История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Место риторики в странах Запада и Востока. Ораторское искусство древнего востока


Ораторское искусство. История древнего мира [Восток, Греция, Рим]

Ораторское искусство

Очень показательно, что на рубеже V и IV веков до н. э., в период четко обозначившихся тенденций начала кризиса полисной системы, появляется еще один жанр эллинской литературы – произведения ораторов, мастеров красноречия и риторики. В это время, характеризующееся ослаблением связей внутри гражданского коллектива полиса, наблюдается рост индивидуализма, в условиях которого общие интересы коллектива граждан начинают подмениваться интересами отдельных его представителей.

Наметившаяся имущественная дифференциация среди граждан, разделение их на богатых и бедных, политическая и социальная нестабильность в рамках полисных коллективов, а также межполисная борьба обусловили рождение жанра ораторского искусства, прежде всего искусства судебного красноречия. Растет число судебных процессов, связанных с имущественными и наследственными тяжбами, граждане пытаются защитить свои экономические интересы, отвести от себя подозрения (иногда вполне обоснованные) в сокрытии доходов, в нежелании участвовать своими средствами в общеполисных мероприятиях.

Со временем в связи с обострившимися в IV в. до н. э. межполисными противоречиями, столкновениями различных политических группировок в рамках отдельных городов-государств и угрозой свободе греков со стороны окрепшей Македонии некоторые греческие ораторы от вопросов частного характера начинают обращаться к проблемам общеэллинского звучания (Исократ, Демосфен). Однако после событий, связанных с походом Александра Македонского на Восток и образованием на обломках его империи многочисленных эллинистических государств с их нивелирующей политикой в отношении всех подданных, греческое судебное и политическое красноречие, выполнившее свою историческую миссию в период кризиса полиса, сходит на нет.

Среди греческих ораторов сами древние выделили десять лучших аттических мастеров красноречия. Их речи чаще других читались и переписывались, поэтому значительная часть их произведений дошла до наших дней. В число этих десяти входят такие известные мастера аттического красноречия, как Антифонт, Андокид, Лисий, Исократ, Исей, Эсхин, Демосфен, Гиперид, Ликург и Динарх. Их деятельность относится к периоду от второй половины Пелопоннесской войны вплоть до подчинения Афин македонскому господству.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО. История культуры древней Греции и Рима

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

После утраты Грецией независимости искусство красноречия, не находя себе применения в политической жизни, должно было, казалось, сойти на нет. Но этого не случилось. Вытесненное с аго. ры, из политической сферы, оно нашло прибежище в школах риторики. Когда стало невозможно полемизировать с живыми противниками, не возбранялось еще спорить с умершими: об этом свидетельствует сохранившаяся на папирусах речь Псевдо-Лептина, где тот оспаривает аргументы давно скончавшегося Демосфена и к тому же по теме, потерявшей всякую актуальность. Можно было взять и совершенно выдуманную тему, историческую или относящуюся к судебной практике, и на этом искусственном материале упражняться в красноречии. Наконец, всегда было можно сочинять в подражание старым греческим ораторам похвальные речи. Так, черпая вдохновение в речах Горгия и Поликрата Афинского, Гегесий из Магнесии написал похвалу острову Родос, а Термесианакт — похвалу Афинам. В последние десятилетия эллинистической эпохи ораторское искусство вновь приобрело практическое значение: приходилось отстаивать интересы греческого населения провинций перед римским сенатом или же, как во время войны римлян с Митридатом VI Евпатором, царем Понта, призывать греков к борьбе с Римом. Всегда была нужда и в судебных речах.

Не так уж много сохранилось памятников ораторского искусства этого времени. Малозначительному, оторванному от реальных Проблем жизни содержанию этих речей соответствует напыщенный, вычурный стиль, названный позднее «азианизмом», так как некоторые эллинистические ораторы, подобно Гегесию, происходили из Малой Азии. Одни из них увлекались длинными, ритмически расчлененными периодами, изысканными и пышными оборотами, другие — вслед за самим Гегесием — были привержены речам, исполненным чрезмерного пафоса, декламировавшимся с завыванием, как иронически писал об этом Цицерон. Размеренным, гармоничным речам классического стиля пришла на смену игра редкими, непривычными метафорами, преувеличенными патетическими интонациями. Величавое спокойствие классики уступило место взволнованному динамизму эллинистической культуры, подобно тому как в архитектуре парфенонский фриз сменяется фризом пергамским.

Приблизительно в середине II в. до н. э. в риторике, как и в изобразительном искусстве, усилилась реакция против безудержного увлечения патетикой, ритмикой, вычурной лексикой. Все отчетливее проявлялись тенденции к стилю холодному, взвешенному, рациональному, называемому аттическим. На рубеже II–I вв. до н. э. на Родосе действовала риторская школа, стремившаяся смягчить пафос «азианизма». Приверженцы аттического стиля брали за образец речи великих афинских ораторов IV в. до н. э., призывали вернуться и к самому аттическому диалекту. Именно эта тенденции получили полное преобладание у римских ораторов в последние годы Республики и первые годы Империи.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО. История культуры древней Греции и Рима

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

Обострение политической борьбы и пример греков побудили активных участников событий больше заботиться о публикация своих политических и судебных речей. Если в III в. до н. э. Аппий Клавдий, а в первой половине 11 в. до н. э. Катон Старший составляли в этом отношении исключение, то к концу того же столетия публикация и распространение текстов речей стали обычным правилом. Так, несколькими десятилетиями позднее Цицерон располагал уже речами Квинта Цецилия Метелла Македонского, Сервия Сульпиция Гальбы, Марка Эмилия Лепида, обоих братьев Гракхов. Все эти политики-ораторы, происходившие из богатых знатных семей, получили греческое образование. Так, в речах Сципиона ясно видны попытки использовать некоторые приемы греческих ораторов, риторические фигуры, периоды. По правилам греческой теории красноречия выстроены и образцы ораторского искусства Гальбы; речи же Лепида стали настоящим событием в истории риторики, ибо по гладкости и изяществу слога, совершенному построению периодов, художественному стилю они впервые достигли уровня греческих образцов.

Старого домашнего образования уже не хватало: учителем Тиберия Гракха был известный греческий ритор Диофан из Митилены, а Гай Гракх учился у финикийского ритора Менелая. Но и этого было недостаточно, так что уроки красноречия Тиберий брал также у соотечественника — Марка Эмилия Лепида Порцины. Кто оказывался не в состоянии сам подготовить политическую или судебную речь, прибегал к помощи друзей или учителей риторики. Например, консулу Гаю Фаннию Страбону речь против Гая Гракха помог составить известный оратор того времени Гай Персии, а хвалебную речь на похоронах Сципиона Младшего за Квинта Элия Туберона написал Гай Лелий, по прозвищу Мудрый. Понятно, что тогдашние греческие риторы стремились приобщить своих римских учеников к модному в то время азианийскому стилю красноречия с его звучными ритмическими каденциями в конце каждого предложения. Признаки этого стиля можно найти как в речах Сципиона, так и в знаменитой речи Метелла Македонского, восхваляющей супружество. Страстные, патетические речи братьев Гракхов также относятся к тому же стилю, причем известно, что за спиной Гая всегда стоял раб-флейтист, который своей игрой смягчал его необузданный темперамент и задавал подобающий тон его речи. И все равно, по свидетельству римлян, речи Гая Гракха производили на слушателей столь сильное впечатление, «что нельзя было сдержать слез».

На рубеже II–I вв. до н. э. в Риме стала усиливаться реакция против греческих влияний в риторике. В эпоху политического преобладания популяров, партии Мария, острее, чем прежде, проявилось недовольство практичных римлян господством греческой школы красноречия, ведь учиться у греческих риторов могли себе позволить лишь сыновья богатых нобилей. Дух Катона Старшего, ненавистника греческих культурных влияний, ожил спустя полвека: после смерти сурового цензора, в правление Гая Мария. Не случайно именно Плотий Галл, пользовавшийся явным покровительтством Мария, основал тогда собственную школу «латинской риторики», подчеркнуто именуя сам себя «латинским ритором». Особенностью этой школы было то, что обучение в значительно меньшей степени основывалось на греческой теории красноречия и в значительно большей — на конкретных примерах из латинских речей Катона Старшего и Гракхов или из латинских переводов речей Демосфена. Принципы «латинской школы» изложены в анонимном сочинении «Риторика к Гереннию», где греческих ораторов осуждают за то, что те в своих речах «много набрали вещей, не связанных с темой». Характерно, что аристократическая молодежь сторонилась этой школы, и просуществовала она недолго: в 92 г. до н. э. преподавание риторики по-латыни было запрещено.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО. История культуры древней Греции и Рима

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

Усердие софистов, их стремление привить молодежи навыки искусного спора, аргументированных прений на любые темы породили устойчивый интерес греков и прежде всего обитателей демократических Афин к судебным речам. Большую популярность приобрели образцовые речи в защиту и похвалу кого-либо из героев древних мифов. Так, софист Горгий, составивший похвальное слово Елене Прекрасной, имел последователей в лице ораторов Поликрата и Исократа. Появились и выдержанные в лучших традициях риторики похвальные речи жестокому циклопу Полифему, которого ослепил Одиссей, кровожадному царю Бусирису, побежденному Гераклом, гетере Лайде. Софист Алкидам не остановился даже перед тем, чтобы написать «Похвалу смерти».

На рубеже V–IV вв. до н, э. заявил о себе выдающийся афинский судебный оратор Лисий. В его речах — яркое, житейски, психологически достоверное бытовое повествование; замечательные социально-нравственные характеристики истцов и ответчиков, создающие обобщенные контрастные типы современников; простота и ясность стиля, сделавшие речи Лисня классическим образцом аттической прозы.

Великолепным стилистом был и продолжатель традиций софистов оратор Исократ. Речи, которые должны не только убеждать, но и услаждать слух, составляются из расчлененных, гармонизированных, тщательно рассчитанных даже по количеству слогов периодов, обладающих строго определенным ритмом. Этими новыми приемами ораторского искусства Исократ охотно делился со своими учениками в созданной им платной школе наподобие тех, что были основаны софистами. Открытая в 391 г. до н. э., она стала первой риторической школой с регулярным обучением. Готовила она не просто людей, владеющих словом, умеющих вести диспуты, но прежде всего хороших знатоков политической жизни и психологии, способных повести за собой сограждан в тот судьбоносный период в истории Афин, который наступил в первые десятилетия IV в. до н. э. Из школы Исократа вышли как знаменитые впоследствии ораторы Демосфен, Гиперид, Эсхин, Ликург, так и историки Феопомп, Эфор, Филист. «Риторизация» историографии была, несомненно, результатом деятельности в Афинах исократовой школы. Предпочтительное изучение людей, государственных законов, правил красноречия, отказ от натурфилософских традиций исследования природы. Космоса, материи — те особенности этой школы, которые глубоко повлияли на всю систему обучения и воспитания греческой молодежи в IV в. до н. э.

Сам Исократ, не обладавший сильным голосом, редко выступал публично, но роль его в политической жизни тогдашней Эллады весьма велика. Подобно тому как некогда Пиндар и Симонид обращались с советами к греческим правителям своего времени, Исократ также вел политическую пропаганду, распространяя публицистические сочинения, восхвалявшие аристократическое устройство доперикловых Афин и порядки при законодателе Солоне. Основываясь на этих идеалах «доброго старого времени», Исократ призывал греков сплотиться под эгидой Филиппа Македонского и обратить доблестное оружие на Восток, против давнего врага — Персии. Быть может, он не ведал, чем грозит его родине усиление Македонии. По преданию, после неудачи греков под Херонеей он по собственной воле уморил себя голодом.

Лучший из учеников Исократа, величайший греческий оратор Демосфен вырос в обстановке острой политической борьбы. Нельзя и представить себе большего различия, чем то, которое противопоставило учителю, десятилетиями терпеливо подсчитывавшему слоги в искусных периодах речей, составлявшихся в аристократическом уединении, в тиши дома, вдали от шумной рыночной площади, — ученика, воспламененного гражданственным негодованием, страстного и неуступчивого вождя антимакедонской демократической группировки в Афинах. Такие различия в характерах, жизненных, политических позициях не могли не проявиться и в различиях стилей обоих ораторов: стройность, гладкость, гармоническое совершенство речей Исократа и пафос, динамизм, огромная сила экспрессии, «мощный» стиль выступлений Демосфена. Недаром один из античных авторов, Клеохар Мирлейский, сравнивал речи Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи Демосфена — с воинами в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспехами.

Исократ рассчитывал, что объединение под гегемонией царя Филиппа поможет грекам решить свои проблемы путем завоевательных походов на Восток. «Нуждающееся в земле крестьянство, — писал он, — получит обширные пространства земли; бродяги, вместо того чтобы терзать Элладу, найдут применение для своей деятельности в Азии… Победа даст процветание тем, кто останется дома, и богатую добычу воинам». В противоположность этому Демосфен с самого начала был убежден в роковых последствиях победы македонского царя для независимости и демократического строя в Афинах. Своих противников — самого Филиппа II и сочувствующие ему силы в Афинах — оратор атакует беспощадно, и его речи против Филиппа («Филиппики») и «О венке» не имеют себе равных по выразительности во всей греческой литературе. Страстное слово Демосфена достигло цели: афиняне, наконец, вступили в союз с фиванцами для отражения македонской экспансии. Но, как уже говорилось, эта мера оказалась запоздалой.

Антимакедонская демократическая партия в Афинах имела и других видных политических ораторов, хотя и уступавших Демосфену. Так, Гиперида ценили не столько за силу и пафос, сколько за изящество и благозвучие его речей. Сохранилась также одна речь известного политика той же ориентации, Ликурга. К группировке филомакедонской принадлежал Эсхин, заклятый враг Демосфена, вероятно, прямо подкупленный Филиппом. Эсхин был некогда драматическим актером, поэтому стиль его речей отличался особой мелодичностью и звучностью. «Вы видите, афиняне, — начинает он одну из своих речей против политических врагов, — как иные здесь ведут происки, как смыкают ряды, как затевают уговоры по всей площади, чтобы все у нас в городе пошло не по заведенному порядку и обычаю…»

Установление в Греции македонского господства создало, естественно, неблагоприятные условия для развития традиций политического красноречия. Не удивительно, что ближайшие сподвижники Демосфена, Дейнарх и Демохар, действовавшие на рубеже IV–III вв. до н. э., — последние известные политические ораторы в Афинах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Ораторское искусство

После утраты Грецией независимости искусство красноречия, не находя себе применения в политической жизни, должно было, казалось, сойти на нет. Но этого не случилось. Вытесненное с аго. ры, из политической сферы, оно нашло прибежище в школах риторики. Когда стало невозможно полемизировать с живыми противниками, не возбранялось еще спорить с умершими: об этом свидетельствует сохранившаяся на папирусах речь Псевдо-Лептина, где тот оспаривает аргументы давно скончавшегося Демосфена и к тому же по теме, потерявшей всякую актуальность. Можно было взять и совершенно выдуманную тему, историческую или относящуюся к судебной практике, и на этом искусственном материале упражняться в красноречии. Наконец, всегда было можно сочинять в подражание старым греческим ораторам похвальные речи. Так, черпая вдохновение в речах Горгия и Поликрата Афинского, Гегесий из Магнесии написал похвалу острову Родос, а Термесианакт — похвалу Афинам. В последние десятилетия эллинистической эпохи ораторское искусство вновь приобрело практическое значение: приходилось отстаивать интересы греческого населения провинций перед римским сенатом или же, как во время войны римлян с Митридатом VI Евпатором, царем Понта, призывать греков к борьбе с Римом. Всегда была нужда и в судебных речах.

Не так уж много сохранилось памятников ораторского искусства этого времени. Малозначительному, оторванному от реальных Проблем жизни содержанию этих речей соответствует напыщенный, вычурный стиль, названный позднее «азианизмом», так как некоторые эллинистические ораторы, подобно Гегесию, происходили из Малой Азии. Одни из них увлекались длинными, ритмически расчлененными периодами, изысканными и пышными оборотами, другие — вслед за самим Гегесием — были привержены речам, исполненным чрезмерного пафоса, декламировавшимся с завыванием, как иронически писал об этом Цицерон. Размеренным, гармоничным речам классического стиля пришла на смену игра редкими, непривычными метафорами, преувеличенными патетическими интонациями. Величавое спокойствие классики уступило место взволнованному динамизму эллинистической культуры, подобно тому как в архитектуре парфенонский фриз сменяется фризом пергамским.

Приблизительно в середине II в. до н. э. в риторике, как и в изобразительном искусстве, усилилась реакция против безудержного увлечения патетикой, ритмикой, вычурной лексикой. Все отчетливее проявлялись тенденции к стилю холодному, взвешенному, рациональному, называемому аттическим. На рубеже II–I вв. до н. э. на Родосе действовала риторская школа, стремившаяся смягчить пафос «азианизма». Приверженцы аттического стиля брали за образец речи великих афинских ораторов IV в. до н. э., призывали вернуться и к самому аттическому диалекту. Именно эта тенденции получили полное преобладание у римских ораторов в последние годы Республики и первые годы Империи.

Историография

Особенно сильное влияние «азианизм» и вообще риторика оказали на историографию. И содержание, и форма исторических сочинений проникнуты стремлением ошеломить читателя, вызвать в нем сострадание или гнев, воспеть или очернить того или иного героя повествования. Драматический рассказ о невероятных, поражавших воображение событиях делал историка чем-то вроде старого аттического трагедиографа. Историография эллинистического периода — это прежде всего беллетристика, озабоченная стройностью композиции, изяществом слога, занимательностью изложения. Упрекая своих предшественников — создателей риторической историографии Эфора и Феопомпа в «нежизненности», историки, писавшие на рубеже IV–III вв. до н. э. (например, Дурид Самосский), зашли еще дальше в превращении историографии в область риторики.

Уже историки времен походов Александра Македонского думали не столько о достоверности описываемого, сколько о занимательности. Даже Аристобул, весьма критически подходивший к своим источникам, без колебаний рассказывает о двух воронах, указавших Александру дорогу к оазису Аммона. фантастические элементы сильны и в повествовании Клитарха, где увлекательно, но совершенно неправдоподобно описывается встреча македонского царя-завоевателя с царицей легендарных амазонок. Из других сочинений историков того времени читатель мог, в частности, узнать, что Аспасия, подруга Перикла, была причиной Пелопоннесской войны, а полководец Алкивиад во время сицилийской экспедиции будто бы приказал бросить в море комедиографа Эвпола. От Дурила, рассказывавшего невероятные истории о далекой Индии, где женщины якобы рожают на пятом году жизни, не отстает Мегасфен, говоря о населяющих ту же Индию людях с ушами, доходящими до щиколоток, и т. п. При этом Дурид и другие историки облекали свое повествование в как можно более драматичную форму: младший современник Дурида, Филарх, в своих «Историях», в рассказе о походе Пирра, царя Эпира, в 281 г. до н. э. в Италию стремится потрясти воображение читателя описанием чудовищных жестокостей, совершаемых воинами, где одна душераздирающая сцена сменяет другую. Картины, исполненные пафоса, перемежаются пикантными отступлениями о придворных скандалах, гетерах и наложницах властителей.

Столь же ярко выраженный беллетристический характер носит произведение Гекатея из Абдеры, где также повествуется о фантастических народах далеких стран. Гекатей описывает свое вымышленное путешествие к счастливо и мирно живущим гиперборейцам, населяющим некий большой остров к северу от страны кельтов. Сходную утопию об идеальном государстве несуществующих панхеев на острове близ побережья Индии находит читатель у Эвгемера из Мессаны. Панхеи, как и жители платоновского государства, разделены на три касты, высшую из которых составляют жрецы. Все, что производится в стране, принадлежит государству, где люди живут богато и счастливо, наслаждаясь прекрасным климатом, красивыми пейзажами, изобилием растений и животных. Есть в сочинении Эвгемера рассказ и о Зевсе, которого автор считает первым человеком на свете, утверждая, что и все олимпийские боги были первоначально людьми, позднее обожествленными за свои деяния. Эта идея Эвгемера имела огромный успех в античном мире, особенно в Риме, где его произведение, рано переведенное на латинский язык, оказало громадное влияние на первых римских анналистов, пытавшихся рационально истолковать древние мифы.

Наряду с произведениями, представляющими риторическое направление в историографии (книги Дурида, Филарха), эпоха эллинизма оставила нам конкретные, лишенные всяких художественных притязаний записки об отдельных исторических событиях. Назовем хотя бы рассказ Птолемея Сотера о войнах Александра Македонского или «Историю диадохов» Иеронима из Кардии. К этой же группе можно отнести многочисленные местные хроники, прежде всего труд историка Аполлодора из Артемии, написавшего на рубеже II–I в. до н. э. историю Парфии.

На позициях, прямо противоположных риторическому направлению в историографии, стоял во II в. до и. э. самый выдающийся греческий историк того времени Полибий из Мегалополя. Жестоко критикует он своего предшественника, историка Тимея Сицилийского, именно за чрезмерную риторику, неумеренное превознесение одних героев и «клевету» на других, за неправдоподобные, вычурные, некомпетентные описания сражений. Столь же решительно Полибий отмежевывается и от Филарха и его любви к воссозданию кровавых и слезливых сцен. Дело историографии, полагает Полибий, — не развлекать читателя или слушателя занимательными эпизодами, но приносить ему практическую пользу, учить понимать законы развития общества, учить предвидеть будущее. К заслугам Полибия относится не только то, что он продолжил в историографии традицию Фукидида, но и то, что он впервые сделал попытку написать целостную всемирную историю.

В 168 г. до н. э. Полибий в числе греческих заложников попал в Рим. Наблюдая там в течение многих лет рост могущества этого государства, сравнивая Рим с известными из истории формами государственного устройства, молодой грек из Мегалополя пришел к твердому убеждению, что своим величием, римляне обязаны наилучшему государственному устройству, соединившему в себе преимущества монархии (власть консулов), аристократии (роль сената) и демократии (роль народных собраний — комиций). Вся история Средиземноморья со времен II Пунической войны есть не что иное, как поступательный процесс подчинения этого региона Риму, процесс естественный, закономерный и благотворный — поистине благодеяние судьбы для всех средиземноморских народов, утверждает Полибий. Социальная подоплека подобных суждений историка очевидна: римские власти поддерживали в Греции аристократию, гарантировали сохранение существовавших имущественных отношений.

Выдающимся историком античного мира Полибия сделали его огромный политический кругозор, глубина и тщательность в работе с источниками, необычайное критическое чутье и стремление к полной достоверности и — не в последнюю очередь — философская эрудиция и специальные знания в области военного дела, ведь ему очень часто приходилось описывать войны. Труд Полибия был продолжен в конце II — начале I в. до н. э. историком и философом-стоиком Посидонием, также повествовавшим о современных ему событиях с точки зрения сторонника аристократии.

Греческая историческая литература эпохи эллинизма обогатилась также сочинениями, посвященными истории других народов, но написанными по-гречески. В III в. до н. э. возникла Септуагинта — греческий перевод еврейского Пятикнижия (первых и самых важных пяти книг Ветхого Завета), выполненный, по преданию, 70 переводчиками. Примерно тогда же египетский жрец Манефон написал для царя Птолемея Филаделъфа «Египетскую историю» — первое пособие по истории этой страны. Вавилонский жрец Берос, в свою очередь, преподнес сирийскому царю Антиоху I «Вавилонскую хронику», первая книга которой, содержащая сведения о халдейской астрологии, была особенно популярна у греков, а затем у римлян. На исходе III в. до н. э. римский сенатор Квинт Фабий Пиктор составил по-гречески, с помощь» секретарей-греков, первый обзор римской истории. То, что евреи, египтяне, вавилоняне, римляне стремились познакомить греческий мир со своей историей, свидетельствует об огромной роли греческого языка и культуры в то время. Роль эта не уменьшилась на Востоке и тогда, когда эллинистические государства утратили независимость и на Востоке утвердилось римское господство.

ПОЭЗИЯ

Напрасно было бы искать в эллинистической поэзии, как и в поэзии IV в. до н. э., отражения проблем, глубоко волновавших общество. Поэзия поселилась при дворах местных властителей, став искусством для немногих избранных. Характерно, что стихи слагали прежде всего ученые — грамматики, филологи. Филологом был сам законодатель эллинистической поэзии — александрийский библиотекарь Каллимах. Филологами были поэты Александр Этолийский и Ликофрон Халкидский, сочинявшие трагедии на мифологические и исторические сюжеты. Филолог и поэт неразделимы в творчестве и Эратосфена, оставившего небольшие поэтические ученые повествования — эпиллии «Гермес» и «Эригона», и Аполлония Родосского, автора весьма ученой, но часто волнующей и сентиментальной эпической поэмы об аргонавтах.

Все они хорошо понимали, что не могут сравниться с великими греческими поэтами прошлого и что слепое подражание старым образцам бессмысленно. Они стремились найти применение своим самым сильным сторонам и потому предпочитали те жанры, в которых им удалось бы блеснуть эрудицией и остроумием. Несмотря на все усилия Аполлония Родосского с его «Аргонавтикой», героический эпос остался духовной принадлежностью былых веков и его не удалось вновь утвердить в греческой поэзии lll — П вв. до н. э. Впрочем, попыток таких было немало: Аполлоний имел многочисленных подражателей, в том числе Риана Критского, описавшего в эпической поэме легендарные мессенские войны VIII–VII вв. до н. э. и подвиги героя Аристомена. Вновь и вновь прилагались усилия к созданию исторического эпоса в панегирическом духе, прославляющего имя Александра Македонского или кого-либо из эллинистических владык Востока. Произведения эти известны нам обычно лишь по заглавиям, но, по всей видимости, литературная ценность их была невелика, так как крупнейшие поэты того времени относились к ним пренебрежительно. С презрением писал о больших эпических («киклических») поэмах и их многочисленных сочинителях великий Каллимах:

Не выношу я поэмы циклической, скучно дорогой

Той мне идти, где снует в разные стороны люд…

В прологе к ученой элегии «Этии» («Начала» или «Причины»), оправдываясь в том, что не слагает тяжеловесных поэм о царях и героях, а пишет в малых жанрах, словно неопытный юноша, он еще раз обличает своих критиков как графоманов и защищает свои «крошечные поэмы», т. е. эпиллии и элегии. В эпиллии «Гекала», носящем характер идиллии, Каллимах повествует не столько о подвиге героя Тесея, сколько о жизни в скромной хижине гостеприимной старушки Гекалы, где Тесей укрывался от дождя в ночь перед подвигом — укрощением марафонского быка. Жанр элегии, требовавший любовных сюжетов, позволял свести воедино различные любовные истории героев греческих мифов, а тем самым распахнуть перед читателем кладовые собственной эрудиции; так сложилась особая разновидность этого жанра — ученая элегия.

Ученые элегии сочиняли в III в. до н. э. многие, нанизывая один за другим почерпнутые из книг примеры любовных историй, создавая длинные каталоги имен влюбленных мифологических и исторических персонажей. Еще в IV в. до н. э. Антимах Колофонский составил таким образом большую любовную элегию «Лида». Столетие спустя Филет с острова Кос воспользовался тем же приемом, чтобы прославить свою возлюбленную в ученой элегии «Биттида». Его последователь Гермесианакт, перечисляя влюбленных поэтов от Гомера до Филета, воспел свою Леонтию. Элегии Фанокла славят любовь к красивым мальчикам также со множеством исторических примеров такой любви. Ученость и эротика — главные признаки распространенных в то время этиологических поэм, объяснявших «этиа», т. е. начала, происхождение некоторых мифов, местных культов и обычаев. Самое знаменитое произведение в жанре ученой этиологической элегии — «Этии», или «Начала» Каллимаха.

Огромный восторг перед накопленными эллинистической наукой знаниями побуждал облекать в поэтическую форму сухой, прозаический научный материал. Вдохновляясь примером гесиодовских «Трудов и дней», александрийские и другие греческие поэты пытались возродить и дидактический эпос. Некоторые из них создавали обширные поэмы, подобные астрономической поэме Арата «Явления», излагающей в изящных и ясных стихах материал сочинений астронома Евдокса и великого знатока природы Феофраста. Поэма Арата удалась, но через многие ей подобные читателю трудно продраться из-за нагромождения названий, монотонно и сухо перечисляемых авторами.

Гораздо больше разнообразия тем и чувств мы находим в эпиграммах, которые тогда писали повсюду. В творчестве Каллимаха и Асклепиада Самосского искусство эпиграммы достигло наивысшего формального совершенства. Темы — прежде всего пир и любовь, однако не было недостатка ни в литературной полемике, ни в прославлении шедевров искусства. Интересно и разнообразно содержание эпиграмм Леонида Тарентского, темы которых взяты из жизни ремесленников, рыбаков, городской бедноты.

В эпоху эллинизма господствовала мода на сельские мотивы в поэзии. Устав от шума городов, человек мечтал о покое, о деревенской тишине, идеализировал жизнь простого селянина. Сельские мотивы отразились и в пластических искусствах, где фоном для многих сцен служат деревенские пейзажи, и в поэзии. Картинки из жизни простых пастухов Сицилии рисует в своих знаменитых идиллиях Феокрит из Сиракуз, необычайно талантливый мастер малых стихотворных форм. В этих картинках немало реалистических деталей, немало слов и выражений дорического диалекта, характерных для сицилийских пастухов. Но пастухи Феокрита не трудятся в поте лица, а ведут между собой поэтические состязания, и мы не можем судить по идиллиям об истинном положении дел в греческой деревне того времени.

Описывает Феокрит и сценки из жизни горожан, еще чаще — горожанок (вспомним уже упоминавшихся «Сиракузянок»). Такие бытовые сценки — мимы. создавались уже в классическую эпоху, Но в эллинистической литературе этот жанр стал особенно распространенным, о чем говорят многочисленные находки папирусов с текстами мимов. Ценнейшим открытием были мимы Герода, натуралистически изображающие городской быт. Перед читателем проходят типы людей, которые он встречал и в своем городе: учитель, сапожник, распутная госпожа, измывающаяся над рабом, сводня, содержатель публичного дома… Острых социальных конфликтов у Герода нет, лишь в творчестве поэтов кинического направления эти мотивы нашли отражение в сатире на богачей, будь то в анонимном сочинении «Об алчности» или в исполнявшихся под музыку «Мелиямбах» Керкида из Мегалополя.

Коренных проблем эпохи не найти и в произведениях, написанных для эллинистического театра. Трагедий и сатировых драм создавалось очень много, но практически все они утрачены и до наших дней не дошли, Разумеется, это не позволяет оценить их, но не говорит о том, что они не представляли ценности для самих древних. Ничего значительного не появилось после Менандра, Дифила и Филемона и в жанре комедии. Наибольшим успехом в театре пользовались мимы, как, например, найденный в папирусах мим о Харитии, проданной в Индию и освобожденной затем своим братом. Популярны были и легкие песенки вроде «Жалобы покинутой девицы» или «Жалобы Елены, оставленной мужем», а также те, которые молодежь распевала под дверями дома возлюбленной. Тексты этих песенок содержатся в найденных египетских папирусах.

studfiles.net

Место риторики в странах Запада и Востока.. История развития риторики как науки

Похожие главы из других работ:

Великие ораторы Древней Греции и Древнего Рима

1.1 Софисты - учителя риторики

Родиной красноречия считается Древняя Греция, хотя ораторское искусство знали в Египте, Вавилоне, Ассирии, Индии...

Взаимодействие культур Запада и Востока

1.1 Взаимодействие культур Запада и Востока

В эпоху средневековья, когда экономические, политические и культурные связи Европы с остальным миром ослабевают, а важнейшим фактором духовной и политической жизни становится христианство...

Восток и запад: противостояние или диалог культур

4. Традиции Востока и Запада

Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда...

Динамика взаимодействия культур и их взаимной оценки

Подъем запада

Второй период взаимоотношений между цивилизациями по С.Ф. Хангтингтону приходился на конец XV века. С этого времени периодические, случайные контакты между цивилизациями сменились всепоглощающим...

Зарождение и развитие субкультуры панков в 60-е – 80-е гг. XX столетия в Англии

§2. Студенческие движения стран Запада

На формирование новой социокультурной общности помимо аспектов Социально-экономической политики оказывают влияние и общественные движения. Если в послевоенный период это были сугубо классовые течения...

Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений

1.2 Театрализованные представления в странах Древнего Востока

Своеобразие восточного театра во многом определяется характером мифологии, религии и философии стран Древнего Востока. Так, в мифологии Древней Индии бог Шива в танце творит мир...

История развития риторики как науки

Изобретатели риторики.

Изобретателем риторики называют Горгия Леонтинского (485-380 до Р.Х.). Он предложил учение об аргументации, выделил и обозначил риторические фигуры и создал школу риторов. Другим изобретателем риторики как искусства полемики...

История развития риторики как науки

Развитие риторики в России.

До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков неконфронтационный характер...

История развития риторики как науки

Современное состояние риторики.

Нельзя сказать, чтобы рост интереса к риторике, присущий нашему времени, не имел социальных корней. Ведь на протяжении веков Европу терзали религиозные, гражданские и межнациональные войны...

Магия запада и востока

Глава 1. Магия запада

...

Марк Фабий Квинтилиан и его значение для становления науки о технике речи

5.2 Разделение риторики. Виды речей

Квинтилиан делит Риторику на пять частей: - изобретение; - расположение; - словесное выражение; - память; - произнесение (или действие). Самые же речи он делит на три вида: - похвальные или порицательные (т.е...

Марк Фабий Квинтилиан и его значение для становления науки о технике речи

5.4 Техническая сторона риторики

Много Квинтилиан говорит об ясности, «рождающейся от прямого смысла слов», и о «способах избежания темноты», а также об украшении, которое должно соответствовать предмету. Украшению противоречат плеоназм и искусственность...

Отражение развития физической культуры в искусстве древних от 15000 лет до н.э. до 400 г. н.э.

1.2 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры с IV тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока

Первые известные нам следы физической культуры древнего мира были обнаружены в Месопотамии. Почти 5 тысяч лет назад в долинах рек Тигра и Евфрата зародилось искусство письма. Начиная с того времени...

Традиция и обряд как формы сохранения культурных ценностей

2.1 Передача традиций в странах Востока

Традиционная культура несет в себе разные тенденции, в том числе и возможность духовного возрождения. Суть традиционной культуры - преемственность. Многие традиции, пересекаясь и влияя друг на друга...

Укладка волос холодным способом

1.4 Прически в странах Востока - Японии и Китае

В странах Востока - Японии и Китае - на голове сооружали прически, основой которых служили подпорки из картона. Для придания объема внутрь такой конструкции вкладывали мягкие валики и подушечки. Фиксаторами служили клейкие смолы и яичные белки...

cult.bobrodobro.ru

Искусство Древнего Востока

1 Реферат 'Искусство и культура в древности'

Первобытное исскуство. Искусство Древнего Египта. Эгейское искусство. Искусство Древней Греции. Искусство этрусков. Искусство Древнего Рима.

скачать Искусство и культура в древности просмотреть Искусство и культура в древности скачать Искусство и культура в древности.doc 25.03.04 Реферат * Размер: 27.46 кб.Язык: русскийРазместил (а): cool
2 Реферат 'Культура Древнего Востока'

Социально мировоззренческие основы культуры Древнего Востока. Место и роль человека в социокультурном пространстве древних государств Востока. Достижения и символы материальной и духовной культуры.

скачать Культура Древнего Востока просмотреть Культура Древнего Востока скачать Культура Древнего Востока.doc 06.04.07 Реферат * Размер: 34.74 кб.Язык: русскийРазместил (а): incognito
3 Реферат 'Экономика стран Древнего востока'

Реферат По дисциплине « История экономики» «Экономика стран Древнего востока» Содержание Введение 1. Экономика государств Месопотамии. 1.1 Сельское хозяйство.

скачать Экономика стран Древнего востока просмотреть Экономика стран Древнего востока скачать Экономика стран Древнего востока.doc 04.12.10 Реферат * Размер: 35.32 кб.Язык: русскийРазместил (а): cool
4 Реферат 'Искусство Древнего Востока'

МІНІСТЕРСТВООСВІТИ ТА НАУКИУКРАЇНИ СУМСЬКИЙТЕХНІКУМ ХАРЧОВОЇПРОМИСЛОВОСТІ Денне відділення спеціальність 5.091714 РЕФЕРАТ Натему: “МистецтвостародавньогоСходу. Архітектура”

скачать Искусство Древнего Востока просмотреть Искусство Древнего Востока скачать Искусство Древнего Востока.doc 25.03.04 Реферат * Размер: 31.85 кб.Язык: русскийРазместил (а): cool
5 Реферат 'Искусство Древнего Египта Древнее царство'

Искусство Древнего царства. Пирамиды и Большой сфинкс. Скульптура в храмах и погребениях. Настенная живопись и рельефы.

скачать Искусство Древнего Египта Древнее царство просмотреть Искусство Древнего Египта Древнее царство скачать Искусство Древнего Египта Древнее царство.doc 25.03.04 Реферат * Размер: 21.53 кб.Язык: русскийРазместил (а): cool
6 Реферат 'Страны Древнего Востока'

Источники изучения культур Древнего Востока. Древнейшие государства Шуммера и Аккада. Вавилонское царство. Царство Египта. Древнейшие государства Малой Азии и Сирии.

скачать Страны Древнего Востока просмотреть Страны Древнего Востока скачать Страны Древнего Востока.doc 03.12.10 Реферат * Размер: 39.73 кб.Язык: русскийРазместил (а): cool
7 Реферат 'История развития риторики как науки'

Изобретатели риторики. Выдающиеся ораторы. Ораторское искусство древней Греции. Ораторское искусство древнего Рима. Риторика в средние века. Риторика в эпоху Возрождения. Место риторики в странах Запада и Востока. Развитие риторики в России.

скачать История развития риторики как науки просмотреть История развития риторики как науки скачать История развития риторики как науки.doc 09.10.06 Реферат * Размер: 20.4 кб.Язык: русскийРазместил (а): Kate
8 Реферат 'Древнейшие политико правовые учения'

Даосизм. Конфуцианство. Моизм. Легизм. Древнейшие политико правовые учения возникли в Египте Индии Палестине Китае и других странах Древнего Востока. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества.

скачать Древнейшие политико правовые учения просмотреть Древнейшие политико правовые учения скачать Древнейшие политико правовые учения.doc 28.05.03 Реферат * Размер: 23.97 кб.Язык: русскийРазместил (а): Першин Вячеслав
9 Реферат 'Восточные типы культур'

Общечеловеческие ценности и национальная культура. Культура и е понимание на Востоке. Формационное своеобразие культуры Востока. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока Месопотамия. Специфика развития культуры Востока от древности к современности.

скачать Восточные типы культур просмотреть Восточные типы культур скачать Восточные типы культур.doc 23.11.08 Реферат * Размер: 31.58 кб.Язык: русскийРазместил (а): Jobperformer-org-ua
10 Реферат 'Искусство древнего Египта'

Архитектура ревнего Египта. Развитие скульптуры Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. Основы Древнеегипетского музыкального искусства. Система записи Древнеегипетской музыки. Словесное творчество. Художественное ремесло. Прикладное искусство.

скачать Искусство древнего Египта просмотреть Искусство древнего Египта скачать Искусство древнего Египта.doc 04.12.08 Реферат * Размер: 115.97 кб.Язык: русскийРазместил (а): Евгения
11 Реферат 'Государство и право Древнего Востока'

Возникновение Древнего Египта. Описание хозяйства населения государственного строя войска. Основные черты права Древнего Египта. Древние государства Месопотамии. Характеристика их права. Законы Хамурапи. Географическая разобщенность государств.

скачать Государство и право Древнего Востока просмотреть Государство и право Древнего Востока скачать Государство и право Древнего Востока.doc 01.07.08 Реферат * Размер: 35.17 кб.Язык: русскийРазместил (а): Крутой
12 Реферат 'Культура Древнего Египта 3'

Цивилизация Древнего Египта. Изобразительное искусство архитектура литературное творчество додинастического периода периода Древнего Среднего и Нового Царства. Классические образцы пластики Древнего царства. Портретные работы фараонов XII династии.

скачать Культура Древнего Египта 3 просмотреть Культура Древнего Египта 3 скачать Культура Древнего Египта 3.doc 12.04.09 Реферат * Размер: 33.26 кб.Язык: русскийРазместил (а): Radmilka
13 Реферат 'Культура Арабского Востока'

Средневековая культура Арабского Востока. Формирование мусульманского теократического государства. Арабская культура язык литература наука архитектура и искусство. Быт и нравы арабов. Положение мужчины и женщины. Мифология Арабского Востока.

скачать Культура Арабского Востока просмотреть Культура Арабского Востока скачать Культура Арабского Востока.doc 02.05.09 Реферат * Размер: 32.2 кб.Язык: русскийРазместил (а): света
14 Реферат 'Искусство стран Древнего Востока'

Богатства форм искусства стран Юго Восточной Азии влияние буддизма индуизма и ислама на их развитие. Самобытные художественные облики Индии Китая и Японии первоистоки возникновения культуры и искусства архитектурные стили и жанры живописи.

скачать Искусство стран Древнего Востока просмотреть Искусство стран Древнего Востока скачать Искусство стран Древнего Востока.doc 01.07.09 Реферат * Размер: 23.04 кб.Язык: русскийРазместил (а): Юлия
15 Реферат 'Культура Древнего Египта 4'

Специфика становления культуры Древнего Египта. Преднаучные знания и религия. Искусство Древнего Египта. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Сфинксы из красного гранита привезенные из Египта украшают набережную Невы.

скачать Культура Древнего Египта 4 просмотреть Культура Древнего Египта 4 скачать Культура Древнего Египта 4.doc 18.06.06 Реферат * Размер: 31.86 кб.Язык: русскийРазместил (а): Евгений
16 Реферат 'Античное ораторское искусство'

Ораторское искусство древней Греции. Зарождение красноречия. Горгий. Лисий. Исократ. Демосфен. Эсхин. Эпоха Эллинизма. Ораторское искусство древнего Рима. Цицерон.

скачать Античное ораторское искусство просмотреть Античное ораторское искусство скачать Античное ораторское искусство.doc 25.03.04 Реферат * Размер: 46.28 кб.Язык: русскийРазместил (а): cool
17 Реферат 'История древнего мира Египет'

История и этапы возникновения додинастического и династического периодов. Самые известные фараоны Древнего Египта. Культура язык литература музыка искусство. Боги Древнего Египта. Египетские пирамиды. Загадочный Сфинкс. Загробный мир Египтянина.

скачать История древнего мира Египет просмотреть История древнего мира Египет скачать История древнего мира Египет.doc 30.05.08 Реферат * Размер: 72.45 кб.Язык: русскийРазместил (а): Руслан
18 Реферат 'Физическая культура древнего мира'

Особенности развития физической культуры Древнего Востока изобретение колесницы в Месопотамии ритуально оздоровительная гимнастика самооборона без оружия Древней Индии книга Кунфу в Древнем Китае. Древнегреческая агонистика и спорт в Древнем Риме.

скачать Физическая культура древнего мира просмотреть Физическая культура древнего мира скачать Физическая культура древнего мира.doc 24.02.10 Реферат * Размер: 26.77 кб.Язык: русскийРазместил (а): Баштовой И.Н.
19 Реферат 'Хозяйственные формы экономики Древнего мира'

История человека история реализации человеческих потребностей посредством труда. Формирование первобытного строя в мире. Трипольская культура на территории нынешней Украины. Хозяйство стран Древнего Востока общинный и государственный секторы экономики.

скачать Хозяйственные формы экономики Древнего мира просмотреть Хозяйственные формы экономики Древнего мира скачать Хозяйственные формы экономики Древнего мира.doc 07.11.09 Реферат * Размер: 27.82 кб.Язык: русскийРазместил (а): Юрий
20 Реферат 'История Дальнего Востока вторая половина XIX века'

История Древнего Египта Под историей Древнего Египта подразумевается история египетской цивилизацией со времени зарождения в Египте классового общества и государственности, которое произошло во второй половине IV тысячелетия до н.э. падения независим

скачать История Дальнего Востока вторая половина XIX века просмотреть История Дальнего Востока вторая половина XIX века скачать История Дальнего Востока вторая половина XIX века.doc 04.12.10 Реферат * Размер: 15.4 кб.Язык: русскийРазместил (а): cool
21 Реферат 'Искусство римских провинций 2-3 вв нэ'

В истории искусства Древнего Рима значительное место занимает искусство провинций, расцвет которого относится ко 2 - 3 вв. н.э.

скачать Искусство римских провинций 2-3 вв нэ просмотреть Искусство римских провинций 2-3 вв нэ скачать Искусство римских провинций 2-3 вв нэ.doc 25.03.04 Реферат * Размер: 323.12 кб.Язык: русскийРазместил (а): cool
22 Реферат 'Представления о здоровье и болезнях в странах древнего Востока'

Древний Восток явился колыбелью всемирной истории человеческих цивилизаций, классовых обществ и государств. Развитие эмпирических знаний (в том числе и врачевания) в странах древнего мира, с одной стороны, имело общие черты, а с другой стороны — в к

скачать Представления о здоровье и болезнях в странах древнего Востока просмотреть Представления о здоровье и болезнях в странах древнего Востока скачать Представления о здоровье и болезнях в странах древнего Востока.doc 04.12.10 Реферат * Размер: 220.84 кб.Язык: русскийРазместил (а): cool
23 Реферат 'Философия и религия'

Возникновение философии. Мифология. Религия. Философия древнего востока. Древнеиндийское общество. Будда его судьба и учение. Философия Древнего Китая. Философия средних веков и эпохи возрождения. Европа и христианство. Философия Возрождения.

скачать Философия и религия просмотреть Философия и религия скачать Философия и религия.doc 18.07.04 Реферат * Размер: 35.1 кб.Язык: русскийРазместил (а): Богатырев Сергей
24 Реферат 'Искусство древней Греции Крит'

Искусство Крита, развиваясь на территории, связывающей Запад с Востоком, впитало в себя художественные элементы древнейших цивилизаций Ближнего Востока, неолитических культур Анатолии, Придунайской низменности и балканской Греции.

скачать Искусство древней Греции Крит просмотреть Искусство древней Греции Крит скачать Искусство древней Греции Крит.doc 25.03.04 Реферат * Размер: 34.63 кб.Язык: русскийРазместил (а): cool
25 Реферат 'История государства и права стран Древнего Востока Индия'

История гос-ва и права стран древнего восстока. Индия. Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации.Она была заселена еще в глубокой древности.

скачать История государства и права стран Древнего Востока Индия просмотреть История государства и права стран Древнего Востока Индия скачать История государства и права стран Древнего Востока Индия.doc 03.12.10 Реферат * Размер: 5.91 кб.Язык: русскийРазместил (а): cool

www.referatnatemu.com