Древний монастырь. 5 старейших монастырей мира, открытых для посещения
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

10 удивительных христианских монастырей. Древний монастырь


МОНАСТЫРЬ ДРЕВНИЙ И ЗАГАДОЧНЫЙ

ИСТОРИИ СТРОКИ  

На крутом берегу Туры стоит Свято-Троицкий монастырь. Старожилы рассказывают о нем легенды, да и сама жизнь сегодня преподносит такие чудеса! 

ГРАМОТА ПЕТРА ВЕЛИКОГО 

В 1616 году монахом Нифонтом был заложен деревянный Спасо- Преображенский мужской монастырь. Обитатели его исправно несли службу, занимались хозяйством. В июле 1705-го большой пожар уничтожил 729 дворов Тюмени. Сгорела и церковь монастыря. Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей обращается к Петру Великому с просьбой разрешить построить в городе «небольшую каменную подаянием мирских людей церковь». 

Это был смелый шаг, ведь Россия вела Северную войну, и заниматься «расточительным каменным строительством» запрещалось. Тем не менее Петр I дает разрешение и приказывает «в качестве основной рабочей силы использовать ссыльных людей, а для доставки леса и дров – пригородных крестьян. Из Тобольской казны предписывается выдать тысячу рублей, а из Верхотурского уезда доставить на строительство четыре струга белого камня». 

Но выяснилось, что в Тюмени ссыльных всего шесть человек. А посему воевода велел собрать по уезду «казачьих детей» для копания рвов и каменных работ. Обжиг большого количества кирпича требовал непрерывной доставки дров, поэтому из Тобольска приехал пятисотенный Иконников, наделенный большими полномочиями. К середине 1708 года около ста тысяч штук самодельного кирпича, известь и бутовый камень были заготовлены. 

Филофей заключил договор с каменных дел подмастерьем Матвеем Максимовым и заказал в Киеве пять иконостасов… 3 июля 1715 года собор освятили, назвали Троицким. Так же стал именоваться монастырь. 

ОБЛАДАВШИЙ ДАРОМ ПРЕДВИДЕНИЯ 

В этой истории привлекательна личность самого Филофея Лещинского, воспитанника Киевской духовной академии. В 1702 году его назначили митрополитом Сибирским и Тобольским. В Сибири он развернул широкую просветительскую деятельность: открыл школу, написал пьесы, которые разыгрывались его учениками. Постоянно выписывал из Киева ученых-монахов. 

Историк 19-го века Николай Абрамов так описывает монастырь: «С первого взгляда на внутренность обители взорам представляется чистота обширного двора. От келий настоятеля проведены в Троицкий собор деревянные тротуары, по сторонам коих аллея из лип. Вообще монастырь своим устройством и видом представляет красивый ландшафт, и особенно он является в полной красоте со стороны из-за Туры…». 

Через сто с лишним лет я с благодарностью прочла труд Абрамова, и нахожу, что лучше не передать давнюю историю. О сибирском святителе рассказчик приводит интереснейшие сведения. В 1709 году владыка Филофей (в схиме Фёдор) по причине болезни был отсранен от управления епархией, проживал в монастыре: «…схимонах Федор чувствовал время от времени облегчение от болезни, и при этом прежнее желание привести в христианство сибирских язычников и магометан более и более возрастало. Сила воли, готовая на тяжелые подвиги и рвение о спасении заблудших душ, вызвала слабого и преклонного летами жизни старца на борьбу с неверием, для распространения света истинного богопознания. С июня 1712 до второй половины 1715 г. он водяным путем разъезжал по Березовскому и Сургутскому округам и привел там несколько тысяч остяков в христианскую веру, а в Туринском округе крестил татар и вогулов». После постройки в 1715 году Троицкого храма схимонах Федор, несмотря на старость и слабое здоровье, вновь неутомимо занимался делами единственной в то время в Сибири епархии. В 1719 и 1720 годах, обозревая паству свою, был в Иркутске и за Байкалом». Там он обратил в христианство немало инородцев. 

В 1721-м Филофей отбыл из Тобольска в Троицкий монастырь, передал епархию преемнику. «По преданию, архиерей-схимонах жил уединенно в небольшой деревянной келье на юго-восточной стороне монастыря. С любовью и терпением он входил в нужды жителей Тюмени. Решал сомнения вопрошающих его о вере, поучал в добродетелях христианских. Давал полезные советы в делах жизни духовной и внешней, обращал заблудших на путь спасения. Несмотря на высокость сана, готов был послужить всякому: знатному и низшему, богатому и бедному». Схимонах Федор имел дар предвидения, что вызывало немалое удивление среди его окружения. Он завещал: «Похороните меня в тюменской обители, вне церкви, на пути, дабы мимоходящие попирали ногами прах мой». 

31 мая 1727 года ударил последний час 77-летней жизни митрополита Федора: благочестивый архипастырь уснул кротким сном праведника. Он похоронен против западных дверей Тюменской монастырской Троицкой церкви…Архимандрит Амвросий на могиле архиерея, схимонаха Федора, устроил каменный, под железной крышей, памятник с изображением преставившегося. К памяти сего благочестивого святителя не только Тюмень и округ, но и вся епархия имеет благоговение». 

«ОТПОР СМУТЬЯНУ ПУГАЧЁВУ» 

Монастыри на Руси славились не только своей красотой, но и неприступностью. Во времена правления Екатерины Великой в 1773 году поднялось восстание Пугачёва. Дошло оно до Урала. Приближалось к Тюмени. И тогда в каменной ограде монастыря срочно сделали бойницы. Со всех окрестных деревень пришли крестьяне с рогатинами, чтобы дать достойный отпор смутьянам. 

...Размеренно текла жизнь в тихой тюменской обители. Монахи, кроме служения Богу, обучали грамоте детей в церковной школе, пекли хлеб, держали скотину, словом, полностью обеспечивали себя. 

Шли годы, денег в монастырской казне не хватало, и каждый раз капитальный ремонт строений откладывался. В 1801 году игумен Маргарей пишет рапорт в Тобольскую епархию: «Каменной ограды вычинено и выбелено с обеих сторон три части, а четвертая ветха, от которой часть под гору и со рву упала. А у настоящей от ветхости зубцы свалились и требуют великой починки или оной перекладки». В 1864 году на территории монастыря вспыхнул пожар… Тюменский купец-меценат С.М. Трусов жаловал монастырю большие деньги, а также подарил новый иконостас. Монахи же серьезно обеспокоились судьбой своей обители: коварная Тура подмыла берег… 

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 

Сначала в монастыре располагалось комсомольское общежитие. Но так как это памятник 18-го века, власти думали-решали: «А не разместить ли здесь музей?». В 20-х годах в церкви Петра и Павла находился окружной архив. «Ремонт архива завершается…Усиленно идет работа по сбору материалов. У нас будет свой архив, по документам которого дети и внуки будут изучать нашу историю, – говорят работающие», – писала газета «Трудовой набат» в 1924 году. 

В 30-е годы храмы варварски разграблены. Уничтожен погост, где были похоронены Филофей Лещинский и почетный гражданин города С. Трусов, построивший в Тюмени Сиропитательное заведение (детдом). Есть версия, что мраморные надгробия пустили на крошку, которой затем облицевали крупнопанельные дома Тюмени. 

Не уцелела церковь Сорока мучеников. В Троицком соборе разместилась военная часть, в церкви Петра и Павла – цементный склад. Потом на территорию монастыря ступил Водоканал. Настоятельские покои занял главный начальник. Водоканал построил резервуар, который оказался непригодным, и вода потекла под фундамент собора. Тура подмывала неукрепленный берег… К тому же при движении многотонных машин начиналась вибрация грунта. Трещины на стенах собора, появившиеся еще в начале века, увеличивались. Патриоты города в 60-х годах добились благоразумного решения властей, и через 30 лет Водоканал сдался. 

Символично, что улица, где находится монастырь, названа Коммунистической. 

ПОДЗЕМНЫЙ ХОД 

При строительстве современной набережной были проведены берегоукрепительные работы, Туру заковали в гранит. Прогуливаясь по набережной, мы любуемся древней обителью, не подозревая о тайнах… 

Наверное, самая популярная легенда Тюмени, которая из уст в уста передавалась еще в советское время, – о подземных ходах. Якобы все храмы соединяются между собой под землей. Отец Андрей, возглавляющий Тюменское благочиние, на этот счет заявляет: 

– Подземные ходы, по легенде, были проложены не только в Троцком монастыре, но и в Тобольске. Однако документального подтверждения нет, поэтому народ выдумывает всякие небылицы. 

Полковник КГБ-ФСБ в отставке, историк А. Петрушин рассказывает: 

– Свято-Троицкий мужской монастырь закрыли в 1922 году. Иринарха Синеокова судили за попытку сокрытия монастырских ценностей. Он так и не выдал тайну, где спрятаны сокровища. 

Мне попался документ, в котором говорится: когда монастырь ограбили, стал появляться призрак. Был поставлен вооруженный пост милиции. Один милиционер, увидев ночью «белого человека» (так его называют в документах), произвел несколько выстрелов. Можно сомневаться, в каком состоянии находился стрелявший, но факт зафиксирован, в документах. Призрак являлся до 1923 года. Потом монастырь переходил от одного ведомства к другому. Сейчас его передали законному владельцу – Тобольско-Тюменской епархии. В наши дни в общежитии монахов произошел взрыв газового баллона. Дым, приняв странную форму, вылетел в выбитое окно. К счастью, никто не пострадал. Может быть, вся дьявольщина, скопившаяся за столько лет осквернения святыни, таким образом и покинула это место? 

СВИДЕТЕЛИ ЧУДА 

Конечно, тайны волнуют людей, воображение разыгрывается при встрече с непонятным явлением. Но чудеса бывают не выдуманными, а настоящими, как божественный знак… 

3 ноября 2012 года чудо наблюдали тысячи паломников, стоявших в очереди у Троицкого собора, чтобы поклониться Поясу Пресвятой Богородицы. Впервые реликвия, хранящаяся на святой горе Афон в Греции, была привезена в Россию. 

По преданию, Пояс из верблюжьей шерсти сплела сама Божья Матерь и после своего Успения передала его апостолу Фоме. Великая святыня прославилась множеством чудес: она может, например, исцелять, помогает бесплодным супругам. И вот когда паломники ждали своей очереди, у Богородицы, что была изображена на полотнище над воротами в храм, вдруг потекли слезы. Наверное, это были слезы радости… 

НА СНИМКАХ: Свято-Троицкий монастырь. 

Елена ДУБОВСКАЯ /фото автора/ 

tyum-pravda.ru

Самый древний монастырь в России

Самый древний монастырь в России

Спасо-Преображенский монастырь – главная достопримечательность Мурома, с ним связаны имена более 25 православных святых. Многие ученые уверены, что этот монастырь можно считать самым древним в России. Однако у обители весьма непростая история, и не раз монастырь находился на грани разрушения и исчезновения…

Посмотреть 3D-панораму Спасо-Преображенского монастыря на сайте фотографа “Фомы” Владимира Ештокина

Самый древний монастырь в России

Первое упоминание о самом городе Муроме в «Повести временных лет» относится к 862 году, а о Спасо-Преображенском монастыре – к 1096 году. Однако есть все основания полагать, что он был заложен еще раньше, во времена княжения благоверного князя страстотерпца Глеба.

Получив в удел от своего отца великого князя Владимира Красное солнышко Муром, юный князь Глеб Владимирович, приехал сюда не просто княжить, а с целью обратить местное население в православную веру. Он не встретил радушного приема у муромлян и был вынужден поселиться за пределами города. Глеб Муромский построил свою резиденцию на берегу реки Ушня в двенадцати верстах от города, а на высоком берегу Оки устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса, и затем – монашескую обитель.

В 1015 году Глеб и его брат Борис были вероломно убиты, а на Руси началась эпоха кровавых междуусобиц. Но и в такое тяжелое время Спасо-Преображенский монастырь продолжал оставаться центром православия на муромской земле.

Благодарность Ивана Грозного

Новое упоминание о Спасо-Преображенском монастыре относится уже к эпохе Ивана Грозного. В 1552 году царь предпринял третью попытку захватить Казань. Муром стал боевым лагерем великого князя: на берегу Оки раскинулись воинские шатры, здесь готовились плоты и струги для переправы. Молясь о даровании победы практически под стенами Спасо-Преображенского монастыря, царь дал обет: в случае взятия Казанипостроить в Муроме новые храмы.

Иван Грозный сдержал свое слово: вскоре после похода на Казань в Муроме началось каменное строительство, и вскоре город украсили четыре новых каменных храма. Тогда же был отстроен и новый собор в Спасо-Преображенском монастыре. Государь не забывал обитель на протяжении всего своего правления, делал немалые денежные вклады, подарил церковную утварь, облачения, книги.

Икона Божией матери «Скоропослушница» – спасительница обители

В последующие годы на долю Спасо-Преображенского монастыря выпало немало испытаний. Он был разграблен в годы Смуты, пострадал от церковных преобразований Петра I и от проводимой Екатериной II политики секуляризации монастырских земель. Спасский собор даже пришлось закрыть по причине ветхости: в нем было опасно служить, поскольку в любой момент могли обрушиться стены. Литургия в обители не могла совершаться из-за отсутствия хлеба и вина.

Но даже обедневший монастырь не утратил своего значения и продолжал славиться своей библиотекой с уникальным собранием древних памятников письменности.

А в 1878 году произошло настоящее чудо, с которого началось возрождение обители. Настоятель архимандрит Антоний (Ильенов) привез со Святой горы Афон чудотворную икону Божией матери «Скоропослушница», которая стала главной святыней обители. Многие отмечают, что лик Богородицы меняется в зависимости от событий дня – на праздники она радостна и улыбается, а когда происходят трагические события – темнеет и печалится.

Икона Божией матери «Скоропослушница» спасла монастырь от разорения: с ее появлением вдруг стали поступать деньги и пожертвования. На эти средства были восстановлены храм и настоятельский корпус, построен братский корпус, отреставрированы стены.

«Страшный» XX век

Останки, найденные на территории уничтоженного в советское время монастырского кладбища

В 1918 году в монастыре вспыхнул антибольшевисткий мятеж, в результате братию обвинили в поддержке белого движения, а монастырь закрыли и отдали под руководство военного ведомства. Часть имущества была передана Муромскому музею, а сам монастырь в 1930-х годах заняла воинская часть. В братских корпусах были устроены казармы для солдат, в Спасо-Преображенском соборе – спортивный зал. Некрополь, который находился за апсидами Покровского храма и Спасского собора, был разрушен, а на его месте был устроен плац. Солдаты маршировали по сути по костям захороненных здесь людей…

Часовня, где находится костница

После возвращения Спасо-Преображенского монастыря церкви плац был разобран, и на месте бывшего кладбища было обнаружено огромное количество останков из поруганных захорошенений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница. На ее стене выбита надпись: «Помни всякий брат: мы были как Вы, Вы будете как мы».

Новое возрождение Спасо-Преображенского монастыря

Монастырский огород

В 1995 году Спасо-Преображенская обитель была возвращена Церкви. Большую роль в спасении и возрождении монастыря сыграл академик Дмитрий Лихачев, обратившийся с ходатайством о возрождении обители к патриарху Алексию II. Ее наместником был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). Он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…».

На помощь вновь пришла икона Божией Матери «Скоропослушница», которая на протяжении почти 80 лет хранилась в запасниках муромского музея и наконец вернулась в монастырь. Восстановление пошло быстрыми темпами: в обители собралась братия, нашлись благотворители и опытные помощники.

Подсобное хозяйство монастыря

Сегодня Спасо-Преображенский монастырь – один из самых красивейших монастырей Мурома. В настоящее время на территории монастыря расположены два больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус.

Достопримечательности обители

Икона Божией Матери «Скоропослушница», которая сыграла такую важную роль в истории Спасо-Преображенской обители, сейчас находится в Покровской церкви монастыря. Здесь же установлен мироточивый крест с частицей Животворящего Креста Господня. Рядом находится икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его ризы, икона и ковчег с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских Чудотворцев.

В нижнем храме Покровской церкви находится рака с частицей мощей преподобного Илии Муромца, легендарного защитника Русской земли родом из Мурома. В конце он был пострижен в монахи в Киево-Печерском монастыре и прославлен в лике святых в 1643 году. Раку украшает скульптурный образ богатыря, который был воссоздан по нетленным мощам святого известным скульптором Сергеем Никитиным.

В 2005 году на берегу Оки была построена церковь Сергия Радонежского, особенностью которой являются колокола-била, отлитые по старинным «рецептам». Звонить в эти колокола могут все желающие, поэтому во время прогулки по монастырю в любое время можно услышать колокольный звон.

Своего рода достопримечательностью является и работающая в монастыре пекарня. Испеченный здесь хлеб пользуется повышенным спросом у местных жителей и гостей города. На территории обители пекут и калачи, символ Мурома, а монастырские просфоры расходятся по всем храмам муромской епархии.

Как добраться:

Адрес Спасо-Преображенского монастыря: город Муром, улица Лакина, дом 1.

Доехать до обители из Москвы можно поездом с Казанского вокзала до города Муром. В Муроме удобнее всего взять такси – доехать до монастыря можно всего за сто рублей.

Можно добраться до обители и на автомобиле – по Горьковскому шоссе до Мурома.

cyplive.com

Когда был построен самый древний монастырь России? • Сооружения

февраля 08, 2014

Когда был построен самый древний монастырь России?

Монастыри на территории Руси

Когда был построен самый древний монастырь России?

С древнейших времен на территории Руси строились монастыри. Это часть культуры страны. Не найти в России старинного города, где бы на холме не высились купола древних соборов. Многие из них стоят уже не одну сотню лет.

Одним из первых, и действующих по сей день, считается Спасо-Преображенская мужская обитель в Муроме. Православный архитектурный ансамбль высится на левом берегу Оки.

Основание монастыря связывают с именем первого русского святого Глеба Муромского. Он был младшим сыном Владимира Мономаха – крестителя Руси, великого равноапостольного князя Киевского. Получив земли в Муроме, Глеб построил княжеский двор на высоком берегу Оки, выше города Мурома, населенного язычниками. На территории своего дворца князь основал православный храм во имя Всемилостливого Спаса и монашескую обитель.

Муромская обитель

Когда был построен самый древний монастырь России?

Основание храма датируется 1015 годом, в некоторых источниках говорится о рубеже X-XIвеков. Первое рукописное упоминание о монастыре «Спаса на бору» датируется 1096 году, о других пристанищах служителей Бога на территории Руси упоминается гораздо позднее. Муромская обитель – самый древний монастырь России описанный еще Нестором-летописцем во всем известной «Повести временных лет». Там упоминается о гибели князя Изяслава Владимировича под стенами Мурома и погребении его в Спасском храме.

Следующим упоминанием Муромского монастыря стало описание его, как места захоронения князя Юрия Владимировича в 1175 году. На территории обители жили или останавливались многие православные деятели, причисленные к лику святых. Среди них благоверные князья, святые Петр и Феврония, святитель Василий, преподобный Серафим Саровский, епископ рязанский и Муромский, чудотворцы и благоустроители семьи.

В следующем году монастырю на левобережье Оки исполнится 920 лет. Спасо-Преображенская обитель по-праву считается древнейшим местом православия на Русской земле.

Церковь Святого Великомученика Георгия

Когда был построен самый древний монастырь России?

Еще один древний монастырь России расположен в городе Новгороде на левобережье реки Волхов. На месте будущей обители в 1030 году была построена деревянная церковь, которая стала началом истории православного монастыря, названного в честь Победоносца и Чудотворца, а также Святого Великомученика Георгия. Юрий, как известно, более распространенная древнерусская диалектная форма имени Георгий. Основал деревянный монастырь князь Ярослав Мудрый, в крещении именуемый Георгием.

Деревянные постройки, начиная с 1119 года, стали заменяться каменными. Новый храм был заложен по велению князя Мстислава Великого – военачальника и русского правителя. Непосредственным строительством монастыря и соборной церкви на его территории занимался сын Мстислава Всеволод – новгородский князь. Он прослыл не только известным полководцем, но и храмостроителем. При князе новгородском Всеволоде был заложен Троицкий кафедральный собор в городе Пскове.

Памятник средневековой русской архитектуры

Собор на территории новгородского монастыря, носящий имя Георгия является памятником средневековой русской архитектуры. По своим размерам он уступает только храму святой Софии Новгородской. Современный облик Георгиевского храма почти не отличается от первоначального, олицетворяющего красоту и гармонию образа величественной Церкви. Внутри сохранились фрагменты древних фресок, небольшие части оконных откосов и роспись северо-западной башни, по которым можно судить о церковном искусстве раннего средневековья.

Когда был построен самый древний монастырь России?

К древнейшим монастырям относится Новоспасский, основанный в Москве в 1490 г. при Иване III. Крупнейший монастырь России Псково-Печерский заложен в 1473 г. Ризоположенский монастырь для женщин в Суздале датируется 1207 г.

Последние опубликованные

Самая большая свинья в мире: где она живет? Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производители Рейтинг детских смесей: самые популярные производители

samogoo.net

Самый древний монастырь: deligent

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле

Самый древний монастырь на нашей земле, основанный еще до официального принятия Русью христианства, находится в ее южных приделах, в самом центре Черноземья. Это Свято-Спасский женский монастырь (Воронежско-Липецкая епархия).

Среди необозримых плодородных полей и зеленых лесов, в 150 километрах от Воронежа перед вами вдруг возникают белесые, с мелкой и бедной растительностью холмы. Это меловые горы, в которых в седой древности были выкопаны христианами пещеры, положившие основание монастырю. По преданию, в них обретался и проповедовал святой апостол Андрей Первозванный, здесь находили убежище от преследований и первые христиане.

Свято-Спасский женский монастырь в селе Костомарово называют Русской Палестиной. Здесь есть места, удивительно повторяющие палестинские пределы, есть своя Гефсимания, свой Кедрон, гора Фавор.

Голгофа с крестом на вершине. Вдали, на ровной линии горизонта можно увидеть небольшую гряду деревьев, очень напоминающую ту, которую обычно изображают на иконах бегства Святого Семейства в Египет.

Вереницу холмов опоясывает белая меловая дорога с высеченными входами в пещерные храмы.

Самый большой из них – Спасский, названный в честь Спаса Нерукотворного, вмещает до двух тысяч человек во время богослужения. Его своды держат большие меловые колонны. В полумраке, при редком мерцании зажженных свечей и лампадок, теряешься в его огромном пространстве.

Собор Спаса Нерукотворного образа покоится на 12 огромных меловых колоннах. До революции он имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при надобности мог выдержать длительную осаду

В стенах высечены кельи для монахов-отшельников с крошечными оконцами для передачи хлеба, воды и записочек с просьбами помолиться.

Раньше в Великий пост один из святых отцов этой обители закрывался на сорок дней в пещерке-келлии и нес там молитвенный подвиг.

Храм Преподобного Серафима Саровского располагается посередине гряды холмов.

Самый же крайний храм называется Пещерой Покаяния. Очень холодный узкий коридор с тесными стенами, ведет в глубь горы, непосредственно к месту покаяния, где совершалось таинство Исповеди.

До революции сюда на исповедь отправляли самых отчаянных грешников. Темно, трепетно, в нишах – зажженные перед иконочками свечи, прикладываешься к иконам и идешь далее, освещая себе путь язычком огня от свечи. Здесь такая тишина, святость, что физически ощущаешь, как мир с его суетой, шумом отдаляется от тебя, как бы осыпается с тебя, и уже кажется и нереальным. Здесь остаешься поистине наедине с собой и своими грехами. Потолок с каждым шагом становится все ниже, а мысли все более смиренные, и покаянник, таким образом, доходит до самой пещеры уже в глубоком поклоне и глубоком смирении... Последним отшельником, жившим в Пещере Покаяния, был священник Петр, расстрелянный тут же, где принимал исповедь.

Часовня в память о последнем священике Петре.

Старец Петр, последний из отшельников, предсказал, что монастырь будет открываться дважды. Первый раз это произошло во время Отечественной войны. Официально скит зарегистрировали как приходской храм сел Костомарово и Юдино. Как потом выяснилось, власти пошли на такой шаг перед лицом войны.

В то время в этих местах шли тяжелые бои. Жители двух близлежащих сел спасались в пещерах от бомбежек. В послевоенные годы в монастырь потянулись вдовы. В 1958 году храм вновь закрыли, и закрытие это сопровождалось невероятной жестокостью и злобой. Богоборцы, испытывавшие необъяснимую ненависть к храму, ворвавшись сюда, сначала стреляли в иконы, а потом белые стены его постарались до черноты полностью закоптить сажей. Зрелище, по словам очевидцев, было страшное. В Спасском храме хранится Валаамская икона Божией Матери, простреленная кем-то из особо рьяных солдат. Целились в голову, в плечо Богородицы, в лик Спасителя-Младенца.

Это ныне самая драгоценная святыня обители. При разорении обители ее спасли, а потом вернули монастырю. Когда в нее стреляли, пули разлетались в разные стороны, ни одна из них не попала в лико Пречистой. Всего у иконы шесть ранений. Икона часто мироточит. Сначала были замечены две капельки, потом потекло их много… В келлиях тогда же замучили и забили до смерти священнослужителей. Все стены были залиты кровью, и до 1990-х годов следы крови сохранялись, но потом по неведению, когда возобновляли монастырь, они были счищены. В одной келлии тем не менее остались следы-углубления от пуль и штыков. Здесь люди прикладываются к самим стенам.

Монашеская келья вырубленная в меловой горе.

После бесчинств безбожники стали взрывать храм изнутри и снаружи, надеясь, что все рухнет и следов их ужасающего беззакония не останется. Но совершилось чудо. Господь, вразумляя безумцев, сохранил храм, он не рухнул. Свод, когда раздался взрыв, поднялся на метр в воздух и потом опять встал на свое место. Чинившие этот страшный разбой тогда в страхе разбежались. Но с тех пор в пещерах пошли нарушения в циркуляции воздуха, появилась большая влажность, чувствуется сильная сырость, по стенам и иконам стекает вода. И что удивительно – с некоторых икон тем не менее не сходят краски, они сохраняют яркость и свежесть. Когда мы стояли перед иконой "Святое Семейство", перед которой молились матери о своих сыновьях и мужьях во время войны, было впечатление, что она написана совсем недавно, и можно было подумать, что это список с той иконы. Оказалось, та самая…

Тяжелая участь постигла тех, кто разрушал эти храмы. Приезжала как-то женщина из Москвы, у которой все предки из Костомарова. Очень плакала и говорила, что жизнь у нее лично и у ее родных очень тяжелая. Кто-то сошел с ума, кого-то убили, очень страшные у всех судьбы. Она теперь поняла, что это оттого, что ее предки разрушали эти храмы. Сильно страдает.

Второй раз обитель возродилась в наши дни. В июне 1997 года первые три монахини поселились в вагончике. В том же году началось восстановление монастыря: был возведен небольшой домик на несколько келий с трапезной. Сейчас заканчивается строительство кирпичного сестринского корпуса.

Летом насельницы молятся в пещерном Спасском храме, зимой - в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших”, который построен попечением Владыки Митрополита. Чудесные явления здесь в порядке вещей. То стопы Спасителя на иконе начнут светиться всполохами, то столб света упадет на колонну крестного хода.

Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» - единственный наземный храм в древнем пещерном монастыре. Он был построен в период возрождения обители.

Монашеское служение здесь – настоящее подвижничество, тем более для сестер. Климат суровый, летом – палящее солнце, растительность, как было сказано выше, бедная, зимы суровые, ветреные, морозы бывают до 40 градусов.

Мяса в монастыре не едят даже в обычные дни, а не только в пост, зато рыбные блюда монахини готовят, как заправские повара. Квас делают по древним рецептам - на хлебе, без традиционного квасного сусла. В монастыре - натуральное хозяйство. Сестры пасут коров и лошадей, разводят кур. При этом многим приходится жить в вагончиках - а морозы зимой зашкаливают за 40 градусов. Воду завозят из деревни, зимой приходилось топить снег: Из-за заносов метровой толщины монастырь был полностью отрезан от внешнего мира.

Святость этих мест такая, что каждая травинка, каждый кусочек мела целебные. На горах растет трава, завезенная со Святой Горы Афон. Ладанкой называется. Если ее растереть между пальцев, запахнет ладаном. Еще есть черногорка, тоже со Святой Горы.

Однажды заехал сюда американский ученый. Посетив пещерные храмы, вдруг расплакался: "Русские не знают, какая у них есть жемчужина".

Фото:

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 1

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 2

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 3

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 4

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 5

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 6

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 7

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 8

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 9

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 10

 

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 11

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 12

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 13

 

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 14

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 15

 

 

Свято-Спасский женский монастырь - самый древний монастырь на земле 16

deligent.livejournal.com

Бакота. Древний православный монастырь XI века.

Переключение навигации
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
  • Ваше мнение
  • Предложить материал
  • Журнал изменений
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
    • Ваше мнение
    • Журнал изменений
  • Предложить материал
  • Войти
  • Регистрация
  • Рус
  • Eng
RGDN.info - группа аналитиков Точка зрения
  • Были:
  • Ригден Джаппо,
  • Ахура Мазда,
  • Осирис,
  • Архангел Гавриил,
  • Джабраил,
  • Агапит Печерский,
  • Кетцалькоатль
  • Ожидаем:
  • Имам Махди,
  • Утешитель,
  • Святой Дух,
  • Майтрейя,
  • Калки Аватар,
  • Машиах,
  • Гэсэр-хан
Истина на всех одна! RGDN.info
  • Главная
  • О нас
    • О проекте
    • Обратная связь
  • Ваше мнение
  • Предложить материал
  • Журнал изменений
  • Исконные Знания
    • Беседы с И.М. Даниловым
    • Аллат
    • МАРИЯ
    • Книги
    • Откровенный диалог о самом главном
    • Смысл жизни - бессмертие
    • Единение
    • Истина на всех одна
    • Иллюзия и Путь
    • Жизнь
    • Сознание и Личность. От заведомо мёртвого к вечно живому
    • Глубинные чувства
    • Сравнивая глубинное чувство...
    • Практики и медитации
    • Беседы с Имамом
    • Делимся опытом... изучаем Систему
    • Аналитика, статьи
  • Пророчества
  • Религии
    • Христианство
    • Ислам
    • Буддизм
    • Индуизм
    • Иудаизм
    • Зороастризм
  • Символика и мифология
    • Символика и Мифология
    • Астрономия
    • Мир Пирамид
    • Интересные места
  • !?
    • Архонты. Тайные хозяева мира.
    • Кандук. Нечистая сила.

rgdn.info

5 старейших монастырей мира, открытых для посещения

20 февраля 395 года в Вифлееме был открыт первый в истории женский монастырь. К сожалению, до нашего времени он не сохранился, но до нас дошли другие столь же древние обители, о которых мы сегодня расскажем.

Поскольку монахи не любят мирской суеты (от нее-то они и уходят в горы, пустыни или за высокие неприступные стены), во многие обители посторонних не пускают ни при каких условиях. Поэтому речь пойдет о тех древнейших монастырях мира, которые открыты для паломников и простых туристов.

Монастырь святой Екатерины, Египет

Немало страниц Библии посвящено полуострову Синай, ведь там, на вершине одноименной горы, Моисею были дарованы десять заповедей, нанесенные на Скрижали Завета. Немудрено, что эта часть Египта уже который век служит местом для паломничества и площадкой для археологических раскопок. Там, где по преданию явился к пророку Господь Бог и выросла Неопалимая купина, в 557 году появился один из старейших в мире христианских монастырей, названный в честь своей создательницы – святой Екатерины. 12 часовен, библиотеку, иконный зал, трапезную, ризницы и даже гостиницу скрывает монументальная обитель, укрепленная во времена императора Юстиниана. За века существования она обрастала все новыми строениями, не прекращая проводить службы и принимать верующих. Храм превратился в настоящий город в пустыне. Главенствует там архиепископ Синая – самой маленькой епархии мира. Из святынь, кроме Неопалимой Купины и часовни ее имени, хранящей древнюю мозаику Преображения, гостей монастыря ждет и колодец, вблизи которого Моисей встретил свою будущую спутницу – одну из дочерей Иосифа. Ни разу не разрушался святой храм: ему оказывали помощь даже пророк Мухаммед и арабские халифы, султаны Турции и Наполеон Бонапарт. Лишь осенью 2013 года из-за политических неурядиц в Египте монастырь святой Екатерины был временно закрыт. О том, когда сюда можно попасть, указано на http://www.sinaimonastery.com/.

Монастырь святой Екатерины, Египет

Фото: webmandry.com

Монастырь Монте-Кассино, Италия

Значение для истории старейшего монастыря Европы, созданного Бенедиктом Нурсийским еще в шестом веке, трудно переоценить. Оплот монахов-бенедиктинцев, возведенный там, где прежде господствовал Аполлон, стал самым крупным центром европейского просвещения в темные века. Здесь жили и трудились светочи средневековой мысли, включая самого Фому Аквинского, хранились наиболее ценные книги и рукописи, создавались великолепные произведения искусства, например, уникальные фрески работы Брейгеля и знаменитый “Устав ордена Бенедиктинцев”, действующий и поныне. Не раз Монте-Кассино становился объектом вражеских атак: в 718 году на монастырь посягали лангобарды, через полторы сотни лет – сарацины, а в 1799 году – войска Наполеона. Все выдержала сокровищница знаний: и ход времени, и землетрясения, и набеги, и смену власти, и пала лишь во времена Второй мировой войны. Ни предварительные договоренности, ни многовековая история не сдержали натиск союзных войск – 15 февраля 1944 года прекрасный монастырь исчез с лица земли, а вместе с ним и сотни людей, нашедших убежище в его мощных стенах. По личному указанию Папы Римского Павла VI в 1964 году Монте-Кассино был восстановлен и стал местом паломничества, правда, уже скорее для туристов. О том, как добраться в прекрасный храм и на что следует обратить внимание, можно узнать на http://montecassinoabbey.org/.

Монастырь Монте-Кассино, Италия

Фото: Википедия

Аббатство Адмонт, Австрия

Старейший бенедиктинский монастырь Штирии, возведенный в 1074 году, обязан своим существованием архиепископу Зальцбургскому Гебхарту. Прекрасный монастырь, оформленный в лучших католических традициях, превратился в важный религиозный и культурный центр: в стенах обители велась активная научно-просветительская деятельность, а рядом функционировала престижная школа для девочек. С тех далеких пор начинается и история самой главной достопримечательности аббатства Адмонт – лучшей в мире библиотеки при монастыре. Ее коллекции настолько уникальны, что из желающих оказаться здесь выстраиваются огромные очереди: количество ежегодных посещений храма книг превышает 70 тысяч. Здание библиотеки, созданное по проекту Йозефа Хубера в 1774 году, гармонично соединяет архитектурные элементы барокко, романского стиля и неоготики. В глубинах прекрасных залов, украшенных скульптурами католических святых и изысканными фресками, хранится свыше 70 тысяч рукописей и гравюр, а также более 200 тысяч томов, включая тексты, написанные еще до 8 века. Не менее интересны для гостей аббатства Адмонт и музеи естествознания и истории искусств, живописный парк Марии, где проходят музыкальные фестивали, и выставочный зал, где демонстрируются экспонаты для слепых. Много интересного об Адмонте рассказано на сайте http://www.stiftadmont.at/english/.

Аббатство Адмонт, Австрия

Фото: liveinternet.ru

Монастырь Джоканг, Тибет

Уже пятнадцатый век существует в таинственном Тибете «Дом Господа» – великий монастырь Джоканг, где проходят посвящения Панчен-Ламы и Далай-Ламы. Легенда гласит, что именно в этом месте и родился тибетский буддизм. Первой ценностью, занесенной в храм, была древняя статуя, освященная лично Буддой Шакьямуни. Вокруг Джоканга выросла Лхаса, а с ней разросся и сам храм: внушительное четырехэтажное строение, украшенное колесом дхармы и золотыми ланями, перестраивалось в 17, 18 и 19 веках. Тяжелая доля выпала буддистской святыне: многое было разрушено в ходе монгольского вторжения, а в годы китайской культурной революции Джоканг использовался как хлев для свиней и военная база. К счастью, в 1980 году монастырь был отреставрирован и вскоре был занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Много сокровищ скрывается за его стенами: здесь хранится золотая урна, переданная в дар китайским императором Цяньлуном, роскошное издание «Трипитака», созданное из сандала, старинные тханки, относящиеся к 7-9 векам, и покрытые позолотой статуи родоначальников тибетского буддизма – царя Сронцзангамбо и его жен. Монастырь открыт для приверженцев любых религий: здесь проводятся культовые обряды всех школ буддизма и даже коренной религии Тибета бонпо. Узнать больше об истории Джоканга можно на страничке достопримечательности в ЮНЕСКО http://whc.unesco.org/en/list/707.

Монастырь Джоканг, Тибет

Фото: dic.academic.ru

Свято-Спасский монастырь, Россия

Немного сведений сохранила история Свято-Спасского женского монастыря, расположенного близ села Костомарово в Воронежской области. Одна из легенд приписывает его постройку самому Андрею Первозванному, другая относится к 12 веку. Правда иль нет, но в почтенном возрасте уникального русского монастыря, высеченного прямо в скале, сомневаться не приходится. Многое здесь напоминает о Византии: 12 меловых столпов удерживают округлые своды храма, способного вместить до двух тысяч верующих, а его стены украшают прекрасные православные фрески. Длинный и низкий коридор ведет в пещеру Покаяния – чтобы попасть сюда, нужно склониться в поклоне. Лишь чудо спасло Свято-Спасский монастырь во времена правления Советов: последний монах, отец Петр, был расстрелян, а храм затоплен, дабы не отвлекать людей от строительства коммунизма. Но выжила русская Голгофа: в 1993 году здесь прошла первая после забытья служба. Храм был отреставрирован и превращен в женский монастырь, а об ужасных временах напоминает лишь чудотворная Костомаровская икона Божьей Матери, испещренная пулями. Те, кто побывал с Свято-Спасском монастыре, утверждают: это настоящее место силы, где сочетаются природная гармония и божественная чистота. Тем же, кто еще не добрался до российской Палестины, предстоит дорога на электричке из Воронежа в Россошь (выход на станции «Подгорное»), а затем на автобусе, следующем в село Костомарово.

Свято-Спасский монастырь, Россия

Фото: bakaras-tur.ru

venividi.ru

10 удивительных христианских монастырей

Среди всех мировых религий именно христианство является одной из самых многочисленных по числу своих представителей. И не беда, что бывшее когда-то единым целым, сегодня оно распалось на три ветви – православие, католицизм и протестантизм. Все современные христиане очень близки духовно. Веря в единого Бога, почитая Иисуса Христа, уповая на помощь Пресвятой Богородицы, они обладают общим культурным и историческим целым, ведущим их к спасению.

10-udivitelnyh-hristianskih-monastyrey

Христианские монастыри – важный духовный объект в любом ответвлении самой крупной мировой религии. Они представляют собой религиозную общину, состоящую из холостых церковных служителей мужского или женского пола, постоянно проживающих в рамках конкретных богослужебных и хозяйственных построек. Каждый монастырь имеет свою историю, устав и порядки.

Впервые идея монашества появилась в христианстве в начале четвёртого века нашей эры. В это время христианская вера широко распространилась по Ближнему Востоку, стала привычной, а потому и более слабой по своим устоям. Особо рьяным её представителям стало сложно блюсти в целости и сохранности чистоту души, и они решили удалиться от городского общества – в пустыни. Созданная преподобным Пахомием Великим в Египте первая монастырская община своим внутренним устройством заложила основу для формирования христианских монастырей по всему миру.

Христианские монастыри Фото.

1. Монастырь Алкобаса (Alcobaca Monastery), Португалия

Португальский монастырь Санта-Мария де Алкобаса, основанный в 1153-м году первым королём этой европейской страны Афонсу Энрикишем, служит пристанищем цистерцианцев – католических монахов, отколовшихся в XI веке от ордена бенедектинцев. Здание монастыря представляет собой уникальный архитектурный ансамбль средневековой готики и более позднего барокко, добавившегося к нему в XVIII веке при расширении португальским королем Мануэлем I Счастливым. В 1989-м году весь комплекс зданий Санта-Марии де Алкобаса был причислен к особо почитаемым объектам Всемирного наследия.

monastyr-alkobasa-1

monastyr-alkobasa-2

2. Панагия Сумела (Sümela Monastery), Турция

Приютившийся на склоне скалы, гордо возвышающейся в турецкой долине Алтындере, православный монастырь с говорящим названием Панагия Сумела (что в переводе с греческого означает «Всесвятая с Меловой горы») долгое время был очагом православия в империи османов. Основанный в конце IV века монахом Варнавой, он был до уничтожен земли турками в веке VI-м и восстановлен спустя век Христофором Римлянином. Мировую известность Панагия Сумела получила в более позднее время — в XVIII-XIX веках. В XX веке службы в монастыре были запрещены мусульманской Турцией, и только 15 августа 2010 года местное Министерство Культуры разрешило проведение литургии и прием православных паломников в Панагии Сумеле.

panagiya-sumela-1

panagiya-sumela-2

3. Монастырь Острог (Ostrog Monastery), Черногория

Находящийся в Черногории православный сербский монастырь Острог занимает уникальное местоположение – он забрался высоко (более девятисот метров над уровнем моря) в горы, в пятнадцати километрах от городка Даниловград. Заложенный в XVII веке святым Василием Острожским, сегодня он служит местом хранения мощей этого великого православного чудотворца. В настоящее время монастырскую жизнь поддерживают чуть более десятка монахов. По своему внутреннему устройству Острог представляет собой двухуровневую конструкцию из Нижнего монастыря (построен в XIX веке) и Верхнего, изначального. Между собой здания соединены дорогой длиной в пять километров.

monastyr-ostrog-1

monastyr-ostrog-2

4. Киево-Печерская лавра (Kiev Pechersk Lavra), Украина

Расположенная в центре Киева, на правом берегу знаменитой украинской реки Днепр, Киево-Печерская лавра по праву считается одним из самых прекрасных православных монастырей в мире. Свою репутацию она зарабатывала веками. Кстати, основанная в 1051 году монахом Антонием, Киево-Печерская лавра является ещё и наиболее древним православным монастырем Киевской Руси. Обитель много раз переживала набеги и разграбления, но каждый раз возрождалась к новой жизни. Сегодня Киево-Печерская лавра представляет собой архитектурный комплекс, включающий в себя целых шесть самостоятельных монастырей.

kievo-pecherskaya-lavra-1

kievo-pecherskaya-lavra-2

5. Гелатский монастырь (Gelati Monastery), Грузия

Православный Гелатский монастырь Богородицы, возвышающийся на холме, расположенном неподалёку от Кутаиси, был основан в 1106 году царём Давидом IV, известным под именем Строителя. Из глубины веков до нашего времени дошёл архитектурный комплекс, состоящий из ряда хозяйственных построек и двух храмов — великомученика Георгия и святого Николая. Древние монастырские здания украшены богатыми мозаичными и фресковыми рисунками, имеющими высокую художественную и религиозную ценность. Начиная с момента своего основания, Гелатский монастырь служил местом успокоения грузинских царей.

gelatskiy-monastyr-1

gelatskiy-monastyr-2

6. Святая гора Афон (Mount Athos), Греция

Святая гора Афон – греческий полуостров с горой, возвышающейся на 2033 метра над уровнем моря – место сакраментальное для всех православных верующих. Здесь находится второй удел Пресвятой Богородицы – земля, находящаяся под её особым покровительством настолько, что на ней в будущем можно будет спастись даже от самого Антихриста. Посетить Афон могут только мужчины, женщинам доступ туда запрещён уже много веков. Сегодня на Святой горе располагается 20 монастырей, объединённых в единый административный центр, подчиняющийся ещё с начала XIV века Константинопольскому патриарху.

afon-panteleimonov-monastyr

afon-simonopetra

7. Рильский монастырь (Rila Monastery), Болгария

Монастырь святого Иоанна Рильского – один из самых крупных православных мужских монастырей в Болгарии. Расположенный в ста пятнадцати километрах к югу от столицы страны, он уже несколько десятков лет внесён в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Рильский монастырь был основан в первой трети X века в память об отшельнике Иване Рильском, впоследствии получившем статус святого. С архитектурной точки зрения Rila Monastery представляет собой изумительной красоты церковь, увенчанную пятью куполами и разукрашенную фресками работы известных художников. В монастыре хранится икона Девы Марии, датируемая XII веком, и сердце царя Бориса III.

rilskiy-monastyir-1

rilskiy-monastyir-2

8. Монастырь Святой Екатерины (Saint Catherine’s Monastery), Египет

Основанный в Египте в IV веке нашей эры, монастырь Святой Екатерины является одним из самых древних среди постоянно действующий церковных общин мира. Его первоначальное название – монастырь Неопалимой Купины — было заменено на текущее после обретения монахами в середине VI века мощей св. Екатерины. В тот же период было выстроено и укреплённое здание самого монастыря. Монастырь Святой Екатерины относится к числу православных. Преимущественно его населяют греки. Монастырь за многие века ни разу не разорялся и смог скопить огромное количество религиозных и культурных сокровищ – икон, книг и т.п.

monastyr-svyatoj-ekateriny-1

monastyr-svyatoj-ekateriny-2

9. Монастырь Эскориал (El Escorial), Испания

Уникальный монастырь-дворец Эскориал нередко называют восьмым чудом света. Испанский король Филипп II создал его в XVI веке в качестве династического пантеона, сочетающего в себе королевскую резиденцию с религиозными строениями. Выполненный из светлого песчаника монастырь Эскориал имеет вид квадратной решётки, гордо возвышающейся на фоне свежей зелени. Дворцовые покои хранят в себе неисчислимые сокровища, собранные под сенью двух музеев. К их числу относятся древнейшие рукописи и книги, а также картины известных испанских и нидерландских художников – Босха, Ван Дейка и других. В усыпальнице монастыря покоятся все короли и королевы Испании.

escorial-1

escorial-2

10. Монастыри Метеоры (Meteora), Греция

Греческие монастыри Метеоры, расположенные в горах Фессалии, представляют собой уникальный архитектурный комплекс из шести действующих православных общин (четырёх мужских и двух женских). Отличительной особенностью Метеоров является их устройство на высоких (до 600 метров над уровнем моря) скалах, бывших 60 миллионов лет назад дном древнего моря. Первые отшельники обосновались в этих местах задолго до основания в XI веке Преображенского скита. Расцвет Метеоров пришёлся на XVI век, во время которого на территории гор действовало более двадцати монастырей.

meteora-monastir-rusanu

meteora-monastyr-svyatogo-nikolaya-anapavsasa

phototravelguide.ru


Смотрите также