Женская одежда Древнего Рима. Женская одежда древнего рима
Женская одежда Древнего Рима | Железный век
Стола и тога
Если для мужчин наиважнейшим видом одежды была тога, то для женщин эту же функцию выполняла стола. По сути стола служила не только одеждой, но и своеобразным социальным маркером — во-первых, как и тога демонстрировала принадлежность женщины к гражданской общине, а во-вторых указывала на ее положение жены и матери, так как девушки и незамужние женщины столу не носили.Также ее не смели одевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни — но как вы понимаете с силу несколько других причин.
Стола представляет собой длинную и широкую тунику, перепоясанную два раза — под грудью и ниже талии.Она не в коем случае не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины».
Если судить по оставшимся изображениям, то стола не всегда имела рукава, однако в силу того, что вместе с ней всегда носилась «палла» — большой кусок материи, окутывающий всю фигуру, — утверждать этого наверняка нельзя.
Так же трудно говорить и о длине столы, так как «нижний» пояс прихватывал еще один кусок ткани, окутывающий бедра и ноги почти как юбка, и длинными складками опускающийся до земли.Из-под паллы фактически и была видна толька эта юбка, которую называли «instita«, что значит «оборка».
Таким образом, из вышенаписаного можно понять, что стола, палла и инстита скрывали женщину практически целиком: увидеть можно было только лицо, кисти рук и пальцы ног — «у матроны, кроме лица ты ничего не можешь разглядеть», по выражению Горация.Римские писатели часто упоминают о столе с уважением, как о символе женской чистоты.
Женская одежда крестьян Древнего Рима
Однако такая одежда, как стола, конечно же не годилась для женщины, чья жизнь проходила в тяжелом физическом труде. На одной из помпейских фресок, мы видим изображение того, как одевались женщины бедного рабочего люда.На фреске изображены две девочки, занятые чтением, одетые в длинные закрытые платья с рукавами до запястья. Так как копирование детской одеждой взрослой было нормальным явлением во все времена, можно предположить, что на девочках одето то же, что носили их матери.
Мэлфис К.Источник — Компиляция из разных источников
ageiron.ru
Женская одежда Древнего Рима — Iteach
Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel
Женская одежда Древнего Рима Участник:Шакирова Оксана, Апсатарова Милана Женская одежда Древнего Рима изначально была весьма громоздкой и тяжелой. В таких нарядах дамам было тяжело передвигаться. Поэтому через некоторое время сложный крой стал более простым и удобным.
Повседневный внешний вид римлянок состоял из разных длинных туник, которые эволюционировали в столу – широкую тунику, но уже с короткими рукавами и большим количеством складок. Это изделие достигало ступней. Талию женщины подчеркивали поясом, а низ столы украшали оборками или лентами. В нарядах римлянок основными были изящные драпировки. Их могли себе позволить только свободные замужние женщины с безупречной репутацией.
Верхняя одежда
Женщины носили плащ, который назывался палла. Он достигал лодыжек. Такую верхнюю одежду закрепляли на талии с помощью пояса или позволяли ей свободно ниспадать. Подобный плащ делали из тонкой шерсти. А крой и цветовая гамма были разнообразными.
Нижнее белье
Нижнего белья как такового у дам Древнего Рима не было. Вместо него они носили набедренную повязку и нижнюю тунику.
Головные уборы
Римлянки защищали голову от уличной пыли при помощи прозрачной вуали. А другие головные уборы использовали крайне редко. Ведь женщины тщательно ухаживали за волосами и делали замысловатые прически, поэтому и не желали прятать такую красоту под шляпки. Но иногда можно было увидеть круглые шапочки и головные повязки.
Материалы
Одежда во времена Древнего Рима шилась изо льна, шерсти и шелка. Из таких тканей отличными получались тоги и туники. С появлением новых, более плотных материалов изменился крой одежды и силуэт. Наряды стали футлярообразными.
Цветовая палитра и отделка
В ранний период древнеримской истории популярным был белый цвет. Но со временем в него облачались только по торжественному поводу. А в повседневной жизни преобладали разнообразные сочные и яркие оттенки: желтый, золотой, зеленый, голубой.
Оригинальностью красок отличался наряд невесты в Древнем Риме. Ее одеяние состояло из длинного платья ярко-красного оттенка. А под низ девушка надевала тунику. Голову римлянки украшало оранжевое покрывало.
Со временем одежду стали дополнять вышивкой и сложными геометрическими узорами. Так своими нарядами состоятельные люди выделялись из толпы.
Обувь
Женщины носили простые сандалии или башмаки, изготовленные из мягкой кожи. Обувь часто была украшена металлическими деталями и вышивкой.
Украшения и аксессуары
Свои образы римлянки дополняли аксессуарами из драгоценных камней и металлов: цепочками, ожерельями, кольцами, браслетами, пряжками, серьгами. Особенно они любили украшать волосы золотом, жемчугом, шпильками из слоновой кости, диадемами и обручами. Римлянки также использовали опахало из павлиньих перьев и зонтик.
Прически
Знатные дамы делали разнообразные сложные и даже причудливые прически. Они гладко зачесывали волосы и завязывали их на затылке в виде узла. Такая укладка очень напоминала греческий стиль. Также женщины делили волосы на прямой пробор и плели косы, завивая ими голову. Еще одна прическа древних римлянок – лицо, обрамленное завитыми длинными локонами, или взбитые впереди завитые пряди, а сзади – гладко зачесанные.
Типичная римская укладка – высокая прическа из укрепленных на каркасе локонов. Форма напоминала русский кокошник. Одни локоны укладывали в ряды на каркасе, а другие – заплетали в косу на затылке или спускали их вдоль висков.
Также в то время было модно осветлять волосы в русый и белокурый оттенок или носить парики.
Модный приговор
Одежда Древнего Рима внесла большой вклад в развитие человеческой цивилизации, поскольку она до сих пор популярна среди многих современных дизайнеров, которые чтят вековые традиции и продолжают давать им жизнь. Благодаря эстетическим идеалам Империи модельеры добиваются идеального силуэта.
wiki.iteach.ru
Мужская и женская одежда Древнего Рима - ответы и советы на твои вопросы
Мужская и женская одежда Древнего Рима
Древние римляне предстают перед нами суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота — таковы основные черты идеала, сформировавшегося на ранних стадиях римского государства. Внешние облики гречанок и римлянок во многом сходны.
Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.
В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Прекрасной считалась фигура с округлой линией плеч, широкими бедрами и плоской грудью. Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы — германцы. Волосы окрашивали в светлые золотистые тона или носили парики такого цвета.
Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.
Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной.
Цветовая гамма в римском костюме — яркая, красочная, основные цвета — пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.
Поздние римские ткани имели геометрическую орнаментацию — круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь (рис. 1).
В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.
Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.
Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.
Верхней одежде — тоге — римляне придавали глубоко символическое значение, Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.
Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой на перед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.
В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.
В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща — пенула — в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей — в костюме богатых щеголей.
С III в. н. э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.
Изменения костюма обусловлены были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой одежды, далекой от античных традиций, является далматик — длинная и широкая накладная одежда с длинными цельнокроеными рукавами
Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками.
В период Империи в костюме знати широко распространяются ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носят по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играют роль наградного знака.
Прямые зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени римского императора Тита Веспасиана.
Одежда римской бедноты и рабов — туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду носили простые деревянные башмаки.
Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III-IV вв. н. э. пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.
Женская туника по покрою не отличалась от мужской.
Поверх туники знатные римлянки носили столу. более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.
Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ — палла. Голову покрывали вуалью или краем паллы.
В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.
В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.
В III-IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.
Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, накладками из искусственных волос.
Обувь римлянок — мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.