Палестина под чужеземным господством. Древняя палестина кратко
Палестина под чужеземным господством | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест
Тема:
Древнееврейское царство
Основным занятием населения Северной Палестины было земледелие, Южной — скотоводство. Крестьяне жили общиной. Рабство в Палестине существовало, но не было таким жестоким, как у других народов. Рабов считали членами семей, их права определялись законами. Например, раб-еврей должен был служить своему хозяину семь лет, а потом владелец отпускал его на волю.
Впоследствии простой земледельческий уклад жизни меняется, развивается торговля. Ранее израильтяне были убеждены, что торговля — недостойное занятие, которым занимались лишь финикийцы, «держащие в руках неправильные весы и любящие прибыль».
Но уже в царствование Соломона торговля поощрялась, снаряжались торговые караваны и суда в далёкие страны. Это привело к росту городов. Значительная часть населения занималась торговлей. Появилось ростовщичество (одалживание денег под проценты).
Всё более заметным становилось различие между богатыми и бедными. Богачи строили себе дома из тёсаных камней, жили в роскоши.
После смерти Соломона Израильское царство распалось на Израиль и Иудею. Это ослабило оба государства, постоянно враждовавших между собой. Этим воспользовались соседние народы: Египту удалось покорить в X в. до н. э. Иудею и Израиль, а в VIII в. до н. э. Ассирия уничтожила Израильское царство и через 40 лет нанесла поражение Иудее.
В VI в. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иерусалим и разрушил храм Соломона. Тысячи жителей были уведены в «вавилонский плен» и, по обычаю того времени, расселены по разным городам Месопотамии. Материал с сайта http://worldofschool.ru
В 538 г. до н. э. после победы над Вавилоном персидский царь Кир разрешил иудейским изгнанникам вернуться на родину. Был восстановлен разрушенный храм Яхве.
Только небольшая часть еврейского народа вернулась на родную землю, большинство же осталось жить на чужбине. Историки утверждают, что в начале нашей эры только в Римской империи проживало около 4-4,5 млн евреев, тогда как в самой Палестине, также входившей в состав Римской империи, их оставалось не более одного миллиона.
На этой странице материал по темам:
Реферат на тему палестина краткое содержание
Доклад на тему древний египет
Древнееврейское царство занятия жителей
Краткое древнееврейское царство
Древняя палестина основные занятия
Вопросы по этому материалу:
Назовите главные занятия древних евреев. Почему именно эти?
Что привело к росту еврейских городов?
На какие группы было поделено население Израильско-Иудейского царства?
Чем отличалось положение рабов в Израильско-Иудейском царстве от других стран?
Назовите причину гибели древнееврейских царств.
Какой была судьба Израильско-Иудейского царства после смерти царя Соломона?
worldofschool.ru
Древняя Палестина: Самсон, Саул, Давид, Соломон
Кочевые племена семитов пришли на землю Ханаанскую, что находится на восточном побережье Средиземного моря, примерно три тысячи лет тому назад. Эти племена называли себя народом Израиля или евреями, что означало «пришедшие из-за реки».
Известно, что племенные союзы евреев состояли из двенадцати родов, которыми управляли вожди, называемые судьями. Многое из истории этого народа можно узнать из Библии, особенно о религиозных представлениях евреев.
Они считали себя тем народом, которого избрал сам Бог и та территория, на которую они пришли по указанию праотца Авраама, была обетованной. Этой землей была Древняя Палестина.
Легенда о Самсоне
Евреи стали вести оседлый образ жизни, строить поселения и города. Но их мирное существование было прервано нашествием филистимлянами. Народу Палестины пришлось отважно сражаться за свою землю, одним из военных героев называют Самсона.
Он был могучим воином, который храбро сражался против врагов, но его пленила красивая филистимлянка Далила. Она узнала, что сила Самсона заключается в волосах и поведала об этом воинам своего народа. Тогда враги обрезали волосы героя и захватили его в плен.
Но вскоре волосы отрасли и использовав свою могучую силу, Самсон вырвал два столба, на которых держался храм, в котором филистимляне решили поиздеваться над ним. Самсон погиб вместе с врагами под останками разрушенного храма.
Первым царем Израиля считается Саул, который жил примерно тысячу лет до н.э. Он выиграл много битв с врагами, но в конечном итоге был убит филистимлянами вместе со своими сыновьями.
Царь Давид - создание Иерусалима
История рассказывает о том, что следующим царем стал Давид, который был пастушком и прославился тем, что в юности сумел победить великана. Когда войска филистимлян пытались захватить землю евреев и назначили битву с ними, великан Голиаф вызывал на бой жителей Палестины.
И через сорок дней юный Давид решился сразиться с Голиафом, который в качестве оружия использовал камни. Он сумел метнуть камень прямо в голову Голиафа, вооруженного мечом, копьем и щитом, и победил его.
Тогда филистимляне покинули территорию израильтян, пораженные тем, что их предводитель был убит.
Давид был мудрым и талантливым правителем, который поддерживал мирные отношения с соседней Древней Финикией. Под его властью находилось много народов, которые причисляли себя к Израильскому царству. Во время правления Давида столицей царства стал Иерусалим.
Царь Соломон - развитие Палестины
Следующим царем Израиля стал Соломон, младший сын Давид. Он обеспечил царство настоящим миром и впечатляющим благополучием.
В Израиль стали ввозить различные предметы роскоши, драгоценные камни, строительные материалы и колесницы, так как царство контролировало важные торговые пути через Красное и Средиземное море.
С помощью расцвета экономики Израиля, Соломон отстроил Иерасулим, сделал его богатым и прекрасным местом. В центре города был воздвигнут большой храм, Иерусалим стал хранилищем еврейских святынь и его основным религиозным центром.
Соломон известен, как один из самых мудрейших людей в мире, его мудрые решения и притчи до сих пор поражают своим умом и справедливостью.
После его смерти царство раскололось на две части – Израильскую и Иудейскую, которые со временем стали воевать между собой. Иерусалим после этого стал столицей Иудейского царства.
Образовавшиеся после раскола в 926 г. до х.э. два небольших государства - Иудейское и Израильское - отличались друг от друга условиями эколого-географической среды, ибо в северном государстве было больше пригодных для интенсивного земледелия долин, в Иудее же преобладали холмистые и гористые местности с трудными почвами, а на юге - полупустыни и пустыни. Если Израильское царство пересекали важные торговые пути Ближнего Востока, то южное государство находилось в стороне от главных международных коммуникаций. Разнились оба царства также количеством жителей, ибо в северном проживало более полумиллиона человек, а в южном - вдвое-втрое меньше. Эти и другие различия воздействовали на происходившие в Х-VIII/VI вв. до х.э. процессы социально-экономического развития, придавая общим тенденциям развития местные особенности.
Основой хозяйственной жизни Палестины первой половины I тысячелетия до х.э. являлось основанное на железных орудиях земледелие, и ветхозаветное представление о праведной жизни предполагает труд на земле: "Собирающий урожай во время лета - сын разумный; спящий же во время жатвы - сын беспутный" (Пр. 10, 5). Разнообразие ландшафта и климата обусловливало порайонную специализацию земледелия: если в центральных районах, например вокруг Гивеона (совр. Эль-Джиб), преобладало виноградарство, то в окрестностях Иерихона и Эйн-Геди (совр. Эль-Джурн) выращивали бальзам, а в долинах Северной Палестины простирались хлебные поля.
Повсюду земледелие сочеталось с животноводством, обладавшим особой престижностью не только из-за реминисценций о далеком пастушеском прошлом, но и в силу его особой значимости для обширных районов страны. Основными районами интенсивного животноводства были прилегающие к пустыням окраины Заиорданья и юга Иудеи, где сложилась своеобразная форма хозяйства - хацер ( поселение, огороженное пространство), - сочетавшая полуоседлое животноводство с земледелием и, нередко, с караванной торговлей.
В сельском хозяйстве преобладало мелкое и среднее посемейное крестьянское производство. Тому подтверждение - не только раскопанные крестьянские дворы, но также часто упоминаемый в Ветхом завете идеал счастливой жизни, когда "каждый будет сидеть под своей виноградной лозой и под своей смоковницей" (Ми. 46, 4). Сказанное отнюдь не исключает появления крупных хозяйств, какими, очевидно, были виноградарские хозяйства в Гивеоне начала VI в. до х.э., производившие вино для продажи, о чем свидетельствуют клейма на ручках амфор: "Гивеон<, [из] огороженного участка [виноградников] > Азарии" или других лиц.
В городах процветало специализированное ремесло - металлургия и ювелирное дело, ткачество и строительное дело, гончарное ремесло и резьба по камню и слоновой кости, изготовление парфюмерии и проч. В ремесленном производстве также имела место порайонная специализация: Эцион-Гебер был центром металлургии меди, Эйн-Геди - сосредоточением производства парфюмерии, в Дебире (совр. Телль-эд-Дувейр), где раскопаны 20-30 красильных мастерских, процветало ткацкое и красильное дело и т.д. Значительная часть ремесленного производства была сосредоточена в царском секторе экономики, но вне царских мастерских трудились многие ремесленники, объединявшиеся в ассоциации золотых дел мастеров, ткачей и др. Наряду со специализированным ремеслом, обслуживавшим сравнительно узкий круг потребителей - царский двор, храм и верхушку общества, существовало домашнее ремесленное производство горожан и селян, возводивших собственными руками свои незатейливые жилища и т.д.
Натуральное крестьянское хозяйство, сочетание сельскохозяйственной и ремесленной деятельности суживали сферу внутреннего обмена, существовавшего, однако, из-за многообразия эколого-географической среды и порайонной специализации производства. На базарах у городских ворот крестьяне обменивали скромные излишки своего производства на нужные им ремесленные изделия, главным образом на металлические. Внутренний обмен по объему и интенсивности уступал внешней торговле. Из Палестины вывозили масло, древесину, благовония, соль и другие товары, а ввозили сырье и предметы роскоши - золото, серебро, слоновую кость, драгоценные камни, ткани и др. Основными партнерами были Финикия, Египет, Двуречье, а также Южная Аравия, чему доказательство - не только красочный ветхозаветный рассказ о посещении царицей Савской Соломона, но и найденные в Палестине южноаравийские изделия. Начиная с VIII в. до х.э. в Палестине появляется также керамика из бассейна Эгейского моря, свидетельствующая о ввозе греческого вина и масла. Торговля, особенно внешняя, достигла такого уровня, что основным способом расчетов было взвешивание серебра с помощью весов и каменных гирь с царским клеймом и обозначением весовых мер - "шекель", "четверть шекеля" и т.д.
Развитие специализированного ремесла и торговли, интенсивное строительство крепостей способствовали новому расцвету городской жизни. В Х-VI вв. до х.э. были восстановлены многие разрушенные ханаанейские города и возникли новые. Преобладали маленькие города, площадью 0,4- 1 га и населением в несколько сот человек, и средние, площадью 2,5-4 га и населением 2000-4000 человек. Столица Иудейского царства Иерусалим и столица Израильского царства (с IX в. до х.э.) Самария выделялись большей численностью населения (в Иерусалиме жило ок. 10-20 тыс. человек) и богатством, чему доказательство - царский дворец в Самарии, украшенный колоннами и пластинами из слоновой кости и названный поэтому "домом из слоновой кости". В городах Израильского царства среди многочисленных жилых зданий, состоявших из одного помещения и внутреннего дворика, выделялись немногие двухэтажные дома с 4-10 помещениями вокруг двора, но в городах Иудейского царства преобладали небольшие однотипные дома, что свидетельствует о неодинаковой степени имущественного и социального расслоения в обоих царствах.
Города имели самоуправление, и встречающиеся в Ветхом завете формулы - "входящие в ворота города" или "входящие в ворота [города] и выходящие" - служили, видимо, обозначением совокупности свободных, полноправных жителей города, собиравшихся у "ворот" для решения городских дел. Засвидетельствован также институт "старейшин города", по-видимому, из предводителей обитавших в городе родов. Институты городского самоуправления обладали определенной судебной властью и ведали другими аспектами городской жизни.
Ветхозаветные и эпиграфические данные доказывают наличие в Палестине первой половины I тысячелетия до х.э. обширной царской земельной собственности. Не повторяя сказанного выше об управляющих царским имуществом, приведем фрагмент "биографии" иудейского царя Озии (VIII в. до х.э.), который "построил башни в пустыне и иссек много водоемов, потому что имел много скота в Шефеле и в Равнине и земледельцев и виноградарей в горах и в Кармеле, ибо он любил землю" (II Пар. 26, 10). Одним из таких хозяйств могло быть Хацар Асам, упомянутое в интереснейшей надписи второй половины VII в. до х.э., в так называемой "Жалобе жнеца", в которой жалобщик, видимо человек, привлеченный к выполнению трудовой повинности в царском хозяйстве, пишет: "Пусть выслушает господин мой начальник [слово раба своего. Раб твой], жал раб твой в Ха[цар Асаме]. И пожал раб твой...", но подвергся произволу со стороны надсмотрщика.
Более спорным свидетельством наличия царских хозяйств в Иудейском государстве являются многочисленные (ок. 800) клейма VII-VI вв. до х.э. с надписью "[Принадлежащее] царю" и названиями четырех местностей. Назначение этих клейм интерпретируется по-разному, но, вероятнее всего, они свидетельствуют о наличии царских хозяйств, продукция которых - масло или вино - хранилась, перевозилась в этих сосудах. О наличии царской земельной собственности в Израильском государстве свидетельствуют многочисленные острака IX-VIII вв. до х.э. из Самарии, содержащие следующие записи: "В год десятый из Хацером (название местности) для Гаддйо (имя) один сосуд масла [косметического]" или "В год десятый из Абиэ[зера] (название местности) для Шемарйо (имя) один сосуд со старым вином..." - и другие, позволяющие предположить, что лица-получатели были царскими чиновниками, а местности или лица-отправители входили в состав царских хозяйств, расположенных в сельской округе Самарии.
Более спорен вопрос о существовании в Палестине первой половины I тысячелетия до х.э. храмовой собственности на землю. Однако ряд ветхозаветных данных, а также надпись VII-VI вв. до х.э. в погребальной камере в Хирбет Бейт-Леи, где сказано: "Яхве бог всей страны, го[ры] Йехуд принадлежат ему, богу Иерусалима", - позволяют предположить наличие у некоторых храмов своих земель.
Царские и храмовые земли в совокупности составляли царско-храмовой сектор экономики, который, однако, не охватывал всю площадь государств. Тому подтверждение - инцидент с виноградником Навуфея (III Ц. 21): житель северного царства Навуфей имел виноградник по соседству с дворцом царя Ахава (IX в. до х.э.) в Самарии; царь, пожелавший расширить свой сад, предложил Навуфею серебро за виноградник или обмен на другой; Навуфей, однако, отверг предложения царя, заявив: "Упаси меня Яхве, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих". Этот пример, подкрепленный многими другими, доказывает, что значительная часть земли была в принципе неотчуждаемой собственностью родов. Родовая земля, именуемая нахала (наследственная собственность) и ахузза (собственность), согласно ветхозаветным законам должна оставаться в пределах рода, и поэтому в случае отсутствия у человека прямых наследников "отдайте нахала (в Синодальном переводе „удел") его ближайшему родственнику из рода его, чтоб он наследовал его" (Числа 27, 8-II). Наделы родовой земли, находившиеся во владении семей, могли перераспределяться внутри рода, что при наличии посемейного хозяйства неизбежно вело к концентрации земли у отдельных членов рода.
Такая система аграрных отношений определила сословную и классовую структуру древнееврейского общества первой половины I тысячелетия до х.э. Оно включало и рабов, и ветхозаветное законодательство признавало и различало два вида рабства: ограниченное шестилетним сроком рабство для соплеменников-единоверцев и вечное, бессрочное рабство для инородцев-иноверцев. Статус "вечного" раба в древнееврейском обществе был тот же, что и на всем древнем Ближнем Востоке, - он считался вещью, мог быть отчужден и т.д., однако ветхозаветное законодательство ограничивало, правда с оговорками, пределы физического насилия над рабом. Хотя некоторое количество рабов находилось в частной собственности знати, основная масса рабов, составлявших, судя по данным более позднего времени, около 18% населения страны, трудилась на полях и в рудниках, на виноградниках и в мастерских царско-храмового сектора, т.е. была государственной собственностью.
С этим сектором экономики была связана также значительная часть так называемых пришельцев (гер), по всей вероятности, коллективы или индивиды, обитавшие на территории обоих государств или переселившиеся туда, но не входившие в иудейско-израильскую родо-племенную структуру. "Пришельцы" были лично-свободными, но не имели права земельной собственности и гражданства. Многие из "пришельцев", составлявших в Х в. до х.э. около 16-20% населения страны, находились в зависимости от царской власти, трудились в царских хозяйствах или администрации, где некоторые, например "хетт" Урия при Давиде, достигали высокого положения. Иные "пришельцы" работали поденщиками в больших хозяйствах знати или стали там "присельниками", т.е. обрабатывали землю за долю урожая у тех, при ком они селились. "Пришельцы" должны были служить в ополчении, платить подати и выполнять трудовые повинности, они допускались к некоторым религиозным обрядам, однако, как правило, не становились полноправными членами сообщества "мужей".
Рабам и "пришельцам" противостояли свободные, полноправные "мужи" (’иш), они же "местные жители, граждане" (’эзрах), среди которых, однако, наличествовала имущественная и социальная дифференциация, отчетливо выраженная в формуле: "Предводители Иуды и предводители Иерусалима, сановники и священники и весь народ земли..." (Иер, 34, 19).
В этой трехчленной стратификации "мужей" третьим звеном назван "народ земли", т.е. основная масса свободных производителей, преимущественно средние и мелкие землевладельцы, имевшие наделы земли в рамках родовой собственности, являвшиеся полноправными гражданами, активно участвовавшими в политической жизни и составлявшими ядро гражданского ополчения. Однако происходивший в VII-VI вв. до х.э. процесс перераспределения и концентрации земли повлек за собой разорение и обезземеливание части крестьян, что неизбежно обострило противоречия между "народом земли" и знатью.
Знать, именуемая в Ветхом завете "могущественные", "знатные" и т.д., выделялась из массы "мужей" богатством и роскошью, влиянием и властью, что резко осуждалось пророками: "И за то, что вы попираете бедного и берете от него хлеб большим весом, вы построите дома из тесаных камней, но жить не будете в них, разведете прекрасные виноградники, но вино не будете пить" (Ам. 5, II). Однако, невзирая на фактическую и формальную выделенность из массы "мужей", знать в первой половине I тысячелетия до х.э. через систему родо-племенных связей и институтов реально и действенно была связана с "народом земли". Ведь эта знать состояла из наиболее богатых и влиятельных больших отцовских семей данного рода, к которому принадлежали также многочисленные семьи "народа земли". Общность родовой земли и взаимное право наследования, обязанность взаимопомощи и наличие общей генеалогии, обозначение всех членов рода термином "брат" и выражение принадлежности к роду словом "сын" - эти и другие проявления родовой общности реально объединяли сородичей наряду и вопреки столь же реальным классовым различиям между ними. Но степень действенности и реальности родовых связей не была повсюду одинаковой: если у полуоседлых животноводов окраин родовые узы были сильнее классовых различий, а в Южной Иудее обе структуры находились в относительном равновесии, то в Северной Иудее и в Израильском царстве, т.е. в районах интенсивного сельского хозяйства, развитого ремесла и т.д., родовые связи ослабевали и уступали место общинно-территориальным. Однако в течение всей первой половины I тысячелетия до х.э. родоплеменные связи и институты практически нигде не исчезли полностью и особо стойко сохранялись среди влиятельного жречества.
Древнееврейское жречество, образовавшее замкнутое сообщество, организованное как одно из "колен" - "колено" Леви, состояло из священников и левитов, выполнявших различные культовые функции. Основными обязанностями священников были жертвоприношения, предсказание будущего, обучение народа религиозному закону, выполнение судебных функций и др.; левиты же были храмовыми певцами и привратниками, они нередко привлекались также на государственную службу. Между священниками и левитами имело место острое соперничество, осложненное не менее острыми противоречиями между священниками и левитами центральных, столичных храмов и жречеством многочисленных периферийных святилищ, так называемых высот, как правило относившимся крайне отрицательно к чрезмерной централизации власти и культа.
Сложная и противоречивая структура древнееврейского общества во многом определила политическую историю Иудейского и Израильского царств, сосредоточенную вокруг трех центральных проблем: стабильность и преемственность созданной Давидом - Соломоном политической системы, взаимоотношения между обоими древнееврейскими государствами и их отношения с внешним миром.
В Иудейском и Израильском государствах сохранилась созданная Давидом - Соломоном форма государственного управления, т.е. наследственная монархия. Но если в Иудейском государстве за 340 лет (926-587 гг. до х.э.) существования правили 20 царей из династии Давидидов, то за 204 года (926-722 гг. до х.э.) существования Израильского царства там правили 19 царей из многочисленных, быстро сменявших друг друга династий. Причины тому - неодинаковая степень социальной дифференциации, различные по силе и действенности родо-племенные связи в обоих государствах, равно как и то обстоятельство, что в Иудейском государстве полностью доминировало "колено" Иуда, неизменно оказывавшее поддержку своей династии, а в Израильском государстве ни одно из соперничавших между собой "колен" не обладало достаточным превосходством, чтобы обеспечить стабильность "своей" династии.
Такое различие политической жизни не могло не повлиять на взаимоотношения между обоими государствами. Само существование их воспринималось современниками как трагический конфликт между признаваемой изначальной и незыблемой этнорелигиозной общностью избранного Яхве народа и реальностью раскола, осмысленного как божественное наказание за отступничество народа и его предводителей от Яхве, но как явление, как несчастье временное, преходящее, после чего: "В тог день Я (Яхве) восстановлю скинию Давида, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние" (Ам. 9, II). Однако в реальной жизни редкие периоды мирного сотрудничества между обоими государствами сменялись длительными опустошительными военными конфликтами, ставшими особенно опасными, когда заметно изменилась военно-политическая обстановка вокруг. Суть этих изменений в том, что заиорданские соседи - эдомитяне, аммонитяне и моавитяне - создали свои государства, что позволило им не только освободиться от зависимости, но, как свидетельствует знаменитая надпись царя Моава Меши (IX в. до х.э.), также перейти в наступление на древнееврейские государства. Основная опасность, однако, исходила от возникавших "мировых держав", вначале Новоассирийской, а затем Нововавилонской.
В 722 г. до х.э. ассирийский царь Саргон II уничтожил Израильское государство, депортировал часть населения, образовал на его территории провинции Самерину и др., куда были переселены люди из Двуречья и других стран. Это содействовало распространению там своеобразного синкретического яхвизма, и жители Самерины: "И Яхве они чтили, и богам своим они служили..." (IV Ц. 17, 33), а в Бейт-Шеане (совр. Телль-эль-Хуси) ассирийского времени были построены храмы бога Дагона и богини Астарты.
В условиях гибели Израильского государства иудейскому царю Езекии ценой уступки ассирийцам части своей территории и уплаты огромной дани удалось сохранить призрачную независимость своего государства. Падение Ниневии в 612 г. до х.э. вселило надежды на восстановление полной независимости Иудеи, даже на присоединение к ней территории бывшего северного царства. Осуществлению этой цели должна была содействовать религиозно-политическая реформа царя Иосии (639-609 гг. до х.э.). Согласно ветхозаветной традиции, на 18-м году царствования Иосии, т.е. в 622 г. до х.э., при строительных работах в Иерусалимском храме была "найдена" "Книга закона", видимо ветхозаветная книга "Второзаконие" или ее часть (см. ниже). Выполняя предписания этой книги, Иосия приказал искоренить культы всех богов, кроме Яхве, уничтожить все святилища и храмы (даже яхвистские), кроме Иерусалимского, умертвить всех жрецов "высот" и т.д. Реформа явилась попыткой внедрения полного и безусловного единобожия, всемерной централизации культа Яхве для укрепления царской власти и решения честолюбивых внешнеполитических амбиций Иосии.
Однако все эти планы и надежды царя были иллюзорными, ибо "наследники" Ассирийской державы - Египет и Нововавилонское государство не думали отказываться от Палестины. Иосия погиб в сражении с фараоном Нехо в 609 г. до х.э., и это было началом конца Иудейского государства, наступившего в 587 г. до х.э., когда вавилонский царь Навуходоносор II взял Иерусалим, разрушил город и храм и выселил в Вавилонию около 10% населения Иудеи, главным образом городских ремесленников, жрецов и знать.
События 722 и 587 гг. до х.э. - гибель обоих древнееврейских государств и выселение наиболее активной части населения - вызвали существенные сдвиги в судьбах народа. Если раньше жизнь древних евреев была неразрывно связана с одной страной - Палестиной, то теперь она развертывалась одновременно и параллельно на двух аренах - в Палестине, где под властью вавилонян проживало около 90% древнееврейского народа, и в Египте, Сирии и других странах, но главным образом в Вавилонии, где переселенная часть народа в течение двух поколений находилась в непосредственном и постоянном контакте с блистательной аккадской культурой. Жизнь в Палестине и жизнь в Двуречье имела свои особенности, свои специфические проблемы, но общей была мучительная и трагическая переоценка ценностей, обусловленная народными и личными бедствиями. В этом сложном процессе переосмысления казавшихся ранее незыблемыми устоев решающую роль сыграли так называемые пророки.
Источники:
1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997
См. также:
www.world-history.ru
Древняя Палестина
Страницы: 2 3 4
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДА ПАЛЕСТИНЫ
Древняя Палестина находилась на восточном побережье Средиземного моря. По природным условиям она делится на три части: долину вдоль моря, нагорье от долины до реки Иордан и скалистое Заиорданье. Земли в долине и на нагорье были очень плодородны, поэтому в древности их называли «райским садом». Местное население издавна занималось земледелием. Заиорданье было удобно для скотоводства. Через всю Палестину проходят две горные цепи. Их главные вершины носят прославленные исторические названия: гора Синай, гора Фавор, гора Кармель. Через Палестину с севера на юг течёт река Иордан. На своём пути она образует Генисаретское озеро, а потом впадает в Мёртвое море. Вода в море такая солёная, что там нет никакой жизни. Соль лежит на берегу целыми грудами. Горы над Мёртвым морем покрыты вулканической лавой и раскалены солнцем.
ЕВРЕИ ЗАВОЁВЫВАЮТ ХАНААН
Четыре тысячи лет назад древние еврейские племена начали завоёвывать Палестину. Хананеи и филистимляне отчаянно сопротивлялись, но евреи (иудеи) победили. Само слово «евреи» означает «люди из заречья». Они переселились сюда из-за реки Евфрат. Сначала древние еврейские племена были кочевыми. С места на место перегоняли они большие стада скота, от которого получали мясо, молоко, шерсть и шкуры. В Библии мы находим немало исторических подробностей из жизни древних евреев. Рассказывается, как в Ханаан пришло племя во главе с вождём Авраамом из месопотамского города Ура. Бог, по Библии, такими словами велел им поселиться там: «Я дам тебе и потомству твоему землю скитания твоего, весь край ханаанский, в вечное владение». Произошло это примерно в 1700 г. до н. э.
ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЕВ
Евреи долгое время жили большими родами и семьями. Во главе каждого рода стоял богатый вождь — патриарх. В Библии так описывается имущество патриарха Авраама: «У него был крупный и мелкий скот, тут и ослы, и рабы, и рабыни, и ослицы, и верблюды». У другого патриарха, Иова, было семь тысяч голов мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьдесят пар волов и пятьсот ослов. Самую тяжёлую работу в хозяйстве выполняли рабы. Они пасли скот, собирали урожай, мололи зерно, строили дома и храмы. Рабами становились военнопленные и должники, которые не смогли вернуть долг.
В Библии, в цитируемой здесь книге Иисуса Навина, рассказывается о приходе в землю обетованную. Переправившись через реку Иордан, израильтяне оказались у стен Иерихона. Шесть дней воины обходили стены города, а на седьмой, как и обещал Господь, стены рухнули.
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: как удалось израильтянам разрушить стены Иерихона? Что вы знаете об этом городе? Ответ запишите._________________________________________________________
Задание №2. Почему израильтяне объединились? Кого они избрали царём? Кто такие филистимляне?
Вторжение "народов моря", особенно филистимлян, а также разгром ими израильтян при Авен-Езере примерно в середине 11 в. до н.э. способствовали сплочению еврейских племен под руководством одного правителя. Саул был избран первым израильским царем. С 1029 по 1007 гг. до н.э. ему удавалось успешно отражать все вторжения филистимлян и других враждебных народов до тех пор, пока он и его сыновья не были убиты возле горы Гильбоа.
По мнение учёных, родиной филистимлян был остров Крит. В середине II тысячелетия до н. э. часть филистимлянских племён переселилась на азиатский континент и дала этому участку земли название Палестина (от слова «филистимляне»). Филистимляне не создали единого государства. В Палестине они основали пять больших («царских») городов — Азот, Аккарон, Аскалон, Геф и Газа. Каждый из этих городов имел своего правителя, который осуществлял внешнюю и внутреннюю политику независимо от других городов. Лишь в случае войны филистимляне объединялись вместе.
Свой ответ запишите____________________________________________________________________________
Задание №3. Нарисуйте маршрут переселения израильских племён, не забывая указывать географические объекты - реки, моря и т.д.
Задание №4. Прочитайте. Кратко устно сформулируйте всё, чем прославился царь Давид.
Давид (ХI – Х века до н.э.)
Царь Израиля с 1010 по 970 год до н.э.
Его имя в переводе с древнееврейского языка означает «любимый». Родился в городе Вифлееме в знатной семье, в юности был пастухом и отличным музыкантом. Согласно Библии, во время сражения с филистимлянами он убил гиганта Голиафа камнем, пущенным из пращи (Голиаф был огромным, сильным, закованным в броню воином-филистимлянином, но Давид умудрился попасть камнем ему прямо в лоб и убил на месте).
Давид и Голиаф
«И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина. Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду…И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод…И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идёшь на меня с палкою? разве я собака?...И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твоё птицам небесным и зверям полевым. А Давид отвечал Филистимлянину: ты идёшь против меня с мечом и копьём и щитом, а я иду против тебя во имя Господа…Бога…Когда Филистимлянин…стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида».
«Ветхий завет»
Давид прославился в народе исключительным мужеством. Царь Саул отдал ему в жены свою дочь, и Давид стал наследником престола. Но затем многочисленные военные успехи Давида, его популярность и авторитет в народе вызвали сильное недовольство и ревность со стороны царя. Саул решил убить своего зятя.
Давиду пришлось отправиться в изгнание. Во время очередной войны с филистимлянами Саул погиб. Узнав о смерти царя, Давид вернулся в Хеврон (древний город Израиля) и был там всенародно признан царем Израиля. После долгой борьбы (ему удалось захватить город Иерусалим) он превратил Израиль в одно из сильнейших государств на Ближнем Востоке. Своей столицей он выбрал Иерусалим и перенес туда скинию («Ковчег Завета», с которым евреи шли по пустыне из Египта).Давид известен как мудрый, справедливый правитель и добрый, честный человек, никому не желавший зла.
Задание №5. Кратко устно сформулируйте всё, чем прославился царь Соломон
Соломон (Х век до н.э.) Царь Израиля с 970 по 930 год до н.э.
Его имя происходит от еврейского слова «шалом», что значит «мир». Сын и преемник царя Давида. Он расширил Иерусалим, возвел много новых зданий, в том числе и самое значительное – Иерусалимский храм. Его мудрость стала легендой. Однажды две женщины, жившие в одном доме, родили одновременно двух мальчиков. Один из них умер ночью, и обе женщины утверждали, что оставшийся ребенок ее сын. Соломон предложил разрубить ребенка пополам и дать каждой женщине по половине. Одна женщина согласилась на это, но вторая попросила отдать ребенка сопернице – ведь так ребенок останется жив. Так Соломон узнал, что вторая женщина и есть настоящая мать и отдал ей ребенка. Это было знаменитое «соломоново решение». Согласно Библии, Бог явился к Соломону, когда тот спал, и сказал: «Проси, чего хочешь». Соломон ответил: «Дай твоему слуге мудрое сердце, чтобы он мог судить твой народ и отличать добро от зла».
Держава Соломона
После смерти царя Давида примерно в 967 г. до н.э. престол унаследовал его сын Соломон. После казни или изгнания своих противников Соломон принимает меры по укреплению царства, оставленного ему отцом. Страна была разделена на двенадцать административных округов, каждый из которых платил ежегодную дань.
Он укреплял политические и торговые связи со своими соседями. Дочь египетского фараона стала женой Соломона; финикийские города-государства предоставили необходимых мастеров и строительные материалы для развернутого Соломоном строительства, в числе которых был Иерусалимский храм.
Соломон получил прозвище Мудрого. Благодаря его дипломатическим усилиям, а не военным успехам, Соломону удалось после многовековых раздоров установить мир среди народов Израиля.
ПАЛЕСТИНА ДРЕВНЯЯ, историческая область в Передней Азии, расположенная на восточном побережье Средиземного моря между Египтом и Сирией. Она охватывала земли, составлявшие в конце 20 в. территорию Израиля, оккупированных Израилем Западного берега реки Иордан (Самарию и Иудею) и сектора Газа, Южного Ливана и Северо-Западной Иордании к востоку от Иордана. Древняя Палестина представляла собой Святую Землю библейской традиции, родину иудаизма.Древняя Палестина включала пять географических зон. Четыре из них протянулись параллельно друг другу с севера на юг. По побережью Средиземного моря проходит узкая прибрежная равнина. К востоку от нее расположена гористая область, охватывающая Галилею, Самарию и Иудею. Еще восточнее находятся долина реки Иордан и Мертвое море участок древней тектонической впадины. Далее на восток располагается Заиорданское нагорье. От холмистых районов Иудеи на юг, к заливу Акаба, простирается пустыня Негев.Древнейшее из имеющихся в нашем распоряжении свидетельств о языковой и этнической принадлежности населения Палестины относится ко II тысячелетию до н.э. Тогда, как и позже, область была населена многочисленными племенами, говоривших на языках преимущественно семитской группы. Переселившиеся сюда евреи называли эту область Ханааном, а ее обитателей ханаанеями. У египтян основным наименованием этой земли было Рецену (Ретену), прилагали они к ней и названия Пуенет (Пунт) и Тонетер (Божья земля). По-гречески страна называлась Келесирия (Южная Сирия). Современное название Палестина, происходящее от греческого звучания Филистия (южное побережье Средиземного моря), было введено после восстания Бар-Кохбы (132135 н.э.) римлянами, когда они уничтожили или выселили большую часть еврейского населения страны, прежде численно преобладавшего в этом регионе.Каменный век. Каменный век был временем медленного развития, когда была заложена основа всей экономической и социальной жизни последующих эпох. В период палеолита (ранее 20 000 до н.э.) население этой области проживало на сезонных стоянках и в пещерных укрытиях, добывая пропитание охотой и собирательством. В период мезолита (примерно 20 0008000 до н.э.) появились более обширные и постоянные поселения. Эпоха неолита (ок. 85004500 до н.э.) была ознаменована появлением первых полностью окультуренных растений и одомашненных животных. Одно из древнейших известных поселений городского типа с кирпичными жилыми домами и каменной городской стеной находилось в Иерихоне, оно датируется примерно 6850 до н.э. Около 6000 до н.э. в Палестине появилась керамика. К неолитической эпохе относятся и первые опыты использования металла (меди). Период халколита, или медно-каменного века (примерно 45003300 до н.э.), характеризуется дальнейшим развитием хозяйства. В это время начали выращивать зерновые культуры, возможно, с применением примитивных методов орошения. Продукты земледелия такие, как маслины и виноград, из горных районов доставляли в долину Нижнего Иордана. Развивалось производство изделий из камня, глины, меди, а также плетение и ткачество.Ранний бронзовый век. Раннебронзовый период (примерно 33002000 до н.э.) был ознаменован развитием, расцветом и упадком первой истинно городской цивилизации Палестины. Раннебронзовый I период (около 33003200 до н.э.) представлял собой непродолжительный переходный этап, известный преимущественно по материалам удаленных друг от друга поселений и нескольких обширных могильников. По сравнению с эпохой халколита это было время упадка. Тем не менее уже тогда существовала торговля с Египтом позднего додинастического периода.К началу раннебронзового II периода (примерно 32002600 до н.э.) число поселений значительно увеличилось, причем большинство из них разрослось до размеров городов, а наиболее крупные из них были обнесены массивными стенами. Жители Палестины вели торговлю с Египтом и основали колонии на юге Синая, возможно, с целью добычи меди и других полезных ископаемых. Еще до окончания этого периода торговля с Египтом пришла в упадок.Раннебронзовый III период (примерно 26002400 до н.э.) был временем возрождения, а быть может и дальнейшего развития городской культуры, главным образом в центральных и южных областях региона. Были возведены гигантские городские стены, храмы и дворцы. Контакты с Египтом были незначительны, зато существовали связи с Месопотамией, а найденные образцы великолепной керамики с блестящей поверхностью из Хирбет-Керака свидетельствуют о влиянии и со стороны северной Сирии и Анатолии. Ближе к концу этого периода некоторые города были разрушены, а большинство других пришло в упадок. Примерно к 2400 до н.э. все поселения, относящиеся к раннебронзовым II и III периодам, были заброшены.Раннебронзовый IV период (примерно 24002000 до н.э.) характеризуется появлением сотен новых поселений и стоянок, многие из которых располагаются на окраинах региона в таких районах, как долина Иордана, Заиорданье, Негев и Синай. Большинство крупных теллей (жилых холмов), возникших в предшествующие периоды урбанизации, были покинуты обитателями или заселялись только в определенный сезон; некоторые были превращены в могильники кочевых скотоводческих племен.Среднебронзовый век. Среднебронзовый век (примерно 20001500 до н.э.) принес с собой наивысший расцвет «ханаанейской» цивилизации. На протяжении среднебронзового I периода (около 20001800 до н.э.) происходило постепенное возрождение городов, чему, возможно, способствовали связи с Египтом и продвижение на территорию региона амореев западносемитских племен из Сирии. Почти все городские поселения предшествующих эпох в окраинных районах были заброшены, а на побережье и во внутренних областях возникли новые города, возобновилась жизнь и на территории старых жилых холмов, где были возведены оборонительные стены. В среднебронзовый II период (около 18001650 до н.э.) все эти процессы в совокупности привели к формированию полноценной системы городов-государств.Заключительный этап среднебронзовый III период (ок. 16501500 до н.э.) совпадает с эпохой наивысшего расцвета второй урбанистической эпохи в Палестине, во многих отношениях бывшей пиком развития региона в доримский период. Так, Сихем, обнесенный массивными укреплениями с двумя городскими воротами, представлял собой тщательно спланированное городское поселение с жилыми кварталами, административным центром дворцового типа, общественной площадью и двумя храмами. Цитадель Гезера, к примеру, имела на своей территории крепость примерно 17 м в поперечнике. Почти все поселения имели сложнейшие фортификационные системы.Приблизительно в это время азиатские вожди, получившие название гиксосов («правителей чужеземных стран»), захватили власть в Египте, но около 1550 до н.э. были изгнаны обратно в Палестину основателями XVIII династии. Затем на протяжении половины или трех четвертей столетия в Палестине были разрушены практически все поселения.Наиболее значительным и сыгравшим важную роль культурным достижением жителей Палестины среднебронзовой эпохи явилось создание протосинайской письменности древнейшей из известных нам алфавитных систем письма. Выполненные этим простым и эффективным письмом надписи обнаружены как на Синае, так и в Палестине. В последующие столетия алфавитное письмо распространилось из этого региона по всему свету. К числу технологических новшеств среднебронзового века относится появление керамики, изготовленной на гончарном круге быстрого вращения, и первое в истории широкое распространение изделий из настоящей бронзы, что сделало возможным появление новых типов орудий и предметов вооружения. Олово, необходимое для получения такой бронзы, доставляли из Верхней Месопотамии на расстояние ок. 800 км.