Древняя индия брахманы. Религия Древней Индии (брахманизм, индуизм)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Брахманизм — религия в Индии (кратко). Древняя индия брахманы


Брахманизм — религия в Индии (кратко)

Первые цивилизации зародились 7-5 тысяч лет назад в Месопотамии, на полуостровах Апеннинском, Индостан и Пиренейском, а также в Юно-Восточной Азии. Эти древнейшие цивилизации оказали огромное влияние на развитие материальной и духовной культуры всей планеты, и по сей день мы пользуемся их достижениями, особенно в плане религиозных воззрений.

Древнейшая религиозная философия, в первую очередь, объясняла появление земли и людей. Ведь этот вопрос: Кто мы? С какой целью явились в этот мир? — до сих пор тревожит лучшие умы человечества.

На полуострове Индостан по течению крупнейших рек Инд и Ганг появились первые государственные объединения, достигшие со временем довольно высокого уровня материальной культуры. Ведь именно Индии мы обязаны такими открытиями, как искусство ведения боя – стратегия и тактика, написание цифр, которые мы по ошибке считаем арабскими, тростниковый сахар, пряности, хлопчатобумажные ткани и другие не менее удивительные вещи.

Именно здесь зародилась одна из самых древних письменностей — санскрит и ведическая религия, принесенная древними ариями, племенами населявшими некогда эту территорию и считающиеся исчезнувшими с лица земли.

Читайте также: Религии Древней Индии

Зарождение брахманизма

Истоки брахманизма уходят в глубокую древность к индийской ведической философии. Она раскрывает тайны появления человечества и суть его существования.

Так, весь мир создан великаном Брахмой из Хаоса, после чего исполин принес себя в жертву для появления людей. Из различных частей тела Брахмы произошли люди различных каст, поэтому кастовое деление и по сей день очень сильно в современной Индии и влияет на социальное положение человека.

Из уст и ушей великана произошла самая влиятельная и уважаемая каста- брахманы, которые способны беседовать с Богами, узнавать их волю и передавать эту волю простым смертным. Уважение к брахманам должен оказывать любой человек в обществе, брахманы чаще всего являются монахами, жрецами, странствующими дервишами, они приносят жертвы и проводят культовые мероприятия.

Главной задачей брахманов являлось точное исполнение ритуалов и обрядов, при этом жрецы изъяснялись на древнем языке – санскрите, непонятном непосвященным. Чем лучше жрец знал санскрит, тем точнее он выполнял свои обязанности и занимал высшее положение в обществе.

Из плеч и рук бога — исполина произошли кшатрии – князья и воины, долг которых, прежде всего, защищать свой народ, управлять им, издавать справедливые законы и судить по ним.

Из бедер и ног Брахмы произошли вайшья —  скотоводы, земледельцы и ремесленники, долг которых работать и исправно платить налоги. Их положение улучшается, если они терпеливо сносят свои тяготы и стараются повысить свое благосостояние упорным трудом. Но они никогда не смогут занять более высокое кастовое положение, даже если разбогатеют.

Из запыленных ступней Бога произошли шудры – слуги с грязными руками и лицами, они не имеют своей земли и скота и их долг повиноваться приказам и исполнять чужую волю.

Есть еще более низкая каста – неприкасаемые, которые произошли из грязи под ногами Бога. Даже случайное прикосновение к ним человека другой любой касты требует провести обряды по очищению и обязательные жертвы Брахме. Неприкасаемые выполняли самую грязную работу, за которую никто не хотел браться: очищали улицы, убирали нечистоты, омывали покойников.

Чтобы человек случайно не прикоснулся к ним, еще при рождении у каждого вырезали на лбу звезду и красили растительной краской в синий цвет.

Кроме строгого деления на касты, брахманизм определял, чем каждый человек должен заниматься при жизни, к чему стремиться и чему поклоняться.

Особенности религии у кшатриев

Хотя самая почитаемая каста – брахманы, к словам которых обязаны прислушиваться абсолютно все, и обязаны оказывать им всевозможные услуги. Но кшатрии – истинные правители и аристократы, олицетворяют законную власть и силу. У этой касты есть свои боги, которые помогают и в войне и в делах управления государством. Кшатрии не менее религиозны, нежели брахманы, но имеют свои особые ритуалы.

Верховный Бог кшатриев – Инрда – бог неба, бог-воитель. Он- храбрый, сильный и упорный в достижении цели. Его изображают на золотой колеснице со стрелами и копьем в руках. Он живет в самом центре земли у горы Меру.

Митра и Варуна – олицетворяют верховную абсолютную власть, величие и богатство. Они следят за соблюдением законов, клятв и обещаний, они хранят порядок в мире людей и в мире богов, достижение гармонии также в их власти. Митра – отвечает за состояние физического тела человека, он – владыка дня, тогда как Варуна – владыка ночи, он также и правитель царства мертвых.

В особые дни кшатрии – правители приносят жертвы своим богам, а на домашних алтарях всегда можно увидеть человека на белом слоне (Индру) или на драконе с бичом в правой руке (Варуна).

Философская сущность брахманизма

Брахманизм – политеистическая религия, в основе которой лежит вера во множество Богов, хотя  во главе пантеона стоит триада: Вишну – творец мира, Брахма – хранитель мира, Шива – разрушитель мира. Некоторые современные  философы считают, что Бог у индусов был един, и вся триада лишь способы его проявления.

Главное проявление в этой религии – это цепь перерождений человеческой души, при этом каждое следующее перерождение напрямую зависит от действий человека в его настоящей жизни. Закон Кармы получил огромную популярность во всем мире и о нем говорят даже люди, далекие от индуизма и брахманизма.

Брахманизм также призывает к веротерпимости и непротивлению злу, человек должен убеждать своих противников своей покорностью и незлобивостью. Только при помощи добра и милосердия можно достичь гармонии со Вселенной и получить желание состояние души – Нирвану, когда вечная душа в результате множества перерождений поняла смысл своего существования и слилась с Космосом в единое целое.

Сущность Бога

Главное божество брахманизма – великий исполин Брахма- бестелесное и безличное существо, которое невозможно описать словами, доступными простым людям Но главенствующая задача каждого верующего – это слиться со своим Богом и стать с ним единым целым.

В философии брахманизма много внимания уделяется пране – жизне творческому дыханию человека. Через прану любой соединяется со Вселенной и получает оттуда энергию и активность.

Закон Кармы действует через закон постоянных перевоплощений – сансару, колесо жизни. Точка соприкосновения колеса с землей и являются настоящим положением человека в сегодняшней жизни, чтобы следующее перевоплощение было более удачным, нужно отказаться от всех радостей бытия.

Многие ошибочно считают, что философия йоги появилась в Буддизме, но она зародилась еще в индуизме и уже тогда проповедовала аскезу и подчинение физиологических законов тела высокой душе.

Ритуалы в брахманизме

Ритуалы совершают не только жрецы в храмах, но и в каждом доме есть специальный алтарь, на котором мы можем видеть небольшую скульптуру или изображение Брахмы или Вишну и Шивы. Верующие обращаются к ним со своими мольбами и просьбами, а также совершает обряд «пуджи»- жертвоприношение, состоящее из фруктов, гирлянд цветов и благовоний.

Повсеместно построены небольшие храмы, куда также можно приносить свои жертвоприношения, часть жрец возьмет как дар Богу, а часть вернет прихожанину как освященную пищу, возвращённую богом.

Хотя в храмах нет точных служб, но можно наблюдать ритуалы по обслуживанию Святого: пробуждение, умывание, кормление и т.д. Во время этих ритуалов жрецы исполняют гимны и напевы, исполняющие желания.

Широко отмечаются религиозные праздники, собирающие множество народа. Обычно люди приходят на них в ярких одеждах, с семьями и детьми, приносят специальное угощение, поют и танцуют  на улицах перед храмом.

В дни храмовых праздников совершаются паломничество к святым местам.

Удивительные ритуалы

Сегодня, в ХХ1 веке, религия уже не имеет такого влияния на души людей, но многие традиционные страны стараются сохранить свои особые ритуалы и обряды и донести их до следующих поколений в неизменном виде. Мы уже говорили, что брахманы, говорящие и читающие на санскрите, выполняют необходимые действия, непонятные непосвященным, и в наши дни.

По старым обычаям младший брат не может заключить брак, если старший брат еще не женат. В таком случае, старший брат может заключить брак с деревом (обычно для этих целей выбирают платан), а потом счастливый молодожен объявляет себя вдовцом. После чего младший брат может вступить в брак не нарушая запретов предков.

Истоки и бесчеловечный обряд сати существовал  в Индии до середины ХХ века. По этому закону женщина обязана следовать за своим умершим мужем. А поскольку по законам религии тела умерших сжигали, чтобы затем развеять прах над священной рекой Ганг, то живая женщина должна была подняться на погребальный костер ее мужа, чтобы заживо сгореть вместе с ним.

Понимаясь на костер, вдова должна была одеть свои лучшие наряды и улыбаться от счастья. Если женщина постарается спастись из пламени, то «добрые» родственники палками и камнями, а то и силой заставят ее вернуться в огонь.

Вдова – женщина, пережившая мужа, считается в брахманизме нечистой, она обязана всю жизнь носить белую одежду без всяких украшений и молить богов простить ей грех долгой жизни без мужчины, с которым ее соединили.

Многим известно, что в Индии корова – священное животное, индуизм запрещает есть говядину, а также гнать коров с полей и огородов. Во многих зеленых лавках можно купить бутылки с коровьей мочой, которая считается целебной, а также в ней рекомендуется купать младенцев.

В храме Гишневорш проводят опасный ритуал: с пятнадцатиметровой высоты сбрасывают детей в возрасте 1-2 года вниз головой, в то время как отцы должны их поймать на растянутую простыню. Считается, что после такого обряда ребенок станет умным, смелым и ловким.

Индия – удивительная страна, родина первых религий и высочайшей цивилизации, она и в ХХ1 веке не перестает удивлять весь мир своей уникальностью и экзотичностью.

indiamagazine.ru

Религия Древней Индии (брахманизм, индуизм)

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 18Следующая ⇒

 

Индия зачастую воспринимается лишь как место зарождения буддизма, чем отрицается весьма древняя и разветвленная религиозная индийская традиция, восходящая своими корнями к двум принципиально различным источникам – религии коренного населения Индии (дравидов) и религиозным представлениям пришлого индоевропейского населения (ариев), чье появление в долине реки Инда датируется исследователями приблизительно началом II тысячелетия до н. э. К сожалению, о дравидийской религии сложно сказать что-либо определенное ввиду невозможности расшифровать дошедшие до нас надписи, но, судя по изображениям, уже тогда (в III–II тысячелетиях до н. э.) коренное население Индии поклонялось божеству, которое в более поздней индийской религии получило имя Шива. Изображения этого бога с тремя лицами и шестью руками сохранились на печатях, найденных на месте городов Хараппа и Мохенджо-Даро.

Брахманизм. То культовое оформление религиозных представлений, которое господствует в современной индийской религии, связывается большинством исследователей с влиянием арийских племен. Именно у ариев впервые фиксируется четкое деление на три основные варны (социальные группы) – брахманов, кшатриев и вайшьев. Значительно позднее к ним оказалась добавлена четвертая варна – шудры, в которую было включено порабощенное коренное население полуострова Индостан. Разделялись варны согласно выполняемым ими в обществе функциям. Брахманы служили жрецами и отвечали за совершение жертвоприношений, которые были основной формой религиозных ритуалов на первом этапе существования древнеиндийской религии. Из варны кшатриев происходили войны и правители многочисленных индийских княжеств. Вайшьи занимались ремеслом и торговлей. Надолю шудр приходились сельское хозяйство и те виды работ, которые считались недостойными представителей трех высших варн.

Идея четкого разделения варн получила обоснование в мифологизированном рассказе об истории их возникновения. Согласно этому мифу боги, решив сотворить мир, совершили ритуал над великаном Пурушей, разделив его тело на отдельные части, каждая из которых стала прообразом соответствующего природного или социального явления. Из души убитого великана возникла Луна, из глаза – Солнце, голова обратилась в небо, а ноги стали землей, его уши стали сторонами света. Из дыхания Пуруши появились брахманы (поэтому они и считались хранителями мудрости, а каждое их слово оценивалось как проявление непререкаемого авторитета), из рук—кшатрии (защитники и воины), из бедер – вайшьи (работники), а из ступней – шудры. Неравноправие шудр по сравнению с остальными варнами проявлялось еще и в том, что им запрещалось участвовать при совершении многих религиозных обрядов, даже присутствовать при произнесении мантр (священных заклинаний). Несмотря на то что политическая власть была сосредоточена в руках у кшатриев, они считались подчиненными брахманам, поскольку те обладали исключительным правом на общение с богами, поэтому ранняя форма индийской религии, просуществовавшая практически без изменений больше тысячи лет, получила название брахманизм.

Священными текстами брахманизма служили Веды (от индоарийского корня ved – «знать», ср. рус. «ведать»), которых было четыре. Наиболее значимой и древней по происхождению считалась Ригведа – сборник священных гимнов, самые ранние из которых служили свидетелями существования еще индоевропейской религиозной общности. Уступали ей по времени написания Самаведа и Яджурведа, включавшие в себя священные заговоры и магические формулы с описанием совершаемых в процессе их произнесения обрядов. Самой поздней из Вед является Атхарваведа, в которую оказались включены гимны и песнопения, отсылающие уже к эпохе пребывания ариев на территории Индии. Судя по гимнам Ригведы, общее количество индийских божеств было громадным: только главных богов насчитывалось 33, а общее количество всех божеств составляло 3339, к ним добавлялись еще и духи – дэвы и асуры. Интересно, что асуры в брахманизме находились на положении отрицательных существ, а дэвы – положительных, в то время как у иранцев, относившихся к той же группе индоевропейских народов, что и арии, распределение было обратным: добрые асуры и злые дэвы. Этот факт может свидетельствовать только о том, что в первоначальной индоевропейской религии не существовало четкого деления духов на добрых и злых, а разделились они (дэвы и асуры) по какому-то иному, не известному нам принципу.

Многие из индийских богов имели четко выраженное индоевропейское происхождение, например Дьяус-питар (ср. Zeus-pater – бог-отец) – бог неба; Ушас (греческая Эос) – богиня утренней зари и т. д. Наиболее популярными богами из индийского пантеона на ранней (ведической) стадии развития религии были Варуна, Индра, Сурья и Агни.

Варуна во многих гимнах воспевался в качестве верховного бога, но, судя по всему, такое обращение, часто встречающееся в ведических гимнах, являлось своеобразным знаком уважения по отношению к тому богу, к которому обращался проситель, и никак не отражало реальной иерархии божеств пантеона. В сохранившихся текстах Варуна выступает в роли олицетворения неба в его мрачном, грозовом обличий, а также текущих вод.

Индра считался богом дождя, поэтому в качестве обязательного атрибута у него наличествовала молния, а наиболее распространенным мифологическим сюжетом, героем которого был Индра, являлось повествование о его победоносной битве со змеем Вритрой, препятствующим доступу воды на измученные засухой земли. Поразив змея ударом своей молнии, Индра освобождает поток воды, который проливается на иссушенные поля.

Сурья выступал в роли бога солнца, поэтому в древнеиндийских мифах он появлялся в виде лучезарного всадника, разъезжающего на своей огненной колеснице по небосклону и дарящего людям свет и тепло (аналогичную функцию в греческой мифологии выполнял Гелиос).

Одним из наиболее почитаемых (в смысле количества посвящаемых ему гимнов и проводимых в его честь ритуалов) являлся бог огня Агни. Подчеркивая важность огня для обеспечения нормального существования семьи и целой общины, древние индийцы почтительно именовали Агни «хранителем дома».

Согласно религиозным представлениям брахманизма любое живое существо состоит из тела и души, причем душа бессмертна и обладает способностью сохраняться даже после гибели материального тела, которое попадает в царство бога Ямы – правителя мира мертвых. После смерти душа человека переселяется в другое тело или предмет. В кого именно перевоплотится душа, определяется наличием в ее предшествующем земном существовании добрых или злых поступков. Закон перевоплощения души в зависимости от накопленных ею положительных или отрицательных характеристик называется кармой, а сама цепочка перевоплощений, которую проходит индивидуальная душа, получила в брахманизме название сансара. Чтобы обеспечить себе благоприятное перерождение, необходимо вести моральный образ жизни, совершать хорошие поступки и избегать совершения дурных, так как в противном случае человек может переродиться в представителя низшей касты или в животное. Любое перевоплощение не является концом цепочки, за ним обязательно последуют другие, поэтому от каждого живого существа зависит, насколько оно хочет исправить последствия предыдущих перерождений и улучшить свою карму.

Индуизм. Постепенное развитие религиозных представлений в индийском обществе, сопровождаемое усилившейся конкуренцией со стороны буддизма, привело к тому, что ведическая (брахманистская) религиозная система подверглась значительной трансформации, приспосабливаясь под усложнившуюся социальную структуру, требующую упрощения основ вероучения и культовой практики. Итогом реформирования брахманизма стало появление индуизма (III–II в. до н. э.).

Индуизм воспринял от брахманизма такие важные черты религиозного учения, как веру в существование бессмертной души, способы улучшения кармической участи (аскетизм, йога), а также внимание к совершению повседневных ритуалов. Роль ритуалистики, уже лишенной излишней конкретизации и привязки к варнам и кастам, оказалась настолько высока в реформированном индуизме, что, несмотря на провозглашаемый этой религией принцип прозелитизма (индуистом может стать только тот, кто родился в исповедующей индуизм семье), нередки случаи, когда человек другой нации или расы может стать индуистом, тщательно соблюдая все ритуальные требования этой религии.

В качестве верховных божеств индуизма выдвинулись два бога, которые присутствовали и в древнеиндийском пантеоне, но там находились на второстепенных ролях. Речь идет о Вишну и Шиве, почитатели которых образуют два основных направления в современном индуизме: вишнуизм и шиваизм.

Вишнуизм. Вишну еще в ранних священных гимнах Ригведы упоминается в качестве одного из второстепенных богов, первоначальной функцией которого было обеспечение плодородия. В индуизме происходит переориентация его деятельности, и Вишну становится богом-покровителем, носителем счастья и удачи, спасителем и защитником. Именно он становится верховным божеством индуистского пантеона, в то время как другие божества или герои начинают восприниматься в качестве его аватар (перевоплощений). Первоначально аватар насчитывалось девять: рыба, черепаха, вепрь, лев, карлик, Парушурама, Рама, Кришна, Будда. В XIX в. к ним оказалась добавлена десятая аватара – всадник на белом коне, знаменующий своим появлением конец существования этого мира.

Шиваизм. Как уже говорилось, бог Шива (или его аналог) существовал еще у дравидийского населения древней Индии. Впоследствии он вошел в пантеон индийских богов в качестве божества опасного и требующего постоянных жертвоприношения для уменьшения исходящей от него опасности. Само имя Шива является эпитетом, имеющим значение «благостный». Подлинное имя этого бога – Рудра. Его функция в мироздании была, по представлениям индуистов, амбивалентной: он отвечал за создание и одновременно за разрушение. Например, в одном из наиболее популярных мифологических сюжетов он выступал в роли исполнителя танца, разрушающего этот мир, но тут же создающего новый на его останках. Именно поэтому Рудра зачастую именовался не своим настоящим именем, а одним из эпитетов, отражающих ту его ипостась, которая была центральной в рамках определенного ритуала или культа. Супругой Шивы является Дэви, также обладавшая двойственными характеристиками: она одновременно выступала и в роли богини-хранительницы, и в роли мстительницы за совершенные преступления.

В современной Индии именно индуизм в двух своих основных направлениях – вишнуизме и шиваизме – является доминирующим религиозным течением (буддисты в Индии, как это ни парадоксально, практически отсутствуют, а мусульмане занимают только север полуострова Индостан). Разумеется, некоторые изменения в религиозной жизни индийцев происходят. Связаны они в первую очередь с тем, что уменьшается значимость кастовой и варновой принадлежности. Благодаря настойчивости современных реформаторов в индуизме намечается тенденция к постепенному примирению представителей четырех варн с еще одной группой населения, которая в традиционном индийском обществе настолько была лишена гражданских прав, что не принадлежала к какой либо варне, а носила имя «неприкасаемых». Представители этой общности выполняли самые грязные работы, которые были недопустимы для представителей индуистской религии, – уборка нечистот, организация похорон и т. п. Вместе с тем многие религиозные ритуалы сохраняют свое значение даже сейчас, например погребальные обряды, заключающиеся в сожжении тела умершего (причем иногда вместе с мужем сожжению подвергается и его вдова), стремление к ритуальной чистоте, обряды, связанные с приемом пищи, и др.

 

Тема 4

Буддизм

 

Читайте также:

lektsia.com

Появление высшей касты - брахманов в Древней Индии

Появление высшей касты - брахманов в Древней Индии

«В «Атхарваведе» отразился переход к типу обрядности, часто упоминаемому в позднейших религиозных источниках - брахманах. Они содержат пространные прозаические описания и разъяснения сложных обрядов жертвоприношения. Различия в толковании подробностей привели к образованию нескольких школ, почитавших те или иные тексты, важнейшими из которых являлись «Айтареябрахмана» и «Шатапатхабрахмана».

В период, когда создавались брахманы, наблюдалось дальнейшее проникновение арийских пришельцев на восток и на юг. Центр их переместился из страны легендарных Куру и Панчала, расположенной в области нынешнего Дели, к горным районам Доаба вплоть до Матхуры. Впоследствии этот район получил наименование Брахмаварты, её традиции и обычаи должны были стать, согласно древнему своду законов, образцом и примером для всей Индии.

Носителями культуры в те времена были не все «дваждырождённые», монополию захватила высшая каста жрецов-брахманов. Здесь уже можно говорить об определённом закреплении кастовой системы. Знание крайне сложного и запутанного ритуала делало положение брахманов таким прочным, что они возомнили себя выше богов.

В «Шатапатхабрахмане» сказано: «Есть два вида богов - те, что являются богами, и те, что поют славящие их гимны, - боги в человеческом образе, брахманы. Между ними следует разделить жертву: богам - жертвенные дары, а человеческим богам - ученым брахманам - награду. Если эти два вида богов довольны, то они вознесут жертвователя на небо» (Шатапатхабрахмана 2, 2, 6; 4, 3, 4).

У брахмана было четыре обязанности:

- быть подлинно брахманского происхождения,

- вести себя соответствующим образом,

- славиться своей учёностью,

- а также помогать «созреванию людей», т.е. осуществлять жертвоприношения, которые гарантируют созревание людей для этого мира.

Но и люди по отношению к брахманам несли определённые обязанности - они должны были их почитать, делать им подарки, не имели права притеснять их, убивать. К их имуществу не мог прикасаться даже царь».

Элишка Мергаутова, Борис Мергаут, От Вед к Брахманизму, в Сб.: Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма, М., «Наука», 1969 г., с. 31.

vikent.ru


Смотрите также