Символизм традиционной русской рубахи. Древняя рубаха
Русская рубаха: история и особенности вышивки
Русская народная рубаха — это не просто одежда, а часть богатого славянского наследия
Народные мотивы в одежде являются неизменным вдохновением современной моды. Только этника может внести в тот или иной элемент гардероба неповторимую изюминку гармоничной индивидуальности и наделить его особенным характером. Славянская культура всегда рождает особый интерес, так как национальные костюмы в русском стиле неизменно харизматичны и самобытны. Именно по этой причине русская рубаха все чаще появляется в коллекциях знаменитых дизайнеров, при этом, не только отечественных.
Содержание материала
Немного истории
Основу любого славянского национального костюма во все времена составляла рубаха. Истоки появления русской традиционной рубахи берут свое начало в древние времена старообрядцев и язычников. Первое известное ее название — косоворотка. Особенность такого одеяния состояла в том, что ворот ее был скроен по косой, а не привычным всем образом посередине.
Традиционная славянская косоворотка
Именно такое положение ворота дало название этой старинной русской рубахе
По мнению историков глубоко изучающих славянскую культуру, считается, что крой косоворотки позволял не выпадать нательному крестику во время работы.
Как правило, такой косой ворот рубахи был смещен в правую сторону, а первые упоминания о такой одежде относятся к 15 веку. Рубаха широко использовалась мужчинами в обиходе, носилась на выпуск, подпоясывалась кушаком или поясом.
Подпоясанный мужчина в русской косоворотке выглядел более статным
Если обратиться к более древним старославянским временам, то происхождение слово «рубаха» произошло от созвучных «рубъ», что означало «рубище, полотно», а также слова «руш» (рвать, рушить). И это не является простым совпадением! Изначально рубаха представляла собой скромное и простое по крою одеяние: туникообразное полотнище, сложенное вдвое, с прорезью для головы.
Первые рубашки отнюдь не шили или резали, а руками отрывали кусок ткани. В результате несложной эволюции, к такому одеянию добавились длинные и свободные рукава. Первые рубахи шились из конопляного волокна, и только многим позже миряне стали использовать хлопковое и льняное полотно.
Что касается женской рубахи, то ее история не менее богата на события, нежели мужская. Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, длинным, именовалась такая одежда «стан».
Такая женская нижняя рубаха была популярна в 13 веке
Существовали всевозможные рубашки для различных жизненных случаев: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».
Рубаха для ворожбы украшалась особым орнаментом
Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.
Орнаменты и символизм
У каждого народа есть множество тайн и секретов, над разгадкой которых «бьются» ученые, а также интересующиеся древними русскими традициями и национальной символикой. Славянская символика и сегодня является одной из наиболее магических, рождая немало вопросов и сегодня. Традиционно любая одежда в этническом стиле украшалась вышивкой, особенно в этом искусстве преуспели представители трудолюбивых славянских народов.
На данный момент известна масса исконно славянских орнаментов
Наносились такие узоры на одежду, предметы быта и т.п
Издавна считалось, что национальная одежда не только обладает эстетическим колоритом, но и имеет обережные свойства. На Руси особое внимание уделялось вышивке. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает его внутреннюю суть, является зеркалом его души. Именно поэтому особая атрибутика и декор рубахи являлся мощной защитой против скверны, недоброго глаза и зависти. Славяне стремились жить в ладу не только с собой и своим миром, но и с Матерью-Природой. Славяне верили, что быть в согласии с природой — это значит, сохранять и преумножать ее богатство! Поэтому вышитая вручную рубаха — это отражение духовности и символ нравственности.
Благодаря вышивке, обычная одежда превращалась в мощный оберег
Каждый элемент декора рубахи, будь она мужской или женской, имел свое глубокое значение:
Берегиня. Образ Женщины-Берегини — заглавный на Руси и мощный славянский оберег. Изображение женской фигуры с птицами в руках, солнечными знаками или дарами природы — это символ счастья, духовного и материального богатства.
Образ Берегини в изобразительном искусстве
Этот символ вышивался на предметах обихода и одежде
Один из вариантов изображения Берегини
Барвинок — олицетворение неувядающей жизни. Символ барвинка вышитый на мужской рубашке
Виноград. Изображение гроздьев винограда на рубахе — традиционный мужской декор, означающий богатство, плодородие и изобилие.
Схема вышивки винограда
Виноград можно встретить на традиционных украинских рушниках
Ласточка. Традиционный славянский символ, олицетворяющий весну, успех и счастье, которое приносит на своих крыльях ласточка.
Маки. На Руси верили, что вышитые на рубахе маки помогут защитить от любого зла. Чаще всего таким орнаментов вышивалась одежда невесты и жениха. Сейчас маки используются, скорее, в декоративных целях
Хмель. Листья и плоды хмеля изображались на рубахах юных девушек и парней, что означало молодость и любовь. Вышивка хмель
Петух. Традиционный славянский символ, которым украшались рубахи мужчины — главы семьи. Петух был не только вестником зари, восходящего солнца, но и олицетворял мужское начало и очаг дома. Пример использования изображения петуха в вышитой композиции
Сейчас этот символ используется и в таких вот оберегах
Голуби. Таким орнаментом украшали рубашки молодоженов как символ образования новой семьи.
По мнению наших предков, вышивкой, как правило, украшались только те части рубахи, через которые к телу и к душе был доступ злых сил. Сама рубаха являлась защитой и темных сил, поэтому так называемый охранительный узор наносился там, где заканчивалась ткань: на манжеты, на ворот, подол и разрезы.
Правила декорирования
Мало кто поспорит с тем, что русские рубахи, декорированные этническими мотивами — это всегда торжественно, элегантно и стильно. Надевая сегодня такие элементы национального костюма, мы не только внешне преображаемся, создавая неповторимый в своей колоритности образ. Это еще и дань уважения богатейшей славянской истории и традициям наших предков. Современные модели рубашек с использованием национальной символики пользуются невероятной популярностью у представителей любого поколения. Особо ценится в изготовлении такого элемента гардероба ручная работа.
Красная рубаха с ручной вышивкой станет одним из самых нарядных элементов гардероба
Сегодня рубашку в народном стиле можно надеть даже на деловые переговоры. Согласно поверьям, вышивка голубыми с золотом нитками обязательно принесет финансовый успех в любом начинании!
До сих пор сохранились некоторые традиционные правила декорирования одежды в народном русском стиле:
В такой рубахе было удобно работать
Несмотря на простой крой такого одеяния, ручная вышивка с использованием древнеславянской символики наделяет его особенным смысловым колоритом. Рубаха легко дополнит не только повседневный, но также деловой или праздничный образ, придавая смысловой элегантности, оберегая от зла и подчеркивая высокий статус.
ethnoboho.ru
описание, особенности пошива, выкройка, фото
Во все времена и для любого народа одежда имела не только традиционную практическую функцию, но и представляла национальную ментальность и культуру. Современные известные кутюрье все чаще используют русский национальный костюм для изготовления своих коллекций. Рубаха русская является самым древним и универсальным элементом народного костюма. Ее разрешалось одевать всем: мужчинам, женщинам, крестьянам, купцам и князьям.
История русской рубахи
Старославянский язык содержит множество слов, имеющих много общего с «рубахой». Но если подойти к данному вопросу этимологически, то наиболее близкими окажутся: «рубь» - отрезок, кусок ткани и «руш» - рушить, рвать.
Это нельзя назвать совпадением. Причина в том, что русская народная рубаха – это самое простое одеяние: тканевое полотно, согнутое посередине и оснащенное отверстием для головы. Да и ножницы появились гораздо позже, чем человек обратился к ткачеству. Постепенно рубахи стали скреплять по бокам, а потом еще и дополнять их прямоугольными кусками ткани – рукавами.
Отличительные особенности мужской русской рубахи
Рубаха русская (славянская) – это еще и средство социальной интеграции. Ее мог надеть на себя как знатный человек, так и рядовой мирянин – единственным отличием являлся используемый материал – лен, конопля, шелк, хлопок и богатство отделки.
Ворот, подол и запястья русской национальной рубахи обязательно должна была украшать вышивка-оберег. Русскую мужскую рубаху 17-18 века можно отличить от южнославянской по легко узнаваемым чертам: смещенному влево разрезу на горловине, позволяющему скрыть крестик, и длине по колено.
Женская рубаха
Русская женская рубаха является основополагающим элементом национального наряда. В южной части страны поверх нее одевалась юбка-понева, а в центральной и северной – сарафан. Льняную рубаху, по длине совпадающую с длиной сарафана, называли «станом». Кроме того, рубаха могла быть:
будничной;
праздничной;
ворожбенной;
покосной;
для кормления младенца.
Но к числу наиболее интересных относят рубаху-порукавку. Особенность этого одеяния состоит в очень длинных, порой до подола, рукавах, которые на уровне запястья были оснащены прорезями для рук, что позволяло завязать свисающие рукава за спиной. Кроме того, ношение подобной рубахи можно было осуществить еще одним способом: лишнюю длину рукава собрать в складку и прихватить. Конечно, такую рубаху нельзя назвать будничной, так как работать в ней, мягко говоря, неудобно (кстати, выражение «работать спустя рукава» берет свое начало именно отсюда).
Первоначально её надевали для ворожбы или какого-либо языческого религиозного обряда. А немного позже она стала праздничной одеждой либо нарядом для знатных людей.
Магнетизм вышивки-оберега
Даже спустя много лет после того, как русичи приняли христианство, они не перестали верить в целительную силу вышивки-оберега, нанесенного на нательную рубаху. Те же соображения брали в основу при пошиве первой рубашки для новорожденного – если родился мальчик, то использовали рубаху отца, а если девочка, то матери. Это был самый мощный оберег. Только к трехлетию ребенка шили одежку из нового материала.
Одежда или визитная карточка
В давние времена рубаха русская являлась не просто предметом одежды, но и визитной карточкой каждой женщины. Раньше не было бутиков и ателье, и в обязанности хозяйки входил пошив одежды для себя и своих родных. Следовательно, чем лучше сидел костюм, чем больше на нем было орнаментных элементов и украшений, тем более старательной считалась жена. Кроме того, славянское мировоззрение основывается на умении гармонизировать окружающее пространство – семью, двор, дом и т. д. А прийти к этому можно только в том случае, если будет достигнута внутренняя гармония. То есть, если у женщины все хорошо, то и результат ее работы будет великолепен. Вывод – если человек надел рваную рубаху, из которой торчат нитки, то и атмосфера в его семье и душе соответствующая.
Важно! Рукоделие считалось исключительно женским занятием. Этот факт также является подтверждением того, что, по мнению предков, за атмосферу в семье должна отвечать только жена.
Мужская рубаха
Русская рубаха мужская сильно отличается от женской. Разница состоит в более архаичном крое и декоре. Раньше была популярна домотканая ткань – полотно шириной 40 см (размер обусловлен конструкцией ручного ткацкого станка). Именно отсюда берет начало и вид кроя, применяемый по настоящее время – для изготовления рубахи используются вертикальные полосы ткани разной ширины. Ассортимент ширины современного материала позволяет не прибегать к использованию дополнительной полосы вдоль стана, но именно такой крой предусмотрен духом древности и традициями предков.
Русская рубаха, выкройка которой отработана веками, не только проста, но и практична, ведь она обеспечивает полную свободу движений, что так необходимо мужчине как в работе, так и в бою.
Для декора обычно используются вышитые ленты или тесьма, основными местами расположения которых служат воротник, запястья и нижний край рубахи. Еще одним украшением является «подоплека» - участок от горловины до солнечного сплетения украшался посредством вышивки или вставки из другого материала.
Аутентичные образцы часто содержали свастичную символику. Данные элементы декора уже нельзя назвать простым украшением мужской рубахи - это скорее мощный оберег, защищающий хозяина от злой силы и черной энергии. Такой же обереговой силой обладал пояс, или кушак, который являлся неизменным и обязательным дополнением к мужскому наряду. Поэтому слово «распоясанный» означает не только потерю сдержанности и приличия, но и беззащитность перед злыми духами.
Цельная и составная женская рубаха
Просторная русская рубаха для женщины шилась из целого продольного полотнища. В разных губерниях подобная одежда имела свое название:
в Архангельской ее звали целошницей или исцеленницей;
в Вологодской – проходной;
в Калужской и Орловской – цельной или одностенной.
В XIX веке такие рубахи считались редкостью – их можно было встретить лишь на свадьбе да на похоронах.
Составная рубаха (русская) предполагает наличие верхней и нижней части. Первая должна была быть видна из-под сарафана или поневы, поэтому для ее изготовления использовалась льняная или конопляная, а потом – хлопчатобумажная или шелковая ткань. На изготовление нижней части шел плотный домотканый холст.
Рубахи XIX-XX веков преимущественно были составными. В основном при пошиве использовались очень экономичные выкройки, не оставляющие после себя обрезков-отходов, так как за модуль кроя принималась ширина ткани.
В состав рубахи входили прямоугольные и клинообразные детали. Крой переда и спинки – составляющих основ рубахи – производился таким образом, чтобы долевая нить располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширяли посредством бокового полотнища или клина.
Для соединения рукава с центральной деталью использовался прямой угол.
Большинство рубах содержало ластовицу – квадратную или клиновидную деталь, расположенную под рукавом и обеспечивающую свободу рукам.
Виды кроя
Русская народная рубаха может быть скроена различными способами.
Самым архаичным считается туникообразный крой. К нему прибегали многие народы, а в нашей традиции он также нашел отражение и в других одеждах, например, в глухом сарафане, завеске и нагруднике.
К самому распространенному виду относится рубашка с поликами – плечевыми вставками, которые расширяют горловину рубахи, а также соединяют перед и спинку. Среди них можно выделить:
рубаху с прямыми поликами, пришивание которых осуществлялось параллельно утку основной детали стана;
рубаху с прямыми поликами, которые были соединены параллельно с основой стана.
Первые были популярны в губерниях, расположенных в северной и центральной частях страны, а вторые – в Рязанской, Московской губерниях, а также у населения верхней Оки.
fb.ru
Рубаха славянская (покрой и вышивка) — Держава Русь
Раньше у каждого Рода была своя символика (символы Родов), эта символика шла в Обереговой вязи на одежде и домашней утвари, а также использовались обереговые символы, притягивающие дополнительные Стихии, т.е. к своим Родовым Богам добавляли ещё и символы вспомогательных Богов, чтобы они помогали.
На рубахе Обереговая вязь шла по низу подола, низу рукавов, на груди и вороте, т.е. физическое тело и внутренние энергии полностью защищены символами Рода — все деды, бабки, прадеды, в общем весь Род до изначалья, вся сила идёт в Обережь. При этом орнамент одинаковый по всей рубахе, допустим: Коловрат и Цветок папоротника – эта обереговая вязь будет и на рукавах, и на груди, и на поясе. Мужчины здоровались оберучи — за предплечье, т.е. сравнивали обереговую вязь на рукавах, по которой сразу видно из какого Рода-Племени человек и к какой касте профессиональной принадлежит.
Рис. 1. Соединение перевязью. Здесь ещё добавляются природные силы (зелёный цвет). Если надо показать что природные силы у человека находятся в активном состоянии, добавляются штрихи, т.е. показывают как бы лучи, излучение. Вставки в верхней и нижней части (синим цветом) указывают, что человеку помогают все Боги его Рода (верх) и все Предки (низ), и их помощь определяется солярником, т.е. какой солярник между вставками, такую помощь и надо человеку.
Рис. 2. Общий солярник. Люди, которые были лишены возможности иметь знания о своих Предках, т.е. хотят вернуться, но не знают какие Боги, какие Силы им помогают, они делают общий Солярник – соединение Прави, Нави, Яви, и это всё освещено солярной символикой. Некоторые ещё украшают, делают какие-либо дополнения. На данном рисунке показан пример самого простого Общего солярника, как бы волна (красным) и ступеньки (бордовым), на одежде изображаются конечно одним цветом. Мысленно проведите горизонтальные линии — Правь (верхняя часть), Навь (нижняя), Явь (средняя).
Рис. 3. Обережь дома. Если надо сделать Обережь дома, т.е. для защиты дома, общий солярник делается немного по-другому. Примерно такой же солярник до сих пор существует на здании Центральной городской библиотеки им. А.И. Герцена в г. Екатеринбурге, а также в Эрмитаже.
Рис. 4. Обереговая вязь засеянным полем.Здесь чередуются два символа плодородия (земного и женского). Как правило, символы плодородия в обереговую вязь вставляли женщины, или мужья своим жёнам в подарок делали берегини или заказывали клипсы и пр. с такой символикой. Символы плодородия были только в женском орнаменте, на мужских вышивках таких символов не было.Между символами плодородия обозначали «свиток» (изображаются зеркально) – это буквица Дзело (S), она означает «весьма», «много», т.е. как бы активизирует, усиливает. Иногда Дзело изображали с чёрточкой посередине.
Рис. 5. Полусвастичные знаки. В женской символистике также добавляются так называемые полусвастичные элементы, допустим: Славец, Огневица, Радинец, Всеславец и т.д. (их значение и начертание см. Солярные символы). В данном объединённом орнаменте имеется несколько символов:* Природный Славец (зелёный цвет) дарует здоровье;* Небесный Благовест (синий цвет) дарует защиту Родовых Богов;* Звёзды (златый цвет) даруют благую судьбу;* Часть знака Духовной силы (красный цвет) даёт трудолюбие.Сия вязь вышивается в основном на женских рубахах, ею украшают воротник и рукава. Вышивается точками, либо крестиком (х), либо болгарским крестом (*).
Покрой славянской рубахи
Мужская повседневная рубаха всегда была с косоворотом (с левой стороны), т.е. сердце нараспашку. Когда открываешь, считается что человек не только ворот, но и сердце открывает. Глубина разреза рубахи 1,5 пяди. Длина рубахи была до колен или чуть выше и подпоясывалась поясом. Для тех, кто занимался конями, с боков делали разрезы расшитые, чтобы на коня удобнее садиться, не подтягивать рубаку. На праздничной рубахе грудь украшали обереговой вязью.
Мужская воинская рубаха была чуть длиннее повседневной, и разрез ворота был по середине, глубиной до солнечного сплетения. Рубаху изготавливали из плотной ткани, ибо одевали под кольчугу, и кроме символов Рода вышивалась ещё особая воинская обереговая символика.
Мужская ритуальная рубаха была до пят, прикрывала ноги, а грудь расшивалась богатым орнаментом. У жрецов орнамент идёт до пояса (до поясной чакры).
Пояс
Пояс – это неизменное дополнение к мужской рубахе.* Повседневную рубаху подпоясывали тонким полвершковым поясом (2,2 см) с Обереговой вязью, или подпоясывали вервью, сплетённой из разноцветной тесьмы.* Праздничную рубаху подпоясывали вершковым поясом (4,4 см) с Обереговой символикой.* Ритуальную рубаху подпоясывали широким поясом в полвтора (6,5 см) или два вершка (9 см).* Воинскую рубаху подпоясывали различными поясами, но только если носили в повседневном обиходе. Когда одевали доспехи, пояс не использовали.* Детские рубахи до совершеннолетия (т.е. до 12 лет) носили без поясов.
Носить рубаху без пояса считалось неприлично, про таких говорили: «распоясанный» или «расхлёстанный», т.е. отказавшийся от Родового оберега. Даже когда воины шли биться на смерть, они снимали рубахи, а пояс оставляли. Но если в битве снял рубаху, значит всё — бьётся на смерть, подсознательно на это настраивается, и уже не думает что с ним будет, одна цель – уничтожить врага.
Женская одежда
Женская повседневная одежда отличалась покроем и символикой, по которым можно было узнать замужем они или нет, и какие Боги-Покровители оберегают Род в котором она живёт.* Рукава у замужней женщины внутри подвязаны тесьмой, т.е. низ рукава расширяется, а у девицы – как манжета.* Ворот женской рубахи застёгивается на пуговицу или пряжку, а у девицы завязывается вовнутрь плетёной верёвочкой.* Разрез на рубахе у девицы от горла на 1 пядь (17 см), а у замужней на 2 пяди (35 см), так удобнее кормить ребёнка.
Праздничная женская одежда была более богато украшена обереговой символикой, знаками женского и земного плодородия, орнаментами из которых можно узнать о Роде супруга и в каком Роду она воспитывалась, какие Боги ей покровительствуют. На праздничном платье незамужней девушки вышивка была в основном на рукавах и подоле, а у женщины вышивка охватывала подол, грудь, рукава, ворот.
Веды: Символика в быту (одежда, обереги, волосы)
Рубрика: Культура и Традиция
derzhavarus.ru
Традиционная рубаха — Циклопедия
Подпоясанный русский народный костюм с рубахой Мужчина в шемизе, видимой из-под ворота; Германия, начало XVI века
Традиционная рубаха — исторический вид мужской и женской нательной одежды, представляет из себя длинную рубаху длиной до колена или закрывающую бёдра. Длинные варианты имеют разрезы по бокам для удобства сидения. Шьётся как правило изо льна или хлопка. В качестве украшения используется тесьма на подоле, манжетах, вороте. Носится навыпуск поверх штанов или бр. Поверх рубахи одевались самые разные типы средней (основной) одежды, такие как безрукавки, хитоны, дублеты, хламиды и прочее. Поверх любой одежды, кроме плаща, затягивался пояс, кожаный либо тканый.
Традиционная рубаха является наиболее древней нательной одеждой. Появилась она ещё в древности как платье, закрывающее руки, торс и бёдра. В том или ином виде рубаху использовали все народы мира. Порой слово «рубаха» было синонимом слова «одежда». В новой эре рубаха постепенно стала нательным бельём, поверх которого могли одеваться другие слои. В самом простом варианте это верхняя и нижняя рубаха. Шилась она из льна или хлопка, была в активном употреблении у всех слоёв общества до Нового времени, когда появилась дворянская рубаха, пышная и отделанная кружевой. Традиционная рубаха как правило носится навыпуск, не заправляясь, могла иметь длину от середины бедра до колена. Для крестьян Средневековья могла быть единственной одеждой, те же, кто могли себе позволить и другую одежду, надевали сверху безрукавки, робы, куртки, плащи и пр.
На Руси рубахи традиционно носили месте с белыми портами их носили навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась «подоплёка».
В античном мире роль рубахи выполняли древнегреческий хитон и римская туника. Страбон отмечал, что кельтские племена носят отличные от римских нательные одежды — рубахи[1]. Именно у варварских племён появились первые простые рубахи. Они известны с древних времён и начали шиться, как только было освоено ткачество и изобретена тонкая ткань. Как основная и базовая для всех одежда, надеваемая непосредственно на тело, рубаха имела и символическое значение. Белоснежная сорочка ассоциировалась с чистой душой, перед важным сражением воины надевали свежие рубахи. В то же время кающиеся грешники и осуждённые преступники тоже должны были представать публике в одних рубашках. Готовность отдать другому «последнюю рубашку» считалась верхом доброты и бескорыстия.
Существовали и укороченные версии рубах, которые можно было заправить в штаны.
Рубаха - Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» — «кусок, отрез, обрывок ткани»—и {родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень». Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка — из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке.
Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.
Основу мужского древнерусского костюма составляла рубаха, или срачица (сорочка) длиной ниже колен, с отделкой (вышивкой гладью или отделкой шнуром) на воротнике, концах рукавов, по подолу и косой застежке слева; в торжественных случаях к ней пристегивалось ожерелье - дорогой вышитый воротник (см. разработки по вышитым воротникам Суздальского Ополья XI-XIII вв.)
Мужская нательная рубаха
1 Рубаха с прямыми бочками и подоплекой по прямой. Перед.
2 Рубаха с косыми бочками и подоплекой по прямой. Спина
3 Праздничная рубаха с косыми бочками и подоплекой по косой. Перед.
4 Раскрой рубахи с прямыми бочками.
5 Рубаха с клиньями и центральным разрезом ворота
На также Руси могли существовать и рубахи с нижними клиньями, более характерные для скандинавских стран и стран Западной Европы (рис. 5). В этом случае разрез на вороте рубахи мог быть как скошенным (см. рис 1, 4) так располагаться по центру. Клинья на подобных рубахах начинались примерно от линии талии или чуть ниже, но не выше нее и всегда были слегка закругленными снизу. Воротников-стоек, подобных суздальским на рубахах такого типа на найдено. Рукава на всех типах древнерусских рубах могли быть как прямыми, так и несколько сужавшимися к запястью. Рукава нательной русской рубахи были достаточно длинными и должны (при опущенных руках) достигать середины запястья. Рассмотренные выше рубахи имеют прямую линию плеча, что позволяет выкраивать весть "корпус" будущей рубахи из одного куска материи, в большой мере облегая процесс кройки и шиться. Кроме того, рубаха подобного кроя не имеет швов на плечах, но, несмотря на кажущееся удобство, лучше "сидит" рубаха с косой линий плеча. При этом "разница" в высоте ворота и плеча не должна превышать 2-3 см. (рис. 6) . Естественно, в этом случае, линия плеча рубахи разрезная.
6 Рубаха с косой разрезной линией плеча
Теперь самом процессе пошива. Во время раскроя рубахи обязательно оставьте 1-1.5 см ткани на швы и подвороты. Для того, чтобы ткань рубахи не сыпалась в процессе использования или даже (!!!) шитья оной все края раскроенных частей надо обязательно подвернуть (см. рис 7). При сшивании частей рубахи между собой все швы располагайте с изнанки так, чтобы ткань не морщила и не собиралась складками около шва (см. рис.8)
7 Принцип подворачивания ткани. 8 Сшивание
Рубаха дополнялась узкими длинными, заправленными в сапоги портами или широкими шароварами, собранными на поясе на шнурок - гашник. Разнообразна была верхняя одежда, распространенная преимущественно в социальных верхах. В различных регионах Руси в качестве верхней одежды использовали кафтан либо т.н. верхнюю рубаху - практически не отличавшуюся от нательной рубахи по типу .
metod-sunduchok.ucoz.ru
Русская рубаха
Во все времена и для всех народов одежда, кроме традиционной практической функции, являлась еще и своеобразным «слепком» национальной ментальности, служила своего рода ключом к национальной культуре. В последние годы элементы русского национального костюма все чаще мелькают в коллекциях именитых кутюрье (причем не только отечественных), а русская народная рубаха пользуется все большей популярностью у молодежи. И не случайно: ведь именно тканая рубаха – самый древний и универсальный элемент народного костюма. Ее носили мужчины и женщины, крестьяне, купцы и князья.
История русской рубахи
В старославянском языке можно найти немало слов, созвучных слову «рубаха». Но, все же, ближе всего к рубахе этимологически слова «рубъ» (отрез, кусок ткани) и «руш» (рушить, рвать). И это не является простым совпадением. Дело в том, что изначально, рубаха была самым простым одеянием – полотнище ткани, согнутое пополам с прорезанным отверстием для головы. Да и ножницы вошли в обиход намного позже, чем человечество освоило ткачество. Поэтому ткань для первых рубах именно отрывали, а не резали. Со временем, полотнище рубахи стали скреплять по бокам, а еще позже добавились прямоугольные куски ткани в верхней части рубахи – рукава. Славянскую рубаху можно считать еще и средством социальной интеграции. Ее носили как рядовые миряне, так и знать – отличие состояло лишь в качестве материала (лен, конопля и шелк, позже – хлопок) да богатстве отделки. По вороту, подолу и запястью русская национальная рубаха обязательно украшалась вышивкой-оберегом. В отличие от южно-славянских, русская мужская рубаха к 17-18 векам получает такие легко узнаваемые черты, как смещенный влево разрез на горловине (отсюда ее второе название – косоворотка), благодаря которому крестик не «вываливался» наружу, и длину по колено. Еще более интересны история и особенности женской русской рубахи.
Женская рубаха - традиции магнетизма
Славянская женская рубаха составляла основу любого национального наряда. В южных областях она одевалась под юбку-поневу, в центральных и северных – ее носили преимущественно с сарафанами. Такая льняная рубаха, длиной равная длине сарафана, называлась «стан». Различали будничные и праздничные женские рубахи, ворожбенные, покосные, кроме того, специальные рубахи были и для кормления младенцев.
Но, пожалуй, наиболее интересна рубаха-порукавка. Эта рубаха шилась с длинными (нередко до подола) рукавами. На уровне запястий делались прорези для рук, чтобы свисающие рукава можно было завязать за спиной. Впрочем, существовал и еще один способ ношения такой рубахи – лишняя длина рукава собиралась в складки и удерживалась наручнями. Конечно, такая рубаха не относилась к будничным – работать в ней было, мягко говоря, затруднительно (кстати, выражение «Работать спустя рукава» – именно отсюда). Изначально она использовалась для ворожбы и в процессе языческих религиозных обрядов (вспомните сказку о Царевне-лягушке!). Позже этот вид рубахи превратился в праздничную одежду, либо одежду для знати, хотя своего магического окраса не утратил. В «Слове о полку Игоревом» Ярославна рвется полететь птицею к своему князю, омыть его раны водой из Днепра-Славутича, утереть их своими рукавами. Даже спустя столько лет после принятия христианства русичи верили в целительную силу вышивок-оберегов нательных рубах. Кстати, из тех же соображений первую рубашку новорожденным на Руси шили из рубахи отца (для мальчика) или матери (для девочки). Такая одежда считалась мощным оберегом. Лишь в три года ребенок получал первую рубаху из «новья».
womanadvice.ru
Раскрой древнерусской мужской рубахи из фабричного полотна
Случилось мне рисовать схему раскроя рубахи для одного хорошего человека. А потом подумалось: почему бы эту схему с небольшими пояснениями не выложить в сеть, чтобы каждый, кому надо, смог воспользоваться? Рубаха - очень важная деталь исторического костюма, именно она помогает создать основу образа. От рубахи, как от печки, "пляшут", разрабатывая тот или иной комплекс костюма: будь то историческая реконструкция Руси или создание идеализированного "былинно-славянского" образа. Хотя требования к рубахам очень разные, потому что разные задачи их создания и люди, которые будут их носить, но при раскрое и пошиве всё же есть некоторые общие моменты, которые я постаралась объединить в этой заметке.
Раскрой древнерусской мужской рубахи из фабричного полотна
Многие мастера, и я в том числе, для пошива исторической одежды используют современный фабричный лён. Не буду говорить о том, хорошо это или плохо. Это факт. Заметка рассчитана на тех, кто хотя бы немного «в теме», имеет представление о том, чем исторический крой отличается от современного, но запутался в нюансах. В качестве иллюстрации привожу усреднённую схему-выкройку мужской рубахи XII − XIV вв.
Дорогие мастера, помните, одной на всех выкройки не бывает, поэтому, прежде чем шить, снимите нужные вам размеры и составьте СВОЮ схему. А ещё лучше, полазайте в интернете, найдите другие раскрои, сравните и выберите то, что подходит именно вам!
Сколько купить ткани?
Самый длинный кусок в раскрое − это стан. Его длина считается как двойная длина изделия с припусками на швы и расчётом на усадку. Для мужской рубахи это примерно 220 см, для женской − 300 см. Столько ткани и покупаем.Ширина современного фабричного полотна обычно 130-150 см. После того, как мы вырежем из купленного полотна стан, остаётся ещё большой кусок, из которого кроятся все остальные детали и ещё немного даже останется.
Подготовка ткани к раскрою
Новый отрез ткани перед раскроем обязательно замочить в тёплой воде на пару часов и хорошо отполоскать. Можно постирать в машине с режимом двойного полоскания. Ткань немного сядет и с неё сойдёт часть фабричной краски. Заодно проверите, насколько она линяет, и не испортит ли это вам жизнь в дальнейшем.Перед раскроем фабричную кромку срезают.
Ширина ткани и расчёт размеров
Сейчас ширина фабричного полотна 130-150 см. Но при пошиве историчной одежды необходимо помнить, что ширина домотканого полотна была от 40 до 60 см (на размах руки с челном при горизонтальном ткацком стане). В северных районах ткань обычно делалась более узкой (40-50 см), в южных − более широкой (50-60 см).На схеме дан раскрой рубахи с шириной полотна 40 см. Это примерно соответствует размеру 42-46 (XS-S). Чтобы получить больший размер, нужно либо выкроить стан большей ширины (до 60 см), либо подшить с боков дополнительные полосы ткани. Для размера 54 (XL) вполне достаточно ширины стана 60 см.
Стан
Стан выкраивается по долевой нити. Полотно перегибается пополам, таким образом, мы получим рубаху без плечевых швов. Длина рубахи меряется по колено или чуть выше. В зависимости от роста человека, это 100-120 см.
Рукав
Рукав тоже выкраивается по долевой. Ширина его обычно − те же 40 см. Длина зависит от длины руки человека. При раскрое рукава не забываем, что часть длины рукава берёт на себя ширина стана (то есть, полотно стана будет спускаться ниже плечевой косточки), поэтому от мерки «длина рукава» сразу отнимаем 10 см.В среднем, длина рукава историчной рубахи колеблется от 50 до 60 см для самых длинноруких.Чтобы получить зауженный рукав, перегнутое пополам полотно рукава обрезаем, как показано на схеме: сверху оставляя 15-20 см для крепления ластовицы. Со стороны запястья достаточно отмерить 3-5 см.
Ластовица
Обычно квадратный кусок со стороной 10-20 см. Её размеры определяются общим рисунком рубахи. Самое главное, чтобы при взмахе рукой вы чувствовали себя комфортно.
Боковые клинья
Расширяют рубаху в подоле и служат для удобства ходьбы. Клин может быть вырезан из целого куска, может быть составным. Ширина его тоже может быть разной, в зависимости от ваших желаний. На схеме показан цельнокройный клин шириной 30 см и длиной 50 см.Важно помнить, что если в женской рубахе боковые клинья вшиваются прямо от ластовицы, то в мужской следует отступить от ластовицы вниз 5-10 см для получения истинно «мужского» силуэта.
Ворот
Определяется размером «обхват шеи». Может быть круглым или овальным, как вам удобно. Спереди может делаться ещё дополнительный небольшой разрез.
Вот и всё)) Надеюсь, мой опыт окажется полезным. Желаю удачи в пошиве!