Древняя индия особенности. Особенности хозяйственной эволюции Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя Индия – современная и многоликая. Древняя индия особенности


Древняя Индия – современная и многоликая :: SYL.ru

Загадочная и древняя Индия, прекрасная, манящая и противоречивая, открытая для всех и никем до конца не понятая. Господствующей религией в ней еще со II – III тысячелетия до н.э. является индуизм. Это, пожалуй, сама древняя религия в мире, сохранившаяся практически неизменной до наших дней и, как нить, связывающая Протоиндийскую цивилизацию с современной.

Индуизм – религия древней Индии

По самым скромным подсчетам в мире насчитывается более семисот миллионов приверженцев индуизма, одной из самых распространенных религий мира. К началу XXI века индуизм стал популярен в Америке и некоторых странах Европы. Даже Россия подверглась его влиянию и очарованию индийской культуры. В самой Индии адепты индуизма составляют около восьмидесяти процентов населения. Тем не менее, наряду с ним в стране вполне мирно уживаются христианство, буддизм, ислам и еще множество различных религий и верований. Но именно индуизм являлся ядром, вокруг которого с древности строилась культура, наука и искусство Индии.

Зарождение индуизма

Начало индуизму положила ведическая религия, название которой дал сборник священных знаний под названием «Веды», то есть «знание». Древняя Индия на заре III тысячелетия до н.э. жила по этим законам, и они послужили основой для культов и верований многих индоевропейских народов. А на рубеже II – I века до н.э. из ведической религии родился брахманизм, а затем и индуизм.

Индия в средние века

Средневековье для Индии явилось непростым этапом истории, образование независимых княжеств, установление мусульманского господства в конце XI - начале XII века привело к большим потрясениям как в социальной, так и в культурной жизни страны, но потрясения эти имели позитивное характер. На средневековье приходится расцвет литературы, архитектуры, искусства. Происходит окончательное формирование системы каст, которая действует в Индии и по сей день. Столкновение ислама и индуизма, породившее сначала конфликт между двумя культурами, впоследствии переросло во взаимовыгодную культурную интеграцию, обогатившую индийскую культуру, но не помешавшую ей сохранить свою уникальность. Прозорливость и высокий уровень культуры мусульман того времени способствовал тому, что древняя Индия, находящаяся под их владычеством, вышла на конструктивно новый уровень развития, не теряя при этом самобытности.

Современная Индия

Потрясающей чертой этой страны является то, что в ней одновременно сочетаются древняя Индия и Индия современная, новейшие достижения науки, техники, искусства с древними обычаями, верованиями и, порой, предрассудками. Этот мощный контраст настолько впечатляет, что вам кажется, будто вы находитесь сразу в нескольких эпохах, оглушительная мощь каждой из которых обрушивается на вас, приводя в замешательство и побуждая проникнуть вглубь этой острой, как перец чили смеси, чтобы понять ее суть, всегда ускользающую в последний момент. Индия никогда не позволит забыть о себе, она может вызывать любовь или ненависть, но никогда не оставит равнодушным.

www.syl.ru

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ.

Количество просмотров публикации ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ. - 313

 

В серединœе второго тысячелœетия до.н.э на территорию Индостана вторгаются кочевые племена Ариев. Коренное населœение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ называлось Дравиды, было частично покорено, а частично истреблено. В конце второго тысячелœетия до.н.э возникают первые государственные образования Ариев. Это были небольшие по размерам ранние монархии, которые враждовали между собой. Образование единого древнеиндийского государства произошло в конце 4-го века до.н.э. В это время под руководством Чандрагупты возникает империя Маурьев, которые вошли в большую часть современной Индии и Афганистана. Наивысшего расцвета империя достигла в годы правления внука Чандрагупты, которого звали Ашоко. После его смерти империя распалась на отдельные княжества.

Общественный строй Индии.

Специфику общественного строя древней Индии составило жестко фиксируемое разделœение людей по замкнутым группам, которые назывались ʼʼВарныʼʼ, что означает ʼʼразряд людей, качества, цвет и т.п.ʼʼ. Такое делœение не встречается в других государствах Востока. Большинство ученых связывают появление варн с брахманской религией. В соответствие с религиозными воззрениями, а затем государственными актами, люди рождаются и принадлежат всю жизнь к одной из 4-х варн. Варны представляют из себязамкнутые и наследственные группы людей. Каждая варна наделялась разным объёмом прав и обязанностей. Правила поведения членов разных варн назывались ʼʼДхармаʼʼ. Её нарушение вызывало религиозно-моральное осуждение и имело часто правовое последствие. Вся жизнь индуса определялась принадлежностью к варне, то есть профессия, должность, размер наследства, тяжесть наказания, его имя, одежда, порядок питания. Одна из легенд говорит о том, что из уст первочеловека возникла варна жрецов, которая называлась Брахманы, из рук – варна воинов и администраторов, которая называлась Кшатрии, из бедра – варна общинников, которая называлась Вайшии, из ступней –варна неимущих и неполноправных, которая называлась Шудры.

Первые 3 варны были связаны с Ариями и считались почетными. Их называли ʼʼДважды рожденныеʼʼ, так как в детстве по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, который назывался ʼʼИнициацияʼʼ, что давало право на получение профессии, занятием предков и др.

Брахманы должны были заниматься изучением священных книг, которые назывались ʼʼВедыʼʼ, обучением людей, совершением религиозных обрядов. Οʜᴎ должны быть окружены особым почетом, с ними должен советоваться царь. Жизнь и имущество брахманов в полном объёме защищалось государством.

Варна кшатрии сложилась на базе родовой военной знати. Из них формируется военная и государственная знать, из их числа должен происходить царь. Им также принадлежали большие участки земли.

Варна вайшии включала трудовое населœение. Οʜᴎ не имели тех привилегий, которыми наделялись высшие варны, но они относились к дважды рожденным и резко отличались по положению от варны шудр.

Шудры - ϶ᴛᴏ потомки Дравидов. Шудры являлись наиболее бесправной варной. Религия и право создавали высокую пропасть между шудрами и дважды рожденными. Οʜᴎ не могли изучать веды, учавствовать в религиозных обрядах, они не обладали земельной собственностью и подвергались наиболее жестким наказаниям.

С течением времени в положении варн происходят изменения:

1. Снижается статус варны Вайшии, которые теряют свои арийские привилегии, в т.ч. обряд второго рождения. Несколько повысился статус варны Шудр.

2. Присоединœение к государству новых племен приводило к тому, что они включались в варну Шудр. Размещено на реф.рфЭто вызывало сопротивление родовой знати.

3. Уменьшается количество Кшатриев, которые погибали во время многочисленных войн. Увеличилось число брахманов, которые начинают заниматься нехарактерными делами.

Эти процессы привели к возникновению внутри варн более мелких подразделœений, которые назывались касты. Так начала оформляться кастовая система, которая сохраняется в Индии и по сей день.

Каста - ϶ᴛᴏ группа людей, занятых в определœенной сфере деятельности. Их отличие от варн состояло в том, что это были профессиональные корпорации с четкой внутренней организацией, то есть они имели свои органы управления, кассы взаимопомощи, свои обряды и т.д. При этом к касте, также как и к варне, люди принадлежали от рождения и до конца жизни. Всего в Древней Индии было более 2000 каст. Были еще две группы населœения, которые находились за рамками варново-кастовой системы:

1. Рабы. Рабство носило патриархальный характер. Размещено на реф.рфБыло несколько категорий рабов исходя из источника рабства. Была запрещена самопродажа в рабство для представителœей первых трех варн. Положение рабов в Индии было несколько лучшим по сравнению с другими государствами: они могли иметь семью, имущество, их запрещалось убивать, были ограничения в наказаниях.

2. Неприкасаемые, которые назывались ʼʼпарииʼʼ. Их статус определялся религиозными представлениями о нечистоте некоторых предметов и профессий, то есть они занимались рыболовством, убоем животных, уборкой мусора и т.д. Их положение было хуже, чем некоторых категорий рабов.

Государственный строй Древней Индии. Период Маурьев.

В правление Чандрагупты был создан политический трактат, который назывался ʼʼАртхашастраʼʼ, который написал брахман Каутилья. В ʼʼартхашастреʼʼ содержались суждения о внутренней и внешней политике, администрации, финансах, судебной деятельности и т.д.

При первых царях империя Маурьев являлась централизованным государством. Царь, который назывался раджа, был наделœен широкими правами. Он назначал и увольнял высших должностных лиц, отвечал за строительство крепостей, дорог, имел законодательные функции, но они были ограничены, так как царские указы должны согласовываться с обычным правом и религиозными нормами, в связи с этим царь был обязан консультироваться с брахманами, то есть со жрецами. Полномочия царя в ʼʼартхашастреʼʼ рассматриваются как его обязанности: защищать подданных, обеспечивать выполнение ими дхарм, почитать брахманов, охранять страну, соблюдать чистоту варн, собирать налоги, отправлять правосудие и т.д.

При вступлении на престол царь давал клятву служения своему народу и предупреждался о возможной каре за невыполнение обязанностей, вплоть до восстания подданных. Это был прецедент, уникальный на Древнем Востоке.

Важное место на в государстве занимал ʼʼмантрипаришардʼʼ - высший орган управления, куда входили чиновники и брахманы. Οʜᴎ давали советы царю по вопросам государственного управления. Также собирался совещательный представительный орган, который назывался ʼʼРаджасабхаʼʼ. В него входили представители аристократии, чиновники и представители городского населœения. Высшие должности занимали главный советник и жрец царя – ʼʼПурохитаʼʼ, главнокомандующий армией – ʼʼСенапатиʼʼ, главный сборщик налогов.

Важной частью государственного механизма была армия, которая состояла из пехоты, конницы и боевых слонов. Войско было регулярным и многочисленным (до 1.5 миллиона человек). Во время войны собиралось ополчение из Вайшии и Шудр.

Территория государства делилась на провинции, во главе которых стояли родственники императора. Провинции в свою очередь делились на округа и селœения. Традиционно высокой в Древней Индии была роль органов местного самоуправления. Общины управлялись представителями царя - старостами, а важнейшие вопросы решались общинным собранием или советом старейшин. Существовали царские, общинные и кастовые суды.

Право Древней Индии.

Основными источниками права в Древней Индии были обычаи и сборники морально-религиозных норм, которые назывались ʼʼДхармашастрыʼʼ. Наиболее известная из них – ʼʼДхармашастра Мануʼʼ. Важно заметить, что для сокращения её называют ʼʼЗаконы Мануʼʼ.

Οʜᴎ были подготовлены во 2 веке до нашей эры. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает ми­фическому прародителю людей - Ману. На самом же делœе они были подготовлены в одной из брахманских школ. Документ содержит 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав: в первой главе излагаются представления индийцев о происхождении Вселœенной, человеческого общества, варн; во второй - правила жизни человека в период учени­чества; в третьей, четвертой и пятой - правила жизни семьянина-домохозяина; шестая глава посвящена регламентации жизни отшельника; в седьмой содержатся наставления об обязанностях царя и управлении государ­ством; в восьмой - постановления о судопроизводстве и судебной практике; девятая глава посвящена семейным отношениям, наказа­ниям за различные преступления, обязанностям членов варн; в десятой главе излагаются принципы регулирования вопросов о потомстве от браков между представителями разных варн; в одиннадцатой -предписания о покаяниях и обетах при искуплении грехов; наконец, в двенадцатой главе содержится описание посмертных воздаяний за дурные поступки в земной жизни. Характерные черты Законов Ману мало чем отличаются от характерных черт Законов Хаммурапи.

Регулирование имущественных отношений.

Несмотря на сохранение общинных отношений, значительное развитие получила частная собственность на рабов, домашний инвентарь, скот, зерно. В ʼʼЗаконах Мануʼʼ перечисляются следующие законные способы приобретения имущества:

1. Наследование.

2. Находка.

3. Покупка.

4. Завоевание.

5. Ростовщичество.

6. Исполнение работы.

7. Получение подарка.

Большое влияние на способы приобретения права собственности оказала варново-кастовая система. Первые 3 способа были доступны для всœех 3-х варн, Четвертый способ – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой – для брахманов.

Был известен еще один способ приобретения права собственности – давность владения, которая составляла 10 лет. Приобретать вещь можно было только у собственника, а если у добросовестного приобретателя обнаруживали украденную вещь, то она возвращалась прежнему собственнику. Покушение на собственность квалифицировалось как наихудший из пороков.

referatwork.ru

Особенности хозяйственной эволюции Древней Индии — Мегаобучалка

 

 

Среди цивилизаций и древних государств, возникших на планете, особое место занимает индийская цивилизация, оказавшая огромное влияние на развитие экономики и культуры всей Юго-Восточной Азии.

Возникновение государств, развитие экономики

С древнейших времен полуостров Индостан был заселен человеком — племенами дравидов. Ареал их обитания с севера был ограничен Гималаями, с запада и востока — водами океана. Такая отгороженность от внешнего мира выразилась в самобытности населения и его культуры. Для обитания людей наиболее благоприятными районами были долины рек Инда и Ганга и их притоков. Жаркий климат и недостаток осадков требовали орошаемого земледелия, что в свою очередь вынуждало людей объединяться для проведения ирригационных работ.

Уже в III тыс. до н. э. коренным населением на севере полуострова были созданы государства и города Мохенджо-Даро и Хараппа, раскопки в которых свидетельствуют о высоком уровне экономики и культуры местных жителей.

Город Мохенджо-Даро был крупнейшим для своего времени, его площадь достигала 260 гектар. В городе были большие здания площадью 200 м2 и более. В центре города был искусственный бассейн глубиной 3 м, выложенный двумя рядами кирпичей. В городе имелся водопровод. Вода поступала в город и разводилась по его территории по керамическим трубам. Для того чтобы не было утечки воды, на концах труб имелись фланцы. Стыки труб уплотнялись асфальтом. В домах богатых людей были ванные комнаты и туалеты. Город имел и канализацию. Сточные воды из жилых домов попадали в уличные канализационные сети и по ним выводились за пределы города.

Развитой была и торговля. Об этом свидетельствуют остатки крытого большого рынка с постоянными прилавками, найденные гири, большие складские помещения. Жители имели свою гиероглифическую письменность. Существовали торговые связи с государствами Месопотамии, на территориях которых были найдены печати с древнеиндийскими письменами.

Основным занятием населения было земледелие. Выращивались пшеница, ячмень, овощи. С древнейших времен (V тыс. до н. э.) здесь стали культивировать хлопок, а с IV тыс. до н. э. — сахарный тростник. Для обработки почвы использовался плуг с кремневым лемехом. Земледельцами были свободные общинники, с которых взимались в пользу царя натуральные налоги. В хозяйстве царя, храмов, крупных землевладельцев применялся труд рабов.

Высокого уровня достигли ремесла. В керамическом производстве использовался гончарный круг. Сосуды и кирпичи обжигались в специальных печах. Добывались медь, олово, свинец, золото и серебро. Производились бронзовые и другие сплавы металлов. В металлообработке уже применялись литье, ковка листа и заклепки. В ткацком производстве в качестве сырья использовался хлопок. Было развито ювелирное мастерство. Изделия изготовлялись из золота, серебра, камней.

Об уровне строительного мастерства свидетельствуют раскопки древнейших городов.

В середине II тыс. до н. э. древние государства Индии были покорены племенами ариев, спустившимися с гор Гиндукуша. Арии были кочевниками, скотоводами, которые в поисках новых пастбищ захватили сначала долину Инда, а затем и Ганга. Экономический и культурный уровень ариев был ниже завоеванных ими народов. Они разрушили древние города. Культура земледелия также пришла в упадок. Главным видом деятельности долгое время было кочевое скотоводство.

Со временем арии стали заимствовать у коренного населения культуру земледелия. Население жило семейными общинами, с общесемейной собственностью. Постепенно семейные общины превращались в сельские, управляемые сельскими старостами. Земля находилась во владении общин. По мере имущественного расслоения в общинах появилось право частного владения землей.

Войны давали военнопленных, которые становились рабами и трудились у зажиточных членов общин. Из числа зажиточных выбирались должностные лица, управлявшие хозяйством общины или руководившие военными действиями. Они присвоили себе право распределения общинных продуктов, военной добычи и рабов.

Постепенно, в целях сохранения полученных привилегий и захваченных общинных ценностей, в Индии создается социальная система варн (каст). Законами Ману и Анастамбы все жители страны разделились на четыре касты: брахманов (жрецы), кшатриев (воины), вайшиев (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (люди, не имеющие имущества, и рабы). Привилегированное положение занимали первые две касты. Законы запрещали смешение людей разных каст.

 

Бог Брахма

К VI в. до н. э. в северо-восточной части Индии существовало несколько государств. Наиболее крупными были Магадха и Кашала, боровшиеся за гегемонию в этом районе. В V в. до н. э. Магадха побеждает в этой борьбе. Северо-Западная Индия в VI в. до н. э. подпадает под власть персидского царя Дария I. Однако в 327 г. до н. э. Александр Македонский, разбив войска Дария, захватил Северо-западную Индию. После смерти Александра в результате освободительного движения, возглавляемого Чандрагуптой, создается Индийское государство. Наследники Чандрагупты расширили его. Таким образом в состав этого государства вошли часть Афганистана и Белуджистана, Северная Индия и Декан,

Сельское хозяйства и ремесла

Главным занятием населения было сельское хозяйство. Сохранились сельские общины. Свободные общинники совместно владели и обрабатывали землю. Общинники несли в пользу царя трудовые повинности — один день в месяц (постройка дорог, каналов, другие строительные работы) и платили натуральные налоги — 1/6 часть урожая.

Но с развитием имущественного расслоения в общинах все большая часть общественной земли сосредотачивается в руках богатых людей, а бедняки вынуждены брать у богатых земли в аренду. Расширению частного землевладения способствовала раздача царем земли брахманам, чиновникам, военным. Земельные участки стали продавать, дарить, сдавать в аренду. Арендная плата, как и царские налоги, взималась натурой. В стране стал выращиваться рис. Появилось шелководство. Дальнейшее развитие получило хлопководство.

С развитием производительных сил в стране вновь стали возрождаться ремесла. Ремесленники стали специализироваться по видам ремесел, объединяться в особые группы, наподобие буду щих цехов и гильдий. Как правило, ремесленники одного из видов ремесел заселяли свою часть города и занимали свою часть рынка.

 

Лица индусов с фресок в храме

Наиболее быстрыми темпами развивалось ткачество. Ткани ткались из хлопка, шерсти, льна, шелка. Хлопок, как сырье и готовые ткани, был предметом индийского экспорта в соседние страны. Развивались металлообработка и деревообработка.

С развитием ремесел стали быстро расти города. Экономическими центрами страны стали Варанаси, Шравасти, Паталипутра, Ванга, Калинга. С появлением морского судоходства на берегах морей строятся порты Дантапура и Рорука. Торговые связи устанавливаются с Китаем, Бактрией, государствами Юго-Восточной Азии и даже с Сирией и Египтом.

Наука

Расцвету экономики Древней Индии в VI—III вв. до н. э. способствовало расширение научных знаний и культуры. Знания систематизировались в области астрономии, математики, медицины.

В Индии были созданы самобытные системы письменности кхарошти, брахми, девангари и другие алфавиты, ставшие основой письменности в странах Юго-Восточной Азии.

Государство, заботясь о развитии науки, организует университеты. Так, в VII в. в Наланде действовал крупный научный центр, где обучалось 10 тыс. студентов. Для поступления в этот университет сдавали экзамены. Уровень требований был таков, что 80% поступающих отсеивались. Университет был настолько престижен, что некоторые лица выдавали себя за выпускников этого учебного заведения. В целях поддержания авторитета выпускников им стали выдавать сертификаты с глиняными печатями об окончании этого университета.

Уже во II тыс. до н. э. индийские астрономы установили фазы луны, лунный зодиак. Они создали календарь. Год делился на 12 месяцев по 30 дней. В VI в. н. э. пишутся астрономические трактаты. Индусы установили вращение Земли вокруг своей оси и отражение Луной света Солнца.

Особенно значительны были успехи индийской медицины. Уже в середине II тыс. индийские медики систематизировали знания в области анатомии человека и имели анатомические термины. Они не только знали такие болезни, как желтуха, ревматизм, проказа и другие, но ставили их диагнозы и пытались лечить. Изучаются лечебные свойства растений и составляются лекарства. Появляются врачи различных специальностей: хирурги, терапевты. Составляются первые медицинские трактаты, например, в I в. н. э. трактат Самхита Чарака, затем трактат Сушрута Самхита. Индийские хирурги разрабатывают множество медицинских инструментов. Так, в трактате Сушрута описывается 20 острых и 101 тупой медицинский инструмент, в том числе скальпели, зонды, шприцы, пинцеты, иглы и т. д. Врачи делали глазные операции, операции по зашиванию кишок, пластические операции (исправление носа, восстановление оторванной мочки уха и др.). Все это свидетельствовало не только о мастерстве медиков, но и мастерстве ремесленников, изготовлявших тонкие медицинские инструменты. Знания индийских медиков перешли к арабам, а затем дошли до европейских специалистов.

 

Вопросы для повторения

1. Расскажите о главном занятии жителей страны.

2. Какими видами ремесел славилась Древняя Индия?

3. Расскажите о достижениях древнеиндийской науки.

4. Охарактеризуйте систему варн в Древней Индии.

5. Вспомните, какой город был крупнейшим в Древней Индии.

6. Что послужило причиной гибели древних государств Индии?

 

 

megaobuchalka.ru


Смотрите также