стало привлекать медицинское направление, соединившее в себе неоконфуцианство и китайскую медицину и известное как школа Ли Чжу. Такой интерес был вызван отчасти увлечением японских монахов дзэн китайскими неоконфуцианскими идеями, такими как жизненная сила и принцип (по-китайски ли; по-японски ри), лежавшими в основе теоретических представлений Ли Чжу. Эта школа получила свое название от имени двух китайских врачей периода династии Юань (1279-1368) - Ли Дунюань и Чжу Даней. Эта школа рассматривала болезнь как прямое следствие порочного образа жизни, т. е. игнорировавшего неоконфуцианские моральные запреты, и нарушения равновесия жизненных сил. Лечение производилось с помощью совместного использования целебных трав, иглоукалывания и моксатерапии (вид принятого в Японии способа лечения, в ходе которого мякоть подсолнуха или листья растения Artemisia moxa через иглу прикрепляются к коже и поджигаются. — Примеч. пер.).

Медицинская школа Ли Чжу была основана в Японии в период Муромати врачом Тасиро Санки (1465—1537). После изучения медицины в Китае в течение 12 лет он возвратился в Японию с медицинской теорией и практикой школы Ли Чжу. Он использовал медицинские процедуры Ли Чжу для лечения как самураев, так и простых людей. Уже под руководством ученика Санки Манасэ Досан (1507—1594) учение школы Ли Чжу превратилось в религиозный подход к медицинской теории и практике. Досан был врачом императорской семьи и известным преподавателем. Он обучал врачей медицинской теории и практике Ли Чжу в своей частной медицинской школе. Он также писал медицинские тексты, такие как Кэйтэкисю («Руководство по медицинской практике», 1574), которое рассматривало китайскую медицину с точки зрения японских ценностей и чувств. Династия врачей, последователей Досана, получала поддержку высокопоставленных воинов и членов рода Токугава.

 

Использование различных растений для лечения организма зафиксировано на нашей планете еще в древнейшие времена. Расцвета это искусства достигло, в частности, в средние века в Японии, а ранее в Китае и на Дальнем Востоке современной России. Перечислить все полезные для человека растения не представляется тут возможным. Одно из них гинкго билоба - это такое древнейшее голосеменное реликтовое растение, которое используется в целебных целях и поныне в России. Все подробности читайте на сайте.

 

Одним из существенных вкладов До-сана и его последователей в японскую практику китайской медицины было установление стандартных процедур диагностики заболеваний. Согласно этим процедурам врач должен был провести четыре исследования, чтобы точно определить болезнь пациента:

— визуальный осмотр, особенно цвета кожи, состояния волос, кала и мочи;

— прослушивание кашля, определение болевых реакций при прикосновении, а также запаха тела;

— выслушать ответы пациента на вопросы об аппетите и эмоциональном состоянии;

— исследование пульса и живота путем прикосновения к телу в разных местах.

Школа Ли Чжу получила в Японии название Школы современной медицины (Госэйхо), что указывало на ее связь с неоконфуцианством. Школа эта сохраняла свое значение в начале Нового времени, однако конкуренцию ей составила еще одна школа китайской медицины, появившаяся в конце XVII столетия. Школа древней медицины (Койхо), как называлось это движение, утвердила себя в качестве альтернативы Школе современной медицины. Хотя эта школа адаптировала идеи китайской медицины в соответствии с японскими представлениями и чувствами, медицинский подход Школы древней медицины привел к более тщательному преобразованию китайской медицины в Японии.

Академическая тенденция конца XVII столетия оказала существенное воздействие на развитие Школы древней медицины. Конфуцианские ученые все более и более отходили от неоконфуцианских толкований конфуцианской классики в пользу непосредственного изучения древних текстов. Та же самая тенденция имела место и в медицинских кругах, где был произведен переход к непосредственному чтению этих текстов. Таким образом, Школа древней медицины получила свое название благодаря непосредственному возвращению к древним источникам медицинской теории и практики. Школа древней медицины основывала свою медицинскую теорию на китайском медицинском трактате, относящемся ко времени династии Ханьшуй (206 до н. э. — 220 н. э.). Этот текст, носящий название Шан хань цза бин лун («Эссе о тифе и различных болезнях»), описывает симптомы болезней и методы их лечения, укоренившиеся в практике обладавших большим опытом врачей.

Ряд видных врачей, знакомых с теоретическими и практическими основами Школы древней медицины, тем не менее не всегда приходил к общему мнению в отношении древних китайских медицинских текстов и применения их теорий на практике. Самыми известными среди врачей Школы древней медицины считались Гото Кондзан (1659-1733), Ёсимасу Тодо (1702-1773) и Ямаваки Тоё (1705-1762).

Гото Кондзан (1659—1733) рассматривал причины болезней с позиции жизненной силы. Он полагал, что болезнь возникает, когда жизненная сила застаивается или скапливается в теле. Он придерживался метафизического представления о том, что наполняющая всю Вселенную жизненная сила поддерживает в ней равновесие и гармонию и точно так же вливается в тело и сохраняет в нем здоровье. Кондзан лечил искажения жизненной силы моксатерапией (см. ниже) и травами.

Ёсимасу Тодо (1702-1773) уделял большое внимание наблюдению за внешними симптомами в диагностике и лечении болезни. Он провел эмпирическое исследование, которое, по его мнению, доказало эффективность медицинских методов, предписываемых древними китайскими медицинскими текстами. Тодо считал, что все болезни вызываются одним-единственным ядом, который создает различные симптомы в зависимости от места его скопления в теле. Он лечил эти местные отравления травами и другими лекарствами.

Ямаваки Тоё (1705-1762) стал в Японии связующим звеном между китайской и западной медициной. Стоя во главе китайской медицины как придворный врач императора, он, тем не менее, сомневался в традиционном китайском представлении об анатомическом строении человека. Согласно этому традиционному анатомическому представлению, считалось — без какого-либо эмпирического или визуального подтверждения, — что человеческое тело состоит из пяти внешних и шести внутренних органов, взаимодействующих друг другом и с пролегающими по всему телу меридианами, по которым протекает жизненная сила. В свою очередь, эти пять органов соответствовали традиционным китайским представлениям о пяти стихиях: сердце/огонь, легкие/ металл, почки/вода, печень/дерево и селезенка/земля. Сами органы не являлись объектами лечения в традиционной китайской медицине, т. е. болезнь не считалась вызванной нарушениями в работе органов. Такое анатомическое представление в большей степени было связано с представлением о том, что причиной болезни является нарушение равновесия жизненной силы, а также этих пяти элементов.

Сомнения Тоё в традиционном представлении об анатомии человека появились частично благодаря анатомическому описанию в одном из китайских классических трудов, где утверждалось, что тело состоит из девяти органов. Чтобы определить, какое анатомическое представление является правильным, Тоё получил разрешение провести вскрытие человеческого тела, что он и сделал в 1754 г. В 1759 г. Тоё представил результаты своих наблюдений, опубликовав Дзоси («Анатомический отчет»). Хотя его наблюдения противоречили традиционным представлениям, теория о пяти внешних и шести внутренних органах человека осталась незыблемой. Значение эксперимента Тоё состояло в том, что он воплотил в жизнь идею проведения эмпирических исследований в медицине путем вскрытия и другими способами, использовав методологию, более близкую к западной медицине, чем к китайской.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 302-305.

Вернуться к оглавлению раздела Медицина (на материале средневековой Японии)

 

 

www.hrono.ru

Жрецы. Древняя Япония

Фэн-Шуй

В дословном переводе Фэн-Шуй значит "вода и ветер". Как гласит одно мудрое древнекитайское изречение, "поток энергии рассеивается ветром и останавливается на границе вод".

Согласно восточной философии, человек - лишь часть вселенной и у каждого из нас есть свой жизненный потенциал. Задача фэн-шуй - дать этому потенциалу раскрыться в полную меру, чтобы человек не тратил себя на преодоление препятствий и смог сделать в жизни то, что ему предназначено. А это во многом зависит от того, как человек располагает себя в пространстве.

Читать дальше...

Сакральная медицина

Медицина шаманов и древних египтян, обрядовая медицина аграриев, гностическая, антропософская, ведическая медицина, медицина Дао и методы африканских колдунов, а также и медицина доколумбовой Америки, алхимия, "возвышенное дыхание" йоги, Дзэн, Тайцзи-Цюань, -весь этот огромный опыт и знания нетрадиционной медицины, существовавший в специфических средах обитания, уходят в глубь веков, тысячелетий...

Читать дальше...

Магия

Магия - это явления природы, которые еще не изучены. Ничего сверхъестественного во Вселенной нет. Магия- это скрытые (от большинства людей) возможности любого предмета, живого существа или растения.

Вы наверняка слышали о таких понятиях как, магия имени, магия растений, магия камней… Магия взгляда… Здесь мы и подошли вплотную к человеку - у него тоже есть своя магия. И чем сложнее организм, а главное - чем более развит его Космический разум, тем более у него возможностей.

Для многих людей магия- это что-то сверхестественное и необъяснимое. Чудо из чудес. Фантастика. Вымысел и так далее. Но есть люди, которые считают магию, одним из искусств, которым может овладеть любой имеющий соответствующие способности и желание обучаться.

Читать дальше...

Гороскоп

Сколько бы не прошло времени с возникновения астрологии, человек все еще всерьез воспринимает её предсказания. Это наверное от того, что многое сбывается, многое соответствует, многое доказано наукой, как истина. И ко всему сказанному, очень хочеться добавить, кому же нам верить, как не звездам. Звезды не лгут.

Читать дальше...

naitysebya.narod.ru