Практики древних индусов (1500 -1000 до н.э.) описаны в работах двух индийских врачей Чарака (2-й век нашей эры) и Сушрута (4-й век нашей эры).
Барельеф, (первый век до нашей эры). Изображен гигант, которому удаляют зуб. Представленная практика показывает здравый смысл и творческий подход древних индийских целителей к своему делу. Видно, что медицина, в этот период, была весьма прагматична, хотя и находилась в тесном сотрудничестве с религиозно мистическими обрядами. (Музей Индийской культуры, г. Калькутта).
Особенно много научного материала оставил после себя именно Сушрута. Например, он дал узнаваемые описания малярии, туберкулеза и диабета. Он также много писал об индийской конопле и белене, об использовании вытяжек из этих растений для индукции анестезии. Именно Сушрута описал конкретные противоядия и высококвалифицированное лечение укусов ядовитых змей.
Медная статуэтка (одна из 20), изображающая богиню смерти, болезни и разрушения — Парвати. Она была женой бога Шивы, который в свою очередь и сам был богом разрушения и возрождения.
Древний индуистский наркотик, добываемый из корня растения «индийская раувольфия змеиная», стал первым современным транквилизатором.
Медная статуэтка индуистского бога Шивы (985-1016). Также эта статуэтка отождествляется с жестоким ведическим богом Рудра, своими стрелами вызывающим боль, недомогание и язвы, подобные тем, какими наказывали неугодных греческие боги Аполлон и Артемида.
В области оперативной хирургии индусы признаны высочайшими мастерами древности. Они были первыми, кто успешно выполнил пересадку кожи, а также древние индусские хирурги прекрасно делали пластические операции носа.
Каменный барельеф с изображением одной из семи матерей – символов агрессивной защиты детей. Хотя женщины в те времена (10-11 век) и были акушерками и даже имели познания в лекарствах, их не считали настолько умными, чтобы основательно обучать медицине.
С появлением буддизма изучение анатомии было запрещено, а когда в Индию пришла и мусульманская религия, индийская античная медицина перестала развиваться. Тем не менее, много ценных знаний о гигиене, диете и евгенике на Запад пришло именно из Индии.
Медицинские инструменты древних индийских вачевателей. Почти все инструменты по форме напоминают головы тех или иных животных. Названия инструментов соответствовали названию животных.
gravina.ru
Медицина Древней Индии
Одной из великих древних культур была Харрапская цивилизация, существовавшая приблизительно в одно время с Древним Египтом и Месопотамией. Она получила также название индской по названию реки Инд, где располагались основные поселения. Во II тысячелетии до нашей эры нашествие ариев сместило центр развития в долину реки Ганга. Так стали появляться индоарийские народы, с которыми связано возникновение Вед – древнейших текстов, отражающих мифы, и сведения о происхождении людей, описывающих различные ритуалы и знания о законах природы, в том числе и медицинские учения.
Исцеление молитвами
В древнеарийских текстах описываются рекомендации о молитвах к богам, которые могли принести исцеление. Индра являлся богом дождя, Рудра – заведовал лекарственными травами, близнецы Ашвины были врачевателями. Варуна – владыка всех вод отвечал за сохранение порядка и равновесия в мире и мог покарать любое живое существо за его нарушение. Он олицетворял справедливость, поэтому для того чтобы исцелиться от болезни предписывалось обращаться к нему с помощью специальных «покаянных гимнов». Считалось, что полное и глубокое раскаяние в совершении неправедных поступков могло принести исцеление. Поскольку Варуна был богом воды, часто именно вода использовалась в качестве основного лекарства. Река Ганг считалась священной. До сих пор индусы верят, что омовение в ее водах дарует исцеление и может очистить от любых грехов и болезней.
Аюрведа – наука о долголетии
Аюрведа – в переводе «знание жизни», система ведических знаний о том, как быть здоровым. Для понимания европейцев эта система до сих пор представляет сложность, поскольку в ее основе лежит философская концепция единого поля жизни.
Мифическое авторство Аюрведы приписывается посланнику Бога Дханвантари. Эта система не имеет привязки к конкретной религии и считается подарком всему человечеству.
По ведическим источникам человек является частью мироздания, которое существует по определенным законам и ритмам. В эту систему входит все сущее не только на Земле, но и в необъятном Космосе. В этой системе все взаимосвязано и оказывает влияние друг на друга.
Врачи Аюрведы обнаружили в теле человека некие энерго-информационные центры – чакры, имеющие определенную частоту и отвечающие за его взаимосвязь в единым миром. По принципам Аюрведы для исцеления человека необходимо определить его место в этом мире, изучить все стороны его существования, деятельности и отношения с окружающим миром. То есть предполагается комплексный подход с целью установления дисгармонии, нарушающей циркуляцию энергии и вызывающей дисфункцию, выражающуюся в виде болезни. Возвращение гармонии возвращает здоровье. По Аюрведе человек может жить долго, быть здоровым и счастливым, если произведет корректировку в своей системе функционирования, включая душевное и телесное состояние.
С точки зрения ведического учения человек должен научиться жить с открытым сердцем. Если сердце закрыто, энергоинформационный обмен со Вселенной прекращается, и тогда начинают проявляться пороки, разрушающие тело и вызывающие болезни. Особое внимание в Аюрведе отводится разработке системы правильного питания, уравновешивающего влияние трех дош, являющимися тремя фундаментальными признаками конституции человека. В наши дни Аюрведа официально признана Всемирной Организацией Здравоохранения как эффективная альтернативная медицина и используется во всем мире.
Йога – система управления праной
По ведийским учениям человек имеет не одно, а два тела – материальное и духовное. Материальное включает 5 элементов – эфир, воздух, земля, вода и огонь. Духовное – это сеть циркулирующей жизненной энергии. Древние китайцы называли эту энергию «Ци». В ведической традиции эта энергия называется праной. Для того чтобы научиться управлять этой энергией и концентрировать ее в определенных местах тела, была разработана философско-этическая система упражнений, именуемая йогой.
Индийский мудрец Патанджали в III веке до нашей эры собрал все сведения об этом мировоззрении в виде сутр. Имеется 18 разновидностей йоги, и одна из них – Хатха-йога сегодня популярна во всем мире. Некоторые практикуют только один аспект этой системы, а именно физические упражнения, которые заключаются в принятии различных поз, способствующих открытию определенных энергетических каналов. Однако для наиболее эффективного использования необходимо также учитывать духовно-философскую составляющую, включающую образ жизни и проведение специальных духовных практик – медитаций. Вся система мировоззрения йоги призвана в итоге привести человека в состояние гармонии и уравновешенности, что будет означать нормальное функционирование тела и всех процессов, происходящих в нем.
Великие врачи Древней Индии
Одним из самых знаменитых врачей Древней Индии был Дживака, проживающий в северо-западном регионе территории. Есть предание, по которому он во время обучения в медицинской школе получи задание по выявлению в местности трав, не обладающих целебными свойствами. Ученик подошел к его выполнению со всей ответственностью. Он провел множество опытов и выяснил, что таких растений не существует. По другому преданию однажды ему пришлось лечить самого Будду.
Другой великий врач Чарака (I-II век до н.э.) опубликовал медицинский трактат «Чарака-самхита», в котором были изложены аспекты диагностики внутренних болезней. Для правильной постановки диагноза предписывалось учитывать не только физические особенности, но также особенности местности его проживания, профессию и питание. В трактате также подробно излагаются методы лечения таких болезней как малярия, оспа, чума, холера и туберкулез.
Сурушта, который жил уже в IV веке нашей эры, был учеником, а впоследствии и учителем в медицинской школе Бенареса. Он написал трактат «Сурушта-самхита», состоящий из шести разделов, один из которых посвящен хирургии – важнейшей части медицины, по мнению самого автора.
Хирургия
Именно хирургия стала той частью медицины, в которой древнеиндийские врачи достигли наибольших успехов по сравнению с другими странами. В трактате Сурушты было описано около 300 операций. Анатомический раздел трактата включал подробное описание костей, мышц, сосудов и суставов человека. Причиной таких подробных сведений было отсутствие запрета на вскрытие умерших.
Хирурги Древней Индии задолго до своих коллег в других частях света научились сшивать ткани льняными нитями, останавливать кровотечения давящей повязкой и холодом, использовать шины для обездвиживания срастающихся костей и умели лечить ожоги. Во время операций они использовали черных муравьев, располагая их по краям ран так, чтобы те их прикусывали, образуя живые скобы. Муравьиная кислота, выделяемая муравьями, способствовала скорейшему заживлению швов, хотя в те времена ничего не было известно о существовании и свойствах этого вещества.
Древнеиндийские хирурги владели искусством проведения пластических операций на лице и умели восстанавливать искалеченные в боях части лица – уши, носы и губы. До XVIII века индийская хирургия опережала европейскую.
Здоровье животных и растений
В традиционную систему ведической медицины также входили сведения о способах лечения животных и растений. За растениями часто ухаживали так же, как и за людьми – лечили их корни, обкладывая специальной глиной, поливали водой с молоком, а способы прививания растений больше похожи на подробные описания хирургических операций.
В начале нашей эры в Индии существовали больницы не только для людей, но и для животных. Многочисленные трактаты по ветеринарии включали описание лечения болезней слонов и лошадей. Особое внимание уделялось лечению коров, считающихся священными животными. Эти учения были переведены на многие языки и получили широкое распространение в странах Востока.
xn--80aafyrjrx8f7a.xn--p1ai
Медицина древней Индии | Info-Farm.RU
Медицина древней Индии — по индийскими мифами, основателем медицины были боги Шива и Дханвантари. Наиболее известные — Аюрведа и практики омоложения Расаяна, читтарна медицина тамильских сиддхи. 13000 лет назад, группа сиддхи, интенсивно работая, создала систему для продления жизни — Кайа-Кальпа (омоложение тела).
Медицинские познания собраны в священных гимнах, или Ведах, а именно в Яджур-веде, которая была составлена не ранее IX в. до н.э. Позже, в период Брахман, появилось объяснение вед которые были написаны ризнаманитнимы писателями, из последних наиболее известны Чарака и Сушрута. В них мы встречаем здоровый взгляд на болезни и логические выводы на счет лечения. Вероятно, произведения двух выше названных авторов были составлены в III-IX вв. до н.э .; произведения имеют вид сборников, в которые вошли отрывки, написанные различными авторами. Кроме этих произведений сохранилось много других, которые разъясняют ту или иную отрасль медицины. Сначала медициной занималась исключительно Брахман, но, довольно рано лечебное дело перешла в руки особого состояния — к касте ведите. Представители этой касты, в отличие от Брахман, получали вознаграждение за свою работу. Преподавание медицины осуществлялось определенными Брахман, которые назывались гуру, для того чтобы знать что-то необходимого было читать священные книги, знать определение, изучение лекарств, и все это на примерах лечения больных. Для пополнения знаний ученики совершали путешествия и наблюдали как лечит другой гуру. После окончания лечебной образования, молодой врач получал от раджи право лечить, и обязан был давать обещание — одеваться чисто, стричь бороду и ногти, мягко разговаривать, без резкостей, приходить к больному по первому вызову, лечить даром Брахман и не браться за лечение неизлечимых страданий / болезней.
Наряду с образованными врачами были и знахари. Вызванный к больному врач, тщательно исследовал больную часть тела и назначал лекарства, когда полностью был уверен в характере болезни. Особенно хорошо разработана в индийской медицине хирургия, которая называется шали. Индийские хирурги умело проводили операции по удалению камней из почек, удаление катаракты, прокол грудной клетки и т. Д. При переломах накладывались определенные повязки. Кровотечения останавливались прижигание. Раны перевязывались должным образом. Особую славу составляют пластические операции — для восстановления недостающих частей тела как нос или ухо. Клочок брался со здоровой соседнего участка тела и приживлявся к месту которое было необходимо закрыть. Подобные операции осуществлялись и в Европе, начиная с XVI века, но при этих операциях клочок брался из отдаленной части тела, позднее был распространен индийский способ.
Гигиене в Индии было посвящено много произведений. В них изучалось влияние климата, и период года, пищи и т. Д. Свежие запасы пищи считались полезными для здоровья, также рекомендовалось принимать ванны и растирать тело различными мазями. Зубы чистятся щеточкой из мягких деревянных веточек, зубной порошок изготавливался из меда, долгого перца, сухого имбиря. С пищевых веществ полезное мясо, мед, очищенный животный жир, молоко разных животных. Спиртные напитки были запрещены, но впоследствии распространенные повсюду. Сушрута описывает Напитки из различных плодов, вино считалось необходимым для улучшения аппетита.
info-farm.ru
Аюрведа: древнеиндийское искусство врачевания тела и души
Индия удивляет как своими экзотическими многовековыми архитектурными «изюминками», так и не менее экзотическими древнейшими трудами, в которых заложены уникальнейшие познания об окружающем мире и природе самого человека. Буддийские традиции обладают уходящими в далёкое прошлое корнями, но хранят в себе поистине впечатляющие знания, которые не так уж уступают современным достижениям. К числу таких древнейших индийских познаний относится и традиционная медицинская система аюрведа, основы которой сформировались в глубокой древности, но до сегодняшних дней пользуются немалым авторитетом в сфере медицины.
Наука о долгой жизни от буддийского божества
Основная цель аюрведы заключается в том, чтобы помочь каждому человеку прожить долгую и не омрачённую болезнями жизнь. В переводе с санскрита наименование этой древнейшей системы упорядоченных медицинских сведений и рекомендаций звучит как «знание о жизни» («знание о продолжительной жизни») или же «учение о принципах здоровой жизни», что наиболее тонко определяет её основное предназначение.
Согласно древнеиндийским преданиям, аюрведа является частью великих знаний о Вселенной и возникла ещё до появления людей, а её создателем был бог-врачеватель Дханвантари. Именно он передал эту систему медицинских знаний земным мудрецам.
Первые упоминания об этой системе врачевания встречаются ещё в Ведах. Один из сборников этих древнейших индийских писаний посвящён исключительно медицинским аспектам. В нём не только описаны разнообразные лекарственные растения и применение первых антибиотиков (лишайников, обладающих подобными свойствами), но и приводится описание костей человека. В старинных аюрведических трактатах, которые созданы древнейшими индийскими медицинскими династиями, содержатся сведения о более 600 лекарственных средствах растительного и животного происхождения и областях их применения, об ядах и противоядиях, о проведении операций и инструментах для хирургических вмешательств.
Искусство врачевания с философским подтекстом
Аюрведа – это сочетание медицины и философии. В отличие от западной медицины эта практика базируется на 6 философских идеях, изложенных в Ведах, которые предполагают тесную взаимосвязь человека с Вселенной. Аюрведа рассматривает человека как единое целое, подразумевая единство тела и духа, мыслей и чувств и учитывая не только физическое, но и психологическое, эмоциональное состояние человека, принимая во внимание гармоничное их сочетание. Нарушение этого состояния провоцирует возникновение болезней, поэтому главная задача аюрведической медицины – вернуть эту гармоничную целостность. Согласно аюрведе, ключ к здоровой жизни — в гармонии человека с самим собой и с природой, а один из базовых принципов исцеления заключается в изменении образа жизни. Если организм человека находится в равновесии, то никакие, даже наиболее опасные микробы, не способны повредить его. Поэтому первым делом врач стремится вернуть организм к такому состоянию.
Древнеиндийская методика лечения предусматривает 2 пути борьбы с болезнью: шамана и шодхана. Первый путь предусматривает лишь смягчение признаков болезни, второе направление отвечает за устранение причины болезни, которая зачастую может заключаться вовсе не в инфекции. Если в первом случае болезнь может продолжать прогрессировать, то вторая методика полностью исключает прогресс болезни, предусматривая лишь полное выздоровление больного.
Принципы аюрведической медицины
Принципы лечения аюрведы сильно отличаются от иных медицинских систем. Эта методика предполагает индивидуальный подход к каждому человеку. Лечение базируется на изучении пракрити — особенностей строения отдельного человека и его психофизиологических параметров. Лечебные смеси и препараты также подбираются сугубо индивидуально.
Большинство аюрведических лекарств создано исключительно на травах, которые произрастают преимущественно в Гималаях. В Ригведе перечислено около 700 лекарственных растений. Также аюрведа предусматривает применение лекарств животного происхождения и лечение минералами (в т.ч. драгоценными и полудрагоценными камнями). Одно лекарство приготавливается так, что может помогать от нескольких недугов. Оно должно обладать сильным медицинским эффектом и при этом хорошо сохраняться длительное время. Аюрведические тексты хранят более 1000 рецептов лекарств, но каждый врач должен уметь сочетать их, основываясь на своём опыте и интуиции.
Для очищения организма от нарушающих его равновесие структур в аюрведе используется методика панчакарма, что означает «5 действий», поскольку её курс включает 5 направлений, основными из которых являются диеты, применение лекарственных трав и массаж с использованием специфических масел. Это самая настоящая терапия очистки организма. Религиозные практики (пение мантр, медитации и поклонение божествам) также имеют место в аюрведической практике. Эта медицинская система предлагает больше, чем просто ценные рекомендации по диагностике и лечению, и при многих хронических заболеваниях способна оказать большую помощь, чем традиционная западная медицина.
Аюрведа в современном мире
Аюрведа оказала существенное влияние на развитие традиционной тибетской медицины и медицины арабского мира, а также лежит в основе многих современных методик оздоровления. К середине 20 в. традиционное индийское учение, касающееся здоровья и медицинских аспектов, получило широкое распространение на Западе. Уже к концу 20 в. аюрведу начали изучать студенты медицинских ВУЗов в США и Израиле. Такое обучение включает обязательную стажировку в Индии.
Основные процедуры аюрведы вошли в мировую медицинскую практику, а многие её древнейшие практики полностью перешли в современную медицину. В современном мире аюрведа, как и прежде, широко распространена и популярна в Индии, где является признанной государством медицинской практикой, а также в Непале и на Шри-Ланке, и вызывает особый интерес туристов, стремящихся ознакомиться с древнейшими методиками лечения именно на родине этой альтернативной медицины.
на Ваш сайт.
sweeteast.com
Медицина в Древней Индии.
Количество просмотров публикации Медицина в Древней Индии. - 102
Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.
К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. в Индии сложился рабовладельческий строй, остатки патриархальной общины сохранялись еще долго.
Население рабовладельческой Индии делилось на касты: брахманов — жрецов; воинов — кшатрии, свободных крестьян, ремесленников и торговцев — вайшьи, рабов — шудра, даса — совершенно бесправную касту, обязанную ʼʼсо смирениемʼʼ обслуживать остальные. Не только браки, но и другие формы общения (к примеру, совместная еда) между людьми привилегированных каст и простым народом, между свободными и рабами были запрещены и карались.
Источниками для изучения медицины древней Индии являются: свод законов Ману (1000—500 лет до н. э.), ʼʼВедыʼʼ — сборники бытовых и религиозных предписаний, часто в художественной форме, произведения народного эпоса, законы Ману, дошедшие до нас в более поздних переделках первых веков н. э. По законам Ману врач за неудачное лечение подлежал штрафу, размер которого определялся кастовым положением больного. Положение врача в индусском рабовладельческом обществе обрисовано в ʼʼРиг-Ведеʼʼ: ʼʼНаши желания различны: возчик жаждет дров, врач — болезней, а жрец — жертвенных возлиянийʼʼ. Здоровье считалось результатом нормального сочетания трех начал организма: воздушного (газообразного, аналогично ʼʼпневмеʼʼ древних греков), слизи и желчи. Три органических начала считались ближайшим образом связанными с основными элементами или стихиями природы.
Сильную сторону медицины в древней Индии составляли элементы гигиены. В законах Ману освещены многие вопросы гигиены: о влиянии климата и времен года на здоровье, чистоте в жилище, правилах личной гигиены, гимнастике, питании, умеренности в пище, раннем вставании, гигиене рта͵ купании, опрятности в одежде, стрижке волос и ногтей. Законы Ману осуждали пресыщение, ограничивали употребление мяса и рекомендовали свежую растительную пищу, а также молоко и мед. Обращалось внимание на чистоту посуды. Тщательно были разработаны правила ухода за телом: чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Размещено на реф.рфОстатки пищи, грязную воду, мочу, экскременты предлагалось относить далеко от дома. Гигиенические предписания относились в первую очередь к привилегированным кастам, в меньшей степени к подчиненным им и совершенно не имели в виду рабов.
Наряду с личной гигиеной существовали и элементы гигиены общественной. При раскопках в Махенджо-Даро (в северо-западной Индии) обнаружены относящиеся к концу IV — началу III тысячелетия до н. э. следы благоустройства крупного древнеиндийского города: была организована городская канализация, причем главные магистрали этих труб достигали в диаметре 2 м. Каждый дом имел бассейн.
Религия в Индии, сначала брахманизм, позднее сменивший его буддизм, как и в других странах, оказала сильное влияние на медицину. По этой причине в дошедших до нас текстах ʼʼВедʼʼ (в более поздней их редакции) и в большинстве других документов, посвященных медицине, к собственно медицинским моментам присоединены молитвословия, заклинания и т. п.
Материалистическая мысль в Древней Индии была неразрывно связана с зачатками естествознания. Имеются прямые свидетельства о наличии у древних индийцев некоторых медицинских представлений, аналогичных тем, которых впоследствии придерживался Гиппократ.
Источником сведений по медицине древней Индии является письменный памятник Аюрведа (ʼʼЗнание жизниʼʼ), составление которого относится к IX—III векам до н. э. Известны три редакции Аюрведы. Наиболее полную редакцию написал врач Сушрута. Его книга представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины имеются элементы рациональной медицины, опирающиеся на многовековой опыт народа.
Причинами болезней признавался не только гнев богов, но также изменение климата и погоды, нарушение диеты, правил личной гигиены. Врач опрашивал больного, осматривал его, ощупывал, обращал внимание на цвет и температуру кожи, состояние языка, исследовал цвет и запах отделений.
В Аюрведе описаны признаки более 150 острых и хронических, общих и местных болезней мозга, сердца, живота͵ мочевых и половых органов, суставов и других частей тела. Наряду с диетическими советами, рекомендацией массажа и ванн описано 760 лекарственных растений. Применялись средства животного происхождения (молоко, сало, мозг, желчь). Из минеральных веществ наиболее часто использовалась ртуть. В индийской медицине лекарства распределялись по их действию. Были известны потогонные, рвотные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применялись в различных формах и разными способами (порошки, пилюли, настои, настойки, отвары, мази, втирания, окуривание, вдыхание, обливание). При назначении лекарств учитывались времена года, погода, телосложение больного, его темперамент, пол, возраст, характер болезни.
В Аюрведе описано более 120 хирургических инструментов. Врачи Древней Индии умели производить много хирургических операций: кровопускание, ампутация, грыжесечение, камнесечение, лапаротомия, удаление катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа и губ (ʼʼиндийский способʼʼ), знали ряд акушерских приемов (повороты плода на ножку и головку, операции краниотомии и эмбриотомии). Приписываемое римскому автору К. Цельсу описание классических признаков воспаления (краснота͵ припухлость, жар, боль и нарушение функции) приведено в Аюрведе. Там же описаны широко распространенные позднее в эпоху феодализма в Европе способы лечения ран повязками, пропитанными маслами, и заливание ран кипящими жидкостями, а также специфическое для китайской медицины лечение иглоукалыванием.
У индийцев вскрытие трупов не преследовалось, но способы анатомирования были несовершенны. Труп подвергался мацерации в течение суток в проточной воде. После этого отмоченные части последовательно соскабливались щеткой или корой, либо просто наблюдался процесс естественного разложения. Анатомические термины, встречающиеся в ʼʼВедахʼʼ, свидетельствуют о наличии неточных анатомических знаний (в том числе о головном и спинном мозге).
В Аюрведе содержатся правила поведения врача, от которого требуются высокие моральные и физические качества, говорится о подготовке врачей специальными наставниками, принадлежащими к высшему врачебному сословию.