Культура древнего египта урок. Технологическая карта урока №21 по истории на тему "Культура Древнего Египта""
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок 13 культура и искусство древнего египта цель урока. Культура древнего египта урок


Урок Культура в Древнем Египте.doc - Урок «Культура в древнем Египте» ...

высокое положение в обществе. Писцы могли читать подпись слева направо. Если же они обращены вправо, вы должнычитать ее справа налево.Письменность египтян была очень сложной. Люди, специально обученныеискусству чтения и письма, назывались писцами. Их профессия обеспечивалаим получитьвысокооплачиваемую работу в храмах или на государственной службе, оничасто освобождались от уплаты налогов. Впервые египетские иероглифырасшифровал Жан­Франсуа Шампольон в 1822 г. ( Д. Чизхолм, Энн Миллард«Ранние цивилизации» М.2000 стр.14­15)Главный редактор: Какие замечания, дополнения? Как вы думаете, накакую страницу поместить эту статью?Выступление 2 журналиста:« Обучение письму продолжалось много лет. Так как Египетскомугосударству были необходимы грамотные чиновники и образованные люди, тов Египте при храмах были устроены школы для обучения мальчиков: Училисьв них сыновья богатых египтян. Учителями были жрецы. Ленивых инерадивых учеников наказывали плетью. Это делал помощник учителя.Существовали наставления непослушному ученику: «…Читай прилежно. Непроводи дни праздно, иначе горе твоему телу! Пиши своей рукой, читай своимртом, спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Не проводи дни праздно,иначе побьют тебя, ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда егобьют».Ученики упражнялись в письме и решали задачи. Младшие школьникиписали на черепках разбитой посуды, старшие – на листках папируса.Первые 2 строчки написаны красной краской, дальше – черной.Выучившись читать и считать, мальчики изучали историю, географию,религию, строительное искусство, астрономию, математику, медицину. Поокончании школы сдавали экзамены. Тот, кто их выдерживал, мог продолжатьучиться дальше, изучая один или два самых любимых предмета. Юношистановились писцами. Это была одна из самых уважаемых профессий.Выступление 3 журналиста:«Египтяне создали богатую и древнейшую литературу. В большинствесвоем литературные произведения анонимны, и связанны с религией. Ученымизвестны многие жанры египетской литературы: сказки (о правде и кривде),поучение («Поучение Аменемхета»), мифы («Миф о сотворении мира»).Среди литературных памятников особое место занимает «Книга мертвых», вней помещены магические формулы и заклинания. «Книга» состояла из 200

znanio.ru

Урок 13 культура и искусство древнего египта цель урока

Урок 13. Культура и искусство Древнего Египта.

Цельурока.

  1. Познакомить учащихся с возникновением письменности и научных знаний древних египтян, с выдающимися образцами египетского искусства.

  2. Развивать познание учащихся о письменности, научных знаний и общей культуре в Древнем Египте.

  3. Приобщать учащихся к ценностям мировой культуры.

Оборудование урока: мультимедийная система; иллюстрации образцов письменности и искусства Древнего Египта; раздаточный материал; выставка книг о культуре древнего мира; карта «Древний Египет»; музыкальное сопровождение (Сергей Прокофьев. Египетские ночи симфоническая сюита, соч. 61, ч.1 "Ночь в Египте"; Восточные картины (экспромты для фортепьяно), Роберт Шуман)

Новые слова и понятия: КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ПИСЬМЕННОСТЬ, ПАПИРУС, ХРАМ, СФИНКС

Проблема урока: ЧТО ПОДАРИЛИ МИРУ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА?

План урока:

Ⅰ. Актуализация знаний учащихся.

Ⅱ. Работа над новым материалом.

  1. Возникновение письменности

  2. Научные знания

  3. Египетское искусство

Ⅲ. Закрепление изученного материала

ⅠⅤ. Домашнее задание

ХОД УРОКА.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Ⅰ. Организационный момент (знакомство и приветствие учащихся, готовность детей к уроку) –

3 мин.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Александровна. Сегодня необычный урок.

Мы совершим путешествие во времена на несколько тысяч лет назад, в Древний Египет.

Знакомятся с учителем

Ⅱ. Актуализация знаний учащихся (эвристическая беседа по актуализации пройденного материала) –

    1. мин.

1. Что вы уже знаете о Древнем Египте?

2. Почему один из греческих историков Диодор Сицилийский подметил: «Египет со всех сторон укреплён самой природой»? (работа с исторической картой «Древний Египет»).

За Древним Египтом закрепилась слава хранителя древнейших знаний человечества, страны тайн.

Ответы учащихся

ⅠⅠⅠ. Работа над новым материалом –

20 мин.

ⅠⅤ. Закрепление нового учебного материала – 8-10 мин.

Ⅴ. Домашнее задание

В Древнем Египте

  • были воздвигнуты пирамиды, сфинкс;

  • сооружены великолепные храмы, обелиски;

  • накоплены обширные знания в медицине, математике, астрономии;

  • создано иероглифическое письмо;

  • изобретён папирус;

  • родилось прекрасное искусство

Тема урока: Культура и искусство Древнего Египта

Цель урока:

  1. Знакомство с письменностью, научными знаниями древних египтян, с выдающимися образцами египетского искусства.

  2. Приобщение к ценностям мировой культуры.

Проблема урока:ЧТО ПОДАРИЛИ МИРУ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА? (презентация, доска)

(звучит музыка: Сергей Прокофьев. Египетские ночи, симфоническая сюита, соч. 61, ч.1 "Ночь в Египте")

Основные понятия на уроке: КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, ПИСЬМЕННОСТЬ, ПАПИРУС, ХРАМ, СФИНКС

Ребята, что такое культура?

Культура (лат. cultura, от корня colere — «возделывать»).

Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.

Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древнего Китая», «Культура Древней Индии», «Культура Древнего Рима» и т.д.

Обратите внимание на выставку «Мировая художественная культура», здесь представлены образцы достижений культуры и искусства народов мира разных исторических эпох, а также интересная литература.

Со всем этим многообразием культурных достижений народов мира вам ещё предстоит ознакомиться.

А сейчас ВПЕРЁД – к культуре и искусству Древнего Египта!

Ребята, сегодня на уроке вы будете проводить небольшое исследование.

Вы все – ИСТОРИКИ-СЛЕДОПЫТЫ, вас 3 команды:

  • знатоки египетской письменности

  • знатоки египетской науки

  • знатоки египетского искусства

К вам в руки попали очень важные и интересные исторические источники о культурных достижениях древних египтян.

Каждая команда должна изучить эти источники и представить своё мини-исследование:

  • знатоки египетской письменности - о египетской письменности

  • знатоки египетской науки – о египетской науке

  • знатоки египетского искусства – о египетском искусстве

(Учитель обращает внимание учащихся на раздаточный материал (исторические источники), изучение вопросов по группам (10-15 минут) и их защита: 1 участник от каждой из команд (во время работы команд над своим материалом звучит музыка: Восточные картины (экспромты для фортепьяно), Роберт Шуман)

Защита исследования каждого участника команды дополняется учителем посредством демонстрации образцов культуры и искусства Древнего Египта (презентация).

После выступления с исследование всех представителей команд, учащиеся каждой команды поочерёдно задают вопросы по своему мини-исследованию двум другим командам (таким образом, осуществляется закрепление нового материала, усвоение его всеми учащимися класса).

РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ОТВЕТИМ НА ВОПРОС, ПОСТАВЛЕННЫЙ В НАЧАЛЕ УРОКА: ЧТО ПОДАРИЛИ МИРУ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА?

Вывод урока: В Древнем Египте появилась письменность. Египтяне добились успехов в изучении астрономии, математике, географии, медицине. Среди них были талантливые художники и скульпторы.

Выставление оценок за урок, благодарность учащимся за активную работу на уроке

Домашнее задание:

§ 12 Наука и искусство Древнего Египта

Ответы учащихся

Выступление по одному представителю от команды с исследованием

Ответы учащихся

Команда № 1 «Знатоки египетской письменности».

Об истории Древнего Египта, о победах фараонов мы знаем не только по многим сохранившимся сооружениям, пирамидам, храмам, городам, отвоёванным археологами у песков. Историю Египта помогают изучить древние рукописи мудрецов, записи писцов. Жители Древнего Египта стали зарисовывать то, что они хотели запомнить: волнистой чертой, например, начали обозначать воду, кружком — солнце, изображением ног — слово «идти» и так далее. Так у египтян зароди­лась письменность, одна из древнейших на Земле. Позднее жители Египта научились обозначать знаками не только целые слова, но и отдельные слоги. Более 5 тысяч лет тому назад египтяне изобрели ИЕРОГЛИФЫ. В египетской письменности их насчиты­валось более 700! Иероглиф по-гречески означает «священное письмо», «священный знак». Первоначально иероглиф представлял собой упрощённый рисунок, обозначающий определённое слово. Позднее иероглифы могли обозначать слоги или даже звуки, но только согласные! Обозначений для гласных звуков не было. Эту письменность удалось про­читать лишь в XIX веке. Спустя столетия египетские иероглифы стали привлекать внимание многих учёных, но не удавалось найти ключ к их расшифровке.

Раскрыл тайну египетских иероглифов французский учёный Жан Франсуа Шампольон (1790-1832) – расшифровал Розеттский камень (плиту с 3-мя надписями)

Древние египтяне высекали надписи на камне.

Но чаще они писали на ПАПИРУСЕ. Стебель тростника-папируса раскатывали, помещали под пресс и пропитывали специальным составом. Получались гладкие желтоватые листы для письма. Листы папируса склеивали, а затем сворачивали в свиток.

Свиток и был древней формой египетской книги. Такие книги-свитки хранили в деревян­ных футлярах.

Писали и рисовали на папирусе кисточками или специальными заострёнными палочками, обмакивая их в черную или красную краску.

У писца был мешочек с растворимыми красками, дощечка с углублением чернил.

Рукописи украшались рисунками, которые делали текст более понятным.

Рисунки, выполненные минеральными красками, сохраняли яркость на протяжении веков.

Язык древних египтян не был полностью забыт. На нем до сих пор говорят копты — потомки древнего населения Египта.

Вопросы к командам:

№ 2 «Знатоки египетской науки », № 3 «Знатоки египетского искусства»:

  1. Чем и как писали в Древнем Египте?

  1. Кто расшифровал Древнеегипетскую письменность?

  1. Какую роль играла письменность в передаче знаний последующим поколениям?

Команда № 2 «Знатоки египетской науки».

Главными хранителями на­учных знаний, самыми грамотными, образованны­ми людьми в Древнем Египте были жрецы. При каждом храме находилась библиотека, где они хра­нили, изучали и переписывали свитки, собранные за тысячелетнюю историю страны.

Жрецы и сами занимались научными исследованиями.

Они следи­ли за небесными светилами, изучали окружающий мир, строение тела животных и человека.

Египетскими жрецами было сделано немало открытий, которыми пользуемся и мы. Так, на­пример, наблюдая за звездами, они заметили, что разливы Нила начинаются тогда, когда под утро в небе появляется яркая звезда Сириус.

Жрецы подсчитали, что от одного ее восхода до другого проходит 365 дней.

Так египтяне сумели опре­делить продолжительность года. Восход Сириу­са стал считаться в Египте началом нового года.

Год делился на 12 месяцев, по 30 дней в каж­дом, а неучтенные 5 дней считались празднич­ными. Египетские жрецы не только вычисляли продолжительность года, но и могли предска­зать солнечные и лунные затмения, появление комет и многое другое. Из подобных наблюде­ний за небесными телами зародилась одна из древнейших наук — астрономия.

Названия звезд на этих [астрономических] кар­тах показали, что египетские астрономы соединя­ли звезды в созвездия, которые представлялись им в виде различных священных животных или богов. Дошли до нас и изображения подобных созвездий. Среди них чаще всего встречается созвездие, кото­рое мы называем Малой Медведицей, в него вхо­дит Полярная звезда. Оно изображалось египтяна­ми то в виде бедра быка, то в виде животного с головой быка. Известны были им и некоторые планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Са­турн, но, разумеется, египетские астрономы назы­вали их иначе.

Египтяне были первыми людьми на свете, кто установил продолжительность года, разделив его на двенадцать частей по временам года. Это от­крытие, по словам жрецов, египтяне сделали, на­блюдая небесные светила. Их способ исчисления месяцев, как мне думается, точнее греческого: греки ведь каждый третий год добавляют вставной месяц, чтобы сохранить соответствие времен есте­ственного года. Египтяне... считают 12 месяцев по 30 дней и прибавляют каждый год в конце еще 5 дней сверх этого числа, причем у них круговра­щение времен года всегда приходится на одно и то же время.

Чтобы делать сложные и точные вычисления, жрецам приходилось заниматься изучением ма­тематики. Им удалось открыть многие ее важ­нейшие законы. Знание их позволяло древнееги­петским строителям и архитекторам возводить пирамиды и храмы.

В Египте зародилась и наука об изучении земли — география. Но сведения древних егип­тян о Земле были еще очень неточными. Они, например, представляли ее себе в виде прямо­угольника с приподнятыми краями — горами, который был окружен бесконечным океаном.

Древние египтяне обладали обширными позна­ниями в области медицины. Они умели опреде­лять заболевание по пульсу человека и множеству других признаков. Для лечения болезней врачи изготовляли сложные лекарства, составленные из трав и различных целебных веществ. В Египте умели делать даже хирургические операции с применением обезболивающих средств.

Искусство же врачевания у них разделено. Каж­дый врач лечит только один определенный недуг, а не несколько, и вся египетская страна полна вра­чей. Так, есть врачи по глазным болезням, болез­ням головы, зубов, чрева и внутренним болезням.

Если ты осматриваешь человека с проломом черепа под кожей его головы и нет ничего на ней, то ты ощупай его рану. Ты найдешь выступающую опухоль на наружной стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той стороне, которая находится под травмой, и что идет (он) и волочит подошву. Ты должен определить ее как травму, нанесенную извне, причем голов­ка сустава его плеча не отделена, а вместе с тем ногти его пальцев скрючены в середину руки; он источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг неизлечим.

Вопросы к командам:

№ 1 «Знатоки египетской письменности», № 3 «Знатоки египетского искусства»:

  1. Перечислите науки, которые развивались в Древнем Египте?

  1. Назовите достижения древних египтян в:

АСТРОНОМИИ

ГЕОГРАФИИ

МАТЕМАТИКЕ

МЕДИЦИНЕ

Команда № 3 «Знатоки египетского искусства».

Египтяне были заме­чательными художниками. Об этом свидетельст­вуют многочисленные настенные росписи и ре­льефы, украшавшие храмы, дворцы и гробницы. На них запечатлены сцены охоты и сражений, религиозные и придворные церемонии, развле­чения вельмож и сцены из жизни простых лю­дей. Фигуры и лица людей, животные и птицы изображались египетскими художниками с не­обыкновенной точностью и достоверностью.

При рассмотрении росписей можно заметить интересную деталь: все люди нарисованы по оп­ределенному образцу.

Их ноги и голова видны как бы сбоку, а плечи и один глаз — спере­ди.

Египтяне рисовали их так, потому что верили, будто изо­бражения людей могут «ожи­вать» в загробном мире, если жрецы произнесут над ними особые заклинания. Но способностью оживать обладают только те изображения, что на­рисованы по правилам.

Древние египтяне были прекрасными скульп­торами.

Сохранилось множество высеченных ими из камня изображений богов и фараонов. Некоторые из изваяний поражают своими раз­мерами.

Так, фигура Большого сфинкса, гроз­ного стража пирамид, была высечена из целой скалы.

Сфинкс изображен в виде льва с лицом фараона Хефрена (сына Хеопса).

К этой скульп­туре египтяне относились с особым уважением.

Они почитали сфинкса как хранителя древних знаний и верили, что ему известно то, что неве­домо больше никому.

Про него ходило множест­во легенд, одна из которых гласила: «Когда Большой сфинкс рассмеется, звезды обрушатся на землю и наступит конец света».

В честь богов и фараонов воздвигали храмы. Храм, как правило, состоял из многих сооружений.

Во­рота в храм были обрамлены высокими выступающими стенами — пилонами,

по­крытыми каменными рельефами.

Рельефы изображали деяния богов и фараонов. Вну­три храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху (обычно четырехгранными) камен­ными столбами — обелисками.

На обелис­ках высекали надписи, прославлявшие бо­гов и фараонов.

Некоторые храмы украшали аллеи сфинксов.

Колонны в камне изображали стволы пальм или связки папируса.

Самым таинственным помещением был алтарь бога или богини. Здесь помещали статую-божество. В алтарь могли входить только жрецы и жрицы.

Молящиеся находились на площа­ди перед храмом.

Но я был и художником, опытным в искусстве своем, превосходящим всех знанием своим. Я знал... как сделать образ выхождения и вхожде­ния так, чтобы каждый член был на своем месте. Я умел передать движение фигуры мужчины, по­ходку женщины, положение размахивающего ме­чом и свернувшуюся позу пораженного... выраже­ние ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бе­гущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой.

Инкрустация — врезанный в каменную или деревянную поверх­ность узор из металла, мрамора или драгоценного камня.

Старик вздрогнул, как будто пробудился ото сна. Но вот он поднял горящие глаза и страстно заговорил:

- Уже более пятидесяти лет моя рука направляет резец. Мой отец научил, в каком соотношении должны находиться лоб, нос, подбородок и конечности. Он научил меня, как нужно выравнивать щеки и где располагать глаза. Научил выделять главное и отодвигать на задний план все второстепенное. Он открыл мне священный порядок, всякое нарушение которого – тяжкий грех.

Вопросы к командам:

№ 1 «Знатоки египетской письменности», № 2 «Знатоки египетской науки»:

  1. Определите правила, по которым египтяне делали скульптурные и живописные изображения человека.

  1. Перечислите достижения древних египтян в искусстве.

Мудрые писцы

Времен преемников самих богов,

Предрекавшие будущее,

Их имена сохранятся навеки.

Они ушли, завершив свое время,

Позабыты все их близкие.

Они не строили себе пирамид из меди

И надгробий из бронзы.

Не оставили после себя наследников,

Детей, сохранивших их имена.

Но они оставили свое наследство в писаниях,

В поучениях, сделанных ими...

Их пирамиды — книги поучений,

Их дитя — тростниковое перо,

Их супруга — поверхность камня...

Построены были двери и дома,

но они разрушились,

Жрецы заупокойных служб исчезли,

Их памятники покрылись грязью,

Гробницы их забыты. Но имена их произносят, читая эти книги,

Написанные, пока они жили,

И память о том, кто написал их,

Вечна.

Стань писцом, заключи это в своем сердце,

Чтобы имя твое стало таким же.

Книга лучше расписного надгробья

И прочной стены.

Написанное в книге возводит дома

и пирамиды в сердцах тех,

Кто повторяет имена писцов,

Чтобы на устах была истина,

Человек угасает, тело его становится прахом,

Все близкие его исчезают с земли,

Но писания заставляют вспоминать его

Устами тех, кто передает это в уста других.

Как вы понимаете слова автора документа о том, что «книга лучше расписного надгробья»?

textarchive.ru

Урок истории по теме : «Культура Древнего Египта»

Урок истории по теме: «Культура Древнего Египта»

5 класс

Цели урока:

  • Показать особенности развития культуры Древнего Египта

  • Познакомить учащихся с древнеегипетской культурой (архитектурой, скульптурой, литературой, медициной)

  • Продолжать формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.

  • Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем мастерам, которые создали шедевры мировой культуры

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Ход урока

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя

Учитель: «Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: «Культура Древнего Египта». Вы уже знаете, что цивилизация Египта была одной из наиболее развитых в Древнем Мире. Мы уже изучали жизнь древних египтян, завоевания фараонов, сегодня мы поговорим о выдающейся культуре этого древнего государства. Обратите внимание на задачи, стоящие перед вами на нашем уроке (слайд 2).

Прежде чем мы перейдем к новой теме, проверим знания, которые вы получили на предыдущем уроке.

2. Повторение и опрос

а) устные развернутые ответы учащихся с опорой на иллюстрации слайдов

  • Расскажите о вооружении египетских воинов (слайд 3)

  • Расскажите о завоеваниях фараона Тутмоса Третьего по карте. В какие страны совершал фараон свои военные походы? Каковы были цели этих походов? (слайд 4)

б) Ответы учащихся по карточкам:

  • Решение творческих задач:

  • «По пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада быков, коней, везут награбленное золото. Но главная добыча – пленники. Почему они считались главной добычей на войне?» (слайд 6)

Ожидаемый ответ: «пленники становились рабами. Они работали, хозяин богател за счет этого, а им самим он не платил»

  • Из летописи Тутмоса Третьего, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах ученые прочитали : « были захвачены их лошади, золотые и серебряные колесницы Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало свое достояние..» Какой характер носили войны в Древнего Египта с другими странами? (слайд 7)

Ожидаемый ответ: «Войны были грабительскими и несправедливыми. Многих людей убивали или делали рабами, а их богатства присваивали себе»

3. Переход к изучению новой темы

Учитель: Итак, Египет славился своими воинами. Фараоны были очень жестокими и на войне не щадили своих врагов. Но не только благодаря военным успехам древние египтяне остались в истории. Сегодня мы поговорим об их замечательной культуре.

4. Изучение новой темы.

Учитель: Обратите внимание на план, согласно которому мы изучим культуру древних египтян (слайд 8)

а) Рассказ учителя с элементами беседы в объеме учебника и с использованием дополнительных материалов о скульптуре и живописи Древнего Египта с опорой на иллюстрации презентации.

  • Учитель: во втором тысячелетии до н. э. (можно задать вопрос классу: «сколько тысяч лет назад?» ожидаемый ответ: 4 тысячи) египтяне перестали строить пирамиды. Теперь фараонов и вельмож хранили в гробницах , которые вырубали в скалах. Художники создавали на стенных гробниц красочные росписи и верили, что изображения эти оживут и умерший будет вечно наслаждаться видами Египта (слайд 9) А рядом с саркофагом ставили статую умершего – если мумия испортится, душа будет жить в статуе. (объясните слова: саркофаг, мумия) Скульптуры и рисунки очень точно передавали особенности внешности людей (слайд 10) Самая известная статуя – Большой сфинкс, который высечен из целой скалы (слайд 11) его длина – 57 метров, а высота – 20.

б) Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Учитель: прочитайте раздел параграфа о богах египтян (с. 82-84) и Заполните таблицу. (слайд 12)

Как египтяне объясняли смену дня и ночи?

Результатом работа должна стать заполненная таблица «Боги Древнего Египта»

в) Рассказ учителя в объеме учебника о научных знаниях египтян

Учитель: египтяне добились больших спехов в математике, астрономии, медицине (слайд 13)

Математика. Знали четыре действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Можно задать классу вопрос: для чего требовалась математика египтянам? Ожидаемый ответ: она была нужна для строительства пирамид, каналов, домов, храмов.

Астрономия. Начинали год с 19 июля (восход Сириуса). Год состоял из 12 месяцев по 30 дней и 5 праздничных дней.

Г) комментированное чтение текста учебника

Учитель: прочитайте вслух, что написал Геродот о врачах Древнего Египта (с. 86, выделено курсивом). Как вы думаете, почему один врач лечил одну болезнь?

Ожидаемый ответ: каждый врач мог лечить лучше, если изучал что-то свое

5. Закрепление изученного материала (слайд 14)

а) Решение творческой задачи: «Фараона называли «сыном бога» и «большим домом». Его прославляли: «Он солнце, видящее лучами своими. Считалось большой честью, если фараон разрешал поцеловать свою сандалию. О чем говорят эти факты?

Ожидаемый ответ: «в Египте верили, что фараон – не просто человек, он сын бога солнца Ра. Если Ра – царь среди богов, то фараон – царь среди людей. Эти верования помогали ему править»

6. Подведение итогов урока

Учитель: Итак, культура Древнего Египта была высоко развита. Египтяне верили в разных богов и обладали серьезными научными знаниями. (слайд 15)

7. Домашнее задание (слайд 16)

gigabaza.ru

Технологическая карта урока №21 по истории на тему "Культура Древнего Египта""

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

Предмет

История

Класс

5

Тема урока

21. Культура Древнего Египта

Цели урока

Создать условия для формирования представлений о письменности и культурных памятниках древних египтян.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раскрывать достижения письменности и науки в Древнем Египте. Описывать по иллюстрациям знаменитые памятники культуры Древнего Египта.

Регулятивные:

Р1.целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

Р10. принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность своих действий по подготовке своего выступления.

Познавательные:

П1.давать определение понятиям;

П2.устанавливать причинно-следственные связи

П5.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений

Коммуникативные:

К1.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

К2.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

К3.формулировать собственное мнение и аргументировать его;

К4.аргументировать свою точку зрения;

К7.уважение к иной точке зрения, умение излагать свои мысли, участвовать в диалоге и полилоге, умение слушать.

Л3.позитивная моральная самооценка;

Л6.ориентация в системе моральных норм и ценностей;

Л8.уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего мира.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всеобщей истории. Древний мир. CD-ROM for Windows.

  1. http://proshkolu.ru

  2. http://school-collection.edu.ru

  1. Елманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка – М., 1994.

  2. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.

  3. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.- М., 1994

  4. Энциклопедия для детей. – М., 2000. – Т.1.

  5. Я познаю мир: Энциклопедия: История – М., 1996.

  1. А.И.Немировский. Книга для чтения по истории Древнего мира 5 класс. М., Просвещение, «Учебная литература», 1996 – 464 стр.

  2. Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2012, ФГОС. – 304 с.: ил.

  3. Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с.

  4. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера,

  5. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1.-М., 2009 – 79стр.И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение) – 202 стр.

Проектор, компьютер, презентация «Культура Древнего Египта», Рабочая тетрадь, п.10

Основные понятия

Рельефы, архитектура

Форма проведения урока

Групповая работа, урок-экскурсия.

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

Создать положительный эмоциональный настрой;

выработка обучающимися на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности

Продолжительность:

1 минута

Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку.

Создает условия для возникновения внутренней потребностивключения в деятельность

Разделяет на 5 групп

Демонстрирует видеоряд, задаёт вопросы к иллюстрациям видеоряда

Вопросы обучаемым:

  1. Что изображено на слайдах?

  2. Что Вас удивляет в представленных иллюстрациях?

  3. С какими из представленных вам памятниками культуры вы знакомы?

  4. Подумайте, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Смотрят видеоряд, отвечают на вопросы и формулируют тему урока

Р. Быстрое включение в деловой ритм .

Л. Положительный настрой

Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений

Продолжительность: 13 минут

Актуализация ДЗ:

Организует анализ затруднения и поиск путей выхода из него.

Организует эвристическую беседу.

Отвечают на вопросы 1-4 на с. 53 учебника

- Что мы уже знаем по проблеме культура?

-Что нам нужно знать, чтобы рассказать как историки о Культуре Древнего Египта?

Обучающиеся предлагают варианты ответов на вопрос

Культура и искусство - все что сделано руками человека

Формулируют план урока и записывают его в тетрадь:

1. Письменность.

2. Научные знания.

3. Образование.

4. Искусство Древнего Египта

Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.)

Продолжительность:

25 минут

Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи

Этап включения в систему знаний и повторения.

Организует работу в группах.

  1. Раздает группам материалы и объясняет задание.

  2. Координирует работу групп, консультирует учащихся.

Осуществляет контроль и корректировку выступлений учащихся, а также полученных предметных

Физминутка.

Организует работу по конкретизации первичного знания. (Презентация)

Контролирует выполнение работы.

Тест в презентации.

Ребята! Сегодня мы создаем Музей культуры Древнего Египта. Каждая группа будет создавать отдельный зал Музея. Вы должны написать на листах:

- что будет в вашем зале

-как эти экспонаты будут расположены в зале

-что будет рассказывать экскурсовод в этом зала об искусстве Древнего Египта

1 группа: прочитать текст учебника § 10 п.1 на с.53-54. Зал письменности Древнего Египта.

2 группа: прочитать текст учебника § 10 п.2 на с.54-55. Зал научных знаний Древнего Египта.

3 группа: прочитать текст учебника § 10 п.3 на с.55-56. Зал образования Древнего Египта.

4 группа: прочитать текст учебника § 10 п.4 на с.56-57 (до архитектуры). Зал живописи, скульптуры и рельефов Древнего Египта.

5 группа: прочитать текст учебника § 10 п.4 на с.57-58. Зал архитектуры Древнего Египта.

Доп. Вопросы, задачи:

1 группа:

Почему гробницы строили из

Напишите какое-нибудь имя или предложение египетскими иероглифами?

2 группа:

Какими научными достижениями египтян мы пользуемся сегодня?

3 группа:

Могла ли египетская девочка на уроке математики получить солнечный удар?

4 группа:

Оживите египетскую картину из Рабочей тетради на с. 21?

5 группа

Почему храмы строились очень высокими?

Какие из представленных иллюстраций относятся к искусству Древнего Египта и почему?

Выполняют задание в течении 5 минут.

Рассказывают используя Памятку №1.

Представители от групп выходят к доске и рассказывают как они ответили на главный вопрос.

Выполняют задание. Взаимопроверка. Самооценка.

Раскрывать достижения письменности и науки в Древнем Египте. Описывать по иллюстрациям знаменитые памятники культуры Древнего Египта.

Л.3, Л.8

Р.7, Р.1,

К.1,К.3,К.4,

П.1, П.2,П.3

ПР3

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)

6 минут

Прием «Рюкзак»

Дает комментарии домашнего задания

ЧТо нового вы сегодня положите в свой рюкзак?

Д.З.

1 уровень: «Проверяем и размышляем»:

§10, повторить § 5-10

2 уровень: «Исследуем и творим»:

Рисунок понравившегося египетского памятника культуры

Осуществляют самоанализ .

Записывают Д.З.

Л.2,

Р.7, Р.1,

К.1,

П.6

infourok.ru