2.3. Государственные должности и замещения. Государственные должности древнего рима
24 римские государственные должности - стр.17
24 Римские государственные должности
Система должностных лиц начала формироваться в Риме уже в эпоху царской власти. Все должности были выборными; исполнявшие их лица собирательно назывались магистратами (таgistrаtиs). Многие названия римских должностей (диктатор, консул, цензор, трибун и другие) используются и в настоящее время, но, конечно, в другом значении.
Как известно из предыдущего, высшим государственным органом в Древнем Риме были комиции, собиравшиеся вначале по куриям, а впоследствии по центуриям, когда к патрициям присоединились и плебеи. Сенат, состоявший в основном из бывших магистратов, осуществлял контроль над работой народных собраний и действиями магистратов, занимался вопросами внутренней и внешней политики, правильностью отправления религиозных культов и т.д. Решения сената наряду с решениями комиции имели силу закона.
Магистраты были высшими государственными чиновниками, избираемыми на определенный срок (чаще всего на год) и были подотчетны сенату и народному собранию. Магистратом мог стать, как правило, состоятельный человек, поскольку исполнение государственных должностей не оплачивалось. Вместе с тем, занятие такой должности было очень почетно, а магистрат в течение всего срока обладал правом судебной неприкосновенности (подобно современным депутатам парламента). С IV века до нашей эры занимать должности могли представители плебеев - второго наряду с патрициями сословия римского общества.
Высшими римскими магистратами считались консулы, преторы и цензоры. Консулы (consules) - два высших представителя исполнительной власти, избирались народным собранием на 1 год. С 367 года до нашей эры один консул избирался из патрициев, другой - из плебеев. В начале II века до нашей эры был установлен возрастной ценз - кандидат не мог быть моложе 43 лет. Основные обязанности консулов: командование армией во время войны, созыв сената и народного собрания, контроль за исполнением решений. Отличительной одеждой консулов была тога с широкой пурпурной каймой; их сопровождали 12 ликторов - почетная стража, носившая фасции - связки прутьев с воткнутыми в них секирами (символами карающей власти). Имена консулов часто использовались для обозначения года. После окончания магистратуры бывший консул мог получить звание проконсула, которые, как правило, назначались наместниками провинций.
Народ лишил царя Тарквиния Гордого власти и приговорил его к изгнанию вместе с женой и детьми.
Луций Тарквиний Гордый царствовал двадцать пять лет. Всего цари правили в Риме от основания города (753 г. до н.э.) до освобождения (510-509 гг. до н.э.) двести сорок четыре года. Потом центуриатными комициями были избраны два консула: Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин.
О первом консуле существует легенда. Тарквинию Гордому явилось ужасное знамение: змея, выскользнувшая из деревянной колонны; хотя она и вызвала ужас и бегство в царском дворце, самого царя не столько поразила внезапным страхом, сколько наполнила тревожными предчувствиями. Поэтому, хотя бы для чудесных явлений, связанных с государством, привлекли этрусских прорицателей, он, напуганный этим знамением, касающимися, похоже, его лично, послал двух сыновей через неизвестные в то время земли, через еще более неизвестные моря в Грецию, в Дельфы, к самому прославленному на земле оракулу Аполлона. Отправились Тит и Аррунт, в спутники им был дан Луций Юний Брут, сын Тарквинии, сестры царя, юноша совершенно иной по уму, чем, чье обличье он носил. Ведь его считали глупым, а он не отвергал прозвища «Брут» (тупой). Когда юноши прибыли в Дельфы, то выполнив поручения отца, они спросили оракул: «Кто из нас получит царскую власть в Риме?» Тут они услышали голос: Высшую власть в Риме будет иметь тот, кто первым из вас, о юноши, поцелует мать!» Аррунт и Тит велят молчать об этом, чтобы Секст, который остался в Риме, не узнал ответ оракула и был лишен власти; а сами между собой они предоставляют жребию, кто из них поцелует мать, когда они вернуться в Рим. Брут же правильно понял слова пифии и, словно поскользнувшись, упал поцеловал землю, потому, разумеется, что земля – общая мать всех смертных. С тех пор и сохранилось крылатое выражение «Рассудительностью ты можешь победить скорее, чем гневом» - «Сonsilio melius vincas quam iracundia»
Преторы (рrаеtоr - букв. "впереди идущий") избирались также подвое на 1 год и осуществляли под началом консулов судебную власть. Один из них ведал юрисдикцией относительно римских граждан, другой - относительно чужестранцев. Впоследствии, с ростом римского государства, двух преторов оказалось уже недостаточно, и во времена Цезаря их число возросло до 16. Преторов также сопровождала почетная стража (правда, в меньшем числе - по 6 ликторов). По окончании магистратуры претор мог получить звание пропретора и провинцию (не первостепенную) в управление. По закону, принятому в 180 г. до н.э., гражданин мог мог выступить соискателем на должность претора в 40 лет.
Квесторы (quastories) первоначально назначались консулами и были их помощниками. Затем они стали считаться заместителями преторов. С середины 5 века до н.э. в комициях стали избирать 4 квесторов, в том числе (с конца 5 века) из плебеев. Квесторы ведали государственной казной, архивами, были казначеями армии во время войны, распределяли военную добычу и т.д. Возрастной ценз для квестра 30 лет.
Цензоры (сепsоrеs от censeo - "наблюдаю"), избиравшиеся на полтора года из бывших консулов, осуществляли надзор за судопроизводством, избирательными процедурами и финансами, составляли списки граждан по имущественному цензу и т.п. Эта должность считалась едва ли не самой почетной.
Должностью, имевшей особое значение в республиканском Риме, была должность народного трибуна (tribunus plebis). В латинском названии этой магистратуры содержится указание на то, что народные трибуны осуществляли контроль за деятельностью сената и других магистратов в интересах плебеев: они обладали правом "veto" (наложения запрета на любое решение). Эта должность, таким образом, была вызвана к жизни остротой противостояния между двумя сословиями. Десять народных трибунов обладали правом неприкосновенности; их оскорбление каралось смертью. Помощниками трибунов были два плебейских эдила, следившие также за порядком и безопасностью в городе, а также, наблюдали за строительством и санитарным состоянием, благоустройством города. На должность эдила избирались после 37 лет.
Прочими вопросами хозяйственного и административно-организационного свойства ведали различного рода коллегии (как постоянные, так и временные).
Все упомянутые выше магистраты назывались "ординарными", т.е. выбиравшимися в нормальной обстановке для исполнения обычных функций. Однако в исключительных обстоятельствах ( военная угроза, волнения рабов, восстания в провинции и т.п.) в чрезвычайном порядке (обычно на 6 месяцев) назначались так называемые экстраординарные магистраты: диктатор {dictator), помощник диктатора и начальник конницы. Диктатору обязаны были подчиняться все ординарные магистраты. Достоинство диктатора подчеркивалось большой почетной стражей - его сопровождали 24 ликтора. Экстраординарные полномочия нередко использовались крупными политическими деятелями и военачальниками в интересах личного возвышения. Особое значение имел "интеррекс" - так назывался старший сенатор, временно исполняющий обязанности консула (во время переизбрания магистратов).
В Риме существовала довольно четкая "лестница" должностей;
поочередное прохождение "ступенек" (сuгsus honorum) соответствовало планомерному продвижению к вершине должностной иерархии. Низшей ступенью считалась должность квестора, затем в порядке возрастания шли должности эдила, народного трибуна, претора и консула. Членство в сенате, должности пропретора, проконсула и цензора стояли как бы особняком и образовывали в некотором роде параллельную иерархию.
И во времена Августа, так же как при республиканском строе, ежегодно избирались консулы. Их количество возросло с двух до 6-8, преторы, трибуны, эдилы и квесторы также осуществляли свои традиционные функции. Однако теперь они потеряли свое самодовлеющее значение в качестве суверенных органов исполнительной власти, ответственных только перед народным собранием. Они становились ответственными не только перед народным собранием, где они продолжали избираться, или перед авторитетом сената, сколько перед принцепсом и императором.
Помимо изменивших свое содержание традиционных выборных магистратур Октавиан начал формирование органов управления, не выборных, а им единолично назначаемых. Так, им назначались руководители новых важных ведомств по управлению городом Римом – префект Рима, префект анноны, ведающий снабжением водой и канализацией, укреплением берегов Тибра и др. Это были ведомства со своими канцеляриями, штатом постоянных сотрудников и системой подчинения.
Для управления императорскими провинциями Август назначал наместников, носивших звание императорских легатов. Им помогали т.н. прокураторы, ведающие, главным образом, финансовыми вопросами, но иногда управлявшие небольшими по размеру провинциальными областями, как, например, знаменитый Понтий Пилат, управлявший Палестиной во времена Иисуса Христа.
Таким образом, постепенно создавался и расширялся постоянный аппарат управления. К нему с установлением новых бюрократических связей стали все более переходить функции государственного управления, целиком зависимые от воли монарха. В эту систему исполнительных органов органично вписывалась система выборных магистратур как ее составная часть.
Важнейшим направлением социальной политики была консолидация господствующего класса, разделенного к концу I в. до н.э. на четыре важнейших социальных слоя: сенаторское сословие, всадничество, муниципальная верхушка, провинциальная знать, часто не имеющая прав римского гражданства. Октавиан как представитель одной из аристократических семей Рима и принцепс сената, естественно, считал необходимым поддерживать внешний блеск сенаторского сословия. Август заботился о том, чтобы сенаторы располагали хорошим достатком, сенатский ценз был официально установлен в 1 млн. сестерциев, а если семьи сенаторов не имели такого большого имущества, он помогал им из своих личных средств. Сенаторы и члены их семей назначались на влиятельные и доходные посты в армии и провинциальном управлении. Наиболее уважаемым сенатским семьям было пожаловано достоинство римских патрициев. Такое ярко выраженное покравительство сенаторскому сословию не только преследовало цель достичь согласия между принцепсом и сенаторами как хранителями республиканских традиций, но и было необходимо из чисто прагматических соображений: без знаний, богатства и опыта сенаторского сословия просто невозможно было управлять огромным государством. И хотя в сенате всегда существовали влиятельные противники монархического режима, а сенатская оппозиция никогда не исчезала в целом, принцепс и сенат были соучастниками высшей власти, а сенатское сословие – верной опорой новой монархии.
В конце Республики всадническое сословие неоднократно вступало в конфликты с сенаторской знатью из-за дележа политической и судебной власти, сфер политического влияния. При Августе эти конфликтные ситуации были сведены к минимуму благодаря его умелой и целенаправленной политике. При новом правительстве всадничество оформилось как второе после сенаторского высшее сословие римского общества, его имущественный ценз был установлен в 400 тыс. сестерциев. Состав всаднического сословия постоянно пополнялся за счет выслужившихся военных командиров (военные трибуны, префекты), наиболее видных представителей римских муниципий. Всадники еще при Республике принимали активное участие в проведении судебных разбирательств, а также в финансовых и экономических предприятиях (особенно в провинциях). Август широко использовал их деловой опыт и привлекал в качестве императорских прокураторов для управления финансовыми делами в провинциях, сбора налогов, для надзора за работой рудников, императорских земельных владений, а то и поручал общее руководство небольшими провинциями. При нем всадническое сословие стало превращаться в служилое сословие, тесно связанное с монархическими структурами (не выборными), всецело подчиненное принцепсу.
Особое направление политики Августа по отношению к сенаторской знати и всадничеству была забота об их воспроизводстве и пополнении. Он провел серию так называемых брачных законов, согласно которым (18 г. до н.э.) сенаторы и всадники должны были обязательно вступать в брак, иметь и воспитывать детей. Имеющие детей, живущие в браке получали ряд преимуществ при прохождении карьеры, имели некоторые налоговые льготы. Были приняты законы о прелюбодеянии, сурово карающие супружескую измену, развратное поведение.
С точки зрения рождающейся монархии высшие сословия рассматривались как служилые сословия, обязанные отдавать свой опыт, силы и возможности на благо нового имперского общества, и потому их личная жизнь подчинялась высшим государственным интересам.
Многочисленным социальным слоем имперского общества была верхушка римских муниципиев и колоний, разбросанных по всем провинциям Империи, но особенно в Италии.
В каждом муниципии действовало местное народное собрание, на котором избирались городской совет (называемый обычно курия) и городские магистраты. Высшей городской магистратурой была коллегия из двух членов (дуумвиры) или из четырех членов (кваттуорвиры). В члены муниципального совета (декурион) городские магистраты избирали наиболее знатных и богатых граждан, как правило, владельцев крупных ремесленных мастерских, собственников пригородных поместий, людей достаточно состоятельных, чтобы нести расходы по отправлению должности, благотворительному строительству, раздачам городскому плебсу. Муниципий пользовался полной автономией в своих делах, городской совет и магистраты располагали реальной властью в своем муниципии, Муниципальная верхушка, в руки которой была передана вся власть по управлению местными делами и которая устраивала их с большой выгодой для себя, не могла не поддерживать общую политику рождающегося принципата.
Вместе с тем центральное правительство рассматривало муниципальную верхушку как питательную среду для пополнения высших правящих сословий, особенно всаднического, постоянно включая в их состав наиболее энергичных и знатных муниципалов, открывая перед ними путь к блестящим карьерам.
Важным направлением социальной программы Августа было проведение взвешенной и гибкой политики по отношению к средним и низшим слоям свободного населения Империи. Основной задачей нового имперского правительства было создание благоприятных условий для производительной работы мелких и средних земледельцев и ремесленников, переключение их жизненной энергии с политической активности на решение хозяйственных дел. Августом была предложена и реализовано обширная программа по поддержке мелкого и среднего землевладения.
При господстве рабского труда не все свободные граждане могли найти себе землю или работу и были вынуждены вести паразитический образ жизни, вкус к которому они быстро приобрели и от которого уже не хотели избавиться. Это – малоимущий городской плебс. Вместе с тем деклассированная масса римских граждан, подкармливаемая из государственной казны, служила постоянным источником для пополнения огромной наемной армии, служба в которой считалась престижной и весьма доходной.
В целом можно говорить об эффективности социальной политики рождающейся Империи, приведшей к известному сплочению интересов различных прослоек господствующего класса, смягчению напряженности в отношениях крупного и мелкого землевладения, укреплению основ классического рабовладения.
25 Латынь язык великих поэтов
Латинская поэзия является одним из величайших достижений мировой словесной культуры. Вне её традиций непредставимо поэтическое творчество последующих эпох европейской литературы. Сочинения великих латинских поэтов во все времена служили хрестоматийными образцами в процессе обучения основам словесной культуры. Знание латинской поэзии издавна считалось непременным условием гуманитарной образованности.
Подлинным началом и вместе с тем расцветом латинской поэзии был 1 век до н.э. Единственными поэтами 1 половины 1 века до н.э., сочинения которых дошли до нас почти полностью, являются Лукреций и Катулл.
Тит Лукреций Кар (ок. 96-55 до н.э.), автор философской поэмы "О природе вещей", стремился создать в нарочито архаизированных, эпических формах оптимистический гимн познанию. Философию Эпикура он считал верным путем к примирению с жизнью и к счастью. Дидактический, наставительный жанр и пафос проповедника истины определяют стиль поэмы -- риторический, постоянно обращенный к собеседнику, которого автор старается убедить. Язык поэмы чрезвычайно богат, насыщен смелыми образами и неожиданными сравнениями, но при этом торжественно возвышен. Стилистическим образцом для Лукреция служил Энний, также писавший в свое время дидактические поэмы.
Гай Валерий Катулл (ок. 87-54 до н.э.) - поэт лирического направления; если Лукреций уводит читателя в мир мысли, то мир Катулла - мир чувства, мир внутренних переживаний. 116 стихотворений Катулла объединены в сборник, составленный по определенному плану. Каждое стихотворение, каждая строка сборника безупречно отделаны и технически совершенны. Стиль Катулла основан на контрастном противопоставлении высокого и грубого, изысканно-поэтического и простонародного. Во все времена Катулл оставался любимым и читаемым автором. Его знаменитая строка Odi et amo ("И ненавижу, и люблю") стала классической и превратилась почти в поговорку.
Самыми известными римскими поэтами традиционно считаются поэты середины 1 века до н.э. и эпохи Августа - Вергилий, Гораций и Овидий.
Публий Вергилий Марон (Publius Vergilius Маго) родился 15 октября 70 г. до н.э. в Андах, небольшом селении близ Мантуи на севере Италии. Его отец, ремесленник, владелец мастерской по изготовлению керамических изделий, несмотря на свое незнатное происхождение, дал сыну прекрасное образование. Вергилий изучал грамматику в Мантуе и Кремоне риторику в Медиолане и Риме, философию в Неаполе у эпикурейца Сирона. В годы гражданской войны между Цезарем и Помпеем (49-48 п. до н. э.) Вергилий находился в Неаполе. В конце 40-х годов он ненадолго возвратился в родные места, где непосредственно столкнулся с последствиями гражданских войн. После сражения при Филиппах (42 г. до н. э.), в котором Марк Антоний и Октавиан, будущий император Август, разгромили Брута, победители начали награждать своих ветеранов земельными наделами в северной Италии. Конфискации подверглись поддержавшие Брута кремонцы, а также их соседи - мантуанцы.
Имение, унаследованное Вергилием от отца, оказалось в опасности. Неясно, однако, было ли оно конфисковано, но затем благодаря вмешательству влиятельных друзей возвращено, или Вергилий навсегда лишился своего родового поместья, получив в качестве компенсации земельные владения в другом месте. Как бы то ни было, будущему поэту пришлось изрядно поволноваться.
Отвращение к гражданским междоусобицам, склонность к эпикурейской философии, но главным образом психология выходца из деревни развили у Вергилия расположение к мирной жизни, тихой и спокойной, вдали от города и политики. Отныне большую часть времени он проводил в Кампании, в окрестностях Неаполя, лишь изредка наезжая в Рим.
В 28-летнем возрасте он приступил к созданию своего первого значительного произведения «Буколики» (Buco1ica), которое завершил через 3 года. В это время он сдружился с римским государственным деятелем и полководцем Гаем Азинием Поллионом. В числе друзей Вергилия - автор любовных элегий Гай Корнелий Галл, эпический поэт Луций Варий Руф, критик Марк Плотий Тукка. В 38 г. до н. э. Вергилий вошел в кружок Гая Мецената, богатого покровителя молодых поэтов. В том же году он представил Меценату Квинта Горация Флакка. Позже к ним присоединился поэт Секст Проперций. По совету Мецената Вергилий пишет «Георгики» (Georgica), поэму о сельском хозяйстве, восстановление которого являлось одним из главных направлений экономической политики Октавиана. Работа над поэмой заняла 7 лет. Это были годы, когда в войнах сначала против Секста Помпея, младшего сына Помпея Великого, затем против Гая Антония Октавиан закладывал основы своего будущего военного и политического господства. Когда весной 29 г. до н. э. после победоносной военной кампании на Востоке Октавиан с триумфом вернулся в Италию, поэма была завершена, и он слушал ее в исполнении автора.
Уже тогда Вергилий вынашивал план своего нового произведения эпической поэмы «Энеида» (Aeneis). О своем намерении написать эпос, прославляющий Октавиана, он заявил давно, но к осуществлению этого замысла приступил лишь в 28 г. до н. э. Август с особым интересом следил, как продвигалась работа над поэмой, с отдельными частями которой Вергилий время от времени знакомил друзей. Проперций, прослушав несколько отрывков, объявил, что рождается нечто «более великое, чем «Илиада»»
В 19 г. до н. э. Вергилий отправился в Грецию, чтобы ознакомиться с местом действия своей поэмы. Поэт собирался прожить в Греции 3 года и там завершить «Энеиду». Однако в Афинах Вергилий заболел и вернулся в Италию. Вскоре, 21 сентября 19 г. до н. э., он умер.
Перед смертью поэт завещал своим друзьям Варию Руфу и Плотию Тукке сжечь рукопись «Энеиды», в которую он не успел внести последние исправления. Однако вопреки желанию автора она была издана. Август не позволил уничтожить почти завершенное произведение, и сам позаботился о его публикации. По приказу принцепса в текст были внесены только самые необходимые поправки. «Энеида» была опубликована в том виде, в каком ее оставил Вергилий: в ней имеются начатые и неоконченные стихи (58 полустиший), вследствие чего можно предположить, что поэма не имеет окончательной отделки не только самого Вергилия, но и кого-либо другого.
Как уже отмечалось, первое крупное произведение, принадлежащее перу Вергилия - «Буколики» (Bucolica). Оно известно также под названием «Эклоги» «Избранные стихотворения». Название «Буколики» говорит о том, что действие отдельных стихотворений разворачивается на идиллическом фоне и посвящено жизни пастухов. Второе название, «Эклоги», подчеркивает фрагментарный, как бы случайный характер этого произведения.
Образцом для «Буколик» послужили «Идиллии» сиракузца Феокрита, греческого поэта, жившего в III в. до н.э. Об этом говорит сам Вергилий. В 4-й эклоге он обращается к «сицилийским Музам», а в первых стихах 6-й эклоги прямо указывает на то, что его муза пела «сиракузским стихом». Близость Вергилия к Феокриту обнаруживается по меньшей мере в восьми из десяти стихотворений, составляющих «Буколики».
В Греции, благодаря Феокриту, буколическая поэзия становится не только равноправным, но и модным литературным жанром. В Риме сборник феокритовских «Идиллий» появился в 1 в. до н. э. Вергилий, вне всякого сомнения, располагал этим сборником.
Отголоски поэзии Феокрита в эклогах Вергилия - нечто большее, чем дань памяти о греческом предшественнике. Иногда Вергилий близко воспроизводит его темы, но развивает их в манере, отличной от греческого образца(например, смерть Дафниса в 5-й эклоге или сцена любовной магии в 8-й эклоге). Часто он соединяет в одной эклоге темы, мотивы и отдельные стихи, заимствованные из разных идиллиЙ Феокрита. Иногда, наоборот, в разных эклогах Вергилия мы обнаруживаем элементы, извлеченные из какой-то одной феокритовской идиллии. Так, отзвуки 12-й идиллии о Циклопе мы находим в разных эклогах, особенно во 2-й и в 3-й. Нередко это даже не темы или мотивы, а одиночные строки, иной раз целые группы стихов, более или менее свободно переданные римским поэтом.
Отношение Вергилия к литературному наследию Феокрита - исключительно творческое. Даже в тех случаях, когда некоторые его стихи могут рассматриваться как буквальный перевод с греческого, Вергилий никогда не превращается в заурядного переводчика, феокритовские строки получают у него неизменно новое звучание.
refdb.ru
Государственные должности в древнем риме назывались
Магистратами (или магистратурами) в Древнем Риме назывались как государственные должности, так и лица, их занимавшие.
Магистратуры делились на несколько категорий по четким признакам.
Существовали ординарные (обыкновенные) магистратуры и чрезвычайные (экстраординарные).
К первым относились консулы, цензоры, преторы, народные трибуны, квесторы, курульные и плебейские эдилы и члены постоянных комиссий.
Ко вторым – интеррексы, диктаторы и их начальники конницы, децемвиры, военные трибуны с консульской властью, триумвиры для устройства государства, а также члены различных чрезвычайных комиссий.
Высшие магистраты обладали империем, т.е. высшей государственной властью (cum imperio). Империем обладали консулы, диктаторы, преторы, децемвиры, военные трибуны с консульской властью и триумвиры. Зримыми символами империя служили розги и топоры, носимые ликторами, которые сопровождали соответствующих магистратов. Они означали право магистратов приказывать, наказывать и казнить.
К высшим магистратурам относились также цензоры (но без империя), а позднее к ним стали относиться и народные трибуны (с ограниченным империем).
Кроме того, высшие магистраты могли проводить большие ауспиции, в то время как остальные – только малые ауспиции.
Были еще курульные магистратуры. За обладателем такой магистратуры повсюду носилось курульное кресло, и считалось, что только сидя на нем он мог творить суд и расправу, принимать прошения и пр.
Курульное кресло представляло собой складной стул без спинки, а на его изготовление часто шли такие ценные материалы, как слоновая кость, мрамор, бронза и ценные породы дерева. Юлию Цезарю сенат преподнес даже золотое курульное кресло.
К числу курульных магистратур относились консулы, диктаторы (а иногда и их начальники конницы), преторы, децемвиры, военные трибуны с консульской властью, триумвиры, цензоры и курульные эдилы.
Все магистратуры имели множество сходных черт.
Так все магистратуры, кроме интеррекса, диктатора и его начальника конницы избирались на народных собраниях.
Все ординарные магистратуры, кроме цензоров, избирались на годичный срок. Срок цензуры был определен в 18 месяцев.
Магистратуры были почестями, а потому и жалованье им было не положено. Правда, все представительские расходы магистратов государство оплачивало.
Подавляющее большинство магистратур носило коллегиальный характер, и любой член соответствующей коллегии имел право опротестовать действия своих коллег (произвести интерцессию), что останавливало все дело.
Все магистраты, кроме диктаторов, цензоров и народных трибунов, несли ответственность за свои должностные поступки. Высшие магистраты – после окончания срока своих полномочий, а низших могли привлечь к ответственности даже до истечения этого срока.
В сфере своих полномочий магистраты могли издавать обязательные постановления (эдикты), созывать народные собрания, вносить предложения в сенат, арестовывать и/или штрафовать провинившихся, проводить гадания и т.п.
Помимо этого, высшие магистраты в силу имевшегося у них империя располагали высшей властью в военных делах и в вопросах юрисдикции.
В рамках своих полномочий власть магистрата законом почти не ограничивалась, и в течение срока службы он был несменяемым.
Привлечение действующего магистрата к суду было возможно лишь в исключительных случаях. Ведь, находясь у власти, магистрат по отношению к народу был не слугой (minister), а господином или высшим (magister, magistratus).
Да этого, собственно говоря, и не требовалось, так как существовали достаточно мощные рычаги против злоупотреблений магистрата. Одно только право интерцессии со стороны его коллег чего стоило! А ведь после окончания срока действия своих полномочий магистрат должен был дать отчет о своей деятельности, и его могли привлечь к ответственности за все совершенные им упущения и нарушения закона.
Да, магистраты могли штрафовать граждан за нарушения законов и постановлений, но размеры штрафов были ограничены соответствующими законами. В случае вопиющей несправедливости со стороны магистрата гражданин имел право обратиться непосредственно к народу (provocatio ad populum).
Кандидат на занятие какой-либо магистратуры должен был лично заявить о своих притязаниях. Он должен был обладать всей полнотой гражданских прав и иметь определенный возраст, однако нам достоверно не известны эти ограничения. Кроме того, во времена поздней Республики сенат позволял кандидатам занимать должности и ранее установленного возраста.
Существовал определенный порядок для занятия ординарных магистратур: квестор, плебейский трибун (это была необязательная должность), курульный эдил, претор, консул, цензор. Между занятием должностей должен был пройти какой-то срок. Вторичное занятие той же должности допускалось только через определенный срок. Но постановления сената часто позволяли кандидатам пропускать некоторые ступени в этой иерархии, уменьшать или вовсе отменять сроки между должностями и при вторичном замещении одной и той же магистратуры.
Но получить свою магистратуру претендент мог только после успешно проведенных ауспиций. В противном случае его объявляли «неправильно избранным» и не допускали к занятию должности.
В эпоху ранней Республики магистратуры замещались с мартовских ид, а с 154 года до Р.Х. обыкновенные магистратуры стали замещаться с январских календ, так что конец года становился и концом магистратуры.
Занятие чрезвычайных магистратур было не связано с определенным временем года и обычно не должно было превышать шести месяцев. Чаще всего такая магистратура предоставлялась для выполнения какого-либо поручения, и по окончании этого дела магистрат должен был сложить свои полномочия.
Перед вступлением в должность магистрат приносил присягу римскому народу. Аналогичную присягу он приносил и по окончании своей службы.
Как я уже говорил, занятие магистратуры было несовместимо с получением жалованья, но государство оплачивало все их представительские расходы. При замещении должности вне города государственная казна предоставляла магистрату полную экипировку и средства передвижения, оплачивала средства для оплаты прислуги и конвоя. Часто выделялись и суточные, но оплата квартирных и продовольственных расходов полностью ложились на население провинций.
Перейдем теперь к характеристике отдельных магистратур.
Именами консулов обычно обозначался год: «В консульство N и M».
Как я уже писал, выборы консулов происходили в центуриатных комициях под председательством одного из консулов или диктатора. Если никого из них в городе не было, то выбирался интеррекс, о котором я уже писал раньше.
Оба консула должны были выбираться в один и тот же день. Если по каким-либо причинам этого не происходило и избирался только один консул, то новый консул должен был провести выборы своего товарища в самое ближайшее время.
В день вступления новых консулов в свою должность происходило торжественное шествие к Капитолию, где в жертву Юпитеру приносили белого быка. Там же происходило и заседание сената.
Первоначально консулы выбирались исключительно из патрициев, но с 366 до Р.Х. года было разрешено одну из должностей занимать плебею, а уже с 342 до Р.Х. года один из консулов должен был обязательно происходить из плебейского рода. Был даже случай, когда в 172 году до Р.Х. оба выбранных консула принадлежали к плебейским родам.
Оба консула обладали и военной и гражданской властью, но должностная власть консулов была совершенно одинаковой, и каждый из них имел право интерцессии на действия товарища, поэтому им приходилось действовать в согласии друг с другом [или бездействовать]. Особенно важным это было в гражданских вопросах.
www.krepkoeradi.ru
2.3. Государственные должности и замещения. Становление государства в Древнем Риме
Похожие главы из других работ:
Военные министры России (1802-2006 гг.): сравнительный анализ состава и деятельности
Срок пребывания в должности
Военные министры Российской империи Временного правительства Советской России - СССР Российской Федерации от 1 мес...
Государственные архивы Латвии и Литвы
1. Государственные архивы Латвии
Главным архивом Латвии является Национальный архив Латвии...
Государственные архивы Латвии и Литвы
2. Государственные архивы Литвы
государственный исторический архив литва В Литве действуют следующие государственные архивы: 1) Литовский государственный исторический архив...
Исторический аспект введения нового государственного праздника в России
1. Государственные праздники России
...
История внутренней политики российского правительства в белорусских губерниях в первой половине XIX века
Общественные и государственные институты Спарты (по трудам Плутарха и Аристотеля)
2.2 Институт царской власти. Военные должности
Одним из влиятельных политических учреждений Спарты был институт царской власти. В Спарте правили два царя, принадлежавшие к двум династиям - Агиадов и Эврипонтидов. Происхождение этих династий восходит к глубокой древности...
Политические институты майя
1.1 Государственные образования Майя
За всю свою продолжительную историю майя так и не создали сколько-нибудь крупных централизованных государственных образований, сопоставимых, скажем, с Египтом времен Нового царства...
Развитие российского парламентаризма в начале XX века
§ 2 I и II Государственные думы и их программы
I Государственная дума избиралась на основе избирательного закона 11 декабря 1905 г. Право голоса получило 25 млн. человек. В выборах не участвовали батраки, женщины, солдаты, матросы, учащиеся, рабочие, занятые на мелких предприятиях...
Роль Бисмарка в объединении Германии
1.2 Бисмарк в должности министр-президента Пруссии
В 1862 году Бисмарка направили посланником ко двору Наполеона III во Францию. Но он был отозван королём Вильгельмом I для решения вопроса противоречий о военных ассигнованиях, обсуждаемом в нижней палате парламента. Осенью этого же года...
Роль личности Цезаря в истории Древнего Рима
1.2 Республиканские должности Цезаря
Всегда и повсюду Цезарь не устаёт напоминать о своих демократических убеждениях, связи с Гаем Марием и нелюбви к аристократам. Особенно ярко это видно в речи Цезаря на похоронах своей тетки, вдовы Мария, объявленного Суллой врагом отечества...
Система коллежского делопроизводства
1. Государственные учреждения в XVIII в.
...
Система коллежского делопроизводства
1.2 Местные государственные учреждения
В условиях усиления классовой борьбы старая система местных учреждений и должностных лиц с отсутствием единообразия в территориальном делении и органах управления, неопределенностью функций перестала удовлетворять господствующий класс...
Софья Палеолог и Иван III
10. Дела семейные и государственные
18 апреля 1474 Софья родила первую (быстро умершую) дочь Анну, затем еще одну дочь (также умершую столь быстро, что ее не успели окрестить). Разочарования в семейной жизни компенсировались активностью во внедомашних делах...
Социально-экономическое развитие России во второй половине XVII века
1.4 Государственные финансы
С образованием Русского централизованного государства была создана единая денежная система (реформа 1535 г.). С этого времени началась чеканка новой общегосударственной монеты - новгородки, или копейки, и московки-новгородки...
Существенные изменения земельной политики в период царствования Петра I
Государственные крестьяне и однодворцы
Категория государственных, или казенных крестьян появилась в итоге осуществления податной реформы 1723 г. в результате объединения разных групп лично свободного крестьянства (черносошных, ясачных и т. д.). Предположительно...