Ковры древние. Шерстяной ковер - произведение искусства древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Персидские ковры. Ковры древние


Персидские ковры

История персидского ковра

Персия - страна, история которой насчитывает несколько тысячелетий. Из сказок нашего детства мы узнаем о караванах верблюдов, плывущих по пустыням, о всемогущих падишахах и вечно юных гуриях, о благоухающей красоте садов персидских владык, и, конечно, об удивительно ярких персидских коврах. Название "персидский ковер" сохранилось за коврами, созданными в современном Иране, территории, входившей в состав древней Персии.

персидский ковёр

В Коране сказано, что мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Сначала в бесконечности пустой Вселенной возникли семь небес и зажглись светила, а потом под ними прекрасным ковром была расстелена земля, придавленная для прочности горами. Ковер, таким образом, ассоциируется на Востоке с мини-моделью земного рая. Без него немыслим ни один дом, а уровень благосостояния человека определялся количеством и качеством ковров в его жилище. Та семья, которая не могла позволить себе устелить пол собственного дома достойными коврами, выглядела жалко в глазах соседей.

История древней Персии неразрывно связана с историей восточного ковра. Искусство ковроделия передавалось от поколения к поколению и считалось самой дорогой семейной ценностью. Изначально ковры ткали на дому, для личного пользования или в подарок. Только в III веке н. э. в мастерских и мануфактурах Персии началось производство ковров на продажу. Проследить историю персидского ковра - значит проследить путь развития одной из величайших в мире цивилизаций.

персидский ковёр

Многие историки сходятся на том, что изобретателями ковра были безымянные кочевники Центральной Азии. Ковер для кочевника был незаменимым предметом интерьера - он защищал от холода и сырости, мог служить входной дверью шатра, или его полом.

Персы умели ткать ковры еще 2400-2500 лет назад. Именно так учеными оценивается возраст первого сохранившегося до наших дней восточного ковра. Он был найден на Алтае советскими учеными в археологической экспедиции под руководством Руденко и Грязнова. Благодаря вечной мерзлоте содержимое усыпальниц Пазырыкских курганов хранилось в течение тысячелетий. Одной из находок Пазырыка оказался ковер иранской работы, ставший настоящей сенсацией. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений.

персидский ковёр

История сохранила для нас рассказ об одном из первых шедевров персидских мастеров - "Весеннем ковре" царя Хосрова I, сплетенном в VI веке в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. "Весенний ковер" был, без сомнения, самый дорогим ковром в истории. Это в то время имело и политическое значение - такой ковер был символом власти и мощи, а его красота символизировала божественное происхождение царя. Размеры ковра были поистине гигантскими: 122 метра в длину, 30 метров в ширину, а весил он несколько тонн. Но самое потрясающее - узор этого ковра. Земля была вышита нитями из золота, вода - прозрачными драгоценными камнями. Цветы и плоды на деревьях были также из самоцветов. Предания повествуют, что когда расстилали этот ковер, весенний воздух проносился по залу. Но в середине седьмого века Персию захватили арабы, и "Весенний ковер" не пережил нашествия: завоеватели разрезали его и увезли из захваченной столицы по частям.

Другие знаменитые ковры

Первые в истории тканые картины, напоминающие ковры, датируют XVI--XI века до н. э. Их нашли в гробнице Тутмоса IV.

На фреске в Бен-Хассане (X век до н. э.) было обнаружено самое старое в истории изображение процесса изготовления ковров.

Самый многоцветный ковер соткали уже в XXI столетии три брата в иранском Тебризе. На сравнительно небольшом полотне - метр на полтора - уместился миллион узелков 800 цветовых оттенков.

Самый большой ковер в мире - площадью 6000 квадратных метров - был соткан для казино курорта Мар-дель-Плата в Аргентине.

Самый дорогой ковер - из Исфахана, ХVI века -- был продан в 1928 году в Лондоне за 111 555 долларов

Когда в Персию пришел ислам, запрещавший изображение живых творений Аллаха, с ковров исчезли птицы, верблюды, лошади. Орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана. Персидский ковер для посвященного - книга о строении мироздания.

С 1038 по 1194 гг Персия находилась под властью турок, которые имели собственную культуру ковроткачества - в это время происходил обмен навыками и приемами ковроделия. Потом до середины 15 века страна была захвачена монгольскими племенами. Ковры времен монгольского владычества лишены истинно персидской пышности, они отличаются простым, преимущественно геометрическим орнаментом.

В XV во времена династии Сефевидов веке новой столицей Персии стал город Исфахан. В столице и многих других городах были созданы государственные мастерские, где умелые художники и мастера создавали восхитительные шедевры коврового искусства. Религиозный запрет на изображение животных и птиц был снят, производство ковров превратилось в один из основных источников дохода казны. В Европе персидские ковры стали очень популярны, за ними снаряжались целые торговые экспедиции. В лучших коврах этого периода сложный звездный медальон доминирует над богатой системой стеблей и цветов на ярком поле индиго.

Во времена войны с Афганистаном, Турцией и Российской Империей утонченное искусство ковроделия в Иране пришло в упадок, навыки изготовления ковра сохраняли лишь кочевники и мастера в маленьких деревушках. Новый расцвет ковроткачества наступил в Персии в 19 веке, экспорт ковров стал важной составляющей доходов государства.

Виды персидских ковров

Сегодня Иран производит большее количество ковров, чем все другие центры ковроделия вместе взятые. Кум, Наин, Tебриз, Исфахан, Габе - в каждом из этих городов Ирана свои секреты ковроделия, свои особенные, самобытные ковры. Специалисту достаточно одного взгляда, чтобы определить точное место изготовления ковра. Здесь важно все: какие используются цвета и орнаменты, какая шерсть и основа, какова плотность ковра и тип узла.

Качество ковра имеет много составляющих. Это и материал ворса, и тщательность плетения, и композиция, и рисунок, и цветовая гамма. Кисти, нити основы, обработка края ковра и его плотность также имеют огромное значение. Считается, что только иранские мастера поддерживают на высочайшем уровне все характеристики своих ковров. При этом большое значение придается выразительности и глубине цвета. Персидские ковры имеют самую широкую гамму красок с мягкими, звучными, чистыми оттенками.

Каждому традиционному ковру присущи узнаваемый орнамент и цветовая гамма. Палитру иранских ковров определяют теплые, но насыщенные цвета Востока: закатный багрянец солнца, цвета глубокого неба, бескрайней пустыни, прозрачных родников? Цвет настоящих персидских ковров с каждым годом лишь обретает новую глубину и яркость, в этом секрет их удивительного долголетия. Геометрический орнамент "персов" близок к устоявшемуся в России представлению о "настоящем" ковре. Возможно, поэтому они так популярны в нашей стране. Мастер никогда не повторяет узор дважды, хотя общие элементы узора сохраняются, и по ним можно судить, в какой местности сделан ковер.

Тебриз

Традиционными сюжетами для персидских ковров являются, как правило, орнаменты. В школе Тебриз фоном для них остаются кремовый, красный или синий цвета. Сюжетно-тематические ворсовые ковры, характерные для тебризской школы считаются наиболее сложными по происхождению мотивов и образов. Темы на этих коврах часто навеяны творениями великих поэтов Востока, на них можно встретить изображения соколиной охоты или грозного льва. Ковры из Тебриза можно сразу узнать по орнаменту - медальоны в центре и по углам. Медальон в центре ковра символизирует луну, а узор из ромбов с зазубренными листочками по краям - чешую рыб, которые в час полнолуния поднимаются к поверхности воды, чтобы полюбоваться отражением луны.

персидский ковёр

Известны также тебризские ковры-картины, где изображены фрагменты дворцов и мечетей, сцены битв. Часто на создание того или иного узора ковра мастера вдохновляли обложки старинных книг, расписанных вручную. Эти ковры хорошо смотрятся в богатых интерьерах и в больших помещениях, площадь которых не меньше 50-70 кв.м.

персидский ковёр

 

Исфахан

Исфаханские ковры наиболее известны в Европе. В VI в. город Исфахан стал новой столицей Персии. Здесь основали царскую ковровую мастерскую, где работали лучшие художники и ткачихи со всей страны. Исфаханские ковры имеют яркий синий или красный фон, а цены зависят от сложности отдельных деталей узора - чем мельче, тем дороже. Шерсть исфаханских ковров срезана до нескольких миллиметров, поэтому контур рисунка очень четкий.Узор исфаханского ковра составляют сложный затейливый медальон в центре и плотный растительный рисунок основного поля и бордюра. Имеется многочисленные, очень запутанные и точно выполненные орнаменты, реалистично изображенные птицы и цветы. Центральная область ясно отделена от бордюра. Интерпретировать этот орнамент можно по-разному: медальон в центре ковра может обозначать всевидящее Божье око или священный цветок лотоса. Современные исфаханские ковры часто являются копиями знаменитых ковров эпохи династии Сафавидов (XV-XVII вв.) - золотого века персидского ковроткачества.

персидский ковёр

Кум

Купить ковер из Кума - значит, приобрести ковер выдающегося качества и красоты. Стоят они, как правило, дороже других "персов", за исключением разве что ковров из Исфахана и Тебриза. Ковры из Кума известны необычным сочетанием цветов: они могут быть цвета слоновой кости, бежево-коричневыми и светло-зелеными с оттенком бирюзы (впрочем, последний встречается в персидских коврах крайне редко). Ворс шелковистый, низкий. Лучшие ковры Кума - шелковые. Причем из шелка выполнены и основа, и кромка, и ворс. Это тонкие, как платок, и очень пластичные ковры. Только в этой местности ткут шелковые ковры, в остальных - шерстяные или смешанные. Впрочем, ковры из чистого шелка - это редкость. Да и стоят они в несколько раз дороже, чем шерстяные. Обычно шелк добавляют к шерсти, чтобы придать ковру блеск, или вывязывают шелковой нитью отдельные элементы узора. В Куме делают совсем немного больших ковров, но если такие ковры делают, то работают над ними очень тщательно, несколько лет. В Куме нет орнаментов, считающихся традиционными для этого города - здешние дизайнеры и мастера не привыкли себя в чем-то ограничивать. При этом ковры из Кума часто "подписаны" мастером. В изображении преобладает разбивка поверхности на квадраты с растительным орнаментом внутри.

персидский ковёр

персидский ковёр

Наин

На коврах из Наина очень светлое поле и много синего или светло-зеленого, почти салатного цвета. Рисунок состоит из переплетающихся мелких цветочков и веток. Основа ковров из Наина - тонкий хлопок. Это образец ковров классического персидского дизайна. Характерное сочетание голубоватых тонов и цвета слоновой кости стало настоящей "торговой маркой" здешних мастеров.

персидский ковёр

Габе

Деревенские персидские ковры из Габе стоит выделить отдельно. В этой провинции ткут ковры "килим", которые очень модны на Западе. Причины их популярности - двусторонний рисунок и более низкая (приблизительно в два раза, чем у среднего "перса") цена. Это большие ковры, сотканные из неравномерно прокрашенной шерсти, с очень крупным незамысловатым рисунком. На первый взгляд они никак не могли конкурировать с привычными коврами, отличающимися мелким детально прорисованным орнаментом и богатой палитрой цветов. Однако очень скоро они с ума свели весь мир. Теперь персидские ковры из Габе можно увидеть в домах самых больших ценителей искусства.

Сегодня в ковроткачестве возрождаются традиции и возвращаются технологии 200-300-летней давности, когда узелки завязывались вручную, красители использовались только натуральные, а орнамент передавался от поколения к поколению. Износостойкость персидских ковров исчисляется веками. Однако будьте осторожны при покупке - порой вместо настоящего иранского ковра Вам могут предложить китайскую подделку. На первый взгляд она ничем не отличается от ковра ручной работы, но стоимость ее раза в 3-4 меньше оригинала. Такие ковры служат недолго. Некоторые фабрики иногда прибегают к стилизации под иранский или другой восточный орнамент, зачастую смешивая их. Это приводит к катастрофической пошлости, представленной на отечественных рынках в самых разных версиях. Так что будьте внимательны при выборе.

персидский ковёр

Технологии изготовления ковров

Древние традиции изготовления ковров

Точная дата возникновения ковроткачества скрывается в глубине веков, но известно, что именно Персия (ныне - государство Иран) стала центром коврового производства. Первый сохранившийся до наших дней восточный ковёр, ровесник персидской державы Ахменидов, был создан 2400-2500 лет назад. Слово "производство" лишь условно относится к изготовлению персидских ковров. Здесь нет места шаблонам и серийности - только эксклюзив и полностью ручная работа.

Ковры в Иране ткут все и всюду: отдельные семьи, старинные ремесленные династии и большие фабрики занимаются созданием ковров с различными типами узелков, безворсовых ковров. Традиция ковроткачества в Иране насчитывает несколько тысячелетий, имеет глубокие древние корни и тесную связь с местной культурой и народными обычаями. Секреты ковроделия передавались из поколения в поколение.

Техника изготовления тканых ковров практически не изменилась за многие века. Сейчас, как и столетия назад, самые лучшие ковры ткут только вручную, красят шерсть натуральными красителями и скрупулезно работают над орнаментами. Только так может получиться настоящий персидский ковер.

персидский ковёр

Почему узелковый ковер ручной работы при том же качестве пряжи может стоить в десять раз больше своего собрата, сотканного машиной? Не только потому, что он несет тепло человеческих рук. Дело в том, что узелки, связанные руками, имеют уникальную форму и отличаются друг от друга. Помимо того, существует несколько типов узелков для ковров ("гордиев узел" и пр.). Двух одинаковых ковров ручной работы просто не существует, даже если эскиз рисунка использовался один и тот же. Именно за счет узелков немного неровной, неправильной формы ковры ручной работы и приобретают очарование, которое едва ли можно передать словами. Машина же, напротив, делает как узелки, так и ковры абсолютно идентичными. К тому же ворс настоящего ковра фиксируется на нитях основы узелком, и делают это человеческие пальцы. Машина же не умеет завязывать узелки. Ворс ковра машинной работы просто воткнут между основой и утком. Безворсовые ковры ручной работы более прочны и долговечны.

Восточные ткачихи, анонимные авторы ковровых шедевров, сочетают изящные узоры с бесподобной цветовой гаммой. Рисунки персидских ковров навеяны уникальными иранскими мозаиками и миниатюрами. Это сложное искусство, демонстрирующие высокую степень таланта, вкуса, упорства и изобретательности здешних художников. К тому же, оно требует месяцев бесконечного труда, усидчивости и больших затрат.

персидский ковёрКовроткачество - долгий, сложный и трудоемкий процесс. Лишь с недавних пор в Иране внедрены в производство ковров моющие, красящие и прядильные аппараты. Основной материал, с которым работает создатель ковра - овечья шерсть - также дает небольшой набор цветов. В зависимости от масти овцы состриженная шерсть бывает белой, коричневой, желтовато-коричневой, желтой и серой. Качество шерсти различается в разных частях тела животного. Одна овца дает до десяти разновидностей шерсти, которые разделяются старательными специалистами. Шерсть окрашивают естественными красителями, получаемыми на основе древесины различных пород, трав и овощей. Красители также получают из корней марены, оболочки грецких орехов, листьев винограда, стеблей спаржи, кожуры гранатов, даже из прокисшего молока. Для крашения используются и минеральные вещества в сочетании с каустической содой или лимонной кислотой, которые необходимы для того, чтобы закрепить краску, предотвратить ее вымывание и стирание. Ковры создаются не только из шерсти, но и из лоскутков ткани. Такие ковры имеют оригинальный и красочный вид.

Рисунок персидских ковров никогда не бывает случайным - за выбором и расположением определенных элементов узора стоят вековые традиции исламской культуры и искусства, талант и замысел мастера. Ведь на родине ковров, в жаркой Персии, вплоть до XIX века ковроткачество пребывало в плену мусульманских традиций, запрещавших изображать живые творения Аллаха. Поэтому за многовековую историю персидских ковров сформировалась своя система образов в виде символов и деталей орнамента, имевших строго определенный смысл и толкование.

В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть строки из Корана, пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу. Волнистые или ломаные линии обозначают воду - символ жизни, круги - бесконечность мира, Вселенной. А некоторые сложные скрещения треугольников и квадратов обозначают небесные светила: солнце, луну, звезды. Очень важна цветовая гамма, в которой выполнен ковер. Персидские ковры как бы вобрали в себя все краски земли - они отражают многообразие окружающего мира.

Технология изготовления тканых ковров

Дизайнер рисует эскиз на листе бумаги в одну четверть всего ковра, а затем путем симметричного наложения завершает весь рисунок. Этот эскиз раскрашивается, наносится на миллиметровую бумагу и поступает к мастеру, который в соответствии с ним ткет ковер. Основу натягивают на специальную деревянную раму и вручную вплетают в нее ворс. Каждая нить завязывается особым узелком. На каждый узелок мастерица тратит около двух секунд, завязывая за день десять-четырнадцать тысяч узелков. Только через месяц такой работы начинает проявляться рисунок будущего ковра. Скорость плетения зависит от сложности узора, тонкости работы и материала, из которого изготавливается ковёр. А качество зависит от количества узелков на квадратный метр: чем их больше, тем четче рисунок, тем плотнее, прочнее и дороже ковёр. Однако слишком высокий показатель плотности может в некоторых случаях стать причиной гибели изделия - ковер может потрескаться на сгибах, например, если его неумело свернуть.

Настоящие персидские ковры очень плотные (от одного до двух с половиной миллионов узелков на квадратный метр). Узлы должны быть ровными, а расположение их упорядоченно. Завязать тугой узелок могут только тонкие девичьи пальчики, поэтому ковроткачеством часто занимаются девочки-подростки. В среднем на создание обычного ковра ручной работы уходит от нескольких месяцев до 3 лет. Если Вы посмотрите на изнанку ковра ручной работы, рисунок и цвета будут чистыми. Такой ковер выгодно отличается от ковра машинной работы, который имеет размытый рисунок.

Через каждые сплетенные 7-10 сантиметров ковер аккуратно подстригают, оставляя ворс длиной 2-2,5 сантиметра. Только тогда из беспорядочного переплетения цветных ниток проступает узор. Готовые ковры мастер вычищает наждачной бумагой.

Знатоки говорят, что хороший тканый ковер с возрастом не изнашивается, а напротив, приобретает благородство. Считается, что ковры должны "созреть". В былые времена существовал довольно оригинальный способ доработки изделий. Мастера говорили: "Как перебродивший виноградный сок - еще не вино, так и только что сотканный ковер - еще не ковер". Готовый ковер бросали на базарной площади, где по нему проходили тысячи людей.

Эти тяжкие испытания шли ковру на пользу: ворс разбивался на волокна, и ковер становился пушистым, мягким и пластичным. Умельцы знали, что настоящий персидский ковер никогда не разорвется, а краски не потускнеют. Сегодня ковры кладут на специальный вибростенд, на котором они выбиваются механическим способом. Изделия становятся мягкими всего за 1 час современной обработки. Раньше для достижения такого эффекта ковры должны были 3 месяца лежать на мостовой. Сегодня можно встретить также тканые коврики, которые отличаются от ковров лишь своими размерами, но техника и принципы их изготовления остаются теми же.

В древности персидские ковры называли оазисами. "Тот, кто приобретет такой ковер, будет иметь в своем доме миниатюрный персидский сад", - говорят знатоки. Сочетание натуральных материалов, естественных красителей и ручной работы делает персидский ковер неповторимым произведением искусства, символом доброты и мира, ведь ковер таит в себе тепло и терпеливость человеческих рук, доброту человеческого сердца; в его узорах, расцветках, орнаменте заключены многовековые традиции, тайны и мудрость Востока.

Сегодня ручным способом изготавливаются различные виды узелковых ковров - безворсовые односторонние, стенные ковры, ковры-картины.

персидский ковёр

www.investiran.com.ua

Ковер: определение и история происхождения | Интерьер

kover62Трудно себе представить уютное современное жилище без застилающего пол ковра или коврового покрытия. Они являются не только декоративным элементом, украшением интерьера, но и утеплителем пола, приглушают шаги, придают помещениям уют и интимность.

Ковры вычленяют функциональные зоны, объединяют мебель и т. д. О коврах — таких знакомых и таких загадочных — можно говорить бесконечно. Их изумительные оттенки, многообразие окрашенного ворса, необъяс¬нимые арабески с давних пор увлекали человечество тайнами... Прошли века, и мы уже забыли, что эти мягкие «подножные существа» когда-то считались произведениями декоративного искусства. Именно в них «без-мебельный» арабский Восток достиг неповторимого ма-стерства, проявив в полной мере и свое «пустынное» тер-пение, и любовь к сложному изысканному орнаменту.

Ковром принято называть плотное текстильное из-делие из шерстяной, шелковой пряжи, обычно с ворсом, со специально составленным законченным рисунком (сюжетом?) и обработанным краем. Используется для покрытия пола, украшения стен. По определенным признакам ковер отличается от гобелена или циновки. Нити коврового ворса закрепляются на основе с помощью узлов. В гобелене же, или, как его еще называют, таписсерии, узлов не завязывают — нити утка просто протаскиваются сквозь нити основы, а затем специальной вилкой прибиваются друг к другу. Различаются эти два вида покрытий и орнаментом. Ковер выполняется в строго просчитанной технике, с математической точностью.

Гобелен, напротив, весьма произволен — здесь нет рядов, в линиях узора допускается определенная свобода и

kover2

фантазия. Отдельное от ковров и гобеленов место занимают циновки. Их отличают способ переплетения нитей (более похожий на применяемый в таписсерии) и материал — сизаль (высушенные волокна агавы). Однако циновка когда-то была прототипом ковра.

Ковры украшают жилище человека с давних времен, служа не только для создания комфорта, но также и для символизации респектабельности дома. Выбор ковров, сегодня огромен — синтетические и натуральные,- изготовленные машинным методом и вручную, стандартнее и эксклюзивные— например, так называемые «скульптурные» ковры из ковролина, изготавливаемые методом аппликации.

Маленький экскурс в большую историю

Рассказать историю ковроткачества в одной статье просто невозможно. В первом приближении ковры можно разбросать по шкале времени с точностью до трех периодов:' антиквариат (по XVIII век включительно), старина (XIX век) и современность (ковры, изготовляемые до" сих пор). Наибольшее число ковров, которые можно отнести к антикварным, было произведено в восемнадцатом столетии в Персии. Именно эта страна поставила ковроткачество на промышленную основу, что, в свою очередь, спровоцировало рационализаторское движение, направленное на удешевление производства.

А начиналось все более двух с половиной тысяч лет назад. Когда точно — не берутся сказать ни историки, ни археологи. Однако достоверно известно, что первые ковры появились на Востоке. Первые в истории человечества тканые изображения были обнаружены в гробнице фараона Тутмоса IV. Относятся они ко времени Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.). А на одной из фресок Бен-Хассана, датируемой X в. до н. э., показан весь процесс ткачества в том виде, в каком мы знаем его сегодня.

kover3

Самым древним ковром считается обнаруженный в одном из могильников горного Алтая ковер ассирийского происхождения, возраст которого оценивается не меньше чем в два с половиной тысячелетия. Самый древний из сохранившихся ковров .был создан в V в. до н. э. Археологи обнаружили его в знаменитом Позарыкском кургане на Алтае. Однако выткано это изделие было, вероятно, в Ассирии, что указывает на весьма широкое распространение ковроткачества уже в то далекое время. Он представляет собой шерстяное ворсовое полотно, затканное изображениями оленей, коней, грифонов, антропоморфных существ. Ученые утверждают, что такой орнамент служил не только украшением, но и хранителем ценной информации. Позарыкский ковер выполнен в технике узелкового плетения, которая, кстати, применяется и сегодня: на каждый квадратный дюйм (65 см2) его поверхности приходится более двух сотен узелков.

Изделие хорошо сохранилось — при правильном хранении ковры могут жить не одну сотню и даже тысячу лет. Но тут была своя история — почти детективная. Согласно древней традиции пышно обставлять переход знатных лиц в мир иной, ковер был захоронен в царской усыпальнице вместе со своим бывшим владельцем. Там же, по-видимому, находились и другие ценности. Через некоторое время могилу варварски разграбили: унесли почти все, кроме ковра, который оказался ношей неудобной и слишком заметной. Уходя, грабители не позаботились вновь закопать могилу, обеспечив проникновение воды и воздуха в замкнутое пространство: в результате ковер замерз и благодаря этому избежал гниения. Сегодня он украшает коллекцию Эрмитажа.

На территории распавшейся Ассирии возникло Персидское царство, унаследовавшее великое искусство ковроткачества, Одним из важнейших достижений персидских мастеров оказалось использование хлопка при изготовлении основы.

kover4

 

Основа — это скелет ковра, нить, на которой он «вырастает» и держится, и она должна обладать исключительной прочностью, Для основы выбирали наиболее качественную, наиболее дорогую шерсть. Хлопок в этом случае оказался не только дешевым, но и более надёжным заменителем шерсти. Правда, только при изготовлении. При эксплуатации ковры с хлопковой основой, ничем не отличающиеся внешне от чисто шерстяных, оказались неустойчивыми к действию влаги, сгнивали в течение нескольких десятков лет. Не в жаркой Персии, конечно, а в Европе, польстившейся на восточные «прелести». Современные Иран и Ирак достойно сохраняют и развивают великолепие древних промыслов.

Рождение ковра в среде кочевых народов было обусловлено самим их бытом. В. резко континентальном климате знойные дни с температурой до +40 С сменяются холодными ночами (до 0 °С). Отсутствие постоянного жилища заставляло людей спать в шатрах и палатках. Ковры спасали от холода, защищали от ветра и песка, позволяли разгородить помещение и, наконец, просто украсить временное пристанище. В древности часто использовали войлок — валяную шерсть. Позднее появились тканые циновки. Так что путь человечества к ковру в его современном понимании занял довольно продолжительное время. Основным материалом для изготовления ковров была овечья шерсть.

kover5

С первых веков нашей эры искусство кочевников стало проникать на Запад через Великий шелковый путь. Позже ковры привозились рыцарями с Востока после крестовых походов. Знакомство европейцев с данным искусством, а также открытая в Испании техника производства гобеленов привели к активному использованию ковров в средневековом интерьере. Обширные залы замков перед приездом хозяев затягивались тяжелой тканью и украшались длинными лентами ковров. В некоторых случаях гобелены разделяли большие залы на отдельные комнаты: в качестве передвижных перегородок, они меняли, по желанию хозяев, размеры и пропорции помещений. В европейской практике ковры скоро стали выполнять функцию «мобильной фрески». Ковровые панно-свитки легко сворачивались в рулон, переносились из одного интерьера в другой, размещались на стенах различных пропорций и очертаний. Такие ковры могли быть колоссальных размеров, чтобы соответствовать объемам средневековых замков. Еще с тех давних времен ковер являлся средством трансформации пространства, а также его облагораживания. Он создавал уют, сохранял тепло, украшал стены и придавал индивидуальность дому.

До XVI-XVII вв. ковры изготавливались в основном для собственных нужд, нежели на продажу. Потребовалось время, чтобы «спрос родил предложение». Поэтому историю ковра условно делят на два периода.

Первый — докоммерческий, когда их изготавливали для нужд одной семьи (или племени). На смену изношенным и выброшенным изделиям просто ткали новые. Ковры того времени отличались небольшими размерами и сравнительно невысокой плотностью — от 40 до 180 узлов на квадратный дециметр. Изделия передавались из поколения в поколение внутри одного рода или семьи, например, с приданым невесты или по наследству. Впрочем, в уже в этот период иногда имели место и официальные заказы для резиденций, парадных залов, мечетей, а также для дипломатических подарков, выкупа или дани. Однако такие случаи нельзя назвать типичными.

kover6

Второй период коврового дела, коммерческий, окончательно наступил лишь в середине XIX века — с развитием машинного производства, которое все больше заменяло ручное ткачество, с появлением новых транспортных возможностей и с активизацией экспорта. В это время возникает производство ковров, предназначенных исключительно на продажу. Уже в середине века внешняя торговля этими изделиями становится отраслью национальной экономики, например, Персии — первого массового их экспортера.

В этот период происходит расцвет искусства ковроткачества. Привлеченные в отрасль деньги, естественно, создали лучшие условия для развития ремесла. Но ковровый ренессанс продолжался недолго. Ковров требовалось много, причем ярких, привлекающих внимание покупателей. Вопросы высокого качества стали отступать на второй план. Имитации восточных ковров начинают массово делать в Европе и в Китае. Большую роль в этом сыграло появление анилиновых красок (1847 год), значительно упростивших и сокративших технологические процессы изготовления ковров. Натуральные красители, использовавшиеся для окраски шерсти при кустарном производстве, были вытеснены более яркими и дешевыми производными анилина. Новые краски оказались эффектными, но зато менее устойчивыми к свету и к воздействию влаги, они делали шерсть более хрупкой и, соответственно, более ломкой. Ковры стали заметно жестче, ранее не тускневшие веками, они стали выцветать под солнцем прямо на глазах. С пользователями синтетических красителей стали бороться проверенными восточными способами: просто брали и отсекали одну-две руки. Однако, несмотря на это, уже к концу прошлого века синтетика полностью вытеснила натуральные красители из красильных производств.

В середине девятнадцатого века параллельно с традиционной технологией возникло и машинное производство ковров, живее реагировавшее на требования непретенциозного рынка. И здесь рационализаторское движение не остановилось. Одним из распространенных способов «ткачества» стало прошивание двух синтетических волокон ворсом с последующим продольным их разрезанием на два «ковра-близнеца». Сегодня километры этих изделий продаются под названием «палас» или именуются термином «напольное покрытие».

Камчатский информационно-строительный портал KAMINFOЖелаем Удачи!

kaminfostroy.org

История ковров - от первого изделия до современного использования

Вы решили купить ковер в СПб по одной или нескольким из многочисленных причин. Вероятно Вы оценили необычайно великое значение ковра в интерьере, решили соединить в гармоничное целое все детали, уйти от обыденной и тривиальной обстановки. Возможно Вы хотите создать неповторимое настроение за счет оригинального рисунка ковра с интересной расцветкой. И наверняка Вы желаете внести уют и покой в спальню, гостиную за счет длинного ворса ковра, по которому будет так приятно ходить.

Живи-Мягче-Котик-2.jpg Живи мягче

Многим будет интересно узнать, как и когда был сделан первый ковер, кто придумал идею изделия, без которого не обходится ни один дом. Нам это то же интересно и мы решили поделиться со своими покупателями некоторой исторической информацией о коврах которая нам известна. И так, самый интригующий вопрос - когда же соткали первый в мире ковер? Неизвестно!

 foto1.jpgКовер - древнейшее изобретение человека, вся историческая информация собиралась при раскопках. Возраст самого старейшего ковра сохранившегося до наших времен, насчитывает более двух с половиной тысяч лет. Этот древнейший ковер нашли при раскопках ассирийского захоронения на территории Горного Алтая. Многие столетия кочевники традиционно использовали ворсовые ковры из шерсти в качестве постели, седла, и самое необычное - ковер использовали в качестве строительного материала. Стены и полы юрт делали из ковров, так люди защищались от холодных ночей и жарких дней. Западный мир так же не отставал от Востока. Практически все гречанки и римлянки владели мастерством ткачества в эпоху античности. К примеру во всем известной поэме Гомера "Одиссея" Пенелопа - жена главного героя, прославилась не только своей верностью, но еще и хитроумностью. В отсутствие Одиссея она старательно отваживала настойчивых женихов давая им обещания выйти замуж сразу после того, как соткет ковер. Каждую ночь Пенелопа распускала все, что успевала сделать за день. Европа в средние века утратила мастерство изготовления ворсовых изделий. На смену коврам пришли тканые шпалеры. Ими украшали каменные стены и полы в замках что бы сохранять тепло в холодных комнатах, а батальные и придворные сцены, изображенные на шпалерах со множеством деталей и узоров, несли эстетическую функцию. Придворная дама, и да же королева, могла сесть за ткацкий станок, это не считалось зазорным. В эпоху крестовых походов появились роскошные персидские ковры в домах рыцарей. По качеству и количеству ковров судили о достатке человека, такой предмет гордости передавали по наследству. В 1608 Генрих IV приказал создать первую ковровую мануфактуру, таким образом Франция сразу стала лидером по производству ковров и шпалер в Европе. Это был новый период ковроткачества, эпоха Возрождения, машинный труд почти полностью потеснил ручную работу. С XV века семья Гобелен занималась окраской нитей ковров, которые выпускались на королевской мануфактуре Парижа, где и появилось изделие гобелен - ковер картина.

Большинство гобеленов и шпалер выполнялись по эскизам известных художников, таким образом они заменяли картины в дома знатных господ. Для изготовления гобеленов и шпалер использовались цветные шерстяные и шелковые нити, а в самых роскошных тканях высокой художественной ценности добавлялись серебрянные и золотые. Да, это было очень дорого, совсем немногие могли позволить себе ковер, и только с изобретением ткацкого станка ковры стали более доступными.map-1705.jpg Не трудно догадаться кто привез тканые ковры в Россию. Конечно же это Петр I. Правитель, построивший наш необыкновенной красоты город на Неве — Санкт-Петербург, основал первую в стране шпалерную мануфактуру, создав ее по образу гобеленовой мануфактуры в Париже. В 1717 году четыре, а потом и еще 11 французких ткачей прибыли в Санкт-Петербург для подъема отечественного производства. Они должны были воспитывать русских мастеров: «принимать в службу российскую нацию и обучать их всему, что касается до того мастерства». В скором времени некоторые ученики стали настоящими умельцами. Сегодня в эрмитаже хранится шпалера «Полтавская баталия», созданная этими умельцами: Филат Кадышев, Михайло Ахманов, Иван кобылятнков, под руководством директора мануфактуры Филиппа Бегаля. Шпалерная мануфактура изначально была в пригороде, в 1730 году она разместилась на петербургской улице, которая и по сей день гордо носит название Шпалерная.

шпалерная-улица.jpg автор - http://dyadyavasya.ru/post/3439643122/shpalernaya-street

Однако первые русские ковры были слишком дороги, их производство со временем переместилось в поместные хозяйства, и уже там создавались шедевры коврового искусства крепостными крестьянами. По сей день на мировом рынке очень дорого оцениваются антикварные русские гобелены и шпалеры.

Что же касается дизайна изделий — он появился неспроста. История ворсовых тканых ковров тесно связана с Востоком, где Персия была главным производителем на протяжении нескольких столетий. Именно здесь появился красивый классический рисунок ковра, принятое мусульманство этому способствовало. Люди не могли изображать живие творения Аллаха, Коран запрещал, и ковроделы ловко выкручивались из ситуации разработав свою систему образов символов. Геометрические и растительные орнаменты, многообразные оттенки красного, золотого и черного (зеленый цвет исключали, он священен для мусульманина) — все это дошло до нашего времени и украшает как дворцы, саборы, так и дома и квартиры. Персидский ковер всегда делался только из шерсти. Традиционный персидский ковер

персидский-ковер.jpg Персидский ковер в интерьере

создавался узелковым плетением на хлопковой или шерстяной основе, а плотность ворса миллион узелков на квадратный метр. Так же на Востоке начали делать шелковые ковры. Еще в IV веке до н.э. шелковые ковры были излюбленным украшением интерьера у китайских императоров. Тутовый шелкопряд еще 2000 лет назад был ввезен в Персию, но по сей день китайские ткачи считаются лидерами в производстве шелковых ковров.orifimanufacture3.pngСейчас помимо ручной работы есть машинное производство, помимо шерсти и шелка для производства ковров используют синтетические материалы: акрил и полипропилен. Таким образом есть и дешевые ковры машинной вязки с синтетическим ворсом, и дорогие ковры машинной вязки с натуральным ворсом, и конечно же ковры ручной работы из натуральных нитей — самые дорогие. Цена ковра зависит от способа производства — ручная работа сильно дороже машинной, но и в коврах машинной вязки иногда используются элементы ручной работы, например тафтинг, что так же влияет на цену ковра. Так же цена зависит от плотности ворса ковра — то-есть чем больше узелков на квадратный метр, чем меньше расстояния между узелками, чем сложнее добраться через ворс до основы ковра — тем дороже. Сегодня технологии настолько продвинуты, что синтетический ковер иногда просто не отличить от натурального. Кстати рельефные скульптурные ковры появились в средние века благодаря китайским ткачам.

тафтинг.jpg Теперь ковер может позволить себе каждый, и наш магазин об этом заботиться. Наш ассортимент включает в себя только ковры с максимально благополучным соотношением цена/качества, а купить ковер в Спб дешево стало возможным благодаря структуре нашего магазина, например мы отказались от магазинов в торговых центрах Санкт-Петербурга, таким образом снизив цены на 35%. Сегодня клиенту не обязательно быть китайским императором для того, что бы иметь возможность купить ковер, однако американская структура обслуживания, внедренная в работу магазина ковров, позволяет покупателю почувствовать себя королем!

King.jpg Вы - Король

Вы можете выбрать любой ковер в Каталоге. Воспользуйтесь фильтрами что бы быстрее найти подходящий Вам коврик.

kovroedov.net

Шерстяной ковер - произведение искусства древнего Востока

Большинство традиций азиатского народа связаны с историей появления ковров. Кочевые племена на Востоке занимались земледелием и животноводством. Обработка мяса и шерсти была основой их деятельности. Ученые предполагают, что именно из Центральной Азии пришло искусство ковроткачества. Ковры для кочевников были постелью и домом, дверью и украшением. И сейчас в Средней Азии у людей, проживающих в степи далеко от центра, обязательно с собой есть маленький шерстяной ковер, который можно расстелить у арыка, пообедать и помолиться на нем.

Ковер шерстяной

Совсем недавно, лет 35 назад, стоимость ковров была равна стоимости машины, да еще они были в дефиците. Купить ковёр шерстяной было трудно: составлялась очередь, которая длилась годами. Но и тогда хотя бы маленький ковер невеста должна была принести в дом. По нему ходила ее семья, ползали и бегали дети. Он долго служил: до тех пор, пока молодая семья не зарабатывала на новый шерстяной ковёр.

Из истории

Первому ковру, дошедшему до нас из прошлого, более 2500 лет. Он был найден советской экспедицией на Алтае. Тысячелетиями этот шерстяной ковер хранился в мерзлых усыпальницах Пазырыкских курганов. Исследования показали, что он соткан из овечей шерсти на станках. Данный факт доказал, что техника ковроткачества с тех давних пор почти не изменилась.

Загадками и тайнами окружена история ковров. Они могли многое рассказать через рисунок. Исламское духовенство запрещало рисовать людей и животных. Может, поэтому мастера передавали через рисунки, композицию и цветовую Шерстяной ковергамму то, о чем они думали и мечтали. Многие слышали сказание, где захваченный в плен принц ткал ковры, в которых он через рисунок рассказывал, где находится и кто его взял в плен. Проданые ковры попадали к людям принца, и они спасали его. Тогда считалось, что даже правители и их дети должны знать почетное ремесло - ковроткачество. Иногда это умение спасало им жизнь.

До нас дошел рассказ о необычном ковре, который в VI в. был преподнесен персидскому царю Хосрову I . Он назывался «Весенний ковер». Длина его составляла 122 м, а ширина - 30 м. Украшенный золотыми нитками и драгоценными камнями, ковер был дорогой и тяжелый. Он был символом силы, мощи, благосостояния государства и царя. Стелили его только на торжества. К сожалению, это произведение искусства до нас не дошло: в VII в. его по частям вывезли арабские войска-завоеватели. Нам остался только рассказ.

Из чего ткут ковры

Купить ковер шерстяной

Современный шерстяной ковер изготавливают из высококачественной овечьей, верблюжьей, козьей шерсти (лучшей считается шерсть тонкорунной новозеландской овцы). Шерсть красят природными красителями, поэтому после стирки цвет сохраняется неизменным. Для окраски используют корни, листья, цветы различных растений.

Из-за своей плотности ковры из шерсти не пропускают влагу, препятствуют загрязнению. Этого достаточно тяжело добиться, и секреты ковроткачества передаются из поколения в поколение. Это ремесло и сегодня продолжает развиваться и расширяться. Появляются новые мастера, которые изобретают новые "фишки". Такие страны, как Персия, Индия, Иран, Китай известны своей развитой индустрией ковроткачества. Изделия мастеров этих стран пользуются большой популярностью, они отличаются хорошим качеством и  долго служат, отлично дополняют интерьер дома, создают уют и комфорт.

fb.ru

Древние ковры

  • Тебриз

    Тебриз

    383 sm x 305 sm = 11.7m2

    Stok No: 0671

  • Тебриз

    Тебриз

    165 sm x 125 sm = 2.1m2

    Stok No: 0670

  • Тебриз

    Тебриз

    213 sm x 145 sm = 3.1m2

    Stok No: 0669

  • Тебриз

    Тебриз

    214 sm x 131 sm = 2.8m2

    Stok No: 0668

  • Тебриз

    Тебриз

    192 sm x 134 sm = 2.6m2

    Stok No: 0667

  • Тебриз

    Тебриз

    202 sm x 136 sm = 2.7m2

    Stok No: 0666

  • Тебриз

    Тебриз

    450 sm x 317 sm = 14.3m2

    Stok No: 0665

  • Тебриз

    Тебриз

    220 sm x 140 sm = 3.1m2

    Stok No: 0664

  • Тебриз

    Тебриз

    196 sm x 139 sm = 2.7m2

    Stok No: 0663

  • Тебриз

    Тебриз

    400 sm x 302 sm = 12.1m2

    Stok No: 0662

  • Тебриз

    Тебриз

    201 sm x 135 sm = 2.7m2

    Stok No: 0661

  • Тебриз

    Тебриз

    383 sm x 130 sm = 5m2

    Stok No: 0660

  • Тебриз

    Тебриз

    404 sm x 172 sm = 6.9m2

    Stok No: 0659

  • Тебриз

    Тебриз

    383 sm x 299 sm = 11.5m2

    Stok No: 0658

  • Тебриз

    Тебриз

    200 sm x 140 sm = 2.8m2

    Stok No: 0657

  • Тебриз

    Тебриз

    206 sm x 136 sm = 2.8m2

    Stok No: 0656

azerilme.az


Смотрите также