Возникновение религии в Древней Греции. Древняя греция религия
МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. Древняя Греция
МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
В архаическую эпоху произошло окончательное оформление греческой религии и мифологии. Мифы, корни которых уходят еще в первобытную эпоху, были неразрывно связаны с древнейшими обрядами и представляли собой первую попытку человека в художественно-образной форме осмыслить окружающий мир, который он населял множеством существ, обладающих сверхъестественной силой. Для древнего человека миф выступал в качестве священной истории, которая в религиозно-фантастической форме объясняла происхождение и развитие мира и человека. Греческая мифология отличалась богатством сюжетов и дошла до нас в изложении поэтов, историков и философов, которые придали мифам морально-этическое звучание (именно это отличает греческую мифологию от древневосточной).
Рождение Афродиты. Рельеф (V в. до н. э.)
Религиозные верования древних греков прошли те же этапы развития, что и религии других народов. В более поздние эпохи следы первобытного поклонения фетишам и тотемам прослеживаются в поклонении греков дубу в Додо не как символу Зевса, оливе на афинском Акрополе как символу Афины и т. д. Как сообщал Афиней (II в. н. э.), некий Парменикс из италийского города Метапонт, богатого красивыми храмами и великолепными скульптурами, прибыл на остров Делос, чтобы поклониться Латоне, матери Аполлона. Он надеялся увидеть замечательную статую богини, но перед ним предстал простой кусок дерева. Такими же «безликими» были образы и других архаических богов. Пережитками тотемизма было поклонение богам в образах животных (например, Геру представляли в образе коровы) или появление у каждого божества животных-спутников (орел у Зевса, лань у Артемиды, голубь у Афродиты, сова или змея у Афины).
В эпоху архаики окончательно сформировалась система религиозных верований, получившая название олимпийской религии, так как, по представлению эллинов, боги обитали на горе Олимп в Северной Греции. Об олимпийских богах, их функциях, взаимоотношениях, нравах и обычаях рассказали миру Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» и Гесиод в «Теогонии».
Олимпийские боги считались богами третьего поколения. Сначала был Хаос, который породил первую божественную пару: Землю – Гею и Небо – Уран. От них произошли могучие титаны. Один из них, коварный Крон, обманом захватив власть, свергнул своего отца, породив беззаконие, произвол и преступления. Он боялся, что дети могут лишить его трона, поэтому всех младенцев, родившихся от его брака с Реей, он проглатывал. Только последнего сына, Зевса, мать сумела спрятать в пещере на Крите. Подросший Зевс начал борьбу с отцом. Свергнув Крона, он вернул на землю мир, закон и справедливость. Зевс с другими богами утвердился на Олимпе и, поделив с братьями весь мир, стал повелевать богами и людьми. Один его брат, Посейдон, стал владыкой морей, а другой – Аид – подземного мира. Сестра Зевса Гера, которая стала его женой, покровительствовала браку и семье.
Посейдон. Скульптура с о. Мелос
Зевс и Ганимед. Терракотовая статуэтка (V в. до н. э.)
Главных олимпийских богов было двенадцать, но в разных уголках греческого мира в их число часто включали различных «мелких» богов. Чаще всего в олимпийский пантеон, кроме упомянутых выше богов, включались дети Зевса: Арес – бог войны, Гефест – покровитель кузнечного мастерства и Аполлон – бог солнечного света, покровитель муз – богинь искусств, Артемида – целомудренная богиня-дева охоты и живой природы (ее часто отождествляли с богиней луны), Афина – покровительница ремесел. К олимпийским богам причисляли богиню красоты и любви Афродиту, родившуюся из морской пены у острова Кипр, и вестника богов Гермеса, а также бога фракийского происхождения Диониса и богиню плодородия Деметру.
Дерево над алтарем Зевса в Пергаме. Фотография
С развитием социально-экономических отношений боги у греков начинают выполнять новые функции. Так, Посейдон выступает покровителем коневодства и аристократии, Афина – покровительницей наук и демократии, Гермес становится богом торговли и покровителем путешественников. По мере становления полисного мира возникают представления о покровительстве отдельных божеств тем или иным городам, островам и т. п. Например, Афина была покровительницей города Афины, Гера – Аргоса и острова Самос, Зевс – Олимпии, Аполлон и Артемида – острова Делос и Дельф и т. д.
Помимо богов, греки почитали нимф, наяд, дриад, сатиров, силенов и т. д. Этих существ, которые якобы населяли окружающий мир (источники, водоемы, рощи, растения), относили к младшим божествам.
Олимпийские боги представлялись бессмертными. Они обладали огромной властью, но не были всемогущими. Над миром богов царила безликая сила – Судьба (Атанка). Даже Зевс не в силах изменить ни судьбу бога, ни судьбу человека, нить жизни которого тянут три мойры – сестры-богини судьбы.
Греческие боги во многом близки людям. Эллины представляли своих богов в образах прекрасных и физически совершенных людей, которые живут теми же чувствами, страстями и желаниями, что и простой смертный человек. Отражением этого стало широкое распространение культа героев, которые появлялись на свет в результате любовной связи бессмертных богов и людей. Таковы Геракл – сын Зевса и Алкмены, Персей – сын Зевса и Датаи, Ахилл – сын царя Пелея и богини Фетиды и т. д.
Жертвоприношение. Роспись по дереву (Коринф, VI в. до н. э.)
Религиозные верования пронизывали все сферы жизни древнегреческого общества. И важнейшие государственные мероприятия, и серьезный труд, и веселое развлечение начинались с ритуала богопочитания. Отношение греков к миру богов было во многом наивным, усердно почтительным, но в то же время древние греки воздавали богам должное лишь в той мере, в какой рассчитывали получить от них помощь в предстоящих делах. Но никогда религиозное мышление не доходило до теологической систематизации многочисленных верований.
В архаическую эпоху строятся первые храмы – жилища богов, оформляются обряды и ритуалы и появляются жрецы, которые возглавляют религиозные церемонии и надзирают за храмовым имуществом. В отличие от Востока в полисной Греции не сложилось замкнутой касты жрецов с жесткой иерархией. Жрецом мог быть избран любой гражданин (как мужчина, так и женщина), пользовавшийся авторитетом у окружающих и не имевший физических недостатков. Как правило, это были представители аристократических семей. Жрец носил длинные волосы, пурпурный хитон (он восходил к древним ионийским одеждам) и во время торжественных церемоний надевал различные украшения.
Богослужение проводилось с целью расположить к себе божество. Оно начиналось с торжественного шествия к святилищу для совершения жертвоприношения. Жертвенный алтарь находился за стенами храма, на священном участке. Первоначально для алтаря использовали крупные камни, где происходило заклание жертвы. Позже алтарь превратился в искусно оформленное художниками и камнерезами сооружение из «благородного» камня.
В эту эпоху большую роль в религиозной и общественной жизни Греции стали играть святилища, прославившиеся своими оракулами, у которых через жрецов-предсказателей можно было узнать волю богов и свою судьбу. Самым древнейшим оракулом, который упоминает еще Гомер, было святилище Зевса в Додоне (в Эпире), где воля громовержца определялась по шуму листьев священного дуба. На Балканах и в Малой Азии много оракулов находилось в храмах Аполлона, который считался богом-прорицателем. Самым знаменитым стал оракул Аполлона в Дельфах (в Фокиде), на склоне горы Парнас.
Сфинкс из святилища Аполлона в Дельфах (VI в. до н. э.)
Волю богов передавала жрица – пифия. Она сидела на треножнике над расщелиной, откуда поднимались дурманящие испарения, приводившие жрицу в состояние экстаза. Бессвязные слова и звуки, выкрикиваемые пифией, записывались жрецами, а затем излагались в стихотворной форме. Ее предсказания обычно носили образный и порой загадочный характер. Так, царю Лидии Крёзу перед войной с Персией оракул предсказала: «Крёз, Галис перейдя, великое царство разрушит». Когда же Крёз, потерпев поражение, стал сетовать на неверное предсказание, то жрецы заявили, что под «великим царством» божество подразумевало его державу.
На протяжении длительного времени Дельфийский оракул играл важную роль в греческом мире. Он давал «информацию» по культовым вопросам, о выводеи устройстве колоний, о законодательстве, о новых конституциях, о войне и мире, о заключении союзов, а также по частным делам: о деловых предприятиях, о заключении брака, о путешествии и т. п.
Для защиты святилища была создана амфиктиония – союз полисов. Дельфийская амфиктиония приобрела большой авторитет и из религиозного объединения превратилась в сильный политический союз, в котором большую роль стала играть Спарта.
Элевсинские мистерии. Рисунок с рельефа
В греческой религии были также мистерии – культы, основанные на таинстве. Они носили закрытый характер, и в них могли принимать участие только мисты – посвященные. Широкое распространение получают элевсинские мистерии, учреждение которых в аттическом Элевсине гомеровская традиция приписывает богине плодородия Деметре. После создания афинского полиса элевсинские мистерии становятся в нем государственным культом. Они были связаны с ритуалом поклонения умирающей и воскресающей природе, которую олицетворяла дочь Деметры Персефона (Кора), похищенная Аидом. Когда Персефона находилась в подземном царстве, вся природа увядала, а когда Аид разрешал ей на время вернуться к матери, то наступали весна и лето и вся земля расцветала. В мистериях могли участвовать и мужчины, и женщины, и дети, причем не только афиняне, но и чужестранцы.
Участники мистерий обязаны были пройти обряд посвящения, к которому тщательно готовились, очищая душу и тело. Мисты должны были хранить тайну того, что видели и слышали, поэтому об элевсинских мистериях известно немного. Церемониалом мистерий заведовал верховный жрец из древнего аристократического рода. Вместе со жрицей он был толкователем священных тайн. Мистерии начинались с шествия по священной дороге в Элевсин, по которой шла Деметра на поиски похищенной дочери. А основное действие разворачивалось ночью, когда при свете факелов в сопровождении музыки и пения разыгрывалось похищение Коры, блуждания Деметры и встреча матери с дочерью. Зрители вместе с героями священный драмы переживали и ужас, и горе потери, и радость обретения, и религиозный экстаз. Мисты верили, что они испытывали те же чувства, что и их души будут испытывать после смерти.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древняя и современная Греция: религия и ее особенности
Культура и религия Древней Греции очень своеобразны и весьма интересны. И по сей день они вдохновляют множество людей по всему миру. Религия и искусство Древней Греции вот уже много веков находят отражение в произведениях писателей и поэтов, в скульптуре, живописи и др. Сегодня мы поговорим о том, каким богам поклонялись эллины, как совершались жертвоприношения и какую роль выполняли жрецы. Кроме того, вы узнаете, какие исторические изменения пережила Греция. Религия ее трансформировалась через столетия в православие. О современном греческом христианстве мы также подробно расскажем. Однако сначала охарактеризуем такую страну, как Древняя Греция. Религия ее внесла большой вклад в мировую культуру.
Религия Древней Греции
В общих чертах о ней может рассказать, наверное, каждый из нас. Древнегреческие традиции и сегодня весьма популярны. Очень важной составляющей частью культуры этой страны всегда была религия. Однако древние греки, в отличие от египтян, рядили своих богов в человеческие одежды. Этот народ любил радоваться жизни. Хотя им была создана целая история божественных существ, в обыденной жизни эллины были независимыми и практичными людьми.
Очень важно то, что идея бога-творца отсутствовала в такой стране, как Древняя Греция. Религия ее поэтому была весьма своеобразной. Греки считали, что из хаоса появилась земля, ночь, мрак, а потом возник эфир, свет, небо, день, море и другие важные силы природы. Старшее поколение богов произошло от земли и неба. А уже от них был создан Зевс и все известные нам олимпийские боги.
Пантеон Древней Греции
В пантеоне было множество богов, среди которых выделялись 12 главных. Каждый из них выполнял свои функции. К примеру, Зевс (на фото ниже) являлся главным богом, он был громовержцем, властителем неба, олицетворял власть и силу в таком государстве, как Древняя Греция.
Религия эллинов предписывала поклонение и Гере, его супруге. Это покровительница семьи, богиня брака. Посейдон приходился братом Зевсу. Это древнее морское божество, покровитель моря и коней. Афина олицетворяет справедливую войну и мудрость. Религия Др. Греции, кроме того, представляет ее покровительницей городских укреплений и в целом городов. Другое имя этой богини - Паллада, что в переводе значит "потрясательница копья". Афина, согласно классической мифологии, является богиней-воительницей. Ее изображали обычно в полном вооружении.
Культ героев
Древнегреческие боги обитали на Олимпе, заснеженной горе. Кроме поклонения им, существовал также культ героев. Они представлялись как полубожества, которые родились от союзов смертных и богов. Героями многих мифов и поэм Древней Греции являются Орфей (на фото выше), Ясон, Тезей, Гермес и др.
Антропоморфизм
Раскрывая особенности религии Древней Греции, необходимо отметить, что антропоморфизм является одной из главных среди них. Под божеством понимался Абсолют. Древние греки считали, что Космос является абсолютным божеством. Антропоморфизм выражался в наделении высших существ человеческими качествами. Боги, как считали древние греки, - это идеи, воплощенные в Космосе. Это не что иное, как законы природы, управляющие им. В их богах отражаются все недостатки и достоинства человеческой жизни и природы. Высшие существа имеют человеческий облик. Не только внешне они похожи на людей, но и своим поведением. У богов есть мужья и жены, они вступают в отношения друг с другом, подобные человеческим. Они могут мстить, ревновать, влюбляться, иметь детей. Таким образом, боги обладают всеми теми достоинствами и недостатками, которые характерны для смертных. Эта черта определила то, какой характер цивилизации имела Древняя Греция. Религия способствовала тому, что главной чертой ее стал гуманизм.
Жертвоприношения
Всем богам приносились жертвоприношения. Греки считали, что, подобно людям, высшие существа нуждаются в пище. Кроме того, они верили, что еда необходима и теням умерших. Поэтому древние греки старались их кормить. К примеру, героиня трагедии Эсхила Электра поливает землю вином, чтобы его получил ее отец. Жертвы богам являлись дарами, которые подносились с целью исполнения просьб молящегося. Популярными дарами были фрукты, овощи, различные хлебцы и лепешки, посвященные отдельным богам. Существовали и кровавые жертвоприношения. Они сводились главным образом к убийству животных. Однако очень редко люди также приносились в жертву. Вот какая религия в Греции была на раннем этапе ее развития.
Храмы
Храмы в Древней Греции возводились обычно на возвышенностях. Они отделялись оградой от других зданий. Внутри находилось изображение бога, в честь которого был построен храм. Здесь же был и алтарь для совершения бескровных жертв. Отдельные помещения существовали для священных реликвий и пожертвований. Кровавые жертвоприношения совершались на особой площадке, находящейся перед зданием храма, но внутри ограды.
Жрецы
При каждом греческом храме имелся свой жрец. Они даже в древнейшие времена у некоторых племен не играли в обществе значительной роли. Каждый свободный человек мог исполнять обязанности жрецов. Это положение осталось неизменным и после появления отдельных государств. Оракул был в главных храмах. В его функции входило предсказание будущего, а также сообщение того, что было сказано олимпийскими богами.
У греков религия была государственным делом. Жрецы фактически являлись государственными служащими, которые должны были подчиняться законам, как и другие граждане. При необходимости жреческие обязанности могли исполнять главы родов или цари. При этом религии не обучали, богословских трудов не создавали, то есть религиозная мысль никак не развивалась. Круг обязанностей жрецов ограничивался исполнением определенных обрядов в храме, к которому они относились.
Возникновение христианства
Возникновение христианства хронологически относится к середине 2 в. н. э. В наши дни существует мнение, что оно появилось как религия всех "оскорбленных" и "униженных". Однако это не так. На самом деле на пепелище пантеона греко-римских богов появилась более зрелая идея веры в одного высшего существа, а также идея богочеловека, который принял смерть ради спасения людей. Культурная и политическая обстановка в греко-римском обществе была сильно накалена. Необходимо было получить защиту и опору от соблазнов и внешней нестабильности. Другие национальные религии Древней Греции не смогли предоставить их. И эллины обратились к христианству. Об истории его становления в этой стране мы сейчас и поговорим.
Раннехристианская церковь
Раннехристианская церковь, кроме внутренних противоречий, порой подвергалась и внешним гонениям. Христианство в ранний период его существования не было признано официально. Поэтому приверженцы его должны были собираться тайно. Первые христиане Греции старались не раздражать власти, поэтому не очень-то активно распространяли свою веру в "массы" и не стремились утвердить новое учение. Эта религия в течение 1000 лет прошла путь от подпольных разрозненных обществ до имеющего мировое значение учения, которое повлияло на развитие множества цивилизаций.
Краткая история христианства Древней Греции
В наши дни главная религия в Греции - православное христианство. Практически 98 % верующих придерживаются его. Очень рано жители Греции приняли христианство. После того как Константин, римский император, принял эту религию, в 330 году н. э. он перенес в Константинополь свою столицу. Новый центр стал своего рода религиозной столицей Византийской или Восточной Римской империи. Через некоторое время возникли напряженные отношения между патриархами Рима и Константинополя. В результате этого в 1054 году произошел раскол религии. Она была разделена на католицизм и православие. Православная церковь поддерживала и представляла христианскую Восточную Европу после завоевания ее османами. После революции, произошедшей в 1833 году, греческая церковь стала одной из первых православных в регионе, признавших и поддержавших духовное лидерство константинопольского патриарха. До сих пор жители Греции верны выбранной религии.
Современная православная церковь
Интересно, что церковь в Греции и сегодня не отделена от государства, как во многих других странах. Она является автокефальной. Архиепископ - глава ее. Его резиденция находится в Афинах. Католичество исповедуют немногочисленные жители отдельных островов Эгейского моря, которые принадлежали когда-то Венецианской республике. На острове Родос и во Фракии живут, помимо греков, и турки-мусульмане.
Религия является составной частью множества аспектов греческого общества. Православная церковь оказывает влияние, к примеру, на систему образования. В Греции дети посещают религиозные курсы, которые являются обязательными. Кроме того, каждое утро они молятся вместе перед занятиями. Церковь влияет также на принятие решений по отдельным политическим вопросам.
Языческие организации
Суд в Греции не так давно разрешил деятельность ассоциации, объединяющей поклонников древних богов. Языческие организации, таким образом, стали легальными в этой стране. Сегодня возрождается религия античной Греции. Язычества придерживаются около 100 тыс. греков. Они поклоняются Гере, Зевсу, Афродите, Посейдону, Гермесу, Афине и другим богам.
Интересные материалы:
Троицкий собор, Псков - символ веры и защитник земли Русской Древнеегипетская богиня Маат
nlo-mir.ru
Древнегреческая религия
Религия была органической частью греческой культуры и оказывала на нее большое влияние. Так же как и у других народов древности, греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственности, формы и направление художественного творчества, его разных проявлений в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке. Богатая греческая мифология, сложившаяся еще в архаический период, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов, героев между собой и людьми создали богатый арсенал образов, которые стали отправной точкой для разработки художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил природы, против самих могущественных богов, послужили основой для создания замечательной греческой литературы V–IV вв. до н. э.
Особым почитанием греков в древнейшую эпоху пользовалась мать-земля. Это
отражало и влияние оставленного в прошлом матриархата, и значение земледелия
как основной отрасли хозяйства народа. Богиня земли Гея считалась матерью
всего живущего. Позже культ земли включил также почитание Реи, Деметры,
Персе фоны и мн. более мелких божеств, связывавшихся с обработкой почвы,
посевом и уборкой урожая. Боги представлялись грекам занятыми тем или иным
трудом: Гермес и Пан — наблюдением за стадами, Афина — выращиванием
оливкового дерева и т. п. Поэтому, чтобы человек мог успешно выполнять к.-л.
дело, считалось необходимым задобрить то или иное божество жертвоприношением
ему плодов, молодых животных и т. п. Иерархии среди богов в древнейшую эпоху
у греков не существовало, что свидетельствовало о разрозненности греч.
племен.
Храм Афины в Пестуме. Фото: Greenshed
В религ. верованиях греков сохранялись остатки первобытных религий — остатки фетишизма (напр., почитание камней, особенно т. н. дельфийского омфала), тотемизма (орел, сова, корова и пр. животные были постоянными атрибутами богов, а сами боги нередко изображались принимающими облик животных), магии. Большое значение в Д.-г. р. имел культ предков и вообще умерших (см. Предков культ), в связи с к-рым состоял и культ героев — полулюдей-полубогов. В более позднюю, «классич.», эпоху в культе умерших появилось представление о жизни душ праведников на Елисейских полях (см. Элизиум).
С установлением в Греции господства родовой знати мелкие местные божества
были оттеснены в сознании народа «олимпийскими богами», местопребыванием
к-рых считалась г. Олимп. Эти боги— Посейдон, Аид, Гера, Демет-ра, Гестия,
Афина, Афродита, АполЛон, Артемида, Гефест, Арес, Гермес и Др.— уже
рассматривались как некая семья, имеющая и «старших» и своего верховного
главу — «отца людей и богов» Зевса, воплощавшего в религ. форме черты
патриархального владыки. Т. о. возникла иерархия богов, отражавшая окрепшую
иерархию зарождавшегося классового общества. Олимпийские боги выступали в
сознании древних греков как покровители знати и защитники ее власти. Это
представление наложило явную печать на гомеровские поэмы «Илиаду» и
«Одиссею», где дана широкая картина быта, нравов и религ. верований той
эпохи. Изображенные в поэмах дворец Зевса на Олимпе, сверкающий стенами и
полами из золота, роскошные одеяния богинь, а также постоянные распри и
интриги среди богов были своеобр. отражением жизни и идеалов греч. родовой
аристократии. Низшие слои народа, противостоявшие аристократии, нередко
предпочитали поклоняться не олимпийским, а своим старым земледельческим
богам.
Греки представляли богов и героев в образах красивых людей, это стало исходным рубежом для разработки скульптурного образа героизированного гражданина, полноправного члена полисного коллектива. Прекрасное божественное существо живет, по представлениям греков, в прекрасном жилище, и греческие архитекторы направили свои усилия на разработку храмового здания как наиболее совершенного архитектурного сооружения и сделали его одной из исходных основ для развития всей греческой архитектуры.
Для создания системы духовных ценностей древних греков имело первостепенное значение своеобразное понимание природы божества. Греки воспринимали своих богов, даже самых высших, как могучих, но не всемогущих, подчиняющихся силе высшей необходимости, которая довлеет над богами так же, как и над людьми. Известная ограниченность всемогущества божества, некоторая близость мира богов к человеку через своеобразное посредничество полубогов — героев, через взаимоотношения богов с людьми в принципе возвышало человека, развивало его способности и открывало большие перспективы для создания художественных образов героизированных, сильных людей, и для философского размышления о сущности человека, могуществе его сил и разума.
Непременной частью религиозного культа в V–IV вв. до н. э. стали почитания главного божества данного полиса в форме торжественных шествий граждан со статуей божества и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. Среди праздничных действий обязательными были пиршество (в жертву обычно приносились лишь внутренности животных, большая часть туши шла на угощение), состязания молодых атлетов, разыгрывание сценок из жизни богов или горожан. Участие в торжественной процессии, жертвоприношении, состязаниях и театральных сценках основной массы граждан придавало празднеству всенародный характер, делало его важным общественным событием.
В V в. до н. э. в большинстве греческих полисов (особенно ярко это проявилось в Афинах) празднование в честь главного божества — покровителя полиса стало рассматриваться как демонстрация силы и богатства полиса, смотр его достижений и успехов, как проявление единства всего полисного коллектива. Религиозные начала таких празднеств несколько стушевываются, а общественно — политические и идеологические стороны проявляются явственнее и полнее. Все большее внимание уделяется гимнастическим состязаниям и театральным представлениям, подготовка к ним, которую ведет весь город, становится сильным творческим импульсом. Такие празднества, как Панафинеи в Афинах в честь богини — покровительницы города Афины, Дионисии в честь бога растительности, виноградарства, вина и веселья Диониса, Олимпийские празднества в честь верховного бога неба, грома и молнии Зевса, Пифийские в Дельфах в честь бога Аполлона, Истмийские в честь бога морей и морской влаги Посейдона в Коринфе, превращаются в крупные общественные события не только местного, но и общегреческого значения.
Самыми знаменитыми из них стали Олимпийские празднества, или Олимпийские игры, справлявшиеся раз в четыре года. Олимпийские игры первоначально были традиционной частью культа в честь Зевса, в котором, как и в других аналогичных религиозных церемониях, состязания атлетов и театральные развлечения лишь дополняли культовые действия. Однако уже в VI в. до н. э. религиозные церемонии стали восприниматься как своего рода вступительная часть к спортивным состязаниям, приобрели характер общегреческих, и даже театральные действа были отодвинуты на второй план. В других празднествах, например на Пифийских играх, вышли на первое место не спортивные, а музыкальные состязания кифаредов и авлетов (т. е. исполнителей, играющих на кифарах и флейтах). В Афинах во время празднования Панафинеи и Дионисий в V в. до н. э. постепенно возрастает роль театральных представлений (ставили трагедии и комедии), из которых вырос замечательный греческий театр, сыгравший огромную роль в общественной жизни, воспитании и всей культуре древних греков.
Оформление в Греции городов-государств (полисов) и дальнейшее развитие
рабовладельческого общества изменили характер греч. религии. Возникли и
распространились культы богов-покровителеи ремесла и торговли. Так, богом
кузнецов стал Гефест, богом торговли — Гермес. Происходило смещение
представлений о функциях богов: покровителями ремесел в каждом городе обычно
объявлялись боги, считавшиеся и охранителями самого города: напр., в Афинах —
Афина, в Коринфе — Посейдон, в Дельфах — Аполлон. В VIII—VII вв. дон. э. в честь
богов стали воздвигаться первые храмы. Расцвет храмового строительства в Афинах
относится к V—IV вв. до н. э. Отправление культа в целом находилось под
контролем государства. Жреч. корпораций в греч. гос-вах как правило не
существовало. Избранные по жребию должностные лица выполняли и обязанности
жрецов.
В признании общегреч. богов и связанных с ними святынь отчасти находило
проявление сознания единства греч. народа, не объединенного в одно государство.
Так, большую известность во всем греч. мире получили святилище в Олимпии и
Дельфийский оракул. Все греки могли участвовать в играх и состязаниях, которые
устраивались периодически при таких святилищах. Олимпийские игры (олимпиады)
стали основой др.-греч. летосчисления.
Наряду с культами, предназначавшимися для всего населения, в Греции рано
возникли тайные религ. общества и культы, к участию в которых допускались только
посвященные (мисты). Наиболее известны таинства в честь Деметры (элевсинские
мистерии) и в честь Диониса (дионисии). Посвященному в таинства элевинских
мистерий на некоторых условиях обещалось спасение и блаженство после смерти.
Участник диони-сий, как считали, приобщался к божеству — посредством съедания
сырого мяса заяживо раздираемого животного. Мистериальные культы в
позднеантичпый период в определенной мере являлись выражением
неудовлетворенности условиями жизни и захватывали значит, часть низших слоев
др.-греч. общества.
biofile.ru
Возникновение религии в Древней Греции
Древнегреческая мифология и религия оказали огромное влияние на искусство и культуру не только Древней Греции, но и всего мира. С тех пор многие художники, философы, поэты и скульпторы черпают вдохновение из древнегреческой мифологии.
Самые ранние сведения о мифологии ученые получают из древнейших письменных памятников эгейской культуры. Это глиняные таблички, заполненные линейным письмом «Б». В то время люди поклонялись немногочисленным богам. Но уже в крито-микенскую эпоху появились Зевс, Афина, Дионис и другие божества.
После упадка крито-микенской цивилизации наступили «темные века». Мифология того времени известна нам только по более поздним письменным источникам.
Произведения многих античных писателей и поэтов наполнены прекрасными мифологическими образами. В эпоху эллинизма появляется традиция создания аллегорических мифов и легенд. Все это становится почвой для процветания классической драматургии.
Не все люди в античности идеализировали мифологию. Некоторые древнегреческие авторы объясняли мифы и легенды рационально. Одни видели в богах обычных людей с их страстями и слабостями, другие видели героев, которых обожествляли за их великие дела.
Вся история Древней Греции неразрывно связана с религией. Религия в жизни древних греков занимала особое место. Об этом свидетельствует конкретные представления о мире богов и героев, которые преобладают над абстракциями. В самом позднем варианте древнегреческой религии некоторых выдающихся жрецов, правителей или воинов могли обожествить даже при жизни. Древнегреческое религиозное сознание не имело четкого догматического учения. По всей территории Эллады существовало множество амфиктионий – культовых сообществ. При этом культы делились на государственные и частные. В античности религия существовала в государстве, точно также как государство существовало в религии. Любой культовый деятель или жрец одновременно занимал государственную должность.
Каждый житель греческого полиса обязан был наряду со своими домашними божествами отдавать почтение и общегосударственным богам.
Все это обусловило рост огромного количества народных суеверий и внешнего, обрядового почитания тех или иных божеств. Суеверия находили себе благоприятную почву среди почитателей культуры востока.
www.greeceonlain.ru
Религия Древней Греции - Лилия-Тревел.РУ
Древняя Греция — колыбель нашей цивилизации! Ее сказания и мифы поучительны, показательны и разнообразны. Вера эллинов основывалась на почитании божеств и соблюдении многочисленных культов и обрядов. Но была ли религия Древней Греции единой и целостной, или ее вовсе не существовало? Давайте разбираться!
Мифы, как попытка объяснить суть природных и жизненных процессов
Религия — это не только и не столько поклонение высшим силам или нескольким божествам, иначе бы это называли политеизмом. Но у «первых» людей была особая форма верования — язычество, или такое понятие, которое более приятно просвещенному уху ученого люда, как этническая религия. Судя по тем фактам, которые предлагает нам современная трактовка истории, человечество пропустило через себя много форм верований: язычество, тотемизм, шаманизм и прочее-прочее. Мифы — одна из них.
Однако, что такое миф, как не попытка объяснить жизнь и ее процессы? Например, профессор А.В.Семушкин объяснил это понятие, как сакральные ценностно-мировоззренческие истины, с одной стороны, и повседневные (чувственные, не лишенные мышления), с другой стороны. Людям свойственно сочинять, придумывать, преувеличивать. Отсюда «растут ноги» у сказок и побасенок. Но мифы — дело более «серьезное». Ведь они давали почву для восприятия мира, морали и поведения в обществе.
Например, религиовед и философ Мирча Элиаде так написал о греческой религии: «…Выходит, что возможности человека ограничены его природой и у каждого в отдельности — собственной мойрой. Исток человеческой мудрости — осознание бренности и ненадежности существования… Поскольку боги положили предел его возможностям, человек в конце концов начал превозносить и даже обожествлять чисто человеческие свойства…». Джордж Шепфлин призвал видеть в мифологии Древней Греции «…содержание, а не соответствие историческим свидетельствам…», а Иоганн Гердер назвал ее «…выражением детского века человечества…».
Итак, если религия — есть общественное сознание, мировоззрение, обусловленные единой верой, сводом правил, культов, обрядов, объединяющих людей или группу людей, то у греков не было единой религиозной системы, священных книг, заповедей и строгой догматики. Боги в их мифах — это весьма оригинальное явление. Их наделяли человеческими достоинствами и пороками, они могли «бороться» между собой, а значит, о всесильности и всемогуществе речи не шло. Хотя с другой стороны, масса культовых обрядов, праздников, жертвоприношений и даров давали почву эллинам думать о возможной благосклонности со стороны богов.
Религия в эпоху Гомера и Гесиода
Гомер значительно повлиял на веру греков, «описав» их представления о богах в логической цепочке событий, происходивших на Олимпийской арене. Существует даже такое понятие, как Гомеровская религия, ведь он первым изложил основу веры эллинов в «Илиаде» и «Одиссее». Так, мир узнал, что Зевс был Владыкой Мира. Однако свою власть он делил между двумя братьями — Посейдоном и Аидом. Его супругой была мстительная и ревнивая Гера, от которой у него были дети, тоже ставшие богами Олимпа. Однако Зевс был отнюдь не «прилежным» супругом, изменяя жене-богине с земными женщинами, которые рожали от него детей, а Гера их потом жестоко наказывала.
По большому счету, боги Олимпа кроме умения превращаться или превращать других в животных или птиц, не обладали ничем таким сверхчеловеческим. Да, они были исполинами и жили между небом и землей. Но они также как люди отдыхали, с удовольствием предавались плотским утехам, ругались, часто тешили себя веселыми пиршествами и другими формами развлечений. Единственное их отличие от людей — это бессмертие. Но даже его они получали не «благодаря» своей природе, а возможности пить чудесный напиток амбросию, дающий им вечную молодость и жизнь. Нравственный идеал богов Олимпа со временем вызывал смех и протесты у самих греков, которые понимали шаткость, легкомыслие и «преступность» их деяний. Например, Аполлон имел, как возлюбленных женского пола, так и мужского.
Религиозные представления эллинов попытался изложить и другой сказитель древности — Гесиод. В своей «Теогонии» он собрал все существующие тогда сказания и мифы, и «рассказал» о Божественном начале, которое проявлялось через акт зачатия и рождения. Начинается все от безликой массы всего и всего, названного Хаосом. Вечная Мать-Земля породила Урана, а затем с помощью Эроса, соединилась с ним, рождая все новые и новые формы жизни. После смен поколения титанидов и титанов родился Зевс, поправший с небесного трона своего отца Крона и ставший отцов богов и людей. Так в жизни эллинов появился Олимп и его божественные обитатели.
Культ Диониса
В Древней Греции существовали различные религиозные культы, связанные с Олимпом. Среди прочих особо выделялось поклонение Дионису — богу вина и удовольствий. В честь него устраивались массовые празднования, которые представляли собой…раскрепощенные сексуальные оргии с поглощением большого количества вина. По одной из версий, Дионис был рожден Зевсом на острове Крит. У поэтов он часто упоминался, как освободитель от забот и печалей, привносивший в жизнь радость и удовольствия.
Интересно, что в дни празднования семейные матроны и девушки всех возрастов уходили в глухие леса, «напивались» вина и устраивали дикие пляски. Считалось, что таким образом они всецело «принадлежат» телом и разумом Дионису.
Орфизм
Примерно в VI веке до нашей эры в Древней Греции возникло мистическое учение орфизм. По мнению ученых он является прообразом монотеистических религий, то есть переход от поклонения сразу нескольким божествам к почитанию единого бога. Орфизм не воспринимался тогда философами должным образом, хотя его догмы справедливы, логичны, и нашли отражение в других религиях. Вот несколько из них:
В каждом человеке есть божественное начало (демон, душа), которое появилось, «благодаря» совершенному греху.
Это начало попадает в тело, но не погибает вместе с ним и существует до его рождения. Причина, почему он попадает в человеческие тела, то есть реинкарнирует — искупление греха.
Орфизм — есть практики, которые ведут к освобождению души от последующих реинкарнаций.
Того, кто посвящен в орфические мистерии и очистился, в ином мире ждет награда, неочистившихся — расплата.
Орфическое учение почти не оставило после себя доказательств. Еще в древности оно пришло в упадок, так как не нашло распространения. Однако небольшие общины орфиков просуществовали вплоть до нашей эры.
Переход к монотеистической религии
В целом же, древнегреческая религия нашла свое отражение в религии этрусков и римлян. Однако после серии законов, запрещающий поклонение и жертвоприношение языческим богам, храмы были закрыты. Так, в 950 году был закрыт последний греческий храм, расположенный в Харране.
Уже в I столетии в Грецию «просочилось» Христианство, а в 988 году оставшиеся греки-язычники приняли Православие. Современная Греция в большинстве своем — православные; лишь небольшая часть греков исповедует католицизм и мусульманство.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
liliya-travel.ru
Религия древней греции кратко
Религия Древней ГрецииВ эпоху Великой колонизации традиционная греческая религия не отвечала духовным запросам современников еще и потому, что в ней трудно было найти ответ на вопрос о том, что ждет человека в его будущей жизни и существует ли она вообще. На свой лад этот мучительный вопрос пытались решить представители двух тесно связанных между собой религиозно-философских учений - орфиков и пифагорейцев.Как те, так и другие оценивали земную жизнь человека как сплошную цепь страданий, ниспосланных людям богами за их грехи. Вместе с тем и орфики, и пифагорейцы верили в бессмертие души, которая, пройдя длинный ряд перевоплощений, вселяясь в тела других людей и даже животных, религия древней греции кратко очиститься от всей земной скверны и достичь вечного блаженства. Мысль о том, что тело есть всего лишь временная "темница" или даже "могила" бессмертной души, оказавшая огромное влияние на многих более поздних приверженцев философского идеализма и мистицизма, начиная от Платона и кончая основопложниками христианского вероучения, впервые возникла именно в лоне орфико-пифагорейской доктрины.В отличие от орфиков, более близких к широким народным массам и положивших в основу своего учения лишь несколько переосмысленный и обновленный миф о умирающем и воскрешающем божестве живой природы Дионисе-Загрее, пифагорейцы представляли собой замкнутую аристократическую секту, враждебную демократии. Их мистическое учение носило гораздо более рафинированный характер, претендуя на возвышенную интеллектуальность. Не случайно, и сам Пифагор (автор знаменитой теоремы, которая до сих пор носит его имя), и его ближайшие ученики и последователи были увлечены математическими вычислениями, отдавая при этом щедрую дань мистическому истолкованию чисел их сочетаний.И орфики, и пифагорейцы пытались исправить и очистить традиционные верования греков, заменив их более утонченной, духовно наполненной формой религии. Совсем иной взгляд на мир, во многом уже приближающийся к стихийному материализму, в это же самое время (VI. до н.э.) развивали и отстаивали представители так называемой ионийской натурфилософии: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Все трое были уроженцами Милета - самого большого и экономически развитого из греческих полисов Малой Азии.Не случайно самые древние мифы олимпийского цикла начинаются с истребления существ, которым, вероятно, в предшествующий период поклонялись как богам. Бог Аполлон убивает пифийского дракона и великанов, люди-полубоги, сыновья богов уничтожают других чудовищ: Медузу, Химеру, лернейскую Гидру. И окончательную победу над древними богами торжествует Зевс, царь богов Космоса. Образ Зевса очень сложен и сформировался в мифологии греков не сразу. Представления о Зевсе сложились только после дорийского завоевания, когда пришельцы с севера придали ему черты абсолютного бога-владыки.В счастливом и упорядоченном мире Зевса его сыновья, рожденные от смертных женщин, завершают дело своего отца, истребляя последних чудовищ. Полубоги, герои символизируют единство миров божественного и человеческого, неразрывную связь между ними и благотворное внимание, с каким боги наблюдают за людьми. Боги помогают героям (например, Гермес — Персею, а Афина — Гераклу), а наказывают только нечестивцев и злодеев. Представления об ужасных демонах тоже изменяются — они теперь выглядят скорее просто могущественными духами, обитателями всех четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха.Третий период. Становление и развитие государства, усложнение общества и общественных отношений, обогащение представлений об окружающем Грецию мире неизбежно усиливали чувство трагичности бытия, убежденности, что в мире господствуют зло, жестокость, бессмысленность и абсурд. В поздний героический период развития греческой мифологии возрождаются представления о силе, которой подчиняется все существующее — и люди, и боги. Рок, неумолимая судьба царит над всем. Перед ней склоняется даже сам Зевс, вынужденный то силой выпытывать у титана Прометея предсказания собственной судьбы, то смиряться с испытаниями и мучениями, через которые должен пройти его любимый сын Геракл, чтобы он смог вступить в сонм богов. К людям судьба еще более беспощадна, чем к богам, — ее жестокие и часто бессмысленные повеления исполняются с неотвратимой точностью — Эдип оказывается проклят, несмотря на все свои усилия спастись от предсказанной участи, гибнет также прячущийся от воли рока Анхиз, дед Персея, даже целый род Атридов не может уйти от слепого приговора судеб, будучи вовлечен в бесконечную череду убийств и братоубийств.Да и боги теперь уже не настолько милостиво настроены к людям. Наказания тех, кто нарушил их волю, ужасны и неоправданно жестоки: Тантал вечно мучается от голода и жажды, Сизиф обязан постоянно поднимать на адскую гору тяжелый камень, Иксион прикован к вращающемуся огненному колесу.В позднем греческом обществе религия постепенно приходила в упадок, вырождаясь в простое исполнение обрядов, а мифология становилась просто сокровищницей образов и сюжетов для авторов поэм и трагедий. Некоторые философы даже отрицали главную роль богов в сотворении мира, представляя этот космический акт как слияние первоэлементов или стихий. В таком виде греческая религия просуществовала до начала походов Александра Македонского, когда в эллинистических империях она вступила в многогранное и взаимообогащающее взаимодействие с вероисповеданиями Древней Азии.Жертвы и шествия — формы почитания богов в Древней ГрецииЭллинистический период (IV-I вв. до н.э.). Активное взаимовлияние древнегреческой культуры и культур других народов.Основными источниками информации о древнегреческой религии являются произведенияГомера Илиада » и Одиссея» иГеей- ода Теогония». На основании этих произведений можно сделать вывод о том, что древнегреческие боги разделялись на три группы:небесные илиуранические (Зевс и все Олимпийские боги)-подземные или хтонические (Аид, Деметра, Эринии)-земные илиойкуменические (Гестия. боги домашнего очага).В первоначальных представлениях главенствующее место занимала богиня-владычица - божество плодородия. Впоследствии она преобразовалась в жену высшего Бога -Геру. Затем выделяется мужское божество -Зевс. Его положение равно положению царя среди аристократии и простых подданных. Зевс и Гера образуют божественную пару, образец семьи и верховной власти. Одного с ними поколения - богиПосейдон иДеметра. Младшее поколение Богов - это сыновья Зевса -Апполон, Гефест иАрес- дочери -Афина, Артемида, Афродита. Они являются исполнителями воли Зевса и получают во власть свою часть мироустройства.Зевс становится высшим богом в борьбе с предшествующими поколениями богов:Ураном, Кроносом, титанами. Эти боги повержены, но не уничтожены. Они являются олицетворением стихийных сил природы. Помимо указанных богов, в греческий пантеон входили местные божества- таким образом, пантеон богов был очень велик. Боги носили антропоморфный характер. Они обладали такими же чертами характера, как и люди, но отличались тем, что могли перевоплощаться в животных и были бессмертны.У древних греков существовало представление одемонах - низших сверхъестественных силах. К демонам относилисьнимфы, сатиры, селены. В честь демонов совершались ритуалы, обряды, которые были направлены на то, чтобы демоны не нанесли людям вреда. Древние греки различалисуеверие иверу. Слишком старательное поклонение демонам (суеверие) осуждалось в обществе.У древних греков большое место занималкульт предков. Греки считали, что умершие могут вредить живущим людям- и чтобы этого не случилось их нужно ублажать, т.е. приносить жертвы. Особенно недопустимым считалось непредание земле праха (отсутствие погребения). Существовало представлние о царстве мертвых Аиде. В Аиде умершие люди делились на грешников и праведников- грешники попадали вТартар (подобие ада). Учение о посмертном существовании называлосьорфизм (по имени древнегреческого героя, побывавшего в мире мертвых).Большое значение имело исполнение ритуалов, существовали государственные культы. Эти культы осуществлялись периодически, а также в ознаменование особенно значительных событий (бедствия, победы и т.д.).В VI. до н.э. был учрежден праздник - Великие Панафинеи» в честь богини Афины. Для этого праздика был построенАкрополь. Ритуал совершался один раз в четыре года в июле-августе и длился пять дней. Сначала проходили ночные празднества, демонстрация. Затем совершались жертвоприношения. Считалось, что боги питаются запахом мяса, а люди питались мясом. Подобные празднества посвящались и другим богам, напримерВеликие Диони сии » - в честь богаДиониса. Поэты и музыканты слагали гимны. Кроме того, проводилисьмистерии - тайные, сокровенные ритуалы. В мистериях запрещалось участвовать непосвященным.Жрецы Древней Греции не пользовались таким авторитетом, как в Египте. они не выделялись в особое сословие, совершать ритуал мог любой гражданин, например глава семьи. Для совершения обрядов человека выбирали на собрании общины. В некоторых храмах служба требовала особой подготовки, поэтому выбирали людей знающих. Иногда их называлиоракулами. так как считалось, что они способны передавать волю богов.В Древней Греции существовали различные религиозные общины. Основой религиозной жизни быласемья. Семьи объединялись вофратрии. фратрии объединялись вфилы (прежде всего по профессиональному признаку). Были такжесекты - тайные организации, которые собирались вокруг лидера.
hotels-greece.ru
Религия и мифология древней греции
Д РЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ — религия и мифология древних греков (эллинов). По мнению А. Ф. Лосева, сущность греческой мифологии определяется особенностями первобытнообщинного строя греков, которые воспринимали мир как жизнь одной огромной родовой общины и обобщали всё многообразие человеческих отношений и природных явлений в мифе.Греческую мифологию следует рассматривать в постоянно меняющемся социальном историческом контексте античного мира.В героический период происходит концентрация мифологических образов вокруг горы Олимп и начинается переход к художественно развитому, строгому героизму.По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии.В дальнейшем наивная мифология приобретает служебный характер, становясь одной из форм художественного выражения различных религиозных, социально-политических, моральных и философских идей полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе искусстве.Доолимпийский период развития греческой мифологии. Жизнь воспринимается первобытным сознанием в неупорядоченном виде.Окружающее одушевляется, населяется различными непонятными силами.Все вещи и явления — это мир несоразмерности, диспропорции и дисгармонии.Земля с составляющими ее предметами представляется первобытному сознанию живой, одушевленной, всё из себя производящей и всё собой питающей, включая небо, которое она тоже, рождает из себя, богов, демонов и людей.Поэтому древнейшая мифология называется хтонической».Змей (змея) — наиболее типичное хтоническое существо.Появление в поздних мифах героев, убивающих драконов, является свидетельством борьбы новой культуры с хтонизмом. Даже светлые и прекрасные богини, как Афина Паллада, имели свое змеиное» прошлое:в храме Афины Паллады (афинский Акрополь) содержалась священная змея- в Аргосе змеи считались неприкосновенными.Сам человек мыслился фетишистски (Фетишизм )- его духовная жизнь отождествлялась либо с его функциями, либо с человеческим организмо: голова растерзанного вакханками Орфея плывет к Лесбосу, пророчествует и творит чудеса- глаза Афины Паллады поражают диким и магнетическим выражением- глаза Медузы Горгоны превращают в камень всё, на что падет ее взгляд.Фетишистские представления переносились на родовую общину.Люди полагали, что их род представлен каким-нибудь животным, растением или даже неодушевленной вещью.По мере развития хозяйства человек начинает интересоваться вопросами изготовления различных предметов, их составом и устройством.Совершился переход к анимизму.Первоначально анимизм был связан с представлением о некоей силе, злой или (реже) благодетельной, определяющей судьбу человека.В дальнейшем появляются демоны отдельных вещей, событий, обладающие разной силой воздействия на человеческую жизнь и природу.Боги и демоны греческой мифологии мыслятся обычно как существа материальные, чувственные. Так называемые тератологические мифы (от греч. чудо», чудовище») повествуют о чудовищах, символизирующих силы земли.Гесиод подробно рассказывает о порожденных небом Ураном и землей Геей титанах, киклопах и сторуких. Порождением Земли и Тартара является стоглавый Тифон.Среди порождений земли есть эринии — страшные, седые окровавленные старухи с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах, которые преследуют преступников. От Ехидны и Тифона рождаются собака Орф, пятидесятиголовый кровожадный страж Аида Кербер (Цербер), Лернейская гидра, Химера с тремя головами: львицы, козы и змеи, с пламенем изо рта, Сфинкс, убивающий всех, кто не разгадал его загадки- а от Ехидны и Орфа — Немейский лев. Миксантропическими демонами являются сирены (полуптицы-полуженщины), кентавры (полукони-полулюди).Тератологическая мифология эпохи матриархата (Медуза Горгона, Сфинкс, Ехидна, Химера — чудовища женского пола) получает обобщение и завершение в образе Великой матери, или богини-матери.При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец. Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира).Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины- затем, и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним- внутреннее религиозное сознание было, с нашей точки зрения, наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока)- зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу- религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более близкому изучению.В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), религия и мифология древней греции (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное- возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Volker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer, 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, нем. Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Мюллера, нем. К. О. Muller).Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения- но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеapийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по Религия и мифология древней греции. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм). В последнее время усилилась реакция против индоевропейской мифологии. Превосходное изложение и критику этой сравнительной индогерманской мифологии, равно как и других объяснений возникновения культа и мифа, можно найти в первой главе труда О. Группе «D. griech. Kulte und Mythen in ihr. Bez. zu den orient. Religionen» (нем. О. Gruppe, т. 1, 1887).В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную- наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира- несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты- но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins, 1890). Знаменаельно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному- характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев- любопытно мистическое содержание греческой религии.При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).Списки богов, мифологических существ и героевСписки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.Первое поколение боговСначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь)- боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море). Боги имели облик тех природных стихий, которые они воплощали.Второе поколение боговДети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), керы (несчастья), мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), эринии (Мщение), Эфир (Воздух)- Апата (Обман).ТитаныТитаны: Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос, Океан.Титаниды: Мнемозина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида.Дети титанов (второе поколение титанов): Астерия, Атлас, Гелиос, Лето, Менетий, Прометей, Селена, Эос, Эпиметей.ОлимпийцыАид — бог подземного мира