Древние шумеры презентация. План-конспект урока по ОиМХК «Древние шумеры: цивилизация глины» для 7 класса
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация на тему "Шумерская цивилизация". Древние шумеры презентация


Презентация на тему "Шумерская цивилизация"

Описание слайда:

Как таковых мифов о сотворении вселенной у шумеров не существовало. Имелись лишь кое-какие упоминания о том, что вначале существовало бесконечное море, а затем шумерская мифология говорит, что вследствие неизвестных событий зародилась вселенная – ан-ки (небо и земля). Земля представлялась шумерам плоским диском, находящимся под куполом неба. Между ними согласно шумерской мифологии находилась некая субстанция, именуемая “лель”, в которой плавали звезды и прочие небесные объекты. Позже на земле появились растения и животные. В конце пути были рождены первые люди – Гильгамеш и Энкиду, а вместе с ними был создан нижний мир. Шумерская мифология говорит, что управлял этим многообразием миров целый пантеон антропоморфных богов, обладавших контролем над стихиями. Шумеры называли своих богов дингир. Присутствует в шумерской мифологии и учения о рае, однако, в отличие от христианской версии, в шумерский рай могли попасть только сами боги и немногочисленные герои, прославлявшие в течение жизни этих самых богов. Первоначально статусом влиятельнейшего божества шумерская мифология наградила бога Ана, который являлся покровителем небес. Позже его место занял Энлиль – владыка ветра и согласно некоторым мифам, создатель человечества. Кроме того, Энлилю были подвластны все существующие во вселенной стихии, позволявшие ему, как созидать, так и разрушать. Иронично, что именно Энлиль, божество в шумерской мифологии, являлся инициатором затеи наслать на Землю всемирный потоп, ведь именно он создал Землю, точно также как до него Ан создал богов. Шумерская мифология говорит, что к числу детей Ан относились боги скотоводства Энтена и Эмеша, богини Лахар и Ашнан, а также почитаемый в народе бог Энки. Символом богов, занимавших своеобразную верховную позицию, богов Энлиля и Ана, неизменно являлась рогатая тиара, располагавшаяся на священном алтаре. Основным церемониальным центром поклонения Ану считался город Ниппур. Ан, как говорит шумерская мифология, был свирепым богом, не прощавшим людям их провинностей, вместе с тем он был и богом безразличным, не особо пережившим за судьбу людей или Земли. Женой верховного бога была почитаемая богиня Нинлиль, родившая ему первенца, ставшего богом Луны – Нанну. Детьми Ненлиль также являлись боги: Нергал (“Мощь великой обители”) и Намтар - покровитель судьбы.

infourok.ru

Презентация - Культура Шумера

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Культура Шумера

Слайд 2

План урока.1. Возникновение письменности 2. Рождение литературы 3. Знания шумеров

Слайд 3

Задание на урок.Какое влияние оказала культура шумеров на народы Ближнего Востока?

Слайд 4

1. Возникновение письменностиДвуречье-это стра-на,лежащая меж-ду 2-х рек-Тиг-ром и Евфратом.Опишите природные условия Двуречья и попытайтесь опреде лить,чем занима-лись его жители?

Сначала люди изображали животных или предметы. Пиктография – древнейшее письмо с помощью рисунков. Изображение было условным и постепенно превратилось в знак.

Слайд 5

1. Возникновение письменности В Междуречье до сих пор находят глиняные таблички покрытые клинописью- письмена на влажной глине состоящие из сочетания знаков-клиньев. Их выдавливали заост-ренными палочками. Каждый знак обозначал слово, но были сочетания знаков передающие звуки. Клинопись состояла из сотен знаков и ее учили с огромным трудом.Глиняная табличка с образцом клинописи.

Слайд 6

2. Возникновение письменностиЗадание : Прочитайте древнюю легенду и укажите название изобретения, о котором в ней говорится. Что в легенде Вам кажется вымыслом, а что - похожим на правду? Жил в Уруке царь по имени Энмеркар, пожелавший подчинить себе богатый город Арату. И послал он к правителю этого города гонца, который должен был потребовать уплаты дани серебром и золотом. Однако два царя никак не могли договориться, и гонец был вынужден без конца скакать туда и обратно, преодолевая семь горных хребтов. Однажды, он не смог запомнить слишком длинное сообщение. И тогда Энмеркар взял темную липкую землю, сделал из нее лепешку и написал на ней свои требования, чтобы посол передал их в точности. Так изобрели______________________ .

Слайд 7

2. Рождение литературыВ шумере были созданы первые поэмы. Поэма о Гильгамеше- это история царе города Урук, который прославился своими подвигами, но так и не смог осуществить свою мечту – обрести бессмертие.

Слайд 8

3. Знания шумеровЕще в глубокой древности шумеры различали двенадцать созвездий Зодиака: ГУ АННА («небесный бык») — Телец МАШ.ТАБ.БА («близнецы») — Близнецы ДУБ («клешни», «щипцы») — Рак УР.ГУЛА («лев») — Лев АБ.СИН («ее отцом был Син») — Дева ЗИ.БААН.НА («небесная судьба») — Весы ГИР.ТАБ («тот, кто режет клешнями») — Скорпион ПА.БИЛ («защитник») — Стрелец СУХУР.МАШ («рыба-козел») — Козерог ГУ («хозяин вод») — Водолей СИМ.МАХ («рыбы») — Рыбы КУ.МАЛ («обитающий в полях») — Овен

Слайд 9

В Двуречье появились знаки для цифр - в на-чале пастухи,считая скот,оставляли камни, а затем заменили их вмятинами в глине. Позднее они прев-ратились в клинопис- ные знаки. 3. Знания шумеровТабличка для счета.

Слайд 10

3. Знания шумеровВ городах ШумераВ городах Шумера были созданы первые школы. Обучались в них только мальчики. Учителями были жрецы. В школах царила строгая дисциплина. Образование давало возможность безбедного существования.

Слайд 11

Какое влияние оказала культура шумеров на народы Ближнего Востока? Задание на урок.

Слайд 12

Достижения культуры ШумерСоздана клинописьРодилась литератураВозникли первые школыПоявилась древнейшая наука – Астрономия, изобретено колесо, система вычисления десятками.

lusana.ru

цивилизация глины» для 7 класса

- раскрыть особенности воплощения шумерами художественного образа в произведениях разных видов искусства;

- познакомить с «Эпосом о Гильгамеше» как с древнейшим памятником мировой культуры;

- охарактеризовать особенности шумерской письменности;

- формировать умение выявлять в художественных произведениях специфику шумерского искусства;

- развивать фантазию и воображение.

Используемые методы и приемы учебной работы: словесный (беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный ( иллюстрации), частично-поисковый.

Время реализации урока: 45 минут.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут учащиеся в ходе урока:

Учащиеся должны знать:

-определения основных понятий;

-особенности воплощения художественного образа в произведениях разных видов искусства;

-актуальность и нравственную значимость произведений искусства древних шумеров.

Учащиеся должны уметь:

-давать характеристику произведениям искусства;

-формулировать собственную оценку изучаемого произведения искусства.

Учащиеся должны владеть навыками:

-отбора и анализа информации;

-монологического связного воспроизведения информации;

-представления собственных суждений;

-адекватного восприятия различных точек зрения.

Оборудование: ПК (ноутбук), мультимедийный проектор , экран.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация,  аудиокнига «Эпос о Гильгамеше».

 

Ход урока:

І.Организационный момент.

       Подготовить учащихся к работе на уроке.

ІІ.Сообщение темы урока.

     Сегодня на уроке мы поговорим с вами о культуре древних шумеров, её особенностях (тема урока появляется на слайде). Сегодня на уроке мы:

-познакомимся с понятиями «зиккурат», «штандарт», «клинопись»;

-охарактеризуем культуру древних шумеров;

-получим представление о шумерской письменности.

ІІІ. Изучение нового материала.

       Эпиграф (написан на доске):

       «Восточной мудрости нельзя научиться…» Лион Фейхтвангер

Вступительное слово учителя.

    Шумерская культура – одна из самых древних в мире. Земли, на которых она развивалась, называют Междуречьем или, по-гречески, Месопотамией (Слайд 2).

       У шумеров намного раньше, чем у египтян, появились города. Здесь была изобретена совершенно иная система письменности, возводились грандиозные архитектурные сооружения, процветало искусство.

       Сначала мы познакомимся с шумерской архитектурой. Месопотамия – край холмистых равнин. Здесь редко встречается мягкий и подвластный обработке камень, а лесов почти нет. Основным материалом для строительства у шумеров была глина. Из неё формовали кирпичи, которые не обжигали, а просто высушивали на солнце. Из такого кирпича-сырца воздвигали величественные дворцы для своих правителей и храмы.(Слайд 3).

         Самые важные сооружения – храмы – получили названии зиккураты.(Слайд 4).

Словарная работа. Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «зиккурат».

      Зиккурат – многоступенчатое культовое сооружение в Месопотамии в форме пирамиды, сложенной из нечётного количества платформ.

      Один из самых древних зиккуратов был построен в городе Уре. (Слайд 5). Огромное трёхступенчатое сооружение было облицовано каменными плитами. Нижняя ступень была окрашена в чёрный, средняя – в красный, а верхняя – в белый цвет.

      Сооружение было настолько высоким, что казалось будто его вершина растворяется в небесах. Когда священная процессия поднималась к храму восхвалять богов, люди у подножья зиккурата говорили, что они соединяют землю с небом.

      Одним из крупнейших поселений Месопотамии являлся город-государство Урук. (Слайд 6).

     Говоря о изобразительном искусстве, следует отметить, что изображения, созданные шумерскими художниками, были ясными и наглядными.

        Уникальное произведение искусства шумеров – штандарт войны и мира.(Слайд 7).

Словарная работа. Учащиеся записывают в тетрадь определение «штандарт».

        Штандарт – особый вид знамени (флага).(Слайд 8).

   Большую роль в изобразительном искусстве шумеров играла скульптура. Она представлена статуями богов, правителей, а также статуэтками молящихся людей. Эти статуи показывали человека обобщённо, условно. Художников не интересовали особенности внешности конкретных людей. О том, кто же изображён, можно было узнать из надписи на спине или на постаменте. (Слайд 9).

Учитель. Подумайте, чем отличаются изображения людей у шумерских мастеров от образа человека, созданного египетскими художниками.

Ответы учащихся.

    Развивалось и декоративно-прикладное искусство. Высокого мастерства достигли шумерские ювелиры. Они умели создавать из золота декоративные венки, браслеты, кольца. Кроме золота, излюбленными материалами были камни-самоцветы: синий лазурит и красный. (Слайд 10). изделия особо тонкой, виртуозной работы выполнялись для царя и его семьи.

Учитель. Какие элементы украшений шумеров используются в современном костюме?

Ответы учащихся.

       Важным вкладом шумеров в культуру человечества стала письменность. В Месопотамии люди придумали особую систему знаков для передачи информации, которую мы называем клинописью.(Слайд 11).

Словарная работа. Учащиеся записывают в тетрадь определение «клинопись» (Слайд 12).

    Клинопись – особая система знаков, напоминающих заострённые клинышки, для передачи информации на глиняных табличках.

    Из глины делали плоские кирпичики-таблички, на которых острой палочкой выдавливали условные знаки. Высушенная на солнце или обожжённая в печи, такая табличка очень долговечна. Её можно хранить и передавать другим людям.

      Благодаря сохранившимся до наших дней табличкам, мы знакомы и с самой древней на Земле поэмой. Это «Эпос о Гильгамеше», посвящённый подвигам и приключениям легендарного царя города Урука. (Слайд 13).

      Гильгамеш сумел победить посланных богами чудовищ, сделать цивилизованным дикого человека Энкиду и подружиться с ним. (Слайд 14).

Прослушивание и обсуждение фрагментов аудиокниги «Эпос о Гильгамеше»

Учитель. Какое впечатление оставило у вас это произведение? Что прежде всего привлекает ваше внимание? Каким показан Гильгамеш в поэме?

Ответы детей.

IV.Практическая часть.

    В шумерской культуре были известны каменные печати в форме цилиндра. Печати «прокатывали» по пластинам из сырой глины и получали оттиск. Художники старались заполнить всю поверхность цилиндра, располагая головы персонажей на одном уровне. Поэтому животные часто представлены стоящими на задних лапах. (Слайд 15).

       Подготовьте эскиз печати своей семьи. Какой сюжет вы выберете?

Самостоятельная работа учащихся по созданию эскиза печати.

Выставка и обсуждение работ.

V. Обобщение и систематизация знаний.

      Шумерскую цивилизацию образно называют цивилизацией глины. В Месопотамии это был главный строительный материал, а также основа для письма. Возведённые из глиняных кирпичей огромные зиккураты, написанная на глиняных дощечках «Поэма о Гильгамеше» стали значимым вкладом в сокровищницу мировой культуры. (Слайд 16).

Вопросы:

С какими особенностями шумерской культуры вы познакомились?

Что вам особо запомнилось?

В чём проявилось своеобразие и оригинальность шумерской архитектуры, изобразительного искусства, литературы?

VI.Подведение итогов. Рефлексия.

VII.Домашнее задание (по желанию учащихся).

Посмотрите анимационный фильм-фантазию «Эпос о Гильгамеше», созданный юными художниками-аниматорами в студии анимационного кино Л. Лазаревой. Найдите в этом фильме ошибку.

xn--j1ahfl.xn--p1ai


Смотрите также