Искусство древней Эллады. Искусство древней эллады
Искусство древней Эллады » Детская энциклопедия (первое издание)
Греция как бы тонет в окружающих ее морях.
Лишь узким перешейком соединена она с Европой. Синяя морская вода изрезала берега и пробила в скалах множество глубоких причудливых бухт.
Территория Греции невелика, неплодородная почва может прокормить лишь небольшое население. Но в историю греческий народ вошел как один из самых великих, ибо вклад древних греков в мировую культуру нельзя переоценить.
Древние греки были удивительно талантливым, веселым и жизнерадостным народом. Они любили танцы, музыку, спорт. Они создали великолепные легенды о богах и героях — мифы, которыми мы зачитываемся и поныне, построили первые в мире театры, оставили потомкам эпические поэмы, заложили основы философии. Но самыми замечательными их творениями были архитектура, скульптура, а также живопись, к сожалению, почти не дошедшая до нас.
Время не пощадило и архитектуры древних греков. От бесчисленных великолепных сооружений сохранилось всего несколько руин. Но и эти руины полны непередаваемой красоты и величия.
Древние греки стремились к тому, чтобы около построенного ими здания человек чувствовал себя выше, шире в плечах, чтобы архитектура вселяла в сердце бодрость и уверенность. Но относилось это исключительно к храмам, театрам и другим общественным зданиям. Жилой дом греки не считали предметом искусства. Они презирали роскошь в одежде и домашней обстановке. Их белые, крытые черепицей дома были очень скромны и даже не имели окон на улицу.
Греческие архитекторы создали так называемый «ордер» (порядок распределения отдельных частей здания).
Основа ордера — колонна, т. е. свободно стоящая круглая опора, поддерживающая перекрытие. Колонна имеет ствол и особую верхнюю часть — капитель. Капитель служит для передачи тяжести крыши на колонну.
Ордера различаются по пропорциям и формам капители. Самый древний ордер — дорический, он имеет капитель в виде круглой подушки. Затем родился ионический ордер с капителью в виде двух заворачивающихся спиралей. Позже всех появился коринфский ордер с капителью, похожей на корзину, оплетенную упругими листьями особого растения — аканта.
Архитектура ранних греческих храмов VI в. до н. э. отличалась своеобразной суровостью. Достаточно посмотреть на храм Аполлона в Пестуме, чтобы почувствовать мощь близко поставленных приземистых колонн с нависшими тяжелыми капителями и массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны.
Со временем пропорции колонн становятся более стройными, расстояние между ними увеличивается, а капители и балки уменьшаются. От этого архитектура приобретает большую легкость и приветливость, здания как бы пронизываются светом и воздухом.
Вершиной греческой архитектуры является Парфенон — храм богини Афины, построенный в V в. до н. э. в Афинах, самом богатом и знаменитом из греческих городов. О нем даже была поговорка: «Если ты не был в Афинах — ты верблюд, если был и не восхитился — осел».
Здание Парфенона поставлено, как и большинство греческих храмов, на высоком холме, и его беломраморный силуэт четко рисуется на фоне неба. На первый взгляд Парфенон очень прост — мраморный четырехугольник, окруженный колоннами. Эти колонны невелики, почти вдвое ниже колонн московского Большого театра. Но в то же время здание так величественно и красиво, что древние недаром считали его одним из семи чудес света.
Произведения греческой архитектуры дополнялись великолепной скульптурой.
Первые греческие скульптуры VII в. до н. э. немного напоминают египетские. Они также стоят или сидят в скованных позах, неподвижно устремив взор вперед. Но в отличие от египетских губы древнейших греческих статуй растянуты улыбкой.
В V в. до н. э. скованность исчезает, фигуры обретают движение, пропорции — красоту, лица — одухотворенность.
Вот, например, статуя «Дискобол». Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда он, замахнувшись тяжелым диском, напрягся, словно пружина. Под упругой кожей застыли тренированные мускулы, пальцы ног глубоко вдавились в песок.
Не менее полны напряженной жизни и статуи Поликлета, который, в отличие от своего современника Мирона, любил изображать атлетов не за упражнениями, а в состоянии покоя. Взять хотя бы статую «Копьеносец». Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. «Копьеносец» чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть своего тела на другую, как человек, умело и легко владеющий своим телом. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой.
Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего скульптурными работами Парфенон.
Скульптуры Парфенона сильно пострадали. От некоторых остались кусок драпировки, плечо, рука. Но какие это могучие, полные жизни обломки мрамора!
Не сохранилась и главная статуя Парфенона — фигура Афины высотой в 12 м, т. е. почти с четырехэтажный дом. Статуя была сделана из дерева, но снаружи ее лицо и руки обложены пластинами слоновой кости, а шлем, щит и одежда — из чистого золота.
Лучше всего сохранилась стошестидесятиметровая лента рельефа, которая тянулась позади колоннады Парфенона. Около пятисот фигур, идущих, сидящих, седлающих коней или погоняющих жертвенных животных, как мраморные кадры древней кинохроники, подробно и последовательно рассказывают об эпизодах ежегодного религиозного шествия.
Расцвет греческого искусства падает на V в. до н. э., но и в IV в. оно стояло на недосягаемой высоте. Особой популярностью пользовался любимец Александра Македонского скульптор Лисипп. Больше всего он любил изображать атлетов. Но его герои не выступают горделиво, как «Копьеносец» Поликлета. Один атлет работы Лисиппа, утомленный после состязания, счищает скребком песок, налипший на его тело; другой представлен обернувшим голову назад в момент, когда он начал подвязывать сандалию. Художник подмечает мгновение, неповторимое движение и запечатлевает его в мраморе или бронзе.
В течение столетий греческая архитектура и скульптура служили образцом, на котором воспитывались поколения художников. Но не только дивная красота фигур, естественность движений и поз, искусная обработка мрамора, удивительная соразмерность храмов привлекают в греческом искусстве. Главное в нем — любовь и уважение к человеку, к его красоте, силе, благородству. Этими чувствами пронизано греческое искусство, и это делает его близким и дорогим современному советскому человеку, несмотря на века, отделяющие нас от древней Эллады.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Искусство древнего и средневекового Китая Мавританское искусство
.
de-ussr.ru
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ
Искусство Древней Греции — одно из самых значительных явлений мировой художественной культуры. Погребённые Средневековьем древнегреческие руины открыли мастера эпохи Возрождения и дали высочайшую оценку произведениям классической древности. Античность провозгласили непревзойдённой и совершенной. Она вдохновляла едва ли не всех великих художников — от Рафаэля и Микеланджело до Пикассо. В Древней Греции было создано совершенное по форме искусство. В то время как творения Египта, Шумера, Китая или Ассирии глубже выражали умонастроения и идеалы только этих конкретных стран и народов, Эллада (Древняя Греция) вышла далеко за пределы национальных границ, создав искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим народам. Как и почему им удалось этого достичь, навсегда останется тайной. Однако красота и глубокий смысл эллинских творений продолжают пленять человечество на протяжении двух тысячелетий.
Искусство Древней Греции не явилось неизвестно откуда, оно выросло из крито-микенских корней (см. статью «Крито-микенское искусство»), создав на их основе новую художественную традицию. Культурные достижения греческих городов во II тысячелетии до н. э. были переосмыслены в I тысячелетии до н. э. После так называемой эпохи «тёмных веков», которая длилась от заката Микенского мира вплоть до VIII в. до н. э., началось стремительное, мощное возрождение культуры. Это было время «греческого Возрождения», создавшее почву для дальнейшего расцвета искусства. На пути своего развития это искусство миновало несколько основных фаз (стилей): геометрику (IX-VIII вв. до н. э.), архаику (VII—VI вв. до н. а), классику, которая делится на раннюю (490—450 гг. до н. э), высокую (450—400 гг. до н. э.) и позднюю (400—323 гг. до н. э.). III—I вв. до н. э. заняты эпохой эллинизма — временем после смерти Александра Македонского (323 г. до н. а),когда благодаря завоевательным походам великого полководца был впервые объединён пёстрый и разнородный мир — от Греции через Персию и Среднюю Азию до Индии. Тогда эллинский стиль, в разных местностях принимая различные облики, распространился на огромном пространстве. Во II в. до н. э. Греция подпала под владычество Римской республики и стала провинцией под названием Ахайя, но эллинское искусство продолжило своё существование уже на почве Рима, став самой блестящей составляющей в очень сложном и многонациональном художественном мире империи.
Похожие статьи:
poznayka.org
Искусство Древней Греции - это... Что такое Искусство Древней Греции?
Искусство Древней Греции — период в истории европейского искусства, охватывающий время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи.
Периодизация древнегреческого искусства
Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.
Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.
Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.
Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г. до н.э.— нач. VII в. до н.э.
Архаический период — VII в. до н.э.— нач. V в. до н.э.
Ранняя архаика — нач. VII в. до н.э. — 570-е гг. до н.э.
Зрелая архаика — 570-е гг. до н.э. — 525-е гг. до н.э.
Поздняя архаика — 525-е гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.
Классический период — V в. до н.э.— сер. IV в. до н.э.
Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.
Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э.
Поздняя классика — IV в. до н.э.
Эллинистический период — сер. IV в. до н.э. — I в. до н.э.
Характеристика периодов
Эпоха геометрики
Амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725-700 гг. до н.э., Лувр
Эпоха получила название по виду вазописи.
Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя.
В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставленно на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.
Храм Аполлона Карнейского на о.Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.
Храм Артемиды Орфии в Спарте.
Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).
Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.
Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.
Поздняя геометрика
Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н.э. Лувр
Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т.н. ковровое решение.
Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.
Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:
стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле
стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.
Архаический период (VII - VI вв. до н.э.)
7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).
Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.
Голова куроса, Музей Афинского Акрополя
Классический период (5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.)
Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.
Эллинизм
Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н.э. — период упадка эллинизма и его гибели.
Виды искусств
Архитектура
см.: Архитектура Древней Греции
Скульптура
см.: Скульптура Древней Греции
В целом, носила идеализированный характер. Никакого портретного сходства. Основной принцип - калокагатия - сочетание красоты и силы.
История древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8 вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в – первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. – эллинизм. Принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколько более того, что видит глаз. Бронза становится излюбленным материалом ваятеля, ибо металл покорнее камня и в нем легче придавать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчас даже «выдуманное». Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. «Дискобол» «Дорифор» — юноша-копьеносец (Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Неаполь, Национальный музей). В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности: юный атлет, тоже, конечно, олицетворяющий прекрасного и доблестного гражданина, кажется нам углубленным в свои мысли — и вся фигура его исполнена чисто эллинского классического благородства. Это не только статуя, а канон в точном смысле слова. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.) был знаменитейшим скульптором. Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновение) Калокагати́я ( «прекрасный и хороший», в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.
Декоративно-прикладное искусство
Терракота
Костюм
Глиптика
Глиптика(резьба по камню) получает распространение в эпоху эллинизма.
Литература
см.: Древнегреческая литература
Театр
см.: Древнегреческий театр
Памятники
Материальные свидетельства
Археологические памятники
Римские копии
Литература
Древнегреческое искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.: Искусство, 1987.
Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Изобразительное искусство, 1988.
Полевой В. М. Искусство Греции. В 2-х тт. - 2-е, доп. изд. М.: Советский художник. 1984. (Т. 1: Древний мир. Средние века. Новое время; Т. 2: Иллюстрации).
Ссылки
biograf.academic.ru
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ ПЕРИОДИЗАЦИЯ стили геометрика
Описание презентации ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ ПЕРИОДИЗАЦИЯ стили геометрика по слайдам
ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЭЛЛАДЫ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ стили геометрика (IX-VIII вв. до н. э. ) архаика (VII—VI вв. до н. а) классика ранняя (490— 450 гг. до н. э) классик а высо кая (450— 400 гг. до н. э. ) классик а поздняя (400— 323 гг. до н. э. ). эпоха эллинизма — вре мя после смерти Александра Македонского (323 г. до н. а) III—I вв. до н. э.
Античное искусство — искусство Древней Греции «Древнего Античное искусство (от лат. antiquus — «древний» ) — искусство Древней Греции «Древнего Рима, а также стран и народов Древнего мира, культура которых развивалась в контакте с древнегреческой и древнеримской традицией. Эллада — название Греции на греческом языке. Эллины — самоназвание греков.
• субмикенский (XII—X вв. до н. э. ) • протогеометрический (X—IX вв. до н. э. ) • геометрический (IX—VIII вв. до н. э. ) Геометрика. Вазопись. Стили.
Амфоры с росписью в геометрическом стиле Протогеометрический стиль
Архаика • Создание ордерной системы • Развитие круглой скульптуры и рельефа • Развитие чернофигурной вазописи
Т. н. храм Посейдона в Пестуме V в. До н. э.
Храм Цецеры в Пестуме
Святилище Апполона в Дельфах
Храм Апполона в Дельфах
Гера Самосская Артемида с острова Делос
Статуя коры Статуя куроса
Статуя коры Статуя куроса Аристотика
Мемориальная стела воина Аристиона
Древнегреческие сосуды псиктер скифос
РАННЯЯ КЛАССИКА
• Борьба Греции с Персией • Становление демократии в полисах • Формирование и утверждение строго стиля • Постоянное обращение к теме воцарения порядка
Гидрия Клеофрада «Гибель Трои»
Битва лапифов с кетаврами. Скульптура западного фронтна храма Зевса в Олимпии
Статуя возничего из Дельф
Мирон «Дискобол» Римская копия
Мирон «Афина и Марсий»
ВЫСОКАЯ КЛАССИКА
Мнесикл Пропилеи афинского Акрополя 437 —
Храм Ники Аптерос
Ника, развязывающая сандалию
Иктин и Калликрат Парфенон
Великие Панафинеи
Спор Афины с Посейдо- ном
Фидий и его ученики. Богини с восточного фронтона Парфенона
Битва кентавров с лапифами. Метопы Парфенона
Кресилай. Перикл.
present5.com
Искусство Древней Греции - это... Что такое Искусство Древней Греции?
Искусство Древней Греции — период в истории европейского искусства, охватывающий время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи.
Периодизация древнегреческого искусства
Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.
Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.
Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.
Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г. до н.э.— нач. VII в. до н.э.
Архаический период — VII в. до н.э.— нач. V в. до н.э.
Ранняя архаика — нач. VII в. до н.э. — 570-е гг. до н.э.
Зрелая архаика — 570-е гг. до н.э. — 525-е гг. до н.э.
Поздняя архаика — 525-е гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.
Классический период — V в. до н.э.— сер. IV в. до н.э.
Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.
Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э.
Поздняя классика — IV в. до н.э.
Эллинистический период — сер. IV в. до н.э. — I в. до н.э.
Характеристика периодов
Эпоха геометрики
Амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725-700 гг. до н.э., Лувр
Эпоха получила название по виду вазописи.
Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя.
В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставленно на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.
Храм Аполлона Карнейского на о.Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.
Храм Артемиды Орфии в Спарте.
Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).
Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.
Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.
Поздняя геометрика
Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н.э. Лувр
Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т.н. ковровое решение.
Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.
Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:
стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле
стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.
Архаический период (VII - VI вв. до н.э.)
7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).
Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.
Голова куроса, Музей Афинского Акрополя
Классический период (5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.)
Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.
Эллинизм
Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н.э. — период упадка эллинизма и его гибели.
Виды искусств
Архитектура
см.: Архитектура Древней Греции
Скульптура
см.: Скульптура Древней Греции
В целом, носила идеализированный характер. Никакого портретного сходства. Основной принцип - калокагатия - сочетание красоты и силы.
История древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8 вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в – первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. – эллинизм. Принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколько более того, что видит глаз. Бронза становится излюбленным материалом ваятеля, ибо металл покорнее камня и в нем легче придавать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчас даже «выдуманное». Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. «Дискобол» «Дорифор» — юноша-копьеносец (Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Неаполь, Национальный музей). В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности: юный атлет, тоже, конечно, олицетворяющий прекрасного и доблестного гражданина, кажется нам углубленным в свои мысли — и вся фигура его исполнена чисто эллинского классического благородства. Это не только статуя, а канон в точном смысле слова. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.) был знаменитейшим скульптором. Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновение) Калокагати́я ( «прекрасный и хороший», в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.
Декоративно-прикладное искусство
Терракота
Костюм
Глиптика
Глиптика(резьба по камню) получает распространение в эпоху эллинизма.
Литература
см.: Древнегреческая литература
Театр
см.: Древнегреческий театр
Памятники
Материальные свидетельства
Археологические памятники
Римские копии
Литература
Древнегреческое искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.: Искусство, 1987.
Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Изобразительное искусство, 1988.
Полевой В. М. Искусство Греции. В 2-х тт. - 2-е, доп. изд. М.: Советский художник. 1984. (Т. 1: Древний мир. Средние века. Новое время; Т. 2: Иллюстрации).
Ссылки
3dic.academic.ru
Искусство Древней Греции - это... Что такое Искусство Древней Греции?
Искусство Древней Греции — период в истории европейского искусства, охватывающий время примерно с 1050 года до н. э. до эпохи Римской империи.
Периодизация древнегреческого искусства
Геометрический период («Гомеровская Греция») — ок.1050 г. до н.э.—VIII в. до н.э.
Протогеометрика (Субмикенский период) — ок.1050 г. до н.э.— ок. 900 г. до н.э.
Геометрика (расцвет) — ок.900 г. до н.э.— ок. 750 г. до н.э.
Поздний геометрический период (Депилон) — ок.750 г. до н.э.— нач. VII в. до н.э.
Архаический период — VII в. до н.э.— нач. V в. до н.э.
Ранняя архаика — нач. VII в. до н.э. — 570-е гг. до н.э.
Зрелая архаика — 570-е гг. до н.э. — 525-е гг. до н.э.
Поздняя архаика — 525-е гг. до н.э. — 490-е гг. до н.э.
Классический период — V в. до н.э.— сер. IV в. до н.э.
Ранняя классика («Строгий стиль») — 1-я пол. V в. до н.э.
Высокая классика — 2-я пол. V в. до н.э.
Поздняя классика — IV в. до н.э.
Эллинистический период — сер. IV в. до н.э. — I в. до н.э.
Характеристика периодов
Эпоха геометрики
Амфора в позднем геометрическом стиле, ок. 725-700 гг. до н.э., Лувр
Эпоха получила название по виду вазописи.
Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены, Аргос), прямым продолжением эгейской культуры геометрику считать нельзя.
В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставленно на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка). Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться.
Храм Аполлона Карнейского на о.Фера — создан на основе существовавшего ранее мегарона.
Храм Артемиды Орфии в Спарте.
Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).
Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос.
Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.
Поздняя геометрика
Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н.э. Лувр
Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т.н. ковровое решение.
Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование.
Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:
стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле
стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям.
Архаический период (VII - VI вв. до н.э.)
7 в. до н.э.— нач. 5. в. до н.э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).
Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.
Голова куроса, Музей Афинского Акрополя
Классический период (5 в. до н.э.— сер.4. в. до н.э.)
Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.
Эллинизм
Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н.э. — период упадка эллинизма и его гибели.
Виды искусств
Архитектура
см.: Архитектура Древней Греции
Скульптура
см.: Скульптура Древней Греции
В целом, носила идеализированный характер. Никакого портретного сходства. Основной принцип - калокагатия - сочетание красоты и силы.
История древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э. В этом историко-художественном процессе обычно выделяют 4 этапа, которые соответствуют основным периодам общественного развития Древней Греции: 11-8 вв. до н. э. – гомеровский период; 7-6 вв. до н. э. -- архаика; 5 в – первые 3 четверти 4 в до н. э. – классика; 4 четверть 4 в – 1 в до н. э. – эллинизм. Принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколько более того, что видит глаз. Бронза становится излюбленным материалом ваятеля, ибо металл покорнее камня и в нем легче придавать фигуре любое положение, даже самое смелое, мгновенное, подчас даже «выдуманное». Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. «Дискобол» «Дорифор» — юноша-копьеносец (Мраморная римская копия с бронзового оригинала. Неаполь, Национальный музей). В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности: юный атлет, тоже, конечно, олицетворяющий прекрасного и доблестного гражданина, кажется нам углубленным в свои мысли — и вся фигура его исполнена чисто эллинского классического благородства. Это не только статуя, а канон в точном смысле слова. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте. Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.) был знаменитейшим скульптором. Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновение) Калокагати́я ( «прекрасный и хороший», в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.
Декоративно-прикладное искусство
Терракота
Костюм
Глиптика
Глиптика(резьба по камню) получает распространение в эпоху эллинизма.
Литература
см.: Древнегреческая литература
Театр
см.: Древнегреческий театр
Памятники
Материальные свидетельства
Археологические памятники
Римские копии
Литература
Древнегреческое искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.: Искусство, 1987.
Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Изобразительное искусство, 1988.
Полевой В. М. Искусство Греции. В 2-х тт. - 2-е, доп. изд. М.: Советский художник. 1984. (Т. 1: Древний мир. Средние века. Новое время; Т. 2: Иллюстрации).