Значение славянских рун при гадании и в магии. Древние славянские руны
Древние славянские руны и их обозначение и описание
Фактически понятие «славянские руны» является в корне не верным, так как Славяне – это общее название лишь двух из четырех Родов Великой Расы, Расенов и Святорусов. Ха’Арийцы и Да’Арийцы именовались Ариями. Почему – об этом мы поговорим в другой раз. На данный момент важно понять сущность ошибки, возникающей при употреблении понятия «славянские руны».
Итак, конкретно руны в качестве формы письма использовали только Ха’Арийцы. При этом свод рун (грубо говоря, азбука) так и называлась – х’Арийская Каруна. Каруна – это двурунница, в которой руна «ка» обозначает «объединение» или «союз», а «руна» есть базовый элемент данного типа образной письменности.
При этом каждый из других великих Родов имел собственный вид письменности, Да,Арийцы писали тьрагами, Расены молвицами, а Святорусы буквицами. Все эти системы образные и в настоящий момент на Мидгарде (Земле) им аналогов нет. Считается, что Каруна была наиболее совершенным типом письма, самым глубоким и, вместе с тем, самым простым для запоминания. Хотя полное количество рун для большинства до сих пор остаются загадкой. Известно, например, что Патер Дий Святослав знал 3 миллиона рун.
При этом с понятием «славянские руны» не стоит путать придуманное абсолютно безграмотными и невежественными «учеными мужами» словосочетание «ветедские руны». Какая форма письменности существовала у венедов в данный момент не имеет никакого значения. Наши Предки писали рунами миллионы лет, а их потомки (не предавшие память отцов) пишут ими и поныне.
Кроме того, абсолютно безграмотное актуальное понятие «древние славянские руны» также чаще всего подразумевается по отношению к элементу Каруны, включающему некую систему из 18 рунических знаков. Но подобно скандинавскому утхарку, это лишь несоизмеримо малая часть огромной системы.
Особенность Каруны заключается в том, что каждая руна может обозначать букву, слог, слово или образ. Причем образ имеет приоритетное значение. Но в одной руне может скрываться до трех образов в зависимости от контекста. При этом все эти образы будут так или иначе связаны.
Руны записываются шлоками. Шлока – это девять рядов с шестнадцатью знаками в каждом ряду. Шестнадцать шлок составляют Сантию. Сантии записывались на энергоемкие металлы (например, золото), потому что несли в себе также и энергетические отпечатки передаваемой информации. Пластина металла с нанесенными на нее четырьмя шлоками (по две на каждой стороне) также называется Сантия. Девять Сантий составляют Круг.
Однако, стоит учесть, что в ряду шлоки может быть не шестнадцать, а тридцать две руны. Это значит, что данная шлока – это перевод и каждая вторая руна комментирует каждую предыдущую с учетом изначального контекста. При этом рун может быть и шестьдесят четыре, это, как не трудно догадаться, указывает на двойной перевод.
Шлока рун читается с первой руны первой строки слева направо до крайней руны в крайней (девятой) строке. Затем все читается наоборот – с крайней руны до первой справа налево, не «опускаясь», а «поднимаясь» по строкам. Первый вариант чтения – по буквам. Второй вариант – по образам. Образное прочтение дает образ-ключ, который затем «прикрепляется» к каждой руне шлоки и чтение возобновляется по ранее используемому алгоритму – с начала в конец шлоки и обратно. В итоге читающий получает еще одно, уже третье сообщение (первое – по буквам, второе – по первичным образам). Но в конце он также получает образ-ключ, который вновь «прикрепляется» к каждой руне шлоки и чтение продолжается. В итоге читающий получает еще один пласт информации и третий образ-ключ. В итоге все три ключа суммируются и получается итоговое сообщение.
Самый простой пример такого чтения – имя бога Перуна. Записанное рунами оно будет выглядеть как «Перун» если руны читать как буквы. Но если читать их, как образы, то мы получим «Путь есть ратная утеха наша». Есть и более глубокие прочтения этого слова, но о них сейчас не время говорить. Особенно ввиду того, что каждый, искренне жаждущий, без труда самостоятельно разберется в этом вопросе.
В базовой Каруне 144 руны, плюс руны движения, руны времени, «слова рождающие образы» и «образы рождающие слова». Две крайние категории являются достаточно сложными для понимания современного человека и требуют составления отдельных комментариев. В целом же чтение карунических записей не представляет сложности как «по буквам», так и по первичным образам. К примеру, Велес – это двурунница, «ве» - значит «ведающий», «лес» значит «вселенная». Значение слова «лес» в данной ситуации вытекает из его написания. Если записывать буквице, то в центре будет не «е», а «ять», тогда получается образ Вселенной, а не зеленого массива.
Или, например, слово Тайга. Здесь «тай» значит «край», а «га» значит «путь». Также крайний месяц Даарийского Круголета Числобога называется Тайлет, где «тай» опять же «край», а «лет» значит «лето», то есть год. Если «лето» в даннйо сиутации записывать буквицей, то вместо «е» снова будет «ять», а вместо «о» будет «ер».
Вайтмара – это также двурунница. «Вайт» значит «белый» (в английском до сих пор сохранилась эта форма), «мара» значит «смерть». Это название космического крейсера Великой Расы. Если еж приводить примеры более «приземленные», то слово «жратва» мы в данный момент воспринимаем совсем не так, как должно. Изначально «жратва», записанная Каруной, представляла из себя трехрунницу: «ж» - значит «жрец», «ра» - значит «божественное сияние», «тва» - значит «творение». То есть «жратва» - это то, что сотворено жрецами божественного сияния. Позднее этот термин стал обозначать прием ритуальной пищи, но в итоге христианская падаль, как ей и положено извратила данное понятие.
На данный момент наиболее известный «осклок» х’Арийской Каруны – это, как уже было сказано выше, так называемый скандинавский утхарк (24 руны). Кстати, верно читать именно утхарк, а не футарк. Так как это название происходит от простого соединения буквенного звучания первых рун в руническом ряду, то глупо полагать руну «Фе» (дающую звук «ф») первой. Руна «Фе» замыкает рунический круг, а открывает его урна «Ур» (звук «у»). Менее распространенный элемент Каруны – это те самые «древние славянские руны», включающие в себя 18 символов.
Фактически использование утхарка и «славянских рун» возможно лишь в сугубо эзотерическом контексте, так как эти руны, вероятнее всего, изначально составляли некий сакральный элемент общей карунической системы. Но писать ими не целесообразно. Хотя, безусловно, рассказ о наследии Каруны настолько обширен, что логичнее вернутся к нему в другой раз.
Смотрите так же:
Купить обереги можно тут:
Цена:27700 руб.
Метал: золото
Вес: до 12 гр.
Цена:3000 руб.
Метал: серебро
Вес: 8-10 гр.
Цена:6500 руб.
Метал: серебро с золотом
Вес: до 10 гр.
Цена:2400 руб.
Метал: золото
Вес: до 2,8 гр.
radogost.ru
Славянские руны и их значение и фото
Руны – это символы, созданные совершенно разными культурами и народами. Естественно, делалось это отдельно, значения в них вкладывались различные, но есть в них нечто общее. Любые руны это квинтэссенция энергетики цивилизации, морального и этическо-культурного ее смысла.
Поэтому в славянских рунах так много добра. Наш древний народ считал основной силой жизни любовь. Каждый, созданный им, символ является оберегом и талисманом для того, кто исповедует ценности русского мира. Итак, подробнее о значении славянских рун.
Список рун древних Славян
Мир
Суть ее – божественное, то, что спрятано глубоко в человек и порой им самим не осознается. Это порядок и символ рода. Еще ее называют Белобог. В магии ее значение — покровительство Высших Сил. Тех, с которыми каждый человек един, с которыми сливается во время молитвы. Если она выпадает при гадании, то можно браться за любое дело. Высшие Силы на вашей стороне. Также предвещает беспрепятственное завершение любого проекта, преодоление всех препятствий, глубокую взаимную любовь.
Чернобог
Эта Славянская руна противоположна Миру. Она олицетворяет суть зла. Только не того, что направлено на все Божественное, а того, что является Хаосом, то есть дорогой к новому. В магическом смысле Чернобог олицетворяет разрушение старого порядка. Все, что отжило свое уйдет, остальное подвергнется испытанию на прочность. Порядок рухнет, освобождая пространство новым всходам. Может означать смерть в физическом смысле.
Алатырь
Это центр всего, сущность мироздания. Все силы, борясь за первенство, сражаются именно за эту изначальную пядь земли. В магии значение Алатыря — превосходство, приоритетность традиций. Это суть самой земли, ее начала. Если выпадает при гадании, то дает совет: поступайте согласно заветам предков, цените семью, почитайте традиции. Очень хороша для матерей, переживающих о судьбе детей и служит хорошим оберегом для ребенка. Она успокаивает и говорит, что все идет правильно.
Радуга
Радуга – это счастье в движении. Эта славянская руна говорит о гармоничном перетекании Хаоса в Порядок и обратно. Она означает саму жизнь. В магии символизирует правильное направление, действие. Может говорить о начале сложного пути или скором его завершении. В любом случае, все сложности будут преодолены, препятствия устранены. Руна, выпавшая в раскладе делового человека, символизирует приобретение нового бесценного опыта. Как талисман используется теми, кто отправляется в путь.
Нужда
Это символ Рока. Значение — вынужденная остановка, которая неизменно воспринимается со страданиями, но приводит к перерождению (человека или обстоятельств). В магии означает скованность, часто – бедность, невозможность продолжать работу, дорогу. Если выпадает при гадании, советует отказаться от плана, который не приведет к успеху. Используется в качестве талисмана для людей, потерявшихся в жизни, желающих выйти «на свою дорогу».
Крада
Огненная Славянская руна, символизирующая очищение и воплощение. Она говорит о том, что все старое должно сгореть. Неискренность, ложь и так далее будут преодолены. Раскроются внутренние намерения человека. Значение в магии — воплощение в жизнь того, что скрыто внутри. Тот, кому она выпала при гадании должен и радоваться и насторожиться одновременно. С одной стороны: цель будет достигнута, с другой – все намерения открыты. Удержать секрет от обнародования не получится.
Треба
Это сложная руна. Она означает Воина Духа. Тот, кто идет по дороге, должен быть готов к жертве. Без потери не достичь желаемого. Нужно не просто принести дары Богам, а отдать нечто ценное, может – самого себя. В магии означает получение через потерю. Стойкость и силу, направленную не наружу, а вовнутрь себя. Если выпала при гадании, то нужно приготовиться к худшему. Впереди – расплата за давние ошибки, имеющие принципиальное значение. Используется в качестве талисмана людьми, попавшими с очень сложные ситуации (возможно, связанные с криминалом).
Сила
Это Славянская руна могущества. Тот, кто идет дорогой Воина, преодолеет все препятствия. Нужно только понимать, что борьба идет как с внешними препятствиями, так и с внутренними. При гадании ее значение — «скорая победа». Используется в качестве талисмана в ситуациях, когда человек ведет борьбу с конкурентами или обстоятельствами. Помогает спортсменам.
Ветер
Еще одно название – Ведать. Руна означает творчество в самом Божественном смысле. Стремление действовать по воле Высшего Я, воплощать в жизнь мечты. Выпав при гадании, подталкивает к самореализации. Означает смену разнообразных, в высшей степени удачных стечений обстоятельств. Как талисман применяется теми, кто отчаянно нуждается в удаче (остальными, тоже). Помогает игрокам.
Берегиня
Это руна Матери, защищающей свое дитя. Она символизирует силу и могущество самой Земли, родившей все живое. При гадании означает правильное направление мыслей и действий. Вы – оберегаемы, все будет хорошо. Оберег для беременных женщин и матерей. Она еще означает плодородие, ее часто использовали земледельцы, чтобы защитить свою землю, сделать ее плодородной.
Уд
Это легкая, и в то же время мужская руна. Она олицетворяет страсть, желание творит, оплодотворять. Суть ее огненная. Но она быстрее и динамичнее, чем иные руны. В магии означает мужское начало, жажду жизни и воплощения. При гадании означает все новое. Талисман славянских мужчин. Женщины используют ее в лечении бесплодия, для привлечения кавалеров.
Леля
Это руна живительной воды. Она олицетворяет весну и начало новой жизни. Легкое и радостное движение, наполненное пробуждением и гармонией природы. В магии означает интуицию, процветание не умом, а удачей, путешествие под воздействием «веления сердца». Талисман молодых людей, только вступающих в жизнь. Защищает влюбленных от сглаза.
Рок
Это символ непознанного. Если выпадает при гадании, то это значит, что Воин попал в ситуацию, не контролируемую им самим. Нечто, неявное, неизвестное, пугающее выступает на сцену. Нет никакого шанса сопротивляться ему. Все произойдет по воле Рока. Нужно смириться и принять ситуацию, как урок.
Опора
Эта славянская руна означает Древо Жизни и Бога одновременно. Она олицетворяет Высшую суть всего происходящего. При гадании говорит о том, что Бог не оставит вас в испытаниях. Можно надеяться на его всестороннюю и своевременную помощью. Так же говорит о том, что у человека под ногами твердая опора. Он созрел для активных (иногда агрессивных) действий. Используется в качестве талисмана руководителями.
Даждьбог
Это Славянский символ Добра во всех его проявлениях. При гадании может рассказать о том, что вы – настоящий баловень судьбы. Все дела завершаться в вашу пользу, вы получите прибыль. Женщинам может предвещать скорую желанную беременность. Испытания закончены, вас ждет благополучие и изобилие. Талисман семьи и дома. Иногда ее используют как оберег предприятия.
Перун
Это самая могущественная руна. Ее энергетика мощна и тяжела. Сила, которой невозможно противостоять. При гадании нужно смотреть, к кому она относиться. Если к клиенту, то он преодолеет все препятствия, с ним никто не сможет соперничать. Если руна препятствует клиенту, то лучше переждать бурю в сторонке, иначе неминуемо сомнет, скрутит и выкинет на неизвестный берег. Талисман военных и силовиков.
Есть
Это руна естественного, природного развития, легкой силы, наполненной божественным духом. Ее символы растущая трава, собирающая и испаряющая влагу, кровь, бегущая по жилам. Выпавшая при гадании, расскажет о детях, их пути или состоянии (возможности появления). Совет – быть ближе к природе, улыбаться, наслаждаться жизнью. Талисман всех, кто занят творчеством.
Исток
Это славянский символ отсутствия движения. Руна – лед. Ничего не может произойти. При гадании ее значение — «полный застой». Ее часто используют при рунической остуде. Иногда предвещает кризис, непредвиденную остановку дел. Стоит посидеть и подождать, пока ситуация не переродиться. Застой – не движение только снаружи, вся деятельность возможна только внутри. Если выпала эта руна, то лучше хорошенько отдохнуть. Прогресс маловероятен, так зачем тратить силы?
your-magic.ru
История Славянских рун. Как были найдены Славянские руны.
- 3342
Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к “рунице”, некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор.
Исследование Славянский храма Ретры, указывает на тот факт, что на кумирах храма были нанесены надписи, выполненные “особыми”, не германскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на кумирах были бы начертаны ими.
История Славянских рун.
В чешской песне “Суд Любуши”, сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне - законы, записанные на деревянных досках некими письменами.На существование у Славян рунического письма указывают и многие археологические данные. Древнейшими из них являются находки керамики с фрагментами надписей, принадлежащей Черняховской археологической культуре, однозначно связанной со Славянами и датируемой I-IV веками от Р.Х. Уже тридцать лет тому назад знаки на этих находках были определены как следы письменности.Примером “Черняховского” Славянского рунического письма могут послужить обломки керамики из раскопок у с. Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же Черняховской культуре и представляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифровка надписи. В целом, керамика черняховской культуры дает весьма интересный, но слишком скудный для осуществления дешифровки материал.Так, чрезвычайно интересен Славянский глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при раскопках у с.Войсковое (на Днепре). На его поверхность нанесена надпись, содержащая 12 позиций и использующая 6 знаков. Надпись не поддается ни переводу, ни прочтению, несмотря на то, что попытки дешифровки были предприняты. Так, одно время выдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могут быть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом - календарем. Однако, не существует, к сожалению ни одного Славянского языка, ни древнего, ни современного, в котором названия четырех месяцев начинались бы с одной буквы, трех - с другой, двух - с третьей, и оставшихся трех месяцев - с трех разных букв.Другую - более позднюю - группу свидетельств применения Славянами рунического письма образуют памятники, связываемые с венедами, балтийскими Славянами. Из этих памятников, прежде всего укажем на так называемые Микоржинские камни, обнаруженные в 1771 году в Польше. Еще одним - поистине уникальным - памятником “балтийской” Славянской руники являются надписи на культовых предметах из разрушенного в середине XI века в ходе германского завоевания Славянского храма Радегаста в Ретре. На этих предметах стоит остановиться чуть более подробно.
Титмар Мерзебургский (976-1018 гг.), описывая западно-славянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген, пишет, что на каждом из имевшихся в святилище идоле было вырезано имя божества:«Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид».После разрушения храма его материальные ценности долгое время считались утерянными или украденными, пока часть их, спустя более полутысячелетия, не появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века; значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии. Его книга содержит гравюры более шести десятков скульптур и других предметов.В России большинством исследователей эти предметы почитаются фальшивками, в то время как западные рунологи предпочитают следовать вердикту специальной комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей, что предметы - подлинные. Кроме того, на наш взгляд, весьма убедительным доводом в пользу подлинности предметов из Ретры является тот факт, что первоначальным владельцем памятников был католический священник. От священника мы гораздо скорее могли бы ожидать уничтожения памятников языческой религии (что и было им сделано в отношении части предметов), но уж никак не изготовления статуй языческих богов с языческими же письменами…Любопытно, что подобный “нигилизм” российских исследователей в отношении Славянской рунической культуры распространяется и на памятники, подлинность которых вообще не может быть подвергнута сомнению. Так, например, в Москве в настоящее время хранится частная коллекция предметов с руническими надписями, обнаруженными в ходе археологических работ в Белоруссии.
Славянское до “кириллическое” письмо в науке окрестили «Черы и резы». До конца официальной наукой данный вид письма не принят ввиду множества факторов. Разное начертание вроде бы схожих рун в разных надписях, нет чёткой схемы дешифровки, смущает учёных, и тот факт что возможно часть памятников фальсифицировано.
В данной работе я попробую систематизировать весь накопленный опыт по данной проблеме.
О существовании каких-то знаков для письма и гадания («черты и резы») у славян-язычников пишет Черноризец Храбр в своем «рассказе о создании славянской письменности» - буквально «…погани не Омаху письмен, но чертами и резами читаху и гадаху…», что, фактически, соответствует общему определению рун. Он же, а также ряд других авторов 10-11вв. - Ибн Фадлан, Ибн-Эль-Недим, Титмар Мезербурский и др. упоминают некие «письмена», использовавшиеся славянами.
Многие древние авторы приводят «Бытовые примеры» использования Славянами письма.
Ибн Фадлан, арабский посол в Волжскую Булгарию в 922 г., рассказывает о нравах и обычаях русов, прибывших по торговым делам в Булгарию. После ритуального сожжения умершего, соплеменника русы оставили надпись на могиле:
«Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя или берёзы), написали на ней имя [умершего] мужа и имя царя русов и удалились».
Пример с чашей мы приводили выше (к сожалению, в одном источнике говориться, что там написано «пряность», во втором «горчица»).
Есть и косвенные упоминания о наличии у Славян письменности, так Арабский писатель Ибн-аль-Надим в «Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг» (987-988 гг.) сообщает:
«Русские письмена. Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк [Кавказ] послал его к царю Русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю были ли они слова, или отдельные буквы, подобно этому».
Надпись, сохранённая Ибн-аль-Надимом, стилизованная под арабское письмо. Настолько искажена, что расшифровать её до сих пор не удалось. Предполагается, что белое дерево для письма было просто берёзовой корой. Небрежно срисованная Ибн-аль-Надимом «русская» руническая надпись внешне напоминает скандинавскую руническую монограмму. Подобные монограммы изображались, например, на перстнях скандинавских воинов, служивших в Киевской Руси. Сторонники существования славянских рун расшифровывают надпись, но каждый по-своему в соответствии со своей собственной теорией.
Служит доказательством рунического письма и пример приведенный в предисловии к книге.
Создатель славянской азбуки - Кирилл, задолго до того как им была создана эта азбука, находясь проездом в Крыму, в Корсуни (Херсонесе), видел у одного русского Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами: “обрете же ту Евангелие и Псалтырь русьскими письмены писано, и чловека обретъ глаголюша тою беседою” и беседова с ним и силу речи приимъ, своей беседе прикладаа различна писмеиа, гласная и согласная, и к богу молитву творя, въскоре начать чести и сказати, и мнози ся ему дивляху…”, - сказано в “Паннонском житии” (Кирилла).
Много материала для раздумий предоставили нам археологи. Особенно любопытны монеты и некоторые надписи, найденные в археологическом пласте,? который датируется временем правления князя Владимира.
Во время раскопок в Новгороде были найдены деревянные цилиндры, относящиеся по времени к годам правления Владимира Святославича, будущего крестителя Руси, в Новгороде (970-980 гг.). Надписи хозяйственного содержания на цилиндрах выполнены кириллицей, а княжеский знак прорезан в виде простого трезубца, который невозможно признать лигатурой, но лишь тотемным знаком собственности, который видоизменился от простого двузубца на печати князя Святослава, отца Владимира, и сохранял форму трезубца у ряда последующих князей. Вид лигатуры княжеский знак приобрел на сребрениках, монетах, выпущенных по византийскому образцу князем Владимиром после крещения Руси, то есть произошло усложнение изначально простого символа, который как родовой знак Рюриковичей вполне мог произойти от скандинавской руны. Тот же княжеский трезубец Владимира встречается на кирпичах Десятинной церкви в Киеве, но его начертание заметно отличается от изображения на монетах, из чего ясно, что причудливые завитушки не несут иного смысла? чем просто орнамент.
Попытка открытия и даже воспроизведения до кирилловского алфавита была предпринята ученым Н. В. Энговатовым в начале 60-х годов на основе изучения загадочных знаков, встречающихся в кирилловских надписях на монетах русских князей XI века. Надписи эти обычно строятся по схеме “Владимир на столе (престоле. - Г. Г.) и се его сребро” с изменением только имени князя. На многих монетах вместо пропущенных букв стоят черточки и точки.
Некоторые исследователи объясняли появление этих черточек и точек малограмотностью русских граверов XI века. Однако повторяемость одних и тех же знаков на монетах разных князей, причем часто с одинаковым звуковым их значением, делала такое объяснение недостаточно убедительным, и Энговатов, использовав однотипность надписей и повторяемость в них загадочных знаков, составил таблицу с указанием их предполагаемого звукового значения; значение это определялось местом знака в слове, написанном кирилловскими буквами.
О работе Энговатова заговорили на страницах научной и массовой печати. Однако оппоненты не заставили себя долго ждать. “Загадочные знаки на русских монетах, - заявили они, - это или результат взаимовлияния кирилловских и глаголических начертаний, или же результат ошибок граверов. Повторяемость же одних и тех же знаков на разных монетах они объяснили, во-первых, тем, что один и тот же штемпель использовался для чеканки многих монет; во-вторых, тем, что “недостаточно грамотные граверы повторили ошибки, имевшиеся в старых штемпелях”.
Новгород богат на находки, там археологи часто выкапывают берестяные дощечки с письменами.
Главным, и в то же время самым спорными, являться художественные памятники, так нет единого мнения по «Велесовой книге».
Попробуем разобраться в судьбе этой книги.
“Влесовой книгой”, называют тексты, записанные на 35 березовых дощечках и отражающие историю Руси на протяжении полутора тысячелетий, начиная примерно с 650 года” до н. э. Нашел ее в 1919 году полковник Изенбек в имении князей Куракиных под Орлом. Дощечки, сильно разрушенные временем и червями, в беспорядке валялись на полу библиотеки. Многие были раздавлены солдатскими сапогами. Изенбек, интересовавшийся археологией, собрал дощечки и больше с ними не расставался. После окончания гражданской войны “дощьки” оказались в Брюсселе. Узнавший о них писатель Ю. Миролюбив обнаружил, что текст летописи написан на совершенно неизвестном древнеславянском языке. На переписывание и расшифровку ушло 15 лет. Позднее в работе приняли участие зарубежные специалисты - востоковед А. Кур из США и С. Лесной (Парамонов), проживавший в Австралии. Последний и присвоил дощечкам название “Влесова книга”, так как в самом тексте произведение названо книгой, а Велес упомянут в какой-то связи с ней. Но Лесной и Кур работали только с текстами, которые успел списать Миролюбов, так как после смерти Изенбека в 1943 году дощечки исчезли.
Некоторые ученые считают “Влесову книгу” фальшивкой, в то время как-такие известные знатоки древнерусской истории, как А. Арциховский, считают вполне вероятным, что “Влесова книга” отражает подлинное языческое; прошлое славян. Известный специалист по древнерусской литературе Д. Жуков в апрельском номере журнала “Новый мир” за 1979 год писал: “Подлинность “Влесрвой книги” подвергается сомнениям, и это тем более требует ее публикации у нас и тщательного, всестороннего анализа”.
Ю. Миролюбрву и С. Лесному в основном удалось расшифровать текст “Влесовой книги”;
Миролюбовым, закончил чтение текста “Влесовой книги”. Опубликовав полный текст книги, он пишет статьи: “Влесова книга” - летопись языческих жрецов IX в., новый, неисследованный исторический источник” и “Были ли древние “руссы” идолопоклонниками и приносили ли они человеческие жертвы”, которые пересылает в адрес Славянского комитета СССР, призывая советских специалистов признать важность изучения дощечек Изенбека. В посылке находилась и единственная сохранившаяся фотография одной из этих дощечек. К ней были приложены “расшифрованный” текст дощечки и перевод этого текста.
“Расшифрованный” текст звучал следующим образом:
1. Влес книгу сю п(о)тшемо б(о)гу н(а)шемо у кие бо есте прибе-зица сила. 2. В оны вр(е)мены бя менж якы бя бл(а)г а д(о)бл иже ршен б(я) к (о)цт в р(у)си. 3. А то <и)мщ жену и два дщере имаста он а ск(о)ти а краве и мн(о)га овны с. 4. она и бя той восы упех а 0(н)ищ(е) не имщ менж про дщ(е)р(е) сва так(о)моля. 5. Б(о)зи абы р(о)д егосе не пр(е)сеше а д(а)ж бо(г) услыша м(о)лбу ту а по м(о)лбе. 6. Даящ (е)му измлены ако бя ожещаы тая се бо гренде мезе ны.,.
Первый, кому в нашей стране 28 лет назад предстояло провести научное исследование текста дощечки, была Л.П. Жуковская - языковед, палеограф и археограф, ныне главный научный сотрудник Института русского языка АН СССР, доктор филологических наук, автор многих книг. После тщательного изучения текста она пришла к выводу, что “Влесова книга” является подделкой по причине несоответствия языка этой “книги” нормам древнерусского языка. Действительно, “древнерусский” текст дощечки не выдерживает никакой критики. Примеров отмеченного несоответствия можно было привести достаточно, но я ограничусь лишь одним. Так, имя языческого божества Велесъ, давшее название названному произведению, именно так и должно выглядеть на письме, поскольку особенность языка древних восточных славян состоит в том, что сочетания звуков “О” и “Е” перед Р и Л в положении между согласными последовательно заменялись на ОРО, ОЛО, EРЕ. Поэтому у нас существуют исконно свои слова - ГОРОД, БЕРЕГ, МОЛОКО, но при этом сохранялись и вошедшие после принятия христианства (988 год) слова БРЕГ, ГЛАВА, МЛЕЧНЫЙ и т.д. И правильное название было бы не “Влесова”, а “Велесова книга”.
Л. П. Жуковская высказала предположение, что дощечка с текстом – это, по всей видимости, одна из подделок А. И. Сулукадзева, скупавшего в начале XIX века у ветошников старинные рукописи. Есть данные, что у него были какие-то буковые дощечки, исчезнувшие из поля зрения исследователей. О них есть указание в его каталоге: “Патриарси на 45 буковых досках Ягипа Гана смерда в Ладоге IX в.”. Про Сулакадзева, славившегося своими фальсификациями, говорили, что он употреблял в своих подделках “неправильный язык по незнанию правильного, иногда очень дикий”.
И тем не менее, участники Пятого Международного съезда славистов, состоявшегося в 1963 году в Софии, заинтересовались “Влесовой книгой”. В отчетах съезда ей была посвящена специальная статья, которая вызвала живую и острую реакцию в кругах любителей истории и новую серию статей в массовой печати.
В 1970 году в журнале “Русская речь” (№3) о “Влесовой книге” как о выдающемся памятнике письменности писал поэт И. Кобзев; в 1976 году на страницах “Недели” (№18) с обстоятельной популяризаторской статьей выступили журналисты В. Скурлатов и Н. Николаев, в № 33 за тот же год к ним присоединились кандидат исторических наук В. Вилинбахов и известный исследователь былин, писатель В. Старостин. В “Новом мире” и в “Огоньке” были опубликованы статьи Д. Жукова, автора повести о знаменитом собирателе древнерусской литературы В. Малышеве. Все эти авторы ратовали за признание подлинности “Влесовой книги” и приводили свои аргументы в пользу этого.
Одним из таких аргументов (основных) являлось предположение, что “книга” написана на одном из “территориальных диалектов” древнерусского языка, нам неизвестного, к тому же подверженного западнославянскому влиянию, о чем свидетельствуют такие формы, как “менж”, “гренде”. Высказывалось даже предположение, что в написании дощечек, “судя по стилю изложения”, участвовало несколько авторов, причем один из них, видимо, был праполяком.
Согласиться с этим нельзя. Дело, видимо, в другом. Если допустить, что “Влесова книга” не подделка, остается одно и, кажется, единственное предположение, что знаки дощечек озвучены неверно, что и привело, в конечном итоге, к столь плачевному результату.
А можно ли допустить, что “Влесова книга” не подделка? Точнее, не “Влесова книга”, а та единственная дощечка, фотография которой только и имеется в нашем распоряжении (об остальных дощечках – то ли они были, то ли их не было – мы не можем судить). Мы допускаем. И вот на каком основании.
“Текст, изображенный на фотографии, написан алфавитом, близким к кириллице”, – отмечала в свое время Л.П. Жуковская. Текст состоит из 10 строк. В каждой строке содержится от 41 до 50 знаков. Общий объем текста 465 знаков, причем различных знаков в нем 45- 47 (Кириллица, по дошедшим до нас рукописям, имела 43 буквы, глаголица, согласно памятникам того же времени, имела 40 букв). Но, тем не менее среди этого “завышенного” для буквенного письма количества знаков не нашлось места для знаков, обозначающих звук Ы и сверхкраткие гласные, для которых в кириллической азбуке существуют свои обозначения – Ъ и Ь.
Геннадий Гриневич провел небольшое исследование. Взял несколько отрывков из “Слова о полку Игореве”, по объему отвечающих объему текста дощечки, и просчитал, сколько раз в них встречаются Ы, Ъ” и Ь знаки. Получилось, что Ы встречается в среднем 5 раз, Ь знак – 7 раз, а Ъ знак – 30 раз.
В дореволюционной России Ъ знак употреблялся, можно сказать, к месту и не к месту. Все, наверное, видели старые вывески, на которых даже фамилии владельцев каких-либо заведений кончались на Ъ знак: БАГРОВЪ, ФИЛИПОВЪ, СМИРНОВЪ и др. Так что поддельщик, тот же Сулукадзсв, как известно человек грамотный, пожелавший придать своей подделке достоверный облик, наверняка ввел бы в нее, по крайней мере Ъ знак.
В слоговом же письме типа “черт и резов” не было и не могло быть отдельных знаков для звуков, которые мы в нашей азбуке обозначаем знаками (буквами) Ы, Ь и Ъ, и это обстоятельство, пусть косвенно, указывает на связь письма “Влесовой книги” со слоговым письмом типа “черт и резов”. К тому же подавляющее число знаков “Влесовой книги” в графическом отношении абсолютно идентичны знакам последней. Из сказанного можно сделать вывод, что, по всей видимости, письмо “Влесовой книги” представляет собой переходную форму письма от слогового к буквенному, в котором наряду со знаками, передающими одиночные звуки, могли присутствовать знаки, передающие целые слоги, а также знаки, звучание которых различно в различных положениях.
В своей первой статье, опубликованной в журнале “Вопросы языкознания” (№2 за I960 год), Л.П.Жуковская, анализируя текст “дощечки”, писала: “За древность (дощечки. – Г. Г.) говорит так называемое “подвешанное” письмо, при котором буквы как бы подвешиваются к линии строки, а не размещаются на ней. Для кириллицы эта черта неспецифична, она ведет, скорее, к восточным (индийским) образцам. В тексте сравнительно хорошо выдержана сигнальная линия, проходящая у всех знаков по середине их высоты, что является свидетельством в пользу наибольшей возможности древности докириллического памятника”.
В 1982 году в книге «Тайны веков» Ольга Скурлатова дала археолого-историческую справку по Велесовой книге. Самым сильным местом исследования является следующий факт: «В “Влесовой книге” подробно описывается, как часть наших предков из Семиречья шла через горы на юг (судя по всему, в Индию), а другая часть пошла на запад “до Карпатской горы”. Если бы события, описываемые в “Влесоваой книге” были фальсификацией, то, как мог фальсификатор предугадать этот поразительный и неожиданный факт истории древних скотоводов, подтвержденный археологически совсем недавно, уже после опубликования “Влесовой книги”?».
Продолжать описывать историю вопроса не имеет смысла. Б.А. Рыбаков пришёл к выводу, что ВК подделка. После детального анализа к такому же выводу пришёл и О.В. Творогов. И сегодня, А.А. Зализняк неоднократно возвращается к этому вопросу. Если перечислять всех учёных, которые доказали, что Велесова книга подделка, книги не хватит. Скажем лишь, что проводился всесторонний морфологический, стилистический, лексический анализ, проводилось сравнительно историческое исследование. Так же Велесова книга не укладывается в рамки исторической грамматике. Тут, нет и не может быть двоякого мнения. Велесова книга грубая подделка 20 века.
Добавить комментарий
slawa.su
Ящик пандоры – Славянские руны
На настоящий момент много уже сказано о родстве германских и славянских языков. По сути, те и другие представляют собой две ветви одного языка, изменившиеся со временем почти до неузнаваемости. Однако же древний этот язык просвечивает все-таки сквозь муть позднейших трансформаций и наслоений.
Интересно, что славяне сохранили этот древний язык в гораздо более чистом виде. Так, русское слово хлеб и происходящее от него хлев принадлежат этому языку, но германцы уже в I тысячелетии от Р.Х. утратили их, заменив на современное bread. Сугубо скандинавское, казалось бы, слово ярл (знатный военачальник) происходит от древнего орёл – боевой клички сильнейшего в дружине; но сейчас орёл сохранилось лишь у славян, германцы же (англичане, например) используют слово eagl.
Подобных примеров можно привести много, и один из них – этимологию термина руна – стоит разобрать несколько подробнее, поскольку он имеет самое прямое отношение к теме данного раздела.
Традиционное ныне толкование слова руна устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия. Совершенно справедливо германское runa, rune, обозначающее литеру рунического письма, связывается с готским rыna – “тайна” и др.-нем. глаголом rыnen (совр. нем. raunen) в значении “шептать” 1. Некое разнообразие в трактовку слова руна внес Найджел Пенник, указавший на его несевероевропейские параллели: др.-кельт. run, ср.-валл. rhin со значением “шепот”, “шептать”; совр. ирл. run “тайна”; шотл.-гэльск. run “жребий” 2. Однако практически все современные исследователи упускают из вида славянские языки (к слову, гораздо более близкие к скандинавским, чем те же кельтские). Не так обстояло дело в конце XIX – начале XX веков, во время расцвета исследований по славянской рунике.
Так, пытался в свое время связать слово руна с серб. gronic “говорить” польский славист А.Кухарский. Но против такого толкования равно выступали В.Цыбульский и И.Ягич, находя его “сумасбродным”. А вот против более позднего предположения Д.Жунковича 3 ни один исследователь не смог выдвинуть никаких контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в области славянской рунологии…
Немного отвлечемся. Не позднее самого начала X века в Болгарии монахом Храбром были написаны строки, сохранившиеся до наших дней и вызывающие ныне столько противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу, суждений: “прежде убо словене не имеху письменъ, ну чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…” Мы не будем комментировать здесь слова Храбра (достаточно и без нас комментаторов), но просто бужем иметь их в виду.
…В свое время мне довелось придти к тому же выводу, какой был сделан Жунковичем, независимо от этого исследователя. Меня поразило существование множества славянских рек, носящих загадочное имя Руна 4. В большинстве случаев этимология этих названий считается невыясненной. Но ведь существует старый славянский корень рун: именно от него происходят рус. рана, ранить, рыть, укр. рилля – “борозда”. По Жунковичу, этот же корень содержит глагол рути – “резать” и существительное руна, означающее “прорез”, “борозда”, …РЕЗА. Не этими ли резами чьтеху и гатааху древние славяне?
Основа run/ran со значением “резать”, “ранить” была известна и древним германцам, – и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи! Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как “Пронзающий”, “Наносящий ранения”, “Ранящий”.
Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей славяно-североевропейской основы со значением “резать” (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение “тайна”, “говорить в тишине” – вторично, и связано с магическим применением древних резаных знаков. Древних рун.
* * *
Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия; некоторые из приводимых тогда свидетельств ныне отнесены к глаголице, а не к “рунице”, некоторые оказались просто несостоятельными, но ряд доводов сохраняет силу до сих пор. Так, невозможно спорить со свидетельством Титмара, который, описывая славянский храм Ретры, указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные “особыми”, негерманскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были бы начертаны ими. Массуди, описывая один из славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фодлан, говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Недимовская надпись). В чешской песне “Суд Любуши”, сохранившейся в списке IX века, упоминается дески правдодатне – законы, записанные на деревянных досках некими письменами.
На существование у славян рунического письма 5 указывают и многие археологические данные. Древнейшими из них являются находки керамики с фрагментами надписей, принадлежащей черняховской археологической культуре, однозначно связанной со славянами и датируемой I-IV веками от Р.Х. Уже тридцать лет тому назад знаки на этих находках были определены как следы письменности. 6
Примером “черняховского” славянского рунического письма могут послужить обломки керамики из раскопок у с.Лепесовка (южная Волынь) или глиняный черепок из Рипнева, относящийся к той же черняховской культуре и представляющий собой, вероятно, осколок сосуда. Знаки, различимые на черепке, не оставляют сомнений в том, что это именно надпись. К сожалению, фрагмент слишком мал, чтобы оказалась возможной дешифровка надписи. В целом, керамика черняховской культуры дает весьма интересный, но слишком скудный для осуществления дешифровки материал.
Так, чрезвычайно интересен славянский глиняный сосуд, обнаруженный в 1967 году при раскопках у с.Войсковое (на Днепре). На его поверхность нанесена надпись, содержащая 12 позиций и использующая 6 знаков. Надпись не поддается ни переводу, ни прочтению, несмотря на то, что попытки дешифровки были предприняты. Так, одно время выдвигалось предположение, что, судя по количеству позиций, знаки эти могут быть начальными буквами названий месяцев, а надпись в целом – календарем. Однако, не существует, к сожалению, ни одного славянского языка, ни древнего, ни современного, в котором названия четырех месяцев начинались бы с одной буквы, трех – с другой, двух – с третьей, и оставшихся трех месяцев – с трех разных букв.
В целом неважно, является ли эта надпись надписью в полном смысле слова или же она представляет собой некий осмысленный набор знаков. Читатель, возможо, уже отметил определенное сходство графики этой надписи с графикой рунической. Это действительно так. Сходство есть, и не только сходство – половина знаков (три из шести) совпадают с рунами Футарка. Это руны Дагаз (Футарк, 24), Гебо (Футарк, 7) и второстепенный вариант руны Ингуз (Футарк, 22) – ромб, поставленный на вершину.
Другую – более позднюю – группу свидетельств применения славянами рунического письма образуют памятники, связываемые с венедами, балтийскими славянами. Из этих памятников прежде всего укажем на так называемые Микоржинские камни, обнаруженные в 1771 году в Польше. Еще одним – поистине уникальным – памятником “балтийской” славянской руники являются надписи на культовых предметах из разрушенного в середине XI века в ходе германского завоевания славянского храма Радегаста в Ретре 7. На этих предметах стоит остановиться чуть более подробно.
После разрушения храма его материальные ценности долгое время считались утерянными или украденными, пока часть их, спустя более полу-тысячелетия, не появилась на свет вновь. Бронзовые изображения богов и ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в конце XVII века; значительно позднее их приобрел некто Андреас Готтлиб Маш, описал и заказал гравюры. Эти материалы были изданы им в 1771 в Германии 8. Его книга содержит гравюры более шести десятков скульптур и других предметов.
В России большинством исследователей эти предметы почитаются фальшивками, в то время как западные рунологи предпочитают следовать вердикту специальной комиссии, в течение двух лет изучавшей этот вопрос и постановившей, что предметы – подлинные.
Кроме того, на мой взгляд, весьма убедительным доводом в пользу подлинности предметов из Ретры является тот факт, что первоначальным владельцем памятников был католический священник. От священника мы гораздо скорее могли бы ожидать уничтожения памятников языческой религии (что и было им сделано в отношении части предметов), но уж никак не изготовления статуй языческих богов с языческими же письменами…
Любопытно, что подобный “нигилизм” российских исследователей в отношении славянской рунической культуры распространяется и на памятники, подлинность которых вообще не может быть подвергнута сомнению. Так, например, в Москве в настоящее время хранится частная коллекция предметов с руническими надписями, обнаруженными в ходе археологических работ в Белоруссии; эта коллекция никогда не была опубликована в академических изданиях, но мы, благодаря помощи А.А.Бычкова, имеем возможность поместить здесь прорисовки некоторых из этих памятников.
Вероятно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико 9.
Как и руны скандинавских и континентальных германцев, славянские руны восходят, судя по всему, к североиталийским (альпийским) алфавитам.
Известно несколько основных вариантов альпийской письменности, которой владели, помимо северных этрусков, живущие по соседству славянские и кельтские племена. Вопрос о том, какими именно путями италийское письмо было принесено в поздние славянские регионы, остается на данный момент полностью открытым, равно как и вопрос о взаимовлиянии славянской и германской руники.
* * *
Необходимо отметить, что руническую культуру следует понимать гораздо шире, чем элементарные навыки письменности – это целый культурный пласт, охватывающий и мифологию, и религию, и определенные аспекты магического искусства. Уже в Этрурии и Венеции (землях этрусков и венедов) к алфавиту относились как к объекту, имеющему божественное происхождение и могущему оказывать магическое воздействие. Об этом свидетельствуют, например, находки в этрусских погребениях табличек с перечислением алфавитных знаков. Это – простейший вид рунической магии, распространенный и на Северо-Западе Европы.
Таким образом, говоря о древнеславянской рунической письменности, нельзя не затронуть вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Владели этой культурой славяне языческих времен; сохранилась она, судя по всему, и в эпоху “двоеверия” (одновременного существования на Руси христианства и язычества – X-XVI века).
Прекрасный тому пример – широчайшее использование славянами руны Фрейра – Ингуз, описанное нами в Главе третьей.
Другой пример – одно из замечательных вятических височных колец XII века. На его лопастях выгравированы знаки – это еще одна руна. Третьи от краев лопасти несут изображение руны Альгиз, а центральная лопасть – сдвоенное изображение той же руны.
Как и руна Фрейра, руна Альгиз впервые появилась в составе Футарка; без изменений просуществовала она около тысячелетия и вошла во все рунические алфавиты, кроме поздних шведско-норвежских, в магических целях не применявшихся (около X века). Изображение этой руны на височном кольце не случайно. Руна Альгиз – это руна защиты, одно из ее магических свойств – защита от чужого колдовства и злой воли окружающих.
Использование руны Альгиз славянами и их предками имеет очень древнюю историю. В древности часто соединяли четыре руны Альгиз так, что образовывался двенадцатиконечный крест, имеющий, видимо, те же функции, что и сама руна. Вместе с тем следует отметить, подобные магические символы могут появляться у разных народов и независимо друг от друга (как то было описано в 6 разделе второй главы). Примером тому может послужить, например, бронзовая мордовская бляха конца I тысячелетия от Р.Х. из Армиевского могильника.
Одним из так называемых неалфавитных рунических знаков является свастика, как четырех-, так и трехветвевая. Изображения свастики в славянском мире встречаются повсеместно, хотя и нечасто. Это и естественно – свастика, символ огня и, в определенных случаях, плодородия, – знак слишком “мощный” и слишком значительный для широкого использования. Как и двенадцатиконечный крест, свастику можно встретить и у сарматов и скифов.
Чрезвычайный интерес представляет единственное в своем роде височное кольцо, опять же вятическое. На его лопастях выгравировано сразу несколько различных знаков – это целая коллекция символов древней славянской магии. Центральная лопасть несет несколько видоизмененную руну Ингуз, первые лепестки от центра – изображение, ясное еще не вполне. На вторые от центра лепестки нанесен двенадцатиконечный крест, являющийся, скорее всего, модификацией креста из четырех рун Альгиз. И, наконец, крайние лепестки несут изображение свастики. Что же, ювелир, работавший над этим кольцом, создал могучий талисман.
Описание этого уникального височного кольца завершает наш небольшой обзор памятников рунического искусства древних славян. Если смотреть шире и говорить о славянских материальных памятниках древних искусств вообще, включающих в себя, в частности, и прикладную магию, то надо отметить, что объем материала здесь огромен. Величайшая заслуга в изучении и систематизации этого материала принадлежит выдающемуся русскому историку и археологу, академику Б.А.Рыбакову. Его монографии “Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987), несомненно, являются на данный момент наиболее подробными фундаментальными исследованиями этого вопроса.
А.В.Платов.
Примечания
1. И.В. Ягич Вопрос о рунах у славян / / Энциклопедия славянской филологии. Издание Отделения русскаго языка и словесности. Имп. Акад. Наук. Вып.3: Графика у славян. Спб., 1911. 2. N.Pennick. Rune Magic. L., 1992; The Secret Lore of Runes and Other Ancient Alphabets. L., 1991. 3. D.Zunkovic. Die slavische Vorzeit. Maribor, 1918. 4. В качестве примера приведу р.Руну, впадающую в Верхневолжские озера на границе Тверской и Новгородской областей. 5. Автор просит принимать во внимание определение рунического искусства и рунических знаков, данное им в первом разделе данной главы. 6. См., напр.: М.А.Тиханова. Следы рунической письменности в черняховской культуре. В кн.: Средневековая Русь. М., 1976. 7. А.В.Платов. Культовые изображения из храма в Ретре / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.2, 1996. 8. A.G.Masch. Die Gottesdienstlichen Alferfhnmer der Obotriten, aus dem Tempel zu Rhetra. Berlin, 1771.9. Подробнее см.: А.В.Платов. Памятники рунического искусства славян / / Мифы и магия индоевропейцев, вып.6, 1997.
Источник: slavyanskaya-kultura.ru
pandoraopen.ru
Славянские руны
Считается, что на Руси письменность появилась благодаря труду Мефодия и Кирилла, однако существует вероятность, что славяне умели писать ранее, только рунами, а не буквами.
Славянские руны - это письменность древних славян, появившаяся до первых азбук старославянского языка - глаголицы и кириллицы. В связи с чем, можно утверждать, что дохристианская письменность «черт и рез» на Руси все же была.
Древние славянские руны были знаками письменности. Кроме того, рунические значки, в понимании волхвов, имели тайный магический смысл, так как применялись для колдовства и гадания на рунах. Сколько всего было рун, не знает никто, но дошли до нас только 18 славянских рун.
Славянские руны и их обозначение
Мир – Мироздание, символизирует внутреннее Я человека.
Чернобог – сила стремящая мир к Хаосу.
Алатырь – руна начала и конца всего сущего, центр Мироздания.
Радуга – руна дороги.
Нужда – руна Вия, руна судьбы.
Крада – жертвенный огонь.
Треба – руна Война Духа.
Сила – достояние Воина.
Ветер – Руна вдохновения и воли.
Берегиня – руна Богине-Матери.
Уд – огненная сила Ярь.
Леля – руна интуиции.
Рок – руна трансцендентного непроявленного Духа.
Опора – руна богов.
Даждьбог – благо.
Перун – руна бога-громовержца.
Есть – руна Жизни.
Исток – руна Льда, означает в делах кризис.
На Руси славянские руны использовали в качестве оберегов, амулетов и талисманов, но некоторые использовали в письме. Также руны применялись для гаданий.
Магия славянских рун и их магическое содержание:
Руна Мир представляет покровительство и защиту светлых богов.
Чернобог - выход из замкнутой системы, прорыв магического круга, разрушение старых связей.
Алатырь - это магический алтарь – камень, на котором жертвоприношение совершается.
Радуга – это помощь в путешествии, стабилизация движения, в сложной ситуации благоприятный исход.
Крада – высвобождение намерения, очищение, реализация и воплощение.
Руна Силы может устремить ситуацию или человека к обретению целостности и победе, может направить к правильному решению и помочь прояснить неясную ситуацию.
Руна Ветра на уровне магии символизирует внутренний магический круг и Силу-Ветер.
Руна Лели в гадании – это руна знания вне разума - интуиции.
Руна Рока в магии применяется для посвящения предмета.
Руна Опоры в гадании означает поддержка богов.
В магических раскладах руна Даждьбог означает приобретение, дары богов, в целом благополучие.
Руна Перун при гадании означает появление могучих, но тяжелых сил, которые сдвигают ситуацию с мертвой точки.
Руны Есть, при гадании символизирует движение, обновление, рост, жизнь.
Руна Истока при гадании означает кризис в делах, застой.
Славянские руны обереги, их значение и воздействие изучались долгие года. Маги, колдуны в помощь людям для решения проблем, духовных заблуждений, а также для повседневных дел, создавали рунические обереги. Рунические вязи наносились на одежду.
Обереги из золота и серебра были особенно примечательны. Самым лучшим материалом для оберегов считалось - серебро. Серебро не только магический и благородный металл, но и обладает антибактериальными действиями. В связи с чем, серебряный оберег обладает положительными действиями на здоровье обладателя. Частенько на шею ребенка надевали серебряные амулеты для защиты его от напастей. Оберегами освещали пищу и воду. А вот во время упадка сил носили золотые славянские руны обереги.
На сегодняшний день может каждый с помощью оберегов получить помощь и скорректировать свою судьбы. Материалы оберегов играют немаловажную роль, поэтому лучше конечно обратить внимание на серебро, так как оно обладает оздоравливающим действием.
womanadvice.ru
Славянские руны и их значение-Разное
существует скандинавская легенда, по которой знание о Рунах подарил бог Один, первый познавший руны. Он пронзил копьем самого себя на Мировом Древе и открыл людям особое искусство – магию.
Руны были первыми символами письменности древних славян. Кроме того, считается, что эти рунические знаки имеют необычное магическое значение. Зачастую их применяли для гаданий и в тайных колдовских обрядах. До нашего времени дошли только восемнадцать рун славян: Мир, Чернобог, Алтаирь, Радуга, Нужда, Крада, Треба, Сила, Ветер, Берегиня, Уд, Леля, Рок, Опора и Даждьбог.
Рунические знаки постоянно находят при археологических раскопках. Ученые обнаруживают «черты и рези» древних на керамической и глиняной посуде, предметах быта, на камнях, деревянных досках, надписях на памятниках, украшениях, одежде. Их вырезали над входом в жилье и на носу корабля, то есть их использовали повсеместно во всех сферах жизнедеятельности. Это доказывает, что славяне все-таки обладали древним руническим письмом и были по своему образованны.
Руническое письмо характерно тем, что в древнеславянские времена символы-руны вырезали на каменных и деревянных поверхностях. Это особая символическая система руники служила славянам алфавитом на протяжении многих тысячелетий еще до появления Кирилла и Мефодия. Владели рунической культурой в языческие времена, но частично она была сохранена и в дальнейшем, в эпоху, так называемого двоеверия - при переходе Руси к христианству. Руны – это не только буквы алфавита, их значение намного шире, чем современная письменность. В этих знаках и информация, и магия, и божество, и тайный смысл, известный только ведающим людям.
До сих пор славянские руны встречаются на амулетах и талисманах. Маги используют их для гаданий и создают с их помощью мощные обереги. Долгое время люди изучали значение и свойства славянских рун, обережных символов. Стало известно, что благодаря оберегам с руническими знаками люди находят выход из тяжелых жизненных ситуаций, решают духовные дилеммы и заблуждения, надежно защищены от напастей и хворей. Золотые и серебряные Руны-обереги придают сил, деревянные – служат защитой от порчи, охраняют, лечат тело и душу.
Мир Форма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания. Символизирует также внутреннее Я человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов.
Чернобог В противоположность руне Мир, руна Чернобог представляет силы, стремящие мир к Хаосу. Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.
Алатырь Руна Алатырь — это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.
Радуга Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога — это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога — это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог... Древняя формула: "Делай, что хочешь, и будь, что будет" могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны:стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.
Нужда Руна Вия — бога Нави, Нижнего Мира. Это — руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.
Крада Славянское слово "Крада" означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада — это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного — того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада — очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.
Треба Руна Воина Духа. Значение славянского слова "Треба" — жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.
Сила Сила — достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой — один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.
Ветер Это — руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.
Берегиня Берегиня в славянской традиции — женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини — это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.
Уд Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово "Уд") связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами — Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.
Леля Руна связана со стихией воды, а конкретно — Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В магии руна Леля — это руна интуиции, Знания вне Разума, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.
Рок Это — руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.
Опора Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора — это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.
Даждьбог Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога — рог изобилия, или, в более древней форме — котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также — удачное завершение какого-либо дела. Перун Руна Перуна — бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, — могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил. Есть Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву — расти, соки земли — течь по стволам деревьев, а кровь — быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.
Исток Для верного понимания этой руны следуест вспомнить, что Лед — одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) — так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.
www.krupenichka.ru
Славянские руны. Древние магические руны славян и их значение
Мы привыкли считать, что возникновение письменности у славян связано с деятельностью святых Кирилла и Мефодия. Но еще до принятия христианства у наших предков существовала своеобразная письменность - славянские руны.
Древние руны
Прежде чем перейдем к истории славянских рун, коротко рассмотрим общую историю возникновения рунической культуры.
Руны – это начертанные или вырезанные из камня, дерева знаки. Сложно ответить на вопрос, когда же впервые человеческая рука начертила рунические символы, но местом возникновения рун считается Северная и Западная Европа, в частности территория древних германцев. По одной из версий, само слово «руна» образовалось от древнегерманского «тайна», «секрет». Но, согласно исследованиям некоторых российских ученых, слово «руна» имеет славянский корень «рун» - ранить, резать, то есть «реза», вырезанный символ. Наибольшее количество рунических надписей было найдено в Швеции (всего известно около пяти тысяч). После принятия североевропейскими странами христианства, руническую письменность вытеснила латиница.
Руны славян и их значение
Несомненно, что первые руны славян имели магическое значение. Самые древние памятники руноподобных знаков (вырезанные на кости «солнечные колеса») были обнаружены недалеко от города Владимир на Сунгирськой стоянке. Древние руноподобные символы стали «прородителями» таких будущих знаков, как свастика, разнообразные кресты, колеса и других. Со временем эти магические руны превратились в алфавит, что позволило использовать их для письма. На сегодняшний день исследователям известны 18 рун, но скорей всего в обиходе славян их было намного больше - это мир, чернобог, алатырь, радуга, нужда, крада, треба, сила, ветер, берегиня, уд, леля, рок, опора, даждьбог, перун, есть, исток. Каждая из них что-то символизизует, описывает конкретное событие, по-своему читается и тд. С принятием христианства на Руси руны исчезли как алфавит, а сегодня и вовсе превратились в магическую систему.
Магические руны
В современное время руны используют исключительно для гаданий, но не стоит слишком зацикливаться только лишь на описании значений рун, ведь никто не даст стопроцентной гарантии, что наши предки подразумевали именно то, что подразумеваем мы под значением конкретной руны.