Загадки истории. Спорные факты и домыслы. Библиотеки древние
Библиотечный урок Известнейшие библиотеки Древнего и современного мира
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области.
Библиотечный урок
«Известнейшие библиотеки Древнего и современного мира»
Выполнила: Баскова Ольга Вадимовна,
заведующая библиотекой
МОУ СОШ №1
г. Нея
январь, 2016
Библиотечный урок
для учащихся 5 класса
«Известнейшие библиотеки Древнего
и современного мира»
Цель:
-Познакомить учащихся с историей создания известнейших библиотек древности
Задачи:
-расширить знания школьников о крупнейших библиотеках современного мира,
-дать информацию о библиотеках Костромы, нашей школьной библиотеки,
-привить интерес к чтению,
-объяснить пользу регулярного посещения библиотек
Оборудование:
-мультмедийный проектор
-Презентация «Известнейшие библиотеки Древнего и современного мира»
Ход урока:
-Сообщение о библиотеках
-Викторина
-Заключительная часть
Библиотекарь:
Здравствуйте ребята, сегодня я расскажу вам об известнейших библиотеках древнего мира и крупнейших библиотеках современности. Также мы с вами виртуально посетим известные библиотеки Костромы и заглянем в нашу школьную библиотеку. Хотя на дворе век компьютеров и Интернета, но книге до сих пор принадлежит ведущая роль в вашей учебе и в расширении вашего кругозора.
1 слайд:
С тех пор как люди научились писать, всю свою мудрость они доверили книгам.
2 слайд:
На чем же писали древние люди?
Ответы учеников.
3 слайд:
С незапамятных времен появились библиотеки, кладовые мудрости.
О многих цивилизациях древности как древнеегипетская, шумерская, цивилизация майя, мы знаем только потому, что удалось обнаружить их библиотеки. И наоборот, не знаем почти ничего о тех, чьи библиотечные фонды до нас не дошли.
Ребята, а какие же книги были в этих древних библиотеках?
Ответы учеников.
4 слайд:
Книги привозились со всех краев света. Если не удавалось приобрести оригинал, то с него делали копию, переводили с других языков, чтобы сделать информацию более доступной.
5 слайд:
Одно из самых древних книгохранилищ – библиотека фараона Рамсеса II
Над входом, золотыми буквами была высечена надпись: «Аптека для души». Древние египтяне книгу сравнивали с лекарством. Но только не от разных болезней. Египтяне считали, что книга, чтение делает сильным ум человека и облагораживает его душу.
В библиотеке писали религиозные тексты, магические заклинания, книги по медицине и астрономии, занимались также бальзамированием.
Пользовались книгами фараоны, жрецы, высшие чиновники и писцы. Простым людям они были недоступны. Для, сравнения, в наше с вами время, ребята, публичными библиотеками можно пользоваться бесплатно.
К сожалению, до нас дошло очень мало сведений об устройстве «аптек для души» Но хрупкие папирусные свитки в наши дни бережно хранятся в крупнейших библиотеках мира. Они добрались до нас из толщи веков, через неслыханные препятствия. Распадались могущественные империи, разрушались гранитные памятники, умирали грозные фараоны. А папирус, слабый, нежный, ломкий прошел сквозь громаду веков, чтобы рассказать нам о том, как жили люди в стране пирамид. Чем они занимались, каким богам поклонялись и, какие были у них представления об окружающем мире.
6 слайд:Подлинной жемчужиной древней эпохи, по праву считают библиотеку царя Ассирии – Ашшурбанипала. Этот царь собрал в столице своего государства Ниневии большую библиотеку – «Дом наставлений и советов».
Сама библиотека находилась в Львином зале роскошного дворца. Свое название он получил потому, что стены зала были украшены скульптурными сценами охоты на львов.
Библиотека Ниневии содержалась в образцовом порядке. Каждая книга имела библиотечный штамп: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства».
В библиотеке был каталог, который представлял собой плитки с указанием произведения, а также комнаты и полки, где оно хранится. К полке прикреплялась этикетка – с названием отрасли знания. Таблички одной книги хранились в отдельном деревянном ящике. Чтобы страницы не перепутались, на них ставили порядковый номер.
Судьба Ниневии – столицы Ассирии – известна. Под натиском объединенных войск Вавилонии и Мидии она пала. Город подвергся частичному разрушению. Пожар частично повредил книжное собрание – таблички рухнули в подвал и пролежали там 25 веков. В настоящее время сохранившиеся тексты находятся в британском музее.
7 слайд:
Информация на слайде
8 слайд:
Царь Птолемей I, сделавший после смерти Александра Македонского Александрию столицей Египта, задумал создать грандиозную библиотеку.
Птолемеи тратили несметные богатства на приобретение литературных сокровищ. Все корабли, пристававшие к александрийской гавани, обязаны привозить с собой рукописи. Библиотека просуществовала 6 столетий. В библиотеке были произведения поэтов, историков, ораторов, врачей, математиков. По форме книги были самые разнообразные: свитки, пальмовые листья, кодексы.
9,10 слайды:
Информация на слайдах
11 слайд:
Должности главного библиотекаря занимали мужчины - выдающиеся ученые и поэты.
Ребята, скажите, а кто из русских известных писателей занимал должность библиотекаря? (И.А. Крылов 29 лет служил библиотекарем в императорской Публичной библиотеке в Санкт - Петербурге.)
12, 13 слайд:
В 9 веке Древняя Русь по высокому подъему экономики, образования и культуры занимала второе место после Византии, опережая Англию, Италию, Францию и Германию.
В Древней Руси издавна любили, создавали и очень бережно хранили книги, считая, что «свет дневной есть слово книжное». При пожаре в первую очередь из дома выносили не дорогую мебель, одежду и украшения, а книги.
Первую русскую библиотеку основал князь Ярослав Мудрый в Киеве, в 1037 году. Располагалась она в Софийском соборе. Интерьер этой древней библиотеки сохранен и поныне. Слово «библиотека» на Руси почти не употреблялось. Помещения для книг называли по - разному: «хранительная казна», «книжная клеть», «книжная палата».
14 - 25 слайд:
Информация на слайде
26 слайд:
Со временем книги видоизменяются. Появились электронные книги. С помощью различных кнопок и действий можно перелистывать страницы, увеличивать и уменьшать шрифт, использовать подсветку экрана, в одну электронную книгу закачивать много разных книг. У электронных книг свои плюсы и минусы.
Бумажным книгам не нужна электросеть. Хорошо изданная бумажная книга- –произведение искусства. Запах типографской краски, шорох перелистываемых страниц, рассматривание прекрасных иллюстраций, сколько в этом эстетического удовольствия! Каждому самому решать, какой книгой удобнее и приятнее пользоваться, бумажной или электронной.
27 – 33 слайд: Викторина
-Заключительная часть:
Ребята, спасибо за внимание, за работу на уроке, вашу заинтересованность.
Журнал «Школьная библиотека».- Ульяновск, «Печатный двор», №8-9, 2008
-Глухов А.Г. Из глубины веков.- М.: «Книга», 1971
-Глухов А.Г. Русь книжная.- М.: «Советская Россия», 1971
-Интернет
infourok.ru
Древние библиотеки Шумера. Библиотеки мира.
В начале III тысячелетия до н. э. на берегах рек Тигра и Евфрата находился один из очагов древней цивилизации – Месопотамия. Ее южная часть носила название Двуречье. Прекрасные географические и климатические условия создали условия для жизни и развития людей на этой территории еще задолго до рассматриваемого нами периода. Несколько десятков небольших городов-государств были построены на холмах и окружены стенами. Именно древние Лагош, Ур, Ниппур и др. стали основными носителями шумерской цивилизации. Самый молодой из них – Вавилон развивался столь стремительно, что в I тысячелетии до н. э. греки стали называть Двуречье по его имени Вавилонией.
Месопотамия. подробнее
Священная табличка Урнана.
Долгое время ученые вели археологические раскопки на месте древнейших городов Месопотамии. Перед археологами возникли руины дворцов и храмов, были найдены многочисленные предметы домашнего обихода, произведения искусства, орудия труда. Среди всех прочих находок, они увидели большое количество разнообразных по размеру и форме шумерских клинописных табличек, в которых содержались сведения о государственном устройстве Шумера, его экономике и социальной жизни. Хозяйственные записи, списки слов для заучивания, школьные тексты и сочинения, отчетные документы писцов III тысячелетия до н. э. и другую разнообразную информацию оставили для потомков жители древности.
Табличка с архаической клинописью.
При раскопках в городе Ур были найдены несколько библиотек, небольшие собрания священных текстов, личные библиотеки. Особое значение имели находки, сделанные учеными в г. Ниппуре (совр. Ирак) - древнейшем религиозном центре шумеров. Около 100 тысяч глиняных табличек, размещавшихся в 62 комнатах, порой расколотых на десятки кусочков или со стертыми надписями, были найдены на месте храмовой библиотеки Ниппура.
Цивилизация - дар богов. Тайна Шумера. подробнее
Табличка с клинописью II-I тыс. до н.э.
Всего известно около 150 памятников шумерской литературы. Среди них стихотворные записи мифов, эпические сказания, молитвы, гимны богам и царям, псалмы, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о народных бедствиях, составлявшие часть храмового богослужения; широко представлена дидактика: поучения, назидания, споры-диалоги, а также басни, анекдоты, поговорки и пословицы. Конечно, такое распределение по жанрам совершенно условно и опирается на наши современные представления о жанрах.
Математические таблички II тыс. до н.э.
Сами шумеры имели свою собственную классификацию - почти в каждом литературном произведении в последней строке обозначен его «жанр»: хвалебная песнь, диалог, плач и т. д. К сожалению, принципы этой классификации нам не всегда ясны: однотипные, с нашей точки зрения, произведения попадают в шумерских обозначениях в разные категории, и наоборот - к одной категории отнесены памятники заведомо разных жанров, скажем гимн и эпос. В ряде случаев классификационные обозначения указывают на характер исполнения или музыкального сопровождения (плач под свирель, песнь под барабан и т. д.), поскольку все произведения исполнялись вслух - пелись, а если не пелись, то читались нараспев после заучивания по табличке.
Архитектура Древнего Двуречья. подробнее
Таблички, найденные в шумерских библиотеках, хранились в закрытых ящиках или корзинах. На каждой из них имелись этикетки с надписями о характере содержащихся в них материалов: “Документы, касающиеся сада”, “Посылка рабочих” и др. Имелись таблички с пометами об утрате текстов, списком 87 произведений - своеобразные прообразы каталога. Долгая работа по расшифровке записей позволила ученым составить представление не только о “фондах” и условиях хранения табличек, но и пополнить знания об истории народа некогда жившего на этой территории.
В начале II тысячелетия до н. э. храмовая библиотека Ниппура была сожжена эламским завоевателем Кудур-мабуком.
Источники: Интернет-журнал «Библиотекарь.ru». подробнее Шумерская литература. подробнее http://www.rosculture.ru/mkafisha/arc/show/?id=26179
atlantida-pravda-i-vimisel.blogspot.com
Тайны древнейшей библиотеки. 100 великих тайн археологии
Тайны древнейшей библиотеки
В большинстве библиотек древности, обнаруженных археологами, не хватает самого главного – книг. Тем интереснее открытие, сделанное в Сиппаре, городе, лежавшем в 60 километрах от Вавилона. Некогда он был одним из главных культурных центров Месопотамии. Первое письменное упоминание о нем относится к XXIII веку до нашей эры. В эпоху Нововавилонского царства, в VIII—VI веках до нашей эры, Сиппар пережил настоящий расцвет, а после его падения пришел в упадок, но еще существовал на протяжении почти тысячи лет – при Ахеменидах, Селевкидах и парфянских царях. Что же заставляет ученых вновь и вновь вспоминать этот город, которого давно уже нет?
Цилиндр, покрытий клинописными знаками, из Сиппара
Долгое время археологам не удавалось найти «вавилонскую библиотеку» в подлинном смысле этого слова. Их достоянием были лишь бесчисленные разрозненные тексты. Удача ждала в Сиппаре.
В VI веке до нашей эры здесь, в одном из городских храмов, было собрано множество клинописных табличек. Они содержали преимущественно литературные произведения: мифы, молитвы, гимны, песни и заклинания. Были здесь и сочинения давно исчезнувших народов – тех, о которых сами вавилоняне были бы не прочь сказать, что они «жили до нашей эры». Хранились, например тексты на шумерском языке, на котором уже полторы тысячи лет как перестали разговаривать. Пятую часть всего фонда составляли списки слов. Эти глиняные таблички содержали двуязычные перечни слов на шумерском и аккадском языках (последний пришел на смену шумерскому). Имелась также литература по астрономии, медицине и практической магии. Отыскались и эпические произведения, например фрагменты эпоса о сотворении мира. Подобный подбор книг лишний раз свидетельствует о том, какой насыщенной и разнообразной была духовная жизнь вавилонских книжников в I тысячелетии до нашей эры.
Открытие этой библиотеки имеет свою долгую историю. Еще в 1881—1882 годах местный археолог Ормузд Рассам, ассистент Генри Лэйярда, отыскавшего Ниневию, предпринял пробные раскопки в Сиппаре, поскольку, по его предположениям, где-то здесь находился знаменитый храм, возведенный в честь бога Шамаша. В самом деле он нашел храмовую постройку, но так и не завершил работы.
Лишь 100 лет спустя, в 1985—1986 годах, группа археологов из Багдадского университета приступила к раскопкам там, где остановился Рассам. Они и обнаружили еще одну храмовую постройку, занимавшую площадь свыше 3600 квадратных метров. Она напоминала настоящий лабиринт. В восточном углу здания от длинного коридора отходила маленькая комната длиной 2,7 метра и шириной 4,4 метра. В ней, за возведенной наспех кирпичной оградой, ждал клад – в боковых стенах каморки открылись многочисленные ниши, в которых, как на библиотечных полках, лежали книги. Клинописные таблички. Короба с ними стояли и на полу.
Всего было найдено около 2000 табличек. По сравнению с современными хранилищами книг, библиотека Сиппара кажется небольшой. Но это наш взгляд. Монументальные стены свидетельствуют о том почтении, с которым к ней относились сами вавилоняне. Они не жалели материалов, чтобы возвести здание, где должны были храниться книги.
Аккуратно сфотографировав таблички, археологи затем собрали их и перевезли в один из музеев Багдада. Предстояло расшифровать сотни текстов, но политические бури наших дней помешали работе в кабинетной тиши. Разыгралась первая «Война в заливе» с ее бомбардировками, тяготами, наконец, вопиющей нищетой. У музейных работников не было возможности поддерживать нормальный режим хранения клинописных табличек. Через некоторое время вся библиотека Сиппара, пережившая в своем подземелье десятки империи и царств, просто рассыпалась в прах. Прочитать древние тексты уже не представлялось возможным.
Сейчас ученые располагают лишь фотографиями погибших книг. По счастью, снимки отличаются хорошим качеством, а потому древние тексты, пусть хотя бы в таком призрачном виде, остались доступны ученым. Впрочем, к научному анализу находок приступили лишь в 2003 году в рамках совместного проекта историков из Гейдельбергского и Багдадского университетов. Из охваченного войной Ирака в Германию окольными путями доставили фотокопии книг. Библиотека Сиппара начала свою виртуальную жизнь.
Как полагают ученые, она стала создаваться в VII веке до нашей эры или, может быть, даже раньше. По-настоящему же работы развернулись в конце VII – середине VI века, в пору правления знаменитого царя Навуходоносора II (605—562 годы до нашей эры), с именем которого связан расцвет Нововавилонского царства.
В годы правления этого монарха чрезвычайным его вниманием пользовалось книжное дело – занятие, требовавшее немалого ума и смекалки. Письменность была привилегией особых каст населения (жрецов, писцов), члены которых в течение многих лет изучали сотни клинописных значков. Они жили книгами, изреченной мыслью – и берегли ее, переписывали древние тексты. Как отмечают специалисты, некоторые писцы Сиппара по уровню своего исторического и филологического сознания мало чем уступали европейским ученым XIX века, заново открывавшим и сохранявшим наследие средних веков.
Книги из Сиппара интересны не только своими текстами, но и их оформлением, точнее говоря, пространными подписями, сопровождающими их, – колофоном. Копируя старинный текст, писцы добавляли к нему строки, в которых сообщали свое имя, имя своего отца, профессию или полученное образование, а нередко и дату окончания работы. Указывали также, где хранится оригинал – в Вавилоне, Ниппуре или другом городе. Все это позволяет оценить контекст, в котором существовала та или иная книга. Дает нам представление о том, в каком мире жили книжники в эпоху Нововавилонского царства, из каких семей были родом, чем занимались.
Однако историки не могут ничего сказать о том, как отбирались таблички, которым предстояло пополнить хранилище книг в Сиппаре, кто имел право войти в эту комнату и достать из ниши книгу, чтобы ее почитать. Использовались ли эти книги как справочные пособия? Долго ли их хранили? Выдавали ли книги напрокат, как в современных библиотеках? Ответов на эти вопросы пока нет.
Более 500 текстов, найденных в Сиппаре, ждут своей расшифровки. Над молитвой длиной в 40 строк исследователь из Гейдельбергского университета Маркус Хильгерт бился четыре недели. Подобный опус, написанный на любом современном языке, можно перевести всего за пару часов. Но шумерский и аккадский языки еще 2600 лет назад, когда в библиотеке Сиппара кипела жизнь, были уже языками мертвыми. Даже имея под рукой словарики, составленные писцами Нововавилонского царства, имея за плечами вековой опыт расшифровки клинописных текстов, современные исследователи вряд ли могут рассчитывать на то, что глиняные книги Сиппара будут досконально прочитаны в ближайшие годы и даже десятилетия.
…Археологи пока не берутся сказать, была ли библиотека в Сиппаре действительно «храмовой». В любом случае речь идет об уникальном собрании клинописных книг. Конечно, это – не самая большая и не самая главная библиотека Вавилонского царства, но она – единственная, дошедшая до нас в таком целостном виде. Для археологов она идеально вписана в контекст эпохи. И все-таки пока еще рано подводить черту под этим открытием. Лишь когда все найденные таблички будут переведены на современный язык, станет понятно значение сделанных находок.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
info.wikireading.ru
Тайна древних библиотек » Комета-Возмездие
«Книги – это спрессованное время».
Мариэтта Шагинян.
К ст. Древние библиотеки
Заниматься тайной исчезнувших древних библиотек я начал после того, как столкнулся с многочисленными фактами загадочного исчезновения информации из во множестве читаемых мною книг древних авторов.
В принципе, чтение книг древних авторов напоминает какой-то фантастический детектив. Ожидая на следующей странице описания раскрытия какой-то описываемой автором очередной тайны или загадки, вдруг с разочарованием обнаруживаешь, что повествование прервалось и автор сообщает уже о других событиях, мало связанных с предыдущей информацией.
Вначале это раздражало и казалось случайностью. Но при попытках обнаружить следы этой информации в других источниках, обнаруживалось то же самое, как будто кто-то преднамеренно убирал эти сведения из всех источников.
К ст. Древние библиотеки
И только позже пришло осознание того, что это была преднамеренная, систематическая и долговременная акция, связанная с цензурным запретом на определенные знания. И эти пробелы, как ни странно, касались тайны глобальных катастроф Земли, самых страшных событий в истории человечества.
Парадокс заключался как раз в том, что по всей логике, эти сведения должны были сохраняться наиболее бережно и трепетно, на пользу будущих поколений.
Еще позже пришло осознание, что по несчастию, именно эти сведения проливали свет на естественно-научные причины появления современных мировых вероучений, и именно поэтому они так тщательно изымались из мировой истории.
К ст. Древние библиотеки
И это послужило причиной не только изъятия информации из отдельных книг, но и причиной трагической гибели гигантских библиотек древности, хранящих целые пласты истории человеческих цивилизаций. И все это лишь для того, чтобы монополия на эти знания, принадлежала только небольшой прослойке общества.
Вот об этом мне и хотелось бы рассказать, тщательно избегая обвинений в чей-либо адрес, памятуя о том, что «прошлое никогда не может быть предсказуемым» и «ни один человек не может считать себя счастливым до самой смерти».
В древней истории известно много крупных библиотек, которые собирали правители великих древних государств, чтобы сохранить самые ценные сведения из накопленных прежними цивилизациями знаний на пользу будущих поколений. Однако подавляющее большинство книг из этих архивов в настоящее время считаются безвозвратно утерянными.
Табличка из Тель-Амарна
Чтобы прояснить судьбу этих книг, нам предстоит совершить небольшой обзор о судьбе самых известных книгохранилищ, лишь кое-где снабжая его собственным комментарием.
Наш рассказ следует начать с известного Тель-Амарнского архива, случайно обнаруженного местными феллахами при грабительских раскопках в деревне Тель-Амарна, стихийно возникшей на месте построенной Эхнатоном новой столицы Египта, как центра его новой религии, города Ахетатона.
Однако обнаруженные в каменном подземном книгохранилище многочисленные ящики, доверху набитые глиняными табличками с иероглифическими знаками, содержали лишь хозяйственные записи и переписку князей Передней Азии с правителями Египта в период между 1400-1360 гг. до н.э.
Можно полагать, что после смерти Аменхотепа Четвертого (Эхнатона), когда его имя было вычеркнуто из официальной истории Египта и стерто со всех надписей, его архив также подвергся тщательной ревизии и до нас дошли уже отбракованные жрецами таблички не содержащие никаких сведений о его новой религии, основанной на событиях Критского катаклизма.
Эхнатон
Самое же интересное заключается в том, что позже, неоднократно делались попытки реанимировать элементы его солнечной религии, видоизменяя их применительно к своим нуждам.
Вот, например, что пишет Иосиф Флавий о религии ессеев: «До восхода солнца они воздерживаются от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к солнцу с известными древними по происхождению молитвами, как будто испрашивают его восхождения». А вот свидетельство Филона Александрийского о них же: утром «они встают, повернувшись и обратив взгляды к востоку, и, как только увидят восходящее солнце, простирают руки к небу и молят о благоденствии, истине и прозорливости». (О созерцании жизни, 89). А вот выдержка из письма наместника Вифинии Плиния Младшего к императору Траяну о расследовании вины ранних христиан: «Они утверждали, что вся их вина или заблуждения состоят в том, что они в установленный день собирались до рассвета солнца, воспевали, чередуясь, Христа как бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенность».
Между тем, я уже писал и о том, что «местность Аха», на которой построил свою столицу фараон Эхнатон, до сих пор является объектом поклонения мусульман, одной из самых многочисленных и почитаемых в современном мире религий.
А потому, с точки зрения прошедших веков, совсем неразумно считать фараона Эхнатона еретиком.
Ашшурбанипал
Среди древних собраний клинописных глиняных табличек, собранных в громадные библиотеки, следует отметить Хеттский архив глиняных табличек (совр. деревня Богазкей), а также библиотеку ассирийского царя Ашшурбанипала (669 – 633 гг. до н.э.) в Ниневии.
Она насчитывала до 20000 табличек, и размещалась в гигантском дворце его деда Сеннахериба.
Еще более впечатляет Ниппурская ( совр. деревня Хуффар) библиотека глиняных табличек, насчитывающая до 60000 глиняных табличек, хранящихся в 70 больших комнатах, среди которых было обнаружено и сказание о потопе.
К сожалению, несмотря на огромное количество сохранившихся табличек, все они значительно пострадали от времени и людей. Но именно они послужили прообразом для создания огромных коллекций книг.
А история крупнейших собраний книг начинается для нас со знаменитой Александрийской библиотеки, о которой нам предстоит рассказать более подробно.
kometa-vozmezdie.ru
Библиотеки Древней Греции
Библиотеки Древней Греции
Вспомним, что слово «библиотека» впервые появилось в Древней Греции. Книги древних греков походили на книги египтян — это тоже были свитки. Папирус для свитков греки покупали в Египте. Кроме папируса они писали на специально обработанной коже — пергамене, а также на деревянных дощечках, покрытых воском. В Древней Греции сложились замечательные учебные заведения — Академия и Ликей, имевшие большие библиотеки. В это же время стали появляться и личные библиотеки. Создание крупных книжных собраний стало одним из показателей культуры Древней Греции. В стенах древнегреческих библиотек развивались наука и литература.
Наиболее известными были Александрийская и Пергамская библиотеки.
История Александрийской библиотеки тесно связана с возникновением и укреплением династии Птолемеев и с распространением греческой культуры по всему Средиземноморью. Птолемей I Сотер, дабы придать своей власти вес в научных и культурных кругах, создает в городе Александрии академию — Мусейон, «храм муз» (от этого названия происходит современное слово «музей»). Возглавлял его верховный жрец, а члены Мусейона назначались царем и наделялись широкими привилегиями. Под покровительством царя они должны были заниматься философией, научными исследованиями, литературой и тем самым прославить царство Птолемеев на весь мир. Чтобы создать для этого оптимальные условия, при Мусейоне была основана библиотека.
О внешнем виде здания библиотеки в сохранившихся источниках сведений нет. Известно, что как часть Мусейона оно располагалось в самом богатом квартале города, где были расположены дворцы аристократии. Не сохранилось и точных данных о количестве книг в библиотеке, их число по разным сведениям колеблется от 40.000 до 700.000. Одно несомненно: фонды библиотеки были огромны для того времени.
Александрийская библиотека состояла из двух отделений: главное (при Мусейоне) и филиал (при храме Сераписа). Рукописи (папирусные и пергаментные свитки) для библиотеки собирались по всему миру, причем «иностранные» сочинения — египетские и латинские — переводились на греческий язык работниками библиотеки.
Наивысшего расцвета Александрийская библиотека достигла в годы правления царя Птолемея II Филадельфа, решившего собрать все произведения, написанные к тому времени на греческом языке, а также собрать и перевести на греческий важнейший сочинения, написанные на других языках.
Для пополнения библиотеки Птолемеи прибегали нередко к весьма специфическим методам. Так, каждое приходящее в Александрию судно подвергалось тщательному досмотру, и если на нем находилась какая-либо книга, то ее забирали в библиотеку, где с нее снимали копию, выплачивая владельцу некоторую финансовую компенсацию. Птолемеи стремились заполучать и оригиналы. В частности, Птолемей III посылал в Афины своих представителей за рукописями поэтов-драматургов — Эсхила, Софокла и Еврипида. Он выдал в качестве гарантии сохранности этих рукописей 15 талантов серебра. Однако он пожертвовал такой огромной суммой и вернул в Афины копии, оставив оригиналы себе. Насколько правдива эта информация — вопрос спорный, но в любом случае, такие свидетельства подтверждают то, что в Александрии все силы были брошены на приобретение нужных книг, при этом, наряду с покупкой и перепиской, не останавливались и перед незаконными средствами.
Имелись в Александрийской библиотеке и финикийские книги, от которых до наших дней сохранились лишь наименования или имена авторов. В библиотеке начали собирать также книги об индийских буддистах после того, как правитель Индии Ашока в первой половине Ш века до н.э. предложил Птолемею II Филадельфу принять буддистское вероисповедание.
Пожалуй, особого внимания заслуживает история перевода на греческий язык Библии. Птолемей II Филадельф направил раввину Иерусалима просьбу прислать ему законополагающие книги евреев, а также несколько переводчиков, знавших иврит и греческий. Раввин удовлетворил эту просьбу и отправил ему пять книг Библии и 72 духовных лица для написания перевода. Птолемей поместил каждого из них в отдельную комнату и приказал им работать самостоятельно. Когда они закончили свой труд, все 72 варианта были сравнены между собой. К великому удивлению, все тексты совпали.
Благодаря библиотеке многие александрийские ученые сохранили свою известность и до наших дней. Среди них: Евклид — автор труда «Начала» (15 книг), в котором содержатся основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов; Архимед — создатель интегральных методов исчисления площадей и объемов, автор «закона Архимеда» и целого ряда важнейших изобретений; Эрасистрат — один из основоположников греческой медицинской школы, исследовавший головной мозг и нервную систему человека; Эратосфен — ученый, заложивший основы математической географии, впервые измерил дугу меридиана. Среди выдающихся литераторов того времени могут быть упомянуты поэты Феокрит, Аполлоний Родосский, чья поэма «Аргонавтика» о мифическом путешествии за золотым руном оказала влияние на римскую литературу, Леонид Тарентский и другие. Их творчество послужило основанием для появления термина «александрийская поэзия».
Ученые александрийского Мусейона сделали очень многое для изучения и распространения героических поэм древнегреческого эпического поэта Гомера. Это же относится и к трудам древнегреческого историка Геродота, прозванного «отцом истории» и известного по описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др. Он же дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Александрийская библиотека имела огромное значение не только из-за размера фондов. Целью библиотеки было не только приобретение литературы на греческом языке и важнейших произведений на иностранных языках, но и установление подлинности текста, его комментирование и переписка (переиздание). Кроме того, первый в истории письменный каталог книг был создан в Александрийской библиотеке. Его автором был главный хранитель Каллимах. Он составил на 120 свитках так называемые «Таблицы» (полное название «Таблицы тех, кто проявил себя во всех видах литературы, и того, что они написали»), ставшие первым сводом всей греческой литературы. Каллимах систематизировал названия произведений по научным и литературным категориям. Он разделил литературу на прозу и поэзию. В поэзии выделил эпику, элегию, лирику, трагедию, комедию, а в прозе — историю, риторику, философию, медицину и право. В каждом разделе он перечислил авторов в алфавитном порядке, дал краткие биографические сведения и список всех произведений этого автора, также в алфавитном порядке, указывая первую строку и общее число строк (стихов). Таким образом, «Таблицы» стали образцом античного книгоописания, а сам Каллимах заслуженно получил у греков почетное прозвание «отца библиографии».
Хранение свитков осуществлялось по этой же предметной схеме в так называемых армариях (стеллажах). Каждый свиток снабжался этикеткой с именем автора и названием произведения.
Александрийская библиотека имела большой штат работников. Руководитель (хранитель) библиотеки, обычно признанный ученый или поэт, пост которого часто был совмещен с должностью воспитателя царского наследника, отвечал за приобретение книг. Также он возглавлял в качестве жреца высшего ранга александрийский Мусейон. Образованные «посланцы», состоящие в штате библиотеки, покупали книги-свитки во всех концах Средиземноморья и Малой Азии. Если свиток нельзя было купить, они заказывали с него копии. Для подсобной работы имелись рабы. Были на службе в библиотеке переписчики-копиисты, а для перевода иностранных произведений нанимались переводчики.
Располагалась библиотека в нескольких залах: в одних на полках-стеллажах покоились свитки, в других рукописи читали, были специальные помещения для переписки рукописей и разбора новых приобретений. Библиотека была открыта только для узкого круга пользователей, предназначалась исключительно для нужд членов Мусейона и царской семьи. Более широкому кругу пользователей и ученых была доступна «дочерняя библиотека» (филиал) в храме Сераписа, находившаяся в другом городском квартале.
Александрийская библиотека просуществовала несколько веков, обрела большую славу, послужила многим поколениям ученых. Постепенный упадок греческой культуры, вызванный завоеванием Греции Римом, привел к распылению фондов Александрийской библиотеки. Римские правители уменьшили свое внимание к ней, в частности, сократили материальную помощь культурным учреждениям Александрии, что привело к отъезду за границу некоторых видных ученых того времени, хотя библиотека и Мусейон продолжали сохранять свою известность и значимость. Существует несколько версий гибели библиотеки. Долгое время, считалось, что она была сожжена войсками Юлия Цезаря во время Александрийской войны в 47 году до н.э., когда был отдан приказ поджечь в порту флот Птолемея. Но свидетельства древних историков доказывают, что в то время погибла не вся библиотека, а лишь те книги, которые были подготовлены к отправке по морю и находились в порту. Как бы компенсируя эту потерю, римский консул Марк Антоний подарил позднее библиотеке Александрии 200 тысяч книг из Пергамской библиотеки. По другой версии, Александрийская библиотека была разрушена и окончательно погибла во время завоевания Александрии арабами в 640 году. Арабские авторы писали, что в то время несколько месяцев ценнейшими сокровищами письменности топились александрийские бани. Однако большинство исследователей сходится на том, что во время завоевания арабами библиотека уже не могла существовать, т.к. стала добычей пламени в 272 году во время войны между римским императором Аврелианом и царицей Пальмиры Зиновией (Бат-Заббай), когда был разрушен и сгорел дворцовый квартал в Александрии. Филиал при храме Сераписа просуществовал еще 120 лет. Его гибель связана с именем императора Феодосия I (346 — 395 гг.), который активно преследовал приверженцев язычества, утвердив господство христианства. При нем были отменены (как языческие) Олимпийские игры, разрушены многие языческие храмы, а в 391 году сожжена оставшаяся часть Александрийской библиотеки. Так погибли манускрипты, содержавшие мудрость предшествующих поколений не только Египта и Греции, но и ряда других стран.
Значение Александрийской библиотеки в античном мире было огромно и многообразно. В качестве научного центра она оказывала существенное влияние на духовную жизнь античного общества. В ней работали и ее возглавляли крупнейшие ученые того времени. При этом библиотека играла также культурно-политическую и властную роль, поддерживая авторитет и политическое положение династии Птолемеев в качестве наследников Александра Македонского в Египте.
За много веков существования Александрийской библиотеки сочинения сотен ученых и писателей, работавших в ней, расходились по всем странам древнего мира. Благодаря этому для последующих поколений сохранилась часть находившихся в библиотеке культурных сокровищ древности. Они легли в основу научных знаний и литературы многих народов в средние века и в новое время.
(Уже в наше время Александрийскую библиотеку стали восстанавливать. Идея воссоздания древнего книгохранилища принадлежала египетскому правительству. Основными спонсорами проекта стали ЮНЕСКО и арабские страны. Япония и Германия предоставили новой библиотеке новейшее телекоммуникационное оборудование. Начальный фонд библиотеки составляет более миллиона книг. В перспективе объем фонда планируется довести до восьми миллионов. Помимо читальных залов в библиотеке будет оборудован планетарий и конференц-зал).
Большие библиотеки существовали и в ряде других греческих городов — в Антиохи, Эфесе, а также в Пергаме, где находилась библиотека, которая по количеству и ценности хранившихся в ней книг немногим уступала Александрийской. Пергамская библиотека была основана во II веке до нашей эры царем Евменом II. Археологи нашли место, где располагалась библиотека и часть здания — круглое, 45-метровое в окружности хранилище рукописей и большой читальный зал. Небезынтересно отметить, что здание библиотеки, было обращено окнами на восток. По словам выдающегося архитектора античности Витрувия, это предохраняло книги от плесени, которая легко появлялась при влажных южных и западных ветрах, а также улучшало естественное освещение читального зала в утренние часы, когда обычно в библиотеке занимались читатели. Окнами на восток была обращена и библиотека в городе Эфесе, от которой сохранились не только двухэтажная постройка, но и широкая, ведущая к книгохранилищу мраморная лестница, украшенная статуями и барельефами.
С Пергамской библиотекой тесно связано производство пергамента — особо выделанной кожи, на которой можно было писать. С появлением пергамена рукописи по своему внешнему виду стали напоминать современную книгу: несколько пергаментных листов складывали, разрезали, сшивали и получали книгу из 4 — б листов. Любопытно, что обложки книг (тоже пергаментные) натирали кедровым маслом — для предохранения от порчи насекомыми; по этой же причине библиотечные шкафы предпочитали делать также из кедра.
Превосходя папирус по прочности и тонкости, пергамен, однако, стоил очень дорого. Поэтому долго еще рукописи в Греции продолжали писать в основном на папирусе, сворачиваемом в длинные свитки. Такие свитки, как и пергаментные книги, хранились в шкафах; каждый свиток был заключен в деревянный футляр, снабженный специальным ярлычком с названием сочинения.
Помимо публичных библиотек, в Греции существовали и частные. Известно, что значительные собрания книг имели многие греческие ученые, ораторы и писатели, например Платон, Аристотель, Феофраст, Еврипид, Демосфен.
studfiles.net
Самая древняя библиотека в мире — Необычные факты
Библиотека Ашшурбанипала — крупнейшая сохранившаяся библиотека древнего мира и вообще древнейшая из всех известных библиотек.
Составлялась в течение 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.). Служила также государственным архивом.
После смерти царя фонды были рассеяны по различным дворцам. Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25 000 глиняных табличек с клинописными текстами. Открытие библиотеки в середине XIX века имело огромное значение для понимания культур Месопотамии и для дешифровки клинописи.
Ашшурбанипал намеревался создать библиотеку, которая должна была исчерпывать все накопленные человечеством знания. Особенно его интересовали сведения, необходимые для управления государством, — о том, как поддерживать постоянное общение с божествами, о предсказании будущего по движению светил и по внутренностям жертвенных животных. Оттого львиную долю фондов составляли тексты заговоров, пророчеств, магических и религиозных ритуалов, мифологических сказаний. Основная часть сведений была извлечена из шумерских и вавилонских текстов специально организованными командами писцов.
Библиотека имела большое собрание медицинских текстов (с упором на лечение при помощи чародейства), однако богатое математическое наследие Вавилонии по непонятным причинам было проигнорировано. Здесь имелись многочисленные списки литературно-эпических сказаний, в частности таблички с эпосом о Гильгамеше и мифологическим переводом Энума элиш, а также таблички с молитвами, песнями, юридическими документами (например, кодекс Хаммурапи), хозяйственными и административными записями, письмами, астрономическими и историческими трудами, записями политического характера, списками царей и поэтическими текстами.
Тексты были написаны на ассирийском, вавилонском, диалекте аккадского языка, а также на шумерском языках. Очень многие тексты представлены параллельно на шумерском и аккадском языках, включая энциклопедические издания и словари. Как правило, один текст хранился в шести копиях, что сегодня значительно облегчает работу по дешифровке табличек. На сегодня библиотека Ашшурбанипала является крупнейшим собранием текстов на аккадском языке.
Основание библиотеки состоялось по приказу ассирийского правителя Ашшурбанипала, который отличался большим интересом к текстам и знаниям в целом. Предшественники Ашшурбанипала имели небольшие дворцовые библиотеки, но ни один из них не имел такой страсти к коллекционированию текстов. Ашшурбанипал отправлял многочисленных писцов в разные регионы своей страны, чтобы те изготавливали копии всех текстов, которые они встретят. Кроме того, Ашшурбанипал заказывал у всех крупных храмовых архивов копии текстов, которые затем пересылались ему в Ниневию. Иногда, во время военных походов Ашшурбанипалу удавалось захватить целые клинописные библиотеки, которые он также доставлял в свой дворец.
Библиотекари Ашшурбанипала проводили огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки, о чём свидетельствуют в том числе многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. Сам Ашшурбанипал придавал большое значение упорядочению библиотеки. На каждой табличке было написано его имя (своеобразный экслибрис), в колофоне было приведено название оригинальной таблички, с которой была сделана копия. В библиотеке были сотни кодексов с вощеными страницами, что позволяло исправлять или переписывать текст, написанный на воске. В отличие от клинописных табличек (которые только закаляются во время пожаров), таблички из воска недолговечны. Они не сохранились, равно как и имевшиеся в библиотеке свитки — пергаментные и папирусные. Судя по древним каталогам, до наших дней дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов.
Огромный массив клинописных текстов дошел до наших дней исключительно благодаря страсти Ашшурбанипала к писаному слову. Во многих случаях древние памятники месопотамской письменности сохранились только в копиях, выполненных по приказу этого правителя. Некоторые из представленных текстов имеют тысячелетнюю историю (хотя сами таблички не очень древние, в нормальных условиях они редко хранились более 200 лет).
Сам Ашшурбанипал гордился тем, что он был единственным ассирийским правителем, который умел читать и писать. На одной из табличек найдена его личная запись:
«Я изучил то, что мне принес мудрый Адапа, овладел всем тайным искусством письма на табличках, стал разбираться в предсказаниях в небе и на земле, участвую в дискуссиях ученых мужей, предсказываю будущее вместе с опытнейшими толкователями предсказания по печени жертвенных животных. Я умею решать сложные, непростые задачи на деление и умножение, постоянно читаю мастерски выписанные таблички на таком сложном языке, как шумерский, или таком трудном для толкования, как аккадский, знаком с допотопным записями камне, которые являются уже совсем непонятными».
Записи самого Ашшурбанипала (вероятно, составленные лучшими писцами) отмечены высокими литературными качествами.
Через поколение после Ашшурбанипала его столица пала под ударами мидян и вавилонян. Библиотека не была разграблена, как обычно бывает в таких случаях, а оказалась погребённой под руинами тех дворцов, где хранилась.
В 1849 году большую часть библиотеки (которая хранилась в северо-западном дворце на берегу Евфрата) нашел британский археолог Остин Генри Лэйард. Через три года ассистент Лэйарда британский дипломат и путешественник Хормузд Расам в противоположном крыле дворца нашел вторую часть библиотеки. Обе части были вывезены на хранение в Британский музей. Открытие библиотеки позволило учёным составить представление об ассирийской культуре «из первых рук». До этого об Ассирии было известно только из трудов Геродота и других историков Эллады, а их источником служили, в свою очередь, персы. Наибольшую сенсацию в научном сообществе произвело обнаружение эпоса о Гильгамеше с изложением библейской истории о всемирном потопе.
При извлечении табличек из-под обломков тщательный учёт места их обнаружения не велся. В Британском музее обе части были помещены в общее хранилище, так что теперь невозможно судить, какие таблички где были найдены. Ученые до сих пор работают над сортировкой отдельных фрагментов («joints»), каталогизацией и дешифровкой текстов. Британский музей вместе с иракскими учеными работает над созданием музея-библиотеки в Ираке, где должны быть представлены репродукции оригинальных табличек.
factsite.ru
Библиотеки Древнего Востока
Возникновение библиотек как хранилищ памятников письменности относится к III тысячелетию до нашей эры. При раскопках старых городов государств Древнего Востока – Ассирии, Вавилонии, Урарту – археологи находят специальные помещения для хранения книг, а иногда и сами книги. Впрочем, тогдашние памятники письменности могут быть названы “книгами” весьма условно: это были глиняные черепки, свитки папируса или пергамента.
Древнейшие из известных нам сегодня библиотек существовали в районе Южного Двуречья – Шумере. Считается, что Шумер был колыбелью евразийской цивилизации и оттуда, видимо, происходит “все на свете”. Шумерийцы представляли собой высокоразвитую цивилизацию: они создали сеть оросительных каналов, изобрели гончарный круг, колесо, плуг, парусную лодку, умели изготовлять литье из меди и бронзы. Главным природным богатством этого района была глина: из нее строили жилища, изготовляли посуду, светильники и гробы. Даже человек, согласно древнему шумерийскому мифу, был сотворен из глины. Поэтому естественно, что материальными носителями знаков письменности здесь стали глиняные таблички. В большинстве своем они были небольшого размера – примерно 5 х 5 см. Знаки нанесенного на них текста оказываются иногда такими мелкими, что их приходится читать с помощью лупы. На сырой глиняной табличке тонким тростниковым стержнем, имевшим на срезе форму маленького треугольника, наносили знаки, состоящие из вертикальных, горизонтальных и косых клиньев (отсюда и название системы письма – клинопись). Затем таблички обжигались для прочности.
Во второй половине III тысячелетия до нашей эры шумерийская литература была представлена разнообразными жанрами. Это были и эпические сказания в стихах, гимны богам, поучения, басни, пословицы, поговорки. Развивалась у шумерийцев и наука: среди расшифрованных табличек есть труды по сельскому хозяйству (найден календарь землевладельца и классификация растений), математике, истории, географии (до нас дошли древнешумерийские карты). Иногда таблички использовались для записей хозяйственного характера.
Глиняных табличек было великое множество. Так, при раскопках культового центра Шумера – Ура – было найдено более 20 тысяч табличек. В другом религиозном центре – Ниппуре – тоже найдено несколько тысяч табличек, размещавшихся в шестидесяти двух комнатах.
Все это свидетельствует не только о наличии и распространении письменности, но и о попытках собрать и сохранить памятники письма. Естественно, что исходный материал (глина) и обилие табличек требовали решить вопросы их хранения и организации. Хранились клинописные таблички в ивовых корзинах, каждая из которых завязывалась и снабжалась этикеткой с надписью (например: “Документы, касающиеся сада”, “Тростниковая корзинка с документами, касающимися мастерской ткачей”).
Что касается организации табличек, то здесь явно существовала какая-то система. Ученый С. Крамер предполагает, что для облегчения размещения и поиска нужных материалов составлялись списки литературных произведений, сгруппированных по определенным признакам. Это предположение подтверждают найденные при раскопках и расшифрованные впоследствии древние каталоги (один из них в настоящее время хранится в Музее Пенсильванского университета, другой – в Лувре).
Табличка размером 6,5 х 3,5 см вся покрыта клинописными значками с обеих сторон. Каждая сторона поделена на два столбца. Кроме того, каждые 10 строк текста отделены горизонтальной чертой. При расшифровке установили, что это не связный текст, а названия 62-х литературных произведений, из которых 24 дошли до нас.
И все-таки назначение этой описи точно не известно, как неизвестен принцип расположения названий произведений в списке.
Пока о библиотеках Шумера мы знаем весьма мало, но возможно, дальнейшие археологические раскопки и расшифровка табличек помогут нам со временем рассеять туман доисторического прошлого.
Шумерская клинопись широко распространилась по странам Ближнего Востока и Малой Азии. В эпоху расцвета древневавилонской культуры клинопись шумеров становится международной системой письменности.
Из всех известных библиотек Древнего Востока особого внимания заслуживает Ниневийская библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (YII в. до н. э.). Этот царь был, видимо, большим любителем книг и знаний. Он писал о себе: “Я, Ашшурбанипал, постиг мудрость Набу, все искусство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть, научился стрелять из лука, ездить на лошади и колеснице, держать вожжи..., постиг скрытые тайны искусства письма. Я читал о небесных и земных постройках и размышлял над ними... Я присутствовал на собраниях переписчиков... Я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу понятны...”
Ашшурбанипал собрал в столице своего государства – Ниневии – большую библиотеку, которая являлась подлинной жемчужиной древней эпохи. Царь посылал в разные города Месопотамии своих представителей, опытных писцов, которые разыскивали древние книги и снимали с них копии. Многие из них поэтому в конце текста имеют приписку: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Всего было собрано свыше 100 тысяч глиняных табличек. Среди них были тексты по самым разным отраслям знаний на нескольких языках (не только шумерском): медицинские трактаты и грамматические справочники, книги религиозного содержания и мифы, летописи ассирийских царей и записи астрономических наблюдений.
Библиотека занимала специальные, роскошно отделанные помещения двух дворцов Ашшурбанипала, один из которых назывался “Дом наставлений и советов”.
Ниневийская библиотека содержалась в образцовом порядке. Каждая книга имела свой “библиотечный штамп”: “Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства”.
Таблички размещались в систематическом порядке. Были выделены книги по астрономии, грамматике и религии, обычаям и законам и т.д. Каждое произведение хранилось в отдельном ящике или глиняном ларе. В каталогах указывалось название произведения (по первой строке), а также комната и полка, на которой оно хранилось. К полке прикреплялась фаянсовая этикетка (величиной с мизинец) с названием отрасли знания.
Судьба библиотеки Ашшурбанипала печальна: она была разрушена после падения Ниневии под натиском войск Вавилона и Мидии.
Нам многое известно о Ниневийской библиотеке благодаря раскопкам английского археолога О. Лэйярда в середине XIX века. Тогда же, несмотря на грозное предостережение, начертанное на одной из табличек: “Того, кто посмеет унести эти таблицы ... пускай покарает своим гневом Ашшур и Белит, а имя его и его наследников навсегда будет предано забвению в этой стране”, – остатки Ниневийской библиотеки (около 20 тысяч табличек) были переправлены в Лондон и с тех пор хранятся в Британском музее. А их первооткрыватель – археолог Лэйярд, кстати, скоропостижно скончался вскоре после своей находки.
Каталог Ниневийской библиотеки был издан в Лондоне в конце ХIХ века.
Другой самой большой археологической находкой после библиотеки Ашшурбанипала была библиотека хеттов. Мало кто из нас может сказать, что это был за народ, а ведь в свое время могущественное Хеттское царство по праву соперничало с Египтом, хетты покорили Вавилон и сравняли его с землей для устрашения других народов. Но так уж случилось, что история сохранила очень мало сведений об этой державе. Недаром оксфордский профессор А. Сэйс, заново открывший миру Хеттское царство, назвал свою книгу “Хетты, или История забытого народа” (1903).
Хеттское государство располагалось на территории современной Турции и северной Сирии и существовало около 700 лет. Расцвет хеттов приходится на ХIX-XIII века до нашей эры.
Обнаруженные немецким ученым Г. Винклером (1907) более 10 тысяч глиняных табличек позволили получить некоторое представление о Хеттском царстве, его культуре и библиотеках. Основная масса табличек – это религиозные тексты (ритуалы, молитвы, гимны), но найдены были и труды по математике, истории, многочисленные комментарии к кодексу законов, различные поэтические произведения, короткие своеобразные рассказы, названные “записями недосмотров и глупостей”.
Особенностью хеттских табличек является авторство литературных и научных произведений.
Хеттские библиотекари и архивариусы создали науку о хранении книг. Сохранились клинописные тексты каталогов хеттской библиотеки, в которых были пометки об утраченных документах. Использовались этикетки к отдельным произведениям. Все это свидетельствует о порядке, который поддерживался в хранилище глиняных книг.
Хотя шумерская клинопись имела международный характер, не все народы Древнего Востока приняли ее. В то время, когда глиняная клинописная книга стала широко распространяться, на Востоке уже существовала другая глубоко разработанная система письма – египетская. До нашего времени сохранился любопытный памятник египетской письменности – “Поучение...” – своеобразная “сатира на ремесла”. Среди прочих профессий, вызывающих насмешку автора, мы находим профессию курьера. Когда он отправляется за границу, – говорит “Поучение...”, – у него “кирпич за поясом”. Исследователи интерпретируют это выражение как намек на тяжелый груз глиняных табличек, содержащих дипломатические документы, то есть египтяне презрительно относились к письменности на глиняных табличках. Именно в Египте впервые в истории человечества был изобретен максимально удобный во многих отношениях материал для письма – папирус*. Слово “папирус” стало обозначать бумагу на многих языках Европы (сравни: нем. – papier, фр. – papier, англ. – paper). Папирус стал главным писчим материалом древности.
Центром всей официальной египетской жизни был храм. Церковь и государство в Египте были объединены, в стране существовала теократическая форма правления. Не случайно поэтому древнеегипетская литература была в значительной ее части религиозной литературой. Это были собрания гимнов, молитв, описания религиозных обрядов, сборники магических формул и т. д. Но даже если книги были чисто научного содержания – как, например, сочинения по геометрии, астрономии, медицине – они все равно находились в ведении жрецов, и наиболее распространены были именно храмовые библиотеки.
Письмо, книга высоко почитались в Египте, библиотеки считались средоточием мудрости. У египтян был бог луны и мудрости – Тот, он же покровительствовал писцам; богиня Сешат – покровительница библиотек; бог познания Сиа.
Профессия писца была очень почетной, недаром знатные вельможи и чиновники любили, чтобы их изображали в позе пишущего, со свитком в руках. Есть данные, косвенным образом свидетельствующие, что люди, выполняющие обязанности библиотекарей (хотя это и не были библиотекари-профессионалы в современном понимании), тоже были окружены почетом: на берегу Нила обнаружены гробницы двух библиотекарей – отца и сына, служивших при фараоне Рамзесе (около 1200 г. до н. э.). Это говорит о том, что в Древнем Египте должность библиотекаря подобно многим другим государственным должностям была наследственной.
До нашего времени дошли сведения лишь о немногих древнеегипетских библиотеках. Известно книгохранилище фараона Рамзеса II, основанное в 1300 г. до н. э. вблизи столицы Египта – Фив. На портале библиотеки было написано “Аптека для души”. На двери и стенах библиотеки изображались боги, покровительствующие письму, познанию, библиотекам. В книгохранилище были религиозные произведения, пророчества, повести, сказки, медицинские трактаты, дидактические поучения, труды по математике.
Лишь руины сохранились от другой древнеегипетской библиотеки в Карнаке, которая была известна как “Дом книги”. Все еще стоит библиотечное здание в Эдфу, которое известно как “Дом папируса”, но ни одна из рукописей, хранившихся в нем, не уцелела. Тем не менее, благодаря каталогу, высеченному на одной из стен этого здания, известно, что фонды библиотеки в “Доме папируса” содержали работы по управлению государством, магии и тому, что в то время считалось медициной и наукой: например, как противостоять богу тьмы и раздоров, как уберечься от крокодилов и змей и т.д.
Свитки папирусов в египетских библиотеках хранились в ящиках, в глиняных кувшинах или специальных футлярах, которые размещались в нишах стен.
Многие библиотеки Древнего Египта являлись местом обучения, при этом учебным материалом служили лучшие произведения. Кстати, ученические свитки сохранили для нас некоторые сочинения, тексты которых были позже утрачены.
Кроме дворцовых и храмовых библиотек в Древнем Египте были и частные библиотеки. При раскопках (1895) одной из гробниц, относящейся ко времени ХIII династии, были найдены остатки одной из самых древних в мире частных библиотек. Здесь было обнаружено 20 папирусов, среди которых оказались как религиозные, так и светские тексты.
Сведения о древнеегипетских библиотеках скудны, так как папирус – хрупкий материал даже при самых благоприятных условиях его хранения; и потому мы больше знаем о библиотеках Вавилона и Ассирии, где писали на глине.
Высокоразвитая цивилизация Древнего Египта оказала сильнейшее влияние на культуру окружавших его народов. Поэтому естественно, что вместе с другими достижениями и культурными завоеваниями Египта, они заимствовали у него и форму папирусной книги-свитка. Одними из первых сделали это древние греки, от которых культуру книги переняли древние римляне, а затем и остальные народы Европы.
История библиотечного дела хранит немало тайн, некоторые из которых постепенно становятся предметом изучения ученых. В апреле 1948 года журналы, газеты и радио известили о находке древних рукописей. Из сообщений стало известно, что весной 1947 года бедуины полукочевого племени таамире обнаружили в одной из пещер северо-западного побережья Мертвого моря клад рукописей. Это были исписанные древнееврейским письмом кожаные свитки, возраст которых, как было впоследствии установлено, превышает две тысячи лет. Последовавшие затем поиски и археологические раскопки привели к открытию в окрестностях Мертвого моря новых тайников с рукописями. В настоящее время найдено около 40000 фрагментов различной величины, в том числе, мелких и мельчайших обрывков и клочков, представляющих остатки около шестисот книг. Почва Палестины впервые открыла для науки свои хранилища древних рукописей. Это открытие вошло в историю науки под названием “Кумранские рукописи”.
Кумранские рукописи представляют собой остатки некогда обширной библиотеки. Как выяснилось, они принадлежали неизвестной ранее иудейской секте, проживавшей в Иудейской пустыне со II века до н. э. до 68 года н. э. и именуемой сейчас кумранской общиной. Книги кумранской общины, дошедшие до нас, разнообразны: это были рукописные произведения на коже, пергаменте, папирусе и надписи на медных таблицах, составленные на восьми языках и диалектах: древнееврейском, греческом, латинском, арабском и других. По содержанию рукописи можно условно разделить на следующие группы: библейские (канонические) тексты, апокрифические тексты, комментарии на ветхозаветные книги и документы, относящиеся непосредственно к кумранской общине (Устав общины, гимны и благодарственные молитвы, деловые и хозяйственные документы). Об устройстве самой кумранской библиотеки и организации ее работы ничего не известно, но изучение рукописей Мертвого моря еще продолжается.
Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 626 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: ISBN 5-94839-047-0 | Библиотеки Древнего Рима | Библиотеки Византии | Библиотеки Арабского халифата | Монастырские библиотеки средневековой Европы | Частные библиотеки средневековья | Библиотеки средневековых университетов | Изобретение книгопечатания | Библиотеки в эпоху Возрождения | Развитие письменности в Киевской Руси |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.056 сек.)