Древний египет походы фараонов. Древний Восток. Древний Египет. 5 класс. История Древнего мира.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Военные походы фараона Тутмоса : тиран или освободитель? Древний египет походы фараонов


Военные походы фараона Тутмоса: даты

Годы жизни фараона Тутмоса  ознаменовались подъемом в стране. Это один ярких и влиятельных фараонов. Он внес вклад в экономическое, культурное развитие страны, покровительствовал ремесленникам и богемы. Сформировал самую сильную армию в Азии.

Правление фараона Тутмоса  III

Фото с сайта hkar.ru

Фото с сайта hkar.ru

Тутмос фактически не мог претендовать на престол. Он был сыном фараона Тутмоса II, но его мать была наложницей, что и закрывало для него путь к престолу Египта. Но судьба распорядилась иначе. Когда умер его отец, Тутмос II, на престол взошла Хатшепсут, жена отца (она же сестра отца). И стала женщиной-фараоном, что само по себе безпрецедентно. Хатшепсут устроила брак Тутмоса с ее дочерью. Он стал официальным соправителем, но без наделенной власти.

Далеко не всем нравилось, что фараоном является женщина. Верховный жрец Менхепер-сенеб и, один из самых влиятельных вельмож Египта, Рехмир, попытались, свергнуть ее с престола. Однако, этот план закончился неудачей. Женщина-фараон правила долгие двадцать лет. Только после ее смерти, Тутмос одел корону. Взойдя на престол, он приказал уничтожить все напоминания о ней: статуи, надписи на храмах. Теперь он стал единоправным правителем. Годы правления Тутмоса  1479-1425 года до нашей эры.Тутмос стал знаменит, потому что провел ряд военных походов, закончившихся победой.  Когда правил Тутмос , удачная военная политика дала толчок для развития Египта. После военных компаний, в стране появилось много рабов, из числа взятых в плен. Что очень помогало при строительстве масштабных сооружений. Например: Карнакский храм с его обелисками, был построен рабами. В том числе талантливыми ремесленниками из других стран, взятыми в плен. Храм был сооружен на золото, добытое в походах. Являлся для Египта символом завоеваний и могущества. Был главным храмом во время правления Тутмоса.

В  годы правления фараона Тутмоса  много внимания уделялось возведению храмов, почти всегда, проекты изготавливал он сам. После удачных походов, храмы пополнялись захваченным золотом, серебром, изделиями из металлов, дерева и другими сокровищами. Из походов он привозил редких животных, птиц.Он был покровителем ремесленников. Фараон иногда сам создавал дизайн кувшинов или другой посуды, а уже потом, по его эскизам изготавливали изделия. Благодаря ему, в Египте стали изготавливать изделия из стекла. А после каждого своего похода, он приводил в Египет самых искусных ремесленников из других стран.Также, благодаря завоеваниям,  столица Египта во времена фараона Тутмоса  , город Фивы, являл собой развитый центр не только Египта, но и Азии. Строились роскошные дворцы и храмы. В городе жило много знатных египетских семей.

Походы фараона Тутмоса

После смерти Хатшепсут, когда фараон Тутмос взошел на престол, начались волнения в Сирии и Полестине. Это подконтрольные государства, платившие дань. Тутмосу нужно было закрепить свое влияние в этих странах. Письменные источники описывают, что восстали азиатские племена во главе с правителем Кадеша, и Тутмос был вынужден оборонять границы Египта от их вторжения. Поэтому официальная версия похода:

Фото с сайта hkar.ru

Фото с сайта hkar.ru

  • Оборона границ государства.
  • Поднятие боевого духа в армии.
  • Накопление опыта для дальнейших походов.
  • Захват большого количества пленных, они официально были рабами.
  • Захват большого количества золота, серебра, драгоценных тканей и много другого

1503 год до нашей эры – это  дата военных походов Тутмоса , дата начала блистательных завоеваний. Окрыленный победой, после первого военного похода, фараон решил не останавливаться и продолжить завоевания дальше. В результате  военных походов фараона Тутмоса , была завоевана вся Сирия. Были подавлены восстания сирийского населения, подчинены все племена, а власть полностью перешла пол контроль к фараону.

Ряд азиатских царей, увидев, что власть фараона закрепляется в Азии, стали присылать ему ежегодную дань. Ограждая себя от завоевательных походов тирана.Взгляд фараона был направлен на завоевание Сирии, Финикии и Палестины. Это помогло фараону установить экономическое и политическое господство в Передней Азии. Позже были организованы военные походы в Нубию и в соседние с ней страны.

Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо

Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо кратко  характеризуется, как самый победоносный из всех походов. Произошло сражение на второй год единовластного правления фараона.Войска антиегипетской коалиции разбили лагерь вблизи Мегиддо, их задачей являлось удержание укрепленного города. Армии фараона, для достижения цели, нужно было пересечь Кармельский горный хребет. Через него проходили три дороги. Узкая тропа посередине и две широких по сторонам. Пройдя через них, египтяне могли бы выйти к юго-восточной и северо-западной частям города. Несмотря на опасение египетских военачальников идти по центральному маршруту, фараон Тутмос III лично возглавил армию и прошел через тропу.14 мая был разгромлен авангард противника и египтяне вышли к долине, где у них появилось пространство для развития маневра и можно было развернуть войско. Тутмос приказал не вступать в сражение до тех пор, пока не подтянутся основные силы. Армия противоборствующей им антиегипетской коалиции не форсировала события и не спешила начинать сражение.

Фото с сайта hkar.ru

Фото с сайта hkar.ru

Египтяне решили разбить свой лагерь южнее ручья Кины. В ночь на 15 мая левое крыло египетской армии выдвинулось к Зефти, с целью отрезать противнику все пути отхода на север. Уже под утро, египетские войска были подготовлены к битве. Фараон первым бросился в бой, во главе своего десятитысячного войска. Стоящие под стенами крепости армии Кадеша, Мегиддо и их союзников (восставшие азиатские племена), сопротивлялись недолго и, довольно быстро, были обращены в бегство.Египтяне упустили шанс сходу взять город, так как занимались грабежом вражеского лагеря. Поэтому правителю Кадеша, который и поднял мятеж, удалось бежать из осажденного города. Подойдя к городу, Тутмос взял его в осаду. Вокруг города возвели ограду из деревянного частокола. Египтяне назвали ее «Тутмос, осаждающий азиатов». Нескольким правителям, находящимся в городе, посчастливилось сбежать, и они тут же поспешили предложить фараону мир.

Фото с сайта hkar.ru

Фото с сайта hkar.ru

Спустя долгие семь месяцев, гарнизон Мегиддо капитулировал, причиной сдачи являлся голод, который начался из-за заканчивающихся запасов провизии. Египтянам достались очень большие трофеи: около 900 колесниц, 2200 лошадей и большое количество скота.

Завоевание Мегиддо было очень важным в стратегическом плане, и Тутмос, поняв это, решил не медлить и продолжил свое шествие на север. Вскоре, ему покорились три Ливанских города: Нугес, Иноам а так же Херенкеру. Египтяне, для преграждения пути на юг, возвели на севере крепость. К этому времени у Тутмоса был контроль над всей Палестиной.Взятие Мегиддо являлось не только важным стратегическим успехом, для дальнейшего завоевания Палестины и Сирии, но и важным событием в дальнейшем существовании и процветании Древнего Египта, так как было подавлено восстание азиатских племен, и фараон показал мощь своей армии.

Вывод

Тутмос III значительно расширил территории Египта и свое влияние в Азии. Он создал сильнейшую и непобедимую армию, с которой он провел много успешных походов и стал правителем обширных земель.Создание мощной армии и дальнейшие завоевания земель, дали мощный толчок развитию при Тутмосе ремесленничества и культуры. В стране появилось много рабов, а значит много живой силы. После походов много золота оседало в казне, которое шло на строительства, пожертвования для храмов и развития экономики.Тутмос III, вошел в историю Египта как завоеватель, а также благодаря тому, что при нем Египет был процветающей страной. Из всех фараонов, именно он провел самое большое количество походов и подчинил большое количество земель.

Большинство Азиатских правителей все-таки считали его тираном, которому они вынуждены платить дань, и который угонял в рабство жителей азиатских стран.Однако, после смерти Тутмоса, его последователям так и не удалось удержать границы государства в рамках его завоеваний.

perstni.com

Военные походы фараонов Египта |

Надписи египетских фараонов Среднего Царства пестрят указаниями на многочисленные военные походы, организованные с целью завоевания Нубии и областей Южной Сирии. Особенно свое внимание фараоны Среднего Царства обращали на завоевание Нубии, этой богатой золотом страны.

Аменемхет I (2000—1980 гг. до н. э.) совершил военный поход в Нубию, завоевав некоторые её области, о чём он с гордостью сообщает в своём «Поучении». Сенусерт I продолжал его завоевательную политику и несколько раз совершал военные исходы на юг, достигнув Вади-Хальфы, о чём свидетельствует памятная стэла, поставленная здесь военным командиром Ментухотепом. На этой стэле изображён царь перед богом Монту, «владыкой Фив», который в ту эпоху считался вдохновителем и покровителем завоевательной деятельности фиванских фараонов. С большой гордостью, несомненно, преувеличивая свои военные заслуги, царь говорит, обращаясь к богу: «Я поверг к твоим ногам, благой бог, все страны, которые находятся в Нубии». Строго каноническая художественная композиция наглядно изображает, как широко использовалась в те времена религия для оправдания захватнических войн. На рельефе, покрывающем эту стэлу, представлен бог войны, который ведёт и как бы передаёт царю вереницу связанных пленников, символизирующих завоеванные нубийские города. Под головой и плечами каждого пленника овал содержит название захваченного города. Удачный поход Сенусерта I (около 1980—1935 гг. до н. э.) в страну Куш (Нубия) описан также и в автобиографии бени-хасанского номарха Амени. Этот вельможа считал своей особой заслугой то, что он следовал за царём, «когда тот плыл вверх по течению, чтобы уничтожить своих врагов в четырёх иноземных странах». Конкретизируя эту несколько общую фразу, Амени с гордостью говорит о том, что он «прошёл через Нубию, поплыл вверх по течению» и «расширил границы», причём «не было потерь в его войсках». Очевидно, в эту эпоху египтяне покорили племена маджаев. Номарх Элефантины, вельможа Сиренпут, в своей надписи в Ассуане говорит о том, что ему сообщали о доставке из области маджаев продуктов в качестве дани князей иноземных стран.

Более крупные завоевательные походы на юг совершил фараон Сенусерт III (1887—1849 гг. до нашей эры), который в течение своего царствования четыре раза ходил войной на Нубию. Его походы привели к окончательному покорению Нубии. Сенусерт III не только покорил Нубию вплоть до области 2-го порога, но и построил здесь ряд египетских крепостей, развалины которых сохранились до нашего времени в Семнэ, в Куммэ и в ряде других мест, давая яркое представление о развитии крепостного строительства в Египте в эту эпоху. Эти крепости должны были защитить южную границу Египетского государства и помешать нубийским племенам совершать походы в области, принадлежащие Египту. В торжественных надписях, найденных в южном пограничном районе, Сенусерт III объявил о своих победах и завоеваниях в Нубии, где он установил новую границу Египетского государства, значительно отодвинув её на юг. По приказу фараона отныне не имел права переходить эту границу ни один туземец, за исключением тех, которые шли торговать в особое, предназначенное для этого место. Очевидно, египетское правительство, ведя упорную борьбу с целью полного покорения Нубии, имело все основания опасаться восстаний среди недавно покорённых свободолюбивых племён Восточной Африки. Позднейшие египетские фараоны, продолжавшие политику завоевания Нубии, начатую Сенусертом III, сохранили воспоминание о его обширной завоевательной деятельности, считая его первым завоевателем Нубии и почитая его в египетских храмах Нубии в качестве бога — хранителя этой страны. Память о завоевательной деятельности Сенусерта III сохранилась вплоть до позднего времени, в частности в трудах греческих и римских писателей.

egypten.ru

Древний Восток. Древний Египет. 5 класс. История Древнего мира. - Военные походы фараонов.

Комментарии преподавателя

Египет, как и все государства Древнего мира, формировался как военный лагерь. Главной целью знати было обогащение. Укрепив власть в стране, фараон и его вельможи приняли решение расширить границы своего государства. Началась эпоха военных походов фараонов.

Владыки Египта стали укреплять свою власть, расширять владения, накапливать богатства. Чтобы вести войны, фараоном необходимо было большое обученное войско. С этой целью каждого десятого юношу забирали  на долгие годы в армию, а из богатств накопленных фараонами нанимались иноземные воины.

 

Основой войска была пехота, вооруженная преимущественно луками и стрелами, а так же кинжалами и копьями. Для защиты воины использовали деревянные щиты, обтянутые кожей, тело закрывал кожаный нагрудник, а голову шлем.

Благодаря изобретению нового металла – бронзы, египтяне получили преимущество над врагами. Бронза – это сплав меди с оловом, она прочнее меди и позволяла перерубать медное и каменное оружие, которым пользовались враги.

 

Еще одно серьезное преимущество перед врагами египтяне получили после изобретения  боевых колесниц. Колесница представляла собой двухместную повозку, запряженную парой лошадей. На колеснице находились два воина: один управлял конями, другой, вооруженный луком, обстреливал  неприятеля. Борта колесницы, защищавшие ноги воинов, обтягивали кожей и украшали металлическими бляхами. На головах коней развивались разноцветные страусовые перья. Использование колесниц позволяло быстро окружать и внезапно нападать на противника. Колесницы стоили дорого, поэтому колесничими могли быть только знатные египтяне. Кроме того, у колесничих было больше шансов выжить, так как они вступали в бой последними.

 

Существовало три основных направления военных походов:

1.         На юг в страну Нубию, с целью захвата золотых рудников и слоновьей кости;

2.         На запад, через Ливийскую пустыню, население которой занималось скотоводством;

3.         На северо-восток, в Азию, где располагался богатый полезными ископаемыми Синайский полуостров, а далее, на севере, могущественные государства – Палестина, Финикия и Сирия, откуда привозили серебро и олово, дорогие ткани и древесину.

Самых больших успехов добился фараон Тутмос, живший около 1500 года до н.э. При нем была захвачена Нубия, а так же большая территория в Азии, вплоть до реки Евфрат.

На покоренных территориях фараоны оставляли своих наместников, обеспечивая их войсками. Наместники обязаны были собирать дань и отправлять ее в Египет. Самым распространенным товаром стали обращенные в рабство пленники.

 

 

Население Египта радовалось победам. Во время праздников, устраиваемых фараонами, перед ликующей толпой проходили войска в парадных одеждах, везущие богатую добычу. Фараон одаривал народ подарками.

Но захваченные в походах ценности делились не справедливо. Большую часть забирал себе фараон. Остальное он раздавал своим военачальникам и колесничим. Большинство воинов длительные походы разоряли. Пока они воевали, земельные участки зарастали, дамбы разрушались, каналы пересыхали. Со временем, недовольные таким положением египтяне стали поднимать восстания против власти фараонов. Это вынудило правителей нанимать в войско чужеземцев, выдавая им плату из казны. Фараоны рассчитывали, что в случае заговора вельмож или восстания простых египтян наемники быстрее придут на помощь.

В I тысячелетии до н.э. египтяне сами  стали подвергаться регулярному нашествию врагов. Что, в итоге, привело к падению великого государства.

Единое государство в Древнем Египте зародилось около 3000 г. до н.э. в результате завоевания Нижнего Египта Верхним. С тех пор правители Египта вели постоянные войны с соседями ради захвата территории и рабов, а так же получения новых богатств в свою казну. Наиболее успешные походы проводил фараон Тутмос, расширивший границы государства до реки Евфрат. Завоевательные походы с одной стороны, обогатили фараона и его вельмож, с другой, привели к разорению земледельцев и запустению самого Египта.

 

К занятию прикреплены файл  «История войн.» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время .

 

 

Использованные источники:  

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Voennye-pokhody-faraonov

http://www.youtube.com/watch?v=qlzMu3TnPaw

http://www.youtube.com/watch?v=eCRtCWYRxI0

http://www.youtube.com/watch?v=-5XnoVwWnb8

http://www.youtube.com/watch?v=68tmuZREyGg

www.kursoteka.ru

Военные походы фараонов - История

Военные походы фараонов

Проверка домашнего задания:

1. С какой целью египтяне на стенах гробниц изображали са-:мого вельможу, его семью и слуг?

2. Как жили вельможи в Древнем Египте? Опишите по рисунку (с. 41) усадьбу вельможи.

3. Какие поручения давал вельможам фараон?

План:

1. Вооружение египетского войска.

2. Походы египетских фараонов.

3.Цели и последствия походов Тутмоса III.

Новые понятия: Тутмос, бронза,

Изучение нового материала:

1. Войско фараонов в середине 2-го тыс. до н. э.

Около 1500 г. до н. э. Египтом правил фараон Тутмос. В те времена Египетское царство было настолько сильно, что ни­какие чужеземцы не угрожали ему. Фараоны использовали силь­ное войско для завоевания новых земель и удержания под своей властью покоренных стран. Большую часть войска составляла пехота. Исход войны во многом зависел от ее выучки и выносливости. Набор в войско производили писцы по приказу фараона, большинство новобран­цев было из земледельцев. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть копь­ем, топориком и кинжалом. Ленивых безжалостно избивали пал­ками, раны от побоев на голове и теле долго не заживали. В те времена при изготовлении оружия широко использовали бронзу. Бронза: медь (9/10) + олово (1/10) = бронза — медь и олово — мягкие металлы, а сплав этих металлов, называемый бронзой, намного тверже как меди, так и олова.

По роду оружия пехота делилась на стрелков из лука — лучников и копейщиков. Лучников можно рассмотреть на древнееги­петских росписях (с. 44—45). Лук был основным видом дально­бойного оружия. Стрелы часто делались из тростника с бронзовыми наконечниками, их носили в особых футлярах — колчанах. Во время сражения лучники для быстроты и удобства вынимали из колчана сразу по нескольку стрел и держали их в правой руке между большим и указательным пальцами.

Копейщики на рисунках учебника представлены древнеегипет­скими статуэтками и настенной росписью (с. 43, 46). Египетское копье состояло из длинного крепкого древка и бронзового нако­нечника. Распространенным оружием для рукопашного боя были боевые топоры. Лезвие топора привязывалось к деревянной руко­ятке кожаным ремнем. Щиты пехотинцев состояли из деревянной или сплетенной из крепкого тростника основы, обтянутой кожей. Металлические шлемы в Египте были большой редкостью. Обыч­но воины надевали шапочки из кожи или льна, часто имевшие полосы. Иногда на шапочках были закреплены круглые металли­ческие бляхи.

Посмотрите древнеегипетскую роспись (с. 46): древ­ний мастер прекрасно передал стремительное движение отряда копейщиков, его выучку и сплоченность. Все шагают в ногу, во­ины в полосатых шапочках вооружены щитами, копьями, топо­риками и искривленными мечами.

Фараон и его вельможи сражались в панцирях, которые стоили очень дорого. Панцирь представлял собой длинную рубаху из кожи или льняной ткани с короткими рукавами. Эта рубаха была покрыта рядами продолговатых металлических пластин. Каждая имела отверстие, посредством которого она прикреплялась креп­кой ниткой к основе, панцирь имел до 450 пластин.

Во главе армии стоял верховный власти­тель страны — фараон. Во всех важнейших сражениях он лично командовал войском. Льстивые и угодливые вельможи приписы­вали фараону все военные победы. «О, если бы не его величест­во, — говорили они, — да живет он, да здравствует, да будет бла­гополучен! Мы никогда бы не разгромили вражеское войско». Рассмотрите древнеегипетские рос­писи (с. 44—45): на первом плане изображено не войско, а ог­ромная фигура фараона, поражающего стрелами врагов.

Лет за пятьсот до фараона Тутмоса в Египте стали разводить лошадей, приведенных из Азии. Это позволило создать особое колесничное войско, игравшее ог­ромную роль в египетской армии (рассмотреть рисунок, с. 45, 47). Боевая колесница представляла собой небольшую по размерам двухколесную повозку, легкую, подвижную и вместе с тем устойчивую на поворотах. В нее обычно запрягали двух ко­ней. Владельцами колесниц - колесничими - были знатные и богатые египтяне: коней им давали в царских конюшнях, но ко­лесницы, упряжь, панцири они покупали сами. В сражениях ко­лесницы шли на прорыв, врывались в гущу вражеского войска, вселяя в него ужас. Они обращали в бегство побежденных и без­жалостно преследовали их. Управлял лошадьми возничий, а стре­лял из лука владелец колесницы. И хотя один принадлежал к знати, а другой был простым воином, их связывала общая судьба. Они понимали друг друга с полуслова: от расторопности возниче­го, его умения править лошадьми, а также умения вовремя при­крыть щитом владельца колесницы зависела жизнь их обоих.

? Опишите выступление войска фараона в поход по рисунку нашего времени (с. 47).

2. Завоевания фараонов.

Желательно перед уроком нарисовать цветными мелками на доске картосхему, которая будет использо­вана в ходе рассказа о завоеваниях фараонов.

1. Учитель рисует стрелку, направлен­ную к югу от первого порога. Посмотри­те на карту учебника: какая страна была завоевана при фараоне Тутмосе? Получив ответ, учитель делает на медовой карто­схеме надпись «Нубия» эта страна была богата золотом.

2. Рисуется стрелка от дельты на запад. В какую страну вторгались войска фара­онов? Получив ответ, учитель делает надпись «Ливия» - египтяне угоняли из этой страны стада скота и пленников, которых обращали в рабство.

3. Рисуется стрелка от дельты на юго-восток. Какой полуостров был захвачен войсками фараонов? Делается надпись «Синай»; Синайский полуостров был богат залежами медной руды.

4. Рисуется стрелка на север, в Палестину. Как называется эта страна, покоренная фараонами? Рисуется еще одна стрелка, пересекающая Сирию. Какая страна к северу от Палестины была завоевана египтянами? Рас­смотрите карту; вдоль берега Средиземного моря находилась еще одна страна, покоренная фараонами. Буквы, обозначающие ее название, как будто плавают в море — что это за страна? Получив ответы, учитель пишет на схеме: Палестина, Сирия, Финикия. До какой реки доходили владения египтян на севере? (Евфрат.)

Подвластные Египту города Палестины, Финикии и Сирии отказались платить дань и заключили между собой военный союз. Владыка Египта фараон Тутмос, преодолев Синайскую пустыню, вторгся с войском в Азию. Дальнейший путь его отрядам пре­граждали горы. На военном совете вельможи предостерегали мо­лодого царя:

— За крутым хребтом крепость Мегиддо. Ведут к ней разные дороги: прямая через горы узка. И враг не станет ждать, пока все войско выйдет из теснин: он нам навяжет бой. Путь в обход длиннее, но безопаснее!

Тутмос, однако, пошел на риск,

— Клянусь любовью отца моего бога Амона-Ра, мне по душе кратчайший путь. Сам встану впереди воинов. Да сокрушим врага внезапным нападением!

Узкая тропа нависла над пропастью. «Его величество шел во главе войска, указывая своими шагами путь каждому человеку и лошадь шла за лошадью», — гласит древнеегипетская летопись, высеченная на камне. Войско двигалось так быстро и организо­ванно, что враги не успели ему помешать. При выходе из ущелья египтяне разбили лагерь для ночлега. Не спали лишь караульные, которым наказали: «Будьте мужественны-мужественны! Будьте бди­тельны-бдительны!»

Утром египтяне рассмотрели сверкающие на солнце мощные стены Мегиддо, нижняя часть которых была из каменных глыб, а верхняя — из сырцовых кирпичей. Чуть позже стали видны и главные силы врага, надвигавшиеся на лагерь. Бой завязали еги­петские лучники. Их отцы были земледельцами, но по воле фа­раона сыновья сменили мотыги и серпы на луки и колчаны, полные смертоносных стрел.

Опустошив колчаны, лучники расступились. На врага лавиной понеслись колесницы... Фараон Тутмос сам возглавил войска егип­тян. Разноплеменные отряды врагов, лишенные единого коман­дования, обратились в бегство. «Они бежали сломя голову в Ме­гиддо, бросив коней и свои золотые и серебряные колесницы», - сказано в той же высеченной на камне летописи.

Широко распахнулись ворота крепости. Тут бы египтянам и ворваться вслед за отступавшими! Но войско не повиновалось больше Тутмосу. Колесничие, лучники и копейщики помышляли только о грабеже. Они срывали с убитых и раненых одежды, пояса с золотыми пряжками, кинжалы в серебряной оправе. Они ловили лошадей, отрывали золотые пластинки от колесниц, вязали попар­но пленников. Повальный грабеж продолжался долго, и время было упущено. Ворота Мегиддо захлопнулись. Последних беглецов втягивали в город за их одежды на спущенных сверху канатах.

И тогда Тутмос велел вязать лестницы и идти на штурм.

— Мои победоносные воины! — произнес он. — В крепости заперты жалкие царьки враждебных стран: овладеть Мегиддо — это значит взять тысячу городов!

Защитники засыпали осаждающих стрелами, камнями, копья­ми. Приступ был отбит с большими для египтян потерями. Разъ­яренный Тутмос приказал вырубить в округе все сады. Крепость окружили валом и заслоном из срубленных деревьев. Никто не мог проникнуть в город.

Шли месяцы. Все так же сверкали на солнце белые зубцы башен. Но силы осажденных таяли. В переполненном городе на­чались болезни, не хватало продовольствия. Наконец голод заста­вил сдаться защитников Мегиддо. «Царьки чужеземных стран приползли на животах, чтобы испросить дыхание для своих но­сов», — сообщает летописец, описавший этот поход и убежден­ный в праве фараона властвовать над странами и народами.

Горе вошло в Мегиддо. По его улицам рассыпались жадные да добычи воины. Фараон лично руководил дележом награбленного!

Взятие Мегиддо открыло путь к дальнейшим завоеваниям! 17 грабительских походов совершил Тутмос.

3. Последствия завоевательных походов.

Самые крупные завоевания совершил фараон Тутмос. При нем Древний Египет превратился в сильнейшее государство, его владения на юге доходили до четвертого пм рога на Ниле, а на севере — до реки Евфрат. После каждого похода войска возвращались с добычей в столицу Египта, которой был уже не Мемфис, а город Фивы. Тысячи пленников превращали в рабов и отправляли строить гробницы, пасти стада, ухаживать за садами и виноградниками, обслуживать фараона и богачей.

Одних египтян войны обогащали: фараоны делились добычей с военачальниками и колесничими, щедро одаривали их землями и скотом, рабами, ценной древесиной, драгоценными сосудами и тканями, золотыми и серебряными украшениями. Вельможи становились еще богаче, чем были прежде.

Других египтян длительные войны доводили до обнищания. Земледельцам приходилось надолго покидать свои селения... Торопятся, спешат домой лучники и копейщики. Как там жена и дети? Тяжело без мужчин вести хозяйство! Запустели участки, посевы топчут бегемоты, уничтожают птицы. Войны разоряли основное население страны — ее тружеников. Вот почему фараоны постепенно перешли к набору в войско чужеземцев-наемников умевших воевать, но не всегда надежных в бою.

По ходу урока делаются записи на доске и в тетради.

Военные походы фараонов

Правление Тутмоса (около 1500 г. до н. э.) Медь (9/10) + олово (1/10) = бронза

Домашнее задание: § 9. Вопросы и задания к § 9

multiurok.ru

военные походы фараонов.doc - Военные походы фараонов

Конспект урока истории в 5 классе

Тема урока: «Военные походы фараонов».Цель урока: Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.Планируемые результаты:Личностные: воспитание чувства само­ и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества. Метапредметные:

понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины,характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознаватьинтересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работатьс исторической картой; использовать документы и произведения искусства как историческийисточник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая навопросы учителя.Тип урока: ознакомление с новым материалом.Методы обучения: объяснительно­иллюстративный, проблемный, эвристический. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах и группах.Средства обучения: проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, рабочие тетради, карта«Древний Восток. Египет и Передняя Азия», памятки для трех групп «Характеристика устного ответапо истории», карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, карточки группам.Основные понятия изучаемые на уроке: пехотинцы ,боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.

Технологическая карта№п/п12ЭтапУУДучительДеятельностьучащиесяЭОРОргмоментУметьорганизовываться кработеПроверкадомашнегозадания

оценитьУметьвыполненныезадания в рабочихтетрадяхПроверяет готовность к уроку, зачитывает состав групп. Организует отчёт консультантовПриветствуют учителя, садятся по группамКонсультантыдокладывают о выполнении домашнего задания в группах3Актуализаци Уметь подготовить Учитель вызывает к Ученик готовится к Время(в минутах)127

znanio.ru

Урок "Военные походы фараонов"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №38

Конспект урока истории в 5 классе

Учитель: Ортабаева Оксана Юрьевна

Тема урока: «Военные походы фараонов».

Цель урока: Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные: развитие умений работы с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах и группах.

Средства обучения: проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, рабочие тетради, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», памятки для трех групп «Характеристика устного ответа по истории», карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, карточки группам.

Основные понятия изучаемые на уроке: пехотинцы ,боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско.

Технологическая карта

п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку, зачитывает состав групп.

Приветствуют учителя, садятся по группам

2

Проверка домашнего задания

Уметь оценить выполненные задания в рабочих тетрадях

Организует отчёт консультантов

Консультанты докладывают

о выполнении домашнего задания

в группах

3

Актуализация опорных знаний по теме: «Занятия жителей Древнего Египта».

Уметь подготовить устный ответ по карточке, работать с настенной картой, осуществлять контроль результатов.

Учитель вызывает к доске ученика для работы с понятиями и раздает 2-м ученикам индивидуальные задания на карточках - см. в Приложении 1.

Подведение итогов, выставление оценок .

Ученик готовится к ответу по карточке. см. в Приложении 1. Ответ ученика по карточке. Оценивание ответа другим учеником по желанию, по памятке «Характеристика устного ответа по истории» см. в Приложении 2.

Ответ ученика у доски (нужно дать определение понятиям, которые были изучены на прошлых уроках, каждое определение ученики записывают в словарик): цивилизация, государство, неравенство, фараон, налоги, обмен, папирус, оазис, дельта.

Работа 2-х учеников по карточкам с индивидуальными заданиями.

4

Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Вступительное слово учителя по теме:

« Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта. Вельможи вместе с фараонами участвовали в военных походах. Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы…

(план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана). План:

1.Египетское войско: вооружение, комплектование, виды;

2.Цели военных походов;

3.Походы египетских фараонов;

4.Последствия походов Тутмоса III;

5.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Учащиеся формулируют предполагаемые вопросы, которые будут рассмотрены на уроке.

Сверяют с планом, записанным учителем.

Презентация

5

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

6

Изучение нового материала

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины. Формирование умения смыслового чтения,

организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки Сообщение по первому вопросу плана (в объеме материала учебника). рассматривают иллюстрации учебника

Учебник страница 43-46

7

Первичное применение нового знания

Формирование умения смыслового чтения,

организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам (виды египетских войск, способ формирования войска).

Отвечают на вопрос №1-2 страница 48.

Слайды презентации

8

Самостоятельная работа в парах

Уметь подготовить устный ответ по карточке, работать с документом. Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь.

Организует работу в парах. Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Вопросы к документу:

•Для чего фараоны совершали военные походы в другие страны?

•Что захватывали в качестве добычи в таких походах воины Египта?

•Какой характер носили войны?

Самостоятельно выполняют задание по документу. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой.

Запись в тетради (причины и характер военных походов)

9

Работа с картой.

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.

Организует работу по коррекции знаний с применением карты.

Учитель просит внимательно посмотреть на карту и ответить на вопросы:

•Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)

•В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)

•Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины).

Все географические названия учитель показывает на карте.

Учащиеся отвечают на вопросы и показавают географические названия на карте. Сравнивают карту на доске с картой учебника Запись ответов в тетради.

Карта

«Древний ВостокЕгипет и Передняя Азия»,

10

Самостоятельная работа в группах

Формирование интереса к предмету.

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины. Формирование умения смыслового чтения,

организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля, взаимопомощь, умение работать в группе.

Организует учащихся на самостоятельную работу в группах, оказывает помощь при затруднениях.

Ученики, работая в группах, изучают 3 – 5 вопросы плана самостоятельно.

Каждой группа работает с вопросами на карточках, для этого использует текст и иллюстрации учебника (1 группа работает с п. 3, 2 группа – п. 4, 3 группа – п. 5). Карточки с вопросами смотри в Приложении 2.

Ответы на вопросы: командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Ответы на вопросы всех команд ученики кратко записывают в тетрадь.

11

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Рефлексия:

Были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете?

Подводит итог урока, выставляет оценки.

Отвечают на вопросы, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.

12

Домашнее задание

Выучить пар.9, ответить на вопросы, в конце параграфа,выполнить задания в рабочей тетради.

Приложение 1

Карточка для устного ответа на вопрос по изученной теме

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Занятия жителей Древнего Египта».

Для этого вспомни и ответь на вопросы:

• Какие занятия существовали у древних египтян?

• Как жили и чем занимались древнеегипетские земледельцы?

• Как жили и чем занимались древнеегипетские ремесленники?

• Как жили и чем занимались древнеегипетские писцы?

• Как жили и чем занимались древнеегипетские вельможи?

• Как становились рабами? Как жили и чем занимались рабы?

Сделай вывод, а равны ли были жители Древнего Египта?

Индивидуальная работа по карточкам – задания на карточках

1. В древнеегипетском поучении отец наставляет сына: «Обрати своё сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».

Ответь на вопросы:

1. Чему учит отец сына?

2. Как, по его мнению, можно стать писцом?

3. Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?

2. Прочитай отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответь на вопросы.

Я – раб царя. С восхода до заката

Среди других совершаю тяжелый труд.

И кус глиной – единственная плата

За стон, за пот, за тысячи минут.

Я – раб царя, и жребий мой безвестен;

Как тень зари исчезну без следа.

Меня с земли судьба сотрет, как плесень;

Но след не минет скорбного труда,

И простоит близ озера Мерида

Века веков святая пирамида.

Ответь на вопросы:

1. О чем идет речь в этом стихотворении?

2. Что прославлял его автор?

3. Почему раб так говорит о пирамиде в последней строчке?

4. Какие выводы о жизни рабов в Египте можно сделать, прочитав это стихотворение?

Приложение 2

Памятка для учеников «Характеристика устного ответа по истории»

1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2. Обрати внимание, по существу вопроса отвечал твой одноклассник.

3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

4. Дополни или исправь ответ одноклассника.

5. Есть ли вывод в конце выступления, если нет, сделай его сам.

6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала есть существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся, использование учебника), в ответе есть существенные ошибки. Речь нечеткая, несвязная, прерывистая, непонятная.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто, существенные и множественные ошибки в содержании ответа, отказ отвечать.

Карточки с вопросами для работы в группах

1 группа (вопросы по пункту 3):

• Какие племена были соседями египтян?

• Какие богатства прельщали фараонов Египта в соседних странах?

• Какой фараон и когда совершил самые крупные завоевания?

Сделайте вывод об итогах военных походов фараонов Египта?

2 группа (вопросы по пункту 4):

• С какой добычей возвращались египетские войска домой?

• Как появлялись рабы в египетском государстве, как обращались с рабами?

• Почему пленники считались главной добычей на войне?

Сделайте вывод о том, какой характер носили военные походы фараонов?

3 группа (вопросы по пункту 5):

• Как жил простой воин?

• Как жила семья война?

• Как вы думаете, как делились богатства, захваченные во время военных походов?

infourok.ru

Урок №11 Тема урока «Военные походы фараонов» 1

скачать Урок № 11 Тема урока «Военные походы фараонов» 1. Цель: подвести учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

2. Задачи: - образовательные – изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта, научить распознавать интересы различных общественных групп;

- развивающие – продолжить формирование умений правильно работать с исторической картой, использовать документы и произведения искусства как исторический источник, продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя;

- воспитательные – воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», учебник Вигасин А.А. История Древнего мира, карточки –тесты, презентация « Военные походы фараонов»

Ход урока:

1. Организационный момент 1-2мин.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме:

Ответ ученика у доски (нужно дать определение понятиям, которые были изучены на прошлых уроках, каждое определение ученики записывают в личный словарик): цивилизация, государство, неравенство, фараон, налоги, обмен, папирус, оазис, дельта – 5 мин.

  • Работа по карточкам с индивидуальными заданиями – сдают через 5мин.
    1. Какую историю мы изучаем?
    2. Древнюю историю какой страны мы изучаем?
    3. Как сами египтяне называли свою страну? Почему?
    4. Где находится Египет?
    5. О жизни какой части населения мы говорили на прошлом уроке?
    6. Кто такой «вельможа»?
    7. Из каких исторических источников мы узнали о жизни вельмож в Древнем Египте?
    8. С какой целью египтяне изображали на стенах гробниц самого вельможу, его семью и слуг?
    9. Как жили вельможи?
    10. Каковы были занятия вельмож в Древнем Египте?
    11. Как вельможи относились к фараону? Какие чувства они испытывали при встрече с ним?

3. Переход к изучению новой темы.

Вступительное слово учителя по теме: (Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта. Египетские фараоны старались укрепить свою власть, расширить территорию своего государства и укрепить центральную власть. Для этого они организовывали военные походы . Вместе с фараонами вельможи участвовали в военных походах. Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы… план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана). 4. Изучение новой темы. План:

1.Египетское войско: вооружение, комплектование, виды;

2.Цели военных походов;

3.Походы египетских фараонов;

4.Последствия походов Тутмоса III;

5.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.

Что необходимо для ведения военных походов?

Чтобы организовывать военные походы необходимо было войско: большое и хорошо обученное.

В Египте было много чиновников.

? Кто такой чиновник?

(государственный служащий)

  1. Некоторые из чиновников вели строгий учёт населения: каждого10 юношу забирали в армию и не на 2-3 года. Быть воином – это профессия на много лет, рабов не брали. Большинство - крестьяне.
Войско фараонов делилось на отряды, воины которых владели в совершенстве каким-либо видом оружия. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать ширенгами, стрелять из лука,владеть копьем и кинжалом. Ленивых безжалостно избивали палками, раны от побоев на голове и теле долго не заживали. Исход войны во многом зависел от действия пехоты, от её выучки и выносливости. По вооружению пехота делилась на:
  • Тяжеловооружённую (копья, топорики, щиты, искривлённые мечи)
  • Легковооружённая (стрелки из лука)

Задание:

Стр. 45 иллюстрация «Военный отряд» (слайд №5,6,7,8,9)

Опишите, каким вы видите египетское войско? Чем вооружены воины?

(сплочённым, стремительным)

В пехотных полках было до 30 тысяч воинов. Это много по тем временам.

В те времена при изготовлении оружия широко использовали бронзу. Бронза это сплав Олова и меди ,

Олово какой металл? ( очень мягкий, также как и олово, а сплав из этих металлов намного тверже и прочнее.

О чем вы сейчас узнали ?

1. Египетское войско

А) типы: легковооруженное

Тяжеловооруженное

Б) вооружение

В) комплектование

Во 2 тысячелетии в Египте стали разводить лошадей, привезённых из Азии.

? А раньше, силу каких животных использовали египтяне?

(быки и коровы) Использование лошадей позволило создать большое колесничное войско, являвшееся ударной силой войска фараона.

Боевая колесница представляла собой небольшую двухколёсную повозку, лёгкую и подвижную. В неё обычно впрягали 2-х коней.

Иллюстрация на стр. 46) Опишите внешний облик колесницы. ( слайд №10)

Какие египтяне могли приобрести колесницу? Какую роль играли колесницы на войне? Колесница стоила очень дорого, поэтому колесничими могли быть только знатные египтяне

Познавательная задача. Во время сражения египетские колесничие часто прибегали к маневру, который назывался «гнев фараона» и производил страшное опустошение в рядах противника. Чем были опасны колесницы и в чем заключался маневр «гнев фараона»? Ответ: страшны были колесницы концами выступающих осей. Это были острые длинные ножи, которые, когда колесница врывалась в расположение врага, скашивала людей, как траву. Суть маневра «гнев фараона» состояла в том, что колесницы врывались в расположение врага и, развернувшись, мчались вдоль всего фронта от фланга до фланга.1

О чем вы узнали сейчас, как обозначим пункт нашего плана?

Г) колесничие войско

Итак, египетским фараонам удалось создать сильную боеспособную армию?

. Работа с картой (с. 44 учебника). Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы: используя карту , выясним основные направления походов фараонов. ( слайд №12)

  • Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)
  • В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)
Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины). 2. Работа с историческим источником. Учитель зачитывает документ о том, как проходила битва у города Мегиддо, потом задает вопросы классу (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.) Вопросы:
  • Для чего фараоны совершали военные походы в другие страны?
  • Что захватывали в качестве добычи в таких походах войны Египта?
  • Какой характер носили войны?
  • На доске заполняется таблица; одновременно учащиеся показывают на карте страны, ставшие объектом агрессии Египта и географические направления (северо-восток, юг, запад). Какую добычу привозили египтяне из этих стран?
Ливия Е Синайский полуостров, Палестина, Сирия, Финикия
Скот Г медь, дерево, серебро, благовония, ткани, украшения
И
П
Е
Т
Нубия
Золото

22 года фараон Тутмос III жил не в Египте, которым должен был править. Царица Хатшепсут, его мачеха, захватила власть ещё в 1525 году до н.э., когда её объявили соправительницей Тутмоса II, отца Тутмоса III. Она правила Египтом мирно и спокойно. Снаряжала торговые экспедиции в разные страны, строила богатые храмы. При ней Тутмос стоял во главе египетской армии и проявил себя способным полководцем. Хатшепсут умерла в 1503 году, и уже в этот год Тутмос III собрал большое войско и отправился в Сирию. Ему было непросто: Египет не воевал более 20 лет - старые воины одряхлели, молодые были неопытны.

Летописи царствования Тутмоса III, высечены на стенах знаменитого святилища в Фивах. Сейчас это святилище называют Карнакским, по названию современной деревни Карнак, расположенной на месте Фив. В этой летописи рассказывается об осаде и взятии крепости Мегиддо в 1482 г до н.э. Под Мегиддо были сосредоточены силы правителей Палестины, Финикии, Сирии и Царя города Кадеша, объединившихся для борьбы с Египтом.

О чем вы узнали?

Фараон Тутмас III Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению знати, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства. Почему?

Подумайте.

Длительные войны надолго отрывали земледельцев от их полей. Они возвращались с войны к разорённым полям и домам. Войны разоряли земледельцев - главное население страны, платившее налоги. Поэтому фараоны постепенно перешли к набору в войско наёмников, хорошо подготовленных, но не всегда надёжных в бою. Превращение армии в наёмную ослабило Египетское царство, и оно потеряло владения в Азии, Нубии и с трудом оборонялось от соседей.

Учитель. Египетское войско возвращается из долгого и трудного похода. Тяжелый дневной переход закончился и воины, расположившись около костров и палаток, вспоминают сражения, делятся планами на будущее. Прислушаемся к их разговорам.

Крестьянин. Я участвую уже во втором военном походе. Посмотрите на мои шрамы. Этот я заработал при взятии крепости Мегиддо, а при штурме другой крепости я чуть не погиб от меча противника. И что же я получил за все тяготы и опасности похода? Все мое имущество умещается вот в этой котомке, домой приду с пустыми руками. А дома ждут меня жена и дети. Как они справляются с хозяйством без мужчины? Ведь уже давно началось время сева, а женщине и малым детям трудно управлять быками, тяжело работать с плугом. А если в этом году по воли бога Хапи вода поднялась высоко в Ниле, то надо вывести воду с поля, иначе зерно сгниет в земле. И сборщикам налогов не объяснишь, что воевал, а не работал. Они все равно будут кричать: «Давай зерно!» Не столько у меня раны болят, сколько душа изболелась за близких.

Второй крестьянин. И у меня те же проблемы. Еще после первого похода взяли у меня за долги быка. Боюсь, как бы за долги не забрали в рабство и жену с сыном. Вдруг приду и увижу пустую хижину, да поле, заросшее сорной травой. К кому тогда обращаться за помощью? Вельможа. Ну, а я полностью доволен результатами похода. Во время взятия крепости я командовал отрядом колесниц. «Большой дом» остался мною доволен. За храбрость я получил 50 пленников, 300 голов скота, несчетное количество украшений. Посмотрите на мой новый кинжал, украшенный драгоценными камнями. Я сорвал его с пояса раненого в бою противника. А кроме того мне пожаловали большой участок земли в завоеванной стране. Вернувшись домой, я прикажу высечь на стенах гробницы стихи о моих славных подвигах. И довольный владыка возможно назначит меня на новую более высокую должность.

Вопрос учащимся: Каковы результаты походов для военачальников и рядовых воинов?

Итак, военные походы фараонов в другие страны расширяли территорию Египта, приводили к обогащению знати, но вместе с тем войны постепенно вели к ослаблению царства. Почему?

Подумайте.

Длительные войны надолго отрывали земледельцев от их полей. Они возвращались с войны к разорённым полям и домам. Войны разоряли земледельцев - главное население страны, платившее налоги. Поэтому фараоны постепенно перешли к набору в войско наёмников, хорошо подготовленных, но не всегда надёжных в бою. Превращение армии в наёмную ослабило Египетское царство, и оно потеряло владения в Азии, Нубии и с трудом оборонялось от соседей.

Чем отличается наемное войско от крестьянского? В каких случаях фараон предпочитал использовать наемное войско?

Решение проблемного задания Каковы цели походов египетских фараонов? (Слайд №13)

Закрепление: (слайд №14,15,16)

1. Причины завоевательных походов:

  • укрепить____________
  • расширить____________
  • приумножить____________
2. Египетское войско состояло из пехотных полков и___________

3. С помощью линии времени посчитайте, сколько лет назад фараон Тутмос совершил самые крупные завоевания, сколько лет прошло от образования единого Египетского государства до войн Тутмоса

Домашнее задание: слайд № 17

§ 9, повторить § 3 (определение религиозных верований и причины их появления), подготовить сообщение о египетских богах.

.

скачать

nenuda.ru