Миф легенда древнего рима. Рубрика: Мифы и боги Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сказки, легенды и прочий фольклор. Миф легенда древнего рима


Мифы Древнего Рима – мифология и легенды

Мифология Древнего Рима выступала не просто как совокупность мифов и легенд. Это была особая культурная форма, с помощью которой в древности познавали окружающий мир, накапливали и передавали ценный жизненный опыт последующим поколениям. Несмотря на большое влияние соседних культур, она смогла сохранить свою самобытность.

Римская мифология

Римская мифология включает в себя традиционные истории, связанные с легендарным возникновением Древнего Рима, которые нашли свое отражение в литературе и изобразительном искусстве древних римлян.

Главная особенность римской мифологии заключалась в том, что она полностью подчинялась политике, гражданскому долгу и моральным устоям, царившим в Древнем Риме. У простых жителей не должно было возникать ни тени сомнений касательно их образа жизни или большой разницей между сословиями. Они должны были твердо уяснить, что каждый правитель является божественным избранником, а потому ему лучше знать, каким должно быть устройство жизни.

У древних римлян божества были неотъемлемой части их повседневного быта. С их помощью пахали земли, засевали их, с нетерпением ожидали всходов и богатого урожая. Боги оказывали покровительство каждому виду деятельности, и взамен требовали жертвоприношения.

Обряд в Древнем Риме

Рис. 1. Обряд в Древнем Риме.

Римляне придавали огромное значение обрядовым церемониям. Так, если во время обряда кто-то нечаянно чихнул, весь процесс начинался с самого начала. Порой, церемонию приходилось повторять несколько десятков раз кряду, пока она не проходила идеально.

Мифы и легенды Древнего Рима

После подчинения Греции во II веке до н. э., римская мифология, ввиду собственной бедности, претерпела некоторые изменения. Римляне постепенно переняли у греков их многоликую и весьма образную мифологию, и «примеряли» ее к своим богам.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Боги Древнего Рима имели поразительное сходство с греческими небожителями. Это нетрудно заметить, сравнив пантеон римлян и греков:

  • Юпитер (Зевс у греков)– верховное божество, отец всех богов, владыка молнии, грома и всего неба;

Юпитер

Рис. 2. Юпитер.

  • Вулкан (Гефест у греков) – бог огня, покровительствующий кузнечному ремеслу;
  • Нептун (Посейдон у греков) – морской бог;
  • Меркурий (Гермес у греков) – бог торговли;
  • Марс (Арес у греков) – воинствующее божество;
  • Венера (Афродита у греков) – богиня любви и красоты;
  • Юнона (Гера у греков) – супруга Юпитера, покровительница брака и домашнего очага;
  • Минерва (Афина у греков) – богиня различных ремесел и мудрости;
  • Диана (Артемида у греков) – богиня охоты.

Эти боги являлись главными советчиками и помощниками Юпитера и отвечали за сохранность мирового порядка. Помимо главных богов, существовала еще целая плеяда божеств рангом пониже.

Помимо божеств, древние римляне с большим трепетом относились к растениям, птицам, диким животным. Так, один из популярных древнеримских мифов повествует о священном дереве – смоковнице, под кроной которого волчица вскормила братьев Рема и Ромула.

Священная смоковница

Рис. 3. Священная смоковница.

Что мы узнали?

При изучении темы «Мифы Древнего Рима» мы узнали, какую роль занимала мифология в обществе Древнего Рима. Также мы выяснили, какое государство оказало большое влияние на становление мифологии в древнеримской державе.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Легенды Древнего Рима | Сказки, легенды и прочий фольклор

Ромул и Рем

Древнеримская легенда («История» Тита Ливия)

Судьба предопределила и зарождение столь великого города, и основание власти, уступающей лишь могуществу богов. Весталка сделалась жертвой насилия и родила двойню, отцом же объявила Марса — то ли веря в это сама, то ли потому, что прегрешенье, виновник которому бог,— меньшее бесчестье. Однако ни боги, ни люди не защитили ни ее самое, ни ее потомство от царской жестокости. Жрица в оковах была отдана под стражу, детей царь приказал бросить в реку. Но Тибр как раз волей богов разлился, покрыв берега стоячими водами,— нигде нельзя было подойти к руслу реки, и тем, кто принес детей, оставалось надеяться, что младенцы утонут, хотя бы и в тихих водах. И вот, кое-как исполнив царское поручение, они оставляют детей в ближайшей заводи — там, где теперь Руминальская смоковница (раньше, говорят, она называлась Ромуловой). Пустынны и безлюдны были тогда эти места. Рассказывают, что, когда вода схлынула, оставив лоток с детьми на суше, волчица с соседних холмов, бежавшая к водопою, повернула на детский плач. Пригнувшись к младенцам, она дала им свои сосцы и была до того ласкова, что стала облизывать детей языком; так и нашел ее смотритель царских стад, звавшийся, по преданию, Фавстулом. Он принес детей к себе и передал на воспитание своей жене Ларенции. Иные считают, что Ларенция звалась среди пастухов «волчицей», потому что отдавалась любому, — отсюда и рассказ о чудесном спасении. Рожденные и воспитанные как описано выше, близнецы, лишь только подросли, стали, не пренебрегая и работой в хлевах или при стаде, охотиться по лесам. Окрепнув в этих занятьях и телом и духом, они не только травили зверей, но нападали и на разбойников, нагруженных добычей, а захваченное делили меж пастухами, с которыми разделяли труды и потехи; и со дня на день шайка юношей все росла.Предание говорит, что уже тогда на Палатинском холме справляли существующее поныне празднество Луперкалии и что холм этот был назван по аркадскому городу Паллантею Паллантейским, а потом Палатинским. Здесь Евандр, аркадянин, намного ранее владевший этими местами, завел принесенный из Аркадии ежегодный обряд, чтобы юноши бегали нагими, озорством и забавами чествуя Ликейского Пана, которого римляне позднее стали называть Инуем. Обычай этот был известен всем, и разбойники, обозленные потерей добычи, подстерегали юношей, увлеченных праздничною игрой: Ромул отбился силой, Рема же разбойники схватили, а схватив, передали царю Амулию, сами выступив обвинителями. Винили братьев прежде всего в том, что они делали набеги на земли Нумитора и с шайкою молодых сообщников, словно враги, угоняли оттуда скот. Так Рема передают Нумитору для казни.Фавстул и с самого начала подозревал, что в его доме воспитывается царское потомство, ибо знал о выброшенных по царскому приказу младенцах, а подобрал он детей как раз в ту самую пору; но он не хотел прежде времени открывать эти обстоятельства — разве что при случае или по необходимости. Необходимость явилась первой, и вот, принуждаемый страхом, он все открывает Ромулу. Случилось так, что и до Нумитора, державшего Рема под стражей, дошли слухи о братьях-близнецах, он задумался о возрасте братьев, об их природе, отнюдь не рабской, и его душу смутило воспоминанье о внуках. К той же мысли привели Нумитора расспросы, и он уже был недалек от того, чтобы признать Рема. Так замыкается кольцо вокруг царя. Ромул не собирает своей шайки — для открытого столкновения силы не были равны,— но, назначив время, велит всем пастухам прийти к царскому дому — каждому иной дорогой — и нападает на царя, а из Нумиторова дома спешит на помощь Рем с другим отрядом. Так был убит царь.При первых признаках смятения Нумитор, твердя, что враги, мол, ворвались в город и напали на царский дом, увел всех мужчин Альбы в крепость, которую-де надо занять и удерживать оружьем; потом, увидав, что кровопролитье свершилось, а юноши приближаются к нему с приветствиями, тут же созывает сходку и объявляет о братниных против него преступлениях, о происхождении внуков — как были они рождены, как воспитаны, как узнаны,— затем об убийстве тирана и о себе как зачинщике всего дела. Юноши явились со всем отрядом на сходку и приветствовали деда, называя его царем; единодушный отклик толпы закрепил за ним имя и власть царя.

raskazka.net

Мифы и боги Древнего Рима — Страница 3 — Язычество

Яростный и неукротимый бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основания города Рима — Ромула (Ромул со своим братом-близнецом Ремом, согласно преданию, были сыновьями Марса). Благодаря покровительству могучего бога войны римляне одерживали победы над соседними племенами, а затем и другими народами. У Марса были два прозвища —…

Главные особенности Р. религии оставались незыблемыми во все продолжение ее существования, причем на первый план всегда выступала обрядовая сторона (sacra). В древнейшую пору римской истории религиозные учреждения и культ находились под охраной государства, которое сосредоточило в руках царя, бывшего в то же время понтифексом, как гражданскую власть, так и духовную. Царская власть дала римскому культу…

У Сатурна был сын по имени Пикус. Кто была его мать, в мифологии не указывается. Существует еще одна версия происхождения юноши. Согласно этой истории, отцом Пикуса был обычный землепашец по имени Трерцес. Он сумел совершить настоящее открытие в земледельческом направлении. Именно от него люди начали удобрять землю свежим навозом от домашней скотины. Гораздо позже развивалось…

Погребальные обряды ясно показывают, что, опуская покойника в гробницу, древние римляне верили, что кладут туда нечто живое. Вергилий заканчивает рассказ о погребении Полидора следующими словами: «Мы заключаем душу в могилу». Это же самое выражение встречается и у Овидия, и у Плиния Младшего. Это, конечно, не значит, что оно соответствовало представлениям этих писателей о душе; но…

Римская мифология очень часто является продолжением нескучных греческих историй. К примеру, Вергилий и Овидий писали об истории сына Тезея Ипролите. Он погиб от клеветы собственной матери, когда отверг ее. Юноша хотел только одного – бегать по лесам и охотится об руку с Артемидой. Артемида не хотела мириться с гибелью близкого друга. Она с молитвами обратилась…

Многие мифы у первобытных народов связаны с инициацией — обрядом посвящения, перехода ребенка в категорию взрослых. У римлян сохранились только отголоски инициальных обрядов, когда мальчик, становясь взрослым, посвящал свою детскую буллу домашним Ларам и приносил жертву богине юности — Ювентас. После этого мальчик мог надевать мужскую тогу. Возможно, какие-то отдельные элементы инициации сохранились в обрядах…

Сын Юноны и Юпитера – Марс, был богом войны. Марса, который приносил разруху и гибель людей, в Греции не почитали, но в Риме, он был в числе главных божеств. Шум битвы он предпочитал звукам любой музыки, обожал борьбу и кровопролитие. Марса не любили и только при упоминании его имени, всех бросало в дрожь. Помощниками Марса…

В Италии и Риме почитали фавнов, богов леса, защитников стад от волков, которые пророчествовали шумом листвы или предсказывали будущее людям, спавшим в лесу. По преданию, в день праздника фавнов — Фауналии — волки не смели трогать скот. Существовал еще один, очень древний праздник, связанный с культом Фавна. Это Луперкалии, праздник очищения и плодородия. В день…

Древнейшая богиня обработанного поля под названием Теллус Матер была Мать Земля, принимавшая зерно, которое бросил сеятель. Это зерно прорастает в плодородной пашне. Ее называли Деа Диа, что означало Божественная и Ясная Богиня. Культ ее проводили двенадцать Арвальских братьев. Каждый год в середине января самый главный брат выходил на лестницу какого-то одного храма, поворачивался на восток,…

Поначалу у территориальных общин существовали отдельные культы, когда же эти общины соединились и римское общество, божества и культы также слились. Отголоском этого было предание об объединении культов римлян и сабинян, праздник Септимонтия, во время которого объединившиеся семь холмов, на которых стоит Рим, приносили семь жертв, а также другие праздники. Боги, которые имели одинаковое имя или…

pagandom.ru