Древняя история осетин. Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История Северной Осетии. Древняя история осетин


История Осетии — WiKi

Карта Северной и Южной Осетии

Древняя история

Каменный век

Во время Миндельского оледенения ледник покрывал всю Осетинскую равнину до Сунженского хребта. При Рисском оледенении ледник доходил примерно до современного города Беслан. В Вюрмское оледенение ледник не выходил на равнину, находился в пределах Скалистого хребта.

Древнейшая стоянка человека на территории Северной Осетии (около 150 тыс. лет назад) находится у хутора Попов, в 4 км к юго-западу от Владикавказа, и принадлежит Ашельской культуре, носителями которой были ранние неандертальцы. На этой стоянке найдены каменные заготовки, отщепы, пластинки, ручные рубила. Стоянки Мустьерской эпохи (30-40 тыс. лет назад) найдены у пос. Редант-1, селений Карджин, Заманкул, Старый Батакоюрт.

Хотя горные хребты разделяют осетин на северных и южных, культура и язык у них общие.

Кобанская культура

Алания

Современные Северная и Южная Осетия находятся на территории, куда монголами в XV веке были вытеснены аланы. В настоящее время в научной литературе общепризнанной стала точка зрения, согласно которой основу народа составили смешавшиеся с кавказскими племенами аланы.

Имя «алан» появляется в сочинении авторов I в. н.э. Плиния, Секунда, Иосифа Флавия, Дионисия. «Племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса (р. Дон) и Меотийского (Азовского) озера». (Иосиф Флавий. 1 в. н. э.). Но аланы локализируются на Северном Кавказе только после гунского нашествия. В середине первого тысячелетия они установили связи с местным населением и стали продвигаться в горные районы. На территории Западной Осетии аланские памятники V в. н.э. последующих веков отмечены в Кора – Урсдоне, на р. Урсдон, у слияния рек Скуммидон и Суардон, в междуречье Малки и Уруха. Примерно в то же время аланы установили контроль и над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь в Закавказье. Дарьяльский проход неизменно называется «Аланским» (“Врата Дар - и – алана”). Естественный ход событий нарушило Великое переселение народов, вызванное передвижением гуннских племён с Востока на Запад. Вместе с гуннами на Запад ушло огромное количество алан. Великое переселение народов оказало влияние и на алан, оставшихся на Кавказе. В V – VI веках, после гуннского нашествия, начинается важный этап в формировании аланской народности. С этого времени аланы находились в других историко-географических и культурно – хозяйственных условиях по сравнению с античным временем. Если в источниках до V века аланы предстают как кочевники, то в VI – VII веках у них появляются черты, связывавшие их с оседлым кавказским этнокультурным миром. Примерно в это же время у алан оформляются два протогосударственных образования: западное – с центром в верховьях Кубани, и восточное, тяготевшее к Дарьялу. В начале X века произошло объединение аланских протогосударств.

Алания X – XI веков предстаёт ранним феодальным обществом имевшем некую государственность, чьи вожди проводили активную внешнюю политику. Своего расцвета она достигла в период правления царя Дургулеля Великого, крупной политической фигуры, сыгравшей большую роль в истории Кавказа и Ближнего Востока. Среди важных политических событий, имевших большое значение для судеб алан, следует назвать нашествие монголов в XIII веке. Монголо-татарское нашествие нанесло сильный удар по народам Кавказа. Но особенно тяжёлыми его последствия оказались для алан. Значительная часть этноса переселилась в Европу, Византию, в Венгрию, на Дальний Восток. Аланы потеряли равнинные земли – мощную производственную базу. Надолго приостановился процесс развития некоторых сфер жизни общества. Довершил же разгром алан Тимур, после походов которого равнинная Алания стала “пустыней без владельцев”. Вместе с тем следует отметить, что монголам так и не удалось завоевать горных алан. Гильом де Рубрук, совершивший в 1253 – 1255 г. путешествие в столицу Монгольской империи Каракорум и неоднократно встречавшийся с аланами в Предкавказье, сообщал, что аланы “всё ещё борются против татар”. “Аланы на этих горах всё ещё не покорены“, – писал Рубрук. Прославленный аланский город Дедяков был взят штурмом Тимуром 8 февраля 1378 г.

Средневековье

Алания представляла собой крупное государственное образование, связанное с такими странами, как Византия, Русь, Хазария и т.д. Высокий военно-политический потенциал Алании в тот период был результатом внутреннего социально-политического развития. С XII века Алания вступила в период феодальной раздробленности. начался распад государства на небольшие княжества, а затем и королевства. С 1238 года началась долговременная борьба аланов с татаро-монгольскими завоевателями, в результате которой равнинная часть Алании была захвачена. В горных условиях начинается новый этап жизни алан, известных теперь как осетины.

Включение Осетии в состав Российской Империи

  Башни Цагараевых и Габисовых в селении Халгон над древним Цымыти.[4]

В XVII веке у осетин возникла необходимость в переселении на плоскость, по причине крайнего малоземелья. Осетия была также важна для России, как единственная контролирующая стратегически важные перевалы в Закавказье.

Историки не пришли к единому мнению о том, когда Осетия была включена в состав Российской Империи. Многие традиционные источники указывают в качестве даты присоединения 1774 год[5][6].

Однако осетинские учёные М. М. Блиев и Р. С. Бзаров на основании архивных документов доказали[7], что проект присоединения Осетии, подготовленный астраханским генерал-губернатором П. Н. Кречетниковым, был представлен на рассмотрение Екатерине Второй только в 1775 году. Более того, осетинский проект генерал-губернатора не позволил ему сохранить пост, и в том же 1775 году П. Н. Кречетников был отправлен в отставку. Доказательств того, что императрица поддержала проект присоединения Осетии, либо вернулась к его рассмотрению в дальнейшие годы также пока нет. Лидером сопротивления осетинцев в 1776 был генерал Рустес . Скорее всего, законодательное оформление включения Осетии в состав Российской Империи произошло намного позже, по-видимому, уже в XIX веке.

В 1784 году около осетинского селения осет. Дзæуджыхъæу основана крепость Владикавказ. Это было нужно для контроля над Дарьяльской дорогой.

Российская империя

До 1830 года горная (Южная) Осетия оставалась вне сферы контроля царской администрации, хотя номинально считалась владением России. Фактическое присоединение Южной Осетии произошло в 1830 году после сокрушительной военной экспедиции русских войск во главе с генералом Ренненкампфом. В 1843 году на территории Южной Осетии в составе Тифлисской губернии был образован Осетинский округ имени генерала Рустес, в состав которого входила часть территории современной Российской Федерации; административное управление Осетинским округом осуществлялось Джавским окружным начальником и начальником Горских народов. Включение Южной Осетии в административно-территориальную систему Российской империи не сопровождалось, однако, признанием Россией какой-либо зависимости Южной Осетии от Грузии. Поэтому представители грузинской феодальной знати князья Мачабели и Эристави предприняли попытку уже в рамках Российской Империи добиться с помощью русского оружия контроля над Южной Осетией, поставив её население в зависимое положение. Однако претензии грузинского дворянства на Южную Осетию были отвергнуты Сенатом, решившим «грузинским князьям Мачабеловым отказать в домогательстве о признании крепостного их права над осетинами». Мнение самого императора было таково: «Каково бы ни было решение высших судебных мест, трудно будет признать и привести в действие таковое в пользу князей Мачабеловых, поелику опытом дознано, что горные осетины никогда не будут без употребления военной силы исполнять следующие от них повинности и что, с другой стороны, нельзя же допускать мысль, что через каждые два или три года необходимо наряжать туда отряды и экспедиции». По распоряжению императора южные осетины были переведены в разряд казённых, государственных крестьян и, таким образом, исключены из системы феодальной зависимости, а значит, и политического контроля со стороны грузинского дворянства, получив особый социально-экономический статус. Это был некий прообраз будущей политической автономии Южной Осетии, обусловленный её исторически сложившимся особым положением в Закавказье[8].

  Karte des Kaukasischen Isthmus. Entworfen und gezeichnet von J. Grassl, 1856.

СССР

Российская Федерация

Южная Осетия

См. также

Примечания

  1. ↑ http://www.aors.narod.ru/images/Al-VII.gif
  2. ↑ http://iratta.com/uploads/posts/atlas/09/karta.jpg
  3. ↑ Архивированная копия  (недоступная ссылка — история). Проверено 4 февраля 2017. Архивировано 5 февраля 2017 года.
  4. ↑ Алан СЛАНОВ // ПАМЯТНИКИ КУРТАТИНСКОГО УЩЕЛЬЯ
  5. ↑ Осетия в составе России: 240 лет единства. Материалы юбилейной всероссийской научной конференции, посвященной 240-летию присоединения Осетии к России / Под ред. докт. ист. наук З. В. Кануковой. — Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. — 293 с.
  6. ↑ Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика — статья из Большой советской энциклопедии. 
  7. ↑ М. М. Блиев, Р. С. Бзаров «История Осетии с древнейших времен до конца XIX в.»: Учебник для старших классов средней школы. — Владикавказ: Ир, 2000
  8. ↑ Тысячи северных и южных осетин служили добровольцами в Русской Императорской Армии и принимали участие во всех войнах России с момента присоединения к Империи. Несколько десятков осетин стали офицерами, в том числе более 40 генералов. Большая часть осетинских военных сражалась на стороне Белого движения во время Гражданской войны.Осетия в составе Российской империи
  9. ↑ В. В. Бешанов, Год 1942 — «учебный». На Моздокском направлении
  10. ↑ В. В. Бешанов, Год 1942 —«учебный». Нальчик — Орджоникидзе
  11. ↑ Челехсаты, Казбек Сергеевич Осетия и осетины // Владикавказ — Санкт-Петербург: издательство «Ир», 1994. — С. 359, С. 364—365. — ISBN 5-7358-0132-5
  12. ↑ Чавес готовится к войне

Ссылки

ru-wiki.org

История Осетии - это... Что такое История Осетии?

Карта Северной и Южной Осетии

Древняя история

Каменный век

Во время Миндельского оледенения ледник покрывал всю Осетинскую равнину до Сунженского хребта. При Рисском оледенении ледник доходил примерно до современного города Беслан. В Вюрмское оледенение ледник не выходил на равнину, находился в пределах Скалистого хребта.

Древейшая стоянка человека на территории Северной Осетии (около 150 тыс. лет назад) находится у хутора Попов, в 4 км к юго-западу от Владикавказа, и принадлежит Ашельской культуре, носителями которой были ранние неандертальцы. На этой стоянке найдены каменные заготовки, отщепы, пластинки, ручные рубила. Стоянки Мустьерской эпохи (30-40 тыс. лет назад) найдены у пос. Редант-1, селений Карджин, Заманкул, Старый Батакоюрт.

Хотя горные хребты разделяют осетин на северных и южных, культура и язык у них общие.

Кобанская культура

Скифы и Сарматы

Алания

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 22 ноября 2011.
Alania 10 12.png

Современные Северная и Южная Осетия находятся на территории, куда монголами в XV веке были вытеснены аланы. В настоящее время в научной литературе общепризнанной стала точка зрения, согласно которой основу народа составили смешавшиеся с кавказскими племенами аланы.

Имя «алан» появляется в сочинении авторов I в. н.э. Плиния, Секунда, Иосифа Флавия, Дионисия. «Племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса (р. Дон) и Меотийского (Азовского) озера». (Иосиф Флавий. 1 в. н. э.). Аланы локализируются и на Северном Кавказе. Вскоре они установили связи с местным населением и стали продвигаться в горные районы. На территории Западной Осетии аланские памятники V и последующих веков отмечены в Кора – Урсдоне, на р. Урсдон, у слияния рек Скуммидон и Суардон, в междуречье Малки и Уруха. Примерно в то же время аланы установили контроль и над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь в Закавказье. Дарьяльский проход неизменно называется «Аланским» (“Врата Дар - и – алана”). Естественный ход событий нарушило Великое переселение народов, вызванное передвижением гуннских племён с Востока на Запад. Вместе с гуннами на Запад ушло огромное количество алан. Великое переселение народов оказало влияние и на алан, оставшихся на Кавказе. В V – VI веках, после гуннского нашествия, начинается важный этап в формировании аланской народности. С этого времени аланы находились в других историко-географических и культурно – хозяйственных условиях по сравнению с античным временем. Если в источниках до V века аланы предстают как кочевники, то в VI – VII веках у них появляются черты, связывавшие их с оседлым кавказским этнокультурным миром. Примерно в это же время у алан оформляются два протогосударственных образования: западное – с центром в верховьях Кубани, и восточное, тяготевшее к Дарьялу. В начале Х века произошло объединение аланских протогосударств.

Алания X – XI веков предстаёт мощным государством, проводившим активную внешнюю политику. Своего расцвета она достигла в период правления царя Дургулеля Великого, крупной политической фигуры, сыгравшей большую роль в истории Кавказа и Ближнего Востока. Среди важных политических событий, имевших большое значение для судеб алан, следует назвать нашествие монголов в XII веке. Монголо-татарское нашествие нанесло сильный удар по народам Кавказа. Но особенно тяжёлыми его последствия оказались для алан. Значительная часть этноса переселилась в Европу, Византию, в Венгрию, на Дальний Восток. Аланы потеряли равнинные земли – мощную производственную базу. Надолго приостановился процесс развития некоторых сфер жизни общества. Довершил же разгром алан Тимур, после походов, которого равнинная Алания стала “пустыней без владельцев”. Вместе с тем следует отметить, что монголам так и не удалось завоевать горных алан. Гильом де Рубрук, совершивший в 1253 – 1255 г. путешествие в столицу Монгольской империи Каракорум и неоднократно встречавшийся с аланами в Предкавказье, сообщал, что аланы “всё ещё борются против татар”. “Аланы на этих горах всё ещё не покорены“, – писал Рубрук. Прославленный аланский город Дедяков был взят штурмом Тимуром 8 февраля 1378 г.

Средневековье

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Алания представляла собой крупное государственное образование, связанное с такими странами, как Византия, Русь, Хазария и т.д. Высокий военно-политический потенциал Алании в тот период был результатом внутреннего социально-политического развития. С XII века Алания вступила в период феодальной раздробленности. начался распад государства на небольшие княжества, а затем и королевства. С 1238 года началась долговременная борьба аланов с татаро-монгольскими завоевателями, в результате которой равнинная часть Алании была захвачена. В горных условиях начинается новый этап жизни алан, известных теперь как осетины.

Включение Осетии в состав Российской Империи

Две башни Габисовых в селении Халагон над древним Цымыти.[1]

В XVII веке у осетин возникла необходимость в переселении на плоскость, по причине крайнего малоземелья. Осетия была также важна для России, как единственная контролирующая стратегически важные перевалы в Закавказье.

Историки не пришли к единому мнению о том, когда Осетия была включена в состав Российской Империи. Многие традиционные источники указывают в качестве даты присоединения 1774 год [2].

Однако осетинские учёные М.М.Блиев и Р.С.Бзаров на основании архивных документов доказали [3], что проект присоединения Осетии, подготовленный астраханским генерал-губернатором П.Н.Кречетниковым, был представлен на рассмотрение Екатерине Второй только в 1775 году. Более того, осетинский проект генерал-губернатора не позволил ему сохранить пост, и в том же 1775 году П.Н.Кречетников был отправлен в отставку. Доказательств того, что императрица поддержала проект присоединения Осетии, либо вернулась к его рассмотрению в дальнейшие годы также пока нет.

Скорее всего, законодательное оформление включения Осетии в состав Российской Империи произошло намного позже, по-видимому, уже в XIX веке.

В 1784 году около осетинского селения осет. Дзæуджыхъæу основана крепость Владикавказ. Это было нужно для контроля над Дарьяльской дорогой.

Российская империя

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 22 ноября 2011.

До 1830 года горная (Южная) Осетия оставалась вне сферы контроля царской администрации, хотя номинально считалась владением России. Фактическое присоединение Южной Осетии произошло в 1830 году после сокрушительной военной экспедиции русских войск во главе с генералом Ренненкампфом. В 1843 году на территории Южной Осетии в составе Тифлисской губернии был образован Осетинский округ, в состав которого входила часть территории современной Российской Федерации; административное управление Осетинским округом осуществлялось Джавским окружным начальником и начальником Горских народов. Включение Южной Осетии в административно-территориальную систему Российской империи не сопровождалось, однако, признанием Россией какой-либо зависимости Южной Осетии от Грузии. Поэтому, представители грузинской феодальной знати князья Мачабели и Эристави предприняли попытку уже в рамках Российской Империи добиться с помощью русского оружия контроля над Южной Осетией, поставив ее население в зависимое положение. Однако претензии грузинского дворянства на Южную Осетию были отвергнуты Сенатом, решившим "грузинским князьям Мачабеловым отказать в домогательстве о признании крепостного их права над осетинами". Мнение самого императора было таково: "Каково бы ни было решение высших судебных мест, трудно будет признать и привести в действие таковое в пользу князей Мачабеловых, поелику опытом дознано, что горные осетины никогда не будут без употребления военной силы исполнять следующие от них повинности и что, с другой стороны, нельзя же допускать мысль, что через каждые два или три года необходимо наряжать туда отряды и экспедиции ". По распоряжению императора южные осетины были переведены в разряд казенных, государственных крестьян и, таким образом, исключены из системы феодальной зависимости, а значит и политического контроля со стороны грузинского дворянства, получив особый социально-экономический статус. Это был некий прообраз будущей политической автономии Южной Осетии, обусловленный ее исторически сложившимся особым положением в Закавказье.[4]

Karte des Kaukasischen Isthmus. Entworfen und gezeichnet von J. Grassl, 1856.

СССР

Герб СО АССР Флаг СО АССР

С приходом советской власти Осетия была разделена на две части — часть севернее хребта попала под юрисдикцию РСФСР, южнее — Грузинской ССР.

В 1921 Осетия стала частью Горской Советской Республики, получила статус автономной области в 1924 и в 1936 была преобразована в Северо-Осетинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны на территории республики проходили ожесточённые бои, бо́льшая часть (север и запад) Северной Осетии была оккупирована 1-ой танковой армией генерала Клейста.[5] Против них сражались войска Северной группы войск. С 6 по 11 ноября 1942 года в ходе Нальчикской оборонительной операции 37-й армии Северной группы войск против группы армий «А» германские войска были остановлены на подступах к Орджоникидзе (Владикавказу).[6]

В ходе Великой Отечественной Войны к Северной Осетии присоединяют территории депортированных ингушей, куда насильно [7] заселяют осетин. Вернувшимся ингушам выделили земли в Ставропольском крае в виде компенсации утраченной территории.

Российская Федерация

Со времени возвращения после депортации ингуши требовали возвращения им части Пригородного района Северной Осетии. В 1992 году из-за территориальных споров вспыхнул вооружённый конфликт. Ситуация вокруг этого района всё ещё не решена.

Южная Осетия

С распадом СССР и отделением от неё Грузии, Юго-Осетинская АО также изъявила желание стать независимым государством, в связи с волной национализма в Грузии и отменой автономии осетин. Происходит вооруженный конфликт, результатом которого становится победа осетинских ополченцев над превосходящей по численности регулярной армией Грузии.

В 2008 году грузинская армия нападает на Южную Осетию, но снова терпит полное поражение.(Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)). В том же 2008 году её независимость признана Россией, Никарагуа, а также частично признанной Абхазией и непризнанными республиками Нагорный Карабах и Приднестровье. В 2009 году независимость Южной Осетии признала Венесуэла.[8]

В настоящее время Осетия делится на две части — Северная Осетия, республика в составе Российской Федерации, и частично признанная Южная Осетия.

См. также

Примечания

Ссылки

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

dic.academic.ru

История Северной Осетии - это... Что такое История Северной Осетии?

Карта Северной и Южной Осетии

Древняя история

Каменный век

Во время Миндельского оледенения ледник покрывал всю Осетинскую равнину до Сунженского хребта. При Рисском оледенении ледник доходил примерно до современного города Беслан. В Вюрмское оледенение ледник не выходил на равнину, находился в пределах Скалистого хребта.

Древейшая стоянка человека на территории Северной Осетии (около 150 тыс. лет назад) находится у хутора Попов, в 4 км к юго-западу от Владикавказа, и принадлежит Ашельской культуре, носителями которой были ранние неандертальцы. На этой стоянке найдены каменные заготовки, отщепы, пластинки, ручные рубила. Стоянки Мустьерской эпохи (30-40 тыс. лет назад) найдены у пос. Редант-1, селений Карджин, Заманкул, Старый Батакоюрт. Хотя горные хребты разделяют осетин на северных и южных, культура и язык у них общие. Корни осетинского народа уходят в седую древность. В настоящее время в научной литературе общепризнанной стала точка зрения, согласно которой основу народа составили смешавшиеся с кавказскими племенами аланы. Имя «алан» появляется в сочинении авторов I в. н. э. Плиния, Секунда, Иосифа Флавия, Дионисия. « Племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса (р. Дон) и Меотийского (Азовского) озера». Иосиф Флавий. 1 в. н. э. Причём аланы локализируются и на Северном Кавказе. Вскоре они установили связи с местным населением и стали продвигаться в горные районы. На территории Западной Осетии аланские памятники V и последующих веков отмечены в Кора – Урсдоне, на р. Урсдон, у слияния рек Скуммидон и Суардон, в междуречье Малки и Уруха. Примерно в то же время аланы установили контроль и над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь в Закавказье. Дарьяльский проход неизменно называется “ Аланским» (“Врата Дар - и – алана”). Естественный ход событий нарушило Великое переселение народов, вызванное передвижением гуннских племён с Востока на Запад. Вместе с гуннами на Запад ушло огромное количество алан. Великое переселение народов оказало влияние и на алан, оставшихся на Кавказе. В V – VI веках, после гуннского нашествия, начинается важный этап в формировании аланской народности. С этого времени аланы находились в других историко-географических и культурно – хозяйственных условиях по сравнению с античным временем. Если в источниках до V века аланы предстают как кочевники, то в VI – VII веках у них появляются черты, связывавшие их с оседлым кавказским этнокультурным миром. Примерно в это же время у алан оформляются два протогосударственных образования: западное – с центром в верховьях Кубани, и восточное, тяготевшее к Дарьялу. В начале Х века произошло объединение аланских протогосударств. Алания X – XI веков предстаёт мощным государством, проводившим активную внешнюю политику. Своего расцвета она достигла в период правления царя Дургулеля Великого, крупной политической фигуры, сыгравшей большую роль в истории Кавказа и Ближнего Востока. Среди важных политических событий, имевших большое значение для судеб алан, следует назвать нашествие монголов в XII веке. Монголо-татарское нашествие нанесло сильный удар по народам Кавказа. Но особенно тяжёлыми его последствия оказались для алан. Значительная часть этноса переселилась в Европу, Византию, на Дальний Восток. Аланы потеряли равнинные земли – мощную производственную базу. Надолго приостановился процесс развития некоторых сфер жизни общества. Довершил же разгром алан Тимур, после походов, которого равнинная Алания стала “пустыней без владельцев”. Вместе с тем следует отметить, что монголам так и не удалось завоевать горных алан. Гильом Рубрук совершивший в 1253 – 1255 г. путешествие в столицу Монгольской империи Каракорум и неоднократно встречавшийся с аланами в Предкавказье, сообщал, что аланы “ всё ещё борются против татар”. “ Аланы на этих горах всё ещё не покорены, « – писал Рубрук. Прославленный аланский город Дедяков был взят штурмом Тимуром 8 февраля 1278 г.

Кобанская культура

Скифы и Сарматы

Алания

Современные Северная и Южная Осетия находится на территории, куда монголами в XV веке были вытеснены аланы. Аланы сохранившие свой язык и культуру и стали осетинами.

Средневековье

Осетинская башня (галуан)

Алания представляла собой крупное государственное образование, связанное с такими странами, как Византия, Русь, Хазария и т.д. Высокий военно-политический потенциал Алании в тот период был результатом внутреннего социально-политического развития. С XII века Алания вступила в период феодальной раздробленности, и начался распад государства на небольшие княжества, а затем и королевства. С 1238 года началась долговременная борьба аланов с татаро-монгольскими завоевателями, в результате которой равнинная часть Алании была захвачена. Затем, в начале XIV века осетинская знать попыталась восстановить государственность с центром в городе-крепости Гори.

Включение Осетии в состав России

В XVII веке у осетин возникла необходимость в переселении на плоскость, по причине крайнего малоземелья. Осетия была была также важна для России, как единственная контролирующая стратегически важные перевалы в Закавказье. В 1774 году Осетия присоединилась к России. Для контроля над Дарьялской дорогой в 1784 году около осетинского селения Дзæуджыхъæу основана крепость Владикавказ.

Российская империя

СССР

С приходом советской власти Осетия была разделена на две части — часть севернее хребта попала под юрисдикцию РСФСР, южнее — Грузинской ССР.

В 1921 Осетия стала частью Горской Советской Республики, получила статус автономной области в 1924 и в 1936 была преобразована в Северо-Осетинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Великая Отечественная войны

Во время Великой Отечественной войны на территории республики проходили ожесточённые бои, бо́льшая часть (север и запад) Северной Осетии была оккупирована 1-ой танковой армией генерала Клейста.[1] Против них сражались войска Северной группы войск. С 6 по 11 ноября 1942 года в ходе Нальчикской оборонительной операции 37-й армии Северной группы войск против группы армий «А» германские войска были остановлены на подступах к Орджоникидзе (Владикавказу).[2]

В ходе Великой Отечественной Войны к Северной Осетии присоединяют территории депортированных ингушей, куда насильно [3] заселяют осетин. Вернувшимся ингушам выделили земли в Ставропольском крае в виде компенсации утраченной территории.

Российская Федерация

Со времени возвращения после депортации ингуши требовали возвращения им Пригородного района Северной Осетии. В 1992 году из-за территориальных споров вспыхнул вооружённый конфликт. Ситуация вокруг этого района всё ещё не решена.

Южная Осетия

С распадом СССР и отделением от неё Грузии, Юго-Осетинская АО также изъявила желание стать независимым государством, в связи с волной национализма в Грузии и отменой автономии осетин. Происходит вооруженный конфликт, результатом которого становится победа осетинских ополченцев над превосходящей по численности регулярной армией Грузии.

В 2008 году грузинская армия нападает на Южную Осетию, но снова терпит полное поражение.(Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)). В том же 2008 году её независимость признана Россией, Никарагуа, а также частично признанной Абхазией и непризнанными республиками Нагорный Карабах и Приднестровье.

В настоящее время Осетия делится на две части — Северная Осетия, республика в составе России, и частично признанная Южная Осетия.

См. также

Источники

Герб Северной Осетии Флаг Северной Осетии

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dal.academic.ru

История Осетии - Gpedia, Your Encyclopedia

Карта Северной и Южной Осетии

Древняя история

Каменный век

Scythian material culture caucasus.png

Во время Миндельского оледенения ледник покрывал всю Осетинскую равнину до Сунженского хребта. При Рисском оледенении ледник доходил примерно до современного города Беслан. В Вюрмское оледенение ледник не выходил на равнину, находился в пределах Скалистого хребта.

Древнейшая стоянка человека на территории Северной Осетии (около 150 тыс. лет назад) находится у хутора Попов, в 4 км к юго-западу от Владикавказа, и принадлежит Ашельской культуре, носителями которой были ранние неандертальцы. На этой стоянке найдены каменные заготовки, отщепы, пластинки, ручные рубила. Стоянки Мустьерской эпохи (30-40 тыс. лет назад) найдены у пос. Редант-1, селений Карджин, Заманкул, Старый Батакоюрт.

Хотя горные хребты разделяют осетин на северных и южных, культура и язык у них общие.

Кобанская культура

Алания

Современные Северная и Южная Осетия находятся на территории, куда монголами в XV веке были вытеснены аланы. В настоящее время в научной литературе общепризнанной стала точка зрения, согласно которой основу народа составили смешавшиеся с кавказскими племенами аланы.

Имя «алан» появляется в сочинении авторов I в. н.э. Плиния, Секунда, Иосифа Флавия, Дионисия. «Племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса (р. Дон) и Меотийского (Азовского) озера». (Иосиф Флавий. 1 в. н. э.). Но аланы локализируются на Северном Кавказе только после гунского нашествия. В середине первого тысячелетия они установили связи с местным населением и стали продвигаться в горные районы. На территории Западной Осетии аланские памятники V в. н.э. последующих веков отмечены в Кора – Урсдоне, на р. Урсдон, у слияния рек Скуммидон и Суардон, в междуречье Малки и Уруха. Примерно в то же время аланы установили контроль и над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь в Закавказье. Дарьяльский проход неизменно называется «Аланским» (“Врата Дар - и – алана”). Естественный ход событий нарушило Великое переселение народов, вызванное передвижением гуннских племён с Востока на Запад. Вместе с гуннами на Запад ушло огромное количество алан. Великое переселение народов оказало влияние и на алан, оставшихся на Кавказе. В V – VI веках, после гуннского нашествия, начинается важный этап в формировании аланской народности. С этого времени аланы находились в других историко-географических и культурно – хозяйственных условиях по сравнению с античным временем. Если в источниках до V века аланы предстают как кочевники, то в VI – VII веках у них появляются черты, связывавшие их с оседлым кавказским этнокультурным миром. Примерно в это же время у алан оформляются два протогосударственных образования: западное – с центром в верховьях Кубани, и восточное, тяготевшее к Дарьялу. В начале X века произошло объединение аланских протогосударств.

Алания X – XI веков предстаёт ранним феодальным обществом имевшем некую государственность, чьи вожди проводили активную внешнюю политику. Своего расцвета она достигла в период правления царя Дургулеля Великого, крупной политической фигуры, сыгравшей большую роль в истории Кавказа и Ближнего Востока. Среди важных политических событий, имевших большое значение для судеб алан, следует назвать нашествие монголов в XIII веке. Монголо-татарское нашествие нанесло сильный удар по народам Кавказа. Но особенно тяжёлыми его последствия оказались для алан. Значительная часть этноса переселилась в Европу, Византию, в Венгрию, на Дальний Восток. Аланы потеряли равнинные земли – мощную производственную базу. Надолго приостановился процесс развития некоторых сфер жизни общества. Довершил же разгром алан Тимур, после походов которого равнинная Алания стала “пустыней без владельцев”. Вместе с тем следует отметить, что монголам так и не удалось завоевать горных алан. Гильом де Рубрук, совершивший в 1253 – 1255 г. путешествие в столицу Монгольской империи Каракорум и неоднократно встречавшийся с аланами в Предкавказье, сообщал, что аланы “всё ещё борются против татар”. “Аланы на этих горах всё ещё не покорены“, – писал Рубрук. Прославленный аланский город Дедяков был взят штурмом Тимуром 8 февраля 1378 г.

Средневековье

Алания представляла собой крупное государственное образование, связанное с такими странами, как Византия, Русь, Хазария и т.д. Высокий военно-политический потенциал Алании в тот период был результатом внутреннего социально-политического развития. С XII века Алания вступила в период феодальной раздробленности. начался распад государства на небольшие княжества, а затем и королевства. С 1238 года началась долговременная борьба аланов с татаро-монгольскими завоевателями, в результате которой равнинная часть Алании была захвачена. В горных условиях начинается новый этап жизни алан, известных теперь как осетины.

Включение Осетии в состав Российской Империи

Башни Цагараевых и Габисовых в селении Халгон над древним Цымыти.[4]

В XVII веке у осетин возникла необходимость в переселении на плоскость, по причине крайнего малоземелья. Осетия была также важна для России, как единственная контролирующая стратегически важные перевалы в Закавказье.

Историки не пришли к единому мнению о том, когда Осетия была включена в состав Российской Империи. Многие традиционные источники указывают в качестве даты присоединения 1774 год[5][6].

Однако осетинские учёные М. М. Блиев и Р. С. Бзаров на основании архивных документов доказали[7], что проект присоединения Осетии, подготовленный астраханским генерал-губернатором П. Н. Кречетниковым, был представлен на рассмотрение Екатерине Второй только в 1775 году. Более того, осетинский проект генерал-губернатора не позволил ему сохранить пост, и в том же 1775 году П. Н. Кречетников был отправлен в отставку. Доказательств того, что императрица поддержала проект присоединения Осетии, либо вернулась к его рассмотрению в дальнейшие годы также пока нет. Лидером сопротивления осетинцев в 1776 был генерал Рустес . Скорее всего, законодательное оформление включения Осетии в состав Российской Империи произошло намного позже, по-видимому, уже в XIX веке.

В 1784 году около осетинского селения осет. Дзæуджыхъæу основана крепость Владикавказ. Это было нужно для контроля над Дарьяльской дорогой.

Российская империя

До 1830 года горная (Южная) Осетия оставалась вне сферы контроля царской администрации, хотя номинально считалась владением России. Фактическое присоединение Южной Осетии произошло в 1830 году после сокрушительной военной экспедиции русских войск во главе с генералом Ренненкампфом. В 1843 году на территории Южной Осетии в составе Тифлисской губернии был образован Осетинский округ имени генерала Рустес, в состав которого входила часть территории современной Российской Федерации; административное управление Осетинским округом осуществлялось Джавским окружным начальником и начальником Горских народов. Включение Южной Осетии в административно-территориальную систему Российской империи не сопровождалось, однако, признанием Россией какой-либо зависимости Южной Осетии от Грузии. Поэтому представители грузинской феодальной знати князья Мачабели и Эристави предприняли попытку уже в рамках Российской Империи добиться с помощью русского оружия контроля над Южной Осетией, поставив её население в зависимое положение. Однако претензии грузинского дворянства на Южную Осетию были отвергнуты Сенатом, решившим «грузинским князьям Мачабеловым отказать в домогательстве о признании крепостного их права над осетинами». Мнение самого императора было таково: «Каково бы ни было решение высших судебных мест, трудно будет признать и привести в действие таковое в пользу князей Мачабеловых, поелику опытом дознано, что горные осетины никогда не будут без употребления военной силы исполнять следующие от них повинности и что, с другой стороны, нельзя же допускать мысль, что через каждые два или три года необходимо наряжать туда отряды и экспедиции». По распоряжению императора южные осетины были переведены в разряд казённых, государственных крестьян и, таким образом, исключены из системы феодальной зависимости, а значит, и политического контроля со стороны грузинского дворянства, получив особый социально-экономический статус. Это был некий прообраз будущей политической автономии Южной Осетии, обусловленный её исторически сложившимся особым положением в Закавказье[8].

Karte des Kaukasischen Isthmus. Entworfen und gezeichnet von J. Grassl, 1856.

СССР

С приходом советской власти Осетия была разделена на две части — часть севернее хребта попала под юрисдикцию РСФСР, южнее — Грузинской ССР.

В 1921 Осетия стала частью Горской Советской Республики, получила статус автономной области в 1924 и в 1936 была преобразована в Северо-Осетинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны на территории республики проходили ожесточённые бои, бо́льшая часть (север и запад) Северной Осетии была оккупирована 1-й танковой армией генерала Клейста.[9] Против них сражались войска Северной группы войск. С 6 по 11 ноября 1942 года в ходе Нальчикской оборонительной операции 37-й армии Северной группы войск против группы армий «А» германские войска были остановлены на подступах к Орджоникидзе (Владикавказу).[10]

В ходе Великой Отечественной Войны к Северной Осетии присоединяют почти всю территорию депортированных дезертиров ингушей, куда насильно [11] заселяют осетин. В 1957 году после восстановления ЧИАССР, СОАССР возвращает ингушам все районы, кроме части Пригородного района.

Российская Федерация

Со времени возвращения после депортации дизертиры ингуши требовали возвращения им части Пригородного района Северной Осетии. В 1992 году из-за территориальных споров вспыхнул вооружённый конфликт. Осетия разгромила вооруженную ингушскую агрессию. Ситуация вокруг этого района всё ещё не решена.

Южная Осетия

С распадом СССР и отделением от неё Грузии, Юго-Осетинская АО также изъявила желание стать независимым государством, в связи с волной национализма в Грузии и отменой автономии осетин. Происходит трёхлетний вооруженный конфликт, результатом которого становится победа осетинских ополченцев.

В 2008 году грузинская армия нападает на Южную Осетию, но снова терпит поражение.

После конфликта, независимость РЮО была признана Россией, Никарагуа, а также частично признанной Абхазией и непризнанными республиками Нагорный Карабах и Приднестровье. В 2009 году независимость Южной Осетии признала Венесуэла[12].

Таким образом, в настоящее время Осетия-Алания делится на две части — Северную Осетию (республику в составе Российской Федерации) и Южную Осетию (частично признанное государство).

См. также

Примечания

  1. ↑ http://www.aors.narod.ru/images/Al-VII.gif
  2. ↑ http://iratta.com/uploads/posts/atlas/09/karta.jpg
  3. ↑ Архивированная копия  (недоступная ссылка — история). Проверено 4 февраля 2017. Архивировано 5 февраля 2017 года.
  4. ↑ Алан СЛАНОВ // ПАМЯТНИКИ КУРТАТИНСКОГО УЩЕЛЬЯ
  5. ↑ Осетия в составе России: 240 лет единства. Материалы юбилейной всероссийской научной конференции, посвященной 240-летию присоединения Осетии к России / Под ред. докт. ист. наук З. В. Кануковой. — Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. — 293 с.
  6. ↑ Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика — статья из Большой советской энциклопедии. 
  7. ↑ М. М. Блиев, Р. С. Бзаров «История Осетии с древнейших времен до конца XIX в.»: Учебник для старших классов средней школы. — Владикавказ: Ир, 2000
  8. ↑ Тысячи северных и южных осетин служили добровольцами в Русской Императорской Армии и принимали участие во всех войнах России с момента присоединения к Империи. Несколько десятков осетин стали офицерами, в том числе более 40 генералов. Большая часть осетинских военных сражалась на стороне Белого движения во время Гражданской войны.Осетия в составе Российской империи
  9. ↑ В. В. Бешанов, Год 1942 — «учебный». На Моздокском направлении
  10. ↑ В. В. Бешанов, Год 1942 —«учебный». Нальчик — Орджоникидзе
  11. ↑ Челехсаты, Казбек Сергеевич Осетия и осетины // Владикавказ — Санкт-Петербург: издательство «Ир», 1994. — С. 359, С. 364—365. — ISBN 5-7358-0132-5
  12. ↑ Чавес готовится к войне

Ссылки

www.gpedia.com

История Северной Осетии - это... Что такое История Северной Осетии?

Карта Северной и Южной Осетии

Древняя история

Каменный век

Во время Миндельского оледенения ледник покрывал всю Осетинскую равнину до Сунженского хребта. При Рисском оледенении ледник доходил примерно до современного города Беслан. В Вюрмское оледенение ледник не выходил на равнину, находился в пределах Скалистого хребта.

Древейшая стоянка человека на территории Северной Осетии (около 150 тыс. лет назад) находится у хутора Попов, в 4 км к юго-западу от Владикавказа, и принадлежит Ашельской культуре, носителями которой были ранние неандертальцы. На этой стоянке найдены каменные заготовки, отщепы, пластинки, ручные рубила. Стоянки Мустьерской эпохи (30-40 тыс. лет назад) найдены у пос. Редант-1, селений Карджин, Заманкул, Старый Батакоюрт. Хотя горные хребты разделяют осетин на северных и южных, культура и язык у них общие. Корни осетинского народа уходят в седую древность. В настоящее время в научной литературе общепризнанной стала точка зрения, согласно которой основу народа составили смешавшиеся с кавказскими племенами аланы. Имя «алан» появляется в сочинении авторов I в. н. э. Плиния, Секунда, Иосифа Флавия, Дионисия. « Племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса (р. Дон) и Меотийского (Азовского) озера». Иосиф Флавий. 1 в. н. э. Причём аланы локализируются и на Северном Кавказе. Вскоре они установили связи с местным населением и стали продвигаться в горные районы. На территории Западной Осетии аланские памятники V и последующих веков отмечены в Кора – Урсдоне, на р. Урсдон, у слияния рек Скуммидон и Суардон, в междуречье Малки и Уруха. Примерно в то же время аланы установили контроль и над Центральным Кавказом, через который проходил кратчайший путь в Закавказье. Дарьяльский проход неизменно называется “ Аланским» (“Врата Дар - и – алана”). Естественный ход событий нарушило Великое переселение народов, вызванное передвижением гуннских племён с Востока на Запад. Вместе с гуннами на Запад ушло огромное количество алан. Великое переселение народов оказало влияние и на алан, оставшихся на Кавказе. В V – VI веках, после гуннского нашествия, начинается важный этап в формировании аланской народности. С этого времени аланы находились в других историко-географических и культурно – хозяйственных условиях по сравнению с античным временем. Если в источниках до V века аланы предстают как кочевники, то в VI – VII веках у них появляются черты, связывавшие их с оседлым кавказским этнокультурным миром. Примерно в это же время у алан оформляются два протогосударственных образования: западное – с центром в верховьях Кубани, и восточное, тяготевшее к Дарьялу. В начале Х века произошло объединение аланских протогосударств. Алания X – XI веков предстаёт мощным государством, проводившим активную внешнюю политику. Своего расцвета она достигла в период правления царя Дургулеля Великого, крупной политической фигуры, сыгравшей большую роль в истории Кавказа и Ближнего Востока. Среди важных политических событий, имевших большое значение для судеб алан, следует назвать нашествие монголов в XII веке. Монголо-татарское нашествие нанесло сильный удар по народам Кавказа. Но особенно тяжёлыми его последствия оказались для алан. Значительная часть этноса переселилась в Европу, Византию, на Дальний Восток. Аланы потеряли равнинные земли – мощную производственную базу. Надолго приостановился процесс развития некоторых сфер жизни общества. Довершил же разгром алан Тимур, после походов, которого равнинная Алания стала “пустыней без владельцев”. Вместе с тем следует отметить, что монголам так и не удалось завоевать горных алан. Гильом Рубрук совершивший в 1253 – 1255 г. путешествие в столицу Монгольской империи Каракорум и неоднократно встречавшийся с аланами в Предкавказье, сообщал, что аланы “ всё ещё борются против татар”. “ Аланы на этих горах всё ещё не покорены, « – писал Рубрук. Прославленный аланский город Дедяков был взят штурмом Тимуром 8 февраля 1278 г.

Кобанская культура

Скифы и Сарматы

Алания

Современные Северная и Южная Осетия находится на территории, куда монголами в XV веке были вытеснены аланы. Аланы сохранившие свой язык и культуру и стали осетинами.

Средневековье

Осетинская башня (галуан)

Алания представляла собой крупное государственное образование, связанное с такими странами, как Византия, Русь, Хазария и т.д. Высокий военно-политический потенциал Алании в тот период был результатом внутреннего социально-политического развития. С XII века Алания вступила в период феодальной раздробленности, и начался распад государства на небольшие княжества, а затем и королевства. С 1238 года началась долговременная борьба аланов с татаро-монгольскими завоевателями, в результате которой равнинная часть Алании была захвачена. Затем, в начале XIV века осетинская знать попыталась восстановить государственность с центром в городе-крепости Гори.

Включение Осетии в состав России

В XVII веке у осетин возникла необходимость в переселении на плоскость, по причине крайнего малоземелья. Осетия была была также важна для России, как единственная контролирующая стратегически важные перевалы в Закавказье. В 1774 году Осетия присоединилась к России. Для контроля над Дарьялской дорогой в 1784 году около осетинского селения Дзæуджыхъæу основана крепость Владикавказ.

Российская империя

СССР

С приходом советской власти Осетия была разделена на две части — часть севернее хребта попала под юрисдикцию РСФСР, южнее — Грузинской ССР.

В 1921 Осетия стала частью Горской Советской Республики, получила статус автономной области в 1924 и в 1936 была преобразована в Северо-Осетинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Великая Отечественная войны

Во время Великой Отечественной войны на территории республики проходили ожесточённые бои, бо́льшая часть (север и запад) Северной Осетии была оккупирована 1-ой танковой армией генерала Клейста.[1] Против них сражались войска Северной группы войск. С 6 по 11 ноября 1942 года в ходе Нальчикской оборонительной операции 37-й армии Северной группы войск против группы армий «А» германские войска были остановлены на подступах к Орджоникидзе (Владикавказу).[2]

В ходе Великой Отечественной Войны к Северной Осетии присоединяют территории депортированных ингушей, куда насильно [3] заселяют осетин. Вернувшимся ингушам выделили земли в Ставропольском крае в виде компенсации утраченной территории.

Российская Федерация

Со времени возвращения после депортации ингуши требовали возвращения им Пригородного района Северной Осетии. В 1992 году из-за территориальных споров вспыхнул вооружённый конфликт. Ситуация вокруг этого района всё ещё не решена.

Южная Осетия

С распадом СССР и отделением от неё Грузии, Юго-Осетинская АО также изъявила желание стать независимым государством, в связи с волной национализма в Грузии и отменой автономии осетин. Происходит вооруженный конфликт, результатом которого становится победа осетинских ополченцев над превосходящей по численности регулярной армией Грузии.

В 2008 году грузинская армия нападает на Южную Осетию, но снова терпит полное поражение.(Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)). В том же 2008 году её независимость признана Россией, Никарагуа, а также частично признанной Абхазией и непризнанными республиками Нагорный Карабах и Приднестровье.

В настоящее время Осетия делится на две части — Северная Осетия, республика в составе России, и частично признанная Южная Осетия.

См. также

Источники

Герб Северной Осетии Флаг Северной Осетии

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

{{{заглавие}}}

{{{содержание}}}

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

История происхождения

ВЛАДИКАВКАЗ---«Кавказ – древняя родина осетин» - книга под таким названием недавно вышла во Владикавказе. Сборник работ кандидата исторических наук, заведующего отделом археологии Северо-Осетинского Национального музея Петра Козаева представляет собой свод научных и научно-популярных статей, посвященных наиболее актуальным вопросам истории и культуры осетинского народа.

Петр Козаев не впервые обращается к древней истории осетин. Осетинским читателям известна его книга «Аланы-арии. Происхождение и древнейший период истории». В своей новой книге автор продолжает исследование вопроса происхождения осетинского народа.

Ученый повествует о том, как несколько тысячелетий назад, примерно с 34 века до нашей эры предки осетин начали расселяться на территории Кавказа. Основу будущего осетинского этноса здесь, на Кавказе, закладывали скифо-сармато-аланские племена. Исторические и археологические документы, приведенные в работе, подтверждают, что на территории Закавказья предки осетин также появились в глубокой древности.

Не обходит автор стороной и историю взаимоотношений осетин с соседями. Отношениям с грузинами в последние столетия посвящена целая глава «Грузия-Осетия – история геноцида». Говорит Петр Козаев:

«Между нашими народами напряженность в отношениях сохраняется уже два века. Если некоторые историки считают, что осетины подвергались геноциду со стороны Грузии в XX веке - в период гражданской войны в 1918 – 21 годы, в 90-е годы и в августе 2008 года, - то я считаю, что это неправильный подход. Истреблению осетины начали подвергаться еще с 1801 года, когда восточно-грузинское Картлийско-Кахетинское царство присоединилось к Российской империи. После этого и начались многочисленные карательные экспедиции грузинских князей против осетин».

По мнению Козаева, во взаимоотношениях двух народов происходили непродолжительные затишья, перемирия, которые снова прерывались вооруженными конфликтами.

На фоне неурегулированных грузино-югоосетинских отношений, когда сохраняется опасность возобновления военных действий, исследование историка вызвало острую дискуссию. Научный сотрудник Национального музея Северной Осетии, этнограф Таймураз Плиев разделяет точку зрения Петра Козаева на происхождение осетин и природу взаимоотношений с Грузией.

«Родина осетин - Кавказ. А в древнем Иране проживали наши прародители. Осетинский язык входит в индоиранскую группу индоевропейской семьи языков. Относительно межнациональных отношений могу сказать, что грузины всегда наступали, а мы, осетины, защищались. Чтобы понять наши взаимоотношения, почитайте хотя бы грузинского историка Геронтия Кикодзе», - говорит Плиев.

Главный редактор газеты «Мир Кавказу», правозащитник Анатолий Сидаков не столь категоричен в оценках и суждениях. По его мнению, осетино-грузинские отношения имеют непростой характер, однако добрососедские, родственные связи всегда имели место в жизни этих двух кавказских народов. «Проблемы создают политики, властные структуры, развязывающие войны, а народы становятся заложниками политических интересов», - считает Анатолий Сидаков.

Мнения моих собеседников совпадают в одном: для выстраивания добрососедских отношений и разрешения современных территориальных политических спорных вопросов необходимо беспристрастное и объективное изучение истории. В ближайшее время презентация книги «Кавказ – древняя родина осетин» состоится в Цхинвале.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

www.ekhokavkaza.com

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ ОСЕТИН - Скифы Исследования - Мировая история - Скифы | Фандаг | Сарматы | Аланы | Осетины | Осетия

А. В. ИСАЕНКО, В. Д. КУЧИЕВ

Процесс национального возрождения — явление сложное и неоднозначное. Однако в условиях всеобщего кризиса нашего общества речь идет уже не столько о возрождении, сколько о выживании народов. По крайней мере, это касается так называемых «малых народов». Не видя перспектив «впереди», они, и это естественно, все чаще обращаются «назад» — к опыту предшествующих поколений. От столь прагматической по своей сути задачи вполне логичен переход к постановке более общих вопросов: «кто мы и зачем мы существуем? Кто были наши предки по прямому родству?» Отметим, что большинство последних публикаций в научной и периодической печати Северной и Южной Осетии в той или иной степени заключают в себе постановку и попытки разрешения именно этих вопросов.1 Однако, несмотря на объективно назревший еще в 60-х годах интерес, он практически не перерос в конкретные исследования, целиком посвященные этногенезу осетин. Пожалуй, исключение представляет собой монография Ю.С. Гаглойти (3), но многие ее теоретические положения в настоящее время требуют определенных уточнений. 

* * *

В конце XVIII в., когда Кавказ стал доступным для российских и иностранных путешественников, ими было замечено, что на северных и южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта живет народ, язык которого не похож на языки других народов Кавказа. Этот априорно сделанный вывод вызвал огромный интерес.

Специалистами давно предложено и обосновано деление истории развития осетиноведения на четыре основных этапа /4, с.11 и след./. К наиболее раннему периоду (XVII — начало XIX в.) относится имя голландского ученого и путешественника Николаса Витсена, который в конце XVII в. совершил путешествие из Москвы на Кавказ, проехав по Малой Кабарде, Осетии, Грузии /5, с.14-15/. Результаты своих наблюдений он опубликовал в 1692 г. в Амстердаме.

Более значительным оказался историко-этнографический материал, собранный об осетинах академиком Иоганном Антоном Гюльдештедтом (1745-1781 г.г.). Его сочинение явилось результатом семилетнего путешествия по Астраханскому краю и Кавказу (1768-1775 г.г.) /6; 7, с.71 и след., 302 и след./. Языковый материал, который содержит около 320 осетинских слов, был опубликован Гюльденштедтом в труде «Афгано-дугурско-осетинский глоссарий». Этот материал оказался уже достаточным для попытки объяснить расовую и языковую принадлежность осетин. И хотя точка зрения Гюльденштедта о половецком происхождении осетин /8, т.11с.56-58/ сегодня имеет лишь историографический интерес, весьма симптоматично, что накапливаемый материал давал основание думать об ином, не иберийско-кавказском происхождении осетинского языка. Исследования врача — путешественника Якоба Рейнеггса (научный псевдоним Кристиана Рудольфа Эрлиха, 1744-1793 г.г.) еще более упрочили этот вывод.

Однако наиболее значительным вкладом в изучение осетин и их языка на раннем этапе осетиноведения, по общему мнению, является двухтомное сочинение знаменитого европейского путешественника академика Юлиуса фон Клапрота «Путешествие на Кавказ и в Грузию», вышедшее в 1812 г. в Галле-Берлине /9/. Клапрот во время своего путешествия побывал в Грузии, Кабарде, Осетии, Дагестане и собрал обширный материал по истории, этнографии и языкам кавказских народов /7, с. 105 и след., 305 и след./. Это позволило ему впервые применить сравнительный анализ добытого материала сделать ряд ценных выводов и обобщений, которые впоследствии нашли свое подтверждение в трудах других ученых. С этого времени стало очевидным, что осетины по языку родственны не иберийско-кавказским или тюркоязычным народам, в окружении которых они оказались, а народам индоевропейской семьи языков. Кроме того, Ю. Клапрот впервые высказал предположение о преемственной связи языка скифов и алан с осетинским языком. Почти одновременно с ним к аналогичным выводам пришел другой известный европейский путешественник и исследователь граф Я. Потоцкий /10, р.73, 86-89; р.167, 336-340/. Тем самым их можно по праву считать основоположниками концепции скифо-сармато-аланского происхождения осетин.

Второй этап осетиноведения связывают с именем основателя осетинского языкознания, автора «Осетинской грамматики (Спб. 1844) А. Шегрена, а третий — с именем «второго — по выражению В.И. Абаева, — корифея осетинского языкознания» блистательного В.Ф. Миллера (1848-1913 гг.) /5, с.17, 18/.2 Он вслед за Ю. Клапротом эффективно использовал комплексный подход к исследованию интересующей нас проблемы. Выводы В.Ф. Миллера были основаны на тщательном анализе широкого круга греко-римских, грузинских, армянских, русских и арабских письменных источников, этнографического, фольклорного и топонимического материала, и, главное, данных самого осетинского языка.

В результате ему удалось доказать, что предки осетин входили в состав тех северо-иранских племен, которые за многие столетия до н.э. под именем скифов, а затем сарматов занимали причерноморские и приазовские степи на огромном протяжении от Нижнего Дуная до Волги и Урала, и даже далее на Восток. Непосредственным предком осетинского языка явилось одно из наречий, которое еще до начала исторической жизни культурных народов Ирана-мидийцев и персов, развилось в северной части древнейшей территории, занятой иранцами, приблизительно на север от Окса (Аму-Дарьи) и Яксарта (Сыр-Дарьи) в степях Казахстана и предгорьях Урала.

Скифы, по мнению В.Ф. Миллера, опиравшегося в этой части своих выводов на бесспорные данные топонимики, в частности на иранские названия рек, освоили припонтийские и приазовские степи до X века до н.э. Несколько столетий спустя, «отдельные роды предков осетин (северо-иранцев — А.И., В.К.) занимали уже и некоторые долины северного склона кавказского хребта, хотя окончательно (это слово особо выделено В.Ф. Миллером — А.И., В.К.) осетины замкнулись в горных ущельях не позже XIII века по Р.Х., когда были вытеснены другими народами из северо-кавказской равнины» /11 а, с. 598-599/. Это была историческая трагедия древнего народа, которую впервые понял и оценил выдающийся ученый. Лишь горстка алан спаслась в горах Центрального Кавказа от истребления. Осталась совсем маленькая надежда на будущее. Перенесенные в XIII-XIV вв. тяжелейшие испытания после страшных нашествий монголо-татарских ханов и Тимура отбросили алан, называвшихся в грузинских источниках осами, а в русских ясами, на несколько эпох назад. Не стало городов с ремесленниками и купцами. Были потеряны плодородные равнинные земли с процветавшим хозяйством. Погибло государственное единство народа. Но в горах аланы сумели, несмотря ни на что, сохранить свой язык и сформировавшуюся в период расцвета неповторимую культуру, которая в свое время оказывала глубокое влияние на многие народы Евразии, и в том числе Кавказа. Это был подвиг народа. Так и получилось ко времени посещения Кавказа упомянутыми выше путешественниками, что осетины оказались, по словам В.Ф. Миллера, окружены со всех сторон «племенами, с которыми не имеют ничего общего по языку и происхождению» /12.Ч.III, с.6/.

В целом точка зрения В.Ф. Миллера на происхождение осетин, сформировавшаяся на заключительной стадии его исследований, выглядит следующим образом: «Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние — как сарматы и понтийские скифы» /13, с. 16-17/. Важно отметить, что к скифо-сармато-аланам академик В.Ф. Миллер относил не только язык осетин, но и их традиционную культуру. Тем самым он был первым, кто правильно определил основные этногенетические показатели для осетин.

Здесь напомним, ибо это необходимо для более объективной критики этногенетических упражнений современных оппонентов В.Ф. Миллера, упрекавших его в «одностороннем освещении» этой проблемы, что этногенезом называется наука об образовании этнических общностей — племен, народностей, национальностей, наций. Большая Советская энциклопедия основным условием возникновения этнической общности определяла общность территории и языка (В.И. Козлов) /14, с.298/, причем последние «...выступают затем и в качестве ее главных признаков... Дополнительным условием сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этнической общности в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп». Но, как остроумно замечает И.М. Дьяконов, тем самым «из определения этнической общности исключается собственно этногенез, т.е. происхождение этнической общности» /15, с.5).

Нация, согласно тому же источнику (по С.Т. Калтахчяну), определяется как историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера /16, с. 376/. Время возникновения наций марксистско-ленинская концепция определяет периодом преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе капиталистических (и «пост-капиталистических») экономических связей. То, что эта дефиниция нуждается в серьезной корректировке, видно хотя бы из того, что, например, в Китае никакой феодальной раздробленности не было, а «пост-капиталистическая» действительность исчезает на наших глазах. Автор определения (СТ. Калтахчян) тем не менее абсолютно прав, когда говорит о невозможности в принципе существования гомогенных (однородных) наций. Все они возникли из различных племен, а некоторые даже из различных народностей /16, с.375/. Народность же определяется как исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность, предшествующая нации. Начало формирования народности относится к периоду консолидации племенных союзов и выражается в постепенном смешении племен, замене прежних кровно-родственных связей территориальными /16, с. 280/. Сопоставляя определения нации и народности, И.М. Дьяконов обратил внимание на то, что разница между ними невелика: если для народности определяющим фактором является язык, то для нации — литературный язык. Кроме того, для нации свойственны еще «некоторые особенности культуры и характера». Но эти же характеристики, несомненно, присущи и народности /15, с.5-6/. В действительности разница между нацией и народностью заключается в том, что внутренние экономические связи нации, в отличие от внутренних экономических связей народностей, это капиталистические связи; в том, что нация воспринимает себя (иногда объединяя вокруг себя представителей других народов) как политическое целое и стремится к собственной государственности или уже имеет ее /15, с.6/. Таков характер процессов, идущих сегодня в наших суверенных республиках и в России в целом.

Но учитывая то, что мы имеем дело с эпохой древности, целесообразно принять за основу определение «народностей» (во многом совпадающее с зарубежными аналогами), данное в нашем энциклопедическом Словаре, с двумя необходимыми поправками И.М. Дьяконова. Согласно этому определению, народность — это «исторически сложившаяся языковая, территориальная, культурная и биологическая общность людей, сознающая себя как таковую» /15, с.7/. Из данного определения исключена «экономическая общность», что характерно для буржуазных наций, но совсем не обязательно для древности. В самом деле, какая экономическая общность между спартанцами и афинянами, входившими в одну греческую народность, или между ассирийцами и вавилонянами, входившими в одну аккадскую народность? В то же время можно согласиться с предложением И.М. Дьяконова включить в определение понятие биологической общности, имеющееся в международных аналогах.

Итак, правильная постановка этногенетического вопроса, исходя из определения, принятого нами, троякая: «Кто были мои биологические предки по прямому родству? От кого мой язык? От кого моя культура?» Это и есть главные этногенетические показатели. Есть еще и четвертый вопрос, с научной точки зрения, как полагают многие специалисты, маловажный, но которому в народе придают сегодня большое значение — «откуда название моего народа?»

Мы еще вернемся к этому в специальной работе, а пока укажем, что на все три главные составляющие этногенетического вопроса в трудах В.Ф. Миллера можно найти четкие, исчерпывающие ответы. Физические предки осетин — скифы, сарматы, аланы, от которых у осетин и язык и культура. В этой связи необходимо отметить, что до настоящего времени ни один из цитированных нами главных выводов В.Ф. Миллера не был убедительно опровергнут или заменен на столь же адекватно обоснованную со всех сторон альтернативу.

Более того, значительная группа видных лингвистов и историков, как отечественных, так и зарубежных, привлекая обширный круг самых разнообразных источников по вопросу этногенеза осетин, по существу, продолжала уточнять и укреплять концепцию Миллера.

В этом отношении показателен ряд заключений, к которым пришел известный специалист в области иранской филологии И.М. Оранский. В книге, изданной в 1960 г., он привел периодизацию истории иранских языков.

1. Древнеиранская языковая эпоха (с начала II тысячелетия до н.э. по IV-III вв. до н.э.).

2. Среднеиранская языковая эпоха (IV-III вв. до н.э. — VIII-IX вв. н.э.).

3. Новоиранская языковая эпоха (VIII-IX вв. н.э. — по настоящее время).

И.М. Оранский подтвердил вывод В.Ф. Миллера, определив, что «древнейшей, известной науке областью, занятой ираноязычным населением, является территория Средней Азии и сопредельных с ней районов» /17, с.42/.

Ираноязычные племена вместе с иноязычными племенами в глубокой древности образовывали некую общность и говорили на индо-иранском (или арийском) языке-основе. Процесс дробления племен и их расселения по обширным пространствам продолжался на протяжении многих столетий. Как видно, автор исходил из распространенной тогда в лингвистике теории «родословного дерева», которая затем подверглась серьезной критике. Но нас в данном случае интересуют не разногласия специалистов, а констатация никем не оспариваемого факта существования еще в глубочайшей древности группы иранских наречий, диалектов.

В науке принято делить древние иранские диалекты на две основные группы: а) группу западноиранских диалектов и б) группу восточноиранских диалектов. Условной границей между этими группами считают пустыню Деште-Кевир. К восточной группе в ту далекую эпоху относились диалекты, бытовавшие на территории Средней Азии и сопредельных областей (Хорезм, Согдиана, Бактрия, Маргиана). В эту же группу входили диалекты сакских (скифских) племен, в том числе и тех, которые кочевали далеко к западу от Средней Азии. Некоторые особенности восточноиранских диалектов прослеживаются также в «Гатах Авесты» (17, с. 138).

Восточноиранские языки, восходящие к иранским диалектам, распространенным в глубокой древности к востоку от пустыни Деште-Кевир — на территории Средней Азии, современного Афганистана, а также скифских племен Причерноморья, оторвавшихся еще в древнеиранский период от основного массива скифских (сакских) племен Средней Азии, также распадаются на две подгруппы: Юго-Восточную и Северо-Восточную (скифскую). В первую входят афганский, мунджанский и памирский языки и диалекты. Некоторые из них (афганский, мунджанский, рушанский и др.) отчетливо сохраняют грамматическую категорию рода, утраченную в большинстве современных иранских языков.

Северо-Восточную (скифскую) подгруппу составляют осетинский и ягнобский. «Первый из них, — как отмечал И.М. Оранский, — является продолжением древних скифских диалектов Причерноморья, продолжением языка средневековых алан; второй представляет собой доживший до наших дней согдийский диалект. К этой же подгруппе относится и вымерший в XIII-XIV вв. хорезмийский язык. Осетинский и ягнобский языки унаследовали от своих предков ряд сближающих их особенностей. Таков, общий для них показатель множественного числа: осет. — tæ (им. пад.), ягн. — t» /17, с. 346/.

Позднее, в 1979 г., И.М. Оранский подтвердил свои наблюдения, дополнив их рядом убедительных доказательств. В результате, он пришел к выводу, что сакскими языками (или диалектами) следует называть языки (диалекты) ираноязычных сакских или скифских племен, распространившихся в середине 1-го тысячелетия до н.э. на огромной территории — от берегов Черного моря до границ Китая. В древнеперсидских надписях эти племена известны под названием «Saka». Греческие авторы называли их скифами, савроматами, сарматами, а позднее аланами, преемником языка которых и является осетинский язык. «В эпоху существования древнеперсидского и древнеосетинского (скифского) языков, — заключал И.М. Оранский, — т.е. примерно в середине I тыс. до н.э. различия между ними были очень невелики» /18, с. 83-84/. С этого времени положения о том, что «осетинский язык является непосредственным продолжателем одного из скифо-сарматских наречий» и о том, что «скифский и осетинский языки могут рассматриваться как две ступени развития одного и того же языка» (В.И. Абаев) стали хрестоматийными /19, с. 275, 359; 20, с.4/. Генетически непрерывная связь диалектов причерноморских скифов и современного осетинского языка, являющегося их единственным живым наследником, была установлена прочно и непоколебимо. Примерно в таком же направлении развивалась в XX в. и зарубежная историография происхождения осетин и их языка. При этом авторитет исследований В.Ф. Миллера был очень высок и среди западных специалистов.

Известный немецкий ученый М.Фасмер провел более тщательное изучение важных деталей в языке северо-иранских племен юга России, которые ускользнули от внимания его русского предшественника /21.vol.I; 22; 23; р. 367-376/. Он едва ли не первым заинтересовался взаимоотношением в причерноморских надписях скифских и сарматских личных имен и названий. На основе скрупулезного анализа этого материала он попытался выделить язык собственно скифов из скифо-сарматского. Здесь его постигла неудача. Но зато он пришел к выводу, что наиболее тесная взаимосвязь существует между «сармато-аланским диалектом», с одной стороны, и осетинским языком, с другой /22, р.28/. Попытки выделить в отдельные группы — «общеиранскую», «скифскую» и «сарматскую» — личные иранские имена, известные по эпиграфическим памятникам из причерноморских греческих городов, в 50-е годы продолжил чешский ориенталист Ладислав Згуста. Нас в данном контексте не занимает критика этих попыток. Весьма примечательно и интересно другое наблюдение Л. Згусты. Он, в частности, как и Я. Харматта до него, убедительно продемонстрировал возможность закономерного развития в одном из диалектов языка припонтийских северо-иранцсв древнеиранского āryāna в форму iron, до сих пор отрицаемую нашими лингвистами /24/. Кроме того, во всех группах личных имен, выделенных Л. Згустой, обнаруживаются параллели с осетинскими личными именами, распространенными в Осетии еще в XIX веке, либо объясняемыми из осетинского языка.

Уже в 20-е годы эксперимент Фасмера отделить «язык» скифов от «сарматского» западные специалисты восприняли весьма критически. Так, немецкий ученый Г. Ломмель допускал наличие лишь небольших различий между ними, которые даже «нельзя продемонстрировать». Зато он предложил вниманию специалистов в своей работе некоторые особенности скифо-сарматского языка, которые тесно связывают эту, по его мнению, единую группу, с одной стороны, с осетинским, а, с другой стороны, с согдийским языками. Тем самым он пришел к тому же выводу, что и И.М. Оранский в цитированной нами работе 60-х годов. Примечательно, что, как и советский специалист, Лом-мель в качестве общей закономерности прежде всего указывал на суффикс — t, при помощи которого в этих языках образуется форма множественного числа у скифов, сарматов и алан — τ α i, у осетин — tæ, у согдийцев — t /25, р.151/.

Идея Ломмеля о северо-иранской языковой общности была подкреплена рядом выдающихся археологических открытий в Северном Туркестане. Они обеспечили лингвистов образчиками согдийского языка. Исследуя эти находки, французский ученый Готье сформулировал концепцию, согласно которой согдийский, хорезмийский, аланский и осетинский языки, а также некоторые другие родственные наречия, составляют общую «скифскую группу языков» /26. Vol, III/. Напомним, что к аналогичным выводам пришли и отечественные лингвисты. Эта теория получила одобрение большинства специалистов. А наиболее рельефная закономерность, общая для скифской группы языков, — образование множественного числа с помощью — t получила дальнейшую разработку в работах Бенвениста, Томашека, Маркварта, Якобсона и других ученых /27, р.60/. В дальнейшем К. Кретчмер и X. Бейли на основе детального анализа скифского языка, доказали присутствие общих лингвистических феноменов в ягнобском, согдийском и осетинском и сделали окончательный вывод о его древнем происхождении /28, р. 25/.

Следует отметить, что все эти ученые разделяли концепцию «родословного дерева языков». Согласно этой теории, арийская ветвь, выделившись в глубокой древности из индоевропейской языковой общности, постепенно разделилась на индийскую и иранскую ветви. Последняя, с течением времени, в свою очередь разделилась на северную (по И.М. Оранскому и его учителю А.А. Фрейману — северо-восточную или скифскую), южную, западную и другие ветви. Ограниченностью методологической базы этой теории является то, что исследователь вполне естественно старается отнести общие штрихи, найденные им в различных языках, к единой древнейшей языковой общности. Как отмечает наиболее видный критик слабых сторон теории «родословного дерева» венгерский академик Я. Харматта, «с этой точки зрения любые языковые феномены можно объяснить существованием в древние времена «скифской» ветви с единым языком, из которой в результате медленного процесса дифференциации выделились такие языки, как осетинский и ягнобский, на которых говорят и по сей день» /27, р. 61/.

Показателен в этом отношении случай с М. Фасмером, который приводит Я. Харматта. Немецкий ученый заметил, что среди имен и названий из причерноморских надписей попадаются такие формы, которые свидетельствуют в пользу различных линий развития фонем. В ряде случаев, когда формы были абсолютно синхронными, а значит различия никак нельзя было объяснить временной последовательностью, М. Фасмер фактически находился у порога открытия огромной важности, — что эти различия скрывают диалектные особенности. Однако он не смог вывести такого заключения и либо игнорировал факты, указывающие на существование диалектных различий, либо пытался отнести эти факты к более позднему времени /23, с.370; 27, р.61/.

Я. Харматта опирался на вывод В.И. Абаева о существовании только на территории Южной Осетии трех диалектов, легко различимых по их фонетическим характеристикам /27, р.62/. Он принимал во внимание и то, что уже В.Ф. Миллер различал три диалекта в осетинском языке (западный — дигорский, восточный — иронский и южный — кударский) /13, с.2/. Однако Я. Харматта не соглашался с выводами ранних работ В.И. Абаева о том, что большинства тех особенностей, которые сегодня отличают иронский диалект от дигорского, в VIII веке н.э. не существовало, а был единый аланский язык, отождествленный с более архаичным дигорским. Я. Харматта, в частности, приводил пример с заимствованным в венгерский язык аланским словом x σ ί ν a. В.И. Абаев, как известно, фиксировал внимание на присутствие в нем конечной фонемы — а, которая характерна для дигорской формы ä х s i n ä (по контрасту с иронской формой — 'x s i s i n). В этом случае логично вывести и дигорскую и иронскую формы из аланского слова x σ ί ν a. Однако Я. Харматта указал, что аналогичное венгерское слово asszony (древневенгерскос имело форму achscin, или axsin (!)) было заимствовано из аланского языка до X века н.э., и это со всей очевидностью подтверждает факт существования в то время формы axsin (то есть иронской, а не только дигорской). Из сказанного следует, что где-то на рубеже X века н.э. указанные две формы - axsin и xsina - употреблялись одновременно, то есть уже тогда существовали диалектные особенности, характерные и для современных осетинских диалектов /27, р.63/.                   

                                  ПРОДОЛЖЕНИЕ

С.П. Таболов "Аланы. История и Культура". 1995 год

fandag.ru


Смотрите также