На всем пространстве Европейской России, и преимущественно на юге, близ Черного моря, находится достаточно «древностей», то есть памятников, оставшихся от древнейшего населения России в виде отдельных погребальных насыпей (курганов) и целых кладбищ (могильников), развалин городов и укреплений («городищ»), различных предметов быта (посуды, монет, драгоценных украшений). Наука об этих древностях (археология) успела определить, каким именно народностям принадлежат те или другие предметы древности. Древнейшие из них и самые замечательные суть памятники греческие и скифские. Из истории древней Эллады известно, что на северных берегах Черного моря (или Евксинского Понта, как называли его греки) возникло много греческих колоний, по преимуществу на устьях больших рек и при удобных морских бухтах. Из этих колоний наиболее известны: Ольвия при устье р. Буга, Херсонес (по-старорусски Корсунь) в окрестностях нынешнего Севастополя, Пантикапей на месте нынешней Керчи, Фанагория на Таманском полуострове, Танаис в устьях р. Дона. Колонизуя морское побережье, древние греки обыкновенно не удалялись от морского берега вглубь страны, а предпочитали привлекать туземцев на свои береговые рынки. На Черноморских берегах было то же самое: названные города не распространили своих владений внутрь материка, но тем не менее подчинили местных жителей своему культурному влиянию и привлекли их к оживленному торговому обмену. От туземцев-«варваров», которых греки называли скифами, они приобретали местные продукты, главным образом хлеб и рыбу, и отправляли в Элладу; а взамен продавали туземцам предметы греческого производства (ткани, вино, масло, предметы роскоши).
Карта древней Скифии и сопредельных стран около 100 г. до Р. Х.
Торговля сблизила греков с туземцами настолько, что образовались смешанные так называемые «эллино-скифские» поселения, а в Пантикапее возникло даже значительное государство, называемое Боспорским (от имени пролива Боспора Киммерийского). Под властью Боспорских царей объединились некоторые греческие города побережья и туземные племена, жившие у моря от Крыма до предгорий Кавказа. Боспорское царство и города Херсонес и Ольвия достигли значительного процветания и оставили после себя ряд замечательных памятников. Раскопки, предпринятые в Керчи (на месте древнего Пантикапея), в Херсонесе и Ольвии, открыли остатки городских укреплений и улиц, отдельных жилищ и храмов (языческой и позднейшей, христианской поры). В погребальных склепах этих городов (а также и в степных курганах) обнаружено много предметов греческого искусства, иногда высокой художественной ценности. Золотые украшения тончайшей работы и роскошные вазы, добытые этими раскопками, составляют лучшее в мире, по художественному значению и по количеству предметов, собрание Императорского Эрмитажа в Петрограде. Рядом с типичными вещами афинской работы (например, расписные вазы с рисунками на греческие темы) встречаются в этом собрании предметы, сработанные греческими мастерами на местный фасон, по-видимому, по заказу местных «варваров». Так, золотые ножны, сделанные для скифского меча, не похожего на греческие мечи, украшались чисто греческим орнаментом по вкусу мастера-грека. Металлические или глиняные вазы, сделанные по греческим образцам, снабжались иногда рисунками не греческого характера, а скифского, «варварского»: на них изображались фигуры туземцев и сцены из скифского быта. Две такие вазы пользуются всемирною известностью. Одна из них, золотая, вырыта из склепа в кургане Куль-Оба около г. Керчи; другая, серебряная, оказалась в большом кургане близ местечка Никополя на нижнем Днепре у речки Чертомлыка. На обеих вазах художественно представлены целые группы скифов в их национальной одежде и вооружении. Таким образом, греческое искусство служило здесь вкусам местных «варваров».
Бой скифов со славянами. Картина В. Васнецова
Для нас это обстоятельство важно потому, что мы получаем возможность непосредственно познакомиться с внешним видом тех скифов, с которыми имели дело греки на Черноморском побережье. В превосходно изваянных или нарисованных греческими мастерами фигурах скифских воинов и наездников мы отчетливо различаем черты арийского племени и всего скорее иранской его ветви. Из описаний скифского быта, оставленных греческими писателями, и из скифских погребений, раскопанных археологами, можно сделать тот же вывод. Греческий историк Геродот (V в. до Р. Хр.), рассказывая о скифах, делит их на много племен и различает между ними кочевников и земледельцев. Первых он помещает ближе к морю — в степях, а вторых севернее — примерно на среднем течении Днепра. Земледелие было настолько развито у некоторых скифских племен, что они торговали зерном, доставляя его в громадном количестве в греческие города для отправки в Элладу. Известно, например, что Аттика получала половину необходимого ей количества хлеба именно от скифов через Боспорское царство. Тех скифов, которые торговали с греками, и тех, которые кочевали вблизи от моря, греки более или менее знали, и потому Геродот дает о них любопытные и основательные сведения. Те же племена, которые жили в глубине нынешней России, грекам не были известны, и у Геродота мы читаем о них баснословные рассказы, которым невозможно верить (см. статью Геродот о скифах и сарматах).
Северное Причерноморье в V-II вв. до Р. Х.
rushist.com
Скифия - Википедия
Ски́фия (греч. Σκυθία) — в представлении античной географии область расселения группы народов, объединённых под названием скифов (собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён 1-го тысячелетия до н. э. — первых веков нашей эры в античных источниках).
Восточные скифы нередко упоминаются под именем саков.
Состав народов и окружение[ | ]
Вот мы пришли к далёким рубежам земли,В пространства скифов, в дикую пустую дебрь.
— Эсхил. Прикованный Прометей (перевод А. И. Пиотровского).
Геродот со ссылкой на поэму «Аристей из Проконнеса» отмечал, что собственно скифы живут до исседонов, от которых Аристей и почерпнул основные сведения. За исседонами обитают аримаспы — одноглазые люди; за аримаспами — стерегущие золото грифоны, а ещё выше за ними — гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, по словам Аристея, постоянно воевали с соседями, причём первыми начали войну аримаспы.
Истоки индоевропейства, включая скифов, во временах одомашнивания лошадей на просторах севернее Каспия и Чёрного моря указывают сторонники Курганной гипотезы. Согласно одной из гипотез, скифов связывали с носителями сейминско-турбинской культуры, существовавшей до 38 — 35 веков назад, однако в настоящее время используется термин «сейминско-турбинский феномен», поскольку быстрое распространение определённых видов оружия было надкультурным и кратковременным явлением, хотя и имевшим последствия в евразийском регионе.
Есть и связи аримаспо-исседонской войны с более ранними культурами. Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного (Черного) моря, под напором скифов покинули свою родину.
Из описаний Геродота и других античных авторов известно, что в целом Скифия объединяла несколько десятков античных народов, из которых ко временам Геродота свои царства и царей имели царские скифы, савроматы, тавры, массагеты, агафирсы, гелоны, меланхлены, андрофаги, невры, будины, аланы. Северные части собственно Скифии, простиравшиеся внутрь материка и вверх по Истру (Дунаю), граничили сначала с агафирсами (им отдают округу Карпат), затем с неврами (чаще округа Белоруссии), потом с андрофагами (чаще связывают с балтами) и с меланхленами.
Но эти рубежи условны, так как в связи с вторжением войск Дария I около 514—512 годов до н. э. все цари провели общий Совет царей Великой Скифии (Геродот. Кн. 4.102), что говорит о координации действий народов на огромной территории.
Позднее на территории, которую античные и византийские авторы продолжали называть Скифией, появились и другие народы: области Сарматии, Готии, Гуннии, северных архонтств времён Византии и затем Руси от низовий Дуная[1].
Согласно сообщениям Лаврентьевской и Густынской летописей (под 907 годом) Великая Скифия (Великая скуфь) состояла из племён, живущих по Бугу и Днепру при впадении их в море. Также упоминается, что болгары приходили на Дунай с востока от хазар, то есть от скифов.
География[ | ]
Скифия (Scythia) на древней карте
Гекатей Милетский включил Скифию в своё «Землеописание» и нанёс на карту ойкумены, однако его и сочинения других предшественников Геродота не сохранились[2].
Геродот в 4 книге Истории начинает описание Скифии с реки Истр («первая река Скифии на западе», 48), к скифским притокам Истра он относил Пирет, Тиарант (Олт[3] или Сирет[4]), Арар (Сирет[5]), Напарис (Яломица[5]) и Ордесс (Арджеш[6]). От Истра на восток располагается следующая заметная река Скифии — Тирас (51). Затем идёт Гипанис (53), на котором стояла Ольвия (18). За Гипанисом на восток идёт большая река Борисфен, которая впадает в один и тот же лиман с Гипанисом. Мыс между двумя реками называется Гипполая (53).
Однако точное место впадения древнего Днепра в Чёрное море является предметом дискуссий. Одни полагают, что Днепр тёк по руслу реки Синюха[7], другие отодвигают устье на юг в район Донузлава.
Также назван приток Борисфена Пантикап (54). Некоторые исследователи отождествляют Пантикап с Ингулом[7], другие — с Ингульцом[8], а академик Рыбаков — с Ворсклой[4]. Пантикап течёт с севера, проходит через Гилею и впадает в Борисфен в 3 днях пути (90 км) от его устья на восток (18).
Затем идёт исчезнувшая река Гипакирис (55), впадавшая в море в районе Керкинитиды (то есть Евпатории). Гипакирис вытекает из некого озера, но фактически он представляет собой протоку Борисфена через Герр (56). От Пантикапа до Герра уже 10 дней пути (19), то есть 300 км. Место разделения Борисфена на два рукава находилось в районе города Черкасы[7]. Некоторые исследователи отождествляют Гипакирис с Ингульцом[9]. Также есть мнение, что устье Гипакириса располагалось в районе Донузлава, тогда как её верхнее течение шло в русле реки Молочной[10]. Академик Рыбаков отождествлял реку Гипакирис с Конкой, а её устье располагал в районе Каркинитского залива[4]
Согласно Клавдию Птолемею, Азиатская Скифия начинается по ту сторону Меотиды (Азовского моря) и реки Ра (Волга) и тянется на восток до Серика, к югу от которого располагался Чинай(Китай), на юг — до Согдианы и Индии и на север — до неведомых земель. В направлении с запада на восток Азиатскую Скифию делили на ту что сей стороне и по ту сторону Имая, причем именем Имая обозначали различные горные хребты: Уральский, Белуртаг, Гималайский, чаще всего Тянь-Шань. Древние знали реки Азиатской Скифии: кроме Ра и Окса (Амударья) — Паропамис (вероятно Обь), Даик (нынешний Урал) и другие. Об Аральском море древние имели лишь самое смутное представление: река Иаксарт (нын. Сырдарья) изливается, по Страбону, в Каспийское море.
По Плинию, Саков же называли Хазарами. Он также говорит о Великой Скифии, идущей от Дона на восток и на север, и о Малой Скифии — от Дона к Днепру и далее на запад. Страбон тоже говорит о Большой или Азиатской Скифии. О Скифах он повествует: «древняя История сих народов подлинно неизвестна, потому что писатели оной составляли её из вымыслов, видя, что баснословные творения были в большем употреблении и уважении, нежели повествования истинных происшествий».
Григоре Уреке в «Летописи государства Молдавия до князя Арона Воды» на румынском языке описывает месторасположение Скифии: «XVI. 1. И в Пустынной Тартарии (Tartariia cea pustie) имеется множество орд, прежде всего Джунгария (Zagaar), то есть Скифия (Stitia), между Эмаум (Emaum и Emmaum) и Катаио (Cataio) с царством Тангут (Tangut)».[источник не указан 1007 дней]
Северной границей Скифии считался Северный океан[11].
См. также[ | ]
Примечания[ | ]
Литература[ | ]
Ссылки[ | ]
encyclopaedia.bid
Великая Скифия - это... Что такое Великая Скифия?
Приблизительная карта Скифии в I-м тысячелетии н. э.
Скифия — страна, где проживали и правили полиэтничные скифы. Чаще появление скифов связывают с курганной гипотезой. На ранней стадии формирования регион исхода индоевропейцев [1].
Спор о древности
Позднеантичные римские авторы Помпей Трог, Юстин, Павел Оросий и другие считали, что скифы стали цивилизованными ранее египтян и достигли господства в Европе и Азии за 2800 лет до основания Рима (около 3553 г.
до н. э.). Это отчасти согласуется с хронологией Марии Гимбутас и учёными её круга.
Состав племен и окружение
За власть и влияние в огромной стране нередко шла ожесточенная борьба. Геродот со ссылкой на поэму Аристея из Проконнеса отмечал, что собственно скифы живут до исседонов, от которых Аристей и почерпнул основные сведения. За исседонами обитают аримаспы- одноглазые люди; за аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше за ними — гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, по словам Аристея, постоянно воевали с соседями (причем первыми начали войну аримаспы).
Археологически это нередко связывают с носителями сейминско-турбинской культуры, существовавшей до 38 — 35 веков назад (есть и связи аримаспо-исседонской войны с более ранними культурами). Аримаспы изгнали исседонов из их страны, затем исседоны вытеснили скифов, а киммерийцы, обитавшие у Южного (Черного) моря, под напором скифов покинули свою родину.
Из описаний Геродота и других античных авторов известно, что полиэтничные скифы контролировали земли своей Скифии, затем Сарматии, Готии, Гуннии, северных архонств времен Византии и затем Руси от низовий Дуная. Восточные скифы нередко упоминаются под именем саков, для которых был более характерен азиатский облик. В целом Скифия объединяла несколько десятков античных народов, из которых ко временам Геродота свои царства и царей имели царские скифы, савроматы, тавры, массагеты, агафирсы, гелоны, маланхлены, андрофаги, невры, будины. Северные части собственно Скифии, простиравшиеся внутрь материка и вверх по Истру (Дунаю), граничили сначала с агафирсами (им отдают округу Карпат), затем с неврами (чаще округа Белоруссии), потом с андрофагами (чаще связывают с балтами) и с меланхленами (по одной из версий — будущими кривичами, смолянами).
Но эти рубежи условны, так как в связи с вторжением войск Дария 1 около 514 (512) г. до н. э. все цари провели общий Совет царей Великой Скифии (Геродот. Кн. 4.102), что говорит о координации действий народов на огромной территории.
Скифский царь Ариант около 650 г. до н. э. провел своеобразный подсчет населения Скифии с помощью бронзовых наконечников стрел, тупые из которых уже использовались как скифские деньги. Царь приказал всем скифам принести по одному наконечнику стрелы и каждому, кто не послушается, грозил смертью. Из множества принесенных стрел отлили огромный сосуд, свободно вмещавший 600 амфор и толщина стенки шесть пальцев.
С учетом обычных размеров стрел ученые подсчитали, что Арианту принесли наконечники 6 — 13 млн человек. Между Борисфеном и Гипанисом, верховьями Южного Буга была местность под названием Эксампейс очень горькой водой, отравлявшей и реку. Там и поставили сосуд Арианта.
В шесть раз меньший сосуд для смешения вина, Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт, как иногда кратко называли Черное море.
Примечания
↑ Marcus Junianus Justinus, Epitome of the Philippic History of Pompeius Trogus (Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа») http://ru.wikipedia.org/wiki/Юстин Орозий, «История против язычников», книга I на сайте «Восточная литература» Орозий, «История против язычников», книга II на сайте «Восточная литература» Орозий, «История против язычников», книга III на сайте «Восточная литература» Orosius, Historiae Adversum Paganos на сайте Attalus (лат.) http://ru.wikipedia.org/wiki/Павел_Оросий Н.И Васильева Религия, эпос и мифология Великой Скифии http://kladina.narod.ru/vasilyeva3/vasilyeva3.htm Н.И.Васильева Великая Скифияhttp://kladina.narod.ru/vasilyeva/vasilyeva.htm Григорий Максимович БОНГАРД-ЛЕВИН Эдвин Арвидович ГРАНТОВСКИЙ ОТ СКИФИИ ДО ИНДИИ.ДРЕВНИЕ АРИИ: МИФЫ И ИСТОРИЯ Издание второе, исправленное и дополненное М.: Мысль, 1983. — 206 с.www.biblio.nhat-nam.ru/Sk-Ind.pdf - Г.В. Вернадский "Древняя Русь"http://gumilevica.kulichki.net/VGV/vgv1.htm Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье [Текст] : учебное пособие / В. Я. Петрухин, Д. С. Раевский. - [2-е изд.,перераб.и доп.]. - М. : Знак, 2004. - 415 с. : ил. - (Studia historica). - ISBN 5-94457-107-1 и литер там же.
Ссылки
Литература
Г. В. Вернадский. Древняя Русь. Тверь, 1996
Ю. Д. Петухов, Н. И. Васильева. Русы Великой Скифии. Изд.: Вече, 2007
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Путешествие в Древнюю Скифию №9J11X
42-я книга в выдающейся серии "Великие путешествия", где слово предоставляется самим путешественникам. И самая необычная из вышедших до сих пор. В чём же необычность? Оформление, печать — традиционные, довольно высокого качества. Необычность, интрига — в подборе материала книги. Сам по себе текст из IV книги "Истории" Геродота, "Описание Скифии и похода Дария на скифов", занимает в книге 47 страниц, весь текст книги — 407 страниц. Отличие, как понимаете, не в…
42-я книга в выдающейся серии "Великие путешествия", где слово предоставляется самим путешественникам. И самая необычная из вышедших до сих пор. В чём же необычность? Оформление, печать — традиционные, довольно высокого качества. Необычность, интрига — в подборе материала книги. Сам по себе текст из IV книги "Истории" Геродота, "Описание Скифии и похода Дария на скифов", занимает в книге 47 страниц, весь текст книги — 407 страниц. Отличие, как понимаете, не в цифре "0". Книга, по-видимому, нелегко далась издательству — готовилась долго, и всё из-за того, что помимо собственно Геродота, представлена целая плеяда античных авторов с самыми разнообразными сочинениями, тема которых — не только, и не столько Скифия, сколько античный мир, более точно — Древняя Греция и её отношения со странами Востока. Конечно, чтобы понять скифов в описании древних греков, желательно понимать и самих древних греков, и народы, через которые доходили сведения. Одно только оглавление занимает 11 разворотов и включает 112 древних авторов, не считая пояснительных статей. Такая огромная мозаика определяет все качества книги: огромный охват даёт разностороннюю картину древних культур, всего того, что занимало умы мыслителей. Но, вместе с тем, чтение каждого автора предполагает настройку на своеобразный стиль и предмет изложения, поэтому сразу прочесть книгу целиком сложно.
Скифы известны на протяжении гораздо меньшего исторического периода, чем древние греки. В узком смысле, скифы — народ, живший в Причерноморье от Дуная до Дона (именно там древние греки "познакомились" с ними). Современная археология значительно расширяет ореол обитания скифов. Территории, занимаемые ими, были столь обширны, и столь малодоступны в те времена, что сведения о них очень разрозненны и противоречивы. Безусловно, считать скифов одним народом неверно. В лучшем случае — это конгломерат племенных союзов, связанных основными элементами организации общества, культуры, во многом общими из-за природных особенностей гигантской территории в центре Евразии. Скифы известны мастерством в коневодстве, обработке металлов, как искусные воины, в частности, лучники. Россия считает себя наследницей скифов — большая часть известных мест обитания скифов расположена на территории России.
Иллюстрации, как и в других книгах серии, весьма многочисленны — наряду с чёрно-белыми в тексте, есть 12 листов цветных вклеек.Завершает издание список других книг издательства сходной тематики — фактически, рекламный довесок на 11 разворотов (бывает и больше).На фото ниже, в том числе, можно видеть, в каком виде дошли до наших дней списки с "Истории" Геродота (фото 11), как выглядят форзацы (2) и оглавление книги (14).
Книгу рекомендую всем любителям истории и путешествий, собирателям литературы о древностях, исследователям древней словесности.
Следующей книгой в серии вышло описание первого русского кругосветного мореплавателя Юрия Фёдоровича Лисянского о плавании на корабле "Нева".Книга уже в продаже в магазине Лабиринт!
98books.review
Великая Скифия | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Раздел:
Скифия
Скифы занимали обширную территорию севернее Чёрного моря. Геродот рассказывает, что они жили на запад от реки Истр (Дунай) и далеко за озером Меотида (Азовское море) на востоке. На севере их земли достигали Десны. Скифы постоянно воевали и жили за счёт добычи, часто вмешивались в борьбу между государствами Малой Азии. Скифские воины-кочевники отличались жестокостью в бою. Главной ударной силой была конница. В конце VI в. до н. э. у скифов сформировалось государство. Расцвет скифского государства относится к IV в. до н. э., к временам правления царя Атея.
О могуществе царского Скифского государства свидетельствуют курганы. Это места погребения как бедных, так и богатых скифов.
Курган — насыпь над древней могилой.
Скифский курган
Скифские сосуды
Бедных скифов хоронили в ямах, насыпая сверху невысокий холм. Как того требовал обычай, в могилу клали гончарные изделия, оружие, приносили в жертву овцу. Вождей, царей, их родственников хоронили в склепах, над которыми насыпали огромные курганы. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Геродот описывает погребение знатного скифа, при котором тело умершего сначала бальзамировали, потом возили по селениям других племён. Все плакали и наносили себе раны в знак скорби. Лишь после этого покойника хоронили. В могильный склеп помещали жертвы: рабов, конюха, лошадей, а также вещи и драгоценности, необходимые в потустороннем мире.