История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Дубоссарский индустриальный техникум. Древняя русь история кратко


КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ,

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ,

Образование Киевской Руси (839-878 гг.)

Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде .

По работам Д.И. Иловайского и Г.В.Вернадского, а так же и других историков 19-21 веков.

Тематическая компоновка интернет-версий авторских работ А.Романченко.

Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги

Все мы, изучая историю нашей Родины, начинали обычно со страниц, повествующих о призвании варяжских князей во главе с Рюриком на Русскую землю, о походе Олега на Царьград и т.д. А что было до этого? Откуда возникло племя славян и руссов, неожиданно явившееся в IX веке на гигантских пространствах от Адриатического моря до Волги? Основываясь на анализе античных документов и археологических открытий,

Д.И. Иловайский выступил с утверждением, что ещё в доисторический период существовало три Руси: Днепровская (Русь),

Новгородская (Славия) и

Славия (Салау) на карте Идриси (во втором кружке слева). Черное и Азовское моря сверху.

Тмутараканская (Таманская).

В своё время славян и Русь оттеснили с Юга и из многих западных земель римляне и их потомки, дикие кочевники, татары... Поэтому, укрепляя свои границы и государственность в XVII и XVIII веках, Русь лишь возвращалась на свои исконные земли - Кубань, Приазовье и Причерноморье, Крым, устье Невы, Двину...

Из предисловия к книге Д.И. Иловайского "История России. Начало Руси."

Д.И. Иловайский (1832 - 1920 гг.) "История России. Начало Руси." 1996 г

Поколение за поколением мы с детства привыкли повторять басню о призвании Варягов как непреложный факт и отнимать у наших предков славу создания своего государства, которое, по летописному выражению , они "стяжали великим потом и великими трудами". Мы так долго твердили сказание о Варягах, что совершенно сжились с ним. Мы ощущаем даже некоторое довольство тем, что история наша, не так как у других народов, имевших мифические времена, начинается известным годом, известным событием и таким ещё оригинальным событием, как трогательная федерация славянских и чудских народов, отправляющая посольство за море!

Правда задняя мысль на счёт неспособности наших предков к организации несколько омрачает это довольство.

Приведу столь известные слова русской начальной летописи под 862 годом:

И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренные жители в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Повесть Временных лет (пер. О.В. Творогова)

После нескольких трудов по нашей летописи (Погодина, Сухомлинова, Оболенского, Бестужева-Рюмина и др.) нет сомнения, что так называемая Несторова летопись в том виде, в каком она дошла до нас, есть собственно летописный свод, который нарастал постепенно и подвергался разным редакциям. Списатели не всегда довольствовались буквальным воспроизведением оригинала, но часто прилагали и свою долю авторства; одно сокращали, другое распространяли, подновляли язык, вставляли от себя рассуждения, толкования и даже целые эпизоды. Не нужно при этом упускать из виду также и простые ошибки, описки, недоразумения и пр. Приведу известные слова мниха Лаврентия: " оже ся где буду описал, или переписал, или не дописал, чтите исправливая Бога деля, а не кляните".

Вот почему получилось такое разнообразие списков, что нельзя найти двух экземпляров совершенно сходных между собой. Летописный свод дошёл до нас в списках, которые не восходят ранее второй половины XIV века; от Киевского периода не сохранилось рукописи ни одного летописного сборника. "Се повести времянных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити" - вот какими словами начинается наша летопись. Тут говорится о Киеве, а не о Новгороде. Положительные хронологические данные также относят начало нашей истории к Киеву. Первый достоверный факт, внесённый в нашу летопись со слов византийцев, это нападение Руси на Константинополь в 864-865 гг., в царствование императора Михаила.

Вот слова нашей летописи: "Наченшю Михаилу царствовати, начася прозываться Руска земля". Норманнская теория придала им тот смысл, будто именно с этого времени наше отечество стало называться Русью. Но внутренний, действительный смысл, согласный с положительными событиями, тот, что в царствование Михаила имя Руси впервые делается известным, собственно впервые обращает на себя внимание, вследствие нападения Руссов на Константинополь. Может быть, наш летописец или его списатель и сам думал, что с тех пор Русь стала называться Русью. Заблуждение весьма естественное, и невозможно переносить требования нашего времени к русским грамотным людям той эпохи, то есть ожидать от них эрудиции и критики своих источников. Например, могли ли они, читая византийцев, под именами Скифов, Сарматов и т.п. узнавать в них свою Русь?

"Отселе почнем и числа положим" - продолжает наша летопись. "А от перваго лета Михаилова до перваго лета Олгова, Русскаго князя, лет 29; а от перваго лета Олгова, понеже седе в Киеве, до перваго лета Игорева лет 31; а от перваго лета Игорева до перваго лета Святославля лет 33" и т.д. В этом хронологическом перечне, начало Руси ведётся не от призвания Варягов, а от той эпохи, когда Русь явно, положительно отмечена византийскими историками. Затем хронист прямо переходит к Олегу. Где же Рюрик? Почему такое замечательное лицо, родоначальник Русских князей не получил места в этой хронологии? Возможно только одно объяснение, а именно: легенда о Рюрике и вообще о призвании князей занесена в летописный свод, чтобы дать какое-нибудь начало русской истории, и занесена первоначально без года; а в последствии искусственно приурочена к 862 году.

Согласно«Повести временных лет», придя на Русь, Рюрик обосновался на Ладоге,

в то время как Синеус взял себе в подчинение Белоозеро,

а Трувор – Изборск.

Мы видели, что предполагаемых братьев Рюрика, вероятно, не существовало, но, скорее всего, он посадил кого-то из своих родственников или последователей в других городах в качестве своих наместников или вассалов. Проведя большую часть своей жизни на западе, Рюрик, должно быть, хорошо был знаком с зарождающейся феодальной системой и, видимо, был готов приложить ее принципы к своим новым владениям на Руси. Под этим углом зрения привлекает внимание утверждение Иоакимовой летописи, касающееся организации Северной Руси под властью Рюрика, известное нам в резюме Татищева. По Татищеву, «Рюрик насадил во всех городах князей либо варяжского, либо славянского происхождения, а сам был известен как князь великий, что равнозначно греческим титулам „архикратор“ или „басилевс“, а те князья были его вассалами». Греческие титулы, конечно, здесь не относятся к делу, поскольку представления Рюрика о сюзеренитете копировались в соответствии со стандартами Западной империи, с которыми он был хорошо знаком. Можно сравнить утверждения Татищева и «Повести временных лет». Согласно последней, братья Рюрика, Синеус и Трувор, умерли через два года после прибытия на Русь. После их смерти Рюрик с Ладоги перебрался в Новгород и построил там замок. «И прия власть Рюрик, и раздоя мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Бело-озеро. И по тем городом суть находници варязи». Занятый организацией своего нового царства, Рюрик, видимо, не замышлял никакой кампании на юг.И все же, в надежде на то, чтобы способствовать проведению такой кампании,старая колония русов в Старой Русе позвала Рюрика в Новгород. Они, вероятно, решили теперь попытаться пробить себе путь на юг без помощи Рюрика. С этой точки зрения мы можем подойти к рассказу летописца о походе Аскольда на Киев. В начале повествования читаем следующее: «И бяста у него два мужа (Аскольд и Дир), не племени его, но боярина, и та испросистася ко Царю-городу с родом своим. И поидоста по Днепру...». Очевидно, что инициатива в этом деле принадлежала не Рюрику, а самим двум боярам. Слова «не племени его», видимо, следует понимать в значении «не из его фрисландской свиты». Они отправились «с родом своим», то есть с членами старо-русской (шведской) колонии. По утверждению летописца, целью Аскольда был Константинополь, но это звучит скорее как собственный комментарий летописца, а не запись факта. Трудно допустить, что в те времена какой-либо новгородец мог думать о кампании против Константинополя.

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград.Радзивилловская летопись. Миниатюра.

Рассказ представляет из себя легенду, которая, вероятно, сохраняет отзвук реальных исторических деталей. Что касается хазарской дани, мы уже видели, что скорее всего, дань для хазар собиралась мадьярским воеводой Оломом. Возможно, Аскольд и Дир правили Киевом от имени Олома. Когда позднее Олег захватил Киев, он сказал Аскольду и Диру: «Вы не князья, и не княжеского рода», - и его слова следует понимать в том смысле, что Аскольд и Дир не считались независимыми правителями, а, скорее, чьими-то заместителями. Но если так, то чьими же? После того, как они были убиты по приказу Олега, их тела принесли ко дворцу Олома на Угорской горе.

Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра изРадзивилловской летописи (XV век).

Почему? Очевидно, потому что они правили от имени Олома из его дворца, который служил резиденцией правителя. Под датой 6374 (866 г. н.э.) в «Повести временных лет» записано, что Аскольд и Дир предприняли кампанию против Константинополя. Из византийских источников мы знаем, что первое русское нападение на Константинополь было в 860, а не в 866 г.. Поэтому нам следует считать, что во фрагменте из «Повести временных лет» допущена хронологическая ошибка на шесть лет. Что касается самой кампании, мы не думаем, что у Аскольда и Дира была достаточно большая армия, чтобы предпринять этот поход самостоятельно. У мадьяр, даже если мы предположим, что они согласились пропустить русов через Нижнеднепровский регион, не было кораблей, и они не знали, как вести войну на море, поэтому они не могли оказать какую-то реальную поддержку. Ожидать помощи можно былотолько от Русского каганата в Приазовье. Должно быть, кампания была предпринята совместными усилиями Аскольда и Дира и Русского каганата. Видимо, тмутараканский каган взял на себя инициативу в этом деле. Во всяком случае, установление связи с Тмутараканским каганатом, как мы предположили выше,

Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие

было изначальной целью Аскольда, и, вероятно, он отправил посланников в Тмутаракань вскоре после прибытия в Киев. От Киева до Азовского побережья можно было добраться на кораблях, используя степные реки и волоки. Одним из таких речных путей был путь вверх по реке Орлу (притоку Днепра), а от его верховьев волоком к притокам Донца, а затем вниз по Донцу и Дону. Однако, этот путь преграждали хазары. Поэтому, скорее всего, был использован другой путь: вверх по Самаре (южному притоку Днепра) и ее притоку Волчьей, затем волоком к Кальмиусу, а по нему – к Азовскому морю. О положении в Русском каганате тех лет сведений мало. Как мы видели, посланникам из каганата, которые прибыли в Константинополь в 838 г., не было дозволено возвратиться, и они были посланы в Германию. Мы не знаем, удалось ли им вернуться в Тмутаракань по окружному пути – из Ингельхейма в Новгород и так далее. Во всяком случае, задержание посланников византийским императором означало разрыв дипломатических отношений между Русским каганатом и Византией, и, возможно, это стало причиной русского набега на Амастрис в 840 г. (или около того),

если мы допустим, что такой набег действительно имел место. Нет никаких свидетельств о дальнейших действиях русских на Черном море между 840 и 860 г. В то время как предполагаемый набег 840 г. был направлен на Малую Азию, в 860 г. русы решили ударить по самому Константинополю. Представляется, чтокампания 860 г. была хорошо подготовлена, и для нее

было выбрано подходящее время. Империя в это время находилась в самом разгаре войны с арабами. В 859 г. последние нанесли византийским войскам сокрушительное поражение, и самому императору едва удалось избежать пленения. Начиная с ранней весны 860 г. империя занялась интенсивной подготовкой армии к новой кампании против арабов, и в начале июня император и его помощник, куропалат Бардас, повели византийскую армию в Малую Азию. Именно такого случая и ожидали русские, чтобы напасть на Константинополь. Неизвестно, какой путь русские выбрали, чтобы доставить свой флот из Киммерийского Босфора (Керченский пролив) во Фракийский Босфор (Босфорский пролив). Несомненно, византийцы были застигнуты врасплох, не имея и мысли о приближении русских, пока их корабли не появились в Босфорском проливе. С другой стороны, столь же очевидно, что византийский флот наблюдал как за крымской береговой линией, так и за побережьем Малой Азии, чтобыне допустить каких-либо активных действий русских, особенно после набега на Амастрис в 840 г. Поэтому, мы вправе думать, что русские появились с той стороны, с какой византийцы их никак не ожидали. Возможно, они использовали окружной путь через Азовское море и Северную Таврию к устью Днепра; то есть, сначала они переплыли Азовское море, а затем от его северного побережья направились вверх по реке Берде и вниз по реке Конской, притоку Днепра. Вполне возможно, что в районе лагуны, образованной при впадении Конской в Днепр, ниже современного города Запорожье, экспедиционные войска Русского каганата воссоединились с отрядом Аскольда и Дира, идущим из Киева. Объединенная флотилия русских кораблей, должно быть, затем пошла вниз по Конской и нижнему Днепру в Черное море, а по нему направилась прямо на юг к Босфору. 18 июня 860 г. соединенный русский флот, состоящий из двухсот кораблей,

The Rus under the walls of Tsargrad. Detail from a medieval Russian icon.

Дата Место Причина Итог Изменения ПротивникиКомандующиеСилы сторон
Русы под стенами Константинополя.
18 июня 860 года
Константинополь, Византия
грабительский набег[1]
русы отступили
нет

неизвестно

200-360 кораблейдо 8 тыс. воинов

появился перед стенами Константинополя. Как власти, так и население пришли в полное замешательство. Если бы русские сразу же пошли на штурм города, они, вероятнее всего, захватили бы его, не встретив сопротивления со стороны жителей. Но вместо того они начали грабить дворцы и монастыри перед стенами города. Между тем патриарх Фотий сплотил население и спешно сформировал народное ополчение для защиты города.Был направлен посланник в императорскую ставку в Малой Азии с сообщением о критическом положении столицы. Чотбы поднять дух народа, Фотий организовал религиозную процессию к Набережной-Золотого Рога, внутренней бухты Константинополя. Святая реликвия, известная как плащаница Святой девы, была опущена в воду, после чего, согласно преданию, разразился шторм, разметавший русские корабли.

Чудесное спасение Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из церкви Ризоположения в Московском Кремле. 1644 год

Сам Фотий, однако, сказал в одной из своих проповедей, что русские начали отступать еще перед штормом. На какое-то время они еще задержались в ближних водах, где вскоре были атакованы византийским флотом, посланным императором, который сам также поспешил обратно в столицу с сухопутными войсками. Русские, несомненно, понесли большие потери, и лишь немногим кораблям удалось спастись бегством.

В целой исторической литературе наверно ни одной легенде не посчастливилось как той, которую я привёл выше. В течение нескольких столетий ей верили и повторяли её на тысячу ладов. Целый ряд почтенных тружеников науки потратил много учёности и таланту на то, чтобы объяснить, обставить эту легенду и утвердить её на исторических основаниях; напомню уважаемые имена Байера, Струбе, Миллера, Тунмана, Стриттера, Шлецера, Лерберга, Круга, Френа, Буткова, Погодина и Куника. Напрасно являлись им некоторые противники и с большим или меньшим остроумием возражали на их положения; это: Ломоносов, Татищев, Эверс, Нейман, Венелин, Каченовский, Морошкин, Савельев, Надеждин, Максимович и др. В области русской историографии поле оставалось доселе за системой скандинавоманов; назову труды Карамзина, Полевого, Устрялова, Германа, Соловьёва. Не говорю о трудах более дробных, трактующих о норманнском периоде и о скандинавском влиянии на русскую жизнь. Что касается до западной литературы, там скандинавская система царит без всякой оппозиции; так что, если речь заходит о Русском государстве, о начале русской национальности, то они неизбежно связываются с призванием Варягов. Уже одно то обстоятельство, что в среде учёных-историков и любителей истории никогда не прекращались сомнения в истине скандинавской теории и возражения против неё, указывает на её недостаточную убедительность, на присутствие в ней натяжек и противоречий, на её искусственное построение. И действительно, чем глубже вникаешь в этот вопрос, тем более выступают наружу натяжки и противоречия норманнской системы. Если она удерживает до сих пор господствующее положение, то главным образом благодаря своей наружной стройности, своему положительному тону и относительному единству своих защитников; между тем как противники наносили ей удары в рассыпную, поражали некоторые отдельные доказательства; но мало трогали самую существенную её основу. Этой основой является вышеприведённая легенда о призвании князей. Противники норманистов по большей части верили в призвание или вообще в пришествие князей, сводили вопрос к тому, откуда пришли эти князья, и по этому поводу строили системы ещё менее вероятные, чем скандинавская.

Главные основания на которых держится Скандинавская система:

Попробую показать несостоятельность норманнской системы по всем вышеперечисленным пунктам.

Источники:

http://statehistory.ru/books/Vernadskij_Drevnyaya-Rus/69

http://avko1.narod.ru/index.htm

nethistory.su

Шпаргалки по истории России - кратко

История России – предмет, полный многочисленных фактов и разнообразной информации. Порой школьникам и студентам не только не хватает времени на его изучение, запоминание дат, но и на поиск информации, ведь источников для изучения истории России великое множество. На данном ресурсе история России кратко и доступно излагается в виде шпаргалок, что помогает многим быстро изучить историю страны, освежить ее в памяти или просто успешно сдать экзамены. Мы предлагаем вам воспользоваться нашими шпаргалками по истории России, в которых вся история России кратко и информативно отражает основные факты и важные исторические события страны.

Краткое содержание истории России начинается с древних времен, особенностей жизни древних славян, образования и развития Древнерусского государства (IX – XII вв.). В XII – XIII вв. на Руси был период раздробленности, происходит распад Руси на отдельные княжества и борьба между княжескими династиями за Киев. Важным событием на Руси было принятие христианства, о чем кратко можно узнать в разделе о культуре на Руси в X – XII вв., XIII в. в истории Руси ознаменован иностранными нашествиями, в том числе Русь оказалась под игом Золотой Орды.

Однако, во второй половине XV – начале XVI вв. происходит образование Русского централизованного государства, хотя экономические предпосылки для этого и не были сформированы до конца, происходит это благодаря Ивану III. Важным периодом в истории Руси является правление Ивана IV (1533-1584гг.), тогда было принято множество реформ, которые были проведены Избранной радой, Россия терпела неудачи в Ливонской войне, Иван IV также положил начало крепостному праву, отменив Юрьев день. Период правления царя привел к Смутному времени (XVII в.), которое характеризуется неоднозначностью власти, умер Борис Годунов и на престол взошел Лжедмитрий I, обзаведшийся поддержкой поляков и казаков и вторгшийся с их помощью в Москву. Его убили недовольные бояре, после чего на престол взошел Василий Шуйсткий, который также правил недолго,  в период его правления произошло восстание Болотникова, после которого на политической арене возник Лжедмитрий II. После власть на Руси возглавили бояре, этот период был ознаменован Семибоярщиной, в итоге в 1613г.

Земский собор выбрал царем Михаила Романова, в период правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича ознаменовался рядом восстаний, в том числе произошел известные Соляной бунт и Медный бунт. Кроме того, в стране начинается специализация и возникновение мануфактур, начинается освоение Сибири. В 1670г. началась война под руководством Степана Разина, которая не увенчалась успехом для крестьян. Также произошли многочисленные церковные реформы, которые провел патриарх Никон. Дальнейший период в истории России относится к правлению Петра I, который провел многочисленные реформы. Также Петр положил развитие культурной жизни в России XVIII в.

После кончины Петра I произошли дворцовые перевороты, в результате которых увеличилась роль дворянства. В 1741-1743 гг. произошла русско-шведская война, в результате которой России удалось расширить территории, также в 1740-х годах Европейские страны признали за российскими монархами императорский титул. В 1756г., при правление Елизаветы Россия вступает в Семилетнюю войну, поддерживая Австрию и Францию. В 1768-1774 г. произошла русско-турецкая война. Время правления Екатерины II считается «золотым» веком дворянства, его усилившаяся роль в стране привела к недовольству народа и ряду восстаний. Чумной бунт, вспыхнувший в 1771г., 1772г. – восстание казаков в Яицком городке, и, наконец, крестьянская война во главе с Емельяном Пугачевым, выдававшем себя за Петра III.

Дальнейшим правителем в России стал Павел I, который с одной стороны старался облегчить положение народа, а с другой усиливал цензуру и проводил репрессии. Следующий монарх, Александр I, также провел многочисленные реформы, но крестьянский вопрос, остро стоявший уже долгое время, так и не был решен. Также при Александре I произошел конфликт с Францией и Отечественная война 1812г. В 1825г. происходит восстание декабристов в Петербурге и на Украине. Николай I также провел многочисленные реформы, пытался уменьшить власть дворянства, но и пресекал все волнения в народе. При Николае I также произошла русско-иранская война, он активно участвовал во внешних конфликтах, а в 1853г. началась Крымская война.

XIX в. ознаменовался промышленным переворотом и отменой крепостного права, также были проведены и другие либеральные реформы. При Александре II активно росла роль общественных движений. В XX в. Была проведена известная денежная реформа С.Ю. Витте, также был ряд революционных восстаний, возникли первые революционные партии. Революция 1905-1907гг. привела к позитивным итогам в смысле децентрализации власти, появилась Дума. Культуру XX в. традиционно называют «серебряным веком». В 1914-1918 гг. Россия была вовлечена в Первую Мировую войну, а 1918-1921 гг. в России произошла гражданская война. После этого настал период Новой Экономической Политики, а после распада Российской империи был образован СССР. После распада СССР началось новейшее время Российской истории.

historykratko.com

Краткая история древней руси,

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ,

Образование Киевской Руси (839-878 гг.)

Рюрик и варяжско-русское правление в Новгороде .

По работам Д.И. Иловайского и Г.В.Вернадского, а так же и других историков 19-21 веков.

Тематическая компоновка интернет-версий авторских работ А.Романченко.

Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги

Все мы, изучая историю нашей Родины, начинали обычно со страниц, повествующих о призвании варяжских князей во главе с Рюриком на Русскую землю, о походе Олега на Царьград и т.д. А что было до этого? Откуда возникло племя славян и руссов, неожиданно явившееся в IX веке на гигантских пространствах от Адриатического моря до Волги? Основываясь на анализе античных документов и археологических открытий,

Д.И. Иловайский выступил с утверждением, что ещё в доисторический период существовало три Руси: Днепровская (Русь),

slavicnews.ruОлег и Игорь: проблема преемственности

Новгородская (Славия) и

Славия (Салау) на карте Идриси (во втором кружке слева). Черное и Азовское моря сверху.

Тмутараканская (Таманская).

juchek-durito.livejournal.comДревняя Русь и Тмутараканскоекняжество

В своё время славян и Русь оттеснили с Юга и из многих западных земель римляне и их потомки, дикие кочевники, татары... Поэтому, укрепляя свои границы и государственность в XVII и XVIII веках, Русь лишь возвращалась на свои исконные земли - Кубань, Приазовье и Причерноморье, Крым, устье Невы, Двину...

Из предисловия к книге Д.И. Иловайского "История России. Начало Руси."

Д.И. Иловайский (1832 - 1920 гг.) "История России. Начало Руси." 1996 г

Поколение за поколением мы с детства привыкли повторять басню о призвании Варягов как непреложный факт и отнимать у наших предков славу создания своего государства, которое, по летописному выражению , они "стяжали великим потом и великими трудами". Мы так долго твердили сказание о Варягах, что совершенно сжились с ним. Мы ощущаем даже некоторое довольство тем, что история наша, не так как у других народов, имевших мифические времена, начинается известным годом, известным событием и таким ещё оригинальным событием, как трогательная федерация славянских и чудских народов, отправляющая посольство за море!

heliograph.ru 6.1. Одежда и обувь. Славяне ироссийские этносы...

Правда задняя мысль на счёт неспособности наших предков к организации несколько омрачает это довольство.

Приведу столь известные слова русской начальной летописи под 862 годом:

И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренные жители в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

Повесть Временных лет (пер. О.В. Творогова)

wiki-org.ruПризвание варягов

После нескольких трудов по нашей летописи (Погодина, Сухомлинова, Оболенского, Бестужева-Рюмина и др.) нет сомнения, что так называемая Несторова летопись в том виде, в каком она дошла до нас, есть собственно летописный свод, который нарастал постепенно и подвергался разным редакциям. Списатели не всегда довольствовались буквальным воспроизведением оригинала, но часто прилагали и свою долю авторства; одно сокращали, другое распространяли, подновляли язык, вставляли от себя рассуждения, толкования и даже целые эпизоды. Не нужно при этом упускать из виду также и простые ошибки, описки, недоразумения и пр. Приведу известные слова мниха Лаврентия: " оже ся где буду описал, или переписал, или не дописал, чтите исправливая Бога деля, а не кляните".

avko1.narod.ruКраткая история древней Руси Д.И.Иловайский (...

Вот почему получилось такое разнообразие списков, что нельзя найти двух экземпляров совершенно сходных между собой. Летописный свод дошёл до нас в списках, которые не восходят ранее второй половины XIV века; от Киевского периода не сохранилось рукописи ни одного летописного сборника. "Се повести времянных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити" - вот какими словами начинается наша летопись. Тут говорится о Киеве, а не о Новгороде. Положительные хронологические данные также относят начало нашей истории к Киеву. Первый достоверный факт, внесённый в нашу летопись со слов византийцев, это нападение Руси на Константинополь в 864-865 гг., в царствование императора Михаила.

the-submarine.ruРусско-византийская война (860)

Вот слова нашей летописи: "Наченшю Михаилу царствовати, начася прозываться Руска земля". Норманнская теория придала им тот смысл, будто именно с этого времени наше отечество стало называться Русью. Но внутренний, действительный смысл, согласный с положительными событиями, тот, что в царствование Михаила имя Руси впервые делается известным, собственно впервые обращает на себя внимание, вследствие нападения Руссов на Константинополь. Может быть, наш летописец или его списатель и сам думал, что с тех пор Русь стала называться Русью. Заблуждение весьма естественное, и невозможно переносить требования нашего времени к русским грамотным людям той эпохи, то есть ожидать от них эрудиции и критики своих источников. Например, могли ли они, читая византийцев, под именами Скифов, Сарматов и т.п. узнавать в них свою Русь?

bestlj.ruКонстантинополь конца XIX-го векаКонстантинополь...

"Отселе почнем и числа положим" - продолжает наша летопись. "А от перваго лета Михаилова до перваго лета Олгова, Русскаго князя, лет 29; а от перваго лета Олгова, понеже седе в Киеве, до перваго лета Игорева лет 31; а от перваго лета Игорева до перваго лета Святославля лет 33" и т.д. В этом хронологическом перечне, начало Руси ведётся не от призвания Варягов, а от той эпохи, когда Русь явно, положительно отмечена византийскими историками. Затем хронист прямо переходит к Олегу. Где же Рюрик? Почему такое замечательное лицо, родоначальник Русских князей не получил места в этой хронологии? Возможно только одно объяснение, а именно: легенда о Рюрике и вообще о призвании князей занесена в летописный свод, чтобы дать какое-нибудь начало русской истории, и занесена первоначально без года; а в последствии искусственно приурочена к 862 году.

Согласно«Повести временных лет», придя на Русь, Рюрик обосновался на Ладоге,

в то время как Синеус взял себе в подчинение Белоозеро,

newsvo.ruК слову - укрепления древнего городаБелоозеро...

а Трувор – Изборск.

interesnayarossiya.ruСтарый Изборск | Интересная Россия

Мы видели, что предполагаемых братьев Рюрика, вероятно, не существовало, но, скорее всего, он посадил кого-то из своих родственников или последователей в других городах в качестве своих наместников или вассалов. Проведя большую часть своей жизни на западе, Рюрик, должно быть, хорошо был знаком с зарождающейся феодальной системой и, видимо, был готов приложить ее принципы к своим новым владениям на Руси. Под этим углом зрения привлекает внимание утверждение Иоакимовой летописи, касающееся организации Северной Руси под властью Рюрика, известное нам в резюме Татищева. По Татищеву, «Рюрик насадил во всех городах князей либо варяжского, либо славянского происхождения, а сам был известен как князь великий, что равнозначно греческим титулам „архикратор“ или „басилевс“, а те князья были его вассалами». Греческие титулы, конечно, здесь не относятся к делу, поскольку представления Рюрика о сюзеренитете копировались в соответствии со стандартами Западной империи, с которыми он был хорошо знаком. Можно сравнить утверждения Татищева и «Повести временных лет». Согласно последней, братья Рюрика, Синеус и Трувор, умерли через два года после прибытия на Русь. После их смерти Рюрик с Ладоги перебрался в Новгород и построил там замок. «И прия власть Рюрик, и раздоя мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Бело-озеро. И по тем городом суть находници варязи». Занятый организацией своего нового царства, Рюрик, видимо, не замышлял никакой кампании на юг.И все же, в надежде на то, чтобы способствовать проведению такой кампании,старая колония русов в Старой Русе позвала Рюрика в Новгород. Они, вероятно, решили теперь попытаться пробить себе путь на юг без помощи Рюрика. С этой точки зрения мы можем подойти к рассказу летописца о походе Аскольда на Киев. В начале повествования читаем следующее: «И бяста у него два мужа (Аскольд и Дир), не племени его, но боярина, и та испросистася ко Царю-городу с родом своим. И поидоста по Днепру...». Очевидно, что инициатива в этом деле принадлежала не Рюрику, а самим двум боярам. Слова «не племени его», видимо, следует понимать в значении «не из его фрисландской свиты». Они отправились «с родом своим», то есть с членами старо-русской (шведской) колонии. По утверждению летописца, целью Аскольда был Константинополь, но это звучит скорее как собственный комментарий летописца, а не запись факта. Трудно допустить, что в те времена какой-либо новгородец мог думать о кампании против Константинополя.

Подробнее

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра.

Рассказ представляет из себя легенду, которая, вероятно, сохраняет отзвук реальных исторических деталей. Что касается хазарской дани, мы уже видели, что скорее всего, дань для хазар собиралась мадьярским воеводой Оломом. Возможно, Аскольд и Дир правили Киевом от имени Олома. Когда позднее Олег захватил Киев, он сказал Аскольду и Диру: «Вы не князья, и не княжеского рода», - и его слова следует понимать в том смысле, что Аскольд и Дир не считались независимыми правителями, а, скорее, чьими-то заместителями. Но если так, то чьими же? После того, как они были убиты по приказу Олега, их тела принесли ко дворцу Олома на Угорской горе.

Олег показывает маленького ИгоряАскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи ( XV век).

Почему? Очевидно, потому что они правили от имени Олома из его дворца, который служил резиденцией правителя. Под датой 6374 (866 г. н.э.) в «Повести временных лет» записано, что Аскольд и Дир предприняли кампанию против Константинополя. Из византийских источников мы знаем, что первое русское нападение на Константинополь было в 860, а не в 866 г.. Поэтому нам следует считать, что во фрагменте из «Повести временных лет» допущена хронологическая ошибка на шесть лет. Что касается самой кампании, мы не думаем, что у Аскольда и Дира была достаточно большая армия, чтобы предпринять этот поход самостоятельно. У мадьяр, даже если мы предположим, что они согласились пропустить русов через Нижнеднепровский регион, не было кораблей, и они не знали, как вести войну на море, поэтому они не могли оказать какую-то реальную поддержку. Ожидать помощи можно былотолько от Русского каганата в Приазовье. Должно быть, кампания была предпринята совместными усилиями Аскольда и Дира и Русского каганата. Видимо, тмутараканский каган взял на себя инициативу в этом деле. Во всяком случае, установление связи с Тмутараканским каганатом, как мы предположили выше,

Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие

было изначальной целью Аскольда, и, вероятно, он отправил посланников в Тмутаракань вскоре после прибытия в Киев. От Киева до Азовского побережья можно было добраться на кораблях, используя степные реки и волоки. Одним из таких речных путей был путь вверх по реке Орлу (притоку Днепра), а от его верховьев волоком к притокам Донца, а затем вниз по Донцу и Дону. Однако, этот путь преграждали хазары. Поэтому, скорее всего, был использован другой путь: вверх по Самаре (южному притоку Днепра) и ее притоку Волчьей, затем волоком к Кальмиусу, а по нему – к Азовскому морю. О положении в Русском каганате тех лет сведений мало. Как мы видели, посланникам из каганата, которые прибыли в Константинополь в 838 г., не было дозволено возвратиться, и они были посланы в Германию. Мы не знаем, удалось ли им вернуться в Тмутаракань по окружному пути – из Ингельхейма в Новгород и так далее. Во всяком случае, задержание посланников византийским императором означало разрыв дипломатических отношений между Русским каганатом и Византией, и, возможно, это стало причиной русского набега на Амастрис в 840 г. (или около того),

abouturkeytravel.comИтак, город получает название Амастрис.

если мы допустим, что такой набег действительно имел место. Нет никаких свидетельств о дальнейших действиях русских на Черном море между 840 и 860 г. В то время как предполагаемый набег 840 г. был направлен на Малую Азию, в 860 г. русы решили ударить по самому Константинополю. Представляется, чтокампания 860 г. была хорошо подготовлена, и для нее

afonit.info Патриарх Фотий и русское войско Аскольда у стен...

было выбрано подходящее время. Империя в это время находилась в самом разгаре войны с арабами. В 859 г. последние нанесли византийским войскам сокрушительное поражение, и самому императору едва удалось избежать пленения. Начиная с ранней весны 860 г. империя занялась интенсивной подготовкой армии к новой кампании против арабов, и в начале июня император и его помощник, куропалат Бардас, повели византийскую армию в Малую Азию. Именно такого случая и ожидали русские, чтобы напасть на Константинополь. Неизвестно, какой путь русские выбрали, чтобы доставить свой флот из Киммерийского Босфора (Керченский пролив) во Фракийский Босфор (Босфорский пролив). Несомненно, византийцы были застигнуты врасплох, не имея и мысли о приближении русских, пока их корабли не появились в Босфорском проливе. С другой стороны, столь же очевидно, что византийский флот наблюдал как за крымской береговой линией, так и за побережьем Малой Азии, чтобыне допустить каких-либо активных действий русских, особенно после набега на Амастрис в 840 г. Поэтому, мы вправе думать, что русские появились с той стороны, с какой византийцы их никак не ожидали. Возможно, они использовали окружной путь через Азовское море и Северную Таврию к устью Днепра; то есть, сначала они переплыли Азовское море, а затем от его северного побережья направились вверх по реке Берде и вниз по реке Конской, притоку Днепра. Вполне возможно, что в районе лагуны, образованной при впадении Конской в Днепр, ниже современного города Запорожье, экспедиционные войска Русского каганата воссоединились с отрядом Аскольда и Дира, идущим из Киева. Объединенная флотилия русских кораблей, должно быть, затем пошла вниз по Конской и нижнему Днепру в Черное море, а по нему направилась прямо на юг к Босфору. 18 июня 860 г. соединенный русский флот, состоящий из двухсот кораблей,

The Rus under the walls of Tsargrad. Detail from a medieval Russian icon.

Дата Место Причина Итог Изменения ПротивникиКомандующиеСилы сторон
Русы под стенами Константинополя.
18 июня 860 года
Константинополь, Византия
грабительский набег [1]
русы отступили
нет

неизвестно

200-360 кораблейдо 8 тыс. воинов

появился перед стенами Константинополя. Как власти, так и население пришли в полное замешательство. Если бы русские сразу же пошли на штурм города, они, вероятнее всего, захватили бы его, не встретив сопротивления со стороны жителей. Но вместо того они начали грабить дворцы и монастыри перед стенами города. Между тем патриарх Фотий сплотил население и спешно сформировал народное ополчение для защиты города.Был направлен посланник в императорскую ставку в Малой Азии с сообщением о критическом положении столицы. Чотбы поднять дух народа, Фотий организовал религиозную процессию к Набережной-Золотого Рога, внутренней бухты Константинополя. Святая реликвия, известная как плащаница Святой девы, была опущена в воду, после чего, согласно преданию, разразился шторм, разметавший русские корабли.

Чудесное спасение Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из церкви Ризоположения в Московском Кремле. 1644 год

Сам Фотий, однако, сказал в одной из своих проповедей, что русские начали отступать еще перед штормом. На какое-то время они еще задержались в ближних водах, где вскоре были атакованы византийским флотом, посланным императором, который сам также поспешил обратно в столицу с сухопутными войсками. Русские, несомненно, понесли большие потери, и лишь немногим кораблям удалось спастись бегством.

В целой исторической литературе наверно ни одной легенде не посчастливилось как той, которую я привёл выше. В течение нескольких столетий ей верили и повторяли её на тысячу ладов. Целый ряд почтенных тружеников науки потратил много учёности и таланту на то, чтобы объяснить, обставить эту легенду и утвердить её на исторических основаниях; напомню уважаемые имена Байера, Струбе, Миллера, Тунмана, Стриттера, Шлецера, Лерберга, Круга, Френа, Буткова, Погодина и Куника. Напрасно являлись им некоторые противники и с большим или меньшим остроумием возражали на их положения; это: Ломоносов, Татищев, Эверс, Нейман, Венелин, Каченовский, Морошкин, Савельев, Надеждин, Максимович и др. В области русской историографии поле оставалось доселе за системой скандинавоманов; назову труды Карамзина, Полевого, Устрялова, Германа, Соловьёва. Не говорю о трудах более дробных, трактующих о норманнском периоде и о скандинавском влиянии на русскую жизнь. Что касается до западной литературы, там скандинавская система царит без всякой оппозиции; так что, если речь заходит о Русском государстве, о начале русской национальности, то они неизбежно связываются с призванием Варягов. Уже одно то обстоятельство, что в среде учёных-историков и любителей истории никогда не прекращались сомнения в истине скандинавской теории и возражения против неё, указывает на её недостаточную убедительность, на присутствие в ней натяжек и противоречий, на её искусственное построение. И действительно, чем глубже вникаешь в этот вопрос, тем более выступают наружу натяжки и противоречия норманнской системы. Если она удерживает до сих пор господствующее положение, то главным образом благодаря своей наружной стройности, своему положительному тону и относительному единству своих защитников; между тем как противники наносили ей удары в рассыпную, поражали некоторые отдельные доказательства; но мало трогали самую существенную её основу. Этой основой является вышеприведённая легенда о призвании князей. Противники норманистов по большей части верили в призвание или вообще в пришествие князей, сводили вопрос к тому, откуда пришли эти князья, и по этому поводу строили системы ещё менее вероятные, чем скандинавская.

Главные основания на которых держится Скандинавская система:

Попробую показать несостоятельность норманнской системы по всем вышеперечисленным пунктам.

Источники:

http://statehistory.ru/books/Vernadskij_Drevnyaya-Rus/69

http://avko1.narod.ru/index.htm

hystory.mediasole.ru

Исторические повествования о древности и раннем средневековье Руси

Путь Руси к принятию христианства прошел через неудачную попытку реформировать традиционное язычество. Христианство византийского обряда стало лучшим выбором киевского князя Владимира для себя и для подданных народов.

Несмотря на мощные объективные факторы возвышения Москвы, многое зависело от мудрой и отчасти хитрой политики московских князей. Даниил Московский, его сыновья и внуки оказались более успешными политиками, чем тверские.

ryurik-smog

Твердая позиция Рюрика во власти над пригласившими его славянами и постоянное умножение числа подданных укрепили его правовую позицию. Усмирение недовольных жесткой силой сделало его самого и потомков властителями Руси.

esli-by-ryurikom-byli-vy

Рюрик, придя со своей дружиной в Ладогу, не повел себя как варвар-завоеватель. Напротив, он деликатно, не давя на болевые точки внутренних противоречий, вошел в амплуа необходимого элемента для подвластного социума.

obrazovanie-gosudarstva-u-slavyan-kratko

Формирование раннефеодальных признаков у восточных славян протекало в условиях полного господства первобытнообщинных отношений. Пережитки этих отношений еще долго мешали успешному функционированию государственной машины.

o-knyagine-olge-kratko

В истории Отечества деяния княгини Ольги неоднозначны. Свершив ужасающие акты мести за убитого мужа, она сумела установить твердый порядок сбора дани. Приняв христианство, она обозначила духовную перспективу потомкам.

o-knyaze-svyatoslave-voine-kratko

С подачи Карамзина Святослав Игоревич почитается как «Александр Македонский» древней Руси. В русской истории он остался примером чести и доблести воина. Многочисленные победы составили его блестящую воинскую славу.

Легендарный князь Олег, нареченный за причастность к волхованию «Вещим» оставил след в истории не только покорением Царьграда, но и загадкой своей смерти. Совершив немало славных дел, Олег оставил после себя много тайн.

Князь Игорь был первым русским князем, которого синхронно упоминают западные и византийские источники. Несмотря на все неурядицы правления, Игорь Старый сумел заложить основы древнерусской государственной иерархии.

Межплеменной договор восточных славян северо-западной Руси был направлен на изжитие внутренней вражды. Князь Рюрик, как представитель западнославянской аристократии сумел использовать пакт для учреждения государства.

Современные исследования о происхождении Рюрика подрывают основы норманнской теории. Князь западнославянского происхождения прибыл на землю, где уже имелся фундамент и все атрибуты средневековой государственности.

Соседями Киевской Руси были субъекты, находящиеся на различных уровнях социально-экономического развития. От развитых соседей Русь перенимала опыт, отбивалась от назойливых степняков и осваивала финно-угорский Север....

Первые Романовы смогли организовать ликвидацию последствий разрушительной Смуты. Восстановив самодержавие, они решили важнейшие задачи внутренней политики и внешних отношений, а так же духовного возрождения народа.

Во времена, предшествующие Смуте в российской истории накопилось множество факторов и явлений негативного свойства. Вместе с пресечением царской династии и внешними неурядицами они породили Смуту с тяжкими последствиями.

Эпоху Ивана IV Грозного составляет реформаторский период, направленный на централизацию и расширение государства. Содержанием следующего были: Ливонская война, подавление боярской оппозиции и удручающий упадок страны.

kratko-o-drevnih-slavyanah

Развитие древнеславянского сообщества в раннем средневековье приобретало черты раннефеодальной формации. Технологические усовершенствования привели к неравенству и установлению предгосударственной политической системы.

Анна Иоанновна как дитя своего времени была воспитана в духе низкопоклонства перед Западом. Это помогло авантюристам от истории ввести в научный обиход «норманнскую теорию», благосклонно воспринятую власти предержащие.

kiev

Негатив в учении норманистов заключен в суждении о древних славянах как общности, неспособной самостоятельно воспроизвести государственность в своих землях. На самом деле исторические источники и логические построения говорят о политической зрелости славян.

slavyane-do-ryurika

Развитие протогосударственности на северных территориях будущей Руси по большинству формальных признаков было естественной эволюцией внутриполитических процессов у славян. Рюрик стал образом сильной публичной власти, подчинивший себе полиэтнический суперсоюз.

Потребность в государстве стала необходимостью в процессе замены родовой общины соседской без классического рабства. Социально-экономическая ситуация в регионе выходила за рамки «норманнской теории» политической зрелостью и уровнем хозяйственного развития.

pervye-knyazya

Первые правители русского государства от Рюрика до Ярослава Мудрого сформировали территориальную, властную и правовую структуры Киевской Руси. Период расцвета первичной государственности увенчался делением державы на три уникальных политических образования.

Иван III не получал ярлыка на власть в Орде, а потому звался «самодержцем», через династический брак стал преемником Византии, титуловавшим себя царем. Деятельность Ивана III определила направления развития внутренней и внешней политики России на будущие века.

o-knyaze-vladimire

Метаморфоза князя Владимира, коварством захватившего власть, но прозванного со временем в «Крестителя» и «Красное солнышко» опирается на выдающиеся деяния правителя Киевской Руси. Разумная политика и организация крепкой защиты рубежей станы снискала ему славу.

reformy-vladimira-krestitelya.

Получив власть в огромной стране, князь Владимир стремился укрепить свою власть и сплоченность подданных посредством религиозных реформ. Неудачные попытки приспособить язычество к нуждам власти привело князя к принятию христианства Православного толка.

o-yaroslave-mudrom

Свергнув с киевского стола братоубийцу Святополка, Ярослав начал кропотливую работу по созданию системы власти, правовых начал государственного устройства. Больших успехов он достиг во внешних делах, став видной фигурой в европейской политической элите.

Концепт «Русской Правды» воссоздает древнейшие юридические нормы, принятые в Киевской Руси самим Ярославом Мудрым и прежними князьями. В старинном кодексе отражены не только правовые аспекты социальных отношений, но и высокий уровень развития общества.

valyutnye-veniki

В обиходе у славян баня была с давних времен как основа гигиены и элемент культуры. В древности славяне очищали в бане не только тело, но и душу, поэтому самые значимые события, от рождения и до последних дней человека всегда связывались с баней.

robin-gud-nervno-kurit

Тяжелая и полная опасностей жизнь древних славян заставляла их поддерживать наилучшую физическую форму и превосходные воинские навыки. Военная подготовка в разных ипостасях была органичной формой жизни каждого мужчины с детства и до преклонных лет.

nekuda-sunut

Для архаичной моды восточных славян дохристианского периода характерен примитивизм в одежде и обуви. Для изготовления предметов облачения использовались доступные материалы. Одежда на многое указывала, но не еще была мерилом социального статуса человека.

arshin-v-glotku

Обман и жульничество в торговле имеют глубокие корни, контроль и расправа над нарушителями правил были простыми, но изуверскими. Ярким примером тому служит беспощадная кара «исправительным аршином» для мошенников-торговцев, сохранившаяся образно в поговорке.

prestolonasledie-na-rusi

Запутанная очередность наследования киевского стола была далеко не безупречной, часто становилась причиной кровавых междоусобиц, но она долго помогала сохранить единство Руси. Несмотря на неудобства, лествичный порядок действовал внутри удельных княжеств.

Норманнская теория не находит абсолютного исторического подтверждения. Кроме неопровержимых свидетельств неверного истолкования исторических источников, имеются лингвистические доказательства, связанные со знаковыми именами и географическими объектами.

www.zapolni-probel.ru

Образование Руси. Образование государства древняя Русь, кратко история древнерусского государства

СВ-Астур. Туристическая фирма
  • Домой
  • Написать нам
  • Карта сайта
  • (495) 517-51-35
  • (495) 741-98-71
Новые фото тура из Бахчисарая в Ялту
  • Активные туры
    • Выходного дня
    • Горно-пешие
    • Конные
    • Комбинированные
    • Сплавы по рекам
    • Велосипедные
    • Джип-туры
    • Квадроциклы
    • Лыжные
    • Снегоходные
  • Экскурсионные туры
    • Автобусные туры
    • Ж/д туры
  • Праздничные туры
    • Новогодние туры
    • 23 февраля
    • Масленница
    • 8 Марта
    • Майские праздники
    • 12 июня
    • 4 ноября
  • Контакты

через горы к морю с легким рюкзаком

через пещерные города и каньоны

Проживание в комфорте

  • Назад
  • Далее
     
  • Главная страница
    • О фирме СВ-Астур
    • Фото с маршрутов
  • Популярные туры
    • В край гор и водопадов
    • Горный калейдоскоп
    • Легендарная Тридцатка - знаменитый маршрут 30
    • В край Крымских гор
    • Крымский горный калейдоскоп
    • Из Бахчисарая в Ялту
  • Регионы
    • Адыгея
    • Алтай
    • Байкал
    • Золотое кольцо России
    • Кавказ
    • Калининград
    • Камчатка
    • Карелия
    • Кижи-Валаам-Соловки
    • Крым
    • Ненецкий автономный округ
    • Плато Путорана

svastour.ru

Краткая история Древней Руси. - Страничка Истории. - Каталог статей

Основная теория образования Руси относится к западноевропейским и византийским источникам, когда первые правители варяги Рюрик с братьями внесли свои специфические основы правления. Однако следуя норманнской теории, основоположником которой считается Михаил Васильевич Ломоносов, Русь не могла образоваться извне, а самостоятельно образовалось внутри общества.

Если верить летописям, в которых история древней Руси кратко описывает события тех лет, то появление варяг практически спасло древнюю Русь от распада восточнославянских племен. В те времена племена часто конфликтовали и устраивали различные междоусобные войны, заканчивающиеся большими потерями какой либо из сторон. Славяне платили постоянно дань варягам до 862 года, пока не взбунтовались и не решили отказаться. Они стали достаточно независимы, чем чуть не уничтожили весь свой род. Каждый древний род желал властвовать по своему устою, а другие отказывались и требовали иной власти. Именно в это время было принято призвать чужого князя, который бы правил в довольство всем и по справедливости. Новгородский староста призвал варяжского князя Рюрика, в последствие и ставшим первым правителем Руси. 

Годы правления великого князя Рюрика составили 862 – 879. Это были достаточно тяжелые времена насыщенные множественными событиями. Для защиты своего народа князь постоянно укреплял границы владений путем нападения на другие племена, а также налаживанием торговых путей. После смерти князя Рюрика, его правление сменил родственник князь Олег - опекун малолетнего сына первого правителя - Игоря. Так продолжилось правление династии Рюриковичей. 

Согласно сохранившимся кратким записям, где история древней Руси кратко описывает времена правления князя Олега, Новгородский князь Олег правил Русью с 879 по 912 годы. За время своего правления в 882 году Олег сумел завоевать Киев, убив правящих городом князей Аскольда и Дира, и стал князем Киевским. Таковым решением он сумел объединить северные и южные центры славян воедино. А в 907 году после похода на Византию, Олег добился беспошлинной торговли Руси в самой Византии. В 912 году князь Олег умер от укуса ядовитой змеи, а на его место взошел подросший сын Рюрика – Игорь.

Новый князь Игорь правил Русью с 912 – 945 годы. За свое правление он повторно завоевал древлян и обложил их большей данью, нежели князь Олег. В 941 – 944 году князь Игорь повторил поход на Византию, но потерпел неудачу и заключил новый договор. За высокое увеличение дани древляне были обозлены на князя Игоря и в очередной его поход за данью, он был жестоко ими казнен. Правление перешло жене князя Олега – княгине Ольге. 

Княгиня Ольга правила в 945 – 962 годах и первой приняла христианское вероисповедание еще до крещения самой Руси. В 945 году княгиня установила сроки и периодичность оброков, а в 947 году была создана система погостов. После смерти Ольги, ее место занял сын Святослав. 

Князь Святослав же, согласно древним летописям, в которых история древней Руси кратко повествует о его правлении, не принимал христианства, а до конца оставался язычником. Сроки его правления составили 945 – 972 годы. За это время он совершил поход на вятичей и подчинил их, а в 965 году смог завоевать Хазарский каганат. В 970 году князь Святослав повел свои войска совместно с Болгарским Царством на Византию и потерпел крах. После этого похода был создан союзный договор, и все земли Болгарии стали принадлежать Византии. Погиб Святослав от нападения печенег у устья Днепра. Его наследниками и правителями стали сыновья – Ярополк, Олег и Владимир. 

Из-за неразделенности братьями престола, в Руси начались междоусобицы, что привело в дальнейшем к феодальной раздробленности самой Руси.

Преподаватель истории и обществознания Брижатая И.В.

dmpl.ucoz.net