Древние ирландцы. Сообщество Империал: Военная организация и вооружение древних ирландцев. - Древний Мир - Исторические Статьи - Библиотека - Сообщество Империал
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Fulacht Fiadh – как готовили пищу древние ирландцы. Древние ирландцы


Военная организация и вооружение древних ирландцев. - Древний Мир - Исторические Статьи - Библиотека

Описание: Описание устройства общества, военного дела, снаряжения Ирландии в период Античности.

Интерес к античной истории и военному делу и культуре народов Древнего мира у меня возник с выходом игры ome Total War. За годы, прошедшие с того момента я смог подробно ознакомиться с воинскими традициями и культурой многих народов античного мира, но когда захотел познакомиться поближе с воинской традицией древних кельтов Ирландии, обнаружил, что и в Интернете, и в исторической литературе данные крайне скудны. Отчасти это обусловлено небогатым археологическим материалом и отсутствием в античной литературе подробного освещения данной темы. С целью попытаться устранить эту лакуну и задумал написать эту статью, сведя воедино данные из различных источников, как печатного характера, так и виртуальной сети.Думается, эта работа будет интересна не только интересующимся древней историей, но и разработчикам модификаций серии Total Wаr и других исторических игр.

В значительной степени пролить свет на многие аспекты жизни древних ирландцев помогают предания и мифы кельтской древности, заботливо записанные христианскими монахами этой страны. Ценность их особо актуальна тем, что в отличие от других народов, вошедших в различное время в лоно христианской церкви, в Ирландии христиане не пытались уничтожать следы языческого прошлого, а наоборот, бережно сохранили их для потомков, так как многие из них были потомками кельтских филидов-сказителей и друидов. Особенно важно то, что эти сказания позволяют взглянуть на мир древних кельтов глазами самих кельтов, что вряд ли возможно, если отталкиваться данных археологии и скупых сведений в античной литературе. Эти предания включают в себя самые разнообразные произведения, но условно их можно разделить на две группы - сказания "Уладского цикла", очень близкие по духу произведениям Гомера, и "Цикл Финна", отражающий более поздний в хронологическом отношении период кельтской истории Ирландии.Особенно ярко видна эволюция жизни древнеирландского общества, в том числе и в развитии военного дела и воинского этоса этого народа.

Начать, пожалуй стоит с героической эпохи, описанной в преданиях Уладского цикла, во многом напоминающих произведения Гомера, где великие богатыри сражаются на колесницах и пользуются благосклонностью богов. Именно колесница, традиционный атрибут индоевропейской древности, была неотъемлемой частью воинской традиции древних кельтов Ирландии, как, впрочем, и кельтов вообще. На сегодняшний день не найдено ни одной колесницы или её фрагмента на территории Ирландии, зато предания изобилуют весьма красочными описаниями колесниц и их роли в жизни ирландцев в героическую эпоху. Вот, например, описание колесницы Кухулина в предании "Сватовство к Эмер": "колесница из обработанного полированного дерева с колёсами из белой бронзы. Белое дышло из белого серебра с кольцом из белой бронзы. Новая высокая колесницагрохочущая, прочная изогнутая. Ярмо бугристое крепкое, покрытое золотом. Две прочные плетёные жёлтые вожжи. Столбы крепкие мечеобразные." Не лишённое некоторых поэтических преувеличений, это описание, тем не менее наглядно демонстрирует тип колесницы, характерной для Британских островов - колесницу бигу. Очевидно, это была лёгкая двухколёсная колесница, запряжённая двумя лошадьми, с колёсами, покрытыми металлическим ободом, дышло соединяло корпус колесницы с ярмом, куда впрягались лошади. Не совсем понятно, где были эти "столбы", возможно, они стояли в задней части колесницы. На переднем сиденье сидел возница с бодилом в руках, за ним было сиденье для воина. Колесница являлась неотъемлемым атрибутом воина-аристократа, была дорога, и кроме функциональной нагрузки подчёркивала статус владельца. Возница мог наравне с воином участвовать в сражении. Самым знаменитым возницей был Лойг, колесничий Кухулина. Возницей уладского короля Конхобара была его дочь Дехтине, что ставит дополнительный вопрос о древнеирландских женщинах-воительницах. Воины могли сражаться как на колесницах, так и спешившись, что опять отсылает нас к Гомеру. В начале атаки воины обычно метали дротики, а затем сражались мечами или копьями.

Imperial Кухулин на колеснице

Imperial Бриттская колесница-бига

Упоминания о верховых воинах не типичны для древнеирландских преданий, однако, эпизодическивстречается описание всадников, например герой Коналл Кернах и верховые кравчие короля Темры, упомянутые в "Разрушении заезжего дома Да Дерга".

Что касается оборонительного и наступательного оружия, то многие его виды, описанные в ирландской литературе не подтверждаются археологическими находками, однако это ещё не повод делать поспешные выводы. Что касается одежды, описанной в преданиях, то большинство её деталей встречается и в раннесредневековом ирландском обществе. Неотъемлемым атрибутом древнеирландского воина была длинная, до колен или лодыжек льняная рубаха leine. Рубахи эти носили как мужчины, так и женщины на голое тело. Рубаха подпоясывалась, причём пояс, кроме функционального назначения (на нём крепилось оружие и воинские трофеи) имел ещё и социальное, характеризовавшее статус владельца. Известны и боевые пояса, прикрывавшие тело воина от пояса до подмышек, богато украшенные и укреплённые металлическими пластинками. Из преданий известна также такая интересная деталь доспехов как боевой передник, изготовлявшийся из кожи или ткани, украшеной орнаментом и укреплённой металлическими пластинами. Такой передник предназначался для защиты нижней части тела воина. Неотъемлемой частью одежды воина был так же плащ brat, изготовляемый, как правило из шерсти и украшенный орнаментом. Окраска плаща, как и пояс, так же характеризовала социальный статус владельца. Иногда плащ был с капюшоном. Застёгивались плащи изысканными металлическими фибулами (золотыми, серебрянными, бронзовыми или железными). Обуты воины были в кожаную обувь, или зачастую были босы.

Imperial Вероятный облик ирландского воина древности

Imperial Ирландский меч

Основным типом холодного оружия древних ирландцев были короткие железные мечи (найденые образцы - 37-46 см) с костяной, как правило, рукоятью. Эи мечи были латенского типа. Воины так же использовали топоры и палицы. Из древкового оружия были распространены копья (причём некоторые имели несколько наконечников). Так же использовались кинжалы и метательные дротики. Праща имела эпизодическое применение, но была хорошо известна ирландцам и часто встречается в преданиях. Особый интерес представляет копьё, которое использовал Кухулин - gae bulga. Судя по описанию его действия это копьё имело необычный наконечник, либо извилистый (как у континентальных кельтов, либо наподобие гарпуна:"оно оставляло одну рану, когда входило в тело человека, и тридцать зазубрин, когда его вынимали, и нельзя было его вынуть, не повредив плоть вокруг."

Из оборонительного вооружения ирландцев самым распространённым были щиты, как небольшие по размеру (известна лишь одна археологическая находка - обитый кожей деревянный щит, размеры 35х55 см, с закруглёнными углами), так и описанные в литературе большие продолговатые или прямоугольные ростовые щиты, обитые кожей или деревом, с металлической кромкой или умбоном, схожие со щитами континентальных кельтов. Щиты красились разноцветной краской и покрывались традиционным кельтским орнаментом. Щиты могли использоваться как оружие, когда металлическую кромку затачивали до остроты. Касательно использования древними ирланцами шлемов - археология не знает подобных находок, но в литературе они описаны, хотя и крайне редко. Среди археологических и письменных данных отсутствуют упоминания о таком распространённом в древности оружии как лук. Можно сделать вывод, что такие вещи как лук и штаны были не известны древним ирландцам, а если и были известны, то не имели широкого хождения.

В среде древних кельтов, как и на континенте, так и на Британских островах войны и насилие были привычным делом, а участие свободного мужчины в войне было делом престижным и почётным. Эти данные подтверждаются как ирландскими преданиями, так и сведениями античных писателей. причём, кроме военных действий, насилие было распространено и на бытовом уровне. Древние предания описывают будничную картину, когда незначительный бытовой конфликт мог перерости в кровавый поединок. Военные столкновения могли происходить как на уровне королевств-туатов, так и между отдельными родами и дружинами, причём различался и состав участников - если это были столкновения на уровне родов, туатов, то противоречия обычно разрешались поединками отдельных воинов или схваткой между дружинами, но если речь шла о крупных войнах между ирландскими пятинами или происходило вторжение, то к оружию призывались все свободные мужчины. Здесь необходимо, наверное, прояснить структуру древнеирландского общества. И в древности и в средневековье Ирландия была поделена на множество племенных королевств-туатов, во главе которых стояли племенные короли (созвучно с племенными быками). Туат был минимальной самодостаточной территориальной еденицей (их число колебалось в разное время от 80 до 100). Средний туат включал порядка трёх тысяч человек, вместе с женщинами и детьми. Это объединение не было племенем, так как, аналогично Древней Греции, несмотря на политическую раздробленность, их объединяли единый язык и культура. В основе туата лежала военная организация, где король ri tuathe являлся военным лидером. Один туат выставлял войско под командованием "короля войск" ("короля тутов") ruiri, ri tuath, руководившим войсками нескольких туатов, чьи короли присягнули ему в верности. Каждый король должен был выставить войско примерно в 700 человек, что составляло войско туата - buiden. Следующей ступенью был "король высших королей" ri ruirech. Как правило, это были короли пятин, коих в Ирландии было пять - Улад, Лейнстер, Мунстер, Коннахт и Миде. В пятине Миде (в центре Ирландии) находился древний королевский ценр Темре, скорее ритуально-сакральный центр, так как данные о всеирландском короле скорее мифологический характер. Первым историческим всеирландским королём был Бриан Боруме (941-1014). Численность дружин ирландских королей была небольшой - не более 160 воинов. Но сражаться за свой туат был обязан каждый свободный мужчина (кроме друидов и филидов). Они призывались на военную службу slogad во время относительно крупных столкновений.

Изменившиеся со временем реалии военного дела отражены в другом цикле ирландской литературы - "цикле Финна". Здесь уже отсутствуют описания благородных героев на колесницах. Главными героями здесь выступают фении - сплочённые группы пеших бойцов. В ранних описаниях не делалось разницы, и под это определение попадали разбойники, наёмники и группы молодых не женатых мужчин ("безбородые"), промышлявших охотой и разбоем. И здесь, вероятно, речь идёт не о разбойниках в современном понимании этого слова, а о группах воинов, подчинявшихся определённой этике и традициям. Возможно, разбой имел свои ритуальные корни, ведь христианские монахи, записавшие эти предания, приводят разбой как явление ритуального (языческого) характера. Самым известным фением был верховный друид уладов Катбад, бывший не только друидом-воином, но и предводителем отряда фениев. Более поздние христианские источники VII века друидов и разбойников ставят в один ряд, что косвенно подтверждает взаимосвязь этих понятий. Немаловажно также то, что в отрядах фениев зачастую состояли безземельные не женатые представители благородного сословия, что напоминает о средневековых рыцарях. Многие фении состояли на королевской службе и звались fer-gniae, что значит "геройский муж". Они выполняли функции полицейских при дворе короля и в туате в целом.

Наконец, хочется рассказать о морском деле древних ирландцев. В IV-V веках банды ирландских разбойников и пиратов, ставших известными в последствии как скотты (шотландцы), господствовали в Ирландском море и на Гебридских островах, а позже захватили северную часть Британии. Вот как описывает святой Гильдас Премудрый набеги ирландцев: "ринулись наперегонки из курахов, которыми они были переправлены через долину Тефии (Ирландское море), как будто грязные червячки, когда Титан пылает зноем, из самых узеньких отверстий норок, - мерзейшие банды пиктов и скоттов, нравами, отчасти разные, но согласные в одной и той же жажде пролития крови колодники, более покрывающие волосами лицо, чем постыдные и близкие к постыдным части тела одеждой". Здесь упомянут курах - разновидность лодок, использовавшаяся на западном побережье Ирландии вплоть до XX века. Эта лодка представляла собой деревянный каркас, обтянутый бычьими кожами, дублёными с помощью дубовой коры. Швы между кожами смазывались коровьим маслом. Кожами она была обтянута и изнутри, а посередине была установлена мачта с парусом. В древнеирландских текстах упоминаются и маленькие лодки, обтянутые одной, и большие - тремя шкурами. На подобных утлых челнах и пересекали ирландцы море. Большие корабли у них появляются только в эпоху викингов.

Imperial Большой ирландский курах

Древнеирландские предания самые древние в Северной Европе, записанные на бумаге. Сюжеты этих произведений очень интересны не только с точки зрения мифологии, но и культуры, и быта. Они удивительным образом пересекаются с произведениями Гомера и индийской мифологией, давая богатый материал учёным-историкам и подтверждая единые корни индоевропейской общности народов.

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой публикацией:

Copyright © «Империал». Копирование информации с этой страницы возможно только при указании прямых ссылок на эту страницу.

imtw.ru

Описание, история и площадь Ирландии

Изумрудная Ирландия, наполненная мифами о лепреконах и эльфах, всегда вызывала интерес у ученых и археологов. Ведь остров считается одним из тех мест, где люди поселились очень давно - за восемь тысяч лет до нашей эры. А площадь острова Ирландия составляет 84 тыс. кв. км, что позволяет ему занимать третью строку в списке самых крупных островов Европы. К тому же до сих пор археологи не сумели раскрыть предназначение мегалитических сооружений и дольменов, которые в большом количестве встречаются на территории страны. Невероятно, но до сих пор площадь Ирландии все еще не исследована полностью, а это значит, что история этих удивительных земель может пополниться интересными фактами.Площадь Ирландии

Первые жители Ирландии

Ученые считают, что первое население Ирландии пришло сюда сразу после окончания Ледникового периода, когда климат позволил комфортно чувствовать себя на этих землях. Довольно быстро была заселена вся площадь Ирландии, а местные жители якобы принялись строить различные мегалитические сооружения. До сих пор неизвестно, зачем древние ирландцы возводили эти странные строения. Но, к примеру, дольмены считаются погребальными памятниками. Хотя некоторые ученые утверждают, что они имеют сакральное значение, и с их помощью островное население связывалось с духами. Кстати, в одном из мегалитических строений археологи нашли самую древнюю каменную карту звездного неба, на которой очень подробно была изображена Луна и ее рельеф.

Ирландия в дохристианскую эпоху

Приблизительно во втором тысячелетии до нашей эры на острове высадились племена кельтов. Они начали миграцию из Восточной Европы и постепенно расселились не только на материке, но и на близлежащих островах. Вся площадь Ирландии была освоена кельтами очень быстро, они пользовались железным оружием, отличались воинственностью и страстью к военным походам. Часть местного населения они уничтожили, а остальные островитяне постепенно слились с кельтами в одну нацию. Стоит отметить, что завоевание острова очень хорошо сказалось на его культуре и развитии. Кельты принесли с собой новые технологии, язык, письменность и религию. Практически все ирландские мифы являются некоторой интерпретацией кельтской истории и поверий.Площадь острова Ирландия

Именно с кельтами связаны племена друидов, которые оставили глубокий след в культуре многих европейских народов. Некоторые историки утверждают, что именно друиды принесли в Ирландию свои обширные знания и обучали детей местных жителей своей культуре и религии. До сих пор большая часть легенд рассказывает о мудрых и справедливых волшебниках, которые помогли ирландцам развить земледелие и щедро делились глубокими познаниями в космологии, сельском хозяйстве и целительстве.

Христианизация Ирландии

Приблизительно в начале пятого века в Ирландию стали попадать первые миссионеры, пытающиеся обратить местное население в христианство. Стоит отметить, что кроме святого Патрика, который считается самым главным ирландским святым, свой вклад в христианизацию острова внесли и другие служители церкви - святой Колумб, к примеру, или святой Кевин. Но официальным крестителем Ирландии все же признан святой Патрик, рожденный в Британии и более пяти лет проведший в ирландском рабстве.

Так как площадь Ирландии достаточно велика, а население многочисленно, то христианизация проходила в несколько этапов в течение нескольких веков, обретая в процессе свои характерные черты. Для Ирландии не было характерно уничтожение язычников и насаждение новой веры. Миссионеры постепенно убеждали местное население, строили монастыри и активно просвещали ирландцев. Это привело к тому, что в период культурного упадка Европы Ирландия стала процветающей страной, где христианство не ограничивало население, а наоборот - поддерживало его. Монахи вносили свой вклад в развитие письменности, создавали неповторимые иллюстрации к церковным сюжетам и потрясающие скульптуры. Многие археологи и историки называют 5-6-й века "золотым веком" Ирландии.Площадь Великобритании Ирландии

Набеги викингов

Ирландия (площадь, территории и благоприятный климат способствовали тому) постоянно привлекала к себе вниманий соседей. В 8-9-м веках ирландцы стали подвергаться постоянным набегам викингов.

Они разоряли поселения и монастыри, многие из которых были разрушены до основания. Чтобы усилить свое влияние, викинги начали основывать свои города и постепенно ассимилировались среди коренных жителей острова. Приблизительно в 988 году был основан город Дублин, который стал играть очень важную роль в развитии острова. Параллельно викинги закладывали портовые города, которые имели для их образа жизни огромное значение. Постепенно на острове начали восстанавливаться монастыри, и завоеватели перестали относиться к монахам с недоверием. Они научились мирно сосуществовать.

Ирландцы не раз пытались остановить вторжение викингов, но лишь в начале 11-го века Бриан Бору (верховный король) сумел разгромить армию завоевателей.

Установление власти англичан

Обширная площадь Ирландии (в кв. км - 84 тыс.) не могла рано или поздно не привлечь внимания англичан. С 11-го века они начали подбираться к крупным ирландским городам, постепенно завоевывая их. С начала 12-го века король Генрих II объявил себя лордом Ирландии и установил свою власть над некоторой частью острова. Англо-норманнские лорды тоже не преминули получить большой кусок ирландской земли и начали собирать ее под своей властью.

К началу 17-го века англичане уже прочно обосновались на острове и уверенно устанавливали свои порядки. Постепенно вытеснялся ирландский язык, традиции и обычаи. Но в данный период времени эта тенденция еще не приобрела массовый характер, поэтому ирландцы терпеливо сносили порядки новой власти.

Удивительно, но разделение населения на старое и новое очень четко проявилось в 17-м веке. Исконные ирландцы и первые английские католики составляли основу этого общества, но именно они и стали изгоями. Переселенцы-англичане, относящие себя к новой власти, сторонились местного населения, которое с каждым годом становилось все беднее.Площадь Северной Ирландии

Притеснение ирландцев: развитие страны под руководством англичан

Англичане, являющиеся в своем большинстве протестантами, активно притесняли католиков, которыми были практически все ирландцы. К 17-му веку это приняло поистине чудовищные формы. Католикам запрещалось покупать земли, иметь свои церкви, получать высшее образование и говорить на своем языке. В стране начались восстания, которые вылились в долгий межрелигиозный конфликт, приведший к разделению страны.

К концу 18-го века у католиков осталось не более пяти процентов земель, а культура сохранилась только благодаря усилиям подпольных обществ, которые собирались по выходным дням и проводили обучающие уроки для подрастающего поколения.

В первой четверти 19-го века наметилось потепление в отношениях между Ирландией и Великобританией. Оно стало возможным благодаря деятельности Даниела О'Коннелла, который убедил английский парламент принять несколько законов, облегчающих жизнь ирландских католиков. Этот патриот с большим энтузиазмом отстаивал права своих сограждан и стремился воссоздать ирландский парламент, который позволил бы жителям острова самим влиять на политику страны.

Предпосылки войны за независимость

Возможно, история Ирландии пошла бы по иному пути, но в середине 19-го века в стране три года подряд был неурожай картофеля, который являлся основным источником питания ирландцев. Население начало голодать, но по законам, установленным англичанами, они должны были экспортировать в другие страны зерно. С каждым годом население Ирландии уменьшалось, в надежде на лучшую жизнь островитяне начали эмигрировать из страны. Большая часть из них осела в США, некоторые попытали счастья в Англии. За небольшой период времени Ирландию покинуло около двух миллионов семей.Площадь Ирландии в кв. км.

В конце 19-го века ирландцы все настойчивее стали добиваться самоуправления. Но именно тогда отчетливо проявились религиозные различия между населением страны - северная часть Ирландии была представлена протестантами, тогда как основное население так и оставались католиками. Протестанты выступали против самоуправления, что вызывало рост напряженности в стране.

Несмотря на то что англичане согласились на некоторые послабления для ирландцев и подписали документ о самоуправлении, Ирландия так и оставалась под тотальным контролем Британии. Это очень беспокоило сторонников отделения от короны, и 24 апреля 1916 года в Дублине было поднято восстание, продолжавшееся шесть дней. По его окончании практически все лидеры движения были казнены, что вызвало подъем революционного движения в Ирландии. В 1919 году было объявлено о создании ирландского парламента и независимой республики.

Остров Ирландия: площадь, территории сегодня

Стремление ирландцев к независимости привело к военным действиям с англичанами, которые длились с 1919 по 1921 год. В итоге повстанцы добились желаемого и стали абсолютно независимы от Британии, но ценой свободы стал раскол страны и общества.

В итоге на карте образовалось два государства - Ирландское свободное государство и Северная Ирландия. Причем большая часть острова принадлежит именно Ирландскому свободному государству, северяне занимают всего лишь одну шестую территории острова.Какая площадь Ирландии

Какая площадь Ирландии (республики): краткая характеристика

С момента объявления независимости Республика Ирландия приняла в свой состав 26 графств, и площадь страны составляет 70 тыс. кв. км. Это самое большое государство на острове.

До 80-х годов прошлого века страна испытывала серьезные экономические трудности, население продолжало уезжать из республики, а найти работу в Ирландии было крайне сложно. Но вот уже более 20 лет, как ситуация стабилизировалась. Экономика переживает стабильный рост, а уехавшая когда-то молодежь снова потянулась на родину. По последним данным, в Ирландию вернулось уже более 50 процентов переселенцев. А это свидетельствует о том, что впереди страну ждут только позитивные изменения.

Северная Ирландия: описание и особенности

Если рассматривать общую площадь Великобритании, Ирландии там выделено не такое уж важное место (240.5 тыс. кв. км и 84 тыс. кв. км соответственно). Но жители северной части острова были крайне довольны сложившимся положением вещей в 1920 году.

Площадь Северной Ирландии составляет чуть более 14 кв. км, в состав страны вошло всего лишь 6 графств. Стоит отметить, что вплоть до 1998 года в Северной Ирландии продолжались конфликты между католиками и протестантами. Довольно часто они сопровождались вооруженными столкновениями, и Великобритания не единожды вводила свои войска на территорию страны, чтобы урегулировать конфликты.Ирландия площадь территории

Почти за 30 лет на религиозной почве погибло свыше трех тысяч человек. Лишь в начале 21-го века в стране наступило мирное время, враждующие стороны примирились и сумели договориться о сотрудничестве. В последние годы часть населения Северной Ирландии выступает за воссоединение с республикой и возвращение к единому государству на территории острова. Но данное предложение поддерживают далеко не все в парламенте страны, что, возможно, послужит поводом к очередному затяжному конфликту в будущем.

Заключение

Ирландия за всю свою историю пережила немало тяжелых моментов и кровавых вооруженных конфликтов, тем не менее дух народа остался непокоренным ни одними из завоевателей. Ведь в каждом ирландце течет кровь кельтских воинов, умевших отстаивать свою свободу и традиции.

fb.ru

Fulacht Fiadh - как готовили пищу древние ирландцы

Вчера в парке увидела совершенно потрясающее многофункциональное изобретение древности, которым повсеместно пользовались в давние века в Ирландии.

Fulacht Fiadh - Необычная конструкция для приготовления пищи древними народами Ирландии.

Fulacht Fiadh – многофункциональное изобретение древних народов Ирландии.

В Ирландии зарегистрировано более 4500 примеров Fulacht Fiadh и они являются одними из наиболее распространенных типов археологических памятников на острове. В графстве Корк их насчитывается 2000. В переводе с ирландского Fulacht означает варить, готовить, в то время как Fiadh это прилагательное от слова “олень ” или “дич”. Исследования показали, что большинство из них принадлежат к периоду 1500 – 500 г. до нашей эры, но известны и более ранние находки времен неолита. Существует ряд теорий, описывающих функции Фулахт Фиа. Один из них описывает это как место, предназначенное для приготовления пищи способом варки и кипячения. Упоминается также, что нагретая вода могла быть использована для купания, стирки одежды или во время крашения и дубления кож. Предполагают, что иногда конструкцию могли накрывать импровизированной крышей и тогда она также могла служить типом сауны. Это пример того, что в древние времена на острове научились производить и использовать большие количества горячей воды.

В 2007 году выдвинули новую теорию, предполагая, что подобные конструкции могли быть также использованы для производства пива. В нагретую воду (до приблизительно 65 ° С) бросали ячмень и, примерно, через 45 мин раствор выливали в отдельные емкости, добавляя дрожжи и травы.

Fulachtaí Fiadh обычно состоят из трех основных элементов: насыпь камней, обложенная деревом и торфом, которые поджигали, и корыто, часто облицованное деревом или камнем, которoe былo заполненo водой и в которoe бросали раскаленные камни, чтобы нагреть воду. Чаще всего Fulacht Fiadh – это ямы около метра в ширину и двух метров в длину и, может быть, на полметра и более в глубину. Тем не менее, есть и довольно большие ямы, выложенные на дне камнями, которые предположительно могли служить как бассейны для купания. Все гениальное просто!

Татьяна Булакс.

irelandru.com

Ирландцы — Циклопедия

Ирландцы

Народ

Численность 8 500 000 чел.(учитывая по происхождению 80 000 000)

Ирландцы (ирл. Muintir na hÉireann, na hÉireannaigh, na Gaeil) — народ, коренные жители острова Ирландия. В настоящее время большинство ирландцев живет за пределами Ирландии и Ольстера. Крупные ирландские общины существуют в Англии, Шотландии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Испании и других странах. Общее количество (2014) — около 8 180 000 чел.[1]

[править] Происхождение

Остров Ирландия был населен в промежутке времени между 8 и 7 тысячелетиями до н. э.[2] Около 4 тысячелетия до н. э. древние обитатели освоили земледелие[3]. В этот период также возводились мегалитические сооружения[4]. Археологи считают, что древнейшее население острова имело иберское происхождение. Это подтверждают и генетические исследования. Выявлено, что большинство современных ирландцев генетически наиболее близки к жителям Западной Шотландии и севера Испании[5], хотя многие внешние черты (рыжие волосы, веснушки, редкое для других европейцев наличие эпикантуса), которые считаются характерными для ирландцев[6], могли сформироваться уже на самом острове в результате долгосрочной изоляции.

В середине 1 тысячелетия до н. э. Ирландия была занята кельтами, с распространением которых связано наступление железного века. Ученые предполагают, что переселение кельтов происходило в течение нескольких столетий и приводило не только к покорению, но и ассимиляции предшественников[7][8], что привело к формированию существенных различий местной кельтской культуры от континентальной. Кельты не были единым народом. Клавдий Птолемей вспоминал несколько народов, населявших Ирландию в его время[9]. В первые века нашей эры сложилось 5 ирландских монархических государств[10]. Формирование единой древней ирландской культуры произошло только после принятия христианства.

Ирландцы XVI века

Хотя Ирландия не была завоевана римлянами, в первой половине 1 тысячелетия до н. э. ее население находилось под сильным влиянием римской культуры. Главным результатом этого влияния стало принятие предками ирландцев христианства. Его первым распространителем считается Святой Патрик (около 432 г. н. э.)[11]. На всей территории Ирландии возникли монастыри, где начала формироваться письменная культура. Ирландские монахи создали литургическую литературу на древнем ирландском языке, при этом они пользовались латинским алфавитом. В VI—VII вв. также были записаны древние мифы и саги. Кельтская церковь несколько отличалась от католической, однако выходцы из Ирландии способствовали христианизации других европейских народов, вели миссионерскую деятельность далеко за пределами Ирландии.

Во второй половине VII века в Ирландии произошло несколько страшных эпидемий. Они вызвали значительные потери населения. Еще более тяжелые последствия имели нападения викингов, которые начались в 795 году и продолжались до 1014 года.[12] Викинги стремились в первую очередь разграбить монастыри, где скапливались значительные богатства, но которые также были культурными центрами.

В 1155 году папа Адриан IV издал буллу[13], позволявшую английскому королю Генриху II завоевать Ирландию. Англичане сумели завоевать лишь восточную часть острова. После эпидемии 1348 года власть английских королей приобрела номинальный характер и начала воссоздаваться только после 1536 года. Окончательное покорение Ирландии произошло только в 1690 году. В 1800 году был принят акт об унии, который присоединял Ирландию к Великобритании. Присоединение Ирландии сопровождалась долговременными войнами и большими жертвами с обеих сторон. Английские власти предпринимали меры для расширения своего влияния благодаря переселению в Ирландию выходцев из самой Англии и Шотландии, ограничению прав коренного населения и, как следствие, вытеснения его с занятых территорий и обезземеливанию. В XVII—XVIII вв. ирландские повстанцы продавались в рабство[14]. Ситуация осложнялась религиозными разногласиями. В XVI веке в Англии начал распространяться протестантизм[15]. Большинство ирландцев сохранило преданность католицизму. Католическая церковь поддерживала антиколониальную борьбу ирландского народа. В 1688 году ирландцы открыто поддержали короля-католика Якова II[16], однако их восстание закончилось поражением и вызвало ответные жесткие политические и религиозные репрессии. Несмотря на это, католицизм превратился в важную часть ирландской национальной идентичности.

Во времена покорения Ирландии произошло окончательное разрушение старой государственной феодальной системы. Часть ирландской традиционной аристократии утратила свое влияние или была уничтожена. Представители некоторых благородных семей сотрудничали с английскими властями, делали карьеру в британской армии и флоте, даже принимали протестантизм. Среди таких лиц ирландского происхождения были Джонатан Свифт, Вольф Тон, Артур Уэлсли Веллингтон и др. С XVIII века ирландцы-протестанты также принимали участие в национально-освободительной борьбе. Кроме того, существовала ирландская эмиграция. В XVI—XVIII вв. большинство ирландских переселенцев в другие страны имели благородное происхождение. В XVII веке значительная ирландская община сложилась в Испании[17]. С упадком традиционной аристократии в Ирландии начала постепенно формироваться новая национальная культурная элита. Ирландский язык и культура изучались с XIII века. В XVIII—XIX вв. идеи Просвещения и романтизма способствовали возрождению интереса к кельтскому прошлому. В первой трети XIX века сложились основные идеи ирландского национализма[18], которые в более позднее время переросли в требование получения своей государственности.

В 1845—1847 гг. в Ирландии произошёл Великий голод, вызванный с одной стороны неурожаем картофеля, с другой — кризисом традиционной структуры семьи. Из-за многочисленных ограничений в отличие от других мест Великобритании промышленность почти не развивалась в Ирландии. Большинство ирландцев оставались земледельцами, выращивали на продажу лен, овес, пшеницу, но для обеспечения собственного питания использовали преимущественно картофель, известный в Ирландии с 1589 года.[19] Ирландские крестьяне арендовали землю. Они имели большие семьи, что было обусловлено религиозными традициями и стремлением родителей быть обеспеченными в старости благодаря поддержке детей. В результате население быстро росло, особенно в период Наполеоновских войн, сопровождавшихся экономическим подъемом. Излишки рабочей силы переезжали на заработки в Англию, а также в колонии. В 1845 году из-за влажного лета урожай картофеля был поврежден завезенным из Северной Америки фитофторозом. Неурожаи продолжались три года подряд, что вызвало массовый голод. Британское правительство для оказания помощи ввозило кукурузу, но в отсутствии специальных мельниц это не принесло значительного облегчения. Кроме того, ввоз кукурузы снизил цены на другие пищевые продукты, и английские торговцы использовали его для вывоза из Ирландии зерна. Считается, что во время Великого голода умерло около 1 млн человек. Еще 1 млн человек эмигрировал в Северную Америку, Австралию, Англию и Шотландию[20]. Отныне эмиграция приобрела постоянный характер, тем более, что землевладельцы стремились избежать повторения неурожаев и начали развивать животноводство, которое не требовало большого количества рабочих. В 1848 году состоялось восстание. С ростом ирландского национализма Великий голод превратился в символ страданий ирландского народа.

Восстания 1848 и 1867 гг. стимулировали борьбу ирландцев за свои права и независимость. Во второй половине XIX века возник ряд организаций, которые ставили своей целью культурное и аграрное возрождение. Наиболее влиятельной являлась Гэльская Лига, организованная в 1893 году. В работе организаций принимали участие как католики, так и протестанты. Попытка националистов остановить распространение английского языка не имела успеха, но в ирландской литературе прижился своеобразный диалект, отличающийся от английского языка в Англии и Шотландии. В 1880-е гг. началось легальное движение за самоуправление. Его представители участвовали в парламентских выборах. В начале XX века усилилось рабочее движение. Вместе с этим усилились антиирландские настроения со стороны потомков английских и шотландских переселенцев, а также части местных протестантов. В Ольстере антиирландские организации поддерживались со стороны профсоюзов. 17 сентября 1914 года британский парламент признал самоуправление Ирландии, но не распространил его на Ольстер[21]. В 1916 году радикальные националисты организовали в Дублине Пасхальное восстание[22].

21 января 1919 году состоялось провозглашение независимости Ирландии, но согласно соглашениям 1921 года Великобритания признавала за Ирландией только статус доминиона. В 1921 году Ольстер был окончательно отделен от Ирландии и стал частью Великобритании. В результате гражданской войны 1922—1923 гг. радикальные национальные группировки ирландцев потеряли свое влияние. Хотя ирландский язык был провозглашен государственным, в Ирландии продолжалось распространение влияния английского языка через средства массовой информации и образование. В Ольстере Ирландская республиканская армия действовала еще долгое время, но постепенно выродилась в террористическую организацию. Разделение Ирландии на независимую Ирландию и Ольстер продолжается до наших дней.

[править] Сельское хозяйство

До второй половины XIX века сельское хозяйство являлось основной производственной сферой. С древних времен преобладало земледелие. В раннее средневековье закрепилась система так называемых открытых полей (rundale system)[23], когда земля бралась крестьянами в совместную аренду и разделялась на куски в зависимости от хозяйственного использования, зачастую обособляясь каменной стеной. Система приобрела особое распространение с ростом населения в конце XVIII века. Крестьяне выращивали овес, ячмень, лен, овощи, с XVI века — картофель. Основным зерновым регионом считается юго-восточная часть Ирландии. В 1870—1920 гг. помещичья земельная собственность фактически была разрушена. Основной отраслью сельского хозяйства стало молочное животноводство. Современные ирландские фермеры используют только четверть всей пригодной земли для земледелия.

Система открытых полей позволяла крестьянам объединять свои силы для обработки полей, вместе выполнять наиболее трудоемкие процессы, иметь общие инструменты и пр. Землю обрабатывали легким деревянным плугом, хотя на востоке и в центре Ирландии также был известен тяжелый нормандский плуг, который тащило сразу несколько лошадей. На каменистых и болотистых территориях применяли специальную лопату loy[24]. К XVIII веку коса почти не была известна. Траву срезали серпом.

Хотя Ирландия — морская страна, рыболовство в традиционной жизни не выделилось в отдельную отрасль и фактически являлось дополнением к сельскому хозяйству.

[править] Ремёсла

Ремесла в Ирландии развивались преимущественно в сельской местности для обеспечения домашнего хозяйства или приработка. Показательно, что даже в XIX веке, когда в Ирландии появились дешевые промышленные ткани из соседней Британии, ткани изготавливались преимущественно одиночками или небольшими группами мастеров, зачастую членами одной семьи. Основными материалами являлись овечья шерсть и лен. В разных уголках страны ткачи специализировались на производстве шерстяных поясов, нарукавников, кружев, ковров из кусков тканей и др.[25] На западном побережье было популярно прядение.

Металлообработка в Ирландии имеет очень древние корни. Медные изделия известны с 2400 г. до н. э. В средневековье и позже производилось жестяное оружие, но в более позднее время ирландские кузнецы занимались обеспечением преимущественно крестьян, делали топоры, ножи, посудe, заборы, подковы и др. Кузнецы пользовались большим уважением, особенно в период широкой эксплуатации лошадиной тяги. Согласно традиции, кузнецы, что подковывали лошадей, обычно не специализировались на других изделиях[26][27]. В 1970-е гг. ремесленная металлообработка вновь обрела популярность. Еще одним древним ирландским ремеслом является обработка камня. Природный камень со времен неолита использовался для ограды полей, позднее — для строительства, в том числе военных укреплений. Ирландские каменотесы освоили обработку гранита, песчаника, известняков, сланцев, щебня. Стены зачастую возводились методом сухой кладки без растворов[28].

Другие традиционные ремесла — изготовление керамики, деревянных судов, музыкальных инструментов, бочек, прялок, кожаных и соломенных вещей и др. Промышленное производство в Ирландии возникло поздно и не была особенно развито. Однако за границей, особенно в США, сложились крупные группы ирландских рабочих с характерной пролетарской культурой.

[править] Кухня

Для ирландской национальной кухни характерно почти полное отсутствие специй и соусов. Основными ингредиентами являются картофель, злаковые (особенно овсянка), мясо, реже рыба. Популярный рагу, густые наваристые супы, молочные продукты. В Ирландии производят около 50 различных сортов творожных сыров. Традиционный хлеб печется из немолотого зерна на соде. Распространенные напитки — кофе, пиво, виски[29][30].

[править] Одежда

Археологические находки свидетельствуют о том, что в Ирландии издавна были распространены шерстяные ткани. Средневековый историк Гиральд Камбрийский сообщал, что одежда ирландцев имеет преимущественно черный цвет, так как овцы в этой стране в основном черные[31]. Считается, что из Ирландии происходит килт, именно отсюда он попал в Шотландию. Однако не все современные исследователи придерживаются этой мысли. Килты начали распространяться преимущественно в XIX веке, когда в процессе унификации народной одежды романтически настроенные националисты предложили использовать килты в качестве общегэльской национальной одежды[32]. В это же время появились зеленые платья с пышными юбками, белые фартуки, черные береты и другое платье, которое в наши дни выдается за национальное.

Настоящая народная одежда была довольно скромной. Женщины надевали длинную юбку, кофту со сборками вокруг шеи, корсаж, одноцветный фартук, на голову и плечи набрасывали шаль, в плохую погоду — плащ со шляпой. Специальной детской одежды не существовало, но во время праздников девочек и мальчиков одевали в женскую одежду. Взрослые мужчины носили плоские тканные шапки кепи, кофты и туникообразные длинные рубашки.

[править] Жилище

Современный дом с соломенной крышей

Довольно долгое время основным типом поселения в Ирландии была деревня. Только после аграрных реформ, начавшихся после Большого голода 1845—1847 гг. стремительно распространялись обособленные фермы. В настоящее время большинство сельских жителей живет на фермах-хуторах, однако деревни также продолжают свое существование. Обычно они не имеют конкретного плана, дома построены в зависимости от рельефа местности. Города возникли в период средневековья. Во время завоевания они являлись с одной стороны центрами колонизации, с другой — культурных контактов с внешним миром.

Уже в глубокой древности в Ирландии возводились каменные постройки. Но средневековые источники сообщают, что большинство хижин строились из обычного хвороста, потом обмазывались глиной. В XVIII веке с расширением сельскохозяйственных территорий площадь лесов значительно сократилась, поэтому каменные дома стали строиться чаще. Глинобитные хижины сохранялись преимущественно в болотистой местности. Кирпич начали использовать относительно поздно. Кирпичные постройки чаще всего встречаются в городах и вокруг городов, а также на севере Ирландии. Крыши каркасные. В XIX веке крылись соломой. Пол делался из глины. Для ирландских традиционных домов характерно наличие двух дверей, причем с дополнительными малыми дверьми снизу.

В средневековье очаг располагался в центре дома. Раздельных комнат в нем не было. В наши дни преобладают дома, разделенные на комнаты с прифронтовыми каминами. Дом обогревали торфом и сухим дерном. Дерн также использовался для возведения небольших хозяйственных построек. Кровати зачастую располагались в стеновых нишах. В XIX веке столами пользовались в богатых семьях, а в бедных — небольшими плетеными подносами.

[править] Социальная структура

В прошлом основой традиционного ирландского общества были кланы[33]. Само слово клан происходит именно из гэльского языка и означает «род». О родственном происхождение кланов свидетельствует то, что они имели общее имя первопредка, поэтому начинались с приставки O' (буквально «внук») или Mac (буквально «сын»). В древних источниках засвидетельствовано, что власть в клане передавалась по наследству от отца к сыну или от деда к сыну. Таким образом, внутри кланов не существовало полного равенства, хотя в древности простые члены клана имели возможность выбора общего вождя из представителей высших кругов.

В период средневековья кланы уже не являлись обычными родами, и фактически представляли собой расширенные корпорации, между которыми существовали довольно сложные отношения. Выделялись благородные кланы, стоявших во главе клановых государств tauth, были союзные и просто приближенные к ним, а также мелкие подчиненные. Руководители кланов имели различные титулы. Они определялись состоянием клана. Высший титул, который упоминается в источниках, — Ard-Ri (буквально «властелин королей»). Сильные кланы могли поглощать или даже истреблять более слабые, заключать союзы и объединяться.

Клановая система была разрушена в XVII веке, когда наиболее представительная клановая аристократия оставила Ирландию или была уничтожена во взаимных схватках и в борьбе с англичанами. Однако память о принадлежности к определенному клану сохранилась. В середине XX века был составлен список, в котором упоминалось 240 крупных кланов. В наши дни объединение некоторых ирландцев в кланы имеет символический характер и свидетельствует об интересе к историческим корням, а не о настоящем возрождении клановой системы.

После разрушения кланов, распределения земли между крупными частными владельцами и установления системы открытых полей основой сельского общества стали расширенные патриархальные семьи или объединения из нескольких семей — пользователей земли. Но и это форма социального сосуществования продержалась лишь до середины XIX века. Эмиграция и аграрные реформы способствовали установлению приоритета малой нуклеарной семьи, которая в наши дни является основной[34]. С 1989 года законодательство Ирландии ограничивало возможности разводов. Поскольку взрослые мужчины зачастую эмигрировали, в Ирландии в послевоенное время даже сложилась традиция существования неполных семей, когда муж уезжал за границу и фактически разрушал отношения с женой, но та не имела возможности развестись и заключить брак с другим мужчиной. В результате правовой реформы 1989 года и нового семейного закона 1996 года эта ограничение было устранено, но внешнее влияние государства и судов на внутрисемейные отношения сохранилось[35]. В 2004 году была разрешена регистрация браков между лицами одного пола[36].

[править] Музыка и песни

Ирландские музыкальные и вокальные народные традиции изучались с XVIII века.[37] До нашего времени дошли средневековые саги с мифологическими и героическими сюжетами, которые исполняли певцы филинды и барды, а также песни на гэльском языке, посвященные разнообразным сторонам жизни. С XVII века распространились англоязычные баллады, которые в подробной форме рассказывали об исторических и повседневных событиях. В конце XIX — начале XX в. в уличных балладах иллюстрировались факты национальной борьбы[38]. Массовая эмиграция сопровождалось переносом местных традиций на этнических почву, знакомством ирландцев с музыкальным наследием других народов, обогащением их репертуара. Популярные музыкальные инструменты: арфа, волынка, бубен, скрипка, аккордеон, губная гармошка и др.

[править] Танцы

Ирландские танцы — почти самая известная часть ирландской культуры за пределами самой Ирландии. Первые письменные упоминания о ирландских танцах относятся к позднему средневековью, однако их точного описания не сохранилось. Очевидно, большинство танцевальных традиций пришло в Ирландию из других европейских стран. В XVIII веке появились бродячие мастера танцев, которые профессионально обучали танцевальному искусству[39].

К концу XIX века мастера танцев сохранились преимущественно на юго-западе Ирландии, единицы из них вели обучение в Лондоне и городах США. С 1898 года представители Гэльской Лиги в целях популяризации традиционной культуры организовали первое танцевальное соревнование. С 1900 года по инициативе лондонской общины Гэльской Лиги началось изучение танцев непосредственно в Ирландии, публиковались этнографические работы, посвященные танцам. В 1930 году была создана Ирландская танцевальная комиссия (ирл. Coimisiún le Rincí Gaelacha), которая занималась унификацией танцевального искусства[40]. С 1960-ых гг. ее деятельность приобрела международный характер. Танцевальные состязания организовывались не только в Ирландии и Великобритании, но также в США, Австралии, Канаде и других странах. В 1970 году был основан мировой чемпионат по ирландским танцам.

Наиболее популярными танцами являются кейли (céilí). Они могут исполняться парно или группами более 1 человека, танцором разрешается становиться в линию или в круг. Кейли сопровождаются отбивкой ритмичной чечетки. Также известны парные танцы, в том числе модернизированная версия кадрили, фигурные танцы рил (reel), джиг (Jig, «портовый танец»), хорнпайп (hornpipe, «танец под уголок») и др.

cyclowiki.org

Ирландцы — WiKi

Ирла́ндцы, народ Ирландии (ирл. Muintir na hÉireann, na hÉireannaigh, na Gaeil/Gaeilgi) — кельтский народ, коренное население Ирландии (3,6 млн чел.), проживают в Ирландской Республике и Северной Ирландии. Живут также в Великобритании (1,8 млн чел.), США (примерно 33 млн чел.)[1], Канаде (4,3 млн чел.), Австралии (1,9 млн чел.) и других странах.

Национальный язык — ирландский, однако большая часть населения, кроме нескольких изолированных районов на западе страны (гэлтахтов), в качестве основного языка использует английский.

История

Начало заселения острова

Исследования историков утверждают, что первые люди поселились на острове Ирландия около 9000 лет назад. Самые первые поселенцы практически неизвестны. Они оставили после себя несколько уникальных мегалитических сооружений. Дольше всего доиндоевропейское население удерживалось на юго-западе острова. Ирландское название провинции Манстер — Мума не объясняется из кельтского языка и есть мнение, что в нём сохраняется этноним ранних жителей острова.

Античные авторы не оставили подробных сведений об Изумрудном острове. Понятно только, что к началу н. э. остров был полностью заселён кельтами. Ирландская средневековая литература, напротив, содержит огромное количество мифических и легендарных сведений о различных волнах мигрантов: фоморах, фир болгах, племенах дану и т. д. Согласно мифологии последняя волна пришельцев — милезианцы, прибыла под предводительством Миля с Иберийского полуострова. Косвенно это подтверждается современными генографическими проектами, действительно ирландцы и баски имеют наибольшее число представителей гаплогруппы R1b.

Ранняя история

В начальный период истории вся территория Ирландии была разделена на независимые туаты, области заселённые одним племенем. Туат приблизительно соответствует современному баронству (в Ирландии существует такое неофициальное административное деление, баронство — это часть графства, объединяющая несколько приходов. Как правило каждое графство включает 10-15 баронств). Вожди кланов были связанны друг с другом сложной системой вассальных взаимоотношений. В раннем средневековье туаты Ирландии объединялись в пять пятин во главе с верховным королём «ард-риагом»: Лагин (совр. Ленстер с королевской династией МакМурроу/Мэрфи), Муман (совр. Манстер с королевской династией О’Брайенов), Улад (совр. Ольстер с королевской династией О’Нейлов), Миде (совр. графства Мит и Вестмит с прилегающими территориями, королевская династия МакЛафлинов) и Коннаут (королевская династия О’Конноров).

В IV—V веках н. э. предки ирландцев предпринимали активные пиратские набеги. От них очень страдал Уэльс. В ходе экспансии ирландского королевства Дал Риада были покорены пикты и стратклайдские бритты, что положило начало переселения ирландского племени скоттов в Шотландию и стало отправной точкой формирования шотландской нации. В результате одного из пиратских набегов в Ирландию попал святой Патрик.

На протяжении V века Ирландия приняла христианство. Этот процесс протекал достаточно мирно, видимо, в силу того, что жреческое сословие друидов после многочисленных поражений кельтов от римлян на континенте и в Британии во многом утратило авторитет. В результате такого ненасильственного процесса принятия христианства Ирландия оказалась одной из немногих культур, где языческое наследие не было отвергнуто, а бережно собиралось в христианских монастырях. Именно благодаря этому до нас дошли древние мифы и саги кельтов. Сама же Ирландия на несколько веков превратилась в центр учености.

Золотой век в культурной и экономической жизни Ирландии прервали массированные вторжения викингов в IX-XI веках. Викинги захватили прибрежные города. Владычество викингов удалось скинуть после битвы под Клонтарфом в 1014 году. Этой победы добился верховный король Бриан Бору, прародитель О’Брайенов, павший в этом знаменательном сражении. В 1169 году началось второе массовое норманнское (викинги) нашествие в Ирландию. Экспедиция графа Ричарда Стронгбоу, прибывшая по просьбе короля Ленстера Дермотта МакМурроу, изгнанного верховным королём Рори О’Коннором, высадилась около Уэксфорда. За несколько последующих веков норманны стали большими ирландцами, чем сами ирландцы. Норманны полностью усвоили ирландскую культуру и слились с коренным населением острова.

Хотя формально Ирландия находилась в составе Английского Королевства со времён Генриха II, активная колонизация ирландских земель началась после завоевания Ирландии Оливером Кромвелем в 1649 году. В ходе английской колонизации владельцами почти всех земель на острове стали английские лендлорды (которые как правило даже не жили в Ирландии), а ирландцы-католики превратились в бесправных арендаторов. Ирландский язык преследовался, кельтская культура уничтожалась. Богатое культурное наследие народа сохранялось в основном бродячими поэтами-бардами.

«Великий голод»

Великий Голод имел решающее значение в исторической судьбе ирландского народа. Неурожай картофеля, ставшего основным продуктом питания неимущих ирландцев, привёл к гибели порядка 1 млн человек. Люди умирали от голода, а из поместий, принадлежащих англичанам, продолжали экспортировать продовольствие: мясо, зерно, молочные продукты.

Массы ирландцев-бедняков ринулись в США и заморские колонии Великобритании. Один иммигрант, худо-бедно обосновавшийся на новом месте, перетягивал за собой всю семью. Со времени Великого Голода население Ирландии постоянно сокращалось, этот процесс шёл с разной интенсивностью вплоть до 70-х годов 20-го века. От голода наиболее пострадали гэльскоговорящие районы, заселённые ирландской беднотой. В результате повышенной смертности и массовой иммиграции ирландцев сфера применения гэльского языка значительно сузилась, большое число активных носителей языка переселилось за океан.

В то же время на восточном побережье США сложилась многочисленная ирландская диаспора. Например, в Нью-Йорке проживает больше потомков ирландских иммигрантов, чем ирландцев собственно в Ирландии.

Современное состояние

В XX веке территория исконного проживания ирландского этноса была политически разделена, большая часть острова вошла в состав Ирландской Республики, а часть Ольстера (за исключением графств Донегол, Ферманах и Монахан) была оставлена в составе Соединённого Королевства. В этой части Ольстера английская колонизация проводилась иначе, земельные наделы раздавались мелким фермерам английского и шотландского происхождения, что привело к тому, что в процентном отношении число колонистов-протестантов превысило число ирландцев-католиков. Ирландцы Ольстера вели длительную освободительную борьбу против английского правительства, не избегая террористических приёмов. Накал противостояния в Ольстере стал спадать только к концу XX века.

Ирландская культура оказывает заметное влияние на массовую общемировую культуру. Этому, в частности, способствует американский кинематограф, охотно касающийся тем, так или иначе связанных с Ирландией. Во многих странах отмечают день Святого Патрика, жанр фэнтези впитал в себя многие пласты ирландской мифологии, танцевальная и музыкальная культура ирландцев широко известны. Среди людей, серьёзно увлекающихся ирландской культурой, появился даже термин кельтомания.

Что касается ирландского языка, то им свободно владеет только порядка 20 % жителей Ирландии. Доминирует английская речь. Родным ирландский язык является только для небольшого количества уроженцев Гэлтахтов (гэльскоговорящих районов на западных окраинах страны). Большинство носителей ирландского языка — горожане, освоившие его сознательно в зрелом возрасте. Гэлтахты не представляют собой единого массива, и в каждом из них употребляются весьма отличные друг от друга диалекты. Около 40 % ирландцев с материнским гэльским языком проживает в графстве Голуэй, 25 % в графстве Донегол, 15 % в графстве Мэйо, 10 % в графстве Кэрри.

Существует стандартизированный литературный язык «кайдон». Его словарный запас сформирован в основном на основе коннаутских диалектов. Однако у кайдона есть одна занимательная особенность: язык не имеет стандартной формы произношения. Поэтому носители литературного языка могут иметь манстерское, коннаутское или ольстерское произношение, в зависимости от того, на какой основе поставлено произношение конкретного носителя языка, одинаково написанный текст произносится по-разному.

Католическая вера является определяющей для ирландца. В течение долгого времени принадлежность к католической церкви была как бы одной из форм пассивного сопротивления английским захватчикам. Поэтому даже сегодня ирландец, исповедующий иную конфессию, кажется экзотичным.

Ирландцы на протяжении 2-й половины XX века имели самый высокий естественный прирост среди аборигенных наций Западной Европы, который во многом нивелировался не ослабляющейся эмиграцией.

Культура

Национальные танцы

Традиционные ирландские танцы, сформировавшиеся в XVIII-XX веках, включают сольные танцы, Ирландские кейли, Сет-танцы (социальные танцы), Шан-нос. Все виды ирландских танцев исполняются исключительно под традиционные ирландские танцевальные мелодии: рилы, джиги и хорнпайпы.

Национальный костюм

Ирландский народный костюм — оранжевый килт до колен, длинный жакет, рубашка без ворота и берет. Костюм практически утрачен. Его носят лишь музыканты.

Кухня

Ирландские фамилии

Ирландская фамильная система сложна и хранит в себе следы бурных исторических событий. Абсолютное большинство ирландцев носят в качестве фамилий древние родовые имена, идущие от наименований гэльских кланов. Этим объясняется то, что под одной фамилией объединены десятки и даже сотни тысяч человек, потомки клана, заселявшего на ранних стадиях истории обособленную племенную территорию — туат.

Традиционно ирландскими считаются фамилии, начинающиеся с «О'» и «Мак». «О'» происходит от гэльского Ó «внук, потомок», а Maк переводится как «сын». При англоязычной записи гэльские префиксы зачастую опускаются. Например такие распространённые фамилии как Мерфи, Райан, Галлахер практически не встречаются в формах О’Мерфи, О’Райан или О’Галлахер. Напротив фамилии королевского достоинства почти всегда употребляются в своей исконной, полной форме: О’Брайен, О’Коннор, О’Нейл. Другие, менее знатные фамилии, одновременно существуют в разных записях: О’Салливан — Салливан, О’Рейли — Рейли, О’Фаррелл — Фаррелл. Утрата префикса Мак значительно менее распространена. Этот тип фамилий не принадлежит ирландцам монопольно и свойственен также горцам Шотландии. Фамилии на Мак доминируют в Ольстере и скромнее представлены в Манстере (хотя самая частая ирландская фамилия на Мак, МакКарти из Корка и Керри). Соответственно, фамилий на О' больше в юго-западной части острова.

Огромное число кланов образовалось вокруг потомков норманнских завоевателей: Батлеры, Бэрки, Пауэры, Фицджеральды и т. д. Патронимический префикс Фиц — считается признаком норманнских фамилий, но ФицПатрики, древние короли Оссори, — кельты, чье изначальное имя МакГилпатрик. Были и обратные случаи, когда норманнские роды принимали чисто кельтские наименования. Пример тому род Костелло (Mac Oisdealbhaigh) (от гэльского os — «молодой олень», «оленёнок» и dealbha — «скульптура»). Так было переосмыслено норманнское имя Jocelyn de Angulo. Норманны, изначально говорившие на старофранцузском языке, привнесли в Ирландию выглядящие совсем по-французски фамилии: Lacy, Devereux, Laffan (от французског l’enfant «дитя»). Поскольку первые норманнские завоеватели явились в Ирландию с территории Уэльса, самая частая фамилия норманнского происхождения Уолш (валлиец).

В раннем средневековье все приморские городские центры Ирландии находились под властью викингов. Многие ирландские кланы несут в себе кровь северян: МакСуини (сын Свена), МакОлиффы (сын Олафа), Дойлы (потомок датчанина), О’Хиггинсы (потомок викинга).

Ирландская диаспора

  Столкновение ирландцев-католиков с ирландцами-протестантами в Нью-Йорке в 1871 г.

Сегодня в мире проживает от 70 до 80 миллионов людей с ирландскими корнями. Большинство потомков переселенцев из Ирландии проживают в странах английского языка: США, Австралии, Великобритании. Несколько меньшее участие ирландцы приняли в формировании населения Канады и Новой Зеландии.

В США и Австралии ирландцы являются вторым по значимости этническим компонентом, в США после немецких иммигрантов, в Австралии после англичан. Предки американского президента Джона Фицджеральда Кеннеди из графства Уотерфорд, а австралийский «Робин Гуд» — Нед Келли — сын иммигранта из графства Типперэри. Знаменитый американский промышленник и изобретатель Генри Форд также родился в семье иммигрантов из Ирландии.

Меньше известен вклад ирландцев в историю Франции, Испании, Португалии и Латинской Америки. В отличие от США и Австралии, сюда переселялись не нищие ирландцы-бедняки, а представители кельтской родовой знати. Во Франции — генерал Патрис Мак-Магон, личный врач Наполеона О’Мира, семейство Хеннесси. В Испании — герцоги Тетуана — О’Доннели, в Португалии — виконты Санта-Моники — О’Нейлы. Знаменитый Че Гевара по бабушке со стороны отца — из ирландского рода Линчей, президент Мексики Альваро Обрегон — от корня манстерских О’Брайенов. Хорошо известны: мексиканский художник Хуан О’Горман, сподвижник Боливара — Даниэль О’Лири в Венесуэле, президент Чили — Бернардо О’Хиггинс.

Оставили свой след ирландцы и в истории России. На протяжении нескольких поколений верно служили российскому престолу графы Брефне — О’Рурки, среди которых было несколько военачальников. Самый известный из них Корнелий О’Рурк. Ирландец Пётр Ласси с 1700 года на русской службе. В 1708 году командовал Сибирским пехотным полком, отличился в Полтавском сражении, член военной коллегии, рижский генерал-губернатор, генерал-фельдмаршал российской армии (1736). Мать известного поэта Вяземского была ирландка из рода О’Рейли. Большую часть жизни провёл в России ирландский композитор, основоположник ноктюрна Джон Филд.

Примечания

Литература

ru-wiki.org

Ирландцы - это... Что такое Ирландцы?

Самоназвание Современный ареал расселения и численность Язык Религия Родственные народы
Ирландцы
Stbrigid.jpgSaint Aidan.jpgBrian boru scaled.jpgDaniel O'Connell.pngCharles Stewart Parnell - Brady-Handy.jpgLady Morgan cropped.jpgCatherine Hayes crop2.jpgAugusta, Lady Gregory - Project Gutenberg eText 19028.jpgGeorge Bernard Shaw notebook.jpgOscar Wilde portrait by Napoleon Sarony - albumen.jpgRobert Boyle 0001.jpgJonathan swift.jpgRevolutionary Joyce.jpgRobbiekeane ie.JPGBob Geldof.jpgJonathanRhysMeyersApr06.jpgPierceBrosnanCannesPhoto2.jpgEnyasweet.jpgPaulMcCartneyApr09.jpgБригитта Ирландская • Aidan of Lindisfarne • Бриан Бору • Daniel O'Connell • Парнелл, Чарльз Стюарт • Lady Morgan • Хайес, КэтринAugusta, Lady Gregory • Шоу, Джордж Бернард • Уайльд, Оскар • Бойль, Роберт • Свифт, Джонатан • Джойс, ДжеймсКин, Робби • Гелдоф, Боб • Рис-Майерс, Джонатан • Броснан, Пирс • Enya • Маккартни, Пол

ирл. Éireannach, мн.

ч. Éireannaigh; англ. Irish

Всего: 8 500 000 чел.(учитывая по происхождению 80 000 000)Flag of Ireland.svg Ирландия — 3 900 660 челFlag of the United States.svg США — 36 278 332Flag of the United Kingdom.svg Великобритания — 14 млн челFlag of Canada.svg Канада — 4 354 155 челFlag of Australia.svg Австралия — 1,9 млн челFlag of Argentina.svg Аргентина — 500 тыс. челFlag of Mexico.svg Мексика — 300—600 тыс. челFlag of Russia.svg Россия — 0,8 тыс. . чел (перепись 2010)

английский, ирландский

Католицизм

гэлы, шотландцы, валлийцы, бретонцы

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 мая 2011.

Ирла́ндцы, народ Ирландии (ирл. Muintir na hÉireann, na hÉireannaigh, na Gaeil/Gaeilgi) — кельтский народ, коренное население Ирландии (3,6 млн чел.), проживают в Ирландской Республике и Северной Ирландии. Живут также в Великобритании (1,8 млн чел.), США (примерно 36 млн чел.), Канаде (4,3 млн чел.), Австралии (1,9 млн чел.) и других странах.

Национальный язык — ирландский, однако большая часть населения, кроме нескольких изолированных районов на западе страны (гэлтахтов), в качестве основного языка использует английский.

История

Начало заселения острова

Исследования историков утверждают, что первые люди поселились на острове Ирландия около 9000 лет назад. Самые первые поселенцы практически неизвестны. Они оставили после себя несколько уникальных мегалитических сооружений. Дольше всего доиндоевропейское население удерживалось на юго-западе острова. Ирландское название провинции Манстер — Мума не объясняется из кельтского языка и есть мнение, что в нем сохраняется этноним ранних жителей острова.

Античные авторы не оставили подробных сведений об Изумрудном острове. Понятно только, что к началу н. э. остров был полностью заселен кельтами. Ирландская средневековая литература, напротив, содержит огромное количество мифических и легендарных сведений о различных волнах мигрантов: фоморах, фир болгах, племенах дану и т. д. Согласно мифологии последняя волна пришельцев — милезианцы, прибыла под предводительством Миля с Иберийского полуострова. Косвенно это подтверждается современными генографическими проектами, действительно ирландцы и баски имеют наибольшее число представителей гаплогруппы R1b.

Ранняя история

В начальный период истории вся территория Ирландии была разделена на независимые туаты, области заселенные одним племенем. Туат приблизительно соответствует современному баронству (в Ирландии существует такое неофициальное административное деление, баронство - это часть графства, объединяющая несколько приходов. Как правило каждое графство включает 10-15 баронств). Вожди кланов были связанны друг с другом сложной системой вассальных взаимоотношений. В раннем средневековье туаты Ирландии объединялись в пять пятин во главе с верховным королем «ардриагом»: Лагин (совр. Ленстер с королевской династией МакМурроу/Мэрфи), Муман (совр. Манстер с королевской династией О’Брайенов), Улад (совр. Ольстер с королевской династией О’Нейлов), Мит (совр. графства Мит и Вестмит с прилегающими территориями, королевская династия МакЛафлинов) и Коннаут (королевская династия О’Конноров).

В 4-5 веках н. э. предки ирландцев предпринимали активные пиратские набеги. От них очень страдал Уэльс. В ходе экспансии ирландского королевства Далриада были покорены пикты и стратклайдские бритты, что положило начало переселения ирландского племени скоттиев в Шотландию и стало отправной точкой формирования шотландской нации. В результате одного из пиратских набегов в Ирландию попал Святой Патрик.

На протяжении 5-го века Ирландия приняла христианство. Этот процесс протекал достаточно мирно, видимо, в силу того, что жреческое сословие друидов после многочисленных поражений кельтов от римлян на континенте и в Британии во многом утратило авторитет. В результате такого ненасильственного процесса принятия христианства Ирландия оказалась одной из немногих культур, где языческое наследие не было отвергнуто, а бережно собиралось в христианских монастырях. Именно благодаря этому до нас дошли древние мифы и саги кельтов. Сама же Ирландия на несколько веков превратилась в центр учености.

Золотой век в культурной и экономической жизни Ирландии прервали массированные вторжения викингов в 9-11 веках. Викинги захватили прибрежные города. Владычество викингов удалось скинуть после битвы под Клонтарфом в 1014 году. Этой победы добился верховный король Брайен Бору, прародитель О’Брайенов, павший в этом знаменательном сражении.

В 1169 году началось норманнское завоевание Ирландии. Экспедиция графа Ричарда Стронгбоу, прибывшая по просьбе короля Ленстера Дермотта МакМурроу, изгнанного верховным королем Рори О’Коннором, высадилась около Уэксфорда. За несколько последующих веков норманны стали большими ирландцами, чем сами ирландцы. Усвоили ирландскую культуру и полностью слились с коренным населением острова.

Хотя формально Ирландия находилась в составе Английского Королевства со времен Генриха II, активная колонизация ирландских земель началась после завоевания Ирландии Оливером Кромвелем в 1649 году. В ходе английской колонизации владельцами почти всех земель на острове стали английские лендлорды (которые как правило даже не жили в Ирландии), а ирландцы-католики превратились в бесправных арендаторов. Ирландский язык преследовался, кельтская культура уничтожалась. Богатое культурное наследие народа сохранялось в основном бродячими поэтами-бардами.

«Великий голод»

Великий Голод имел решающее значение в исторической судьбе ирландского народа. Неурожай картофеля, ставшего основным продуктом питания неимущих ирландцев, привел к гибели порядка 1 млн человек. Люди умирали от голода, а из поместий, принадлежащих англичанам, продолжали экспортировать продовольствие: мясо, зерно, молочные продукты.

Массы ирландцев-бедняков ринулись в США и заморские колонии Великобритании. Один иммигрант, худо-бедно обосновавшийся на новом месте, перетягивал за собой всю семью. Со времени Великого Голода население Ирландии постоянно сокращалось, этот процесс шел с разной интенсивностью вплоть до 70-х годов 20-го века. От голода наиболее пострадали гэльскоговорящие районы, заселенные ирландской беднотой. В результате повышенной смертности и массовой иммиграции ирландцев сфера применения гэльского языка значительно сузилась, большое число активных носителей языка переселилось за океан.

В то же время на восточном побережье США сложилась многочисленная ирландская диаспора. Например, в Нью-Йорке проживает больше потомков ирландских иммигрантов, чем ирландцев собственно в Ирландии.

Современное состояние

В 20-м веке территория исконного проживания ирландского этноса была политически разделена, большая часть острова вошла в состав Ирландской Республики, а часть Ольстера (за исключением графств Донегол, Ферманах и Монахан) была оставлена в составе Соединенного Королевства. В этой части Ольстера английская колонизация проводилась иначе, земельные наделы раздавались мелким фермерам английского и шотландского происхождения, что привело к тому, что в процентном отношении число колонистов-протестантов превысило число ирландцев-католиков. Ирландцы Ольстера вели длительную освободительную борьбу против английского правительства, не избегая террористических приемов. Накал противостояния в Ольстере стал спадать только к концу 20-го века.

Ирландская культура оказывает заметное влияние на массовую общемировую культуру. Этому, в частности, способствует американский кинематограф, охотно касающийся тем, так или иначе связанных с Ирландией. Во многих странах отмечают день Святого Патрика, жанр фэнтези впитал в себя многие пласты ирландской мифологии, танцевальная и музыкальная культура ирландцев широко известны. Среди людей, серьёзно увлекающихся ирландской культурой, появился даже термин кельтомания.

Что касается ирландского языка,то им свободно владеет только порядка 20 % жителей Ирландии. Доминирует английская речь. Родным ирландский язык является только для небольшого количества уроженцев Гэлтахтов (гэльскоговорящих районов на западных окраинах страны). Большинство носителей ирландского языка — горожане, освоившие его сознательно в зрелом возрасте. Гэлтахты не представляют собой единого массива, и в каждом из них употребляются весьма отличные друг от друга диалекты. Около 40 % ирландцев с материнским гэльским языком проживает в графстве Голуэй, 25 % в графстве Донегол, 15 % в графстве Мэйо, 10 % в графстве Кэрри.

Существует стандартизированный литературный язык «кайдон». Его словарный запас сформирован в основном на основе коннаутских диалектов. Однако у кайдона есть одна занимательная особенность: язык не имеет стандартной формы произношения. Поэтому носители литературного языка могут иметь манстерское, коннаутское или ольстерское произношение, в зависимости от того, на какой основе поставлено произношение конкретного носителя языка, одинаково написанный текст произносится по-разному.

Католическая вера является определяющей для ирландца. В течение долгого времени принадлежность к католической церкви была как бы одной из форм пассивного сопротивления английским захватчикам. Поэтому даже сегодня ирландец, исповедующий иную конфессию, кажется экзотичным.

Ирландцы на протяжении 2-й половины 20-го века имели самый высокий естественный прирост среди аборигенных наций Западной Европы, который во многом нивелировался не ослабляющейся эмиграцией.

Культура

Национальный костюм

Ирландский народный костюм — оранжевый килт до колен, длинный жакет, рубашка без ворота и берет. Костюм практически утрачен. Его носят лишь музыканты.

Кухня

Ирландские фамилии

Ирландская фамильная система сложна и хранит в себе следы бурных исторических событий. Абсолютное большинство ирландцев носят в качестве фамилий древние родовые имена, идущие от наименований гэльских кланов. Этим объясняется то, что под одной фамилией объединены десятки и даже сотни тысяч человек, потомки клана, заселявшего на ранних стадиях истории обособленную племенную территорию — туат.

Традиционно ирландскими считаются фамилии, начинающиеся с «О'» и «Мак». «О'» происходит от гэльского Ó «внук, потомок», а Mac переводится как «сын». При англоязычной записи гэльские префиксы зачастую опускаются. Например такие распространенные фамилии как Мерфи, Райан, Галлахер практически не встречаются в формах О’Мерфи, О’Райан или О’Галлахер. Напротив фамилии королевского достоинства почти всегда употребляются в своей исконной, полной форме: О’Брайен, О’Коннор, О’Нейл. Другие, менее знатные фамилии, одновременно существуют в разных записях: О’Салливан — Салливан, О’Рейли — Рейли, О’Фаррелл — Фаррелл. Утрата префикса Мак значительно менее распространена. Этот тип фамилий не принадлежит ирландцам монопольно и свойственен также горцам Шотландии. Фамилии на Мак доминируют в Ольстере и скромнее представлены в Манстере (хотя самая частая ирландская фамилия на Мак, МакКарти из Корка и Керри). Соответственно, фамилий на О' больше в юго-западной части острова.

Огромное число кланов образовалось вокруг потомков норманнских завоевателей: Батлеры, Бэрки, Пауэры, Фицджеральды и т. д. Патронимический префикс Фиц — считается признаком норманнских фамилий, но ФицПатрики, древние короли Оссори, — кельты, чье изначальное имя МакГилпатрик. Были и обратные случаи, когда норманнские роды принимали чисто кельтские наименования. Пример тому род Костелло (Mac Oisdealbhaigh) (от гэльского os - «молодой олень»,«олененок» и dealbha - «скульптура»).Так было переосмыслено норманнское имя Jocelyn de Angulo. Норманны, изначально говорившие на старофранцузском языке, привнесли в Ирландию выглядящие совсем по-французски фамилии: Lacy, Devereux, Laffan (от французског l’enfant «дитя»). Поскольку первые норманнские завоеватели явились в Ирландию с территории Уэльса, самая частая фамилия норманнского происхождения Уолш (валлиец).

В раннем средневековье все приморские городские центры Ирландии находились под властью викингов. Многие ирландские кланы несут в себе кровь северян: МакСуини (сын Свена), МакОлиффы (сын Олафа), Дойлы (потомок датчанина), О’Хиггинсы (потомок викинга).

Ольстер, который когда-то был самым враждебным и стойким в сопротивлении англичанам, подвергся массовым выселениям, и сюда Англия направила множество переселенцев-протестантов, большею частью из Юго-Западной Шотландии. Отсюда среди ирландцев фамилии Уилсон, Кэмпбелл, Джонстон и т. д.

И наконец множество ирландских фамилий подверглось англофикации добровольной либо принудительной: Смит (вместо МакГован), Хьюз (вместо МакХью) или Фокс (в изначальной форме O Sionnach - "потомок лисицы" исчезла вовсе).

Ирландская диаспора

Сегодня в мире проживает от 70 до 80 миллионов людей с ирландскими корнями. Большинство потомков переселенцев из Ирландии проживают в странах английского языка: США, Австралии, Великобритании. Несколько меньшее участие ирландцы приняли в формировании населения Канады и Новой Зеландии.

В США и Австралии ирландцы являются вторым по значимости этническим компонентом, в США после немецких иммигрантов, в Австралии после англосаксов. Предки американского президента Джона Фицджеральда Кеннеди из графства Уотерфорд, а австралийский «Робин Гуд» — Нед Келли — сын иммигранта из графства Типперэри. Знаменитый американский промышленник и изобретатель Генри Форд также родился в семье иммигрантов из Ирландии.

Меньше известен вклад ирландцев в историю Франции, Испании, Португалии и Латинской Америки. В отличие от США и Австралии, сюда переселялись не нищие ирландцы-бедняки, а представители кельтской родовой знати. Во Франции - генерал Патрис Мак-Магон, личный врач Наполеона О’Мира, семейство Хеннесси. В Испании - герцоги Тетуана — О’Доннели, в Португалии - виконты Санта-Моники — О’Нейлы. Знаменитый Че Гевара по бабушке со стороны отца - из ирландского рода Линчей, президент Мексики Альваро Обрегон - от корня манстерских О’Брайенов. Хорошо известны: мексиканский художник Хуан О’Горман, сподвижник Боливара — Даниэль О’Лири в Венесуэле, президент Чили — Бернардо О’Хиггинс.

Оставили свой след, пускай и небольшой, ирландцы в истории России. На протяжении нескольких поколений верно служили российскому престолу графы Брефне — О’Рурки, среди которых было несколько военачальников. Самый известный из них Корнелий О’Рурк. Ирландец Пётр Ласси с 1700 года на русской службе. В 1708 году командовал Сибирским пехотным полком, отличился в Полтавском сражении, член военной коллегии, рижский генерал-губернатор, генерал-фельдмаршал российской армии (1736). Мать известного поэта Вяземского была ирландка из рода О’Рейли.

Примечания

Литература

Есть более полная статья

dic.academic.ru

Ирландия кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

История Ирландии кратко

Одной из стран, практически всегда остававшейся в стороне от событий мирового значения, всегда оставалась Ирландия. Кратко можно описать ее раннюю историю – она началась еще в IV веке до н.э., когда эту землю заселили племена кельтов. Спустя шесть столетий здесь появилось полноценное государство, которое мирно существовало вплоть до 796 года. Именно в эти годы на все острова Британского архипелага стали совершать набеги викинги. На некоторое время они даже закрепились на острове, однако в 1014 году после битвы при Клонтарфе они были изгнаны. Однако норманны (которые, по сути, тоже являются викингами) захватили власть в Британии в 1080 году, и уже в 1169 году она атаковала остров, постепенно полностью захватив в нем власть.Британцы долгое время подавляли всякие попытки ирландцев восстановить независимость. В середине XVII века здесь поднялось восстание, которое было жестоко подавлено англичанами. Лишь в 1921 году она добилась относительной самостоятельности, добившись статуса доминиона Великобритании. Однако после двух мировых войн могущество Британии ослабло, и в 1949 году была провозглашена Ирландская Республика. Между тем, шесть графств Ольстера (северная часть острова) остались под контролем Великобритании. Ирландия и Британия с тех пор мирно сосуществуют, и заключили ряд договоренностей, позволяющих мирно улаживать все вопросы, касающиеся спорной территории.Таким образом, можно описать историю Ирландии кратко. Что касается наших дней, столицей современной Ирландии является Дублин, это одна из старейших столиц в Европе. Сегодня она занимает площадь в 70,273 кв. км, а проживает здесь 4 с половиной миллиона жителей. В ходу здесь ирландский фунт, и ирландский с английским языки. Ирландские достопримечательности относятся как к периоду Средневековья, так и к раннему периоду. Не обделила природа этот остров.Ирландия обладает непередаваемым колоритом – народные танцы, дружелюбные люди и любовь к зеленому цвету – это далеко не все особенности местной культуры. Здесь осталось большое количество старинных замков, многие из них сегодня превратились в гостиницы. Самым старым ирландским городом является Уотерфорд – викинги основали его в 914 году. Ирландцы католики, эта вера пришла сюда вместе с английской экспансией. Однако местные жители и тут пожелали выделиться, считая своим главным покровителем Святого Патрика

antiquehistory.ru


Смотрите также