Боевая колесница и повозка сквозь века. Боевая колесница древнего египта
Танки древности. Часть 1. Боевые колесницы.
Современные историки полагают, что колесницы были изобретены за 2300 лет до новой эры в Месопотамии, однако точных доказательств этого не существует. Однако к тому моменту, когда лошади были приручены человеком, они еще мало напоминали современных скакунов. Настолько мало, что на основании сохранившихся барельефов иногда высказывается мнение, что древние шумеры запрягали ослов, а не лошадей в свои колесницы. Возможно и так, ибо создавать породы лошадей, которых нельзя было бы спутать с ослами, людям удалось только во II тысячелетии до нашей эры. Позже египтяне и ассирийцы в свои колесницы запрягали коней ростом уже 160 сантиметров и весом до 500 килограммов.
Со временем повозки совершенствовались. Так появились грузовые и боевые колесницы, которые появились и в других странах. Правда, некоторые историки считают, что повозки были изобретены самостоятельно и в Месопотамии, и на Кавказе, и в евразийских степях. Но, судя по тому, что во всех этих местах повозки были одинаковой конструкции, а также потому, что их части и детали назывались одинаково, центр происхождения, вероятно, у них один.
Технология постройки колесниц постоянно развивалась. Если в Месопотамии поначалу колесницы были тяжелыми и представляли собой платформы, на которых находились метатели дротиков или лучники, то в Египте это уже были легкие, маневренные повозки, приспособленные не только для стрелков. Они и сами по себе являлись грозным оружием.
О том, какое значение в Древнем мире придавалось колесницам, запряженным лошадьми, можно судить по многим фактам. Например, в Египте для изготовления колесниц использовались вяз, сосна, ясень, береза. Однако береза не растет южнее Трапезунда и Арарата, а значит, материал этот доставлялся издалека. В те времена решить такую проблему было нелегко.
Любопытное открытие сделали исследователи на острове Крит, где было найдено около пятисот колесниц. Рельеф острова Крит гористый, и на колесницах там ездить почти невозможно, поэтому немецкий ученый Г. Бокиш высказал предположение, что колесницы на Крите изготовляли «на экспорт».
Так это или нет, но появление колесниц вызвало, по сути, целую революцию в военном деле. Став главной ударной силой в армиях, они решали не только исходы отдельных сражений — они решали судьбы целых государств!
Прекрасное и точное описание боевых действий на колесницах можно найти у Гомера.
Но началась боевая слава колесниц в Египте и Хеттском царстве, некогда расположенном в Малой Азии.
Оба царства постоянно воевали друг с другом и не менее регулярно совершенствовали свои войска. Разумеется, совершенствовались и колесницы.
Рано или поздно государства эти должны были сойтись в решающем сражении. И оно произошло по одним данным в 1312-м, по другим —в 1296 году до новой эры.
К тому времени и египтяне, и хетты усовершенствовали колесницы, которые сыграли решающую роль в этой битве, происшедшей у города Кадеш, который находился на территории теперешней Сирии.
Считается, что битва при Кадеше — первая в истории битва, ход которой можно четко проследить по подробным описаниям личного летописца египетского фараона Рамсеса II. Едва ли, конечно, это описание объективно, но все-таки оно дает некое представление о происшедших событиях и показывает роль боевых колесниц.
Количество воинов в обеих армиях было одинаковое — примерно по двадцать тысяч пехотинцев с каждой стороны. Но главное — колесницы. Их было много: у хеттов — две с половиной тысячи, у египтян предположительно столько же. Колесницы объединялись в отряды по десять, тридцать и пятьдесят. Почти метровые колеса у боевых колесниц имели уже восемь спиц (ранее было четыре, максимум шесть), и — что очень важно — увеличился конец оси, выступавшей с каждой стороны колеса. Лошадьми управлял возница — уважаемая в Египте личность. Рядом с ним стоял воин. Обязательно из знатного рода — только они имели право сражаться не в пешем строю. Концы выступающих осей были фактически острыми длинными ножами. Когда такая колесница врывалась в расположение врага, она скашивала живую силу противника как траву. Такие же, но несколько короче, ножи прикреплялись к передку колесницы.
Колесницы египтян были маневренными, быстрыми, а знаменитый маневр «гнев фараона» производил страшное опустошение в рядах врагов. Суть «гнева» состояла в том, что колесницы врывались в расположение врага и, резко развернувшись, мчались вдоль всего фронта от фланга до фланга.
Хеттские колесницы слыли более мощными — на них стояло по три человека; кроме возницы еще и щитоносец, прикрывавший и возницу, и воина, который был обычно копейщиком.
И у хеттов, и у египтян колесницу везли две лошади. Но всегда имелась третья — запасная.
Рамсес II покинул Египет с отрядами, каждый из которых назывался по имени бога — Амон, Ра, Пта и Сет.
То ли у египтян была плохо поставлена разведка, то ли хетты ловко их дезинформировали, но, приблизившись к Кадешу, Рамсес II и не подозревал, что находится совсем близко от противника. К тому же подосланные лжеперебежчики совершенно усыпили бдительность Рамсеса II, сообщив, что хетты ушли далеко. А они тем временем обошли египтян с тыла, неожиданно напали на приближающийся отряд Ра и разгромили его. Затем подошли с тыла к отряду Амона и тоже почти полностью уничтожили его. Сам Рамсес II едва уцелел и спасся лишь благодаря личной охране и собственному мужеству. Да еще благодаря лошадям. Летописец записал слова фараона: «Со мной были Победа у Фив и Бодрость духа, мои лучшие кони, у них нашел я поддержку, когда остался совершенно один среди множества врагов...»
Однако и хетты допустили ошибку. Они посчитали, что египтяне полностью разгромлены, и занялись грабежом покинутого египетского лагеря. Тем временем к месту сражения подходил отряд союзников Египта. Встретив их, спасающийся бегством Рамсес II повернул обратно, и теперь уже египтяне обрушились на потерявших бдительность хеттов.
Не будем сейчас утверждать, кто именно победил в этом сражении. Рамсес II полагал, что победил он, хеттский владыка Муваталлис был уверен, что именно он разгромил египтян. Историки же считают, что битва при Кадеше окончилась «вничью». Египет и Хеттское царство после этой битвы заключили договор о ненападении и взаимной помощи. Но самое главное, что в этом деле сегодня нас интересует — роль колесниц, которая оказалась решающей. Хотя, конечно, без лошадей ни о какой роли колесниц говорить бы не пришлось. Недаром и египтяне, и хетты уделяли такое внимание лошадям, даже их внешнему виду...
Колесницы продолжали совершенствоваться: уже не две, а четыре и даже шесть лошадей везли боевые повозки, уже не один-два, а четыре человека находились на них, и колесницы из «легких танков» древности превратились в «тяжелые»... А персы сделали колесницы серпоносными!
Исходя из свидетельств древних, можно полагать, что вооруженные серпами колесницы появились между 479 и 401 годом до н.э. в персидской Ахеменидской империи.
Серпоносная упряжка по своим задачам сильно отличалась от своих предшественников — простых невооруженных колесниц. Последние обычно сражались между собой перед столкновением пехоты, поддерживали ее фланги, преследовали врага после схватки и в гораздо меньшей степени выполняли функцию фронтальной атаки на пехоту противника, в основном, когда у врагов не было своих колесниц или они уже были выбиты с поля боя. Упряжки же с серпами — это оружие исключительно для лобовой атаки строя врага, рассчитанное не только на непосредственное поражение неприятеля, но и на психологический эффект, деморализующий последнего. Главная задача серпоносных колесниц состояла в разрушении сплоченного строя пехоты.
В течение V века до н.э. постоянными противниками персов были греки. Именно эллины имели стойкую тяжеловооруженную пехоту, которую безуспешно атаковали своими наскоками персидские всадники в первой половине V века до н.э., в основном конные лучники. В то же время именно у греков почти отсутствовали или неэффективно использовались метатели, способные отразить атаку колесниц и, следовательно, фаланга гоплитов представляла удобную мишень для нападения упряжек. Но самое главное состоит в том, что именно эллины понимали значение строя в сражении. Именно эту сплоченность и должна была уничтожить колесница с серпами. Кроме того, во всех известных исторических случаях серпоносные квадриги Ахеменидов применялись именно против греческой, а позднее и против македонской фаланги.
В случае с серпоносными колесницами нужно было создать совершенно новый род войск, бойцы в котором должны обладать смелостью самоубийцы, чтобы лететь в упряжках прямо на ряды врага, часто даже без поддержки атаки своих всадников.
Впервые о применении серпоносных колесниц можно прочитать у Ксенофонта, где речь шла о битве при Кунаксе между армией претендента на ахеменидский престол Кира Младшего и его братом царем Артаксерксом П. Интересно, что отведенную им роль в битве колесницы Артаксеркса IT не выполнили. Греческие фалангисты сумели испугать лошадей ударами копий о щиты, и атака захлебнулась. Зато по подробным описаниям Ксенофонта можно представить себе конструкцию серпоносной колесницы рубежа V—IV веков до н.э.
Квадрига имела большие колеса, вертящиеся вокруг оси, длина которой должна быть примерно равной ширине упряжки из четырех коней. К каждому концу оси было прикреплено по одному горизонтальному серпу длиной около 90 сантиметров. Еще два вертикальных серпа находились под осью, у обеих сторон пола кабины. В высоком деревянном кузове из досок стоял возница, одетый в чешуйчатую броню с длинными рукавами и высоким воротом, голову его защищал шлем. Других воинов в кузове не было. Из оружия колесничий, очевидно, имел лишь меч. Лошади некоторых упряжек прикрывались бронзовыми налобниками, месяцевидными нагрудниками и пластинчатыми защитными попонами.
Следующий по хронологии случай применения серпоносных квадриг, зафиксированный в источниках, — бой при Даскелионе (395 год до н.э.) между отрядом спартанского царя Агесилая и конницей сатрапа Геллеспонтийской Фригии Фарнабаза. Персидский отряд, состоящий примерно из 400 всадников и двух серпоносных колесниц, неожиданно напал на греков. Эллины, в количестве около 700 человек, сбежались вместе, пытаясь построить фалангу. Но и сатрап не мешкал. Он, выставив вперед колесницы, атаковал ими. Упряжки рассеяли ряды врага, а сразу вслед за ними напали всадники, перебив около 100 перемещавшихся греков. Оставшиеся бежали к лагерю. Примечательно, что этот бой — один из немногих случаев успешного действия серпоносных колесниц. Это объясняется тем, что сразу за атакующими колесницами в прорыв скакали всадники, которые прикрывали возниц.
Из сражений, в которых принимали участие серпоносные квадриги, лучше всего освещена источниками битва при Гавгамелах, происшедшая 1 октября 331 года до н.э. между армиями Александра Македонского и Дария III, последнего персидского царя из династии Ахеменидов. Персы специально выбрали поле для битвы, где они могли развернуть свои многочисленные войска. Более того, почва была специально выровнена для действия колесниц и конницы, а на флангах были высыпаны колючки — трибулы для нейтрализации македонской конницы — главной ударной силы армии Александра. И все же это не помогло — Дарий потерпел сокрушительное поражение. Хотя персидские серпоносные колесницы действовали на левом фланге македонян довольно успешно.
К концу ахеменидской эпохи произошли изменения в вооружении колесниц. Отказались от нижних (под кузовом) серпов; однако вооружение усилилось путем прибавления горизонтального серпа, закрепленного с каждой стороны на конце ярма, и путем приделывания к концу оси спускающегося книзу лезвия, расположенного ниже горизонтального серпа.
Последний раз серпоносные колесницы применялись в битве при Зеле в 47 году до н.э. Сын знаменитого Митридата VI, Фарнак II, поставленный Помпеем царем Боспора, воспользовался гражданской войной в Риме, захватил Малую Армению, а затем, разбив при Никополе цезарианского правителя Азии Домиция Кальвина, еще и Понт, ставший к этому времени римской провинцией. Видимо, здесь он набрал часть армии, используя старую, отцовскую, систему комплектования, и, возможно, употребив старые царские арсеналы.
Тем временем Гай Юлий Цезарь, окончив Александрийскую войну, пришел в Малую Азию, собрал местные силы и встретился с врагом Рима около города Зела. На рассвете 2 августа 47 года до н.э. Фарнак II вывел войска из лагеря и повел их через равнину на римлян, которые разбивали лагерь на возвышенности. Цезарь не предполагал, что противник нападет на него в столь невыгодных для азиатов условиях, и продолжал свои фортификационные работы, выставив перед валом заградительную линию войск. Однако Фарнак II совершенно неожиданно повел свои отряды на холм, где стояли римляне, которые спешно и в суматохе стали выстраивать легионы. На это еще не построенное войско Фарнак II и бросил колесницы, которые были засыпаны множеством метательных снарядов. Легионеры, отбросив квадриги, столкнули с холма и пехоту врага. В итоге войско Фарнака II бежало. Именно об этой победе Цезарь сообщит сенату всего лишь тремя словами: «Пришел, увидел, победил».
От битвы при Кунаксе (401 год до н.э.) до битвы при Зеле (47 год до н.э.) — вот исторический путь серпоносных колесниц, который зафиксирован в сохранившихся источниках. Очевидно, что именно эти колесницы как боевое оружие имели существенные недостатки, преодолеть которые было невозможно. Например, для них особенно нужна была ровная местность. Впрочем, специальное выравнивание почвы упоминается лишь перед битвой при Гавгамелах, место для которой планировалось заранее.
Древним был хорошо известен психологический эффект колесничной атаки. Очевидно, как раз этим впечатлением были навеяны описания кровавых ран, производимых серпами — ведь обычно потери от атаки квадриг были небольшими.
В древнем Китае колесницы употреблялись несколько иначе. Колесницы вместе с пехотой объединялись в "цзу" - простейший боевой отряд. В "цзу" входили: Лёгкая боевая колесница, запряжённая четвёркой лошадей, тяжёлая походная колесница, запряжённая восьмёркой волов, к боевой колеснице полагалось три отряда пехоты по 25 человек, к походной - тыловой отряд в те же 25 человек. В боевой колеснице было три человека - возница, солдат и клевцом (гибрид копья и топора) и лучник. Колесница в основном предназначалась для прорыва строя вражеской пехоты. Кстати, тактика сходна с тактикой англичан и французов в начале Второй мировой в области танков. Ну а китайские колесницы ушли в прошлое во время династии Хань (2 в. до н. э. - 2 в. н. э.), ибо были малополезны против досаждающих китайцам в то время Сюнну.
В конце II, начале I тысячелетия до н. э. легкие колесницы появились на юге Европы, в Причерноморье и в Индии. В середине этого же тысячелетия, колесницы появились в Западной Европе и в Китае.
Колесницы имели для кельтов огромное значение, особенно на поле боя. Столь же важную роль они играли и в качестве религиозно-ритуального транспортного средства; так, богинь часто изображают мчащимися на колеснице. Для доказательства того, насколько заметную роль играли для кельтов колесницы, можно также привести тот факт, что умерших представителей знати кельтского общества зачастую возлагали на погребальный костер вместе с колесницами, повозками или тележками. Особенно характерно это для Гальштаттского периода.
Типичная кельтская колесница - эсседа была запряжена двумя конями, т.е. являлась легкой бигой. Ее кузов представлял собой прямоугольную деревянную платформу, по бокам которой располагались двойные перила. Кузов был установлен на оси, вокруг которой вертелись колеса с 6-9 спицами. Колеса были покрыты железным бандажом и имели диаметр около 90 см. Экипаж эсседы состоял из возничего, сидящего спереди, и бойца, стоящего позади в кузове. Главным оружием колесничего был удлиненный деревянный щит с умбоном и несколько метательных копий. Так, в инвентаре латенских (450-300 гг. до н.э.) могил наряду с остатками колесниц присутствует меч, а также 3, иногда 1-2, 4 или даже 8 наконечников копий. Очевидно, это количество отражает реальное число копий у колесничего.
Использовали колесницы и в Индии
А это реконструкция андроновской боевой колесницы.
Стенки колесниц (а), видимо, были плетеными — для уменьшения общего веса. Оси (б) тогда еще делались из дерева, и смазка колесных втулок (в) была несовершенна, поэтому оси требовалось защищать. Конструкторы укрепляли ось, подбирая для нее особо прочный материал, или облегчали сам экипаж, снижая этим нагрузку. Платформы кузовов сбивались из досок. На спине лошади располагалось мягкое «седло» (г). На него сверху помещалось ярмо (д), наподобие того, что раньше было опробовано в упряжи быков, ослов, верблюдов. Для прочности к «седлу» прикрепляли деревянную рогульку (е), охватывавшую своей развилкой хребет лошади, — прообраз чересседельника нашего времени. Конструкцию дополнительно крепили широким нагрудным ремнём. Заднее расположение колёс экипажа смещало центр тяжести вперед. Распряженная колесница упиралась дышлом в землю, а в снаряженном виде поднятое дышло плотно прижимало ярмо к спине лошади, мешая ему соскользнуть, а платформе при ударе колес и обрыве ремней — перевернуться назад или травмировать животное. Благодаря такому устройству, боевой расчёт мог перемещаться по кузову, не боясь неосторожным движением вызвать угрожающий крен. При этом вес людей повышал устойчивость повозки. Левую сторону такого экипажа занимал возница, управлявший лошадьми, правую — вооруженный колесничий. Именно здесь, справа, на дополнительных стойках, крепился весь его «арсенал» — лук (ж) со стрелами (з), копья и легкие дротики (и), бронзовые топоры (к), щиты (л), которыми колесницы закрывались сзади. XIII—X вв. до н. э.
По подсчетам, «цена колесницы была очень значительной и сопоставима с современным автобусом или грузовиком». В Вавилонии в XI веке до н.э. полностью снаряженная колесница стоило 100 сиклей серебра - около 840 г. Для того, чтобы содержать ее, требовался большой участок земли (в колесницу могло быть впряжено от двух до шести и более лошадей) и персонал из нескольких человек (в бою экипаж состоял, как правило, из двух-трех человек). Колесничие принадлежали к высшей знати, и именно они решали в сражении судьбу битвы. Пехота могла и вовсе не вступать в бой - как правило, после поражения своих колесниц пехотинцы разбегались. Обеспечивать существование этого социального слоя могла лишь монархия. Нужны были государственные мастерские, централизованная система снабжения и распределения. Не удивительно, что у греков колесница была не столько боевой машиной, сколько символом знатности, а число колесниц исчислялось, в лучшем случае, десятками. Настоящего расцвета колесницы достигли в царствах Среднего Востока - но и здесь уже к VIII веку до н.э. их заменяет конница.
alternathistory.com
Боевые колесницы Википедия
Рамзес II на боевой колеснице. Копия древнего египетского барельефа.
Колесни́ца — большая двухколёсная повозка (двуколка), использующая как движущую силу скаковых животных[1]. Колесница в ходе развития военной мысли, начиная с 2000 лет до нашей эры, превратилась в один из решающих факторов при ведении боевых действий.
Использование боевых колесниц датируется бронзовым и железным веками. Первые модели колесниц имели четыре колеса и часто носили ритуальный характер.
Важнейшим новаторским изобретением, позволившим собирать двухколёсные надёжные и быстрые колесницы стало изобретение колеса со спицами и ободом. Колесницы такого типа датируются 2000 годом до нашей эры, а пик их использования — 1300 год до н. э. (См. Битва при Кадеше). В течение 700 лет колесницы играли решающую роль на поле военных действий.
Одомашненные лошади древних времён имели размеры крупных пони и не подходили для верховой езды. Поэтому животных запрягали в телегу или колесницу, тягловая нагрузка которых не оказывала серьёзной нагрузки на круп лошади. По мере укрупнения лошадей, содержащихся людьми в неволе, появилась возможность ездить на них верхом, — колесницы уступили место кавалерии. Последующий отказ от кавалерии продиктован экономическими военно-техническими преобразованиями.
Всадник на лошади мог воевать и передвигаться на большие расстояния, тогда как для колесницы требуется относительно ровный ландшафт. Ряд характерных для колесничного боя черт сохранился вплоть до Первой мировой войны (тачанка).
Долгие годы гонки на колесницах оставались излюбленным развлечением людей.
История[ | код]
Европа[ | код]
Первые попытки одомашнивания и разведения лошадей относятся к куро-аракской культуре, начавшейся приблизительно в 3300-годах до н. э. в Закавказье. Изобретение колеса случилось в Месопотамии или на просторах Евразийских степей (современная территория Украины). В первые колесницы IV тысячелетия до н. э. (Майкопская культура) могли запрягаться быки[2][3][4].
В 1980-х годах в старокорсунском кургане IV тысячелетия до н. э. на территории Краснодарского края обнаружено захоронение майкопской культуры с древнейшим из известных на данный момент колёс повозки[5]. В 2002 году при раскопках неподалёку от словенской столицы Любляны обнаружено древнейшее деревянное, неплохо сохранившееся колесо (диаметр 70 см, толщина 5 см) возрастом 5100 — 5350 лет[6].
Самые ранние колесницы использовались синташтинской культурой (найдена в захоронении Кривое озеро, 2026 год до н. э.)[7]. Эта культура, по крайней мере частично, связана с ямной и петровской культурами. В 9 могильниках синташт
ru-wiki.ru
Боевая колесница | Путешествия во времени
Еще от первого появления человеческой жизни на земле зародилось понятие борьбы за существование, «борьбы за лучшее место под солнцем». Но борьба, а точнее нелепая дикая драка, с развитием человечества, набирала каждый раз более организованный и совершенный характер. Выдумывались и улучшались средства, которыми можно лучше и удобнее уничтожить себе подобных — от примитивных каменных палок до крылатых баллистических ракет и атомной бомбы. Но не будем забегать так вперед (насчет бомбы), а вернемся в древние века, когда оружие, изначально очень простое и примитивное, начинали понемногу точить и закаливать. И вот уже наши воинственные предки от каменного оружия переходят к железному, а заодно начинают употреблять разные боевые принадлежности и в конце строят боевые колесницы, чтобы ими успешнее топтать вражеские ряды.
Боевая двухколесная повозка, предшественница нынешнего танка восстала еще на заре человечества, а ее использование значительно древнее, чем известной нам всем конницы.
Древнегреческий поэт Гомер в своей Илиаде упоминает лишь битвы пехотинцев и изображает набеги колесниц.
Так же в памятниках древнего египетского искусства превозносятся победы фараонов, и совсем не встречаем никаких следов всадников, в то время, когда боевая колесница становится уже довольно частым явлением. Для древних египтян она не только мощное средство атаки, но сам образ победы, силы и власти.
Фараон Рамзес на колеснице. Иероглифы по сторонам повествуют о славной победе фараона над намибийцами.
Боевая колесница стала общепринятым средством борьбы в войнах древнего мира, стала неотъемлемым атрибутом царей и вождей. Употребляли ее ассирийцы, нубийцы, израильтяне (со времен Соломона), персы. Последние вообще имели высокую организацию военного дела. Они завели организации отделов по родам оружия и создали конницу, как самостоятельный род войска. Персы ввели тяжелые колесницы с остриями и косами на спицах колес. Об ужасе, который сеяли эти колесницы, сохранилась память частности в Священном Писании.
Об интересном употребления повозок, как средстве преодоления противника, повествует история походов Александра Македонского. В походе на иллирийцев 335 г. до н. е. фракийцы загородили дорогу его войскам, заняв положение на возвышенности и забаррикадировавшись тяжелыми возами. С движений противника и способа расположения повозок Александр догадался, что враг намерен пустить нагруженные камнями телеги в долину во время подъема македонской боевой пехоты. Он немедленно дал приказ своим воинам подходить так, чтобы каждую минуту можно было разбежаться, а если бы это не удалось, то падать тесно, друг возле друга и закрываться щитами так, чтобы из них образовался помост для телег. Так и сделали. Фракийцам их намерение не удалось — они лишились только своего охранного вала.
Известно, что римляне поставили организацию своего войска на очень высокий уровень. Поэтому и завладели чуть не всем миром. С развитием сложной военной тактики колесница у них утратила свое боевое значение. В конце она стала выполнять только репрезентативную роль, на ней ездили триумфаторы разных побед в Рим.
Раз за разом в войне стали появляться новые средства обороны и наступления. Для безопасности перед врагом строили города с мощными стенами. Чтобы их было легче разбить и ворваться на них, строились старинные тараны и подвижные башни на круглых бревнах или колесах. Это средство борьбы предпринималось еще в Средневековье, когда штурмовали феодальные замки и города обведены стенами. При их захвате, подкатывали огромные башни со сводными вверху мостами на стены. Обычно в движение эти наколесные здания приводились людьми или лошадьми, закрытыми внутри здания стенами из досок, или заслонами с блях или кож. Вместе с башней они подкатывали и пробоевой отряд, имевший задачу проникнуть быстро опущенным мостом на вражеские стены. В старинных хрониках осталось немало описаний таких боев, а древние гравюры сохранили облик таких, не раз очень причудливых наколесных башен.
Чрезвычайно интересной фигурой в староукраинской истории является Олег, первый киевский князь из рода Рюрика. Это был знаменитый организатор и полководец. 907 года отбыл он военный поход на Византию. Летопись повествует, как греки заперлись в городе и загородили цепями доступ в город с моря. Тогда князь приказал вытащить из воды на берег лодки, поставить их на колеса и с помощью ветра двинул свое войско под стены города. Весьма правдоподобно, что князь Олег захватил греков врасплох скорым прибытием своих войск на телегах. Удачно выполненный маневр и победу украсили затем легендой, ее описал и сохранил для нас летописец.
Разумеется, что повозки, как средства транспорта, имели всегда огромное значение в походах. Ими перевозили продукты, материалы и тяжелое оружие. С понятием войска в походе тесно связано понятие боевого обоза. Очевидно, что во время неожиданных набегов, не раз повозки становились на службу и в качестве охраны. Это происходило прежде перед изобретением и усовершенствованием огнестрельного оружия. В минутах опасности бросали с телег тяжести, возводили телеги вместе и за ними давали отпор врагу. Так не раз оборонялись крестоносцы против набегов сарацин, такой тактики держались и во 30-летней войны.
История сохранила нам сведения о повозках гуситов. Гуситская война, которая разгорелась в Чехии в 14-м веке, была длительной и имела весьма подвижный характер. Гуситы умело использовали свои тяжелые повозки, как средство обороны, как скалы о которые не раз, словно волны, разбивались наступления тяжело вооруженных императорских войск. Они также восстановили традиции боевых колесниц старинных персов, поскольку использовали тачанки с прикрепленными к ним косами. Эти тачанки врезались в ряды врага и делали среди них большой хаос.
До необычного мастерства довели употребления повозок наши украинские казаки. Видимо тот способ борьбы переняли они от гуситов. Об умелом использовании повозок казаками вспоминает с восторгом и удивлением француз Боплан. Орудование телегой, как боевым средством предоставляет родной характер казацкой тактике. Характерным для нее является то, что обозная валка очень быстро превращалась в укрепленный лагерь. Главной боевой силой в войсках была пехота, которая в закрепленных и порой очень больших лагерях принимала на себя главные удары вражеского войска. Когда нужно было выдержать оборону в течение длительного времени, то казацкие лагеря становились настоящими крепостями. На повозки насыпали земли, связывали их тесно-тесно, скрепляли еще залогами и насыпанными валами.
Конечно, опыт казаков использовали и чумаки. В долгих походах за солью в Крым брали с собою длинные валки повозок, которые должны были обеспечивать безопасность не только для такого далекого чумацкого путешествия, но и оберегать от степных разбойников.
Телеги, как средства транспорта и боевого охранения, перешли в историю борьбы американских колонистов с индейцами, голландских переселенцев в Южной Африке с зулусами, буров с англичанами. Стоит упомянуть здесь также о партизанской армии Махна, которая, как известно, имела большую подвижность. Подвижность махновцам предоставляло то обстоятельство, что они имели много конницы, а также то, что пехота передвигалась с места на место с помощью легких повозок-тачанок.
Наконец, пример Махно нашел свое подражание в польской и советской армиях.
В новые времена, которые отразились великими техническими изобретениями, появились новые типы повозок, гонимые механической силой. Их все лучше приспосабливали к военным целям. Так появились панцирные поезда и автомобили. Первые панцирные поезда применили англичане во время войны с бурами. Служили они для быстрой переброски военной охраны железнодорожными путями и использования от огнестрельного обстрела. Первым, кто использовал бензиновый мотор для военных целей был Павел Даймлер. Еще в 1904 году он построил первый панцирный самоход, на котором было место и для скорострельной пушки. Панцирные самоходы принялись быстро. В начале первой мировой войны было их немало во всех воюющих армиях. По мере того, как война все больше набирала позиционный характер, возможности для применения этого вида оружия становились все меньше.
С взрывом русской революции панцирные самоходы, и бронепоезда стали одним из главных видов оружия гражданской войны. Были они и в украинской армии и перешли в историю нашей освободительной борьбы.
Употребление панцирной телеги и панцирного поезда, конечно, ограничено, пути которыми они могут пройти предопределены. Панцирная повозка могла стать только тогда грозной атакующей силой, когда ее снимали с колес и клали на специальные плиты. Она потеряла на легкости, но выиграла на силе. Стала чудовищем, которое пролезает через ямы и рвы, карабкается на горы, устраняет из своего пути стены и препятствия. Идею такой телеги предусматривал в одной из своих фантастических новелл, еще перед мировой войной, английский писатель Герберт Уэльс.
И наконец, англичане первыми сконструировали универсальную повозку, которая всюду проедет. Они использовали и приспособили для военных целей машину, которую еще перед войной употребляли при пахоте в Америке. Работали над строением военной телеги англичане в большой тайне и даже боялись произнести ее название. Поэтому во время подготовительных работ употребляли для обозначения новой боевой машины слово «танк». Значит это в английском языке посуду или ящик для хранения вещей. Слово привилось и стало обозначением одного из самого грозного оружия новейшей войны. Боевые ползуны, несмотря на то, что медленно ехали и были хорошей мишенью для артиллерии, своим появлением вызвали гнетущее впечатление среди немецких солдат. Успех нового оружия был в первую очередь психологическим. Наконец танк это уже, наверное, тема для новой (и не одной) большой статьи.
P. S. Старинные летописи рассказывают: Современные вариации боевых колесниц – танки и прочие бронетранспортеры в последнее время занимают большое место не только в военной индустрии, но и игрушечном бизнесе. Скажем, новейшие игрушки — радиоуправляемые модели, частенько выпускаются в виде всевозможных танков, даже позволяя любителям таких игрушек проводить игрушечные танковые баталии.
travel-in-time.org
Боевая колесница Википедия
Рамзес II на боевой колеснице. Копия древнего египетского барельефа.
Колесни́ца — большая двухколёсная повозка (двуколка), использующая как движущую силу скаковых животных[1]. Колесница в ходе развития военной мысли, начиная с 2000 лет до нашей эры, превратилась в один из решающих факторов при ведении боевых действий.
Использование боевых колесниц датируется бронзовым и железным веками. Первые модели колесниц имели четыре колеса и часто носили ритуальный характер.
Важнейшим новаторским изобретением, позволившим собирать двухколёсные надёжные и быстрые колесницы стало изобретение колеса со спицами и ободом. Колесницы такого типа датируются 2000 годом до нашей эры, а пик их использования — 1300 год до н. э. (См. Битва при Кадеше). В течение 700 лет колесницы играли решающую роль на поле военных действий.
Одомашненные лошади древних времён имели размеры крупных пони и не подходили для верховой езды. Поэтому животных запрягали в телегу или колесницу, тягловая нагрузка которых не оказывала серьёзной нагрузки на круп лошади. По мере укрупнения лошадей, содержащихся людьми в неволе, появилась возможность ездить на них верхом, — колесницы уступили место кавалерии. Последующий отказ от кавалерии продиктован экономическими военно-техническими преобразованиями.
Всадник на лошади мог воевать и передвигаться на большие расстояния, тогда как для колесницы требуется относительно ровный ландшафт. Ряд характерных для колесничного боя черт сохранился вплоть до Первой мировой войны (тачанка).
Долгие годы гонки на колесницах оставались излюбленным развлечением людей.
История[ | код]
Европа[ | код]
Первые попытки одомашнивания и разведения лошадей относятся к куро-аракской культуре, начавшейся приблизительно в 3300-годах до н. э. в Закавказье. Изобретение колеса случилось в Месопотамии или на просторах Евразийских степей (современная территория Украины). В первые колесницы IV тысячелетия до н. э. (Майкопская культура) могли запрягаться быки[2][3][4].
В 1980-х годах в старокорсунском кургане IV тысячелетия до н. э. на территории Краснодарского края обнаружено захоронение майкопской культуры с древнейшим из известных на данный момент колёс повозки[5]. В 2002 году при раскопках неподалёку от словенской столицы Любляны обнаружено древнейшее деревянное, неплохо сохранившееся колесо (диаметр 70 см, толщина 5 см) возрастом 5100 — 5350 лет[6].
Самые ранние колесницы использовались синташтинской культурой (найдена в захоронении Кривое озеро, 2026 год до н. э.)[7]. Эта культура, по крайней мере частично, связана с ямной и петровской культурами. В 9 могильниках синташтинской и родственной ей археологами обнаружено не менее 16 погребений с колесницами, самые ранние из которых датируются временем не позднее 2000 года до н. э. Это первые в истории настоящие колесницы — лёгкие повозки с двумя спицевыми колёсами, запрягавшиеся конями, которыми управляли при помощи кольцевых удил, и предназначавшиеся для быстрой езды. Колёса у Андроновской культуры также были со спицами[8][9].