Древние мыслители. Тест по обществознанию Древние мыслители о мире и человеке 11 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мудрецы Древней Греции. Семь мудрецов Древней Греции. Древние мыслители


Великие мыслители древней Греции

Великие мыслители древней Греции.

Платон Афийский

Великий мыслитель, основатель Академии – философской школы, Платон Афийский родился в 427 г. до н. э. и дожил до 347г. до н. э. Основанная им философская школа просуществовала почти 1000 лет – до 529г. н. э. Платон занимался вопросами сотворения Мира. На вопрос, каким образом мог появиться гармонично устроенный мир, Платон отвечал, что он был сотворён согласно определённому плану. По убеждениям Платона, мир, задуманный и созданный Вечносущим Богом, одушевлён и божествен.

Платон в одном из своих диалогах писал: «Весь этот замысел Вечносущего Бога относительно Бога, которому только предстояло быть, требовал, чтобы тело космоса было сотворено гладким…одинаково распространённым во все стороны от центра… В его центре построивший дал место душе, откуда распространил её по всему протяжению и вдобавок облёк ею тело извне».

В сочинениях Платона впервые в европейской культуре встречается идея единого Бога – Творца. Его Платон называет Демиургом, что значит Мастер. По мнению Платона, Демиург для устройства Вселенной создал особое вещество в виде смеси двух сущностей – «неделимой идеальной» и «делимой материальной». Потом Демиург «рассёк состав по длине на две части», свернул их и из одной сделал небо неподвижных звёзд, а вторую - заготовку остальных небесных тел – «разделил на семь неравных кругов, сохраняя число двойных и тройных интервалов».

Это деление, определяющее расстояние между Землёй и орбитами светил, называют платоновской гармонией сфер.

Относительные расстояния от Земли до светил получились такими:

Луна – 1, Солнце – 2, Венера – 3, Меркурий - 4 , Марс - 8, Юпитер -9, Сатурн – 27.

На самом деле предложенные Платоном интервалы никак не связаны с действительностью, они имеют только историческое значение. Но в развитии астрономии принцип поиска закономерностей в размерах орбит сыграл достаточно важную роль.

В одном из наиболее поздних своих диалогов - «Тимее» Платон упомянул о подвижности Земли: «Земле же кормилице нашей, он (Демиург (авт).) определил вращаться вокруг оси, проходящей через Вселенную, и поставил её блюстительницей дня и ночи».

Это движение Земли противоречило вращению, которое философ приписывал небу и звёздам.

Возможно, Платон в своих выводах по движению небесных тел сомневался и не определился, какое вращение предпочесть.

В основанной Платоном Академии Философ читал лекции о создании мира, о нравственности. Что касается нравственности, то одним из примеров его убеждений является то, что он не одобрял дорогие наряды на молодых людях и даже осуждал эту, как он утверждал, женскую страсть к нарядам и украшениям. Он понимал, что молодым людям хотелось нравиться, что они чувствовали себя гораздо лучше в дорогих и красивых нарядах, чем в одноцветной хламиде, но многолетние привычки Платона не соглашаются с доводами его разума. Он был широкоплеч, красив, статен – он благороден. И простой наряд, считал философ, лишь подчёркивал его благородство.

Из школы философии Платона вышло много учеников, ставших впоследствии мыслителями, учёными, логиками. Некоторые из них следовали взглядам своего учителя, другие не во всём соглашались с великим философом и создавали свои, противоположные идеям Платона теории. Так зарождалась наука – в противоречиях и спорах, надо сказать, и не только в древние века. Так она развивается и по настоящее время.

Говоря о правильных и ошибочных точках зрения на многочисленные проблемы, с которыми пришлось столкнуться Платону, хочется отметить, что есть «вечные» вопросы, ответы на которые и сейчас являются неоднозначными. Вопрос о сотворении мира, т. е. о возникновении Вселенной – может ли когда-нибудь кто-то точно или с большой степенью вероятности ответить – как это произошло.

Или, к примеру, где искать Атлантиду? Что произошло на планете в то время, когда исчезла Атлантида? Поразительно, но в своё время Платон также писал о катастрофе, приведшей к гибели атлантов и их среды обитания. Платон в своих работах указывал, что Атлантида располагалась за проливом Гибралтар в Атлантике. Древнегреческий учёный привёл две весьма приблизительные даты гибели Атлантиды: одиннадцать и двенадцать тысяч лет назад, если вести счёт от нашего времени.

О прекрасном острове и могучем государстве атлантов поведал миру, увы, только он один, великий философ Древней Греции – Платон. Но Платон же, по его утверждению, опирался на рассказ об Атлантиде своего предка по материнской линии, «мудрейшего из семи мудрых», Солона. (Год рождения Солона не установлен, но известно, что в 594 г. до н. э. он был архонтом в Афинах. Дата его смерти также не известна. Дожил Солон до глубокой старости).

Полулегендарная – полуисторическая родословная Солона и Платона необычайно интересна. Родоначальником их был не кто иной, как сам бог Посейдон. Тот самый Посейдон, что «основал Атлантиду и населил её своими детьми».

Правнуком сына Посейдона Нелея был афинский царь Кодр. Солон был потомком Кодра, а Платон – праправнуком Кодра. Путешествуя по Египту, греческий мудрец Солон узнал от жрецов, а быть может прочёл в храме богини Нейт в Саисе, историю Атлантиды.

В сочинениях Плутарха сообщается о том, что Солон начал «обширный труд» об Атлантиде, но не закончил его. От этого труда, к сожалению, до наших дней ничего не дошло. Спустя 200 лет потомок Солона Платон поведал миру в своих диалогах «Тимей» и «Критий» сказание Солона об Атлантиде, услышанное им от внука Солона, Крития. Это сказание поражает воображение наших современников точностью совпадений многих процессов, происходящих на планете, приведших к гибели загадочного острова, с данными современных учёных. Платон рассказывает о великом и могучем народе атлантов, об их прекрасном острове и высокой цивилизации. Платон писал: «Власть союза царей простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка. А по эту сторону пролива атланты овладели Ливией до Египта и Европой вплоть до Тиррении (Этрурии), поскольку флот атлантов безраздельно господствовал на морях». Платон рассказывает о государственном устройстве атлантов. Он описывает храмы, дворец, кольцевые каналы, мосты, гавани. Рассказывает Платон и о трагической гибели прекрасного острова – в результате грандиозной катастрофы остров поглотило море. Ни один письменный источник древних, кроме диалогов Платона не сообщает ничего об Атлантиде.

Аристотель Стагирский

Ученик Платона Аристотель сказал «Платон мне друг, но истина дороже». Слова эти стали поговоркой, но мало кому известно, что одной из причин, которая побудила Аристотеля предпочесть «истину» своему учителю, была всё та же история с Атлантидой. Приговор, вынесенный Атлантиде Аристотелем, нашёл поддержку у христианских догматиков: ведь в средние века был хорошо известен год сотворения мира - 5508 г. до н. э. Оспаривать сей факт не разрешалось: с еретиками поступали круто.

Но не только Атлантида была причиной разных «истин» ученика и учителя.

Это были первые создатели философских учений, теоретических схем и моделей. Они жили за несколько столетий до н. э.

Один из величайших философов и учёных родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, вблизи Афона.

Его отец Никомах и мать Фестида были благородного происхождения.

Отец был придворным врачом македонского врача Аминты третьего, ту же должность он прочил своему мальчику.

Никомах первоначально сам обучал сына врачебному искусству и философии, в то время нераздельной с медициной. Но он рано умер и перед смертью очень горевал, что не успел до конца обучить сына искусству врачевания, и тем самым не обеспечил ему место при царе, по его слова – лучшее место при лучшем царе.

Перед смертным часом отец посоветовал сыну при достижении 17 лет идти в Афины, в то время – столицу всей эллинской мудрости, и найти там себе настоящих учителей жизни.

Отец настоятельно рекомендовал сыну запомнить имя Платона, который, по его словам, ведёт свой род от Солона, который был сыном Аполлона. Поскольку наш род знатен, ибо мы потомки Асклепия, - говорил отец сыну, а в ком соединится мудрость Асклепия и мудрость Аполлона, тот и станет самым мудрым из людей и приблизится к богам.

Аристотель поклялся, что так и сделает, и при достижении им 17 лет, уже на следующий день отправился в Афины, к Платону.

В 367 г. до н. э. он поступил в школу, основанную Платоном - учеником Сократа (469 -399 г. до н.э.) в местечке Академия, недалеко от Афин.

После 20 лет учёбы Аристотель основал в Афинах свою философскую школу, в некотором роде противоречивую Академии Платона.

После смерти Платона Аристотель вместе с любимым учеником последнего Ксенофонтом переехал к атарнейскому тирану Гермине. Женившись на его племяннице Пифнаде, Аристотель поселился с нею в Мистилене, откуда был призван македонским царём Филиппом на воспитание его сына. Благородный дух воспитанника, величие его подвигов говорят о животворном и благодетельном влиянии великого философа на мальчика, ставшим впоследствии знаменитым полководцем Александром.

Переехав в 334 г. до н. э. снова в Афины, Аристотель основал там свою школу, получившую название перипатетической.

При жизни Аристотель не был любим и не всегда признан, превратности судьбы сказались на том, что некоторые работы оказались неполными и отрывочными. Впрочем, многих учёных, которые жили значительно позже, постигла та же участь.

Наружность учёного не отличалась привлекательностью. Он был роста небольшого, сухощав, близорук, картав. С язвительной улыбкой на губах, он был холоден и насмешлив. Противники боялись его речи, всегда логичной и ловкой, остроумной и саркастической, что способствовало, конечно, появлению большого количества врагов.

Отрицательное расположение греков к Аристотелю преследовало и после смерти. При жизни его обвиняли в безбожии, в результате чего 62-летний, он покинул Афины и переселился в Халпис на Эвбе, где через несколько месяцев умер от болезни желудка.

mirznanii.com

Великие мыслители древней Греции

Платон Афийский

Великий мыслитель, основатель Академии – философской школы, Платон Афийский родился в 427 г. до н. э. и дожил до 347г. до н. э. Основанная им философская школа просуществовала почти 1000 лет – до 529г. н. э. Платон занимался вопросами сотворения Мира. На вопрос, каким образом мог появиться гармонично устроенный мир, Платон отвечал, что он был сотворён согласно определённому плану. По убеждениям Платона, мир, задуманный и созданный Вечносущим Богом, одушевлён и божествен.

Платон в одном из своих диалогах писал: «Весь этот замысел Вечносущего Бога относительно Бога, которому только предстояло быть, требовал, чтобы тело космоса было сотворено гладким…одинаково распространённым во все стороны от центра… В его центре построивший дал место душе, откуда распространил её по всему протяжению и вдобавок облёк ею тело извне».

В сочинениях Платона впервые в европейской культуре встречается идея единого Бога – Творца. Его Платон называет Демиургом, что значит Мастер. По мнению Платона, Демиург для устройства Вселенной создал особое вещество в виде смеси двух сущностей – «неделимой идеальной» и «делимой материальной». Потом Демиург «рассёк состав по длине на две части», свернул их и из одной сделал небо неподвижных звёзд, а вторую - заготовку остальных небесных тел – «разделил на семь неравных кругов, сохраняя число двойных и тройных интервалов».

Это деление, определяющее расстояние между Землёй и орбитами светил, называют платоновской гармонией сфер.

Относительные расстояния от Земли до светил получились такими:

Луна – 1, Солнце – 2, Венера – 3, Меркурий - 4, Марс - 8, Юпитер -9, Сатурн – 27.

На самом деле предложенные Платоном интервалы никак не связаны с действительностью, они имеют только историческое значение. Но в развитии астрономии принцип поиска закономерностей в размерах орбит сыграл достаточно важную роль.

В одном из наиболее поздних своих диалогов - «Тимее» Платон упомянул о подвижности Земли: «Земле же кормилице нашей, он (Демиург (авт).) определил вращаться вокруг оси, проходящей через Вселенную, и поставил её блюстительницей дня и ночи».

Это движение Земли противоречило вращению, которое философ приписывал небу и звёздам.

Возможно, Платон в своих выводах по движению небесных тел сомневался и не определился, какое вращение предпочесть.

В основанной Платоном Академии Философ читал лекции о создании мира, о нравственности. Что касается нравственности, то одним из примеров его убеждений является то, что он не одобрял дорогие наряды на молодых людях и даже осуждал эту, как он утверждал, женскую страсть к нарядам и украшениям. Он понимал, что молодым людям хотелось нравиться, что они чувствовали себя гораздо лучше в дорогих и красивых нарядах, чем в одноцветной хламиде, но многолетние привычки Платона не соглашаются с доводами его разума. Он был широкоплеч, красив, статен – он благороден. И простой наряд, считал философ, лишь подчёркивал его благородство.

Из школы философии Платона вышло много учеников, ставших впоследствии мыслителями, учёными, логиками. Некоторые из них следовали взглядам своего учителя, другие не во всём соглашались с великим философом и создавали свои, противоположные идеям Платона теории. Так зарождалась наука – в противоречиях и спорах, надо сказать, и не только в древние века. Так она развивается и по настоящее время.

Говоря о правильных и ошибочных точках зрения на многочисленные проблемы, с которыми пришлось столкнуться Платону, хочется отметить, что есть «вечные» вопросы, ответы на которые и сейчас являются неоднозначными. Вопрос о сотворении мира, т. е. о возникновении Вселенной – может ли когда-нибудь кто-то точно или с большой степенью вероятности ответить – как это произошло.

Или, к примеру, где искать Атлантиду? Что произошло на планете в то время, когда исчезла Атлантида? Поразительно, но в своё время Платон также писал о катастрофе, приведшей к гибели атлантов и их среды обитания. Платон в своих работах указывал, что Атлантида располагалась за проливом Гибралтар в Атлантике. Древнегреческий учёный привёл две весьма приблизительные даты гибели Атлантиды: одиннадцать и двенадцать тысяч лет назад, если вести счёт от нашего времени.

О прекрасном острове и могучем государстве атлантов поведал миру, увы, только он один, великий философ Древней Греции – Платон. Но Платон же, по его утверждению, опирался на рассказ об Атлантиде своего предка по материнской линии, «мудрейшего из семи мудрых», Солона. (Год рождения Солона не установлен, но известно, что в 594 г. до н. э. он был архонтом в Афинах. Дата его смерти также не известна. Дожил Солон до глубокой старости).

Полулегендарная – полуисторическая родословная Солона и Платона необычайно интересна. Родоначальником их был не кто иной, как сам бог Посейдон. Тот самый Посейдон, что «основал Атлантиду и населил её своими детьми».

Правнуком сына Посейдона Нелея был афинский царь Кодр. Солон был потомком Кодра, а Платон – праправнуком Кодра. Путешествуя по Египту, греческий мудрец Солон узнал от жрецов, а быть может прочёл в храме богини Нейт в Саисе, историю Атлантиды.

В сочинениях Плутарха сообщается о том, что Солон начал «обширный труд» об Атлантиде, но не закончил его. От этого труда, к сожалению, до наших дней ничего не дошло. Спустя 200 лет потомок Солона Платон поведал миру в своих диалогах «Тимей» и «Критий» сказание Солона об Атлантиде, услышанное им от внука Солона, Крития. Это сказание поражает воображение наших современников точностью совпадений многих процессов, происходящих на планете, приведших к гибели загадочного острова, с данными современных учёных. Платон рассказывает о великом и могучем народе атлантов, об их прекрасном острове и высокой цивилизации. Платон писал: «Власть союза царей простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка. А по эту сторону пролива атланты овладели Ливией до Египта и Европой вплоть до Тиррении (Этрурии), поскольку флот атлантов безраздельно господствовал на морях». Платон рассказывает о государственном устройстве атлантов. Он описывает храмы, дворец, кольцевые каналы, мосты, гавани. Рассказывает Платон и о трагической гибели прекрасного острова – в результате грандиозной катастрофы остров поглотило море. Ни один письменный источник древних, кроме диалогов Платона не сообщает ничего об Атлантиде.

Аристотель Стагирский

Ученик Платона Аристотель сказал «Платон мне друг, но истина дороже». Слова эти стали поговоркой, но мало кому известно, что одной из причин, которая побудила Аристотеля предпочесть «истину» своему учителю, была всё та же история с Атлантидой. Приговор, вынесенный Атлантиде Аристотелем, нашёл поддержку у христианских догматиков: ведь в средние века был хорошо известен год сотворения мира - 5508 г. до н. э. Оспаривать сей факт не разрешалось: с еретиками поступали круто.

Но не только Атлантида была причиной разных «истин» ученика и учителя.

Это были первые создатели философских учений, теоретических схем и моделей. Они жили за несколько столетий до н. э.

Один из величайших философов и учёных родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, вблизи Афона.

Его отец Никомах и мать Фестида были благородного происхождения.Отец был придворным врачом македонского врача Аминты третьего, ту же должность он прочил своему мальчику.

Никомах первоначально сам обучал сына врачебному искусству и философии, в то время нераздельной с медициной. Но он рано умер и перед смертью очень горевал, что не успел до конца обучить сына искусству врачевания, и тем самым не обеспечил ему место при царе, по его слова – лучшее место при лучшем царе.

Перед смертным часом отец посоветовал сыну при достижении 17 лет идти в Афины, в то время – столицу всей эллинской мудрости, и найти там себе настоящих учителей жизни.

Отец настоятельно рекомендовал сыну запомнить имя Платона, который, по его словам, ведёт свой род от Солона, который был сыном Аполлона. Поскольку наш род знатен, ибо мы потомки Асклепия, - говорил отец сыну, а в ком соединится мудрость Асклепия и мудрость Аполлона, тот и станет самым мудрым из людей и приблизится к богам.

Аристотель поклялся, что так и сделает, и при достижении им 17 лет, уже на следующий день отправился в Афины, к Платону.

В 367 г. до н. э. он поступил в школу, основанную Платоном - учеником Сократа (469 -399 г. до н.э.) в местечке Академия, недалеко от Афин.

После 20 лет учёбы Аристотель основал в Афинах свою философскую школу, в некотором роде противоречивую Академии Платона.

После смерти Платона Аристотель вместе с любимым учеником последнего Ксенофонтом переехал к атарнейскому тирану Гермине. Женившись на его племяннице Пифнаде, Аристотель поселился с нею в Мистилене, откуда был призван македонским царём Филиппом на воспитание его сына. Благородный дух воспитанника, величие его подвигов говорят о животворном и благодетельном влиянии великого философа на мальчика, ставшим впоследствии знаменитым полководцем Александром.

Переехав в 334 г. до н. э. снова в Афины, Аристотель основал там свою школу, получившую название перипатетической.

При жизни Аристотель не был любим и не всегда признан, превратности судьбы сказались на том, что некоторые работы оказались неполными и отрывочными. Впрочем, многих учёных, которые жили значительно позже, постигла та же участь.

Наружность учёного не отличалась привлекательностью. Он был роста небольшого, сухощав, близорук, картав. С язвительной улыбкой на губах, он был холоден и насмешлив. Противники боялись его речи, всегда логичной и ловкой, остроумной и саркастической, что способствовало, конечно, появлению большого количества врагов.

Отрицательное расположение греков к Аристотелю преследовало и после смерти. При жизни его обвиняли в безбожии, в результате чего 62-летний, он покинул Афины и переселился в Халпис на Эвбе, где через несколько месяцев умер от болезни желудка.

За ним на остров последовала группа учеников. Свою богатую библиотеку и руководство школою он завещал Феофрасту Эрезийскому

Аристотель написал более 300 работ. Он создал теорию познания, формальную логику, теорию поэзии, механику, описательную биологию и физиологию.

Он критиковал своего учителя Платона и стремился заниматься не только общими вопросами, но и анализировать конкретные явления. Его представления о мире внешне мало отличались от платоновских, но по сути своей были им противоположны.

Аристотель считал мир вечным и неизменным, живущим по физическим законам. Но физика Аристотеля резко отличалась от нашей и её авторитет в Средние века в какой то момент стала сдерживать прогресс этой науки.

Сначала философ обосновал идею о том, что во Вселенной есть особая точка – центр, к которому в силу своей природы стремились тяжёлые элементы: земля и вода. Ведь если бы такого центра не было, падение предметов продолжалось бы вечно, без остановки. Из-за стремления элементов к центру мира Земля получила форму шара. Лёгкие элементы – воздух и огонь – напротив, стремились от центра, но не уходили за границы «полуденной сферы». За ней начиналось царство небесных тел, построенное из особого, пятого элемента – «квинтэссенции», эфира.

Движение к центру и от него Аристотель считал «естественными», все остальные его виды требовали приложения силы и назывались «принудительными». Чтобы объяснить, почему небесные тела движутся, философ ввёл некий божественный перводвигатель, располагавшийся у внешних пределов мира. А как объяснить полёт пущенной стрелы или брошенного камня? Ведь они летят, когда сила уже не действует. Согласно Аристотелю, их несёт воздушный вихрь. Камень раздвигает воздух, тот обходит летящее тело, ударяет по нему сзади и тем самым поддерживает движение. Эта странная для нас физика не допускала даже осевого вращения Земли.

Талант мыслителя Аристотеля привёл к объяснению многих явлений и процессов в природе. Сейчас мы знаем, что в некоторых выводах он заблуждался. В большинстве случаев эти ошибки относятся к физическим явлениям. Так, например, повседневные наблюдения создают впечатление, что движение тел с постоянной скоростью требует определённых усилий.

В механике Аристотеля этот вывод получил теоретическое обоснование, не связанное с обращением к эксперименту.

Им сформулирован принцип «природа боится пустоты», т. е. пространство заполнено материей, которая оказывает сопротивление любому движению тел. Поэтому для движения тел с постоянной скоростью необходимо постоянно прикладывать силу. Отсюда следует вывод, что в отсутствие сил движение невозможно.

Авторитет Аристотеля в древнем мире и в средние века был настолько велик, что потребовалось почти два тысячелетия, чтобы преодолеть сложившиеся взгляды на проблему движения тел и создать новую, непоколебимую теорию.

В ряду многочисленных учений Аристотель сформулировал теорию цветов. Он полагал, что основным является солнечный, т. е. белый свет, а все остальные цвета получаются из него добавлением различного количества тёмного цвета. Таким образом, по его теории выходило, что цвета радуги сложные, а солнечный свет простой. Это учение о свете продолжало господствовать в науке вплоть до семнадцатого века.

Чтобы не сложилось мнения, что вся теория Аристотеля была ошибочной, заметим, что в физике он абсолютно верно объяснил природу звука. Исходя из наблюдений, он сделал вывод о том, что звучащее тело создаёт попеременное сжатие и разрежение воздуха, а благодаря упругости воздуха эти чередующиеся воздействия передаются дальше в пространство – от слоя к слою.

Однако, заблуждался философ и мыслитель и в том, что утверждал, будто при падении тяжёлые тела движутся со скоростью, пропорциональной их весу. Скорее всего, он пришёл к этому выводу на основе наблюдений: действительно, ведь лист бумаги опускается на землю медленнее, а камень летит прямо вниз значительно быстрее. Аристотель ошибся, не учтя сопротивления воздуха.

То есть ошибки в его теории были, но это было зарождение науки. Многие вопросы были поставлены впервые, отдельных наук ещё не существовало, мыслители древности искали ответы, полагаясь в основном на свои наблюдения, не имея фактически никаких приборов.

Аристарх Самосский

Аристарх жил около 310 – 250 гг. до н. э. Родился на острове Самос.

Он был учеником физика Стратона из Лампсака. Его учитель принадлежал к школе Аристотеля и в конце жизни даже руководил Ликеем, созданным Аристотелем.

Аристарх был одним из основателей знаменитой Александрийской библиотеки и Мусейона – главного научного центра поздней античности.

По-видимому, здесь среди первого поколения учёных Александрии, учился и работал Аристарх.

Имя Аристарха как - будто выпадает из своей эпохи. Но, являясь учеником школы Аристотеля, он был философом со своим мировоззрением, внесший определённый вклад в развитие науки античного времени.

В частности, известны его выводы в области астрономии.

ДО него теории неба строились чисто умозрительно, на основе философских аргументов. Иначе и быть не могло, поскольку небо рассматривалось как мир идеального, вечного, божественного. Аристарх попытался определить расстояния до небесных тел с помощью наблюдений. Когда у него это получилось, он сделал второй шаг, к которому не были готовы ни его современники, ни учёные много веков позднее. Как Аристарх решил первую задачу, известно точно. Единственная сохранившаяся его книга «О размерах Солнца и Луны и расстояниях до них» как раз посвящена этой проблеме.

Сначала Аристарх определил, во сколько раз Солнце дальше Луны. Для этого он измерил угол между Луной, находившейся в фазе четверти, и Солнцем (это можно сделать при заходе или восходе Солнца, когда Луна иногда видна одновременно с ним). Если, по словам Аристарха, «Луна кажется нам рассечённой пополам, угол, имеющий луну своей вершиной, прямой». Аристарх измерил угол между Луной и Солнцем, в вершине которого находилась Земля. Из полученных им углов Аристарх определил, что расстояние от Земли до Солнца в 19 раз длиннее расстояния до Луны. На этом выводе – Солнце в 19 раз дальше Луны – Аристарх остановился. На самом деле Солнце в 400 раз дальше Луны, но с инструментами того времени найти точное значение этого расстояния было невозможно.

Аристарх знал, что видимые диски Солнца и Луны примерно одинаковы. Он сам наблюдал солнечное затмение, когда диск Луны полностью закрывал диск Солнца. Но если видимые диски равны¸ а расстояние до Солнца в 19 раз больше, то диаметр Солнца в 19 раз больше диаметра Луны.

Оставалось главное: сравнить Солнце и Луну с Землёй. Вершиной научной смелости тогда была идея, что Солнце очень велико, возможно, даже почти также велико, как вся Греция.

Наблюдая лунные затмения, когда Луна проходит через тень Земли, Аристарх установил, что диаметр Луны в два раза меньше земной тени.

С помощью хитроумных рассуждений он доказал, что Луна меньше Земли в 3 раза. Но Солнце больше Луны в 19 раз, а значит её диаметр в 6 с лишним раз больше земного (в действительности в 109 раз).

Главным в работе Аристарха был не результат, а сам факт выполнения, доказавший, что недостижимый мир небесных тел может быть познан с помощью измерений и расчетов.

Все эти выводы, по-видимому, подтолкнули Аристарха к его великому открытию. Его идея дошла до нас в пересказе Архимеда. Аристарх догадался, что большое Солнце не может обращаться вокруг маленькой Земли. Вокруг Земли вращается только Луна. Солнце есть центр Вселенной. Вокруг него обращаются и планеты. Эта теория получила название гелиоцентрической. Смену дня и ночи Аристарх объяснял тем, что Земля вращается вокруг своей оси. Его гелиоцентрическая модель объясняла заметное изменение блеска Марса, петлеобразное движение планет, вызванное обращением Земли вокруг Солнца.

В своей теории учёный учёл тот факт, что наблюдатель на движущейся Земле должен заметить изменение положение звёзд – параллактическое смещение. Аристарх объяснял кажущуюся неподвижность звёзд тем, что они очень далеки от Земли, и её орбита бесконечно мала по сравнением с этим расстоянием.

Теория Аристарха не могла быть принята его современниками. Невозможно было поверить, что наша опора не покоится, а вращается и движется и осознать все последствия того факта, что Земля тоже небесное тело, подобное Венере или Марса. В этом случае рухнула бы тысячелетняя идея Неба, величественно взирающего на земной мир.

Современники Аристарха отвергли гелиоцентризм. Его обвинили в богохульстве и изгнали из Александрии. Через несколько веков Клавдий Птолемей найдёт и убедительные теоретические доводы, опровергающие движение Земли. Потребуется смена эпох, чтобы гелиоцентризм смог войти в сознание людей.

Архимед

Архимед из Сиракуз жил в 287-212 г. до н. э.

Выдающийся математик, основоположник статики и гидростатики, оптик, инженер и изобретатель, он уже в своё время завоевал огромную славу.

В молодости Архимед учился в Александрии у математика Конона. Вероятно, что там он познакомился с немолодым уже Аристархом.Вернувшись в Сиракузы, учёный стал «главным военным инженером города».

Созданная им система обороны и военные машины, включая «жгущие зеркала» и «железные лапы» (манипуляторы, топившие десантные суда римлян), сделали город неприступным.

Под старость Архимеду пришлось участвовать в обороне Сиракуз, которые, которые во время второй Пунической войны были осаждены римским полководцем Марком Марцелом. Город держался больше года и был захвачен лишь в результате предательства. Во время разграбления Сиракуз Архимед был убит римским солдатом.

Впервые в истории науки Архимед применил математику к решению прикладных задач. Им открыт основной закон аэростатики и создана теория равновесия жидкостей и газов. Его труды послужили основой для создания гидравлических аппаратов, например, поршневых насосов.

Сейчас каждый ученик, изучающий физику, знает, как определить равнодействующую поверхностных сил, действующих на брусок – параллелепипед площадью основания Ѕ, погруженный в жидкость плотностью ρ на глубину h. Равнодействующая этих сил, называемая выталкивающей, направлена вертикально вверх и определяется по закону, который сейчас носит имя Архимеда.

Согласно закону Архимеда, на тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх и равна весу вытесненной им жидкости (газа).

Архимед рассматривал проблему равновесия механической системы, в частности, им был найден закон равновесия рычага, т. е. твёрдого тела с закреплённой осью вращения. Его знаменитое восклицание – «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!» - говорит о том, что теорию всегда можно и нужно уметь применять на практике. Определить, сколько золота в «золотой » короне, или, например, в золотой медали олимпийца можно благодаря закону Архимеда.

Архимед разработал методы определения центра тяжести, изобрёл множество механизмов для поднятия тяжести и подъёма воды, военные метательные машины.

Важный вклад Архимед внёс в развитие математики. Он создал теорию вычисления площадей плоских фигур и объёмов, впервые вычислил длину окружности, пользуясь вписанными и описанными многоугольниками. Дойдя до 96- стороннего многоугольника, нашёл приближённое значение числа π в пределах 223/71 < π < 22/7. Значение π=22/7 называется архимедовым числом, это значение до сих пор используют на Ближнем Востоке.

Об общих взглядах учёного на мир можно судить по его сочинению «О плавающих телах». Архимед, с одной стороны, признавал существование атомов, с другой – следовал идее тяготения Аристотеля.

В одной из своих работ он описал измерение углового поперечника Солнца. Для этого учёный использовал горизонтальную линейку с поставленным на неё цилиндром. Линейка наводилась на светило при его восходе, «когда на Солнце можно смотреть». Глядя вдоль линейки, Архимед двигал по ней цилиндр и отмечал те его положения, когда он почти закрывал солнечный диск и когда закрывал его полностью. Так получалась «вилка», в пределах которой лежала измеряемая величина.

Римский историк Тит Ливий, рассказывая об осаде Сиракуз, называет Архимеда «единственным в своём роде наблюдателем неба и звёзд». Эта характеристика связана, скорее всего, со знаменитым техническим творением учёного – механическим небесным глобусом. В отличие от обычного Архимедов глобус показывал не только вращение неба, но и движения других светил.

Архимед написал книгу «Об устройстве небесного глобуса», которая, к сожалению, до нас не дошла. С этой книгой связывают перечень вычисленных учёным космических расстояний между Землёй, Солнцем, планетами. Учёный верно определил относительное расстояние до Луны и размеры орбит Меркурия, Венеры и Марса, если считать их гелиоцентрическими. О смешанной системе мира (геоцентрической, но с обращением Меркурия и Венеры вокруг Солнца) римский архитектор Витрувий, например, упоминает, как об общеизвестной. Вероятно, Архимед был её автором. Сделанное учёным первое правильное определение расстояний до планет оказалось в античности и последним. Геоцентрическая система не давала таких возможностей.



biofile.ru

Мудрецы Древней Греции. Семь мудрецов Древней Греции

Мудрость и эрудиция всегда высоко ценились практически во всех общественных системах. Причем более приоритетным считалось не просто обладание знаниями, а умение их в нужный момент применить на практике. Именно это и называлось мудростью. Колыбелью европейской культуры принято считать Элладу. В связи с этим совсем не удивительно, что именно мудрецы Древней Греции считаются первыми, кто пролил светоч знаний на темные тогда ещё народы Старого Света. Именно им приписывается систематизация накопленного до тех пор человечеством опыта и реализация его на примере собственной жизни.

С древнейших времен люди пытались выделить наиболее выдающихся представителей человечества. Ещё во времена античности были названы семь мудрецов Древней Греции, личности, которые по представлению эллинов обладали наибольшим запасом знаний. Данное количество было выбрано не случайно. Число «семь» обладало сакральным и религиозным смыслом. Но если количество гениев оставалось неизменным, то их имена менялись в зависимости от времени и места составления списка. До наших дней дошло несколько его вариантов, в которых значатся мудрецы Древней Греции.

Список Платона

Согласно преданию, семь мудрецов из Древней Греции поименно были названы в Афинах во времена архонта Дамасии в 582 году до н. э. Самый первый и наиболее известный список, дошедший до наших дней, был оставлен в IV веке до н. э. великим философом Платоном в его диалоге «Протагор». Кто же был включен в данный перечень, и чем прославились семь мудрецов Древней Греции?

Фалес Милетский (640 – 546 гг. до н.э.)

мудрецы древней греции

Фалес был одним из первых античных философов и основателем так называемой ионийской школы. Родился он в городе Милете, расположенном в Малой Азии, что на территории современной Турции, откуда и получил свое прозвище. Кроме философии, достиг особых познаний в астрономии и геометрии, благодаря изучению наследия египтян и ученых Месопотамии. Именно ему приписывается разделение календарного года на 365 дней. К сожалению, все мысли и изречения Фалеса Милетского дошли до нас только через труды позднейших философов.

Солон Афинский (640 – 559 гг. до н.э.)

семь мудрецов древней греции

Солон – знаменитый афинский философ, поэт и законодатель. По преданию, происходил из царского рода Кодридов, но, несмотря на это, его родители были людьми с небольшим достатком. Затем Солон смог разбогатеть, а после стал самой влиятельной политической фигурой в Афинах. Именно он считается создателем демократических законов, которые практически в неизменном виде продержались в этом городе несколько столетий. К концу жизни добровольно отошел от власти. Также весьма высоко Солон ценился современниками как поэт и мыслитель. На вопрос лидийского царя Креза, знает ли Солон кого-нибудь счастливее его, афинский философ ответил, что об этом можно судить только после смерти человека.

Биант Приенский (590 – 530 гг. до н.э)

7 мудрецов древней греции

Биант, наверное, является более загадочной фигурой, чем остальные мудрецы Древней Греции. О его жизни известно очень мало. Он был судьей в городе Приена, где прославился своими мудрыми решениями, а однажды даже спас родной город от лидийского царя Аллиата. Но когда его родину покорил персидский правитель Кир, Бианту пришлось оставить поселение, ничего с собой при этом не взяв.

Питтак Митиленский (651 – 569 гг. до н.э.)

афоризмы мудрецов древней грецииПиттак был знаменитым мудрецом, полководцем и правителем малоазийского города Митилены. Заслужил славу тираноборца, освободив родной город от деспотии Меланхра. Также известен как выдающийся законодатель. Его изречение о том, что с неизбежностью не спорят даже боги, очень высоко ценилось, как и другие афоризмы мудрецов Древней Греции. Добровольно сложил с себя власть.

Все вышеперечисленные мыслители и философы входили в список 7 мудрецов Древней Греции абсолютно во всех редакциях. Те, о ком будет разговор ниже, были включены в платоновский вариант перечня величайших людей Эллады и некоторых других составителей. Но все-таки они встречаются далеко не во всех списках, в которые внесены семь мудрецов из Древней Греции.

Клеобул из Линда (540 – 460 г. до н.э.)

7 изречений мудрецов древней греции

Клеобул по одной из версий происходил из города Линда, что на Родосе, а по второй – из Карии в Малой Азии. Его отцом был Евагор, который считался потомком самого Геракла. Заслужил славу как мудрый правитель и градостроитель, возвел храм в Линде и соорудил водопровод. Кроме того, Клеобул прославился как автор песен и хитроумных загадок. Его дочь Клеобулина также в свое время считалась одним из наиболее просвещенных философов.

Мисон из Хен (VI в. до н.э.)

Мисон, несмотря на то что его отец был правителем в Хенах или в Итии, для себя избрал тихую и созерцательную жизнь философа, далекую от мирской суеты. Наиболее прославился как автор великих высказываний, некоторые из которых достойны были войти в число 7 изречений мудрецов Древней Греции. Некоторые специалисты считают, что он был включен Платоном в список мудрейших людей по политическим мотивам.

Хилон из Спарты (VI в. до н.э.)

семь мудрецов из древней греции

Хилон – знаменитый спартанский поэт и законодатель. Занимал должность эфора. На своем посту способствовал введению многих прогрессивных законов, которые позже были приписаны Ликургу. Речь Хилона, по свидетельству современников, была полна глубокого смысла, но отличалась лаконичностью, характерной чертой большинства спартанцев. Именно ему приписывается изречение о том, что об умерших людях плохо не говорят.

Список Диогена Лаэртского

Кроме перечня Платона, наиболее известен список, в который включены семь мудрецов Древней Греции, выдающегося историка философии Диогена Лаэртского, жившего предположительно в конце II-начале III в. н.э. Единственное отличие этого перечня от предыдущего в том, что вместо Мисона в него включен коринфский тиран Периандр. Некоторые ученые считают именно этот список изначальным, несмотря на то что Диоген жил намного позже Платона. Данный парадокс объясняется тем, что последний из-за своего неприятия тирании мог исключить из перечня Периандра, а включить менее известного Мисона. Диоген же в своем труде использовал более древний источник.

Имена всех остальных мудрецов в обоих списках полностью совпадают.

Периандр Коринфский (667 – 585 гг. до н.э.)

чем прославились семь мудрецов древней греции

Периандр, правитель Коринфа, наверное, - самая неоднозначная фигура из всех 7 мудрецов Древней Греции. С одной стороны, он отличался удивительным умом, был великим изобретателем и строителем, модернизировавшим волок через перешеек, отделявший Пелопонесский полуостров от материка, а затем начавший строить через него канал. Кроме того, Периандр покровительствовал искусству, а также значительно укрепил армию, что позволило возвыситься Коринфу как никогда прежде. Но с другой стороны, историки характеризуют его как типичного жестокого тирана, особенно во второй половине правления.

По преданию, Периандр умер от того, что не смог перенести смерти своего сына, на которую сам его обрек.

Другие списки

В списках других авторов неизменными остаются только имена Фалеса, Солона, Бианта и Питтака. Личности остальных мудрецов могут варьироваться и значительно отличаться от двух классических версий.

Акусилай (VI в. до н.э.) – эллинский историк, живший ещё до Геродота. По происхождению дориец. Традиция приписывает именно ему первое историческое произведение, написанное в прозе.

Анаксагор (500 – 428 гг. до н. э.) – философ и известный математик из Малой Азии. Также практиковал астрономию. Пытался объяснить строение Вселенной.

Анахарсис (605 – 545 гг. до н.э.) – скифский мудрец. Был лично знаком с Солоном и лидийским царем Крезом. Ему приписывается изобретение якоря, паруса и гончарного круга. Кроме того, Анахарсис известен своими ценными изречениями. Был убит скифами за то, что перенял эллинские обычаи. Реальность его существования ставится многими учеными под сомнение.

Пифагор (570 – 490 гг. до н.э.) – известный древнегреческий философ и геометр. Именно ему приписывается знаменитая теорема о равенстве углов в прямоугольном треугольнике. Кроме того, является основателем философской школы, позже принявшей название пифагореизм. Умер в старости собственной смертью.

Кроме того, среди тех, кого записывали в мудрецы Древней Греции, можно назвать имена Форекида, Аристодема, Лина, Эфора, Ласа, Эпименида, Леофанта, Памфила, Эпихарма, Писистрата и Орфея.

Принципы включения в список

Можно заключить, что в список мудрейших людей эллины включали представителей самых разных родов деятельности, но чаще всего это были философы. Хотя, собственно, этот предмет они могли совмещать и с другим важным занятием – изучением математики, астрономии, естествознания, управлением государством. Впрочем, практически все науки того времени были неразрывно связаны с философией.

Данные списки могли значительно варьироваться и отличаться от двух так называемых классических версий. Во многом конкретные имена, включенные в них, зависели от места жительства и политических взглядов составителя. Так, Платон, судя по всему, именно по этим мотивам исключил из числа великих мудрецов коринфского тирана Периандра.

Не всегда в списках великих мыслителей присутствовали одни греки. Туда иногда включались представители других народов, как, например, эллинизированный скиф Анахарсис.

Важность темы в наши дни

Безусловно, попытка греков выделить из своего числа самых выдающихся представителей и систематизировать их является одной из первых в своем роде в Древнем мире. Изучая данный список, мы можем судить о том, какие личностные качества считались наиболее значимыми в античном мире и ассоциировались с мудростью. Важно ознакомиться с данными представлениями эллинов, чтобы иметь возможность взглянуть глазами современного человека на эволюцию этого понятия на протяжении многих веков.

В России на изучение данного аспекта в школьном курсе выделена отдельная тема - «Мудрецы Древней Греции». 5 класс является оптимальным периодом обучения для восприятия таких основополагающих вопросов.

fb.ru

Древние мыслители о мире и человеке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Мыслитель (источник) Основные идеи
Мифы древности Способы понимания мира, передачи знаний
  1. идея творения (мир создан каким-то сверхъестественным существом)
  2. идея развития (развитие из некоторого бесформенного состояния – хаоса, воды, огня, яйца)
  3. отражают труд, быт, обряды, действовавших богов, героев, людей
Древние веды (Индия) 1300-600 гг. набор текстов
  1. мир произошел из тела великана
  2. мир заполнился людьми и духами с бессмертными душами
  3. мир людей займет срединное положение между миром богов и миром демонов
  4. учение о вечном круговороте жизни и законам воздаяния – карма
  5. идея правильной жизни в соблюдении 5 заповедей
  6. способ освобождения от неблагоприятной кармы - йога
Даосская школа (Китай)
  1. положение человека между двух начал Инь (свет) и Янь (тьма)
  2. даосизм (учение о пути) – постоянно движется, изменяется.
  3. идея пассивности человека, следование воли богов
Конфуцианство 551-497 гг. до н.э. 5 добродетелей: 1) человеколюбие 2)дом 3)быт 4)знание 5)верность
  1. личность для общества «учение без размышления – бесполезно, а размышление без учения – пустое дело»
  2. человек должен стараться делать добро
  3. брал во внимании вопросы правового устройства государства (государь – большой слой других людей)
«все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания»
  1. человек еще не отделим от общества
Платон 428/27-345/47 гг. до н.э. Греция, социальный философ
  1. разрабатывал первую крупную целостную систему общества и государства
  2. пытался понять причины возникновения неравенства людей
  3. первое совершенное поселение людей – государство (идеальным было, когда управляли боги, отрицает 4 формы - тимократия, олигархия, демократия, тирания)
  4. основной принцип идеального государства – справедливость. Управлять должны мудрецы, воины – заботиться о безопасности, крестьяне – заниматься организационным трудом.
  5. Государство равно обществу
  6. Собственность = земле
Аристотель 384-322 гг. до н.э. Греция, ученик Платона «Платон лишь друг, но истина дороже»
  1. выделил наряду с государством семью и личность
  2. не отрицал частную собственность
  3. государство не равно обществу (понятие общества шире)
  4. делил государства на правильные или неправильные. правильные – где правители служат интересам граждан, а не из корыстных побуждений держат власть.
  5. оправдывал бесправие рабов
Джон Локк (1632-1704) Томас Гоббс (1588-1679) - теория общественного договора (Англия). И. Кант Оба философа исходили из представлений о неком «естественном» догосударственном состоянии общества. Гоббс «война всех против всех, где все равны всем. От усталости, опасности люди стали приходить к «общественному договору», передавая добровольно государству часть своих прав». Локк считал, что «общественный договор» - это результат постепенного накапливания социального опыта и лучших форм общественной организации. Это отказ каждого посягать на жизнь и собственность других, но при условии, что и тот берет на себя те же обязательства. Гарантом соблюдения договора выступает государство – «третейский судья ». Оно принимает законы, регулирует разные стороны общественной жизни, поддерживает порядок (исторически длительный процесс), следовательно, гражданин сознательно предоставляет государству часть своих прав, отказывается от естественной свободы. Локк выдвигал идею разделения властей (развитие идей Монтескье, Руссо) - идея правового государства. «Править должны не люди, а законы»
Адам Смит (1723 - 1790) идея трудового общества
  1. Общественные связи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда с последовательным обменом плодами их труда (каждый, работая на себя, работает на другого, работая на другого, работает на себя)
  2. главным источник общего богатства – труд
  3. 3 условия процветающего государства:
- господство государственной собственности - невмешательство государства в экономику - отсутствие препятствий для развития личности, инициативы
  1. выделял 3 основных класса:
- наемные рабочие - капиталисты - крестьяне землевладельцы
  1. его идеи оказали большое влияние на развитие научного мышления
Социалисты-утописты Анри Сен-Симон (1760-1825гг) Шарль Фурье (1772-1837гг) Роберт Оуэн (1771-1850гг) Томас Мор (1478-1535гг) – написал книгу «Утопия» Томазо Кампанелла (1568-1639гг)
  1. мечтали о справедливом обществе, идеал которого искали не в прошлом, а в будущем, называл его социальным обществом
  2. критиковали капиталистическое общество, осуждали эксплуатацию людей
  3. опробовали на практике свои идеи социального общества (Оуэн – колония «Новая гармония»)
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) Германия
  1. основа исторического развития развертывания «абстрактных идей» (мифичность духа, у вещей есть скрытая сущность)
  2. источник общественного развития – скрытые противоречия внутри, присущие векам
  3. гражданское общество формируется само собой, в его основе лежат экономические интересы граждан
О. Кант (1798-1857) Франция Ввел в научный оборот понятие «социология» - научное изучение явлений общественной жизни
Карл Маркс (1818-1883) и его ученики об обществе Фридрих Энгельс (1820-1895) Германия Марксистское учение сформировалось в середине XIX века – революция 1848 года способствовала разрушению феодальных порядков, развитию капитализма с его признаками, возрастает роль пролетариата. Анализ экономической действительности и хорошее знание передовой общественной мысли, достижение естественных наук. Основные идеи:
  1. отвергли идею, что общество – порождение духа, результат духовной деятельности людей. Первосистема развития общества – трудовая деятельность людей «об общественном бытии» определяется в общественном сознании, т.е. духовной жизни общества
  2. выделил 2 стороны общественного производства
а)– производственные сила способ производства б) - производственные отношения Способ производства – исторический тип общества, основанный на типичной общественно-экономической формации.
  1. если противоречия между производственными силами и производственными отношениями, то разрешаются они в ходе революции
  2. развитие общества – естественноисторический процесс, так как в общественной жизни законы прокладывают себе дорогу через сознательную деятельность людей
  3. капиталистическое землевладение переходит в помещичье землевладение
  4. дал обоснование отрицательной стороны капитализма (корень всех бед – частная собственность при капитализме, - это средство получения прибыли, стоимость, порождающая злобу и зависть)
  5. Маркс на только разработал идею, модель идеального общества, но указал средства для достижения цели через установление диктатуры пролетариата. Поэтому марксизм стал «руководством к действию» (у пролетариата возникла возможность построить социалистическое общество в обозримом будущем)
Противоречия в учении Маркса
    • был противником казарменного коммунизма и в то же время защищал его, так как отрицал товарное производство и выступал за всеобщее огосударствливание
    • Маркс – диалектик одновременно выступал защитником эволюционного развития общества и защищенном социальном развитии
    • Маркс указывал на необходимость складывания объективных предпосылок для революции и соглашался с полезностью революционного порыва масс
    • противник насилия над народом со стороны буржуазии, так защитником революции пролетариата и диктатуры пролетариата (сила экономической принужденности при капитализме не идет, так как налог сравнивался с силой принуждения, и этот факт способствует установлению диктатуры пролетариата)
    • теория о коммунизме утопична, так как основывается на вере и недоказательна
    а) почему произойдет небывалый рост производительности труда? б) почему человек полюбит труд? в) почему изменится природа человека? Коммунизм изменит общество, но переход к нему начнется с насилия (революции). А это таит в себе ограничение свободы, захват чужого богатства, ведет к уничтожению талантов, так как народ в первую очередь не созданием культурного общества, а виселицами . Конец XIX-начало ХХ исключения из масс. Которые по-разному толкуют учение и взгляды Маркса , так как учение было противоречиво можно по-разному толковать его.
Ленин Владимир Ильич (1870-1924) Россия Ленинизм – наиболее радикальное течение в марксизме
  • Учение об коммунизме (стадия в развития )
  • О правомерности экономического и политического развития стран мира
  • О победе социального развития в одной, отдельно взятой стране, где противоречия наиболее сильны (это может быть среднеразвитая страна – например Россия)
  • О диктатуре пролетариата как форме власти трудящихся где ядром будет политическая партия
Следовательно, в духе марксизма дал ответ на «вызов» времени, но попытка на практике реализовать теорию привела к созданию антидемократического режима - одна партия - один лидер - одна идеология - одна (государственная) собственность Сталин развил ленинские идеи периода «военного коммунизма»
Эдуард Бернштейн (1850-1932) Германия Ревизионизм – (ревизия, пересмотр) Классифицировал учение Маркса и Энгельса в духе времени. Почему возникла идея пересмотра?
  1. Во многих странах происходит экономическая стабилизация
  2. Спадала социальная направленность в обществе
  3. Шло на спад революционное движение
Что пересмотрел?
  1. Критика вывода Маркса об обширности пролетариата (хотя не отрицал факта экономико-цивилизационного развития)
  2. Идея диктатуры пролетариата, вместо развития демократии
  3. Критиковал идеи классовой борьбы как единственного средства достижения цели (реформы лучше, идут постепенно. Трансформа – идея капитализма в социализме.
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) Приверженец марксизма. Согласен со всем, но считал, что для революции должны возникнуть материальные предпосылки.
Грамши (1891-1937) Италия Постмарксизм - современное направление в на Западе.
  1. Призыв вернуться к истинному марксизму, очистить его от догм, упрощенных подходов (критиковал современный марксизм)
  2. Другие – пытались пересмотреть ряд положений марксизма с учетом современных условий: отмена частной собственности, отмирание классов, государства, товарно-денежных отношений и сохранения гуманистических принципов: устранение эксплуатации, создание условий для торгового развития и многопартийности
  3. Попытка связать марксизм с другими теориями, взяв отдельные подходящие положения.
Есть ли будущее у марксизма?
  1. Споры идут о марксизме до сих пор, следовательно, марксизм нельзя вычеркивать из истории развития общественной мысли
  2. Большинство считали, что марксизм устарел
Дж. Гелбрейт США Что лежит в основе суммарной общественной энергии, преобразования в каких сферах общества оказывают разрушительное воздействие на сдвиги в других областях? Ответы разные: В основе развития – развитие техники. 1)Техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества, имеет способность к саморазвитию, к постоянному прогрессу, совершенствованию. 2) Особая роль отведена людям, владеющим научно-техническими значимыми технологиями. Придя к власти, эти люди могут организовать положительное управление общественными процессами. 3) основные задачи общества – развитие производства. В последствии реально сближение двух систем – 4)минус – разрушение природы, подчиняющая роль человека, недопущение духовной культуры общества В основе развития – система ценностей 1) Гениально то, что значимо. Задача социолога – выделять значимое – ценности (осознанные интересы) 2) Гениальности реализуются в различные эпохи. Есть вечные ценности 3) Ценности влияют на познание и оценку явлений, определяют поведение человека. В основе развития – внутреннее побуждение людей, их жизненные установки 1) «Экзистенциализм» - философия существования 2) Как человек представляет себе сущность среды, окружающих его людей, таким он и становится. В этом выборе он свободен, независим. 3) Главная трудность – состоятся как личности

zdamsam.ru

Тест по обществознанию Древние мыслители о мире и человеке 11 класс

Тест по обществознанию Древние мыслители о мире и человеке для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 5 заданий, в части 3 — 1 задание (эссе на оду из тем).

Часть 1

1. Основными источниками понимания окружающего мира на ранней стадии догосударственного общест­венного развития были

1) законы2) мифы3) религиозные нормы4) моральные нормы

2. Согласно греческой мифологии, огонь, людям подарил

1) Нептун2) Прометей3) Ахилл4) Геракл

3. Первым источником философской мудрости в Древней Индии стали

l) саги2) эпосы3) законы4) веды

4. Закончите предложение. Йога является одним из способов освобождения души, цель которого

1) продемонстрировать свои чудесные способности2) поразить воображение окружающих3) достичь состояния, которое поможет освобожде­нию души от пут Кармы4) соединиться с мировым разумом

5. Понятие «даосизм» переводится как

1) учение о пути2) учение о благородном муже3) учение о мире4) учение о Боге

6. Тезис: «Мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипу­лировать им, уничтожит его» — принадлежит

1) платонизму2) буддизму3) христианству4) даосизму

7. Отождествление общества и государства характерно для

1) буддизма2) даосизма3) конфуцианства4) платонизма

8. К античным философам не относится

1) Спиноза2) Сенека3) Сократ4) Демокрит

9. Автор тезиса: «Справедливое государство — это то, которым руководят одаренные, хорошо подготов­ленные, высоконравственные люди, способные муд­ро управлять государством»

1) Аристотель2) Конфуций3) Платон4) Эпикур

10. Аристотель считал, что опорой государства должны быть

1) низшие слои общества2) средние слои общества3) высшие слои общества4) одаренные личности — философы

11. Автор тезиса: «Не государство существует ради че­ловека, а человек живет ради государства»

1) Сократ2) Платон3) Аристотель4) Эпикур

12. К «правильным» формам правления по Аристотелю не относится

1) монархия2) аристократия3) полития4) демократия

13. Высшей формой человеческого объединения, по Аристотелю, является

1) племя2) род3) семья4) полис

14. Автор тезиса: «Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной»

1) Сократ2) Платон3) Аристотель4) Конфуций

15. Платон не включал в классификацию сословий в государстве

1) сословие философов2) сословие воинов («стражей»)3) сословие земледельцев или ремесленников4) сословие жрецов

Часть 2

1. Выберите героев мифов, символизирующих циклы природы.

1) Осирис2) Ра3) Деметра4) Ясон5) Юпитер

2. Учение о вечном круговороте жизни и законе воз­даяния — Карме — является неотъемлемой частью __________ философии.

3. К философским концепциям, проповедующим созерцательную пассивность человека, относятся

1) конфуцианство2) буддизм3) даосизм4)христианство

4. Основным принципом идеального государства по Платону является __________.

5. Тезис о том, что судьба человека определяется «небом» и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено, принадлежит философии __________.

Часть 3 (темы для эссе)

1. «Бедствие не в том, что мало, бедствие в том, что неравенство» (Конфуций).

2. «Нет ничего более жалкого и более великолепного, чем человек» (Плиний Старший).

3. «Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой» (Сенека).

Ответы на тест по обществознанию Древние мыслители о мире и человекеЧасть 11-2, 2-2, 3-4, 4-3, 5-1, 6-4, 7-3, 8-1, 9-3, 10-2, 11-2, 12-4, 13-4, 14-3, 15-4.Часть 21. 132. древнеиндийской3. 234. справедливость5. Конфуцианства

testschool.ru

Древние мыслители.

Это я выписал очень давно из какой-то книги о философии... Какой я ее видел в то время...

Фалес (VI век до н.э.)

  • - все существующее возникло из "воды"
  • - во Вселенной полно богов - все одушевлено
Анаксимандр (VI век до н.э.)
  • - все произошло от первоначала, не имеющего границ- животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу
  • - мир не вечен, один погибает - другой появляется и этой смене миров нет конца

Анаксимен

  • - первовещество - воздух

Ксенофан (VI век до н.э.)

  • - по истине существует только один бог, не сходный с людьми ни по виду, ни по мысли: он весь - зрение, мышление и слух; он всем правит силой ума без усилий и пребывает в неподвижности
  • - ни о природе богов, ни обо всем остальном не может быть истинного знания, а только мнение
  • - все, что рождается и растет, есть земля и вода, море - отец облаков, ветров и рек, и люди родились из земли и воды

Пифагор (VI век до н.э.)

  • - ничего не писал
  • - вера в переселение души человека после смерти в тела других существ

Гераклит Эфесский (VI век до н.э.)

  • - власть должна принадлежать меньшинству "лучших"
  • - пессимист. "люди хотят жить и умереть или, скорее, найти покой, и оставляют детей, чтобы и те умерли"
  • - все движется и ничего не покоится - "невозможно дважды войти в ту же самую реку"
  • - "война есть отец всего, царь всего, она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными"
  • - огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля - смертью воды
  • - "иное удовольствие у лошади, иное у собаки и иное у человека", "Ослы солому бы предпочли золоту."
  • - жизнь одних есть смерть других и смерть одних есть жизнь других"
  • - "... мудрейший из людей по сравнению с богом кажется обезьяной - и по мудрости, и по красоте, и во всем прочем."
  • - "... многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесида и Пифагора. а также Ксенофана и Гекатея."
  • - "... мышление есть величайшее превосходство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней."
  • - "из тех, чьи речи я слышал, ни один не дошел до познания, что мудрость есть от всего отрешенное."
  • - "всем людям дано познавать самих себя и быть разумным."

Элейская школа

Парменид (VI век до н.э.)

  • - мир - сплошная масса вещества, или шаровидное тело
  • - неподвижность, неизменяемость мира
  • - чувства способны породить не достоверные знания, а только недостоверные и колеблющиеся "мнения" смертных. Только ум ведет к достоверной и незыблемой истине.
  • - Луна отражает свет Солнца и сама не способна к излучению света.

Зенон из Элеи (V век до н.э.)

  • - пространство, как отдельное от вещества, немыслимо
  • - см. Парменид, т.к. Зенон защищал его учение

Мелисс (V век до н.э.)

  • - повторяет учение Парменида о единстве, вечности, неизменяемости бытия
  • - мир может быть вечным, невозникающим и непогибающим при условии, если радиус мира бесконечен, т.е. если мир бесконечен

---

Эмпедокл (V век до н.э.)

 

  • - четыре материальных начала: огонь, воздух, вода, земля. Жизнь природы в соединении и разделении, в качественном и количественном смешении (и разделении) этих неизменяемых вещественных элементов
  • - вся природа - живая, одушевленная, божественная
  • - жизнь природы - ритмический процесс. в котором попеременно то Любовь, соединяющая физические элементы, то Вражда - разъединяющая эти элементы. Любовь и Вражда приводят в движение "начала"
  • - Луна образовалась из воздуха. увлеченного огнем, светит она не собственным светом, а исходящим от Солнца
  • - свету требуется известное время для распространения в пространстве
  • - первоначально животные и растения были сочетаниями отдельных, самостоятельно существовавших частей. Только то, что возникло в результате соединения частей, способных сохраниться, стало животным и выжило
  • - мышление - то же, что и ощущение, или нечто сходное с ощущением
Анаксагор (V век до н.э.)
  • - светила - не божества, а глыбы или скалы, оторвавшиеся от Земли и раскалившиеся вследствие быстрого движения в воздухе
  • - огонь и солнце - одно и то же
  • - современник Перикла
  • - проблема квадратуры круга
  • - то, что люди называют возникновением и гибелью - только соединение и разъединение невозникающих и непогибающих частиц вещества
  • - число материальных элементов бесконечно, а движущая сила - одна
  • - в природе нет ни абсолютного максимума, ни абсолютного минимума
  • - светила и Земля плоские и поддерживаются воздухом, в котором парят
  • - реки существуют от дождей и от вод, находящихся в земле. Ибо в земле имеются полые места, в которых заключается вода.
  • - теплота звезд нге воспринимается вследствие дальности расстояния Земли
  • - человек является самым разумным из животных вследствие того, что он имеет руки

Софист - сначала искусные в каком-либо деле люди (поэты, мудрецы, законодатели)

- потом те, кто в речах стремится не к выяснению истины, а к тому, чтобы ложь выдать за правду, мнение - за достоверную истину, верхоглядство - за знание

(Пол, Горий, Протагор из Абдер, Гиппий из Элиды, Продик с Кеоса)

утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок

Протагор

  • - "человек есть мера всех вещей: существующих - в том, что они существуют, несуществующих - в том, что они не существуют"
Горий
  • - ничто не существует
  • - если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо
  • - если даже оно и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо
Продик
  • - "каковы пользующиеся вещами люди, таковы и сами вещи"
Ликофрон
  • - знатность есть вымысел

Алкидамант

  • - природа никого не создала рабами и люди рождаются свободными
Сократ (V век до н.э.)
  • - скульптор по профессии
  • - философия - не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить
  • - знание и понятие о предмете и достигается посредством определения понятия
  • - излагал свое учение устно, в форме беседы или спора
сократовские школы:
  1. мегорская (основатель Евклид)
  2. Элидо-эретрийская (Федон)
  3. киническая (Антисфен) - существуют только единичные вещи/ мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом познании, а в познании блага
  4. киренская (Аристипп) -то же, орудия познания - только ощущения/ цель деятельности не наслаждение единичными удовольствиями. а радость, стоящая выше отдельных благ
Эвдокс
  • - Земля подобна другим светилам, находится на одной из концентрических сфер, обращающихся вокруг центрального огня. Между центральным огнем (невидимым с Земли) и Землей - невидимая с Земли "противоземля". Движение Земли двойное: вокруг оси и центрального огня
Левкипп, Демокрит (V век до н.э.)
  • - "начала" бесконечны, неделимы и непроницаемы. Атомы носятся в пустоте, сталкиваются, отталкиваются и сцепляются, образуя сложные тела
  • - лишь в общем мнении существует сладкое. в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота
  • - ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости
  • -

 

my-rubbish.com

Древний мыслитель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Древний мыслитель

Cтраница 1

Древние мыслители, священнослужители и ученые фактически с разных сторон подходили к единой сути Вселенной - ее бесконечным информационным процессам, т.е. к информации, а с точки зрения религии к Богу.  [1]

Для большинства древних мыслителей характерно убеждение в вечном существовании космоса.  [2]

Неудовлетворенные мифологическим описанием происхождения мира, древние мыслители, подобно одному из мудрецов упанишад Удалаке, начали задаваться вопросами: Как же могло это быть. Как из не-сущего родилось сущее.  [3]

Первым дошедшим до нас в полном виде произведением древних мыслителей об обществе является Государство Платона, в котором он анализирует общество с точки зрения его идеального варианта, закладывая основы социологии политических институтов. Платон, как и Демокрит, считает, что государство необходимо для того, чтобы люди могли удовлетворять всевозможные потребности в совместном общежитии. Это положение подчеркивает значимость социальных взаимодействий в процессе создания и функционирования общества как целостности, что вполне созвучно идеям Огюста Конта о возникновении общества.  [4]

Основными историческими формами материализма являются: а) материализм древних мыслителей; б) механистический, метафизический материализм XVII-XVIII веков; в) материализм революционных демократов; г) диалектический материализм. Каждая из этих форм имеет свои специфические особенности, обусловленные в конечном итоге уровнем развития науки и практики соответствующего исторического периода. Но лишь одна из них, а именно диалектический материализм - философия самого передового, самого революционного класса, пролетариата, - является последовательно научной формой материализма.  [5]

Как понимают студенты зарождение и развитие социологической мысли в работах древних мыслителей и ученых средневековья.  [6]

Мы живем в быстро меняющимся мире, в котором происходят бурные политические события, появляются технические изобретения, переменам подвергаются и наши представления о жизни; это, однако, не означает, что уже решены проблемы, волновавшие людей, что прозрения древних мыслителей современного человека не интересуют.  [7]

Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей.  [8]

Живой интерес к вопросам знания прослеживается до самых древних рукописей. Древние мыслители пытались выяснить, где помещаются память и мысль. Как свидетельствуют иероглифические записи из древнего Египта, их авторы полагали, что знания находятся в сердце - этот взгляд разделял греческий философ Аристотель; но вот Платон считал, что именно мозг есть средоточие мысли.  [9]

В разное время эти универсальные ценности могут восприниматься внутри конкретной иерархии. У древних мыслителей в триединстве Истины, Добра и Красоты на первом месте было Добро, в Новое время - Истина. Наш русский писатель Федор Достоевский устами одного из своих персонажей возвестил: Красота спасет мир.  [10]

Многообразны суждения древних мыслителей о первооснове явлений природы: вода, воздух, стихии, нус, алейрон, огонь, атомы, идея. Философы разных направлений - Демокрит, Сократ, Лукреций и др. - свободно рассуждали о природе вещей и человеке, основываясь на совокупности знаний о мире. По мере развития философской мысли происходит еще одно событие: она стремится освободить внутренний мир человека от страха перед богами и потусторонним миром, размышляет о причинах и роли религии в обществе.  [11]

Можно согласиться с утверждением ученых о том, что большая часть знаний об обществе и общественных отношениях, особенно в древнем мире, не была систематизирована, была далека от научных объяснений реальной жизни. Однако все произведения древних мыслителей в той или иной степени содержат опыт реальных человеческих отношений, ориентированы именно на их восприятие и понимание человеком. Для того чтобы увидеть факт такого взаимодействия, необходимо сочетать анализ развития социальной мысли с экскурсом в социально-экономические отношения как условий ее формирования. Как только социология отрывается от реальной жизни при анализе социальных проблем, она превращается в псевдонауку.  [12]

Она ищет ответ на поставленный еще древними мыслителями вопрос о природе вещей.  [13]

Некоторые из основополагающих идей Ньютон заимствовал у еще более древних мыслителей.  [14]

Широко известно восклицание Архимеда, восхищенного силой рычага: Дайте мне точку опоры - и я переверну мир. Предсказуемость валютного рынка столь случайна, что вслед за древним мыслителем хочется сказать: дайте мне любую систему торговли - и я покажу, как здорово она работает на одних отрезках пути движения цен и насколько она никудышна на других. Данное обстоятельство, казалось бы, подразумевает отрицательный ответ на вопрос: А нужна ли вообще какая-либо система игры.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru


Смотрите также