Древняя греция занятия. Урок окружающего мира по теме "Античность. Древняя Греция. Два мира – два детства"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект учебного занятия «Древнейшая Греция. Греки и критяне». Древняя греция занятия


Подборка материала на тему «Путешествие в Грецию»

Подборка материала по ознакомлению детей старшего возраста с окружающим миром на тему «Путешествие в Грецию»

Автор подборки: Давыдова Светлана Алексеевна.

Цели:

Познакомить детей с Грецией (географическое положение, культура, история, мифология, Олимпийские игры). Совершенствовать изобразительные умения и навыки. Развивать любознательность, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Карта мира. Картинки: флаг Греции, олива и оливки, гора Олимп, Зевс, греческий театр, мифические существа. Раскраски «Греки», «Олимпийские кольца». Стаканчики с водой, варенье, ложечки. Картон, пластилин, палочки. Ракушка, выкрашенная с одной стороны черной краской. Маски. Разрезанные на чисти силуэтные изображения кувшина, клей, листы бумаги. Ножницы, заготовки для вырезания факела, степлер, салфетки красного цвета. Мячи. Аудиозаписи: А. Усачев «Греция», «Сиртаки», гимн Олимпийских игр.

Ход:

Сегодня мы отправимся в путешествие в Древнюю Грецию.

Существует на нашей земле древнейшая страна, страна, где всё напоминает сказку, легенду, миф. Это страна Греция, земля тёмных скал, голубых морей, побеленных домов, древних руин, развалин старинных церквей. Самый главный город Греции – Афины.  Как и в каждой стране, в Греции есть свой флаг (показать на карте страну Грецию и флаг). 

В Древней Греции и мужчины и женщины носили хитоны. Эта одежда состоит из двух квадратных кусков ткани, которые скреплялись застежками на плечах, а на талии подвязывались поясом.

Раскрась хитоны

Дети раскрашивают рисунок хитона цветными карандашами.

Греческие хитоны, раскраска

Греция — гостеприимная страна. Каждый год её посещают миллионы туристов. Туристам нравится красивая природа, залитые солнцем пляжи и богатая история Греции.

Слушание отрывка «Греция» А. Усачева из цикла «Занимательная география».

Как же приветствуют греки гостей и друг друга? Калимера - добрый день (утро) до 12 часов.  Калиспера - добрый день (вечер) после 12 часов.  Как бы вы приветствовали сейчас, в это время дня? Ясас - здравствуйте (в полном смысле этого слова).

Сделай напиток из варенья

По греческой традиции гостю сначала подают немного варенья на блюдце и стакан холодной воды. И только затем угощают кофе и пирожными.

(Детям предлагается добавить в воду варенье, размешать и попробовать).

Совсем неудивительно, что в такой гостеприимной стране много праздников. Кроме вкусной еды, на праздниках много танцев. По традиции греки танцуют, встав в круг и взявшись за руки.

Танец «Сиртаки»

Дети танцуют в кругу, взявшись за руки по показу взрослого.

В древней Греции в школу ходили только мальчики. Девочки иногда учились писать и читать дома. В школе мальчики учились играть на музыкальных инструментах, читать, считать и писать. Писали они острыми палочками на деревянных дощечках, покрытых воском.

Творчество

Кусочек картона покрывается слоем пластилина, а затем палочкой нацарапать рисунок или буквы.

Поиграем в те игры, в которые и раньше, и сейчас играют дети в Греции.

Греческая игра «Остракинда» – аналог современной игры «Орел или решка». Брали ракушку, с одной стороны красили ее черной краской – это была «ночь». Неокрашенная сторона была «День». Дети делились на две команды – на «День» и «Ночь». Затем ракушку подбрасывали, и команда, чей цвет выпадал, устраивала погоню за другой командой.

Игра «Морра»

Один из игроков прятал руки за спиной, а второй должен был угадать, сколько пальцев показывает за спиной первый игрок. Побеждал тот, кто угадывал больше раз.

В древней Греции в театре ставили трагедии и комедии. Все роли, даже женские, исполняли мужчины. Актеры выступали в масках. Греки смотрели спектакли в огромных театрах под открытым небом. Скамьи для зрителей поднимались рядами по склону холма, а сцена находилась внизу.

Драматизация «Надень маску и изобрази свой персонаж»

Дети надевают маски и дополняют свой образ жестами, движениями, звуками.

Бедные почвы Греции годились лишь для выпаса скота и совсем не подходили для выращивания зерна. Зато на щедро освещенных солнцем горных склонах хорошо созревали виноград и оливки. Оливки пользуются большой популярностью. Греки даже издали закон, повелевающий казнить каждого, кто срубит оливковое дерево. Под жарким солнцем греки получали большие урожаи винограда. Собранные плоды подавали к столу или готовили из них вино, ссыпав виноград в огромные деревянные чаны и давя их ногами. На судах — триарах греки возили на продажу вино, оливковое масло, зерно. Эти товары перевозились в больших сосудах — амфорах. (Показ).

Греки были искусными гончарами. Они расписывали разнообразные сосуды из керамики — вазы, кувшины, чаши, горшки. Эти росписи, как картинки в книжках, многое могут рассказать о жизни древних греков.

Игра «Склей разбитый кувшин»

Из бумажных кусочков-пазлов дети собирают и затем наклеивают на чистый лист бумаги кувшин.

Амфора, рисунок

Древние греки заботились о свое здоровье. Они посещали гимнастические залы и занимались спортом. Греческие врачи для лечения больных часто использовали лекарственные растения. Гиппократ, которого называют отцом медицины, был знаменитым древнегреческим врачом. Он придумал клятву, которую врачи произносят и в наши дни, обязуясь помогать всем больным.

Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое древними греками святилище Олимпия, расположенное в западной части Пелопоннесского полуострова. Здесь до сих пор зажигается огонь современных игр.

Ручной труд «Факел с олимпийским огнем»

Дети вырезают заготовку, из которой сворачивают «кулёчик»-факел. Затем берут салфетку красного цвета, сминают ее и вкладывают в «факел» - «зажигают огонь».

Олимпийские игры были самыми древними и главными соревнованиями. Игры продолжались пять дней. В первый день проходили состязания по всем видам бега, во второй — в пятиборье, а в третий — в борьбе, кулачном бое. Запрещало выцарапывать противнику глаза и кусаться. Противники просто дрались и боролись - без разделения на весовые категории, без раундов. За нарушение правил судья бил нарушителя палкой.

Четвёртый день полностью отдавали в распоряжение детям. Дистанции бега для них были в два раза короче, чем для взрослых. На пятый день устраивались гонки на колесницах, запряжённых четвёркой лошадей, и скачки на лошадях по кругу. Спортсмены выступали обнаженными, совсем без одежды. Победителей не награждали медалями. Им надевали на голову венок из оливковых листьев и вручали кувшин с оливковым маслом.

В год игр по Греции и её колониям проходили гонцы, объявляя о дне начала игр. Все войны прекращались на время игр. В Олимпии было построено несколько грандиозных сооружений, спортивных площадок, храмов. 

Женщины не могли участвовать в Олимпийских играх, они даже не появлялись около Олимпии во время игр. Для них устраивался отдельный праздник – Герайя. Он проводился каждые четыре года в честь богини Геры и состоял из состязания в беге для девочек. Победительница получала оливковый венок и съестные припасы, в частности, мясо. Победителям вручали венки из дикой оливы, пальмовые ветви, украшенные шерстяными лентами. 

Олимпиады проводятся и в наши дни. Только теперь соревнуются не одни греки, а спортсмены со всего мира Эти пять разноцветных колец — олимпийская эмблема. Переплетенные кольца символизируют объединение в олимпийское движение всех пяти континентов. Европа – это синий цвет, Америка – красный, Африка – черный, Австралия – зеленый, а Азия – желтый.

Творчество «Олимпийские кольца»

Дети раскрашивают олимпийские кольца. А затем делают флажок, прикрепив на коктейльную соломинку раскрашенный лист.

Олимпийские кольца, раскраска

Греческие дети обожали играть с мячом в различные игры. А знаешь из чего делали мячи в Древней Греции? Из мочевого пузыря свиней! Его надували, затем придавали ему форму, держа над огнем. Иногда такие мячики разрисовывали для красоты.

Эстафеты с мячами

(Проводятся под звучание олимпийского гимна).

1. «Забрось мяч в корзину» (метание). 2. «Передай мяч» (координация движений). 3. «Прыгай с мячом» (прыжки). 4. «Беги за мячом» (бег). 5. «Лови, кидай, упасть на давай» (бросание и ловля).

В Древней Греции были сложены различные предания о прекрасных и могучих богах и богинях, отважных и мудрых героях, фантастических чудовищах. 

Слыша, как в грозовых тучах сердито ворчит и грохочет летний гром, древние греки пугались этих звуков и, чтобы объяснить себе, откуда они берутся, как вы думаете, что они себе воображали? А воображали они себе огромное, могучее, суровое, но всё-таки похожее на человека существо, которое, наверное, свирепствует там, за облаками. Но мы то знаем с вами, откуда берутся эти звуки. Можете рассказать? (Ответы детей).

Видя, как каждый день восходит на востоке и садится на западе солнце, - иногда такое тёплое и ласковое, иногда иссушающее и жестокое, они тоже кого-то представляли себе. Как вы думаете, кого они представляли вместо солнца? Они представляли себе человекообразное существо, бога, разъезжающего по небу в ослепительно яркой колеснице (показ). Одну за другой мешая правду и вымысел, придумывали они и рассказывали друг другу удивительные истории. Эти истории мы называем греческим словом «мифы».

Греки верили, что их боги и богини обитают на вершине горы Олимп. А царит на светлом Олимпе могучий Зевс, окружённый другими богами. Зевса считали властителем неба и солнца (предложить подойти к горе Олимп). Рядом с Зевсом на небе властвует его супруга Гера, также богиня неба. Множество здесь и других богов.

На Олимпе нет ни дождя, ни снега; вечно там светлое, радостное лето. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям.

Физминутка

На Олимпе живут боги. Руки вверх, пошире ноги. Зевс среди них самый главный. Делаем наклоны плавно. Все там под присмотром Зевса. Руки вниз, а ноги вместе. Встали на носки, на пятку И закончили зарядку.

В греческих мифах героям приходятся сражаться с удивительными существами:

Минотавр — полубык-получеловек — жил в лабиринте и пожирал людей. Сфинкс — крылатое существо с головой женщины и телом льва. Он загадывал прохожим трудную загадку и, если те не могли отгадать — пожирал их.  Горгоны - крылатые женщины со змеями вместо волос, своим взглядом превращали в камень все живое. Когда-то они были прекрасными женщинами, но расстроили богиню Афину, которая и превратила их в ужасных чудовищ. Кентавры — полюди-полукони, живущие в лесу и горах. Одни кентавры помогали героям, другие были враждебны. Цербер — трехглавый пес со змеиным хвостом — охранял вход в подземное царство. Он не кусал тех, кто туда входил. Его задачей было следить за тем, чтобы никто не вышел обратно. Пегас — крылатый конь — он помогал героям.

«Шестой подвиг Геракла: Авгиевы конюшни»

Коварный царь придумывал для Геракла задания такие, чтобы погубить его. А получалось наоборот. С каждым подвигом слава героя и любовь к нему людей росла. Ведь каждая победа избавляла людей от какой-либо из напастей, делавшей жизнь тяжелой и опасной. И Эврисфей придумал для Геракла задание, выполнение которого должно было опозорить героя.

...У царя Авгия были неисчислимые стада, которые он держал в огромном загоне. Там было триста строптивых коней, белых как снег, двести красных, как пурпур, двенадцать белых, как лебеди. А один бык, самый красивый, сиял подобно звезде. Только с каждым годом все труднее было разобраться, какой бык какого цвета. Дело в том, что никогда со скотного двора не убирал навоз! И все прекрасные животные казались одной масти — грязной...

Эврисфей велел герою расчистить авгиевы конюшни. Геракл пришел к Авгию и сказал: — Я вычищу все за день. Но за это ты должен отдать мне десятую часть скота. Авгий расхохотался и согласился. Он-то знал, что в его конюшне и скотном дворе и за год не управиться.

А Геракл своею палицей взломал с двух противоположных сторон каменную ограду загонов. Затем он завалил камнями русла двух рек. Вода хлынула в загоны, за несколько часов унесла всю грязь, омыла животных. Несчетные быки, коровы, кони предстали во всей своей красе! А Геракл при этом даже рук не замарал навозом! Он пришел к Авгию и сказал:

— Я выполнил свою работу, теперь расплачивайся, о Авгий! А царь выгнал Геракла. И он ни с чем вернулся домой.

Скачать подборку материала по ознакомлению детей старшего возраста с окружающим миром на тему «Путешествие в Грецию»

vospitatel.com.ua

Игры в историю - Древняя Греция :: Это интересно!

Из-за дождя просидели весь день дома. Но не зря:) На скорую руку я придумала целое развивающее занятие по истории на тему "Древняя Греция".

развивающее занятие по истории Некоторое понятие об античности Катя уже имела. В Крыму много исторических мест, где можно увидеть остатки античных сооружений. Это не только всем известный Херсонес, но и менее зрелищные, но такие же интересные развалины античных усадеб. Мы не раз бывали на геокешинге в этих местах: Античная усадьба в Новоотрадном и в пос. Золотое,  Городище Генеральское и античная винодельня (там я даже нашла настоящую древнегреческую бусину!), Да и в краеведческих музеях каждого крымского  города (а Катю мы водили туда с возраста, когда она еще и ходить-то не умела) есть экспозиции, посвященные периоду греческой колонизации Крыма.

А в занятии я попыталась как можно полнее рассказать о Древней Греции и задействовать все способы познавательной деятельности: просмотр энциклопедии и мультфильма по теме, самостоятельное художественное творчество, ролевую игру, задания на логику и развитие моторики, и даже танец :)

Для начала я Кате рассказала несколько мифов - о Тесее и Минотавре, О Персее и Медузе Горгоне, о Дедале и Икаре, о Геракле и Немейском льве. Мы достали наш толстенный альбом "Великое наследие античной Эллады" и посидели порассматривали вазы, скульптуры, греческие храмы. Постарались найти героев мифов в росписях на вазах.

Вот альбом, по которому мы занимались 
развивающее занятие по истории
Страницы альбома с героями мифов - Тесеем, Гераклом, Персеем
 Потом я предложила Кате самой расписать вазу в древнегреческом стиле. Вырезала для этого из большого листа акварельной бумаги вазу, а Катя ее раскрасила красками. Вот что у нее получилось:
Поделка - греческая ваза
Пока она раскрашивала, я сделала эскиз маски Минотавра, который Катя тоже помогла мне раскрасить (сделала фон, а я - контур).
развивающее занятие по истории
Процесс изготовления маски Минотавра
развивающее занятие по истории
Минотавр получился симпатичный )))
И тут же пришла идея разыграть миф о Тесее. Лабиринт сделали, натянув нитки по всей детской комнате.
развивающее занятие по истории
Вся комната опутана нитками - это Лабиринт
Катя нарядилась Андромедой - на голове повязка, туника из бывшей пеленки :).
развивающее занятие по истории
Андромеда ждет Тесея
Позвали Витю играть с нами на мужских ролях :). Тесей благополучно преодолел Лабиринт и победил Минотавра.
развивающее занятие по истории
Тесей проходит Лабиринт
развивающее занятие по истории
Там его поджидает свирепый Минотавр
Ариадна тоже захотела попробовать найти дорогу в Лабиринте. Так она проползала по комнате раз двадцать.

Потом я ушла готовить обед, а Катя еще раз разыграла миф, только уже сама со своими куклами.

развивающее занятие по истории
Инсценировка мифа с куклами
Во время дневного сна Кати я на компьютере быстренько набросала для нее задания на бумаге с греческим колоритом: пройти лабиринт, обвести узор, найти пару, найти отличия и т.п. (чтобы посмотреть полный размер, надо нажать на картинку).  Здесь можно одним файлом СКАЧАТЬ ЭТИ ЗАДАНИЯ НА ЛОГИКУ  развивающее занятие по истории развивающее занятие по истории развивающее занятие по истории
развивающее занятие по истории
Катя старается - проходит лабиринты ))
После выполнения заданий мы посмотрели мультик  "Лабиринт. Подвиги Тесея". В этой серии есть еще пять мультфильмов: "Аргонавты", "Геракл у Адмета", "Персей", "Прометей", "Возвращение с Олимпа". Они прекрасно передают дух и эстетику греческой культуры и доступны к пониманию и трех-четырехлетним детям.
Кадры из мультфильма "Лабиринт. Подвиги Тесея"

А еще я нашла другие мультфильмы по древнегреческим мифам: "Фаэтон-Сын Солнца", "Нимфа Салмака", "Полифем, Акид и Галатея", "Персефона", "Рождение Эрота". (все эти мультфильмы есть на Рутрекере). Я сама их видела в первый раз. Но эти мультики, скорее, для старшего Вити, Кате еще рано.

А потом разучили греческий танец сиртаки. Спасибо интернету - нашли боле-менее простой урок, и несколько видео самого танца.

Танец самодеятельного коллектива прямо в Херсонесе:

http://www.youtube.com/watch?v=IizHA30Lo1k

Урок танца - очень простой, как раз для четырехлетней Кати:

http://www.youtube.com/watch?v=EtKfru3fEWc

А тут сиртаки в исполнении балетной труппы Игоря Моисеева:

http://www.youtube.com/watch?v=Ip-XQ1FJ3rE&feature

И мы с детьми разучили необходимые движения. Оказалось, что танцевать сиртаки совсем не сложно (если исключить некоторые па:))). В результате репетиции у нас получился вполне узнаваемый танец, который мы собираемся показать вечером папе :)

Еще можно посмотреть, как можно сделать поделку по теме нашего занятия - древнегреческие водяные часы клепсидру. Еще больше развивающих занятий можно посмотреть на страничке моего блога "Клуб почемучек".

www.tavika.ru

Обобщающий урок "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  1. образовательные – повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий;
  2. развивающие – продолжить развитие умений и навыков работы с историческими источниками, умения делать выводы, применять ранее полученные знания на практике;
  3. воспитательные – воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории.

Тип урока: урок контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков с использованием ТСО и элементами игры.

Вид урока: смешанный, устная форма проверки (фронтальный и групповой опрос) и письменная проверка (тест).

Оборудование: карта “Древняя Греция”, ТСО, дидактический материал.

План.

  1. Правда или ложь?
  2. Занятия древних греков.
  3. Переводчик.
  4. Крылатые выражения.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Рассказ учителя.

Более трех с половиной тысяч лет назад в Европе, в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. В те далекие времена на территории Греции существовало несколько независимых городов-государств, таких как Афины, Микены, Спарта.

Греки стали родоначальниками величайшей культуры, достижениями которой человечество пользуется и в настоящее время. Например, Древняя Греция стала колыбелью демократии. Сегодня мы повторим основные события из истории Древней Греции, слова и понятия, крылатые выражения. Вам предстоит ответить на запутанные вопросы, поработать с историческим источником, затем стать переводчиками, в конце урока мы вспомним с вами “крылатые” выражения.

За каждое, правильно выполненное задание, вы заработаете древнегреческую монету (афинскую или из Сиракуз), те, кто заработает 5 монет и более получат пятерку; в конце урока всему классу предстоит решить небольшой тест по истории Древней Греции.

III. Домашнее задание.

Дома вам предстоит выполнить очень интересное задание: составить рекламу Древней Греции.

Пояснение к домашнему заданию:

мы ежедневно видим рекламу в газете, в транспорте, на улицах города. Слово “реклама” происходит от латинского “громко кричать” и означает объявление, призванное привлечь общее внимание к определенным вещам, событиям, товарам и пр. Попробуйте составить такую рекламу, которая вызовет интерес к Древней Греции. Желательно, чтобы реклама была красочно оформлена. В ней не должно быть слишком много слов. Она должна быть достаточно яркой, чтобы привлечь внимание каждого. Главное, чтобы рекламный лист представил эту страну яркой и привлекательной для большинства людей. Реклама может включать: небольшое стихотворение, иллюстрации, короткое, но эмоциональное обращение к желающим путешествовать…

IV. Этап проверки ранее изученного материала и полученных знаний и умений.

Для начала проведем небольшую разминку и поиграем в игру

1. Правда или ложь? Я буду задавать вам вопросы, а вы должны отгадать достоверная ли информация содержится в моих утверждениях: правда или ложь?

  1. Правда ли что, Авгиевы конюшни вычистил Перикл? (Нет, Геракл.)
  2. Правда ли что, суд остракизма – это тайный суд, изгнание, которому подвергали в Древней Греции граждан опасных для демократии? Да.
  3. Правда ли что, Герострат прославился тем, что построил храм в честь Артемиды? (Нет, он сжег храм.)
  4. Правда ли что, Лета – это не время года, а река забвения? Да.
  5. Правда ли что, Сцилла и Харибда – это чудовища, между которыми удалось проплыть Одиссею? Да.
  6. Правда ли что, Гомер написал “Илиаду” и “Одиссею”. Да.
  7. Правда ли что, в Древней Греции, демагог – это человек ведущий народ, человек который борется за права народа? Да.
  8. Правда ли что, Марафонская дистанция равна 30 километрам? (Нет, 42 километра от Марафонского поля до Афин.)
  9. Правда ли что, “педагог” в переводе с греческого “сопровождающий ребенка”. Да.

2. Занятия древних греков.

О занятиях древних греков мы узнали с вами из “Илиады” и “Одиссеи”.

Работа с источником.

Определите, о каких занятиях древних греков говорится в отрывках.

Кузнечное дело.

1. ...Как желалось Гефесту, чтоб дело закончить получше, Несокрушимой он меди и олова бросил в горнило. Ценного золота и серебра. Наковальню большую Прочно приладил к широкой подставке и в правую руку Молот огромнейший взял, в левую – крепкие клещи. В первую очередь выковал щит он огромный и крепкий, Всюду его изукрасив; по краю же выковал обод Яркий, тройной и ремень к нему сзади серебряный сделал. Пять на щите этом было слоев; на них он искусно Много представил различных предметов, хитро их задумав…

Пахота.

2. ...Мягкую новь он представил на нем, плодородную пашню, Трижды взрыхленную плугом. И много на ней землепашцев Гнало парные плуги, ведя их туда и обратно; Поле, хотя золотое, чернелося сзади пахавших И походило на пашню – такое он диво представил.

Уборка урожая.

3. Дальше царский участок представил художник искусный; Острыми жали серпами поденщики спелую ниву. Горсти колосьев одни непрерывно там падали наземь, Горсти другие вязальщики свяслами крепко вязали. Трое вязальщиков возле стояли. Им мальчики сзади, Спешно сбирая колосья, охапками их подносили. На полосе между ними, держа в руке своей посох, Царь молчаливо стоял с великою радостью в сердце.

Виноградарство.

4. ...И виноградник с тяжелыми гроздьями там он представил: Весь золотой, лишь одни виноградные кисти чернелись. Из серебра были колья повсюду натыканы густо; Черный ров по бокам; окружен оловянной оградой Сад; чрез средину одна пролегает тропинка, которой Ходят носильщики в пору, когда виноград собирают.

Выпас коров.

5. ...Сделал потом на щите он и стадо коров пряморогих; Были одни золотые, из олова были другие; С громким мычаньем они из загона на луг выходили К берегу шумной реки, тростником поросшему гибким. Вместе с коровами этими шли пастухи золотые, Четверо; девять бежало собак резвоногих за ними...

Ювелирное дело.

6....“Также один пусть прикажет к Лаэрту прийти поскорее Мастеру дел золотых, чтоб рога у телушки оправил В золото. Все остальные останьтесь. Скажите тем в доме, Чтобы рабыни обед поскорее готовили пышный, Стулья б поставили, дров и блестящей воды принесли бы”.

Меновая торговля.

7....Тою порою пристало к ним много судов из Лемноса, Черным вином нагруженных... Чистого тысячу мер подарил он вина дорогого, А остальное вино пышнокудрые дети ахейцев Все покупали, платя кто железом, кто яркою медью, Кто же бычачьими шкурами, кто и самими быками

Или рабами-людьми...

По древнегреческим поэмам “Илиада” и “Одиссея” Гомера.

Ответ: 1 – кузнечное дело, 2 – пахота, 3 – уборка урожая, 4 – виноградарство, 5 – выпас коров, 6 – ювелирное дело, 7 – меновая торговля.

3. Переводчик (словарная работа).

Теперь вам предстоит поработать переводчиками.

Переведите, пожалуйста фразы, которые я вам сейчас зачитаю с “научного” языка на “доступный”, например:

Один раз в четыре года, летом, в селении Олимпия на западе полуострова Пелопонесс, собирались лучшие АТЛЕТЫ (заменить словом спортсмены) Греции на состязания, посвященные верховному богу Зевсу.

1. Мальчики, окончившие школу, посещали ГИМНАСИИ, здесь они занимались не только спортом, но и слушали знаменитых ученых и ораторов, встречались с друзьями.

(Спортивные учебные заведения).

2. Реформы Солона заложили в Афинах основы ДЕМОКРАТИИ. (Народовластия).

3. Первоначально демосом называли все свободное население греческих ПОЛИСОВ, а к началу 4-го века до н.э. стали именовать бедные слои свободного городского населения, в отличие от АРИСТОКРАТИИ. (Греческих городов-государств, богатых и знатных жителей полисов).

4. В 8–6-м веках до н.э. греки основали множество КОЛОНИЙ, которые стали независимыми государствами. (Поселений на чужих землях).

5. Из колоний в МЕТРОПОЛИЮ везли в первую очередь зерно, которого в Греции было мало.

(Из поселений основанных на чужих землях в город-государство, жители которого основали колонию, везли в первую очередь зерно, которого в Греции было мало.)

6. В школу греческого мальчика сопровождал ПЕДАГОГ. (В школу греческого мальчика сопровождал специальный раб, наставник.)

7. Спартанцы всегда старались говорить ЛАКОНИЧНО. (Кратко и ясно, вкладывая большой смысл в немногие слова.)

8. Софокл и Аристофан были знаменитыми ДРАМАТУРГАМИ Древней Греции. (Людьми, сочиняющими пьесы для театра.)

4. Крылатые выражения.

И в заключении поиграем с вами в мяч: “Ты мне, я – тебе!”

Правила: учитель кидает ученику мяч и называет “крылатое” выражение, ученик дает толкование этого выражения и возвращает учителю мяч с новым “крылатым” выражением, без его значения, учитель кидает мячик следующему участнику, который должен назвать его значение и следующее крылатое выражение. За каждый правильный ответ ученик получает монетку.

Ахиллесова пята – уязвимое место у человека. Авгиевы конюшни – сильно загрязненное место. Яблоко раздора – причина ссоры. Геростратова слава – позорная слава. Драконовские законы – суровые, жестокие законы. Спартанское воспитание – очень строгое, суровое воспитание. Лаконичная речь – краткая речь. Между Сциллой и Харибдой – трудная, безвыходная ситуация. Троянский конь – подарок с подвохом. Марафонская дистанция – 42 км. Кануть в лету – забыть навсегда. Нить Ариадны – путеводная нить. Суд остракизма – тайный суд и изгнание. Разводить демагогию–создавать себе популярность путем ложных обещаний, обмана, лести. Гордиев узел – очень сложное, запутанное дело; разрубить узел – решить это дело.

V. Этап предварительного подведения итогов учебного занятия.

Сегодня на уроке мы с вами повторили основные понятия и события связанные с историей Древней Греции. Поднимите руки те, кто заработал 5 и более монет – вы получаете Оценку “отлично” за сегодняшний урок.

Но, к сожалению, не все успели заработать достаточное для хорошей оценки количество монет, поэтому сейчас я предлагаю вам решить тест, листочек с ответами и заработанные монеты положите в конвертики и сдайте.

VI. Письменная проверка знаний учащихся.

Тест к теме “Древняя Греция”

1 вариант.

1. Верховный бог у древних греков а) Посейдон; б) Зевс.

2. Греки называли свою землю а) Элладой; б) Кипридой.

3. Прозвище “хитроумный” носил а) Одиссей; б) Парис.

4. О Троянской войне повествует а) “Илиада”; б) “Одиссея”.

5. В Древней Греции педагогом называли: а) опекуна и наставника; б) школьного учителя.

6. Выберите верные утверждения. а) Педагог – это раб, приставленный к мальчику его родителями, который должен был следить за успехами в учебе своего подопечного; б) “Илиада” и “Одиссея” были написаны Эсхилом; в) женщины выступали на сцене в масках; г) музыке обучали в гимнасии.

2 вариант.

1. Лучшими воинами среди греков были а) афиняне; б) спартанцы.

2. Греческие поселения за пределами Балканского полуострова а) колонии; б) метрополии.

3. Самый знаменитый древнегреческий поэт а) Геракл; б) Гомер.

4. “Отец комедии” а) Аристофан; б) Аристарх.

5. Агора – это: а) спортивный центр для молодежи; б) городская рыночная площадь

6. Выберите неверные утверждения. а) Педагог – это раб, приставленный к мальчику его родителями, который должен был следить за успехами в учебе своего подопечного; б) “Илиада” и “Одиссея” были написаны Эсхилом; в) женщины выступали на сцене в масках; г) музыке обучали в гимнасии.

Ответы к тесту “Древняя Греция”.

1 вариант: 1 – б, 2 – а, 3 – а, 4 – а, 5 – а, 6 – а. 2 вариант: 1 – б, 2 – а, 3 – б, 4 – а, 5 – б, 6 – б, в ,г.

Занятия древних греков.

ВИНОГРАДАРСТВО.

Сбор урожая.

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО.

Серебряная позолоченная ваза работы греческих мастеров.

 

 

И походило на пашню – такое он диво представил.

Пахарь. Древнегреческая глиняная статуэтка.

УБОРКА УРОЖАЯ.

Серп.

ВЫПАС КОРОВ.

КУЗНЕЧНОЕ ДЕЛО.

Кузнечная мастерская.

Рисунок на древнегреческой вазе.

Древнегреческие бронзовый шлем и панцирь.

МЕНОВАЯ ТОРГОВЛЯ.

В торговой гавани Пирея в 5-м веке до н. э.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект учебного занятия «Древнейшая Греция. Греки и критяне»

Конспект учебного занятия

«Древнейшая Греция. Греки и критяне».

Предмет: История
Класс: 5
Тема урока по учебно-тематическому плану: Древнейшая Греция. Греки и критяне.
Форма урока: Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы)
Оборудование: Учебник Вигасина А. А. и др.; контурные карты – индивидуальные карточки с заданиями на урок; презентация «Древнейшая Греция»; компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска.
Цель: Познакомить учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, с древнейшим периодом греческой истории.
Задачи: Развитие познавательного интереса, мышления, речи.

Воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому.

Формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны представлять особенности крито-микенской цивилизации, уметь назвать основные географические объекты, уметь рассказать о природе и городах Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой (коммуникативные навыки).
Методические приемы:

 

  • беседа,
  • работа с текстом учебника,
  • постановка проблемного задания,
  • описание,
  • рассказ,
  • просмотр видеофрагмента.
План урока:
  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему: “Вклад Древней Греции в мировую культуру”.
  3. Географическое положение Древней Греции. Раздробленность Греции
  4. Природные условия Древней Греции
  5. Занятия населения
  6. На Древнем Крите
  7. Миф о Тесее и Минотавре
  8. Закрепление.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя ^
1 Организационный момент. Приветствие учащихся.

Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш хоть куда.

Мы начнем урок друзья.

- Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране История. Удачи вам и новых открытий!

2 Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.

^

Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне”.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
3 Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами

Сегодня на уроке я хочу узнать …

выяснить…

^
1 Для достижения поставленной цели, мы должны познакомиться с географическим положением Греции, природными условиями, занятиями жителей, узнать, где находится остров Крит, кто такие критяне и рассмотреть миф о Тесее и Минотавре

В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свою работу по пунктам плана на листах оценивания.

В конце урока вы сможете оценить свою деятельность.

^
1 Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Наши имена, науки, названия предметов - все это дар, принесенный нам жителями Древней Греции.
6 Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.

Географическое положение Древней Греции.

Откройте атласы на с.7 и учебники на с. 111, внимательно изучите карту и ее легенду.

Учитель работает с картой. Задание: Используя карту и выполняя задания на карточках, определите местоположение Древней Греции.

  1. В какой части света находится Греция?
  2. В какой части Европы располагается?
  3. На каком полуострове находится Греция
  4. С каким полуостровом Греция Граничит на востоке?
  5. Какое море омывает Грецию с юга?
  6. Найдите на карте море, омывающее Грецию с Запада.
  7. Водами какого моря Греция омывается на востоке?
Греция расположена на юго-востоке Европы: на балканском полуострове, западнее полуострова Малая Азия, в Средиземноморье. На западе государство омывается Ионическим морем, на востоке-Эгейским.
 ^

 

Учащиеся, работая с картой и учебным модулем, делают вывод (предполагаемый вариант):  

Древняя Греция занимала юг Балканского полуострова, соседние острова, а также побережье Малой Азии.

1 Раздробленность Греции.   Слайд        

         Природа разделила Грецию на три части: Северную, Среднюю, Южную. Морские заливы отделяют Южную Грецию или Пелопоннес, от Средней Греции. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход. Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам.

Оцените свою работу на данном этапе (пункт 1 в листах самооценки)

  ^
5 А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции Работая в парах, вы заполняете таблицу, используя карту и ваши знания.

Время на выполнение задания -3 минуты.

Оцените себя (5 правильно- «5»

Природные условия Древний Восток Древняя Греция
Реки Полноводные реки Мелкие пересыхающие речки
Почва Плодородная мягкая почва Плохая, горная почва
Море Нет Омывает всю Грецию
Горы Нет Много, непроходимые
Климат Теплый Теплые
^
5 Занятия населения.    Слайды №13-16.                       

Задание: используя раздаточный материал и опираясь на знания, полученные ранее, попробуйте определить основные занятия древних греков.

Какие природные условия наиболее сильно повлияли на занятия греков?

Поставьте себе оценки

 

 ^

Древние греки занимались ремеслом, мореплаванием, торговлей, выращиванием оливок и винограда.

1,5 Физкультминутка:

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

2,5 Самое первое государство в Европе образовалось на острове Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.

Сообщения о Крите.

Крит- остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита не были окружены стенами - его стенами были корабли.

На острове Крит существовала так называемая минойская цивилизация. Название этой цивилизации происходит от имени легендарного царя Миноса, который, согласно преданию, был первым и самым могучим правителем Крита. Правители Крита жили в огромных благоустроенных дворцах, самый знаменитый из которых раскопан археологами в городе Кноссе. Греки привозили с Крита разнообразную посуду и утварь из золота, серебра, бронзы, стекла и слоновой кости.

2 ^

Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”.

Есть такая страна посреди – цветного моря,

Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,

В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета …

Кносс – между всех городов величайший на Крите.

Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…

3 Беседа о Крите.

- Назовите местоположение острова Крит.

- Как местоположение Крита влияло на занятия критян?

В чем сходство местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?

В чем различие местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?

Отвечают на вопросы учителя, опираясь на полученные знания
9 Греки и критяне.  Слайды

Вспомните, по каким историческим источникам ученые историки получают знания о прошлом?

Что такое миф?

Героев каких мифов вы знаете?

Миф- это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила, Софокла. Одним из самых известных мифов, посвященных Криту, был миф о Тесее и Минотавре.

Задание: Посмотрите фрагмент мифа о Минотавре и подумайте, какие факты являются достоверными, а какие вымысел?

Оцените свою работу

 

^ Фактами может быть то, что на о. Крит существовало государство, которым правил царь Минос, у него бал дворец в котором был лабиринт, греки платили дань царю Миносу.

 

Закрепление изученного     

А теперь давайте посмотрим, что бы вы могли рассказать о Греции жителям своей страны, побывав там в роли финикийских мореплавателей.

Я предлагаю вам подумать и продолжить предложение: Больше всего в Греции мне запомнилось…

 

 

Рефлексия:

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы так пригодились!

^ § 24, контурная карта.

В сапожной мастерской. В мастерской кузнеца.

Сбор оливок. Статуэтка пахаря.

Мальчик, ловящий рыбу. В рыбной лавке.

www.dogend.ru

1-й урок. Природа и население древнейшей Греции

Пелопоннес - южная часть Балканского полуострова.

1-й урок.

Цель урока: показать учащимся, что, несмотря на незначительные размеры и природную бедность страны, в Греции имелись предпосылки для развития сельского хозяйства, ремесла, торговли, рыболовства и мореплавания.

Оборудование урока: физическая карта полушарий. Историческая карта «Древняя Греция». Таблица 54 Альбома по древней истории. Дополнительно диафильм «Древняя Греция», 1954 г., кадры 1 — 10.

План изложения нового материала

I. Географическое положение Греции.

2. Природные условия и занятия населения.

3. Древнейшее население Греции.

Прежде чем начать изложение нового материала, учитель кратко рассказывает учащимся о значении изучения истории Древней Греции, культура которой оказала большое влияние на развитие современных народов. Он говорит, что в Греции возникли театр, гимнастические соревнования, начатки некоторых наук (арифметика, биология, история и другие). Многие греческие слова вошли в русский язык, например, алфавит, аптека, архитектура, метрика и др. Многие имена также ведут свое происхождение от греков: Александр, Артем, Дмитрий, Кира, Ирина, Николай и др.

Записав на доске название изучаемой страны, раздел и тему урока, учитель приступает к изложению. Он говорит о территории Древней Греции и показывает по карте ее основные области. Одновременно учащиеся находят эти области на картах своих учебников. Все новые названия записываются на доске, а учащиеся переписывают их в тетради.

Для закрепления материала учитель вызывает ряд учащихся к карте. Одновременно он предлагает им показать путь из СССР в Грецию и из Египта, Двуречья и других известных учащимся стран в Грецию.

Материал о поверхности, климате и природных условиях Греции может быть изложен самим учителем. Можно использовать в рассказе или прочесть в классе описание Греции, составленное В. Д. Сиповским (приводим его с сокращениями). Затем провести беседу. Одновременно можно показать учащимся соответственные кадры диафильма.

На земном шаре нет местности, где на таком небольшом пространстве, как в Греции, природа была столь разнообразна и красива. Море обнимает Балканский полуостров с трех сторон, изрезывая его берега бесчисленными бухтами, глубоко проникает в него большими заливами, а горный хребет, идущий с севера на юг, бросает от себя во все стороны отроги. Острова обступили Грецию со всех сторон, а на Востоке от нее они рассеялись по морю в бесчисленном множестве до самой Малой Азии, западный берег которой также изрезан бухтами и заливами.

Необычайно извилистый греческий берег отличается большим разнообразием: то он вторгается в море голыми крутыми скалами, о которые с вечным ропотом разбиваются в пену морские волны, то, извиваясь, стелется песчаной полосой, то спускается к морю зеленеющими и цветущими склонами гор, то море входит бухтою, где образует зеркальную поверхность, то шумно врывается в мрачные ущелья.

Не менее разнообразна и поверхность полуострова: со всех сторон вздымаются горы, — всюду горы с их вершинами то лесистыми, то скалистыми, а то и снежными. С гор виднеются зеленеющие холмы, расстилаются долины, орошенные горными потоками, пересыхающими в жаркое лето.

С любого возвышенного места в Греции глаз прежде всего видит вершины гор, которые, кажется, громоздятся одна на другую, да голубое море, усеянное зеленеющими островами.

Как разнообразна поверхность страны, так разнообразна и растительность ее. Вершины иных гор и их склоны окаймлены хвойными деревьями; ниже идут лиственные леса; еще ниже вьется виноградная лоза, а в долинах растут кипарисы, лавр, олеандры и масличные деревья.

Цветущих долин и хороших лугов и полей в Греции было мало.

Климат в Греции умеренный. Зимой только на севере и на горах бывает снег, метут метели, а летом южный зной мог спалить всю растительность, если бы с гор не спускалась прохлада и море не веяло своим освежающим дыханием» 1.

Приводя описание природных условий Греции, учитель показывает по карте извилистую линию берега, бухты, горные цепи, долины, реки. Затем учитель сообщает о полезных ископаемых Греции и ее животном мире.

Проверяя, как учащиеся усвоили материал, учитель выясняет, каковы поверхность Греции^ ее береговая линия, реки, климат, растительность, животный мир и полезные ископаемые.

Подводя итог ответам, учитель указывает, что (разнообразие природных условий Греции могло быть использовано жителями для развития различных отраслей хозяйства.

Учащимся предлагается самим сказать, какие виды хозяйственной деятельности развились в Греции. По аналогии с ранее изученными странами учащиеся укажут на развитие охоты, земледелия, скотоводства и ремесла.

Уточняя их ответы, учитель говорит, что древнейшим занятием населения Греции было скотоводство. Нагорных пастбищах, покрытых скудной травой, разводили коз и овец, мясо и молоко которых шло в пищу, а из шкур изготовляли одежду. Недостаток хороших пастбищ ограничивал разведение крупного рогатого скота и лошадей. В лесах, которые покрывали в древности всю Грецию, водилось много дичи. Море с удобными бухтами и близко лежащими островами способствовало раннему развитию рыболовства. Рыба с глубокой древности была одним из основных продуктов питания населения. Позднее в плодородных долинах жители стали заниматься земледелием. Однако недостаток плодородной земли принудил греков осваивать под пашню склоны гор. Приходилось снимать с горных участков камни, разрыхлять землю и приносить на поля плодородную землю с долин. Греки занимались садоводством и виноградарством.

Богатство Греции полезными ископаемыми и лесом способствовало изготовлению орудий труда, оружия, предметов домашнего быта. Греция вскоре стала славиться изготовлением глиняных сосудов.

Вечный недостаток в хлебе привел к торговле. Греки сбывали изготовленные на родине ремесленные изделия и привозили зерно. Море служило прекрасной дорогой. Острова лежат так близко один от другого, что плывущие по морю никогда не теряли из вида землю.

Закрепляя рассказанный материал, учитель спрашивает учащихся: какие занятия развились в Греции? Какие виды занятий требовали применения большого труда?

Получив ответ, учитель делает вывод, что несмотря на при-родную бедность Греции, в .ней развились разные отрасли хозяйства. Но первые поселенцы Греции должны были затратить много труда, чтобы развить земледелие, мореплавание, добычу полезных ископаемых.

Далее учитель отмечает, что если море для населения Греции служило прекрасной дорогой, то горные хребты, наоборот, затрудняли сношения по суше. Каждая область в Греции поэтому жила своей самостоятельной жизнью. Здесь селились отдельные племена, говорившие на разных, хотя и близких наречиях. Учащимся сообщается, что греки называли себя эллинами, а страну свою Элладой; эти названия записываются на доске. Указывается, что современные названия «греки» и «Греция» произошли позже. Так назвали эллинов римляне, а от них это название перешло к нам.

Учащимся предлагается сравнить греческие области с египетскими областями (номами) и объяснить, почему в Египте произошло объединение номов в одно государство, а в Греции нет.

В заключение урока можно привести описание эллинов, сделанное древним врачом Адамантием:

Население отличается довольно высоким ростом, широкими плечами, стройностью, крепким сложением; они блондины с белым цветом кожи и устойчивым, хотя и нежным румянцем. У них прямые, красиво сложенные ноги с изящными ступнями, круглая, средней величины голова на крепкой шее. Их отливающие золотом волосы тонки и легко вьются 2.

Учитель может одновременно показать изображение грека, например статую Дискобола (таблица 54 Альбома по древней истории, учебник Ф. П. Коровкина, стр. 114 или учебник С. И. Ковалева, стр. 108).

Урок заканчивается закреплением материала, во время которого показываются по карте территория древней Греции и ее главные области; выясняется, какие природные условия способствовали или тормозили в Греции отдельные занятия жителей, почему в Греции было много областей и как называли себя греки.

Домашнее задание: выучить по учебнику Ф. П. Коровкина § 30; по учебнику С. И. Ковалева § 39; ответить на вопросы: чем природа Греции отличалась от природы Египта? Каким занятиям населения она благоприятствовала в древности?

На контурной карте Балканского полуострова отметить цветными карандашами главные области Греции и написать на карте их названия.

Примечания

1. В. Д. Сиповский, История Древней Греции, СПб, 1914, стр. 3—5.

2. П. Гиро. Частная и общественная жизнь греков. П., 1913, стр. 1.

 

pedagogia.pro

Урок окружающего мира по теме "Античность. Древняя Греция. Два мира – два детства"

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Обобщить знания обучающихся по теме: «Античность. Древняя Греция. Два мира – два детства».
  2. Систематизировать исторические понятия.
  3. Работать над развитием и обогащением словарного запаса.
  4. Развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом и на современном этапе.
  5. Формировать у обучающихся активную жизненную позицию, гражданско-патриотические и духовно-нравственные качества.

Оборудование: презентация (Приложение), рисунки детей, Конституция РФ.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети при входе в класс получают карточки с изображением Афины или воина. Затем они рассаживаются по группам в соответствии с изображением на карточках. (Приложение. Слайд 1)

Учитель: Здравствуйте. Проверили готовность к уроку. Садитесь.

II. Сообщение темы и целей урока.

(Слайд 2)

Учитель: Сегодня на уроке мы обобщим все изученное по теме «Античность. Древняя Греция. Два мира – два детства».

Вспомните и скажите: «Что обозначает слово античность?»

Ответ детей: Античность – это мир древней Греции и древнего Рима. (Слайд 3)

Учитель: Сегодня мы с Вами совершим путешествие в Древнюю Грецию, узнаем много нового и выясним, что подарила миру античность Древней Греции?

Чтобы отправиться в Древнюю Грецию вспомните, что вы о ней знаете.

- Где находилась Древняя Греция?

Ответ детей: Греция находилась на Балканском полуострове.

Учитель: Покажите на карте Древнюю Грецию.

(Ученик показывает на карте.) (Слайд 4)

Учитель: В Греции в 6 веке до н.э. образовались города-полисы. Что обозначает слово полис?

Ответ детей: Полис – это город-государство внутри государства. (Слайд 5)

Учитель: Что еще вы знаете о Древней Греции?

Ответ детей: В Греции жаркое лето и прохладная зима. Местность гористая. Мало рек. Осадки выпадают нерегулярно, поэтому здесь выгоднее заниматься скотоводством, чем земледелием. Греки разводили быков для обработки земель, лошадей для езды в колесницах, овец и коз для получения шерсти, молока. Выращивали хлеб, овощи, виноград и оливы.

Греция омывается морем. Поэтому греки занимались рыболовством. Вели торговлю через море, занимались мореплаванием.

Учитель: Чем прославилась Греция? (Слайд 6)

Ответ детей:

  1. Олимпийскими играми.
  2. В Греции зародились многие науки.
  3. В Древней Греции изобрели алфавит. Греческий алфавит стал впоследствии основой для других алфавитов.

Физкультурная минутка.

Учитель: Положите руки на парту, а голову - на вытянутые руки. Закройте глаза. Мы с вами на «машине времени» перемещаемся в античный мир Древней Греции.

Учитель: Откройте глаза. Сядьте правильно.

Мы с Вами в Древней Греции. (Слайд 7)

Древняя Греция была небольшой страной, но в ней образовалось много полисов. (Слайд 8)

Вспомните и скажите еще раз, что такое полис?

Ответ детей: Полис – это город- государство внутри государства.

Учитель: Какие полисы были самыми большими?

Ответ детей: Афины и Спарта. (Слайд 9)

Учитель: Ребята, посмотрите на свои карточки и скажите, в каком полисе вы находитесь.

Ответы детей.

Учитель: Ребята, а самым северным полисом был Танаис, который находится на территории нашей Ростовской области, неподалёку от города Таганрога. (Слайд 10)

Итак, мы в Древней Греции. Справа от меня жители Афин, а слева – жители Спарты.

Почему город получил название Афины?

Ответы детей: Миф об Афине и Посейдоне. (Слайд 11)

На высоком холме с крутыми берегами был расположен город. Заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат Посейдон. Кому стать покровителем этого города? Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре.

Ударил трезубцем по скале Посейдон – забил источник. Вот это подарок! Но когда попробовали её на вкус – оказалась она горько-соленой.

Воткнула в землю своё копьё Афина. Зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел здесь таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим.

Вот почему название города связано с именем Афины.

Учитель: Как возникли Афины? Что представляла собой жизнь в Афинах?

Ответы детей: На горе, возвышающейся над равниной, греки возвели крепостные стены – Акрополь. Под их защитой и начали селиться жители. Афиняне вели торговлю. Без морской торговли Афины не могли существовать. Поэтому Афинские правители всегда стремились иметь мощный флот. Афины часто враждовали с другими городами за власть на море. Городская жизнь требовала хорошего понимания торговых дел. В Афинах ценилось ораторское искусство. Ему обучали детей в школах. (Слайд 12)

В Афинах нет больших рек, а большая часть покрыта каменистой почвой, поэтому земледелием заниматься было проблемно. Было развито скотоводство. Среди жителей было много ремесленников-сапожников, кузнецов, гончаров. (Слайд 13)

Учитель: Что необычного было в Афинах? (Слайд 14)

Ответы детей:  На каменистой почве росло необычное дерево. Внешне оно неказисто: с кривым стволом и небольшими серебреными листочками. Но именно это дерево давало жителям Афин одно богатство. Это дерево называлось оливой, плоды дерева – оливками. Греки так ценили эти плоды, что верили в то, что олива – дар богов. Кроме оливы греки выращивали виноград, из которого изготавливали вино. В Афинах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища. (Слайд 15)

Учитель: Как возникла Спарта? Что представляла собой жизнь в Спарте? (Слайд 16)

Ответ детей: Спарта является древнейшим городом Греции. Спарта возникла вдали от моря, в долине реки. Спартанцы захватили эту землю и подчинили себе местные племена. Эти племена и обрабатывали земли спартанцев. На землях этих выращивали хлеб, овощи, оливки, виноград. Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие - военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены. (Слайд 17)

Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются храбрые воины. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Торговать с ними было запрещено. Жители Спарты не имели права покидать пределы государства из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.

Учитель: Что необычного было в Спарте? (Слайд 18)

Ответ детей: В Спарте дома были скромными, в них было только самое необходимое. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной (например: похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока). Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.

III. Изучение новой темы.

Учитель: Наша тема называется «Два мира – два детства». Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Ответ детей: Мы узнаем, как обучались дети в Афинах и Спарте. Было ли что-то общее в их обучении.

Учитель: Посмотрите на рисунок. (Слайд 19)

- Из какого полиса эти дети? Докажите это.

Ответы детей.

Учитель: В Афинах рождение ребенка был семейным праздником. Когда рождался ребенок, двери дома украшали оливковыми ветвями, если в доме родился мальчик, и шерстяными нитками, если рождалась девочка. Младенца купали в воде, в которую в Афинах вливали оливковое масло, а в Спарте вино. На седьмой день устраивали семейный праздник. Отец поднимал ребенка и обносил вокруг домашнего очага. (Слайд 20)

Совсем другое отношение к рождению детей было в Спарте. (Слайд 21)

В Спарте новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей бросали в пропасть. Спартанцев с детства воспитывали как будущих воинов.

Учитель: Что вы знаете о воспитании детей в Спарте?

Ответы детей: Семилетних мальчиков забирали у родителей, распределяли по отрядам, в которых они вместе жили, обучались воинскому искусству. Спали мальчики на подстилке из тростника, круглый год ходили босыми, мылись холодной водой (горячая вода полагалась лишь несколько раз в году). Их кормили так, что часто хотелось есть и они вынуждены были добывать себе пищу, воруя ее. Говорить мальчики могли только тогда, когда получали разрешение; при этом они должны были говорить кратко и точно. Краткую и ясную речь сейчас мы называем лаконичной.

Вот что рассказывали древние писатели о спартанских женщинах. Узнав о том, что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли на поле сражения. Они осматривали, тела павших воинов, а дальше поступали по-разному. Если воин был ранен в грудь, то женщины, хоронили своих сыновей с почетом, в гробницах предков; Если воин был ранен в спину, то спартанки, рыдая от стыда спешили покинуть поле сражения, предоставляя хоронить мертвых воинов в общей могиле.

Учитель: А сейчас мы узнаем, как обучались дети в Афинах. (Слайд 22)

Ответы детей: С семи лет начиналось обучение в школе. Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины не участвовали ни в выборах, ни в народном собрании. Все, что от них требовалось, это быть скромными жёнами и домовитыми хозяйками. Чем реже показывались они на людях, тем больше гордились ими отец и муж.

В школу ходили только мальчики. Рабы обязаны были сопровождать господских сыновей в школу. Они несли за мальчиками учебные принадлежности: деревянные, покрытые воском таблички для письма, палочки, которыми писали, а для старших мальчиков - и лиру, на которой они учились играть. Раб, сопровождавший мальчика в школу, назывался педагог. Школы были частными, родители платили учителю за обучение детей.

В школе мальчика учили грамоте. Буквы и слоги писали на глиняных табличках. Потом ученик обучался складывать из них слова. Грамоте обучали три года. Сначала учили писать на восковых табличках, потом и на папирусе.

Богатые афиняне учили в школе сыновей 9 лет. Беднякам приходилось осваивать только грамоту, а потом они возвращались домой, чтобы научиться у своих отцов обрабатывать поле, ухаживать за скотом или перенять их ремесло. Мальчики же из богатых семей учились в школах до 16 лет.

С 12-13 лет мальчики начинали посещать также и гимнасии. Изучение гимнастики считалось не менее важным делом, чем занятия музыкой и литературой. Прозанимавшись первую половину дня в школе, мальчики отправлялись в палестру – так назывались спортивные школы. Сбросив одежду и натерев кожу оливковым маслом, чтобы она стала упругой и гладкой, они выходили на усыпанное песком открытое пространство, где происходили занятия. Начинались упражнения: бег, борьба, прыгание, метание диска и копья. Готовясь к состязаниям на играх и к войне, юноши стремились стать сильными, ловкими и быстрыми.

Учитель: Для чего готовили мальчиков в спортивных школах?

Ответы детей: Мальчиков готовили в спортивных школах для участия в Олимпийских играх. Вот несколько примеров как проходила подготовка. Мальчики бегали по полю, усыпанному толстым слоем песка. Ноги вязли в песке, и бежать было очень трудно.

Занимались борьбой. Победителем был тот, кто трижды положит на спину другого. Когда ученики усвоили приемы борьбы, они переходили к кулачному бою. Бойцам надевали на руки ремни, снабженные металлическими шишками. Кто много занимался кулачным боем, не боялся ран, побеждал в бою.

Учитель: Какие еще учебные заведения появились в Греции?

Ответы детей: Кроме частных палестр, были в Афинах и три школы-гимназии, Академии и Ликеи. На содержание их давали средства богатые граждане. Впоследствии Академия прославилась благодаря тому, что там учил знаменитый философ Платон, а Ликей – благодаря школе, созданной Аристотелем.

Когда молодые афиняне достигали 18 лет они шли на военную службу. Отныне мальчик считался совершеннолетним.

Учитель: Почему в Афинах учились только мальчики?

Ответ детей: Девочки в школе не учились. Их учила дома мать вести домашнее хозяйство.

Учитель: А теперь мы узнаем, как проходило обучение детей в Спарте. (Слайд 23)

Ответы детей: Забирали детей из семьи в 7 лет. Поделив детей на группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами наводили чистоту. Их воспитывали как в «детских домах».

В детях воспитывали выносливость, хитрость, жестокость, умение приказывать и повиноваться. И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в легкий хитон, доходивший им до колен. Кожа на ногах постепенно грубела, и они приучались лазить по горам босиком. Надзирали за ними юноши 19—20 лет.

Всех детей делили на отряды по 6 человек. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок. Дети слушались его беспрекословно. По его приказу заготавливали дрова и овощи; он мог отстегать провинившегося мальчишку. Наказывали любого, кто возражал, медлил. Так растили идеальных воинов.

Ежегодно между спартанскими юношами проводились состязания — своего рода «бои без правил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом с водой. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка — столкнуть противника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного— никаких правил. Запрещалось лишь применять оружие. В этом « сражении» юноши не щадили друг друга, чтобы потом меньше жалеть противника.

Совершив воровство, спартанские дети стремились ничем не выдать себя. Рассказывают, что как-то мальчишка украл лисенка и спрятал его под плащ. Когтями и зубами зверек раздирал живот ребенка, стараясь вырваться из западни. Мальчик молчал; он так и умер от ран, но не подал виду, что держит под плащом что-то ворованное. Если бы мальчик признался в краже, то его запороли бы до полусмерти. Мальчик настолько боялся жестокого наказания, что терпел даже когда терпеть уже было нельзя.

Жили впроголодь. Впрочем это шло спартанцам на пользу. Они становились от этого стройнее, «не раздавались вширь»; их тело росло «свободно, без принуждения», становилось «тонким и худощавым».

Спартанцы занимались музыкой и танцами. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы, молниеносные удары копьем — то есть все, что требовалось воину во время боя. Исполняли его в полном вооружении.

Как только юноши подрастали, их делили на небольшие отряды и отправляли скитаться по горам, среди диких зверей. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых и считались военнообязанными.

Учитель: Что общего было в обучении детей Афин и Спарты?

Ответ детей: И в Афинах и в Спарте дети учились с 7 лет.

Учитель: Могли мальчики из Афин и Спарты встречаться и где?

Ответ детей: Да. На Олимпийских играх.

Физкультурная минутка. (Слайд 24)

Мы атлеты-олимпийцы. Мы бежим быстрее ветра, Прыгаем на целый стадий. Наши копья, наши диски Вдаль летят до края света, С шумом падая на землю Возле самых ног Атланта.

Учитель: Проверим: хорошо ли вы изучили Спарту и Афины. Ребусы. (Слайд 25-26)

Ребята, а в какой школе вы бы хотели учиться в Афинской или Спартанской и почему? (Слайд 27)

Ответы учеников.

Учитель: Ребята, у меня в руках Конституция РФ. Вспомните, что обозначает это слово?

Ответ детей: Конституция – это основной Закон РФ. (Слайд 28)

Учитель: 2-я глава посвящена правам человека. Самым главным правом для вас является право на образование. У Вас счастливое детство, намного счастливее, чем у Афинских и Спартанских детей. Почему? (Слайд 29)

Ответы детей.

Учитель: Вы имеете право получать образование бесплатно.

В школе учатся мальчики и девочки. У вас равные права.

Вы должны гордиться нашей страной, которая заботиться о Вас.

Учитель: А теперь положите руки на парту, вытяните их, положите на них голову. Наше путешествие заканчивается, и мы стремительно возвращаемся назад в 21 век на урок в российскую школу.

IV. Итог урока.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что расскажите своим родителям?

Ответы детей:

  1. Античность – это мир древней Греции и древнего Рима.
  2. Полис – это город-государство внутри государства.
  3. Самыми большими полисами были Афины и Спарта.
  4. Северным полисом был Танаис, который расположен ныне на территории Ростовской области.
  5. Название города Афины связано с мифом об Афине и Посейдоне.
  6. Вокруг Спарты не было крепостных стен.
  7. Афиняне ценили красоту, украшали дома.
  8. В Спарте дома были очень скромными, в них было только самое необходимое.
  9. В Афинах и в Спарте дети учились с 7 лет.
  10. В Афинах девочки в школу не ходили. Их учила дома мать.
  11. В Спарте детей забирали из семьи в 7 лет.
  12. В Спарте воспитывали будущих воинов.
  13. В Спартанских детях воспитывали выносливость, силу.
  14. В Афинах было 3 вида учебных заведений: школа, гимнасия, ликей.
  15. Афинские и Спартанские дети могли встречаться только на Олимпийских играх.
  16. Греция подарила миру алфавит.

Учитель: А теперь давайте попробуем ответить на вопрос, который звучал в начале урока «Что подарил нам Античный мир Греции?» (Слайд 30)

Ответы детей:

  1. Алфавит.
  2. Олимпийские игры.
  3. Обучение в спортивной школе.
  4. Обучение в музыкальной школе.
  5. Трехступенчатое образование (школа, лицей, гимназия).

Конкурс рисунков. Итог урока. (Слайд 31)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также