Древняя изба. Фотографии русских деревянных домов. Русская изба.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Русская изба – технологии строительства предков. Древняя изба


ПРЕМУДРОСТИ, ТАЙНЫ И СЕКРЕТЫ РУССКОЙ ИЗБЫ

Секреты русской избы и ее таинства, маленькие премудрости и традиции, основные правила в постройке русской избы, приметы, факты и история возникновения «избушки на курьих ножках» — обо всем очень кратко.

Общепризнанный факт, что наиболее экологичные и подходящие для проживания человека дома могут быть построены только из дерева. Дерево — самый древний строительный материал, подаренный нам самой совершенной лабораторией на Земле — Природой.

В помещениях деревянного строения влажность воздуха всегда оптимальна для жизнедеятельности человека. Уникальная структура древесного массива, состоящая из капилляров, впитывает лишнюю влагу из воздуха, а при излишней сухости отдает ее в помещение.

Срубы обладают природной энергетикой, создают в избе особый микроклимат, обеспечивают естественную вентиляцию. От деревянных стен веет домовитостью и покоем, они защищают летом от жары, а зимой от морозов. Дерево отлично удерживает тепло. Даже в трескучий мороз стены деревянного сруба теплые внутри.

Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из русской печи, пряность лечебных трав. Благодаря своим свойствам, дерево нейтрализует тяжелые запахи, озонируя воздух.

Прочность древесины зарекомендовала себя веками, ведь срубы, построенные нашими прапрадедами ещё в 16-17 веке, стоят до наших дней.

И неспроста, что интерес к деревянному строительству возникает снова и разрастается с невероятной быстротой, завоёвывая всё большую популярность.

Итак, маленькие премудрости, тайны и секреты русской избы!

Название русского дома «изба» происходит из древнерусского «истьба», что означает «дом, баня» или «истобка» из «Повести временных лет…». Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское «jьstъba» и считается заимствованным из германского «stubа». В древненемецком «stubа» означала «теплое помещение, баня».

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома — это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.

Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3—4 ряда толстых бревен. Таким образом, сама изба представляла собой полуземлянку.

Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом.

Основное требование к строительному материалу было привычным — сруб рубился либо из сосны, ели или лиственницы. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались «буйными» и в срубе такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.

izba-stroitelistvo-min

Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.

В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища.

Двери в избе делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».

За крыльцом избы обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом».

Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался весь мир («обчество»). Лес заготовляли еще зимой, пока нет в деревьях сокодвижения, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого венца сруба устраивалось первое угощение «помочанам» («окладное угощение»). Такие угощения — отголосок древних ритуальных пиров, которые проходили часто с жертвоприношениями.

После «окладного угощения» начинали устраивать сруб. В начале лета, после укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали новое, «коньковое» угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени — пир.

izbaДемьянова уха. Художник Андрей Попов

В новое жилье первой должна войти кошка. На Севере Руси до сих пор сохраняется культ кошки. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу отверстие для кошки.

В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Курные избы, вероятно, внесли свой вклад в небольшую продолжительность жизни в старину (около 30 лет для мужчин): продукты горения дров являются веществами, вызывающими рак.

Полы в избах были земляные. Лишь с распространением на Руси пил и пилорам в городах и в домах помещиков стали появляться деревянные полы. Первоначально полы выкладывались из досок, изготовленных из колотых пополам бревен, либо из массивной толстой половой доски. Однако массово полы из досок стали распространяться лишь в XVIII веке, так как не было развито лесопильное производство. Лишь усилиями Петра I пилы и пилорамы стали получать распространение на Руси с издания петровского указа «О приучении дровосеков к распиловке дров» в 1748 году. Вплоть до ХХ века, полы в крестьянской избе были земляные, то есть выравненная земля просто утаптывалась. Иногда верхний слой мазали глиной, смешанной с навозом, что предотвращало образование трещин.

Бревна для русских изб готовили с ноября-декабря, подрубая стволы деревьев по кругу и давая им высохнуть на корню (стоймя) за зиму. Дорубали деревья и вывозили бревна еще по снегу до весенней распутицы. При рубке клети избы бревна укладывали северной более плотной стороной наружу, чтобы древесина меньше трескалась и лучше переносила воздействия атмосферы. По углам дома по постройке помещались монеты, шерсть и ладан для того чтобы обитатели его жили здоровыми в достатке и тепле.

До IX века окон в русских избах вообще не было.

До XX века окна в русских избах не открывались. Проветривали избу через дверь и дымник (деревянная вентиляционная труба на крыше). Ставни защищали избы от непогоды и лихих людей. Закрытое ставнями окно днем могло служить «зеркалом».

stavni-min

В старину ставни были одностворчатыми. Двойных рам в старину тоже не было. Зимой для тепла окна закрывались снаружи соломенными матами или просто заваливались копнами соломы.

Многочисленные узоры русской избы служили (и служат) не сколько украшению, сколько защите дома от злых сил. Символика сакральных изображений пришла с языческих времен: солнечные круги, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия (поле с точками), конские головы, подковы, хляби небесные (разнообразные волнистые линии), плетения и узлы.

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

«Красный» угол в русской избе устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны по диагонали от печи. Иконы помещались в божницу в «красный» или «святой» угол комнаты с таким расчётом, чтобы входящий в дом человек сразу их видел. Это считалось важным элементом защиты дома от «злых сил». Иконы должны были обязательно стоять, а не висеть, так как почитались «живыми».

Больной муж.1881 год? Художник Максимов ВасилийБольной муж.1881 год? Художник Максимов Василий

Возникновение образа «Избушки на курьих ножках» исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля сказано, что «куръ» — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах. В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках.

Изба на курьих ножках — на самом деле они КУРНЫЕ, от слова курная изба. Курными избами назывались избы, топившиеся «по-чёрному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся «курной печью» или «чёрной». Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью.

В древние времена существовал погребальный обряд, включающий в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп.

Избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица-священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.

Куриные ноги — всего лишь «ошибка перевода».
«Курьими (курными) ножками» славяне называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых.

Курные избы просуществовали в российских деревнях вплоть до XIX века, встречались они даже и в начале XX века.

Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населённых пунктах они продолжали строиться до XIX века.

Читайте также:

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА «ОКОЛИЦА»

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ: ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ НА РУСИ: ОТ СВАТОВСТВА ДО КРАСНОГО СТОЛА

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

К истокам… Русская изба

К истокам… Русская изба.

История русского дома — избы. Изба — это дом из сруба. Какие бывают срубы, как рубятся и из какого леса.

 

К истокам… Русская изба.

Наши предки — древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба  — родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали…

Название русского дома " изба " происходит из древнерусского " истьба ", что означает "дом, баня" или "истобка" из "Повести временных лет…" . Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское "jьstъba" и считается заимствованным из германского " stubа ". В древненемецком " stubа " означала "теплое помещение, баня".

К истокам… Русская изба.

Еще в " Повести временных лет… " летописец Нестор пишет о том, что славяне жили родами, каждый род на своем месте. Уклад жизни был патриархальный. Род представлял собой проживание нескольких семей под одной крышей, связанных кровными узами и властью единого родоначальника — главы семейства. Как правило, род представлял собой старших родителей — отца и мать и их многочисленных сыновей с женами и внуками, которые жили в одной избе с единым очагом, все вместе работали и повиновались старший брат младшему, сын отцу, а отец деду. Если род был слишком большим, не хватало места на всех, то изба с теплым очагом прирастала дополнительными пристройками — клетями. Клеть — неотапливаемое помещение, холодная изба без печи, пристройка из сруба к основному, теплому жилищу. В клетях жили молодые семьи, но очаг оставался единым для всех, на нем готовилась общая на весь род пища — обед или ужин. Огонь, который разжигался в очаге был символом рода, как источник семейного тепла, как место, у которого собиралась вся семья, весь род для решения самых важных жизненных вопросов.

К истокам… Русская изба.

В древности  избы  были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле.

К истокам… Русская изба.

Первые белокурные избы , согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Бани по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному":

"… Топи!

 

Ох, сегодня я отмоюсь добела!

 

Кропи,

 

В бане стены закопченые кропи.

 

Топи,

 

Слышишь? Баньку мне по-черному топи! "….    По количеству стен в избе, дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

К истокам… Русская изба.

Изба-четырехстенка — простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такие избы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

К истокам… Русская изба.

 

Изба-пятистенка -  сруб дома  с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь — сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.

К истокам… Русская изба.

 

Изба-крестовик — это бревенчатый сруб с внутренними поперечными пятой и продольной шестой стенами. Крыша в таком доме чаще всего была четырехскатная (если по-современному — вальмовая), без фронтонов. Разумеется, избы-крестовики строили большего размера, чем обычные пятистенки, для больших семей, с отдельными помещениями, разделенных капитальными стенами.

К истокам… Русская изба.

Изба-шестистенка — это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

Чаще всего избы на Руси строились с двором — дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые — без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. стояли поодаль от избы . На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или быть обветренным уличными сквозняками.

К истокам… Русская изба.

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома — это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

К истокам… Русская изба.

Основное требование к строительному материалу было привычным — сруб рубился либо из сосны, ели или лиственницы. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались "буйными" и в срубе такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.

К истокам… Русская изба.

Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.

Тысячу лет стоит Святая Русь, раскинувшись на огромной территории от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников сохраняются до сих пор со времен наших предков-славян. Вновь популярны становятся деревянные дома и бани, особенно на загородных дачных участках у горожан. Тянет людей к своим истокам, к деревянному зодчеству, прочь из каменных и пыльных душных городов за город, поближе к природе, к лесу и речке…

 

sam.mirtesen.ru

Русская деревянная изба

русская деревянная изба

Русская изба на высоком подклете с галереей. Подклет использовался для хранения припасов. Изба находится в музее деревянного зодчества Витославицы под Новгородом.

деревянный сруб русской избы

Бревна для русских изб готовили с ноября-декабря, подрубая стволы деревьев по кругу и давая им высохнуть на корню (стоймя) за зиму (технология описана в "Домострое"). Заготовкой древесины занимались зимой не потому, что зимняя древесина лучше качеством, а из-за того, что зимой у крестьянина было свободное время. На самом деле зимняя древесина содержит больше полисахаридов и влаги и является менее стойкой к гниению, чем древесина летней заготовки. Но вековые традиции переросли в мифы, царствующие до сих пор. Истину можно узнать в любом учебнике по лесоведению. Зимнюю древесину легко можно отличить на базе с помощью пробы с йодом: полоска йода на древесина зимней заготовки синеет гораздо интенсивнее, чем на дереве, срубленном летом. Дорубали деревья и вывозили бревна еще по снегу до весенней распутицы. При рубке клети избы бревна укладывали северной более плотной строной наружу, чтобы древесина меньше трескалась и лучше переносила воздействия атмосферы. По углам дома по постройке помещались монеты, шерсть и ладан для того чтобы обитатели его жили здоровыми в достатке и тепле.

изба фото

Пропиловочный орнамент оконных наличников русской избы.

русский изба

Современная деревянная изба в Изборске, Псковская область.

русский изба

Реконструкция избы народности Сету в музее деревянного зодчества под Таллинном.

русская деревня фото

Традиционный русский деревенский пейзаж.

деревянные дома фото

Обшитая доской деревенская изба в Изборске.

деревянные ставни на окна фото

До XX века окна в русских избах не открывались. Проветривали избу через дверь и дымник (деревянная вентиляционная труба на крыше). Ставни защищали избы от непогоды и лихих людей. Закрытое ставнями окно днем могло служить "зеркалом".

русский деревянный дом резьба

Позёмная изба строилась без фундамента. Нижние венцы сруба избы укладывались прямо на землю. При возможности нижние венцы избы устраивали из лиственницы или дуба. Естественно, что при такой конструкции избы нижние венцы сруба регулярно приходилось менять. На кровле причелина с выпиловочным орнаментом с символикой солнца (коловрат) и плодородия - симметричные точки.

фундамент избы
Более прогрессивный фундамент для избы - это фундамент из камней валунов. Хотя на снимке показана современная реконструкция фундамента и подкладные доски, в старину вместо досок подкладывали слои бересты. Береста служила хорошей гидроизоляцией между камнем и деревом. Иногда избы ставили на пни или "лапы"- стойки. Поскольку камни не были сложены в кладку, то подпол под такой избой хорошо проветривался и служил долго. Однако в такой избе было холодно зимой (несмотря на двойные полы) и, поэтому, вскоре камни стали укладывать в кладку на мокром песке или песке с глиной. Но отсутствие вентиляции подпола в таком случае сокращало срок службы перекрытий.
фундамент избы
Следующим шагом развития фундаментов стали продухи в нижних венцах сруба под накатом перекрытия. На зиму продухи закрывали для сохранения тепла в избе. Многие строители в России до сих пор следуют этому правилу, хотя прошло уже пару сотен лет и строительные технологии сильно продвинулись вперед и дома с вентилируемым подполом уже практически не строят, как энергонеэффективные. Но если дом построен по старинной схеме и нужны продухи, то они должны быть правильного размера для обеспечения достаточной вентиляции подполья.
завалинка избы

В некоторых регионах для утепления изб устраивали завалинки. Однако такой способ утепления приводил к ускоренному гниению нижних венцов. Земля для заспыки бралась из ямы подпола.

крыльцо изба
Камень при входе в дом у крыльца служил и для удобства, и для сакральной защиты дома. На камне с помощью угля или известняка наносились защитные символы. Символика могла быть языческая (руны и рунические вязи), а могла быть и православная. Над камнем читались заговоры или молитвы.

На фотографии симуляция комбинации рун для охраны имущества и дома: слева Тейваз + Альгиз + Отал+ Альгиз + Тейваз = "справедливость и закон" + "осока режет неправого" + "родной дом". Справа - Ингуз и Альгиз: "процветание и продолжение начатого" + "осока режет неправого".

Славянский заговор (домовому) на оберег дома: «Эй дедушко, ты не заспи, по своему распорядися с вором, ходи вокруг двора дозором, всё как следует храни».

"Дедушко" - зачастую не абстрактный, а вполне конкретный предок, похороненный под порогом.

деревянная кровля русская изба
Деревянная кровля русской курной избы с дымником - деревянной трубой для вентиляции протопленной по-черному избы. Курные избы, вероятно, внесли свой вклад в небольшую продолжительность жизни в старину (около 30 лет для мужчин): продукты горения дров являются веществами, вызывающими рак.
дымник над полатями в русской избе

Дымник над полатями над русской печью в курной избе. При протопке печи дым выходил в помещение. Когда дом и печь прогревались, открывали дверь и дымник, проветривая помещение от дыма. Спали на полатях у самого потолка над печью, так как внизу ночью уже становилось холодно. Курные крестьянские избы встречались в России до 1930-х - 1940-х годов.

кровля изба

Деревянная рама поверх кровли для прижатия теса и крепления куриц, удерживающих застрехи.

тесовая крыша на потоках
Тесовая крыша на "потоках" с опорой на рубленые фронтоны традиционной русской избы. И никаких сложных стропильных систем! Бревна фронтона избы крепились клиньями-вкладышами. По такой системе потоков часто устраивали кровли из тростника или соломы.
кровля изба
Под деревянную кровлю русской избы укладывалось до 7 слоев бересты для лучшей гидроизоляции. Куски бересты сшивались лыком. К сожалению, такие кровли быстро и хорошо загорались. Более древний вариант земляных (дерновых) кровель был более огнестойким. При отсутствии пожаров хорошо устроенные деревянные кровли служили очень долго.
изба фото
Древняя система водостоков из долбленых стволов осины на деревянной кровле русской избы. Водостоки держатся на курицах - стволах деревьев с крюком из части корня. Аналогичные водостоки существовали и на древних скандинавских избах. Возможно реставраторы неправильно собрали конструкцию кровли, потому что в оригинальных конструкциях тес кровли упирался в желоба-застрехи. То есть, долбленое бревно на курицах прежде всего было конструктивным элементом кровли, собираемой без гвоздей.
изба фото

Ворота в крытый двор северной русской крестьянской усадьбы. Чем беднее был крестьянский двор, тем скучнее и однообразнее были ворота.

 
изба фото

Многочисленные узоры русской избы служили (и служат) не сколько украшению, сколько защите дома от злых сил. Символика сакральных изображений пришла с языческих времен: солнечные круги, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия (поле с точками), конские головы, подковы, хляби небесные (разнообразные волнистые линии), плетения и узлы.

старая изба

Современный крестьянский двор в Псковской области.

ставни на окна

Резные наличники и деревянные ставни русской избы. Полукруг с точками - символ солнца и плодородия. В старину ставни были одностворчатыми. Двойных рам в старину тоже не было. Зимой для тепла окна закрывались снаружи соломенными матами или просто заваливались копнами соломы.

деревянный сарай

Рубленый русский амбар.

русский изба

Красный угол в русской избе устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны по диагонали от печи. Иконы помещались в божницу в «красный» или «святой» угол комнаты с таким расчётом, чтобы входящий в дом человек сразу их видел. Это считалось важным элементом защиты дома от "злых сил". Божник (длинное узкое полотенце) с вышитыми защитными узорами поверх божницы - также рудимент древней русской языческой культуры (заимствование вяряжских рунических связей-символов). Иконы должны были обязательно стоять, а не висеть, так как почитались "живыми". Стол перед божницей почитали "божией ладьей", дающей хлеб - аналогом престола в храме.

русский дом

Многие старинные деревянные избы до сих пор используются в России как жилые дома или дачи.

окно в избе

Красные окна или косячные окна появились в России к XV веку. Вплоть до XIX века стекла были привилегией богатых сословий. Вместо стекла в старину зажиточные, но небогатые сословия использовали "московское стекло" - тонкие пластины слюды. Бедные же использовали бычьи и рыбьи "пузыри", а зимой вмораживали в оконный проем спил льда с реки или озера.

старинное окно

Старинное (древнее) русское волоковое окно: проем в срубе, задвигаемый (заволакиваемый) тесом. Такие окна появились на Руси после прихода викингов. До этого (до IX века) окон в русских избах вообще не было.

интерьер русской избы

Интерьер сеней русской избы с кадками для хранения воды.

резная изба

Резной деревянный дом в Вологде с декоративной резьбой, утратившей сакральное защитное значение.

большой деревянный дом

Огромный деревянный дом с красивой резьбой, похоже, никому не нужен в городе Белозерске, что на Белом озере в Вологодской области.

деревянный сарай

Простейший русский рубленый амбар "клетью". Скандинавские амбары приподнимали над землей на "куриных ножках" для защиты от проникновения грызунов.

советские дома

Типичный деревенский рубленый дом - изба, обшитая вагонкой, советского периода постройки.

русский дом

Старинная отреставрированная изба в городе Плес на Волге.

современная изба

На современные деревянные рубленые дома в России большое влияние оказала скандинавская архитектура.

современная изба

Однако выработался и свой собственный русский уникальный стиль для современных изб, который в мире называется "Русский бревенчатый дом". От финских и норвежских деревянных домов русский дом отличается традиционной рационально "клетской" компоновкой с уменьшением наружной поверхности стен. Скандинавы, зная, что современные теплоизоляционные материалы и системы отопления позволяют строить дома любой конфигурации предпочитают более интересные компоновки, которые, впрочем пользовались успехом и русской дачной архитектуре конца XIX - начала XX века.

современная русская изба

Автор у новодельной, но очень красивой русской резной избы (дома священника) в Плесе на Волге.

русские сельские часовни
ремонт русской избы

dom.dacha-dom.ru

ВедаМост: История русской деревянной избы

Особенно интересно в интерьере русской избы устройство печи. Объединенная своими деревянными частями с внутренней архитектурой избы в одно целое она воплощает в себе идею домашнего очага. Вот почему столько любви вложено народными мастерами в архитектурную обработку печи и ее деревянных деталей. Выпущенные концы толстых брусков подпечья, подпирающих тяжелый шесток печи спереди и лавку-лежанку сбоку, обрабатывали топором в выразительных формах, соответствующих их назначению как опоры большого груза. Печной коник, отгораживающий шесток у печного столба, вытесывали топором в виде смелых изгибов шеи коня.

 

Каменная громада печи не вырастает непосредственно из дощатого пола, а имеет постепенный переход в своих деревянных частях. Стремление придать деревянным деталям красивые формы, а также в самой кладке выразить эстетические наклонности приводит к созданию художественной целостности всего сооружения.

  Иногда у печи устраивался угол для стряпни, отделенный деревянной филенчатой ярко расписанной перегородкой, шедшей не до самого верха. Часто эта перегородка превращалась в двусторонний и расписной встроенный шкаф. Роспись носила либо геометрический характер (мотив солнца), либо изображала цветы. В росписи преобладали зеленый, белый, красный, розовый, желтый, черные цвета.  Неподвижные лавки обыкновенно устраивали вдоль стен всего помещения. Одной стороной они плотно примыкали к стене, а с другой поддерживались или подставками, выпиленными из толстой доски, или же резными и точеными столбиками-ножками. Такие ножки суживались к середине, которую украшало круглое точеное яблоко. Если подставку делали плоской, выпиливая из толстой доски, то ее рисунок сохранял силуэт подобной же точеной ножки. К краю лавки пришивали тесину, украшенную какой-нибудь несложной резьбой. Лавка, украшенная таким образом, называлась опушенной, а ее ножки — стамишками. Иногда между стамишками устраивали задвижные дверцы, превращая пристенные лавки в своеобразные лари для хранения домашних вещей. 

Переносная лавка с четырьмя ножками или с заменяющими их по бокам глухими досками, на которых было утверждено сиденье, называлась скамьей. Спинки могли перекидываться с одного края скамьи на противоположный. Такие скамьи с перекидной спинкой называли переметными, а саму спинку — перемет. Резьбой главным образом украшали спинки, которые делали глухими или же сквозными — столярно-решетчатой, резной или токарной работы. Длина скамьи несколько больше длины стола. Скамьи в горницах обычно покрывали специальной тканью — полавочником. Встречаются скамьи с одной боковиной — резной или расписной доской. Боковина была опорой для подушки или ее использовали как прялку.

 

Стулья в крестьянском жилище распространились позже, в

XIX в. В решении стула наиболее заметно отразилось влияние города. В народном искусстве преобладает устойчивая симметричная форма стула с квадратным дощатым сиденьем, квадратной сквозной спинкой и слегка выгнутыми ножками. Иногда стул украшали деревянной бахромой, иногда узорной спинкой. Стулья красили в два-три цвета, например в голубой и малиновый. Для стульев характерна некоторая жесткость, геометризм, что роднит их по форме со скамьей. 

Стол обычно был значительных размеров в расчете на большую семью. Крышка стола прямоугольная, делали ее из хороших досок без сучков и тщательно обрабатывали до особой гладкости. Подстолье решалось по-разному: в виде дощатых боковин с выемкой внизу, соединенных проножкой; в виде ножек, соединенных двумя проножками или кругом; без царги или с царгой; с одним или двумя выдвижными ящиками. Иногда резьбой покрывали края столовой доски и грани массивных ножек, оканчивающихся в своей нижней части резными перехватцами.

  Помимо обеденных изготовляли кухонные столы для приготовления пищи — поставцы, которые размещали около печи. Поставцы были выше обеденных столов, чтобы за ними удобно было работать стоя, и имели внизу полки с закрывающимися дверцами и выдвижные ящики. Были распространены также небольшие столики, на которых стоял ларец или лежала книга, они имели более декоративное решение. 

Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие — длиной до 2 м и маленькие 50-60 см (укладки). Опорная часть решалась либо в виде невысоких ножек, либо в виде профильного плинта. Крышка была прямой или немного выпуклой. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом (лося, оленя). Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшениями. В металлических полосках делали прорезной орнамент, отчетливо выступающий на фоне покрашенного в яркий цвет (зеленого или красного) сундука. Затейливо украшали ручки, размещенные с боков сундука, личины замков и ключи. Замки делали со звоном, даже мелодией и хитрым способом замыкания и отмычки. Резьбой и росписью сундуки украшали и внутри, наиболее распространенной темой был растительный узор. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль.

 

Широко применили в избе полки, закрепляемые к стене наглухо. Полки, примыкавшие к стене по всей длине, назывались вислыми (от слова висеть), полки, опирающиеся только концами, — воронцы. Полки-воронцы разделяли помещение избы на самостоятельные части: одним концом они опирались на столб или брус около печек, а другим — входили между бревен стены. К полкам можно также отнести и навесной настил — полати, которые делали над входной дверью; между печкой и стеной. Крепили полати к стенам и на опорах-столбах. Над лавками размещалась полка-надлавочник, которая находилась немного выше окон. Такие полки поддерживались кронштейнами фигурной формы.

 

С течением времени (

XVIII-XIX вв.) в крестьянском жилище начинают появляться шкафы различных размеров и видов. Небольшие шкафчики разнообразны по художественному оформлению (резьба, токарные детали, профили, роспись). Узоры носят геометрический или растительный характер, чаще вазон с цветами. Иногда встречаются изображения жанровых сцен. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов. 

Шкафы-поставцы состояли из двух частей: нижняя снабжалась полками с закрывающимися дверцами или выдвижными ящиками (два-пять) и имела откидную доску, которую использовали как крышку стола. В верхней меньшей части были расположены полки, закрываемые глухими или остекленными дверцами.

 

Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки с плоской крышкой, встроенные и передвижные кровати. Встроенная кровать размещалась в углу, наглухо крепилась к стенам с двух сторон и имела одну спинку. Для грудных детей предназначались подвесные люльки, зыбки или колыбели, которые украшали резьбой, токарными деталями, росписью, фигурными вырезами в досках.

 

Мебель русского крестьянского жилища характеризуется неподвижностью, так как она решена как органичный элемент интерьера избы с учетом бытовых условий. В интерьере избы главенствует горизонтальный ритм мебели, который выявляется в горизонтали сидений лавок и скамеек, в плоскости полок и полатей и т. д. Объединяет интерьер и его оборудование единый материал, приемы столярной обработки, характер декора. 

Дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам лесных народов, вырабатывались в течение столетий в деревянном зодчестве. 

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли «Северным краем». 

Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений. Бревно — его толщина — стала естественной единицей измерения всех размеров постройки, своеобразным модулем.

 

На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

 

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.

 

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с

X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.  Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше. 

По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

 

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» («облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале

XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости — «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом. 

Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

 

В плане срубы делали в виде четырехугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

 

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», — говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом — поветью. Обычно сруб ставился на «подклете» — нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз — «повал». Это интересное слово, происходящее от глагола «повалиться», часто использовалось на Руси. Так, например, «повалушей» называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.

 

Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

 

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую — «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди — «дольники», «слеги» (ср. «слечь, лечь»). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.

Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно — «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок — «конек» («князек»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном — «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» — то, что охватывает.  Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту. 

Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски). Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.

 

Покрывали крышу обычно в два слоя — «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова «пола» — половина).

 

Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой. Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками — «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской — «полотенцем».

 

Кровля — самая важная часть деревянной постройки. «Была бы крыша над головой», — говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его «верх».

 

«Верхом» в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. «Шатровым» верхом в виде высокой восьмигранной пирамиды украшались обычно храмы. Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки. Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые — все это названо по завершению храма, по его верху.

 

Потолок устраивали не всегда. При топке печей «по-черному» он не нужен — дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке «по-белому» (через трубу в печи). При этом доски потолка укладывались на толстые балки — «матицы».

 

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

  Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус». 

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») — концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

  За крыльцом обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом». 

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом».

 

На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился ввход на первый этаж) называлась «рундуком».

 

Так как избы были почти все «курные», то есть отапливались «по-черному», то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше — черные от постоянного дыма. На дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки — «воронцы», препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения.

 

Дым выходил из избы либо через маленькие «волоковые окошки», либо через «дымник» — деревянную трубу, обильно украшенную резьбой.

 

В богатых домах и храмах вокруг сруба часто устраивали «гульбище» — галлерею, охватывающую здание с двух-трех сторон.

 

www.vedamost.info

К истокам... Русская изба. — Славянская культура

К истокам... Русская изба.

   

История русского дома — избы. Изба — это дом из сруба. Какие бывают срубы, как рубятся и из какого леса.

      русская изба  Наши предки — древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба  — родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали...      Название русского дома "изба" происходит из древнерусского "истьба", что означает "дом, баня" или "истобка" из "Повести временных лет...". Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское "jьstъba" и считается заимствованным из германского "stubа". В древненемецком "stubа" означала "теплое помещение, баня".      дом из срубаЕще в "Повести временных лет..." летописец Нестор пишет о том, что славяне жили родами, каждый род на своем месте. Уклад жизни был патриархальный. Род представлял собой проживание нескольких семей под одной крышей, связанных кровными узами и властью единого родоначальника — главы семейства. Как правило, род представлял собой старших родителей — отца и мать и их многочисленных сыновей с женами и внуками, которые жили в одной избе с единым очагом, все вместе работали и повиновались старший брат младшему, сын отцу, а отец деду. Если род был слишком большим, не хватало места на всех, то изба с теплым очагом прирастала дополнительными пристройками — клетями. Клеть — неотапливаемое помещение, холодная изба без печи, пристройка из сруба к основному, теплому жилищу. В клетях жили молодые семьи, но очаг оставался единым для всех, на нем готовилась общая на весь род пища — обед или ужин. Огонь, который разжигался в очаге был символом рода, как источник семейного тепла, как место, у которого собиралась вся семья, весь род для решения самых важных жизненных вопросов.     изба по-черному В древности избы были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле.      изба по-беломуПервые белокурные избы, согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Бани по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному":     "… Топи!      Ох, сегодня я отмоюсь добела!      Кропи,      В бане стены закопченые кропи.      Топи,      Слышишь? Баньку мне по-черному топи! "....    По количеству стен в избе, дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

    срубИзба-четырехстенка — простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такиеизбы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.      изба-пятистенкаИзба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь — сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.     изба-крестовик Изба-крестовик — это бревенчатый сруб с внутренними поперечными пятой и продольной шестой стенами. Крыша в таком доме чаще всего была четырехскатная (если по-современному — вальмовая), без фронтонов. Разумеется, избы-крестовики строили большего размера, чем обычные пятистенки, для больших семей, с отдельными помещениями, разделенных капитальными стенами.      изба-шестистенкаИзба-шестистенка — это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

    Чаще всего избы на Руси строились с двором — дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые — без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. стояли поодаль от избы. На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или быть обветренным уличными сквозняками.      старинная русская избаПри строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома — это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.      срубОсновное требование к строительному материалу было привычным — сруб рубился либо из сосны, ели или лиственницы. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались "буйными" и в срубе такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.       современный деревянный домВозведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.      Тысячу лет стоит Святая Русь, раскинувшись на огромной территории от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников сохраняются до сих пор со времен наших предков-славян. Вновь популярны становятся деревянные дома и бани, особенно на загородных дачных участках у горожан. Тянет людей к своим истокам, к деревянному зодчеству, прочь из каменных и пыльных душных городов за город, поближе к природе, к лесу и речке... Статья с сайта компании "Чухломская усадьба".

Похожие статьи:

Традиции → Русская изба

Документальные фильмы → Изба на Унже (1972)

Традиции → Русская изба. Обитель гармонии и счастья

Русское зодчество → Русская изба. Ковчег среди лесов

Ремесла → Традиции и современность русского деревянного зодчества

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Русские избы, строительство и убранство деревенских изб на Руси

Жители поселков в Древней Руси строили деревянные избы. Поскольку леса в стране было предостаточно, то запастись бревнами мог каждый. Со временем зародилось и стало развиваться полноценное домостроительное ремесло.

Так к XVI в. в княжеской Москве образовались районы, заполненные срубами, которые были готовы к продаже. В столицу княжества их переправляли по реке и продавали по низким ценам, отчего иностранцы удивлялись стоимости такого жилья.

дома из срубов в Древней Руси

Для ремонта избы требовались только бревна и доски. В зависимости от нужных габаритов можно было подобрать подходящий сруб и сразу же нанять плотников, которые собрали бы дом. Бревенчатые избы всегда пользовались высоким спросом. Из-за частых массовых пожаров города (порой даже по причине неосторожного обращения с огнем) и селения приходилось восстанавливать. Большой урон наносили вражеские набеги и междоусобные войны.

Как на Руси строили избы?

Бревна укладывали таким образом, чтобы они были связаны между собой по всем 4 углам. Деревянные постройки были двух видов: летние (холодные) и зимние (оборудованные печью либо очагом). 1. Ради экономии древесины использовали полуземляную технологию, когда нижнюю часть выкапывали в грунте, а сверху была клеть с окнами (их затягивали бычьим пузырем или закрывали крышкой-ставенкой).

Полуземлянки в Древней Руси

Для такого жилья более предпочтительным была легкая, песчаная, не пропитанная влагой почва. Стенки ямы обшивали досками, а иногда обмазывали глиной. Если трамбовали пол, то также обрабатывали его глиняной смесью. 2. Существовал еще один способ — укладка готового сруба из сосны в выкопанной земле. Между стенами ямы и будущего дома засыпали щебень, камни и песок. Конструкций внутри пола не было. Да и потолка как такового тоже не существовало. Хватало устланной соломой и сухой травой и ветками крыши, которая держалась на толстых жердях. Стандартная площадь избы составляла примерно 16 кв. м.

жилище в Древней Руси

3. Более состоятельные крестьяне Древней Руси ставили себе дома, которые полностью находились над поверхностью земли и имели покрытую досками крышу. Обязательным атрибутом такого жилья была печь. На чердаке организовывали помещения, которые преимущественно использовали в хозяйственных нуждах. В стенах прорубали волоковые окна. Они представляли собой обычные проемы, которые в холодное время года закрывали щитами из досок, то есть «заволакивали». Вплоть до XIV в. в избах обеспеченных жителей (крестьян, дворян, бояр) окна делали не волоковыми, а слюдяными. Со временем стекло пришло на смену пластинам из слюды. Однако еще в XIX в. в селах оконные стекла были большой и ценной редкостью.

Как жили в русских избах?

На Руси избы представляли собой весьма практичное жилье, которое устанавливали таким образом, чтобы сохранить тепло. Вход в дом находился с южной стороны, с северной стороны была глухая стена. Пространство было разделено на 2 части: холодную и теплую клети, их площадь не была одинаковой. В первой держали домашний скот и инвентарь; теплую оснащали печью или очагом, размещали полати для отдыха.

Как жили в избах в Древней Руси

Русские избы топили по-черному: дым клубился по полу и выходил из двери, из-за чего потолок и стены были покрыты толстым слоем сажи. В состоятельных домах топку выполняли по-белому, то есть через дымоход в печи. В домах бояр строили дополнительный третий этаж — теремной. Как правило, там размещали покои для жены или дочерей. Важна была порода дерева, которое применялось при возведении жилья. Представители высшего сословия выбирали дуб, так как он считался наиболее прочным материалом. Остальные сооружали постройки из бревен сосны.

Древнерусские хоромы

На Руси хоромами называли избу из деревянного сруба, которую составляли из нескольких построек, соединенных между собой. Вместе сооружения образовывали княжий двор.

Хоромы в Древней Руси Каждая составная часть носила свое название:
  • ложница — спальное помещение;
  • медуша - кладовая для хранения запасов меда и браги;
  • мыльня — помещение для мытья, банная;
  • гридница — парадная зала для приема гостей.
В разных частях хором жили родственники и приближенные (дружинники, сподвижники) князя.

Убранство древнерусской избы

Обстановка и интерьер деревянной избы организовывали с соблюдением традиций. Больше всего места отдавали печи, которая располагалась с правой или левой стороны от входа. Этот атрибут выполнял сразу несколько функций: на ней спали, в печи готовили еду, а когда во дворе не было отдельной бани, то в печи еще и мылись!

Напротив печи (по диагонали) размещали красный угол — место для хозяина и почетных гостей. Там же находилось место для икон и святынь, которые оберегали жилище. Угол напротив печи представлял собой кухонное пространство, которое называли бабьим кутом. Крестьянки находились у печи долгими вечерами: кроме приготовления пищи там они занимались рукоделием — шили и пряли при свете лучины.

Убранство избы в Древней Руси

В мужском куте были свои домашние заботы: ремонтировали инвентарь, плели лапти и т. д. Избы были обставлены самой простой мебелью — лавки, стол. Спали на полатях — широких лавках, установленных высоко у стены печи.

Крестьянские дома не украшали элементами декора. В палатах князей на стены размешивали ковры, шкуры зверей и оружие.

skazka-dubki.ru

Русская изба – технологии строительства предков

С древности дерево на Руси использовалось как основной строительный материал. Из дерева строили избы и храмы, крепости и боярские дома. Причина столь широкого распространения древесины лежит в том, что она подходит для любых регионов с разными климатическими условиями, кроме того, леса занимали основную территорию России. Дома из дерева, возводились намного быстрее, чем каменные, к тому же деревянные строения лучше сохраняли тепло.

Изба рис 2

Прочность древесины зарекомендовала себя веками, срубы, построенные нашими предками ещё в 16-17 веке, стоят до наших дней. Почти до 15 века большинство построек на Руси строили из дерева. На сегодняшний день известно более 50 вариантов возведения срубов, каждый из которых имеет свою технологию и традиции. Самые значительные строения на Руси возводились их выстоянных бревен, заготовленных из деревьев, которым по несколько сотен лет. Единственным критерием размеров строения становились размеры бревна – его длина и толщина.

Изба рис 3

Деревянные избы, построенные из бревен, в народе назывались «срубами».

Строительство избы, как и любого другого сруба, требовало определенной подготовки и соблюдения традиций.

Дерево для постройки избы или другого сооружения подбирали исходя из свойств и характеристик древесины определенного сорта. От того, в какой местности и в каких климатических условиях планировалась постройка и для каких целей она предназначалась, и определялась порода дерева.

Изба рис 4

Самыми популярными считались хвойные породы дерева – сосна, ель, лиственница. Основное превосходство в возведении сруба имела сосна, благодаря своей мягкости и большому содержанию смол. При высыхании бревна смола служит связующим склеивающим элементом между волокнами древесины и не растрескивается. Бревна сосны-смолки достаточно тяжелые, они тонут в воде, но не теряют своих характеристики даже после нескольких десятков лет. Поэтому сосну-смолку использовали для строительства мостов, причалов, а также изб и других помещений в условиях повышенной влажности и постоянных осадков.

Изба рис 5-1

Менее популярна была, в своем роде, ель – ее древесина более плотная, ее сложнее обрабатывать, однако воздух в еловой избе необычайно чистый.

Самая прочная из всех хвойных пород – лиственница. К тому же, это единственное дерево, которое не гниет в морской воде, поэтому древесину лиственницы использовали при строительстве сооружений в морских и приморских районах.

Среди лиственных пород значимое место занимал дуб. Его древесина не гниет в воде, не поражается грибком, поэтому дуб часто использовали для обустройства колодцев, из него рубили сваи для построек в болотистой местности.

Менее значима - липа. Из этого дерева строили амбары (его не трогали мелкие грызуны) и бани (липа хорошо держит тепло). Однако липа боится грибка, поэтому ее не использовали в особо влажных помещениях.

Изба рис 6

Практически не уступала дубу по характеристикам и осина. Это дерево имеет одно важное свойство – при выдержке, древесина становится только прочнее, из-за этого ее использовали для устройства колодцев, постройки бань и жилых домов, куполов и крыш в церквях и храмах.

Стены домов и храмов выстраивались из сосны и лиственницы, заготовленных особым способом, а крышу делали из легкой ели. И только в тех местах, где хвойные породы были редкостью, для строительства применяли дуб, липу и осину. На одну избу небольшого размера в среднем требовалось до 150 бревен.

Изба рис 7

Древние строители очень тщательно относились к выбору строительного материала

Брёвна дерева должны были быть широкими в диаметре и подбирались примерно одной толщины и длины. В некоторых местностях для правильного выбора древесины даже приглашались специальные ведуны, которые отбраковывали деревья не только по их внешнему виду, но и по определенным «духовным» параметрам.

Чаще всего дерево заготавливали в зимний период, когда лес спал и сокодвижение дерева неактивно. Такая древесина имела меньшую влажность и была более защищена от растрескивания. Однако в регионах, где природная влажность воздуха не так высока, деревья рубили и осенью. Первую рубку, по традиции, брали на себя старики. Опытный и меткий глаз определял качество ствола, который должен был быть без изъянов и внутренних поражений дерева. В старину, прежде чем ударить топором по дереву, человек просил разрешения и даже прощения, разговаривая с ним, как с живым существом, пытаясь объяснить ему необходимость своего поступка.

Важной приметой считалось падение дерева при рубке, если оно ложилось ровно туда, куда было намечено, то дерево принималось для постройки дома, если же оно падало верхушкой на север или цеплялось за ветки соседних деревьев и зависало, его использовали только для отопительного материала. Если после рубки дерево падало в северную или западную сторону, то рубка считалась неудачной и от неё отказывались.

Изба рис 8

В выборе места построения дома предок наш был весьма требовательным как в практическом, так и в эстетическом смысле. Место должно было быть сухим, высоким, светлым, свободно обдуваться ветром, но не на сквозняке и хорошо прогреваться солнцем, не позволяя укорениться грибку и плесени при непогоде. Возводился сруб, главным образом, по правому берегу реки. Близость воды, помимо решения бытовых задач, обеспечивала энергетическую ценность для проведения праздников и обрядов жителей деревни. Строительство дома начиналось уже после длительной просушки дерева и мха, в период новолуния или «ущербного месяца».

Для работ по строительству дома применяли только топор. Пилы использовали для внутренних работ, поскольку считалось, что пила рвет дерево, делая его уязвимым для воды. Гвозди и стягивающие скобы не использовали, поскольку вокруг металла дерево начинает быстрее гнить. Если же соединение было неизбежно, его делали из деревянных колышков и клиньев.

Строительство сруба начинали с того, что копали неглубокую яму, которую засыпали песком или глиной, создавая барьер против проникновения холода, для сохранения тепла. Иногда в этот «фундамент» устанавливали валуны или бревна, на которые и ставили сруб.

Изба рис 9

В некоторых местностях строительство дома начиналось с установки столбов - свай, которые вертикально вкапывались в землю по углам будущего строения. К ним потом крепились бревна - венцы, от которых продолжалось последующее сооружение стен дома.

Основное отличие между разными технологиями постройки состоит в количестве стен в здании и способе крепления бревен. Самые простые дома – четырехстенки, размеры которых зависят от размеров длины бревна. Сращивание бревен по длине не применялось, а если требовалось увеличить помещение, то просто рядом ставилось несколько срубов. Более сложные шести и восьмистенные конструкции применялись в строительстве церквей и храмов.

Изба рис 10

Как правило, русские избы были четырехугольными. Дубовые или сосновые бревна очень плотно складывали одно на другое так, чтобы в щели между ними не проходил наружный воздух. Для этого на нижней стороне бревна делали углубление, которое плотно ложилось на нижнее бревно. Утепляли избу мхом, выкладывая им все стыки бревен, а также окна и двери. 

Изба рис 11

Окна устанавливали высоко над землей, они были небольшими, чтобы не уходило лишнее тепло, и закрывались ставнями. Основной изначальный модуль избы – клеть, чаще всего 3 окошка на улицу. Размеры определялись в пядевой системе, ибо сам человек и есть мера вещей для гармоничного упорядочивания своего жизненного пространства.

Узлы обычно рубят либо «в обло» («в чашу»), либо «в лапу» («в чистый угол»), - но есть еще немало способов. Цель: крепость сооружения, теплоизоляция, красота

В верхнем бревне выбирался желоб, точно повторяющий конфигурацию всех выпуклостей нижнего бревна и прокладывали мхом или льном. Через год усадки сруба, звенья еще раз тщательно проконопачивали.

Изба рис 12

Сруб в чашу требовал особых навыков, но, в результате получалось идеальное крепление бревен по углам. Сруб в лапу являлся самым распространенным, поскольку хорошо сохранял тепло и не требовал очень кропотливой работы. Сруб в режь применялся для сельскохозяйственных построек, поскольку бревна ложились не плотно, по два в ряд и часто не крепились между собой. Особого внимания требовала крыша. Она должна была быть достаточно прочной, выдерживать дождь, снег, ветер и перепады температур. По форме чаще всего встречались крыши, покатые с двух сторон, или изломанные. Покрывали дома самым разнообразным материалом – перевернутым дерном, соломой связанной в пучки, осиновыми чешуйками, которые настилались в несколько рядов. Но самым дорогим покрытием были доски (тес).

Изба рис 13

Все в избе не жестко, все располагало к творческой инициативе и улучшению жилищных условий, замене и приспосабливанию к данному моменту и времени. Хозяин сам художник, сам архитектор, сам конструктор; по ходу работ мог все изменить и улучшить. Лестница снаружи, лестница внутри, переборки, разные уровни пола - все ему было доступно, не было стандартного – «так должно быть». Хозяин – барин.

За сколько времени можно было построить избу? Бывало, строили в один день. Всем миром строили, быстрота зависела от “помочи”, от того, сколько у хозяина родственников и друзей.

Изба рис 14

В помещениях деревянного строения влажность воздуха всегда оптимальна для жизнедеятельности человека. Уникальная структура древесного массива, состоящая из капилляров, впитывает лишнюю влагу из воздуха, а при излишней сухости отдает ее в помещение.

Срубы,на сегодняшний день,обладают природной энергетикой, создают в доме особый микроклимат, обеспечивают естественную вентиляцию. От деревянных стен веет домовитостью и покоем, они защищают летом от жары, а зимой от морозов. Дерево отлично удерживает тепло. Даже в трескучий мороз стены деревянного сруба теплые внутри.

Изба рис 15

Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из русской печи, пряность лечебных трав. Благодаря своим свойствам, дерево нейтрализует тяжелые запахи, озонируя воздух.

kaminfostroy.org


Смотрите также