Иранские (персидские) ковры ручной и машинной работы: где и как делают, сколько стоят? Их история, фото. Древние ковры
Иранские ковры ручной работы: фото, цены, история
На территории современного Ирана на протяжении пяти тысячелетий существовали персидские государства с разными названиями, которые часто обобщённо называют Персией. Многие помнят детские сказки, где участвуют персидские падишахи, их великолепные дворцы и благоухающие сады, плывущих по пустыне верблюжьих караванах с дорогими товарами, среди которых обязательно были и знаменитые персидские ковры. Что касается современного Ирана, то он продолжает выпуск этих удивительно красивых ковров, которые по традиции называют персидскими. Это в целом и будет ответом на вопрос, где делают настоящий персидский ковёр – в Иране.
Содержание статьи
История персидского ковра
Классификация персидских ковров
Тебриз
Исфахан
Кум
Наин
Габе
Материал для персидских ковров
Уникальная шерсть
Окрашивание шерсти
Отличия ковров ручной и машинной выделки
Технология изготовления ковров
Стоимость качественного персидского ковра
История персидского ковра
На Востоке ещё с древности ковёр относили к атрибутам, свойственным раю. Поэтому ни один уважаемый дом не мыслился без ковра, мало того, мерилом состоятельности человека считалось количество ковров, которыми он украшал свой дом. Лишь позора и неодобрения соседей достойна была семья, которая не могла в собственном доме постелить хотя бы один ковёр на пол. Поэтому история персидских ковров очень древняя и поучительная.
Искусство ковроткачества издревле было важной семейной ценностью, бережно передаваемой от старших поколений к младшим. Старинные персидские ковры делались прямо дома и предназначались для домашнего использования или же в качестве подарка. Но с III века нашей эры в Персии появились мастерские, в которых мастера стали ткать ковры на продажу. Фактически изучение истории персидского ковра будет изучением пути развития великой древней цивилизации персов.
Ряд историков предполагает, что ковры были изобретены кочевниками, мигрирующими по Центральной Азии. Для кочевника ковёр служил незаменимым предметом быта, ведь он защищал его от сырости и холода, им можно было завесить вход в шатёр, бросить на пол. Постепенно линии и узоры изделий становились более интересными, замысловатыми и изысканными, а ковёр из обычного предмета обихода превратился в предмет роскоши, обладателями которой стремились стать прежде всего верхние слои тогдашнего общества Персии, которых не слишком волновала стоимость персидского ковра.
Самым старым коврам, которым удалось сохраниться до наших дней, по мнению учёных, где-то 2400-2500 лет. Самый старый антикварный персидский ковёр, датированный V в. до н. э., нашла в 1949 году археологическая экспедиция под руководством С. Руденко во время раскопок на Алтае кургана скифского царя. Причём Пазырыкский ковёр (так его назвали) великолепно сохранился благодаря… грабителям. Они ещё в древние времена разграбили курган, взяв оттуда всё ценное и бросив лишь громоздкий и тяжёлый ковёр. Закапывать могильник у них и в мыслях не было, поэтому туда начала поступать вода, которой ковёр пропитался и замёрз в вечной мерзлоте, поэтому и не сгнил с веками. Только благодаря этому этот уникальный артефакт украшает своими яркими красками коллекцию петербургского Эрмитажа.
Позднее в Персию пришёл ислам, согласно которому, любые живые творения Аллаха запрещено было изображать. Тогда с ковров исчезли лошади, верблюды и птицы, а ковры, в соответствии с Кораном, покрылись абстракциями и орнаментами. Для посвящённых людей персидский ковёр стал подобием книги, в котором украшающий узор рассказывает о строении мироздания.
В 1038-1194 годах Персией правили турки, имевшие собственную культуру выделки ковров, поэтому этот период стал временем активного обмена приёмами и навыками ковроделия.
После турок Персией до середины XV века владели монгольские племена. Сделанные в этот период ковры утратили истинно персидскую пышность, а их украшение сводилось к простейшим, чаще всего геометрическим орнаментам.
Во времена правления династии Сефевидов (XV век) столица Персии перебралась в Исфахан. В ней и в ряде других городов появились государственные мастерские, в которых лучшие мастера ковроткачества создавали настоящие произведения искусства. Был снят религиозный запрет на изображение птиц и животных, а производство ковров стало существенным источником дохода для государственной казны. Ковры из Персии очень быстро стали популярны в Европе, которая посылала за ними на восток большие торговые экспедиции. В тот период в лучшем своём исполнении персидский ковёр цветы и витиеватую систему стеблей поменял на сложный звёздный медальон, расположенный на ярко-синем фоне.
В период войн с Турцией, Афганистаном и Российской империей высокое искусство персидского ковроткачества было фактически утрачено, и лишь кочевники в отдалённых деревушках сохраняли традиционные навыки изготовления этих изделий. Лишь в XIX веке наступил повторный расцвет персидского ковроткачества, и вновь экспорт их стал значительной статьёй бюджета страны.
Классификация персидских ковров
На сегодняшний день Иран, где делают персидские ковры, является крупнейшим их производителем, выпуская их больше, чем все прочие центры ковроткачества в совокупности. В каждом городе, будь то Тебриз, Наин, Исфахан, Кум или Габе есть свои особенные секреты выделки ковров, поэтому ковры Иран сейчас производит самые разные.
Специалисту достаточно взглянуть на ковёр, чтобы точно определить, виды персидских ковров, то есть в каком уголке Ирана он произведён. Важными оказываются любые детали: используемые цвета фона и орнаменты, материал основы и качество шерсти, тип узла и плотность изделия.
Тебриз
Если давать самое короткое описание персидского ковра, то это ковёр с невообразимыми, но имеющими глубокий смысл орнаментами. В Тебризе чаще всего используют под них синий, красный или кремовый фон. Для тебризской школы характерны ворсовые ковры с сюжетной тематикой, которые отличаются самыми сложными образами и мотивами. Часто источниками вдохновения для сюжетов выступают стихи величайших восточных поэтов, также часто там появляются изображения грозного льва или соколиной охоты.
Шерстяные ковры Тебриз из Ирана легко узнаются по особенностям орнамента – четырём медальонам по углам и одному большому в центре. Центральный медальон обозначает луну, а ромбический узор, имеющий по краям зазубренные листочки, обозначает рыбью чешую, сверкающую в момент, когда рыба всплывает ближе к поверхности воды, чтобы насладиться лунным отражением.
Также в Тебризе делают настоящие картины, изображая на коврах батальные сцены, фрагменты знаменитых мечетей и дворцов. Часто идею для изображения мастера находят на обложках расписанных вручную древних книг. Подобные персидские дизайнерские ковры великолепно выглядят в очень просторных помещениях с роскошным интерьером.
Исфахан
Эти ковры известны больше всего в Европе. Исфахан в VI веке стал столицей Персии, поэтому здесь была открыта работавшая на царя ковровая мастерская, где были собраны для работы лучшие ткачи и художники со всей Персии. В исфаханских коврах используется яркий красный или синий фон, причём чем сложнее и мельче элементы узора ковра, тем изделие становится дороже.
Ворс с исфаханских ковров обрезается коротко, оставляется лишь несколько миллиметров, благодаря чему более чёткими становятся контуры рисунка.
В центре исфаханского ковра находится затейливый сложный медальон, а основное поле и бордюр покрывает плотный растительный рисунок. Здесь придумано очень много точно подогнанных, сильно запутанных персидских узоров в коврах, часто изображаются цветы и птицы. Бордюр контрастно отделён от центральной части. Возможна разная интерпретация рисунка: центральный медальон может означать священный цветок лотоса или всевидящий глаз бога.
Частенько современные ковры из Исфахана являются репликами известных ковров, сделанных в XV-XVII веках – эпоху Сафавидов, которая считается золотым веком для ковроткачества в Персии.
Кум
В бывшей Персии, которая ныне называется Иран, городе Кум ковры производят выдающейся красоты и качества. Но они и стоят дороже, чем иные иранские ковры, за исключением изделий из Тебриза и Исфахана. В коврах из Кума используется необычное сочетание цветов: бежево-коричневые, цвета слоновой кости, даже крайне редкие для персидских ковров светло-зелёные с бирюзовым оттенком.
В Куме используется низкий шелковистый ворс. Лучший шёлковый ковёр Иран поставляет кумской работы, который делается целиком из шёлка – и основа, и ворс, и кромка. Ковры получаются очень пластичными и тонкими, словно платки. В остальных регионах Ирана ковры ткутся либо из шерсти, либо из смешанных волокон.
Но чисто шёлковые ковры на самом деле являются большой редкостью, при этом они в несколько раз дороже шерстяных. Чаще шёлк только добавляют к шерсти для придания блеска изделию. Иногда шёлковой нитью выделываются лишь некоторые элементы коврового узора.
Больших ковров в Куме почти не делают, но если уж берутся за них, то работают над ними скрупулёзно, тратя на работу несколько лет.
У Кума нет своих специфических орнаментов, вместо стремления следовать традициям, местные мастера всегда стремятся проявить фантазию. Зато они оставляют свои своеобразные «автографы» на изделии. Чаще всего на кумских коврах видно разделение поля на квадраты, заполненные растительными орнаментами.
Наин
Поле на коврах из Наина довольно светлое, на котором много светло-зелёного, салатового и синего цветов.
В качестве рисунка обычно фигурируют мелкие переплетающиеся ветки с цветочками.
Из чего делают персидские ковры в Наине? На этот раз из тонкого хлопка. В них хорошо отличим классический персидский стиль, а характерное сочетание цвета слоновой кости с оттенками голубого стало отличительным признаком изделий местных мастеров.
Габе
Стоит отдельно выделить деревенские ковры, изготовляемые в провинции Габе. Их называют «килим» и они очень популярны в Европе, а причина этой популярности кроется в том, что это двусторонний персидский ковёр ручной работы.
Рисунок на нём виден с двух сторон, но цена при этом раза в два меньше, чем у других персидских ковров в среднем.
Эти большие изделия делаются из неравномерно прокрашенной шерсти, поэтому снабжаются лишь незамысловатым крупным рисунком. По внешнему виду они не могут сравниться с прочими «персами», обладающими богатой гаммой цветов и чётко прорисованным орнаментом. Несмотря на это, в какой-то момент они приобрели дикую популярность, и с тех пор стали украшать даже состоятельные дома.
Материал для персидских ковров
Уникальная шерсть
Создатели персидских ковров по большей части работают с овечьей шерстью, которая сама по себе не может обеспечить широкую цветовую палитру. Масти овец позволяют получать с них белую, серую, жёлтую, желтовато-коричневую и коричневую шерсть. На разных участках тела овцы растёт шерсть разного качества. С одной только овцы можно состричь до 10 разновидностей шерсти, поэтому их разборкой после стрижки старательно занимаются специалисты.
Иногда ковры для уюта Иран поставляет сделанными из тканых лоскутков – они выглядят довольно оригинально и достаточно красочно.
Чтобы разобраться с качеством шерсти, специалисты рекомендуют поступить так: поскрести поверхность ковра пальцами руки и посмотреть на них – если на пальцах остались отдельные волокна шерсти, то она имеет среднее качество, но если рука станет «волосатой», то такой ковёр покупать вовсе не стоит.
Окрашивание шерсти
Для окрашивания шерсти используются в основном натуральные красители, добываемые из овощей, трав и различных пород деревьев. Кроме того, красить можно оболочками грецких орехов, корнями марены, стеблями спаржи, листьями винограда, прокисшим молоком и гранатовой кожурой.
Традиционно мастера ковроткачества сами готовили натуральные красители, получая из кошенильского жука красный цвет, из коры дуба или листьев индигоноски синий, из шафрана и виноградных листьев жёлтый, из сафлора или крушины зелёный, а из кожуры граната чёрный.
В процессе окраски применяются также лимонная кислота или каустическая сода, необходимые для химического закрепления красителя на волокнах шерсти, чтобы он быстро не вытирался и не вымывался.
Качественная шерсть – блестящая, гладкая, мягкая на ощупь. Мягкая качественная шерсть лучше пропитывается красителями, нежели более грубая, поэтому уже здесь закладывается яркость рисунка и стойкость цвета изделия. Элитные персидские ковры, изготовленные из шёлка, сильно блестят и переливаются на свету.
Сотканные примерно до 1900 года персидские ковры всегда красились только растительными красками, но позднее шерсть начали красить «швейцарским красителем» и соединениями хрома. Если природные красители со временем линяют и приобретают немного зеленоватый оттенок, то синтетические от времени не изменяются.
Отличия ковров ручной и машинной выделки
К сожалению, Иран сейчас продаёт не только изделия, сделанные вручную, но всё чаще стали встречаться изделия, полученные промышленным способом. Для удовлетворения растущего спроса в мире всё в большем объёме стали выпускаться иранские шерстяные ковры машинной работы, при производстве которых используются синтетические материалы и красители, машинная набивка, и искусственное состаривание. Такой ковёр размером 2х3 метра стоит всего 250-300 долларов, но назвать его персидским нельзя, хотя его и сделали в Иране.
Даже при одинаковом качестве сырья ковры ручной работы будут стоить на порядок дороже, чем машинные иранские ковры. Главным образом это объясняется невероятной трудоёмкостью ручного процесса. Кроме того, связанные вручную узелки всегда немного отличаются, имеют уникальную форму, к тому же есть несколько видов узелков, применяемых при выделке ковров. Поэтому просто не может быть двух идентичных ковров ручной выделки, даже если они сделаны по одному эскизу. Неправильная, немного неровная форма узелков придаёт сделанным вручную коврам особое очарование. Зато машина делает идеальные ковры без изъянов, но все они получаются абсолютно одинаковыми.
Но важнее то, что машина неспособна фиксировать ворс ковра с помощью узелков, она просто протыкает петлю ворса между утком и основой, поэтому изделия ручной выделки получаются намного более прочными и долговечными.
Работа ткача за тысячелетия не изменилась – ему на протяжении лет приходится завязывать и завязывать бесконечные узелки. Опытные мастера или мастерицы способны завязать до 10 000 — 12 000 узлов за день. Кажется много, но следует иметь в виду, что лучшие шёлковые персидские ковры на квадратном метре имеют минимум миллион узелков. Поэтому и получается, что подобный ковёр размером 2х3 метра пара ткачей будет ткать целый год.
Мастера, ткущие ковёр, работают только в тени при солнечном освещении, иначе они могут перепутать нити и взять чуточку другой оттенок. Говорят, что сделав один ковёр, человек расстаётся с половиной диоптрии глаза.
Чтобы удостовериться, что это настоящий персидский ковёр Ирана ручной выделки, нужно перевернуть его и посмотреть на его тыльную сторону. С изнанки петли будут хорошо видны, изделие будет гибким, без заломов, а кончики нитей будут не пришиты машинной строчкой, а вплетены в полотно.
С изнанки ковра ручной работы цвета и рисунок будут чистыми, в то время как в машинном ковре рисунок будет размытым.
Технология изготовления ковров
Вначале художник рисует на бумаге эскиз размером в четверть изделия, а потом завершает рисунок симметричным наложением.
После этого эскиз раскрашивается и переносится на миллиметровку.
Данная схема передаётся мастеру, который по ней и делает ковёр.
На деревянную раму натягивается основа и начинается длительный процесс вплетания в неё ворса.
Каждую нить нужно зафиксировать специальным узелком, на каждый из которых мастер тратит порядка 2 секунд.
Намёки на рисунок начинают проявляться лишь спустя примерно месяц после начала столь кропотливой работы. На скорость плетения влияют качество материала, сложность узора и тонкость работы мастера.
Количество узелков на квадратный метр определяет качество ковра: очевидно, что чем их больше, тем прочнее и плотнее будет ковёр, чётче его рисунок, соответственно вырастает и стоимость персидского ковра.
Но слишком плотный ковёр также имеет свои слабости – если его излишне плотно свернуть, то на сгибах он может потрескаться.
Плотность качественных персидских ковров составляет 1,5-2 миллиона узелков/ кв. м. Желательно, чтобы узелки располагались упорядоченно и были ровными. Гораздо проще завязать тоненький узелок могут тонкие детские пальчики, поэтому в роли ткачей традиционно используются подростки-девочки. Ковёр ручной работы отнимает у мастера время от нескольких месяцев до трёх лет.
Сплетя очередные 7-10 сантиметров ковра, мастерица аккуратно подстригает ворс, оставляя 20-25 мм его длины. Лишь после этого из хаотичного переплетения разноцветных ниток проявится сделанный узор.
Когда ковёр будет окончательно готов, мастер обрабатывает его специальным инструментом и делает бахрому.
На завершающем этапе изготовления ковры подвергаются мойке, которая, кроме прочего, позволяет убедиться в качестве работы.
В прежние времена новый ковёр стелили в песок поперёк дороги, по которой шёл караван верблюдов. Затем хорошо истоптанные ковры долго мыли в проточной воде, после чего сушили под палящими лучами солнца. От всех этих тяжких испытаний ковёр становился только лучше: ворс делился на более тонкие волокна, благодаря чему ковёр становился более гибким, мягким и пушистым. А за механическую стойкость ковра, как и стойкость красителей старинные мастера не волновались, ибо те были надёжны. Но если качество ковра было недостаточным, то на нём подобные суровые испытания сразу выявлялись в виде дефектов самого ковроткачества либо качества использовавшихся красителей.
Сейчас процесс несколько упростился, но до сих пор новые ковры обязательно моют и сушат, после чего они становятся более пластичными, а их слишком яркие цвета слегка приглушаются.
Вместо средневековых верблюдов и пешеходов сегодня используют вибростенд, на котором ковёр механическим способом треплется. При подобной современной обработке изделие становится мягким и пластичным всего за час.
В прежние времена им приходилось валяться на дороге по 3 месяца.
Видео об изготовлении и разнообразии персидских (иранских) ковров:
Стоимость качественного персидского ковра
Совершенно очевидно, что ковры, сделанные вручную, ценятся намного выше машинных. Их даже можно использовать в качестве вложения капитала, поскольку цены на них стабильно растут. Тех, кого интересует, сколько стоит персидский ковёр, мы вряд ли порадуем – цена шёлкового ковра 2х3 метра в Москве составляет 60 000 долларов. Цены на круглые иранские ковры за последние годы выросли в два раза и их рост продолжается. После шёлковых самыми ценными считаются шерстяные ковры. На стоимость изделия оказывает влияние сложность узора: чем он сложнее, тем ковёр дороже.
Что касается цен на эксклюзивных «персов» ручной выделки, то они измеряются числами с семью нулями. Например, шелковый «килим» расшитый золотыми нитями, ушёл с аукциона «Кристи» за 1 400 000 долларов, а за прекрасно сохранившийся «табриз» XIX века легко отдали 2,5 миллиона.
В год персидских ковров продаётся на несколько сотен миллионов долларов. Этот сегмент рынка не столь уж велик, поскольку является элитарным, а покупатели живут, в основном в США и Европе. Но, несмотря даже на существенные цены и ограниченный спрос, производители не могут за ним поспеть.
В последние годы Иран претерпевает бурное экономическое развитие: здесь появилось собственное самолёто- и автомобилестроение, энергетика, нефтехимическая промышленность, строительство жилья и дорог. На всё это требуются рабочие руки, а платят в этих отраслях намного больше, чем изготовителям ковров. В связи с этим молодёжь начала покидать исторические центры ковроткачества, ища лучших перспектив. Поэтому вместе со стариками постепенно отмирают и ручные традиции ковроткачества, а на рынок поступает всё меньше ковров, сделанных вручную.
Поэтому в последние годы цены на ковры известных иранских мастеров подскочили многократно, но даже на этом фоне заказать подобный ковёр становится всё сложнее.
А Вам нравятся персидские ковры? Что из их истории и способа изготовления поразило Вас больше всего? Расскажите об этом в комментариях.
krutopol.com
Пазырыкский ковер в Эрмитаже - Ювелирные украшения мира
Самый древний ковер хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, его возраст - более 2,5 тысяч лет. Отправилась посмотреть специально на него) Поэтому в конце несколько фотографий заснеженного Петербурга, сделанных по дороге)) Ковер уникальный, сохранился благодаря тому, что в захоронении образовалась своего рода морозильная камера. Найден в Горном Алтае - в самом крупном 5 Пазырыкском кургане. Использовался в качестве седла на одном из принесенных в жертву коней. В центре - орнамент из 24 крестообразных фигур, каждая из которых представляет собой 4 стилизованных бутона лотоса. На одном из бордюров изображение грифона, на другом - 24 лани с рогами. На самой широкой полосе - 28 фигур верховых и спешившихся всадников. В ковре использованы ярко-желтый, голубой и красный цвета. Ковер был очень ярким.
Пазырыкский ковер выполнен симметричным двойным узлом (турецким), на 1 кв. дм вручную навязано 3600 узелков, а во всем ковре их свыше 1,250,000), довольно плотный. Существует версия об иранской родине ковра, но он мог быть изготовлен и в Средней Азии, через которую алтайцы контактировали с Ираном и Ближним Востоком. Очень много исследований и версий)
Ворсовый шерстяной ковер. Пазырыкская культура. V-IV вв. до н.э. Размер 183x200 см, узелковая техника. Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Пятый Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко 1949 г.) Эрмитаж
Ковроткачество имеет очень древнюю историю, свидетельство тому - находка бронзовых лезвий ковровых ножей, найденных в Сумбарском могильнике в Туркменистане, относящихся к XIV в до н.э. Композицию ковра обрамляют 5 бордюров - до наших дней традиционно ковры имеют нечетное количество бордюров
Это войлочный ковер из того же кургана, подробнее его исследовала Л.Л.Баркова, можно почитать здесь и другие. Ковер служил юртой, в котором, видимо, какое-то время лежало тело вождя. Затем ковер был уложен в захоронение. На рисунке всадник стоит перед сидящей на троне богиней. Богиня лысая в парике, как и многие женщины в захоронениях
Срубная камера, в которой лежали две колоды - вместе с вождем была похоронена девушка
Повозка, доставившая вождя к месту упокоения
Мумия вождя с расшифровкой татуировок. Через плечо "перекинуто" изображение барса, которое как бы "оживало" во время его движения
Кожаная маска коня, в иной мир он отправился в виде оленя
Эти лебеди из войлока были установлены на вершинах шестов юрты, перья на концах крыльев окрашены в черный цвет, в природе такая окраска не встречается) две ассоциации возникли - кажется у маори новозеландских самыми "крутыми" были перья аналогичной раскраски, их имели право носить только "вожди", птицы, которым принадлежали эти перья, вымерли, стали использовать перья других птиц, но подкрашенные) еще вспомнились "гуси-лебеди", которые уносили героев сказок в загробный мир, за реку с кисельными берегами) ржаной кисель был составой частью тризны
Чепраки
Именно под этим залом в подвале Халтурин установил бомбу, чтобы взорвать Александра II, здесь находилось помещение караула, а над ним - столовая. Царь не пострадал, погибли 11 военнослужащих Финляндского полка, 56 было ранено. В столовой люстра упала на обеденный стол, треснула стена и погасло электричество
Это амулеты уже в соседнем зале
Фрагмент кожи мумии с татуировкой
Сохранившаяся рубаха из китайского шелка, шерстяная юбка, кожаная обувь
В Эрмитаж с Большой Конюшенной улицы можно пройти через дворы Капеллы - надпись над аркой показывает вход
Пройдя анфиладу дворов попадаешь во двор самой Капеллы - ниже вид на Капеллу, если обернуться
А впереди - мост через Мойку и Дворцовая площадь
Эрмитаж (Зимний дворец)
И здание Главного штаба
Зимой вход в Эрмитаж с Дворцовой площади
Это вход для тех, кто собирается покупать билет в музее, но там же во дворе есть возможость купить билет в автомате, можно в кассах Главного штаба, через интернет - с билетом можно войти в Эрмитаж без очереди. Это небольшая очередь, несмотря на субботу, потому что зима и холодно
Такой вид открывается из окон залов дворца на втором этаже
Ранее писала об украшениях и татуировках Алтайской принцессы здесь
Фильм Сокровища из курганов Горного Алтая из цикла "Мой Эрмитаж" здесь
world-jewellery.livejournal.com
Пазырский ковер - самый старый в мире
История
Быт и жизненный уклад
Войны
Изобретения
Личности
События
Мифы
Моя планета
Общество, культура, традиции
Удивительные места
Флора и фауна
Явления
Наука
Археология
Естественные науки
Космос
Технологии
Рекорды
В мире
Животные
Люди
Новости
Открытия
Поиск
Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru
История
ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия
Уинстон Черчилль хотел построить авианосец изо… льда
Самые необычные способы казни
Откуда взялась Баба Яга?
История выражения «последнее китайское предупреждение»
Мифы
Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?
Правда, что мухомор убивает мух?
Правда ли, что носороги топчут огонь?
«Правило пяти секунд» — правда или вымысел?
Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?
Моя планета
ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления
Почему в Японии синие, а не зеленые сигналы светофора?
Зачем фрукты меняют свой вкус и цвет во время созревания?
Снежное цунами, которого на самом деле нет
Еще несколько фотодоказательств того, что кошки — это жидкость
Наука
ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии
Почему одних людей комары кусают больше, чем других?
Зачем фрукты меняют свой вкус и цвет во время созревания?
Кольцо Эйнштейна — красивое следствие теории относительности
Можно ли сфотографировать строение атома?
Рекорды
Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире
Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире
Самый большой комар в мире
Самый большой самолет в мире
Самые старые солнцезащитные очки в мире
В мире
mydiscoveries.ru
История ковроткачества – читайте в Блоге на kover.ru
Ковроткачество – одно из самых древних ремесел, освоенных человеком
Археологические находки свидетельствуют, что искусство плетения узорчатых полотен было широко распространено в Древнем Египте еще в XIV веке до н.э. В скальном некрополе Бени-Хасан, расположенном на восточном берегу Нила, была обнаружена фреска X века до н.э., на которой изображены две девушки за ткацким станком, устройство которого мало поменялось за последние три тысячи лет. Увы, до наших времен почти ничего не сохранилось, и в основном мы можем судить о том, какие ковры украшали древние жилища лишь по изображениям – к ним время оказалось более благосклонно. Однако, в Эрмитаже хранится самый древний, чудом сохранившийся во льдах Горного Алтая, Пазырыкский ковер. Это самый старинный ворсовый ковер из ныне существующих, его возраст – свыше 2500 тысяч лет. Прекрасная сохранность ковра позволяет в полной мере оценить его декоративные особенности: тщательно проработанный орнамент с изображениями всадников, грифонов, ланей и стилизованных цветов.
Перед вами - точная копия Пазырыкского ковра, восстановленная по заказу Art de Vivre. Сегменты, не сохранившиеся в реальности, затканы шелковыми нитями.
Ковер из коллекции WOVEN LEGENDSСостав: шерсть и шелк
История создания ковра
Уходящая вглубь веков история создания ковра кажется весьма запутанной: до сих пор многие страны соперничают за право считаться родоначальником ковроткаческого искусства. Большинство исследователей сходятся во мнении, что ковроткачество зародилось как функциональное ремесло в среде кочевых племен Центральной Азии. Дело в том, что практические качества ковра неоспоримы: он защищает от холода и пыли, от палящего солнца, вредных насекомых и даже от змей, которых отпугивает защитный слой ланолина, покрывающий натуральную шерсть.Ковер был пологом, покрывалом, попоной и занял центральное положение в устройстве человеческого быта. Женщин начинали учить ткачеству еще в возрасте 3-4 лет, поэтому ткацкий станок становился прямым отражением не только традиций, но и личных чаяний и переживаний. Сотканный ковер заключал в себе особое видение мира и эстетическое чувство мастерицы. Со временем именно ковер стал синонимом слова «дом», ведь ковер во многих регионах был абсолютно незаменим. Вся повседневная жизнь концентрировалась вокруг ковра: на нем совершали обряды бракосочетания, семья собиралась вместе для трапезы, дети сидели на ковре в то время, как им рассказывали древние предания их народа, да и кровать заменялась пушистым ворсовым ковром, мягким и теплым. Можно сказать, что дизайн как искусство в подлинном смысле этого слова начался с ковроткачества.
В этнических коврах каждая деталь очень символична. Узор представляет собой художественную интерпретацию образа Вселенной в воображении мастеров. Как правило, ковер изобилует благопожелательными и защитными символами, среди которых часто встречается Древо Жизни – один из самых почитаемых знаков во многих древних культурах. Но самое восхитительное – это их яркие и чистые цвета.
Традиционные ковры Востока
Затем, когда племена стали переходить к оседлому образу жизни, искусство ковроткачества стало постепенно усложняться: все больше труда вкладывалось в орнаментальные и декоративные особенности полотна. Увеличилось количество цветов, в которые окрашивалась пряжа, а символика сделала ковер неотъемлемой составляющей обрядов и ритуалов многих народностей.
Самыми известными центрами ковроткачества нового, оседлого периода, стали Персия и Турция, а позднее – Индия. Эпоха Сефевидов (XVI-XVIII вв.), известная также как золотой век иранского искусства, подарила миру великолепные образчики ковров ручной работы. Особенно ценные и роскошные экземпляры ткались в столице, которой сначала был город Тебриз, а затем – Исфахан. До сих пор оба этих города считаются главными центрами иранского ковроткачества, где по старинным эскизам ковры ткутся из качественных материалов, обладающих и красотой, и практичностью. В мусульманской традиции сформировались особые декоративные принципы, наиболее полно воплощенные в коврах. Ковер стал образом рая, идеального бытия. Недаром в Коране праведникам обещано вечное благоденствие: в обществе юных гурий они будут возлежать в раю на роскошных коврах.
Ковры из Тебриза и Исфахана до сих пор признаются едва ли не самыми лучшими в мире. Секреты мастерства, передающиеся от поколения к поколению, позволяют достичь подлинного совершенства и в художественном облике, и в практических качествах ковра.
Ковры из Турции через Венецию стали экспортироваться в Европу. Контрастные и энергичные орнаменты, вытканные блестящей шерстью, быстро покорили воображение европейцев. Ковры стали появляться в домах знатных господ, где их изображали даровитые живописцы: Лоренцо Лотто, Ганс Гольбейн Младший, Франциско Сурбаран, Бартоломе Эстебан Мурильо и многие другие. Ковры со специфическим орнаментом, запечатленные Лотто и Гольбейном даже получили соответствующее название: «Ковры Лотто» и «Ковры Гольбейна». Однако в Европе ковры пока что ткать не умели, ведь создание ковра – это невероятно долгий, кропотливый труд, который требует соблюдения множества нюансов и специфического художественного видения для поиска необходимых форм и цветосочетаний.
Ганс Гольбейн Младший. Дармштадтская Мадонна (Мейера), 1526 г.
В эпоху Возрождения ковры часто изображаются на полотнах великих живописцев. Особенно часто их можно увидеть на парадных портретах и в классических алтарных композициях. А у нидерландцев и голландцев ковер часто присутствует в жанровых сценах: в ту эпоху ковром было принято накрывать стол, ведь это был несказанно дорогой элемент декора.
Ян Вермеер. Уснувшая девушка, 1657 г.
Ковроткачество в Европе
Лишь в XVII веке ковроткаческие мануфактуры открылись во Франции. Сперва начала свою работу знаменитая мануфактура в Савонери, по инициативе иллюстратора Пьера Дюпона. Здесь создавали ковры впечатляющих масштабов с рельефной выстрижкой ворса и тщательной нюансировкой цвета. Эскизы для этих ковров создавали самые талантливые художники эпохи; орнаменты, как правило, соответствовали эстетике в духе барокко, рококо и неоклассицизма. Необходимость создания ковроткаческих мануфактур во Франции была предопределена своеобразием самих интерьеров. Восточные арабески диссонировали с французским интерьером, поэтому они были заменены на пышные розы, листья аканта, мифологические мотивы и королевские регалии, которые гармонично сочетались с остальными элементами декора и предметами искусства. Изначально ковры из Савонери предназначались исключительно для королевского двора: ковры из Савонери украшали залы Лувра, Версаля и Тюильри. В 1743 году важным центром ковроткачества стал город Обюссон, где ткались также и безворсовые ковры, больше похожие на изысканные гобелены с нежными цветочными узорами. Ковры из Обюссона и Савонери стали синонимами утонченной роскоши, власти и богатства.
Ковры из Обюссона и Савоннери надолго стали символами принадлежности к европейской аристократии и непременным атрибутом власти. Сегодня они часто украшают апартаменты в стилях барокко и рококо.
А в 1883 году англо-швейцарская компания Ziegler&Co начала развивать производство ковров ручной работы в Султанабаде. Здесь ткались ковры более близкие европейскому вкусу. Цветовая гамма отличалась сдержанностью, обилием теплых древесных оттенков. Классические в своей основе орнаменты также были несколько изменены и интерпретированы более свободно. Ни одно знатное семейство в Англии не обходилось без традиционного ковра Зиглер, который идеально подчеркивал достоинства викторианского интерьера. Эти благородные дизайны до сих пор узнаваемы и любимы во всем мире. Ковры в стиле Зиглер по преимуществу ткутся из мягкой овечьей шерсти в Индии и Пакистане.
Ковры в стиле Зиглер отличаются сдержанной палитрой цветов и достаточно крупным орнаментом. Их естественные оттенки идеально подчеркивают деревянные и кожаные элементы в интерьере.
Современные ковры
С конца XIX века ковер стал экспериментальной областью для многих художников и дизайнеров. Удивительные ковры создаются по всему миру и становятся прекрасным способом для творческого самовыражения. Например, известный английский дизайнер, архитектор и издатель Уильям Моррис сам искал новые способы окрашивания тканей природными красителями, учился ткать ковры, а также создавал эскизы для них. Ковры по дизайнам Морриса отличаются изысканным орнаментом, естественным, но продуманным до мелочей. А вместе с художниками Эдвардом Берн-Джонсом и Филиппом Уэббом он создавал на своей мануфактуре шпалеры со средневековыми сюжетами, в основном навеянными артуровским эпосом и балладами Теннисона. Ковры и шпалеры по мотивам Уильяма Морриса сегодня известны и любимы во всем мире.
Изысканные орнаменты Уильяма Морриса, воплощенные в коврах, смотрятся очень стильно.
Наряду с традиционной прямоугольной формой появились круглые, овальные, многоугольные ковры. В эпоху ар деко заказы на создание ковров получали самые именитые дизайнеры: Жак-Эмиль Рульман, Поль Фолло, Эдуард Бенедиктус, Эйлин Грей. Многие из них ткались на фабрике в Савонери. В Великобритании собственную компанию по изготовлению индивидуальных ковров возглавила Марион Дорн.
Сегодня сохраняется баланс между традициями и современностью: ткутся как классические ковры по старинным технологиям, существующим уже тысячи лет, так и совершенно инновационные ковры по нестандартным дизайнерским проектам. Современные немецкие дизайнеры Ян Кат и Юрген Далманнс во многом изменили отношение к традиционному ковру, превратив его в полноценный предмет современного искусства, яркий способ самовыражения. Их работы выставляются на всевозможных престижных художественных выставках, завоевывают награды, но, несмотря на кажущуюся самодостаточность, они все еще предназначены именно для украшения интерьера.
Современные ковры порадуют ценителей смелых интерьерных решений нестандартными орнаментами, сочетанием разнообразных фактур и оттенков.
С развитием технологий значительным спросом стали пользоваться ковровые изделия машинной работы, однако произведения искусства, выполненные ручным трудом, остаются непревзойденными. Менялись представления о красоте и моде, но по-настоящему интерес к коврам ручной работы не угасал никогда. Стоит помнить, что ковер – это не догма. С течением времени трансформируется дизайн, изменяются орнаменты, формы и само отношение к ковру, но это искусство вновь актуализируется с каждым новым веянием в мире творчества и дизайна. Каждому стилю, направлению и эпохе присуща своеобразная красота, которая наверняка найдет отклик в сердцах многих людей, поэтому столь интересно наблюдать за историей ковроткачества.
kover.ru
Персидские ковры: древнее искусство Востока
В Иране ковер связывают с прекрасными райскими садами. Как и шедевры иранской архитектуры, персидские ковры являются символом бессмертия мира и рая на небесах. История иранских ковров, имеет прямую связь с историей древнего Ирана. Искусство ковроделия считается большой семейной ценностью, его тайны передавались из поколения в поколение. Рассмотрим виды этих ковров.
Исфахан
Такие персидские ковры относятся к исфаханской школе, в основном они выполнены на ярко-красном или насыщенном синем фоне.
Основной отличительной их особенностью от других иранских ковров, является высокая четкость контура рисунка. Она достигается благодаря тому, что шерстяной ворс имеет небольшую длину. Что касается узора, то он как на основном поле, так и по бордюру состоит из плотного растительного орнамента. В центре таких ковров, как правило, располагаются медальоны.
Цены на эти ковры разные, можно купить как дорогую модель, так и модель средней ценовой категории. Можно сказать, что исфаханские ковры, это копии работ персидских мастеров эпохи Сефевидов. Данная эпоха является золотым веком ковроткачества на Ближнем Востоке.
Тебриз
Цветовой фон данных ковров ручной работы бывает кремовым, синим или красным. На этих коврах могут быть изображены сцены битв или соколиная охота. Нередко можно увидеть изображение сюжетов произведений восточных поэтов. Кроме этого, на них часто изображаются мечети и роскошные дворцы. В отличии, от исфаханских ковров, на тебризких, медальоны расположены не только в центре полотна, но и по углам.
Габе
Нужно сказать, что эти ковры пользуются огромной популярностью в европейских странах. Такой большой спрос они имеют благодаря двустроннему рисунку и небольшой цене. Если сравнивать их с другими традиционными иранскими коврами, то цена ковров из Габе примерно в два раза меньше. Они имеют большие размеры и на них изображены крупные простые рисунки. Для их изготовления используется неравномерно покрашенная шерсть. Что касается орнамента, то он достаточно оригинальный, цветовые оттенки его имеют интересное сочетание.
Наин
Вначале нужно сказать, что эти ковры являются образцом классического дизайна. В основном на таких изделиях изображаются небольшие цветки и переплетающиеся ветки. Они имеют большие размеры и на них изображены крупные простые рисунки. Для их изготовления используется неравномерно покрашенная шерсть. Что касается орнамента, то он достаточно оригинальный, цветовые оттенки его имеют интересное сочетание.
Основным материалом их изготовления является хлопок. Как правило, оттенки таких ковров светлые, узорам характерные светло-зеленые, салатные или синие цвета. Но все же, отличительной чертой мастеров из Наина, является прекрасно сочетать голубой цвет с цветом слоновой кости.
Кум
Для этих ковров характерный низкий ворс, который имеет приятную шелковую фактуру. Ковры имеют огромное разнообразие цветовых оттенков, они могут быть бежево-коричневые, светло-зеленые с бирюзовым отливом, а также цвета слоновой кости. Нужно сказать, что только в одной-единственной области Ирана изготавливают ковры, цена которых выше чем у изделия из комбинированных или шерстяных нитей, этой областью является Кум. Для этих ковров характерный разнообразный орнамент. Изображение на ковре разбито на квадраты, каждый из которых украшен растительным узором.
Персидские ковры: древнее искусство Востока was last modified: Декабрь 1st, 2015 by admin
yasnodar.ru
Ковры в современных интерьерах - так может выглядеть ваш старый советский ковер, если вы ему позволите — AFTERWORKDIY
Next
Интерьерные тренды 2017 года, которые, похоже, никуда не денутся в 2018
Интерьер и декорKristinaDecember 25, 2017что было модно в 2017 и что останется в 2018, что будет модно в 2018 году, дизайн интерьеров, интерьерный дизайн тренды на 2018 год, тенденции оформления интерьеров и интерьерного дизайна, дизайнерские тренды 2018, модный интерьерный массмаркет, эклектика смешение стилей новое и старое, скандинавский дизайн больше не моден, скандинавский стиль, стиль арт-деко, стиль ар-деко в интерьере, арт-деко снова входит в моду, как оформляют свои дома современные странники, какие цвета в интерьере будут модны в 2018, тактильные ощущения в интерьерных трендах, вельветовая велюровая и бархатная мебель, мебель с вельветовой велюровой и брахатной обивкой, велюровый диван, бархатное кресло, мебель с обивкой из замши тренд 2018 года, яркая мягкая мебель, восточные и советские ковры в интерьере, как применить бабушкин ковер, какие металлы модны в 2018, латунь бронза медь золото чем различаются, теплые металлы, холодные металлы, плитка елочка, плитка под кирпич, плитка кабанчик кирпичик, шестиугольная плитка соты, что такое терраццо terrazzo, как сделать эффект терраццо самому, квадратная плитка с неровными краями и разной толщиной в моде, бесшовные полы терраццо, какие светильники модны в 2018, светильники со стеклянными круглыми плафонами, ветвистые люстры, арочные торшеры, торшер на треноге вышел из моды, модные светильники с основанием из латуни, что из интерьерных трендов не доживет до 2018, что модно а что не модно в интерьере в следующем году, обои с тропическим рисунком банановые пальмовые листья, акцентные стены с геометрическим рисунком, живые растения и суккуленты снова в моде, поддельный лофт с плиткой под кирпич, лофту пришел конец, стиль лофт уже не моден, амбарные двери это уже не модно, прошлый век, что будет модно в дизайне интерьеров в 2018, новинки в дизайне интерьера 2018, тренды в дизайне интерьера 2018, Дизайн интерьеров 2018 современные тенденции фото, новогодний интерьер 2018, интерьер дома 2017 2018, интерьер 2018, интерьер дома 2017, модный стиль лофт в интерьере дизайн интерьера
www.afterworkdiy.ru
Карабахские ковры Азербайджана и их древние секреты — AZRU
Карабахские ковры издавна высоко ценились, и по сей день сохраняют свою славу. На самых престижных международных аукционах цены на них составляют десятки тысяч долларов. Образцы карабахского ковроткачества, как культурное достояние Азербайджана, хранятся в самых крупных музеях, включая Лувр, Эрмитаж, они украшают Ватикан и Белый дом. Об уникальности карабахских ковров, их истории и секретах, зашифрованных в орнаменте рассказывает профессор, доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии наук Азербайджана, кавалер Ордена Славы Азербайджанской Республики Ройя Тагиева.
— Когда был создан Азербайджанский музей ковра и правда ли, что он единственный в своем роде?
— Азербайджанский музей ковра был создан в Баку в 1967 году и стал первым музеем такого рода. Много позднее, музеи ковра открылись еще в Иране и Туркмении.
Первая выставка Азербайджанского музея ковра состоялась в 1972 году. Сначала музей располагался в мечети «Джума» на территории Старого города-крепости Баку «Ичери Шахар». В 1991 году музей ковра переехал в Музейный Центр (бывший Музей Ленина).
В августе 2014 года Музей переехали в новое здание, спроектированное талантливым австрийским архитектором Францем Янц (Franz Janz). Теперь у нас четыре надземных и один подземный этаж. Собственно, экспозиция располагается на трех верхних этажах.
Вся коллекция музея включает около 15000 экспонатов: более 10 тысяч ворсовых и безворсовых ковров и ковровых изделий, а так же вышивки, традиционные костюмы, старинная медная посуда, древняя и современная керамика, ювелирные изделия и прочие виды декоративно-прикладного искусства.
Новое здание Музея Ковра на Бакинском бульваре (2014 г.), автор проекта австрийский архитектор Франц Янц.
— Существует мнение, что у карабахского ковроткачества тысячелетняя история. Это красивый миф или реальность?
— Археологические свидетельства показывают, что ткацкое ремесло в Карабахе существовало уже в III тысячелетии до н.э. В древности центром ковроткачества в Карабахе был город Барда, находившийся на пересечении больших караванных путей Великого Шелкового Пути. Об этом писали уже арабские историки Мукаддаси и Масуди и др. Они указывали, что в Барде ткались на экспорт шерстяные, хлопчатобумажные и шелковые ткани, прекрасные ковры, которым не было равных. Согласно письменным источникам, в VII-X столетиях в Барде проживало 100 тысяч человек. Это был самый крупный город в Закавказье. Авторы также упоминают прекрасные ковры «Барда».
Ковер «Сахсыда гюллер». Гарабах. Начало 20 в.
К XV-XVI вв. карабахское ковроткачество достигло наивысшего расцвета. Ковры того периода в большом количестве экспортировались в Европу, где они становились частью европейского быта и изображались на живописных полотнах. Например, на картине Ганса Мемлинга «Мария с младенцем» (XV в.) изображен карабахский ковер «Муган».
С XVIII карабахское ковроткачество сосредоточилось в городе Шуша. В XIX веке Шуша была признанным центром ковроделия во всем Закавказье. К 80-90 годам XIX века производство ковров в Шуше, известных на иностранных рынках как «карабахские ковры», увеличивается в 7 раз, при этом ковроделие занимало первое место по объему производившихся здесь ремесленных изделий.
— В чем особенность карабахских ковров?
— Для карабахских ковров характерно многообразие мотивов и типов композиций. В Карабахе изготавливали медальонные, сюжетные и орнаментальные ковры. Карабахские художники использовали не только традиционные местные узоры, но и были открыты различным культурным и художественным новшествам, которые проникали в Азербайджан на протяжении веков вместе с арабами, тюрками-сельджуками, монголами и европейцами. Однако характерной особенностью карабахских ковров является геометрический рисунок и высокая степень абстрагирования фигурных мотивов.
Карабахская зона славилась как ворсовыми, так и безворсовыми коврами, а также ковровыми изделиями. Здесь производились ковры как с низким ворсом и большой плотностью вязки, так и менее плотные ковры с высоким ворсом. Первые, в основном, были характерны для горных, а вторые для низменных производственных пунктов. Карабахские ковры производились в двух очагах — горном и равнинном. В XIX веке в горном очаге производства доминировали город Шуша и близлежащие села. В низменных районах доминирующими очагами были Джебраил, Агдам, Барда, Физули.
К Карабахской школе ковров относятся также и ковры Зангеланского, Талыш-Ленкоранского и Нахчыванского производственных очагов. Ряд очагов находился, например, в Зангезурском районе на территории Республики Армения., где до недавнего времени компактно проживали азербайджанцы.
— Говорят, карабахские ковры славились еще и внушительными размерами, под стать просторным домам знатных карабахцев?
— Карабахские ковры были больше, чем ковры из других регионов Азербайджана, их размеры варьировались от 2 до 20 кв. м. Иногда для просторных залов ткались ковры в 25-30 кв. м.
— Правда ли, что ковровые комплекты «Гяба» присуще только карабахской школе?
— Да, в Карабахе ткались ковровые комплекты «Даст халы – гяба». Комплект состоял из 3-5 ковров – широкого центрального «халы» и более узких боковых ковров с цветочным орнаментом — «гяба». Помимо карабахской зоны похожие комплекты производились в Тебризе. Они пользовались большим спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Обладание такими комплектами было признаком зажиточности.
— Иногда карабахские ковры не сведущие люди путают с персидскими. Есть какие-то кардинальные отличия этих двух школ?
— Термин «персидский ковер», используемый в европейской науке, включает в себя как собственно персидские ковры, так и азербайджанские ковры Тебриза и Ардебиля из Южного Азербайджана (провинция Азербайджан, северо-западный Иран). В Карабахе широко интерпретировались ковры Тебриза, которые также, собственно, были азербайджанскими.
Но если для тебризских ковров характерен растительно-цветочный орнамент, то в карабахских коврах доминирует геометрический рисунок. Колорит ковров также различался – в тебризских коврах использовались полутона, тогда как карабахские ковры демонстрируют яркие контрастные цвета. С технической стороны, основное различие заключалось в использовании симметричного (закрытого) узла, тогда как в коврах Южного Азербайджана наряду с ним также использовался несимметричный (открытый) узел.
Карабахские ковроткачи из Шуши чаще использовали тебризские узоры, при этом сильно их видоизменяя, тогда как для изделий других очагов Карабаха, менее подверженных внешнему влиянию, был характерен традиционный геометрический узор.
Ковер «Булут». Гарабах. 19 в. Азербайджанский музей ковра
— На сколько мы знаем, в рисунке ковров также была зашифрована информация, расскажите о символике орнамента карабахских ковров.
— Азербайджанский ковер возник и процветал как форма самовыражения местной автохтонной культуры. С другой стороны, Кавказский регион всегда привлекал многочисленные племена и народы. Все они сливались с коренным населением, внося в его искусство и культуру в целом, в том числе и ковроткачество, свои элементы. Поэтому в азербайджанском ковре можно встретить элементы, возникшие в результате взаимодействия с культурными традициями Передней и Средней Азии, а также Ирана, Индии, Китая и других стран.
В историческом аспекте можно выделить четыре группы орнаментов на азербайджанских коврах:
Первую группу составляют древнейшие геометрические мотивы переднеазиатского и местного происхождения (3-2 тыс. до н.э.).
Вторую группу составляют орнаменты, вошедшие в ковровое искусство Азербайджана в связи с распространением здесь ислама (9-10 века).
Третью группу составляют орнаменты, привнесенные из Среднеазиатского и Дальневосточного регионов (11-13 века).
Наконец, четвертая группа орнаментов связана с относительно поздним периодом (18–20 века), когда на изобразительное искусство стран Востока стало оказывать влияние европейское искусство.
Для азербайджанских ковров наиболее характерен геометрический орнамент. Подобные орнаменты широко использовались на древней местной керамике и бронзовых изделиях. Интересно, что такие абстрактно-геометрические мотивы, прослеживающиеся на территории Азербайджана, еще в эпоху бронзы, сохранились, в основном, на безворсовых коврах в той же стилистической трактовке вплоть до наших дней. Все эти элементы были связаны с древними земледельческими культами и поклонением стихиям природы (воде, огню, земле, воздуху).
Ковер «Ханлыг». Гарабах. 1928. Азербайджанский музей ковра
— Знаменитый карабахский «драконовый» орнамент тоже был заимствован и обыгран?
— Огромную роль в становлении и развитии азербайджанского ковра сыграл Великий Шелковый Путь. В XIII веке Азербайджан поддерживал тесные торгово-экономические и культурные связи с Китаем. В результате, в декоративно-прикладном искусстве Азербайджана появляются китайские мотивы, сюжеты. Так, в ковровом искусстве Азербайджана появились мотивы облаков, образы драконов и фениксов и др. Но все это не мешало местному декоративно-прикладному искусству Азербайджана оставаться самобытным и оригинальным.
Карабахские мастера творчески перерабатывали эти элементы, соединяли их с местным орнаментальным стилем и традицией, создавая совершенно новые орнаментальные композиции в ковровом искусстве. Знамениты карабахские «драконовые ковры», такие как «Хатаи», «Гасымушагы», «Челеби».
Со второй половины XIX века значительно расширились культурно-экономические связи между Азербайджаном и Россией, оживилась торговля и обмен товарами. В этот период в Азербайджане и особенно в крупном торговом центре Шуше, широко распространились производимые в России большие шелковые платки, ситцевые ткани, цветочные узоры которых стали воспроизводиться, например, на коврах «Малыбейли».
— Расскажите о карабахских безворсовых коврах, где они использовались?
— Безворсовые ковры использовались, в основном, скотоводческим и сельским населением. В Карабахе производились различные виды безворсовых ковров из шерсти и шелка: паласы, килимы, джеджимы, шадда, варни, зили, лады.
— Карабахские ковры славятся своей прочностью. Кто-то из искусствоведов даже рассказывал, что их бросали на дорогу рядом с домом, чтобы прохожие их «уминали», выбивая остатки нитей и пряжи. В чем секрет долговечности старинных ковров? Есть ли своя специальная техника ковроткачества у азербайджанских мастериц?
— Долговечность ковра зависит, в основном, от изготовления пряжи, от прочности нити, которая, в свою очередь, зависит от длины шерстяного волоса. Для получения прочной нити использовалась длинная шерсть, состригаемая весной и осенью со спины шерстистых пород овец. Для получения наиболее качественной шерсти ее три раза прочесывали через специальный гребень, отделяя, таким образом, живой волос от коротких или омертвевших. Из полученной в результате этого очищенной шерсти пряли нить для основы и утка, от которых, в конечном счете, зависит прочность ковра. Нить основы и утка скручивали из нескольких первичных прядей по схеме Z2S и Z3S (две или три нити, скрученные по отдельности по часовой стрелке, скручиваются затем вместе против часовой стрелки). Затем нить шлифовали с помощью металлического стержня, чтобы она стала гладкой, это облегчало продевание через нее ворсовой пряжи. Надо отметить мастерство ткачей: плотность ковров разнится от 30×30 до 40×40 узлов на 10 см. В квадратном метре такого ковра число узлов составляло 90-160 тысяч, иногда — 200 тысяч. При этом высота ворса карабахских ковров составляет 6-10 мм. Это обеспечивало плотность и прочность ковров, многие из которых сохранились в прекрасном состоянии до наших дней и являются украшением самых известных музеев и частных коллекций.